Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 13.03.2017 № 113.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151 "Об утверждении Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013–2020 годы "Агробизнес–2020" следующие изменения и дополнения:
в Программе по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013–2020 годы "Агробизнес-2020", утвержденной указанным постановлением:
в разделе 1 "Паспорт Программы":
в "Задачи":
пункт 4 дополнить подпунктами 4-1), 8) и 9) следующего содержания:
"4-1) повышение эффективности мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель;";
"8) развитие сельскохозяйственной кооперации;
9) развитие международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса.";
в "Целевые индикаторы":
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на 8 лет на общую сумму не менее 300 млрд. тенге;";
в разделе 3 "Анализ текущей ситуации в агропромышленном комплексе":
часть третью подраздела 3.3.1. "Анализ проблем растениеводства" изложить в следующей редакции:
"При высоком урожае пшеницы в 2011 году произошло ее перепроизводство, что вызвало трудности при экспорте продукции, дефицит зерновозов и мощностей для хранения. По масличным культурам проявились дефицит мощностей хранения и недостаток знаний агротехнологий СХТП. В производстве сои и кукурузы мелкотоварность производства приводит к невысокой урожайности, также имеются проблемы в области переработки. Для производства плодоовощной продукции основными сдерживающими факторами являются дефицит орошаемых земель, ухудшение их мелиоративного состояния, которые распределены среди мелкотоварных СХТП, дефицит хранилищ, недостаток сырья для перерабатывающей промышленности, что приводит к высокому уровню импортозависимости по данному виду продукции.";
в подразделе 3.4. "Анализ уровня развития обеспечивающих отраслей агропромышленного комплекса":
"Использование земельных ресурсов" дополнить частью третьей следующего содержания:
"Наличие орошаемых земель в республике по состоянию на 2013 год снизилось по сравнению с 1991 годом на 0,26 млн. га и их площадь составляет 2,09 млн. га, из которых ежегодно используется около 1,5 млн. га. Ежегодные потери при производстве продукции растениеводства от неиспользуемых орошаемых земель составляют порядка 275 млрд. тенге.";
подраздел 4 "Основные выводы" изложить в следующей редакции:
"Главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь–2050: единая цель, единые интересы, единое будущее" было поручено разработать меры по развитию агропромышленного комплекса, направленные на:
1) масштабную модернизацию сельского хозяйства с учетом растущего глобального спроса на продовольствие;
2) значительный рост урожайности;
3) увеличение посевных площадей;
4) внедрение новых технологий;
5) создание кормовой базы животноводства мирового уровня;
6) определение видов продовольственной продукции, массовое производство которой позволит завоевать крупные экспортные рынки;
7) создание национальных конкурентоспособных брендов с акцентом на экологичность, обеспечив вхождение страны в разряд глобальных игроков в области экологически чистого производства;
8) внедрение новых технологий в сельском хозяйстве, в том числе в засушливых регионах;
9) создание эффективного земельного рынка на принципах прозрачного ценообразования и привлечения инвестиций, предусматривающей обязательства по внедрению передовых технологий, повышению производительности труда;
10) устранение барьеров, препятствующих ведению агробизнеса, процессу кооперации, эффективному землепользованию;
11) обеспечение прямого доступа субъектов сельского хозяйства к долгосрочному финансированию и рынкам сбыта;
12) создание эффективной системы гарантирования и страхования займов;
13) расширение научных исследований в сельском хозяйстве и здравоохранении, в том числе создание экспериментальных научно-инновационных кластеров и изучение вопроса засухоустойчивых генно-модифицированных продуктов.
При постановке цели развития агропромышленного комплекса республики были учтены вышеуказанные поручения Главы государства и сложившиеся ключевые тенденции во внешней среде и текущей ситуации в АПК страны:
1) произошло исчерпание возможностей экстенсивного развития, что требует масштабной модернизации сельского хозяйства, с учетом растущего глобального спроса на продовольствие;
2) в условиях предстоящего вступления в ВТО и деятельности в рамках ТС, при активном развитии международной торговли, средств транспорта и коммуникаций, повышении стандартов на продукцию, изменении предпочтений потребителей на первый план выдвигаются требования к конкурентоспособности и непосредственно связанные с ней вопросы производительности труда, экономической эффективности деятельности СХТП, качества продукции и ее маркетинга;
3) требуется ряд системных мер по государственной поддержке отраслей АПК в целях финансового оздоровления отрасли, повышения доступности товаров, работ и услуг для СХТП, включая субсидирование в растениеводстве и животноводстве, а также развития государственного обеспечения субъектов АПК в области ветеринарной, фитосанитарной безопасности и водообеспечения, повышения эффективности государственного регулирования в области земельных отношений, технического регулирования и системы государственного контроля и надзора.
Для реализации целей программы работа Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и подведомственных организаций будет сфокусирована на следующих направлениях.
Растениеводство.
Развитие отрасли растениеводства будет направлено на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции путем перехода на научно-обоснованные влагоресурсосберегающие технологии возделывания культур, обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых и ныне неиспользуемых земель.
При этом будет продолжена диверсификация посевных площадей, которая предполагает увеличение посевной площади под приоритетными сельскохозяйственными культурами, такими как масличные, кормовые, бахчевые и другие.
Посевные площади необходимо привести в соответствие с установленными научно-обоснованными севооборотами.
С целью повышения урожайности в растениеводстве будет продолжена государственная поддержка сельхозпроизводителей в виде субсидирования затрат при приобретении минеральных удобрений, средств защиты растений, семян и саженцев.
Орошаемое земледелие позволяет снизить зависимость отрасли от неблагоприятных погодных условий, обеспечить стабильное сельскохозяйственное производство и повышение урожайности сельскохозяйственных культур. В этой связи будет проведена работа по восстановлению площади орошаемых земель и внедрению механизма инвестиционного субсидирования при применении водосберегающих технологий (капельного и дождевального орошения).
