Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2005 жылғы 11 шілдедегі № 718 қаулысына өзгеріс енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2010 жылғы 1 қыркүйектегі № 869 қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 8 маусымдағы № 387 қаулысымен

      Ескерту. Қаулының күші жойылды – ҚР Үкіметінің 08.06.2021 № 387 (01.07.2021 бастап қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.

      Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. "Саудадағы техникалық кедергілер, санитарлық және фитосанитарлық шаралар жөніндегі ақпарат орталығын құру және оның жұмыс істеу ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2005 жылғы 11 шілдедегі № 718 қаулысына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2005 ж., № 29, 365-құжат) мынадай өзгеріс енгізілсін:

      көрсетілген қаулымен бекітілген Саудадағы техникалық кедергілер, санитарлық және фитосанитарлық шаралар жөніндегі ақпарат орталығын құру және оның жұмыс істеу ережесі осы қаулыға қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. Осы қаулы қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі және ресми жариялануға тиіс.

Қазақстан Республикасының


Премьер-Министрі

K. Мәсімов


  Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2010 жылғы 1 қыркүйектегі
№ 869 қаулысына
қосымша
Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2005 жылғы 11 шілдедегі
№ 718 қаулысымен
бекітілген

Саудадағы техникалық кедергілер, санитарлық және фитосанитарлық
шаралар жөніндегі ақпарат орталығын құру және оның жұмыс
істеу ережесі
1. Жалпы ережелер

      1. Осы Саудадағы техникалық кедергілер, санитарлық және фитосанитарлық шаралар жөніндегі ақпарат орталығын құру және оның жұмыс істеу ережесі (бұдан әрі - Ереже) "Техникалық реттеу туралы" Қазақстан Республикасының 2004 жылғы 9 қарашадағы Заңына сәйкес әзірленді және Саудадағы техникалық кедергілер, санитарлық және фитосанитарлық шаралар жөніндегі ақпарат орталығын (бұдан әрі - Ақпарат орталығы) құру және оның жұмыс істеу тәртібін айқындайды.

      2. Ақпарат орталығы Қазақстан Республикасы Индустрия және жаңа технологиялар министрлігі Техникалық реттеу және метрология комитетінің "Қазақстан стандарттау және сертификаттау институты" республикалық мемлекеттік кәсіпорнының (бұдан әрі - Кәсіпорын) құрылымдық бөлімшесі болып табылады және Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен құрылады.

      3. Ақпарат орталығы өз қызметінде Қазақстан Республикасының Конституциясын, "Халық денсаулығы және денсаулық сақтау жүйесі туралы" Қазақстан Республикасының 2009 жылғы 18 қыркүйектегі Кодексін, Қазақстан Республикасының "Өсімдіктер карантині туралы" 1999 жылғы 11 ақпандағы, "Өсімдіктерді қорғау туралы" 2002 жылғы 3 шілдедегі, "Ветеринария туралы" 2002 жылғы 10 шілдедегі, "Техникалық реттеу туралы" 2004 жылғы 9 қарашадағы, "Тамақ өнімдерінің қауіпсіздігі туралы" 2007 жылғы 21 шілдедегі заңдарын, "Еуразиялық экономикалық қоғамдастықтың техникалық реттеу, санитарлық және фитосанитарлық шаралар саласындағы ақпараттық жүйесін құру туралы келісімді бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2009 жылғы 25 наурыздағы № 402 қаулысын, өзге де нормативтік құқықтық актілерді және осы Ережені басшылыққа алады.

      4. Ақпарат орталығы мүдделі тараптар мен шет мемлекеттерге олардың сұрау салуы бойынша:

      1) қолданыстағы немесе әзірленіп жатқан техникалық регламенттер, ветеринарлық-санитарлық, санитарлық және фитосанитарлық шаралар (бұдан әрі - СФС шаралар), стандарттар, оларға енгізілетін өзгерістер және өнімнің, қызметтің сәйкестігін растау рәсімдері;

      2) Қазақстан Республикасының халықаралық ұйымдарға және стандарттау, сәйкестікті растау, аккредиттеу жөніндегі екі жақты және көп жақты сипаттағы халықаралық шарттарға мүшелігі немесе қатысуы;

      3) әзірленіп жатқан және қабылданған техникалық регламенттердің, стандарттардың жобаларын немесе олар туралы ақпаратты жариялау көздері туралы құжаттардың көшірмелері мен ақпаратты беру мақсатында Дүниежүзілік сауда ұйымының (бұдан әрі - ДСҰ) Хатшылығымен, ДСҰ-ға мүше елдермен, халықаралық ұйымдармен өзара іс-қимыл жасау үшін құрылады.

