Об утверждении требований к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта и концессионного проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджетов и признании утратившими силу некоторых решений Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан

Утративший силу

Приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 2 марта 2009 года № 30. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 марта 2009 года № 5593. Утратил силу приказом и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 136

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экономического развития и торговли РК от 06.08.2010 № 136 (вводится в действие с 19.08.2010).

      В соответствии с пунктом 2 статьи 154 и пунктом 3 статьи 155 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта;
      2) Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования концессионного проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета.
      2. Департаменту инвестиционной политики и планирования (Тортаев Б.К.) и Юридическому Департаменту (Ешимова Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Признать утратившими силу:
      1) приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года № 142 «Об утверждении требований к заключению экономической экспертизы бюджетного инвестиционного проекта (программы)» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 5 ноября 2004 года за № 3186);
      2) приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 сентября 2004 года № 144 «Об утверждении требований к технико-экономическому обоснованию бюджетных инвестиционных проектов (программ)» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 5 ноября 2004 года за № 3184).
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

       И.о. министра                              М. Кусаинов

Утверждены                      
приказом И.о. Министра          
экономики и бюджетного          
планирования Республики Казахстан
от 2 марта 2009 года № 30       

Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) бюджетного инвестиционного проекта (далее - проект) разработаны в соответствии с  пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют общую структуру и требования к содержанию технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) и заключению экспертизы ТЭО бюджетного инвестиционного проекта.
      2. В соответствии с пунктом 7 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан экономическая экспертиза республиканских бюджетных инвестиционных проектов, а также местных бюджетных инвестиционных проектов, планируемых к финансированию за счет целевых трансфертов на развитие и кредитов из республиканского бюджета, осуществляется юридическим лицом, определяемым Правительством Республики Казахстан.
      3. В соответствии с пунктом 8 статьи 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами.
      4. Экономическая экспертиза – результат комплексной оценки экономического анализа, приведенных в технико-экономическом обосновании проекта, позволяющий определить осуществимость и эффективность реализации проекта.
      5. Результатом экономической экспертизы проекта являются положительное заключение или отрицательное заключение.
      Положительное заключение экономической экспертизы представляется на технико-экономическое обоснование проекта, структура и содержание, которого соответствует настоящим требованиям и подтверждает установленные технико-экономические параметры, а также имеются предпосылки к осуществимости и эффективности реализации проекта.
      Отрицательное заключение экономической экспертизы представляется на технико-экономическое обоснование проекта, результаты оценки экономического анализа которого показывают на неосуществимость и/или неэффективность реализации проекта.
      ТЭО проекта направляются на доработку в случаях несоответствия его структуры и/или содержания настоящим требованиям.  

