"Қазақстан Республикасының Мәдениет және ақпарат министрлігінің Мәдениет комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесінің ережесін бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрінің 2023 жылғы 27 қыркүйектегі № 385-НҚ бұйрығы

      ЗҚАИ-ның ескертпесі!

      Осы бұйрықтың қолданысқа енгізілу тәртібін 5-т. қараңыз.

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған "Қазақстан Республикасының Мәдениет және ақпарат министрлігінің Мәдениет комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесінің ережесі (бұдан әрі – Ереже) бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасының Мәдениет және ақпарат министрлігінің Мәдениет комитеті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрық бекітілген күннен бастап күнтізбелік бес күн ішінде оны ресми жариялау және Қазақстан Республикасы нормативтік құқықтық актілерінің эталондық бақылау банкіне енгізу үшін "Қазақстан Республикасының Заңнама және құқықтық ақпарат институты" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнына электрондық нысанда қазақ және орыс тілдерінде жіберуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Мәдениет және ақпарат министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Мәдениет және ақпарат вице-министріне жүктелсін.

      4. Мынадай бұйрықтардың күші жойылды деп танылсын:

      1) "Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрлігінің Мәдениет комитеті" мемлекеттік мекемесінің ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрінің 2021 жылғы 14 мамырдағы № 143 бұйрығы;

      2) "Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрінің кейбір бұйрықтарына өзгерістер енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрінің м.а. 2022 жылғы 25 тамыздағы № 246 бұйрығының 1-тармағының 2) тармақшасы;

      3) "Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрлігінің Мәдениет комитеті" мемлекеттік мекемесінің ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрінің 2021 жылғы 14 мамырдағы № 143 бұйрығына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрінің м.а. 2023 жылғы 12 мамырдағы № 126 бұйрығы.

      5. Осы бұйрық Ережедегі 2026 жылғы 1 қаңтарға дейін қолданылатын 14-тармақтың 129) тармақшасын қоспағанда, қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Мәдениет және ақпарат
министрі
А. Балаева

  Қазақстан Республикасы
Мәдениет және ақпарат министрінің
2023 жылғы 27 қыркүйектегі
№ 385-НҚ бұйрығымен
бекітілген

"Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігінің Мәдениет комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесінің ережесі

1 тарау. Жалпы ережелер

      1. "Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігінің Мәдениет комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесі (бұдан әрі – Комитет) мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану және кинематография салаларында ведомствоаралық үйлестіруді жүзеге асыратын Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрлігінің (бұдан әрі – Министрлік) ведомствосы болып табылады.

      2. Комитет өз қызметін Қазақстан Республикасының Конституциясына, Қазақстан Республикасының заңдарына, Қазақстан Республикасының Президенті мен Үкіметінің актілеріне, өзге де нормативтік құқықтық актілерге, сондай-ақ осы Ережеге сәйкес жүзеге асырады.

      3. Комитет мемлекеттік мекеме ұйымдық-құқықтық нысанындағы заңды тұлға болып табылады, қазақ тілінде өз атауы жазылған мөрлері мен мөртаңбалары, белгіленген үлгідегі бланкілері, Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес қазынашылық органдарында шоттары болады.

      4. Комитет азаматтық құқықтық қатынастарға өз атынан түседі.

      5. Комитет егер заңнамаға сәйкес уәкілеттік берілсе, мемлекет атынан азаматтық құқықтық қатынастардың тарапы ретінде қатынасуына құқығы бар.

      6. Комитет заңнамада белгіленген тәртіппен өз құзыретіне жататын мәселелер бойынша Төрағаның немесе оны алмастыратын тұлғаның бұйрықтарымен рәсімделетін шешімдер қабылдайды.

      7. Комитеттің құрылымы мен штат санының лимиті Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес бекітіледі.

      8. Комитеттің заңды мекенжайы: 010000, Астана қаласы, Есіл ауданы, Мәңгілік Ел даңғылы, 8 үй, "Министрліктер үйі" ғимараты, № 15 кіреберіс.

      9. Комитеттің толық атауы: "Қазақстан Республикасы Мәдениет және ақпарат министрлігінің Мәдениет комитеті" мемлекеттік мекемесі.

      10. Осы Ереже Комитеттің құрылтайшы құжаты болып табылады.

      11. Комитет қызметін қаржыландыру республикалық бюджеттен жүзеге асырылады.

      12. Комитетке кәсіпкерлік субъектілерімен Комитеттің өкілеттіктері болып табылатын міндеттерді орындау тұрғысынан шарттық қарым-қатынастар жасауға тыйым салынады.

      Егер Комитетке заңнамалық актілермен кірістер әкелетін қызметті жүзеге асыру құқығы берілсе, онда одан алынған кіріс мемлекеттік бюджетке жіберіледі.

2-тарау. Комитеттің негізгі міндеттері, функциялары, құқықтары мен міндеттері

      13. Міндеттері:

      1) мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану, кинематография салаларында мемлекеттік саясатты іске асыру;

      2) мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану, кинематография салаларында басшылықты және салааралық үйлестіруді жүзеге асыру;

      3) Комитетке жүктелген өзге де міндеттер.

      14. Функциялары:

      1) мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану, кинематография салаларында нормативтік құқықтық және құқықтық актілерді, сондай-ақ келісімдерді, меморандумдар мен шарттарды әзірлеу;

      2) мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану, кинематография салаларындағы нормативтік құқықтық актілерге заңнамада белгіленген тәртіппен құқықтық мониторинг жүргізу;

      3) мемлекеттік және салалық (секторалдық) бағдарламаларды іске асыру бойынша қоғамдық ұйымдармен өзара іс-қимылды жүзеге асыру;

      4) Комитеттің құзыретіне жататын мәселелер бойынша түсіндіру жұмыстарын жүзеге асыруды қамтамасыз ету;

      5) Комитеттің құзыретіне жататын мәселелер бойынша ақпараттық-насихаттық іс-шараларын жүзеге асыру;

      6) заңнамада белгіленген жағдайларда және тәртіпте әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы хаттамаларды әзірлеу, сондай ақ әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы істерді қарау және әкімшілік жаза қолдану;

      7) Комитеттің құзыретіне жататын мәселелер бойынша стратегиялық және бағдарламалық құжаттарды әзірлеуге қатысу;

      8) Қазақстан Республикасының мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану, кинематография салаларындағы заңнамасын жетілдіру жөнінде ұсыныстар әзірлеу;

      9) мемлекеттік қызметтер көрсету тәртібін айқындайтын заңға тәуелді нормативтік құқықтық актілерді әзірлеу;

      10) мәдениет саласында әлеуметтік маңызы бар іс-шаралар өткізу;

      11) шығармашылық қызметтің әртүрлі салаларындағы ұлттық (республикалық) және халықаралық конкурстар мен фестивальдерді, сыйлықтар мен жүлделерді тағайындау;

      12) республикалық конкурстар мен фестивальдерді өткізудің үлгілік қағидаларын әзірлеу;

      13) талантты жастар мен перспективалы шығармашылық ұжымдарды іздеуге және қолдауға бағытталған іс-шаралар кешенін жүзеге асыру;

      14) көркемөнерпаздар ұжымдарына "Халықтық" немесе "Үлгілі" атағын беру қағидаларын әзірлеу;

