Республикалық азаматтық қорғау қызметтері туралы ережені бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрінің 2014 жылғы 18 маусымдағы № 303 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2014 жылы 17 шілдеде № 9593 тіркелді.

      "Азаматтық қорғау туралы" Қазақстан Республикасының 2014 жылғы 11 сәуірдегі Заңының 12-бабы 1-тармағының 43) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Республикалық азаматтық қорғау қызметтері туралы ереже бекітілсін.

      2. Республикалық азаматтық қорғау қызметтері тиісті ережені бекітсін.

      3. Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігінің Азаматтық қорғаныс департаменті заңнамада белгіленген тәртіппен осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін және оның ресми түрде жариялануын қамтамасыз етсін.

      4. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Төтенше жағдайлар вице-министрі В.В. Петровка жүктелсін.

      5. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Министр В. Божко

  Қазақстан Республикасы
Төтенше жағдайлар министрінің
2014 жылғы 18 маусымдағы
№ 303 бұйрығымен бекітілді

Республикалық азаматтық қорғау қызметтері туралы ереже

1-бөлім. Жалпы ережелер

      Ескерту. 1-бөлімнің тақырыбы жаңа редакцияда – ҚР Ішкі істер министрінің 13.12.2019 № 1064 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      1. Республикалық азаматтық қорғау қызметтері туралы ереже "Азаматтық қорғау туралы" Қазақстан Республикасының 2014 жылғы 11 сәуірдегі Заңының 12-бабы 1-тармағының 43) тармақшасына сәйкес әзірленген және Республикалық азаматтық қорғау қызметтерінің (бұдан әрі Қызметтер) негізгі міндеттері мен өкілеттерін белгілейді.

      2. Азаматтық қорғау қызметтері бейбіт уақытта және соғыс уақытында азаматтық қорғаудың арнайы іс-шараларын орындауға, халықты төтенше жағдайлар салдарынан, қазіргі заманғы зақымдаушы құралдар факторларынан қорғауды қамтамасыз етуге арналған.

      3. Қызметтер басқа азаматтық қорғау күштерімен және Қазақстан Республикасы Қарулы Күштері, басқа әскерлер және әскери құралымдарының тартылған бөлімдерімен және бөлімшелерімен оларға жүктелген міндеттерді тығыз өзара іс-қимыл жасап шешеді.

      4. Қызметтердің күштері мен құралдарын дайындау табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туындау, сондай-ақ қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолдану нәтижесінде қалыптасуы мүмкін болжанатын ахуалды есепке ала отырып, күнделікті қызметте алдын ала жүргізіледі.

2-бөлім. Республикалық азаматтық қорғау қызметтерінің негізгі міндеттері

      Ескерту. 2-бөлімнің тақырыбы жаңа редакцияда – ҚР Ішкі істер министрінің 13.12.2019 № 1064 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      Қызметтердің негізгі міндеттері:

      төтенше жағдайлар салдарынан, қазіргі заманғы зақымдаушы құралдар факторларынан халықты қорғау және залалды азайту жөніндегі азаматтық қорғау іс-шараларын жоспарлау және қамтамасыз ету;

      авариялық-құтқару және кезек күттірмейтін жұмыстарды ұйымдастыру және жүргізу, зардап шегуші халыққа көмек көрсету;

      азаматтық қорғау құралымдарын құру және даярлау, мақсатқа сай жұмыстарды жүргізу үшін оларды әзірлікте ұстау;

      қарамағындағы органдар мен күштерді басқаруды ұйымдастыру, оларды қажетті материалдық-техникалық құралдармен қамтамасыз ету;

      басшылық құрамды даярлау, қазіргі заманғы зақымдау құралдарының зақымдаушы факторларынан қорғану және төтенше жағдайлардағы іс-қимыл тәсілдеріне персонал мен халықты оқыту;

      азаматтық қорғаудың басқару, төтенше жағдайлар қаупі мен туындауы туралы, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолдану туралы халықты құлақтандыру және ақпараттандыру жүйелерін жасауды және әзірлікте ұстауды қамтамасыз ету;

      радиоактивтік, химиялық, бактериологиялық (биологиялық) жұқтыруға (ластау) тұрақты қадағалау мен бақылауды ұйымдастыру;

      тиісті басқару органдарымен және әскери қолбасшылық күштерімен, ішкі істер органдарымен өзара іс-қимылды ұйымдастыру және қолдау;

      ведомстволық бағынысты ұйымдардың эвакуациялық іс-шараларына басшылық жасау, қауіпсіз аймаққа орналастыру аудандарын алдын ала дайындау шараларын қабылдау;

      азаматтық қорғау жоспарларын және төтенше жағдайларды жою жоспарларын әзірлеу, ведомстволық бағынысты буындарында жоспарлауды басшылық ету;

      авариялық-құтқару және кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізуге шешімдерді қабылдау үшін азаматтық қорғаныстың тиісті бастықтарына ұсыныстар әзірлеу;

      тиісті азаматтық қорғаныс бастықтары қойған міндеттерді орындау кезінде қызметтердің қарамағындағы күштері мен құралдарына басшылық ету;

      төтенше жағдайлардың туындау қаупін азайту, салалар мен ұйымдар жұмыстарының тұрақтылығын арттыру жөніндегі іс-шараларды әзірлеуге және іске асыруға басшылық ету;

      қызметтер құзыреті шегінде азаматтық қорғаныс іс-шараларының барлық кешеніне тікелей басшылық етуді жүзеге асыру болып табылады.

3-бөлім. Негізгі Республикалық азаматтық қорғау қызметтері және олардың міндеттері

      Ескерту. 3-бөлімнің тақырыбы жаңа редакцияда – ҚР Ішкі істер министрінің 13.12.2019 № 1064 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

Параграф 1. Азаматтық қорғаудың инженерлік қызметі

      Азаматтық қорғаудың инженерлік қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында азаматтық қорғау іс-шараларын инженерлік қамтамасыз ету мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) соғыс уақытында жетіспейтін қорғаныш құрылыстары қорын салу үшін тез салынатын құрылыстардың үлгі жобаларын әзірлеуді ұйымдастыру;

      2) азаматтық қорғау саласында жаңадан қабылданатын жобаларды, мемлекеттік нормативтерді келісу;

      3) аудандық жоспарлау және аумақтардың, елді мекендердің, өнеркәсіптік аймақтардың құрылысын салу схемалары мен жобаларын жасаған кезде, ұйымдардың құрылыс салу, кеңейту, реконструкциялау мен техникалық жарақтандыру жобаларында азаматтық қорғау саласындағы инженерлік-техникалық іс-шараларды іске асыру мониторингі.

