"Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитеті туралы ережені бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2002 жылғы 5 тамыздағы № 917 Жарлығына өзгеріс енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2013 жылғы 4 ақпандағы № 495 Жарлығы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Президентінің 2022 жылғы 26 қарашадағы № 5 Жарлығымен

      Ескерту. Күші жойылды – ҚР Президентінің 26.11.2022 № 5 Жарлығымен.

      Қазақстан Республикасы Президенті

      мен Үкіметі актілерінің жинағында

      жариялануға тиіс

      "Қазақстан Республикасының Президенті туралы" 1995 жылғы 26 желтоқсандағы Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының 16-бабының 2) тармақшасына сәйкес ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:

      1. "Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитеті туралы ережені бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2002 жылғы 5 тамыздағы № 917 Жарлығына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2002 ж., № 26, 273-құжат; 2005 ж., № 20, 236-құжат; 2009 ж., № 5, 13-құжат; 2010 ж., № 43, 385-құжат; 2011 ж., № 52, 711-құжат; 2012 ж., № 42, 552-құжат) мынадай өзгеріс енгізілсін:

      жоғарыда аталған Жарлықпен бекітілген Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитеті туралы ереже осы Жарлыққа қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. Осы Жарлық қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

Қазақстан Республикасының


Президенті

Н. Назарбаев


  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2013 жылғы 4 ақпандағы
№ 495 Жарлығына
ҚОСЫМША
Қазақстан Республикасы
Президентінің
2002 жылғы 5 тамыздағы
№ 917 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп
комитеті туралы
ЕРЕЖЕ

      Осы Ереже Қазақстан Республикасының заңнамалық актілеріне сәйкес Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің мәртебесін, өкілеттіктерін және жұмысының ұйымдастырылуын айқындайды.

1. Жалпы ережелер

      1. Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитеті Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін, республикалық бюджеттің атқарылуына сыртқы бақылауды жүзеге асыратын мемлекеттік қаржылық бақылаудың жоғары органы болып табылады.

      2. Есеп комитеті өз қызметін Қазақстан Республикасының Конституциясына және Қазақстан Республикасының заңдарына, Қазақстан Республикасы Президенті мен Қазақстан Республикасы Үкіметінің актілеріне, Қазақстан Республикасының өзге де нормативтік құқықтық актілеріне, сондай-ақ осы Ережеге сәйкес жүзеге асырады.

      3. Есеп комитеті мемлекеттік мекеменің ұйымдық-құқықтық нысанындағы заңды тұлға болып табылады, мемлекеттік тілде өз атауы бар мөрлері мен мөртаңбалары, белгіленген үлгідегі бланкілері, өзінің туы, Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес Қазынашылық органдарында есепшоттары болады.

      4. Есеп комитеті азаматтық-құқықтық қатынастарға өз атынан түседі.

      5. Есеп комитетінің егер Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес осыған уәкілеттік берілген болса, мемлекеттің атынан азаматтық-құқықтық қатынастардың тарапы болуға құқығы бар.

      6. Есеп комитеті өз құзыретінің мәселелері бойынша Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен, егер мұндай шешімді қабылдау осы Ережемен немесе Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасымен Есеп комитеті төрағасының құзыретіне жатқызылған болса, Есеп комитеті төрағасының қаулылары немесе бұйрықтары түрінде шешім қабылдайды.

      7. Есеп комитетінің құрылымын Есеп комитетінің төрағасы, мүшелер және аппараты құрайды. Есеп комитетінің штат саны лимитін Қазақстан Республикасының Президенті бекітеді.

      8. Есеп комитетінің заңды мекенжайы: Қазақстан Республикасы, Астана қаласы, Есіл ауданы, Орынбор көшесі, 8-үй, "Министрліктер үйі".

      9. Мемлекеттік органның толық атауы - "Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитеті" мемлекеттік мекемесі.

      10. Осы Ереже Есеп комитетінің құрылтай құжаты болып табылады.

      11. Есеп комитетінің қызметін қаржыландыру республикалық бюджеттен жүзеге асырылады.

      12. Есеп комитетіне кәсіпкерлік субъектілерімен Есеп комитетінің функциялары болып табылатын міндеттерді орындау тұрғысында шарттық қатынастарға түсуге тыйым салынады.

      Егер Есеп комитетіне Қазақстан Республикасының заңнамалық актілерімен кірістер әкелетін қызметті жүзеге асыру құқығы берілсе, онда осындай қызметтен алынған кірістер мемлекеттік бюджеттің кірісіне жіберіледі.

2. Мемлекеттік органның миссиясы, негізгі міндеттері,
функциялары, құқықтары мен міндеттері

      13. Есеп комитетінің миссиясы Қазақстан Республикасында экономикалық тұрақтылықты қамтамасыз ету мақсатында қаржы тәртібін нығайту, мемлекеттік қаражатты және мемлекет активтерін пайдалану тиімділігін арттыру болып табылады.

      14. Есеп комитетінің міндеттері:

      1) республикалық және төтенше мемлекеттік бюджеттердің атқарылуын, стратегиялық және бағдарламалық құжаттарды, мемлекеттік және мемлекет кепілдік берген қарыздардың, кепілгерліктердің, мемлекеттің және квазимемлекеттік сектор активтерінің пайдаланылуын бағалау және бақылау;

      2) мемлекеттік қаржылық бақылау саласында әдіснамалық басшылық жасау.

      15. Есеп комитетінің функциялары:

      1) мыналарды:

      республикалық бюджеттің, оның ішінде Қазақстан Республикасы бюджет жүйесінің принциптеріне сәйкес атқарылуын;

      орталық мемлекеттік органдардың стратегиялық жоспарларының, мемлекеттік және бюджеттік бағдарламалардың іске асырылуын;

      бюджеттік инвестициялардың тиімділігін бағалау;

      2) мыналарды:

      өз қызметінің бағыттары бойынша тиімділікті;

      республикалық бюджетке түсетін түсімдердің толықтығы мен уақтылылығын, сондай-ақ республикалық бюджеттен түсетін түсімдер сомаларының қайтарылуын, салықтық және кедендік әкімшілік етудің тиімділігін;

      мемлекеттік төтенше бюджеттің атқарылуын;

      бақылау объектілерінің есепке алу мен есептілікті жүргізуінің дәйектілігі мен дұрыстығын;

