О проекте Закона Республики Казахстан "О медиации"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 октября 2010 года № 1108

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О медиации".

      Премьер-Mинистр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект

Закон Республики Казахстан О медиации

      Настоящий Закон определяет правовые условия применения института медиации, ее принципы и процедуру проведения, статус и требования к медиатору.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения медиации
      1. Настоящим Законом регулируются отношения, связанные с использованием института медиации при урегулировании конфликтов, возникающих из гражданско-правовых отношений, трудовых, семейных и иных частных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также в сфере уголовно-правовых отношений по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
      2. Процедура медиации не применяется к конфликтам, возникающим из отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случае, если такие конфликты затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации и лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными.
      3. Процедура медиации не применяется по разрешению конфликтов, возникающих из гражданско-правовых отношений, трудовых, семейных и иных частных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган, либо лицо, выступающее от его имени.
      4. Процедура медиации не применяется по коррупционным преступлениям и иным преступлениям против интересов государственной службы.

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) медиация - процедура разрешения конфликта, в котором стороны проводят переговоры с целью достижения взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон с участием одного или нескольких медиаторов;
      2) медиатор - независимое физическое лицо, осуществляющее медиацию между сторонами на профессиональной и не профессиональной основе;
      3) участники медиации - медиатор, стороны и их представители;
      4) договор о медиации - письменное соглашение сторон, заключаемое с медиатором до начала медиации;
      5) соглашение об урегулировании конфликта - письменное соглашение, достигнутое сторонами в результате медиации;
      6) ассоциация (союз) медиаторов - организация, создаваемая в целях координации деятельности медиаторов и организаций медиаторов, а также для защиты их прав и законных интересов;
      7) организации медиаторов - некоммерческие организации, создаваемые для объединения медиаторов на добровольной основе для достижения ими общих целей по развитию медиации и не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

      Статья 3. Принципы проведения медиации
      Медиация осуществляется с соблюдением принципов:
      1) добровольности;
      2) самоопределения сторон;
      3) конфиденциальности;
      4) равноправия сторон;
      5) независимости и беспристрастности медиатора;
      6) недопустимости вмешательства в процедуру медиации.

      Статья 4. Добровольность
      1. Условием участия в процедуре медиации является взаимное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в договоре о медиации.
      2. При урегулировании конфликтов, стороны на любой стадии медиации вправе отказаться от нее.

      Статья 5. Самоопределение сторон
      1. Стороны вправе по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, увеличить или уменьшить размер требований или отказаться от конфликта.
      2. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения.

      Статья 6. Конфиденциальность
      1. Участники медиации не вправе разглашать сведения, ставшие известными им в ходе медиации, без письменного разрешения стороны, предоставившей эту информацию, и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о сведениях, ставших им известными в ходе медиации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
      2. Разглашение участником медиации сведений, ставших известными ему в ходе медиации, без разрешения стороны, предоставившей эту информацию, влечет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

      Статья 7. Равноправие сторон
      Стороны в медиации несут равные обязанности и имеют равные права в выборе медиатора, процедуре, поведении, информации, в оценке приемлемости предложений и условий соглашения.

      Статья 8. Независимость, беспристрастность медиатора и
                 недопустимость вмешательства в процедуру
                 медиации
      1. Медиатор должен быть беспристрастным и независимым от сторон лицом, обеспечить равное участие сторон в процедуре медиации.
      2. Не допускается вмешательство в деятельность медиатора при проведении медиации государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц.

      Глава 2. Правовое положение медиаторов и организаций,
                обеспечивающих проведение медиации

      Статья 9. Требования, предъявляемые к медиаторам
      1. Медиатором должно быть независимое от сторон и не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, избранное по их взаимному согласию, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.
      2. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
      3. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов.
      4. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан и состоящие в реестре профессиональных медиаторов.
      5. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.
      6. Лица, осуществляющие деятельность медиатора, вправе также осуществлять любую иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Казахстан.
      7. Медиатором не может быть лицо:
      1) уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему;
      2) признанное судом в установленном законом порядке, недееспособным или ограниченно дееспособным;
      3) привлеченное в качестве обвиняемого по уголовному делу до прекращения уголовного преследования;
      4) имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.

      Статья 10. Полномочия и обязанности медиатора
      1. Медиатор вправе в течение всей процедуры медиации проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности.
      2. Медиатор может информировать общественность об осуществлении своей деятельности с соблюдением принципа конфиденциальности.
      3. В случае утверждения Ассоциацией (союзом) медиаторов Кодекса профессиональной этики медиаторов, соблюдение его положений медиатором обязательно.

