"Қарулы Күштердің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін қоспағанда, механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруді ұйымдастыру және жүргізу қағидаларын, механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруден өткізу кезеңділігін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің міндетін атқарушының 2015 жылғы 26 наурыздағы № 329 бұйрығына өзгерістер мен толықтыру енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің 2021 жылғы 18 қарашадағы № 600 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2021 жылғы 19 қарашада № 25219 болып тіркелді

      ЗҚАИ-ның ескертпесі!
      Осы бұйрықтың қолданысқа енгізілу тәртібін 4 т. қараңыз

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Қарулы Күштердің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін қоспағанда, механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруді ұйымдастыру және жүргізу қағидаларын, механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруден өткізу кезеңділігін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің міндетін атқарушының 2015 жылғы 26 наурыздағы № 329 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 11333 болып тіркелген) мынадай өзгерістер мен толықтыру енгізілсін:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Қарулы Күштердің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін қоспағанда, механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруді ұйымдастыру және жүргізу қағидаларында:

      3-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "3. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар пайдаланылады:

      1) арнайы уәкілетті ұйым – көлік құралдарында орнатылған газ баллонды жабдықтарға мерзімді сынақ жүргізу жөніндегі жұмыстарды жүзеге асыруға арналған МЕМСТ/ІSO/ІEC 17020-2013 "Сәйкестікті бағалау. Инспекцияны жүргізетін әртүрлі типтегі органдардың жұмысына қойылатын талаптар" мемлекеттік стандартының талаптарына сәйкес аккредиттелген заңды тұлға немесе оның атынан әрекет ететін құрылымдық бөлімше;

      2) бақылау-диагностикалық жабдық – механикалық көлік құралдарын және олардың тіркемелерінің техникалық жай-күйінің параметрлерін анықтау үшін қолданылатын сынау жабдығы және өлшеу құралдары;

      3) газ баллонды көлік құралы – сұйытылған мұнай, сығылған немесе сұйытылған табиғи газбен жұмыс істейтін көлік құралы;

      4) жол жүрісі қауіпсіздігін қамтамасыз ету жөніндегі уәкілетті орган – жол жүрісі қауіпсіздігін қамтамасыз ету саласында басшылықты өз құзыреті шегінде және салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын орталық атқарушы орган және оның астанадағы, республикалық және облыстық маңызы бар қалалардағы аумақтық бөлімшелері;

      5) көліктік бақылау органы – көлік және коммуникация саласындағы уәкілетті органының аумақтық органдары;

      6) көлік және коммуникация саласындағы уәкілетті орган – автомобиль көлігі саласында басшылықты, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген шектерде салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын орталық атқарушы орган;

      7) механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексерудің бірыңғай ақпараттық жүйесінің операторы – Қазақстан Республикасы Үкіметінің шешімімен айқындалған және механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексерудің бірыңғай ақпараттық жүйесін жүргізуді, дамытуды, интеграциялауды және қолдап отыруды жүзеге асыратын акционерлік қоғам (бұдан әрі – БАЖ Операторы);

      8) механикалық көлік құралының және оның тіркемелерінің иесі – механикалық көлік құралының және оның тіркемелерінің меншік иесі, сондай-ақ механикалық көлік құралының және оның тіркемелерінің шаруашылық жүргізу құқығында немесе жедел басқару құқығында не өзге де заңды негізде (жалдау құқығы, тиісті органның осы адамға механикалық көлік құралын және оның тіркемелерін беру туралы өкімі) иеленетін адам. Өзінің қызметтік немесе еңбек міндеттерін орындауына орай, оның ішінде көлік құралының меншік иесімен немесе өзге де иесімен жасалған еңбек немесе азаматтық-құқықтық шарт негізінде көлік құралын басқаратын адам механикалық көлік құралының және оның тіркемелерінің иесі болып табылмайды;