      15) Қазақстан Республикасы музей қорының музей заттарын есепке алу, сақтау, пайдалану және есептен шығару жөніндегі нұсқаулықты әзірлеу;

      16) мемлекеттік музейлерде қор сатып алу (қор-іріктеу) комиссиясын құру қағидаларын әзірлеу;

      17) Қазақстан Республикасының мемлекеттік музей қоры каталогін жүргізу қағидаларын және музей дерекқорын жүргізу қағидаларын әзірлеу;

      18) театр, музыка және концерт қызметі, цирк өнері, музей ісі және археология, бейнелеу өнері, сәулет және дизайн жөнінде салалық көркемдік кеңестер құру және олар туралы ережелерді бекіту;

      19) мәдени құндылықтарды уақытша әкету жөніндегі сараптама комиссиясы туралы үлгілік ережені әзірлеу;

      20) республикалық мәдениет ұйымдарын аттестаттаудан өткізу;

      21) Мемлекеттік фильмдер тізілімін жүргізу;

      22) фильмдерге прокаттау куәлігін беру және оның қолданысын тоқтата тұру, сондай-ақ оларды сот тәртібімен кері қайтарып алу;

      23) ұлттық фильм куәлігін беру;

      24) республикалық мемлекеттік мәдениет ұйымдары басшыларының, сондай-ақ облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың жергілікті атқарушы органдары басшыларының мемлекеттік мәдениет ұйымдары мен жекелеген кәсіби көркем, шығармашылық ұжымдарға "Академиялық" мәртебе беру туралы ұсыныстарын қарау және Қазақстан Республикасының Үкіметіне мемлекеттік мәдениет ұйымдары мен жекелеген кәсіби көркем, шығармашылық ұжымдарға "Академиялық" мәртебе беру туралы ұсыныстар енгізу;

      25) театр, музыка өнерін, кинематографияны, музей ісін дамыту жөніндегі республикалық маңызы бар мемлекеттік мәдениет ұйымдарының қызметін қолдау және үйлестіру, кітапханаларды қоспағанда мәдениет саласындағы республикалық мемлекеттік мекемелердің қызметін қамтамасыз ету;

      26) музыка және театр өнері саласында репертуарлық саясатты үйлестіру;

      27) өз құзыреті шегінде кітапханаларды қоспағанда республиканың (ауылдық, кенттік, аудандық, қалалық, облыстық, республикалық) мәдениет ұйымдарының қызметін үйлестіру, меншік нысанына қарамастан шығармашылық одақтармен және басқа да ұйымдармен мәдениет мәселелері бойынша өзара іс-қимылды жүзеге асыру;

      28) мемлекеттік мәдениет ұйымдарына, жекелеген кәсіби көркем және шығармашылық ұжымдарға "Академиялық" мәртебе берудің тәртібі мен шарттарын әзірлеу;

      29) мемлекеттік театрлар мен концерттік ойын-сауық ұйымдарының сахналық қойылым құралдарын есепке алу, беру және есептен шығару жөніндегі нұсқаулықты әзірлеу;

      30) мәдени құндылықтарды уақытша әкету құқығына куәлік беру қағидаларын әзірлеу;

      31) мәдениет саласындағы жергілікті атқарушы органдарды үйлестіруді және оларға әдістемелік басшылық жасауды жүзеге асыру;

      32) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен мәдениет және өнер қайраткерлеріне Қазақстан Республикасының құрметті атақтары мен мемлекеттік наградаларын беру, шығармашылық ұжымдарды наградтау туралы ұсыныстар енгізу;

      33) барлық санаттағы мәдениет қызметкерлерін қайта даярлау және біліктілігін арттыру жүйесін ұйымдастыру;

      34) мәдениет пен өнерді дамытуға, тарихи-мәдени мұраны қорғауға және кинематографияға бағытталған мемлекеттік әлеуметтік тапсырысты қалыптастыруды, іске асыруды, іске асырудың мониторингі мен оның нәтижелерін бағалауды жүзеге асыру;

      35) фильмді ұлттық деп тану және ұлттық фильм куәлігін беру қағидаларын әзірлеу;

      36) ұлттық фильмдер деп танылуға үмітті киножобаларды шығару бойынша мемлекеттік қаржылық қолдау көрсету үшін оларды іріктеу қағидаларын әзірлеу;

      37) ұлттық фильмдер деп танылуға үмітті киножобалар шығаруды қаржыландыру қағидаларын және қаржыландыру көлемдерінің нормативтерін әзірлеу;

      38) кинематография саласында субсидиялар төлеу қағидалары мен шарттарын әзірлеу;

      39) прокаттау куәлігін беру кезінде Қазақстан Республикасының аумағында прокаттауға арналған фильмдердің жас сыныптамасын жүзеге асыру;

      40) Қазақстан Республикасының заңнамасында айқындалған тәртіппен фильмді ұлттық деп тану;

      41) кинематография саласындағы ғылым мен білімді дамытуға, шығармашылық және техникалық кадрларды даярлауға, қайта даярлауға және олардың біліктілігін арттыруға жәрдемдесу;

      42) кинематография саласындағы халықаралық байланыстарды дамыту, кинематографиялық ұйымдардың халықаралық комиссияларға, фестивальдарға, конференцияларға және басқа да іс-шараларға қатысуын ұйымдастыру;

      43) Қазақстан Республикасының аумағында фильмдер мониторингінің бірыңғай автоматтандырылған ақпараттық жүйесін орнату және жүргізу арқылы Қазақстан Республикасының аумағында фильмдер прокатын жүйеге келтіру және есепке алуды қамтамасыз ету;

      44) Қазақстан Республикасының аумағында фильмдер прокаттының мониторингін жүзеге асыру;

      45) Ұлттық фильмдер деп танылуға үмітті киножобалар шығаруда қаржыландыру көлемдерін белгілеу үшін санаттарға жатқызу өлшемшарттарын әзірлеу;

      46) ұлттық фильмдерді прокаттау мен көрсетуден түсетін кірістерден Ұлттық киноны қолдау мемлекеттік орталығына аударымдарды жасау қағидаларын әзірлеу;

      47) мемлекеттік жоспарлау жөніндегі орталық уәкілетті орган мен бюджетке төленетін салықтар мен төлемдердің түсуін қамтамасыз ету саласында басшылықты жүзеге асыратын уәкілетті органның келісімі бойынша фильмдерді шығару кезінде инвестор кинематографиялық ұйым орындайтын және көрсететін жұмыстар мен көрсетілетін қызметтердің тізбесін әзірлеу;

      48) фильмдер мониторингінің бірыңғай автоматтандырылған ақпараттық жүйесін жүргізу қағидаларын әзірлеу;

      49) мемлекеттік мекеменің ұйымдық-құқықтық нысанында құрылған мемлекеттік кітапханалардың, мемлекеттік музейлер мен музей-қорықтардың тауарларды (жұмыстарды, көрсетілетін қызметтерді) өткізу бойынша ақылы қызмет түрлерін көрсету және олардың тауарларды (жұмыстарды, көрсетілетін қызметтерді) өткізуден түскен ақшаны жұмсау қағидаларын әзірлеу;