      Статья 11. Самоотвод медиатора
      1. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих медиатору осуществлять свои функции в соответствии с принципами медиации, медиатор обязан незамедлительно заявить самоотвод.
      2. Стороны медиации по взаимному согласию вправе избрать другого медиатора.
      3. В случае проведения медиации в рамках гражданского или уголовного процесса, стороны медиации по взаимному согласию вправе избрать другого медиатора с уведомлением суда или органов следствия и дознания.
      4. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации, если, по мнению медиатора, дальнейшие усилия в процессе их проведения не приведут к разрешению конфликта между сторонами, либо прекратить медиацию с согласия сторон, закрепленного в письменной форме.

      Статья 12. Организации медиаторов
      1. Организации медиаторов являются некоммерческими, негосударственными, самофинансируемыми и самоуправляемыми организациями, созданными по инициативе медиаторов в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях.
      2. Организация медиаторов создается в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания медиаторами услуг по проведению медиации.
      3. Организации медиаторов вправе проводить профессиональную подготовку и повышение квалификации медиаторов с выдачей документа (сертификата) о прохождении соответствующей подготовки по медиации.
      4. В целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов (правил) профессиональной деятельности медиаторов, порядок (регламент) проведения медиации организации медиаторов и/или медиаторы вправе объединяться в ассоциацию (союз).
      5. Вступление в организацию медиаторов или ассоциацию (союз) медиаторов осуществляется на добровольной основе. При этом взимание вступительных взносов организацией медиаторов или ассоциацией (союзом) медиаторов не допускается.
      6. Ассоциация (союз) медиаторов вправе разрабатывать и утверждать единый Кодекс профессиональной этики медиаторов.

      Статья 13. Ведение организацией медиаторов реестра
                  профессиональных медиаторов
      1. Каждая организация медиаторов ведет свой реестр профессиональных медиаторов, осуществляющих медиацию на территории Республики Казахстан.
      2. Медиатор вправе профессионально заниматься медиацией только после включения себя в соответствующий реестр профессиональных медиаторов.
      3. Для включения в реестр профессиональных медиаторов медиаторам необходимо представить в организацию медиаторов копию удостоверения личности (нотариально засвидетельствованную копию в случае непредставления оригинала удостоверения личности для сверки); медицинские справки из наркологического диспансера и психоневрологической организации, выданные по месту жительства претендента; справку об отсутствии судимости, копии диплома о высшем образовании и документа (сертификата), подтверждающего прохождение специальной подготовки по медиации.
      4. Реестр профессиональных медиаторов содержит:
      1) фамилию, имя и отчество медиатора;
      2) местонахождение медиатора;
      3) контактные данные медиатора;
      4) область медиации, в которой медиатор специализируется;
      5) язык, на котором медиатор способен осуществлять медиацию;
      6) наличие документа (сертификата), подтверждающее прохождение специальной подготовки по медиации;
      7) сведения об исключении медиатора из реестра.
      5. Медиаторы включаются организацией медиаторов в реестр профессиональных медиаторов в уведомительном порядке в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления при условии соответствия требованиям пункта 3 настоящей статьи и статьи 9 настоящего Закона.
      В случае не включения медиатора в реестр профессиональных медиаторов, организация медиаторов обязана в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления дать мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа.
      6. Медиаторы исключаются из реестра профессиональных медиаторов по истечении календарного года, если в срок до 25 декабря соответствующего года не представлено заявление медиатора о продлении срока пребывания в реестре на очередной календарный год. Заявление о продлении срока пребывания в реестре может быть представлено в электронном виде на электронный адрес организации медиаторов.
      7. Реестр профессиональных медиаторов по мере его наполнения, но не реже одного раза в квартал подлежит опубликованию на государственном и русском языках на веб-сайте организации медиаторов. Организации медиаторов вправе опубликовывать реестр профессиональных медиаторов в периодических печатных изданиях.
      8. В случае нарушения медиатором требований настоящего Закона стороны участвующие в процедуре медиации вправе обратиться с соответствующим заявлением в организацию медиаторов. При подтверждении нарушения организация медиаторов исключает медиатора из реестра профессиональных медиаторов сроком на шесть месяцев.

