Станок жасау жөніндегі Еуразиялық инжинирингтік орталық құру тұжырымдамасы туралы

Еуразиялық үкіметаралық кеңестің 2016 жылғы 13 сәуірдегі № 1 шешімі.

      2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шарттың 92-бабы 4 және 9-тармақтарына сәйкес Еуразиялық үкіметаралық кеңестің "Еуразиялық экономикалық одақ шеңберіндегі өнеркәсіптік ынтымақтастықтың негізгі бағыттары туралы" 2015 жылғы 8 қыркүйектегі № 9 шешімін іске асыру мақсатында Еуразиялық үкіметаралық кеңес шешті:

      1. Қоса беріліп отырған Станок жасау жөніндегі Еуразиялық инжинирингтік орталық құру тұжырымдамасы (бұдан әрі – Тұжырымдама) бекітілсін.

      2. Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттердің Үкіметтері өздерінің ұлттық басымдықтарын негізге ала отырып, қоса беріліп отырған Тұжырымдаманы іске асыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы Шешім ресми жарияланған күнінен бастап күшіне енеді.

Еуразиялық үкіметаралық кеңес мүшелері:


Армения Республикасынан

Беларусь Республикасынан

Қазақстан Республикасынан

Қырғыз Республикасынан

Ресей Федерациясынан

     

  Еуразиялық үкіметаралық
кеңестің
2016 жылғы 13 сәуірдегі
№ 1 шешімімен
БЕКІТІЛГЕН

Станок жасау жөніндегі Еуразиялық инжинирингтік орталық құру
ТҰЖЫРЫМДАМАСЫ

I. Жалпы ережелер

      Осы Тұжырымдама Еуразиялық үкіметаралық кеңестің "Станок жасау жөніндегі Еуразиялық инжинирингтік орталық құру тұжырымдамасын әзірлеу туралы" 2015 жылғы 6 ақпандағы № 5 өкімін іске асыру мақсатында әзірленді.

      Станок жасау жөніндегі Еуразиялық инжинирингтік орталық (бұдан әрі – Инжинирингтік орталық) құрудың тұжырымдамасының құқықтық негізі:

      Еуразиялық үкіметаралық кеңестің "Еуразиялық экономикалық одақ шеңберіндегі өнеркәсіптік ынтымақтастықтың негізгі бағыттары туралы" 2015 жылғы 8 қыркүйектегі № 9 шешімі;

      2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шарттың 92-бабы 4-тармағының 5) тармақшасы және 9-тармағының 2) және 4) тармақшалары болып табылады.

      Осы Тұжырымдаманың мақсаттары үшін "инжинирингтік қызметтер көрсету" түсінігі 2014 жылғы 29 мамырдағы Еуразиялық экономикалық одақ туралы шартқа № 18 қосымшада айқындалған мәнде пайдаланылады.

      Инжинирингтік орталық оған Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттердің қосылуы үшін ашық.

II. Инжинирингтік орталық құру орындылығының негіздемесі

      Инжинирингтік орталықтың қызметі Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттер (бұдан әрі тиісінше – Одақ, мүше мемлекеттер) өнеркәсібінің жаңа технологиялық құрылысқа көшуіне жәрдемдесуді қамтамасыз ету мақсатында өндірістік процестерде инновациялық шешімдер, сондай-ақ өндірістік өнеркәсіптің сервис-бағдарланған моделін қалыптастыруға бағытталған.

      Инжинирингтік орталықты құрудың қажеттілігі мүше мемлекеттердің тұрақты әлеуметтік-экономикалық дамуын қамтамасыз ету талабынан туындап отыр.

      Өндіріс құралдары дамуының жоғары деңгейі дамудың технологиялық деңгейін, машина жасаудың инновацияны қажетсінушілігін және бәсекеге қабілеттілігін қамтамасыз етеді.

      Мүше мемлекеттердің конструкторлық-технологиялық әлеуетін дамыту қажеттілігі машина жасау саласындағы жабдықтың едәуір дәрежеде тозуынан туындап отыр, ол Одақ бойынша орташа есеппен 70 пайызға жетеді.

      Мүше мемлекеттерде өнеркәсіпті жаңғыртуға айтарлықтай қаражат көлемі тартылуда.

      2015-2020 жылдары машина жасау өндірісін дамытуға мүше мемлекеттердің бағдарламалық құжаттарымен мемлекеттік бюджеттерден шамамен 32 млрд. АҚШ долларын бөлу көзделіп отыр, одан машина жасау үшін өндіріс құралдарын сатып алуға жыл сайын 2 млрд.-тан астам АҚШ долларын бөлу жоспарлануда.

      Сонымен бірге қазіргі уақытта мүше мемлекеттер өнеркәсіптік кәсіпорындарының жабдыққа қажеттілігі көбіне импорттың есебінен қанағаттандырылуда. Мәселен, шетел өндірушілерінің өнімі сатып алынатын станоктік жабдықтардың 90 пайызын құрайды.

      Дамыған елдерден қосарлы мақсаттағы тауарлар мен технологиялардың экспорты Вассенаарлық уағдаластықтармен шектелген, ол станоктік жабдықтардың дәлдігі, өнімділігі және технологиялардың жаңашылдығы бойынша анағұрлым қазіргі заманғы сипаттамаларға ие 30 позициядан астамын тоқтатып отыр. Экспортқа тыйым салу экспорттық бақылау шеңберіндегі ұлттық құжаттармен және Кеңестің 2012 жылғы 19 сәуірдегі № 388/2012 Регламентімен де реттеледі. Шектеудің күші мынадай топтағы "күрделі" станоктарға қолданылады: дәлдігі 6 микрометрден астам токарлық және фрезерлік станоктар, дәлдігі 3 микрометрден астам тегістеу станоктары, синхрондық бес координаттық станок, сондай-ақ станоктардың көрсетілген санаттарына бағдарламалық қамтылым.

      Өнеркәсібі дамыған елдерде өндіріс құралдарын жаңалау әрбір 7-10 жыл сайын жүргізіледі, ол өнеркәсіптің кезекті жаңа технологиялық құрылысқа уақтылы көшуін қамтамасыз етеді.

      Германия мен Қытай сияқты әлемдік көшбасшылардың стратегиялық бастамалары инжиниринг пен технологиялардың өзара трансфері арқылы өнеркәсіптік кешендерін болашақ технлологиялық құрылысқа – "цифрлық өнеркәсіпке" өзгерту жолымен осы екі мемлекет экономикасының бәсекеге қабілеттілік басымдылығын күшейтуге бағытталған.

