О проекте Закона Республики Казахстан "О космической деятельности"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года N 1297

       Сноска. Проект Закона отозван из Мажилиса Парламента РК  постановлением Правительства РК от 29.04.2009 N 597 .

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О космической деятельности".

      Исполняющий обязанности
      Премьер-Министра
      Республики Казахстан

О проекте Закона Республики Казахстан
"О космической деятельности"

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О космической деятельности".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект

Закон Республики Казахстан
о космической деятельности

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области космической деятельности, осуществляемой в целях социально-экономического и научно-технического развития, обеспечения национальной безопасности и обороны, расширения международного сотрудничества Республики Казахстан, и определяет основные принципы организации и осуществления космической деятельности.

      Статья 1 . Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) космическая деятельность - деятельность по использованию космического пространства, связанная с созданием и/или эксплуатацией космических объектов и объектов наземной космической инфраструктуры, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производство, эксплуатацию, ремонт и модернизацию специальных приборов и оборудования космического назначения, ракетно-космической техники и технологий;

      2) космический объект - аппарат, техническое устройство, предназначенные для использования в космическом пространстве;

      3) космодром - комплекс сооружений и технических средств с занимаемыми земельными участками, предназначенных для подготовки и осуществления пусков/запусков средств выведения/космических объектов;
      4) космонавт Республики Казахстан - гражданин Республики Казахстан, прошедший специальную подготовку в специализированном учреждении по подготовке космонавтов и получивший соответствующий документ и/или принявший участие в космическом полете с целью выполнения космических программ;

      5) наземная космическая инфраструктура - наземные сооружения с их техническими и технологическими системами и оборудованием, участки территории Республики Казахстан, непосредственно используемые при осуществлении космической деятельности;

      6) районы падения отделяющихся частей ракет-носителей - участки территории, используемые для приема отделяющихся частей ракет-носителей;

      7) средства выведения - ракеты-носители, разгонные блоки, авиационные ракетно-космические системы, предназначенные для выведения космических объектов в космическое пространство;

      8) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий управление и регулирование в области космической деятельности;

      9) участники космической деятельности - физические, юридические лица, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом.

      Статья 2 . Законодательство Республики Казахстан о космической деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о космической деятельности основывается на  Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих отношения в области космической деятельности.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.

      Статья 3 . Цели космической деятельности

      Целями космической деятельности являются:
      1) содействие экономическому развитию Казахстана, повышению благосостояния населения республики путем рационального и эффективного использования космической техники и технологий;
      2) укрепление научно-технического и интеллектуального потенциала Республики Казахстан, развитие науки о Земле и космосе;
      3) содействие укреплению обороны и обеспечению национальной безопасности Республики Казахстан;
      4) развитие международного сотрудничества Республики Казахстан в интересах дальнейшей интеграции в систему мировых экономических связей и обеспечения международной безопасности.

      Статья 4 . Основные принципы государственной политики в области космической
                 деятельности

      1. Основными принципами государственной политики в области космической деятельности являются:
      1) соблюдение национальных интересов, включая обеспечение национальной безопасности и обороны, при осуществлении космической деятельности;
      2) поддержка приоритетных направлений развития космической деятельности;
      3) экономическое стимулирование космической деятельности;
      4) обязательная государственная экспертиза проектов в области космической деятельности;
      5) соблюдение требований безопасности в области технического регулирования, экологической безопасности и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
      6) приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области космической деятельности.
      2. Космическая деятельность осуществляется с соблюдением установленных законодательством Республики Казахстан требований по защите государственных секретов, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также прав интеллектуальной собственности.

      Статья 5 . Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает государственную политику в области космической деятельности и меры по ее осуществлению;
      2) разрабатывает государственные программы развития космической деятельности;
      3) координирует вопросы международного сотрудничества Республики Казахстан в области космической деятельности;
      4) принимает по представлению уполномоченного органа решение о пусках/запусках средств выведения/космических объектов в интересах Республики Казахстан с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления юридическими лицами Республики Казахстан;
      5) согласовывает пуски/запуски средств выведения/космических объектов иностранных государств с территории Республики Казахстан;
      6) принимает решение по вопросам использования наземной космической инфраструктуры Республики Казахстан иностранными юридическими лицами.