2. Требования к разработке ТЭО проектов

      6. Настоящие Требования являются обязательными для использования при разработке ТЭО проектов и рекомендуются для использования при разработке ТЭО инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан.
      7. Целью разработки настоящих ТЭО является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба инвестиционного проекта, предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, социальным и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта.
      8. Требования к ТЭО проектов в части архитектурных, градостроительных и строительных решений определяются законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
      9. В зависимости от специфики проектов допускается добавление дополнительных разделов.
      10. По проектам не имеющим аналогов реализации в Республике Казахстан применяются данные с учетом международного опыта.
      11. Содержание ТЭО проекта должно соответствовать следующей структуре:
      резюме проекта;
      введение;
      маркетинговый раздел;
      технико-технологический раздел;
      экологический раздел;
      институциональный раздел;
      финансовый раздел;
      экономический раздел;
      социальный раздел;
      общие выводы по проекту;
      приложения.
      12. Резюме проекта должно содержать:
      наименование проекта;
      наименование администратора бюджетных программ (заявителя);
      общую стоимость проекта (в тенге и в валюте проекта);
      масштаб проекта, в том числе мощность проекта;
      компоненты проекта, с указанием стоимости каждого из них;
      место реализации проекта (область, город);
      цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
      целевые группы, в том числе основные выгодополучатели;
      предполагаемые источники и схемы финансирования;
      источник и сумма финансирования разработки и экспертизы ТЭО (с указанием наименования программы администратора бюджетной программы);
      период реализации проекта, с разбивкой финансирования по годам.
      13. В разделе «Введение» описываются существующие политические, социально-экономические, природно-климатические, правовые и другие условия, в которых предполагается реализация проекта, в том числе указываются показатели существующего и прогнозируемого (на период жизненного цикла проекта, включающего инвестиционный и постинвестиционный периоды) уровня жизни населения, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционный климат и другие социально-экономические показатели, характеризующие предполагаемое месторасположение и область влияния проекта.
      В данном разделе определяется проблема, а также указываются все возможные варианты решения затрагиваемой проблемы (достижения цели проекта), по которым проводится сравнительный анализ в каждом из последующих разделов ТЭО проекта.
      14. Маркетинговый раздел отражает оценку существующего и перспективного (на период жизни проекта) спроса на предполагаемую проектом продукцию (услуги).
      Данный раздел должен включать:
      анализ спроса (его тенденций) включает в себя анализ объемов, видов и цен на продукцию (услуги), которые будут производиться (предоставляться) в результате реализации проекта;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (услуги), которые производятся (предоставляются) с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе);
      анализ социально-экономических выгод проекта, который представляет собой оценку и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций и цен на продукцию (услуги) или оценку необходимости в социальных услугах;
      оценку влияния проекта на рост экспортного потенциала страны;
      анализ рынков сырья, материалов и других факторов производства, связанных с функционированием проекта;
      анализ рынков и цен на товары, работы и услуги, закупаемые в рамках реализации проекта, который предусматривает сравнительный анализ производителей и поставщиков, их цен, качества и условий поставки, а также возможности удовлетворения потребностей проекта;
      анализ работы существующих объектов в данной отрасли, в том числе анализ конкурентов;
      рекомендуемые мероприятия по содействию сбыту продукции (услуг);
      оценку коммерческих рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований.
      15. технико-технологический раздел отражает различные технологические решения реализации проекта, с описанием структуры проекта, технических решений по проекту, определяющих параметры, компоненты проекта, а также их стоимость.
      Данный раздел должен включать:
      анализ различных технологических решений реализации проекта, их преимущества и недостатки, обоснование выбранного варианта;
      месторасположение проекта, который обосновывает выбор места размещения проекта, расположенность относительно источников и поставщиков сырья, потребителей продукции и услуг, близость к инженерно-транспортной инфраструктуре (железнодорожным магистралям, автомобильным дорогам, трубопроводам, энергетическим источникам и т.д.) и связи, географические особенности, а также альтернативные варианты месторасположения проекта;
      масштаб проекта, определяющий расчетное обоснование мощности проекта, динамики освоения мощности проекта;
      оценку влияния проекта на инфраструктуру региона и развитие совокупных (смежных) отраслей;
      обоснование выбора технологий и оборудования, соответствие мировым стандартам, технологическая совместимость с уже используемым оборудованием, оптимальное соотношение цена-качество, физическая и моральная амортизация, альтернативные варианты выбора технологий и оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
      обеспеченность проекта инженерными сооружениями, то есть имеющиеся в наличии транспортные подъезды и средства, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, складские помещения;
