О проекте Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2006 года N 1037

       Сноска. Проект Закона отозван из Парламента РК постановлением Правительства РК от  05.06.2008  N 538

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект

  Закон Республики Казахстан
Об использовании воздушного пространства
Республики Казахстан

      Настоящий Закон определяет порядок использования воздушного пространства Республики Казахстан в целях охраны интересов граждан и государства.

  Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) эмиссия вредных веществ авиационных двигателей - выброс в атмосферу авиационными двигателями продуктов сгорания, полученных при сжигании топлива;

      2) специальная зона - район полетов государственной авиации, установленный на определенный период времени;

      3) аэронавигационная информация - сведения, включающие характеристики фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радиоэлектротехническими средствами;

      4) использование воздушного пространства - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства;

      5) орган обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) - орган, обеспечивающий обслуживание воздушного  движения (управление воздушным движением) в пределах определенных границ воздушного пространства;

      6) зона ответственности - воздушное пространство установленных размеров, в котором орган обслуживания воздушного движения (управления воздушным движением) осуществляет свои функции;

      7) поисково-спасательные работы - комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим;

      8) полет международный - полет воздушного судна, при котором воздушное судно пересекает границу иностранного государства;

      9) эшелонирование - вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве, обеспечивающее безопасность воздушного движения.

       Статья 2. Суверенитет над воздушным пространством

      Республике Казахстан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией Республики и ее территориальными водами.

         Статья 3. Законодательство, регулирующее использование
                воздушного пространства Республики Казахстан

      1. Законодательство Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан основывается на  Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, вступившим в силу для Республики Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

  Глава 2. Государственное регулирование
и контроль за соблюдением правил в области
использования воздушного пространства
Республики Казахстан

         Статья 4. Государственное регулирование и контроль за
                 соблюдением правил в области использования
                 воздушного пространства

      1. Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, а также ответственности за их соблюдение.
      2. Государственное регулирование в области использования воздушного пространства осуществляют следующие государственные органы:
      1) уполномоченный орган в области обороны в сфере использования воздушного пространства в частях используемых для полетов государственной авиации;
      2) уполномоченный орган в области гражданской авиации в сфере использования той части воздушного пространства, которая в установленном Правительством Республики Казахстан порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
      Взаимодействие уполномоченных органов, указанных в подпунктах 1), 2) настоящего пункта осуществляет Межведомственная комиссия, создаваемая по совместному решению уполномоченного органа в области обороны и уполномоченного органа в области гражданской авиации.
      3. Непосредственный контроль за соблюдением порядка и правил использования воздушного пространства всеми его пользователями при выполнении полетов воздушных судов и/или других летательных аппаратов, а также проведении иной деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, совместно с войсками  противоздушной обороны осуществляют:
      1) на воздушных трассах, местных воздушных линиях и районах аэродромов - главный центр планирования воздушного движения и региональные (районные) центры обслуживания воздушного движения аэронавигационной организации;
      2) вне воздушных трасс, в специальных зонах и других районах полетов государственной авиации, пролетах государственной границы - главный и районные центры управления воздушным движением Вооруженных Сил Республики Казахстан.

        Статья 5. Компетенция Правительства Республики
                 Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области использования воздушного пространства;
      2) утверждает Правила использования воздушного пространства Республики Казахстан;
      3) утверждает Правила выполнения особо важных полетов;
      4) утверждает Правила выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов;
      5) утверждает нормативные правовые акты в сфере радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
      6) осуществляет международное сотрудничество в области использования воздушного пространства.

        Статья 6. Государственные органы в области
                 использования воздушного пространства

