Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 30.03.2016 № 308 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
1. Профессиональный стандарт «Производство летательных аппаратов» предназначен для формирования образовательных программ, в том числе для обучения персонала на предприятиях, для сертификации работников и выпускников образовательных учреждений, для решения широкого круга задач в области управления персоналом.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) дефектация – процесс выявления неисправностей в агрегатах и деталях техники для определения их технического состояния и пригодности к дальнейшему использованию;
2) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций;
3) квалификационный уровень – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
4) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
5) профессиональная подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
7) профессиональная группа – совокупность профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
8) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
9) квалитет – характеристика точности изготовления изделия (детали), определяющая значения допусков;
10) классификатор занятий – систематизированный перечень занятий (профессий), позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистического учета, сравнения и анализа данных по состоянию рынка труда;
11) пасты Государственного оптического института – шлифовальные и полировальные пасты на основе оксида хрома (III), используемые для шлифования и полирования стальных сплавов (в том числе термически упрочненных), цветных металлов, твердых пластмасс и полимеров, стекла (в том числе оптического), керамических материалов и изделий из них;
12) основная группа – совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
13) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
14) течеискатель – прибор, предназначенный для выявления, локализации и количественной оценки величины;
15) летательный аппарат – общее название устройства (аппарата) для полетов в атмосфере.
3. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
1) ОРК – отраслевая рамка квалификаций;
2) КС – квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
3) ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
4) ПС – профессиональный стандарт;
5) ГОИ – Государственный оптический институт.
4. Наименование ПС: «Производство летательных аппаратов».
5. Цель разработки ПС: унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определению квалификационных требований к специалистам в сфере производства летательных аппаратов.
6. Краткое описание ПС: производство и модернизация летательных аппаратов, сборка летательных аппаратов различных типов, а также опытных и экспериментальных изделий, комплексная отработка и проверка взаимодействия систем собранных изделий.
7. Основная группа: авиационная техника.
8. Профессиональная группа по классификатору занятий: производство летательных аппаратов.
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Слесарь-сборщик двигателей»
|
Код профессии
|
7232
|
Наименование профессии
|
Слесарь-сборщик двигателей
|
Уровень квалификации по ОРК
|
2-4
|
Уровень квалификации по ЕТКС
|
2-7
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Слесарно-сборочная подготовка к сборке и монтажу.
|
2) Сборка и монтаж двигателей и агрегатов различной степени сложности.
|
3) Проведение испытаний собранных узлов и агрегатов двигателей на стендах и прессах. Проведение стендовых испытаний (холодной обкатки) двигателей.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 2 (квалификационный разряд: 2-3)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 4-5)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 6-7)
|
Трудовая функция 1. Слесарно-сборочная подготовка к сборке и монтажу
|
1. Навыки разборки несложных узлов двигателей и агрегатов, умение удалять смазку с деталей и узлов двигателя.
2. Навыки выявления дефектов деталей двигателя при визуальном осмотре.
3. Умение производить слесарную обработку деталей двигателя различной степени сложности по 8-14 квалитетам.
4. Умение пользоваться справочником для определения свойств материалов, расшифровывать марки материалов и определять область их применения.
5. Умение производить обмер деталей двигателей и агрегатов при помощи измерительного инструмента.
6. Умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
|
1. Умение выполнять разборку и расконсервацию сложных узлов двигателей и агрегатов, имеющих соединения по 6 - 7 квалитетам.
2. Навыки определения качества и комплектности деталей и узлов.
3. Навыки термообработки, сварки и пайки металлов.
4. Навыки наладки и ремонта слесарного и контрольно-измерительного инструмента.
|
1. Навыки чтения чертежно-графической и технологической документации, выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей деталей, их элементов и узлов.
|
Знания
|
1. Знание технологии разборки несложных узлов двигателя и порядка оформления технологической документации на разборку двигателя.
2. Знание основных видов смазки и способов ее удаления.
3. Знание основных сведений о технических измерениях и резьбах.
4. Знание общих сведений о системе допусков.
5. Знание технологических процессов всех видов слесарной обработки материалов.
6. Знание основных видов коррозии и способов защиты металлов от нее.
|
1. Знание о параметрах обработки поверхностей, термообработки, сварки и пайки металлов.
2. Знание конструкции монтажных и разборочных стендов для разборки узлов двигателя и правила пользования ими.
3. Знание конструктивных изменений деталей и узлов двигателей и агрегатов по сериям.
|
1. Знание основных понятий о механизации, автоматизации и компьютеризации производства и их задачах.
2. Знание основ компьютерных графических программ.
3. Знание методов дефектации деталей узлов и агрегатов.
4. Знание марок и механических свойств металлов, сплавов и неметаллических материалов, применяемых в конструкции двигателя.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Сборка и монтаж двигателей и агрегатов различной степени сложности
|
1. Умение фиксировать детали узлов в стапеле или сборочном приспособлении.
2. Умение пользоваться сборочной оснасткой и инструментом.
3. Умение выполнять сборку узлов двигателей и агрегатов средней сложности, соединяемых при помощи болтов, винтов, шпилек, шпонок и шлиц.
4. Умение производить шплинтовку деталей и узлов двигателей контровку, клеймение, глушение и пломбирование.
5. Умение изготавливать несложные приспособления для разборки и сборки деталей и агрегатов двигателя.
|
1. Умение выполнять сборку и регулирование сложных узлов и механизмов двигателя и агрегатов, требующих подгонки и посадки по 6 - 7 квалитетам, крепление их в соответствии с технической документацией.
2. Умение выполнять подгонку натягов и зазоров, центрирование и нивелировку монтируемых деталей, узлов и агрегатов.
3. Умение выполнять клеймение, глушение и пломбирование сложных деталей и узлов двигателя
4. Умение проводить статическое и динамическое уравновешивание деталей и узлов двигателя в соответствии с технологией.
5. Умение пользоваться точными измерительными приборами, инструментом, тарированными ключами.
|
1. Навыки доводки сложных деталей и узлов двигателя.
2. Навыки сборки редукторов и фрикционных муфт.
3. Умение производить сборку под динамическую балансировку роторов турбин и компрессоров.
4. Умение выполнять окончательную сборку и регулирование двигателей различной степени сложности и их агрегатов.
|
Знания
|
1. Знание основных видов соединений двигателей и агрегатов.
2. Знание основных сведений о конструкции и назначении агрегатов двигателя.
