Жол қозғалысы қауіпсіздігі саласында тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдерін бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрінің 2009 жылғы 10 желтоқсандағы № 475 және Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 2010 жылғы 5 ақпандағы № 32 Бірлескен бұйрығы. Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде 2010 жылғы 15 ақпанда Нормативтік құқықтық кесімдерді мемлекеттік тіркеудің тізіліміне N 6055 болып енгізілді. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрінің 2015 жылғы 15 қазандағы № 843 және Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің 2015 жылғы 16 қарашадағы № 696 бірлескен бұйрығымен

      Ескерту. Бұйрықтың күші жойылды - ҚР Ішкі істер министрінің 15.10.2015 № 843 және ҚР Ұлттық экономика министрінің 16.11.2015 № 696 бірлескен бұйрығымен.

      «Жеке кәсіпкерлік туралы» Қазақстан Республикасы Заңының 38-бабының 2-тармағына сәйкес БҰЙЫРАМЫЗ:
      1. Қоса беріліп отырған жол қозғалысы қауіпсіздігі саласындағы теуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдері бекітілсін.
      2. Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігінің Жол полициясы комитеті (Қ.С. Тыныбеков):
      1) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін және оның ресми жариялануын;
      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігінің ресми сайтында орналастыруды;
      3) осы бұйрықтың талаптарын орындауды қамтамасыз етсін.
      3. Облыстардың, Астана және Алматы қалалары Ішкі істер департаменттерінің бастықтары осы бұйрықты зерделеуді және талаптарын орындауды ұйымдастырсын.
      4. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы ішкі істер министрінің орынбасары А.Ж. Күреңбековке жүктелсін.
      5. Осы бұйрық алғаш рет ресми жарияланғаннан кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Ішкі істер министрі                       С. Баймағанбетов

      Қазақстан Республикасының
      Экономика және бюджеттік
      жоспарлау министрі                        Б. Сұлтанов

Қазақстан Республикасы Ішкі 
істер министрінің 2009 жылғы 
10 желтоқсандағы № 475 және 
Қазақстан Республикасы Экономика
және бюджеттік жоспарлау  
министрінің 2010 жылғы   
5 ақпандағы № 32 бірлескен 
бұйрығымен бекітілді    

Жол қозғалысы қауіпсіздігі саласында тәуекелдерді
дәрежесін бағалау өлшемдері

1. Жалпы ережелер

      1. Жол қозғалысы қауіпсіздігі саласында тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдеріне көлік құралдарын пайдалануға, көлік құралдары жүргізушілерін даярлауға, қайта даярлауға байланысты қызметті жүзеге асыратын субъектілеріне ішкі істер органдарының жол полициясы бөлімшелерінің (бұдан әрі – жол полициясы) жоспарлы тексерулер жүргізу үшін әзірленді.
      2. Осы өлшемдерде мынадай түсініктер пайдаланылады:
      1) тәуекел – техникалық ақауы бар көлік құралдарының жолға шығуы, сондай-ақ көлік құралдарын басқаруға денсаулығының жағдайы қауіпсіз басқаруды қамтамасыз ете алмайтын жүргізушілерге рұқсат беру; көлік құралдарының жүргізушілерін даярлау, қайта даярлау сапасының төмендеуі нәтижесінде жол-көлік оқиғаларының болуы;
      2) тәуекелді бағалау жүйесі – ол көлік құралдарын пайдалану, көлік құралдарының жүргізушілерін даярлау, қайта даярлау бойынша қызметті жүзеге асыратын субъектілеріне тексерулер жоспарлау мақсатында уәкілеттік берілген жол полициясы қызметкерлері бақылау және қадағалау функцияларын жүзеге асыруына жүргізілген іс-шаралар кешені;
      3) тәуекелді бағалау дәрежесінің өлшемдері – субъектінің тікелей қызметімен байланысты сан және сапа көрсеткіштерінің, салалық дамуының ерекшеліктері және осы дамуына әсер ететін, көлік құралдарын пайдалану, көлік құралдарының жүргізушілерін даярлау, қайта даярлау бойынша қызметті жүзеге асыратын субъектілеріне әртүрлі тәуекелді бағалауына жатқызатын фактілер жиынтығы.