      5. Ақпарат орталығының негізгі міндеттері:

      1) саудадағы техникалық кедергілер (бұдан әрі - СТК) және СФС шараларды қолдану бойынша заңды және жеке тұлғалармен ақпарат алмасудың жедел жүйесін құру;

      2) СТК саласында және СФС шараларды қолдану бойынша ақпараттық жүйелерді ақпараттық қамтамасыз ету, дамыту және жетілдіру болып табылады.

      6. Ақпарат орталығы қызметінің негізгі түрлері:

      1) ДСҰ Хатшылығын, ДСҰ-ға мүше елдерді, Еуразиялық экономикалық қоғамдастыққа (бұдан әрі - ЕурАзЭҚ) мүше елдерді, халықаралық ұйымдарды және басқа мүдделі тараптарды:

      әзірлеу процестерімен байланысты хабарламалар, қабылданған (бекітілген) және қолданысқа енгізілген техникалық регламенттер, ветеринарлық-санитарлық, санитарлық және фитосанитарлық шаралар, стандарттар, оларға енгізілетін өзгерістер және өнімнің, қызметтің сәйкестігін растау рәсімдері;

      техникалық регламенттердің талаптарын, сондай-ақ ветеринарлық-санитарлық, санитарлық және фитосанитарлық талаптарды, оның ішінде мемлекеттік бақылауды жүзеге асыру нәтижесінде бұзушылық фактілері;

      міндетті талаптарды, оның ішінде техникалық регламенттердің талаптарын бұзу салдарынан адамның өмірі мен денсаулығына, мүлікке, қоршаған ортаға, өсімдіктер мен жануарлардың тіршілігі мен саулығына зиян келтіру мен залал әкелу (осы залалдың ауырлығын ескере отырып) фактілері;

      техникалық регламенттердің талаптарын, сондай-ақ санитарлық және фитосанитарлық талаптарды бұзушылықты жою үшін қабылданған шаралар;

      халықаралық ұйымдардан және үшінші елдерден алынған, адамның өмірі мен денсаулығына, мүлікке, қоршаған ортаны қорғауға, жануарлар мен өсімдіктердің тіршілігі мен саулығына қауіп төндіретін өнімдер;

      қолданыстағы бақылау және тексеру рәсімдері, өндіріс пен карантин ережесі, пестицидтер мен тағамдық қоспалардың рұқсат етілетін деңгейін мақұлдау рәсімдері;

      қауіпті, бұл ретте ескерілетін факторларды бағалау, сондай-ақ ветеринарлық, санитарлық немесе фитосанитарлық қорғаудың тиісті деңгейін айқындау рәсімдері;

      карантиндік, фитосанитарлық, санитарлық және эпидемиологиялық және эпизоотикалық ахуалдың және уақытша енгізілген шаралардың нашарлауы;

      анықталған және таралған карантиндік объектілер (карантиндік зиянды ағзалар);

      халық арасында инфекциялық және жаппай инфекциялық емес ауруларды (улануларды) табу;

      адамның өміріне, денсаулығына және оның тіршілік ету ортасына қауіпті деп табылған өнім;

      бірыңғай санитарлық талаптарға сәйкес келмейтін бақылаудағы тауарлардың ықтимал келіп түсуі;

      техникалық реттеу, ветеринарлық-санитарлық, санитарлық және фитосанитарлық шаралар бойынша жұмыстарды үйлестіретін ұлттық органдар;

      аккредиттеу жөніндегі орган;

      сертификаттау бойынша аккредиттелген және (немесе) тағайындалған органдар және аккредиттелген сынақ зертханалары (орталықтары);

      техникалық реттеу, ветеринарлық-санитарлық, санитарлық және фитосанитарлық шаралар саласындағы мемлекеттік бақылау (қадағалау) органдары;