3. Знание технических требований, предъявляемых к качеству деталей и узлов, поступающих на сборку.
|
1. Знание технологической последовательности сборки двигателей и их агрегатов.
2. Знание технических условий на монтаж, отработку, регулирование агрегатов и систем двигателя.
3. Знание принципа взаимодействия и работы монтируемых агрегатов и систем.
4. Знание правил применения консервирующих и смазочных материалов, металлокерамических, графитированных, талькированных и резиновых изделий на двигателе.
|
1. Знание конструкции и принципа работы агрегатов реактивных, турбовинтовых или поршневых двигателей.
2. Знание основных технологических процессов восстановления деталей и узлов двигателей и агрегатов разными методами в соответствии с техническими требованиями.
3. Знание конструкции и особенностей технологии сборки мощных и опытных двигателей.
4. Знание правил регулирования окончательно собранного двигателя в соответствии с технологией производства.
5. Знание порядка оформления технологической документации на сборку и монтаж двигателей, паспортов на изделия, сопроводительных карт, формуляров, основных сведений о сертифицированных изделиях.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Проведение испытаний собранных узлов и агрегатов двигателей на стендах и прессах. Проведение стендовых испытаний (холодной обкатки) двигателей
|
1. Умение выполнять прокачку масляных каналов коробок агрегатов двигателя.
2. Умение проводить испытание собранных узлов на стендах и прессах гидравлического давления.
|
1. Умение производить промывку и испытание на герметичность агрегатов и систем двигателя, пользоваться течеискателями.
2. Навыки статической балансировки отдельных деталей двигателя.
3. Навыки устранения выявленных дефектов при сборке и после испытания двигателя.
4. Навыки тарировки динамометрического и тензометрического инструмента.
5. Умение выполнять отладку и регулирование испытательных стендов, устранение неисправностей в их работе.
|
1. Умение выполнять балансировку сложных деталей и узлов двигателя с применением сложных приспособлений и машин.
2. Умение устранять дефекты и замену агрегатов при испытании силовой установки на изделии.
3. Умение проводить стендовые испытания (холодную обкатку) двигателей.
4. Умение выполнять регулировочно-доводочные работы после испытания двигателей.
5. Умение выполнять проверку работы сложной автоматики и контрольную переборку двигателей.
6. Навыки оформления технической документации для передачи двигателя техническому контролеру.
|
Знания
|
1. Знание правил пользования стендами для прокачки маслом узлов и агрегатов двигателей и стендами гидравлического давления.
|
1. Знание конструкции стендов по прокачке узлов двигателя.
2. Знание принципа действия и правил пользования стендами для динамической балансировки деталей и узлов двигателя.
3. Знание причин появления дефектов при испытании двигателей.
4. Знание особенностей работы деталей турбины, агрегатов и узлов в агрессивной среде.
5. Знание марок и свойств топлива, применяемого для двигателей.
|
1. Знание способов и правил наладки, регулирования и устранения неисправностей специальных испытательных стендов.
2. Знание изменений структуры металлов под давлением агрессивной среды газотурбинных двигателей.
3. Знание правил оформления сопроводительной документации для сдачи двигателя техническому контролеру.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Умение работать в команде. Умение сосредотачивать внимание, нести ответственность за результаты своей работы. Пространственное воображение. Аналитическое мышление.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
7232
7232
7232
|
Слесарь-сборщик летательных аппаратов
Слесарь по ремонту авиадвигателей
Слесарь по ремонту летательных аппаратов
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Слесарь-сборщик летательных аппаратов»
|
Код профессии
|
7232
|
Наименование профессии
|
Слесарь-сборщик летательных аппаратов
|
Уровень квалификации по ОРК
|
2-4
|
Уровень квалификации по ЕТКС
|
2-8
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Узловая и агрегатная сборка.
|
2) Испытание и регулировка узлов и агрегатов летательных аппаратов.
|
3) Окончательная сборка, регулирование и доводка летательных аппаратов.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 2 (квалификационный разряд: 2-3)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 4-5)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 6-8)
|
Трудовая функция 1. Узловая и агрегатная сборка
|
1. Навыки распаковки и расконсервации деталей и узлов летательных аппаратов.
2. Умение выполнять основные операции по слесарной обработке металлов: резка ножовкой, опиловка, обработка наждачным полотном, удаление задиров и забоев.
3. Умение производить сборку узлов и агрегатов средней сложности по чертежам и технологиям с применением сборочного инструмента.
4. Навыки предварительной сборки отдельных агрегатов летательных аппаратов с креплением на технологические болты.
5. Навыки сборки и клепки в стапелях и вне стапелей узловых соединений в легкодоступных местах.
6. Навыки перемещения узлов и агрегатов летательных аппаратов при помощи простых грузоподъемных механизмов.
|
1. Умение производить сборку и регулирование узлов и агрегатов летательных аппаратов с доводкой внешних обводов и стыкуемых поверхностей по 6 - 10 квалитетам.
2. Умение выполнять болтовые и клепаные соединения деталей по 7 - 10 квалитетам с разделкой отверстий и применением клеев, герметиков, красок.
3. Умение выполнять монтаж тросовой проводки.
4. Навыки нивелировки агрегатов летательных аппаратов с использованием точных приборов.
5. Умение проводить проверку взаимодействия смонтированных узлов, агрегатов и систем, их работоспособность и устранять выявленные дефекты.
6. Умение применять в работе и настраивать контрольно-измерительные приборы.
|
1. Умение выполнять окончательную доработку сложных деталей и узлов летательных аппаратов из композиционных материалов и сотовых конструкций.
2. Умение производить стыковку и нивелировку сложных узлов и агрегатов летательных аппаратов с доводкой стыкуемых поверхностей по 6 квалитету.
|
Знания
|
1. Знание технологических процессов сборки и разборки простых узлов и агрегатов летательных аппаратов.
2. Знание основных сведений о конструкции собираемых узлов и агрегатов.
3. Знание видов и причин брака при выполнении слесарно-сборочных работ.
4. Знание устройства стапелей, типов применяемых стапелей по способу фиксации.
5. Знание назначения и правил пользования применяемым простым механизированным оборудованием, оснасткой, приспособлениями, слесарными и измерительными инструментами, грузоподъемными механизмами.
6. Знание наименований смазок и рабочих жидкостей.
|
1. Знание технических условий на монтаж, отработку, регулирование агрегатов и систем.