      50) мемлекеттік жоспарлау жөніндегі орталық уәкілетті орган мен бюджеттік жоспарлау жөніндегі орталық уәкілетті органның келісімі бойынша мемлекеттік театрларға, концерттік ұйымдарға, мәдени-демалыс ұйымдарына, музейлерге және цирктерге субсидиялар төлеу қағидаларын әзірлеу;

      51) материалдар мен олжаларды музей атауын көрсете отырып, республикалық немесе жергілікті маңызы бар мемлекеттік музейге беру туралы шешім қабылдау;

      52) жеке және заңды тұлғалар мен тиісті мемлекеттік музейді қабылданған шешім және материалдар мен олжаларды қабылдау-тапсыру рәсімін жүзеге асыру қажеттігі туралы хабардар ету;

      53) фильмге прокаттау куәлігін беру қағидаларын әзірлеу;

      54) Қазақстан Республикасының аумағында мәдени құндылықтарды есепке алу, қорғау, консервациялау, реставрациялау және пайдалану жөніндегі, сондай-ақ елдің көрнекті мәдениет қайраткерлерін мәңгі есте қалдыру жөніндегі іс-шараларды ұйымдастыру;

      55) "Рұқсаттар және хабарламалар туралы" Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстарды және (немесе) археологиялық жұмыстарды жүзеге асыру жөніндегі қызметті лицензиялауды жүзеге асыру;

      56) тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстардың орындалуын бағалау нормативтерін әзірлеу;

      57) мемлекеттік меншік болып табылатын халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерін, сондай-ақ республикалық меншік болып табылатын жергілікті маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерін пайдалануға беруді келісу;

      58) халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерін ауыстыру немесе өзгерту кезінде оларды тіркеу жөніндегі жұмыстарды ұйымдастыру;

      59) жеке және (немесе) заңды тұлғалардың ұлттық мәдени игілік объектілерін Ұлттық мәдени игілік объектілерінің мемлекеттік тізіліміне енгізу туралы өтінішхаттарын қарау;

      60) ұлттық мәдени игілік объектілерінің мемлекеттік тізілімін және материалдық емес мәдени мұра элементтерінің ұлттық тізбесін жүргізу;

      61) ұлттық мәдени игілік объектілерінің мемлекеттік тізілімін және материалдық емес мәдени мұра элементтерінің ұлттық тізбесін қалыптастыру және жүргізу қағидаларын әзірлеу;

      62) мемлекеттік органдардың, жергілікті атқарушы органдардың, жеке және заңды тұлғалардың ұсынысы бойынша Адамзаттың материалдық емес мәдени мұрасының репрезентативтiк тiзiмiне және ЮНЕСКО-ның шұғыл қорғауын қажет ететiн материалдық емес мәдени мұра тiзiмiне Қазақстан халқының материалдық емес мәдени мұра элементтерін енгізу туралы өтінімдер жіберу;

      63) тарих және мәдениет ескерткіштерінің аумағын қозғайтын қала құрылысы жобаларын келісу;

      64) тарих және мәдениет ескерткішінің орнын ауыстыруды және оны өзгертуді келісу;

      65) "Тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 13-бабының 2-тармағына сәйкес тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану саласында мемлекеттік бақылауды жүзеге асыру;

      66) тарихи-мәдени мұра мәселелері жөніндегі арнайы комиссия құру, оның ережесі және құрамын бекіту, әзірлеу;

      67) тарих және мәдениет ескерткішінің қорғау аймақтарының, құрылыс салуды реттеу аймағын және қорғалатын табиғи ландшафт аймағын және оларды пайдалану режимін айқындау қағидаларын әзірлеу;

      68) тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстарды жүргізу қағидалары мен шарттарын әзірлеу;

      69) монументтік өнер құрылыстарын орнату қағидаларын әзірлеу;

      70) мемориалдық тақталар орнату қағидаларын әзірлеу;

      71) Қазақстан Республикасының атынан халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштеріне меншік иесінің өкілеттіктерін жүзеге асыру;

      72) тарих және мәдениет ескерткіштерін анықтау, есепке алу, мәртебе беру және одан айыру, орнын ауыстыру және өзгерту, жай-күйін мониторингтеу және санатын өзгерту қағидаларын әзірлеу;

      73) қорғау міндеттемелерін беру қағидаларын әзірлеу;

      74) тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстарды және (немесе) археологиялық жұмыстарды жүзеге асыру жөніндегі қызметті лицензиялау кезінде қойылатын біліктілік талаптары мен шарттарын әзірлеу;

      75) тарих және мәдениет ескерткіштерін пайдалануға беру және оларға қол жеткізу қағидаларын әзірлеу;

      76) республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткiшiн тарихи-мәдени сараптама қорытындысы және тарихи-мәдени мұра мәселелері жөніндегі арнайы комиссияның ұсынымдары негізінде мәртебесінен айыру және оны Республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің мемлекеттік тізімінен алып тастау;

      77) тарих және мәдениет ескерткіштерін қорғау және пайдалану қағидаларын әзірлеу;

      78) халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің жай-күйін мониторингтеуді жүзеге асыру және олардың сақталуын қамтамасыз ету;

      79) тарихи-мәдени мұра объектісін және (немесе) жергілікті маңызы бар тарих және мәдениет ескерткішін тарихи-мәдени сараптама қорытындысы және тарихи-мәдени мұра мәселелері жөніндегі арнайы комиссияның ұсынымы негізінде республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштері деп тану және оларды республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің мемлекеттік тізіміне қосу;

      80) жергілікті маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің мемлекеттік тізімін келісу;

      81) тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстардың, халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің аумақтарындағы шаруашылық және өзге де қызметті және оларды қорғау аймақтарының жобаларын келісу;

      82) тарих және мәдениет ескерткіштерінің арасынан Қазақстан Республикасының дүниежүзілік мәдени мұрасының алдын ала тізімін қалыптастыру;

      83) Қазақстан Республикасының дүниежүзілік мәдени мұрасының алдын ала тізімін ұсыну;

      84) Қазақстан Республикасының дүниежүзілік мәдени мұрасының алдын ала тізімін қалыптастыру және ұсыну қағидаларын әзірлеу;

      85) археологиялық жұмыстарды жүзеге асыру қағидалары мен шарттарын әзірлеу;

      86) халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштеріне қатысты қорғау аймақтарының, құрылыс салуды реттеу аймақтарының және қорғалатын табиғи ландшафт аймақтарының шекараларын айқындау;

      87) "Тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 29-бабының 2-тармағында көзделген жағдайларда халықаралық және республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштеріне тарихи-мәдени сараптама қорытындысы және тарихи-мәдени мұра мәселелері жөніндегі арнайы комиссияның ұсынымы негізінде шешім қабылдау, сондай-ақ жергілікті маңызы бар тарих және мәдениет ескерткішіне тарихи-мәдени сараптама қорытындысы негізінде облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың жергілікті атқарушы органдарының шешімін келісу;

      88) мемлекеттік органдар мен жергілікті атқарушы органдардың, сондай-ақ жеке және заңды тұлғалардың ұсыныстарын ескере отырып, тарих және мәдениет ескерткіштеріндегі ғылыми-реставрациялық жұмыстардың және археологиялық жұмыстардың жоспарларын қалыптастыру және бекіту, сондай-ақ бекітілген жоспарларға өзгерістер енгізу;

