Об утверждении Плана развития акционерного общества "Национальные информационные технологии" на 2024 – 2033 годы

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2023 года № 1145

      В соответствии с пунктом 2 статьи 184 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый План развития акционерного общества "Национальные информационные технологии" на 2024 – 2033 годы.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов

  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 декабря 2023 года № 1145

План развития акционерного общества
"Национальные информационные технологии" на 2024 – 2033 годы

Содержание

      Введение

      Раздел 1. Анализ текущего состояния АО "НИТ"

      Подраздел 1. Анализ внешней среды

      Подраздел 2. Анализ внутренней среды

      Раздел 2. Миссия и видение

      Раздел 3. Стратегические направления деятельности, цели, задачи, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты

      Подраздел 1. Стратегическое направление: развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства"

      Подраздел 2. Стратегическое направление: повышение роли общества при реализации государственными органами автоматизированных функций и вытекающих из них государственных услуг, цифровизации жизненных и бизнес-ситуаций

      Подраздел 3. Стратегическое направление: рост эффективности деятельности общества и уровня деловой репутации

      Раздел 4. Система управления рисками при реализации стратегических направлений деятельности

ВВЕДЕНИЕ

      Акционерное общество "Национальные информационные технологии" (далее – АО "НИТ", общество) создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2000 года № 492 "О развитии единого информационного пространства в Республике Казахстан и создании закрытого акционерного общества "Национальные информационные технологии" как уполномоченная организация по созданию и организации взаимодействия государственных информационных систем.

      Учредителем общества является Правительство Республики Казахстан в лице Комитета государственного имущества Министерства финансов Республики Казахстан.

      Государственным органом, осуществляющим права владения и пользования государственным пакетом акций общества, является Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее – МЦРИАП).

      Настоящий План развития акционерного общества "Национальные информационные технологии" (далее – План развития) определяет его миссию, видение, стратегические направления, цели и задачи на десятилетний период.

      При разработке Плана развития учтены цели и задачи, вытекающие из:

      Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны";

      Национального плана развития Республики Казахстан на пять лет;

      Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 269;

      Плана развития Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы, утвержденного приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 360/НҚ.

Раздел 1. Анализ текущего состояния АО "НИТ"

Подраздел 1. Анализ внешней среды

      Последнее десятилетие ознаменовалось стремительным развитием технологий, охватывая всҰ больше сфер жизни. Облачные хостинги и потоковые вещания, рост производительности носимых мобильных устройств с набором технологий "все в одном" заменили привычные способы получения информации и взаимодействия c окружающим миром, сформировалось понятие "цифровой образ жизни". Появление высокоскоростных мобильных сетей передачи данных, таких как 4G и 5G, предоставляет полную свободу передвижения и обмена данными. Все эти условия создали необходимость перевода всех сфер услуг и экономики в электронный формат с возможностью доступа в формате "в любое время и в любом месте".

      Такие технологические тренды, как услуги облачного сегмента "Что угодно как услуга (Anything as a Service - XaaS)", "Резервное копирование как услуга (Backup as a Service - BaaS)", "Большие данные как услуга (Big data as a service - BDaaS)", "Контейнер как услуга (Container as a Service – CaaS)", "Облачный искусственный интеллект (Artificial Intelligence as a Service – AIaaS)", "Облачная база данных (Database as a Service – DBaaS)", "Облачные роботы (Robots as a Service – RaaS)" и другие, методология гибкой трансформации Agile1, переход на платформенные модели в системе госуправления и оказания услуг, мобильные технологии, связь и аналитика больших данных2 оказывают влияние на развитие цифровизации в Казахстане.

      В мировом рейтинге цифровой конкурентоспособности (IMD World Digital Competetiveness Ranking 2022) Казахстан занимает 36-е место, обогнав другое государство-члена Организации Тюркских Государств – Турцию (54-е место), а также Словению (37-е место), Португалию (38-е место), Италию (39-е место) и Польшу (46-е место).

      Стабильный рост и развитие экономики неразрывно связаны с технологическим прогрессом. Своевременные смелые инвестиции и рациональное планирование расходов может стимулировать новую волну роста экономики. Такой всплеск можно заметить в США, где вклад IT-стартапов в экономику страны сыграл заметную роль. Такие успешные стартапы, как Zoom, PayPal, Uber, Bitcoin и прочие, задают новые тренды развития бизнеса.

      Также для роста экономики важными факторами являются сам темп распространения цифровизации в стране и зрелость электронной коммерции.

      Так, за 2022 год в Казахстане рынок безналичных платежей составил 21,6 трлн тенге, что на 49% больше, чем в 2021 году, также и сумма платежей с использованием SmartPay-технологий в 2022 году увеличилась в 2,1 раза по сравнению с предыдущим годом. В целом прирост объема рынка розничной электронной коммерции составил 30% к результатам 2021 года.3 Устойчивая положительная динамика стала следствием повышения доверия и востребованности к цифровым платежным сервисам и маркетам.

      ______________

      1https://www.mckinsey.com/industries/technology-media-and-telecommunications/our-insights/cio-perspectives-on-leading-agile-change

      2https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pd

      3https://www.pwc.com/kz/

      43 Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

      С ростом численности населения в стране (за последние 5 лет с 17,9 до 19 млн человек4) и ростом урбанизации (в начале 2022 года – 59,4%5) увеличивается доля пользователей сети Интернет (81,9% от общего числа населения6).

      Данная динамика ведет к максимальной востребованности электронных услуг населением и взаимодействия с государственным аппаратом, что поднимает их доступность, удобство получения и безопасность на первостепенный уровень.

      В настоящее время пользователями портала "электронного правительства" egov.kz являются более 13,8 млн граждан, за 2022 год оказано 42 млн услуг. Мобильное приложение eGov Mobile насчитывает более 6 млн пользователей при 18,5 млн оказанных услуг за аналогичный период. Сегодня более 90 % государственных услуг автоматизированы и 86 % услуг и сервисов доступны в мобильном приложении eGov Mobile.

      Проводимые в Казахстане международные IT-форумы способствуют активному развитию IT-отрасли, привлекая и объединяя крупные казахстанские и международные компании, инвесторов, стартаперов на одной площадке, открывая новые возможности для всех участников.

      В период с 2008 по 2022 годы Республика Казахстан стабильно улучшала свою позицию в рейтинге "Индекс развития "электронного правительства" (E-Government Development Index, EGDI) Организации Объединенных Наций с 81 до 28 позиции среди 193 стран членов Объединения.7 Таким образом, наша страна поднялась на 1 позицию по сравнению с показателем 2020 года.

      Республика Казахстан заняла 8 место в общемировом рейтинге "Индекс широты и качества онлайн-услуг" (Online Service Index, OSI), поднявшись на 3 позиции в сравнении с предыдущим рейтингом 2020 года. Кроме того, из всех стран, не имеющих выхода к морю, Казахстан занял 1 место в общем рейтинге EGDI.

      Оценивая сложившуюся экономическую и социальную ситуацию в стране, 28 марта 2023 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 269 была утверждена Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 – 2029 годы (далее – Концепция). Цель Концепции – способствовать комплексному развитию инновационного потенциала страны, а также усилению отечественной инновационной системы и ее переходу на качественно новый уровень, обеспечив значительное повышение конкурентоспособности казахстанской экономики на международном рынке.

      Также в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2021 года отмечено, что "Мы должны реализовать свой огромный информационно-телекоммуникационный потенциал. В новую цифровую эпоху он будет иметь геополитическое значение. Казахстан должен стать центральным цифровым хабом на значительной части евразийского региона".