2. Знание правил и видов термообработки и сварки.
3. Знание технологии ремонта основных собираемых агрегатов и деталей.
4. Знание схем герметизации, системы допусков и посадок.
|
1. Знание конструкции сложных систем летательных аппаратов.
2. Знание технологии сварочных и термических работ.
3. Знание правил пользования нивелиром, теодолитом, квадрантом, оптическим угломером.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Испытание и регулировка узлов и агрегатов летательных аппаратов (выполнение данной трудовой функции требует наличия у рабочего квалификации 3-4 уровня ОРК)
|
|
1. Умение проводить испытания авиационных изделий на герметичность.
2. Навыки управления испытательными стендами и приборами.
|
1. Умение проводить балансировку на испытательных стендах рулей поворота, высоты, элеронов.
2. Навыки регулирования систем управления летательных аппаратов на испытательных стендах с имитирующими агрегатами.
3. Умение управлять испытательными стендами и приборами, проводить их настройку и испытание.
4. Умение выполнять контроль работы автоматов и контрольно-записывающей аппаратуры.
5. Умение проводить испытание трубопроводов давлением воздуха и масла.
|
Знания
|
|
1. Знание правил пользования наземными стендами и установками для испытаний.
2. Знание технических условий на испытание авиационных систем.
3. Знание технологии проведения испытаний агрегатов летательных аппаратов на герметичность с применением испытательной аппаратуры и течеискателей.
|
1. Знание правил регулирования систем управления летательным аппаратом на стендах с имитирующими агрегатами.
2. Знание принципа действия и способов наладки установок и стендов для комплексных испытаний различных систем.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Окончательная сборка, регулирование и доводка летательных аппаратов (выполнение данной трудовой функции требует наличия у рабочего квалификации 3-4 уровня ОРК)
|
|
1. Умение выполнять окончательную сборку, регулирование и доводку сверхлегких летательных аппаратов.
2. Умение производить монтаж агрегатов и узлов летательных аппаратов с регулированием установочных размеров.
3. Навыки сборки интерьеров легких самолетов и вертолетов с регулировкой систем вентиляции и др.
4. Навыки монтажа реле катапультируемых сидений, крышек, люков
5. Навыки чтения сложных общесборочных и монтажных чертежей.
|
1. Умение выполнять окончательную сборку, нивелировку и доводку легких летательных аппаратов, летательных аппаратов среднего типа, тяжелых летательных аппаратов, а также опытных, экспериментальных уникальных летательных аппаратов типа летающих лабораторий и аэрокосмических объектов.
2. Навыки нивелировки агрегатов летательных аппаратов с использованием точных приборов, умение пользоваться нивелиром, теодолитом, квадрантом, оптическим угломером работать по нивелировочным схемам.
3. Умение выполнять отладку, комплексную отработку и проверку с выполнением необходимых расчетов взаимодействия систем собранного сложного авиационного изделия, доработку авиационных систем с устранением отклонений от технических условий.
4. Навыки оформления сложных сопроводительных документов.
|
Знания
|
|
1. Знание конструкции сложных систем летательных аппаратов.
2. Знание принципа взаимодействия и работы монтируемых агрегатов и систем.
|
1. Знание конструктивных особенностей собираемых летательных аппаратов, принципиальных схем их систем, технологических особенностей доводки.
2. Знание технологии сборки основных систем, способов установки, стыковки и крепления сложных узлов и агрегатов авиационного изделия.
3. Знание технических условий на монтаж, окончательную сборку, отработку и регулирование летательного аппарата.
4. Знание основ пневматики, гидравлики, аэродинамики.
5. Знание основных сведений по криогенной технике.
6. Знание основных сведений о графических компьютерных программах.
7. Знание сертификационных требований, предъявляемых к изделиям.
8. Знание порядка оформления сложных сопроводительных документов.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Исполнительность, самостоятельность, ответственность.
Пространственное воображение и образная память.
Технический склад ума.
Умение работать в команде.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
7232
7232
7232
|
Слесарь по ремонту летательных аппаратов
Слесарь-сборщик двигателей
Слесарь-сборщик авиационных приборов
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Слесарь по ремонту авиадвигателей»
|
Код профессии
|
7232
|
Наименование профессии
|
Слесарь по ремонту авиадвигателей
|
Уровень квалификации по ОРК
|
2-4
|
Уровень квалификации по ЕТКС
|
2-7
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Демонтаж, разборка, дефектация авиадвигателя.
|
2) Ремонт деталей авиадвигателей.
|
3) Сборка и испытание отремонтированных узлов авиадвигателей на установках с проверкой и регулированием соответствующих параметров.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 2 (квалификационный разряд: 2-3)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 4-5)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 6-7)
|
Трудовая функция 1. Демонтаж, разборка, и дефектация авиадвигателя
|
1. Навыки демонтажа и разборки авиадвигателей средней степени сложности.
2. Умение находить дефекты авиадвигателей визуально.
3. Навыки расконсервации и очистки авиадвигателя от грязи, пыли, следов течи масла и других жидкостей.
4. Умение выполнять очистку и промывку деталей авиадвигателя различными методами, зачистку от коррозии.
|
1. Навыки демонтажа и разборки сложных авиадвигателей.
2. Умение проводить проверку технической исправности деталей авиадвигателя.
3. Навыки определения качества деталей и узлов авиадвигателей, подлежащих ремонту, с использованием всех методов и средств контроля.
|
1. Умение проводить анализ неисправностей и отказов авиадвигателя.
2. Навыки оформления сопроводительной технической документации.
|
Знания
|
1. Знание основных требований при разборке авиадвигателя.
2. Знание различных методов и технологии очистки и обезжиривания деталей авиадвигателя.
|
1. Знание технических условий на эксплуатацию авиадвигателей.
2. Знание различных методов и основных правил дефектации деталей авиадвигателя.
3. Знание последовательности поиска неисправностей.
4. Знание характерных дефектов деталей авиадвигателей.
5. Знание основных методов неразрушающего контроля.
|
1. Знание основных правил исследования и анализа отказов и неисправностей авиадвигателя.
2. Знание правил оформления сопроводительной технической документации на ремонт.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Ремонт деталей авиадвигателей
|
1. Навыки выполнения ремонта деталей, узлов и механизмов авиадвигателей средней сложности.
2. Умение выполнять слесарные работы по 11 - 14 квалитетам.