2. Көлік құралдарын пайдалануды жүзеге асыратын
субъектілері қызметінің тәуекелді бағалау

      4. Көлік құралдарын пайдалануды жүзеге асыратын субъектілер қызметінің тәуекелді бағалау, екі кезеңде:
      1) бірінші кезеңде - субъектілердің маңыздылығынан;
      2) екінші кезеңде - жол қозғалысы қауіпсіздігі саласында тәуекелді бағалау дәрежесінің өлшемдеріне сәйкес жүргізіледі.
      5. Субъектілер маңыздылығы бойынша бөлу:
      1) маңыздылығы жоғары дәрежеге жататын субъектілер:
      таксимен тасымалдауды қоспағанда, жолаушылар тасымалдау бойынша қызмет көрсететін;
      көлік құралдарының техникалық жағдайын бақылау және жүргізушілерді рейстің алдында медициналық байқаудан өткізу жағдайлары жоқ жүк тасымалдау бойынша қызмет көрсететін;
      2) маңыздылығы орта дәрежеге жататын субъектілер:
      көлік құралдарының техникалық жағдайын бақылау және жүргізушілерді рейстің алдында медициналық байқаудан өткізу жағдайлары бар жүк тасымалдау бойынша қызмет көрсететін;
      такси арқылы тасымалдау бойынша қызмет көрсететін;
      көлік құралдарын пайдалануға байланысты басқа қызметті жүзеге асыратын (пошта автотасымалдаушылары, құрылыс, жол ұйымдары және т.с.с.).
      6. Тәуекел дәрежесінің маңыздылығына байланысты жол полициясы субъектілерін жоғары, орта немесе шамалы тәуекелділікке жатқызады және оларға жоспарлы тексеру жүргізу мерзімін анықтайды, бірақ:
      тәуекелдер дәрежесі жоғары болған кезде – жылына бір реттен көп емес;
      тәуекелдер дәрежесі орта болған кезде – үш жылда бір реттен көп емес;
      тәуекелдер дәрежесі шамалы болған кезде – бес жылда бір реттен көп емес.
      7. Екінші кезеңде субъектілер жол қозғалысы қауіпсіздігі саласындағы тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдерінің тәуелділігіне қарай қайта бөлінеді.

3. Көлік құралдарын пайдалануды жүзеге асыратын субъектілер
қызметінің тәуекелді дәрежесін бағалау өлшемдері

      8. Тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдерін пайдалану мақсатында, жол қозғалысы қауіпсіздігі саласында жасалған және жыл бойына жинақталған құқық бұзушылықтар туралы жол полициясының, оның ішінде жоспардан тыс тексеру нәтижелері бойынша алынған деректері пайдаланылады.
      9. Тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдеріне қарай субъектілер тәуекелділіктің жоғары және орта дәрежесіне ауысуы мүмкін. Бұдан басқа, жүк тасымалдау бойынша қызмет көрсететін субъектілер, көлік құралдарын техникалық жағдайына бақылау және жүргізушілерді рейстің алдында медициналық байқаудан өткізу үшін олар жағдай жасаған кезде тәуекелділіктің жоғары тобынан орта тобына өту мүмкіндігіне ие болады.
      10. Субъектілер тәуекелділіктің жоғары дәрежесіне:
      1) автомобиль, троллейбус, трамвай немесе басқа механикалық көлік құралын басқаратын адам жол қозғалысы ережелерін бұзған немесе абайсызда адам денсаулығына ауыр немесе орташа ауырлықтағы зиян әкелетін немесе адам өліміне әкеліп соққанда көлік құралдарын пайдаланған;
      2) көлік құралының жүргізушісі мас болған немесе басқаруға құқығы болмаған кезде ауысады.
      11. Субъектілер тәуекелділіктің келесі ең жоғары топқа:
      1) көлік құралдарының жүргізушілерімен орнатылған жол қозғалысы қауіпсіздігін қамтамасыз ету ережелерін, материалдық зиян келтіретін көлік құралдарының, жүктердің, жолдардың, жол және басқа құрылыстардың немесе өзге мүліктің бұзылуына әкеліп соққан, сондай-ақ жәбірленушінің денсаулыққа зиян келтіруіне әкеліп соққан қылмыстық жазаланатын іс-әрекеті нышандары бұзылған;
      2) көлік құралдарын пайдалануға шығарған кезде техникалық ахуалы бар және басқа да пайдалану ережесін бұзған кезде ауыстырылады.
      12. Тәуекелділіктің бір дәрежеде субъектілерді бірінші кезекте тексеру жоспарлау үшін:
      1) жасалған жол-көлік оқиғаларының;
      2) жол қозғалысы саласында жасалған құқық бұзушылықтың;
      3) жоспарланбаған тексерістердің анықталған бұзушылықтардың;
      4) көлік құралдарының саны негіздемесі болып табылады.
      Саны көп болғанда, субъекті тексеріс үшін көбірек басымдылыққа ие болады.