      республикалық бюджет қаражатын, оның ішінде нысаналы трансферттер мен кредиттерді, байланысты гранттарды, мемлекеттік және мемлекет кепілдік берген қарыздарды, концессиялық жобаларды бюджеттен қоса қаржыландыруды, сондай-ақ мемлекеттің кепілгерліктерін, активтерін (оның ішінде республикалық мемлекеттік мүлікті) пайдаланудың Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкестігін;

      республикалық бюджет қаражатын және мемлекет активтерін пайдалану кезінде Қазақстан Республикасының мемлекеттік сатып алу туралы заңнамасының сақталуын;

      Қазақстан Республикасы Ұлттық қоры қаражатының пайдаланылуын;

      Қазақстан Республикасы Президентінің келісімімен немесе оның тапсырмасы бойынша ғана Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкінің активтерін пайдаланудың Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкестігін;

      квазимемлекеттік сектор субъектілеріне бөлінген республикалық бюджет қаражатын олардың пайдалануының қаржылық-экономикалық негіздемеге сәйкестігін;

      акциялары (қатысу үлестері) мемлекетке тиесілі квазимемлекеттік сектор субъектілерінің активтерін басқарудың тиімділігін бақылау;

      3) Қазақстан Республикасының Үкіметіне, мемлекеттік органдарға және бақылау объектілеріне жіберілген ұсынымдар мен тапсырмалардың орындалуына мониторинг жүргізу;

      4) мыналарды:

      сыртқы мемлекеттік қаржылық бақылау жүргізудің тәртібін;

      мемлекеттік бағдарламаларға, орталық мемлекеттік органдардың стратегиялық жоспарларына, аумақтарды дамыту бағдарламаларына және жергілікті бюджеттен қаржыландырылатын атқарушы органдардың стратегиялық жоспарларына бағалау жүргізу қағидасын;

      облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың тексеру комиссиялары туралы үлгі ережені;

      мемлекеттік қаржылық бақылау органдары қызметкерлерінің біліктілігін арттырудың қағидасын;

      Үйлестіру кеңесінің қызметін қалыптастыру мен ұйымдастыру тәртібін;

      сыртқы мемлекеттік қаржылық бақылауды жоспарлау және жүргізу кезінде қолданылатын тәуекелдерді басқарудың үлгі жүйесін әзірлеу және бекіту;

      5) осы Ереженің 4-тарауында айқындалған тәртіппен есеп қалыптастыру;

      6) Қазақстан Республикасының Үкіметі уәкілеттік берген ішкі бақылау жөніндегі органмен бірлесіп, мемлекеттік қаржылық бақылау стандарттарын әзірлеу және олардың сақталуына бақылау жүргізу;

      7) мемлекеттік қаржылық бақылау органдарының бақылау актілерін талдау және мемлекеттік қаржылық бақылаудың сапасын арттыру жөнінде ұсынымдар беру;

      8) мемлекеттік бюджеттік саясатты іске асыруға қатысу;

      9) Қазақстан Республикасының бюджет және өзге де заңнамасын жетілдіру жөнінде, оның ішінде ұлттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету саласында ұсынымдар енгізу, сыртқы мемлекеттік қаржылық бақылау мәселелері бойынша нормативтік құқықтық актілерді әзірлеу және келісу;

      10) мемлекеттік қаржылық бақылау саласындағы зерттеулерді талдау және ұйымдастыру, мемлекеттік қаржылық бақылау саласындағы оқу бағдарламаларын іске асыру;

      11) облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың тексеру комиссияларына әдістемелік көмек көрсету;

      12) мемлекеттік қаржылық бақылау қызметкерлерін қайта даярлауды, олардың біліктілігін арттыруды ұйымдастыру.

      16. Есеп комитетінің құқықтары мен міндеттері:

      1) Қазақстан Республикасы Президентінің мемлекеттік қаржылық бақылауды жүзеге асыруға байланысты мәселелер бойынша тапсырмаларын, сондай-ақ Қазақстан Республикасы Президентінің басқа да жекелеген тапсырмаларын орындайды;

      2) Қазақстан Республикасының Президентіне Есеп комитетінің жұмысы туралы ақпаратты тоқсан сайын ұсынып отырады;

      3) құпиялылық режимінің, қызметтік, коммерциялық немесе заңмен қорғалатын өзге де құпияның сақталуын ескере отырып, Қазақстан Республикасының Үкіметі уәкілеттік берген ішкі бақылау жөніндегі орган республикалық бюджеттің атқарылуы бөлігінде жүргізген бақылау нәтижелері бойынша қабылданған актілерді сұратады;

      4) мемлекеттік қаржылық бақылау объектілерінің лауазымды адамдарының іс-әрекеттерінде қылмыстар немесе әкімшілік құқық бұзушылықтар белгілері анықталған жағдайда, бақылау материалдарын құқық қорғау органдарына немесе әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы істерді қарауға уәкілетті органдарға береді;

      5) Қазақстан Республикасының Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодексінде көзделген өкілеттіктер шегінде әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы хаттамалар толтырады;

      6) Қазақстан Республикасының Үкіметінен, Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкінен, мемлекеттік органдардан, жеке және заңды тұлғалардан құпиялылық режимін, қызметтік, коммерциялық немесе заңмен қорғалатын өзге де құпияның сақталуын ескере отырып, республикалық деңгейде сыртқы мемлекеттік қаржылық бақылауды жоспарлау мен жүргізуге, республикалық бюджеттің атқарылуы туралы есептерді дайындауға қатысты мәселелер бойынша, оның ішінде мемлекеттік қаржылық бақылау саласында зерттеулер жүргізуге қажетті құжаттаманы және ақпаратты сұратады және өздеріне белгіленген мерзімде алады;

      7) сыртқы мемлекеттік қаржылық бақылау жүргізуге байланысты мәселелер бойынша бақылау объектілері лауазымды адамдарының тиісті есептерін тыңдайды;

      8) Қазақстан Республикасының Президентіне бақылау объектілерінің лауазымды адамдарының Қазақстан Республикасының нормативтік құқықтық актілерін сақтамауының анықталған фактілері бойынша, оның ішінде тиімділікті бақылау нәтижелері бойынша ұсынулар, сондай-ақ лауазымды адамдарды тәртіптік жауаптылыққа тарту туралы тиісті мемлекеттік органдарға немесе оларды тағайындаған адамдарға ұсыныстар енгізеді;