      89) тауар таңбаларын, қызмет көрсету таңбаларын, тауар шығарылған жерлердің атауларын қорғау саласындағы уәкілетті мемлекеттік органның сауалына сәйкес оларды тауар таңбасы ретінде тіркеу үшін Қазақстан Республикасының тарихы мен мәдениетінің игілігі болуы мүмкін белгіні келісу не келісуден бас тарту;

      90) балалар мен жасөспірімдерге арналған шығармашылық үйірмелерге мемлекеттік шығармашылық тапсырысты орналастыру және олардың жұмыс істеу қағидаларын әзірлеу;

      91) балалар мен жасөспірімдерге арналған шығармашылық үйірмелерді жан басына шаққандағы нормативтік қаржыландыру қағидаларын әзірлеу;

      92) мемлекеттік шығармашылық тапсырысты жан басына шаққандағы нормативтік қаржыландыру әдістемесін әзірлеу;

      93) балалар мен жасөспірімдерге арналған шығармашылық үйірмелердің рейтингін айқындау қағидаларын әзірлеу;

      94) мемлекеттік мәдениет ұйымдары басшылары, мамандары және басқа да қызметшілері лауазымдарының үлгілік біліктілік сипаттамаларын әзірлеу;

      95) мемлекеттік мәдениет ұйымдарындағы билеттерді әзірлеу мен өткізу қағидаларын әзірлеу;

      96) музыкалық туындыларды орындау кезінде фонограммалардың пайдаланылуы туралы көрерменге хабарлау қағидаларын әзірлеу;

      97) музейдің сақтау қоймасындағы музей заттары мен музей коллекцияларына қол жеткізу қағидалары мен шарттарын және музей ісі саласындағы басқа да қатынастарды әзірлеу;

      98) өңірлік көркемдік кеңестер туралы үлгілік ережені әзірлеу;

      99) тарихи-мәдени сараптама жүргізу қағидаларын әзірлеу;

      100) Республикалық маңызы бар тарих және мәдениет ескерткіштерінің мемлекеттік тізімін әзірлеу;

      101) мәдениет ұйымдары желісінің ең төменгі мемлекеттік нормативтерін және облыстық, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың, аудандық, облыстық маңызы бар қалалардың, ауылдық деңгейлердегі мемлекеттік мәдениет ұйымдарының үлгілік штаттарын әзірлеу;

      102) кәсіпкерлік жөніндегі уәкілетті органмен бірлесіп, тәуекел дәрежесін бағалау өлшемшарттарын, тексеру парақтарын әзірлеу;

      103) фильмге прокаттау куәлігінің нысанын әзірлеу;

      104) тарих және мәдениет ескерткішінің паспортын ресімдеу қағидаларын әзірлеу;

      105) мәдениет ұйымдарының балет әртістеріне ай сайынғы арнайы ақшалай төлемдерді тағайындау қағидалары мен шарттарын әзірлеу;

      106) балет әртістеріне төлемдерді тағайындау жөніндегі комиссия құру;

      107) тарих және мәдениет ескерткіштерін қорғау жөнінде комиссия құру;

      108) мемлекеттік мекеменің ұйымдық-құқықтық нысанында құрылған мемлекеттік музейлер мен музей-қорықтар өткізетін тауарларға (жұмыстарға, көрсетілетін қызметтерге) бағалар әзірлеу;

      109) мемлекеттiк меншiктегi тарих және мәдениет ескерткіштерін пайдаланғаны үшiн жалға алу ақысының мөлшерлемелерін әзірлеу;

      110) Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрінің 2015 жылғы 27 наурыздағы № 112 бұйрығымен бекітілген (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 10967 болып тіркелген) ұлттық мәдени игілік объектілерінің мемлекеттік тізілімін жүргізу қағидаларының 5-тармағында көрсетілген құжаттарды қарау үшін тұрақты жұмыс істейтін сараптамалық комиссия құру;

      111) монументтік өнер құрылыстарын орнату жөніндегі комиссия құру;

      112) облыстың, республикалық маңызы бар қаланың және астананың мәдениет басқармасының басшысын лауазымға тағайындауды және лауазымнан босатуды келісу;

      113) бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органмен келісу бойынша мәдениет, тарихи-мәдени мұра объектілерін қорғау және пайдалану мен кинематография салаларындағы заттай нормаларды әзірлеу;

      114) үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимыл саласындағы уәкілетті орган айқындайтын тәртіппен мемлекеттік әлеуметтік тапсырысты қалыптастыруды, оның іске асырылу мониторингін және нәтижелерін бағалауды жүзеге асырады;

      115) үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимыл саласындағы уәкілетті органға мемлекеттік әлеуметтік тапсырыстың іске асырылуы жөнінде ақпарат беру;

      116) мемлекеттік әлеуметтік тапсырыстың жоспарланатын тақырыптарын және іске асырылуы жөніндегі ақпаратты, сондай-ақ мемлекеттік әлеуметтік тапсырыстың нәтижелерін бағалауды интернет-ресурсқа орналастыруға дайындау;

      117) мемлекеттік әлеуметтік тапсырысты жүзеге асыратын үкіметтік емес ұйымдарға ақпараттық, консультативтік, әдістемелік қолдау көрсетуге қатысу;

      118) өздерінің құзыреті шегінде үкіметтік емес ұйымдарды гранттық қаржыландыру саласындағы оператор арқылы мемлекеттік гранттар береді және оператордың мемлекеттік гранттардың іске асырылу нәтижелері туралы есебін қарау;

      119) мемлекеттік гранттарды қалыптастыру, беру, мониторингтеу және олардың тиімділігін бағалау қағидаларына сәйкес азаматтық қоғам өкілдерін тарта отырып, мемлекеттік гранттардың тиімділігін бағалауды жүзеге асыру;

      120) үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимыл саласындағы уәкілетті орган жанындағы Үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимыл жөніндегі үйлестіру кеңесінің ұсынымдары негізінде бағыттары мен қаржыландыру көлемі бойынша мемлекеттік гранттарды қалыптастыру;

      121) Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2022 жылғы 31 желтоқсандағы № 1139 қаулысымен бекітілген Стратегиялық әріптестікті іске асыруға арналған мемлекеттік тапсырысты жүзеге асыру қағидаларына сәйкес стратегиялық әріптестерді конкурстық іріктеуді жүргізуге және олармен шарттар жасасуға қатысу;

      122) стратегиялық әріптестердің жасалған шарттарға және стратегиялық әріптестікті іске асыруға арналған мемлекеттік тапсырысты жүзеге асыру қағидаларына сәйкес міндеттемелерді орындауын бағалауды жүзеге асыру;

      123) мемлекеттік статистика саласындағы уәкілетті мемлекеттік органмен келісу бойынша ведомстволық статистикалық байқаулардың нысандарын әзірлеу;

      124) жыл сайын 1 желтоқсанға дейін үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимыл саласындағы уәкілетті органға стратегиялық әріптестікті іске асыруға арналған мемлекеттік тапсырысты жүзеге асыру қағидаларына сәйкес стратегиялық әріптестікті іске асыруға арналған мемлекеттік тапсырыстың нәтижелері туралы ақпарат ұсыну;