      1. Уполномоченный орган в области гражданской авиации в пределах своей компетенции:
      1) осуществляет реализацию основных направлений государственной политики в области использования воздушного пространства;
      2) утверждает Правила выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов гражданских воздушных судов и выдает указанные разрешения;
      3) разрабатывает Правила выполнения особо важных полетов;
      4) пресекает нарушение порядка использования воздушного пространства гражданскими воздушными судами;
      5) осуществляет контроль за маркировкой объектов в районе аэродромов гражданской авиации;
      6) ведет учет нарушений порядка использования воздушного пространства гражданской и экспериментальной авиацией;
      7) разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и органом национальной безопасности перечень воздушных трасс и местных воздушных линий;
      8) утверждает документы аэронавигационной информации;
      9) разрабатывает нормативные правовые акты в сфере радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи.
      2. Уполномоченный орган в области обороны в пределах своей компетенции:
      1) разрабатывает и утверждает перечень запретных зон и зон ограничения полетов;
      2) устанавливает режимы использования воздушного пространства;
      3) принимает меры по отражению воздушного нападения или предотвращению и/или прекращению нарушения государственной границы Республики Казахстан, порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан, а также по ликвидации применения силы или угрозы применения силы против суверенитета, территориальной целостности и общественной безопасности Республики Казахстан;
      4) запрещает использование воздушного пространства Республики Казахстан или его отдельных районов;
      5) выдает специальные разрешение на пролет над территорией запретных зон и зон ограничения полетов;
      6) ведет учет нарушений порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан государственной авиацией;
      7) пресекает нарушение порядка использования воздушного пространства;
      8) осуществляет контроль за маркировкой объектов в районе аэродромов государственной авиации;
      9) выдает разрешения на выполнение международных нерегулярных (разовых) полетов для экспериментального или государственного воздушного судна Республики Казахстан.
      3. Государственные органы, указанные в пунктах 1, 2 настоящей статьи совместно:
      1) разрабатывают Правила использования воздушного пространства;
      2) разрабатывают Правила выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов.

  Глава 3. Организация использования
воздушного пространства

         Статья 7. Основные принципы организации использования
                 воздушного пространства

      1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
      Организация использования воздушного пространства включает в себя:
      1) установление структуры воздушного пространства;
      2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 14 настоящего Закона;
      3) обеспечение разрешительного порядка использования контролируемого воздушного пространства;
      4) определение порядка использования неконтролируемого воздушного пространства;
      5) организацию воздушного движения, представляющую собой:
      обслуживание (управление) воздушного движения (аэронавигационное обслуживание);
      организацию потоков воздушного движения;
      организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
      6) контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства.
      2. Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации и уполномоченным органом в области обороны, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном настоящим Законом и Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.
      Органы обслуживания воздушного движения подразделяются на органы диспетчерского обслуживания воздушного движения, центры полетной информации или пункты сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения. Органы диспетчерского обслуживания воздушного движения или органы управления воздушным движением подразделяются на районные диспетчерские центры, диспетчерские пункты подхода или аэродромные диспетчерские пункты.
      3. Организация структуры воздушного пространства должна осуществляться при соблюдении установленных норм по охране окружающей среды.
      4. Обслуживание воздушного движения в верхнем и нижнем воздушном пространстве Республики Казахстан, за исключением специальных зон и районов полетов государственной авиации, осуществляется аэронавигационной организацией, находящейся в исключительной собственности государства.
      5. Ответственность за обслуживание воздушного движения (управления полетами) воздушного судна в любое время возлагается только на один орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) и передается другому органу при пересечении воздушным судном границе между зонами их ответственности.
      В целях организации структуры воздушного пространства ответственность за организацию и обслуживание воздушного движения в отдельных частях воздушного пространства Республики Казахстан может быть передана другому государству, равно как и Республике Казахстан может быть передана ответственность за организацию и обслуживание воздушного движения в отдельной части воздушного пространства другого государства при условии, что не будет причинен ущерб суверенитету договаривающихся государств.

        Статья 8. Деятельность, связанная с использованием
                 воздушного пространства

      1. К деятельности, связанной с использованием воздушного пространства Республики Казахстан, относятся:
      1) полеты воздушных судов и других летательных аппаратов;
      2) все виды стрельб и пусков ракет, взрывные работы и иная деятельность, связанная с перемещением в воздушном пространстве материальных объектов.
      2. Все юридические и физические лица Республики Казахстан, а также других государств, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, являются пользователями воздушного пространства.

         Статья 9. Структура воздушного пространства

      1. Для осуществления деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, в воздушном пространстве устанавливаются районы обслуживания воздушного движения, районы аэродромов и аэроузлов, воздушные трассы, местные воздушные линии, маршруты и специальные зоны полетов воздушных судов, запретные зоны и зоны ограничения для полетов воздушных судов, районы полигонов, районы взрывных работ, образующие в своей совокупности структуру воздушного пространства Республики Казахстан.
      2. Структура воздушного пространства определяется Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.
      3. Запретные зоны и зоны ограничения полетов устанавливается приказом уполномоченного органа в области обороны по представлению заинтересованных государственных органов и организаций. Перечень запретных зон подлежит обязательному опубликованию в документах аэронавигационной информации.

