О подписании Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование диверсификации и налаживание связей между прямыми иностранными инвестициями и малым и средним бизнесом"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года № 771

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование диверсификации и налаживание связей между прямыми иностранными инвестициями и малым и средним бизнесом".

      2. Уполномочить Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Касымбека Жениса Махмудулы подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование диверсификации и налаживание связей между прямыми иностранными инвестициями и малым и средним бизнесом", разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

  Одобрен
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 16 ноября 2018 года № 771
  Проект

Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Стимулирование диверсификации и налаживание связей между прямыми иностранными инвестициями и малым и средним бизнесом"

      Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, далее отдельно именуемые как "Сторона" или совместно именуемые как "Стороны", согласились о нижеследующем:

Статья 1. Предмет Соглашения

      1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) реализует проект "Стимулирование диверсификации и налаживание связей между прямыми иностранными инвестициями и малым и средним бизнесом" (далее - проект).

      2. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР будет выполнять в отношении проекта.

      3. Продолжительность проекта составляет 24 месяца с даты подписания настоящего Соглашения.

Статья 2. Бюджет и механизм финансирования

      1. Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР взнос в размере 690 000 евро (шестьсот девяносто тысяч евро) в счет покрытия расходов на реализацию проекта.

      2. Взнос будет выплачиваться в соответствии со следующим графиком:

      а) первый взнос в размере 345 000 евро (триста сорок пять тысяч евро) после подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета-фактуры из ОЭСР;

      б) второй взнос в размере 345 000 евро (триста сорок пять тысяч евро) после получения финансового отчета о первом годе реализации проекта и получения соответствующей счет-фактуры из ОЭСР.

      3. ОЭСР управляет этим взносом в соответствии с ее финансовыми и другими соответствующими правилами, политикой и процедурами ОЭСР, которые в настоящее время предусматривают ставку возмещения в размере 5,3 % от общей суммы взносов за административную плату. Расходы будут отражаться на счетах ОЭСР, которые следуют общепринятым принципам бухгалтерского учета и подлежат аудиту в соответствии со сшпдартными правилами аудита ОЭСР.

Статья 3. Процедуры по осуществлению мероприятий и отчетность

      1. ОЭСР будет осуществлять проект согласно приложенному техническому заданию.

      2. ОЭСР по истечении девяти месяцев после подписания настоящего Соглашения предоставляет в Правительство Республики Казахстан содержательный промежуточный отчет.

      3. По окончании реализации проекта в течение шести месяцев ОЭСР предоставляет в Правительство Республики Казахстан содержательный итоговый отчет.

      4. По окончании четырнадцати месяцев после подписания настоящего Соглашения ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан ежегодный отчет о расходах первых двенадцати месяцев реализации проекта.

      5. По окончании реализации проекта в течение шести месяцев ОЭСР предоставляет в Правительство Республики Казахстан итоговый финансовый отчет о расходах.

      6. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования к финансовой отчетности соответствуют стандартным форматам отчетности ОЭСР.

Статья 4. Обмен информацией

      Стороны настоящего Соглашения оказывают друг другу содействие и обмениваются информацией, необходимой для осуществления проекта.

      Для любого обмена сообщениями между Сторонами используется следующая контактная информация:

      для Правительства Республики Казахстан: Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан: 010000 Казахстан, Астана, тел .: +7 (7172) 983 625, факс: +7 (7172) 983 625;

      для ОЭСР: Программа ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии, Секретариат глобальных связей, 2 rue Andre Pascal 75775, Париж Cedex 16, Франция, электронная почта: jolanta.chmielik@oecd.org.

Статья 5. Использование результатов проекта

      1. Результаты проекта, в какой бы форме они ни были, должны оставаться исключительной собственностью ОЭСР.

      2. При соблюдении прав третьих лиц, а также при соблюдении правил и политики ОЭСР по классификации и рассекречиванию документов, если это применимо, ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан неисключительную безотзывную и действующую во всем мире лицензию на использование, копирование и распространение окончательных результатов по проекту, полученных в рамках мероприятий, финансируемых за счет настоящего взноса, для любой правительственной некоммерческой цели. Если со стороны ОЭСР не предоставлены иные инструкций, Республика Казахстан признает право собственности ОЭСР на работу.

      3. ОЭСР сохраняет право первой публикации окончательного отчета, независимо от языка и формы такой публикации.

      4. Окончательный отчет будет включать оговорку о вкладе Правительства Республики Казахстан в проект.

      5. Любые данные или информация, которые являются собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию в целях подготовки своего отчета, публикации и для других целей, касающихся исследовательской деятельности.

