Су шаруашылығы құрылыстарын қорғау жөнiндегi шаралар туралы

Оңтүстік Қазақстан Облысы Шымкент қаласының әкімдігінің 2007 жылғы 7 маусымдағы N 1195 қаулысы. Оңтүстік Қазақстан Облысы Шымкент қаласының әділет басқармасында 2007 жылғы 29 маусымда N 14-1-55 тіркелді. Күші жойылды - Оңтүстік Қазақстан облысы Шымкент қаласының әкімдігінің 2009 жылғы 5 қазандағы N 1444 Қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - Оңтүстік Қазақстан облысы Шымкент қаласының әкімдігінің 2009.10.05 N 1444 Қаулысымен.

      Қазақстан Республикасының "Қазақстан Республикасындағы жергiлiктi басқару туралы" Заңының 31 бабының негiзiнде, су шаруашылығы құрылыстарына ақаба суларының зиянды әсерiнен қорғау мақсатында қала әкiмдiгi ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      1. Тұтынушылармен қалалық канализацияға төгiлетiн ақаба сулар:
      канализация желiлерi мен имараттар жұмысын, олардың пайдалану қауiпсiздiгiн бұзбайтын;
      құбырларды, құдықтарды, торларды бiтейтiн немесе құбырлардың, құдықтардың, торлардың қабырғаларына жабысатын заттар бар (окалин, әк, құм, металл ағымдары және т.б.);
      канализация жүйелерi имараттарының элементтерi мен құбырлардың материалдарын бұзып әрекет көрсететiн заттар бар;
      ақаба суларды биологиялық тазартудан өткiзуге кедергi келтiретiн концентрацияларда зиянды заттары бар;
      қауiптi бактериалдық ластаушылар болмайтындай;
      ерiмейтiн майлар, қара майлар және мазуттары болмайтындай;
      биологиялық "қатты" үстiртiн-активтi заттар (УАЗ);
      Қаулымен белгiленген мүмкiндiк нормативтерiнен асатын, концентрацияларда өлшеулi және қалқып шығатын заттар бар;
      тек қана минералдық заттар болмайтындай;
      канализация жүйелерi мен имараттарында уландырғыш газдар құрауға бейiм қышқылдар, жанармай қоспалары, уландырғыш және ерiтiлген газ тәрiздi заттар бар (күкiртсутек, күкiрт көмiр қышқыл тотығы, жеңiл ұшатын ароматикалық көмiр қышқылдар жұбы және басқа да жарылғыш қауiптi және уландырғыш қоспалар);
      канализация жүйесiне ақаба сулармен жiберуге нормативтерi белгiленбеген заттар бар.
      2. Қала канализация жүйесiне төмендегiлердi төгуге тыйым салынады:
      құрамы мен шығыны Қаулымен белгiленген, рұқсат етiлетiн ластаушы
      заттар санын асыруға әкелуi мүмкiн ақаба сулар;
      мүмкiндiк концентрациясының белгiленген мәнiнен он және одан да артық заттарды нормаға келтiретiн концентрациямен ақаба сулар (ластандырушы заттарды жаппай жiберу);
      40, 6,5 төмен және 9,0 бiрлiктен жоғары сутетiк көрсеткiшпен (рН), 40 С0-тан жоғары температурамен ақаба суларды;
      концентрацияланған туынды және текшеленген ерiтiндiлер;
      топырақ, құрылыс және тұрмыстық қалдықтар;
      радиоактивтiк заттар және оларды iрiтетiн өнiмдер.
      3. Сонымен қатар Қызмет көрсетушi келiсiмiнсiз қала канализация жүйесiне:
      кәрiздiк сулар;
      технологиялық циклде ластанбаған шартты-таза ақаба сулар;
      кәсiпорын аумағының үстiртiн аумағы (жаңбыр, жiбеген суару-жуу сулары және тағы басқалар);
      арнаулы машиналардың ақаба сулары төгуге тыйым салынады.
      4. Қолданыстағы радиоциялық қауiпсiздiк нормасына сәйкес радионуклидтерi бар, ақаба суларды жою және зиянсыздандырылуы жүзеге асырылу керек.
      5. Канализация жүйесiне нормаланбаған ластандырушы заттарды төгу (ақаба суларды төгуге рұқсатта көрсетiлмеген) балықшаруашылық су қоймасы тағайындауларындағы шектi мүмкiндiк концентрациясы (ШМК) нормасы бойынша белгiленедi.
      6. Егер Тұтынушының ақаба суларында нормаланбаған заттар болатын болса, онда ондай ақаба суларды канализация жүйесiне төгу үшiн Қызмет көрсетушiге нормативтер есебiне және осы заттарды ақаба сулармен төгуге алу үшiн тапсырыс әкелуi тиiс.
      7. Балық шаруашылығы су пайдалану су нысандарының суында ШМК белгiленбеген нормативiмен ластандырушы заттар үшiн аталған затты канализация жүйесiне төгу нормативi жiберiлген бақылау әдiсiнiң сезгiштiгiнiң шегiне тең қабылданады.
      8. Егер ақаба сулардың физикалық-химиялық құрамы Қаулы талаптарымен қанағаттандырылмаса, онда ақаба сулар алдын ала тазартылуы немесе қайта өңделуi керек. Алдын ала тазартудың дәрежесi және локалдық тазарту имараттарының жобасы Қызмет көрсетушiмен бiрге келiсiлуi қажет.
      9. Тәулiк бойында ақаба сулардың құрамының айтарлықтай ауытқыған жағдайларда ақаба судың бiркелкi шығуын қамтамасыз ететiн орталаушы-сыйымдылығын қарастыру қажет. Биологиялық тазалау процесi бұзылған кезде қышқыл және сiлтiлi ақаба суларды канализация жүйесiне жiберуде немесе бейтараптандыру, немесе орталау керек.
      10. Қала канализация жүйесiне ақаба суларды жинау, баланстық шектеу желiлерiнiң актiсiне сәйкес, қалалық канализация жүйесiне ақаба суларды шығаруда орналасқан бақылашы құдықтың мiндеттi құрылғыларымен өздiгiнен шығу арқылы жүзеге асырылуы керек.
      11. Қала канализация жүйесiнде ақаба суларды бiрiктiруге жол берiлмейдi, олардың өзара әрекеттесуi эмульсиялардың, улы немесе қауiптi жарылғыш газдардың қалыптасуына, сонымен бiрге ерiмейтiн заттардың жоғары көлемiне әкеп соқтыруы мүмкiн, мысалы, кальций немесе магний тұзы, сiлтiлi ерiтiндiлерiн, сода және қышқыл сулар, су мен натрий сульфидi бар, хлор мен фенол сiлтiсiнiң артық көлемi бар сулар және т.б.
      12. Тұтынушымен сарқындарды төгу Қызмет көрсетушiмен жасалған, сумен қамту және/немесе ақаба суларды шығару бойынша қызмет көрсетуге келiсiм және төгуге рұқсаты болған кезде ғана жүргiзiледi.