Параграф 2. Азаматтық қорғаудың медициналық қызметі

      Азаматтық қорғаудың медициналық қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында азаматтық қорғау күштері жеке құрамының денсаулығы мен жұмысқа қабілеттілігін сақтау, зақымданғандарға және науқастарға уақытында медициналық көмек көрсету, оларды эвакуациялау, емдеу және қатарға қосу, жұқпалы аурулардың кенеттен туындауы мен таралуының алдын алу мақсатында құрылады.

      Қызметтің міндеттері:

      1) төтенше жағдайлар кезінде азаматтық қорғау күштері жеке құрамы ауруларының алдын алу және емдеу бойынша ведомстволық бағынысты ұйымдардың әзірлігін қамтамасыз ету;

      2) медициналық көмекті ұйымдастыру;

      3) денсаулық сақтау ведомстволық бағынысты ұйымдарының қызметіне басшылық етуді жүзеге асыру;

      4) медициналық құралымдарды құру және ұстау, оларды техникамен, мүлікпен және жарақтармен жарақтандыру;

      5) медициналық көмекті уақытында көрсету, зақымданған адамдарды эвакуациялау және емдеу, зақымданған адамдардың денсаулығын қалпына келтіру, төтенше жағдайлар аймақтарында және зақымдау ошақтарында ақталмаған қайтарылмайтын шығындар есебін барынша азайту;

      6) халықты өзіне және өзара көмек тәсілдеріне үйрету;

Параграф 3. Азаматтық қорғаудың өртке қарсы қызметі

      Азаматтық қорғаудың өртке қарсы қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында азаматтық қорғау өрт қауіпсіздігінің іс-шараларын қамтамасыз ету мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) төтенше жағдайлар аймағында іздестіру-құтқару жұмыстарын жүргізу, өртті сөндіру және оқшауландыру;

      2) қызметтің азаматтық қорғаныс жоспарларын әзірлеу және уақытылы түзету;

      3) жеке құрамды құру, жасақтау және қызмет құралымдарын материалдық құралдармен жарақтандыру;

      4) табиғи және техногендік төтенше жағдайларда орталық және жергілікті атқарушы органдарының басқару органдарымен, азаматтық қорғау күштерімен өзара іс-қимылды ұйымдастыру;

      5) бейбіт уақытта және соғыс уақытында төтенше жағдайларды жоюға өрт сөндіру бөлімшелерінің әзірлігін бақылауды жүзеге асыру;

Параграф 4. Азаматтық қорғаудың жанар-жағар май материалдары қызметі

      Азаматтық қорғаудың жанар-жағар май материалдары қызметі өңірлік және жаһандық ауқымдағы табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде азаматтық қорғаудың арнайы іс-шараларын орындау үшін қажетті белгіленген номенклатура мен көлемдерге сәйкес азаматтық қорғаныс құралымдарының мұнай өнімдеріне мұқтаждықтарын қанағаттандыру, сондай-ақ бейбіт уақытта және соғыс уақытында азаматтық қорғау іс-шараларын орындау мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) бейбіт уақытта және соғыс уақытында белгіленген номенклатура мен көлемдерге сәйкес азаматтық қорғау арнайы іс-шараларының мұқтаждығын қанағаттандыру мақсатында мұнай-газ, мұнай-химиялық өнеркәсіп, көмірсутекті шикізатты тасымалдау саласындағы ұйымдар мен объектілер жұмысының тұрақтылығын арттыруға бағытталған іс-шаралар өткізу;

      2) мақсаты бойынша жұмыс жүргізу үшін басқару органдарының, мұнай-газ кешенінің азаматтық қорғау күштері мен құралдарын құруды, даярлауды және тұрақты әзірлікте ұстауды қамтамасыз ету;

      3) көмірсутекті шикізатты тасымалдау саласындағы мамандандырылған құралымдарды құруды және дайындауды қамтамасыз ету.

      4) есепке алуды жүргізу:

      табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардың зардаптарын жою, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолдану бойынша азаматтық қорғаудың арнайы іс-шараларын қамтамасыз етуге қажет мұнай-газ кешеніндегі материалдық құралдардың қорын жинақтау;

      мұнай өнімдерінің қозғалысы, Қазақстан Республикасының мұнай базаларындағы және жанар-жағар май құю станцияларындағы сақтау көлемдері мен номенклатурасы туралы;

      5) тиісті басқару органдарымен және әскери қолбасшылық күштерімін өзара іс-қимылды ұйымдастыру және қолдау;

      6) қызмет құзыретінің шегінде азаматтық қорғаудың барлық іс-шаралар кешеніне тікелей басшылықты жүзеге асыру.

Параграф 5. Азаматтық қорғаудың жануарлар мен өсімдіктерді
қорғау қызметі

      Азаматтық қорғаудың жануарлар мен өсімдіктерді қорғау қызметі жануарлар мен өсімдіктерді, ауыл шаруашылық өндірісінің өнімдері мен мал шаруашылығын, су көздерін қорғау жөніндегі іс-шараларды орындау мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) жануарлар мен өсімдіктерді, ауыл шаруашылық өндірісінің өнімдері мен мал шаруашылығын, су көздерін және сумен жабдықтау жүйелерін радиоактивтік, химиялық, бактериологиялық зақымданудан қорғау жөніндегі іс-шараларды ұйымдастыру және орындау;

      2) ветеринариялық және фитопатологиялық барлауды, өңдеуді, зақымданған жануарларды емдеуді ұйымдастыру;

      3) зақымданған (жұқпалы аурулар жұқтырған) жануарларды мәжбүрлі союды оларды көмуді ұйымдастыру;

      4) егіс, мал жайылымдарын және мал шаруашылығы мен өсімдік шаруашылығын залалсыздандыру;

      5) ауыл шаруашылық өнімдері мен ауыл шаруашылық жануарларын қауіпсіз аймаққа шығаруды (алып кету) ұйымдастыру;

      6) жем мен жемшөптің қажетті қорын жасау;

      7) қызмет құралымдарын мақсатқа сай құру және іс-қимылға әзірлікте ұстау, оларды жеке құраммен, техникамен және мүлікпен қамтамасыз ету;

      8) дәрі-дәрмектер, залалсыздандыру құралдары резервін құру және уақытында жаңарту;

      9) ауыл халқын табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардағы, зақымдау ошағындағы іс-қимылдарға оқытуды ұйымдастыру және жүргізу;

      10) азаматтық қорғаудың басқару жүйелерін құру және жоғары әзірлікте ұстау, халықты дүлей зілзалалар, қарсыластың қазіргі заманғы зақымдау құралын қолданған кездегі ірі авариялар, апаттар қаупі мен туындауы туралы құлақтандыру және ақпараттау және радиоактивтік, химиялық, бактериологиялық зақымдануларды тұрақты қадағалауды және бақылауды ұйымдастыру.