      график реализации проекта, который отражает инвестиционный период проекта по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график) с учетом источников и объемов финансирования (республиканский/местный бюджет, заемные средства);
      оценку технических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
      При выборе проектных и технических решений выбираются только те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие и оказывают больший социально-экономический эффект.
      16. Экологический раздел отражает экологические аспекты проекта.
      Данный раздел должен включать:
      оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его негативного воздействия;
      мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и страны в целом и их результат в количественном выражении;
      оценку экологических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков. При выборе проектных и технических решений должны быть выбраны только те решения, которые соответствуют экологическим нормативам или являются выше действующих нормативов.
      17. Институциональный раздел должен содержать схемы управления проектом на протяжении его жизненного цикла, с описанием правовой основы, структуры управления и оценкой финансовых затрат. В случае создания проектом новой институциональной схемы необходимо указание подробного обоснования создания данной схемы с приведением альтернативных вариантов.
      В данном разделе указывается информация обо всех участниках проекта как в ходе реализации, так и в постинвестиционный период, (полное юридическое наименование, страна происхождения, организационно-правовая форма, уставной капитал, учредители и доли их участия, год образования, основные виды деятельности, опыт реализации проектов в данной сфере), их взаимодействие, распределение между собой затрат, выгод и ответственности, а также институциональные риски, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков.
     18. Финансовый раздел содержит оценку финансовых затрат и доходов, альтернативных схем и источников финансирования проекта, учет влияния инфляции на реализуемость проекта, а также оценку финансовой эффективности, финансовую модель реализации проекта.
      Данный раздел должен включать:
      расчет общих инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании по стадиям проекта;
      объем софинансирования из местного бюджета (при наличии);
      расчет производственных издержек (эксплуатационные издержки);
      финансовый анализ проекта, включающий:
      расчет себестоимости продукции, тарифов, отпускной цены продукции (услуги);
      расчет доходов от продаж, расчет нераспределенной и чистой прибыли;
      сводный расчет потока денежных средств;
      анализ проекта с помощью простых методов финансовой оценки, в том числе расчет срока окупаемости, простой нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности;
      анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
      анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), анализ безубыточности проекта;
      анализ ликвидности проекта (осуществляется при разработке ТЭО инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан);
      текущее финансовое состояние участников проекта, являющихся получателем бюджетных средств;
      анализ схемы, источников (республиканский/местный бюджет, заемные средства), условий финансирования, а также и их альтернативных вариантов;
      оценку финансовых рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
      19. Экономический раздел отражает анализ проекта с точки зрения экономики республики (региона) в целом.
      Данный раздел должен включать:
      анализ экономической ситуации с проектом и без проекта;
      оценку экономических выгод и затрат, в том числе анализ результатов, следствий и влияния, анализ эффективности затрат и неизмеримые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проекта;
      анализ наименьших затрат;
      расчет показателей экономической эффективности проекта, в том числе экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR);
      расчет бюджетной эффективности проекта (осуществляется при разработке ТЭО инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан).
      20. Социальный раздел отражает социальные аспекты проекта и выгоды от реализации проекта по бенефициарам.
      Данный раздел должен включать:
      обоснованность проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;
      потребность проекта в трудовых ресурсах и его влияние на занятость населения;
      реальную обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации;
      программу обучения и переподготовки рабочих и специалистов;
      нормы охраны труда и техники безопасности;
      расчет показателей уровня жизни населения (демографические показатели, доходы населения, уровень занятости, влияние на повышение уровня знаний и так далее);
      оценку социальных рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
      21. В разделе «Общие выводы» отражаются основные достоинства и недостатки проекта, выводы и описание логики по выбору оптимального варианта реализации проекта, основные риски по проекту, другие заключения.
      22. Приложения к ТЭО проекта должны включать: финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта, таблицы расходов, динамик, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО проекта.
      23. По проектам, предусматривающим отвод земельных участков, должны предоставляться решения об отводе земельных участков соответствующего местного исполнительного органа.
      24. По проектам, предусматривающим строительство новых или реконструкцию существующих объектов предоставляются копии соответствующих правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.