      Статья 14. Ведение акимом района в городе, города
                  районного значения, поселка, аула (села),
                  аульного (сельского) округа реестра
                  непрофессиональных медиаторов
      1. Реестр непрофессиональных медиаторов, осуществляющих медиацию на территории Республики Казахстан на непрофессиональной основе ведет аким района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа (далее - уполномоченный орган).
      2. Медиаторы, осуществляющие медиацию на непрофессиональной основе, обязаны обратиться в уполномоченный орган для включения себя в реестр непрофессиональных медиаторов с приложением копий удостоверений личности (нотариально засвидетельствованную копию в случае непредставления оригинала удостоверения личности для сверки); медицинских справок из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по месту жительства претендента; справки об отсутствии судимости.
      3. Реестр непрофессиональных медиаторов содержит:
      1) фамилию, имя и отчество медиатора;
      2) местонахождение медиатора;
      3) контактные данные медиатора;
      4) область медиации, в которой медиатор специализируется;
      5) язык, на котором медиатор способен осуществлять медиацию;
      6) сведения об исключении медиатора из реестра.
      4. Медиаторы включаются уполномоченным органом в реестр непрофессиональных медиаторов в уведомительном порядке в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления при условии соответствия требованиям пункта 2 настоящей статьи и статьи 9 настоящего Закона.
      В случае не включения медиатора в реестр непрофессиональных медиаторов, уполномоченный орган обязан в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления дать мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа.
      5. Медиаторы исключаются из реестра непрофессиональных медиаторов по истечении календарного года, если в срок до 25 декабря соответствующего года не представлено заявление медиаторов о продлении срока пребывания в реестре на очередной календарный год. Заявление о продлении срока пребывания в реестре может быть представлено в электронном виде на электронный адрес уполномоченного органа.
      6. Реестр непрофессиональных медиаторов по мере его наполнения, но не реже одного раза в квартал подлежит опубликованию на государственном и русском языках на веб-сайте уполномоченного органа либо в доступных для общественности местах. Уполномоченный орган вправе опубликовывать реестр непрофессиональных медиаторов в периодических печатных изданиях.

      Статья 15. Проведение медиации органами местного
                  самоуправления
      1. Наряду с медиаторами, осуществляющими свою деятельность на непрофессиональной основе медиацию могут проводить избираемые собранием (сходом) местного сообщества для этих целей члены местного сообщества, имеющие большой жизненный опыт, авторитет и безупречную репутацию.
      2. Протокол собрания (схода) местного сообщества об избрании членов местного сообщества в качестве непрофессиональных медиаторов в течение десяти рабочих дней направляется уполномоченному органу для включения в реестр непрофессиональных медиаторов с приложением документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона.

Глава 3. Проведение медиации

      Статья 16. Порядок проведения медиации
      1. Медиация осуществляется по согласованным сторонами порядку, не противоречащим законодательству Республики Казахстан.
      2. С согласия сторон может применяться порядок, утвержденный организациями медиаторов.

      Статья 17. Место и время проведения медиации
      1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте проведения медиации.
      2. С согласия сторон медиатор определяет дату и время проведения медиации.

      Статья 18. Язык проведения медиации
      Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе проведения медиации.

      Статья 19. Форма и содержание договора о проведении медиации
      1. В случае взаимного согласия сторон о разрешении конфликта путем медиации, составляется договор о проведении медиации, оформленный в письменной форме.
      2. Существенными условиями договора о проведении медиации являются:
      1) дата, время и место составления договора о проведении медиации;
      2) наименование сторон конфликта, фамилии и инициалы, должности их представителей с указанием полномочий;
      3) предмет конфликта;
      4) сведения о медиаторе (медиаторах), который (которые) выбран (выбраны) сторонами медиации;
      5) условия, порядок и размер выплаты сторонами медиации вознаграждения медиатору (медиаторам) за проведение медиации;
      6) язык проведения медиации;
      7) обязательство сторон о конфиденциальности проведения медиации и последствия неисполнения такого обязательства;
      8) основания и объем ответственности медиатора, участвующего в урегулировании конфликта сторон медиации, за действия (бездействие), повлекшие убытки (ущерб) для сторон медиации;
      9) реквизиты сторон (данные удостоверяющие личность, местожительство, контактные телефоны);
      10) срок проведения медиации.
      3. Соглашением сторон могут быть установлены дополнительные требования к медиаторам.
      4. Стороны могут договориться о том, что условия, порядок и размер выплаты сторонами медиации вознаграждения медиатору за проведение медиации устанавливаются в порядке, утвержденным организациями медиаторов.

      Статья 20. Расходы, связанные с проведением медиации
      1. Медиаторы, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе осуществляют медиацию как на платной, так и на бесплатной основе.
      2. Медиаторы, осуществляющие свою деятельность на непрофессиональной основе осуществляют медиацию бесплатно.
      3. Размер вознаграждения профессионального медиатора (медиаторов) определяется по соглашению сторон с медиатором (медиаторами) до начала медиации.
      4. Если иное не установлено соглашением сторон, расходы, связанные с проведением медиации, уплачиваются сторонами совместно в равных долях.
      5. Если медиатор вынужден отказаться от осуществления медиации в силу обстоятельств, препятствующих его нейтральности и беспристрастности, он обязан возвратить выплаченные ему сторонами денежные суммы.

      Статьи 21. Начало медиации
      1. Медиация может быть начата по взаимному согласию сторон и при наличии заключенного между ними договора о проведении медиации как до, так и после обращения в правоохранительные и судебные органы.
      2. Должностные лица правоохранительных органов и судьи не вправе в какой-либо форме принуждать стороны к медиации.
      3. Предложение стороне обратиться к медиации может быть сделано по просьбе другой стороны или медиатором.
      4. Стороны медиации вправе избрать одного или нескольких медиаторов.