Параграф 6. Азаматтық қорғаудың ақпарат қызметі

      Азаматтық қорғаудың ақпарат қызметі азаматтық қорғау міндеттерін орындау мүддесінде азаматтық қорғау басқару органдары мен халықты уақытында және сенімді ақпараттандыру мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) бейбіт және соғыс уақытында табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардың қаупі және туындауы туралы халықты, ұйымдарды ақпараттандыру бойынша бұқаралық ақпараттық құралдарымен бірлесіп, азаматтық қорғау іс-шараларын әзірлеу және орындау;

      2) халықты және аумақты қорғау, табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар және қазіргі заманғы зақымдау құралын қолдану кезіндегі іс-қимылдарға халықты оқыту мәселелерін насихаттауды бұқаралық ақпарат құралдары арқылы ұйымдастыру;

      3) республика аумағындағы азаматтық қорғау мәселелері бойынша ресми ақпаратты жинауды, қорытындылауды және ұсынуды және халықтың назарына жеткізуді ұйымдастыру;

      4) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардың туындауы, қазіргі заманғы зақымдау құралын қолдану кезінде жедел ахуалды жариялау мәселелері бойынша бұқаралық ақпарат құралдары қызметін үйлестіру;

      5) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайларда, қазіргі заманғы зақымдау құралын қолданған кездегі адамдардың жүріс-тұрыс қағидалары бойынша жадынамалар, плакаттар, буклеттер, брошюралар және басқа да әдебиеттерді әзірлеуге және басып шығаруға қатысу;

      6) төтенше жағдайларды жою, азаматтық қорғау күштерінің, авариялық-құтқару қызметі құралымдарының оқу-жаттығулар мен машықтанулар орындарынан, азаматтық қорғаудың басқару органдары отырыстарынан және халықты, аумақтарды және ұйымдарды қорғау мәселесі жөніндегі басқа іс-шаралардан репортаждар ұйымдастыру;

      7) азаматтық қорғау мәселелері бойынша оқу кинофильмдерін көрсетуді ұйымдастыруда мәдениет мекемелеріне әдістемелік және практикалық көмек көрсету;

      8) іздеудегі адамдар, жоғалған мүлік туралы тізім мен ақпараттық материалдарды, авариялық-құтқару және қалпына келтіру жұмыстарын жүргізу туралы жариялауда азаматтық қорғау жөніндегі басқару органдарына жәрдем көрсету;

      9) қызмет құзыретіне кіретін мәселелер бойынша журналистер үшін баспасөз конференцияларын, брифингтер мен консультациялар ұйымдастыру;

      10) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар қаупі мен туындауы туралы халықты, ұйымдарды ақпараттандыру жөнінде іс-шаралар кешенін әзірлеу.

Параграф 7. Азаматтық қорғаудың байланыс қызметі

      Азаматтық қорғаудың байланыс қызметі байланыс саласында қызметтер ұсынатын тұлғалардың қызметін үйлестіруді және реттеуді жүзеге асыру мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) қызметтің бағынысты күштері мен құралдарын басқаруды ұйымдастыру;

      2) шарт міндеттемелеріне сәйкес табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардың туындау қатері, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолдану кезінде байланыс операторларының қосымша байланыс арналарын ұсынуы;

      3) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар аймақтарында, зақымдау ошақтарында құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізген кезде халықты, аумақтарды қорғау жөніндегі іс-шараларды жүргізгенде азаматтық қорғаудың басқару органдарымен және ұйымдармен бірлесіп байланысты жоспарлау және ұйымдастыру;

      4) азаматтық қорғаныс жоспарлары мен төтенше жағдайларды жою жөніндегі іс-қимылдар жоспарларын әзірлеу, ведомстволық бағынысты ұйымдарда жоспарлауға басшылық ету;

      5) қызметтің күштері мен техникалық құралдарын құру және әзірлікте ұстауды бақылау;

      6) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайларда орталық және жергілікті атқарушы органдарының басқару органдарымен, азаматтық қорғау күштерімен өзара іс-қимылды ұйымдастыру;

      7) байланыс бойынша азаматтық қорғау құралымдарының жеке құрамын құру, ұстау, жасақтау және материалдық құралдармен жарақтандыру, авариялық-қалпына келтіру жұмыстарын жүргізуге оларды дайындау және үйрету;

      8) сейсмикалық қауіпті аймақта орналасқан объектілерде жұмыс істеу үшін сейсмикалық қауіпті аудандардан тыс жердегі байланыс кәсіпорындары қызметкерлерінің қосарлас құрамын даярлау жөніндегі іс-шараларды өткізу;

      9) ведомстволық бағынысты ұйымдардың эвакуациялық іс-шараларына басшылық ету;

      10) қалыптасқан ахуал, оларды талдау туралы мәліметтерді жинауды ұйымдастыру, қызмет бастығы шешімдер қабылдау үшін ұсыныстар әзірлеу, міндеттер қою және оларды орындаушылар назарына жеткізу, орындалуын бақылау.

Параграф 8. Азаматтық қорғаудың қоғамдық тәртіпті қорғау қызметі

      Азаматтық қорғаудың қоғамдық тәртіпті қорғау қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде қоғамдық тәртіпті қорғауды ұйымдастыру, қоғамдық қауіпсіздікті қамтамасыз ету мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар аудандарын, зақымдау ошақтарын оқшаулау;

      2) эвакуациялық іс-шараларды қамтамасыз етуге қатысу;

      3) азаматтарды уақытша орналастыру, жылыту, тамақтандыру және заттай үлес беру пункттерін күзету;

      4) коменданттық қызметті ұйымдастыруға және өткеруге қатысу;

      5) қажет болған жағдайда мүдделі мемлекеттік органдарды, сондай-ақ халықты төтенше жағдайлар туындау қаупі, үрейге және жалған арандатушы сыбыстарды таратуға жол бермеу туралы жедел құлақтандыруды жүргізуге ішкі істер органдарының қатысуы;