3. Требования к экспертизе ТЭО бюджетного инвестиционного проекта

      25. Настоящие Требования являются обязательными для использования при проведении экспертизы и анализа бюджетного инвестиционного проекта, проведенного в рамках разработки его ТЭО и рекомендуются для использования при проведении экономической экспертизы ТЭО инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан.
      26. Экономическая экспертиза ТЭО проекта проводится на основании представленного ТЭО проекта и соответствующих положительных заключений экспертиз, требуемых в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) государственной вневедомственной строительной экспертизы;
      2) экспертизы отраслевого органа;
      3) экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      4) банковской экспертизы;
      5) государственной научно-технической экспертизы;
      6) экспертизы уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического надзора.
      27. По проектам, предполагающим строительную деятельность, требуются заключения государственной вневедомственной строительной, экологической, санитарно-эпидемиологической экспертизы, акт выбора земельного участка, технические условия.
      По проектам в области информатизации требуется заключение уполномоченного органа в области информатизации.
      По проектам, предполагающим инновационную и/или космическую деятельность, требуется заключение государственной научно-технической экспертизы.
      По инвестиционным проектам, предлагаемым к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан, требуется заключение банковской экспертизы.
      В зависимости от специфики проекта представляются заключения других соответствующих отраслевых экспертиз.
      28. При проведении экономической экспертизы эксперт руководствуется типовой структурой заключения экономической экспертизы проекта.
      29. Типовая структура заключения экономической экспертизы проекта состоит из следующих разделов:
      краткая характеристика инвестиционного проекта;
      оценка состава документации по проекту;
      оценка соответствия проекта приоритетам бюджетных инвестиций;
      оценка маркетингового анализа проекта;
      оценка технико-технологических решений;
      экологическая оценка проекта;
      институциональная оценка проекта;
      финансовая оценка проекта;
      экономическая оценка проекта;
      социальная оценка проекта;
      выводы и рекомендации.
      30. Краткая характеристика инвестиционного проекта должна содержать:
      наименование проекта;
      наименование администратора бюджетных программ (заявителя проекта);
      цель проекта;
      период реализации проекта;
      масштаб проекта, в том числе мощность проекта;
      общую стоимость проекта;
      источники и форму финансирования проекта.
      31. Раздел «Оценка состава документации по проекту» должна содержать:
      документы и материалы, принятые во внимание при проведении экономической экспертизы;
      замечания к составу представленных документов.
      32. Оценка соответствия проекта приоритетам бюджетных инвестиций, определенных стратегическими и программными документами Республики Казахстан.
      33. Раздел «Оценка маркетингового анализа проекта» должна содержать:
      оценку анализа спроса (его тенденций), с указанием объемов, видов и цен на продукцию (услуги) (с указанием видов продукции (услуг), которые будут производиться (предоставляться) в результате реализации проекта и объемов, видов и цен, которые производятся (предоставляются) с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе);
      оценку анализа рынков сырья, материалов и других факторов производства, связанных с функционированием проекта;
      оценку анализа цен на товары, работы и услуги, закупаемые в рамках реализации проекта;
      оценку коммерческих рисков, определяющую основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков;
      замечания по разделу.
      34. Раздел «Оценка технико-технологических решений» должна содержать:
      оценку выбора месторасположения с указанием оценки относительно географической особенности источников и поставщиков сырья, потребителей продукции и услуг, близости к инженерно-транспортной инфраструктуре (железнодорожным магистралям, автомобильным дорогам, трубопроводам, энергетическим источникам и т.д.) и связи, альтернативных вариантов;
      оценку масштаба проекта, включающую расчетное обоснование проектной мощности, динамики освоения проектных мощностей;
      оценку схемы реализации проекта и ее альтернативных вариантов;
      оценку выбора оборудования, включающую его соответствие мировым стандартам, его технологическую совместимость с уже используемым оборудованием и предлагаемые альтернативные варианты;
      оценку графика реализации проекта (технологических этапов);
      оценку технико-технологических рисков, содержащую основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      замечания по разделу.
      35. Раздел «Экологическая оценка проекта» должна содержать:
      оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, включающую оценку экологического ущерба, предполагаемые мероприятия по уменьшению вредного воздействия;
      оценку экологических рисков, включающую основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков;
      замечания по разделу.
      36. Раздел «Институциональная оценка проекта» должна содержать:
      оценку институциональной схемы реализации проекта, включающую схему реализации проекта, распределение функций, затрат и выгод, ответственности между участниками проекта;
      оценку институциональных рисков, включающую основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      замечания по разделу.
      37. Раздел «Финансовая оценка проекта» должна содержать:
      оценку расчетов общих инвестиционных издержек;
      оценку расчетов эксплуатационных издержек;
      оценку схемы финансирования, в том числе по стадиям проекта, а также с указанием условий финансирования, источников, потребности в финансовых средствах;
      оценку расчета себестоимости продукции, тарифов, отпускной цены продукции (услуги);
      оценку расчетов показателей финансовой эффективности, включающую сводный расчет потока денежных средств, анализ проекта с помощью простых методов финансовой оценки, расчет срока окупаемости, простой нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности, анализ с помощью методов дисконтирования, расчет чистой текущей стоимости проекта, внутренней нормы окупаемости, анализ проекта с помощью методов дисконтирования - расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
      оценку анализа в условиях неопределенности, включающий анализ чувствительности и безубыточности проекта;
      оценку финансовых рисков, включающую основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      замечания по разделу.
      38. Раздел «Экономическая оценка проекта» должна содержать:
      оценку анализа экономической ситуации с проектом и без него;
      оценку экономических выгод и затрат, содержащую анализ результатов, следствий и влияния, анализ эффективности затрат и неизменяемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, внешние эффекты, международные эффекты проекта;
      оценка анализа наименьших затрат (альтернативные варианты);
      оценка показателей экономической эффективности, в том числе экономического чистого дисконтированного дохода и экономической внутренней нормы доходности;
      оценка бюджетной эффективности проекта (осуществляется при проведении экономической экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан);
      замечания по разделу.
      39. Раздел «Социальная оценка проекта» должна содержать:
      оценку потребности в трудовых ресурсах, включая анализ реальной обеспеченности трудовыми ресурсами необходимой квалификации и необходимости реализации программ обучения и переподготовки рабочих и специалистов;
      оценку социального значения реализации проекта, в том числе демографических показателей, доходов населения, уровень занятости, влияние на повышение уровня знаний и т.д.;
      оценку социальных рисков, включающую основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      замечания по разделу.
      40. Раздел «Выводы и рекомендации» должен содержать:
      общие рекомендации;
      основные достоинства и недостатки по проекту;
      отрицательное или положительное заключение по проекту.
      41. ТЭО проекта в обязательном порядке должно быть откорректировано с учетом замечаний и предложений соответствующих положительных заключений экспертиз, указанных в пункте 26 настоящих Требований, в зависимости от его специфики.

Утверждены              
приказом и.о. Министра  
экономики и бюджетного  
планирования            
Республики Казахстан    
от 2 марта 2009 года № 30

Требования к разработке и экспертизе технико-экономического
обоснования концессионного проекта, требующего софинансирования
из республиканского или местного бюджета