3. Навыки выполнения ремонтно-слесарных работ:
- развертывание отверстий развертками, постановка штифтов и шпилек, пришабривание плоскостей,
- соединение несложных деталей авиадвигателей болтами и винтами,
- разделка швов и подготовка ремонтируемых деталей к сварке,
- сверление отверстия дрелью и на сверлильных станках,
- нарезание резьбы.
4. Умение выполнять пломбирование и клеймение деталей авиадвигателя, их транспортировку с использованием простых механизмов.
5. Умение читать простые чертежи и эскизы.
|
1. Навыки выполнения ремонта деталей, узлов механизмов авиадвигателей сложной конструкции в соответствии с технологией ремонта.
2. Умение выполнять сложные слесарные работы по 6 - 10 квалитетам.
3. Умение производить замену лопаток ротора турбины с подбором их по весовому моменту.
4. Навыки подгонки сложных деталей и узлов авиадвигателей в соответствии с требуемыми допусками
5. Умение производить подбор и регулировку сцепления шестеренчатых пар.
6. Навыки обработки деталей авиа-двигателей специальным режущим инструментом, абразивными камнями, наждачным порошком, пастой ГОИ.
7. Умение произвести замену и развертывание втулок.
8. Умение производить замену агрегатов на авиадвигателях.
9. Навыки определения параметров шероховатости поверхностей непосредственно на деталях авиадвигателей.
10. Навыки настройки слесарного и точного контрольно-измерительного инструмента.
11. Умение читать чертежи различной степени сложности.
12. Умение пользоваться сложными подъемно-транспортными механизмами.
|
1. Умение выполнять слесарные и доводочные работы с обеспечением 4 - 5 квалитетов.
2. Умение проводить выверку и измерение сложных деталей и узлов в нескольких плоскостях с применением проверочных инструментов и приборов.
3. Умение выполнять динамическое уравновешивание роторов турбин и компрессора.
4. Умение читать чертежи и изготовлять по ним детали авиадвигателей с оставлением необходимых припусков на обработку или подгонку, составлять эскизы деталей авиадвигателей, применяемых инструментов и приспособлений.
5. Навыки проведения ремонта сложных узлов авиадвигателей первых серий и новых конструкций, прецизионных деталей и механизмов сложных геометрических форм, специальных авиационных двигателей с криогенными системами или специальных авиационных двигателей, использующих газовые виды топлива.
|
Знания
|
1. Знание условий работы ремонтируемых деталей авиадвигателей.
2. Знание системы допусков и посадок, параметров обработки поверхностей.
3. Знание технологии ремонта деталей и узлов авиадвигателей средней степени сложности.
4. Знание правил чтения чертежей.
5. Знание технологических операций слесарных работ, приемов и методов слесарной обработки и ремонта деталей и узлов авиадвигателей.
6. Знание основных сведений о физических свойствах металлов, сплавов и неметаллических материалов, применяемых при ремонте, видах коррозии и методах защиты металлов от нее.
7. Знание назначения основного слесарного и контрольно-измерительного инструмента и правил пользования ими, порядка устранения неисправностей используемого инструмента и оборудования.
8. Знание марок и свойств абразивных материалов, притирочных паст; видов прокладок, их назначение; свойств материалов, применяемых для прокладок.
9. Знание технологии консервации деталей авиадвигателя.
10. Знание правил транспортировки узлов и деталей авиадвигателя.
|
1. Знание основных понятий о конструкции и принципе работы ремонтируемого авиадвигателя, температурных и динамических нагрузках их деталей и узлов.
2. Знание методов устранения повторяющихся дефектов деталей и узлов авиадвигателей.
3. Знание конструктивных изменений деталей и узлов авиадвигателей по их сериям и внутри серии.
4. Знание правил подбора шестеренчатых пар.
5. Знание конструкции применяемого точного слесарного, сборочного, контрольно-измерительного инструмента.
6. Знание основных сведений о пайке и сварке материалов, дефектах сварных швов и способах их выявления, применяемых видах сварки в зависимости от свариваемых деталей авиадвигателей, правил термической обработки стали и авиационных сплавов.
7. Знание технических условий на шлифовку и полировку деталей.
8. Знание методов оценки качественного состояния деталей и узлов авиадвигателей, прошедших ремонт.
9. Знание принципиальных и монтажных схем, конструкции установок и приспособлений, применяемых на участке ремонта.
10. Знание правил чтения сложных чертежей ремонтируемых узлов, агрегатов и деталей, основных понятий о графических и чертежных компьютерных программах.
11. Знание основных сведений по износу деталей авиадвигателей и методах уменьшения износа
|
1. Знание технологии ремонта сложных деталей и узлов авиадвигателей, способов и средств контроля качества их ремонта.
2. Знание конструкции новых серий авиадвигателей и технологических особенностей их ремонта.
3. Знание правил пользования лабораторным измерительным инструментом и оборудованием; правил настройки точного контрольно-измерительного инструмента (миниметр, пассаметр, микроскоп, оптический угломер, щуп) и лабораторного оборудования.
4. Знание способов выверки и измерения сложных деталей и узлов в нескольких плоскостях с применением проверочных инструментов и приборов.
5. Знание правил расчетов, связанных с выполнением сложных работ по ремонту узлов авиадвигателей.
6. Знание основных технологических процессов гальванопокрытий.
7. Знание порядка оформления технической документации при передаче отремонтированного авиадвигателя на испытание.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Сборка и испытание отремонтированных узлов авиадвигателей на установках с проверкой и регулированием соответствующих параметров (выполнение данной трудовой функции требует наличия у рабочего квалификации 3-4 уровня ОРК)
|
|
1. Навыки испытания отремонтированных узлов авиадвигателя средней сложности:
- гидроиспытание под давлением трубопровода,
- прокачка каналов и гидроиспытание. коробки приводов авиадвигателей и т.д.
|
1. Навыки испытания сложных деталей и узлов авиадвигателей
2. Навыки работы на испытательных стендах: определение характеристик и свойств авиационных двигателей, их систем, узлов и агрегатов для выявления соответствия их техническим требованиям или для опытного изучений процессов, происходящих в двигателях.
3. Умение выполнять проверку и регулирование различных параметров авиадвигателей: давления, оборотов, температуры, виброперегрузок, расхода жидкости и т.д.
4. Умение выбирать рациональный порядок и методы проведения испытаний деталей и узлов авиадвигателей.
