Об утверждении Программы по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" и внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1136 "Об утверждении перечня правительственных программ и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан"

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 года № 498.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" (далее – Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.

      3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с Правилами разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля Стратегического плана развития Республики Казахстан, государственных и правительственных программ, стратегических планов государственных органов, программ развития территорий, а также разработки, реализации и контроля Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

      5. Утратил силу постановлением Правительства РК от 03.06.2019 № 361.

      6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

  Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 августа 2017 года № 498

Программа по привлечению инвестиций
"Национальная инвестиционная стратегия"

      Сноска. Программа с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 19.04.2019 № 215; от 29.07.2019 № 546.

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы

4.1.

Цели Программы

4.2.

Целевые индикаторы

4.3.

Задачи


Первое направление: улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан


Второе направление: реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения инвестиций


Третье направление: Соответствие плана приватизации и механизмов государственно-частного партнерства с приоритетами привлечения иностранных инвестиций

5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры

5.1.

Первое направление: Улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан

5.1.1.

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций


Повышение прозрачности регулирования инвестиционной деятельности


Упрощение порядка выхода на рынок страны и размещения иностранных инвестиций

5.1.2.

Повышение уровня защиты прав инвесторов


Совершенствование механизма разрешения споров


Повышение прозрачности и предсказуемости налогового администрирования для инвесторов

5.1.3.

Улучшение торговой логистики и развитие производственно-сбытовых связей между иностранными инвесторами и местными компаниями

5.2.

Второе направление: реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения инвестиций

5.2.1.

Совершенствование институциональных механизмов по привлечению, сопровождению и поддержке инвесторов

5.2.2.

Развитие системы привлечения инвестиций в Республике Казахстан

5.2.3

Формирование проактивных подходов к привлечению и удержанию инвестиций

5.3.

Третье направление: соответствие плана приватизации и механизмов государственно-частного партнерства с приоритетами привлечения иностранных инвестиций.

5.3.1.

Привлечение иностранных инвестиций к приватизации

5.3.2.

Привлечение инвестиций в проекты государственно-частного партнерства

6. Необходимые ресурсы

Приложение к Программе. План мероприятий по реализации Программы по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия".

1. Паспорт Программы

Наименование

Программа по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия"

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года";
Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства";
Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ";
Указ Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030 "Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"
Программа Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года "План нации - 100 конкретных шагов";
Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность";
Указ Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420, "Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

Указание государственного органа, ответственного за разработку и реализацию правительственной программы

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Цель

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций, ориентированные на повышение эффективности

Задачи

Первое направление. Улучшение инвестиционного климата Казахстана:
1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций
2. Повышение уровня защиты прав инвесторов
3. Улучшение торговой логистики и развитие производственно-сбытовых связей между иностранными инвесторами и местными компаниями
Второе направление. Реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения инвестиций:
4. Совершенствование институциональных механизмов по привлечению, сопровождению и поддержке инвесторов
5. Формирование проактивных подходов к привлечению и удержанию инвестиций
Третье направление. Соответствие плана приватизации и механизмов государственно-частного партнерства приоритетам привлечения иностранных инвестиций:
6. Обеспечение участия иностранных инвесторов в процессе приватизации
7. Привлечение инвестиций в проекты государственно-частного партнерства

Сроки реализации

2018 - 2022 годы

Целевые индикаторы

К 2022 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
1. Валовый приток прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) увеличится в 1,26 раза (к уровню 2016 года).
2. Соотношение объема валового ПИИ к валовому внутреннему продукту.
3. Приток ПИИ в обрабатывающую промышленность в 1,5 раза (к уровню 2016 года).
4. Объем инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики (за исключением государственного бюджета) увеличится в 1,46 раза (к уровню 2016 года).
5. Объем внешних инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики увеличится в 1,5 раза (к уровню 2016 года).

Источники и объемы финансирования

За счет и в пределах средств, предусмотренных Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан, в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, а также за счет внебюджетных средств, не противоречащих бюджетному законодательству Республики Казахстан

2. Введение

      Программа по привлечению инвестиций "Национальная инвестиционная стратегия" (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, данным в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность1".

      Программа, призванная способствовать достижению целей развития и модернизации экономики Республики Казахстан, формирует инвестиционное видение страны, направленное на увеличение и диверсификацию инвестиций. В основе данной Программы лежит повышение инвестиционной конкурентоспособности страны, обеспечивающее привлечение инвестиций, ориентированных на повышение эффективности в больших объемах.

      Данная Программа запускается в то время, когда мировая экономика все еще оправляется от глобального финансового кризиса. Падение мировых цен на товарных рынках осложнило ситуацию как для финансово-экономического состояния отдельных предприятий, так и для агрегированных макропоказателей.

      Вместе с тем, Республика Казахстан продолжает быть привлекательным местом для инвестиций, ориентированных на получение доступа к богатым природным ресурсам страны. Помимо этого, страна продолжает привлекать инвесторов, заинтересованных в растущем внутреннем рынке Республики Казахстан.

