О внесении изменений в некоторые приказы Министра энергетики Республики Казахстан

Новый

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 11 марта 2021 года № 76. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 марта 2021 года № 22329

      Введение в действие настоящего приказа см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый перечень некоторых приказов Министра энергетики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения (далее – Перечень).

      2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев девятого, десятого, двадцать второго, двадцать восьмого пункта 1, третьего, четвертого, восьмого пункта 2, семнадцатого, восемнадцатого пункта 3 Перечня, которые вводятся в действие с 1 июля 2021 года.

      Министр энергетики
Республики Казахстан
Н. Ногаев

  Утвержден приказом
Министр энергетики
Республики Казахстан
от 11 марта 2021 года № 76

Перечень некоторых приказов Министра энергетики Республики Казахстан, в которые вносятся изменения

      1. В приказе Министра энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 147 "Об утверждении Правил утверждения предельного тарифа на электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию и предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10627, опубликован 12 мая 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      в Правилах утверждения предельного тарифа на электрическую энергию, предельного тарифа на балансирующую электроэнергию и предельного тарифа на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, утвержденных указанным приказом:

      пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

      "2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) надбавка на поддержку использования возобновляемых источников энергии – цена, определяемая расчетно-финансовым центром по поддержке возобновляемых источников энергии в соответствии с зоной потребления электрической энергии для энергопроизводящих организаций, являющихся условными потребителями либо квалифицированными условными потребителями, в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии;

      2) предельный тариф на балансирующую электроэнергию – утверждаемая уполномоченным органом для групп энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, каждые семь лет максимальная величина отпускного тарифа (цены) на электроэнергию, реализуемую на балансирующем рынке электрической энергии, учитывающая затраты на производство электрической энергии, покупку электроэнергии у расчетно-финансового центра по поддержке возобновляемых источников энергии и фиксированную прибыль за балансирование, определяемую по методике, установленной уполномоченным органом;

      3) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в области электроэнергетики;

      4) предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности – утвержденная уполномоченным органом на срок, равный семи годам, максимальная величина тарифа (цены) на услугу по поддержанию готовности электрической мощности для всех действующих энергопроизводящих организаций (за исключением объемов услуги по поддержанию готовности электрической мощности, при оказании которой действующие энергопроизводящие организации и победители тендера на строительство генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, а также победители аукционных торгов используют индивидуальный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности, установленный уполномоченным органом);

      5) отпускная цена электрической энергии от энергопроизводящей организации – сумма цены продажи электрической энергии энергопроизводящей организации, включенной в соответствующую группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, не превышающая ее предельного тарифа на электрическую энергию и надбавки на поддержку использования возобновляемых источников энергии, определенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      6) предельный тариф на электрическую энергию – утверждаемое уполномоченным органом каждые семь лет денежное выражение стоимости вырабатываемой электрической энергии энергопроизводящей организацией, включенной в группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, состоящее из затрат на производство электрической энергии и нормы прибыли, определяемой по методике, установленной уполномоченным органом.

      Иные понятия и определения, использованные в настоящих Правилах, применяются в соответствии с Законом.

      3. Предельный тариф на электрическую энергию и предельный тариф на балансирующую электроэнергию утверждаются по группам энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, каждые семь лет с разбивкой по годам и при необходимости корректируются.";

      подпункт 1) пункта 5 изложить в следующей редакции:

      "1) "тип энергопроизводящих организаций" энергопроизводящие организации разделяются на:

      энергопроизводящие организации, в состав которых входят конденсационные электростанции;

      энергопроизводящие организации, в состав которых входят теплофикационные электростанции;

      энергопроизводящие организации, в состав которых входят газотурбинные электростанции;

      энергопроизводящие организации, в состав которых входят парогазовые электростанции;

      энергопроизводящие организации, в состав которых входят гидравлические электростанции;

      энергопроизводящие организации, в состав которых входят газопоршневые электростанции;";

      пункты 7, 8, 8-1 и 9 изложить в следующей редакции:

      "7. Энергопроизводящая организация реализует электрическую энергию не выше ее отпускной цены.

      Энергопроизводящая организация самостоятельно устанавливает отпускную цену на балансирующую электроэнергию, но не выше предельного тарифа на балансирующую электроэнергию соответствующей группы энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию.

      8. Для определения предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию на первые семь лет их действия используются максимальные затраты на производство электрической энергии, сложившиеся в соответствующей группе энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, в течение года, предшествовавшего году введения предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию.