      9) міндетті техникалық қарап-тексеруді жүргізу – міндетті техникалық қарап-тексеруге қатысушы ретінде осы Қағидаларда көзделген техникалық қарап-тексерудің операторлары жүзеге асыратын іс-қимылдар;

      10) міндетті техникалық қарап-тексеруден өту – міндетті техникалық қарап-тексеруге қатысушы ретінде механикалық көлік құралдарының және олардың тіркемелерінің иесі жүзеге асыратын іс-қимылдар;

      11) техникалық қарап-тексеру орталығының маманы – механикалық көлік құралдарын және олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруді жүргізуді жүзеге асыратын техникалық қарап-тексеру операторының қызметкері;

      12) техникалық қарап-тексерудің диагностикалық картасы – механикалық көлік құралы мен оның тіркемелерінің техникалық жай-күйі параметрлерінің тізбесі бар иесі және механикалық көлік құралы мен оның тіркемелері және міндетті техникалық қарап-тексеру нәтижелері туралы мәліметтерді қамтитын құжат;

      13) цифрлық құжаттар сервисі – "Электрондық үкіметтің" ақпараттық-коммуникациялық инфрақұрылымының операторға бекітілген және мемлекеттік функцияларды іске асыру және олардан туындайтын мемлекеттік көрсетілетін қызметтер мақсатында, сондай-ақ жеке және заңды тұлғалармен өзара іс-қимыл жасау, электрондық нысанда көрсетілетін қызметтерді алу және көрсету кезінде электрондық құжаттарды жасауға, сақтауға және пайдалануға арналған объектісі.";

      6-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "6. Көлік құралдарын міндетті техникалық байқаудан өткізуді техникалық байқау операторлары көлік саласындағы уәкілетті органға хабарлама берілген күннен бастап "Рұқсаттар және хабарламалар туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 46-бабында белгіленген тәртіппен жүзеге асырады";

      9-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "9. Міндетті техникалық байқаудан өту үшін көлік құралының иесі техникалық байқау операторына көлік құралын және көлік құралын мемлекеттік тіркеу туралы куәлікті түпнұсқада не цифрлық құжаттар сервисі арқылы электрондық құжат нысанында ұсынады.";

      31 және 32 тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "31. Міндетті техникалық байқауды өткізудің дайындық кезеңі барысында:

      1) көлік құралының маркасы, моделі және модификациясы белгіленеді;

      2) көлік құралының түсі белгіленеді;

      3) тіркеу белгілерінің болуы тексеріледі;

      4) көлік құралының конструкциясына енгізілген өзгерістердің болуы белгіленеді;

      5) алынған нәтижелер көлік құралын мемлекеттік тіркеу туралы куәліктің деректерімен салыстырылады (салыстырылады).;

      6) көлік құралына орнатылған газ-баллон жабдығына мерзімді сынақтар жүргізу туралы куәліктің, газ-баллон жабдығын жөндеген жағдайда оны жөндеу (редукторды немесе баллонды ауыстыру) кезінде Енгізілген өзгерістер туралы белгісі бар көлік құралына орнатылған газ-баллон жабдығының қауіпсіздік талаптарына сәйкестігі туралы куәліктің болуы тексеріледі;

      7) көлік құралына орнатылған газ баллонының сериялық нөмірі газ баллонын дайындаушы ресімдеген көлік құралына орнатылған әрбір газ баллонының паспортының деректерімен салыстырылады (салыстырылады).