      __________________________

      5https://ortcom.kz/ru/novosti/1664861009#:~:text=%D0%95%D1%81%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%201960%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%B2,%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%2059%2C4%25.

      64 Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

      7 https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2022

      В соответствии с Посланием Главы Государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана также отмечен ряд важных аспектов сферы цифровизации:

      доступность гражданам 100% государственных услуг со смартфонов;

      перевод всех бизнес-процессов государственных органов в цифровой формат;

      создание платформы взаимодействия национальных компаний с IТ-сообществом для удовлетворения цифровых потребностей и запросов квазигоссектора за счет отечественных компаний;

      расширение и обновление линии передачи данных, сопрягая их с международными коридорами. Предстоит создать современные центры обработки данных, которые могут обслуживать соседние страны.

      Также Посланием Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана" поставлена задача "довести экспорт IT-услуг до одного миллиарда долларов к 2026 году".

Подраздел 2. Анализ внутренней среды

      Основной задачей общества согласно Закону Республики Казахстан "Об информатизации" является обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".

      Для реализации указанной задачи АО "НИТ" определено в качестве:

      оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 40);

      оператора единой информационной системы обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним (постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2019 года № 621);

      национального оператора (национальный администратор) системы электронных паспортов транспортных средств (постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2019 года № 270);

      оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов (приказ Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан от 14 июля 2023 года № 762).

      Структура АО "НИТ" состоит из центрального аппарата и региональных представительств в каждом регионе Казахстана.

      С декабря 2021 года АО "НИТ" зарегистрировано в качестве участника специальной экономической зоны "Парк инновационных технологий "Алатау" на основании договора об осуществлении деятельности в качестве участника специальной экономической зоны № ОД-23/2021 года.

      Основными клиентами АО "НИТ" являются ГО.

      Ниже приведены доходы АО "НИТ" в разрезе услуг за 2019-2022 годы:

Наименование услуги

Млн тенге с НДС

Удельный вес, %


2019

2020

2021

2022

2019

2020

2021

2022

Сопровождение и СТО

6 069,53

5 982,7

6 204,90

7 082,4

13,09

12

11,92

11,9

Сo-location и Хостинг (IaaS)

3 116,57

5 038,5

6 881,80

10 424

6,72

10

13,22

17,5

PaaS

1 002,89

465,8

1 856,30

1 398,3

2,16

1

3,57

2,4

SaaS

575,77

1 993,4

484,6

177,9

1,24

4

0,93

0,3

Другие услуги

1 540,77

2 858,7

2 503,20

258,25

3,32

6

4,81

0,4

Услуги связи

28 334,3

24 809

25 826,90

32 677,5

61,13

51

49,62

55,1

Региональные услуги (ОЦИТ)

5 711,40

7 681,6

8 286,90

7 335, 3

12,32

16

15,92

12,4

Итого

46 351,2

48 827,7

52 044,70

59 353,6

100%

100%

100%

100%

      Основные финансовые показатели деятельности АО "НИТ" за 2019-2022 годы представлены ниже:

Основные финансовые показатели деятельности АО "НИТ

Показатели

2019

2020

2021

2022

Активы, млрд тенге

41,023

44,3

49,6

64

Доходы, млрд тенге

42,4

44,88

48,17

57

Прибыль, млрд тенге

5,3

7,35

7,46

10

Производительность труда, млн тенге

24

27,17

27,19

31,5

      Всесторонний анализ деятельности позволил выделить сильные и слабые стороны АО "НИТ", а также возможности и угрозы (потенциальные риски), которые приведены в таблице.

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

20-летний успешный опыт реализации IT-проектов разного уровня сложности, масштабности, в том числе "электронного правительства" (IT бренды: eGov, "Smart Bridge", "Smart Data Ukimet", ШЭП, ПШЭП, eSapa, eLicense, ЕТС ГО, ЕПИР ГО, ЕИС Техосмотр, ГБД и ЗАГС, ЕНИС, ИИС ЦОН, НУЦ РК, КУЦ РК, УЦГО РК, ДТС РК).
Статус оператора информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее – ИКИ ЭП) и законодательная компетенция на оказание ИКУ владельцам объектов информатизации "электронного правительства" (далее – ОИ ЭП).
Наличие собственной ИКИ (ЦОД, серверные помещения, информационно-коммуникационная платформа "электронного правительства" (далее – ИКП ЭП), ЕТС ГО), в том числе региональной (представительства в 21 регионе). Наличие квалифицированных кадров с профильным образованием, сплоченный коллектив.
Устойчивый спрос на услуги со стороны владельцев ОИ ЭП и стабильное финансирование со стороны республиканского и местного бюджетов.
Наличие собственного оперативного центра информационной безопасности (далее – ОЦИБ).
Опыт межгосударственного взаимодействия в рамках реализации проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза".

Сниженные капиталовложения в модернизацию инфраструктуры и техническое оснащение.
Непривлекательный уровень заработной платы работников в сравнении с предлагаемым IT-компаниями на рынке.
Зависимость от сторонних операторов связи.
Зависимость от коммерческих дата-центров в связи с нехваткой собственных ресурсов.
Зависимость от бюджета ГО на IT-услуги (оптимизация государственного бюджета, непоследовательность в реализации IT-проектов, перенос этапов реализации).
Отсутствие опыта привлечения альтернативных источников финансирования.
Недостаточный опыт в сфере реализации коммерческих проектов.
Снижение репутации компании из-за нестабильности предоставления услуг.
Операционная неэффективность внутренних бизнес-процессов.
Низкая мотивация персонала и высокая текучесть кадров.


Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Участие в законодательном процессе, регламентирующем деятельность общества.
2. Развитие новых направлений деятельности и новых услуг на базе модернизированной ИКИ ЭП, формирование спроса на оказание новых видов услуг.
3. Активное взаимодействие с рынком и реализация совместных IT-проектов.
4. Размещение и концентрация на ИКИ ЭП ЭИР ОИ ЭП.
5. Развитие новых направлений деятельности и новых услуг.
6. Предоставление качественной аналитики по запросам пользователей.
7. Реализация собственных инвестиционных проектов с привлечением стороннего финансирования для их реализации.
8. Повышение капитализации общества.

Сокращение объемов финансирования общества вследствие ухудшения экономической ситуации в стране.
Увеличение количества киберугроз и кибератак, приводящих к возможности потери доступности, конфиденциальности и целостности ЭИР ОИ ЭП, размещенных на ИКИ ЭП.
Потеря статуса Оператора ИКИ ЭП.

      На основании анализа внешней и внутренней среды сформированы миссия, стратегические направления деятельности, цели, задачи и ключевые показатели деятельности АО "НИТ".

Раздел 2. Миссия и видение

      Миссия: развитие и перевод экосистемы "электронного правительства" в "цифровое" для совершенствования взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством.

      Видение: оператор экосистемы "цифрового правительства" и IT-решений в сфере государственного управления.

      На основе миссии и видения определены следующие стратегические направления деятельности:

      развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства";

      повышение роли общества при реализации государственными органами автоматизированных функций и вытекающих из них государственных услуг, цифровизации жизненных и бизнес ситуаций;

      рост эффективности деятельности общества и уровня деловой репутации.

Раздел 3. Стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты

Подраздел 1. Стратегическое направление: развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства"

Цель 1. Развитие единой транспортной сети государственных органов

      Исполнение указанных в Послании Главы Государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2021 года поручений не представляется возможным без наличия надежной и технологически развитой ИКИ, позволяющей хранить и обрабатывать нужный объем информации. Наличие инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень отказоустойчивости и безопасности, является также базовым условием для развития "электронного правительства".

