Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрлігінің кейбір бұйрықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрінің 2012 жылғы 1 ақпандағы № 36 Бұйрығы. Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде 2012 жылы 24 ақпанда № 7438 тіркелді

      «Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне уәкілетті органдардың мемлекеттік және бюджеттік жоспарлау жөніндегі құзыретінің аражігін ажырату және бюджет процесін жетілдіру мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасының 2011 жылғы 24 қарашадағы Заңын іске асыру мақсатында БҰЙЫРАМЫН:
      1. Осы бұйрыққа қосымшаға сәйкес Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрлігінің кейбір бұйрықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін.
      2. Инвестициялық саясат департаменті (Н.А. Аязбаев) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін қамтамасыз етсін.
      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда вице-министрі М.Ә. Құсайыновқа жүктелсін.
      4. Осы бұйрық Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелген күнінен бастап қолданысқа енгізеді.

      Министр                                    Б. Сағынтаев

Қазақстан Республикасы  
Экономикалық даму және сауда
министрлігінің 2012 жылғы
1 ақпандағы № 36 бұйрығына
қосымша         

Қазақстан Республикасының Экономикалық даму және сауда министрлігінің кейбір бұйрықтарына өзгерістер мен толықтырулар

      1) Күші жойылды - ҚР Ұлттық экономика министрінің 22.12.2014 № 157 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткеннен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.
      2) Күші жойылды - ҚР Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 30.06.2014 жылғы № 187 бұйрығымен.
      3) «Мемлекеттік кепілдіктер беру үшін концессиялық жобаның, инвестициялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін әзірлеуге немесе түзетуге, сондай-ақ қажетті сараптамалар жүргізуге қойылатын Талаптарды бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрінің міндетін атқарушының 2010 жылғы 6 тамыздағы № 136 бұйрығында (Нормативтік құқықтық кесімдерді мемлекеттік тіркеудің тізіліміне № 6402 болып тіркелген):
      көрсетілген бұйрықтың атауы мынадай редакцияда жазылсын:
      «Мемлекеттік кепілдіктер беру үшін инвестициялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін әзірлеуге немесе түзетуге, сондай-ақ қажетті сараптамалар жүргізуге қойылатын талаптарды бекіту туралы»;
      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Мемлекеттік кепілдіктер беру үшін концессиялық жобаның, инвестициялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін әзірлеуге немесе түзетуге, сондай-ақ қажетті сараптамалар жүргізуге қойылатын Талаптар осы тізбесінің 4-қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

Қазақстан Республикасының  
Экономикалық даму және сауда 
министрінің кейбір бұйрықтарына
өзгерістер мен толықтыруларға
1-қосымша          

Қаржылық-экономикалық негiздеменiң
мазмұнына, әзiрлеу тәртiбi мен
мерзiмiне қойылатын талаптарды,
сондай-ақ мемлекеттiң заңды тұлғалардың
жарғылық капиталына қатысуы арқылы
iске асырылуы жоспарланатын
бюджеттiк инвестицияларды iрiктеу
Тәртiбiне
№ 3-қосымша

Нысан

Бухгалтерлiк баланс

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 30.06.2014 жылғы № 187 бұйрығымен.

Қазақстан Республикасының  
Экономикалық даму және сауда 
министрінің кейбір бұйрықтарына
өзгерістер мен толықтыруларға
2-қосымша          

Қаржылық-экономикалық негiздеменiң
мазмұнына, әзiрлеу тәртiбi мен
мерзiмiне қойылатын талаптарды,
сондай-ақ мемлекеттiң заңды тұлғалардың
жарғылық капиталына қатысуы арқылы
iске асырылуы жоспарланатын
бюджеттiк инвестицияларды iрiктеу
Тәртiбiне
№ 4-қосымша

Нысан

Кiрiстер мен шығындар жөнiндегi есеп

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 30.06.2014 жылғы № 187 бұйрығымен.

Қазақстан Республикасының  
Экономикалық даму және сауда 
министрінің кейбір бұйрықтарына
өзгерістер мен толықтыруларға
3-қосымша          

Қаржылық-экономикалық негiздеменiң
мазмұнына, әзiрлеу тәртiбi мен
мерзiмiне қойылатын талаптарды,
сондай-ақ мемлекеттiң заңды тұлғалардың
жарғылық капиталына қатысуы арқылы
iске асырылуы жоспарланатын
бюджеттiк инвестицияларды iрiктеу
Тәртiбiне
№ 5-қосымша

Нысан

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 30.06.2014 жылғы № 187 бұйрығымен.

Қазақстан Республикасының  
Экономикалық даму және сауда 
министрінің кейбір бұйрықтарына
өзгерістер мен толықтыруларға
4-қосымша          

Қазақстан Республикасының  
Экономикалық даму және сауда 
министрінің міндетін атқарушының
2010 жылғы 6 тамыздағы   
№ 136 бұйрығымен бекітілген 

Мемлекеттік кепілдіктер беру үшін инвестициялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін әзірлеуге немесе түзетуге, сондай-ақ қажетті сараптамалар жүргізуге қойылатын талаптар