Статья 6. Урегулирование споров

      Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из или в отношении толкования, применения или выполнения настоящего Соглашения, включая существование, действие или расторжение, которые не могут быть разрешены путем переговоров, разрешаются окончательным арбитражным разбирательством, имеющим обязательную силу, в соответствии с факультативными правилами арбитражного суда для международных организаций и государств Постоянной палаты третейского суда, действительными на дату заключения настоящего Соглашения. Количество судей - один. Судья выбирается путем договоренности между Сторонами, если такая договоренность не достигнута в течение трех месяцев после требования арбитража, судья назначается в соответствии с указанными выше правилами по требованию одной из Сторон. Арбитражный суд проходит в Париже, Франция, и все производство и подаваемые пояснения должны быть на английском языке.

Статья 7. Привилегии и иммунитеты

      Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как отказ ОЭСР как международной организации от иммунитетов и привилегий

Статья 8. Изменения и дополнения

      В настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемыми частями и оформляемые отдельными протоколами по взаимному согласию Сторон.

Статья 9. Вступление в силу

      Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания и будет оставаться в силе до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него.

      Совершено в двух подлинных экземплярах, каждый на казахском, русском и английском языках. В случае расхождений между казахским, русским и английским текстами вариант на английском языке является единственной подлинной версией.


За Правительство
Республики Казахстан
Министр по инвестиям и
развитию Республики
Казахстан
Женис Касымбек

За Организацию экономического
сотрудничества и развития
Директор международных
отношений
Андреас Шаал

Подпись
Дата

Подпись
Дата

                                                За Организацию экономического
                                                сотрудничества и развития
                                                Заместитель начальника
                                                Службы программной,
                                                бюджетной и финансовой
                                                      деятельности
                                                Исполнительная дирекция
                                                      Антуан Пайль
                                          Подпись
                                          Дата

  Приложение
к Соглашению между
Правительством Республики
Казахстан и Организацией
экономического сотрудничества
и развития о реализации проекта
"Стимулирование
диверсификации и налаживание
связей между прямыми
иностранными инвестициями и
малым и средним бизнесом"

Техническое задание
к проекту Организации экономического сотрудничества и развития по стимулированию диверсификации и налаживанию связей между прямыми иностранными инвестициями и малым и средним бизнесом

      Справочная информация

      Миссия Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) заключается в содействии политике, которая улучшит экономическое и социальное благосостояние людей во всем мире. В ОЭСР входит 37 наиболее экономически развитых стран.

      ОЭСР предоставляет форум, участвуя в котором правительства могут работать вместе, чтобы делиться опытом и искать решения общих проблем. ОЭСР работает с правительствами, чтобы понять, что влияет на экономические, социальные и экологические изменения. ОЭСР измеряет производительность и глобальные потоки торговли и инвестиций, анализирует и сравнивает данные для прогнозирования будущих тенденций и устанавливает международные стандарты по широкому кругу вопросов: от сельского хозяйства и налогов до безопасности химических веществ.

      Программа ОЭСР о конкурентоспособности Евразии реализовывается с 2008 года для поддержания экономики стран Евразии в развитии более динамичных и конкурентных рынков. В программе используются инструменты и механизмы ОЭСР, чтобы оценить, где и как повысить конкурентоспособность стран, секторов и субрегионов для обеспечения устойчивого роста. Этот подход включает как региональный аспект, который предусматривает коллегиальный диалог и наращивание потенциала, так и измерение, ориентированное на конкретную страну, в поддержку разработки и осуществления ряда приоритетных реформ.

      В рамках этой программы правительство, частный сектор и гражданское общество в этих странах ведут диалог и совместный процесс для поддержки политических действий и выявления ключевых барьеров на пути к конкурентоспособности. Участие всех заинтересованных сторон в процессе реформ, включая иностранных инвесторов, считается решающим для обеспечения эффективности и прозрачности рекомендованных политик.

1. ВВЕДЕНИЕ

      1.1. Экономический рост в Казахстане чрезмерно зависит от добывающих отраслей

      С 2000 года рост страны в основном был обусловлен добывающими отраслями (углеводородами и металлами), на долю которых приходится до 30% ВВП, две трети экспорта и около трех четвертей от общего объема прямых иностранных инвестиций (около двух третей от общего потока прямых иностранных инвестиций, далее - ПИИ)1 . Это сделало страну крайне уязвимой к волатильности цен на сырьевые товары. Доходы Правительства (половина из которых поступают из углеводородной промышленности) резко сократились, а рост замедлился из-за падения цен на нефть. Таким образом, чрезмерная зависимость от добывающей отрасли признана источником уязвимости перед внешними потрясениями.