      13. Тұтынушыларға қала канализация жүйесiне төгуге рұқсат осы имараттарды пайдаланушы Қызмет көрсетушiмен берiледi.
      14. Жаңадан тұрғызылған немесе қайта конструкцияланған кәсiпорындарға қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге рұқсат қабылдау актiсiн көрсету бойынша нысанды толығымен пайдаланудағы мемлекеттiк қабылдануынан кейiн және қолданыстағы қала тазарту имараттары қуаттылығы болған кезде ғана берiледi.
      Жаңа кәсiпорындардағы ақаба суларды қабылдау шарттары бойынша оларды жергiлiктi тазалау талап етiлетiн болса, онда Қызмет көрсетушi бұл кәсiпорындарды олардағы ақаба сулар тазалау қала тазарту имараттарына қабылдауға мүмкiн болатындай деңгейдi қамтамасыз ететiн, жергiлiктi тазарту имараттары орнатылғаннан кейiн ғана қала канализация жүйесiне қосылуға рұқсат бередi.
      15. Тұтынушыға қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге рұқсат алу үшiн Қызмет көрсетушiге:
      ақаба суларды төгуге рұқсатқа талапты;
      қала канализация жүйесiне Тұтынушының қосылуына техникалық шартты;
      бақылау құдықтары мен олардың жергiлiктi байланулары көрсетiлген, канализация жүйесiне шығулары келтiрiлген Тұтынушының iшкi алаңдық канализациясының орындаушы сұлбасының көшiрмесiн;
      жергiлiктi тазарту имараттары сұлбасын (егер ондай болған жағдайда);
      анализдер қорытындылары мен ақаба сулар құрамын әкелуi керек.
      16. Қызмет көрсетушi қалалық канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге рұқсатты дайындау кезiнде, ақаба суларды алдын-ала тазалау немесе олардың Тұтынушының жергiлiктi тазарту имараттарындағы бөлiктерiн есепке ала отырып, Тұтынушымен Жасалған, негiздеушi материалдарды қарайды:
      ақаба сулар шығынын және олардың құрамындағы ластаушы заттардың концентрациясын азайтуға мүмкiндiк беретiн, технологиялық процестердегi өзгерiстердi;
      айналым және суды қайталай-жүйелiлiкпен пайдалану жүйесiнiң құрылымын.
      17. Тұтынушыдан ақаба суларды шығаруға қажеттi құжаттарды алғаннан кейiн Қызмет көрсетушi 10 (он) күн ағымында берiлген материалдарды қарайды және ақаба суларды төгуге рұқсат бередi.
      18. Тұтынушыға қалалық канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге рұқсат Тұтынушымен Қаулы талаптарын орындау үшiн жеткiлiктi мерзiмге, бiрақ үш жылдан аспайтын уақытқа берiледi.
      19. Тұтынушымен техникалық шаралар орындау кезiнде, Қызмет көрсетушi ластаушы заттар төгулерiнiң жоғарлатылған нормативтерiн, егер өткен жылға немесе болып отырған уақыт мерзiмiнде ластаушы концентрациясы белгiлерi ортадан жоғары болған жағдайда белгiлей алады.
      20. Тұтынушымен шығарылатын ақаба сулардың көлемi ұлғайған немесе азайған, ондағы техникалық шарттарда шарттасқаннан тыс ластаушы заттардың концентрациясы мен саны ұлғайғанда, жаңа канализациялық желiлер мен имараттар енгiзiлгенде немесе қайта конструкцияланған, сонымен қатар канализациялық сарқындарды төгуге Субтұтынушылар қосылған жағдайларға тек қана Қызмет көрсетушi рұқсатын алғаннан кейiн ғана жол берiледi.
      21. Ақаба суларды төгуге рұқсат қала су шығару жүйесiнде өзгерiстер болғанда немесе қаулы талаптары сақталмағанда күшi жойылады.
      22. Тұтынушы канализацияның ведомствалық желiлерi мен имараттарын ұстауға, қала канализация жүйесiне төгiлетiн ақабла сулардың сандық және сапалық құрамына үнемi бақылауды жүзеге асыруы тиiс.
      23. Бақылау ақаба суларды тазалау бойынша жергiлiктi тазарту имараттары арқылы өткенге дейiн және кейiнгi, егер олар болмаған жағдайда қала канализация шығарылымдары мен канализация желiлелiрiнң неғұрлым жауапты нүктелерiнде, сонымен қатар әрбiр шығарылым бойынша жекелей бақылау құдықтарына төгiлген ақаба сулардың санын анықтаумен ақаба сулар құрамының химиялық анализiн жүргiзу жолымен жүзеге асырады.
      24. Қызмет көрсетушi аталған Қаулы талаптарына, сонымен қатар қалалық канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге берiлген рұқсатқа ақаба сулардың сапалық құрамының сәйкес болуына бақылауды жүзеге асырады.
      25. Қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгудi жүзеге асыратын, Тұтынушы, Қызмет көрсетушi тарапынан ақаба суларды төгуге бақылауды тәулiктiң кез-келген уақытында жүргiзуге мүмкiндiктi, оның iшiнде ақаба сулардың көлемi, сапалық құрамы туралы қажеттi деректер мен әрбiр шығарылым бойынша оларды төгудiң режимiн, сонымен қатар пайдаланушы персоналдардың құжаттарын, аспаптарын, қондырғыларын және т.б. берудi қамтамасыз етуi керек.
      26. Көрсетiлген бақылау Қызмет көрсетушi жанындағы ақаба суларды технологиялық бақылау тобымен жүзеге асырылады.
      27. Тұтынушы ақаба суларды тазалау сапасының төмендеуi, жаппай төгулердегi, апаттық-қалпына келтiру жұмыстарын жүргiзудегi барлық өзгерiстер туралы Қызмет көрсетушiнi, мемсанэпидқадағалау басқармасын және су қорғау мен реттеу бойынша жергiлiктi органдарға шұғыл түрде хабарлауы тиiс.
      28. Ақаба суларды төгумен болған, қала тазарту имараттарының жұмысы үшiн жол берiлмейтiн болып табылатын, қалалық ақаба сулар құрамында ластандырушы заттар концентрациясы табылғанда, Қызмет көрсетушi қоршаған ортаны қорғау аумақтық басқармасына хабарлайды.
      Қызмет көрсетушi осымен қатар - Қаулы талаптарын бұзушыны iздеудi жүргiзедi.
      29. Тұтынушы Қаулымен белгiленген, талаптардың бұзылудың алдын алатын, барлық шараларды қамтамасыз етедi. Қаулы бұзылғаны анықталған кезде Тұтынушы қала канализация жүйесiне ластанған ақаба суларды төгудi тез арада тоқтатады.