5. Умение выполнять обслуживание, настройку, регулирование и ремонт сложных приспособлений и стендов, применяемых для изготовления, ремонта, регулирования и испытания деталей и узлов авиадвигателей.
|
Знания
|
|
1. Знание схем и конструкций стендов для испытания узлов авиадвигателей и правил работы на них.
2. Знание температурных и динамических нагрузок испытываемых деталей и узлов авиадвигателя.
|
1. Знание правил наладки и способов ремонта точных испытательных стендов.
2. Знание особенностей работы деталей и узлов авиадвигателя в условиях низких или высоких температур; влияния различных параметров работы авиадвигателей на свойства рабочих жидкостей и смазок.
3. Знание методов доработки авиадвигателей после испытаний.
4. Знание правил оформления сопроводительной технической документации на авиадвигатели; требований, предъявляемые к сертифицированным изделиям.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Хороший глазомер (линейный и объемный), тщательность и аккуратность. Аналитический склад ума. Работа в команде.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
7232
7232
|
Слесарь по ремонту агрегатов
Слесарь по ремонту летательных аппаратов
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Слесарь по ремонту агрегатов»
|
Код профессии
|
7232
|
Наименование профессии
|
Слесарь по ремонту агрегатов
|
Уровень квалификации по ОРК
|
3-4
|
Уровень квалификации по ЕТКС
|
3-8
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Демонтаж, разборка и дефектация агрегата.
|
2) Ремонт агрегатов.
|
3) Сборка и испытание на стендах.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 3-5)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд: 6-8)
|
Трудовая функция 1. Демонтаж, разборка и дефектация агрегата
|
1. Навыки расконсервации, очистки и промывки деталей агрегата.
2. Навыки демонтажа и разборки агрегатов.
3. Умение находить дефекты агрегатов (трещины, износ, перегрев, коррозию и т.д.).
|
1. Навыки демонтажа агрегатов повышенной сложности.
2. Умение провести технические измерения с целью выявления износа деталей, оценки деформации, определения величины зазоров и натягов, измерения глубины коррозионного повреждения, оценки шероховатости поверхности и т.д.
3. Умение объективно оценить состояние детали и назначить технически правильный и экономичный метод ремонта или забраковать деталь.
4. Умение оформлять сопроводительную техническую документацию (карты обмера, ведомость дефектации и т.д.).
|
Знания
|
1. Знание различных методов очистки агрегатов.
2. Знание правил пользования различными измерительными приборами и инструментами (механическими, оптическими, пневматическими, электрическими).
3. Знание правил оформления сопроводительной технической документации.
|
1. Знание методов выявления и устранения дефектов.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Ремонт агрегатов
|
1. Навыки выполнения ремонта простых агрегатов и агрегатов средней степени сложности в соответствии с технологией.
2. Умение выполнять слесарные работы по 6-10 квалитетам.
3. Умение выполнять операции по доводке и подгонке деталей по месту с обеспечением требуемой точности.
4. Навыки доводки и контроля плоскости деталей агрегатов интерференционным методом до 2 - 3 полос.
5. Навыки чтения сложных чертежей и функциональных схем.
|
1. Навыки выполнения ремонта сложных агрегатов, агрегатов повышенной сложности и сложных экспериментальных агрегатов в соответствии с технологией выполнения работ и техническими условиями.
2. Умение выполнять слесарные и доводочные работы с обеспечением 4 - 5 квалитетов.
3. Навыки проведения ремонта золотниковых пар с доводкой методом селективного подбора с обеспечением требуемых зазоров.
4. Навыки доводки и контроля плоскости деталей агрегатов интерференционным методом до 1 - 2 полос.
5. Умение составлять эскизы деталей агрегатов, используемых инструмента и приспособлений.
|
Знания
|
1. Знание конструкции и принципа работы ремонтируемых агрегатов.
2. Знание основных сведений о конструкции летательных аппаратов, на которые устанавливаются ремонтируемые агрегаты.
3. Знание технологии ремонта деталей и узлов агрегата.
4. Знание слесарного дела в объеме выполняемой работы.
5. Знание характерных дефектов агрегатов и методов их устранения.
6. Знание системы допусков и посадок.
7. Знание правил пользования применяемым контрольно-измерительным инструментом, его устройство и принцип действия.
8. Знание порядка маркировки и клеймения деталей агрегата.
9. Знание правил чтения сложных чертежей, кинематических и функциональных схем.
10. Знание способов защиты от коррозии.
11. Знание отличий в способах обработки различных материалов.
|
1. Знание конструкции летательных аппаратов и их ремонтируемых агрегатов.
2. Знание технологии ремонта агрегатов повышенной сложности и сложных агрегатов с автоматическим устройством.
3. Знание основных сведений по износу деталей агрегата и способах уменьшения износа трущихся поверхностей.
4. Знание конструктивных изменений деталей и агрегатов по их сериям и внутри серии.
5. Знание особенностей технологии ремонта агрегатов, имеющих в своем составе сотовые конструкции, стеклопластовые и композиционные материалы.
6. Знание величин посадки и чистоты сопрягаемых поверхностей на деталях, упрочнение и восстановление деталей агрегатов по геометрическим размерам и механическим свойствам
7. Знание основных технологических процессов гальванопокрытий, сварки, термообработки, герметизации.
8. Знание свойств рабочих жидкостей агрегатов.
9. Знание способов и средств контроля качества ремонта агрегатов и их деталей.
10. Знание правил пользования специальным оборудованием и лабораторным мерительным инструментом, правил и приемов настройки сложного измерительного инструмента.
11. Знание основ механики, гидравлики, пневматики, автоматики, электротехники.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Сборка и испытание на стендах агрегатов
|
1. Навыки проведения сборки и испытаний агрегатов средней степени сложности.
2. Навыки определения качества деталей агрегатов перед сборкой с использованием при этом всех мер и средств контроля.
3. Умение устранять выявленные дефекты при сборке, проверке и испытании ремонтируемых агрегатов.
4. Умение управлять стендами при испытаниях агрегатов средней сложности.
|
1. Умение производить настройку и регулирование стендового оборудования по рабочим и контрольным эталонам.
2. Умение выбрать рациональный порядок и метод проведения испытания агрегатов повышенной сложности.
3. Навыки сборки агрегатов с проверкой гидравлических характеристик и применением мерительного инструмента повышенной точности.
4. Навыки регулирования агрегатов на испытательных стендах с полуавтоматическим управлением повышенной сложности.