      6) қызметтің азаматтық қорғау жоспарларын әзірлеу және уақытында түзету;

      7) азаматтық қорғау іс-шараларын жүргізген кезде оларға жүктелген міндеттерді шешуге ведомстволық бағынысты қызметтерді даярлауға бақылауды ұйымдастыру және жүзеге асыру;

      8) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде қоғамдық тәртіпті қорғауды және жол қозғалысының қауіпсіздігін қамтамасыз ету;

      9) құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу үшін халықты, сондай-ақ көліктік және өзге де құралдарды тартуға азаматтық қорғаудың лауазымды адамдарына жәрдемдесу;

      10) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардан қорғау тәсілдеріне қызметтің жеке құрамын оқытуды ұйымдастыру;

      11) қала сыртындағы аймақта эвакуацияланған халықты тіркеуді қамтамасыз ету және мекенжай-анықтамалық жұмыстарды жүргізу үшін бастапқы мәліметтерді дайындау;

      12) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туындаған кезде және соғыс уақытында белгіленген тәртіпте қызметтің күштер қызметінің тұрақтылығын арттыруға бағытталған іс-шараларды ұйымдастыру және жүргізу;

      13) қызметтің жеке құрамын жеке қорғану құралдарымен, радиациялық, химиялық барлау аспаптарымен қамтамасыз ету және дозиметриялық бақылау;

      14) төтенше жағдайлар кезінде және соғыс уақытында азаматтық қорғау міндеттерін орындауды қамтамасыз ету үшін жеке құрамда жоғары моральдық және психологиялық қасиетті тәрбиелеу.

Параграф 9. Азаматтық қорғаудың радиациялық қорғау қызметі

      Азаматтық қорғаудың радиациялық қорғау қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында халыққа, аумаққа және объектілерге иондалған сәуле шығару ықпалын болдырмау немесе әлсірету, сондай-ақ олардың радиоактивті заттармен зақымдануынан сақтау мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) радиоактивті зақымдану туралы басқару органдары мен халықты құлақтандыруды ұйымдастыру;

      2) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолданған кезде халыққа радиоактивті әсерді барынша төмендету мақсатында іс-шараларды ұйымдастыру және жоспарлау;

      3) радиоактивті заттарды өндіретін, сақтайтын немесе қайта өңдейтін объектілерде авария болған кезде, сондай-ақ бейбіт уақытта және соғыс уақытында оларды тасымалдау кезінде радиоактивтік әсердің залалын азайту жөніндегі іс-шараларды әзірлеу және орындау;

      4) радиоактивті заттарды өндіруде және иондалған сәуле шығару көздерін пайдаланатын кәсіпорындар мен ұйымдарды есепке алуды жүргізу;

      5) радиоактивті зақымдау аймақтарында дезактивациялау жұмыстарын ұйымдастыру және жүргізу;

      6) тиісті басқару органдарымен және әскери қолбасшылық күштерімен өзара іс-қимылды ұйымдастыру және қолдау;

      7) қызмет құзыреті шегінде азаматтық қорғаудың барлық іс-шаралар кешеніне тікелей басшылық етуді жүзеге асыру.

Параграф 10. Азаматтық қорғаудың химиялық қорғау қызметі

      Азаматтық қорғаудың химиялық қорғау қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында химиялық зақымданудан халықты, аумақтарды және ұйымдарды тиімді қорғауды қамтамасыз ету, газсыздандыру жұмыстарын жүргізу, күшті әсер ететін улы заттармен зақымдау ошақтарын жою мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) химиялық зақымдану қаупі немесе туындауы туралы халықты уақытында құлақтандыруды ұйымдастыру;

      2) химиялық барлауды жүргізу;

      3) күшті әсер ететін улы заттар өндіретін, сақтайтын немесе қайта өңдейтін объектілерде авария болған кезде, сондай-ақ бейбіт уақытта және соғыс уақытында оларды тасымалдау кезінде күшті әсер ететін улы заттар әсерінен залалды азайту жөніндегі іс-шараларды әзірлеу және орындау;

      4) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар аймақтарында, зақымдау ошақтарында химиялық зақымданудың ықтимал ошақтарындағы ахуалды болжау және бағалау;

      5) Республикалық қадағалау желісі және зертханалық бақылау мекемелерінен күшті әсер ететін улы заттармен химиялық зақымдану туралы ақпаратты алу және қорытындылау;

      6) химиялық зақымдану кезінде төтенше жағдайлар аймақтарында және зақымдау ошақтарында, химиялық зақымдану жағдайларында құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізуге қатысатын халықты және құралымдардың жеке құрамын қорғау режимін әзірлеу;

      7) химиялық зақымдану кезінде халық арасында қағидалар және іс-қимылдар туралы түсіндіру жұмыстарын жүргізу;

      8) химиялық зақымдану аймақтарында құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу кезінде құралымдар жеке құрамының қауіпсіздігі мен қорғалуын қамтамасыз ету;

      9) қорғаныш құрылыстарында ауаны сүзгіден өткізу мен регенерациялаудың техникалық құралдарының жай-күйіне бақылау жасау;

      10) химиялық зақымданумен байланысты, оның ішінде күшті әсер ететін улы заттарды тасымалдаған кезде табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар салдарын жоюды ұйымдастыру;

      11) химиялық қауіпті объектілерді есепке алу.

Параграф 11. Азаматтық қорғаудың сауда қызметі

      Ескерту. 11-параграфқа өзгеріс енгізілді – ҚР Ішкі істер министрінің 13.12.2019 № 1064 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      Азаматтық қорғаудың сауда қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында төтенше жағдайларды және олардың салдарын жою кезінде сауда қызметін үйлестіру мақсатында құрылады.

      Қызметтің міндеттері:

      1) бейбіт уақытта және соғыс уақытындағы төтенше жағдайлар кезінде сауда қызметі саласында басшылық етуді қамтамасыз етеді;

      2) облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың, облыстық маңызы бар қалалардың сауда қызметтерінің қызметін үйлестіреді.