      Задачами развития Единой транспортной среды государственных органов (далее – ЕТС ГО) являются:

      1) увеличение собственных волоконно-оптических сегментов ЕТС ГО;

      2) увеличение собственных спутниковых сегментов ЕТС ГО;

      3) увеличение (развитие) магистральных каналов связи с использованием технологии DWDM;

      4) рост количества пользователей (ГО, МИО, владельцев ОИ ЭП квазигосударственного сектора), подключенных к ЕТС ГО.

      Ключевой показатель деятельности:

      индекс доступности ЕТС ГО.

      Ожидаемый результат:

      наличие собственной телекоммуникационной сети, отвечающей современным техническим и законодательным требованиям, способной удовлетворить потребности ОИ ЭП;

      бесперебойное функционирование ЕТС ГО;

      расширение спектра предоставляемых оператором услуг посредством ЕТС ГО, повышение их качества и доступности для потребителей.

Цель 2. Развитие центров обработки данных общества

      Центр обработки данных (далее – ЦОД) общества выполняет функции серверного центра государственных органов (далее – СЦ ГО), предназначенного для размещения в нем ОИ ЭП.

      ЦОД является сложной инженерной системой, включающей комплекс IT-решений, высокотехнологичного оборудования и инженерных конструкций.

      В реализацию Поручений Главы государства Касым-Жомарта Токаева касательно строительства ЦОДов АО "НИТ" планирует развивать производственные мощности СЦ ГО как на центральном, так и ЦОДы на региональных уровнях.

      Задачи:

      1) введение в эксплуатацию новых ЦОД и их сертификация на соответствие Tier 3 от организации Uptime Institute;

      2) модернизация действующего серверного помещения АО "НИТ" (г. Астана), региональных серверных помещений и их инженерных систем с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере информатизации;

      3) обеспечение резервирования ОИ ЭП и их ЭИР в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере информатизации путем закупа услуг у коммерческих ЦОДов;

      4) рост количества ИКУ по модели IaaS.

      Ключевой показатель деятельности:

      индекс доступности ЦОД.

      Ожидаемый результат:

      наличие собственного ЦОД, отвечающего современным техническим и законодательным требованиям, способной удовлетворить потребности ОИ ЭП;

      бесперебойное функционирование ОИ ЭП;

      расширение спектра услуг, предоставляемых Оператором ИКУ по модели IaaS.

Цель 3. Создание (развитие) облачной информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства"

      Автоматизация деятельности государственного органа, в том числе государственных функций и оказание вытекающих из них государственных услуг, осуществляется с учетом обеспечения приоритетности создания, развития ОИ ЭП и оказания ИКУ на облачной ИКП ЭП.

      Облачная ИКП ЭП предназначается для организации производственного и технологического процесса разработки и тестирования программного обеспечения создаваемых (развиваемых) и эксплуатируемых ОИ ЭП, должна включать среды разработки, тестирования, репозиторий исходных кодов и эксплуатации.

      Задачи:

      1) развертывание инфраструктуры и ввод в эксплуатацию облачной ИКП ЭП, успешное ежегодное прохождение ее испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности;

      2) создание условий и внедрение методологии DevSecOps в процессы разработки (развития), управления разработкой (развитием), тестирования, хранения исходных кодов и размещения ОИ ЭП на облачной ИКП ЭП;

      3) рост количества ИКУ по модели PaaS.

      Ключевой показатель деятельности:

      доля ОИ ЭП размещенных на облачной ИКП ЭП из подлежащих миграции.

      Ожидаемый результат:

      сокращение сроков создания и развития ОИ ЭП;

      повышение эффективности и результативности процессов по созданию и развитию ОИ ЭП на облачной ИКП ЭП с переходом на качественно новый уровень их эргономичности, совместимости, надежности и защищенности;

      централизованное хранилище эталонных исходных кодов программного обеспечения ОИ ЭП, размещенных на облачной ИКП ЭП;

      поддержка разработок отечественных решений и казахстанских разработчиков программного обеспечения;

      снижение бюджетных расходов за счет сокращения сроков разработки, переиспользование готовых (стандартных) решений.

Подраздел 2. Стратегическое направление: повышение роли общества при реализации государственными органами автоматизированных

функций и вытекающих из них государственных услуг,

цифровизации жизненных и бизнес ситуаций

Цель 1. Управление данными

      АО "НИТ", обладая компетенцией, закрепленной в подпункте 16) статьи 13 Закона "Об информатизации", по сбору, обработке электронных информационных ресурсов для осуществления аналитики данных, имеет возможность предоставлять ГО аналитическую информацию, основанную на технологиях Big data.

      Развитие данного направления позволит внедрять технологии искусственного интеллекта и новых решений по аналитике больших данных, а также приступить к построению эталонных баз данных, которые предназначены для сбора информации со всех ведомств в единую базу данных с целью выявления золотых записей (то есть правдивой и актуальной информации об объекте учета) и предоставления золотых записей всем госорганам для беспрепятственного использования в рамках своих функций. Внедрение эталонных баз данных предоставит целостный взгляд на все составляющие бизнес-процессов, в том числе на источники данных, авторство, качество, полноту и потенциальное использование данных, и позволит обеспечить потребность доступа к информации при осуществлении государственных функций и предоставлении услуг с целью создания новой модели взаимодействия с ГО.

      Одним из достижений АО "НИТ" в данном направлении является реализация проекта "Smart Data Ukimet", осуществляющего аналитику больших данных, который вошел в ТОП-5 проектов в сфере работы с большими данными (конференция ADV Conference, Вена-Австрия апрель 2023 года) и номинирован на премию Data Excellence Hero Award за профессионализм.

      В дальнейшем общество планирует внедрять технологию искусственного интеллекта в свою деятельность с целью повышения эффективности, оптимизации процессов и улучшения качества предоставляемых услуг. Искусственный интеллект (далее – ИИ) будет применяться для автоматизации и улучшения различных аспектов работы компании, включая анализ данных, принятие решений, взаимодействие с пользователями и оптимизацию бизнес-процессов.

      Наряду с применяемой в обществе аналитикой больших данных ИИ окончательно сформирует формат эффективной человекоцентричной модели оказания услуг и сервисов для населения, что позволит более точечно удовлетворить потребности граждан в получении запрашиваемых е-услуг и смарт-сервисов.

      Помимо этого применение технологии ИИ позволит повысить эффективность операционной деятельности и внедрить механизм принятия решений для государственного аппарата.

      Наравне с внедрением технологии ИИ первостепенной задачей становится необходимость разработки сильной нормативно-правовой базы для легализации и регулирования применения ИИ.

      Процесс внедрения инновационной технологии будет включать в себя следующие шаги:

      идентификация потенциальных областей применения искусственного интеллекта;

      сбор и подготовка необходимых исходных данных для обучения искусственного интеллекта, разработка моделей и алгоритмов машинного обучения;

      разработка и внедрение ПО, которое будет использовать искусственный интеллект для автоматизации или оптимизации задач, а также интеграция искусственного интеллекта в существующие системы и процессы;

      оценка результатов внедрения искусственного интеллекта с помощью ключевых показателей эффективности и сравнение с предыдущими методами и системами;

      постоянное обновление моделей и алгоритмов.

      Задачи:

      1) развитие подходов управления государственными данными в парадигме "Данные – важный государственный актив" (Open API);

      2) повышение эффективности сбора и использования государственных электронных информационных ресурсов для предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций (CDC);

      3) создание инструментария для государственных органов с целью формирования дата-продуктов;

      4) построение эталонных баз данных для консолидации информации со всех ведомств в единую базу данных;

      5) внедрение инструментов ИИ;

      6) создание новых продуктов с применением ИИ;

      7) создание национальной платформы искусственного интеллекта.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) наполнение эталонной базы данных государственных органов и государственных функций;

      2) количество дата-продуктов, созданных с помощью инструментария.