      9) мемлекеттік органдардан және мемлекеттік қаржылық бақылау объектілерінен республикалық бюджеттің атқарылуына сыртқы бақылау жүргізуге байланысты мәселелер бойынша қажетті құжаттарды, анықтамаларды, ауызша және жазбаша түсініктемелерді, сондай-ақ мемлекеттік қаржылық бақылаудың нәтижелері және облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың тексеру комиссияларынан бекітілген жұмыс жоспарларына енгізілген өзгерістер туралы ақпаратты өзі белгілеген мерзімде алады;

      10) бақылау және талдамалық іс-шаралар барысында анықталған (анықталатын) бұзушылықтарды жою, сондай-ақ ұсынылған өкілеттіктері шегінде экономикалық қауіпсіздік қатерін анықтау, талдау, бағалау және болжау жөнінде шаралар қабылдайды;

      11) Қазақстан Республикасының құжаттандыру және сақтандыру мәселелерін реттейтін заңнамасын сақтай отырып, бақылау объектісінен бақылаудың қорытындысын растайтын тиісті материалдарды (дәлелдемелерді) кедергісіз алады;

      12) сыртқы мемлекеттік қаржылық бақылауды жүргізуге мемлекеттік органдардың және облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың тексеру комиссияларының тиісті мамандарын (олармен келісе отырып), сондай-ақ қажет болғанда республикалық бюджеттен олардың көрсететін қызметтеріне ақы төлей отырып, аудиторлық ұйымдарды, сарапшыларды тартады;

      13) шетел мемлекеттерінің қаржылық бақылау органдарымен және олардың халықаралық бірлестіктерімен байланыс жасайды, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен олармен ынтымақтастық туралы шарттар мен келісімдер жасасады және халықаралық ұйымдардың құрамына кіреді;

      14) мемлекеттік құпияларды, коммерциялық және заңмен қорғалатын өзге де құпияларды қорғау туралы Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарына сәйкес бұқаралық ақпарат құралдарына өзінің қызметі туралы ақпаратты тұрақты ұсынып отырады;

      15) өзі қабылдаған актілердің мерзімді жинақтарын, бюллетеньдер, журналдар мен басқа да басылымдар шығарады;

      16) Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына сәйкес сотқа талап арызбен және арызбен жүгінеді, сондай-ақ сот процестеріне қатысады.

3. Есеп комитетінің қызметін ұйымдастыру және оның лауазымды адамдарының өкілеттіктері

      17. Есеп комитетіне басшылықты Есеп комитетінің төрағасы жүзеге асырады, ол Есеп комитетіне жүктелген міндеттерді орындауға және оның өз функцияларын жүзеге асыруға, оның ішінде Есеп комитетінде сыбайлас жемқорлыққа қарсы әрекет жасауда дербес жауапты болады.

      18. Есеп комитетінің төрағасын Қазақстан Республикасы Конституциясының 44-бабының 7) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының Президенті бес жыл мерзімге қызметке тағайындайды.

      19. Есеп комитеті төрағасының өкілеттіктері:

      1) Есеп комитетінің жылдық және тоқсандық жұмыс жоспарларын бекітеді;

      2) Есеп комитеті мүшелерінің өкілеттіктерін айқындайды, Есеп комитетінің лауазымды адамдарының арасында міндеттерді бөледі, Есеп комитеті мүшелерінің және оның аппаратының жұмысын ұйымдастырады;

      3) өз құзыреті шегінде бұйрықтар шығарады, нұсқаулар береді, олардың орындалуын тексереді, Есеп комитетінің отырыстарында қабылданған қаулылар мен өзге де актілерге қол қояды;

      4) Қазақстан Республикасы Президенті Әкімшілігі Басшысының және Қазақстан Республикасы Парламенті Палаталары төрағаларының қарауына Есеп комитеті мүшелерінің кандидатуралары бойынша оларды қызметке тағайындау және қызметтен босату кезінде ұсыныстар енгізеді;

      5) Қазақстан Республикасының Президенті бекіткен Есеп комитетінің жалпы штат саны және республикалық бюджетте көзделген қаражат шегінде Есеп комитеті аппаратының құрылымы мен штат кестесін бекітеді;

      6) жұмыс учаскелерін, талдау және бақылау объектілерінің тізбесін бекітеді;

      7) Есеп комитетінің жылдық жұмыс жоспары шеңберінде жүзеге асырылатын бақылау іс-шараларының жоспарларын бекітеді, бақылаудың кезеңділігі мен ұзақтығын айқындайды;

      8) Есеп комитетінің мүшелеріне бақылау жүргізуге тапсырмалар береді, Есеп комитеті құзыретінің шегінде Есеп комитеті аппаратының бақылау іс-шараларын жүргізуге қатысуға құқылы қызметкерлерінің тобын белгілейді;

      9) Есеп комитеті аппараты қызметкерлері қызметінің, олар жүргізген бақылаудың, оның ішінде мемлекеттік қаржылық бақылау стандарттарына сәйкес бақылау объектісінде бола отырып жүргізген бақылаудың жекелеген бағыттарының сапасына бақылау жүргізудің қажеттігін айқындайды;

      10) Есеп комитетінің тәуекелдерді басқару жүйесін және қызметінің регламентін бекітеді;

      11) Есеп комитеті аппаратының қызметкерлерін қызметке тағайындайды және қызметтен босатады;

      12) республикалық және шетелдік органдармен, ұйымдармен және лауазымды адамдармен өзара қарым-қатынастарда Есеп комитетінің атынан өкілдік етеді;

      13) Есеп комитеті төрағасының жанынан консультативтік-кеңесші және консультативтік-сараптамалық органдар құрады;

      14) Қазақстан Республикасы Үкіметінің, Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкі басқармасының және Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдары алқасының отырыстарына қатысуға құқылы;

      15) құпиялылық режимінің, коммерциялық және заңмен қорғалатын өзге де құпиялардың сақталуын ескере отырып, республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау мәселелеріне қатысты құжаттамамен кедергісіз танысуға құқылы;

      16) бақылау объектілерінен бақылау іс-шараларын жүргізуге байланысты мәселелер бойынша қажетті анықтамаларды, ауызша және жазбаша түсініктемелерді талап етеді және өзі белгілеген мерзімде алады;

      17) заңдарда көзделген жауаптылықта болады;

      18) осы Ереженің 27-тармағында көзделген негіздемелер болған жағдайда, Қазақстан Республикасының Президенті, Қазақстан Республикасы Парламентінің Сенаты немесе Мәжілісі тағайындаған Есеп комитеті мүшесінің өкілеттіктерін мерзімінен бұрын тоқтату туралы, тиісінше, Қазақстан Республикасының Президентіне, Қазақстан Республикасы Парламентінің Сенатына немесе Мәжілісіне ұсыныс береді;

      19) өзі уақытша болмаған жағдайда, Есеп комитеті төрағасының міндетін Есеп комитеті мүшелерінің біріне жүктейді;

      20) Қазақстан Республикасының заңдарына және Қазақстан Республикасы Президентінің актілеріне сәйкес өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.