Параграф 12. Азаматтық қорғаудың энергетика қызметі

      Азаматтық қорғаудың энергетика қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолдану кезінде азаматтық қорғаудың арнайы іс-шараларын орындауға қажетті энергетикалық және отын ресурстарында халық және азаматтық қорғау құралымдары қажеттіліктерін қанағаттандыру мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) тұтынушыларды, ұйымдарды және республика халқын үздіксіз энергиямен жабдықтау бойынша энергетика жүйелері, желілік кәсіпорындар және энергетика объектілері жұмыстарының тұрақтылығын арттыруға бағытталған Іс-шаралар жүргізу;

      2) жекелеген энергетика объектілерінің, электр тасымаллау желілерінің, тұтынушылардың істен шығуын есепке ала отырып, энергожүйелер мен электр станцияларын жұмысқа дайындау, табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде екінші кезектегі тұтынушыларды жедел сөндіруге дайындау жөніндегі іс-шараларды жүзеге асыру;

      3) табиғи және техногендік төтенше жағдайлар кезінде тіршілікті қамтамасыз ету жүйесіне кіретін аса маңызды объектілерді және жауапты тұтынушыларды үздіксіз электрмен жабдықтауды ұйымдастыру;

      4) ерекше жұмыс режиміне энергетикалық желілер мен энергетика объектілерін ауыстыру бойынша іс-шараларға басшылық ету және жүзеге асыру;

      5) басқару органдарын және азаматтық қорғау күштері мен құралдарын құру, даярлау және тұрақты әзірлікте ұстау, мақсаты бойынша жұмысты жүргізу үшін энергетика кешенін ұйымдастыру;

      6) мына:

      табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын пайдалану салдарын жою бойынша жұмысты қамтамасыз ету үшін қажетті ұйымдарда материалдық құралдар қорларының жинақталуын;

      электрлік станциялардың отын қорларының жинақталуын есепке алуды жүргізу;

      7) қызметтің құзыреті шегінде азаматтық қорғау іс-шараларының

      барлық кешеніне тікелей басшылықты жүзеге асыру.

Параграф 13. Азаматтық қорғаудың жолдар және көпірлер қызметі

      Азаматтық қорғаудың жолдар және көпірлер қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар туындаған, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолданған жағдайда азаматтық қорғау іс-шараларын өткізу кезінде жол-көпірмен қамтамасыз етуді, жолдар мен көпірлерді жөндеу мен қайта қалпына келтіруді жоспарлау мен ұйымдастыруға арналған.

      Қызмет міндеттері:

      1) бейбіт уақытта және соғыс уақытындағы табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлардың зардабынан жұмысшыларды қызметшілерді қорғау және жол саласының залалын азайту жөніндегі шаралар кешенін дайындау және алдын ала өткізу;

      2) бейбіт уақытта және соғыс уақытында азаматтық қорғаудың жол және арнайы іс-шараларын ұйымдастыру және өткізу;

      3) мақсатқа сай іс-қимылдарға қызметтер құралымдарын құру және әзірлікте ұстау;

      4) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар аймақтарында, зақымдау ошақтарында құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу кезіндегі азаматтық қорғау күштерінің және авариялық-құтқару қызметтері құрылымдарының іс-қимылдарын қамтамасыз ету;

      5) табиғи және техногендік төтенше жағдайлар кезінде республиканың автожолдар желісін, сол жердегі аса маңызды объектілерді техникалық бүркемелеу;

      6) автомобиль жолдарының жай-күйін барлауды ұйымдастыру және жүргізу;

      7) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар, қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолдану кезіндегі көліктік коммуникациялардағы зақымдалуларды жою;

      8) құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу объектілеріне күш пен құралдарды жылжыту және зардап шегушілер мен материалдық құралдарды эвакуациялау үшін лекпен жүретін жолдарды жабдықтау және жүретін (өтетін) жолды жасау;

      9) бейбіт уақытта және соғыс уақытында сала объектілерінде құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды ұйымдастыру және жүргізу, зардап шегушілерге көмек көрсету, осы жұмыстарды жүргізу үшін күштер мен құралдарды құру және әзірлікте ұстау.

      10) табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайларда жол саласы объектілерінің тұрақты жұмысын қамтамасыз ету;

      11) бейбіт уақытта, соғыс уақытында және табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайлар кезінде қалалық, қала сыртындағы қосалқы және қосарлас басқару пункттерінен басқаруды ұйымдастыру;

      12) ақпаратты жинау және талдау, автожолдар мен көпірлердегі бұзылған учаскелер арқылы өтуді қамтамасыз ету бойынша шешімдер қабылдау үшін ұсыныстар әзірлеу, міндеттерді қою және орындау.

Параграф 14. Азаматтық қорғаудың көлік қызметі

      Азаматтық қорғаудың көлік қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында арнайы азаматтық қорғау іс-шараларын көліктік қамтамасыз ету мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) Азаматтық қорғаныс жоспарларына сәйкес азаматтық қорғау іс-шараларын көліктік қамтамасыз ету есебін әзірлеу;

      2) құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу орындарына өзара іс-қимыл жоспарлары бойынша берілетін зардап шегуші халықты, азаматтық қорғау күштері мен құралдарын, әскери бөлімдері мен бөлімшелерін тасымалдау бойынша теміржол, теңіз, өзен, әуе және автомобиль көліктік тасымалдау ұйымдарын үйлестіру;

      3) ықтимал жұмыстар объектілеріне жұмысшылар ауысымын тасымалдауды (әкелу, әкету) ұйымдастыру;

      4) табиғи және техногендік төтенше жағдайлар салдарын жоюға және болдырмауға, зардап шегушілерге көмек көрсетуге қажетті азаматтық қорғау және авариялық-құтқару қызметтері, арнайы жүктер құралымдарының жеке құрамын жеткізуді қамтамасыз ету;

      5) қызметтің көлік құралымдарын құру және қолдануға әзірлікте ұстау, оларды жеке құраммен, техникамен және мүлікпен жасақтау;

      6) қосалқы бөлшектердің, жанар-жағармай материалдарының резервтік қорын құру;

      7) қозғалыс бағдарларында техникалық қызмет көрсетуді және көлік құралдарын жөндеуді ұйымдастыру.

Параграф 15. Азаматтық қорғаудың ұлттық гидрометеорологиялық қызметі

      Азаматтық қорғаудың гидрометеорологиялық қамтамасыз ету қызметі бейбіт уақытта және соғыс уақытында қоршаған орта жағдайының мониторингісін, метеорологиялық және гидрологиялық мониторингісін жүргізу мақсатында құрылады.

      Қызмет міндеттері:

      1) жедел бақылауды жүргізу және авариялар мен апаттардан, сондай-ақ қазіргі заманғы зақымдау құралдарын қолданудан болатын радиоактивтік және химиялық ластауды өлшеуді жүзеге асыру;

      2) қауіпті гидрометеорологиялық құбылыстарды, селдерді, қар көшкіндерін, қоршаған табиғи орта ластануының жоғары деңгейін және олармен байланысты төтенше жағдайлар, олардың қаупі туралы уақтылы құлақтандыру;

      3) Азаматтық қорғаудың мемлекеттік жүйесінің басқару органдарына қоршаған табиғи ортаның ластану деңгейі туралы гидрометеорологиялық ақпаратты және деректерді ұсыну.