      30. Қызмет көрсетушi қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгу бойынша белгiленген Қаулы талаптарын бұзған кезде сәйкес Тұтынушыларға келтiрiлген шығынды есептеумен канализация желiлерiнен Тұтынушының канализациялық желiсiн өшiрiп тастауға құқылы.
      31. Қызмет көрсетушi Тұтынушыға қала канализация жүйесiне келтiрiлген, шығынды қалпына келтiру туралы белгiленген тәртiппен наразылықтар мен талаптар көрсетуге.
      32. Аталған Қаулы талаптары Тұтынушымен бұзылған кезде Қызмет көрсетушiнiң уәкiлеттi органы белгiленген үлгi бойынша сәйкес хаттамаларды жасайды.
      33. Төгiлетiн ақаба суларда ластаушы заттар концентрациясының мүмкiндiгi асып кететiн, ластаушы заттар болған жағдайда, Қызмет көрсетушi Тұтынушыдан ҚР ҚБҚ 1.04-11-2002 елдi мекендердiң канализация жүйесiне ағын суларды қабылдау ережелерiмен белгiленген нормативтер шегiнен асып кеткен, ластануларды өңдеу үшiн қосымша төлем алады.
      34. Ластанудың сандық параметрлерi бекiтiлген әдiс бойынша Қызмет көрсетушiнiң бақылау-сынау орталығы зертханасымен анықталады.
      35. Қосымша төлем мөлшерi табиғи ресурстар мен қоршаған ортаны қорғау саласындағы өкiлеттi органның формуласымен анықталады.
      36. Қосымша төлем өндiру үшiн негiз болып табылатындар:
      қосымша төлем есебi;
      ақаба сулар сынамасын алу актiсi;
      ластаушы заттар концентрациясының мөлшерi Қызмет көрсетушiмен белгiленген ақаба сулар анализiнiң қорытындылары хаттамасы.
      37. Әрбiр шығарылым бойынша қосымша төлем есебi Қызмет көрсетушiмен жекелей жүргiзiледi. Тұтынушымен әрбiр шығарылым бойынша шығындар әкелiнбеген жағдайда қосымша төлем Тұтынушы сарқындарының жалпы көлемiне ең жоғарғы ластану бойынша есептеледi.
      38. Қосымша төлем белгiленген нормативтерден тыс ластанулар төгу анықталғаннан сәттен бастап осы ластанулар төгулерiн жойған күнге дейiнгi мерзiмге есептеледi. Канализация жүйесiне ластаушы заттарды жоюға уақыт Тұтынушының ақаба суларын қайталай бақылау (сынама алу) кезiнде Қызмет көрсетушiмен айтылады.
      39. Тұтынушы Қызмет көрсетушiнi аталған бұзушылықтың жойылғаны туралы хабарламаса немесе Қызмет көрсетушiнiң қайталай тексеруi (сынама алу) Тұтынушының белгiленген нормативтерден ластанулар төгуiн жоймағанын дәлелдейтiн болса, онда Қызмет көрсетушi канализация жүйесiне ластанған ақаба сулардың түсуi жалғасуда деп санауға құқылы. Ақаба сулардың сапалық құрамын Қызмет көрсетушiмен қайталай тексеру Тұтынушы есебiнен жүргiзiледi.
      40. Тұтынушымен ақаба суларды канализация жүйесiне төгу кезiнде Қаулымен белгiленген нормадан сутетiк көрсеткiш әрбiр 0,5 бiрлiкке ауытқумен, Тұтынушыдан төгiлген сарқындардың әрбiр текше метрiне қолданыстағы тарифтен 2-еселенген мөлшерде қосымша төлем алынады.
      41. Қызмет көрсетушi Тұтынушыға келгеннен кейiн, ол бiр сағат iшiнде қызмет көрсетушi өкiлiне өз өкiлiнiң қатысуымен бақылау құдығынан ақаба сулардан сынама алу жүргiзу мүмкiндiгiн қамтамасыз етпеген жағдайда, онда сынама алу Қызмет көрсетушiмен бiр жақты тәртiппен жүргiзiледi және осы кездегi сынама алу жасалған актi дұрыс ресiмделген деп саналады.
      42. Қызмет көрсетушiге бақылау құдығынан сынама алу жүргiзуге мүмкiндiк қамтамасыз етiлмеген жағдайда, қала канализация жүйесiне келiп түсетiн, ақаба сулардың соңғы тексеруi кезiнде белгiленген, ластаушы заттар концентрациясының көлемi ұлғайтылып қолданылады.
      43. Егер Тұтынушы Қызмет көрсетушiнi канализация жүйесiне ақаба сулармен ластаушы заттардың жалпылай төгiлгенi туралы хабарламаса, онда есеп Қызмет көрсетушiнiң соңғы тексеру сәтiнен (сынама алу) бастаған мерзiмде Тұтынушыдан Қызмет көрсетушi қабылдаған ақаба судың барлық көлемiне жүргiзiледi.
      44. Қызмет көрсетушiге су қорғау және реттеу бойынша жергiлiктi органдар жағынан талап қойылған кезде, Қызмет көрсетушi су нысанын ластауға әкелген, құрамдағы ақаба суды төгуге жол берген, нақты бiр Тұтынушыға регрессивтiк талапты қоюға құқылы.
      45. Канализация жүйесiне ақаба сулармен ластаушы заттарды жалпылай төгу кезiндегi қосымша төлем қоршаған ортаға келтiрiлген шығынды қалпына келтiрудегi Тұтынушы жауапкерлiгiн алмайды.
      46. Аталған Қаулымен тиым салынған, ластаушы заттарды канализация жүйесiне Тұтынушымен төгу бiрнеше рет қайталану кезiнде, Қызмет көрсетушi осындай Тұтынушыларды қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге жiбермеуге құқылы.
      47. Қызмет көрсетушi:
      1) қала канализация жүйесiнiң техникалық жағдайы;
      тазарту имараттарының тиiмдi жұмысы;
      аталған қаулының сақталуы;
      Қаулыны бұзушыларға уақытында шара қабылдау үшiн жауапкершiлiк алады.
      2) Қаулы бұзушылар туралы ақпараттарды жергiлiктi басқару мен қоршаған ортаны қорғаудың аумақтық басқармасына бередi.
      48. Өндiрiстiк ақаба сулар сапасын технологиялық бақылау тобы (бұдан әрi - Топ) Қызмет көрсетушiнiң бақылау-сынау орталығы құрамында ұйымдастырылады және орталық бастығына бағынышты болады. Топ өз жұмысында Қаулыны және қолданыстағы Қазақстан Республикасының заңнамалықтарын басшылыққа алады.
      49. Топтың негiзгi тапсырмасы болып Қаулыны әзiрлеу, қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгуге Тұтынушыларға рұқсат беру, қала канализация жүйесiнiң қалыпты жұмысын қамтамасыз ету мақсатында Қаулының сақталуына қажеттi бақылау, Тұтынушы балансында тұрған, канализациялық желiлер мен жергiлiктi тазарту имараттары жағдайына бақылау болып табылады.