      Қазіргі уақытта Германия мен Қытай арасында "Industry 4.0" (Германия) мен "Made in China 2025" (Қытай) ұлттық өнеркәсіптік стратегияларын ұштастырудың базалық қағидаттары туралы келісімге қол жеткізіліп те қойылды. Аталған келісім деректер беру арналарын қорғау тиімділігін арттыру мен зияткерлік меншік құқығын қорғау бойынша елдердің бірлескен іс-қимылын, сондай-ақ Германия мен Қытай мемлекеттік органдарының болашақ технологиялық құрылыстың бірыңғай стандарттарын жасау жөніндегі бірлескен жұмысын білдіреді. Жоғарыда аталған ұлттық бағдарламалар шеңберінде жасампаз технологияларды дамыту мен игеруге қолдау көрсету көзделген, бұл ретте бағдарламалық қамтылым, бұлтты деректер базасы, роботты техника, радиожиіліктік саралау, сенсорлар айқындалған.

      2014 жылдың қорытындылары бойынша әлемдік инжинирингтік қызметтер көрсету нарығының көлемі 783 млрд. АҚШ долларын құрады (75 пайыз - құрылыс инжинирингінің үлесі, 25 пайыз - инжинирингтің консультациялық, технологиялық және өзге де түрлері).

      Әлемдік технологиялық инжиниринг нарығындағы мүше мемлекеттердің жиынтық үлесі 1 пайызды құрайды. Бұл ретте, құрылыс инжинирингін қоса алғанда, тұтастай Одақтың инжинирингтік қызметтер көрсету нарығы шамамен 5 пайызды құрайды. Қазіргі уақытта мүше мемлекеттердің кешенді инжинирингті сұранысын көбіне шетелдік компаниялар қанағаттандырып отыр.

      Соңғы жылдар ішінде станок жасау саласындағы әзірленімдерге жеткілікті инвестиция салмау мүше мемлекеттердегі станок жасау саласы мен сабақтас салаларды дамытуда айтарлықтай артта қалушылықты туындатты. Мемлекеттік бағдарламаларды іске асыру нәтижесінде алынған әзірленімдерді жекеше компаниялар, олардың құқық иесі мемлекет болып табылатындықтан, мүше мемлекеттің тиісті рұқсатын алған кезде ғана енгізе алады.

      Мүше мемлекеттердің мемлекеттік бағдарламаларын талдау көрсеткендей, станок жасау саласындағы ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдерге қаражат бөлуді мүше мемлекеттер былайша жүзеге асырады:

      Беларусь Республикасында 2013 жылдан бастап 2015 жылды қоса алғанда 14 млрд. белорусь рублі бөлінген;

      Ресей Федерациясында 2014 жылдан бастап 2016 жылды қоса алғанда 0,7 млрд. Ресей рублі шамасында бюджеттік қаржыландыру көзделген;

      Армения Республикасында станок жасау саласын дамытуға қаражат бөлу көзделмеген. Армения Республикасының өнеркәсіптік саясатын іске асыру бойынша 2012 - 2015 жылдарға арналған дәлдеме машина жасау секторындағы іс-шаралар бағдарламасында, инновацияларға жәрдем көрсету мен мүмкіндіктерді дамытуды қоса алғанда, 6 стратегиялық бағыт көзделген. Инновацияларға жәрдем көрсету зияткерлік меншікті қорғау жүйесін жетілдіру жөніндегі іс-шараларды қамтиды;

      Қазақстан Республикасында Қазақстан Республикасы Президентінің 2014 жылғы 1 тамыздағы № 874 Жарлығымен бекітілген Қазақстан Республикасын индустриялық-инновациялық дамытудың 2015 - 2019 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасында станок жасау саласын дамытуға қаражат бөлу көзделмеген, сонымен бір мезгілде басым секторлардағы (агрохимия, автомобиль жасау, электр жабдықтары, ауыл шаруашылығы машиналарын жасау, теміржол машиналарын жасау, тау-кен өнеркәсібіне арналған машиналар мен жабдықтар өндірісі, мұнай-газ машиналарын жасау) шағын және орта бизнес базасында сервистік және инжинирингтік қызметтер көрсетуді дамытуға басымдық берілген. Соның ішінде "Назарбаев Университеті" кластері ғылыми паркі шеңберінде мынадай кластерлер құру жоспарланған: геологиялық      кластер, ақпараттық-коммуникациялық технологиялар кластері, инжиниринг (жаңартылатын энергетика, ғарыштық технология) кластері, биомедицина кластері.

      Қазіргі уақытта Одақ кеңістігінде өнеркәсіптік роботты техниканы дамытудың қолданыстағы бағдарламасы жоқ ("AutoNet" және "AeroNet" ресейлік бағдарламалар сервистік роботтар сегментіне бағытталған). Сонымен бір мезгілде мүше мемлекеттердің бағдарламалық құжаттарына сәйкес роботты техника Армения Республикасы, Беларусь Республикасы, Қазақстан Республикасы және Ресей Федерациясы үшін өнеркәсіпті дамытудың басым бағыты болып табылады.

      Кең ауқымды ғылыми және өндірістік әлеуетті қалпына келтіру айтарлықтай қаржылық әрі зияткерлік күш-жігерді талап етеді және барлық мүше мемлекеттер үшін өзекті болып табылады. Бұл ретте мүше мемлекеттердің қолда бар ресурстарын шоғырландырып, оларды барынша тиімді пайдалану қажеттілігі туындайды.

      Инжинирингтік орталық машина жасау саласын өндіріс құралдарымен қамтамасыз ету, мүше мемлекеттерде бар технологияларға мүше мемлекеттердің өнеркәсіптік кәсіпорындарының қолжетімділігін оңтайландыру үшін, сондай-ақ анағұрлым қазіргі заманғы әлемдік технологиялар мен әзірленімдерге қолжетімділікті қамтамасыз етуге арналған мүше мемлекеттердің мүмкіндіктерін пайдалану үшін мүше мемлекеттердің инновациялық әлеуетін біріктіруге бейімделген.

ІІІ. Инжинирингтік орталықтың мақсаттары мен міндеттері, сондай-ақ оларды іске асыру тетіктері

      Инжинирингтік орталық инжинирингтік қызметтер көрсетеді.

      Мүше мемлекеттер өзінің ұлттық басымдықтарын негізге ала отырып Инжинирингтік орталық пен оның элементтерін (құзыреттер орталықтарын) құрады.

      Инжинирингтік орталық қызметінде мүше мемлекеттердің ғылыми және өндірістік әлеуеті барынша пайдаланылуға тиіс.

      Инжинирингтік орталық қызметінің негізгі мақсаттары инновациялық технологиялық шешімдер әзірлеу мен оларды мүше мемлекеттердің өндірістік процесіне енгізуге жәрдемдесу болып табылады.