1. Жалпы ережелер

      1. Осы Мемлекеттік кепілдіктер беру үшін инвестициялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін әзірлеуге немесе түзетуге, сондай-ақ қажетті сараптамалар жүргізуге қойылатын талаптар (бұдан әрі - Талаптар) Қазақстан Республикасының Бюджет кодексінің 217-бабының 2-тармағына сәйкес әзірленген.
      2. Осы Талаптар мемлекеттік кепілдіктер беру үшін инвестицялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін (бұдан әрі – инвестицялық жобаның ТЭН) әзірлеу немесе түзету, сондай-ақ қажетті сараптамлар жүргізу кезінде сақталуы міндетті болып табылады.
      3. Талаптарда мынадай негізгі түсініктер пайдаланылады:
      1) инвестициялық жобаның ТЭН - маркетингтік, техникалық-технологиялық, әлеуметтік-экономикалық және экологиялық зерттеулердің нәтижелерін, сондай-ақ инвестициялық жобаны іске асыру тиімділігін негіздейтін қаржылық шешімдерді, инвестициялық жобаның қауіптерін және оларды азайту жөніндегі шараларды бағалау, сондай-ақ жобаны іске асыру барысында оның тұтастай алғанда экономика мен оның салаларына әлеуметтік-экономикалық дамуына әсері жөніндегі шешімдерді қамтитын жоба алдындағы құжаттама;
      2) инвестициялық жоба ТЭН-інің экономикалық сараптамасы - жобаны іске асыру тиімділігін айқындауға мүмкіндік беретін инвестициялық жобаның ТЭН-інде келтірілген экономикалық және қаржылық талдауды бағалау.
      4. Қазақстан Республикасының мемлекеттік кепілдігімен мемлекеттік емес қарыз қаражаттары есебінен қаржыландыруға ұсынылған инвестициялық жобаның ТЭН Қазақстан Республикасының мемлекеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органына қағаз және электронды тасығыштарда, оның ерекшелігіне байланысты тиісті оң сараптамаларын қоса бере отырып, атап айтқанда:
      1) жобаларға мемлекеттік сараптаманы жүргізуге Қазақстан Республикасының Үкіметінің уәкілетті заңды тұлғаның мемлекеттік сараптамасын;
      2) тиісті саланың уәкілетті органның сараптамасын;
      3) қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті органның мемлекеттік экологиялық сараптамасын;
      4) банктік сараптамасын;
      5) мемлекеттік ғылыми-техникалық сараптаманы;
      6) денсаулық сақтау саласындағы уәкілетті органның санитарлық-эпидемиологиялық сараптамасын ұсынылады.

2. Қазақстан Республикасының мемлекеттік кепілдігімен мемлекеттік емес қарыз қаражаттары есебінен қаржыландыруға ұсынылған инвестициялық жобаның ТЭН-ін әзірлеуге немесе түзетуге қойылатын талаптар