      50. Топтың кадрлық құрамы ақаба суларды тазалау мен оның анализi аумағындағы мамандардан тұрады.
      51. Топтың сандық құрамы қала канализация жүйесiне ақаба сулар жiберетiн Тұтынушылар санына және олардың су шығару қуаттылығына байланысты белгiленедi. Инженер - технолог шамамен тәулiгiне 30 мың текше метр ақаба судың төгiлуiне бақылау жасайды.
      52. Ақаба сулардың сапалық құрамы үшiн техникалық-ұйымдастыру сұрақтары Топ мамандары мен Қызмет көрсетушi зертханасымен бiрлесе отырып шешiледi.
      53. Тұтынушы ақаба суларын химиялық бақылауды жүзеге асыру үшiн Қызмет көрсетушiмен зертханалық жай, жабдықтар, аспаптар, реактивтер, химиялық ыдыстар бөлiнуi тиiс. Сынаманы жеткiзу көлiкпен жүзеге асырылады.
      54. Жекелеген заттардың химиялық анализ әдiсi, анықтаудың нақтылығына, анализдiң ұзақтығына, оның қиындылығына, қолданылатын реактивтердiң бағасы мен тапшылығына, аспаптардың, реактивтердiң және жабдықтардың бар екендiктерiн қойылатын талаптарды есепке ала отырып таңдалады.
      55. Анализдiң жаңа түрiн енгiзу сәйкес әдiстер мен аспаптарды меңгеру бойынша жол салушы жұмыстармен болу керек. Сыналған әдiстi мақсатты пайдалану анықталғаннан кейiн белгiленген тәртiппен қажеттi қосымша аспаптарға тапсырыс берiледi.
      56. Химиялық бақылаудың негiзгi мiндеттерi болып табылатындар: Тұтынушының ақаба суларына химиялық бақылауды жүзеге асыру, ақаба сулар анализiнiң қорытындыларын ресiмдеу, тиiстi есеп берулердi жасау.
      57. Топ мамандары Тұтынушының канализация желiсiндегi бақылау нүктелерiнен ақаба сулардың сынамасын алуды екi данада сынама алу актiсiн толтырумен жүргiзедi, оның бiреуi Тұтынушыға берiледi. Бiр актiмен бiрнеше шығарылымдар сынамасын алуды ресiмдеуге рұқсат етiледi.
      Анализге алынатын ақаба сулар көлемi, нақтылай ингредиенттi анықтауда пайдаланылатын әдiске байланысты белгiленедi. Тұтынушының ақаба суларынан сынама алу кезiнде сынама алу туралы актiсi жасалып, онда сынаманың алынған уақыты, орны, мақсаты, сынама сипаты көрсетiледi. Актiге Тұтынушы өкiлi және сынама алған Топ маманы қол қояды.
      58. Алынған ақаба су сынамалары сынама алу актiсiнде Топ мамандарымен көрсетiлген компоненттер тiзiмi бойынша ақаба сулар сапасы құрамының химиялық анализiн жүргiзу үшiн Қызмет көрсетушi зертханасына жеткiзiледi.
      59. Қызмет көрсетушi зертханасына келiп түскен сынамалар жұмыс журналына тiркелiп, онда Тұтынушының атауы, бақыланатын ингредиенттiң сиымдылық нөмiрi, анализ қорытындысы, орындалған күнi, орындаушының аты-жөнi көрсетiледi.
      60. Ақаба сулар сынамасының анализi Қызмет көрсетушiнiң зертханасының белгiленген тәртiбiмен аккредиттiк аттестацияланған әдiс бойынша орындалады.
      61. Канализация жүйесiне төгiлетiн, Тұтынушы ақаба суларының белгiленген нормативтерге сәйкестiгiне анализ жүргiзуге олардан сынама алуда, Қызмет көрсетушi анализ жүргiзу барысын Тұтынушы өкiлiнiң бақылауына мүмкiндiктi қамтамасыз етедi.
      62. Анализ барысы жұмыс журналында тiркеледi, онда орындалу күнi, келесi есептеу қорытындысы үшiн қажеттi барлық сандық белгiлер мен анализ процесiнiң негiзгi көрсеткiштерi белгiленедi.
      63. Зертханада орындалатын аналитикалық бақылау көлемi, бақылауға жататын Тұтынушылар санына, сонымен қатар жұмысшылардың нақтылай санын, орындалатын анықтаулардың күрделiлiгi мен ұзақтығын ескере отырып, Топ басшысымен апта сайын белгiленедi.
      64. Анализ нәтижесi Тұтынушының атауы, сынама алынған уақыт, сынаманың кiммен алынғаны және оған кiмдер қатысқаны көрсетiлген белгiленген үлгi бланкiсiнде ресiмделедi. Бланктерге зертхана бастығымен, орындаушымен қол қойылады және Топқа берiледi.
      65. Тұтынушы мен Қызмет көрсетушi тәуелсiз сараптамаға алынған сынаманы бiрдей уақытта жiберуге құқылы, бұған бекiтiлген тәртiппен акт жасалады.
      66. Канализация жүйесiне төгiлетiн, ақаба сулар сынамасын алу, тасымалдау, анализ үшiн сынама дайындау, сынамаға анализ жүргiзу қолданыстағы Қазақстан Республикасы заңнамалықтарымен бекiтiлген стандарттарға, нұсқаулықтарға және әдiстерге сәйкес жүзеге асырылады.
      67. Егер Тұтынушы қала канализация жүйесiне төгiлетiн ақаба суларында өзгерiстер болатындай басқа өндiрiс технологиясына көшетiн болса, онда ол алдын-ала Қызмет көрсетушiге осы өзгерiстер ағымы болуы мүмкiн мерзiмi көрсетiлген ақаба сулар құрамының жоспарланған өзгерiсi туралы хабарлауы тиiс. Қызмет көрсетушi осы ақпаратты алғаннан кейiн Тұтынушымен бiрлесе отырып, ақаба сулардың сандық және сапалық құрамы сұрақтары бойынша технологиялық процесстердi тексередi. Тексеру қорытындысында анықталған ақаба сулардағы ластаушы заттар Қаулымен белгiленген тәртiппен Қызмет көрсетушiмен нормаланады және Тұтынушыға жеткiзiледi.
      68. Анализ жүргiзуге анализдi орындаудағы әдiстемемен қарастырылған уақыт берiледi. Кесте бойынша анализ жүргiзу Қызмет көрсетушi есебiнен, ал Тұтынушы тапсырысы бойынша - Тұтынушы есебiнен жүзеге асырылады.
      69. Жiберiлетiн концентрациядан тыс ластаушы заттар анықталған жағдайда Тұтынушы қала канализация жүйесiне ақаба суларды төгудi тоқтатуға және белгiленген шекке дейiн ластауды азайту бойынша шаралар қабылдауға мiндеттi.
      Ластаушы заттар құрамын асыруды шақыратын, себептер шеттетiлгеннен кейiн, Тұтынушы қайталай сынама алуға тапсырыс бередi.
      70. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланғаннан кейiн күнтiзбелiк он күн өткен соң қолданысқа енгiзiледi.
 