      Инжинирингтік орталық қызметінің негізгі міндеттері мыналар болып табылады:

      станок жасау саласы мен сабақтас салаларды дамыту бағыттары бойынша ұзақ мерзімді болжамдау мен ұсыныстарды тұжырымдау;

      мүше мемлекеттердің машина жасау кәсіпорындарының өндірістік процесіне әлемдік деңгейдегі қазіргі заманғы әрі инновациялық технологияларды енгізуге жәрдемдесу;

      мүше мемлекеттердің өндірістік қуаттарын тиімді пайдалану және машина жасау кешендерін өзара тиімді дамыту үшін жаңа машина жасау кәсіпорындарын технологиялық жарақтандыру бойынша ұсыныстарды тұжырымдау;

      мүше мемлекеттердің машина жасау кәсіпорындарын жаңғырту бойынша бірлескен кооперациялық жобаларды іске асыру және үшінші елдер мен мүше мемлекеттер аумақтарындағы қазіргі заманғы әрі инновациялық технологиялардың трансфертіне жәрдемдесу;

      мүше мемлекеттер кәсіпорындарының бірлесіп шығарған машина жасау саласына арналған өндіріс құралдарының сапасын айқындау бойынша тәсілдерді жетілдіру;

      бірлесіп өндірген жоғары технологиялық өнімдердің экспорттық әлеуетін дамыту (мүше мемлекеттер аумақтарында бәсекеге қабілетті өндіріс құралдарын жасау);

      станок жасау саласы мен сабақтас салалардағы кадрлық әлеуеттің дамуына жәрдемдесу;

      өнімнің тіршілік циклінің сервистік-бағдарланған моделін қалыптастыру.

      Аталған міндеттерді іске асыру үшін Инжинирингтік орталық мынадай тетіктерді пайдаланады:

      әлемдік үрдістерді, нақты тауарлар, салалар, өндіріс түрлері бойынша сыртқы және ішкі нарықтық конъюнктураның өзгерістерін талдамалық зерттеу;

      экономиканың басым салаларында талап етілетін перспективалық технологиялық шешімдердің жаңартылып отыратын тізбесін қалыптастыру;

      мүше мемлекеттер арасында ақпарат алмасуға жәрдемдесу, машина жасау үшін перспективалық өндіріс құралдарын әзірлеу (ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдерді қоса алғанда);

      игерілген (әзірлеуге жоспарланған) технологиялардың бірыңғай электрондық деректер базасын пайдалану;

      мүдделі өндірушілермен және инновациялық инфрақұрылым объектілерімен, соның ішінде, трансұлттық корпорацияларды қоса алғанда, әлемдік технологиялық көшбасшылармен өзара іс-қимылды және тәжірибе алмасуды кеңейту;

      машина жасау кәсіпорындарын жаңғырту бойынша жобалардың тиімділігін бағалау (технологиялық және энергетикалық аудит);

      Инжинирингтік орталықтың өндіріс тиімділігін оңтайландыру мен арттыру жөніндегі ұсыныстарды қамтитын қорытындыларын дайындау;

      Одақтың ортақ нарығында мүше мемлекеттердің машина жасау өнімінің үлесін ұлғайтуға және өндірісті оқшаулауды кезең-кезеңмен арттыруға жәрдемдесу;

      инновациялық инфрақұрылым объектілерімен және даму институттарымен өзара іс-қимыл кезінде машина жасау кәсіпорындарының әлеуетін ескере отырып, жоғары технологиялық өнім өндірісінің ұтымды кооперациялық тізбегін әзірлеу;

      өнеркәсіптік өнім қосалқы контрактациясы жүйесін дамытуға жәрдемдесу;

      жобалық басқару мен ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдерді іске асыру тәуекелдерін басқарудың корпоративтік стандарттарын енгізуді ескере отырып, станок жасау саласы мен сабақтас салаларда пайдаланылатын құрауыштық базаны өндіретін ұйымдар үшін сапа менеджментін әзірлеп, енгізу;

      бірлесіп өндірілген өнімді, соның ішінде лизингтік операцияларды қаржыландыру, валюталық тәуекелдерді сақтандыру және төмендету құралдарын экспортқа ілгерілету үшін даму институттарының құралдары мен тетіктерін пайдалану;

      үшінші елдердегі көрме-жәрмеңкелік және экспозициялық қызметке, маркетингтік және имидждік іс-шараларға қатысу;

      станок жасау саласы мен сабақтас салалар кәсіпорындары мен машина жасау үшін кадрлар даярлауды, соның ішінде кәсіби стандарттарды қалыптастыруды жүзеге асыратын техникалық білім беру мекемелерінің тиімді ынтымақтастығы жөнінде ұсыныстар тұжырымдау;

      "WorldSkills" қозғалысын дамытуға жәрдемдесу;

      әзірленетін өндіріс құралдары үшін құрауыштық базаны біріздендіру және оны шығарылатын жабдыққа бейімдеу;

      өндіріс құралдары үшін құрауыштық база өндірісінің оқшаулау тетіктерін пайдалану;

      сервистік қызметтерді қашықтықтан көрсету;

      өндіріс құралдарына сервистік қызмет көрсету желісін дамыту;

      станок жасау саласында сандық бағдарламалық басқару жүйесі үшін бірыңғай бағдарламалық орта мен біріздендірілген бағдарламалық қамтылым жасау.

      Инжинирингтік орталықтың мейлінше тиімді қызметін қамтамасыз ету мақсатында мүше мемлекеттердің шешімі бойынша міндеттер мен оларды іске асыру тетіктерінің түзетілуі, мемлекеттік қолдау тетіктері қолданылуы мүмкін.

      Инжинирингтік орталық, жүргізілуін Комиссия Одақтың интеграцияланған ақпараттық жүйесін пайдалана отырып, жүзеге асыратын, мүше мемлекеттер аумақтарында өндірілетін өнімнің тізбесін қалыптастыру бойынша ұсыныстар дайындауды жүзеге асырады.

      Аталған тізбеге енгізілген өнімге қатысты Комиссияның немесе мүше мемлекеттердің сұрау салуы бойынша Инжинирингтік орталық:

      Одақ аумағында әкелінетін өнім өндірісі баламасының бар-жоғы туралы қорытындылар;

      Еуразиялық экономикалық одақ Бірыңғай кедендік тарифінің әкелінген кедендік баж салығының мөлшерлемесін өзгертудің орындылығы туралы қорытындылар ;

      өндірісті жаңғыртудың ұлттық бағдарламаларын іске асыру кезінде мүше мемлекеттердің басқа мүше мемлекеттер өндірушілерінің мүмкіндіктерін есепке алуы бойынша ұсыныстар дайындауды жүзеге асырады.

IV. Инжинирингтік орталық қызметінің күтілетін нәтижелері

      Инжинирингтік орталық қызметінің қорытындылары бойынша мынадай нәтижелерге қол жеткізу жоспарланады:

      мүше мемлекеттер кәсіпорындарының Инжинирингтік орталық әзірлеген технологиялар мен инновациялық өнімге қолжетімділігінің тең жағдайларын қамтамасыз ету;

      станок өнімі өндірісінің жалпы көлемінде жоғары технологиялық өнім, оның ішінде құрауыш өнім (сандық бағдарламалық басқару, бағдарламалық қамтылым, жетектер) үлесін 30 пайызға дейін ұлғайту;

      станок жасау саласы мен сабақтас салаларда инвестициялар көлемін өсіру және технологиялық инновацияларға шығынды арттыру (Одақта инновацияға шығынның деңгейі қазіргі уақытта орта есеппен ІЖӨ-нің 1,35 пайызын құрайды);

      станок жасау саласы мен сабақтас салаларда, бәрінен бұрын өндіріс құралдарын жобалау саласында кадрлық әлеуетті өсіру, жас мамандар үшін станок жасау саласындағы жұмыс тартымдылығын қамтамасыз ету;

      станок жасау кәсіпорындарының қолда бар және жасалып жатқан қуаты жүктемесінің деңгейін жоғарылату.