         Статья 10. Классификация воздушного пространства

      Воздушное пространство Республики Казахстан подразделяется на контролируемое воздушное пространство и неконтролируемое воздушное пространство.
      Под контролируемым воздушным пространством понимается воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание в соответствии с классификацией воздушного пространства.
      Под неконтролируемым воздушным пространством понимается воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное или консультативное обслуживание воздушного движения в соответствии с классификацией воздушного пространства.

        Статья 11. Предоставление аэронавигационного
                 обслуживания в воздушном пространстве

      1. Аэронавигационное обслуживание, предоставляемое аэронавигационной организацией для пользователей воздушного пространства Республики Казахстан, осуществляющих деятельность, указанную в подпункте 1) пункта 1  статьи 8  настоящего Закона независимо от их государственной принадлежности, ведомственной подчиненности и форм собственности осуществляется на основе договоров.
      2. Аэронавигационное обслуживание, предоставляемое пользователям воздушного пространства Республики Казахстан, осуществляется безвозмездно в случаях выполнения полетов:
      1) воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также воздушных судов, маршруты которых были изменены в связи с аварийной ситуацией на борту, отказом или неисправностью материальной части - с момента определения места положения воздушного судна;
      2) воздушных судов для проведения поисково-спасательных работ и/или оказания медицинской помощи населению;
      3) воздушных судов государственной авиации Республики Казахстан, выполняемых по воздушным трассам (местным воздушным линиям) и не относящихся к полетам с коммерческими целями;
      4) воздушных судов, исключительно для перевозки Президента Республики Казахстан, королевских особ, глав государств, правительств и возглавляемых ими делегаций.

       Статья 12. Виды обслуживания воздушного движения

      Обслуживание воздушного движения состоит из следующих видов:
      1) диспетчерское обслуживание воздушного движения - обслуживание, предоставляемое в целях:
      предотвращения столкновений между воздушными судами и воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования;
      ускорения и регулирования воздушного движения;
      2) консультативное обслуживание воздушного движения - обслуживание, предоставляемое в консультативном воздушном пространстве с целью обеспечения оптимального эшелонирования воздушных судов, выполняющих полеты по планам полетов по приборам;
      3) полетно-информационное обслуживание - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;
      4) аварийное оповещение - обслуживание, предоставляемое для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия таким организациям.

         Статья 13. Язык ведения радиообмена при обслуживании
                  воздушного движения

      Ведение радиообмена между аэронавигационными организациями на территории Республики Казахстан и экипажами воздушных судов Республики Казахстан осуществляется на государственном и (или) русском языках, а с экипажами воздушных судов зарубежных государств - на русском или английском языке.

         Статья 14. Приоритеты в использовании воздушного
                  пространства

      Право на использование части воздушного пространства при наличии двух или более заинтересованных в этом пользователей воздушным пространством предоставляется в соответствии со следующими приоритетами:
      1) отражения воздушного нападения или предотвращение и прекращение нарушения государственной границы Республики Казахстан, порядка использования воздушного пространства, ликвидация применения силы или угрозы применения силы против суверенитета, территориальной целостности и общественной безопасности Республики Казахстан;
      2) оказание помощи при стихийных и иных бедствиях, катастрофах, авариях, аварийных и иных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей или создающих опасность нанесения значительного материального ущерба;
      3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей, проведение плановых учений уполномоченного органа в области обороны, а также полеты воздушных судов или иная деятельность, осуществляемая в соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан;
      4) полеты воздушных судов или иная деятельность, осуществляемая в соответствии с международными соглашениями Республики Казахстан;
      5) особо важные полеты с целью перевозки Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц Республики Казахстан;
      6) регулярные перевозки пассажиров, грузов и почты;
      7) полеты государственной авиации Республики Казахстан, а также других государств в соответствии с межгосударственными и межправительственными соглашениями;
      8) проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ;
      9) нерегулярные воздушные перевозки, выполнение авиационных и иных работ в интересах экономики;
      10) проведение учебных, демонстрационных, культурно-просветительных мероприятий, а также полеты авиации общего назначения.