      Статьи 22. Участие сторон и медиации
      Стороны могут участвовать в медиации непосредственно или через своих представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению. Полномочия представителя должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных гражданским или уголовным процессуальным законодательством Республики Казахстан.

      Статьи 23. Особенности медиации в сфере гражданско-
                  правовых отношений
      1. Медиация при урегулировании конфликтов, возникающих из гражданско-правовых отношений, должна быть завершена не позднее тридцати календарных дней со дня заключения договора о проведении медиации. В случаях необходимости, по взаимному решению сторон срок проведения медиации может быть продлен до тридцати календарных дней, но не более шестидесяти календарных дней в совокупности.
      2. Медиация при урегулировании конфликтов, возникающих из гражданско-правовых отношений, находящегося на рассмотрении суда должна быть завершена не позднее тридцати календарных дней со дня заключения договора о проведении медиации. В случаях необходимости, по совместному ходатайству сторон срок проведения медиации может быть продлен судом до тридцати календарных дней, но не более шестидесяти календарных дней в совокупности.
      3. Договор о проведении медиации по урегулированию конфликта, вытекающего из гражданско-правовых отношений, находящегося на рассмотрении суда, является основанием для приостановления производства по делу.
      4. В случае проведения медиации в рамках гражданского процесса, стороны обязаны письменно уведомить суд, в производстве которого находится дело о результатах проведения медиации.

      Статья 24. Особенности медиации в сфере уголовно-правовых
                  отношений
      1. Заключение договора сторонами о проведении медиации по урегулированию конфликта, возникающего из уголовно-правовых отношений, в том числе по уголовному делу о преступлениях небольшой и средней тяжести не приостанавливает его производство.
      2. Факт участия стороны в процессе медиации не может служить доказательством признания вины.
      3. Медиация по урегулированию конфликта, возникающего из уголовно-правовых отношений должна быть осуществлена в установленные Уголовно-процессуальным законодательством сроки досудебного и судебного разбирательства.
      4. Отказ от подписания соглашения об урегулировании конфликта не может ухудшить положение сторон.
      5. В случае проведения медиации в рамках уголовного процесса стороны обязаны письменно уведомить орган, ведущий уголовный процесс в производстве которого находится дело о результатах проведения медиации.

      Статья 25. Прекращение медиации
      1. Медиация прекращается в случаях:
      1) подписания сторонами соглашения об урегулировании конфликта;
      2) установления медиатором о невозможности разрешения конфликта путем медиации;
      3) письменного отказа одной из сторон от продолжения медиации;
      4) истечения срока проведения медиации.
      2. Если стороны не согласны с прекращением медиации, предусмотренным подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи, они вправе выбрать другого медиатора (медиаторов) в установленные настоящим Законом сроки проведения медиации.

      Статья 26. Соглашение об урегулировании конфликта
      1. Соглашение об урегулировании конфликта, достигнутое сторонами при проведении медиации, заключается в письменной форме и подписывается сторонами.
      2. Соглашение должно содержать данные о сторонах и предмете конфликта, медиаторе, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения, а также последствия их неисполнения.
      3. Соглашение об урегулировании конфликта, заключенное до рассмотрения дела в гражданском суде, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения, сторона, нарушившая соглашение, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
      4. Соглашение об урегулировании конфликта, возникающего из уголовно-правовых отношений, в том числе по уголовному делу о преступлениях небольшой и средней тяжести заключенное до рассмотрения дела в суде, представляет собой соглашение об урегулировании конфликта путем заглаживания вреда потерпевшей стороне и примирением сторон.
      В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения, сторона, подлежит уголовному преследованию в установленном порядке.
      5. Соглашение об урегулировании конфликта исполняется сторонами добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим соглашением.
      6. В случае заключения соглашения об урегулировании конфликта, достигнутого сторонами при проведении медиации в ходе гражданского процесса, соглашение передается судье, в производстве которого находится дело. Соглашение об урегулировании конфликта утверждается судом в соответствии с процессуальным законодательством.
      При этом уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику в порядке, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
      7. В случае заключения соглашения об урегулировании конфликта, возникающего из уголовно-правовых отношений, в том числе по уголовному делу о преступлениях небольшой и средней тяжести достигнутого сторонами при проведении медиации, соглашение передается органу, ведущему уголовный процесс, в производстве которого находится дело.
      Предоставление такого соглашения об урегулировании конфликта путем заглаживания вреда потерпевшей стороне и их примирения, в установленных законами случаях является обстоятельством, исключающим уголовное преследование.
      8. Соглашение об урегулировании конфликта вступает в силу в день его подписания сторонами и медиатором.

Глава 4. Заключительные положения

      Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Закона
      Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.