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования концессионного проекта (далее – ТЭО проекта), требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 155 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
      2. Настоящие требования являются обязательными к соблюдению при разработке ТЭО проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета.
      3. Настоящие требования являются обязательными к соблюдению при проведении экспертизы ТЭО проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджета.
      4. Целью разработки ТЭО проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе оптимальной структуры и масштаба концессионного проекта, по целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, социальным решениям, решениям по оценке и распределению рисков между участниками концессионного проекта, по определению видов и размера государственной поддержки, а также по влиянию проекта на государственный бюджет при его реализации.
      5. Экономическая экспертиза – результат комплексной оценки экономического анализа, приведенных в технико-экономическом обосновании проекта, позволяющий определить осуществимость и эффективность реализации проекта.
      6. Результатом экономической экспертизы проекта являются положительное заключение или отрицательное заключение.
      Положительное заключение экономической экспертизы представляется на технико-экономическое обоснование проекта, структура и содержание, которого соответствует настоящим требованиям и подтверждает установленные технико-экономические параметры, а также имеются предпосылки к осуществимости и эффективности реализации проекта.
      Отрицательное заключение экономической экспертизы представляется на технико-экономическое обоснование проекта, результаты оценки экономического анализа которого показывают на неосуществимость и/или неэффективность реализации проекта.
      ТЭО проекта направляются на доработку в случаях несоответствия его структуры и/или содержания настоящим требованиям.
      7. Целью проведения экономической экспертизы ТЭО проекта является определение экономической целесообразности реализации проекта по схеме концессии.  