      Важность инвестиций в достижении целей развития Республики Казахстан, повышении уровня диверсификации экономики, росте производительности, экспорта и создании рабочих мест отмечена в ряде документов Системы государственного планирования (Казахстан 2050, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы, План нации "100 конкретных шагов", Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы, Государственная программа развития агропромышленного комплекса, "Модернизация 3.0.").

      Актуальным вызовом для Республики Казахстан является привлечение в больших объемах инвестиций, ориентированных на повышение эффективности. Данный вид инвестиций повышает конкурентоспособность финансируемого производства на международных рынках и в глобальных цепочках добавленной стоимости путем использования конкурентных преимуществ инвестиционного климата Республики Казахстан, предлагает для страны-получателя совокупность капитала, ноу-хау и технологий, которые способствуют модернизации отраслей и расширению производственных возможностей для достижения экономической диверсификации.

      Данный вид инвестиций не "поступает" в страну так же, как инвестиции, ориентированные на внутренний рынок. Привлечение и удержание их потребуют повышения международной конкурентоспособности Республики Казахстан, а также улучшения инвестиционного климата.

      Программа предполагает проведение активной государственной и инвестиционной политики, направленной на стимулирование инвестиций, ориентированных на повышение эффективности. В реализацию Программы Правительство Республики Казахстан продолжит улучшать конкурентоспособность и привлекательность инвестиционного климата страны соответствующим стандартам Организации Экономического Сотрудничества и Развития (далее - ОЭСР)2

      Успешная реализация данной Программы должна способствовать устойчивому экономическому росту страны. Для обоснования отдельных предложений и мероприятий проводится страновой и региональный анализ, а также анализируется опыт зарубежных стран по реализации инвестиционной политики, а также факторов, которые будут способствовать достижению преимуществ страны.

      Программа и составляющие ее мероприятия основаны на детальной оценке институциональной и нормативно-регуляторной среды для привлечения инвестиций. Оценка реализована Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан при технической поддержке группы Всемирного банка. Кроме того, при разработке Программы были учтены аналитические выводы ОЭСР, изложенные в детальном обзоре инвестиционного климата Республики Казахстан за 2016 и 2017 годы, а также исследовательские и аналитические работы других международных и национальных организаций, аналитических центров.

      __________________________
1 Послание Президента Республики Казахстан Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность"

      2Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики

Основные термины и определения

      В настоящей Программе используются следующие новые термины и определения:

      1) инвестиции, ориентированные на повышение эффективности, - тип инвестиций, направленных на организацию производства в определенной стране с целью использования ее факторов конкурентоспособности, которые обеспечат возможность экспорта в другие страны или регионы. Такие факторы конкурентоспособности могут включать эффективную рабочую силу в плане стоимости, образования или специализации, легкий доступ к иностранным рынкам, качественную инфраструктуру и т.д. Мотивирующими факторами в привлечении данного типа инвестиций являются уровень конкурентоспособности на международных рынках, предлагаемый той или иной страной инвестору, а в особенности способность интеграции в глобальные цепочки создания стоимости;

      2) инвестиции, ориентированные на внутренний рынок, – тип инвестиций, направленных на развитие внутреннего рынка страны-получателя. Таким образом, главными факторами такого типа инвестиций являются размер и темпы роста внутреннего рынка.

      3) информационно-мониторинговая система IRM (follow-up) - единая информационная площадка для казахстанских, иностранных инвесторов и предпринимателей, которая содержит полную, достоверную и актуальную информацию об инвесторах, инвестиционных проектах, производственных площадках и информационных запросах потенциальных инвесторов;

      4) внештатные советники – региональные директора совместительству внештатными советниками акимов областей и городов Астаны, Алматы, осуществляющие мониторинг и полное сопровождение реализации инвестиционных проектов, адресную работу с инвесторами по решению проблемных вопросов путем взаимодействия с центральными и местными исполнительными органами, иными организациями;

      5) инвестиционные преференции - преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, и лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект;

      6) инвестиционный омбудсмен - должностное лицо, назначаемое (определяемое) Правительством Республики Казахстан, на которое возлагаются функции по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов;

      7) "одно окно" ("единое окно") - централизованная форма содействия инвесторам со стороны уполномоченного органа по инвестициям в предоставлении государственных услуг, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами.

3. Анализ текущей ситуации

Улучшение глобальных экономических условий

      Задачу обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста Республики Казахстан на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности в условиях ограниченности внутренних финансовых ресурсов невозможно осуществить без реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций.

      Инвестиции оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие страны:

      на макроуровне являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, структурной перестройки производственного сектора и сбалансированного развития всех отраслей экономики, внедрения инноваций, обеспечения конкурентоспособности экономики страны;

      на микроуровне необходимы для расширения и развития производства, повышения его технического и технологического уровней, снижения морального и физического износа основных фондов, повышения качества и конкурентоспособности продукции, а также уменьшения вредного экологического воздействия на окружающую среду.