      5. Осы тараудың ережесі концессионерлер қызметін мемлекеттік қолдау шаралары ретінде концессиялық жобаларды қаржыландыру үшін тартылатын қарыздар бойынша Қазақстан Республикасының мемлекеттік кепілдігін беру көзделетін концесстялық жобалардың ТЭН-іне таратылмайды.
      6. Инвестициялық жобаның ТЭН-ін әзірлеудің мақсаты оңтайлы жобалық шешімдер, оның ішінде, жобаның барынша оңтайлы құрылымы мен ауқымын, жобаны іске асыру шеңберінде көзделетін барынша орынды маркетингтік, техникалық-технологиялық, қаржылық, институционалдық, экологиялық, экономикалық және басқа де шешімдер бойынша ұсыныстарды әзірлеу болып табылады.
      7. Инвестициялық жобаның ТЭН-і егер ол осы Талаптарға сәйкес болмаған жағдайда пысықтауға қайтарылады.
      8. Инвестициялық жобаның ТЭН-і мынадай құрылымға сәйкес болуы тиіс:
      жобаның паспорты;
      кіріспе;
      институционалдық бөлім;
      маркетингтік бөлім;
      техникалық-технологиялық бөлім;
      экологиялық бөлім;
      қаржылық бөлім;
      әлеуметтік-экономикалық бөлім;
      қауіптерді бағалау және бөлу;
      жоба бойынша тұжырымдар;
      қосымшалар (қажет болған жағдайларда).
      9. Жобаның ерекшелігіне байланысты инвестициялық жобаның ТЭН-і шеңберінде қабылданған шешімдерді егжей-тегжейлі ашуға және негіздеуге мүмкіндік беретін қосымша бөлімдер қосылады.
      10. Жобаның паспортында жоба туралы қысқаша ақпарат ашылады.
      Жобаның паспорты мынадай ақпараттардан құрылады:
      инвестициялық жобаның ТЭН-інде тапсырыс беруші мемлекеттік органның атауы;
      инвестициялық жобаның ТЭН-ін әзірлеушінің атауы;
      жобаның атауы;
      жобаны іске асыру орны;
      жобаның мақсаттары мен міндеттері, оның ішінде сандық мәнде;
      жобаның ауқымы;
      жобаның қуаттылығы;
      жобаны іске асыру кезеңі:
      объектіні салу кезеңі;
      концессионердің пайдалану мерзімі;
      жобаның концессиялық жобаның ТЭН-і шеңберіндегі есептеулер үшін қабылданған ұлттық валютадағы және шет ел валютасындағы жоспарланған жалпы құны, оның ішінде:
      инвестициялық шығасылар;
      пайдалану шығасылары;
      өзге де шығасылар;
      жобаны қаржыландырудың болжамды көздері;
      жобаны іске асырудан негізгі табыс алушылар.
      11. «Кіріспе» бөлімінде жобаны іске асыру арқылы шешу жоспарланған саланың (өңірдің) проблемасы сипатталады, сондай-ақ осы проблеманы, оның ішінде технологиялық, институционалдық, қаржылық шешімдер бойынша проблемаларды шешудің балама нұсқалары көрсетіледі.
      12. Институционалдық бөлімде жобаның барлық тіршілік циклінің ішінде оны басқарудың ұсынылған оңтайлы сызбасы, жобаның қатысушылары және олардың функциялары, олардың өзара іс-қимыл тәртібі сипатталады.
      Сондай-ақ осы бөлімде институционалдық шешімдер бойынша жобаны іске асырудың балама нұсқаларына салыстырмалы талдау жүргізіледі.
      13. Маркетингтік бөлімі жобаны іске асыру нәтижесінде түзілетін өнімге (тауарларға/қызметтерге) сұраныстың және өндірістің тұтыну факторларын ұсынудың қазіргі кездегі және болжамды (жобаны іске асыру кезеңіндегі) конъюнктурасын талдауды қамтиды.
      Бөлім мыналарды қамтиды:
      сұраныстың сандық параметрлерін, оның үрдістерін талдау және негіздеу немесе жоба шеңберінде өндіру жоспарланған өнімге (тауарға/қызметке) қажеттілікті бағалау;
      тұтынушылар санаты бойынша саладағы (өңірдегі) ағымдағы жағдайды ескере отырып, жүргізілетін өнімнің (тауардың/қызметтің) көлемін, түрлерін және бағасын талдау;
      тұтынушылар санаты бойынша жобаны іске асыру нәтижесінде жүргізілетін өнімнің (тауардың/қызметтің) көлемін, түрлерін және бағасын талдау;
      концессиялық жобаны іске асыру үшін қажетті шикізаттар, материалдар, жабдықтар нарығын талдау, оның ішінде өндірушілер мен жеткізушілер, бағалар, сапа және өнімді жеткізу шарттары бойынша салыстырмалы талдау;
      инвестициялық, сондай-ақ инвестициядан кейінгі кезеңде жобаның тиісті біліктілігі бар мамандармен қамтамасыз етілуін талдау, қажет болған жағдайда, шет елдік мамандарды тарту негіздемесі.
      Әрбір кіші бөлімде, қолданылған ақпарат көздері және өткізілген маркетингтік зерттеулер бойынша есеп қоса берілген маркетингтік зерттеулер жүргізу әдістемесі көрсетіледі.
      14. Техникалық-технологиялық бөлім инвестициялық жобаның ТЭН-і шеңберінде қабылданған, жобаның параметрлері мен компоненттерін айқындайтын, жобаны іске асырудың техникалық-технологиялық шешімдерін қамтиды.
      Бөлім мыналарды қамтиды:
      жобаны іске асырудың таңдалған оңтайлы нұсқасының негіздемесімен техникалық-технологиялық шешімдердің сипаттамасы және салыстырмалы талдауы;
      жобаның іске асыру орнын шикізатты, материалдарды, жабдықтарды әлеуетті, өнімдерді (тауарларды/қызметтерді) тұтынушылардың көздеріне және орналасқан жерлеріне және өңірдің географиялық ерекшеліктерін ескере отырып көлік магистраліне жақындығына қатысты негіздеме;
      қабылданған техникалық-технологиялық шешімдерді ескере отырып жобаның қуаттылығының есепті негіздемесі;
      жобаны іске асыру көзделетін өңірдің инфрақұрылымына жобаның әсерін бағалау;
      таңдалған жобалық жабдықтардың негіздемесі, оның ішінде қазіргі қолданыстағы жабдықтармен технологиялық үйлесімдігі (егер жобаны іске асыру шеңберінде мұндай болжанған болса), «баға-сапа» оңтайлы қатынасы, жабдықты таңдау жөніндегі балама нұсқалар, инновациялық жабдықтарды қолдану, ноу-хауды пайдалану, жобада сапа стандарттарын, жобаға қойылатын техникалық және технологиялық талаптарды белгілейтін нормативтік құжаттарды қолдану;
      еңбекті қорғау және қауіпсіздік техникасы нормалары;
      қолда бар көлік кіреберістерін және құралдарын, энергиямен, жылумен, сумен жабдықтауды және кәрізді ескере отырып, жобаны іске асырудың инженерлік құрылыстармен қамтамасыз етілуі, сондай-ақ қоймалық үй жайлармен қамтамасыз етілуі;
      жоба бойынша уақыт ішіндегі іс-шаралардың бірізділігі мен ұзақтығы графикалық түрде көрсетілген, концессияға беруге ұсынылған объектіні құру/қайта жаңғырту мерзімін, оны іске асыру жылдары бойынша және технологиялық кезеңдері бойынша пайдалану мерзімін көрсететін жобаны іске асыру кестесі (жоспар-кесте);