      20. Есеп комитетінің мүшелері Қазақстан Республикасы Конституциясының 44-бабының 7) тармақшасына және 57-бабының 1) тармақшасына сәйкес бес жыл мерзімге қызметке тағайындалады, оның ішінде Қазақстан Республикасының Президенті - Есеп комитетінің екі мүшесін, Парламенттің әр Палатасы дербес, басқа Палатаның қатысуынсыз - Есеп комитетінің үш мүшесін тағайындайды.

      21. Есеп комитеті мүшелерінің өкілеттіктері:

      1) өз өкілеттіктерін жүзеге асыру кезінде Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарын сақтайды, тексерілетін бақылау объектілерінің жұмыс істеуіне кедергі жасамауы және олардың ағымдағы шаруашылық қызметіне араласпауы тиіс;

      2) Қазақстан Республикасы Үкіметінің, Қазақстан Республикасы Ұлттық Банкі басқармасының және Қазақстан Республикасы мемлекеттік органдары алқасының отырыстарына қатысуға құқылы;

      3) құпиялылық режимінің, коммерциялық және заңмен қорғалатын өзге де құпиялардың сақталуын ескере отырып, республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау мәселелеріне қатысты құжаттамаға кедергісіз қол жеткізе алады;

      4) бақылау объектілерінен бақылау жүргізуге байланысты мәселелер бойынша қажетті анықтамаларды, ауызша және жазбаша түсініктемелерді талап етеді және өздері белгілеген мерзімдерде алады;

      5) өз құзыреті шегінде өздері жетекшілік ететін қызмет бағыттарының мәселелері бойынша өз бетінше шешім қабылдайды;

      6) бақылауды тиімді ұйымдастыру үшін қажетті ресурстардың көлемін анықтай отырып, өз құзыреті шегінде бақылау бағдарламаларын бекітеді;

      7) Есеп комитеті аппаратының қызметкерлеріне тексерулер жүргізуге тапсырмалар береді;

      8) Есеп комитетінің бақылау, сараптамалық-талдамалық қызметін ұйымдастырады және жүзеге асырады;

      9) бақылауды кедергісіз жүргізуді қамтамасыз етеді;

      10) Қазақстан Республикасының заңдарына және Қазақстан Республикасы Президентінің актілеріне сәйкес өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.

      22. Есеп комитетінің төрағасы мен мүшелері өз өкілеттіктерін іске асыру үшін бақылаудың нәтижелері бойынша актілер қабылдайды.

      23. Анықталған кемшіліктерді жою, мемлекетке келтірілген залалдың орнын толтыру және Қазақстан Республикасы заңнамасының бұзылуына кінәлі лауазымды адамдарды жауаптылыққа тарту жөнінде мемлекеттік органдар мен ұйымдардың басшыларына жіберілген Есеп комитетінің қаулылары мен ұсынымдары оларда белгілеген мерзімдерде немесе, егер мерзімі көрсетілмеген болса, оларды алған күннен бастап жиырма күн ішінде қаралуы тиіс.

      Тиісті мемлекеттік орган және ұйым қаулы мен ұсыным бойынша қабылданған шешім туралы және оны іске асыру жөніндегі шаралар туралы Есеп комитетін дереу хабардар етеді.

      24. Есеп комитетінің төрағасы мен мүшелеріне Қазақстан Республикасының Президенті қол қоятын, белгіленген үлгідегі куәліктер беріледі.

      25. Республика Президенті тағайындаған Есеп комитетінің төрағасы мен мүшелерінің өкілеттіктері Республика Президентінің шешімімен тоқтатылады.

      26. Есеп комитеті төрағасының немесе мүшесінің орнынан түсу туралы өтініші оның себебі көрсетіле отырып, тиісінше, оны тағайындаған:

      Қазақстан Республикасының Президентіне;

      Қазақстан Республикасы Парламентінің Сенатына немесе Мәжілісіне беріледі.

      Есеп комитеті мүшесінің орнынан түсу туралы өтініші Есеп комитетінің төрағасын алдын ала хабардар ете отырып беріледі.

      27. Есеп комитетінің Төрағасы мен мүшелері:

      1) орнынан түсуінің қабылдануы;

      2) оларға қатысты соттың айыптау үкімінің заңды күшіне енуі;

      3) белгіленген тәртіппен іс-әрекет қабілеті шектеулі немесе іс-әрекетке қабілетсіз деп танылуы;

      4) анттарын, Қазақстан Республикасының заңдарын, Қазақстан Республикасы Президентінің актілерін және осы Ережені бұзуы, өздерінің мәртебесімен сыйыспайтын теріс қылықтар жасауы, лауазымдық міндеттерін сақтамауы;

      5) қайтыс болуы себепті, сондай-ақ хабарсыз кеткен деп танылған немесе қайтыс болған деп жарияланған жағдайда;

      6) Қазақстан Республикасы азаматтығының тоқтатылуы;

      7) Қазақстан Республикасының аумағынан тыс жерге тұрақты тұруға кетуі;

      8) басқа лауазымға тағайындалуы себепті мерзімінен бұрын қызметінен босатылуы мүмкін.

      28. Есеп комитетінің аппаратын Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына сәйкес, Есеп комитетінің төрағасы қызметке тағайындайтын және қызметтен босататын аппарат басшысы басқарады.

      29. Аппарат қызметкерлерінің құқықтары, міндеттері мен жауапкершілігі, сондай-ақ олардың мемлекеттік қызметті өткеру шарттары Қазақстан Республикасының мемлекеттік қызмет туралы заңнамасымен, Қазақстан Республикасының еңбек заңнамасымен, осы Ережемен және өзге де нормативтік құқықтық актілермен айқындалады.

      30. Есеп комитетінің қызметі Есеп комитетінің төрағасы бекітетін жылдық және тоқсандық жоспарларға сәйкес жүзеге асырылады.