      Республика Казахстан запускает новую Программу по привлечению инвестиций в то время, когда мировая экономика продолжает восстановление после глобального финансового кризиса. Ожидается, что в 2017 и 2018 годы экономическая активность увеличится, несмотря на сокращение мировых потоков ПИИ в 2016 году на 13 % в связи со слабым мировым экономическим ростом и низкой динамикой объемов мировой торговли3, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.4

      Следует особо отметить, что при рассмотрении внешнего инвестирования в экономику страны традиционно рассматриваются ПИИ по привлеченному объему, по которому судят об эффективности работы с иностранными инвесторами.

      Несмотря на глобальную геополитическую и экономическую неопределенность, ПИИ находятся в предварительной стадии восстановления после кризиса. Согласно данным ЮНКТАД (UNCTAD - Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) (далее - ЮНКТАД) наиболее высокий уровень мировых инвестиционных потоков был отмечен в докризисный 2007 год, составив 1,9 трлн. долл. США. При этом, общие входящие потоки ПИИ в 2015 и 2016 годы увеличились до 1,8 трлн. долл. США (рисунок 1), что является наибольшим показателем с 2008 года.

      Увеличение ПИИ в последние два года было вызвано состоянием мировой макроэкономической среды, в которой преобладали сокращение темпов роста развивающихся рынков и резкое снижение цен на сырьевые товары. Также на данный рост оказал влияние процесс слияний и поглощений (далее - СиП) компаний на транснациональном уровне.

      ________________________________
3Мониторинг глобальных инвестиционных тенденций, UNCTAD, февраль 2017 года

      4Доклад о состоянии и перспективах мировой экономики, МВФ, январь 2017 года

      Рисунок 1

      Показатели притока ПИИ на глобальном уровне и по отдельным группам стран

      (млрд. долл. США)



      Источник: UNCTAD

      По данным ЮНКТАД ожидается рост валового показателя фиксированных капитальных инвестиций в развивающихся странах, в том числе странах с переходной экономикой. Вместе с тем, ожидается, что объем мировой торговли товарами и услугами в 2017 году увеличится на 3,8%, что больше чем в 2016 году (2,3%).

      Следует отметить, что поток ПИИ меняется под влиянием мировых экономических тенденций и факторного влияния внутренней экономической политики глобальных игроков.

      В зависимости от классификации стран по уровню развития большая часть потоков ПИИ направляется в развитые страны по сравнению с остальными группами стран. Кроме того, данный сегмент отличается относительной волатильностью, что мешает определить конкретные тренды за определенные периоды времени.

      Так, приток ПИИ в развитые страны в 2016 году вновь показал положительную динамику, хотя и более медленными темпами, достигнув 1,03 трлн. долларов США (в 2015 году - 0,98 трлн. долл. США).

      В среднесрочной перспективе глобальные потоки ПИИ по прогнозам возобновят рост в 2017 году и превысят 1,8 трлн. долл. США в 2018 году, что отражает ожидаемый рост в мировой экономике.

      В это же время, приток ПИИ в развивающиеся экономики демонстрирует восходящую тенденцию, которая возобновилась после кризиса 2008 года и немного снизилась к 2016 году.

      В сравнении с другими группами стран страны с переходной экономикой, к которым относится и Республика Казахстан, отличаются малыми объемами ПИИ. В 2016 году приток ПИИ в данную группу составил 68 млрд. долл. США, увеличившись на 81 % по сравнению с показателем 2015 года, что также свидетельствует о наличии некоторой волатильности.

      Страны с переходной экономикой обладают небольшим положительным показателем чистых ПИИ, однако на него может повлиять огромный отток из России. Доля, а также объем ПИИ в данных странах (как тенденция) снижаются с 2008 года. Так, приток ПИИ в эти страны сократился более чем наполовину с 2013 по 2015 годы с 85 млрд. долл. США до 35 млрд. долл. США, снизившись с почти 6 % мирового оттока ПИИ до всего лишь 2 %.

      Несмотря на положительные перспективы оздоровления мировой экономики, новые геополитические реалии и растущая напряженность могут иметь потенциальные последствия. Приток ПИИ в странах с переходной экономикой снизился до уровней почти 10-летней давности. Это произошло из-за таких факторов, как низкие цены на сырьевые товары, ослабление внутренних рынков и влияние ограничительных мер ввиду геополитической напряженности.

      Быстрое падение цен на нефть, которое произошло в 2014 году, сильно повлияло на приток ПИИ в страны-экспортеры нефти в Африке, Южной Америке и странах с переходной экономикой. Отток ПИИ из региона также сократился из-за сокращения доступа к международным рынкам капитала.

      В настоящее время можно выделить трех основных игроков, влияющих на потоки глобальных ПИИ, а именно: США, развитые страны Европы и Китай. При этом, США по-прежнему остаются крупнейшим получателем ПИИ, привлекая приблизительно 385 млрд. долл. США в 2016 году.

      Параллельно с этим показатели чистого ПИИ указывают на то, что регион Восточной и Южной Азии (включая вторую по величине экономику - Китай) был и остается получателем ПИИ. Только развитая Европа сменила роль, перейдя из группы стран чистых реципиентов ПИИ в группу стран источников-доноров ПИИ.