      При этом, если по результатам формирования групп энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, одна или несколько энергопроизводящих организаций включаются в группы, отличающиеся от групп, в которых они находились в течение года, предшествовавшего году введения предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию, то для определения предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию на первые семь лет их действия используются максимальные затраты на производство электрической энергии, сложившиеся среди энергопроизводящих организаций, соответствующих сформированным группам энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, в течение года, предшествовавшего году введения предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию.

      В предельный тариф на электрическую энергию для группы энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, на первые семь лет действия данного тарифа также дополнительно включается норма прибыли, определяемая в соответствии с Методикой определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию, утвержденной приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 205 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20700) (далее – Методика) (далее – норма прибыли).

      8-1. Затраты на производство электрической энергии, учитываемые при формировании предельных тарифов на электрическую энергию включают следующее:

      материальные затраты (топливо, транспортировка топлива, вода на технологические нужды, горюче-смазочные материалы, вспомогательные материалы);

      расходы на оплату труда производственного персонала;

      социальный налог, социальные отчисления;

      амортизация основных средств и нематериальных активов;

      ремонты (текущие и капитальные ремонты, не приводящие к увеличению стоимости основных средств);

      плата за эмиссии в окружающую среду;

      плата за пользование водными ресурсами;

      налоги (земельный, транспортный, имущество, добыча полезных ископаемых и другие обязательные платежи);

      услуги по технической диспетчеризации;

      услуги по оказанию балансирования производства-потребления электрической энергии;

      услуги сторонних организаций производственного характера.

      В расходы периода включаются:

      оплата труда административного персонала;

      расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и платежи;

      амортизация основных средств и нематериальных активов;

      командировочные расходы;

      услуги сторонних организаций (аудиторские, услуги банка, услуги связи);

      расходы на выплату вознаграждения за заемные средства (получаемые для пополнения оборотных средств в национальной валюте в пределах суммы, рассчитанной не более 2,5 кратной базовой ставки, установленной Национальным банком Республики Казахстан).

      Энергопроизводящим организациям, по инвестиционным проектам которых источником затрат, помимо инвестиционной составляющей предельного тарифа, явились значительное дополнительное внешнее финансирование (кредиты, займы), а также кредиты (займы), иные деньги, полученные для целей рефинансирования и погашения основного долга ранее привлеченных обязательств, взятые до года введения в действие параграфа 1 главы 2 Методики, по инициативе энергопроизводящей организации в расходы периода включаются:

      расходы на выплату вознаграждения за заемные средства (получаемые в национальной валюте, в пределах суммы, рассчитанной с применением не более 2,5 кратной базовой ставки, установленной Национальным Банком Республики Казахстан);

      расходы на выплату вознаграждения за заемные средства (получаемые в иностранной валюте, в пределах суммы, рассчитанной с применением не более 4-х базовой ставки Лондонского межбанковского рынка).

      При этом, для энергопроизводящих организаций, указанных в части третьей настоящего пункта, до окончания срока действия предельных тарифов на электрическую энергию, утверждаемых в соответствии с подпунктом 70-1) статьи 5 Закона, в формуле расчета предельного тарифа на электрическую энергию норма прибыли приравнивается нулю.

      Затраты, учитываемые при формировании предельных тарифов на электрическую энергию, относятся непосредственно к производству электрической энергии.

      9. Формула расчета предельного тарифа на электрическую энергию на первые семь лет действия:

     


      ПТЭ – предельный тариф на электрическую энергию, в тенге на киловатт*час (тенге/кВт*ч);

      МЗПЭ – максимальные за расчетный год затраты на производство электрической энергии среди энергопроизводящих организаций, включенных в группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, в тенге;

      НП – норма прибыли, в тенге;

      ОЭ – объем отпуска электрической энергии за расчетный год с шин электростанций энергопроизводящей организации, чьи затраты на производство электрической энергии являются максимальными в группе энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, в киловатт*часах (кВт*ч);

      Раттест – аттестованная электрическая мощность энергопроизводящей организации, проведенная в соответствии с Правилами проведения аттестации электрической мощности генерирующих установок, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 3 декабря 2015 года № 686 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12489), в году, предшествующем году введения предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию, в тысячах киловатт (тыс. кВт).

      На первые семь лет действия предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию аттестованная электрическая мощность энергопроизводящей организации, принимается на год введения в действие параграфа 1 главы 2 Методики.