      Қала әкiмi

О мерах по защите водохозяйственных сооружений

Решение Шымкентского городского акимата ЮКО N 1195 от 7 июня 2007 года. Зарегистрировано управлением юстиции города Шымкента N 14-1-55 от 29 июня 2007 года. Утратило силу - постановлением Шымкентского городского акимата Южно-Казахстанской области от 5 октября 2009 года N 1444

      Сноска. Утратило силу - постановлением Шымкентского городского акимата Южно-Казахстанской области от 05.10.2009 N 1444.     

       В целях защиты водохозяйственных сооружений от вредного воздействия сточных вод, на основании  статьи 31 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", акимат города  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Сбрасываемые в городскую канализацию сточные воды производственных предприятий (далее-Потребитель) не должны:
      нарушать работу канализационных сетей и сооружений, безопасность их эксплуатации;
      содержать вещества, которые способны засорять трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, металлическая стружка, каныга и т.д.);
      содержать вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений системы канализации;
      содержать вредные вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод;
      содержать опасные бактериальные загрязнения;
      содержать нерастворимые масла, смолы и мазут;
      содержать биологические "жесткие" поверхностно-активные вещества (ПАВ);
      содержать взвешенные и всплывающие вещества в концентрациях, превышающих установленные допустимые нормативы;
      содержать только минеральные вещества;
      содержать кислоты, горючие смеси, токсичные и растворенные газообразные вещества, способные образовывать в системе и сооружениях канализации токсичные газы (сероводород, сероуглерод, окись углерода, пары легколетучих ароматических углеродов и другие взрывоопасные и токсичные смеси);
      содержать вещества, для которых не установлены нормативы сброса со сточными водами в систему канализации.