      32. Міндетті техникалық қарап тексеруді жүргізудің негізгі кезеңі жиынтыққа, пайдалану қауіпсіздігінің жекелеген қасиеттерін сипаттайтын параметрлердің шекті мәндеріне, жекелеген компоненттердің тозуын (өзгеруін) пайдалануға рұқсат етілетін шектеулерге, автокөлік құралдары конструкциясының рұқсат етілетін өзгеру шектерін, оның ішінде автокөлік құралдары конструкциясының рұқсат етілетін өзгеру шектерін сипаттайтын нормаларға қатысты тексеруді қамтиды:

      1) тежегішті басқару:

      жұмыс тежегіш жүйесінің тиімділігі;

      тұрақ тежегіш жүйесі жұмысының тиімділігі;

      бұғаттауға қарсы тежеу жүйелерінің сигнализаторларының жұмыс істеуі (егер көлік құралының конструкциясында көзделген жағдайда);

      тежегіш жүйелері элементтерінің жай-күйі және тежегіш жетегінің герметикалығы;

      2) рульдік басқару:

      руль механизмінің және оны бекіту картерінің, руль жетегінің, руль дөңгелегінің және руль колонкасының механикалық жай-күйі мен жұмыс істеуі;

      жалпы люфт;

      3) шолу:

      шолу өрісі;

      шыны күйлері;

      артқы көрініс айналарының жай-күйі және бекітілуі;

      шыны тазалағыштар;

      шыны жуғыштар;

      4) сыртқы жарық аспаптарының, шағылыстырғыштар мен электр жабдығының саны, орналасуы, түсі, көру бұрыштары, жай-күйі, жұмыс істеуі және сипаттамалары:

      алыс және жақын жарық фаралары;

      алдыңғы және артқы габариттік (бүйірлік) оттар, бүйірлік сигналдық фонарьлар; тежеу сигналдары;

      указателей поворота;

      алдыңғы және артқы тұманға қарсы фаралар;

      артқы жарық шамдары;

      артқы нөмірлік белгіні жарықтандыру шамдары;

      авариялық сигнал беру (егер көлік құралының конструкциясында көзделген жағдайда);

      оптикалық элементтер, оның ішінде түссіз немесе боялған бөлшектер мен пленкалар;

      5) дөңгелектер, шиналар және аспалар:

      Шина протекторының зақымдануы және тозуы;

      аспа элементтерінің және оларды бекітудің механикалық жай-күйі (рессорлар, амортизаторлар, аспа рычагтары, топсалы элементтер);

      дискілер мен дөңгелектер жиектерінің жай-күйі, оларды бекіту элементтерінің болуы;

      6) шассидің және шассиге (рамаға) агрегаттар мен тораптардың бекіту элементтерінің жай-күйі мен жұмыс істеуі:

      шығару құбырлары мен сөндіргіштер;

      тізбекті құрылғылар;

      еден (тек автобустарға, шағын автобустарға және таксиге қатысты);

      жүргізуші мен жолаушылардың орындықтары, желдету, жылыту жүйелері (тек автобустарға, шағын автобустарға және таксиге қатысты);

      бамперлер, шашыраудан қорғауға арналған құрылғылар;

      7) Өзге де жабдықтардың жай-күйі мен жұмыс істеуі:

      балалардың ұстап тұратын құрылғылары және олар бар болған жағдайда оларды бекіту орындары, дыбыстық сигнал, спидометр;

      болуы: қауіпсіздік белдіктері,

      өрт сөндіру құралдары;

      авариялық тоқтату белгілері;

      алғашқы медициналық көмек көрсетуге арналған дәрі қобдишалары;

      8) газ баллон жабдығының жай-күйі мен жұмыс істеуі:

      газбаллонды Көлік құралдарын қоректендіру жүйесінің "Доңғалақты көлік құралдарының қауіпсіздігі туралы" Кеден одағының техникалық регламентін қабылдау туралы "Еуразиялық экономикалық комиссияның 2011 жылғы 9 желтоқсандағы № 877 шешімімен бекітілген" доңғалақты көлік құралдарының қауіпсіздігі туралы" Кеден одағының 018/2011 техникалық регламентінің талаптарына сәйкестігі;

      газбаллонды жабдық элементтерінен және олардың қосылған жерлерінде газдың кемуінің болмауы;

      орнатылған газбаллонды жабдықтың конструкциясы мен компоненттерінің тұтастығы;