      сәйкестік сертификаттар және сәйкестік туралы декларациялар;

      техникалық реттеу, ветеринарлық-санитарлық, санитарлық және фитосанитарлық шаралар саласындағы халықаралық құқықтық құжаттар;

      техникалық регламенттерді әзірлеу бағдарламалары;

      ұлттық (мемлекеттік) стандарттарды әзірлеу бағдарламалары (жоспарлары);

      өнімдердің техникалық регламенттің талаптарына сәйкестігін растау үшін ерікті түрде қолданылуы мүмкін өңірлік (мемлекетаралық) стандарттар, сондай-ақ ұлттық (мемлекеттік) стандарттар;

      сәйкестікті бағалау (растау) саласындағы құжаттар;

      сәйкестігін міндетті растауға жататын өнімдер туралы құжаттар;

      жануарлардың қауіпті және карантиндік ауруларының тізбесі;

      ветеринарлық бақылауға жататын тауарлар тізбесі;

      карантиндік объектілер мен аса қауіпті ағзалардың тізбесі;

      карантиндік фитосанитарлық бақылауға жататын карантиндегі өнімдердің (карантиндегі жүктер, карантиндегі материалдар, карантиндегі тауарлар) тізбесі туралы ақпаратпен уақтылы қамтамасыз ету;

      2) ДСҰ-ға мүше елдердің, ЕурАзЭҚ-қа мүше елдердің және СТК бойынша әрі СФС шаралары жөніндегі басқа да халықаралық ұйымдардың ақпарат орталықтарымен ынтымақтастықты қамтамасыз ету;

      3) СТК бойынша және СФС шаралары жөніндегі ақпаратқа қол жетімділікті қамтамасыз ететін дерекқорды және ақпараттық жүйелерді қалыптастыру, кеңейту және сүйемелдеу болып табылады.

      7. Өңірлердегі Ақпарат орталығының қызметін кәсіпорынның филиалдары (өкілдіктері) жүзеге асырады.

2. Ақпарат орталығының жұмыс істеу тәртібі

      8. Ақпарат орталығы ДСҰ Хатшылығынан, ЕурАзЭҚ-қа мүше елдерден және басқа да халықаралық ұйымдардан хабарламаның келіп түсуіне қарай оларды тоқсан сайын уәкілетті органның ресми басылымында (Ақпарат орталығының жаршысы) және ортақ пайдаланылатын ақпараттық жүйеде (www.memst.kz немесе www.wto. memst.kz) ай сайын орналастыруды жүзеге асырады.

      9. Ақпарат орталығы осы Ереженің 8-тармағына сәйкес хабарламаларды алғаннан кейін оларды 15 жұмыс күні ішінде шет тілінен (ағылшын және басқа) мемлекеттік және орыс тілдеріне аударуды жүзеге асырады, сондай-ақ СТК бойынша және СФС шаралары бойынша алынған хабарламаларға мониторинг жүргізеді.

      10. Ақпарат орталығы заңды және жеке тұлғалардың сұрау салуы бойынша оларды "Жеке және заңды тұлғалардың өтініштерін қарау тәртібі туралы" Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 12 қаңтардағы № 221 Заңында белгіленген тәртіппен әзірленіп жатқан, қабылданған техникалық регламенттер, стандарттар, өнімнің, қызметтердің сәйкестігін растау рәсімдері; санитарлық және фитосанитарлық шаралар, сондай-ақ оларға енгізілетін өзгерістер туралы мемлекеттік органдардың (әзірлеушілердің) ақпаратымен (түсініктемесімен) өтеусіз негізде қамтамасыз етеді.

      11. Ақпарат орталығы ДСҰ Хатшылығының, ЕурАзЭҚ-қа мүше елдердің және басқа да халықаралық ұйымдардың сұрау салуы бойынша, егер өзгесі ратификацияланған халықаралық келісімдерде (шарттарда) өзгеше белгіленбесе, Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен Қазақстан Республикасында әзірленіп жатқан техникалық регламенттерге, стандарттарға, өнімнің, қызметтердің сәйкестігін растау рәсімдеріне; санитарлық және фитосанитарлық шараларға, сондай-ақ оларға енгізілетін өзгерістерге мемлекеттік органдардың (әзірлеушілердің) ақпаратын (түсініктемесін) береді.