      Осылайша, Инжинирингтік орталықты құру өнеркәсіптің жоғары технологиялық салаларының техникалық прогресс қарқынын, мүше мемлекеттер машина жасау өнімінің бәсекеге қабілеттілік деңгейін және мүше мемлекеттер экономикасы дамуының тәуелсіздігі мен тұрақтылығы деңгейін айқындайтын өнеркәсіптік өндіріс дамуының технологиялық процестерін басқарудың негізгі проблемаларын шешуге бағытталған.

      Инжинирингтік орталықты құру мүше мемлекеттер өнеркәсібі салаларының технологиялық мүмкіндіктерінің ұзақ перспективаға дамуын және машина жасау өнімінің сапасын көтеру үшін техникалық негіз жасауды, экономикалық өсімді және жоғары технологиялық машина жасау өнімінің әлемдік нарықтардағы бәсеге қабілеттілігін қамтамасыз етеді. Инжинирингтік орталық қызметі мүше мемлекеттер өнеркәсіптік кешендерінің интеграциялануына ықпал ететін болады.

V. Инжинирингтік орталықтың ұйымдық-құқықтық нысаны

            Инжинирингтік орталықтың ұйымдық-құқықтық нысаны, орналасқан жері, құрылымы мен штат саны құрылтай құжаттарында айқындалады. Мүше мемлекеттер құрылтайшыларды дербес айқындайды.

            Әрбір мүше мемлекет Инжинирингтік орталықтың жұмысына қатысатын мүше мемлекеттегі инновациялық қызметтің дамуына жауап беретін ұлттық үйлестіруші (бұдан әрі - ұлттық үйлестіруші) функциялары берілген ұйымды (өндірістік немесе ғылыми ұйымды) айқындайды. Ұлттық үйлестірушілердің құрамы Инжинирингтік орталықтың құрылтай құжаттарында бекітілген.

      Инжинирингтік орталықтың құрылтай құжаттарына сәйкес айқындалған басқарушы орган Инжинирингтік орталық қызметінің стратегиясын қалыптастырады, ғылыми-техникалық ынтымақтастық пен бірлескен әзірленімдердің негізгі бағыттарын айқындайды, станок жасау және сабақтас салалар аясындағы ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдердің ұлттық және бірлескен бағдарламаларының мониторингін, сондай-ақ әкелінетін жабдықтар өндірісі баламасының бар-жоғы туралы қорытындылар беруді қамтамасыз етеді.

      Инжинирингтік орталық Еуразиялық экономикалық комиссиямен Еуразиялық экономикалық комиссия жанынан құрылған Өнеркәсіп жөніндегі консультативтік комитет шеңберінде өзара іс-қимыл жасайды.

VI. Инжинирингтік орталық шеңберіндегі ғылыми-техникалық ынтымақтастық


      Инжинирингтік орталық машина жасау қажеттіліктерін, өндіріс құралдары мен еңбек құралдарын дамыту үшін перспективалық тауашаларды болжамдайды, экономиканың басым салаларында талап етілетін перспективалық технологиялық шешімдердің жаңартылатын тізбесін қалыптастырады.

      Ғылыми-техникалық саладағы кооперацияны қамтамасыз ету мақсатында Еуразиялық технологиялық тұғырнамалар қалыптастырылады. Инжинирингтік орталықтың станок жасау мен технологиялық тұғырнамалар саласындағы техникалық даму интеграторы ретіндегі және ғылыми ынтымақтастық операторы ретіндегі бірлескен жұмысы құрылатын құрылымдарды қазіргі бар технологиялық сын-қатерлерге неғұрлым тиімді сәйкес келтіруге және түпкі нәтижесінде Одақтың өнеркәсіптік кешенін қазіргі заманғы өндіріс құралдарымен қамтамасыз етуге мүмкіндік береді.



  Станок жасау жөніндегі
Еуразиялық инжинирингтік
орталық құру тұжырымдамасына
ҚОСЫМША

Станок жасау жөніндегі Еуразиялық инжинирингтік орталық қызметінің міндеттері, оларды іске асыру тетіктері мен нәтижелері

Міндет
 

Міндеттерді іске асыру тетігі
 

Нәтижелер
 

1. Станок жасау саласы мен сабақтас салаларды дамыту бағыттары бойынша ұзақ мерзімді болжамдау мен ұсыныстар тұжырымдау

әлемдік үрдістерді, нақты тауарлар, салалар, өндіріс түрлері бойынша сыртқы және ішкі нарықтық конъюнктураның өзгерістерін талдамалық зерттеу

станок жасау саласы мен сабақтас салаларды дамыту болжамы



Еуразиялық инжинирингтік орталықтың (бұдан әрі - Инжинирингтік орталық) станок
жасау саласы мен сабақтас салаларды дамыту жөніндегі ұсынысы
 


экономиканың басым салаларында талап етілетін перспективалық технологиялық шешімдердің жаңартылып отыратын тізбесін қалыптастыру

перспективалық ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдер тізбесі



экономиканың басым салаларында талап етілетін перспективалық технологиялық
шешімдер тізбесі


2. Мүше мемлекеттердің машина жасау кәсіпорындарының өндірістік процесіне әлемдік деңгейдегі қазіргі заманғы әрі инновациялық технологияларды енгізуге жәрдемдесу
 

Еуразиялық экономикалық одаққа мүше мемлекеттер (бұдан әрі-мүше мемлекеттер) арасында ақпарат алмасуға жәрдемдесу, машина жасау үшін перспективалық өндіріс құралдарын әзірлеу (ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдерді қоса алғанда)
 

қосарланудың жоқтығы туралы Инжинирингтік орталық қорытындыларының саны
 
бірлескен ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдер саны және оларды қаржыландыру көлемі


игерілген (әзірлеуге жоспарланған) технологиялардың бірыңғай электрондық деректер базасын пайдалану
 
 



мүдделі өндірушілермен және инновациялық инфрақұрылым объектілерімен, соның ішінде, трансұлттық корпорацияларды қоса алғанда, әлемдік технологиялық көшбасшылармен өзара іс-қимылды және тәжірибе алмасуды кеңейту
 

кәсіпорындарды жаңғыртуға арналып жасалған, оның ішінде даму институттары қоса қаржыландыратын келісімшарттар саны

3. Мүше мемлекеттердің өндірістік қуаттарын тиімді пайдалану және машина жасау кешендерін өзара пайдалы дамыту үшін жаңа
 
 

машина жасау кәсіпорындарын жаңғырту бойынша жобалардың тиімділігін бағалау (технологиялық және энергетикалық аудит)
 