Об утверждении Положения о республиканских службах гражданской защиты

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 303. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 июля 2014 года № 9593.

      В соответствии с подпунктом 43) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о республиканских службах гражданской защиты.

      2. Республиканским службам гражданской защиты утвердить соответствующие положения.

      3. Департаменту гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, в установленном законодательством порядке, обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Петрова В.В.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

В. Божко


  Утверждено
приказом Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 18 июня 2014 года № 303

Положение
о республиканских службах
гражданской защиты

Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 13.12.2019 № 1064 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Положение о республиканских службах гражданской защиты разработано в соответствии с подпунктом 43) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" и определяет основные задачи и полномочия Республиканских служб гражданской защиты (далее - Службы).

      2. Службы гражданской защиты предназначены для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты в мирное и военное время, обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, поражающих факторов современных средств поражения.

      3. Службы решают возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с другими силами гражданской защиты и привлекаемыми частями и подразделениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

      4. Подготовка сил и средств Служб проводится заблаговременно в повседневной деятельности с учетом прогнозируемой обстановки, которая может сложиться в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также применения современных средств поражения.

Глава 2. Основные задачи Республиканских служб гражданской защиты

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 13.12.2019 № 1064 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Основными задачами служб являются:

      планирование и обеспечение мероприятий гражданской защиты по защите населения и снижения ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций, поражающих факторов современных средств поражения;

      организация и проведение аварийно-спасательных и неотложных работ, оказание помощи пострадавшему населению;

      создание и подготовка формирований гражданской защиты, поддержание их в готовности для проведения работ по предназначению;

      организация управления подчиненными органами и силами, обеспечение их необходимыми материально-техническими средствами;

      подготовка руководящего состава, обучение персонала и населения способам защиты от поражающих факторов современных средств поражения и действиям в чрезвычайных ситуациях;

      создание и поддержание в готовности систем управления гражданский защиты, оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, о применении современных средств поражения;

      организация постоянного наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим (биологическим) заражением (загрязнением);

      организация и поддержание взаимодействия с соответствующими органами управления и силами военного командования, органами внутренних дел;

      руководство эвакуационными мероприятиями подведомственных организаций, принятие мер по заблаговременной подготовке районов размещения в безопасной зоне;

      разработка планов гражданской обороны и планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство планированием в подведомственных звеньях;

      подготовка предложений соответствующим начальникам гражданской обороны для принятия решений на ведение аварийно-спасательных и неотложных работ;

      руководство подчиненными силами и средствами служб при выполнении задач, поставленных соответствующими начальниками гражданской обороны;

      руководство разработкой и реализацией мероприятий по уменьшению опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости работы отраслей и организаций;

      осуществление непосредственного руководства всем комплексом мероприятий гражданской обороны в пределах компетенции служб.

Глава 3. Основные Республиканские службы гражданской защиты и их задачи

      Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 13.12.2019 № 1064 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Параграф 1. Инженерная служба гражданской защиты

      Инженерная служба гражданской защиты создается с целью инженерного обеспечения мероприятий гражданской защиты в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) организация разработки типовых проектов быстро возводимых сооружении для строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время;

      2) согласование вновь принимаемых проектов, государственных нормативов в сфере гражданской защиты;

      3) мониторинг реализации инженерно-технических мероприятий в сфере гражданской защиты при составлении схем и проектов районной планировки и застройки территорий, населенных пунктов, промышленных зон, в проектах строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения организаций.

Параграф 2. Медицинская служба гражданской защиты

      Медицинская служба гражданской защиты создается с целью сохранения здоровья и работоспособности личного состава сил гражданской защиты, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения и возвращения в строй, предупреждения возникновения и распространения вспышек инфекционных заболеваний в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) обеспечение готовности подведомственных организаций по предупреждению и лечению заболеваний личного состава сил гражданской защиты при чрезвычайных ситуациях;

      2) организация медицинской помощи;

      3) осуществление руководства деятельностью подведомственных организаций здравоохранения;

      4) создание и содержание медицинских формирований, их оснащение техникой, имуществом и снаряжением;

      5) своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пораженных, восстановление здоровья пораженных, максимальное снижение числа неоправданных безвозвратных потерь в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, а также на путях и этапах медицинской эвакуации;

      6) обучение населения приемам само- и взаимопомощи.

Параграф 3. Противопожарная служба гражданской защиты

      Противопожарная служба гражданской защиты создается с целью обеспечения пожарной безопасности мероприятий гражданской защиты в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) проведение поисково-спасательных работ, локализация и тушение пожаров в зонах чрезвычайных ситуаций;

      2) разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны службы;

      3) создание, содержание, укомплектование личным составом и оснащение материальными средствами формирований службы;

      4) организация взаимодействия с органами управления центральных и местных исполнительных органов, силами гражданской защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      5) осуществление контроля за готовностью пожарных подразделений к ликвидации чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Параграф 4. Служба горюче-смазочных материалов гражданской
защиты

      Служба горюче-смазочных материалов гражданской защиты создается с целью удовлетворения нужд формирований гражданской защиты нефтепродуктами согласно установленной номенклатуры и объемов, необходимых для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера регионального и глобального масштаба, а также выполнения мероприятий гражданской обороны в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы организаций и объектов в сферах нефтегазовой, нефтехимической промышленности, транспортировки углеводородного сырья с целью удовлетворения нужд специальных мероприятий гражданской защиты нефтепродуктами, согласно установленной номенклатуры и объемов, в мирное и военное время;

      2) обеспечение создания, подготовки и поддержания в постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской защиты нефтегазового комплекса для проведения работ по предназначению;

      3) обеспечение создания и подготовки специализированных формирований в сферах транспортировки углеводородного сырья;

      4) ведение учета:

      накопления запасов материальных средств в нефтегазовом комплексе, необходимых для обеспечения специальных мероприятий гражданской защиты по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применении современных средств поражения;

      движения нефтепродуктов, об объемах и номенклатуре хранения на нефтебазах и на автозаправочных станциях Республики Казахстан;

      5) организация и поддержание взаимодействия с соответствующими органами управления и силами военного командования;

      6) осуществление непосредственного руководства всем комплексом мероприятий гражданской защиты в пределах компетенции службы.