      Принимая во внимание изменения, происходящие на мировых рынках инвестиционного капитала, следует выделить несколько трендов, которые будут иметь непосредственное влияние на Республику Казахстан и перспективы привлечения ПИИ:

      1) изменения конъюнктуры на сырьевые товарные группы, прежде всего нефть и газ, послужили основной причиной уменьшения объемов ПИИ по всему миру и переориентации инвестиционных потоков;

      2) некоторое количество стран реализовало ряд существенных изменений в действующее законодательство, предусматривающих появление новых инвестиционных стимулов, а также упрощение практических инвестиционных мер, при этом значительному упрощению подверглись регуляторные и надзорные функции государства в отношении инвестиционных преференций;

      3) ряд развивающихся стран открыл доступ к экономическим секторам, прежде недоступным для иностранного инвестирования, в том числе через инструменты приватизации и государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), вместе с тем инвестиционные ограничения были введены в рамках наиболее стратегически важных отраслей, таких, как оборонная промышленность, энергетика и транспорт;

      4) рынок недвижимости начинает показывать восходящий тренд, если в развитых странах регулярно ощущался спрос на качественные объекты недвижимости и инфраструктуры, то в развивающихся странах спрос только сейчас вновь начал набирать обороты;

      5) сектор услуг начинает играть ключевую роль в глобальных инвестиционных потоках. В абсолютных величинах он все еще уступает производственному сектору, однако по темпам роста и доли в общем объеме значительно укрепляется. Особенно заметны изменения в области транснациональных слияний и поглощений компаний сектора услуг.

      6) связи внутри региональных цепочек создания стоимости в странах ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее – АСЕАН), а также Китае и Индии усиливаются. Через усиление внутрирегиональных производственных связей вырисовывается новый контур привлекательности для инвестиционных потоков.

      7) китайские компании стремительно растут в сторону углубления переработки и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Особенно это заметно в секторах производства высокотехнологичных химических продуктов, производства электроники, автомашин и авиастроении. Появляются новые китайские бренды, собственные инновационные разработки и глобальные сбытовые сети.

      8) многие компании занимают выжидательную позицию относительно размещения своих внешних инвестиций, предпочитая реинвестировать в действующие производственные мощности;

      9) города становятся ключевым пунктом для вложения инвестиций. Это происходит не за счет механического увеличения количества жителей, а из-за концентрации определенных видов экономической деятельности на территории и вокруг городов. Сегодня крупные города - это резервуары капитала и квалифицированной рабочей силы, особенно в сервисных секторах.

      Совокупность перечисленных трендов определяет необходимость в выработке механизмов, которые позволят не просто преодолевать риски, создаваемые данными изменениями, а наоборот, использовать для наращивания инвестиционного потенциала. Поэтому, экономическая неопределенность и изменение глобальной структуры ПИИ влекут за собой как трудности, так и возможности для Республики Казахстан.

      Ситуация с притоком инвестиций в Республику Казахстан также имеет свою динамику и ряд особенностей.

      Привлечение ПИИ Республикой Казахстан в последние годы демонстрировало тенденцию к снижению, тогда как некоторые из ближайших соседей, и при этом конкурентов, быстрее восстановились после спада.

      Показатели чистого притока ПИИ в Республике Казахстан превышают средний показатель стран с переходной экономикой, который составляет около 4 млрд. долл. США на 2016 год согласно данным ЮНКТАД.

      По данным Национального Банка Республики Казахстан за 2005-2016 годы объем валового притока ПИИ в Республику Казахстан составил 243 млрд. долл. США, из них в 2016 году – 20,6 млрд. долл. США, что больше по сравнению с 2015 годом на 39,9 %. Вместе с тем, за 2005-2016 годы объем чистого притока ПИИ в Республику Казахстан составил 115,1 млрд. долл. США, из них в 2016 году – 9,1 млрд. долл. США.

      В целом за указанный период наибольший объем пришелся на такие отрасли, как профессиональная, научная и техническая деятельность (35,8 % или 86,9 млрд. долл. США), горнодобывающая промышленность (27,1 % или 65,9 млрд. долл. США), обрабатывающая промышленность (12,3 % или 30 млрд. долл. США), торговля (8,9 % или 21,6 млрд. долл. США), финансовая и страховая деятельность (5 % или 12,2 млрд. долл. США), строительство (3,5 % или 8,5 млрд. долл. США).

      Рисунок 2

      Динамика ПИИ в Республике Казахстан за 2005-2016 гг.

      (млрд. долл. США)

     


      Источник: Национальный Банк Республики Казахстан, 2017 г.

      Как видно из рисунка 2 наибольший объем валового притока был в 2012 году, который составил 28,9 млрд. долл. США. Однако затем последующие 3 года в связи с рядом внутренних и внешних факторов наблюдается спад инвестиций (снижение с 28,9 млрд. долл. США до 14,8 млрд. долл. США). В связи с ухудшением глобальной экономической конъюнктуры и снижением мировых цен на энергоресурсы и металлы заметен спад потока инвестиций в 2015 году на 37% (снижение с 23,7 млрд. долл. США в 2014 году до 14,8 млрд. долларов США в 2015 году). Основной причиной отрицательной динамики ПИИ является спад инвестиций в добычу сырой нефти и природного газа на 62% (на 4,5 млрд. долл. США меньше, чем в 2014 году).