         Статья 15. Запрещение использования воздушного
                  пространства

      Использование воздушного пространства Республики Казахстан или отдельных его районов может быть запрещено для осуществления деятельности, указанной в подпункте 1)  статьи 8  настоящего Закона в случаях невозможности обеспечения безопасности полетов, а также в случаях, предусмотренных подпунктами 1)-3), 5)  статьи 14  настоящего Закона уполномоченным органом в области обороны.
      Порядок запрещения устанавливается Правилами использования воздушного пространства.

        Статьи 16. Нарушение порядка использования воздушного
                  пространства

      1. Деятельность, связанная с использованием воздушного пространства Республики Казахстан, которая осуществляется с отклонениями от положений настоящего Закона и других нормативных правовых актов, разработанных в соответствии с ним, признается нарушением порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан.
      К нарушениям порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан относятся:
      1) деятельность, указанная в статье 8 настоящего Закона, осуществляемая без предоставления плана полета, вне расписания или без разрешения на выполнение международных нерегулярных полетов и представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;
      2) полет воздушного судна, не отвечающего на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания, за исключением воздушных судов, на которых установка аппаратуры радиолокационного опознавания не предусмотрена конструкцией воздушного судна;
      3) полет группы воздушных судов, количество которых превышает указанное в запросе;
      4) несоблюдение воздушными судами режимов использования воздушного пространства;
      5) пролет воздушного судна без специального разрешения уполномоченного органа в области обороны над территорией запретной зоны и зоны ограничения;
      6) посадка воздушных судов на незапланированный (незаявленный) аэродром, кроме случаев вынужденной посадки и направления на запасной аэродром;
      7) несоблюдение воздушными судами вертикального, продольного, бокового эшелонирования, отклонение от воздушных трасс, местных воздушных линий и от осей маршрутов на расстояния более установленных норм, за исключением случаев, угрожающих безопасности полетов;
      8) невыполнение команд органов обслуживания (управления) воздушного движения.
      2. Уполномоченные органы в области обороны и гражданской авиации, осуществляющие контроль за соблюдением Правил использования воздушного пространства Республики Казахстан, обязаны в соответствии со своей компетенцией принять все возможные меры к прекращению или пресечению нарушений порядка использования воздушного пространства.
      3. Пользователи воздушным пространством, допустившие нарушение порядка использования воздушного пространства, обязаны по требованию указанных органов за свой счет и своими силами прекратить указанное нарушение или прекратить осуществление такой деятельности.
      4. Лица, виновные в нарушении порядка использования воздушного пространства, привлекаются к ответственности согласно законам Республики Казахстан.

         Статья 17. Воздушное судно-нарушитель

      1. Воздушное судно, нарушившее государственную границу Республики Казахстан или допустившее иное нарушение порядка использования воздушного пространства республики, признается воздушным судном-нарушителем и может быть принужденным к посадке, если не подчиняется требованиям органов обслуживания воздушного движения, аэронавигационной организации и/или уполномоченного органа в области обороны.
      Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно незамедлительно произвести посадку в указанном месте.
      2. В случаях создания угрозы безопасности Республики Казахстан, жизни и безопасности граждан на ее территории, и ее стратегическим объектам, уполномоченным органом в области обороны применяются все меры для предотвращения угрозы, вплоть до уничтожения воздушного судна-нарушителя.
      Перечень стратегических объектов утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан.
      3. В случае, когда имеется достоверная информация, что на воздушном судне-нарушителе находятся пассажиры и иные лица, не причастные к нарушению порядка использования воздушного пространства, государство воздерживается от применения оружия против гражданских воздушных судов в полете.
      Воздушное судно-нарушитель может быть задержано на аэродроме посадки при несоблюдении условий влета в воздушное пространство Республики Казахстан и/или в других случаях нарушения порядка использования воздушного пространства.
      4. Дальнейший полет воздушного судна-нарушителя после расследования нарушения разрешается в порядке, определяемом Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.
      Каждое нарушение порядка использования воздушного пространства подлежит расследованию в соответствии с Правилами использования воздушного пространства.