      көлік құралына орнатылған әрбір газ баллонына өшірілмейтін түрде нақты түсірілген "сұйытылған мұнай газы" (СМГ) немесе "сығылған табиғи газ" (СТГ) сериялық нөмірі мен белгілерінің болуы;

      9) қоршаған ортаға әсер етумен байланысты факторлар:

      пайдаланылған газдар;

      отын мен пайдалану сұйықтықтарының ағуы (мотор және трансмиссиялық май, тежегіш, гидравликалық және салқындатқыш);

      10) "Доңғалақты көлік құралдарының қауіпсіздігі туралы" Кеден одағының техникалық регламентін қабылдау туралы Еуразиялық экономикалық комиссияның 2011 жылғы 9 желтоқсандағы № 877 шешімімен бекітілген "Доңғалақты көлік құралдарының қауіпсіздігі туралы" КО ТР 018/2011 Кеден одағының техникалық регламентінде белгіленген мамандандырылған және арнайы көлік құралдарының қосымша талаптарына сәйкестігі;

      11) раманың, шанақтың жай-күйі:

      қосымша жабдықтардың және аэрографиялық үш өлшемді суреттердің болуы;

      доңғалақ базасының, габариттері мен желілік өлшемдерінің дайындаушы кәсіпорынның конструктивтік параметрлеріне сәйкестігі;

      кабинаның, раманың, зембілдің жай-күйі.";

      мынадай мазмұндағы 32-1 тармақпен толықтырылсын:

      "7-1) газ баллон жабдығының жағдайы және жұмыс істеуі:

      газ баллонды көлік құралдарының көректендіру жүйесінің "Дөңгелек көлік құралдарының қауіпсіздігі туралы" Кеден одағының техникалық регламентін қабылдау туралы" Еуразиялық экономикалық комиссиясының 2011 жылғы 9 желтоқсандағы № 877 шешімімен бекітілген "Дөңгелек көлік құралдарының қауіпсіздігі туралы" Кеден одағының 018/2011 техникалық регламентінің талаптарына сәйкестігі;

      газ баллонды жабдығының элементтерінен және олардың қосылған жерлерінен газдың шығып кетуінің болмауы;

      орнатылған газ баллонды жабдығының конструкциясы мен құрауыштарының бүтіндігі;

      көлік құралында орнатылған әрбір газ баллонның сериялық нөмірінің және өшірілмейтіндей етіп анық жазылған "Сұйытылған мұнай газы" (СМГ) немесе "Сығылған табиғи газ" (СТГ) белгілерінің болуы;";

      мынадай мазмұндағы 32-1-тармақпен толықтырылсын:

      "32-1. Баллондарды дайындаушы белгілеген және баллонның (баллондардың) паспортында көрсетілген баллондардың куәландыру кезеңділігімен сәйкес келетін кезеңділікпен көлік құралдарындағы газ баллонды жабдық арнайы уәкілетті ұйымдарда кезеңділік сынақтардан өткізіледі. Кезеңділік сынақтардың нәтижелері бойынша арнайы уәкілетті ұйымдар көлік құралында орнатылған газ баллонды жабдықтың кезеңділік сынағынан өткізілгені туралы куәлікті ресімдейді.";

      38-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "38. Техникалық байқаудың стационарлық және ұтқыр желілері ақпаратты және міндетті техникалық байқауды өткізу нәтижелері туралы мәліметтерді қалыптастыру, сақтау және автоматты беру үшін міндетті техникалық байқаудың бірыңғай ақпараттық жүйесімен ақпараттық өзара іс-қимылды жүзеге асыратын мамандандырылған бағдарламалық қамтамасыз етуі бар бағдарламалық-аппараттық кешенмен жарақталады.

      Мамандандырылған бағдарламалық қамтамасыз етуі бар бағдарламалық-аппараттық кешенмен ақпаратты қалыптастыру, сақтау және оны міндетті техникалық байқаудан өткізу нәтижелері туралы мәліметтерді автоматты түрде беру кезінде Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2016 жылғы 20 желтоқсандағы № 832 қаулысымен бекітілген ақпараттық-коммуникациялық технологиялар және ақпараттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету саласындағы бірыңғай талаптар ескеріледі.";

      40-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "40. Бағдарламалық-аппараттық кешен ақпарат пен мәліметтерді беру мүмкіндігі бар компьютерлік жабдықты, сондай-ақ көлік құралын тіркеу құралын қамтиды.