      12. Мемлекеттік органдар екі күн мерзімде осы Ереженің 6-тармағының 1) тармақшасында көрсетілген ақпаратты ДСҰ Хатшылығына, ЕурАзЭҚ-қа мүше елдерге және басқа да халықаралық ұйымдарға жіберу үшін СТК және СФС шараларын қабылдау немесе түсуіне қарай Ақпарат орталығына жібереді.

      13. Ақпарат орталығы әзірлеушілердің деректері бойынша СТК және СФС шаралары саласындағы әзірленіп жатқан нормативтік құжаттар туралы шет (ағылшын және басқа) тілінде хабарламаны жасайды және егер ратификацияланған халықаралық келісімдерде (шарттарда) өзгеше белгіленбесе, Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен ДСҰ Хатшылығына, ЕурАзЭҚ-қа мүше елдерге және басқа да халықаралық ұйымдарға жібереді.

      14. Ақпарат орталығы СТК және СФС шаралары жөніндегі ақпаратқа қол жетімділікті және ашықтықты қамтамасыз ету мақсатында дерекқорды және ақпараттық жүйені жүргізеді және әзірлейді.

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2005 года № 718

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2010 года № 869. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 387.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 08.06.2021 года № 387 (вводится в действие с 01.07.2021).

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2005 года № 718 "Об утверждении Правил создания и функционирования Информационного центра по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 29, ст. 365) следующее изменение:

      Правила создания и функционирования Информационного центра по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 1 сентября 2010 года № 869
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 июля 2005 года № 718

Правила
создания и функционирования Информационного центра по
техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила создания и функционирования Информационного центра по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" и определяют порядок создания и функционирования Информационного центра по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (далее - Информационный центр).

      2. Информационный центр является структурным подразделением республиканского государственного предприятия "Казахстанский институт стандартизации и сертификации" Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее - предприятие) и создается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      3. Информационный центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения", законами Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года "О карантине растений", от 3 июля 2002 года "О защите растений", от 10 июля 2002 года "О ветеринарии", от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", от 21 июля 2007 года "О безопасности пищевой продукции", постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2009 года № 402 "Об утверждении Соглашения о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер", иными нормативными правовыми актами и настоящими Правилами.

      4. Информационный центр создается для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации (далее - ВТО), странами-членами ВТО, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):

      1) действующих или разрабатываемых технических регламентов ветеринарно-санитарных, санитарных и фитосанитарных мер (далее - СФС мер) стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;

      2) членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двухстороннего и многостороннего характера;

      3) источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических регламентов, стандартов или информации о них.

      5. Основными задачами Информационного центра являются:

      1) создание оперативной системы обмена информацией по техническим барьерам в торговле (далее - ТБТ) и по применению СФС мер с юридическими и физическими лицами;

      2) информационное обеспечение, развитие и совершенствование информационных систем в области ТБТ и по применению СФС мер.

      6. Основными видами деятельности Информационного центра являются:

      1) своевременное обеспечение Секретариата ВТО, стран-членов ВТО, стран-членов Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), международных организаций и других заинтересованных сторон информацией о (об):

      уведомлениях, связанных с процессами разработки, о принятых (утвержденных) и введенных в действие технических регламентов, ветеринарно-санитарных, санитарных и фитосанитарных мерах, стандартах, изменениям к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;

      фактах нарушения требований технических регламентов, а также ветеринарно-санитарных, санитарных и фитосанитарных требований, в том числе в результате осуществления государственного контроля;

      фактах причинения вреда и нанесения ущерба жизни и здоровья человеку, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений (с учетом тяжести этого вреда) вследствие нарушения обязательных требований, в том числе требований технических регламентов;

      мерах, принятых для устранения нарушения требований технических регламентов, а также ветеринарно-санитарных, санитарных и фитосанитарных требований;

      продукции, представляющей опасность жизни и здоровью человека, имуществ, охране окружающей среды, жизни и здоровью животных и растений, полученных от международных организаций и третьих государств;

      действующих процедурах контроля и инспектирования, правилах производства и карантина, процедурах одобрения допустимого уровня пестицидов и пищевых добавок;