 
 

тиімділікті бағалау қорытындылары бойынша оңтайландырылған шығыстар сомасы

машина жасау кәсіпорындарын технологиялық жарақтандыру бойынша ұсыныстарды тұжырымдау

Инжинирингтік орталықтың өндіріс тиімділігін оңтайландыру мен арттыру жөніндегі ұсыныстарды қамтитын қорытындыларын дайындау
 

Инжинирингтік орталық қорытындыларының саны


Одақтың ортақ нарығында мүше мемлекеттердің машина жасау өнімінің үлесін арттыруға және өндірісті оқшаулауды кезең-кезеңімен көтеруге жәрдемдесу

мүше мемлекеттер аумағында өндірілген өнімдер тізбесіне сәйкес мүше мемлекеттер аумақтарында өнім өндірісінің бар-жоғы туралы қорытындылар саны
 



мүше мемлекеттердің өнеркәсіптік өндірістерін қолдау жөніндегі іс-шаралар жоспарына енгізу үшін Инжинирингтік орталықтың ұсыныстары (оның ішінде мемлекеттік және корпоративтік сатып алулар, ұзақ мерзімді келісімшарттарды орналастыру, өзара тиімді өнеркәсіптік кооперациялар мен қосалқы контрактациялардың перспективалық нысандарын, түрлі қаржылық қолдау құралдарын дамыту, индустриялық -инновациялық инфрақұрылымды дамыту сияқты құралдары пайдалану есебінен )
 



Еуразиялық экономикалық комиссияның немесе мүше мемлекеттердің сұрау салуы бойынша дайындалған Еуразиялық экономикалық одақтың Бірыңғай кеден тарифінің кедендік әкелу бажы салықтарының мөлшерлемесін өзгертудің орындылығы туралы қорытындылар саны

4. Мүше мемлекеттердің машина жасау кәсіпорындарын жаңғырту бойынша бірлескен кооперациялық жобаларды іске асыру және үшінші елдерден әрі мүше мемлекеттер аумақтарындағы қазіргі заманғы әрі инновациялық технологиялардың трансферіне жәрдемдесу
 

инновациялық инфрақұрылым объектілерімен және даму институттарымен өзара іс-қимыл кезінде машина жасау кәсіпорындарының әлеуетін ескере отырып, жоғары технологиялық өнім өндірісінің ұтымды кооперациялық тізбесін әзірлеу
 

машина жасау кәсіпорындарын жаңғырту бойынша іске асылған бірлескен жобалар саны
машина жасау кәсіпорындарын жаңғыртуға жұмсалған шығынның өсуі
 


өнеркәсіптік өнім қосалқы контрактациясы жүйесін дамытуға жәрдемдесу
 

қосалқы контрактация жүйесін пайдаланатын машина жасау кәсіпорындары санының өсуі
 
 



қосалқы контрактация жүйесі шеңберінде жасалған келісімшарттар көлемінің серпіні
 
 

5. Мүше мемлекеттер кәсіпорындарының бірлесіп шығарған машина жасау саласына арналған өндіріс құралдарының сапасын айқындау бойынша тәсілдерді жетілдіру

жобалық басқару мен ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық әзірленімдерді іске асыру тәуекелдерін басқарудың корпоративтік стандарттарын енгізуді ескере отырып, станок жасау саласы мен сабақтас салаларда пайдаланылатын құрауыштық базаны өндіретін ұйымдар үшін сапа менеджментін әзірлеп, енгізу

ерікті сертификаттау жүйесі
сертификатталған машина жасау өндірістерінің (берілген сертификаттар) саны
сертификат алу үшін кәсіпорындар өтініштерінің саны
 
 

6. Бірлесіп өндірген жоғары технологиялық өнімдердің экспорттық әлеуетін дамыту (мүше мемлекеттер аумақтарында бәсекеге қабылетті өндіріс құралдарын жасау)
 

бірлесіп өндірілген өнімді, соның ішінде лизингтік операцияларды қаржыландыру, валюталық тәуекелдерді сақтандыру және төмендету құралдарын экспортқа ілгерілету үшін даму институттарының құралдары мен тетіктерін пайдалану
 
үшінші елдердегі көрме-жәрмеңкелік және экспозициялық қызметке, маркетингтік және имидждік іс-шараларға қатысу
 

даму институттары мақұлдаған жобалар саны
 
 
 
 
 
үшінші елдердегі көрмелер, жәрмеңкелер және өзге де іс-шаралар саны
 

7. Станок жасау саласы мен сабақтас салалардағы кадрлық әлеуеттің дамуына жәрдемдесу
 

станок жасау саласы мен сабақтас салалар кәсіпорындары мен машина жасау үшін кадрлар даярлауды, соның ішінде кәсіби стандарттарды қалыптастыруды жүзеге асыратын техникалық білім беру мекемелерінің тиімді ынтымақтастығы жөнінде ұсыныстар тұжырымдау

ынтымақтастық туралы жасасқан келісімдер саны
 
 
білім беру мекемелерінде даярлықтан және қайта даярлықтан өткен персонал саны
 



станок жасау саласы мен сабақтас салалардағы еңбек өнімділігінің серпіні
 



жаңғыртылған кәсіпорындардағы еңбек өнімділігінің серпіні
 


"WorldSkills" қозғалысын дамытуға жәрдемдесу

біріздендірілген кәсіби, оның ішінде халықаралық стандарттардың саны






"Worldskills" қозғалысы қатысушыларының саны

8. Өнімнің тіршілік циклінің сервистік-бағдарланған моделін қалыптастыру

әзірленетін өндіріс құралдары үшін құрауыштық базаны біріздендіру және оны шығарылатын жабдыққа бейімдеу
 

біріздендірілген құрауыштар тізбесі


өндіріс құралдары үшін құрауыштық база өндірісінің оқшаулау тетіктерін пайдалану
 



сервистік қызметтерді қашықтықтан көрсету
 
өндіріс құралдарына сервистік қызмет көрсету желісін дамыту
 

қашықтан көрсетілетін қызметтер тізбесі
 
сервистік орталықтар саны (қызмет көрсету желілерінің дамығандығы)
 



бірыңғай бағдарламалық орта мен біріздендірілген бағдарламалық қамтылымды жасау
 


біріздендірілген бағдарламалық қамтылым тізбесі

     

О Концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению

Решение Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2016 года № 1

      Примечание РЦПИ!
      Решение вступило в силу 15.04.2016 - сайт Евразийского экономического союза.

      В соответствии с пунктами 4 и 9 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, с целью реализации Решения Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9 «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» Евразийский межправительственный совет решил:
      1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению (далее - Концепция).
      2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза обеспечить реализацию прилагаемой Концепции исходя из своих национальных приоритетов.
      3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.

        Члены Евразийского межправительственного совета:

От
Республики
Армения

От
Республики
Беларусь

От
Республики
Казахстан

От
Кыргызской
Республики

От
Российской
Федерации

УТВЕРЖДЕНА       
Решением Евразийского  
межправительственного совета
от 13 апреля 2016 г.  