      жоба бойынша техникалық-технологиялық шешімдерді таңдау кезінде, бірінші кезекте, экологияға ең аз теріс әсері бар және жобаны іске асырудан үлкен әлеуметтік-экономикалық тиімділік көрсететін шешімдер таңдалады.
      15. Экологиялық бөлім мыналарды қамтиды:
      жобаның қоршаған орта жай-күйіне әсерін бағалау, жобаны іске асырудан келетін экологиялық залалды сандық бағалау және оның зиянды әсерін азайту жөніндегі болжамды іс-шаралар;
      өңірдегі, сонымен бірге жалпы Қазақстан Республикасындағы экологиялық жағдайды жақсарту үшін жобада болжанған іс-шаралар және сандық мәндегі олардың нәтижелері.
      Қоршаған ортаға әсердi бағалау қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкiлеттi орган бекiтетiн қоршаған ортаға әсердi бағалауды жүргiзу жөнiндегi нұсқаулық-әдiстемелiк құжаттарға сәйкес жүргiзiледi.
      16. Қаржылық бөлімде жобаны қаржыландырудың балама сызбаларын және көздерін ескере отырып, қаржылық пайданы және шығындарды, жобаның іске асырылуына инфляцияның әсерін талдау, жобаның қаржылық тиімділігін бағалау жүргізіледі, инвестициялық жобаның ТЭН-і шеңберінде қабылданған қаржылық шешімдер ашылады.
      Бұл бөлім мыналарды қамтиды:
      жалпы инвестициялық шығындардың есебі;
      пайдалану шығындарының есебі (өндірістік шығындар, ұстауға арналған ағымдағы шығыстар);
      өнімдердің (тауарлардың/қызметтердің) өзіндік құнының, тауарларды өткізу бағаларының (қызметтер тарифтерінің) есебі;
      сатудан түсетін кірістердің есебі;
      ақша қаражаттары ағынының есебі;
      бөлінбеген және таза табыстық есебі;
      инфляцияның, валюта бағамының есебі, дисконт нормасын және қауіптерге түзетулердің анықтамасы;
      ең аз шығындарды талдау;
      ең көп табысты талдау;
      дисконттау әдісінің көмегімен жобаны талдау, оның ішінде таза келтірілген құнның есебін (Net Present Value - NPV), табыстылықтың ішкі нормасын (Internal Rate of Return, IRR), дисконтталатын пайда мен шығындардың, дисконтталатын ақталу мерзімінің қатынасын талдау;
      жобаны қаржыландыру үшін қарыз қаражатын тартудың қолайлы параметрлерін айқындау;
      пайдалану шығыстарын мұндай шығыстарды кім және қашан қаржыландыратынын айқындай отырып, қаржыландыру көздері;
      жобаның үлестік қаржылық тиімділігінің, ағымдағы төлемге қабілеттігінің, қаржылық тетігін, борыштың қамтамасыз етілуін, капиталдың табыстылығының есебі;
      жобаның сезімталдығын талдау және шығынсыздық шекарасын есептеу.
      Бөлімде формулалар мен қабылданған рұқсат етулерді көрсете отырып, көрсеткіштерді есептеу тәртібі ашылады. Деректер мен есептеулер сәйкес түсініктемелері бар кестелер, графиктер, диаграммалар түрінде көрсетіледі.
      Сандық және сапалық көрсеткіштер өзара байланысқан болуы тиіс және экономикалық аяқталған тұжырымдары бар салыстырмалы кестелерде көрсетілген болуы тиіс. Талдау математикалық үлгілерді және халықаралық тәжірибені ескере отырып, эмпирикалық көрсеткіштерді пайдалана отырып, негізделген есептеулер негізінде жүргізілуі тиіс.
      17. Әлеуметтік-экономикалық бөлімде жобаның әлеуметтік-экономикалық аспектілері және жобаны іске асырудан түсетін пайда көрсетіледі.
      Бұл бөлім мыналарды қамтиды:
      1) саладағы (өңірдегі) және Қазақстан Республикасындағы қазіргі әлеуметтік-экономикалық жағдайды және жобасыз оның даму перспективаларын талдау, оның ішінде:
      негізгі әлеуметтік көрсеткіштер (халықтың табыс деңгейі, жұмыссыздық, жұмыспен қамтылу, өлім, туылу деңгейі және т.б.);
      негізгі салалық (өңірлік) көрсеткіштер (өнімдерді (тауарларды/қызметтерді) өндіру көлемі), жалпы ішкі өнім құрылымындағы саланың (өңірдің) үлесі, салаға (өңірге) жасалған инвестициялардың көлемі және олардың жоспарланатын мерзімдегі үрдістері);
      нәтижелер, салдар мен әсер етулер, көбейтілген пайда мен шығындар, тұтынушының қосымша пайдасын, қалпына келмейтін шығындар, сыртқы әсерлер, халықаралық әсерлер, жобаны іске асырудан түсетін жанама пайданың талдауын қамтитын жоба бойынша пайда мен шығындар;
      2) ағымдағы бағалар мен өткен жылдың салыстырмалы бағаларындағы тура, жанама және жиынтықтық макроэкономикалық әсердің есебі:
      таза қоғамдық пайда, экономикалық таза келтірілген табыстың (Economic net present value – ENPV), табыстылықтың экономикалық ішкі нормасының (Economic Internal Rate of Return – EIRR) көрсеткіштерін есептеу;
      жобаны іске асырудың аралас салалардың (көрші өңірлердің) дамуына әсерін тигізу;
      жобаның Қазақстан Республикасының экспорттық әлеуетінің өсуіне және импортты алмастыруға, инновациялардың дамуына әсерін тигізу.
      18. «Қауіптерді бағалау және бөлу» бөлімінде жобаны іске асыру кезінде, оның ішінде дайындық кезеңінде, концессия объектісін салу/қайта жаңғырту және оны пайдалану кезеңінде басталуы мүмкін қауіптер сипатталады.
      Бұл бөлім мыналарды қамтиды:
      коммерциялық қауіптерді бағалау;
      әлеуметтік қауіптерді бағалау;
      экономикалық қауіптерді бағалау;
      техникалық қауіптерді бағалау;
      қаржылық қауіптерді бағалау;
      концессионер және концендент үшін ерекше қауіптерді бағалау;
      қауіптердің негізгі факторларын белгілеуші, олардың болжамды сипаттамасы және өзгеру диапазондары, оларды азайту жөніндегі болжамды іс-шаралар;
      қауіптерді жобаға қатысушылар арасында бөлуді талдау;
      белгісіздік жағдайындағы талдау, оның ішінде негізгі параметрлер бойынша (өткізу көлемі, өткізу бағасы, тікелей шығындар) сезімталдықты талдау, оның ішінде параметр өзгеруінің шекті рұқсат етілген мәндерін айқындау;
      Қауіптерді бағалау сандық және сапалық талдау әдісімен жүргізіледі.
      19. «Жоба бойынша қорытынды» бөлімінде мыналар сипатталады:
      жоба бойынша негізгі артықшылықтар мен кемшіліктер;
      жобаны іске асырудың оңтайлы нұсқасы;
      жоба бойынша ауыспалы қауіптер және оларды азайту жөніндегі шаралар.
      20. Инвестициялық жобаның ТЭН-і концессиялық жобаның ТЭН-інде келтірілген ақпаратты растайтын және ашатын жобаны іске асырудың қарастырылатын нұсқаларының (жобаны қаржыландыру көздері бойынша) әрқайсысы бойынша қаржылық-экономикалық үлгілерден, графиктерден, диаграммалардан, суреттерден, жергілікті жердің карталарынан тұратын қосымшаны қамтиды.