         Статья 18. Деятельность, которая может представлять
                  угрозу безопасности полетов

      1. К деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов, относится строительство объектов, линий электропередач, других препятствий, расположенных на приаэродромной территории и на местности и пределах воздушных трасс; работы вследствие которых в воздушном пространстве производится электромагнитное, световое, акустическое, корпускулярное и иные виды излучения; размещение объектов, приводящих к массовому скоплению птиц или ухудшению полетной видимости, а также любая другая деятельность, не связанная непосредственно с перемещением в воздушном пространстве материальных объектов, но влияющая на безопасность полетов воздушных судов, их оборудования и находящихся на них людей.
      2.   Юридические и физические лица, допустившие нарушения правил осуществления деятельности, представляющих угрозу безопасности полетов воздушных судов, обязаны устранить эти нарушения за свой счет и своими cилами, а до их устранения прекратить осуществления такой деятельности.
      3. Для исключения случаев непреднамеренного влета воздушных судов в район осуществления деятельности, представляющей возможную угрозу их безопасности, организации, юридические и физические лица, осуществляющие такую деятельность, обязаны извещать уполномоченные органы в области гражданской авиации и в области обороны о производстве указанной деятельности после получения разрешения на данную деятельность.
      4. Контроль за осуществлением такой деятельности выполняют уполномоченный орган в области гражданской авиации и уполномоченный орган в области обороны в пределах своей компетенции.
      5. Производство всех видов ремонтных, строительных и монтажных работ и пределах территорий аэропортов осуществляется по согласованию с органами национальной безопасности в зоне проведения, а в аэропортах городов Астана и Алматы и со Службой охраны Президента Республики Казахстан. В период проведения охранных мероприятий указанные виды работ могут быть приостановлены.

        Статья 19. Маркировка объектов, представляющих угрозу
                  безопасности полетов

      Владельцы зданий и сооружений в целях обеспечения безопасности полетов обязаны размещать на этих объектах за свой счет ночные и дневные маркировочные знаки и устройства в соответствии с нормами годности к эксплуатации гражданских аэродромов Республики Казахстан.
      Не допускается размещение в районе аэродрома каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов.
      Контроль за осуществлением маркировки объектов в районе аэродрома возлагается на уполномоченные органы в области гражданской авиации и в области обороны в пределах своей компетенции.

        Статья 20. Допуск воздушных трасс к эксплуатации

      Воздушные трассы допускаются к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что они удовлетворяют обеспечению безопасности воздушного движения и соответствуют требованиям стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
      Допуск к эксплуатации воздушных трасс производится в порядке, определяемом Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.

        Статья 21. Организация связи для использования
                  воздушного пространства

      1. Пользователи воздушным пространством обязаны иметь устойчивую связь с аэронавигационной организацией.
      2. Предприятия связи предоставляют в аренду пользователям воздушного пространства необходимые каналы связи. При выходе из строя предоставленных каналов связи они должны быть заменены другими каналами связи.

        Статья 22. Радиосвязь воздушного судна
                  с аэронавигационной организацией и
                  осуществление радиотехнического обеспечение
                  полетов

      1. Каждому воздушному судну, имеющему средства связи, присваивается позывной.
      2. Между воздушным судном, находящимся в полете в контролируемом воздушном пространстве, и аэронавигационной организацией должна поддерживаться постоянная связь. При нарушении связи командир воздушного судна и аэронавигационная организация обязаны принять все возможные меры к ее восстановлению.
      Если в результате принятых мер восстановить радиосвязь не удалось, командир воздушного судна и аэронавигационные организации должны действовать в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      3. Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними в установленном порядке выделяются радиочастоты, которые должны быть защищены от помех.
      4. Юридические и физические лица, которые имеют установки и аппараты, создающие помехи средствам радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и радиосвязи с ними, обязаны по требованию уполномоченного органа в области связи или его подразделений устранить помехи своими силами, а до их устранения прекратить работу таких установок и аппаратов.