      Это не означает, что ресурсное богатство Казахстана следует рассматривать как проблему. Данные свидетельствуют о том, что доходы в богатых ресурсами регионах, как правило, выше, а показатели роста не должны быть хуже (Всемирный банк, 2014); с соответствующей политикой, экономика, основанная на ресурсах, может быть весьма успешной (Аренд, 2006). Тем не менее, давление, которое ресурсное богатство оказывает на несырьевые товары торговли, может затруднить создание высокопроизводительных рабочих мест за пределами ресурсного сектора. В то время, как некоторые очень маленькие страны действительно могут процветать в качестве моно-отраслевых экономик, только казахстанские секторы ресурсов никогда не смогут обеспечить приемлемый уровень жизни для большой массы населения, даже при агрессивных предположениях о будущих ценах минералов и углеводородов, и способности Казахстана увеличить добычу ресурсов. Учитывая население Казахстана и его значительные запасы человеческого капитала, полагаем, что процветающий некоммерческий городской сектор, вероятно, будет иметь решающее значение для долгосрочного процветания. Поэтому политики хотят видеть развитие высокопроизводительных секторов за пределами добычи ресурсов. В настоящее время большая доля занятости сосредоточена в области низкой производительности труда, а производительность в области добычи ресурсов оценивается примерно в восемь раз выше по сравнению с национальным показателем. Поэтому диверсификация имеет решающее значение, когда речь идет о проблемах занятости и справедливости. Действительно, всеобъемлющий рост требует диверсификации.

      _________________________________

      1 ОЭСР (2016) на основании данных Международной торговой статистики (средний показатель за 2005-2014)

      Другие секторы демонстрируют потенциал для роста. Машиностроение, транспорт и нефтехимия могут извлечь выгоду из роста добывающей деятельности. Другие секторы, которые недавно продемонстрировали динамизм, включают: агробизнес, производство продуктов питания, производство автомобилей и информационные технологии. Сфера услуг может потенциально играть роль драйвера экономического роста в Казахстане, что поможет увеличить позиции страны в производственно-сбытовой цепочке, особенно те, которые являются интенсивными в области знаний и информации.

      1.2. Перемещение казахстанской экономики за пределы добывающих отраслей.

      Диверсификация является давним приоритетом для политиков в Казахстане. В нескольких Правительственных документах, в том числе в Стратегии "Казахстан-2050", подчеркивается необходимость увеличения диверсификации и промышленного развития. Эта потребность была постоянной проблемой в Казахстане.

      Задача диверсификации не уникальна для Казахстана и в настоящее время рассматривается различными странами: от Чили до Объединенных Арабских Эмиратов или Монголии. Хотя из опыта необходимо извлечь уроки, следует также учитывать местные особенности для эффективной и устойчивой диверсификации экономики.

      Общая цель предлагаемого проекта состоит в том, чтобы содействовать разработке и поддержке осуществления реформ в политиках, направленных на развитие частного сектора в высокопотенциальной деятельности в сфере экономики, помимо горной промышленности. Повышение гибкости при разработке и осуществлении таких политик позволит проводить текущий пересмотр существующей промышленной политики. В рамках проекта основное внимание будет уделено разработке политик по отдельным видам экономической деятельности, используемым в качестве пилотных проектов, для раскрытия их потенциала для диверсификации ПИИ и малого и среднего бизнеса (далее - МСБ). Одним из основных результатов проекта является разработка конкретных планов действий по реформированию барьеров, существующих в горизонтальной политике, которые препятствуют развитию высокопроизводительной деятельности, а также оказание помощи в укреплении возможностей местных игроков для поддержания развития этих видов деятельности. Помимо аналитических исследований и систематического сопоставления с членами и партнерами ОЭСР с аналогичными экономическими структурами методология проекта включает использование углубленного диалога с местными и иностранными компаниями частного сектора.

2. ДИВЕРСИФИЦИРОВАНИЕ ПИИ и МСБ

      Для достижения своей цели в рамках проекта будет реализован подход, основанный на двух принципах, ряде ключевых вопросов и конкретных анализах и мероприятиях. Это приведет к различным результатам проекта.

      2.1. Подход проекта

      Подход к проекту основан на одновременном решении стратегических задач и проблем потенциала. Проект основывается на двух основных принципах:

      Компонент 1:      Разработка и поддержка осуществления целенаправленных реформ для устранения политических барьеров на пути конкурентоспособности и диверсификации ПИИ и МСБ с использованием экспериментальной экономической деятельности для определения приоритетов;

      Компонент 2: Устойчивая диверсификация и конкурентоспособность за счет развития потенциала в отдельных видах деятельности.