3. Инвестициялық жобаның ТЭН-ін сараптауға қойылатын талаптар

      21. Инвестициялық жобаның ТЭН-не экономикалық сараптама
(бұдан әрі – инвестициялық жобаға сараптама) жүргізу кезінде концессия мәселелері жөніндегі мамандандырылған ұйым мынадай қағидаттарды басшылыққа алады:
      жобаның нәтижелілігі – оны жүзеге асырудың оң тиімділігі, яғни жинақталатын нәтижелердің бағасының жобаны іске асыру үшін қажетті жиналған шығындардың бағасынан асып кетуі;
      барабарлық және объективтілік – дұрыс еместік және белгісіздік дәрежесін ескере отырып жобаға қатысты объектінің құрылымын және сипаттамасын дұрыс көрсету;
      жинақтылық – экономикалық, сондай-ақ әлеуметтік, экологиялық және басқа да экономикадан тыс салаларда жобаны іске асырудың әртүрлі салдарын есепке алу және нәтижелер мен шығындардың тиісті түрлері мен шамаларын айқындау;
      жекелік – әрбір қатысушы тұрғысынан жобаның тиімділігін бағалау;
      келісілгендік – инвестициялық жобаның ТЭН-інің әртүрлі бөлімдерінде көрсетілген және құжаттарда келтірілген деректер мен ақпараттар өзара келісіледі;
      дұрыстық – инвестициялық жобаның ТЭН-і бөлімдерінде көрсетілген ақпараттар мен деректер концессиялық жоба ТЭН-інің басқа сараптамаларының қорытындыларында расталған және құжаттар мен есептеулерде келтірілген;
      негізділік – инвестициялық жобаның ТЭН-інің шеңберінде қабылданған шешімдер негізделген болып табылады;
      есептеудің дұрыстығы – есептеу тәртібі және алынған көрсеткіштер дұрыс болып табылады.
      22. Сараптама инвестициялық жобаның ұсынылған ТЭН-інің және жобаның ерекшелігіне байланысты инвестициялық жобаның ТЭН-іне жүргізілуі қажетті тиісті оң сараптамалар негізінде жүргізіледі, атап айтқанда:
      1) Қазақстан Республикасының Үкіметі жобаларға мемлекеттік сараптама жүргізуге өкілеттік берген заңды тұлғаның мемлекеттік сараптамасы;
      2) тиісті саланың уәкілетті органының сараптамасы;
      3) қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті органның мемлекеттік экологиялық сараптамасы;
      4) банктік сараптама;
      5) мемлекеттік ғылыми-техникалық сараптама;
      6) денсаулық сақтау саласындағы уәкілетті органның санитарлық-эпидемиологиялық сараптамасы.
      23. Инвестициялық жоба сараптамасының қорытындысы мыналарды қамтуы тиіс:
      Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасы шеңберінде жобаның іске асырылуын талдау;
      жобаны іске асырудың әлеуметтік-экономикалық тиімділігін талдау;
      жобаны іске асырудың коммерциялық тиімділігін талдау;
      мемлекеттік кепілдіктер бойынша мүмкін төлемдерді ескере отырып жобаны іске асырудың бюджеттік тиімділігін талдау;
      жоба қауіптерін және оларды төмендету жөніндегі шараларды талдау;
      тұжырымдар мен ұсынымдар.

О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министерства экономического развитии и торговли Республики Казахстан

Приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года № 36. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 февраля 2012 года № 7438

      В целях реализации Закона Республики Казахстан 24 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения компетенции уполномоченных органов по государственному и бюджетному планированию и совершенствования бюджетного процесса», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Внести изменения и дополнения в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Департаменту инвестиционной политики (Аязбаев Н.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Министр                                    Б. Сагинтаев

Приложение               
к приказу Министра экономического   
развития и торговли Республики Казахстан
от 1 февраля 2012 года № 36      

Изменения и дополнения в некоторые приказы
Министерства экономического развития и торговли
Республики Казахстан

      1) исключен приказом Министра национальной экономики РК от 22.12.2014 № 157 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      2) исключен приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 30.06.2014 № 187;
      3) в приказе и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 136 «Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6402):
      заголовок указанного приказа изложить в следующей редакции:
      «Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий»;
      Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий, утвержденные указанным приказом изложить в новой редакции согласно Приложению 4 к настоящему перечню.

Приложение 1                  
к изменениям и дополнениям           
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан   

Приложение 3                            
к Требованиям к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-
экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных  
инвестиций, планируемых к реализации посредством участия     
государства в уставном капитале юридических лиц         

Форма

Бухгалтерский баланс

единицы измерения

тыс. тенге

Организационно-правовая форма


Наименование организации


отчетный период

с


по


Активы

Код
стр.

I. Краткосрочные активы


Денежные средства и их эквиваленты

10

Краткосрочные финансовые инвестиции

11

Краткосрочная дебиторская задолженность, всего

12

из них:


краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков

121

краткосрочная дебиторская задолженность дочерних, зависимых и
совместно-контролируемых организаций

122

Запасы, всего (стр.131+стр.132+стр.133+стр.134+стр.135)

13

в том числе:


сырье и материалы

131

готовая продукция

132

товары

133

незавершенное производство

134

прочие запасы

135

Текущие налоговые активы

14

Долгосрочные активы, предназначенные для продажи

15

Прочие краткосрочные активы, всего

16

из них:


авансы выданные

161

Итого краткосрочных активов

100

II. Долгосрочные активы


Долгосрочные финансовые инвестиции

20

Долгосрочная дебиторская задолженность

21

из них:


долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков

211

долгосрочная дебиторская задолженность дочерних, зависимых и
совместно-контролируемых организаций

212

Инвестиции, учитываемые методом долевого участия

22

Инвестиционная недвижимость,
всего (балансовая стоимость: стр.231-стр.232-стр.233)

23

в том числе:


первоначальная стоимость инвестиционной недвижимости

231

амортизация инвестиционной недвижимости

232

обесценение инвестиционной недвижимости

233

Основные средства, всего (балансовая стоимость: стр.241-стр.242-стр.243)

24

в том числе:


первоначальная стоимость основных средств

241

амортизация основных средств

242

обесценение основных средств

243

Биологические активы, всего (стр.251+стр.252)

25

в том числе:


растения

251

животные

252

Разведочные и оценочные активы

26

Нематериальные активы,
всего (балансовая стоимость: стр.271-стр.272-стр.273)

27

в том числе:


первоначальная стоимость нематериальных активов

271

амортизация нематериальных активов

272

обесценение нематериальных активов

273

Отложенные налоговые активы

28

Прочие долгосрочные активы, всего

29

из них:


авансы выданные

291

незавершенное строительство

292

Итого долгосрочных активов

200

Баланс


Пассивы

Код
стр.