      Сапаны бақылауды қоспағанда, Есеп комитетінің тек жылдық және тоқсандық жоспарлары ғана бақылауды жүзеге асыру үшін негіз болып табылады.

      Қазақстан Республикасы Президентінің және ол уәкілеттік берген Қазақстан Республикасы Президенті Әкімшілігі адамдарының тапсырмалары бойынша бақылау Есеп комитетінің тоқсандық жоспарына тиісті өзгерістер мен толықтырулар енгізу негізінде жүргізіледі.

      31. Есеп комитетінің төрағасы мерзімін белгілейтін тиімділікті бақылауды қоспағанда, бақылауды жүзеге асыру мерзімі алдағы жұмыстар мен қойылған міндеттердің көлемі ескеріліп, бақылау объектісінің басшысына тапсырма берілген кезден бастап күнтізбелік отыз күнге дейін белгіленеді.

      32. Бақылау-қадағалау функцияларын жүзеге асыратын мемлекеттік органдар Есеп комитетіне оның міндеттерін орындауда жәрдем көрсетеді, құпиялылық режимінің, қызметтік, коммерциялық немесе заңмен қорғалатын өзге де құпияны сақтай отырып, өздері жүргізген тексерулердің нәтижелері туралы ақпаратты заңмен белгіленген тәртіппен оның сұратуы бойынша береді. Есеп комитетінің мемлекеттік қаржылық бақылау органдарымен өзара іс-қимылы Қазақстан Республикасының Бюджет кодексіне сәйкес жүзеге асырылады.

      33. Есеп комитеті өзінің бақылау қызметін жүзеге асыру кезінде бақылау объектісінен тәуелсіз болады. Есеп комитетінің тәуелсіздігі:

      1) Есеп комитетінің қызметіне мемлекеттік органдардың және өзге де ұйымдардың заңсыз араласуына жол бермеу;

      2) өз қызметін жүзеге асыру үшін тиісті жағдайлар жасау;

      3) Есеп комитетінің қызметін Қазақстан Республикасының бюджет заңнамасында белгіленген шектерде және тәртіппен жеткілікті қаржыландыру арқылы қамтамасыз етіледі.

      34. Мемлекеттік органдар Есеп комитетінің қаржылық қызметін бақылауды Қазақстан Республикасы Президентінің келісімімен немесе тапсырмасы бойынша жүзеге асырады.

      35. Есеп комитетінің отырысында Қазақстан Республикасының Президентіне және Қазақстан Республикасының Парламентіне ұсынылатын ақпарат пен есептердің құрылымы, мазмұны мақұлданады, бақылау іс-шараларының қорытындылары, жоспарлау, әдіснама мәселелері, алқалы шешімді талап ететін өзге де мәселелер қаралады.

      36. Есеп комитетінің отырыстары ашық немесе жабық түрде өтеді.

      Есеп комитетінің шешімдері Есеп комитетінің отырысқа қатысушы құрамының жалпы санының көпшілік даусымен қабылданады. Дауыстар тең болған жағдайда, төрағалық етуші дауыс берген шешім қабылданды деп есептеледі.

      37. Есеп комитетінің отырыстарын жүргізудің тәртібі, жұмысты ұйымдастыру мәселелері және республикалық бюджеттің атқарылуына бақылауды қамтамасыз ету жөніндегі басқа да мәселелер Есеп комитетінің регламентімен айқындалады.

4. Есеп комитетінің есептілігі

      38. Есеп комитеті жыл сайын есепті қаржы жылындағы республикалық бюджеттің атқарылуы туралы есеп (бұдан әрі - жылдық есеп) жасайды, ол өзінің мазмұны бойынша Қазақстан Республикасы Үкіметінің республикалық бюджеттің атқарылуы туралы есебіне қорытынды болып табылады.

      39. Жылдық есеп:

      1) республикалық бюджеттің негізгі параметрлерінің орындалуын:

      республикалық бюджеттің түсімдері мен шығыстарын;

      салықтық және кедендік әкімшілік етудің тиімділігін;

      2) орталық мемлекеттік органдардың өздерінің стратегиялық жоспарларында көзделген тікелей және түпкілікті нәтижелерге қол жеткізуін, мемлекеттік, оның ішінде өткен кезеңдердегі бағдарламалардың және республикалық бюджеттік бағдарламалардың іске асырылуын;

      3) республикалық бюджет қаражатының, оның ішінде нысаналы трансферттер мен кредиттердің, байланысты гранттардың, мемлекеттік және мемлекет кепілдік берген қарыздардың, концессиялық жобаларды бюджеттен қоса каржыландырудың, сондай-ақ мемлекеттің кепілгерліктері мен активтерінің пайдаланылуын;

      4) квазимемлекеттік сектор субъектілеріне бөлінген республикалық бюджет қаражатын олардың пайдалануының қаржы-экономикалық негіздемеге сәйкестігін, бюджеттік инвестициялардың тиімділігін, акциялары (қатысу үлестері) мемлекетке тиесілі квазимемлекеттік сектор субъектілерінің активтерін басқару тиімділігін;

      5) бақылау объектілерінің есепке алу мен есептілікті жүргізуінің анықтығы мен дұрыстығын бағалауды қамтиды.

      Жылдық есепте Қазақстан Республикасы Үкіметінің республикалық бюджеттің атқарылуы туралы есебі жөнінде қорытынды беріледі, сондай-ақ Есеп комитетінің есепті жылдағы қызметінің негізгі нәтижелері көрсетіледі.

      40. Есеп комитеті мақұлдаған жылдық есеп ағымдағы жылдың 15 мамырына дейін қарап, бекіту үшін Қазақстан Республикасының Парламентіне және ақпарат үшін Қазақстан Республикасының Үкіметіне жіберіледі. Жылдық есепті Қазақстан Республикасының Парламентіне ұсынуды Есеп комитетінің төрағасы жүзеге асырады.

      Қазақстан Республикасының Парламенті жылдық есепті бекіткеннен кейін ол құпиялылық режимі және заңмен қорғалатын өзге де құпия сақтала отырып, бұқаралық ақпарат құралдарында жариялануға жатады.

5. Есеп комитетінің мүлкі

      41. Есеп комитетінің Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген жағдайларда, жедел басқару құқығында оқшауланған мүлкі болуы мүмкін.

      Есеп комитетінің мүлкі оған меншік иесі берген мүлік, сондай-ақ өз қызметі нәтижесінде сатып алынған мүлік (ақшалай кірістерді қоса алғанда) және Қазақстан Республикасының заңнамасында тыйым салынбаған өзге де көздер есебінен қалыптасады.