      2.2. Цели и ключевые вопросы

      Проект направлен на разработку конкретных планов действий по реформированию политик, препятствующих конкурентоспособности и диверсификации ПИИ и МСБ, используя экспериментальную экономическую деятельность (например, передовое производство или агропереработку), чтобы сосредоточить внимание и помочь в укреплении способности местных участников поддерживать развитие этих видов экономической деятельности. В нем будут рассмотрены следующие ключевые вопросы:

      какая экономическая деятельность за пределами добывающих отраслей является наиболее показательной?

      каковы основные горизонтальные политики, поддерживающие конкурентоспособность в этих мероприятиях и каковы основные барьеры, с которыми сталкиваются местные предприятия?

      что можно сделать, чтобы снять эти барьеры и как?

      что может сделать Правительство для повышения своего потенциала и способности частного сектора решать проблемы конкурентоспособности, особенно МСБ, и как?

      2.3. Метод и мероприятия

      Каждый из двух компонентов проекта будет развиваться параллельно.

      2.3.1. Компонент 1: Разработка и поддержка осуществления целенаправленных реформ для раскрытия конкурентоспособности и диверсификации ПИИ и МСБ с уделением особого внимания потенциальным горизонтальным видам деятельности (например, диалог между государственным и частным секторами для развития навыков, поддержки экспорта для МСБ, который желает выйти на международный уровень, доступ к финансам для новых фирм) и секторов.

      Контекст

      В дополнение к улучшению общего делового и инвестиционного климата - опыт со странами евразийского региона, включая Казахстан, показал, что осуществление целенаправленных реформ в отдельных высокопотенциальных мероприятиях может обеспечить практическое воздействие на местные предприятия и инвесторов.

      Потенциал Казахстана как транспортного и логистического хаба, в сочетании со второй по величине доступностью пахотных земель на одного жителя в мире, подразумевает тщательную приоритизацию нескольких пилотных видов деятельности и секторов с высоким потенциалом.

      Мероприятия

      Мероприятия будут следовать последовательности, которая оказалась успешной при осуществлении сопоставимых усилий по диверсификации в других странах:

      несколько высоко-потенциальных пилотных мероприятий будут приоритетными для ОЭСР в консультации с Казахстаном в следующих направлениях политики поощрения инвестиций в одном не добывающем секторе, навыках в области информационных технологий / "цифровизации" и стандартов качества в агропереработке;

      затем, эти ключевые виды деятельности будут проанализированы и будут выявлены основные препятствия на пути активного участия частного сектора (например, политика поощрения инвестиций в одном не добывающем секторе, навыки в области информационных технологий / "цифровизации" и стандартов качества в агропереработке");

      в заключение, ОЭСР разработает конкретный план действий для политических реформ для каждой из приоритетных мероприятий.

      Результаты описаны в отдельном разделе.

      Шаг 1: приоритезация деятельности (2 месяца)

      На 1 этапе приоритетное значение будет уделяться нескольким высокопотенциальным пилотным мероприятиям, как указано выше. Используемые методы могут включать аналитические инструменты, а также организацию консультаций с местными органами власти и частным сектором, особенно через рабочие группы по конкретным секторам ("рабочие группы"):

      отбор трех видов экономической деятельности в качестве пилотных единиц работы с учетом привлекательности отраслей для потенциальных инвесторов и ожидаемого экономического эффекта для Правительства;

      изучение выявленных сравнительных преимуществ и показателей торговли, чтобы помочь выявить области, в которых экономика является конкурентоспособной на мировых рынках;

      критический обзор существующей литературы в сфере экономики и развития по целевой стране, в плане использования предыдущих мер, предпринятых партнерскими организациями, учеными или Правительством;

      консультации с отраслевыми экспертами, которые помогут выявить некоторые дополнительные критерии для рассмотрения, при этом создавая консенсус между заинтересованниыми сторонами;

      консультации с местными органами власти и частным сектором.