      Но после постепенного спада инвестиций с 2013 года в 2016 году удалось переломить негативные тренды. Так, в 2016 году вновь виден рост инвестиций - валовый приток ПИИ вырос почти на 40%.

      Следует отметить, что Республика Казахстан за годы независимости стала лидером в Центрально-Азиатском регионе по привлечению инвестиций в экономику.

      За 20 лет показатель валового внутреннего продукта (далее – ВВП) на душу населения увеличился в 17,4 раза - с 735,9 долл. США в 1994 году до 12806,7 долл. США в 2014 году. Несомненно, иностранные инвестиции сыграли важную роль в восстановлении и переориентации экономики страны.

      Благодаря полученному иностранному капиталу Республика Казахстан укрепила свои позиции в качестве страны, обладающей мощными энергоресурсами и имеющей амбициозные, но в то же время устойчивые планы на будущее.

      За пятилетний период (2005-2009 гг.) до начала реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 гг. было привлечено всего 82,1 млрд. долл. США, а за период 2010-2014 гг, было привлечено 149,5 млрд. долл. США (рост в 1,5 раза), что подтверждает повышение интереса зарубежных инвесторов к экономике страны.

      Вместе с тем, за период с 2005 по 2016 годы валовой отток прямых инвестиций из Республики Казахстан за рубеж составил 60,2 млрд. долларов США. Наибольший отток отечественного капитала наблюдается в направлении Нидерландов (37,2 млрд. долл. США), Великобритании (5,5 млрд. долл. США), Российской Федерации (2,9 млрд. долларов США) и Ирландии (1,8 млрд. долл. США).

      Потоки ПИИ в Республику Казахстан чувствительны к изменению мировых цен на сырьевые товары.

      Поскольку экономика Республики Казахстан тесно связана с инвестициями, ориентированными на ресурсы, то есть в добывающих отраслях (нефтегазовая, горнодобывающая, металлургическая и сопутствующие отрасли услуг) страна подвержена высоким рискам, связанным с недостаточной диверсификацией.

      В целом ПИИ в горнодобывающую отрасль и разработку карьеров сократились на 58 %, в оптовую и розничную торговлю на 46,7 % (меньше на 1,3 млрд. долл. США) и деятельность по проведению геологической разведки и изысканий на 5,1 % (меньше на 295 млн. долл. США). При этом показатель обрабатывающей промышленности в общем потоке ПИИ растет, но остается все еще малым (рисунок 3).

      Диверсификация экономики – один из приоритетов развития страны.

      В целях диверсификации экономики Правительством Республики Казахстан принимаются меры, среди которых и различные документы Системы государственного планирования, такие как: Казахстан 2050, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы, План нации "100 конкретных шагов", Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, Государственная программа развития агропромышленного комплекса.

      Рисунок 3

      Объем ПИИ в Республике Казахстан с 2005 по 2016 годы

      (млрд. долл. США)

     


      Источник: Национальный Банк Республики Казахстан, 2017 г.

      Кроме того, в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года отмечается, что реализация программ развития конкурентоспособной и диверсифицированной экономики требует дальнейшего продолжения.

      Как видно из рис. 3 доля обрабатывающей промышленности в общем притоке ПИИ растет, но остается все еще небольшой. Так, удельный вес обрабатывающей промышленности вырос с 4,4 % в 2005 году до 18,4 % в 2016 году.

      В Республике Казахстан отмечается большая волатильность реинвестирования. При этом инвесторы предпочитают инвестировать полученные доходы в новые проекты сырьевого сектора.

      Как видно из следующего рисунка основную часть валового притока ПИИ составляют долговые инструменты, доля которых уменьшилась с 80,6 % в 2005 году до 51,4 % в 2016 году. Вместе с тем, заметно, что удельный вес инструментов участия в капитале и реинвестиций растет из года в год. Так, доля инструментов участия в капитале выросла с 16,8 % в 2005 году до 24,8 % в 2016 году. Вместе с тем за 2005-2016 гг. выросла и доля реинвестированных доходов с 2,6 % до 23,8 % (рисунок 4).

      Рисунок 4

      Состав валового притока ПИИ, в разбивке по компонентам

     


      Источник: Национальный Банк Республики Казахстан, 2017 г.

      Следует отметить, что реинвестиции в Республике Казахстан демонстрируют большую волатильность: то доля реинвестированных доходов в притоке ПИИ растет, то резко падает. К примеру, если в 2014 году данный показатель составил 21 %, то в 2015 году (-1,8 %) и в 2016 году вновь вырос до 23,8 %. В целом, за 2005-2016 годы среднее значение по данному показателю составляет 10,4%, тогда как в среднем по миру оно составляет 30-35 %.

      Низкий уровень данного показателя в стране объясняется отраслевыми - сырьевыми предпочтениями инвесторов.

      Кроме того, низкая доля реинвестированных доходов может свидетельствовать о проблемах с удержанием действующих иностранных инвесторов, что отрицательно влияет на их способность продолжать и расширять свою деятельность в стране.