5. Умение проводить балансировку деталей высокооборотных агрегатов.
6. Умение проводить испытания на специальных и комбинированных стендах сложных агрегатов с автоматическими устройствами с проверкой и доводкой по всем параметрам.
7. Умение проводить испытания сложных экспериментальных агрегатов с отработкой их испытательных схем.
8. Умение выполнять проверку высотных характеристик узлов агрегатов в барокамерах.
9. Навыки заполнения карт сборки и испытания агрегатов.
|
Знания
|
1. Знание технологии сборки и испытаний агрегатов средней сложности.
2. Знание условий работы испытываемых агрегатов.
3. Знание основных сведений о сертифицированном производстве.
|
1. Знание технологии сборки и испытаний сложных агрегатов и агрегатов повышенной сложности.
2. Знание особенностей работы агрегатов в условиях низких и высоких температур, влияния меняющихся параметров среды на свойства рабочих жидкостей и смазок.
3. Знание конструкций применяемого оборудования, приспособлений для сборки, испытательных стендов.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Наблюдательность и техническая смекалка.
Хороший глазомер.
Умение работать в команде.
Стремление повышать свой профессиональный уровень, используя современные средства коммуникации и компьютеризации.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
7232
7232
|
Слесарь по ремонту летательных аппаратов
Слесарь по ремонту авиадвигателей
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Слесарь по ремонту летательных аппаратов»
|
Код профессии
|
7232
|
Наименование профессии
|
Слесарь по ремонту летательных аппаратов
|
Уровень квалификации по ОРК
|
2-4
|
Уровень квалификации по ЕТКС
|
2-8
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Разборка, диагностика и дефектация летательного аппарата.
|
2) Ремонт узлов и деталей летательных аппаратов.
|
3) Проведение наземных испытаний, окончательная отработка и отладка систем летательных аппаратов.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 2 (квалификационный разряд: 2-3)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 3 (квалификационный разряд: 4-5)
|
Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд:6-8)
|
Трудовая функция 1. Разборка, диагностика и дефектация летательного аппарата
|
1. Умение определять комплектность и качество состояния ремонтируемых деталей и узлов (внешним осмотром и при помощи измерительного инструмента).
2. Навыки проверки укомплектованности летательного аппарата агрегатами, формулярами и паспортами, сверки фактических номеров агрегатов с записанными в документации.
3. Умение проводить промывку и очистку различными методами, зачистку коррозии агрегатов и узлов летательного аппарата.
4. Умение выявлять дефекты на деталях, узлах и агрегатах летательных аппаратов.
|
1. Навыки проверки геометрических параметров летательного аппарата.
2. Навыки обнаружения и определения неисправностей.
3. Умение определять ремонтопригодность неисправных узлов и агрегатов летательного аппарата.
|
1. Умение производить демонтаж летательного аппарата согласно такелажным схемам.
2. Навыки оформления технической и технологической документации на ремонт летательных аппаратов.
|
Знания
|
1. Знание основных правил дефектации.
2. Знание различных методов очистки и промывки.
|
1. Знание общих принципов диагностики летательного аппарата.
2. Знание типовых неисправностей конструкций летательных аппаратов и особенностей их обнаружения.
3. Знание основных методов неразрушающего контроля и правил пользования лабораторным измерительным инструментом и оборудованием.
|
1. Знание основных требований и работ, связанных с разборкой летательного аппарата.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Ремонт узлов и деталей летательных аппаратов
|
1. Умение производить ремонт простых клепаных, сварных и шарнирных соединений летательных аппаратов, ремонт отдельных узлов и деталей летательных аппаратов средней сложности.
2. Умение выполнять слесарные работы по 8-13 квалитетам.
3. Навыки выполнения ремонтно-слесарных работ:
- развертывание отверстий развертками,
- постановка штифтов и шпилек,
- пришабривание плоскостей,
- разделка швов и подготовка деталей летательных аппаратов к сварке,
- простая разметка под сверление отверстий после заварки дефектов отверстия и нарезание новой резьбы.
4. Умение читать чертежи и изготовлять по ним несложные детали и узлы летательных аппаратов.
5. Навыки сверления пневмодрелью и на сверлильных станках.
6. Умение производить клеймение всех деталей авиадвигателя.
7. Навыки транспортировки деталей и узлов летательных аппаратов в грузоподъемных механизмах.
|
1. Умение устанавливать рациональный порядок ремонтных операций.
2. Умение подбирать необходимый слесарный и измерительный инструмент для выполнения заданной работы.
3. Умение производить ремонт сложных деталей, узлов и агрегатов летательных аппаратов в соответствии с технологией ремонта с применением сложных подъемно-транспортных механизмов.
4. Умение выполнять сложные слесарные работы по 6 - 9 квалитетам и и 8 - 9 классам шероховатости.
5. Навыки подгонки сложных деталей летательных аппаратов в соответствии с требуемыми допусками.
6. Навыки обработки деталей летательных аппаратов специальным режущим инструментом, абразивными камнями, наждачным порошком, специальными доводочными пастами.
7. Навыки подготовки деталей к сварке и обработки после нее.
8. Умение определять параметры шероховатости обработки поверхностей непосредственно на детали.
|
1. Умение производить замену отдельных узлов при ремонте летательного аппарата.
2. Навыки доводки узлов и подгонки деталей летательных аппаратов в соответствии со сложной пространственной ориентацией.
3. Умение выполнять стыковку и нивелировку сложных агрегатов летательных аппаратов, нивелировку авиационных изделий в целом и стыковку агрегатов летательных аппаратов с особо точными кинематическими связями.
4. Умение производить монтаж в процессе ремонта силовых узлов с обеспечением классных соединений, точной сопрягаемости поверхностей, конструктивных зазоров и люфтов с использованием обрабатывающих и измерительных инструментов, оборудования и приспособлений.
5. Умение выполнять ремонт центроплана и крыла с обеспечением технических условий и необходимой точности.
6. Навыки клепки в труднодоступных местах.
7. Умение производить расчет особо точных ремонтных размеров авиационных деталей.
8. Умение составлять эскизы деталей летательных аппаратов, применяемых инструментов и приспособлений.
|
Знания
|
1. Знание основных сведений о конструкции ремонтируемых узлов и агрегатов летательных аппаратов.
2. Знание технологических операций слесарных работ, приемов и методов слесарной обработки и ремонта деталей и узлов летательных аппаратов.