Вставка 1. Эффективность торговли и выявленные сравнительные преимущества
Хотя определение конкурентноспособности страны и лучшие инструменты для развития диверсификации являются предметом многоих академических и политических дебатов, некоторые инструменты являются более согласованными Среди них анализ выявленных сравнительных преимуществ получил большую наглядность.
Изучение выявленного сравнительного преимущества страны состоит в анализе чрезмерного или недостаточного представления категорий товаров в экспортной корзине этой страны по сравнению с другими странами. Это прагматичный инструмент, который не основывается на сильной гипотезе о том, что является важными факторами конкурентоспособности или о том, что стимулирует диверсификацию в целом.
Тем не менее, существуют несколько подводных камней в использовании этого типа анализа. Во-первых, наличие и надежность торговых данных является предварительным условием. В этой связи страны, экспортирующие через неформальные сети, представляют собой проблему. Во-вторых, поскольку показатели торговли отражают общую стоимость товаров, а не местную добавленную стоимость, страны, импортирующие в целях реэкспорта слегка трансформированных товаров, также представляют конкретные методологические проблемы. В заключение, поскольку этот метод основан на данных о торговле товарами, анализ секторов услуг должен проводиться отдельно

      Шаг 2: анализ активности и диагностика политических барьеров для конкурентоспособности (4 месяца)

      На этапе 2 учрежденные мероприятия будут проанализированы с использованием количественных и качественных методов. Количественные методы включают:

      анализ спроса и предложения будет охватывать динамику потребления и производства, глобальные и местные тенденции, потенциальную будущую эволюцию, в том числе в контексте "цифровизации" и работы ОЭСР, по следующей производственной революции (см. Вставку 2);

      анализ динамики международной торговли и производственно-сбытовой цепочки поможет прояснить общую экономическую и бизнес - логику, в которой работают отрасли;

      количественные обзоры местных предприятий будут подробно изучать проблемы, с которыми сталкиваются местные предприятия.

      Эти анализы будут основываться на Рамочной программе по инвестициям ОЭСР, в которой подробно изложены основные требования политики для стимулирования инвестиций и роста частного сектора в десяти ключевых аспектах политики.

      Качественные инструменты, которые следует использовать, включают в себя интервью с политиками, бизнесменами, инвесторами и отраслевыми экспертами, координируемыми по необходимости Рабочей группой (см. Ниже раздел "Реализация проекта").

Вставка 2. Экономическая деятельность - цифровизация и следующая революция производства
Список ряда технологий, которые могут существенно повлиять на производство и распределение огромен. Технологические возможности производства постоянно расширяются, а технологии дополняют и усиливают возможности друг друга комбинаторно. Сегодня, например, новое программное обеспечение и достижения в области науки о данных помогают разрабатывать новые материалы. И новые материалы могут заменить кремниевые полупроводники на более совершенные подложки, позволяя в свою очередь создавать более мощные программные приложения. Этот комбинаторный характер технологии подразумевает, что предвидение всегда незначительно. Действительно, ретроспективный анализ показывает, что прогнозы технологических сроков - когда определенные этапы будут достигнуты - имеют тенденцию быть особенно неточными (Армстронг и др., 2014). Тем не менее, многие потенциально разрушительные технологии производства уже на горизонте. Небольшая выборка, рассмотренная в недавней работе ОЭСР, включает:
Мощный анализ данных и большие наборы данных, которые все чаще позволяют функционировать машинам, которые конкурируют с человеческими характеристиками в задачах, таких как распознавание образов, в чем люди долгое время считались обладающими постоянным преимуществом перед машинами.
Роботы, которые должны стать менее дорогостоящими, поменьше в размере, более интеллектуальными, автономными и гибкими.
Повышенная связность деталей, компонентов и машин в Интернете.
3 D-печать позволяющая печатать сложные объекты, которые воплощают несколько структур из разных материалов (например, электрических батарей).
Нанотехнология, благодаря которой новые свойства передаются материалам, делая их сильнее, легче, более электропроводящими, более ситоподобными и т.д.
В исследованиях ОЭСР содержится призыв к широкому рассмотрению проблем, а также политических вызовов, возникающих в результате производственной революции, которая сейчас ведется.
Проект ОЭСР по следующей производственной революции (СПР), который ведется в настоящее время, влечет за собой слияние этих технологий. Некоторые из этих технологий уже используются в производстве, в то время как другие будут доступны в ближайшем будущем. Поскольку эти технологии трансформируют производство ("Индустрия 4.0") и распространение товаров и услуг, они будут иметь далеко идущие последствия для производительности, навыков, распределения доходов, благосостояния и окружающей среды. Все эти технологии быстро развиваются. Чем больше правительств понимают, как производство может развиваться, тем лучше они будут готовы к рискам и извлечению из него выгоды.
Источник: ОЭСР (предстоящий), "Следующая революция в производстве" -доклад для G20, Издание ОЭСР, Париж; и "Армстронг", С., К. Сотала и С.С. Остигеартай (2014), "Ошибки, идеи и уроки знаменитых предсказаний искусственного интелекта - и что они означают для будущего", журнал "Экспериментальный и теоретический искусственный интеллект", 26: 3, стр. .317-342, Цифровой идентификатор объекта: 10.1080 / 0952813Х.2014.895105.