Особое внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры зернового производства, так как зерновые культуры занимают наибольшую долю в структуре экспорта сельхозпродукции. Проблему нехватки элеваторов и зерновозов необходимо решить за счет создания и расширения мощностей для обработки и хранения зерна, а также его транспортировки.
Животноводство.
В отрасли животноводства необходимо продолжить работу по повышению экспортного потенциала мяса КРС и стимулированию СХТП к развитию мясного животноводства. Для достижения данной цели необходимо продолжить работу по развитию племенной базы и повышению генетического потенциала скота и птицы, в том числе за счет импорта племенных животных для дальнейшей репродукции.
Для развития традиционных отраслей животноводства будет принят комплекс мероприятий, стимулирующий развитие отгонного животноводства, в том числе овцеводства.
Также будет усилена работа по созданию малых и средних ферм и хозяйств семейного типа.
Будет принят ряд мер по созданию прочной кормовой базы для животноводства. Будет возмещаться часть инвестиционных вложений СХТП на обводнение пастбищ при строительстве и восстановлении шахтных и трубчатых колодцев; при приобретении и внедрении поливных систем для выращивания кормовых культур; строительство комбикормовых заводов для обеспечения потребности животноводческих и птицеводческих предприятий качественными и сбалансированными кормами.
Будут внедрены современные технологии в животноводстве, направленные на повышение производительности труда, внедрение системы сохранения воды в засушливых зонах для обеспечения водопоя сельскохозяйственных животных.
Перерабатывающая промышленность.
В сфере переработки сельскохозяйственной продукции актуальными остаются техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества, с тем, чтобы повысить качество отечественной продукции, расширить ассортимент продовольственных товаров и тем самым создать равные условия для конкуренции с основными торговыми партнерами по ТС.
Между тем, необходимо проводить корректировки стратегических документов государственных органов в вопросах технического регулирования, торговли, защиты конкуренции, информации, таможенных и пограничных служб. В целях увеличения внутреннего и расширения внешнего рынка отечественной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в сотрудничестве с заинтересованными уполномоченными органами необходимо принять меры по защите внутреннего рынка от скрытого демпинга импортного товара; усилению контроля над соблюдением законодательства в области технического регулирования; обеспечению выполнения требований законодательства в части приоритетного закупа отечественных продуктов питания; совершенствованию механизма доступа отечественной продукции на прилавки торговых сетей; развитию торгово-логистической инфраструктуры; продвижению отечественной продукции на внешние рынки; развитию смежных отраслей; проведению информационно-разъяснительной работы.
Ветеринария и фитосанитария.
Особое внимание необходимо уделить развитию системы ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Планируемое вступление в ВТО требует от СХТП поставку качественной и безопасной продукции, соответствующей международным стандартам пищевой безопасности. В этой связи, в рамках сотрудничества с международными организациями необходимо проработать вопрос совершенствования законодательной базы, пересмотреть стратегию борьбы с заболеваниями животных, создать развернутую сеть лабораторий с интегрированной информационной системой для контроля, надзора и мониторинга за заболеваниями. Необходимо обеспечить функционирование государственных ветеринарных организаций на уровне поселков. В области фитосанитарии необходимо провести ряд мероприятий по внедрению современных безопасных методов борьбы с особо опасными организмами.
Устранение барьеров, препятствующих ведению агробизнеса, процессу кооперации, эффективному землепользованию.
В целях исполнения поручений Главы государства по повышению эффективности системы государственного контроля и надзора, снижению административного давления на предпринимателей будет проведена работа по систематизации планирования проверок и снижению их количества со стороны государства.
Будет проработан вопрос изменения условий аренды земельных участков для сельскохозяйственных целей, как для отечественных инвесторов, так и для иностранцев, а также эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Совершенствование мер государственной поддержки.
Детализация направлений Программы "Агробизнес–2020" будет предусмотрена в мастер-планах по развитию приоритетных направлений АПК.
Основной целью реализации мастер-планов является достижение показателей Программы по снижению импортозависимости и увеличению экспорта продукции отечественного АПК. Мастер-планы будут предусматривать (в том числе) подробную разбивку плановых показателей Программы по годам и в разрезе регионов с учетом их специализации.
Достижение утвержденных мастер-планами показателей местными исполнительными органами будет на регулярной основе доводиться Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан до общественности путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
Кроме того будет внедрена специализация регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельхозпродукции с учетом природно-климатических условий, наличия рынков сбыта и потенциала развития регионов. Планируемая структура посевных площадей с учетом внедрения специализации регионов представлена в приложении 1 к настоящей Программе.
Схема специализации регионов позволит дифференцированно и более эффективно проводить государственную политику в АПК. В связи с этим, правила предоставления мер государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса будут скорректированы с учетом схемы специализации регионов и будут предусматривать поэтапное прекращение субсидирования сельскохозяйственного производства, не рекомендуемого в рамках схемы специализации регионов.
При этом, местными исполнительными органами будут разработаны и включены в программы развития территорий планы поэтапного перехода к субсидированию производства сельскохозяйственной продукции в соответствии со схемой специализации регионов в разрезе районов, предусматривающие до 2016 года подготовительный этап; с 2017 года по
2019 годы субсидирование сельскохозяйственного производства, соответствующего рекомендациям схемы специализации на 50 %, а с 2020 года субсидирование сельскохозяйственного производства в полном соответствии со схемой специализации регионов.
Также будут разработаны меры и механизмы обеспечения продовольственной безопасности Республики Казахстан.