        Статья 23. План полета воздушного судна

      1. Полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства органу обслуживания воздушного движения (управления полетами), при наличии необходимых разрешений на использование воздушного пространства, установленным настоящим Законом, за исключением полета воздушного судна, выполняемого в случаях:
      1) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Республики Казахстан или вооруженного вторжения на территорию Республики Казахстан;
      2) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;
      3) предотвращения и (или) прекращения нарушений порядка использования воздушного пространства.
      2. Отступление от плана полета воздушного судна допускается на основании разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), за исключением случаев угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей и предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

        Статья 24. Полеты над населенными пунктами

      Полеты воздушных судов над населенными пунктами могут совершаться лишь на такой высоте, которая дает возможность в случае неисправности воздушного судна произвести его посадку за пределами этих пунктов или на ближайшем аэродроме.
      Отступление от этого правила допускается в случаях, когда расположение взлетно-посадочной полосы не позволяет воздушному судну произвести взлет и заход на посадку без пролета над населенным пунктом или   при необходимости выполнить полеты для спасения жизни людей, а в иных   особых случаях - в порядке определенном Правилами использования воздушного   пространства Республики Казахстан.
      Все виды полетов воздушных судов над населенными пунктами (вне воздушных трасс) осуществляются по согласованию с органами национальной безопасности и Главным центром управления воздушным движением   Вооруженных Сил Республики Казахстан, а в городах Астана и Алматы и со Службой охраны Президента Республики Казахстан.

        Статья 25. Демонстрационные полеты

      Демонстрационные полеты воздушных судов выполняются в устанавливаемых зонах с соблюдением специальных мер безопасности, исключающих падение воздушного судна на жилые массивы и скопления людей.
      Ответственность за безопасность возлагается на организатора демонстрационных полетов.

        Статья 26. Защита от вредного воздействия полетов
                  воздушных судов

      1. Воздушное судно, предназначенное для эксплуатации в Республике Казахстан, должно быть сертифицировано на соответствие требованиям, действующим в Республике Казахстан, относительно шума на местности и эмиссии вредных веществ авиационных двигателей.
      Владельцы аэродромов (вертодромов), эксплуатанты, командиры и члены экипажа воздушных судов обязаны при эксплуатации воздушных судов на земле и в воздухе предотвращать не вызванные необходимостью шумы или сводить их к минимуму.
      2. Запрещается сбрасывание с воздушных судов веществ или других отходов и материалов, вредных для здоровья людей и окружающей природной среды, за исключением производства авиационно-химических работ, выполняемых с соблюдением мер безопасности населения и окружающей природной среды.
      В целях предотвращения вредного воздействия воздушных судов на людей, животных и окружающую природную среду Правительство Республики Казахстан может установить в конкретных районах минимальную высоту полета, единую для всех воздушных судов, или отдельно по типам воздушных судов.
      3. Полеты воздушных судов в воздушном пространстве Республики Казахстан со сверхзвуковой скоростью должны выполняться на высотах, исключающих вредное воздействие звукового удара на окружающую среду, по общим правилам или в отдаленных от населенных пунктов районах, которые отводятся специально для сверхзвуковых полетов.

        Статья 27. Действия в случае отклонения воздушного
                  судна от установленного маршрута или района
                  (зоны) полетов

      1. При отклонении воздушного судна от установленного маршрута или района (зоны), или несоблюдении иного параметра полета командир воздушного судна и аэронавигационная организация обязаны немедленно принять меры к прекращению таких нарушений, включая:
      1) предпринять попытки установить двухстороннюю связь с аэронавигационной организацией (воздушным судном), если такая связь еще не установлена;
      2) использовать все имеющиеся средства для определения местоположения отклонившегося от установленного маршрута или района (зоны) воздушного судна;
      3) информировать другие органы обслуживания (управления) воздушного движения, в район которых воздушное судно возможно вошло или может войти в результате отклонения от маршрута;
      4) информировать в соответствии с согласованными на местах правилами районные центры управления воздушным движением Вооруженных сил Республики Казахстан и органы войск противоздушной обороны.
      2. Когда местоположение воздушного судна установлено, аэронавигационная организация сообщает экипажу воздушного судна о его местонахождении и корректирующих действиях которые должны быть предприняты, а также информирует районные центры управления воздушным движением Вооруженных сил Республики Казахстан и органы войск противоздушной обороны о любых переданных воздушному судну рекомендациях.