      Шаг 3: разработка конкретных планов действий по реформе (18 месяцев)

      На 3 шаге конкретные планы действий для реформ будут разработаны для каждого из приоритетных мероприятий. На этом этапе основное внимание будет переключено с "что делать" на "как это сделать". Соответствующая приоритизация действий, распределение ресурсов и последовательность действий будут подробно описаны в конкретном плане действий для реформ в каждой из приоритетных мероприятий. Эти планы действий можно охарактеризовать как поэтапные руководства для содействия реализации рекомендованных реформ в каждом мероприятии. Пример плана приведен на рисунке 1 с примером рекомнендации по правилам во вставке 3.

Рисунок 1. Пример плана действий

     


     


Вставка 3. Пример рекомендации по политике - поддержка развития навыков и компетенций для оцифровки продукции
Национальные системы образования в сотрудничестве с бизнесом и профсоюзами должны поддерживать развитие навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), начиная с базовых навыков в области ИКТ и включая навыки специалиста о данных. Потребности в образовании выходят за рамки ИКТ, включая науку, технологии, инженерные науки и математику (STEM). Это требует принятия мер для: (i) содействия распространению цифровой грамотности в школах; (ii) дальнейшее развитие профессиональной подготовки и обучения без отрыва от производства; и (iii) соединять образовательные области, например, путем создания стратегических альянсов между университетами и бизнесами.
Технических навыков недостаточно. Технические навыки должны дополняться ноу-хау в конкретных областях (включая знание производственных процессов), а также "элементарными навыками", такие как общение, само направление, креативное мышление и решение проблем. Спрос на такие нетехнические навыки будет продолжать расти, поскольку распространение цифровых технологий и новых бизнес-моделей меняют систему выполнения работ. Особенно для групп с низким уровнем квалификации, приобретение этих навыков особенно важно в борьбе с нарушением в существующих отраслях. Компании и их социальные партнеры также играют важную роль, например, при выравнивании навыков с потребностями реалий.
Источник: ОЭСР (предстоящий), "Следующая революция в производстве" - доклад для G20, Издание ОЭСР, Париж.

      2.3.2. Компонент 2: Устойчивая диверсификация и конкурентоспособность за счет развития потенциала в отдельных видах деятельности

      Контекст

      Для обеспечения воздействия и устойчивости реформ необходимы надежные возможности и навыки в правительстве и в частном секторе. Для ускорения изменений, выходящих за рамки мандата текущих руководящих лиц, принимающих решения, необходимо поощрять обмен знаниями и выявлять передовые методы, а также повышать наглядность приверженности страны долгосрочным реформам в области конкурентоспособности. Улучшение навыков правительства и частного сектора необходимы для того, чтобы осуществить изменения на местах и внедрить опыт международных партнеров в устойчивые национальные учреждения.

      Мероприятия

      В рамках Компонента 2 будут проводиться семинары и практикумы по наращиванию потенциала, с тем, чтобы укрепить соответствующие институты для расширения диверсификации и повышения конкурентоспособности.

      2.3.2.1. Рекомендации по реформам конкурентоспособности (12 месяцев)

      Команда ОЭСР, при необходимости, с соответствующими внутренними и внешними экспертами проведет анализ и подготовит рекомендации. Мероприятия будут проводиться в три этапа:

      I Внедрение современных возможностей для разработки и реализации политики конкурентоспособности в Казахстане с уделением особого внимания конкретной политике, влияющей на выбранную пилотную экономическую деятельность (9 месяцев).

      II. Разработка рекомендаций по улучшению возможностей (3 месяца).

      Анализ пробелов между глобальной передовой практикой и ситуацией в Казахстане приведет к ряду рекомендаций по улучшению.

      III Разработка конкретного и целевого плана действий для содействия внедрению рекомендуемых улучшений возможностей (12 месяцев). В аналогичном подходе к третьему шагу Компонента 1 основное внимание будет переключено с "что делать" на "как это сделать".

      2.3.2.2. Рабочее совещание и семинары по наращиванию потенциала (24 месяца)

      ОЭСР будет наращивать потенциал, как подробно описано ниже, во всех соответствующих областях политики. Эта поддержка, включает национальные и региональные усилия Правительства по выполнению рекомендаций, осуществляемые в форме семинаров по наращиванию потенциала, организации рабочих групп, регулярных миссиях в регионы для поддержки и мониторинга осуществления политики и миссии(й) внутри страны для стран ОЭСР, для изучения передовой практики улучшения конкурентоспособности в конкретных отраслях. Кроме того, ОЭСР будет обеспечивать целенаправленное наращивание потенциала по принципу "взаимообмена", способствуя установлению связей между международными экспертами с национальными и субнациональными политиками и МСБ.