С целью стимулирования внедрения передовых технологий и увеличения объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции наряду с действующими мерами поддержки необходимо предусмотреть постепенный переход от прямого субсидирования отдельных культур к поддержке через льготное финансирование (субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу, внедрение системы гарантирования и системы страхования займов СХТП перед финансовыми организациями), а также инвестиционное субсидирование при реализации проектов. Во избежание финансовой неустойчивости сельскохозяйственных предприятий и недопущения их сокращения необходимо осуществить финансовое оздоровление данных предприятий.
С целью повышения эффективности государственной поддержки необходимо совершенствовать систему субсидирования. Для обеспечения равных условий отечественным СХТП в свете вступления в ВТО, а также членства в ТС и Едином экономическом пространстве в планируемый период уровень государственной поддержки необходимо довести до соответствующих согласованных показателей в рамках интеграционных процессов.";
в разделе 4. "Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы":
"Целевые индикаторы Программы" изложить в следующей редакции:
"Целевые индикаторы Программы:
1) увеличение объема государственной поддержки сельского хозяйства за счет субсидирования субъектов АПК в 4,5 раза к 2020 году;
2) пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК за счет рефинансирования и реструктуризации займов не менее чем на 8 лет на общую сумму не менее 300 млрд. тенге;
3) объем негосударственных кредитных средств, привлеченных в АПК за счет мер по повышению доступности кредитов и лизинга, до 2 трлн. тенге за 2013–2020 годы;
4) коэффициент угрозы распространения карантинных и особо опасных вредных организмов 0,88 в 2020 году;
5) доля пищевой продукции, подверженной мониторинговым лабораторным исследованиям, 0,4 % в 2020 году;
6) доля государственных услуг, переведенных в электронный формат 62 % в 2015 году.";
в разделе 4.1. "Финансовое оздоровление":
часть пятую и седьмую изложить в следующей редакции:
"Государство, в зависимости от участия кредиторов и собственников, осуществляет поддержку, предоставляя субсидирование ставки вознаграждения через финансового агента по кредитам и/или лизинговым обязательствам, подлежащим финансовому оздоровлению на приобретение основных средств и пополнение оборотных средств путем ее снижения для конечного плательщика – субъекта АПК.";
"Проведение финансового оздоровления субъектов АПК будет осуществляться за счет привлеченных финансовым агентом средств с организованных рынков капитала, а также за счет собственных средств банков второго уровня. При этом средства, привлеченные финансовым агентом, могут быть использованы на другие неотложные задачи.";
в разделе 4.2. "Повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов агропромышленного комплекса":
в задаче 4.2.1.2. "Повышение экономической доступности минеральных удобрений и гербицидов":
заголовок изложить в следующей редакции:
"4.2.1.2. Повышение экономической доступности удобрений, гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов";
часть первую изложить в следующей редакции:
"В целях стимулирования СХТП на проведение мероприятий, направленных на повышение урожайности и качества продукции растениеводства, предполагается осуществление государственной поддержки, направленной на повышение экономической доступности минеральных удобрений, гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов.";
дополнить частью второй следующего содержания:
"С 2017 года планируется удешевлять стоимость биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки овощных культур отрытого и закрытого грунта, бахчевых и плодовых культур.";
в таблице 9. "Целевые показатели по повышению экономической доступности минеральных удобрений и гербицидов":
заголовок изложить в следующей редакции:
"таблица 9. Целевые показатели по повышению экономической доступности минеральных удобрений, гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов";
дополнить строкой, порядковый номер 3, следующего содержания:
"
3 | Охват площадей обработками биоагентами (энтомофагами) в сравнении с общей площадью посевов, % | 29,0 | 30,5 | 33,6 | 37,6 | 67,5 | 68,3 | 69,0 | 69,3 |
";
в задаче 4.2.1.3. "Повышение экономической доступности элитных семян и саженцев плодово-ягодных культур и винограда":
заголовок изложить в следующей редакции:
"4.2.1.3. Повышение экономической доступности семян и саженцев плодово-ягодных культур и винограда";
часть четвертую изложить в следующей редакции:
"В целях повышения доступности товарным хозяйствам семян первой репродукции (гибридов 1 поколения), проведения своевременной сортосмены и сортообновления, будет совершенствоваться механизм субсидирования семеноводства, который предусматривает с 2015 года исключение субсидирования элитных семян и переход на субсидирование семян первой репродукции (гибридов 1 поколения). Также будет продолжено субсидирование стоимости элитных саженцев плодово-ягодных культур и винограда, реализованных СХТП.";
в подразделе 4.2.2. "Повышение физической доступности услуг по хранению зерна" части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:
"В целях наращивания экспортного потенциала казахстанского зерна до 2020 года будут увеличены мощности по перевалке зерна в западном направлении.
Учитывая растущее население Китая и изменение структуры потребления в сторону увеличения потребления продуктов из пшеницы, рынок Китая является весьма перспективным для Казахстана. В то же время Китай представляет интерес как транзитное государство для экспорта казахстанского зерна в страны Юго-Восточной Азии и другие страны в данном направлении. В связи с этим, для стимулирования экспорта зерна будет осуществлено строительство зернового терминала в восточном направлении.";
подраздел 4.2.3. "Повышение экономической доступности воды для сельскохозяйственных товаропроизводителей" дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"В целях стимулирования перехода водопользователей к водосберегающим технологиям будет совершенствоваться механизм субсидирования стоимости услуг по подаче воды в части изменения методики расчета размера субсидии на кубический метр поливной воды.