      42. Есеп комитетіне бекітілген мүлік республикалық меншікке жатады.

      43. Егер Қазақстан Республикасының заңнамасында өзгеше көзделмесе, Есеп комитетінің өзіне бекітілген мүлікті және қаржыландыру жоспары бойынша өзіне бөлінген қаражат есебінен сатып алынған мүлікті өз бетімен иеліктен шығаруға немесе оған өзгедей тәсілмен билік етуге құқығы жоқ.

      44. Есеп комитеті төрағасының лауазымы материалдық-тұрмыстық және медициналық қамтамасыз ету, сондай-ақ көлік қызметін көрсету жағдайлары бойынша министрдің лауазымына, ал Есеп комитеті мүшесінің лауазымы вице-министрдің лауазымына теңестіріледі.

      45. Есеп комитеті қызметін материалдық-техникалық қамтамасыз ету және оған көлік қызметін көрсету бюджет қаражатының есебінен жүзеге асырылады.

6. Есеп комитетін қайта ұйымдастыру және тарату

      46. Есеп комитетін қайта ұйымдастыру және тарату Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

О внесении изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 917 "Об утверждении Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета"

Указ Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2013 года № 495. Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года № 5.

      Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 26.11.2022 № 5.

      Подлежит опубликованию в Собрании

      актов Президента и Правительства

      Республики Казахстан

      В соответствии с подпунктом 2) статьи 16 Конституционного закона Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года "О Президенте Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 917 "Об утверждении Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 26, ст. 273; 2005 г., № 20, ст. 236; 2009 г., № 5, ст. 13; 2010 г., № 43, ст. 385; 2011 г., № 52, ст. 711; 2012 г., № 42, ст. 552) следующее изменение:

      Положение о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета, утвержденное вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.

      2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент


Республики Казахстан

Н. Назарбаев


  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Республики Казахстан
от 4 февраля 2013 года № 495
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Казахстан
от 5 августа 2002 года № 917

ПОЛОЖЕНИЕ
о Счетном комитете по контролю за исполнением
республиканского бюджета

      Настоящее Положение в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан определяет статус, полномочия и организацию работы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

1. Общие положения

      1. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

      2. Счетный комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.

      3. Счетный комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, свой флаг, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах Казначейства.

      4. Счетный комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Счетный комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Счетный комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения в виде постановлений или приказов Председателя Счетного комитета, если принятие такого решения отнесено настоящим Положением или действующим законодательством Республики Казахстан к компетенции Председателя Счетного комитета.

      7. Структуру Счетного комитета образуют Председатель, члены и аппарат Счетного комитета. Лимит штатной численности Счетного комитета утверждается Президентом Республики Казахстан.

      8. Юридический адрес Счетного комитета: Республика Казахстан, город Астана, район Есиль, ул. Орынбор, д. 8, "Дом министерств".

      9. Полное наименование государственного органа - государственное учреждение "Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Счетного комитета.

      11. Финансирование деятельности Счетного комитета осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Счетному комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Счетного комитета.

      Если Счетному комитету законодательными актами Республики Казахстан предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.

2. Миссия, основные задачи, функции, права и обязанности
государственного органа

      13. Миссией Счетного комитета является укрепление финансовой дисциплины, повышение эффективности использования государственных средств и активов государства в целях обеспечения экономической стабильности в Республике Казахстан.

      14. Задачи Счетного комитета:

      1) оценка и контроль за исполнением республиканского и чрезвычайного государственного бюджетов, стратегических и программных документов, использованием государственных и гарантированных государством займов, поручительств, активов государства и квазигосударственного сектора;

      2) методологическое руководство в сфере государственного финансового контроля.

      15. Функции Счетного комитета:

      1) оценка:

      исполнения республиканского бюджета, в том числе в соответствии с принципами бюджетной системы Республики Казахстан;

      реализации стратегических планов центральных государственных органов, государственных и бюджетных программ;

      эффективности бюджетных инвестиций;

      2) контроль:

      эффективности по направлениям своей деятельности;

      за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета, эффективности налогового и таможенного администрирования;

      за исполнением государственного чрезвычайного бюджета;

      за достоверностью и правильностью ведения объектами контроля учета и отчетности;

      за соответствием использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств, активов государства (в том числе республиканского государственного имущества) законодательству Республики Казахстан;

      за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках при использовании средств республиканского бюджета и активов государства;

      за использованием средств Национального фонда Республики Казахстан;

      за соответствием использования активов Национального Банка Республики Казахстан законодательству Республики Казахстан только с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан;

      за использованием субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств республиканского бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию;

      эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора, акции (доли участия) которых принадлежат государству;

      3) мониторинг за исполнением рекомендаций и поручений, направленных в Правительство Республики Казахстан, государственным органам и объектам контроля;

      4) разработка и утверждение:

      порядка проведения внешнего государственного финансового контроля;

      правил проведения оценки государственных программ, стратегических планов центральных государственных органов, программ развития территорий и стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;

      типового положения о ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы;

      правил повышения квалификации работников органов государственного финансового контроля;

      порядка формирования и организации деятельности Координационного совета;

      типовой системы управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля;

      5) формирование отчета в порядке, определенном главой 4 настоящего Положения;

      6) разработка совместно с уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю стандартов государственного финансового контроля и проведение контроля за их соблюдением;

      7) анализ актов контроля органов государственного финансового контроля и дача рекомендаций по повышению качества государственного финансового контроля;

      8) участие в реализации государственной бюджетной политики;

      9) внесение рекомендаций по совершенствованию бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, в том числе в области обеспечения национальной безопасности, разработка и согласование нормативных правовых актов по вопросам внешнего государственного финансового контроля;

      10) анализ и организация исследований в сфере государственного финансового контроля, реализация программ обучения в области государственного финансового контроля;

      11) методическая помощь ревизионным комиссиям областей, городов республиканского значения, столицы;

      12) организация переподготовки, повышения квалификации работников государственного финансового контроля.

      16. Права и обязанности Счетного комитета:

      1) выполняет поручения Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с осуществлением государственного финансового контроля, а также другие отдельные поручения Президента Республики Казахстан;

      2) ежеквартально представляет Президенту Республики Казахстан информацию о работе Счетного комитета;

      3) запрашивает акты, принятые по результатам контроля, проведенного уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю, в части исполнения республиканского бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

      4) в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объектом государственного финансового контроля передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

      5) составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

      6) запрашивает и получает в установленные им сроки от Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, государственных органов, физических и юридических лиц необходимую документацию и информацию по вопросам, касающимся планирования и проведения внешнего государственного финансового контроля на республиканском уровне, подготовки отчетов об исполнении республиканского бюджета, в том числе для проведения исследований в сфере государственного финансового контроля, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

      7) заслушивает соответствующие отчеты должностных лиц объектов контроля по вопросам, связанным с проведением внешнего государственного финансового контроля;

      8) вносит Президенту Республики Казахстан представления по выявленным фактам несоблюдения должностными лицами объектов контроля нормативных правовых актов Республики Казахстан, в том числе по результатам контроля эффективности, а также предложения о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствующие государственные органы или назначившим их лицам;

      9) получает в установленный им срок от государственных органов и объектов государственного финансового контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета, а также информацию о результатах государственного финансового контроля и внесенных изменениях в утвержденные планы работы от ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы;

      10) принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе контрольно-аналитических мероприятий нарушений, а также по выявлению, анализу, оценке и прогнозированию угроз экономической безопасности, в пределах представленных полномочий;

      11) беспрепятственно получает от объекта контроля соответствующие материалы (доказательства), подтверждающие заключение контроля с соблюдением законодательства Республики Казахстан, регулирующего вопросы документирования и сохранности;

      12) привлекает к проведению внешнего государственного финансового контроля соответствующих специалистов государственных органов и ревизионных комиссий областей, городов республиканского значения, столицы (по согласованию с ними), а также при необходимости аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг из республиканского бюджета;

      13) поддерживает связи с органами финансового контроля иностранных государств и их международными объединениями, а также в установленном законодательством Республики Казахстан порядке заключает с ними договоры и соглашения о сотрудничестве и вступает в состав международных организаций;

      14) регулярно предоставляет информацию о своей деятельности в средства массовой информации в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о защите государственных секретов, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

      15) издает периодические сборники принятых им актов, бюллетени, журналы и другие издания;

      16) обращается в суд с исками и заявлениями, а также участвует в судебных процессах в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

3. Организация деятельности Счетного комитета и полномочия его
должностных лиц

      17. Руководство Счетным комитетом осуществляется Председателем Счетного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Счетный комитет задач и осуществление им своих функций, в том числе за противодействие коррупции в Счетном комитете.

      18. Председатель Счетного комитета назначается на должность Президентом Республики Казахстан сроком на пять лет в соответствии с подпунктом 7) статьи 44 Конституции Республики Казахстан.

      19. Полномочия Председателя Счетного комитета:

      1) утверждает годовой и квартальные планы работы Счетного комитета:

      2) определяет полномочия членов Счетного комитета, распределяет обязанности между должностными лицами Счетного комитета, организует работу членов Счетного комитета и его аппарата;

      3) в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, проверяет их исполнение, подписывает постановления и иные акты, принятие на заседаниях Счетного комитета;

      4) вносит на рассмотрение Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан и председателей Палат Парламента Республики Казахстан предложения по кандидатурам членов Счетного комитета при их назначении и освобождении;

      5) утверждает структуру аппарата и штатное расписание Счетного комитета в пределах утвержденной Президентом Республики Казахстан общей штатной численности Счетного комитета и средств, предусмотренных в республиканском бюджете;

      6) утверждает участки работ, перечень объектов анализа и контроля;

      7) утверждает планы проводимых контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках годового плана работы Счетного комитета, определяет периодичность и продолжительность контроля;

      8) дает поручения членам Счетного комитета на проведение контроля, определяет круг работников аппарата Счетного комитета, которые вправе участвовать в проведении контрольных мероприятий в пределах компетенции Счетного комитета;

      9) определяет необходимость проведения контроля качества деятельности работников аппарата Счетного комитета, отдельных направлений проведенного ими контроля, в том числе с доступом на объект контроля в соответствии со стандартами государственного финансового контроля;

      10) утверждает систему управления рисками и регламент деятельности Счетного комитета;

      11) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Счетного комитета;

      12) представляет Счетный комитет во взаимоотношениях с республиканскими и зарубежными органами, организациями и должностными лицами;

      13) образовывает консультативно-совещательные и консультативно-экспертные органы при Председателе Счетного комитета;

      14) вправе присутствовать на заседаниях Правительства Республики Казахстан, правления Национального Банка Республики Казахстан и коллегий государственных органов Республики Казахстан;

      15) вправе беспрепятственно знакомиться с документацией, относящейся к вопросам контроля за исполнением республиканского бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

      16) требует и получает в установленный им срок от объектов контроля необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контрольных мероприятий;

      17) несет предусмотренную законами ответственность;

      18) вносит предложения Президенту Республики Казахстан, Сенату или Мажилису Парламента Республики Казахстан о досрочном прекращении полномочий члена Счетного комитета, назначенного Президентом Республики Казахстан, Сенатом или Мажилисом Парламента Республики Казахстан соответственно, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 27 настоящего Положения;

      19) в случае своего временного отсутствия возлагает обязанности Председателя Счетного комитета на одного из членов Счетного комитета;

      20) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      20. Члены Счетного комитета в соответствии с подпунктом 7) статьи 44 и подпунктом 1) статьи 57 Конституции Республики Казахстан назначаются на должность сроком на пять лет, из них два члена Счетного комитета - Президентом Республики Казахстан, по три члена Счетного комитета - каждой из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты.

      21. Полномочия членов Счетного комитета:

      1) при осуществлении своих полномочий соблюдают требования законодательства Республики Казахстан, не должны создавать препятствия функционированию проверяемых объектов контроля и вмешиваться в их текущую хозяйственную деятельность;

      2) вправе присутствовать на заседаниях Правительства Республики Казахстан, правления Национального Банка Республики Казахстан и коллегий государственных органов Республики Казахстан;

      3) имеют беспрепятственный доступ к документации, относящейся к вопросам контроля за исполнением республиканского бюджета, с учетам соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законам тайны;

      4) требуют и получают в установленные ими сроки от объектов контроля необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;

      5) в пределах своей компетенции самостоятельно принимают решения по вопросам возглавляемых ими направлений деятельности;

      6) в пределах своей компетенции утверждают программы контроля с определением объемов необходимых ресурсов для эффективной организации контроля;

      7) дают поручения сотрудникам аппарата Счетного комитета на проведение проверок;

      8) организуют и осуществляют контрольную, экспертно-аналитическую деятельность Счетного комитета;

      9) обеспечивают беспрепятственное проведение контроля;

      10) осуществляют иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      22. Для реализации своих полномочий Председатель и члены Счетного комитета принимают акты по результатам контроля.