3. Знание размеров сочленяемых деталей и допускаемых зазоров между ними.
4. Знание основных сведений по техническому черчению и правил оформления чертежей.
5. Знание основных сведений о системе допусков и классификации чистоты обработки поверхностей.
6. Знание конструкции слесарного инструмента, приспособлений и контрольно-измерительного инструмента.
7. Знание основных сведений о металлах, сплавах и неметаллических материалах, применяемых при ремонте летательного аппарата, и их свойствах.
8. Знание видов коррозии и методов защиты металлов от коррозии.
|
1. Знание состава, структуры, физических, механических и химических свойств авиационных материалов.
2. Знание применяемых видов пайки и сварки в зависимости от свариваемых материалов, основных правил выбора термообработки, способов выявления дефектов сварных швов.
3. Знание основных сведений о гальванохимической обработке изделий.
4. Знание методов устранения повторяющихся дефектов деталей и узлов летательных аппаратов, применяемых при ремонте.
5. Знание технологии ручной и пневматической клепки деталей, видов швов и правил подбора заклепок.
6. Знание основных сведений по износу деталей и способов уменьшения износа.
7. Знание конструкции микрометрического инструмента, применяемого при ремонте и методов определения его исправности.
|
1. Знание технических условий на ремонт летательных аппаратов.
2. Знание конструктивных изменений деталей и узлов по сериям летательных аппаратов.
3. Знание принципиальных схем сложных систем летательных аппаратов.
4. Знание особенностей технологии работ с разными конструктивными материалами.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 4 (квалификационный разряд:6-8)
|
Трудовая функция 3. Проведение наземных испытаний, окончательная отработка и отладка систем летательных аппаратов
|
1. Умение производить комплексную, окончательную отработку и отладку систем летательных аппаратов различных типов
2. Умение выполнять балансировку и отработку с испытанием систем летательных аппаратов среднего типа и отдельных механизмов и узлов тяжелых.
3. Умение вести расчеты отработки и отладки систем летательных аппаратов по заданным программам и с учетом точности сборочных, регулировочных и контрольных стендов.
4. Навыки обслуживания, настройки, регулировки и ремонта контрольно-поверочных и испытательных стендов, в том числе особо сложных.
5. Навыки выполнения сложных регламентных работ на стендах, используемых для проведения испытания систем летательных аппаратов.
6. Навыки контроля работы автоматов и контрольно-записывающей аппаратуры.
|
Знания
|
1. Знание влияния различных параметров (температуры, давления и т.д.) на свойства рабочих жидкостей и смазок.
2. Знание порядка и режимов испытания узлов, механизмов и систем летательных аппаратов.
3. Знание повышенных требований, предъявляемых к качеству и надежности авиационных изделий.
4. Знание правил наладки, регулирования, испытания и ремонта контрольно-поверочных и испытательных стендов.
5. Знание повышенных требований, предъявляемых к качеству и надежности авиационных изделий, требований к сертифицированным изделиям.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Ответственность.
Хороший глазомер.
Умение работать в команде, нацеленность на результат.
Мобильность в условиях быстро меняющихся технологий.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
7232
7232
7232
7232
7232
7232
|
Слесарь-сборщик летательных аппаратов.
Слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов.
Слесарь по ремонту агрегатов.
Слесарь-механик по ремонту авиационных приборов.
Слесарь по аэрогидродинамическим испытаниям.
Слесарь-сборщик двигателей.
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Электромеханик»
|
Код профессии
|
3113
|
Наименование профессии
|
Электромеханик
|
Уровень квалификации по ОРК
|
5
|
Уровень квалификации по КС
|
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Обеспечение исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудования, своевременный и качественный ремонт.
|
2) Контрольно-организаторская работа. Руководство работой электромонтеров, контроль качества выполняемых ими работ.
|
3) Внедрение прогрессивных методов технического обслуживания, ремонта, монтажа и других работ по закрепленному типу устройств.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 1. Обеспечение исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых устройств и оборудования, своевременный и качественный ремонт
|
1. Умение определять основные неисправности деталей ремонтируемого электрооборудования и устранять их.
2. Навыки проведения измерений в цепях постоянного тока при помощи электроизмерительных приборов (амперметра, вольтметра, омметра, тестера).
3. Умение производить расчет параметров нагревательных приборов.
4. Умение определять степень годности сложного электрооборудования.
5. Навыки ведения технической документации на обслуживаемые устройства.
6. Умение разбираться в чертежах и схемах.
|
Знания
|
1. Знание приказов, указаний, распоряжений, инструкции и других.
2. Знание нормативно-распорядительных документов, регламентирующих работу электромеханика.
3. Знание основ электротехники, радиотехники.
4. Знание устройства, принципа действия, технических характеристик и конструктивных особенностей приборов и оборудования.
5. Знание правил и порядка испытания и электротехнических измерений.
6. Знание характерных видов повреждений электротехнических приборов и способов их устранения.
7. Знание организации и технологии производства электромонтажных работ.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Контрольно-организаторская работа. Руководство работой электромонтеров, контроль качества выполняемых ими работ
|
1. Умение организовать работу подчиненного персонала.
2. Навыки составления планов-графиков работ, технической документации и отчетности
3. Навыки составления предварительных заявок на материалы, сырье, запасные части, измерительные приборы, защитные средства, инструмент и приспособления.
4. Умение контролировать соблюдение технологии, правил по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
5. Навыки проведения инструктажа о правилах пользования обслуживаемыми устройствами, о мерах по предупреждению производственных травм.
|
Знания
|
1. Знание норм расхода материалов, запасных частей и электроэнергии.
2. Знание правил внутреннего трудового распорядка.
3. Знание основ экономики, организации производства, труда и управления.
4. Знание основ трудового законодательства Республики Казахстан.
5. Знание правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Внедрение прогрессивных методов технического обслуживания, ремонта, монтажа и других работ по закрепленному типу устройств
|
1. Навыки выбора наиболее эффективных методов и способов выполнения профессиональных задач.
2. Умение находить информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач.
3. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
4. Навыки участия в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы закрепленных технических средств, в освоении и модернизации действующих устройств.
|
Знания
|
1. Знание основных правил и документов системы стандартизации и сертификации Республики Казахстан.
2. Знание порядка составления принципиальных схем по новым образцам устройств и оборудования.