  Глава 4. Международные полеты

         Статья 28. Международные полеты воздушных судов
                  Республики Казахстан

      1. Международные полеты воздушных судов Республики Казахстан осуществляются на основании и в соответствии с условиями:
      1) международных договоров Республики Казахстан;
      2) специальных разрешений на выполнение разовых полетов, выдаваемых компетентными органами соответствующих иностранных государств;
      3) разрешений на выполнение разовых полетов, выдаваемых уполномоченным органом в области гражданской авиации для гражданского воздушного судна, в порядке установленном Правилами выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов гражданских воздушных судов и разрешений, выдаваемых уполномоченным органом в области обороны для экспериментального или государственного воздушного судна, в порядке установленном Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.
      2. Эксплуатант гражданского воздушного судна самостоятельно осуществляет запрос на получение специального разрешения, выдаваемого компетентными органами соответствующих иностранных государств на полет гражданского воздушного судна Республики Казахстан в воздушном пространстве иностранного государства.
      3. Запрос на получение специального разрешения на полет государственного и экспериментального воздушного судна Республики Казахстан в воздушном пространстве иностранного государства препровождается в иностранные государства уполномоченным органом, осуществляющим внешнеполитическую деятельность, на основании обращений заинтересованных государственных органов Республики Казахстан.
      Такой запрос производится, если соблюдены все требования, касающиеся судовых документов, свидетельств на членов экипажа, а также другие требования и правила, действующие на территории Республики Казахстан и иностранных государств, на и через территорию которых планируется выполнение полета.

         Статья 29. Полеты иностранных воздушных судов в
                  воздушном пространстве Республики Казахстан

      1. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Республики Казахстан осуществляются на основании и в соответствии с условиями:
      1) международных договоров Республики Казахстан;
      2) специальных разрешений на выполнение полетов.
      Такие разрешения выдаются:
      1) на разовые полеты гражданских воздушных судов - уполномоченным органом в области гражданской авиации;
      2) на разовые полеты воздушных судов, не относящихся к гражданским воздушным судам, - органом, осуществляющим внешнеполитическую деятельность.
      2. Порядок выдачи специальных разрешения на совершение разовых полетов гражданских воздушных судов определяется уполномоченным органом в области гражданской авиации.
      Основаниями для отказа в выдаче разрешения на совершение разовых полетов гражданских воздушных судов могут являться:
      1) подача заявки с неполным (недостоверным) указанием необходимых данных или с нарушением установленных Правилами выдачи оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов гражданских воздушных судов сроков;
      2) непредставление и/или неполное предоставление документов, подтверждающих сведения указанные в заявке;
      3) уполномоченным органом в области обороны в соответствии со статьей 15 настоящего Закона запрещено использование воздушного пространства Республики Казахстан или отдельных его районов через которые пролегает маршрут полета гражданского воздушного судна;
      4) совершение разового полета гражданского воздушного судна является нарушением положений международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан.
      3. Порядок выдачи специальных разрешений на выполнение разовых полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан иностранными воздушными судами, не относящихся к гражданским воздушным судам, определяется Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.

        Статья 30. Выполнение международных полетов над
                  территорией Республики Казахстан

      1. При выполнении международных полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан национальных и иностранных воздушных судов действуют общие положения, регулирующие выполнение полетов и эксплуатацию воздушных судов в соответствии с настоящим Законом.
      Вылет национальных и иностранных воздушных судов с территории Республики Казахстан, а также их посадка после взлета на территорию Республики Казахстан производится на аэродромах, открытых для международных полетов. Международные полеты в воздушном пространстве осуществляются по установленным воздушным трассам.
      2. Пересечение государственной границы Республики Казахстан выполняется воздушными судами в местах пересечения ее международными трассами или по воздушным коридорам, специально выделенным для этих целей в порядке, установленном Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.
      Исключение из установленного Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан порядка допускается в случаях:
      1) стихийного бедствия, катастрофы, аварии, аварийной ситуации и в других случаях, угрожающих жизни людей;
      2) предусмотренных международными договорами Республики Казахстан;
      3) получения специального разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.

        Статья 31. Воздушные трассы для международных полетов
                  воздушных судов

      Решение об открытии международных воздушных трасс принимает уполномоченный орган в области гражданской авиации по согласованию с уполномоченным органом в области обороны и органом национальной безопасности Республики Казахстан.
      Порядок открытия воздушных трасс для международных полетов воздушных судов определяется Правилами использования воздушного пространства Республики Казахстан.

        Статья 32. Введение в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

       Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.