      23. Постановления и представления Счетного комитета, направленные руководителям государственных органов и организаций, по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан, должны быть рассмотрены, в указанные в них сроки или, если срок не указан, в течение двадцати дней со дня их получения.

      О принятом по постановлению и представлению решении и о мерах по его реализации соответствующие государственный орган и организация незамедлительно уведомляют Счетный комитет.

      24. Председателю и членам Счетного комитета выдаются удостоверения установленного образца, подписываемые Президентом Республики Казахстан.

      25. Полномочия Председателя и членов Счетного комитета, назначенных Президентом Республики, прекращаются решением Президента Республики.

      26. Заявление об отставке Председателя или члена Счетного комитета с указанием ее причины подается соответственно назначившим его:

      Президенту Республики Казахстан;

      Сенату или Мажилису Парламента Республики Казахстан.

      Заявление об отставке члена Счетного комитета подается с предварительным уведомлением Председателя Счетного комитета.

      27. Председатель и члены Счетного комитета досрочно освобождаются от должности вследствие:

      1) принятия отставки;

      2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении их;

      3) признания в установленном порядке ограниченно дееспособными или недееспособными;

      4) нарушения присяги, законов Республики Казахстан, актов Президента Республики Казахстан и настоящего Положения, совершения порочащего поступка, не совместимого с их статусом, несоблюдения должностных обязанностей;

      5) смерти, а также в случае признания безвестно отсутствующими или объявления умершими;

      6) прекращения гражданства Республики Казахстан;

      7) выезда на постоянное местожительство за пределы Республики Казахстан;

      8) назначения на другую должность.

      28. Аппарат Счетного комитета возглавляется Руководителем аппарата, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Председателем Счетного комитета в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

      29. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законодательством Республики Казахстан о государственной службе, трудовым законодательством Республики Казахстан, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      30. Деятельность Счетного комитета осуществляется в соответствии с годовым и квартальными планами, утверждаемыми Председателем Счетного комитета.

      Основанием для осуществления контроля, кроме контроля качества, являются исключительно годовой и квартальные планы Счетного комитета.

      Контроль по поручениям Президента Республики Казахстан и уполномоченных им лиц Администрации Президента Республики Казахстан проводится на основании внесения соответствующих изменений и дополнений в квартальный план Счетного комитета.

      31. Срок осуществления контроля устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач до тридцати календарных дней с момента вручения поручения руководителю объекта контроля, за исключением контроля эффективности, срок которого устанавливается Председателем Счетного комитета.

      32. Государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции, оказывают содействие Счетному комитету в выполнении его задач, предоставляют по его запросу информацию о результатах проведенных ими проверок с соблюдением режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны в установленном законом порядке. Взаимодействие Счетного комитета с органами государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

      33. При осуществлении своей контрольной деятельности Счетный комитет независим от объекта контроля. Независимость Счетного комитета обеспечивается:

      1) недопустимостью неправомерного вмешательства в деятельность Счетного комитета государственных органов и иных организаций;

      2) созданием надлежащих условий для осуществления своей деятельности;

      3) достаточным финансированием деятельности Счетного комитета в пределах и в порядке, установленных бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      34. Контроль финансовой деятельности Счетного комитета

      государственными органами осуществляется с согласия или по поручению

      Президента Республики Казахстан.

      35. На заседании Счетного комитета одобряются структура, содержание информации и отчетов, представляемых Президенту Республики Казахстан и Парламенту Республики Казахстан, рассматриваются итоги контрольных мероприятий, вопросы планирования, методологии, иные вопросы, требующие коллегиального решения.

      36. Заседания Счетного комитета проводятся в открытой или закрытой форме.

      Решения Счетного комитета принимаются большинством голосов от общего числа состава Счетного комитета, присутствующего на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

      37. Порядок проведения заседаний Счетного комитета, вопросы организации работы и другие вопросы по обеспечению контроля за исполнением республиканского бюджета определяются регламентом Счетного комитета.

4. Отчетность Счетного комитета

      38. Ежегодно Счетным комитетом составляется отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год (далее - годовой отчет), который по своему содержанию является заключением к отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета.

      39. Годовой отчет включает в себя оценку:

      1) исполнения основных параметров республиканского бюджета:

      поступлений и расходов республиканского бюджета;

      эффективности налогового и таможенного администрирования;

      2) достижения центральными государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, реализации государственных программ, в том числе за предыдущие периоды, и республиканских бюджетных программ;

      3) использования средств республиканского бюджета, в том числе целевых трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, софинансирования из бюджета концессионных проектов, а также поручительств и активов государства;

      4) использования субъектами квазигосударственного сектора выделенных им средств республиканского бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию, эффективности бюджетных инвестиций, эффективности управления активами субъектов квазигосударственого сектора, акции (доли участия) которых принадлежат государству;

      5) достоверности и правильности ведения объектами контроля учета и отчетности.

      В годовом отчете дается заключение по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета, а также указываются основные результаты деятельности Счетного комитета в отчетном году.

      40. Годовой отчет, одобренный Счетным комитетом, направляется для рассмотрения и утверждения Парламенту Республики Казахстан и для информации Правительству Республики Казахстан до 15 мая текущего года. Представление годового отчета в Парламенте Республики Казахстан осуществляется Председателем Счетного комитета.

      После утверждения Парламентом Республики Казахстан годовой отчет подлежит опубликованию в средствах массовой информации с учетом соблюдения режима секретности и иной охраняемой законом тайны.

5. Имущество Счетного комитета

      41. Счетный комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Имущество Счетного комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      42. Имущество, закрепленное за Счетным комитетом, относится к республиканской собственности.

      43. Счетный комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

      44. Должность Председателя Счетного комитета по условиям материально-бытового и медицинского обеспечения, а также транспортного обслуживания приравнивается к должности министра, а должность члена Счетного комитета - к должности вице-министра.

      45. Материально-техническое обеспечение и транспортное обслуживание деятельности Счетного комитета осуществляются за счет средств бюджета.

6. Реорганизация и упразднение Счетного комитета

      46. Реорганизация и упразднение Счетного комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.