      125) бюджет қаражаты есебінен қаржыландырылатын Қазақстан Республикасындағы жəне шетелдегі мәдениет саласындағы әлеуметтік маңызы бар іс-шаралар мен мәдени іс-шаралардың тақырыптық бағыттарын айқындау жөніндегі қағидаларды әзірлеу;

      126) бюджет қаражаты есебінен қаржыландырылатын Қазақстан Республикасындағы жəне шетелдегі мәдениет саласындағы әлеуметтік маңызы бар іс-шаралар мен мәдени іс-шараларды өткізуді қаржыландыру қағидалары мен қаржыландыру нормативтерін әзірлеу;

      127) Қазақстан Республикасының аумағына әкелінетін балалар анимациялық фильмдері мен отбасымен көруге арналған фильмдерді қазақ тілінде дубляждау үшін іріктеу қағидаларын әзірлеу;

      128) Ұлттық кинокомиссия туралы ережені жəне оның құрамын әзірлеу;

      129) мемлекеттік емес музейлер әкелген кезде импорты қосылған құн салығынан босатылатын өнер туындылары тізбесін әзірлеу;

      130) өз құзыреті шегінде мәдениетаралық және этносаралық диалогты қамтамасыз ету, қазақ халқының және этностық топтардың ұлттық мәдениетіне, салт-дәстүрлеріне деген құрметті нығайту;

      131) Қазақстан Республикасының Кәсіпкерлік кодексіне сәйкес тексерулер жүргізудің жартыжылдық кестелерін әзірлеу;

      132) Қазақстан Республикасының халқы мәдениетінің дамуы үшін жағдайлар жасау;

      133) мемлекеттік мәдениет ұйымдарын құру, қайта ұйымдастыру және тарату жөнінде ұсыныстар енгізу;

      134) мемлекеттік мәдениет ұйымдарының мәдениет қызметкерлерін аттестаттау және мерзімінен бұрын аттестаттау қағидаларын әзірлеу;

      135) Қазақстан Республикасының музей қорын қалыптастыру және ұстау тәртібін әзірлеу;

      136) Қазақстан Республикасының Үкіметіне мемлекеттік мәдениет ұйымдары мен жекелеген кәсіби көркем, шығармашылық ұжымдарға "Ұлттық" мәртебе беру туралы ұсыныстар енгізу;

      137) жастарды мәдени ағартуды және олардың бос уақытын ұйымдастыруға бағытталған шаралар кешенін жүзеге асыру;

      138) үкіметтік емес ұйымдармен өзара іс-қимыл және ынтымақтастық жөнінде кеңес құру;

      139) кәсіптік біліктілік жөніндегі салалық кеңес құру;

      140) мәдениет мәселелері бойынша тұрақты жұмыс істейтін комиссия құрамы бойынша ұсыныс енгізу және ол туралы ережені әзірлеу;

      141) мәдениет саласындағы мемлекеттік стипендия беру қағидаларын әзірлеу;

      142) Кинематография саласындағы мемлекеттік қолдау мәселелері жөніндегі ведомствоаралық комиссия құрамы бойынша ұсыныс енгізу;

      143) Сараптама кеңесінің ережесін әзірлеу және құрамы бойынша ұсыныс енгізу;

      144) Мемлекеттік фильмдер қоры тұрақты сақтауға берілетін шетелдіктер қатыспайтын Қазақстан Республикасының заңды тұлғасын айқындау бойынша ұсыныс енгізу;

      145) Қазақстан Республикасының заңнамасында, Қазақстан Республикасы Президентінің және Үкіметінің актілерінде көзделген өзге де функцияларды жүзеге асыру.

      15. Құқықтары мен міндеттері:

      1) Қазақстан Республикасының заңнамасын сақтау;

      2) Қазақстан Республикасы заңнамасымен белгіленген тәртіпте өз құзыреті шегінде құқықтық актілерді қабылдау;

      3) мемлекеттік органдардан, ұйымдардан, олардың лауазымды адамдарынан заңнамада белгіленген тәртіппен қажетті ақпаратты және материалдарды сұрату және алу;

      4) Комитет жанынан консультативтік-кеңесші органдарды құру;

      5) Комитеттің құзыреті шегінде конкурстарды, фестивальдерді, конференцияларды, семинарларды және басқа да іс-шараларды ұйымдастыру және өткізу;

      6) мәдениет саласын дамытуға үлес қосқан тұлғаларды мемлекеттік наградаларға ұсыну туралы ұсыныстар енгізу;

      7) Министрлік пен оның ведомстволары өткізетін комиссиялардың, кеңестердің және басқа да консультативтік-кеңесші органдардың отырыстары мен іс-шараларынға қатысу;

      8) Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына, сондай-ақ Министрліктің актілеріне сәйкес Комитетке жүктелген өзге де құқықтарды жүзеге асыру.

3-тарау. Комитет басшысының мәртебесі мен өкілеттіктері

      16. Комитетке басшылықты Комитетке жүктелген міндеттердің орындалуына және оның функцияларын жүзеге асыруға дербес жауапты болып табылатын Комитет төрағасы жүзеге асырады.

      17. Комитет төрағасын Қазақстан Республикасының заңнамасында бекітілген тәртіппен Қазақстан Республикасы Мәдениет және спорт министрі қызметке тағайындайды және қызметтен босатады.

      18. Төрағаның Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес Министрліктің Аппарат басшысы қызметке тағайындайтын және қызметтен босататын орынбасарлары болады.

      19. Комитет төрағасының өкілеттігі:

      1) Министрліктің Аппарат басшысына Комитеттің штат саны бойынша ұсыныстар береді;

      2) өз орынбасарларының өкілеттіктерін белгілейді, Комитеттің құрылымдық бөлімшелері туралы ережені, құрылымдық бөлімшелердің лауазымдық қызмет нұсқаулығын бекітеді;

      3) заңнамада белгіленген тәртіппен Комитет қызметкерлерін (Комитет төрағасының орынбасарларын қоспағанда) лауазымға тағайындайды және босатады;

      4) Министрліктің Аппарат басшысына Комитет төрағасының орынбасарларын тағайындау мен қызметтен босату туралы, сондай-ақ оларды ынталандыру және тәртіптік жауапкершілікке тарту туралы ұсынымдар енгізеді;

      5) іссапар, еңбек демалысын беру, материалдық көмек көрсету, даярлау (қайта даярлау), біліктілігін арттыру, ынталандыру, үстемақылар төлеу және сыйлықақы беру, сондай-ақ Комитет қызметкерлерін (төрағаның орынбасарларын қоспағанда) тәртіптік жауапкершілікке тарту мәселелерін шешеді;

      6) Министрліктің келісімі бойынша заңнамада белгіленген тәртіппен ведомстволық бағынысты ұйымдардың басшыларын тағайындайды;

      7) өз құзыреті шегінде бұйрықтарға қол қояды, Комитет қызметкерлері орындауға міндетті нұсқаулар береді;

      8) қолданыстағы заңнамаға сәйкес мемлекеттік органдарда және өзге де ұйымдарда Комитеттің атынан әрекет етеді;

      9) Комитетте сыбайлас жемқорлыққа қарсы әрекетке бағытталған шаралар қабылдайды, сыбайлас жемқорлыққа қарсы шаралар қабылдауға дербес жауапты болады;

      10) Мәдениет саласының дамуына үлес қосқан тұлғаларды алғыс хаттар мен Құрмет грамоталармен марапаттау мәселелерін шешеді;

      11) өз құзыретіне жататын басқа да мәселелер бойынша шешім қабылдайды.