4. Көлік құралдарының жүргізушілерін даярлауды, қайта
даярлауды жүзеге асыратын субъектілері қызметінің
тәуекелділікті бағалау

      13. Көлік құралдарының жүргізушілерін даярлау, қайта даярлау жөніндегі қызметті жүзеге асыратын субъектілер маңыздылығы бойынша тәуекелдің елеусіз дәрежесіне жатады, оларға жоспарлы тексеру жүргізу мерзімі бес жылда бір реттен жиі емес мерзімде белгіленеді тәуекел дәрежесінің маңыздылығына байланысты субъектілердін жоғары, орта немесе тәуекелділіктің елеусіз дәрежесіне жатқызады және оларға жоспарлы тексеру жүргізу мерзімін анықтайды, бірақ:
      тәуекелдер дәрежесі жоғары болған кезде – жылына бір реттен көп емес;
      тәуекелдер дәрежесі орта болған кезде – үш жылда бір реттен көп емес;

5. Көлік құралдарының жүргізушілерін дарлауды, қайта
даярлауды жүзеге асыратын субъектілері қызметінің
тәуекелділік дәрежесін бағалау өлшемдері

      14. Қазақстан Республикасы Үкіметінің 1997 жылғы 25 қараша № 1650 қаулысымен бекітілген Қазақстан Республикасының Жол қозғалысы ережесі (бұдан әрі – Жол қозғалысы ережесі) тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдерін пайдалану мақсатында, Жол жүрісі ережесі бойынша тәжірибелік және теориялық емтиханды бірінші реттен жол полициясына тапсырған субъект курсанттарының білімін тексеру нәтижелері туралы жылдық қорытындысы бойынша жол полициясының деректері пайдаланылады.
      15. Тәуекелдер дәрежесін бағалау өлшемдеріне қарай субъектілер:
      1) егер Жол қозғалысы ережесін білуіне тәжірибелік және теориялық емтиханды бірінші реттен жол полициясына тапсырған курсанттардың саны 50 %-дан кем болса, тәуекелділіктің жоғары дәрежеге;
      2) егер Жол қозғалысы ережесін білуіне тәжірибелік және теориялық емтиханды бірінші реттен жол полициясына тапсырған курсанттардың саны 50 %-дан 80 %-ға дейін болса, тәуекелділіктің орта дәрежеге;
      3) егер Жол қозғалысы ережесін білуіне тәжірибелік және теориялық емтиханды бірінші реттен жол полициясына тапсырған курсанттардың саны 80 % және одан көп болса, тәуекелділіктің елеусіз дәрежеге ауысады.
      16. Тәуекелділіктің бір дәрежеде субъектілерді бірінші кезекте тексеру жоспарлану үшін:
      1) жоспардан тыс тексеру кезінде анықталған заң бұзушылық;
      2) көлік құралдарының жүргізушілерін даярлайтын саны негіз болып табылады.
      Саны көп болғанда, субъекті тексеріс үшін көбірек басымдылыққа ие болады.

Об утверждении критериев оценки степени рисков в области безопасности дорожного движения

Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 10 декабря 2009 года № 475 и Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 5 февраля 2010 года № 32. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 февраля 2010 года № 6055. Утратил силу совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15 октября 2015 года № 843 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 696

      Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра внутренних дел РК от 15.10.2015 № 843 и Министра национальной экономики РК от 16.11.2015 № 696.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые Критерии оценки степени рисков в области безопасности дорожного движения.
      2. Комитету дорожной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Тыныбеков К.С.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
      3) исполнение требований настоящего приказа.
      3. Начальникам департаментов внутренних дел областей, городов Астаны, Алматы организовать изучение и выполнение требований настоящего приказа.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан Куренбекова А.Ж.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Министр внутренних дел              Министр экономики и
      Республики Казахстан                бюджетного планирования
                                          Республики Казахстан
      ________________ С. Баймаганбетов   _______________ Б. Султанов

Утверждены        
Совместным приказом   
Министра внутренних дел 
Республики Казахстан   
от 10 декабря 2009 года № 475
и Министра экономики и 
бюджетного планирования 
Республики Казахстан  
от 5 февраля 2010 года № 32

Критерии
оценки степени рисков в области безопасности дорожного движения

1. Общие положения

      1. Критерии оценки степени рисков в области безопасности дорожного движения разработаны для проведения плановых проверок подразделениями дорожной полиции органов внутренних дел (далее - дорожная полиция) субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, подготовку, переподготовку водителей транспортных средств.
      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
      1) риск - вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий в результате: выхода на линию технически неисправных транспортных средств, а также допуска к управлению транспортными средствами водителей, состояние здоровья которых не обеспечивает безопасное управление ими; снижения качества подготовки, переподготовки водителей транспортных средств;
      2) система оценки рисков - это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченными на осуществление контрольных функций сотрудниками дорожной полиции, с целью планирования проверок субъектов, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, подготовке, переподготовке водителей транспортных средств;
      3) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъект, осуществляющий деятельность по эксплуатации транспортных средств, подготовке, переподготовке водителей транспортных средств, к различным степеням риска.