Кроме того, в целях снижения административных процедур и облегчения получения объемов воды по доступным ценам планируется получение субсидии стоимости услуг по подаче воды СХТП непосредственно вододателями. Это позволит повысить эффективность мероприятий по надлежащему содержанию гидромелиоративных систем водохозяйственных организаций.";
в подразделе 4.2.4. "Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в животноводстве и товарном рыбоводстве":
в задаче 4.2.4.1. "Повышение экономической доступности содержания скота и производства продукции животноводства" части первую и вторую изложить в следующей редакции:
"В целях развития отрасли животноводства и стимулирования СХТП к технологической модернизации производства, а также повышения объемов и качества производимой животноводческой продукции предполагается продолжить государственную поддержку производителей животноводческой продукции.
Для создания прочной кормовой базы для животноводства будет возмещаться часть инвестиционных вложений сельскохозяйственных товаропроизводителей на обводнение пастбищ путем строительства и восстановления шахтных и трубчатых колодцев, приобретение и внедрение поливных систем для выращивания кормовых культур, строительство комбикормовых заводов для обеспечения потребности животноводческих и птицеводческих предприятий качественными и сбалансированными кормами.";
дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Будут внедрены новые современные технологии в животноводстве, в частности приобретение и внедрение технологического оборудования, направленного на повышение производительности труда, внедрение системы сохранения воды в засушливых зонах для обеспечения водопоя сельскохозяйственных животных.
Будет продолжена реализация проекта "Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота" в соответствии с целевыми показателями по созданию инфраструктуры откорма скота, фермерских хозяйств и увеличения маточного поголовья крупного рогатого скота.";
в задаче 4.2.4.2. "Повышение экономической доступности племенной продукции":
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Кроме этого будет оказана поддержка СХТП, занимающихся улучшением качественного состава и породных качеств сельскохозяйственных животных, в виде субсидирования затрат по содержанию племенного маточного поголовья и племенных быков-производителей, проведению селекционных и племенных работ, а также реализация бычков на откормочные площадки.";
часть третью исключить;
в таблице 17. "Целевые показатели по повышению экономической доступности племенной продукции":
дополнить строкой, порядковый номер 1-1, следующего содержания:
"
1-1 | Удельный вес племенных животных во всех категориях хозяйств, в общем поголовье животных, %, в том числе: | ||||||||
КРС | 8,8 | 9,4 | 9,9 | 10,4 | 10,9 | 11,5 | 12,1 | 12,7 | |
лошади | 7,1 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | 9,5 | 10,1 | 10,7 | |
овцы | 14 | 14,7 | 15,4 | 16,2 | 17,0 | 17,9 | 18,8 | 19,7 | |
козы | 0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |
свиньи | 16,3 | 16,8 | 17,3 | 17,8 | 18,3 | 18,9 | 19,5 | 20,0 |
";
дополнить задачей 4.2.4.4. "Повышение экономической доступности страхования в животноводстве" следующего содержания:
"4.2.4.4. Повышение экономической доступности страхования в животноводстве
С учетом успешно применяемого опыта зарубежных стран будет проработан вопрос по повышению экономической доступности страхования сельскохозяйственных животных.";
в подразделе 4.2.6. "Повышение экономической доступности финансовых услуг":
в задаче 4.2.6.1. "Повышение экономической доступности кредитов и лизинга":
таблицу 20. "Целевой показатель по повышению экономической доступности кредитов и лизинга" дополнить строкой, порядковый номер 3, следующего содержания:
"
3 | Доля обновленной сельскохозяйственной техники, в общем парке сельскохозяйственной техники, %, в том числе: | ||||||||
тракторы 5-8 класса тяги | 49,9 | 47,0 | 44,4 | 42,0 | 39,8 | 37,8 | 36,0 | ||
тракторы 3 класса тяги и ниже | 55,8 | 51,0 | 47,0 | 43,1 | 39,7 | 36,6 | 33,9 | ||
комбайны зерноуборочные | 56,6 | 52,2 | 48,4 | 44,8 | 41,6 | 38,7 | 36,1 | ||
посевные комплексы и сеялки | 48,7 | 44,8 | 41,6 | 38,4 | 35,6 | 33,1 | 30,9 |
";
в подразделе 4.2.7. "Повышение доступности товаров, работ и услуг в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов" части первую и третью изложить в следующей редакции:
"В рамках масштабной модернизации сельского хозяйства, с учетом растущего глобального спроса на продовольствие, одной из главных задач развития АПК Казахстана является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции через стимулирование привлечения инвестиций на создание новых либо расширение действующих производственных мощностей. В настоящее время существуют льготные продукты кредитования дочерних организаций АО "НУХ "КазАгро" и возмещение ставок вознаграждения по кредитам на пополнение основных и оборотных средств в рамках государственных программ поддержки.";
"В этой связи в Республике Казахстан для снижения капиталоемкости и сроков окупаемости инвестиционных проектов будет внедрена государственная поддержка в виде частичной компенсации расходов (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, сельскохозяйственной и специальной техники) при инвестиционных вложениях, направленных на создание новых либо расширение действующих производственных мощностей в приоритетных секторах АПК. Перечень приоритетных инвестиционных направлений для выделения инвестиционной субсидии с количественными показателями по годам представлен в приложении 2 к настоящей Программе.";
задачу 4.2.8. "Повышение экономической доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки и консультационных услуг" изложить в следующей редакции:
"4.2.8. Повышение экономической доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки и консультационных услуг
С целью обеспечения субъектам агробизнеса доступа к современным технологиям и передовым научным разработкам в АПК будет продолжена работа по реформированию отечественной системы аграрной науки.
Конечной целью реформирования будет являться построение устойчивой системы генерации знаний и распространения конкурентоспособных инноваций в АПК.