      процедурах оценки рисков, учитываемых при этом факторов, а также определения надлежащего уровня ветеринарной, санитарной или фитосанитарной защиты;

      ухудшении карантинной, фитосанитарной, санитарной, эпидемиологической и эпизоотической ситуации и вводимых временных мерах;

      обнаруженных и распространенных карантинных объектах (карантинных вредных организмах);

      обнаружении инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения;

      выявленной продукции, опасной для жизни, здоровья человека и среды его обитания;

      возможных поступлениях подконтрольных товаров несоответствующих единым санитарным требованиям;

      национальных органах, координирующих работы по техническому регулированию, ветеринарно-санитарным, санитарным и фитосанитарным мерам;

      органе по аккредитации;

      аккредитованных и (или) назначенных органах по сертификации и аккредитованных испытательных лабораториях (центрах);

      органах государственного контроля (надзора) в области технического регулирования, ветеринарно-санитарных, санитарных и фитосанитарных мер;

      сертификатах соответствия и декларациях о соответствии;

      международных правовых документах в области технического регулирования, ветеринарно-санитарных, санитарных и фитосанитарных мер;

      программах разработки технических регламентов;

      программах (планах) разработки национальных (государственных) стандартов;

      региональных (межгосударственных) стандартах, а также национальных (государственных) стандартах, которые могут на добровольной основе применяться для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

      документах в области оценки (подтверждения) соответствия;

      документах о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

      перечне опасных и карантинных болезней животных;

      перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю;

      перечне карантинных объектов и особо опасных организмов;

      перечне подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю;

      2) обеспечение сотрудничества с информационными центрами стран-членов ВТО, стран-членов ЕврАзЭС и другими международными организациями по ТБТ и по СФС мер;

      3) формирование, расширение и сопровождение баз данных и информационных систем, обеспечивающих доступность информации по ТБТ и по СФС мерам.

      7. Деятельность Информационного центра в регионах осуществляется филиалами (представительствами) предприятия.

2. Порядок функционирования Информационного центра

      8. Информационный центр по мере поступления уведомлений от Секретариата ВТО, стран-членов ЕврАзЭС и других международных организаций осуществляет их размещение в официальном печатном издании уполномоченного органа (Вестник Информационного центра) ежеквартально и информационной системе общего пользования (www.mеmst.kz или www.wto.memst.kz) ежемесячно.

      9. После получения уведомлений согласно пункту 8 настоящих Правил Информационный центр в течение 15 рабочих дней осуществляет их перевод с иностранного (английского и других) языка на государственный и русский языки, а также проводит мониторинг полученных уведомлений по ТБТ и СФС мерам.

      10. Информационный центр по запросу юридических и физических лиц на безвозмездной основе обеспечивает их информацией (разъяснениями) государственных органов (разработчиков) о разрабатываемых, принятых технических регламентах, стандартах, процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги; санитарных и фитосанитарных мер, а также изменениях к ним в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".

      11. Информационный центр по запросу Секретариата ВТО, стран-членов ЕврАзЭС и других международных организаций представляет информацию (разъяснение) государственных органов (разработчиков) к разрабатываемым в Республике Казахстан техническим регламентам, стандартам, процедурам подтверждения соответствия продукции, услуги; санитарным и фитосанитарным мерам, а также изменениям к ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, если иное не установлено ратифицированными международными договорами Республики Казахстан.

      12. Государственные органы в двухдневный срок направляют информацию, указанную в подпункте 1) пункта 6 настоящих Правил, в Информационный центр по мере принятия или наступления ТБТ и СФС мер, для направления в Секретариат ВТО, странам-членам ЕврАзЭС и другим международным организациям.

      13. Информационный центр составляет уведомления на иностранном (английском и других) языке о разрабатываемых нормативных документах в области ТБТ и по СФС мер по данным разработчиков и направляет в Секретариат ВТО, странам членам ЕврАзЭС и другим международным организациям в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, если иное не установлено ратифицированными международными договорами Республики Казахстан.

      14. Информационный центр в целях обеспечения доступности и открытости информации по ТБТ и СФС мерам ведет и разрабатывает базы данных и информационные системы.