      2. Запрещается сбрасывать в систему канализации города: 
сточные воды, расход и состав которых может привести к превышению допустимого количества загрязняющих веществ, установленного настоящим постановлением;
      сточные воды с концентрацией нормируемого вещества в десять и более раз превышающее установленное значение допустимой концентрации (залповые сбросы загрязняющих веществ); сточные воды с температурой выше 40 С 0 , с водородным показателем (рH) ниже 6,5 и выше 9,0 единиц;
      концентрированные маточные и кубовые растворы; 
      грунт, строительный и бытовой мусор;
      радиоактивные вещества и продукты их распада.

      3. Не подлежат также сбросу в систему канализации города без согласования с предприятием, предоставляющим услуги по водоснабжению и отведению сточных вод (далее - Услугодатель) Услугодателем: 
      дренажные воды;
      условно-чистые сточные воды, не загрязненные в технологическом цикле;
      поверхностный сток с территории предприятий (дождевые, талые, поливомоечные воды и др.);
      сточные воды со специализированных машин.

      4. Удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должно осуществляться в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности.

      5. Сброс ненормированных загрязняющих веществ (не указанные в разрешении на сброс сточных вод) в систему канализации устанавливается по нормам предельно допустимых концентраций (ПДК) водоема рыбохозяйственного назначения.

      6. Если сточные воды Потребителя содержат ненормированные вещества, то для сброса таких сточных вод в систему канализации необходимо представить Услугодателю заявку на расчет норматива и получить разрешение на сброс этих веществ со сточными водами.

      7. Для загрязняющих веществ с неустановленным нормативом ПДК в воде водных объектов рыбохозяйственного водопользования норматив сброса в систему канализации данного вещества принимается равным пределу чувствительности допущенной методики контроля.

      8. Если физико-химический состав сточных вод не удовлетворяет требованиям Постановления, то сточные воды должны подвергаться предварительной очистке или обработке. Степень предварительной очистки и проект локальных очистных сооружений должны быть согласованы с Услугодателем.

      9. При значительных колебаниях состава сточных вод в течение суток необходимо предусмотреть емкости - усреднители, обеспечивающие равномерный выпуск сточных вод. При нарушении процессов биологической очистки кислые и щелочные сточные воды при выпуске в систему канализации следует либо нейтрализовать, либо усреднять.

      10. Сбор сточных вод в систему канализации города должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольного колодца, расположенного на выходе сточных вод в городскую систему канализации согласно акта балансового разграничения сетей.

      11. В системе канализации города не допускается объединение сточных вод, взаимодействие которых может привести к образованию эмульсий, ядовитых или взрывоопасных газов, а также большого количества нерастворимых веществ, например, сточных вод, содержащих соли кальция или магния, щелочные растворы, соду и кислые воды, сульфид натрия и воды с чрезмерным содержанием щелочи хлора и фенолов и т.д.

      12. Сброс стоков производится Потребителем только при наличии разрешения на сброс и договора на предоставление услуг по водоснабжению и/или отведению сточных вод, заключенного с Услугодателем.

      13. Разрешение на сброс в систему канализации города
Потребителям выдает Услугодатель.

      14. Разрешение на сброс сточных вод в городскую систему канализации вновь построенным или реконструированным предприятиям выдается после приемки государственной комиссией всего объекта в эксплуатацию по предъявлении акта приемки и только при наличии мощностей действующих очистных сооружений города.
      Если по условиям приема сточных вод на новых предприятиях требуется их локальная очистка, то Услугодатель разрешает присоединение к системе канализации города этих предприятий только после ввода на них в эксплуатацию локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод до степени, допустимой для приема их на очистные сооружения города.

      15. Для получения разрешения на сброс сточных вод в систему канализации города Потребителю необходимо представить Услугодателю:
      заявку на разрешение сброса сточных вод;
      технические условия на присоединение Потребителя к системе городской канализации;
      копию исполнительной схемы внутриплощадочной канализации Потребителя с нанесением выпусков в систему канализации, с указанием контрольных колодцев и привязкой их к местности;
      схему локальных очистных сооружений (если таковые имеются);
      результаты анализов и состав сточных вод.

      16. Услугодатель при подготовке разрешения на сброс сточных вод в городскую систему канализации рассматривает обосновывающие материалы, составленные Потребителем, с учетом предварительной очистки сточных вод или их части на локальных очистных сооружениях Потребителя:
      изменение технологических процессов, позволяющее сократить расход сточных вод и концентрацию содержащихся в них загрязняющих веществ;
      устройство систем оборотного и повторно-последовательного использования воды.

      17. При получении от Потребителя необходимой документации на отведение сточных вод Услугодатель в течение 10 (десяти) дней рассматривает представленные материалы и выдает разрешение на сброс сточных вод.

      18. Разрешение на сброс сточных вод в городскую систему канализации выдается Потребителю на срок, достаточный для выполнения Потребителем требований Постановления, но не более трех лет.

      19. На период выполнения Потребителем технических мероприятий, Услугодатель может устанавливать повышенные нормативы сброса загрязняющих веществ при условии, что они не будут выше средних значений концентраций загрязнений за прошедший год или предшествующий период времени.

      20. При увеличении или уменьшении Потребителем количества отводимых сточных вод, увеличении в них количества и концентрации загрязняющих веществ сверх обусловленных техническими условиями, реконструкции или вводе в эксплуатацию новых канализационных сетей и сооружений, а также при присоединении Субпотребителей сброс канализационных стоков допускается только после получения соответствующего разрешения Услугодателя.