3. Знание передового отечественного и зарубежного опыта по эксплуатации, ремонту и обслуживанию устройств и оборудования.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Аналитический склад ума, ответственность за результаты своей работы. Способность принимать решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
3113
3113
|
Техник-электрик
Энергетик
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Техник-технолог»
|
Код профессии
|
3113
|
Наименование профессии
|
Техник-технолог
|
Уровень квалификации по ОРК
|
5
|
Уровень квалификации по КС
|
|
Уровень профессионального образования
|
Среднее профессиональное (техническое) образование
|
Трудовые функции
|
1) Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования и контроль соблюдения технологической дисциплины в производственных подразделениях предприятия.
|
2) Разработка технологических процессов и составление технологической документации под руководством квалифицированного специалиста.
|
3) Выявление причин брака и разработка мер по его предупреждению и ликвидации.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 5
|
Трудовая функция 1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования и контроль соблюдения технологической дисциплины в производственных подразделениях предприятия
|
1. Умение подготавливать оборудование к ремонтным работам и техническому освидетельствованию, принимать его из ремонта и производить его пуск после всех видов ремонта.
2. Умение обслуживать основное и вспомогательное оборудование, соблюдая требования охраны труда и промышленной безопасности.
3. Умение регулировать и вести технологический процесс на оптимальных условиях по показаниям контрольно-измерительных приборов.
4. Навыки выявления, анализа и устранение причин отклонений от норм технологического режима.
|
Знания
|
1. Знание нормативных документов по подготовке оборудования к ремонту и приему его из ремонта и правил пуска его после ремонта.
2. Знание основных типов, конструктивных особенностей и принципа работы основного и сопутствующего оборудования для проведения технологического процесса.
3. Знание типовых технологических режимов и процессов производства.
4. Знание возможных нарушений технологического режима и их причин.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Разработка технологических процессов и составление технологической документации под руководством квалифицированного специалиста
|
1. Умение разрабатывать прогрессивные технологические процессы и оптимальные режимы производства на простые виды продукции или ее элементы.
2. Умение составлять карты технологического процесса, маршрутные и материальные карты, ведомости оснастки и другую технологическую документацию.
3. Навыки оформления изменений в технической документации в связи с корректировкой технологических процессов и режимов производства.
4. Умение рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса.
5. Умение владеть программным обеспечением.
|
Знания
|
1. Знание конструкции изделия, на которое разрабатывается режим производства или технологический процесс.
2. Знание основных технико-экономических показателей технологического процесса.
3. Знание требований к оформлению технической и технологической документации.
4. Знание основных технико-экономических показателей технологического процесса.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Выявление причин брака и разработка мер по его предупреждению и ликвидации.
|
1. Умение выявлять и анализировать причины брака продукции.
2. Навыки разработки мероприятий по предупреждению и ликвидации брака продукции.
|
Знания
|
1. Знание видов технологического брака и путей его устранения.
2. Знание влияния нарушений технологического режима и свойств сырья на качество готовой продукции.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Ответственность за выполнение поставленной задачи.
Ориентация на результат.
Умение работать в коллективе и команде.
Умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, принимать решения в нестандартных ситуациях.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
2145
|
Инженер-технолог.
|
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Инженер»
|
Код профессии
|
2149
|
Наименование профессии
|
Инженер
|
Уровень квалификации по ОРК
|
5
|
Уровень квалификации по КС
|
|
Уровень профессионального образования
|
Высшее профессиональное образование
|
Трудовые функции
|
1) Анализ конструкции летательного аппарата, агрегатов, узлов, деталей, систем, конструкторской документации на их изготовление и монтаж для определения направлений их совершенствования.
|
2) Планово-экономическая деятельность производственных подразделений.
|
3) Организаторско-управленческая деятельность.
|
Умения и навыки
|
Квалификационный уровень по ОРК: 5
|
Трудовая функция 1. Анализ конструкции летательного аппарата, агрегатов, узлов, деталей, систем, конструкторской документации на их изготовление и монтаж для определения направлений их совершенствования
|
1. Навыки по исследованию и разработке проектов и программ предприятия.
2. Умение разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ.
3. Умение внедрять достижения отечественной и зарубежной науки и техники, использовать передовой опыт производства авиационной техники.
4. Владение компьютерными программами по инженерной графике, виртуальным моделированием технологических и производственных процессов.
|
Знания
|
1. Знание основ полета летательных аппаратов и методики определения их аэродинамических и геометрических характеристик.
2. Знание конструктивно-компоновочных схем летательных аппаратов, конструкции их основных агрегатов и двигателей.
3. Знание назначения и состава оборудования бортовых систем летательных аппаратов.
4. Знание директивных и распорядительных документов, методических и нормативных материалов по вопросам выполняемой работы.
5. Знание перспектив технического развития и особенностей деятельности предприятия.
6. Знание современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.
7. Знание действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по составлению и оформлению технической документации.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 2. Планово-экономическая деятельность производственных подразделений
|
1. Навыки изучения и анализа информации, технических данных, показателей и результатов работы, обобщения и систематизации их, проведения необходимых расчетов.
2. Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности.
3. Умение проводить технико-экономический анализ с комплексным обоснованием принимаемых и реализуемых решений, изысканием возможности сокращения цикла выполнения работ.
4. Навыки календарного планирования на короткий промежуток времени и перспективы.
|
Знания
|
1. Знание методов проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок на авиационных предприятиях.
2. Знание основ планирования.
3. Знание основ экономики.
|
Умения и навыки
|
Трудовая функция 3. Организаторско-управленческая деятельность
|
1. Владение и умение применять на практике основ производственных отношений и принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
2. Умение организовать работу по повышению научно-технических знаний работников.
3. Умение контролировать соблюдение установленных требований, действующих норм, правил и стандартов, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и противопожарной безопасности на предприятии.
|
Знания
|
1. Знание основ организации труда и управления.
2. Знание основ трудового законодательства.
3. Знание правил и норм охраны труда.
|
Требования к личностным компетенциям
|
Управленческий подход.
Инициативность, творческий подход к работе.
Самостоятельность.
Организаторские способности.
Чувство ответственности.
Умение работать в команде.
Аналитический склад ума.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
3111
2145
|
Техник-технолог
Инженер-технолог
|
Технические данные ПС
|
Разработано
|
Товарищество с ограниченной ответственностью «Personnel Recruitment Center «Career-Holdings»
|
Номер версии и год выпуска
|
Версия 1, 2014 год
|
Дата ориентировочного пересмотра
|
2017
|