КОНЦЕПЦИЯ
создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению

I. Общие положения

      Настоящая Концепция разработана в целях реализации распоряжения Евразийского межправительственного совета от 6 февраля 2015 г. № 5 «О разработке концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению».
      Правовой основой создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению (далее - Инжиниринговый центр) являются:
      Решение Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9 «Об основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза»;
      подпункт 5 пункта 4 и подпункты 2 и 4 пункта 9 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
      Для целей настоящей Концепции понятие «инжиниринговые услуги» используется в значении, определенном в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
      Инжиниринговый центр открыт для присоединения к нему государств - членов Евразийского экономического союза.

II. Обоснование целесообразности создания
Инжинирингового центра 

      Деятельность Инжинирингового центра направлена на формирование инновационных решений в производственных процессах в целях обеспечения содействия переходу к новому технологическому укладу промышленности государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), а также сервис-ориентированной модели промышленного производства.
      Необходимость создания Инжинирингового центра обусловлена потребностью обеспечения устойчивого социально-экономического развития государств-членов.
      Высокий уровень развития средств производства обеспечивает технологический уровень развития, инновационноемкость и конкурентоспособность машиностроения.
      Необходимость развития конструкторско-технологического потенциала государств-членов обусловлена значительной степенью износа оборудования в отрасли машиностроения, который в среднем по Союзу достигает 70 процентов.
      В государствах-членах на модернизацию промышленности привлекаются существенные объемы средств.
      В 2015 - 2020 годах программными документами государств-членов на развитие машиностроительного производства предусматривается выделение из государственных бюджетов около 32 млрд. долларов США, из которых на закупку средств производства для машиностроения планируется направлять ежегодно более 2 млрд. долларов США.
      Вместе с тем в настоящее время потребность промышленных предприятий государств-членов в оборудовании удовлетворяется преимущественно за счет импорта. Так, продукция иностранных производителей составляет 90 процентов закупаемого станочного оборудования.
      Экспорт товаров и технологий двойного назначения из развитых стран ограничен Вассенаарскими договоренностями, которые сдерживают поставку более 30 позиций станочного оборудования, обладающего наиболее современными по точности, производительности и новизне технологий характеристиками. Запрет на экспорт также регламентируется национальными документами в рамках экспортного контроля и Регламентом Совета (ЕС) от 19 апреля 2012 г. № 388/2012. Ограничение распространяется на «сложные» станки следующих групп: токарные и фрезерные станки с точностью выше 6 микрометров, шлифовальные станки с точностью выше 3 микрометров, синхронные пятикоординатные станки, а также на программное обеспечение к указанным категориям станков.
      В промышленно развитых странах обновление средств производства происходит каждые 7 - 10 лет, что обеспечивает своевременный переход промышленности на очередной новый технологический уклад.
      Стратегические инициативы мировых лидеров, таких как Германия и Китай направлены на усиление конкурентных преимуществ экономик этих двух государств путем трансформации их промышленных комплексов в будущий технологический уклад - «цифровую промышленность» путем развития инжиниринга и взаимного трансфера технологий.
      В настоящее время уже достигнуто соглашение между Германией и Китаем о базовых принципах сопряжения национальных промышленных стратегий «Industry 4.0» (Германия) и «Made in China 2025» (Китай). Данное соглашение предполагает совместные действия стран по повышению эффективности защиты каналов передачи данных и защите прав на интеллектуальную собственность, а также совместную работу государственных органов Германии и Китая по созданию единых стандартов будущего технологического уклада. В рамках вышеуказанных национальных программ предусмотрена поддержка развития и освоения критических технологий, в качестве которых определены программное обеспечение, облачные базы данных, робототехника, радиочастотная идентификация, сенсоры.
      По итогам 2014 года объем мирового рынка инжиниринговых услуг составил 783 млрд. долларов США (75 процентов - доля строительного инжиниринга, 25 процентов - консультационный, технологический и иные виды инжиниринга).
      Совокупная доля государств-членов в мировом рынке технологического инжиниринга составляет 1 процент. При этом рынок инжиниринговых услуг Союза в целом, включая строительный инжиниринг, составляет примерно 5 процентов. В настоящее время потребности государств-членов в комплексном инжиниринге удовлетворяются преимущественно иностранными компаниями.
      Недостаточное инвестирование в разработки в отрасли станкостроения в течение последних лет обусловило критическое отставание в развитии отрасли станкостроения и смежных отраслей в государствах-членах. Разработки, полученные в результате реализации государственных программ, могут внедряться частными компаниями только при получении соответствующего разрешения государства-члена, поскольку их правообладателем является государство.
      Анализ государственных программ государств-членов показал, что выделение средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в сфере станкостроения осуществляется государствами-членами следующим образом:
      в Республике Беларусь с 2013 по 2015 годы выделено 14 млрд. белорусских рублей;
      в Российской Федерации с 2014 по 2016 годы предусмотрено бюджетное финансирование около 0,7 млрд. российских рублей;
      в Республике Армения не предусмотрено выделение средств на развитие отрасли станкостроения. Программой мероприятий в секторе точного машиностроения на 2012 - 2015 годы по реализации стратегии промышленной политики Республики Армения предусмотрено 6 стратегических направлений, включая содействие инновациям и развитие возможностей. Содействие инновациям включает в себя мероприятия по усовершенствованию системы защиты интеллектуальной собственности;
      в Республике Казахстан Государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 г. № 874, не предусмотрено выделение средств на развитие отрасли станкостроения, в то же время отдается приоритет развитию сервисных и инжиниринговых услуг на базе малого и среднего бизнеса в приоритетных секторах (агрохимия, автомобилестроение, электрооборудование, сельскохозяйственное машиностроение, железнодорожное машиностроение, производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности, нефтегазовое машиностроение). В том числе планируется создание следующих кластеров в рамках научного парка кластера «Назарбаев Университет»: геологический кластер, кластер информационно-коммуникационных технологий, кластер инжиниринга (возобновляемая энергетика, космические технологии), биомедицинский кластер.
      В настоящее время на пространстве Союза отсутствуют действующие программы развития промышленной робототехники (российские программы «AutoNet» и «AeroNet» направлены на сегмент сервисных роботов). В тоже время согласно программным документам государств-членов робототехника является приоритетным направлением развития промышленности для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
      Восстановление полномасштабного научного и производственного потенциала требует значительных финансовых и интеллектуальных усилий и является актуальным для всех государств-членов. При этом возникает необходимость концентрации имеющихся ресурсов государств-членов и их максимально эффективного использования.
      Инжиниринговый центр призван объединить инновационный потенциал государств-членов для обеспечения отрасли машиностроения средствами производства, оптимизации доступа промышленных предприятий государств-членов к имеющимся в государствах-членах технологиям, а также для использования возможностей государств-членов для обеспечения доступа к наиболее современным мировым технологиям и разработкам.