      Масштабный приток инвестиций в реальный сектор экономики Республики Казахстан является одним из определяющих условий развития.

      В целом необходимо направить большие усилия на привлечение инвестиций, ориентированных на повышение эффективности для диверсификации экономики. Данный вид инвестиций является источником капитала, способствует активному трансферту технологий и знаний, а также диверсификации экспорта, повышению глобальной конкурентоспособности принимающей экономики и созданию новых качественных рабочих мест в стране.

      Доля ПИИ, ориентированных на повышение эффективности в Республике Казахстан, остается низкой.

      За последнее десятилетие структура потоков ПИИ в Республике Казахстан не претерпела существенных изменений. Так, согласно методологии Всемирного Банка (рисунок 5):

      от 55 % до 78 % ПИИ ориентируются в добывающие отрасли, включая сопутствующие услуги, такие как геологоразведка;

      от 19 % до 36% ПИИ ориентируются в отрасли, ориентированные на рынок, такие как финансовый, страховой или розничный секторы;

      лишь от 2 % до 17% ПИИ ориентируются в отрасли, генерирующие высокую добавленную стоимость, в частности, в отрасль металлообработки.

      Рисунок 5

      Виды ПИИ относительно мотивации инвесторов в Республике Казахстан (относительные доли)


     


      *ориентир. на повышение эффективности, ориентир. на рынок, ориентир. на природные ресурсы (% доля от общего)

      Источник: Национальный Банк Республики Казахстан, 2017, расчеты группы Всемирного банка

      Следует отметить, что уменьшение объемов инвестиций произошло, в том числе в отраслях, где имеется значительное государственное участие.

      Доля государственного сектора в экономике остается высокой.

      Соотношение валовой добавленной стоимости, контролируемых и косвенно контролируемых государством организаций, к ВВП за 2014 год составило 21,1 %, а за 2015 год - 19,1 %.

      Отметим, что в большинстве стран ОЭСР уровень государственного участия в национальной экономике в среднем составляет 15 % от ВВП.

      Для решения данного вопроса в 2014 году Правительство Республики Казахстан объявило о масштабной приватизации юридических лиц с участием государства и их аффилированных лиц. В общей сложности в период с 2016 по 2020 годы продаже подлежат 878 юридических лиц с участием государства и дочерних компаний национальных холдингов на сумм от 4 до 7 млрд. долл. США, в том числе:

      1) 68 крупных компаний (ТОП-68), из них 14 организаций республиканской собственности, 1 организация коммунальной собственности и 53 организации национальных управляющих холдингов;

      2) 168 организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", которые не вошли в ТОП-68;

      3) 50 организаций республиканской и 440 коммунальной собственности;

      4) 152 организации национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, в т.ч. социально-предпринимательские корпорации.

      Выделяется ряд отраслей, в которые наиболее выгодно привлекать новые инвестиции, направленные на повышение эффективности.

      В целом выделяются две группы отраслей для проактивного привлечения инвестиций, реализующих экспортный потенциал Республики Казахстан.

      Группа I "отрасли с действующим потенциалом": пищевая промышленность, глубокая переработка нефти, газа и полезных ископаемых (металлургия, химия и нефтехимия), а также машиностроение. Группа I состоит из отраслей, в которых возможно продвигать ПИИ, ориентированные на повышение эффективности, в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Данные отрасли являются источниками конкурентных преимуществ Республики Казахстан и привлекут ПИИ, которые будут использовать Казахстан как производственную базу для экспорта. Информационная работа будет проактивно нацелена на данные отрасли, а также повышение количества и качества местных поставщиков.

      Группа II "перспективные отрасли": информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), туризм и финансы. Данная группа состоит из отраслей, в которых инвесторы могут быть заинтересованы в долгосрочной перспективе. В случаях усиления конкурентных преимуществ страны и увеличения масштаба рынка, данные отрасли могут продемонстрировать хороший потенциал для привлечения инвестиций и повысить экспортный потенциал (например, для туризма - повышение количества приезжающих туристов; для финансового сектора – успешное функционирование Международного финансового центра "Астана" (далее - МФЦА), для ИКТ – создание в стране критической массы специалистов в данной сфере). Также, эти отрасли показывают устойчивый глобальный спрос на новые инвестиции и могут потенциально обеспечить высокую прибыль для страны. Однако в настоящее время они не предлагают достаточных преимуществ иностранным инвесторам:

      основными препятствиями привлечения инвестиций в ИКТ являются недостаток квалифицированных кадров, недостаточная развитость инфраструктуры, несовершенство законодательства, в том числе в сфере ГЧП и другие;

      туристическая отрасль не демонстрирует достаточно сильный рост, так как основными проблемами, препятствующими развитию сектора, являются неразвитость туристической инфраструктуры, высокая стоимость авиаперевозок по международным направлениям и низкий уровень оказываемых сервисов местными компаниями;

      в случае успешного развития МФЦА как регионального финансового хаба повысится привлекательность финансового сектора страны для иностранных инвестиций. Передовые стандарты, английское право, привлечение международных кадров окажут эффект перелива на финансовый сектор путем ретрансляции улучшенных стандартов и технологий.