      Комитет төрағасы болмаған кезеңде оның өкілеттіктерін қолданыстағы заңнамаға сәйкес оны алмастыратын тұлға жүзеге асырады.

4-тарау. Комитеттің мүлкі

      20. Комитеттің заңнамада көзделген жағдайларда жедел басқару құқығында оқшауланған мүлкі болу мүмкін.

      Комитеттің мүлкі оған меншік иесі берген мүліктің, сондай-ақ өз қызметі нәтижесінде сатып алынған мүлік (ақшалай кірістерді қоса алғанда) пен Қазақстан Республикасының заңнамасында тыйым салынбаған өзге де көздер есебінен қалыптастырылады.

      21. Комитетке бекітілген мүлік республикалық меншікке жатады.

      22. Егер заңнамада өзгеше белгіленбесе, Комитет өзіне бекітілген мүлікті және қаржыландыру жоспары бойынша өзіне бөлінген қаражат есебінен сатып алынған мүлікті өз бетімен иеліктен шығаруға немесе оған өзге тәсілмен билік етуге құқығы жоқ.

5-тарау. Комитетті қайта ұйымдастыру және тарату

      23. Комитетті қайта ұйымдастыру және тарату Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

Об утверждении Положения республиканского государственного учреждения "Комитет культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан"

Приказ Министра культуры и информации Республики Казахстан от 27 сентября 2023 года № 385-НҚ.

      Примечание ИЗПИ!
Введение в действие см. п. 5.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение республиканского государственного учреждения "Комитет культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан" (далее – Положение).

      2. Комитету культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) в течение пяти календарных дней со дня утверждения настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в электронной форме в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства культуры и информации Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра культуры и информации Республики Казахстан.

      4. Признать утратившими силу:

      1) приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 14 мая 2021 года № 143 "Об утверждении Положения государственного учреждения "Комитет культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан";

      2) подпункт 2) пункта 1 приказа и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 246 "О внесении изменений в некоторые приказы Министра культуры и спорта Республики Казахстан";

      3) приказ и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 12 мая 2023 года № 126 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 14 мая 2021 года № 143 "Об утверждении Положения государственного учреждения "Комитет культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан".

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания, за исключением подпункта 129) пункта 14 Положения, который действует до 1 января 2026 года.

      Министр культуры и информации
Республики Казахстан
А. Балаева

  Утверждено
приказом Министра
культуры и информации
Республики Казахстан
от 27 сентября 2023 года
№ 385-НҚ

Положение республиканского государственного учреждения "Комитет культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан"

Глава 1. Общие положения

      1. Республиканское государственное учреждение "Комитет культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан" (далее – Комитет) является ведомством Министерства культуры и информации Республики Казахстан (далее – Министерство), осуществляющим межведомственную координацию в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии.

      2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.

      4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством.

      6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя или лица, его замещающего.

      7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      8. Юридический адрес Комитета: 010000, Республика Казахстан, город Астана, Есильский район, проспект Мәңгілік Ел, дом 8, здание "Дом министерств", подъезд № 15.

      9. Полное наименование Комитета: государственное учреждение "Комитет культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.

      11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета.

      Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в государственный бюджет.

Глава 2. Задачи, функции, права и обязанности Комитета

      13. Задачи:

      1) реализация государственной политики в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии;

      2) осуществление руководства и межотраслевой координации в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии;

      3) иные задачи, возложенные на Комитет.

      14. Функции:

      1) разработка нормативных правовых и правовых актов, а также соглашений, меморандумов и договоров в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии;

      2) проведение правового мониторинга нормативных правовых актов в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии в порядке, установленном законодательством;

      3) осуществление взаимодействия с общественными организациями по реализации государственных и отраслевых (секторальных) программ;

      4) обеспечение осуществления разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

      5) осуществление информационно-пропагандистских мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

      6) в установленных законодательством случаях и порядке составление протоколов об административных правонарушениях, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административного взыскания;

      7) участие в разработке стратегических и программных документов по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

      8) разработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии;

      9) разработка подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг;

      10) проведение социально значимых мероприятий в области культуры;

      11) учреждение национальных (республиканских) и международных конкурсов и фестивалей, премий и призов в различных сферах творческой деятельности;

      12) разработка типовых правил проведения республиканских конкурсов и фестивалей;

      13) осуществление комплекса мероприятий, направленных на поиск и поддержку талантливой молодежи и перспективных творческих коллективов;

      14) разработка правил присвоения звания "Народный" или "Образцовый" коллективам художественной самодеятельности;

      15) разработка инструкции по учету, хранению, использованию и списанию музейных предметов музейного фонда Республики Казахстан;

      16) разработка правил создания фондово-закупочной (фондово-отборочной) комиссии в государственных музеях;

      17) разработка правил ведения Государственного каталога музейного фонда Республики Казахстан и правил ведения базы данных музея;

      18) создание отраслевых художественных советов по театральной, музыкальной и концертной деятельности, цирковому искусству, музейному делу и археологии, изобразительному искусству, архитектуре и дизайну и утверждает положения о них;

      19) разработка типового положения об экспертной комиссии по временному вывозу культурных ценностей;

      20) проведение аттестации республиканских организаций культуры;

      21) ведение Государственного реестра фильмов;

      22) выдача и приостановление действие прокатного удостоверения на фильмы, а также отзыв их в судебном порядке;

      23) выдача удостоверения национального фильма;

      24) рассмотрение предложений руководителей республиканских государственных организаций культуры, а также руководителей местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы о присвоении статуса "Академический" государственным организациям культуры и отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам и внесение предложений в Правительству Республики Казахстан о присвоении статуса "Академический" государственным организациям культуры и отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам;

      25) поддержка и координация деятельности государственных организаций культуры республиканского значения по развитию театрального, музыкального искусства, кинематографии, музейного дела, обеспечение деятельности республиканских государственных учреждений в области культуры за исключением библиотечного дела;

      26) координация репертуарной политики в сфере музыкального и театрального искусства;

      27) в пределах своей компетенции координация деятельности организаций культуры республики (сельских, поселковых, районных, городских, областных, республиканских), за исключением библиотек, осуществление взаимодействия с творческими союзами и другими организациями независимо от форм собственности по вопросам культуры;

      28) разработка порядка и условий присвоения статуса "Академический" государственным организациям культуры, отдельным профессиональным художественным и творческим коллективам;

      29) разработка инструкции по учету, передаче и списанию сценическо-постановочных средств государственных театров и концертно-зрелищных организаций;

      30) разработка правил выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей;

      31) осуществление координации и методического руководства местных исполнительных органов в области культуры;

      32) внесение предложений о присвоении деятелям культуры и искусства почетных званий и государственных наград Республики Казахстан, награждении творческих коллективов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      33) организация системы переподготовки и повышения квалификации всех категорий работников культуры;