      Ожидаемый результат:

      создание эталонных записей данных, используемых для оказания государственных услуг;

      внедрение подхода Data-driven decision making (принятие управленческих решений, основанных на больших данных) в государственном управлении;

      внедрение централизованного подхода к управлению данными, контроля качества данных, включая их полноту, актуальность, непротиворечивость и связность (в том числе с эталонными данными);

      обеспечение доступности данных: возможность публикации новых наборов данных, поиска опубликованных наборов и получение права доступа к ним в минимальные сроки;

      реализация "умных" услуг и сервисов на основе ИИ;

      развитие интеллектуальных систем в самых востребованных сферах государственного управления.

Цель 2. Обеспечение надежного и безопасного функционирования ОИ ЭП, размещенных на ИКП ЭП

      Развитие услуг общества в части обеспечения технического сопровождения ОИ ЭП, развернутых на облачной ИКП ЭП, и обеспечение их безопасного функционирования за счет качественного расследования инцидентов, анализа и выявления вредоносного кода, выявления новых угроз для раннего обнаружения атак, совершенствование операционных процессов по техническому сопровождению и устранению инцидентов при функционировании ИКИ ЭП и ИС ГО позволят повысить роль общества при реализации органами власти закрепленных за ними функций и вытекающих из них государственных услуг, цифровизации жизненных и бизнес ситуаций.
АО "НИТ" обеспечит оптимизацию предлагаемых услуг, круглосуточный мониторинг доступности систем и сервисов, а также обратную связь с клиентами путем анализа отзывов и пожеланий.

      Задачи:

      1) обеспечение эффективной работы линий сопровождения ОИ ЭП, развернутых на облачной ИКП ЭП;

      2) обеспечение непрерывного функционирования оперативного центра информационной безопасности.

      Ключевые показатели деятельности:

      1) доступность ИС и ПП, в том числе размещенных на облачной ИКП ЭП;

      2) доступность оперативного центра информационной безопасности;

      3) уровень удовлетворенности услугополучателей АО "НИТ".

      Ожидаемый результат:

      повышение стабильности функционирования ОИ ЭП;

      повышение эффективности функционирования ИКИ ЭП;

      снижение рисков недоступности ОИ ЭП;

      повышение удовлетворенности потребителей услугами, предоставляемых АО "НИТ".

Цель 3. Повышение качества услуг в электронном формате

      В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Правительству поручено полностью оцифровать процедуры получения гражданами государственных услуг.

      Для этого нужно стремиться к автоматизации всех услуг, омниканальности при оказании услуг, отказу от использования бумажных носителей в межведомственном взаимодействии и при общении с гражданами, обеспечить цифровое подтверждение информации.

      Помимо этого ранжирование услуг на основании "жизненных ситуаций" помогает оказывать не только проактивные, но и композитные услуги, которые являются наиболее подходящими для нынешнего образа жизни. Применение технологий аналитики данных и искусственного интеллекта положит начало для создания смарт-услуг.

      Также во время выступления на пленарной сессии Международного форума Digital Bridge 2022 Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул пять приоритетов Казахстана в цифровой трансформации, одним из которых было обозначено развитие человекоцентричности. С точки зрения реализации данного поручения при оценке инклюзивности услуг и сервисов для АО "НИТ" важно учитывать потребности и интересы всех слоев населения. Это становится возможным посредством вовлеченности населения в процессы сбора и аналитики данных с одной стороны для оценки качества полученных услуг и с другой стороны для понимания соответствия услуг и сервисов запросам граждан.

      Современные тенденции ведут к глобальному использованию мобильных технологий, смартфонизации. Отдельным направлением будет предоставление всех услуг в мобильном формате. Так повысятся мобильность пользователей и удобство при получении услуг.

      Для упрощения взаимодействия населения с электронными сервисами будут широко применяться современные и перспективные технологии распознавания и идентификации физических лиц на уровне государственных услуг и в частном бизнесе.

      Дополнительным толчком к повышению качества оказываемых услуг представляется возможность развития информационных систем и компонентов "электронного правительства", переданных в доверительное управление АО "НИТ". Данная задача реализуется в рамках концепции развития компонентов "электронного правительства" (ПЭП, ШЭП, ПШЭП, ОП, ГБД ЕЛ, "Мобильное правительство"), утвержденной в 2021 году.

      Задачи:

      1) сопровождение и развитие портала "электронного правительства";

      2) развитие мобильных решений;

      3) внедрение принципа инклюзии при оказании государственных услуг;

      4) автоматизация мониторинга контроля качества оказываемых услуг и совершенствование организации обратной связи с услугополучателями;

      5) совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".

      Ключевые показатели деятельности:

      1) уровень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг;

      2) доля цифровых услуг, доступных в мобильном формате.

      Ожидаемый результат:

      минимизация контактов в процессе оказания государственных услуг;

      сокращение время и затрат на получение государственных услуг;

      снижение количества нарушения сроков предоставления государственных услуг;

      получение государственной услуги в любое время суток в онлайн-режиме;

      запуск мобильного приложения по принципу SuperApp для граждан;

      развитие омниканальности оказания государственных услуг.

Подраздел 3. Стратегическое направление: Рост эффективности деятельности общества и уровня деловой репутации

Цель 1. Повышение узнаваемости и привлекательности

HR-бренда АО "НИТ"

      АО "НИТ" стремится стать центром притяжения и нетворкинга для талантливой молодежи и специалистов высокого уровня. Для позиционирования компании, как технологического лидера, будут пересмотрены подходы к управлению человеческими ресурсами. Так как сотрудники АО "НИТ" являются главной ценностью компании, будет разработана и внедрена новая корпоративная культура путем проведения цифровой трансформации общества.

      Цифровая трансформация общества – комплексное преобразование бизнес модели, продуктов и услуг, а также бизнес-процессов общества, направленное на рост конкурентоспособности общества и отвечающее критерию экономической эффективности путем внедрения цифровых технологий, управления на основе данных, развития кадров, компетенций и культуры, а также современных подходов к управлению.

      В целях обеспечения конкурентоспособности с другими ИКТ-компаниями, а также для привлечения и удержания высококвалифицированных сотрудников АО "НИТ" в качестве работодателя будет работать над совершенствованием социального пакета и улучшением условий труда, в том числе увеличением ФОТ, предоставлением комфортабельного офиса по аналогии с компаниями-гигантами IT-отрасли, предоставлением служебного жилья общества, добровольным медицинским страхованием работников и другими механизмами мотивации.

      С целью создания позитивного образа АО "НИТ" и повышения его репутации необходимо обеспечить построение и продвижение бренда АО "НИТ" путем проведения комплексных мероприятий, учитывая SMM-тренды IT-компании и постоянных коммуникаций с целевой аудиторией, а именно с действующими сотрудниками и студентами, а также потенциальными сотрудниками.

      Также в целях повышения эффективности работы АО "НИТ", определения уровня развития корпоративного управления, защиты прав и интересов акционеров будет проводиться оценка корпоративного управления.

      Задачи:

      формирование гибких инструментов мотивации персонала;

      повышение квалификации работников;

      формирование "пула талантов (преемников)" на конкретные позиции;

      внедрение политики привлечения лучших специалистов, поддержки молодых талантов;

      ведение HR-аналитики;

      улучшение социального пакета;

      повышение имиджа и узнаваемости бренда общества в качестве работодателя;

      продвижение нового бренда АО "НИТ" в СМИ, социальных медиа, профессиональных сообществах и ассоциациях, что способствует повышению деловой репутации компании;

      проведение мероприятий по активному стимулированию имиджа общества и укреплению репутации компании, в том числе как самостоятельного многопродуктового бренда в массовом сознании целевых групп, тесное взаимодействие со всеми целевыми аудиториями.