2. Оценки рисков деятельности субъектов осуществляющих
эксплуатацию транспортных средств

      4. Оценка рисков деятельности субъектов осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, проводится в два этапа:
      1) на первом этапе - исходя из значимости субъектов;
      2) на втором этапе - в соответствии с критериями оценки степени рисков в области безопасности дорожного движения.
      5. Распределение субъектов по значимости:
      1) к высокой степени значимости относятся субъекты:
      предоставляющие услуги по перевозке пассажиров, за исключением перевозок посредством такси;
      предоставляющие услуги по перевозке грузов, и не имеющие условий для контроля за техническим состоянием транспортных средств и проведения предрейсового медицинского осмотра водителей;
      2) к средней степени значимости относятся субъекты:
      предоставляющие услуги по перевозке грузов, и имеющие условия для контроля за техническим состоянием транспортных средств и проведения предрейсового медицинского осмотра водителей;
      предоставляющие услуги по перевозке посредством такси;
      3) к незначительной степени значимости относятся субъекты:
      осуществляющие иную деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (автоперевозчики почты, строительные, дорожные организации).
      6. В зависимости от степени значимости субъекты относятся к группам высокого, среднего либо незначительного риска соответствующей периодичностью проведения плановых проверок, но не чаще:
      одного раза в год - при высокой степени риска;
      одного раза в три года - при средней степени риска;
      одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.
      7. На втором этапе субъекты будут перераспределены в зависимости от критериев оценки степени рисков в области безопасности дорожного движения.

3. Критерии оценки степени рисков деятельности субъектов
осуществляющих эксплуатацию транспортных средств

      8. С целью применения критериев оценки степени рисков, используются данные дорожной полиции о совершенных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, обобщенные за год, в том числе, полученные по результатам внеплановых проверок.
      9. В зависимости от критериев оценки степени рисков субъекты могут быть переведены в высокий или средний уровни риска. Кроме этого, субъекты, представляющие услуги по перевозке грузов, получат возможность с высокой перейти в группу среднего риска, в случае создания ими условий для контроля за техническим состоянием транспортных средств и проведения предрейсового медицинского осмотра водителей.
      10. Субъекты переводятся в высокую степень риска при:
      1) нарушении лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или смерть человека;
      2) допуске к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, либо лица, не имеющего права управления.
      11. Субъекты переводятся в последующую более высокую группу риска при:
      1) нарушении водителем транспортного средства установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшем повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившего материальный ущерб, а также не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, повлекшие причинение потерпевшему вреда здоровью;
      2) выпуске в эксплуатацию транспортных средств, имеющих технические неисправности, и иные нарушения правил эксплуатации.
      12. Основаниями для первоочередности планирования проверок субъектов одного уровня риска являются количество:
      1) совершенных дорожно-транспортных происшествий;
      2) совершенных правонарушений в сфере дорожного движения;
      3) выявленных нарушений при внеплановых проверках;
      4) транспортных средств.
      Чем больше количество, тем субъект имеет больший приоритет для проверки.

4. Оценки рисков деятельности субъектов осуществляющих подготовку, переподготовку водителей транспортных средств

      13. Субъекты, осуществляющие подготовку, переподготовку водителей транспортных средств, относятся к незначительной степени риска - для них периодичность проведения плановых проверок определяется не чаще одного раза в пять лет, с последующим перераспределением субъектов к группам высокого или среднего степеней рисков в зависимости от критериев оценки степени рисков с периодичностью проведения плановых проверок, но не чаще:
      одного раза в год - при высокой степени риска;
      одного раза в три года - при средней степени риска.

5. Критерии оценки степени рисков деятельности субъектов
осуществляющих подготовку, переподготовку водителей
транспортных средств

      14. С целью применения критериев оценки степени рисков, используются данные дорожной полиции, о результатах сдачи практического или теоретического экзамена с первого раза курсантами субъекта в дорожной полиции на знание Правил дорожного движения Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 (далее - Правила дорожного движения), обобщенные за год.
      15. В зависимости от критериев оценки степени рисков субъекты переводятся:
      1) в высокую степень риска, если количество курсантов, сдавших с первого раза в дорожной полиции практический или теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения составляет менее 50 %;
      2) в среднюю степень риска, если количество курсантов, сдавших с первого раза в дорожной полиции практический или теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения составляет от 50 % до 80 %;
      3) в незначительную степень риска, если количество курсантов, сдавших с первого раза в дорожной полиции практический или теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения составляет 80 % и более.
      16. Основаниями для первоочередности планирования проверок субъектов одного уровня риска являются количество:
      1) выявленных нарушений при внеплановых проверках;
      2) подготавливаемых водителей транспортных средств.
      Чем больше количество, тем субъект имеет больший приоритет для проверки.