      34) осуществление формирования, реализации, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа, направленного на развитие культуры и искусства, охрану историко-культурного наследия и кинематографии;

      35) разработка правил признания фильма национальным и выдачи удостоверения национального фильма;

      36) разработка правил отбора кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, для оказания государственной финансовой поддержки по их производству;

      37) разработка правил финансирования и нормативов объемов финансирования производства кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами;

      38) разработка правил и условий выплаты субсидий в сфере кинематографии;

      39) осуществление возрастной классификации фильмов, предназначенных для проката на территории Республики Казахстан, при выдаче прокатного удостоверения;

      40) признание фильма национальным в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;

      41) содействие развитию науки и образования в сфере кинематографии, подготовке, переподготовке и повышению квалификации творческих и технических кадров;

      42) развитие международных связей в сфере кинематографии, организация участия кинематографических организаций в международных комиссиях, фестивалях, конференциях и других мероприятиях;

      43) обеспечение систематизации и учета проката фильмов на территории Республики Казахстан путем установления и ведения Единой автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов на территории Республики Казахстан;

      44) осуществление мониторинга проката фильмов на территории Республики Казахстан;

      45) разработка критериев отнесения фильмов к категориям для установления объема финансирования производства кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами;

      46) разработка правил отчисления с доходов от проката и показа национальных фильмов в Государственный центр поддержки национального кино;

      47) разработка перечня работ и услуг, выполняемых и оказываемых кинематографической организацией для инвестора при производстве фильмов, по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет;

      48) разработка правил ведения Единой автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов;

      49) разработка правил оказания платных видов деятельности по реализации товаров (работ, услуг) государственными библиотеками, государственными музеями и музеями-заповедниками, созданными в организационно-правовой форме государственного учреждения, и расходования ими денег от реализации товаров (работ, услуг);

      50) разработка правил выплаты субсидий государственным театрам, концертным организациям, культурно-досуговым организациям, музеям и циркам по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию;

      51) принятие решения о передаче материалов и находок в государственный музей республиканского или местного значения с указанием наименования музея;

      52) уведомление физических и юридических лиц и соответствующего государственного музея о принятом решении и необходимости осуществления процедуры приема-передачи материалов и находок;

      53) разработка правил выдачи прокатного удостоверения на фильм;

      54) организация на территории Республики Казахстан мероприятий по учету, охране, консервации, реставрации и использованию культурных ценностей, а также увековечению памяти видных деятелей культуры страны;

      55) осуществление лицензирования деятельности по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      56) разработка нормативов расценок выполнения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры;

      57) согласование предоставления в пользование памятников истории и культуры международного и республиканского значения, являющихся государственной собственностью, также памятников истории и культуры местного значения, являющихся республиканской собственностью;

      58) организация работ по фиксации памятников истории и культуры международного и республиканского значения при их перемещении или изменении;

      59) рассмотрение ходатайств физических и (или) юридических лиц о включении объектов национального культурного достояния в Государственный реестр объектов национального культурного достояния;

      60) ведение Государственного реестра объектов национального культурного достояния и Национального перечня элементов нематериального культурного наследия;

      61) разработка правил формирования и ведения Государственного реестра объектов национального культурного достояния и Национального перечня элементов нематериального культурного наследия;

      62) по предложению государственных органов, местных исполнительных органов, физических и юридических лиц направление заявки о включении в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества и список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране ЮНЕСКО, элементов нематериального культурного наследия народа Казахстана;

      63) согласование градостроительных проектов, затрагивающих территории памятников истории и культуры;

      64) согласование перемещения и изменения памятника истории и культуры;

      65) осуществление государственного контроля в сфере охраны и использования объектов историко-культурного наследия в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия";

      66) создание специальной комиссии по вопросам историко-культурного наследия, утверждение, разработка ее положения и состава;

      67) разработка правил определения охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта памятника истории и культуры и режима их использования;

      68) разработка правил и условий проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры;

      69) разработка правил установления сооружений монументального искусства;

      70) разработка правил установления мемориальных досок;

      71) осуществление полномочий собственника на памятники истории и культуры международного и республиканского значения от имени Республики Казахстан;

      72) разработка правил выявления, учета, придания и лишения статуса, перемещения и изменения, мониторинга состояния и изменения категории памятников истории и культуры;

      73) разработка правил выдачи охранных обязательств;

      74) разработка квалификационных требований и условий, предъявляемых при лицензировании деятельности по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и (или) археологических работ;

      75) разработка правил предоставления в пользование памятников истории и культуры и доступа к ним;

      76) лишение памятника истории и культуры республиканского значения его статуса и исключение его из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения на основании заключения историко-культурной экспертизы и рекомендации специальной комиссии по вопросам историко-культурного наследия;

      77) разработка правил охраны и использования памятников истории и культуры;

      78) осуществление мониторинга состояния памятников истории и культуры международного и республиканского значения и обеспечение их сохранности;

      79) признание объекта историко-культурного наследия и (или) памятника истории и культуры местного значения памятниками истории и культуры республиканского значения и включение их в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения на основании заключения историко-культурной экспертизы и рекомендации специальной комиссии по вопросам историко-культурного наследия;

      80) согласование Государственного списка памятников истории и культуры местного значения;

      81) согласование проектов научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, хозяйственной и иной деятельности на территориях памятников истории и культуры международного и республиканского значения и их охранных зон;

      82) формирование предварительного списка всемирного культурного наследия Республики Казахстан из числа памятников истории и культуры;

      83) представление предварительного списка всемирного культурного наследия Республики Казахстан;

      84) разработка правил формирования и представления предварительного списка всемирного культурного наследия Республики Казахстан;

      85) разработка правил и условий осуществления археологических работ;

      86) определение границ охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта в отношении памятников истории и культуры международного и республиканского значения;

      87) принятие решения о перемещении и изменении памятников истории и культуры международного и республиканского значения на основании заключения историко-культурной экспертизы и рекомендации специальной комиссии по вопросам историко-культурного наследия, а также согласование решения о перемещении и изменении памятников истории и культуры местного значения на основании заключения историко-культурной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 Закона Республики Казахстан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия";

      88) формирование и утверждение планов научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры и археологических работ с учетом предложений государственных органов и местных исполнительных органов, а также физических и юридических лиц, а также внесение изменений в утвержденные планы;

      89) согласование либо отказ в согласовании обозначений, являющихся достоянием истории и культуры Республики Казахстан, для использования их в качестве товарного знака, знака обслуживания, наименований мест происхождения товаров в соответствии с запросом уполномоченного государственного органа в сфере охраны товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;

      90) разработка правил размещения государственного творческого заказа в творческих кружках для детей и юношества и их функционирования;

      91) разработка правил подушевого нормативного финансирования творческих кружков для детей и юношества;

      92) разработка методики подушевого нормативного финансирования государственного творческого заказа;

      93) разработка правил определения рейтинга творческих кружков для детей и юношества;

      94) разработка типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих государственных организаций культуры;

      95) разработка правил изготовления и реализации билетов в государственных организациях культуры;

      96) разработка правил информирования зрителя об использовании фонограмм при исполнении музыкальных произведений;

      97) разработка правил и условий доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище музея, и другие отношения в области музейного дела;

      98) разработка типового положения о региональных художественных советах;

      99) разработка правил проведения историко-культурной экспертизы;

      100) разработка Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения;

      101) разработка минимальных государственных нормативов сети организаций культуры и типовых штатов государственных организаций культуры областного, городов республиканского значения, столицы, районного, городов областного значения, сельского уровней;

      102) разработка критериев оценки степени риска, проверочные листы совместно с уполномоченным органом по предпринимательству;

      103) разработка формы прокатного удостоверения на фильм;

      104) разработка правил оформления паспорта памятника истории и культуры;

      105) разработка правил назначения специальных ежемесячных денежных выплат артистам балета организаций культуры;

      106) создание комиссии по назначению выплат артистам балета;

      107) создание комиссии по охране памятников истории и культуры

      108) разработка цен на товары (работы, услуги), реализуемые государственными музеями и музеями-заповедниками, созданными в организационно-правовой форме государственного учреждения;

      109) разработка ставок арендной платы за использование памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности;

      110) создание постоянно действующей экспертной комиссии для рассмотрения документов, указанных в пункте 5 Правил ведения Государственного реестра объектов национального культурного достояния, утвержденных приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 112 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10967);

      111) создание комиссии по установлению сооружению монументального искусства;

      112) согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя управления культуры области, города республиканского значения и столицы;

      113) разработка натуральных норм в сферах культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия и кинематографии по согласованию с уполномоченным органом по бюджетному планированию;

      114) осуществление формирования, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере взаимодействия с неправительственными организациями;

      115) представление информации по реализации государственного социального заказа в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями;

      116) подготовка для размещения на интернет-ресурсе планируемых тем и информации по реализации государственного социального заказа, а также оценки результатов государственного социального заказа;

      117) оказание информационной, консультативной, методической поддержки неправительственным организациям, осуществляющим государственный социальный заказ;

      118) предоставление государственных грантов в пределах своей компетенции через оператора в сфере грантового финансирования неправительственных организаций и рассмотрении отчет оператора о результатах реализации государственных грантов;

      119) осуществление оценки эффективности государственных грантов с привлечением представителей гражданского общества в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      120) формирование государственных грантов по направлениям и объемам финансирования на основе рекомендаций Координационного совета по взаимодействию с неправительственными организациями при уполномоченном органе в сфере взаимодействия с неправительственными организациями;

      121) участие в проведении конкурсного отбора стратегических партнеров и заключении с ними договоров в соответствии с Правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2022 года № 1139;

      122) осуществление оценки исполнения стратегическими партнерами обязательств в соответствии с заключенными договорами и правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      123) разработка формы ведомственных статистических наблюдений по согласованию с уполномоченным органом в области государственной статистики;

      124) представление в уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями информации о результатах государственного заказа на реализацию стратегического партнерства в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства ежегодно до 1 декабря;

      125) разработка правил по определению тематических направлений социально значимых мероприятий в области культуры и культурных мероприятий в Республике Казахстан и за рубежом, финансируемых за счет бюджетных средств;

      126) разработка правил финансирования и нормативы финансирования проведения социально значимых мероприятий в области культуры и культурных мероприятий в Республике Казахстан и за рубежом, финансируемых за счет бюджетных средств;

      127) разработка правил отбора детских анимационных фильмов и фильмов для семейного просмотра, ввозимых на территорию Республики Казахстан, для дубляжа на казахский язык;

      128) разработка положения и состава Национальной кинокомиссии;

      Примечание ИЗПИ!

      Подпункт 129) действует до 01.01.2026 в соответствии с пунктом 5 настоящего приказа.

      129) разработка перечня произведений искусства, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость при их ввозе негосударственными музеями;

      130) в пределах своей компетенции обеспечение межкультурного и межэтнического диалога, укрепление уважения к национальной культуре, обычаям, традициям казахского народа и этническим группам;

      131) разработка полугодовых графиков проведения проверок в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

      132) создание условий для развития культуры народа Республики Казахстан;

      133) внесение предложения по созданию, реорганизации и ликвидации государственных организаций культуры;

      134) разработка правил аттестации и досрочной аттестации работников культуры государственных организаций культуры;

      135) разработка порядка формирования и содержания музейного фонда Республики Казахстан;

      136) внесение предложения о присвоении статуса "Национальный" государственным организациям культуры и отдельным профессиональным художественным, творческим коллективам;

      137) осуществление комплекса мер, направленных на организацию культурного просвещения и досуга молодежи;

      138) создание совета по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями;

      139) создание отраслевого совета по профессиональным квалификациям;

      140) внесение предложений по составу постоянно действующей комиссии по вопросам культуры и разработка положения о ней;

      141) разработка правил присуждения государственной стипендии в области культуры;

      142) внесение предложений по составу Межведомственной комиссии по вопросам государственной поддержки в сфере кинематографии;

      143) разработка положения и внесение предложений по составу Экспертного совета;

      144) внесение предложений по определению юридического лица Республики Казахстан без иностранного участия, которому передается на постоянное хранение Государственный фонд фильмов;

      145) осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.

      15. Права и обязанности:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан;

      2) принимать в пределах своей компетенции правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

      3) запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;

      4) создавать консультативно-совещательные органы при Комитете;

      5) организовывать и проводить конкурсы, фестивали, конференции, семинары и другие мероприятия в пределах компетенции Комитета;

      6) вносить предложения о представлении к государственным наградам лиц, внесших вклад в развитие сферы культуры;

      7) принимать участие в заседаниях комиссий, советов и других консультативно-совещательных органов, принимать участие в мероприятиях, проводимых Министерством и его ведомствами;

      8) осуществление иных прав, возложенных на Комитет в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также актами Министерства.

Глава 3. Статус и полномочия руководителя Комитета

      16. Руководство Комитета осуществляется председателем Комитета, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.

      17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности Министром культуры и спорта Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      18. Председатель имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем аппарата Министерства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. Полномочия председателя Комитета:

      1) представляет Руководителю аппарата Министерства предложения по штатному расписанию Комитета;

      2) определяет полномочия своих заместителей, утверждает положения о структурных подразделениях Комитета, должностные инструкции работников структурных подразделений Комитета;

      3) в установленном законодательством порядке назначает на должность и освобождает от должностей работников Комитета (за исключением заместителей председателя Комитета);

      4) вносит представления Руководителю аппарата Министерства о назначении на должности и освобождения от должностей, а также о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей председателя Комитета;

      5) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования, а также привлечения к дисциплинарной ответственности работников Комитета, за исключением заместителей председателя Комитета;

      6) назначает по согласованию с Министерством руководителей подведомственных организаций в установленном законодательством порядке;

      7) в пределах своей компетенции подписывает приказы, дает указания, обязательные для исполнения работниками Комитета;

      8) представляет Комитет в государственных органах и иных организациях в соответствии с законодательством;

      9) принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Комитете, несет персональную ответственность за принятие антикоррупционных мер;

      10) решает вопросы поощрения благодарственными письмами и почетными грамотами лиц, внесших вклад в развитие сферы культуры;

      11) принимает решения по другим вопросам, относящимся к его компетенции.

      Исполнение полномочий председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Имущество Комитета

      20. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

      Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также иного имущества, (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      21. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.

      22. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.

Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета

      23. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.