      Статья 6 . Компетенция уполномоченного органа

      1. Уполномоченный орган:
      1) обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности;
      2) обеспечивает реализацию программ и проектов в области космической деятельности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
      3) разрабатывает и вносит в Правительство Республики Казахстан предложения по приоритетным направлениям развития космической деятельности, а также по формированию государственного заказа в области космической деятельности;
      4) осуществляет лицензирование космической деятельности;
      5) осуществляет контроль в области космической деятельности в пределах своей компетенции;
      6) осуществляет отраслевую экспертизу проектов в области космической деятельности;
      7) осуществляет регистрацию космических объектов;
      8) разрабатывает предложения по подготовке кадров, переподготовке и повышению квалификации специалистов для космической деятельности;
      9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов и международных договоров в области космической деятельности;
      10) осуществляет международное сотрудничество в области космической деятельности в пределах своей компетенции.
      2. Проекты в области космической деятельности, осуществляемые в интересах обороны и национальной безопасности, реализуются совместно с уполномоченными органами в области обороны и национальной безопасности.

      Статья 7 . Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности

      1. Отраслевой экспертизе подлежат все проекты в области космической деятельности.
      2. При проведении отраслевой экспертизы проекта в области космической деятельности производится оценка его соответствия законодательству Республики Казахстан в области космической деятельности, а также научно-технического уровня и безопасности проекта.
      3. Положительное заключение по результатам отраслевой экспертизы является необходимым условием реализации проектов в области космической деятельности.
      4. В целях проведения отраслевой экспертизы уполномоченный орган имеет право в пределах своей компетенции привлекать специалистов, консультантов и экспертов из числа физических и юридических лиц, в том числе иностранных государств.
      5. При проведении отраслевой экспертизы проекты в области космической деятельности подлежат согласованию с уполномоченным органом в области обороны.

      Статья 8 . Космические объекты

      1. Космические объекты Республики Казахстан, запускаемые в космическое пространство, должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Республике Казахстан, и подлежат регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Республика Казахстан сохраняет юрисдикцию над зарегистрированными в ней космическими объектами во время их нахождения на и вне пределов территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве.
      3. В случае, если космический объект создается и/или запускается участниками космической деятельности совместно с организациями других государств или международными организациями, то вопрос его регистрации решается в соответствии с заключенными международными договорами.
      4. Полет космических объектов и средств их выведения в воздушном пространстве Республики Казахстан осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан об использовании воздушного пространства.

      Статья 9 . Финансирование проектов в области космической деятельности

      1. Реализация проектов в области космической деятельности осуществляется в рамках государственных и отраслевых (секторальных) программ.
      2. Финансирование проектов в области космической деятельности осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 10 . Обеспечение безопасности космической деятельности

      1. Космическая деятельность в Республике Казахстан осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законодательством Республики Казахстан, в том числе с учетом предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду и состояние здоровья населения.
      2. Участники космической деятельности обязаны соблюдать требования законодательства в области технического регулирования, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      3. Проекты в области космической деятельности подлежат обязательной государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Космический объект иностранного государства может осуществлять пролет через воздушное пространство Республики Казахстан в процессе его выведения в космическое пространство или возвращения на Землю при условии предварительного уведомления уполномоченного органа, а также уполномоченных органов Республики Казахстан в области использования воздушного пространства, обороны, чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды о времени, месте, траектории и иных условиях такого пролета.
      5. Вопросы ответственности за ущерб, причиненный в процессе осуществления космической деятельности, и урегулирования возникающих в связи с этим претензий разрешаются в соответствии с нормами международных договоров и законодательства Республики Казахстан.
      6. Участники космической деятельности, осуществляющие запуски космических объектов, не позднее чем за 7 суток до запуска письменно уведомляют уполномоченный орган, а также уполномоченные органы в области использования воздушного пространства, обороны, чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и соответствующие местные исполнительные органы о времени запуска космического объекта и характере возможных рисков.
      В уведомлении указываются: наименование космического объекта, параметры его орбиты, место запуска, наименование средства выведения, азимут пуска средства выведения, компоненты ракетного топлива и их количество в ступенях средства выведения, разгонном блоке и космических объектах, количество гарантийных остатков компонентов ракетного топлива в ступенях, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, дата (основная и резервная), расчетное время запуска космического объекта.
      При изменении даты запуска космического объекта или переходе на резервную дату запуска участники космической деятельности уведомляют об этом уполномоченные органы, указанные в настоящем пункте, не позднее чем за 24 часа до новой даты запуска.
      7. Участники космической деятельности в течение суток после произведенного запуска космического объекта письменно уведомляют уполномоченные органы, указанные в пункте 7 настоящей статьи, о факте запуска, а в случае аварии при пуске средства выведения - о факте аварии, ее возможных последствиях и принимаемых мерах по оценке и ликвидации последствий аварии.
      8. Уполномоченный орган при получении уведомлений, указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи, направляет соответствующую информацию в Правительство Республики Казахстан (в случае аварии информация направляется незамедлительно по оперативным каналам связи).
      9. Участники космической деятельности в десятидневный срок после произведенного запуска космического объекта направляют в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды следующую информацию:
      координаты точек падения отделяющихся частей ракеты-носителя в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей, расположенных на территории Республики Казахстан, сведения о проливах компонентов ракетного топлива и проведенных работах по детоксикации и рекультивации территорий.
      10. Для осуществления пользования природными ресурсами, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и потребления в процессе космической деятельности участники космической деятельности получают разрешение на природопользование, выдаваемое в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
      11. Загрязненные в результате космической деятельности территории районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, а также районы, подвергшиеся загрязнению в результате аварий при пусках ракет, подлежат очистке и рекультивации в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом в области управления земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами.
      12. Участники космической деятельности принимают необходимые меры по страхованию рисков при осуществлении космической деятельности.