2. Требования к разработке ТЭО концессионного проекта

      8. В ТЭО проекта должны выполняться альтернативные проработки, расчеты предложенных вариантов, в том числе принципиальные объемно-планировочные решения, расчеты эффективности вложения инвестиций, а также данные социальных, экологических и других последствий при строительстве (реконструкции) и эксплуатации объекта.
      9. Экономическая эффективность вложения инвестиций в целях реализации проекта по схеме концессии должна подтверждаться соответствующими расчетами и сравнением с проектами аналогами, если таковые имеются.
      10. Основными задачами разработки ТЭО проекта являются:
      оценка реализуемости проекта по схеме концессии – возможность осуществления проекта с учетом всех имеющихся ограничений технического, финансового, экономического и другого характера;
      оценка абсолютной эффективности концессионного проекта – проверка выполнения условия: значимость достигаемых результатов выше значимости требуемых затрат (расхода ресурсов);
      оценка альтернативных вариантов реализации проекта по источникам финансирования – сопоставление альтернативных вариантов реализации проекта с целью обоснования реализации проекта на основе концессии как наилучшего варианта реализации проекта.
      11. Содержание ТЭО проекта должно соответствовать следующей структуре:
      резюме проекта;
      введение;
      маркетинговый раздел;
      технико-технологический раздел;
      нормативно-правовой раздел;
      экологический раздел;
      институциональный раздел;
      финансовый раздел;
      оценка рисков;
      экономический раздел;
      социальный раздел;
      виды и размер государственной поддержки, влияние на государственный бюджет;
      общие выводы по проекту;
      приложения.
      12. В зависимости от специфики проекта, добавляются дополнительные разделы и подразделы, позволяющие более детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО проектные решения.
      13. В резюме проекта раскрывается краткая информация о проекте и указываются исходная документация и главные выводы о необходимости реализации проекта по схеме концессии с учетом или без учета оказания мер государственной поддержки в обоснованных в рамках ТЭО проектных решений.
      Резюме проекта должно содержать:
      наименование проекта;
      место реализации проекта;
      планируемую общую стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО проекта;
      масштаб проекта;
      мощность проекта;
      компоненты проекта, с указанием стоимости каждого из них;
      цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
      основные выгодополучатели от реализации проекта по схеме концессии;
      предполагаемые источники финансирования с разбивкой по годам;
      период реализации проекта с разбивкой по этапам реализации проекта по годам;
      предполагаемые виды и размер государственной поддержки;
      основные результаты реализации проекта в количественном выражении: социально-экономические, финансовые показатели, влияние на государственный бюджет.
      14. В разделе «Введение» описывается внешнее окружение проекта, в том числе существующие социально-экономические, природно-климатические, правовые и другие условия, в которых предполагается реализация проекта.
      В разделе указываются показатели существующего и прогнозируемого на период реализации концессионного проекта, включающего подготовительный период, период создания (реконструкции) объекта концессии, период эксплуатации объекта концессии, уровня жизни населения, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционный климат и другие социально-экономические показатели, характеризующие предполагаемое месторасположение и область влияния проекта на окружающую среду.
      В данном разделе определяется проблема в отрасли, которую решает реализация проекта по схеме концессии, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы (достижения цели концессионного проекта, по которым проводится сравнительный анализ в каждом из последующих разделов ТЭО проекта).
      15. Маркетинговый раздел отражает анализ и оценку существующей и перспективной (на период реализации концессионного проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товара/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
      Раздел должен включать:
      анализ спроса (его тенденций) включает в себя:
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (услуги), которые будут производиться (предоставляться) в результате реализации проекта по категориям потребителей;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (услуги), которые производятся (предоставляются) с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
      анализ социально-экономических выгод проекта, который представляет собой оценку и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций и цен на продукцию (услуги) или оценку необходимости в услугах;
      сравнительный анализ существующих, аналогичных или альтернативных объектов в данной отрасли на предмет их преимуществ и недостатков перед проектом;
      сравнительный анализ готовности (возможности) потенциальных потребителей платить за производство единицы продукции (услуги) с ценой продукции (услуги), которая ранее была дотационной или бесплатной;
      анализ приемлемой (социально-справедливой) цены за единицу продукции (услуги);
      анализ рынков сырья, материалов, оборудования, потребляемых в рамках проекта, который включает в себя сравнительный анализ по производителям и поставщикам, их ценообразованию, качества и условий поставки продукции;
      анализ обеспеченности проекта трудовыми ресурсами соответствующей квалификации в периодах создания/реконструкции, эксплуатации объекта, предлагаемого к передаче в концессию, а также обоснование привлечения иностранных специалистов;
      рекомендуемые мероприятия по содействию сбыту продукции (товара/услуги), программа реализации данной продукции (товара/услуги) в натуральных единицах.
      В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
      16. Технико-технологический раздел отражает процесс определения оптимальных проектных решений реализации проекта, в том числе по схеме концессии, с описанием структуры проекта, технико-технологических решений по проекту, определяющих параметры и компоненты проекта.
      Раздел должен включать:
      описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного наилучшего варианта реализации проекта;
      обоснование выбранного месторасположения реализации проекта, который обосновывает выбор места реализации проекта относительно источников и потенциальных поставщиков сырья, потребителей продукции (товара/услуги) и близость к транспортным магистралям, географических  особенностях;
      расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
      оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
      обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если таковое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», амортизация основных средств, альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
      обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
      график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, предлагаемого к передаче в концессию, и его эксплуатацию по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
      При выборе технических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.
      17. Нормативно-правовой раздел включает в себя анализ возможностей реализации проекта по схеме концессии в рамках действующего законодательства Республики Казахстан, гражданско-правовые отношения, возникающие в ходе передачи концессионеру прав на создание (строительства) новых или реконструкцию существующих объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации.
      18. Раздел охраны окружающей среды отражает экологическое воздействие принятых в рамках реализации проекта технических решений и их соответствие утвержденным экологическим нормативам.
      Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с нормативными документами соответствующего уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды Республики Казахстан и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.
      Данный раздел должен включать:
      оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
      мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в  целом и их результат в количественном выражении.
      При выборе технико-технологических решений в рамках проекта должны быть выбраны те решения, которые соответствуют установленным экологическим нормативам.
      19. Институциональный раздел отражает институциональные схемы управления проектом на протяжении его жизненного цикла, с указанием информации обо всех участниках реализации проекта и их функциях, а также структуру управления с оценкой финансовых затрат.
      Данный раздел должен содержать:
      подробное описание мероприятий по реализации проекта на каждом этапе (план реализации проекта): подготовительный период, период создания/реконструкции объекта концессии, а также период эксплуатации;
      сравнительный анализ альтернативных вариантов схемы управления проектом на каждом этапе реализации, структуры управления, выработка оптимальной схемы управления;
      определение участников и сторон реализации проекта на каждом этапе, с указанием осуществляемых ими в рамках реализации проекта функций, указание прямых и косвенных выгодополучателей;
      определение требований и характеристик, предъявляемых к потенциальному концессионеру для обеспечения стабильного функционирования и успешной реализации проекта.
      20. Финансовый раздел, в том числе финансовые модели реализации проекта, отражает оценку финансовых затрат и доходов, с оценкой альтернативных схем и источников финансирования проекта, учет влияния инфляции на реализуемость проекта, оценку финансовой эффективности, раскрывает принятые в рамках ТЭО проекта финансовые решения по проекту.
      Данный раздел должен включать:
      расчет общих инвестиционных издержек, распределение потребностей в финансировании по стадиям проекта, план финансирования  по этапам реализации проекта по схеме концессии;
      расчет затрат на эксплуатацию, производственных издержек, текущих расходов на содержание (эксплуатационные издержки);
      расчет себестоимости продукции, тарифов, отпускной цены продукции (услуги);
      сравнительный анализ и определение оптимального уровня тарифа (цены) с учетом индексации по годам, рассмотренный в рамках финансовой модели, в случае предоставления услуги на платной основе или определение оптимального уровня цены, в случае производства товара при реализации проекта по схеме концессии;
      расчет доходов от продаж, расчет нераспределенной и чистой прибыли;
      расчет потока денежных средств, отчета о прибылях и убытках;
      учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
      анализ проекта (программы) с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистого приведенного дохода (Net Present Value - NPV), внутренней нормы прибыльности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
      расчет удельной финансовой эффективности инвестиционного проекта;
      сравнительный анализ альтернативных вариантов схемы, источников, условий финансирования при реализации проекта за счет стопроцентного финансирования из государственного бюджета, привлечения государственного займа или на основе концессии;
      определение эффективного срока концессии;
      определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
      расчет границ безубыточности;
      источники финансирования эксплуатационных расходов, с четким определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться.
      В разделе должны быть раскрыты порядок расчета (указаны формулы) показателей, принятые допущения. Данные и расчеты представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм с текстовыми пояснениями.
      Количественные и качественные показатели должны быть взаимоувязаны и представлены в сравнительных таблицах с экономически завершающимися умозаключениями. Анализ должен проводиться на базе обоснованных расчетов с математическим моделированием и с использованием эмпирических показателей, учитывая международную практику.
      21. Раздел «Оценка рисков» отражает проектные риски, возможные к наступлению на каждом этапе реализации проекта: подготовительный этап, этап создания/реконструкции объекта концессии, эксплуатации.
      Данный раздел должен включать:
      оценку коммерческих рисков, определяющих основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      оценку социальных рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      оценку экономических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      оценку технических рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      оценку финансовых рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      сравнительный анализ распределения рисков между участниками проекта;
      оценку специфических рисков для концессионера и концедента, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков;
      анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
      Оценка рисков должна рассчитываться на основе современного моделирования.
      22. Экономический раздел отражает влияние проекта на экономику Республики Казахстан (области, региона) в целом (макроэкономический анализ):
      анализ ситуации в отрасли и перспективы ее развития без проекта, должны быть указаны значения основных отраслевых показателей (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли в структуре внешне валового продукта (валового регионального продукта), объем инвестиций в отрасль и их динамика за последние три года и их прогнозируемое значение в будущем;
      анализ перспектив развития отрасли с учетом реализации проекта, должны быть указаны значения основных отраслевых показателей (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли в структуре внешне валового продукта (валового регионального продукта), объем инвестиций в отрасль и их прогнозируемое значение в будущем;
      сравнительный анализ ситуации с учетом реализации проекта и его нереализации;
      расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (expected net present value – ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return – EIRR);
      анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей;
      анализ выгод и затрат проекта в целом и для прямых и косвенных выгодополучателей, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, анализ эффективности затрат и неизмеримые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
      анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций;
      расчет прямого макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
      расчет косвенного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
      расчет совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
      расчет годового индекса экономической эффективности проекта;
      расчет интегрального индикатора экономической эффективности проекта;
      расчет макроэкономической эффективности реализации проекта.
      23. Социальный раздел отражает социальные аспекты проекта и социальные выгоды от реализации проекта.
      Данный раздел должен включать:
      анализ социальной ситуации в регионе и перспективы развития с учетом нереализации проекта в отрасли, должны быть указаны значения основных показателей уровня жизни населения Казахстана и региона, где предполагается реализация проекта (доходы населения, уровень занятости), их динамика за последние три года и их прогнозируемое значение в будущем;
      анализ перспектив развития социальной ситуации с учетом реализации проекта;
      анализ обоснованности проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения, в том  числе исследование вопроса готовности населения оплачивать за потребление продукции (товара/услуги) при реализации проекта по схеме  концессии;
      потребность проекта в трудовых ресурсах по категориям работников, требования к их квалификации на каждом этапе и его влияние на занятость населения Республики Казахстан;
      программы обучения и переподготовки рабочих и специалистов в рамках реализации проекта;
      нормы охраны труда и техники безопасности;
      анализ целесообразности (необходимости) развития социальной инфраструктуры;
      анализ и оценка общественной (социально-экономической) необходимости проекта.
      24. В разделе «Виды и размер государственной поддержки, влияние на государственный бюджет» отражаются обосновывающие в ТЭО проекта возможные виды и размер государственной поддержки деятельности концессионера, эффективность предоставления данных видов государственной поддержки с указанием объема в национальной валюте и влияния на реализацию проекта на государственный бюджет.
      Раздел должен содержать:
      обоснование выбора видов государственной поддержки, расчет оптимального размера государственной поддержки и индекса доходности государственной поддержки (без учета условных обязательств);
      расчет дисконтированных бюджетных денежных потоков, бюджетного эффекта, индекса бюджетной эффективности проекта, чистого приведенного дохода, внутренней нормы доходности;
      сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по источникам финансирования (стопроцентное финансирование проекта за счет бюджетных средств государства, за счет государственного займа);
      расчет нагрузки на государственный бюджет (республиканский и местный) по годам реализации проекта.
      25. В разделе «Общие выводы» отражаются основные достоинства и недостатки по проекту, описание логики по выбору оптимального варианта реализации проекта, основные риски по проекту.
      26. Приложения к ТЭО проекта должны включать финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта, таблицы расходов, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО проекта.  