III. Краткосрочные обязательства

30

Краткосрочные финансовые обязательства,
всего (стр.311+стр.312+стр.313+стр.314+стр.315)

31

в том числе:


краткосрочные банковские займы

311

краткосрочные займы полученные от организаций осуществляющие банковские
операции без лицензии уполномоченного органа и (или) Национального Банка

312

краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников

313

текущая часть долгосрочных финансовых обязательств

314

прочие краткосрочные финансовые обязательства

315

Обязательства по налогам

32

Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам

33

Краткосрочная кредиторская задолженность,
всего (стр.341+стр.342+стр.343+стр.344+стр. 345+стр.346+стр.347)

34

краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам

341

краткосрочная кредиторская задолженность дочерним, зависимым и совместным
организациям

342

краткосрочная задолженность по оплате труда

343

краткосрочная задолженность по аренде

344

текущая часть долгосрочной кредиторской задолженности, включая текущие платежи
по лизингу

345

краткосрочные вознаграждения к выплате, включая текущие платежи по займам и
лизингу

346

прочая краткосрочная кредиторская задолженность

347

Краткосрочные оценочные обязательства

35

Прочие краткосрочные обязательства, всего

36

из них авансы полученные

361

Итого краткосрочных обязательств

300

IV. Долгосрочные обязательства


Долгосрочные финансовые обязательства, всего (стр.401+стр.402+стр.403)

40

в том числе:


долгосрочные банковские займы

401

долгосрочные займы, полученные от организаций осуществляющие банковские
операции без лицензии уполномоченного органа и (или) Национального Банка

402

прочие долгосрочные финансовые обязательства

403

Долгосрочная кредиторская задолженность,
всего (стр.411+стр.412+стр.413+стр.414+стр.415)

41

долгосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам

411

долгосрочная кредиторская задолженность дочерним, зависимым и совместным
организациям

412

долгосрочная задолженность по аренде, включая обязательства по лизингу

413

долгосрочные вознаграждения к выплате

414

прочая долгосрочная кредиторская задолженность

415

Долгосрочные оценочные обязательства

42

Отложенные налоговые обязательства

43

Прочие долгосрочные обязательства

44

из них авансы полученные

441

Итого долгосрочных обязательств

400

V. Капитал


Выпущенный капитал, всего (стр.501+стр.502+стр.503+стр.504)

50

привилегированные акции

501

простые акции

502

вклады и паи

503

неоплаченный капитал*

504

Эмиссионный доход

51

Выкупленные собственные долевые инструменты*

52

Резервы, всего (стр.531+стр.532+стр.533)

53

в том числе:


резервный капитал, установленный учредительными документами

531

резерв на переоценку основных средств

532

прочий резервный капитал

533

Нераспределенный доход (непокрытый убыток), всего (стр.541+стр.542)

54

в том числе:


нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года**

541

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) предыдущих лет**

542

Доля меньшинства

55

Итого капитал

500

Баланс


      Продолжение таблицы:

За последние три года, предшествующие внесению ФЭО в
центральный и местный уполномоченный орган по
государственному планированию

На последний день месяца,
предшествующему внесению
ФЭО в центральный и
местный уполномоченный
орган по государственному
планированию

На 31.12.20__

На 31.12.20__

На 31.12.20__

























































































































































































































За последние три года, предшествующие внесению ФЭО в
центральный и местный уполномоченный орган по
государственному планированию

На последний день месяца,
предшествующему внесению
ФЭО в центральный и
местный уполномоченный
орган по государственному
планированию

На 31.12.20__

На 31.12.20__

На 31.12.20__













































































































































































































































      * - указывается со знаком минус
      ** - убыток указывается со знаком минус

Приложение 2                 
к изменениям и дополнениям          
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан   

Приложение 4                         
к Требованиям к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-
экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных  
инвестиций, планируемых к реализации посредством участия    
государства в уставном капитале юридических лиц        

Форма

Отчет о прибылях и убытках

единицы измерения

тыс. тенге

Организационно-правовая форма


Наименование организации


отчетный период

с


по


Наименование показателей

Код
стр

За последние три года,
предшествующие внесению ФЭО в
центральный и местный
уполномоченный орган по
государственному планированию

На последний
день месяца,
предшествующем
у внесению ФЭО
в центральный
и местный
уполномоченный
орган по
государствен-
ному
планированию

На
31.12.20_

На
31.12.20_

На
31.12.20_

Доход от реализации продукции и
оказания услуг

10





Себестоимость реализованной продукции и
оказанных услуг

20





Валовая прибыль (стр.10 - стр.20)

30





Доходы от финансирования

40





Прочие доходы

50





Расходы на реализацию продукции и
оказание услуг

60





Административные расходы

70





Расходы на финансирование

80





Прочие расходы, всего

90





из них






расходы на формирование резерва по
сомнительным требованиям

91





Доля прибыли/убытка организаций,
учитываемых по методу долевого участия

100





Прибыль (убыток) за период от
продолжаемой деятельности
(стр.30+стр.40+стр.50-стр.60-стр. 70-
стр.80-стр.90+/- стр.100)

110





Прибыль (убыток) от прекращенной
деятельности

120





Прибыль (убыток) до налогообложения
(стр.110+/-стр.120)

130





Расходы по корпоративному подоходному
налогу

140





Итоговая прибыль (убыток) за период до
вычета доли меньшинства
(стр.130-стр.140)

150





Доля меньшинства

160





Итоговая прибыль (убыток) за период
(стр. 150-стр. 160)

170





Прибыль на акцию

180





Приложение 3                   
к изменениям и дополнениям           
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан   

Приложение 5                          
к Требованиям к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-
экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных  
инвестиций, планируемых к реализации посредством участия    
государства в уставном капитале юридических лиц       

Форма

Отчет о движении денег

единицы измерения

тыс. тенге

Организационно-правовая форма


Наименование организации


отчетный период

с


по


Наименование показателей

Код
стр.

За последние три года,
предшествующие внесению ФЭО
в центральный и местный
уполномоченный орган по
государственному
планированию

На последний день
месяца,
предшествующему
внесению ФЭО в
центральный и
местный
уполномоченный
орган по
государственному
планированию

На
31.12.20_

На
31.12.20_

На
31.12.20_

I. Движение денежных средств от операционной деятельности

1. Поступление денежных средств,
всего

10





в том числе:






реализация товаров

11





предоставление услуг

12





авансы полученные

13





дивиденды

14





прочие поступления

15





2. Выбытие денежных средств, всего

20





в том числе:






платежи поставщикам за товары и
услуги

21





авансы выданные

22





выплаты по заработной плате

23





выплата вознаграждения по займам

24





корпоративный подоходный налог

25





другие платежи в бюджет

26





прочие выплаты

27





3. Чистая сумма денежных средств от
операционной деятельности (стр.10 -
стр.20)

30





II. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности

1. Поступление денежных средств,
всего

40





в том числе:






реализация основных средств

41





реализация нематериальных активов

42





реализация других долгосрочных
активов

43





реализация финансовых активов

44





погашение займов, предоставленных
другим организациям

45





фьючерсные и форвардные контракты,
опционы и свопы

46





прочие поступления

47





2. Выбытие денежных средств, всего

50





в том числе:






приобретение основных средств

51





приобретение нематериальных активов

52





приобретение других долгосрочных
активов

53





приобретение финансовых активов

54





предоставление займов другим
организациям

55





фьючерсные и форвардные контракты,
опционы и свопы

56





прочие выплаты

57





3. Чистая сумма денежных средств от
инвестиционной деятельности (стр.40 -
стр.50)

60





III. Движение денежных средств от финансовой деятельности

1. Поступление денежных средств,
всего

70





в том числе:






эмиссия акций и других ценных бумаг

71





получение займов

72





получение вознаграждения по
финансируемой аренде

73





прочие поступления

74





2. Выбытие денежных средств, всего

80





в том числе:






погашение займов

81





приобретение собственных акций

82





выплата дивидендов

83





прочие

84





3. Чистая сумма денежных средств от
финансовой деятельности (стр.70 -
стр.80)

90





Итого увеличение/уменьшение денежных
средств (стр.30+стр.60+стр.90)






Денежные средства и их эквиваленты на
начало отчетного периода






Денежные средства и их эквиваленты на
конец отчетного периода






Приложение 4                 
к изменениям и дополнениям         
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан   

Утверждены              
приказом и.о. Министра экономического
развития и торговли Республики Казахстан
от 6 августа 2010 года № 136     

Требования к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта для предоставления
государственных гарантий

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
      2. Настоящие Требования являются обязательными к соблюдению при разработке или корректировке, а также проведении необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее – ТЭО инвестиционного проекта).
      3. В Требованиях используются следующие основные понятия:
      1) ТЭО инвестиционного проекта - предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие эффективность реализации инвестиционного проекта, решения по оценке рисков инвестиционного проекта и мерам по их снижению, а также по влиянию проекта на социально-экономическое развитие экономики в целом и отрасли при его реализации;
      2) экономическая экспертиза ТЭО инвестиционного проекта - оценка экономического и финансового анализа, приведенного в ТЭО инвестиционного проекта, позволяющего определить эффективность реализации проекта.
      4. ТЭО инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан, представляются в уполномоченный орган по государственному планированию Республики Казахстан на бумажном и электронном носителе с приложением соответствующих положительных экспертиз в зависимости от его специфики, а именно:
      1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов;
      2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
      3) государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      4) банковской экспертизы;
      5) государственной научно-технической экспертизы;
      6) санитарно-эпидемиологической экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения.

2. Требования к разработке или корректировке ТЭО
инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию
за счет средств негосударственных займов под государственную
гарантию Республики Казахстан

      5. Положения настоящей главы не распространяются на ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров.
      6. Целью разработки ТЭО инвестиционного проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба проекта, предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, экономическим и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта.
      7. ТЭО инвестиционного проекта направляется на доработку в случае его несоответствия настоящим Требованиям.
      8. ТЭО инвестиционного проекта должно соответствовать следующей структуре:
      паспорт проекта;
      введение;
      институциональный раздел;
      маркетинговый раздел;
      технико-технологический раздел;
      экологический раздел;
      финансовый раздел;
      социально-экономический раздел;
      оценка и распределение рисков;
      выводы по проекту;
      приложения (в случае необходимости).
      9. В зависимости от специфики проекта включаются дополнительные разделы, позволяющие детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта решения.
      10. В паспорте проекта раскрывается краткая информация о проекте.
      Паспорт проекта содержит следующую информацию:
      наименование государственного органа - заказчика ТЭО инвестиционного проекта;
      наименование разработчика ТЭО инвестиционного проекта;
      наименование проекта;
      место реализации проекта;
      цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
      масштаб проекта;
      мощность проекта;
      период реализации проекта;
      период строительства объекта;
      период эксплуатации объекта;
      планируемая общая стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО инвестиционного проекта, в том числе:
      инвестиционные издержки;
      эксплуатационные издержки;
      прочие издержки;
      предполагаемые источники финансирования проекта;
      основные выгодополучатели от реализации проекта.
      11. В разделе «Введение» описывается проблема в отрасли (регионе), которую планируется решить посредством реализации проекта, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы, в том числе по технологическим, институциональным, финансовым решениям.
      12. В институциональном разделе описывается предлагаемая оптимальная схема управления проектом на протяжении его жизненного цикла, участники проекта и их функции, порядок их взаимодействия.
      Также в данном разделе проводится сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по институциональным решениям.
      13. Маркетинговый раздел содержит анализ существующей и прогнозируемой (на период реализации проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товары/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
      Раздел включает:
      анализ и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций или оценку необходимости в продукции (товаров/услуг), планируемой к производству в рамках проекта;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая производится с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая будет производиться в результате реализации проекта по категориям потребителей;
      анализ рынков сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации проекта, в том числе сравнительный анализ по производителям и поставщикам, ценам, качеству и условиям поставки продукции;
      анализ обеспеченности проекта специалистами соответствующей квалификации как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также, в случае необходимости, обоснование привлечения иностранных специалистов.
      В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
      14. Технико-технологический раздел содержит принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта технико-технологические решения реализации проекта, определяющих параметры и компоненты проекта.
      Раздел включает:
      описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного оптимального варианта реализации проекта;
      обоснование месторасположения реализации проекта относительно источников и месторасположения потенциальных поставщиков сырья, материалов, оборудования потребителей продукции (товара/услуги) и близости к транспортным магистралям с учетом географических особенностей региона;
      расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
      оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
      обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если такое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
      нормы охраны труда и техники безопасности;
      обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
      график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, и его эксплуатации по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
      При выборе технико-технологических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.
      15. Экологический раздел включает:
      оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
      мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом, и их результат в количественном выражении.
      Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с инструктивно-методическими документами по проведению оценки воздействия на окружающую среду, утверждаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
      16. В финансовом разделе приводится анализ финансовых выгод и затрат, с учетом альтернативных схем и источников финансирования проекта, влияния инфляции на реализуемость проекта, оценка финансовой эффективности проекта, раскрываются принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта финансовые решения.
      Данный раздел включает:
      расчет общих инвестиционных издержек;
      расчет эксплуатационных издержек (производственных издержек, текущих расходов на содержание);
      расчет себестоимости продукции (товаров/услуг), отпускных цен на товары (тарифы на услуги);
      расчет доходов от продаж;
      расчет потока денежных средств;
      расчет нераспределенной и чистой прибыли;
      учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
      анализ наименьших затрат;
      анализ наибольшей прибыли;
      анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV), внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
      определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
      источники финансирования эксплуатационных расходов, с определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться;
      расчет удельной финансовой эффективности проекта, текущей платежеспособности, финансового рычага, обеспеченности долга, доходности капитала;
      анализ чувствительности проекта и расчет границ безубыточности.
      В разделе раскрывается порядок расчета показателей с указанием формул и принятых допущений. Данные и расчеты представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм с соответствующими пояснениями.
      Количественные и качественные показатели должны быть взаимоувязаны и представлены в сравнительных таблицах с экономически завершенными умозаключениями. Анализ должен проводиться на базе обоснованных расчетов с математическим моделированием и с использованием эмпирических показателей, учитывая международную практику.
      17. Социально-экономический раздел отражает социально-экономические аспекты проекта и выгоды от реализации проекта.
      Данный раздел включает:
      1) анализ существующей социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и Республике Казахстан и перспективы ее развития без учета проекта, в том числе:
      основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
      основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
      2) анализ перспектив развития социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и в Республике Казахстан в случае реализации проекта, в том числе:
      основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
      основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
      анализ выгод и затрат по проекту, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
      расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
      планируемые налоговые поступления в государственный бюджет при эксплуатации объекта;
      расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (Economic net present value – ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return – EIRR);
      анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей (соседних регионов);
      анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций.
      18. В разделе «Оценка и распределение рисков» описываются риски, возможные к наступлению при реализации проекта, в том числе на подготовительном этапе, этапе строительства/реконструкции объекта и его эксплуатации.
      Данный раздел включает:
      оценку коммерческих рисков;
      оценку социальных рисков;
      оценку экономических рисков;
      оценку технических рисков;
      оценку финансовых рисков;
      оценку специфических рисков для участников проекта, определяющие основные факторы рисков, предположительный характер и диапазон их изменений, предполагаемые мероприятия по их снижению;
      анализ распределения рисков между участниками проекта;
      анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
      Оценка рисков проводится методом количественного и качественного анализа.
      19. В разделе «Выводы по проекту» описываются:
      основные достоинства и недостатки по проекту;
      оптимальный вариант реализации проекта;
      критические риски по проекту и меры по их снижению.
      20. ТЭО инвестиционного проекта содержит приложения, которые включают финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (по источникам финансирования проекта), графики, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО инвестиционного проекта.

3. Требования к экспертизе ТЭО инвестиционного проекта

      21. При проведении экономической экспертизы ТЭО инвестиционного проекта (далее – экспертиза инвестиционного проекта) специализированная организация по вопросам концессии руководствуется принципами:
      результативности проекта – положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
      адекватности и объективности – правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
      комплексности – учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
      индивидуальности – оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
      согласованности – данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО инвестиционного проекта и представленные в документах согласуются между собой;
      достоверности – информация и данные, представленные в разделах ТЭО инвестиционного проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО инвестиционного проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
      обоснованности – решения, принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта, являются обоснованными;
      правильности расчета – порядок расчета и полученные показатели являются верными.
      22. Экспертиза инвестиционного проекта проводится на основании представленного ТЭО инвестиционного проекта и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО инвестиционного проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов;
      2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
      3) государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      4) банковской экспертизы;
      5) государственной научно-технической экспертизы;
      6) санитарно-эпидемиологической экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения.
      23. Заключение экспертизы инвестиционного проекта должно содержать:
      анализ реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
      анализ социально-экономической эффективности реализации проекта;
      анализ коммерческой эффективности реализации проекта;
      анализ бюджетной эффективности реализации проекта с учетом возможных выплат по государственным гарантиям;
      анализ рисков проекта и мер по их снижению;
      выводы и рекомендации.