      21. Разрешение на сброс сточных вод может быть аннулировано в случаях изменения системы водоотведения города или несоблюдения Потребителем требований Постановления.

      22. Потребитель должен содержать ведомственные сети и сооружения канализации в исправном состоянии, осуществлять постоянный контроль за количественным и качественным составом сточных вод, сбрасываемых в систему канализации города.

      23. Контроль осуществляется путем проведения химического анализа состава сточных вод до и после прохождения через комплекс локальных очистных сооружений по очистке сточных вод, а при отсутствии таковых, в контрольных колодцах в наиболее ответственных точках сети канализации и у выпуска в канализационную сеть города, а также определением количества сбрасываемых сточных вод в контрольных колодцах по каждому выпуску отдельно.

      24. Услугодатель осуществляет контроль за соответствием качественного состава сточных вод требованиям настоящего постановление, а также выданным разрешениям на сброс сточных вод в городскую систему канализации.

      25. Потребители, осуществляющие сброс сточных вод в систему канализации города, должны обеспечить возможность проведения со стороны Услугодателя в любое время суток контроля за сбросом сточных вод, включая предоставление необходимых сведений об объемах, качественном составе сточных вод и режима их сброса по каждому выпуску, а также документов, приборов, устройств, эксплуатационного персонала и т.п.

      26. Указанный контроль осуществляется группой технологического контроля качества сточных вод при Услугодателе.

      27. Обо всех случаях ухудшения качества очистки сточных вод, залповых сбросах, проведения аварийно-восстановительных работ Потребители должны немедленно информировать Услугодателя, управление госсанэпиднадзора и местные органы по регулированию и охране вод.

      28. При обнаружении в составе городских сточных вод концентраций загрязняющих веществ, являющихся недопустимыми для работы очистных сооружений города, вызванных сбросом сточных вод, Услугодатель информирует об этом территориальное управление охраны окружающей среды.
      Одновременно Услугодатель проводит поиск Потребителя - нарушителя требований.

      29. Потребитель обеспечивает все меры, предупреждающие нарушения требований, установленных постановлением. При обнаружении нарушения Постановления Потребитель немедленно прекращает сброс недопустимо загрязненных сточных вод в систему канализации города.

      30. Услугодатель имеет право отключить канализационную сеть Потребителя от городской сети канализации с отнесением принесенного ущерба на соответствующих Потребителей при нарушении установленных постановлениями требований по сбросу сточных вод в систему канализации города. 

      31. Услугодатель вправе предъявить Потребителям претензии и иски в установленном порядке о возмещении ущерба, нанесенного системе канализации города.

      32. При нарушении Потребителем требований настоящего Постановления уполномоченный представитель Услугодателя составляет соответствующий протокол по установленной форме.

      33. В случае сброса сточных вод, в которых находятся загрязняющие вещества, превышающие допустимые концентрации загрязняющих веществ, Услугодатель взимает с Потребителя дополнительную плату за обработку загрязнений, превышающих пределы установленных нормативов согласно правил приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов РДС РК 1.04-11-2002.

      34. Количественные параметры загрязнений определяются лабораторией контрольно-испытательного центра Услугодателя по утвержденным методикам.

      35. Размер дополнительной платы определяется по формуле установленный уполномоченным органом в области природных ресурсов и охраны окружающей среды.

      36. Основанием для взимания дополнительной платы являются:
      расчет дополнительной платы;
      акт отбора проб сточных вод;
      протокол результатов анализов сточных вод с установленной Услугодателем фактической величиной концентрации загрязняющих веществ.

      37. Расчет дополнительной платы производится Услугодателем по каждому выпуску отдельно. В случае непредставления Потребителем расходов по каждому выпуску дополнительная плата рассчитывается по максимально загрязненному выпуску на весь объем стоков Потребителя.

      38. Дополнительная плата начисляется за период с момента обнаружения сброса загрязнений сверх установленных нормативов по день устранения сброса этих загрязнений. Время устранения сброса загрязняющих веществ в систему канализации констатирует Услугодатель при повторном контроле (отборе проб) сточных вод Потребителя. 

      39. В случае, когда Потребитель не извещает Услугодателя об устранении данного нарушения или повторная проверка (отбор проб) Услугодателя не подтвердила устранение Потребителем сброса загрязнений сверх установленных нормативов, то Услугодатель вправе считать, что в систему канализации продолжают поступать загрязненные сточные воды. Повторные проверки Услугодателем качественного состава сточных вод Потребителя производятся за счет Потребителя.

      40. При сбросе Потребителем сточных вод в систему канализации с отклонением водородного показателя на каждые 0,5 единиц от установленных норм, с Потребителя взимается дополнительная плата в размере 2-х кратного действующего тарифа за каждый м сброшенных стоков.

      41. В случае, когда Потребитель в течение одного часа, с момента его оповещения, не обеспечил возможность представителю Услугодателя произвести отбор проб сточных вод из контрольного колодца в присутствии своего представителя, то отбор проб производится Услугодателем в одностороннем порядке и составленный при этом акт отбора проб считается надлежаще оформленным.

      42.При не обеспечении Услугодателю возможности произвести отбор проб из контрольного колодца, то применяется величина концентрации загрязняющих веществ, установленная при последней проверке сточных вод, поступивших от Потребителя в систему канализации города.

      43. Если Потребитель не известил Услугодателя о залповом сбросе загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации, то расчет производится за весь объем сточных вод, принятых Услугодателем от Потребителя за период с момента последней проверки (отбора проб) Услугодателя.

      44. В случае предъявления иска к Услугодателю со стороны местных органов по регулированию и охране вод, Услугодатель вправе предъявить регрессный иск к конкретному Потребителю, допустившему сброс сточных вод с составом, приведшим к загрязнению водного объекта.

      45. При залповом сбросе загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации дополнительная оплата не снимает ответственность с Потребителя за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде.