      Көлік құралының Тежегіш жүйесін тексеру фото фиксациясы бар роликті тежегіш стендте қамтамасыз етіледі. Фотофиксация құралдары мемлекеттік тіркеу нөмірлік белгісін және көлік құралының алдыңғы осін немесе тежегіш стендінің роликтеріндегі тіркеменің (жартылай тіркеменің) артқы осін бір мезгілде шолу қамтамасыз етілетін жерде орналастырылады.

      Міндетті техникалық байқауды өткізу процесі көлік құралын мемлекеттік тіркеу нөмірлік белгісі бойынша сәйкестендіруді қамтамасыз ететін фото және бейнетіркеу құралымен тіркеледі. Бейнетіркеу құралы техникалық байқаудың барлық желілерін шолуды қамтамасыз ететін орында орналастырылады.

      Техникалық қарап тексеру операторы көлік құралдарын міндетті техникалық қарап тексеруді және фотофиксацияны тексерудің барлық рәсімінің күнделікті жазбасының бейнефайлын міндетті техникалық қарап тексеру жүргізілген кезден бастап алты ай ішінде архивтік сақтауды қамтамасыз етеді.";

      50-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "50. Міндетті техникалық қарап тексеруден өтудің белгіленген кезеңділігіне сәйкес келесі міндетті техникалық қарап тексеруден өту мерзімі көрсетілген диагностикалық карта жоғалған немесе бүлінген кезде көлік құралының иесі жоғалған немесе бүлінген диагностикалық картаның орнына диагностикалық картаның телнұсқасын беру туралы өтінішпен бұрын жоғалған немесе бүлінген диагностикалық картаны берген техникалық қарап тексеру операторына жүгінеді.

      Техникалық қарап тексеру операторы көлік құралын міндетті техникалық қарап тексеруден өткізбестен, жоғалған немесе бүлінген диагностикалық картаның орнына диагностикалық картаны беруді 15 минут ішінде жүзеге асырады.

      Жоғалған немесе бүлінген диагностикалық картаның орнына диагностикалық карта жоғалған немесе бүлінген диагностикалық картаның қолданылу мерзіміне беріледі.

      Көлік құралының меншік иесі және (немесе) мемлекеттік тіркеу нөмірі белгісі өзгерген жағдайларда баж операторы міндетті техникалық байқаудың бірыңғай ақпараттық жүйесіне тиісті өзгерістер енгізуді жүргізеді.";

      59-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "БАЖ операторы көлік саласындағы уәкілетті органды мамандандырылған бағдарламалық қамтылымның белгіленген талаптарға сәйкестігі немесе сәйкес еместігі туралы хабардар етеді.";

      Көлік құралының меншік иесі және (немесе) мемлекеттік тіркеу нөмірлік белгісі өзгерген жағдайда БАЖ Операторы міндетті техникалық қарап-тексеруден өтудің бірыңғай ақпараттық жүйесіне тиісті өзгерістерді енгізуді жүргізеді.

      қосымша осы бұйрыққа қосымшаға сәйкес редакцияда жазылсын;

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Қарулы Күштердің, басқа да әскерлер мен әскери құралымдардың механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін қоспағанда, механикалық көлік құралдары мен олардың тіркемелерін міндетті техникалық қарап-тексеруден өткізу кезеңділігінде:

      1-тармақтың 1) тармақшасы мынадай редакцияда жазылсын:

      "1) әрбір 12 ай сайын – шығарылған жылын қоса алғанда, жасы 7 жылдан асатын, автомобиль көлігі саласындағы кәсіпкерлік қызметте пайдаланылмайтын М1 санаттағы, N1-3, O1-4, L1-7, сондай-ақ қауіпті жүктерді тасымалдауға арналған және жабдықталғандарды қоспағанда арнайы және мамандандырылған көлік құралдары;".