      Предлагается проводить одно мероприятие в квартал по наращиванию потенциала.

      Два элемента будут использоваться для раскрытия и поддержки основных выбранных мероприятий, поддерживающих диверсификацию в рамках Компонента 1 (Шаг 1):

      1. Процесс, основанный на консенсусе, для выбора основных видов деятельности. ОЭСР будет выбирать основные виды деятельности с учетом соответствующих ответов Правительства для обеспечения устойчивости действий проекта. ОЭСР проведет консультации с Правительством через двусторонние коммуникации и рабочие группы.

      2. Оценочный семинар по результатам определения приоритетности.

      ОЭСР представит свой анализ и предложит свою расстановку приоритетов и обратится в Правительство для получения отзыва, которую, при необходимости, будет учтена, при окончательной приоритезации результатов. Оценочный семинар будет проходить при участии заинтересованных сторон - Правительства Казахстана, экспертов ОЭСР и, возможно, внешних экспертов, представителей частных компаний, международных организаций и гражданского общества, по мере необходимости.

      В трех пунктах будут использованы и поддержаны отраслевой анализ и диагностика барьеров в рамках деятельности по Компоненту 1 (Шаг 2):

      1) Методологический семинар по выявлению политических барьеров по выбранным видам деятельности;

      2) Дискуссионный семинар по промежуточному анализу конкурентоспособности выбранных видов деятельности;

      3) Оценочный семинар по окончательному анализу диверсификации ПИИ и МСБ. ОЭСР представит свой анализ и предложит свою расстановку приоритетов и обратится к Правительству для получения отзыва, который, при необходимости, будет учитываться в окончательном анализе диверсификации ПИИ и МСБ. Оценочный семинар будет проходить при участии заинтересованных сторон - Правительства Казахстана, экспертов ОЭСР и, возможно, внешних экспертов, представителей частных компаний, международных организаций и гражданского общества, если это уместно.

      В трех пунктах будут поддержаны мероприятия по созданию плана действий Компонента 1 (Шаг 3):

      1) Методологический семинар по созданию и осуществлению реформ;

      2) Дискуссионный семинар по плану мероприятий;

      3) Оценочный семинар по планам заключительных мероприятий и/или тематический семинар "управление проектом для реализации реформ". ОЭСР представит план мероприятий и запросит комментарии Правительства, которые примет во внимание, соответственно для составления плана заключительных мероприятий. Оценочный семинар будет проведен с участием заинтересованных Казахстанских государственных организаций, экспертов ОЭСР и возможно внешних экспертов, представителей частных компаний, международный организаций и при необходимости гражданского общества.

      Для развития диалога между государственным и частным секторами предлагается провести большинство семинаров и тренингов в виде открытых и закрытых мероприятий с участием представителей государственного и частного секторов. Список участников будет включать координаторов соответствующих министерств и государственных учреждений, а также руководителей высшего звена местных и международных компаний, международных организаций и представителей гражданского общества.

      2.4. Результаты

      Результаты проекта включают рабочие документы, публикации, которые должны распространяться среди широкой общественности, встречи государственного и частного секторов и мероприятия по выращиванию потенциала. Основные результаты будут включать:

      анализ мероприятий, с обоснованием выбора данных пилотных проектов выбранных в качестве пилотных проектов (рабочий документ);

      конкретный анализ и диагностика барьеров в выбранной экономической деятельности (рабочий документ);

      планы действий по реформе с указанием подцелей и задач в каждом из выбранных пилотных мероприятий (рабочий документ);

      краткая оценка возможностей для разработки и реализации политики конкурентоспособности в Казахстане (рабочий документ);

      рекомендации для плана действий по наращиванию потенциала страны/отрасли (например: информационные технологий, сельское хозяйство, машиностроение) (рабочий документ);

      тематические мероприятия по наращиванию потенциала (поездка экспертов в Казахстан и членов ОЭСР - "ознакомительные поездки"), которые могут заключать, например, наращивание связей между ПИИ и МСБ через улучшение производственных стандартов (например, в машиностроении, обучение группы МСБ) или распространение положительных практик в рыболовстве или потенциальных страновых визитов, например "умных" сельских хозяйств или цифровых фабрик;

      отчет о проделанной работе и итоговый доклад.