      В отношении отраслей групп I и II важно эффективно рекламировать предлагаемые Республикой Казахстан преимущества по инвестициям (ценностное предложение), направленные на повышение эффективности.

      Необходимо определить конкурентные преимущества в сравнении с другими региональными конкурентами.

      В этой связи необходимо реализовать меры по корректировке и совершенствованию отраслевых политик и нормативно-правовой базы с целью исключения существующих инвестиционных барьеров. Разработку отраслевых политик необходимо производить согласованными усилиями основных заинтересованных сторон с целью постоянного улучшения предлагаемых отраслевых преимуществ, которые Республика Казахстан готова предложить потенциальным инвесторам.

      Определение списка приоритетных стран для привлечения инвестиций в выделенные группы отраслей, а также увеличения объемов реинвестирования является первым шагом процесса идентификации целевых иностранных инвесторов.

      Исходя их геополитических и экономических условий сотрудничества с Республикой Казахстан были выделены следующие блоки:

      страны-члены ЕАЭС, при этом крупные инвесторы в Республике Казахстан;

      азиатские страны, являющиеся владельцами капитала и технологий в мире, также обладающие крупными активами в Республике Казахстан;

      страны-члены и страны-партнеры ОЭСР – владельцы капитала и технологий;

      страны Ближнего Востока - владельцы капитала.

      В результате сформирован целевой список стран, наиболее соответствующих критериям в целевых для ПИИ отраслях. В качестве критериев приняты следующие исторические предпосылки сотрудничества:

      международная инвестиционная позиция по ПИИ;

      количество юридических лиц в Республике Казахстан с иностранным участием;

      товарооборот;

      соответствие ранее выбранным отраслевым приоритетам.

      При этом, особый приоритет отдан тем странам, которые входят в топ - 30 по всем критериям (см. табл.1).

      Таблица 1

      Список стран, наиболее соответствующих критериям в целевых для ПИИ отраслях

Страна

Активы (ПИИ) страны в РК
(на 01.01.2017)

Кол-во предприятий с капиталом в РК
(на 01.05.2017)

Товарооборот
(за 2016)

Входит в топ 30 по критериям

ЕАЭС

РФ

6 – место (4,3 млрд. $ или 3 % от общего числа)

1 – место (12 579 или 31 % от общего числа)

1 – место (12,7 млрд. $ или 20 % от общего числа)

3

Азия

Китай

8 – место (3,5 млрд. $ или 2 % от общего числа)

3 – место (2 853 или 7 % от общего числа)

3 – место (7,9 млрд. $ или 13 % от общего числа)

3

Япония

9 – место (3,2 млрд. $ в 2010-2016 годах или 2 % от общего числа)

47 – место (82 или менее 1 % от общего числа)

12 – место (1,1 млрд. $ или 1,7 % от общего числа)

3

Южная Корея

10 – место (2,6 млрд. $ в 2010-2016 годах или 2 % от общего числа)

8 – место (1 011 или менее 2,4 % от общего числа)

19 – место (0,6 млрд. $ или 1 % от общего числа)

3

ЕС (ОЭСР)

США
(член ОЭСР)

2 – место (24 млрд. $ или 17 % от общего числа)

9 – место (1 012 или 2 % от общего числа)

7 – место (1,9 млрд. $ или 3 % от общего числа)

3

Франция

3 – место (13 млрд. $ или 9 % от общего числа)

30 – место (224 или 1 % от общего числа)

6 – место (2,8 млрд. $ или 5 % от общего числа)

3

Германия

19 – место (0,4 млрд. $ или 0,3 % от общего числа)

5 – место (1 442 или 4 % от общего числа)

8 – место (1,7 млрд. $ или 3 % от общего числа)

3

Великобритания

7 – место (3,8 млрд. $ или 3 % от общего числа)

11 – место (859 или 2 % от общего числа)

14 – место (1,3 млрд. $ или 2 % от общего числа)

3

Австрия

28 – место (0,1 млрд. $ или 0,1 % от общего числа)

29 – место (224 или 1 % от общего числа)

35 – место (0,2 млрд. $ или 0,3 % от общего числа)

2

Италия

23 – место (0,2 млрд. $ или 0,1 % от общего числа)

20 – место (363 или 1 % от общего числа)

2 – место (8,3 млрд. $ или 13 % от общего числа)

3

Нидерланды

1 – место (69 млрд. $ или 48 % от общего числа) *

7 – место (1 173 или 3 % от общего числа)

4 – место (3,5 млрд. $ или 6 % от общего числа)

2

Польша

32 – место (0,1 млрд. $ или 0 % от общего числа)

32 – место (209 или 1 % от общего числа)

18 – место (0,8 млрд. $ или 1 % от общего числа)

1

Испания

33 – место (0,1 млрд. $ или 0 % от общего числа)

40 – место (94 или 0 % от общего числа)

12 – место (1,4 млрд. $ или 2% от общего числа)

1

Ближний Восток

ОАЭ
 

13 – место (0,9 млрд. $ или 1 % от общего числа)

23 – место (280 или 1 % от общего числа)