      Статья 11 . Мониторинг и контроль окружающей среды и состояния здоровья
                  населения в регионах, подверженных воздействию
                  космической деятельности

      1. Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов в процессе космической деятельности осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.
      2. Участники космической деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль и мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и здоровья населения в процессе космической деятельности осуществляется уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и здравоохранения.
      4. Информация в области охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуаций в связи с осуществлением космической деятельности на территории Республики Казахстан является открытой.

      Статья 12 . Контроль в области космической деятельности

      1. Контроль в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами Республики Казахстан в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Проверка деятельности участников космической деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан о частном предпринимательстве и иными законами Республики Казахстан.
      3. Проверки деятельности участников космической деятельности подразделяются на следующие виды:
      1) плановая - не чаще одного раза в два года в соответствии с планами проверок государственного органа;
      2) выборочная - по отдельным вопросам деятельности участников космической деятельности в связи с обращениями физических и юридических лиц, а также в случае выявления государственным органом в рамках выполнения контрольных и надзорных функций нарушений требований законов Республики Казахстан.
      4. Проверка производится на основании акта о назначении проверки государственным органом.
      5. Срок проведения проверки не должен превышать тридцать календарных дней, в исключительных случаях при необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки руководителем государственного органа (либо лицом, его замещающим) срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на тридцать календарных дней, о чем оформляется дополнительный акт о продлении проверки.
      6. По результатам проверки должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки.
      7. По выявленным в результате проверки нарушениям участник космической деятельности обязан в трехдневный срок при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку.
      8. В случае неустранения выявленных в результате проверки нарушении участники космической деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 13 . Расследование происшествий при осуществлении
                  космической деятельности

      1. Аварии и катастрофы, произошедшие при осуществлении космической деятельности, подлежат расследованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Для расследования причин и оценки последствий аварий и катастроф могут создаваться правительственные комиссии.

      Статья 14 . Аттестация специалистов в области космической деятельности

      1. Аттестация специалистов в области космической деятельности проводится с целью определения соответствия их профессионального уровня требованиям занимаемых должностей.
      2. Уполномоченный орган определяет номенклатуру специальностей и должностей в области космической деятельности, по которым должна проводиться регулярная аттестация специалистов, а также порядок проведения аттестации по согласованию с заинтересованными государственными органами.

      Статья 15 . Правовое положение космонавта Республики Казахстан

      1. Государство финансирует подготовку космонавтов Республики Казахстан.
      2. Порядок подготовки космонавтов Республики Казахстан определяется уполномоченным органом.
      3. Подготовка и выполнение космического полета космонавтом Республики Казахстан осуществляются на основе контракта, заключаемого с соответствующим участником космической деятельности (государственным заказчиком проведения летно-космических испытаний и/или научных исследований и экспериментов в случае осуществления космического полета), в котором определяются обязательства сторон.
      4. В случае нанесения вреда здоровью (гибели) космонавта Республики Казахстан в результате аварии на стартовой позиции космодрома, при выведении на орбиту, в период выполнения космического полета или возвращения на Землю космонавту Республики Казахстан (его наследникам) выплачивается соответствующая единовременная денежная выплата в размере, устанавливаемом в контракте.
      5. Пенсионное обеспечение космонавта Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 16 . Осуществление международного сотрудничества в области
                  космической деятельности

      1. Республика Казахстан осуществляет равноправное взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в области космической деятельности.
      2. Международное сотрудничество в области космической деятельности осуществляют уполномоченный орган и участники космической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан.

      Статья 17 . Ответственность за нарушение законодательства в области
                  космической деятельности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.