Параграф 5. Служба защиты животных и растений гражданской
защиты

      Служба защиты животных и растений гражданской защиты создается в целях выполнения мероприятий по защите животных и растений, продукции сельскохозяйственного производства и животноводства, водоисточников.

      Задачи службы:

      1) организация и выполнение мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений, продукции животноводства и растениеводства, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического, бактериологического заражения;

      2) организация ветеринарной и фитопатологической разведки, обработки, лечения пораженных животных;

      3) организация вынужденного забоя пораженных (зараженных) животных и их захоронение;

      4) обеззараживание посевов, пастбищ и продукции животноводства и растениеводства;

      5) организация вывоза (вывода) сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных животных в безопасные зоны;

      6) создание необходимого запаса кормов и фуража;

      7) создание и поддержание в готовности к действиям по предназначению формирований службы, их обеспечение личным составом, техникой и имуществом;

      8) создание и своевременное обновление резервов медикаментов, обеззараживающих средств;

      9) организация и проведение обучения сельского населения действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, очагах поражения;

      10) создание и поддержание в готовности систем управления гражданской защиты, оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф при применении противником современных средств поражения, организация постоянного наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением.

Параграф 6. Служба информации гражданской защиты

      Служба информации гражданской защиты создается с целью своевременного и достоверного информирования органов управления гражданской защиты и населения в интересах выполнения задач гражданской защиты.

      Задачи службы:

      1) разработка и выполнение мероприятий гражданской защиты совместно со средствами массовой информации по информированию населения, организаций об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время;

      2) организация через средства массовой информации пропаганды вопросов защиты населения и территорий, обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при применении современных средств поражения;

      3) организация сбора, обобщения и представления официальной информации по вопросам гражданской защиты на территории республики и доведение ее до населения;

      4) координация деятельности средств массовой информации по вопросам освещения оперативной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применении современных средств поражения;

      5) участие в разработке и издании памяток, плакатов, буклетов, брошюр и другой литературы по правилам поведения людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при применении современных средств поражения;

      6) организация репортажей с мест ликвидации чрезвычайных ситуаций, учений и тренировок сил гражданской защиты, формирований аварийно-спасательной служб, с заседаний органов управления гражданской защиты и других мероприятий по вопросам защиты населения, территорий и организаций;

      7) оказание методической и практической помощи учреждениям культуры в организации показа учебных кинофильмов по вопросам гражданской защиты;

      8) оказание содействия органам управления гражданской защиты в публикациях списков и информационных материалов о разыскиваемых людях, утерянном имуществе, о проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ;

      9) организация пресс-конференций, брифингов и консультаций для журналистов по вопросам, входящим в компетенцию службы;

      10) разработка комплекса мероприятий по информированию населения, организаций об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Параграф 7. Служба связи гражданской защиты

      Служба связи гражданской защиты создается с целью осуществления координации и регулирования деятельности лиц, предоставляющих услуги в области связи.

      Задачи службы:

      1) организация управления подчиненными силами и средствами службы;

      2) предоставление операторами связи дополнительных каналов связи при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применения современных средств поражения в соответствии с договорными обязательствами;

      3) планирование и организация связи совместно с органами управления гражданской защиты и организациями, при проведении мероприятий по защите населения, территорий при ведении спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, очагах поражения;

      4) разработка планов гражданской обороны и планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководство планированием в подведомственных организациях;

      5) контроль за созданием и поддержанием в готовности сил и технических средств службы;

      6) организация взаимодействия с органами управления центральных и местных исполнительных органов, силами гражданской защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      7) создание, содержание, укомплектованность личным составом и оснащение материальными средствами формирований гражданской защиты по связи, их подготовка и обучение ведению аварийно-восстановительных работ;

      8) проведение мероприятий по подготовке дублирующего состава работников предприятий связи, находящихся за пределами сейсмоопасных районов для работы на объектах, расположенных в сейсмоопасных зонах;

      9) руководство эвакуационными мероприятиями подведомственных организаций;

      10) организация сбора данных о сложившейся обстановке, их анализ, разработка предложений для принятия решений начальником службы, постановка и доведение задач до исполнителей, контроль за исполнением.

Параграф 8. Служба охраны общественного порядка гражданской защиты

      Служба охраны общественного порядка гражданской защиты создаемся в целях организации охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности при ликвидации чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) блокирование районов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, очагов поражения;

      2) участие в обеспечении эвакуационных мероприятий;

      3) охрана пунктов временного размещения граждан, обогрева, питания и вещевого довольствия;

      4) участие в организации и несении комендантской службы;

      5) в необходимых случаях участие органов внутренних дел в проведении оперативного оповещения заинтересованных государственных органов, а также населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, недопущении паники и распространении ложных провакационных слухов;

      6) разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны службы;

      7) организация и осуществление контроля за подготовкой подведомственных служб к решению возложенных на них задач при проведении мероприятий гражданской защиты;

      8) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      9) оказание содействия должностным лицам гражданской защиты в привлечении населения, а также транспортных и иных средств для проведения спасательных и других неотложных работ;

      10) организация обучения личного состава службы способам защиты от воздействия последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      11) подготовка исходных данных для обеспечения регистрации эвакуированного населения в загородной зоне и ведения адресно-справочной работы;

      12) организация и проведение в установленном порядке мероприятий, направленных на повышение устойчивой деятельности сил службы в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в военное время;

      13) обеспечение личного состава службы средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

      14) воспитание у личного состава высоких моральных и психологических качеств для обеспечения выполнения задач гражданской защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

Параграф 9. Служба радиационной защиты гражданской защиты

      Служба радиационной защиты гражданской защиты создается с целью предотвращения или ослабления воздействия ионизирующего излучения на население, территорию и объекты, а также предохранение их от заражения радиоактивными веществами в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) организация системы оповещения органов управления и населения о радиоактивном заражении;

      2) организация и планирование мероприятий в целях максимального ослабления радиоактивного воздействия на население в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, при применении современных средств поражения;

      3) разработка и выполнение мероприятий по снижению ущерба от радиоактивного воздействия при авариях на объектах, производящих, хранящих или перерабатывающих радиоактивные вещества, а также при их транспортировке в мирное и военное время;

      4) ведение учета предприятий и организаций, использующих в производстве радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений;

      5) организация и ведение дезактивационных работ в зонах радиоактивного заражения;

      6) организация и поддержание взаимодействия с соответствующими органами управления и силами военного командования;

      7) осуществление непосредственного руководства всем комплексом мероприятий гражданской защиты в пределах компетенции службы.