      2.5 План действий

      Предполагаемая продолжительность проекта 24 месяца. Ниже приводится ориентировочный план предварительных действий.

     


     


3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

      3.1. Целевые группы и основные заинтересованные стороны Целевые группы

      Для каждой из деятельностей результаты проекта помогут органам Правительства Казахстана, отвечающим за диверсификацию ПИИ и МСБ, привлечению инвестиций и проведению реформ бизнес-среды, отечественным компаниям частного сектора и бизнес-ассоциациям, а также иностранным инвесторам. Основные целевые группы, определенные Казахстаном, включают:

      государственных служащих среднего и старшего звена министерств, ответственных за инвестиционную политику, политику МСБ.

      должностных лиц государственных органов, ответственных за поощрение инвестиций, политику и исследования МСБ.

      персонал/должностных лиц университетов и исследовательских учреждений, при необходимости.

      представителей деловых организаций и отдельных компаний.

      Реализация проекта будет направлена на благо государственных должностных лиц, компаний и граждан Казахстана.

      Основные заинтересованные стороны

      На местном уровне основные участники проекта будут определены на консультациях с Правительством Казахстана и могут включать представителей Канцелярии Премьер-Министра и Министерств по инвестициям и развития, сельского хозяйства, информации и коммуникаций. ОЭСР намерена в максимально возможной степени задействовать на всех рабочих совещаниях и семинарах по наращиванию потенциала другие международные организации, такие как Германское общество по международному сотрудничеству (далее - ГОМС), Европейский банк реконструкции и развития (далее - ЕБРР), Агентство США по международному развитию, Всемирный банк и неправительственные организации, работающие над инициативами в дополнение к этому.

      3.2. Координация и организация проекта

      Проект будет возглавлять и руководить Проектная группа ОЭСР.

      Местная консультативная группа (как определено ниже) будет содействовать на местном уровне для осуществления рекомендаций политики ОЭСР.

      Проектная группа ОЭСР

      Проект будет возглавляться и управляться Проектной группой ОЭСР с участием технических экспертов и консультантов ОЭСР, назначенных для проекта ОЭСР, которые специализируются в каждой из тематических областей.

      ОЭСР будет консультироваться с государственными органами власти и, при необходимости, должным образом учитывать их потребности и вопросы по основным и организационным вопросам. ОЭСР может принять решение о привлечении других организаций-партнеров (например, ГОМС, ЕБРР и т.д.) в Проектную группу ОЭСР.

      Международная известность

      Проект обеспечит международную известность с помощью трех дополнительных механизмов. Во-первых, Проектная группа ОЭСР будет мобилизировать экспертов по международным темам, включая экспертов ОЭСР, ученых, специалистов или старших государственных служащих из стран ОЭСР. Во-вторых, достижения проекта могут получить дополнительную известность в рамках ОЭСР путем представления в Руководящей группе Инициативы ОЭСР по Центральной Азии и на круглом столе "Конкурентоспособность Евразии". В-третьих, казахстанские официальные лица получат возможность активно участвовать в экспертной оценке аналогичных проектов, осуществляемых другими странами Евразии в будущем.

      3.3. Местная консультативная группа и рабочие группы

      Для лучшей поддержки деятельности проекта предлагается создать двухуровневые локальные группы в два последовательных шага.

      При создании проекта предлагается создать местную консультативную группу, которая будет способствовать локальному осуществлению политических рекомендаций ОЭСР. Работу Консультативной группы можно устроить под руководством Министра по инвестициям и развитию и привлечь соответствующие министерства и государственные органы.

      Местная консультативная группа будет предоставлять ОЭСР обратную связь по стратегическим и организационным вопросам проекта, а также регулярно анализировать ход выполнения проекта.

      Местным консультативным группам будут оказывать содействие тематические рабочие группы под председательством соответствующего вице-министра. Эти рабочие группы станут оперативными органами, отвечающими за реализацию местных аспектов деятельности, описанных в компоненте 1 и компоненте 2, а также будут служить посредником или органом для деятельности по наращиванию потенциала. Они будут встречаться примерно раз в квартал, и следовать государственно-частному формату с участием технического персонала правительства и соответствующих представителей частного сектора и гражданского общества, экспертов и спонсоров. Рабочие группы оказывают содействие ОЭСР в сборе данных, сотрудничестве в разработке анализа, предоставлении контактов экспертов, рассмотрении материалов и предоставлении обратной связи.

      3.4. Бюджет

      Общие затраты на вклад ОЭСР в этот проект оцениваются следующим образом.

     


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.