      При этом, энергопроизводящим организациям, не прошедшим аттестацию электрической мощности генерирующих установок, значение Pаттест приравнивается к установленной мощности;

      Рввод – установленная мощность, введенных в расчетном году в эксплуатацию, генерирующих установок, в тысячах киловатт (тыс. кВт);

      Рвыбытия – установленная мощность генерирующих установок, выведенных в расчетном году из эксплуатации, в тысячах киловатт (тыс. кВт).";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. В соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, при необходимости корректировки предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию на последующие годы, энергопроизводящие организации в срок до 1 сентября представляют в уполномоченный орган информацию о прогнозируемом увеличении основных затрат на производство электрической энергии с приложением подтверждающих документов, финансовую отчетность за предшествующий год, а также расчеты с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного среднесрочными планами социально-экономического развития Республики Казахстан.

      При необходимости корректировки предельного тарифа на электрическую энергию и предельного тарифа на балансирующую электроэнергию на последующие годы, при изменении нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию, энергопроизводящие организации в срок до 1 сентября представляют в уполномоченный орган в произвольной форме заявку на корректировку предельного тарифа на электрическую энергию с приложением расчетов согласно Методике.

      Скорректированные уполномоченным органом предельные тарифы на электрическую энергию и предельные тарифы на балансирующую электроэнергию вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена корректировка предельных тарифов на электрическую энергию и предельных тарифов на балансирующую электроэнергию, за исключением года введения в действие параграфа 1 главы 2 Методики.

      При фактическом увеличении затрат на производство электрической энергии в текущем году энергопроизводящие организации не более одного раза представляют в уполномоченный орган информацию об увеличении затрат на производство электрической энергии с приложением подтверждающих документов за два месяца до предполагаемой даты ввода измененных предельных тарифов на электрическую энергию.

      Введение в действие измененных предельных тарифов на электрическую энергию осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем их утверждения.

      При отсутствии подтверждающих документов, уполномоченный орган отказывает в корректировке предельных тарифов на электрическую энергию, предельных тарифов на балансирующую электроэнергию с уведомлением энергопроизводящей организации.".

      2. В приказе Министра энергетики Республики Казахстанот 30 апреля 2020 года № 170 "Об утверждении Правил утверждения предельного тарифа на электрическую энергию для вновь вводимых энергопроизводящих организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20594, опубликован 13 мая 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан):

      в Правилах утверждения предельного тарифа на электрическую энергию для вновь вводимых энергопроизводящих организаций, утвержденных указанным приказом:

      подпункт 4) пункта 2 изложить в следующей редакции:

      "4) предельный тариф на электрическую энергию – утверждаемое уполномоченным органом каждые семь лет денежное выражение стоимости вырабатываемой электрической энергии энергопроизводящей организацией, включенной в группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, состоящее из затрат на производство электрической энергии и нормы прибыли, определяемой по методике, установленной уполномоченным органом.";

      пункты 10 и 11 изложить в следующей редакции:

      "10. Предельный тариф на электрическую энергию для вновь вводимых в эксплуатацию энергопроизводящих организаций определяется на основании прогнозных затрат на производство электрической энергии предстоящего года и утверждается на срок действия предельных тарифов на электрическую энергию, утвержденных для действующих энергопроизводящих организаций.

      Прогнозные затраты на производство электрической энергии, учитываемые при формировании предельных тарифов на электрическую энергию для вновь вводимых энергопроизводящих организаций, включают следующее:

      прогнозные материальные затраты (топливо, транспортировка топлива, вода на технологические нужды, горюче-смазочные материалы, вспомогательные материалы);

      прогнозные расходы на оплату труда производственного персонала;

      прогнозный социальный налог, социальные отчисления;

      прогнозная амортизация основных средств и нематериальных активов;

      прогнозные ремонты (текущие и капитальные ремонты, не приводящие к увеличению стоимости основных средств;

      прогнозная плата за эмиссии в окружающую среду;

      прогнозная плата за пользование водными ресурсами;

      прогнозные налоги (земельный, транспортный, имущество, добыча полезных ископаемых и другие обязательные платежи);

      прогнозные услуги по технической диспетчеризации;

      прогнозные услуги по оказанию балансирования производства-потребления электрической энергии;

      прогнозные услуги сторонних организаций производственного характера.

      В расходы периода включаются:

      прогнозная оплата труда административного персонала;

      прогнозные расходы на обязательные виды страхования, налоги, сборы и платежи;

      прогнозная амортизация основных средств и нематериальных активов;

      прогнозные командировочные расходы;

      прогнозные услуги сторонних организаций (аудиторские, услуги банка, услуги связи).

      При этом, затраты, учитываемые при формировании предельных тарифов на электрическую энергию, относятся непосредственно к производству электрической энергии.