Параграф 10. Служба химической защиты гражданской защиты

      Служба химической защиты гражданской защиты создается с целью обеспечения эффективной защиты населения, территорий и организаций от химического заражения, проведения дегазационных работ, ликвидации очагов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) организация своевременного оповещения населения об угрозе или возникновении химического заражения;

      2) ведение химической разведки;

      3) разработка и выполнение мероприятий по снижению ущерба от воздействия сильнодействующих ядовитых веществ при авариях на объектах, производящих, хранящих или перерабатывающих сильнодействующие ядовитые вещества, а также при их транспортировке в мирное и военное время;

      4) прогнозирование и оценка обстановки возможных очагов химического заражения в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, очагах поражения;

      5) получение и обобщение информации о химическом заражении сильнодействующими ядовитыми веществами от учреждений Республиканской сети наблюдения и лабораторного контроля;

      6) разработка режимов защиты населения и личного состава формирований, участвующих в проведении спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, в условиях химического заражения;

      7) проведение разъяснительной работы среди населения о правилах и действиях при химическом заражении;

      8) обеспечение безопасности и защиты личного состава формирований при проведении спасательных и других неотложных работ в зонах химического заражения;

      9) контроль за состоянием технических средств фильтрации и регенерации воздуха в защитных сооружениях;

      10) организация ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с химическим заражением, в том числе и при транспортировке сильнодействующих ядовитых веществ их последствий;

      11) учет химически опасных объектов.

Параграф 11. Служба торговли гражданской защиты

      Сноска. Параграф 11 с изменением, внесенным приказом Министра внутренних дел РК от 13.12.2019 № 1064 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Служба торговли гражданской защиты создается с целью координации торговой деятельности при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) обеспечивает руководство в сфере торговой деятельности при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

      2) координация деятельности служб торговли областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.

Параграф 12. Служба энергетики гражданской защиты

      Служба энергетики гражданской защиты создается с целью удовлетворения нужд формирований гражданской защиты и населения в энергетических и топливных ресурсах, необходимых для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применении современных средств поражения в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы энергетических систем, сетевых предприятий и объектов энергетики по бесперебойному энергоснабжению потребителей, организаций и населения республики при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      2) подготовка энергосистем и электростанций к работе с учетом выхода из строя отдельных объектов энергетики, линий электропередач и потребителей, осуществление мероприятий по подготовке к оперативному отключению второстепенных потребителей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      3) организация бесперебойного электроснабжения особо важных объектов и ответственных потребителей, входящих в систему обеспечения жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      4) руководство и осуществление мероприятий по переводу энергетических систем и объектов энергетики на особый режим работы;

      5) создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской защиты организация энергетического комплекса для проведения работ по предназначению;

      6) ведение учета:

      накопления запасов материальных средств в организациях, необходимых для обеспечения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применения современных средств поражения;

      накопления запасов топлива электростанциями;

      организация взаимодействия с соответствующими органами управления и силами венного командования;

      7) осуществление непосредственного руководства всем комплексом мероприятий гражданской защиты в пределах компетенции службы.

Параграф 13. Служба дорог и мостов гражданской защиты

      Служба дорог и мостов гражданской защиты предназначена для планирования и организации дорожно-мостового обеспечения, ремонта и восстановления дорог и мостов при проведении мероприятий гражданской защиты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применении современных средств поражения в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) подготовка и заблаговременное проведение комплекса мероприятий по защите рабочих, служащих и снижению ущерба дорожной отрасли от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время;

      2) организация и выполнение дорожных и специальных мероприятий гражданской защиты в мирное и военное время;

      3) создание и поддержание в готовности формирований службы к действиям по предназначению;

      4) обеспечение действий сил гражданской защиты и формирований аварийно-спасательных служб при проведении спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, очагах поражения;

      5) техническое прикрытие автодорожной сети республики, особо важных объектов на ней, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      6) организация и ведение разведки состояния автомобильных дорог;

      7) устранение повреждений на транспортных коммуникациях при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применении современных средств поражения;

      8) оборудование колонных путей и устройство проездов (проходов) для выдвижения и доступа сил и средств к объектам ведения спасательных и других неотложных работ, эвакуации пострадавших и материальных средств;

      9) организация и проведение спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время на объектах отрасли, оказание помощи пострадавшим, создание и поддержание в готовности сил и средств для проведения этих работ;

      10) обеспечение устойчивой работы объектов дорожной отрасли в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      11) организация управления с городского, запасного загородного и дублирующих пунктов управления в мирное, военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

      12) сбор и анализ информации, выработка предложений для принятия решений, постановка и доведение задач по обеспечению проезда через разрушенные участки автодорог и мосты.

Параграф 14. Транспортная служба гражданской защиты

      Транспортная служба гражданской защиты создается с целью транспортного обеспечения специальных мероприятий гражданской защиты в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) разработка расчетов транспортного обеспечения мероприятий гражданской защиты в соответствии с планами Гражданской обороны;

      2) координация организаций железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта по перевозке пострадавшего населения, сил и средств гражданской защиты, воинских частей и подразделений, придаваемых по планам взаимодействия, к местам проведения спасательных и других неотложных работ;

      3) организация перевозки (подвоз, вывоз) рабочих смен к объектам возможных работ;

      4) обеспечение доставки личного состава формирований гражданской защиты и аварийно-спасательной служб, специальных грузов, необходимых для и предотвращения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания помощи пострадавшим;

      5) создание и поддержание в готовности к применению транспортных формирований службы, их укомплектованность личным составом, техникой и имуществом;

      6) создание резерва запасных частей, горюче-смазочных материалов;

      7) организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств на маршрутах движения.

Параграф 15. Национальная гидрометеорологическая служба гражданской защиты

      Служба гидрометеорологического обеспечения гражданской защиты создается с целью ведение мониторинга состояния окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга в мирное и военное время.

      Задачи службы:

      1) проведение оперативного контроля и осуществление измерений радиоактивного и химического загрязнения, обусловленных авариями и катастрофами, а также применением современных средств поражения;

      2) прогнозирование опасных гидрометеорологических явлений, селей, снежных лавин, высокого уровня загрязнения окружающей природной среды и связанных с ними чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение об их угрозе;

      3) предоставление гидрометеорологической информации и данных об уровнях загрязнения окружающей природной среды органам управления Государственной системы гражданской защиты.