Основными направлениями реформирования отечественной аграрной науки будут являться:
1) построение новой системы управления сельскохозяйственными исследованиями по образцу ведущих стран-производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции, ориентированной на тесное взаимодействие между отраслевой и вузовской наукой, интеграцию в мировую научную систему с применением эффективных механизмов взаимодействия между научно-исследовательскими организациями и субъектами агробизнеса;
2) поэтапное доведение государственного финансирования национальной системы сельскохозяйственных исследований до уровня
стран – технологических лидеров – не менее 0,1 % от валового продукта отрасли;
3) новая кадровая политика, способствующая привлечению в аграрную науку талантливой молодежи и созданию условий для профессиональной реализации наиболее перспективных научных работников;
4) поэтапная модернизация инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-экспериментальных организаций с целью повышения качества исследований, формирования собственных технологических платформ по приоритетным направлениям развития АПК.
В целях повышения результативности, эффективности и конкурентоспособности результатов научных исследований государством будут созданы необходимые условия по финансированию мероприятий с целью реформирования и развития отечественной аграрной науки и образования.
Для решения проблем научного обеспечения отраслей АПК и исключения разрозненности проводимых исследований, комплексного подхода в постановке задач, единой координации научных исследований в области АПК, планируется создание Национального научного совета по аграрной науке.
Для формирования новой научно-инновационной системы генерации и распространения передовых знаний в сфере АПК с результатами, соответствующими лучшим мировым аналогам, будет продолжена работа по созданию трансдисциплинарного научно-образовательного комплекса международного уровня.
С целью повышения практической применимости результатов НИОКР и ориентирования на фактические потребности субъектов АПК при формировании тематик исследований будут реализовываться научно-технические программы, предусматривающие комплексный подход к исследуемой проблематике, мероприятия по внедрению результатов в практику и подготовке научных кадров необходимой квалификации.
Будут разработаны предложения по стимулированию софинансирования прикладных исследований в сельском хозяйстве субъектами агробизнеса.
Основным критерием эффективности реализации научных программ будет их доведение от идеи до стадии коммерциализации с предпочтительным участием агробизнеса в достижении поставленных результатов.
С целью доведения результатов исследований до эффективной коммерциализации необходимо проведение апробаций, опытных проверок результатов научных исследований методами опытных и экспериментальных работ. Для чего в рамках мер по внедрению новых технологий в производство будут реализованы мероприятия по обновлению приборного парка лабораторий научных организаций, меры по обновлению селекционно-семеноводческой техники для развития первичного семеноводства перспективных и допущенных к использованию в Республике Казахстан отечественных сортов и гибридов, поскольку имеет место моральное старение научно-исследовательской инфраструктуры аграрной науки.
С целью повышения устойчивости урожайности в растениеводстве будут предусмотрены исследования по разработке и внедрению ресурсосберегающих и нулевых технологий в засушливых регионах.
Будут проводиться исследования по возделыванию сельскохозяйственных культур на принципах органического земледелия, обеспечивающие производство экологически чистой и безопасной продукции.
С целью увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур будут проведены исследования по разработке "зеленых" экономически эффективных агротехнологий.
На повышение урожайности сельскохозяйственных культур будут направлены исследования по созданию высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и разработке интенсивных технологий их возделывания.
В рамках мер по расширению научных исследований в сельском хозяйстве будут проведены исследования по изучению вопросов засухоустойчивых генно-модифицированных культур (пшеница, хлопок, соя, рапс, кукуруза). Будут подобраны засухоустойчивые кормовые культуры для бесперебойного обеспечения животных кормами.
В целях развития инновационной деятельности и содействия технологической модернизации будут реализовываться целевые технологические программы, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочной перспективе. Реализация программы основана на взаимодействии науки, государства и бизнеса.
В рамках реализации новых передовых научно-технологических направлений в АПК по итогам технологического прогнозирования посредством механизма целевых технологических программ получат развитие критические технологии: воспроизводство плодородия почв, прогрессивные системы орошения, технологии интенсивного развития животноводства, технологии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, инженерная энзимология, клеточная и геномная селекция, клеточная и молекулярная инженерия, технологии создания биопрепаратов, методы обеспечения биобезопасности продукции.
Реализация целевых технологических программ по АПК будет начата после того, как уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, осуществляющим также межотраслевую координацию и участие в реализации государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, будет проведена работа по разработке механизма реализации целевых технологических программ и др.
С целью повышения экономической доступности образовательных услуг и результатов аграрной науки будут реализовываться механизмы внедрения новых технологий и отечественных разработок, в том числе путем трансферта и коммерциализации агротехнологий, расширения охвата субъектов АПК услугами системы распространения знаний.
В области кадрового обеспечения будет проводиться дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, а также продолжена работа по внедрению Национальной системы квалификации.
Планируется осуществлять внедрение профессиональных стандартов в производственных коллективах АПК и аккумулировать предложения по их корректировке.
В соответствии с профессиональными стандартами будет проводиться обновление образовательных стандартов по аграрным специальностям. С участием работодателей создаются независимые Центры сертификации квалификации специалистов агропромышленного комплекса.
Планируется развивать сотрудничество с Консультативной группой международных сельскохозяйственных исследований (далее – КГМСХИ) в области заимствования (трансферта) зарубежных агротехнологий, обмена генетическим материалом, обучения специалистов передовым технологиям, методикам и интеграции в международную научную среду, включающую
15 международных научно-исследовательских центров из 64 стран и организаций.
В целях поддержания эффективной обратной связи между субъектами АПК и государственными структурами, аграрной наукой и системой профессионального образования будут реализованы меры по обеспечению бесплатной консультационной помощью СХТП в рамках системы распространения знаний.