III. Цели и задачи Инжинирингового центра,
а также механизмы их реализации

      Инжиниринговый центр оказывает инжиниринговые услуги.
      Государства-члены создают Инжиниринговый центр и его элементы (центры компетенций) исходя из своих национальных приоритетов.
      В деятельности Инжинирингового центра должен максимально использоваться научный и производственный потенциал государств-членов.
      Основными целями деятельности Инжинирингового центра являются разработка инновационных технологических решений и содействие их внедрению в производственные процессы машиностроительных комплексов государств-членов.
      Основными задачами деятельности Инжинирингового центра являются:
      долгосрочное прогнозирование и выработка предложений по направлениям развития отрасли станкостроения и смежных отраслей;
      содействие внедрению современных и инновационных технологий мирового уровня в производственные процессы машиностроительных предприятий государств-членов;
      выработка предложений по эффективному использованию производственных мощностей государств-членов и технологическому оснащению новых машиностроительных предприятий для взаимовыгодного развития машиностроительных комплексов;
      реализация совместных кооперационных проектов по модернизации машиностроительных предприятий государств-членов и содействие трансферу современных и инновационных технологий из третьих стран и на территориях государств-членов;
      совершенствование подходов по определению качества совместно произведенных предприятиями государств-членов средств производства для отрасли машиностроения;
      развитие экспортного потенциала высокотехнологичной совместно произведенной продукции (создание конкурентоспособных средств производства на территориях государств-членов);
      содействие развитию кадрового потенциала в отрасли станкостроения и смежных отраслях;
      формирование сервис-ориентированной модели жизненного цикла продукции.
      Для реализации указанных задач Инжиниринговый центр использует следующие механизмы:
      аналитические исследования мировых тенденций, изменений внешней и внутренней рыночной конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств;
      формирование обновляемого перечня перспективных технологических решений, востребованных в приоритетных отраслях экономики;
      содействие обмену информацией между государствами-членами, разработка перспективных средств производства для машиностроения (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);
      использование единого электронного банка данных освоенных (планируемых к разработке) технологий;
      расширение взаимодействия и обмен опытом с заинтересованными производителями и объектами инновационной инфраструктуры, в том числе с мировыми технологическими лидерами, включая транснациональные корпорации;
      оценка эффективности проектов по модернизации машиностроительных предприятий (технологический и энергетический аудит);
      подготовка заключений Инжинирингового центра, включающих в себя предложения по оптимизации и повышению эффективности производства;
      содействие увеличению доли машиностроительной продукции государств-членов на общем рынке Союза и поэтапному повышению локализации производства;
      разработка рациональных кооперационных цепочек производства высокотехнологичной продукции с учетом потенциала машиностроительных предприятий при взаимодействии с объектами инновационной инфраструктуры и институтами развития;
      содействие развитию системы субконтрактации промышленной продукции;
      разработка и внедрение стандарта менеджмента качества для организаций, производящих компонентную базу, используемую в отрасли станкостроения и смежных отраслях, с учетом внедрения корпоративных стандартов проектного управления и управления рисками реализации научно-исследовательских и опытноҒконструкторских разработок;
      использование инструментов и механизмов институтов развития для продвижения на экспорт совместно произведенной продукции, в том числе инструментов финансирования лизинговых операций, страхования и снижения валютных рисков;
      участие в выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, маркетинговых и имиджевых мероприятиях в третьих странах;
      выработка предложений по эффективному сотрудничеству предприятий отрасли станкостроения и смежных отраслей и технических образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для машиностроения, в том числе формирование профессиональных стандартов;
      содействие развитию движения «WorldSkills»;
      унификация компонентной базы для разрабатываемых средств производства и ее адаптация к выпускаемому оборудованию;
      использование механизмов локализации производства компонентной базы для средств производства;
      дистанционное оказание сервисных услуг;
      развитие сети сервисного обслуживания средств производства;
      создание единой программной среды и унифицированного программного обеспечения для систем числового программного управления в сфере станкостроения.
      В целях обеспечения наиболее эффективной деятельности Инжинирингового центра по решению государств-членов могут корректироваться задачи и механизмы их реализации, применяться механизмы государственной поддержки.
      Инжиниринговым центром осуществляется подготовка предложений по формированию перечня продукции, производимой на территориях государств-членов, ведение которого осуществляется Комиссией с использованием интегрированной информационной системы Союза.
      В отношении продукции, включенной в указанный перечень, Инжиниринговым центром по запросу Комиссии или государств-членов осуществляется подготовка:
      заключений о наличии на территории Союза производства аналогов ввозимой продукции;
      заключений о целесообразности изменения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза;
      предложений по учету государствами-членами возможностей производителей других государств-членов при реализации национальных программ модернизации производства.

IV. Ожидаемые результаты деятельности Инжинирингового центра

      По итогам деятельности Инжинирингового центра планируется достижение следующих результатов:
      обеспечение равных условий доступа предприятий государств-членов к разработанным Инжиниринговым центром технологиям и инновационной продукции;
      увеличение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме производства станочной продукции, в том числе комплектующих (числового программного управления, программного обеспечения, приводов), до 30 процентов;
      рост объема инвестиций в отрасль станкостроения и смежных отраслей и повышение затрат на технологические инновации (уровень затрат на инновации в Союзе в настоящее время в среднем составляет 1,35 процента ВВП);
      рост кадрового потенциала в отрасли станкостроения и смежных отраслях, прежде всего в сфере проектирования средств производства, обеспечение привлекательности работы в отрасли станкостроения для молодых специалистов;
      повышение уровня загрузки имеющихся и создаваемых мощностей станкостроительных предприятий.
      Таким образом, создание Инжинирингового центра направлено на решение ключевых проблем управления технологическими процессами развития промышленных производств, определяющих темпы технического прогресса высокотехнологичных отраслей промышленности, уровень конкурентоспособности машиностроительной продукции государств-членов и степень независимости и устойчивости развития экономик государств-членов.
      Создание Инжинирингового центра обеспечит развитие технологических возможностей отраслей промышленности государств-членов на длительную перспективу и создание технической основы для повышения качества машиностроительной продукции, экономического роста и конкурентоспособности на мировых рынках высокотехнологичной машиностроительной продукции. Деятельность Инжинирингового центра будет способствовать интеграции промышленных комплексов государств-членов.

V. Организационно-правовая форма Инжинирингового центра

      Организационно-правовая форма, местонахождение, структура и штатная численность Инжинирингового центра определяются учредительными документами. Государства-члены самостоятельно определяют учредителей Инжинирингового центра.
      Каждое государство-член определяет организацию (производственную или научную организацию), наделяемую функциями национального координатора (далее - национальный координатор), отвечающего за развитие инновационной деятельности в государстве-члене, принимающем участие в работе Инжинирингового центра. Состав национальных координаторов закреплен в учредительных документах Инжинирингового центра.
      Управляющий орган, определенный в соответствии с учредительными документами Инжинирингового центра, формирует стратегию деятельности Инжинирингового центра, определяет основные направления научно-технического сотрудничества и совместных разработок, обеспечивает мониторинг национальных и совместных программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере станкостроения и смежных отраслей, а также выдачу заключений о наличии производства аналогов ввозимого оборудования.
      Инжиниринговый центр взаимодействует с Евразийской экономической комиссией в рамках Консультативного комитета по промышленности, созданного при Евразийской экономической комиссии.