      2. Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің Көлік комитеті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      3) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Индустрия және инфрақұрылымдық даму вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік алпыс күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Индустрия және инфрақұрылымдық
даму министрі
Б. Атамкулов

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ішкі істер министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық экономика министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Цифрлық даму, инновациялар

      және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігі

О внесении изменений и дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 329 "Об утверждении Правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, периодичность прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований"

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 18 ноября 2021 года № 600. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 ноября 2021 года № 25219

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие настоящего приказа см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 329 "Об утверждении Правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, периодичность прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11333) следующие изменения и дополнение:

      в Правилах организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, утвержденных указанным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) специально уполномоченная организация – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, аккредитованное в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17020-2013 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов, проводящих инспекции" на осуществление работ по проведению периодических испытаний газобаллонных оборудований, установленных на транспортных средствах;

      2) контрольно-диагностическое оборудование – испытательное оборудование и средства измерений, применяемые для определения параметров технического состояния механических транспортных средств и прицепов к ним;

      3) газобаллонное транспортное средство – транспортное средство, работающее на сжиженном нефтяном, компримированном или сжиженном природном газе;

      4) уполномоченный орган по обеспечению безопасности дорожного движения – центральный исполнительный орган и его территориальные подразделения столицы, городов республиканского и областного значения, осуществляющие руководство в пределах своей компетенции и межотраслевую координацию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

      5) орган транспортного контроля – территориальные органы уполномоченного органа в области транспорта;

      6) уполномоченный орган в области транспорта – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области автомобильного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию;

      7) оператор единой информационной системы обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним (далее – Оператор ЕИС) – акционерное общество, определенное Правительством Республики Казахстан и осуществляющее ведение, развитие, интеграцию и сопровождение единой информационной системы обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;

      8) владелец механического транспортного средства и прицепов к нему – собственник механического транспортного средства и прицепов к нему, а также лицо, владеющее механическим транспортным средством и прицепами к нему на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу механического транспортного средства и прицепов к нему). Не является владельцем механического транспортного средства и прицепов к нему лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

      9) проведение обязательного технического осмотра – предусмотренные настоящими Правилами действия, осуществляемые операторами технического осмотра, как участника обязательного технического осмотра;

      10) прохождение обязательного технического осмотра – действия, осуществляемые владельцем механического транспортного средства и прицепов к нему как участника обязательного технического осмотра;

      11) специалист центра технического осмотра – работник оператора технического осмотра, осуществляющий проведение обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;

      12) диагностическая карта технического осмотра – документ, содержащий сведения о владельце и механическом транспортном средстве и прицепов к нему с перечнем параметров технического состояния механического транспортного средства и прицепов к нему и результатах обязательного технического осмотра;

      13) сервис цифровых документов – объект информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепленный за оператором и предназначенный для создания, хранения и использования электронных документов в целях реализации государственных функций и вытекающих из них государственных услуг, а также при взаимодействии с физическими и юридическими лицами, получении и оказании услуг в электронной форме.";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Проведение обязательного технического осмотра транспортных средств осуществляется операторами технического осмотра со дня подачи уведомления в уполномоченный орган в области транспорта в порядке, установленной статьей 46 Закона Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Для прохождения обязательного технического осмотра владелец транспортного средства предъявляет оператору технического осмотра транспортное средство и свидетельство о государственной регистрации транспортного средства в оригинале либо в форме электронного документа посредством сервиса цифровых документов";

      пункты 31 и 32 изложить в следующей редакции:

      "31. В ходе подготовительного этапа проведения обязательного технического осмотра:

      1) устанавливается марка, модель и модификация транспортного средства;

      2) устанавливается цвет транспортного средства;

      3) проверяются наличие регистрационных знаков;