таблица 23. Целевые показатели по повышению экономической
доступности образовательных услуг, результатов аграрной науки
и консультационных услуг
№ | Наименование показателя | Годы реализации | |||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
1 | Количество отечественных научных разработок, получивших практическое применение в АПК, ед. | 0 | 0 | 17 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 |
2 | Количество субъектов АПК, охваченных услугами системы распространения знаний, чел. | 2 375 | 10 165 | 11 535 | 12 855 | 14 300 | 15 570 | 17 190 | 20 510 |
3 | Количество реализованных инновационных проектов по трансферту и коммерциализации агротехнологий, ед. | 2 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | 30 |
";
в разделе 4.3. "Развитие государственных систем обеспечения субъектов агропромышленного комплекса":
в подразделе 4.3.1. "Развитие системы фитосанитарной безопасности":
дополнить частью четвертой следующего содержания:
"В целях качественного и безопасного хранения запаса пестицидов (ядохимикатов), предназначенных для проведения мероприятий по карантину растений и ликвидации непредвиденного массового распространения особо опасных вредных организмов, будут проведены работы по проектированию и дальнейшему строительству склада в соответствии с необходимыми нормами и требованиями.";
часть шестую исключить;
дополнить частью десятой следующего содержания:
"Также необходимо проработать вопрос по пересмотру процедуры финансирования мероприятий, направленных на борьбу против болезней растений, в части возможного субсидирования затрат СХТП на приобретение фунгицидов.";
в подразделе 4.3.2. "Развитие системы ветеринарной безопасности":
часть девятую изложить в следующей редакции:
"Дополнительно для успешного проведения ветеринарно-санитарных профилактических, диагностических и ликвидационных мероприятий планируется провести материально-техническое оснащение ветеринарных организаций (государственных ветеринарных лабораторий, противоэпизоотического отряда, ветеринарных станций и пунктов), а также строительство объектов в сфере ветеринарии (ветеринарных лабораторий, лабораторных корпусов для референтного центра по ветеринарии, специализированных складских помещений для хранения республиканского запаса ветеринарных препаратов, вивария и других).";
раздел 4.4. "Повышение эффективности систем государственного регулирования агропромышленного комплекса":
дополнить подпунктами 1-1), 8) и 9) следующего содержания:
"1-1) повышение эффективности мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель;";
"8) развитие сельскохозяйственной кооперации;
9) развитие международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса.";
дополнить подразделом 4.4.1-1 следующего содержания:
"4.4.1-1. Повышение эффективности мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель
Для повышения продуктивности орошаемых земель и их рационального использования необходим постоянный мелиоративный мониторинг за их состоянием.
В настоящее время мониторингом охвачены 70 % орошаемых земель от общей их площади. Необходимо расширить площадь обследуемых земель с охватом мелиоративным мониторингом всех орошаемых земель.
Результатом проведения мониторинга орошаемых земель является составление карт глубин залегания уровня грунтовых вод, их минерализации и карт засоления почвогрунтов. На основе этих материалов проводится оценка мелиоративного состояния орошаемых земель и разрабатываются рекомендации по их улучшению и рациональному использованию воды и земли.
таблица 26-1. Целевой показатель по повышению эффективности
мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель
№ | Наименование показателя | Годы реализации | |||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
1 | Площадь орошаемых земель, охваченная агромелиоративными обследованиями, тыс. га | 1467 | 1467 | 1467 | 1467 | 1467 | 1624 | 1799 | 2094 |
";
подраздел 4.4.2. "Развитие систем информационного обеспечения субъектов агропромышленного комплекса" исключить;
подраздел 4.4.3. "Повышение эффективности государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур" дополнить частью пятой следующего содержания:
"Также в рамках данной программы будет особо уделено внимание подготовке специалистов в сфере сортоиспытания с возможностью организации курсов повышения квалификации, в т.ч. зарубежом, а также участия в зарубежных командировках.";
в подразделе 4.4.5. "Развитие системы технического регулирования в сельском хозяйстве":
часть третью исключить;
часть четвертую изложить в следующей редакции:
"В целях углубления и ускорения интеграционных процессов в ТС и формирования Единого экономического пространства в области АПК утверждены 7 технических регламентов ТС, дополнительно необходимо разработать еще 6 технических регламентов ТС.";
дополнить подразделами 4.4.8. и 4.4.9. следующего содержания:
"4.4.8. Развитие сельскохозяйственной кооперации
В целях исполнения поручения Главы государства касательно устранения барьеров, препятствующих развитию кооперации, был проведен анализ и выявлены следующие основные барьеры, сдерживающие процесс кооперации в стране:
1) отсутствие возможности распределения прибыли в сельскохозяйственных кооперативах, созданных в форме некоммерческих организаций;
2) несовершенство нормативно-правовой базы;
3) непрозрачность деятельности кооперативов, недоверие друг к другу, как риск для обмана членов кооператива;
4) излишняя зарегулированность внутренних процедур.
В целях устранения указанных барьеров предполагается внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан по вопросам развития кооперации.
При этом, вопросы субсидирования СХТП будут также тесно взаимоувязаны с задачами кооперирования фермеров.
4.4.9. Развитие международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса
Развитие агропромышленного комплекса предполагает проведение аналитических исследований и выработку рекомендаций с привлечением иностранных специалистов, изучение и внедрение передового зарубежного опыта, а также активизацию процесса привлечения зарубежных инвестиций и поиск новых зарубежных рынков сбыта продукции АПК.
В этой связи особую актуальность приобретает сотрудничество с международными организациями.
В настоящее время Казахстан активно сотрудничает с такими организациями как ОЭСР, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (далее – ФАО), МЭБ, Организация Исламского Сотрудничества (далее – ОИС).
В рамках сотрудничества с ОЭСР Казахстан получает консультации по вопросам диверсификации и наращивания прямых иностранных инвестиций, а также повышению конкурентоспособности различных отраслей экономики Казахстана, в том числе агропромышленной отрасли.
Одним из направлений сотрудничества с ОЭСР является подготовка Обзора аграрной политики в Республике Казахстан, включающая проведение детального анализа отрасли на предмет оценки эффективности инвестируемых государственных ресурсов. В 2011 году был подготовлен Обзор аграрной политики Казахстана по методике ОЭСР.
На основе проведенного Обзора каждые два года по методике ОЭСР проводится Мониторинг аграрной политики, который определяет уровень поддержки производителей странами – основными игроками на сельскохозяйственных рынках и является единственным источником надежных и сопоставимых количественных данных о государственной поддержке сельского хозяйства в различных странах.
Сотрудничество с ФАО предоставляет возможность оперативно получать консультации от высококвалифицированных сельскохозяйственных специалистов в разработке аграрной политики, техническую и консультационную помощь в приоритетных направлениях АПК, быстро реагировать на происходящие изменения в аграрной политике, совместно с правительствами стран разрабатывать рекомендации и определять приоритетные направления развития сельского хозяйства с учетом специфичности региона. Кроме того, деятельность представительства ФАО в Казахстане будет направлена на реализацию региональных проектов с участием Республики Казахстан, нацеленных на решение трансграничных проблем.
В преддверии вступления Казахстана в ВТО наиболее актуально применение в вопросах обеспечения здоровья животных и животного мира международных стандартов, предписаний и рекомендаций, разработанных под эгидой МЭБ. В рамках сотрудничества с МЭБ будет оказана техническая и методологическая помощь, проведена работа по реализации подписанного Соглашения между Правительством РК и МЭБ о программе сотрудничества, по получению референтным центром по ветеринарии статуса референтной лаборатории МЭБ по бруцеллезу животных. Кроме того, открытым в городе Астане Субрегиональным координационным офисом МЭБ по контролю за ящуром по среднеазиатскому региону будет проведена работа по усилению контроля за ящуром, выработке единого подхода и стратегии по борьбе с ящуром на региональном уровне, объединению усилий ветеринарных служб среднеазиатского региона по борьбе с ящуром совместно с региональными и специальными комиссиями МЭБ.
В рамках ОИС проводится работа по созданию Исламской организации по продовольственной безопасности со штаб квартирой в городе Астане. Создание данной организации позволит в дальнейшем организовать поставку казахстанского зерна и других видов продовольствия бедным странам ОИС за счет средств международных финансовых организаций. Предполагается, что это обеспечит дополнительный рынок сбыта казахстанского зерна, а также поможет реализовать крупные инвестиционные проекты, которые позволят решить проблему инфраструктурных проектов в Республике Казахстан и других странах, что позволит увеличить объемы экспорта.
Наряду с этим, планируется вступление Казахстана в КГМСХИ, крупнейшее в мире объединение международных сельскохозяйственных научных центров. Членство в КГМСХИ предоставляет доступ к крупнейшему в мире генофонду сельскохозяйственных растений и животных, к самым богатейшим в мире коллекциям важнейших видов сельскохозяйственных растений и животных, а также к информационным и ресурсным сетям, разработкам, инновациям и технологиям в научных центрах КГМСХИ. Центры и ученые КГМСХИ могут оказывать качественные на мировом уровне консультационные услуги и осуществлять экспертизу коммерциализуемых и закупаемых технологий, научно-технических проектов (на безвозмездной основе), оказывать содействие в обеспечении международного уровня биобезопасности аграрного производства Казахстана.";
в разделе 5 "Этапы реализации Программы":
подраздел 5.1 "Первый этап: 2013–2015 годы" дополнить подпунктами 18) и 19) следующего содержания:
"18) развить сельскохозяйственную кооперацию;
19) развить международное сотрудничество в области агропромышленного комплекса.";
в подразделе 5.3 "Ожидаемые результаты":
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) пролонгация долговой нагрузки субъектов АПК мер финансового оздоровления не менее чем на 8 лет на общую сумму не менее
300 млрд. тенге;";
в разделе 7 "План мероприятий по реализации Программы развития агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы":
в подразделе "4.2.1 Повышение экономической доступности товаров, работ и услуг в растениеводстве":
заголовок строки порядковый номер 4.2.1.2 "Повышение экономической доступности минеральных удобрений и гербицидов" изложить в следующей редакции:
"4.2.1.2. Повышение экономической доступности удобрений, гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов";
дополнить строкой следующего содержания:
"
Осуществить субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей по стоимости биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений | Информация в МСХ | Акиматы областей | Ежегодно 15 февраля, начиная с 2015 года | 0 | 459 936* | 459 936* | 615 164 | 658 210 | 845 128 | 904 257 | 1 128 893 | 5 071 524 | ЦТТ из РБ 223 - Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на удешевление сельхозтоваропроизводителям стоимости биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений |
";
в подразделе 4.3.1 "Развитие системы фитосанитарной безопасности" строку:
"
Осуществить субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей по стоимости биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений | Информация в МСХ | Акиматы областей | Ежегодно 15 февраля, начиная с 2015 года | 0 | 459 936* | 459 936* | 615 164 | 658 210 | 845 128 | 904 257 | 1 128 893 | 5 071 524 | ЦТТ из РБ 223 - Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на удешевление сельхозтоваропроизводителям стоимости биоагентов (эгтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений |
"
исключить;
дополнить указанную Программу приложениями 1 и 2 согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Планируемая структура посевных площадей с учетом внедрения
специализации регионов по оптимальному использованию
сельскохозяйственных угодий для производства конкретных
видов сельхозпродукции
Культура | Всего посевная площадь в 2013 году, тыс. га |
Всего рекомендуемая |
1 | 2 | 3 |
Пшеница | 13 090 | 11 500 |
Ячмень | 1 877 | 3 030 |
Гречиха | 83,5 | 170 |
Овес | 223 | 320 |
Просо | 58 | 80 |
Рожь | 36 | 50 |
Кукуруза на зерно | 109 | 140 |
Рис | 90 | 80 |
Другие зерновые и бобовые | 226 | 620 |
Соевые бобы | 103 | 150 |
Подсолнечник | 878 | 680 |
Сафлор | 295 | 295 |
Рапс | 264 | 400 |
Лен | 410 | 460 |
Хлопок | 140 | 105 |
Овощи | 133 | 132 |
Бахчевые | 82 | 82 |
Перечень приоритетных инвестиционных направлений
для выделения инвестиционной субсидии
№ | Инвестиционные направления (выставлены по приоритетности) | Производственные показатели (количество планируемых к вводу производственных мощностей) | ||||||||
Единица | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ИТОГО | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Сады (интенсивные) | га | 300 | 1 350 | 2 300 | 3 450 | 4 800 | 6 060 | 7 300 | 25 560 |
2 | Сады (семейные) | га | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 340 | 400 | 1 740 |
3 | Репродукторы | ед. | 5 | 10 | 10 | 5 | 30 | |||
4 | Оросительные системы для производства кормов в мясном скотоводстве | ед. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
5 | Товарные фермы (крупный рогатый скот) | ед. | 99 | 200 | 200 | 200 | 235 | 234 | 232 | 1 400 |
6 | Откормочные площадки | скотоместо | 6 000 | 9 000 | 9 000 | 9 000 | 9 000 | 9 000 | 9 000 | 60 000 |
7 | Молочно-товарные фермы на 50 голов | ед. | 36 | 50 | 50 | 80 | 60 | 62 | 62 | 400 |
8 | Молочно-товарные фермы на 100 голов | ед. | 18 | 50 | 50 | 80 | 60 | 70 | 72 | 400 |
9 | Молочно-товарные фермы на 200 голов | ед. | 22 | 50 | 50 | 80 | 58 | 70 | 70 | 400 |
10 | Молочно-товарные фермы от 600 голов | ед. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 |
11 | Строительство поливных и оросительных систем для производства кормов для молочно-товарных ферм | ед. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 15 |
12 | Товарные фермы (овцеводство) | ед. | 37 | 100 | 50 | 50 | 43 | 50 | 50 | 380 |
13 | Сервисно-заготовительные центры по молоку | ед. | 20 | 25 | 32 | 32 | 34 | 34 | 35 | 212 |
14 | Приобретение молоковоза | ед. | 30 | 30 | 30 | 35 | 75 | 75 | 75 | 350 |
15 | Расширение молокоперерабатывающих предприятий | ед. | 2 | 7 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 16 |
16 | Строительство завода по производству кумыса | ед. | 1 | 1 | ||||||
17 | Приобретение скотовоза | ед. | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 30 |
18 | Приобретение рефрижератора | ед. | 8 | 9 | 9 | 12 | 12 | 11 | 61 | |
19 | Расширение и реконструкция существующих мясоперерабатывающих предприятий | ед. | 2 | 7 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 27 |
20 | Строительство новых мясокомбинатов | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | ||
21 | Строительство мясоперерабатывающих комплексов | ед. | 1 | 1 | ||||||
22 | Зернохранилища | тыс. тонн | 140 | 280 | 367 | 150 | 150 | 204 | 1 290 | |
23 | Теплицы | га | 10 | 16 | 17 | 17 | 19 | 20 | 22 | 120 |
24 | Плодоовощехранилища | тыс. тонн | 9 | 27 | 30 | 33 | 37 | 43 | 46 | 225 |
25 | Товарные фермы (коневодство) | ед. | 50 | 40 | 40 | 45 | 50 | 55 | 280 | |
26 | Свинофермы (расширение) | ед. | 2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 10 | ||
27 | Свинофермы (строительство) | ед. | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
28 | Селекционно-гибридный центр | ед. | 1 | 1 | ||||||
29 | Птицефабрики | ед. | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
30 | Расширение птицефабрики | ед. | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 | |||
31 | Строительство птицефабрики (индейка) | ед. | 1 | 1 | ||||||
32 | Расширение птицефабрики (индейка) | ед. | 1 | 1 | ||||||
33 | Обводнение пастбищ (колодцы) | ед. | 159 | 200 | 400 | 600 | 641 | 1 000 | 1 000 | 4 000 |
34 | Комбикормовые заводы | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||
35 | Капельное орошение | га | 7 000 | 7 010 | 6 510 | 5 990 | 5 500 | 5 000 | 4 000 | 41 010 |
36 | Дождевальная система | га | 6 997 | 6 500 | 6 010 | 5 510 | 4 998 | 4 748 | 4 701 | 39 462 |
37 | Расширение и реконструкция существующих плодоовощеконсервных предприятий | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
38 | Строительство новых плодоовощеконсервных предприятий | ед. | 1 | 1 | 2 | |||||
39 | Расширение предприятий по переработке масличных культур | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
40 | Расширение и реконструкция существующих предприятий по производству макаронных изделий | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
41 | Расширение и реконструкция существующих предприятий по производству крупы | ед. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 21 |
42 | Расширение сахарных заводов | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
43 | Расширение и реконструкция существующих кукурузоперерабатывающих предприятий | ед. | 1 | 1 | 2 | |||||
44 | Расширение и реконструкция существующих предприятий по производству кондитерских изделий | ед. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
45 | Строительство рыбоводного предприятия по разведению осетровых видов рыб | ед. | 2 | 2 | ||||||
46 | Строительство индустриального рыбоводного предприятия по разведению 2000 тонн лососевой, осетровой рыбы в условиях садковых хозяйств | ед. | 1 | 1 |