VI. Научно-техническое сотрудничество в рамках
Инжинирингового центра 

      Инжиниринговый центр прогнозирует потребности машиностроения и перспективные ниши для развития средств производства и предметов труда, формирует обновляемый перечень перспективных технологических решений, востребованных в приоритетных отраслях экономики.
      В целях обеспечения кооперации в научно-технической сфере формируются Евразийские технологические платформы. Совместная работа Инжинирингового центра как интегратора технологического развития в сфере станкостроения и технологических платформ как операторов научного сотрудничества должно позволить создаваемым структурам более эффективно соответствовать существующим технологическим вызовам и в конечном итоге обеспечить промышленный комплекс Союза современными средствами производства.

ПРИЛОЖЕНИЕ              
к Концепции создания         
Евразийского инжинирингового центра
по станкостроению          

      Задачи, механизмы их реализации и результаты деятельности
         Евразийского инжинирингового центра по станкостроению

Задача

Механизм реализации задачи

Результат

1. Долгосрочное прогнозирование и выработка предложений по направлениям развития отрасли станкостроения и смежных отраслей

аналитические исследования мировых тенденций, изменений внешней и внутренней рыночной конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств
 
 
 
 
 

формирование обновляемого перечня перспективных технологических решений, востребованных в приоритетных отраслях экономики

прогноз развития отрасли станкостроения и смежных отраслей
 

предложения Евразийского инжинирингового центра (далее - Инжиниринговый центр) по развитию отрасли станкостроения и смежных отраслей
 

перечень перспективных научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок
 

перечень перспективных технологических решений, востребованных в приоритетных отраслях экономики

2. Содействие внедрению современных и инновационных технологий мирового уровня в производственные процессы машиностроительных предприятий государств-членов

содействие обмену информацией между государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - государства-члены), разработка перспективных средств производства для машиностроения (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки)
 

использование единого электронного банка данных освоенных (планируемых к разработке) технологий
 

расширение взаимодействия и обмен опытом с заинтересованными производителями и объектами инновационной инфраструктуры, в том числе с мировыми технологическими лидерами, включая транснациональные корпорации

количество заключений Инжинирингового центра об отсутствии дублирования
 

количество совместных научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок и объем их финансирования
 
 
 
 
 
 
 
 
 

количество заключенных контрактов на модернизацию предприятий, в том числе при софинансировании институтов развития

3. Выработка предложений по эффективному использованию производственных мощностей государств-членов и технологическому оснащению новых машиностроительных предприятий для взаимовыгодного развития машиностроительных комплексов

оценка эффективности проектов по модернизации машиностроительных предприятий (технологический и энергетический аудит)
 

подготовка заключений Инжинирингового центра, включающих в себя предложения по оптимизации и повышению эффективности производства
 

содействие увеличению доли машиностроительной продукции государств-членов на общем рынке Союза и поэтапному повышению локализации производства

сумма оптимизированных расходов по итогам оценки эффективности
 
 
 

количество заключений Инжинирингового центра
 
 
 
 
 

количество заключений о наличии на территориях государств-членов производства продукции в соответствии с перечнем продукции, производимой на территориях государств-членов
 

предложения Инжинирингового центра для включения в план мероприятий по поддержке промышленных производств государств-членов (в том числе за счет использования таких инструментов, как государственные и корпоративные закупки, размещение долгосрочных контрактов, развитие перспективных форм взаимовыгодной промышленной кооперации и субконтрактации, различных инструментов финансовой поддержки, развития индустриальной инновационной инфраструктуры)
 

количество заключений о целесообразности изменения ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, подготовленных по запросу Евразийской экономической комиссии или государств-членов

4. Реализация совместных кооперационных проектов по модернизации машиностроительных предприятий государств-членов и содействие трансферту современных и инновационных технологий из третьих стран и на территориях государств- членов

разработка рациональных кооперационных цепочек производства высокотехнологичной продукции с учетом потенциала машиностроительных предприятий при взаимодействии с объектами инновационной инфраструктуры и институтами развития
 

содействие развитию системы субконтрактации промышленной продукции

количество реализованных совместных проектов по модернизации машиностроительных предприятий
 

рост затрат на модернизацию машиностроительных предприятий
 
 
 

рост количества машиностроительных предприятий, использующих систему субконтрактации
 

динамика объемов заключаемых контрактов в рамках системы субконтрактации

5. Совершенствование подходов по определению качества совместно произведенных предприятиями государств-членов средств производства для отрасли машиностроения

разработка и внедрение стандарта менеджмента качества для организаций, производящих компонентную базу, используемую в отрасли станкостроения и смежных отраслях, с учетом внедрения корпоративных стандартов проектного управления и управления рисками реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок

система добровольной сертификации
 

количество сертифицированных машиностроительных производств (выданных сертификатов)
 

количество обращений предприятий для выдачи сертификатов

6. Развитие экспортного потенциала высокотехнологичной совместно произведенной продукции (создание конкурентоспособных средств производства на территориях государств-членов)

использование инструментов и механизмов институтов развития для продвижения на экспорт совместно произведенной продукции, в том числе инструментов финансирования лизинговых операций, страхования и снижения валютных рисков
 

участие в выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, маркетинговых и имиджевых мероприятиях в третьих странах

количество проектов, одобренных институтами развития
 
 
 
 
 
 
 

количество выставок, ярмарок и иных мероприятий в третьих странах

7. Содействие развитию кадрового потенциала в отрасли станкостроения и смежных отраслях

выработка предложений по эффективному сотрудничеству предприятий отрасли станкостроения и смежных отраслей и технических образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для машиностроения, в том числе формирование профессиональных стандартов
 
 
 
 
 
 
 

содействие развитию движения «WorldSkills»

количество заключенных соглашении о сотрудничестве
 

количество персонала, прошедшего подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях
 

динамика производительности труда в отрасли станкостроения и смежных отраслях
 

динамика производительности труда на модернизированных предприятиях
 

количество унифицированных профессиональных стандартов, в том числе международных
 

количество участников движения «Worldskills»

8. Формирование сервис-ориентированной модели жизненного цикла продукции

унификация компонентной базы для разрабатываемых средств производства и ее адаптация к выпускаемому оборудованию
 

использование механизмов локализации производства компонентной базы для средств производства
 

дистанционное оказание сервисных услуг
 

развитие сети сервисного обслуживания средств производства
 

создание единой программной среды и унифицированного программного обеспечения

перечень унифицированных комплектующих
 
 
 
 
 
 
 
 

количество дистанционно оказанных услуг
 

количество сервисных центров (развитость сети обслуживания)
 
 

перечень унифицированного программного обеспечения