      Ключевые показатели деятельности:

      увеличение доли женщин на уровне принятия решений;

      уровень удовлетворенности персонала;

      рейтинг корпоративного управления.

      Ожидаемые результаты:

      формирование проектных команд и офис трансформации, запуск обновленной модели взаимодействия;

      позиционирование АО "НИТ" как компании с лучшей корпоративной культурой в Казахстане;

      повышение и поддержание репутации АО "НИТ", как лучшего работодателя на ИКТ-рынке Казахстана;

      повышение внутренней эффективности и системы управления АО "НИТ";

      повышение уровня профессионализма и компетенций IT-специалистов.

Цель 2. Рост доходов и обеспечение финансовой устойчивости

      Финансовая стабильность АО "НИТ" определяется наличием собственного оборотного капитала, эффективным управлением активами и пассивами, обеспечением материально-производственными запасами, а также доходностью реализуемых услуг.

      В АО "НИТ" с целью повышения роста доходов и обеспечения финансовой устойчивости планируют обеспечить:

      снижение убытков и повышение прибыли путем совершенствования бизнес-процессов по управлению финансами, проведению закупок и заключению договоров, системы риск-менеджмента, что позволит избежать непредвиденных и неблагоприятных факторов, которые влияют на устойчивое финансовое развитие компании;

      внедрение раздельного управленческого учета, что позволит определить доходные и убыточные направления деятельности компании и повысить мотивацию сотрудников и руководителей структурных подразделений на конечный результат и повышение доходности компании;

      оптимизацию расходной части бюджета и финансовых процедур с сохранением баланса доходов и расходов путем анализа производственных и административно-управленческих расходов;

      привлечение внешних источников финансирования путем установления сотрудничества с международными финансовыми организациями, инвестиционными фондами и другими институтами развития для реализации совместных программ (привлечение грантовой поддержки, льготных кредитных программ).

      Реализуемые мероприятия позволят АО "НИТ" повысить свою рыночную стоимость и привлекательность для инвесторов в качестве высокоэффективной технологически развитой компании.

      Задачи:

      внедрение раздельного учета доходов, расходов и задействованных активов, определение рентабельности услуг;

      сокращение расходной части бюджета, оптимизация финансовых процедур;

      привлечение новых источников финансирования к инвестиционным проектам (гранты, внешние инвестиции и др.).

      Ключевые показатели деятельности:

      рентабельность;

      производительность труда на 1 работника производственного персонала;

      объем собственных инвестиций в основной капитал.

      Ожидаемые результаты:

      увеличение чистой прибыли;

      становление высокодоходной и безубыточной компанией с качественной системой планирования и распределения бюджетных средств.

Цель 3. Экспорт

      В послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2023 года поручено довести уровень экспорта IT-услуг до 1 млрд долларов США к 2026 году, а также отмечается, что Казахстан уже достиг высокого уровня по индексу развития "электронного правительства". Будучи национальным оператором "электронного правительства" компания намерена делиться своим опытом, компетенциями и продвигать компоненты e-Gov как готовые решения для внедрения за рубеж.

      Во исполнение вышеуказанного поручения компанией будет осуществляться деятельность по экспорту, направленная на популяризацию и продвижение компетенций АО "НИТ" путем упаковки IT-решений общества в готовые продукты под мировые стандарты и запросы, а также анализ рынков сбыта по определению уровня развитости ИКТ и "электронного правительства" конкретных целевых стран-заказчиков.

      Для результативности работы в данном направлении потребуются налаживание взаимодействия и построение долгосрочных отношений с ведущими мировыми ИКТ-лидерами для проведения эффективной международной стратегии взаимодействия, обмена передовым опытом с зарубежными странами и организациями, принятия участия в международных профильных IT форумах и мероприятиях, а также локальным продвижением услуг общества в целевых странах.

      Задачи:

      продвижение перспективных экспортоориентированных IT-продуктов общества для потенциальных заказчиков за рубежом;

      упаковка продуктов и кастомизация под каждый запрос определенного заказчика;

      участие в международных мероприятиях в целях продвижения продуктов общества и повышения имиджа на мировой арене;

      построение долгосрочных партнҰрских отношений, заключение соглашений/меморандумов со всемирными организациями, как канал продвижения в другие страны.

      Ключевой показатель деятельности:

      количество используемых IT-решений общества зарубежными странами и организациями.

      Ожидаемые результаты:

      расширение списка международных партнеров/заказчиков (международные организации, правительства стран и бизнесы);

      повышение конкурентоспособности АО "НИТ" на мировой арене;

      вклад в достижение общестранового целевого индикатора по увеличению общего объема экспорта IT-услуг до 1 млрд долларов США к 2026 году.

Раздел 4. Система управления рисками при реализации стратегических направлений деятельности

      Система управления рисками при реализации стратегических направлений деятельности АО "НИТ" изложена в приложении 1 к настоящему Плану развития.

      Ключевые показатели деятельности АО "НИТ" на 2024 – 2033 годы изложены в приложении 2 к настоящему Плану развития.

      Методика расчета ключевых показателей деятельности АО "НИТ" представлена в приложении 3 к настоящему Плану развития.

      Стратегическая карта АО "НИТ" изложена в приложении 4 к настоящему Плану развития.

      ________________________________

  Приложение 1 к Плану
развития акционерного
общества "Национальные
информационные технологии"
на 2024 – 2033 годы

Система управления рисками при реализации стратегических направлений деятельности

      В ходе реализации Плана развития АО "НИТ" на 2024-2033 годы существует вероятность возникновения рисков, требующих принятия предупреждающих мер, а также действий, сглаживающих последствия от наступления таких рисков:

№ п/п

Наименование риска или угрозы

Последствия риска

Мероприятия по предупреждению риска

Мероприятия по реагированию при наступлении риска


1

2

3

4

5

Стратегическое направление 1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства"

1

Секвестирование бюджета и сокращение/исключение расходов ГО на приобретение информационно-коммуникационных услуг

Сокращение количества клиентов, снижение плановых доходов от предоставления ИК-услуг

Участие в подготовке уполномоченным органом бюджетных заявок и обоснований по объемам приобретаемых ИК-услуг, проведение на постоянной основе анализа рынка получателей услуг, эффективное взаимодействие с ГО

Оптимизация расходов, повышение качества системы планирования и поиск альтернативных источников доходов

2

Изменение условий, качества и стоимости оказания услуг сторонними операторами связи

Повышение стоимости аренды каналов связи, ухудшение их пропускной способности и доступности, снижение уровня доступности ИК-инфраструктуры и качества оказываемых АО "НИТ" ИК-услуг

Эффективное взаимодействие с партнерами-сторонними операторами связи, качественная подготовка договоров и технических спецификаций по предоставлению сторонними операторами связи услуг по аренде каналов связи, использование резервных каналов связи, формирование оптимальной сети ЕТС ГО с учетом тарифов, пропускной способности и доступности каналов связи сторонних операторов, развитие собственной сети ЕТС ГО

Реализация плана оперативного реагирования, использование законных юридических мер для защиты интересов АО "НИТ" при возникновении спорных вопросов

3

Рост количества киберугроз и кибератак в области ИБ, связанный с действиями современных преступных кибергруппировок и зарубежных разведывательных спецслужб

Нарушение целостности, конфиденциальности, доступности данных в сопровождаемых АО "НИТ" ИС, нарушение условий и требований ИБ, ухудшение репутации среди ГО и пользователей его услуг, штрафные санкции заказчиков в лице ГО, угроза национальной безопасности Республики Казахстан

Построение центра обеспечения ИБ, повышение квалификации специалистов блока ИБ АО "НИТ" по ключевым направлениям кибербезопасности (тестирование защищенности, управление инцидентами, сетевая безопасности нового поколения, противодействие целевым атакам, криминалистическая форензика, реверс-инженерия); выявление уязвимостей собственными силами; эффективное взаимодействие с внешними организациями (в том числе РГП "ГТС") по выявлению уязвимостей; принятие мер по устранению уязвимостей.

Принятие мер по недопущению повтора инцидентов нарушения ИБ и киберугроз, проведение превентивных мер

4

Техническая неготовность ИК-инфраструктуры к предоставлению ИК-услуг

Ухудшение качества оказываемых ИК-услуг, отсутствие возможности оказания плановых объемов предоставляемых услуг, ухудшение репутации среди ГО и пользователей его услуг, штрафные санкции от заказчиков в лице ГО

Обследование существующей ИК-инфраструктуры "электронного правительства", устранение несоответствий по результатам анализа обследования

Устранение выявленных несоответствий параметров ИК-инфраструктуры, принятие мер по недопущению повтора несоответствий

Стратегическое направление 2. Повышение роли общества при реализации государственными органами автоматизированных функций и вытекающих из них государственных услуг, цифровизации жизненных и бизнес ситуаций

5

Принятие ошибочной маркетинговой/тарифной политики для рынка B2B

Недостижение плановых показателей инвестиционных проектов, связанных с заниженной/завышенной стоимостью товаров/услуг/работ и с привлечением новых клиентов

Исследование и анализ рынка ИК-услуг, выстраивание коммуникаций с частными ИКТ-компаниями, постоянный мониторинг предложений компаний-конкурентов

Пересмотр утвержденных расчетов, переориентация предложения/деятельности АО "НИТ" в условиях трансформации рынка, совершенствование маркетинговой/тарифной политики

6

Незаинтересованность IT-сообщества в услугах АО "НИТ"

Ухудшение деловой репутации АО "НИТ", недостижение целевых показателей

Анализ рынка на реальную потребность в услугах за исследуемый период (текущий момент)

Активизация маркетинговой кампании, внесение корректировок в выбранный курс направления деятельности АО "НИТ"

7

Отсутствие востребованности ИК-услуг в ожидаемом объеме

Снижение плановых доходов от предоставления ИК-услуг

Проведение анализа востребованности ИК-услуг, планирование расходов с учетом рисков в силу новизны сервисной модели информатизации

Пересмотр перечня ИК-услуг, проработка вопроса создания новых ИК-услуг

Стратегическое направление 3. Рост эффективности деятельности общества и уровня деловой репутации

8

Нарушение установленных стандартов и Кодекса корпоративного управления / корпоративной этики

Снижение качества принимаемых управленческих решений, доверия со стороны заинтересованных сторон

Реализация мероприятий по улучшению системы корпоративного управления на основе рекомендаций Единственного акционера, в т. ч.:
повышение требований к независимым членам Советов директоров и мотивации их деятельности;
совершенствование внутренних документов и бизнес-процессов в области корпоративного управления; усиление работы службы внутреннего аудита, повышение эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля

Анализ причин нарушений, разработка и реализация планов мероприятий по улучшению системы корпоративного управления

9

Дефицит квалифицированного производственного персонала, реализация риска "Текучесть кадров" карты рисков общества

Невыполнение планов по производственным работам, реализация работ с нарушениями и дополнительные затраты на исправление допущенных недочетов, увеличение затрат на обучение нового персонала, снижение производительности труда

Разработка и внедрение эффективной системы мотивации, формирование резерва кадров, разработка индивидуальных планов развития карьеры, анализ уровня заработной платы специалистов на рынке труда, работа с ВУЗами и средними специальными учебными заведениями, подготовка и привлечение молодых специалистов

В АО "НИТ" планируется пересмотр ФОТ в сторону увеличения на уровне заработной платы специалистов IT–отрасли в разрезе данного показателя по регионам, включая города Астану и Алматы.

10

Низкий уровень автоматизации внутренних бизнес-процессов

Снижение показателей деятельности и эффективности работы АО "НИТ"

Определение планов автоматизации с утверждением списка бизнес-процессов и фиксированной датой окончания работ

Постоянный мониторинг бизнес-процессов АО "НИТ". Своевременная актуализация плана автоматизации

11

Нарушение персоналом трудовой/производственной дисциплины.
 

Несвоевременное выполнение планов работ структурными подразделениями, допущение производственных нарушений, выход из строя оборудования и техники

Определение типовых нарушаемых параметров внутренних документов и причин нарушений, определение порядка действий в аналогичных ситуациях в будущем, контроль руководства на постоянной основе над исполнением положений внутренних нормативных документов, привлечение к ответственности в случае нарушения положений внутренних нормативных документов, повышение квалификации сотрудников

Выявление и устранение причин нарушения планов работ и привлечение к ответственности виновных, устранение последствий, корректировка планов работ.
Внедрение единой системы безопасности, оснащение новой техникой, отвечающей современным требованиям

12

Комплаенс-риск/коррупционные риски

Ухудшение деловой репутации АО "НИТ". Убытки/ущерб, неэффективное распределение средств бюджета АО "НИТ"

Организация и проведение совещаний (семинаров) с работниками АО "НИТ" по вопросам противодействия коррупции, анализ жалоб и обращений граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупции со стороны работников АО "НИТ"

Проведение антикоррупционного мониторинга деятельности АО "НИТ" в соответствии с действующим законодательством.

      _________________________________________

  Приложение 2 к Плану
развития акционерного
общества "Национальные
информационные технологии"
на 2024 – 2033 годы

Ключевые показатели деятельности АО "НИТ" на 2024-2033 годы

№ п/п

Показатели/годы

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Направление 1. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства"

Цель 1. Развитие единой транспортной сети государственных органов

1

Индекс доступности ЕТС ГО, %

99,75

99,76

99,77

99,78

99,79

99,80

99,81

99,82

99,83

99,84

Цель 2. Развитие центров обработки данных общества

2

Индекс доступности ЦОД, %

99,75

99,75

99,75

99,98

99,98

99,98

99,98

99,98

99,98

99,98

Цель 3. Создание (развитие) облачной информационно-коммуникационной платформы "электронного правительства"

3

Доля ОИ ЭП размещенных на облачной ИКП ЭП из подлежащих миграции, %

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Направление 2. Повышение роли общества при реализации государственными органами автоматизированных функций и вытекающих из них государственных услуг, цифровизации жизненных и бизнес ситуаций

Цель 1. Управление данными

4

Наполнение эталонной базы данных государственных органов и государственных функций,%

-

-

35

40

50

60

70

80

90

95

5

Количество дата-продуктов, созданных с помощью инструментария, ед.

3

5

7

10

12

15

18

22

25

30

Цель 2. Обеспечение надежного и безопасного функционирования ОИ ЭП, размещенных на ИКП ЭП

6

Доступность ИС и ПП, в том числе размещенных на облачной ИКП ЭП;%

93

93,5

94

95

96

97

98

99

99,75

99,75

7

Доступность оперативного центра информационной безопасности,%

99,75

99,75

99,75

99,75

99,75

99,75

99,75

99,75

99,75

99,75

8

Уровень удовлетворенности услугополучателей АО "НИТ", баллы

4,42

4,43

4,44

4,45

4,46

4,47

4,48

4,49

4,5

4,5

Цель 3. Повышение качества услуг в электронном формате

9

Уровень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг, %

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

10

Доля цифровых услуг, доступных в мобильном формате, %

90

95

98

100

100

100

100

100

100

100

Направление 3. Рост эффективности деятельности общества и уровня деловой репутации

Цель 1. Повышение узнаваемости и привлекательности HR-бренда АО "НИТ"

11

Увеличение доли женщин на уровне принятия решений, %

25

30

31

32

33

34

35

36

37

38

12

Уровень удовлетворенности персонала, %

-

50

55

60

65

70

75

80

85

90

13

Рейтинг корпоративного управления

B

-

-

B+

-

-

B++

-

-

A

Цель 2. Рост доходов и обеспечение финансовой устойчивости

14

Рентабельность, не менее, %

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

15

Производительность труда на 1 работника производственного персонала (в год не менее), млн тенге*

40

40,5

41

41,5

42

42,5

43

43,5

44

44,5

16

Объем собственных инвестиций в основной капитал, млн тенге

100

200

300

400

500

600

700

800

900

1000

Цель 3. Экспорт

17

Количество используемых IT-решений общества зарубежными странами и организациями, ед.

0

0

1

1

1

2

2

2

2

2

      ________________________________

  Приложение 3 к Плану
развития акционерного
общества "Национальные
информационные технологии"
на 2024 – 2033 годы

Методика расчета ключевых показателей деятельности АО "НИТ"

      1. Индекс доступности ЕТС ГО, %

     

, где

      И – индекс доступности ЕТС ГО, %;

      Ti – время предоставления услуг для i-ой точки в соответствии с договором предоставления услуг за отчҰтный период,

      n – общее количество подключенных точек, к которым относятся ГО и их подведомственные организации, ед.

      P – суммарный простой ЕТС ГО*, часы.

      *Данные по простоям формируются на основании заявок от конечных пользователей государственных органов по телефону согласно заключенному консолидированному договору между обществом и МЦРИАП РК, а также по договорам, заключенным из одного источника путем прямого заключения договора. Кроме того, используются сведения из системы мониторинга каналов связи. Прием заявок производится соответствующим подразделением общества.

      2. Индекс доступности ЦОД, %

     

, где

      И – индекс доступности ЦОД, %;

      Ti – период возможной доступности (24/7/365); часы,

      Pi – период простоев*, часы.

      N – общее количество центров обработки данных (СЦГО и региональные ЦОД), ед.

      * Данные по простоям ЦОДов выгружаются из Service desk.

      3. Доля ОИ ЭП размещенных на облачной ИКП ЭП из подлежащих миграции, %

      С = (А/В)*100%, где

      А – количество ОИ ЭП, переведенных на единую цифровую платформу;

      В – общее количество ОИ ЭП, подлежащих миграции, согласно Плану миграции;

      С – % переведенных ОИ ЭП на единую цифровую платформу.

      4. Наполнение эталонной базы данных государственных органов и государственных функций, %

      С = (А/В)*100%, где

      А – количество чистых (эталонных) данных по сущности "Гражданин", внесенных в эталонную базу данных;

      В – количество данных по сущности "Гражданин" в государственных базах данных;

      С – % наполнения эталонной базы данных чистыми данными по сущности "Гражданин".

      5. Количество дата-продуктов, созданных с помощью инструментария, ед.

      Фактическое количество дата-продуктов.

      6. Доступность информационных систем и программных продуктов, в том числе размещенных на облачной ИКП ЭП; %

     


      где,

      И – индекс доступности ИС и ПП, %;

      Ti – период возможной доступности для i-й группы ИС и ПП, часы;

      Рi – период недоступности для i-й группы ИС и ПП, часы;

      N – общее количество групп ИС и ПП, ед.

      Группа 1: ПЭП, ШЭП, Развитие ПЭП, ШЭП, Мобильное правительство (MGOV), ИИС ЦОН, ГБД ЕЛ, ПШЭП;

      Группа 2: ИС АР, ГБД РН, ГБД ФЛ, ГБД ЮЛ, ИС ЗАГС, ИС РДИ, Е-акимат;

      Группа 3: Е-нотариат и ЕИС техосмотр;

      Группа 4: ИПГО, ЭПС ГО, ЕСЭДО;

      Группа 5: ЕПИР ГО, Эталонный банк, Smart Data Ukimet, Smart Bridge (витрина сервисов);

      Группа 6: ПП;

      Группа 7: ИС НШ;

      Группа 8: ДТС РК, КУЦ РК, НУЦ РК, УЦ ГО;

      Группа 9: ИС ГО, интегрированные с ШЭП (МТСЗН РК, МВД РК, МЗ РК, КПСиСУ РК, МП РК, МО РК, АО ЕНПФ, ВС РК, АДГС РК, НАО ГК ПДГ (ИС АИС ГЗК), МЮ РК).**

      *Данные по простоям формируются на основании отчетов ИС ServiceDesk. Для расчета используется количество групп ИС, учитывается процент недоступности при сбоях в отдельных сервисах, услугах, плановые и неплановые работы.

      ** ПЭП – Портал "электронного правительства", ШЭП – Шлюз "электронного правительства", развитие ПЭП, ШЭП – развитие портала "электронного правительства", шлюза "электронного правительства", Мобильное правительство (MGOV) – Мобильное правительство, ПШЭП – платежный шлюз "электронного правительства", ИС АР – информационная система "Адресный регистр", ГБД РН – государственная база данных "Регистр недвижимости", ГБД ФЛ – государственная база данных "Физические лица", ГБД ЮЛ – государственная база данных "Юридические лица", ИС ЗАГС – Информационная система "Запись актов гражданского состояния", ИС РДИ – Информационная система "Реестр движимого имущества", Е-акимат – электронная система Акимата, Е-нотариат – Единая нотариальная информационная система "Е-нотариат", ЕИС техосмотр – Единая информационная система "Техосмотр", ИПГО – Интернет-портал государственных органов, ЭПС ГО – Электронный почтовый сервис государственных органов Республики Казахстан, ЕСЭДО – Единая система электронного документооборота государственных органов, ЕПИР ГО – Единая платформа интернет-ресурсов государственных органов, Эталонный банк – информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде", Smart Data Ukimet, Smart Bridge (витрина сервисов), ПП – Программный продукт (маркировка товаров, реестр субъектов предпринимательства, жилищный фонд, база Монополист, Е-Заңнама, робот по сбору информации из интернет-источников, тахограф, база данных неправительственных организации), ИС НШ – Информационная система "Национальный шлюз Республики Казахстан", ДТС РК – Доверенная третья сторона Республики Казахстан, КУЦ РК – Корневой удостоверяющий центр Республики Казахстан, НУЦ РК – национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан, УЦ ГО – удостоверяющий центр государственных органов Республики Казахстан.

      7. Доступность оперативного центра информационной безопасности, %

     

, где

      И – индекс доступности ОЦИБ, %;

      T – период возможной доступности (24/7/365); часы,

      P – период простоев*, часы.

      * Данные по простоям ОЦИБ выгружаются из журналов событий SIEM.

      8. Уровень удовлетворенности услугополучателей АО "НИТ", баллов

     

, где

      И – индекс удовлетворенности клиентов;

      p – средняя оценка по i услуге (средняя оценка по конкретной ИС по 5 балльной шкале);

      n – число пользователей, принявших участие в опросе по i услуге за период;

      N – общее количество пользователей, принявших участие в опросе.

      Примечание:

      Оценивается Единственным акционером путем анкетирования.

      9. Уровень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг, %

     

, где

      И – уровень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг, %;

      Е – количество положительных оценок (нравится) населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг через портал e-gov;

      M – количество положительных оценок (нравится) населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг через m-gov;

      N – общее количество оценок в опросниках на e-gov и m-gov (количество оценок e-gov + количество оценок m-gov).

      Примечание:

      Оценка проводится пользователями самостоятельно при получении услуг на e-gov и m-gov.

      10. Доля цифровых услуг, доступных в мобильном формате, %

      С= (B/A)*100%, где

      А – общее количество государственных услуг;

      В – количество услуг, доступных через МГОВ;

      С – % доступных услуг через МГОВ.

      11. Увеличение доли женщин на уровне принятия решений, %

      С=(А/В)*100%, где

      A – количество женщин на руководящих должностях, ед.;

      B – общая численность руководящего состава, ед.;

      С – доля женщин на уровне принятия решений, %.

      12. Уровень удовлетворенности персонала, %

      Рассчитывается на основе опросника и exit-интервью.

      13. Рейтинг корпоративного управления

      Соответствие международным критериям оценки корпоративного управления. Оценка корпоративного управления проводится независимой организацией.

      14. Рентабельность, не менее, %

      С=(А/В) *100%, где,

      А – чистая прибыль после налогообложения, тыс. тенге;

      B – доходы, тыс. тенге;

      С – рентабельность, %.

      15. Производительность труда на 1 работника производственного персонала, млн тенге

      С=А/В, где,

      А – доходы от основной деятельности, млн тенге;

      В – среднесписочная численность производственного персонала в отчетном периоде;

      С – производительность труда на 1 работника производственного персонала, млн тенге.

      16. Объем собственных инвестиций в основной капитал, млн тенге

      Фактическая сумма инвестиций АО "НИТ" по инвестиционным проектам в отчетном году не менее планового значения.

      17. Количество используемых IT-решений общества зарубежными странами и организациями, ед.

      Фактическое количество продуктов/методик, экспортированных обществом.

      ________________________________

  Приложение 4 к Плану
развития акционерного
общества "Национальные
информационные технологии"
на 2024 – 2033 годы

Стратегическая карта АО "НИТ"

Документ первого уровня системы государственного планирования (далее – СГП)

Документ второго уровня СГП

Документ третьего уровня СГП

Ключевые показатели деятельности, предусмотренные Планом развития
АО "НИТ"


1

2

3

4

5

Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, город Астана, 14 декабря 2012 года).

Национальный план развития Республики Казахстан на пять лет.

Концепция цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023 - 2029 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 269.

План развития Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы, утвержденный приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от "25" августа 2023 года № 360/НҚ.

План развития
АО "НИТ" на 2024-2033 годы.

Седьмой вызов – Третья индустриальная революция
Человечество находится на пороге Третьей индустриальной революции, которая меняет само понятие производства. Технологические открытия кардинально меняют структуру и потребности мировых рынков. Мы живем уже в совершенно иной технологической реальности, нежели ранее.
Цифровые и нанотехнологии, робототехника, регенеративная медицина и многие другие достижения науки станут обыденной реальностью, трансформировав не только окружающую среду, но и самого человека.
Мы должны быть активными участниками этих процессов.

1. Рост производительности труда, % прироста от уровня 2019 года в ценах 2019 года
(2020 – 2,6, 2021 – 0,4, 2022 – 4,7, 2023 – 10,4, 2024 – 15,0; 2025 – 20,6).



1. Производительность труда на 1 работника производственного персонала (в год не менее).
2. Рентабельность.
3. Рейтинг корпоративного управления.



1. Объем экспорта ИТ продукции.

1. Количество используемых IT-решений общества зарубежными странами и организациями.

2. Инвестиции в основной капитал в отрасли ИКТ
(2020 – 17,4, 2021 – 20,0, 2022 – 21,3, 2023 – 23,2, 2024 – 25,2, 2025 – 30).


1. Рост инвестиций в основной капитал в отрасли информации и связь.
 

1. Объем собственных инвестиций в основной капитал.
 

3. "Инновационный потенциал" глобальный индекс конкурентоспособности
(2021 – 90, 2022 – 85, 2023 – 80, 2024 – 75, 2025 – 70).
4. Рейтинг цифровой конкурентоспособности IMD (2020 – 36 (66,5), 2021 – 35 (67,4), 2022 – 35 (67,4), 2023 – 34 (67,9), 2024 – 34 (67,9), 2025 – 33 (68,9)).

Целевой индикатор 1. Доля государственных услуг, оказываемых
за 5 мин (2023 – 25 %, 2024 – 45 %, 2025 – 60 %, 2026 –70 %, 2027 – 80 %, 2028 – 90 %, 2029 – 100 %) Мероприятие 1. Внедрение платформы GovTECH.

1. Доля государственных услуг, доступных на смартфонах.

1. доля ОИ ЭП размещенных на облачной ИКП ЭП из подлежащих миграции.
2. Доля цифровых услуг, доступных в мобильном формате.

Целевой индикатор 1. Доля государственных услуг, оказываемых
за 5 мин (2023 – 25 %, 2024 – 45 %, 2025 – 60 %, 2026 –70 %, 2027 – 80 %, 2028 – 90 %, 2029 – 100 %) Мероприятие 3. Создание национальной платформы искусственного интеллекта на базе SDU.


1. Количество дата-продуктов, созданных с помощью инструментария.
2. Наполнение эталонной базы данных государственных органов и государственных функций.

Целевой индикатор 2. Доля оцифровки бизнес-процессов государственных органов на платформе (2023 – 25 %, 2024 – 45 %, 2025 – 60 %, 2026 –70 %, 2027 – 80 %, 2028 – 90 %, 2029 – 100 %)
Мероприятие 9. Развитие архитектуры "электронного правительства".

1. Доля оцифрованных бизнес процессов.
2. Рейтинг цифровой конкурентоспособности IMD (факторы "технологии" и "готовность к будущему").
3. Вклад цифровых технологий в ежегодный рост экономики страны (к 2029 году до 1% от ВВП страны).
4. Уровень удовлетворенности качеством оказания государственных услуг.

1. Доля ОИ ЭП размещенных на облачной ИКП ЭП из подлежащих миграции.
2. Уровень удовлетворенности услугополучателей АО "НИТ".
3. Уровень удовлетворенности населения качеством самостоятельно полученных электронных услуг.

Целевой индикатор 8. Доля транзитных данных, обрабатываемых локально, от общего трафика Азия-Европа (2023 – 1,5 %, 2024 – 2 %, 2025 – 2,5 %, 2026 – 5 %, 2027 – 5,5 %, 2028 – 6 %, 2029 – 6 %) Мероприятие 38. Создание 3-х центров обработки данных не ниже уровня TIER - III для транзита и хранения международного трафика.

1. Уровень защищенности информационных систем.
2. Доля транзитных данных, обрабатываемых локально, от общего трафика Азия-Европа.

1. Индекс доступности ЕТС ГО.
2. Индекс доступности ЦОД.
3. Доступность информационных систем и программных продуктов, в том числе размещенных на облачной ИКП ЭП.
4. Доступность оперативного центра информационной безопасности.

Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384.
Целевой индикатор 8. Доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений составит к 2022 году - 24,5 %, к 2023 году - 25,0 %, к 2024 году - 25,3 %, к 2025 году - 25,5 %, к 2026 году - 26,0 %, к 2027 году - 27,0 %, к 2028 году - 28,0 %, к 2029 году - 29,0 %, к 2030 году – 30 %.


1. Увеличение доли женщин на уровне принятия решений.
2. Уровень удовлетворенности персонала.

      ________________________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.