      4) устанавливается наличие внесенных изменений в конструкцию транспортного средства;

      5) сверяются (сопоставляются) полученные результаты с данными свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

      6) проверяются наличие свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве, свидетельства о соответствии газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве требованиям безопасности с отметкой об изменениях, внесенных при ремонте (замена редуктора или баллона) газобаллонного оборудования в случае его ремонта;

      7) сверяются (сопоставляются) серийный номер газового баллона, установленный на транспортном средстве с данными паспорта на каждый газовый баллон, установленный на транспортном средстве, оформленного изготовителем газового баллона.

      32. Основной этап проведения обязательного технического осмотра содержит проверку в отношении комплектности, предельных значений параметров, характеризующих отдельные свойства эксплуатационной безопасности, ограничения допускаемых в эксплуатации износов (деформаций) отдельных компонентов, норм, характеризующих ограничения допустимых пределов изменения конструкции автотранспортных средств, в том числе:

      1) тормозного управления:

      эффективности действия рабочей тормозной системы;

      эффективности действия стояночной тормозной системы;

      функционирования сигнализаторов антиблокировочных тормозных систем (в случае, если предусмотрено конструкцией транспортного средства);

      состояния элементов тормозных систем и герметичность тормозного привода;

      2) рулевого управления:

      механического состояния и функционирования рулевого механизма и картера его крепления, рулевого привода, рулевого колеса и рулевой колонки;

      суммарного люфта;

      3) обзорности:

      поля обзора;

      состояния стекол;

      состояния и крепления зеркал заднего вида;

      стеклоочистителей;

      стеклоомывателей;

      4) количества, расположения, цвета, углов видимости, состояния, функционирования и характеристик внешних световых приборов, отражателей и электрического оборудования:

      фар дальнего и ближнего света;

      передних и задних габаритных (боковых) огней, боковых сигнальных фонарей; сигналов торможения;

      указателей поворота;

      передних и задних противотуманных фар;

      фонарей заднего хода;

      лампочек освещения заднего номерного знака;

      аварийной сигнализации (в случае, если предусмотрено конструкцией транспортного средства);

      оптических элементов в том числе, бесцветных или окрашенных деталей и пленок;

      5) колес, шин и подвески:

      повреждения и износа протектора шин;

      механического состояния элементов подвески и их крепления (рессор, амортизаторов, рычагов подвески, шарнирных элементов);

      состояния дисков и ободьев колес, наличия элементов их крепления;

      6) состояния и функционирования шасси и элементов крепления к шасси (раме) агрегатов и узлов:

      выхлопных труб и глушителей;

      сцепных устройств;

      пола (только в отношении автобусов, микроавтобусов и такси);

      сиденья водителя и пассажиров, системы вентиляции, обогрева (только в отношении автобусов, микроавтобусов и такси);

      бамперов, устройств для защиты от брызг;

      7) состояния и функционирования прочего оборудования:

      детских удерживающих устройств и мест их крепления при их наличии, звукового сигнала, спидометра;

      наличия: ремней безопасности,

      средств пожаротушения;

      знаков аварийной остановки;

      аптечки для оказания первой медицинской помощи;

      8) состояния и функционирования газобаллонного оборудования:

      соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств требованиям технического регламента Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденном Решением Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2011 года № 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

      отсутствие утечки газа из элементов газобаллонного оборудования и в местах их соединений;

      целостность конструкции и компонентов установленного газобаллонного оборудования;

      наличие серийного номера и обозначений "Сжиженный нефтяной газ" (СНГ) или "Компримированный природный газ" (КПГ), четко нанесенного нестираемым образом на каждый газовый баллон, установленный на транспортном средстве;

      9) факторов, связанных с воздействием на окружающую среду:

      отработавших газов;

      утечки топлива и эксплуатационных жидкостей (моторное и трансмиссионное масло, тормозная, гидравлическая и охлаждающая жидкость);