      46. При неоднократном сбросе Потребителем в систему канализации загрязняющих веществ, запрещенных настоящим постановление, Услугодатель вправе не допустить таких Потребителей к сбросу сточных вод в систему канализации города. 

      47.Услугодатель:
      1)несет ответственность за:
      техническое состояние городской системы канализации;
      эффективную работу очистных сооружений;
      соблюдение настоящего Постановления;
      своевременное принятие мер к нарушителям Постановления;
      2) предоставляет информацию о нарушителях Постановления в территориальное управление охраны окружающей среды и местные органы управления.

      48. Группа технологического контроля качества производственных сточных вод (далее - Группа) организуется в составе контрольно-испытательного центра Услугодателя и находится в подчинении у начальника центра. В своей деятельности Группа руководствуется настоящим постановлением и действующим законодательством Республики Казахстан.

      49. Основной задачей Группы является разработка Постановления, выдача разрешений Потребителям на сброс сточных вод в систему канализации города, необходимый контроль за соблюдением Постановления в целях обеспечения нормальной работы системы канализации города, контроль за состоянием канализационных сетей и локальных очистных сооружений, находящихся на балансе Потребителей.

      50. Кадровый состав Группы формируется из специалистов в области очистки сточных вод и ее анализа.

      51. Численный состав Группы устанавливается в зависимости от числа Потребителей, направляющих сточные воды в систему канализации города, и мощности их водоотведения. Ориентировочно инженер-технолог может контролировать сброс 30 тыс. м сточных вод в сутки.

      52. Организационно-технические вопросы контроля за качественным составом сточных вод решаются совместно специалистами Группы и лаборатории Услугодателя.

      53.Для осуществления химического контроля сточных вод Потребителей Услугодателем должны быть выделены лабораторные помещения, оборудование, приборы, реактивы, химическая посуда. Доставка проб осуществляется транспортом.

      54. Методы химического анализа отдельных веществ выбираются с учетом требований, предъявляемых к точности определения, длительности анализа, его трудоемкости, стоимости и дефицитности применяемых реактивов, наличия приборов, реактивов и оборудования.

      55. Внедрению новых видов анализа должна предшествовать работа по освоению соответствующих методов и приборов. После определения целесообразности использования апробированного метода необходимые дополнительные приборы заказываются в установленном порядке.

      56.Основными задачами химического контроля являются: осуществление химического контроля сточных вод Потребителей, оформление результатов анализов сточных вод, составление соответствующих отчетов.

      57. Специалисты Группы производят отбор проб сточных вод в контрольных точках на канализационной сети Потребителя с составлением акта отбора проб в двух экземплярах, один из которых предоставляется Потребителю. Одним актом допускается оформлять отбор проб с нескольких выпусков.
      Объем сточных вод, отбираемых на анализ, устанавливается в зависимости от используемого метода определения конкретного ингредиента. При отборе проб сточных вод Потребителей составляется акт об отборе проб, в котором указывается дата, место, цели отбора, характер пробы. Акт подписывается представителем Потребителя и специалистом Группы, который отобрал пробу. 

      58. Отобранные пробы сточных вод доставляются в лабораторию Услугодателя для проведения химического анализа качественного состава сточных вод по перечню компонентов указанных специалистами Группы в акте отбора проб.

      59. Ход анализа регистрируется в рабочем журнале, в котором отмечаются дата выполнения, все численные значения, необходимые для последующего вычисления результатов и основные показатели процесса анализа.

      60. Анализ проб сточных вод выполняется по аттестованным методикам аккредитованной в установленном порядке лабораторией Услугодателя.

      61. При проведении анализа проб сточных вод Потребителя, сбрасываемых в систему канализации, на соответствие их установленным нормативам, Услугодатель обеспечивает возможность наблюдения представителю Потребителя за ходом проведения анализов.

      62. Пробы, поступившие в лабораторию Услугодателя, регистрируются в рабочем журнале, где указывается наименование Потребителя, номер емкости, контролируемые ингредиенты, результаты анализа, дата выполнения, фамилия исполнителя.

      63. Объем аналитического контроля, выполняемый лабораторией, устанавливается еженедельно руководителем Группы, исходя из числа Потребителей, подлежащих контролю, а также учитывая фактическую численность работников, сложность и длительность выполняемых определений.

      64. Результат анализа оформляется на бланке установленной формы с указанием наименования Потребителя, даты отбора, кем и в присутствии кого отобрана проба. Бланки подписываются начальником лаборатории, исполнителем и передаются в Группу.

      65. Потребитель и Услугодатель вправе направить одновременно отобранные пробы на независимую экспертизу, на что составляется акт в установленном порядке.

      66. Отбор проб, транспортировка, подготовка проб для анализа, проведение анализа проб сточных вод, сбрасываемых в систему канализации, осуществляется согласно действующим стандартам, инструкциям и методам, установленным законодательством Республики Казахстан.

      67. Если Потребитель переходит на иную технологию производства, при которой возможно изменение состава сточных вод, сбрасываемых в систему канализации города, то он заблаговременно ставит в известность Услугодателя о планируемом изменении состава сточных вод с указанием периода, в течение которого это изменение произойдет. При получении этой информации Услугодатель производит совместно с Потребителем обследование технологического процесса по вопросу качественного и количественного состава сточных вод. Выявленные в результате обследования загрязняющие вещества в сточных водах нормируются Услугодателем в порядке, и доводятся до Потребителя.

      68. На проведение анализа отводится время, предусмотренное действующей методикой выполнения анализов. Проведение анализов по графику осуществляется за счет Услугодателя, а по заявке Потребителя - за счет Потребителя.

      69. В случае обнаружения загрязняющих веществ сверх допустимой концентрации Потребитель обязан прекратить сброс сточных вод в систему канализации города и принять меры по снижению загрязнений до установленных пределов. 
      После устранения причин, вызывающих превышение содержания загрязняющих веществ, Потребитель подает заявку на повторный отбор проб.

      70. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

       Аким города