3. Требования к экспертизе ТЭО проекта

      27. Экспертизу ТЭО проекта проводит специализированная организация по вопросам концессии.
      28. При проведении экономической экспертизы (далее - экспертиза) эксперт руководствуется принципами:
      результативности проекта – положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
      адекватности и объективности – правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
      комплексности – учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
      индивидуальности – оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
      согласованности – данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО проекта и представленные в документах согласуются между собой;
      достоверности – информация и данные, представленные в разделах ТЭО проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
      обоснованности – решения, принятые в рамках ТЭО проекта, являются обоснованными;
      правильности расчета – порядок расчета и полученные показатели являются верными.
      29. Задачами экспертизы являются:
      анализ социальной эффективности реализации проекта по схеме концессии;
      анализ экономической эффективности реализации проекта по схеме концессии;
      анализ коммерческой эффективности реализации проекта по схеме концессии;
      анализ бюджетной эффективности реализации проекта по схеме концессии с учетом оказания мер государственной поддержки;
      анализ системы управления рисками проекта.
      30. Экспертиза ТЭО проекта проводится на основании представленного ТЭО проекта и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов;
      2) экспертизы отраслевого органа;
      3) экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      4) банковской экспертизы;
      5) государственной научно-технической экспертизы;
      6) экспертизы уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического надзора.
      31. Результатом проведения экспертизы является экспертное заключение специализированной организации по вопросам концессии на ТЭО проекта.
      32. Содержание экспертного заключения должно соответствовать следующей структуре:
      общие сведения;
      паспорт проекта;
      оценка состава документации по проекту;
      возможность реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
      социально-экономическая эффективность реализации проекта;
      коммерческая эффективность реализации проекта;
      бюджетная эффективность реализации проекта с учетом оказания мер государственной поддержки;
      система управления рисками проекта;
      выводы по проекту.
      33. В разделе «Общие сведения» указывается правовое основание и цель проведения специализированной организацией по вопросам концессии экспертизы ТЭО проекта.
      34. Раздел «Паспорт проекта» должен включать в себя:
      наименование проекта;
      цель проекта;
      задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
      планируемый период реализации проекта;
      общую стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках технико-экономического обоснования;
      основные технические параметры в рамках реализации проекта;
      компоненты проекта, с указанием стоимости каждого из них;
      место реализации проекта;
      предполагаемые источники финансирования проекта;
      виды и размеры государственной поддержки.
      35. Раздел «Оценка состава документации по проекту» должен включать в себя оценку наличия:
      в ТЭО проекта необходимой в соответствии с настоящими требованиями информации;
      соответствующих положительных экспертиз в соответствии с пунктом 30 настоящих требований.
      36. Раздел «Возможность реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан» включает в себя анализ возможности реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам концессии.
      37. Раздел «Социально-экономическая эффективность проекта» включает в себя анализ:
      социальной эффективности реализации проекта;
      экономической эффективности реализации проекта.
      Анализ социальной эффективности реализации проекта должен включать анализ:
      общественных выгод от реализации проекта;
      потребности в трудовых ресурсах;
      готовности населения оплачивать за потребление продукта (товара/услуги);
      обучения и переподготовки специалистов в целях реализации проекта;
      социального эффекта от реализации проекта.
      Анализ экономической эффективности реализации проекта должен включать в себя анализ:
      спроса и предложения на товары (услуги), планируемые к предоставлению концессионером конечным потребителям;
      экономической необходимости в производстве концессионером товара (услуги) при реализации проекта;
      мировой опыт по реализации аналогичных проектов и их экономическая эффективность;
      ситуации в отрасли «с проектом» и «без проекта»;
      влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей.
      38. Раздел «Коммерческая эффективность проекта» должен включать в себя:
      анализ финансовой модели в рамках ТЭО проекта;
      анализ определенного оптимального тарифа (цены) в рамках ТЭО проекта;
      анализ источников и условий финансирования проекта.
      39. Раздел «Бюджетная эффективность реализации проекта с учетом оказания мер государственной поддержки» должен включать в себя:
       анализ влияния реализации проекта по схеме концессии на государственный бюджет (республиканский и местный);
      анализ возможности реализации проекта в рамках установленных на соответствующий финансовый год лимитов по мерам государственной поддержки, рассматриваемых в рамках ТЭО проекта;
      анализ необходимости и возможности оказания, указанных в ТЭО проекта, видов и объемов государственной поддержки.
      40. Раздел «Система управления рисками проекта» должен включать в себя:
      анализ идентификации рисков проекта;
      анализ качественной и количественной оценки рисков проекта;
      анализ распределения рисков по проекту;
      анализ мероприятий по снижению или предотвращению рисков проекта.
      41. Раздел «Выводы и рекомендации» должен содержать:
      общие рекомендации;
      основные достоинства и недостатки по проекту;
      отрицательное или положительное заключение по проекту;
      объемы государственной поддержки деятельности концессионера;
      рекомендуемые тарифы.
      42. ТЭО проекта в обязательном порядке должно быть откорректировано с учетом замечаний и предложений соответствующих положительных заключений экспертиз, указанных в пункте 30 настоящих Требований, в зависимости от его специфики.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.