      10) соответствие дополнительным требованиям специализированных и специальных транспортных средств, установленным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденном Решением Евразийской экономической комиссии от 9 декабря 2011 года № 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

      11) состояние рамы, кузова:

      наличие дополнительного оборудования и аэрографических трехмерных рисунков;

      соответствие колесной базы, габаритов и линейных размеров конструктивным параметрам предприятия-изготовителя;

      состояние кабины, рамы, подрамника.";

      дополнить пунктом 32-1 следующего содержания:

      "32-1. Газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве.";

      пункт 38 изложить в следующей редакции:

      "38. Стационарные и мобильные линии технического осмотра оснащаются программно-аппаратным комплексом со специализированным программным обеспечением, осуществляющим информационное взаимодействие с единой информационной системой обязательного технического осмотра для формирования, хранения и автоматической передачи информации и сведений о результатах проведения обязательного технического осмотра.

      При формировании, хранении и автоматической передачи информаций и сведений о результатах проведения обязательного технического осмотра программно-аппаратным комплексом со специализированным программным обеспечением учитываются Единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.";

      пункт 40 изложить в следующей редакции:

      "40. Программно-аппаратный комплекс, включает в себя компьютерное оборудование с возможностью передачи информации и сведений, а также средства фиксации транспортного средства.

      Проверка тормозной системы транспортного средства обеспечивается на роликовом тормозном стенде с фото фиксацией. Средства фотофиксации размещаются в месте, с которого обеспечивается одновременный обзор государственного регистрационного номерного знака и передней оси транспортного средства или задней оси прицепа (полуприцепа), находящейся на роликах тормозного стенда.

      Процесс проведения обязательного технического осмотра фиксируется средством фото и видеофиксации, обеспечивающим идентификацию транспортного средства по государственному регистрационному номерному знаку. Средство видеофиксации размещается на месте, с которого обеспечивается обзор всей линий технического осмотра.

      Оператор технического осмотра обеспечивает архивное хранение видеофайла ежедневной записи всей процедуры проверок обязательного технического осмотра транспортных средств и фотофиксации в течение шести месяцев с момента проведения обязательного технического осмотра.";

      пункт 50 изложить в следующей редакции:

      "50. При утере или порче диагностической карты, в которой указан срок прохождения, следующего обязательного технического осмотра в соответствии с установленной периодичностью прохождения обязательного технического осмотра, владелец транспортного средства обращается к оператору технического осмотра, ранее выдавшему утерянную или испорченную диагностическую карту, с заявлением о выдаче дубликата диагностической карты взамен утерянной или испорченной диагностической карты.

      Оператор технического осмотра в течение 15 минут осуществляет выдачу диагностической карты взамен утерянной или испорченной диагностической карты без проведения обязательного технического осмотра транспортного средства.

      Диагностическая карта взамен утерянной или испорченной диагностической карты выдается на срок действия утерянной или испорченной диагностической карты.

      В случаях изменения собственника транспортного средства и (или) государственного регистрационного номерного знака Оператор ЕИС производит внесение соответствующих изменений в единую информационную систему обязательного технического осмотра.";

      пункт 59 изложить в следующей редакции:

      "59. Оператор ЕИС информирует уполномоченный орган в области транспорта о соответствии или несоответствии специализированного программного обеспечения установленным Требованиям.";

      в Периодичности прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, за исключением механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, утвержденных указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Обязательный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в уполномоченном органе по обеспечению безопасности дорожного движения, проводится в центрах технического осмотра со следующей периодичностью:

      1) каждые 12 месяцев – категорий M1, возраст которых более 7 лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта, N1-3, O1-4, L1-7, а также специальные и специализированные транспортные средства, за исключением предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов;

      2) каждые шесть месяцев – категорий M1, используемые в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта, М2, М3, N, оборудованные для перевозки людей, а также категорий M1, N1-3, и O1-4, предназначенные и оборудованные для перевозки опасных грузов.".

      2. Комитету транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
Б. Атамкулов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан