В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов прокуратуры и органов юстиции Республики Казахстан, совершенствования механизма проведения проверок по соблюдению законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, и осуществления возложенных на них задач в соответствии с действующим законодательством, приказываем:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения совместных проверок органами прокуратуры и органами юстиции Республики Казахстан по соблюдению центральными и местными государственными органами законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, а также График совместных мероприятий по проведению проверок по соблюдению законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов на 2001 год в государственных органах Республики Казахстан.
2. Департаменту по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, г.г. Астаны и Алматы и Департаменту регистрации и контроля за нормативными правовыми актами центральных и местных государственных органов Министерства юстиции, начальникам управлений юстиции областей, г.г. Астаны и Алматы обеспечить выполнение требований
Закона
Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" и
Указа
Президента Республики Казахстан "О Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан и мерах по упорядочению их государственной регистрации" (далее - Департаменты).
3. Решение вопросов организации и координации совместной деятельности, а также обобщение состояния работы по данному вопросу два раза в год, возложить на Департаменты.
4. Департаменту по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры, прокурорам областей, г.г. Астаны и Алматы:
1) ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в Министерство юстиции и его территориальные органы информацию об опротестованных, отмененных, измененных и приостановленных органами прокуратуры нормативных правовых актах за истекший квартал;
2) в случае выявления фактов применения государственными органами незарегистрированных нормативных правовых актов вносить соответствующие акты реагирования об устранении нарушений закона с обязательным приостановлением применения такого нормативного правового акта до его государственной регистрации и опубликования в установленном законом порядке, о чем информировать Министерство юстиции и его территориальные органы.
5. Департаменту регистрации и контроля за нормативными правовыми актами Министерства юстиции, начальникам управлений юстиции областей, г.г. Астаны и Алматы:
1) ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан и в ее территориальные органы информацию о зарегистрированных в Министерстве юстиции и его территориальных органах нормативных правовых актах, об утративших силу актах и актах, по которым органами юстиции государственная регистрация была отменена;
2) при выявлении незарегистрированных нормативных правовых актов центральных исполнительных, иных центральных государственных органов и актов местных представительных и исполнительных органов Республики Казахстан незамедлительно информировать об этом органы прокуратуры для принятия соответствующих мер.
6. Прокурорам областей, г.г. Астаны и Алматы, начальникам управлений юстиции областей, г.г. Астаны и Алматы ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, производить взаимосверки с областными органами прокуратуры о количестве зарегистрированных, незарегистрированных, а также опротестованных, отмененных, приостановленных и утративших силу нормативных правовых актов.
7. Поручить прокурорам городов, районов, районов в городах проведение ежемесячных проверок местных представительных и исполнительных органов по соблюдению ими законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов.
Ежемесячно, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, направлять в областные органы прокуратуры информацию, указанную в пункте 6, для взаимосверки с территориальными органами юстиции.
8. Территориальным органам прокуратуры и юстиции:
- проводить совместные проверки соблюдения законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов;
- ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, областным органам прокуратуры информировать Генеральную прокуратуру и территориальным органам юстиции - Министерство юстиции об исполнении настоящего приказа.
9. Совместный приказ Генерального прокурора от 15 ноября 1999 года N 95 и Министра юстиции Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года
N 90
и приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 21 августа 1999 года
N 61
признать утратившими силу.
10. Курирующим Заместителю Генерального прокурора и Вице-Министру юстиции Республики Казахстан довести настоящий приказ до сведения руководителей всех структурных подразделений Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции и обеспечить его неукоснительное исполнение.
11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующих Заместителя Генерального прокурора Даулбаева А.О. и Вице-Министра юстиции Республики Казахстан Котлова А.Н.
12. Настоящий приказ вступает в действие со дня его официального опубликования.
Генеральный прокурор Министр юстиции
Республики Казахстан Республики Казахстан
Утверждены
совместным приказом
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
от 22.01.2001 г.
N 7-17-5-2001
и Министерства юстиции
Республики Казахстан
от 29.12.2000 г. N 108
Правила
проведения совместных проверок органами
прокуратуры и органами юстиции Республики Казахстан
по соблюдению центральными и местными государственными
органами законодательства, регулирующего порядок
государственной регистрации нормативных правовых актов
Настоящие Правила проведения совместных проверок органами прокуратуры и органами юстиции Республики Казахстан по соблюдению центральными и местными государственными органами законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов разработаны в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О Прокуратуре Республики Казахстан" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 1999 года N 223 "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан" (далее - Правила).
1. Правила устанавливают порядок проведения совместных проверок органами прокуратуры и органами юстиции центральных и местных государственных органов в части соблюдения ими законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов.
2. При проведении проверок органы прокуратуры и органы юстиции руководствуются
Конституцией
Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Правилами.
2. Организация и проведение проверок
3. Организация и координация работы по проведению совместной деятельности возлагается на Департамент по надзору за законностью в социально-экономической сфере Генеральной прокуратуры и Департамент регистрации и контроля за нормативными правовыми актами центральных и местных государственных органов Министерства юстиции (далее - Департаменты).
4. Проверки центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, проводятся совместно Департаментами, в соответствии с утвержденным Графиком совместных мероприятий, в некоторых случаях по поручению Администрации Президента, Правительства Республики Казахстан, а также по собственной инициативе.
5. Проверки местных представительных и исполнительных органов проводятся территориальными органами прокуратуры совместно с органами юстиции в соответствии с разработанным Графиком совместных мероприятий, а также по поручению Генеральной прокуратуры - территориальными органами прокуратуры и по поручению Министерства юстиции - территориальными органами юстиции, в порядке, установленном настоящими Правилами.
6. Проверку центральных государственных органов возглавляют руководитель или его заместитель, либо руководители структурных подразделений Департаментов.
При проведении проверок местных представительных и исполнительных органов проверку возглавляют заместители руководителей территориальных органов прокуратуры и юстиции или руководители структурных подразделений территориальных органов.
7. Группы (комиссии) проверяющих комплектуются из числа наиболее опытных сотрудников, способных разобраться в существе проверяемых вопросов и оказать консультационно-методическую помощь в рассматриваемой деятельности по государственной регистрации, а также в устранении выявленных недостатков.
8. Выезд проводится по предварительному разработанному плану проверки (ознакомления), утвержденному курирующими заместителями первых руководителей органов прокуратуры и органов юстиции.
Планы проверки разрабатываются по указанию руководителей Департаментов, ими подписываются и представляются на утверждение курирующим заместителям органов прокуратуры и органов юстиции не позднее, чем за 10 дней до выезда.
9. Проверка проводится после вынесения постановления о производстве проверки органами прокуратуры или вынесении приказа о проведении проверки органами юстиции.
Постановление или приказ содержит в себе номер и дату издания, название проверяемого органа, определяет руководителя и участников проверяющей группы, предмет проверки и проверяемый период. Оно должно быть подписано уполномоченным лицом и заверено гербовой печатью.
10. Проверка проводится в течение месячного срока с момента подписания соответствующего постановления либо приказа о проведении проверки. При необходимости прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора и по согласованию с руководством органов юстиции может продлить ее производство.
11. О времени и порядке проведения проверки заблаговременно информируются руководители проверяемых органов и руководители юридических служб, которые к приезду комиссии готовят материалы по проверяемому вопросу.
12. Перед началом проверки руководитель проверяющей группы предъявляет акт о назначении проверки (постановление, приказ) руководителю проверяемого органа.
13. При проведении проверки соблюдения законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, проверке подлежат нормативные правовые акты, изданные в период, указанный в постановлении о производстве проверки:
- имеющие общеобязательное значение;
- носящие межведомственный характер;
- касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан;
- независимо от срока их действия (постоянные или временные);
- в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты, или сведения конфиденциального характера;
- опротестованные, отмененные, приостановленные и утратившие силу.
14. В ходе проведения проверки руководители проверяемых органов, по требованию проверяющих обязаны обеспечить представление всех ведомственных актов (приказы, постановления и т.д.), в необходимых случаях представить копии требуемых документов, а также обеспечить доступ к документам, находящимся в архиве.
15. Проверка актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, проводится в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Порядок оформления результатов проверки
16. По результатам проверки не позднее 10 дней с момента ее окончания составляется справка в трех экземплярах с конкретными предложениями по устранению выявленных недостатков и улучшению работы, один из которых остается в проверяемом органе, второй - в органах прокуратуры, третий - в органах юстиции.
17. В справке последовательно и объективно описываются выявленные нарушения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены (дата и номер документа, наименование нормативного правового акта, его содержание и другие сведения).
Также в справке указывается срок, в течение которого государственному органу необходимо устранить выявленные нарушения.
Текст справки не должен содержать различные таблицы и справочные данные, эти сведения оформляются отдельным приложением.
Справка подписывается проверяющими и первым руководителем проверяемого органа или его заместителем в течение 3-х дней, со дня получения справки.
18. При наличии возражений или замечаний по справке со стороны руководителей проверяемого органа, ими делается оговорка перед своей подписью и прилагаются мотивированные письменные объяснения и замечания.
19. При отказе руководителя проверяемого органа подписывать справку, проверяющей группой составляется об этом акт, который подписывается руководителем группы. Среди лиц, подписывающих такой акт, в обязательном порядке должен быть представитель органа прокуратуры.
20. Результаты проверок по согласованию руководства Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции могут обсуждаться на совместных заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции.
21. В случаях, когда не были устранены выявленные нарушения и недостатки, органами юстиции принимаются меры, установленные действующим законодательством, либо в семидневный срок вносится представление в органы прокуратуры для принятия соответствующих мер.
22. Органами прокуратуры в семидневный срок вносятся соответствующие акты реагирования органу, принявшему (издавшему) акт, об устранении нарушений закона, обязательно приостанавливая применение такого нормативного правового акта до его государственной регистрации и опубликования в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 23
Указа
Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О прокуратуре Республики Казахстан" в случае отклонения протеста прокурора на несоответствующий закону нормативный правовой акт органом или должностным лицом, издавшим незаконный акт, либо вышестоящим органом или должностным лицом, прокурор обращается в суд с заявлением о признании опротестованного акта недействительным.
Утверждены
совместным приказом
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
от 22.01.2001 г.
N 7-17-5-2001
и Министерства юстиции
Республики Казахстан
от 29.12.2000 г. N 108
График совместных мероприятий по проведению
проверок в государственных органах
Республики Казахстан по соблюдению законодательства,
регулирующего порядок государственной
регистрации нормативных правовых актов на 2001 год
_________________________________________________________________
N !Центральные исполнительные и иные центральные!Сроки проведения
!государственные органы Республики Казахстан !проверок
__!_____________________________________________!________________
1. Комитет национальной безопасности I квартал
2. Агентство Республики Казахстан по статистике II квартал
3. Агентство Республики Казахстан по миграции и II квартал
демографии
4. Министерство экономики и торговли II квартал
5. Министерство труда и социальной защиты II квартал
населения
6. Министерство образования и науки III квартал
7. Министерство энергетики и минеральных ресурсов III квартал
8. Министерство государственных доходов III квартал
9. Агентство Республики Казахстан по регулированию III квартал
естественных монополий, защите конкуренции и
поддержке малого бизнеса
10. Агентство Республики Казахстан по делам IV квартал
государственной службы
11. Агентство Республики Казахстан по IV квартал
стратегическому планированию и реформированию
12. Агентство Республики Казахстан по управлению IV квартал
земельными ресурсами
13. Агентство Республики Казахстан по защите IV квартал
государственных секретов