      11. Формула расчета предельного тарифа на электрическую энергию для вновь вводимых энергопроизводящих организаций на первые семь лет:

     


      ПТЭ – предельный тариф на электрическую энергию;

      МПЗПЭ – максимальные прогнозные затраты на производство электрической энергии на предстоящий год среди энергопроизводящих организаций, включенных в группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, тенге;

      ПОЭ – прогнозный объем отпуска электрической энергии на предстоящий год с шин электростанций энергопроизводящей организации, чьи прогнозные затраты на производство электрической энергии являются максимальными в группе энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, киловатт час (далее - кВт∙ч);

      НП – норма прибыли, тенге;

      Руст – установленная мощность энергопроизводящей организации на начало расчетного года, в тысячах киловатт (тыс. кВт).

      Размерность предельного тарифа на электрическую энергию: тенге/кВт*ч.".

      3. В приказе Министра энергетики Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 205 "Об утверждении Методики определения фиксированной прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20700, опубликован 25 мая 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан):

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Об утверждении Методики определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию";

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Утвердить прилагаемую Методику определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию (далее – Методика).";

      в Методике определения фиксированной прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию, утвержденной указанным приказом:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Методика определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию";

      пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящая Методика определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 70-9) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее – Закон) и определяет механизм определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию.

      2. Методика применяется с целью обоснованного расчета и возможности учета уровня нормы прибыли, при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли за балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию, обеспечивающей эффективное функционирование электрических станций, осуществляющих выработку и реализацию электрической энергии.

      При этом, энергопроизводящая организация не менее 50 (пятидесяти) процентов от фактически получаемой прибыли по методу доходности на инвестированный капитал направляет на модернизацию, реконструкцию, расширение и (или) обновление основных активов, в том числе на покрытие расходов по финансированию по привлеченным кредитам, которые не учитываются в затратах на производство электрической энергии.";

      в пункте 3:

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      "5) метод доходности на инвестированный капитал (RAB-регулирование) (далее – RAB-регулирование) – метод, применяемый для определения нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, позволяющий стимулировать инвестиций в развитие электроэнергетической отрасли и повышение эффективности управления затратами.

      RAB-регулирование формируется и оценивается на начало очередного периода регулирования, а в последующие годы периода корректируется путем учета ввода новых активов и выбытия действующих активов;";

      подпункт 15) изложить в следующей редакции:

      "15) предельный тариф на электрическую энергию – утверждаемое уполномоченным органом каждые семь лет денежное выражение стоимости вырабатываемой электрической энергии энергопроизводящей организацией, включенной в группу энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию, состоящее из затрат на производство электрической энергии и нормы прибыли, определяемой согласно настоящей Методике.";

      заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Глава 2. Определение нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию";

      заголовок параграфа 1 главы 2 изложить в следующей редакции:

      "Параграф 1. Определение нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию по методу доходности на инвестированный капитал (RAB-регулирование)";

      пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:

      "4. Норма прибыли, учитываемая при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, по RAB-регулированию (далее – Норма прибыли RAB-регулирования), является составной частью предельного тарифа на электрическую энергию и определяется для группы энергопроизводящих организаций, реализующих электрическую энергию.

      5. Норма прибыли RAB-регулирования определяется до начала периода регулирования на каждый год периода регулирования по формуле:

     


      НП = ДRAB , где

      НП – Норма прибыли RAB-регулирования, тенге;

      ДRAB – доход на регулируемую базу активов, тенге.";

      подпункты 9) и 10) пункта 12 изложить в следующей редакции:

      "9) нематериальные активы, за исключением программного обеспечения, относящееся к активам, участвующим в деятельности по производству электрической энергии;

      10) объекты, реализованные за счет средств республиканского или местного бюджета Республики Казахстан.";

      пункты 29 и 30 изложить в следующей редакции:

      "29. Расчет величины средневзвешенной ставки доходности капитала (WACC) приведен в приложении к настоящей Методике, и данная величина в размере 11,79% применяется в качестве величины средневзвешенной ставки доходности капитала (WACC), используемой в расчетах определения Нормы прибыли RAB-регулирования.

      30. Уровень нормы прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, рассчитывается на основе базы затрат и валовой рентабельности, определяемой на основе номинальной после налоговой ставки средневзвешенной доходности капитала.";

      в приложении к указанной Методике:

      текст в правом верхнем углу изложить в следующей редакции:

  "Приложение к Методике
определения нормы прибыли,
учитываемой при утверждении
предельных тарифов на
электрическую энергию,
а также фиксированной прибыли
за балансирование, учитываемой
при утверждении предельных
тарифов на балансирующую электроэнергию".

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.