25 – место (0,4 млрд. $ или 1 % от общего числа)

3

Кувейт

58 – место (0,009 млрд. $ или 0,1 % от общего числа)

97– место (7 или 0 % от общего числа)

89 – место (0,001 млрд. $ или 0 % от общего числа)

0

Катар

35 – место (0,1 млрд. $ или 0,01 % от общего числа)

103– место (6 или 0 % от общего числа)

75 – место (0,001 млрд. $ или 0 % от общего числа)

0

Иран

49 – место (0,015 млрд. $ или 0,0 % от общего числа)

14– место (544 или 1 % от общего числа

20 – место (0,6 млрд. $ или 1 % от общего числа)

2

Саудовская Аравия

29 – место (0,1 млрд. $ или 0,1 % от общего числа)

64– место (38 или 0 % от общего числа

51 – место (0,04 млрд. $ или 0,1 % от общего числа)

1

Турция (член ОЭСР)

16 – место (0,5 млрд. $ или 0,4 % от общего числа)

2 – место (4 076 или 10 % от общего числа)

11 – место (1,5 млрд. $ или 2 % от общего числа)

3

      * - не учитывается в связи с тем, что Нидерланды, являясь офшорной юрисдикцией, широко используются при налоговом структурировании.

      Определение приоритетных стран представляет собой первый шаг в процессе идентификации целевых иностранных инвесторов. Конечная цель состоит в том, чтобы выбрать компании, потенциальных инвесторов, которым будут предложены подготовленные инвестиционные предложения, а также запущен переговорный механизм.

      При этом, необходимо отметить, что на данном этапе привлечения иностранных инвестиций важным аспектом стоит привлечение "качественных" инвестиций с учетом перечисленных критериев для отобранных целевых стран, которые будут укреплять связь инвестиционных и инновационных проектов с отечественной экономикой.

4. Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы

4.1 Цели Программы

      Создание благоприятного инвестиционного климата5 и привлечение инвестиций, ориентированных на повышение эффективности

      ___________________
5 Казахстан-2050:

      "В экономике планируется достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов. Надо обеспечить увеличение объема инвестиций с нынешних 18 процентов до 30 процентов от всего объема ВВП. Внедрение наукоемкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале."

4.2 Целевые индикаторы

№ п/п

Целевые индикаторы:

Ед. изм.

Источник информации

Базовый год

Плановый год

Годы реализации

Ответственные за исполнение

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1

Валовый приток ПИИ

% к уровню 2016 года

данные НБ

100

102

104

109

113

118

126

МИР, МНЭ, МИД, МФ, МЭ, МСХ, МЗ, МТСЗН, МОН, МОАП, акиматы областей, городов Астаны и Алматы, АО "НК "Kazakh Invest" (по согласованию)

2

Соотношение объема валового ПИИ к ВВП

%

Статистические данные

15,3

16

16,5

17

17,5

18

19

МИР, НБ (по согласованию), МНЭ, МИД, МФ, МЭ, МСХ, МЗ, МТСЗН, МОН, МОАП, акиматы областей, городов Астаны и Алматы, АО "НК "Kazakh Invest" (по согласованию)

3

Приток ПИИ в обрабатывающую промышленность

% к уровню 2016 года

данные НБ

100

105

110

120

130

140

150

МИР, МНЭ, МИД, МФ, МЭ, МСХ, МЗ, МТСЗН, МОН, МОАП, акиматы областей, городов Астаны и Алматы, АО "НК "Kazakh Invest" (по согласованию)

4

Объем инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики (за исключением государственного бюджета)

% к уровню 2016 года

Статистические данные

100

103

106

113

123

134

146

МИР, МНЭ, МИД, МЭ, МСХ, МЗ, МТСЗН, МОАП, акиматы областей, городов Астаны и Алматы, АО "НК "Kazakh Invest" (по согласованию)

5

Объем внешних инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики

% к уровню 2016 года

Статистические данные

100

103

107

115

130

140

150

МИР, МНЭ, МИД, МФ, МЭ, МСХ, МЗ, МТСЗН, МОАП, акиматы областей, городов Астаны и Алматы, АО "НК "Kazakh Invest" (по согласованию)

4.3. Задачи

      Для достижения целей и целевых индикаторов Программы работа будет проводиться по следующим трем направлениям:

      1. Улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан.

      2. Реализация эффективных операционных мер и разработка новых подходов привлечения инвестиций.

      3. Соответствие плана приватизации и механизмов ГЧП приоритетам привлечения иностранных инвестиций.

Первое направление: улучшение инвестиционного климата Республики Казахстан

      В рамках данного направления будут решаться следующие задачи:

      1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций

      Таблица 1. Показатели результатов

№№ п/п

Наименование показателя результата

Ед. изм.

Источник информации

Базовый год

Плановый год

Годы реализации

Ответственные за исполнение

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022


1

Регулирование ПИИ: влияние на бизнес" ГИК ВЭФ

место

ГИК ВЭФ

92

91

90

85

80

75

70

МИР

2

"Партнерство в отношениях работодателей и наемных работников" ГИК ВЭФ

место

ГИК ВЭФ

60