"Жұмыс істеп тұрған кәсіпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық гранттар беру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрінің 2020 жылғы 5 қазандағы № 370/НҚ бұйрығына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрінің 2023 жылғы 24 мамырдағы № 107/НҚ бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2023 жылғы 25 мамырда № 32565 болып тіркелді

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Жұмыс істеп тұрған кәсіпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық гранттар беру қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрінің 2020 жылғы 5 қазандағы № 370/НҚ бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 21380 болып тіркелген) мынадай өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Жұмыс істеп тұрған кәсіпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық гранттар беру қағидаларында:

      2-тармақта:

      6) тармақша алып тасталсын;

      16) тармақша алып тасталсын;

      3-тармақтың екінші және үшінші бөлімдері мынадай редакцияда жазылсын:

      "Бұл ретте уәкiлеттi орган инновациялық даму саласындағы ұлттық даму институтын тарту арқылы белгіленген басым бағыттар қатарынан барлық немесе жекелеген басым бағыттар бойынша жұмыс iстеп тұрған кәсiпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық гранттар беру бойынша конкурс өткізеді.

      Инновациялық гранттар акцияларының (жарғылық капиталға қатысу үлестерінің) елу және одан көп пайызы тікелей немесе жанама түрде мемлекетке, ұлттық басқарушы холдингке, ұлттық холдингке, ұлттық компанияға тиесілі инновациялық қызмет субъектілеріне берілмейді.";

      6-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "6. Қаржы жылының соңында есептелетін ұлттық институттың ағымдағы шотындағы қаражат қалдықтары уәкілетті органға және тиісінше мемлекеттік бюджетке қайтаруға жатпайды, келесі қаржы жылында инновациялық гранттар беруге жұмсалады.";

      7-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "7. Ұлттық институттың инновациялық гранттар беру жөніндегі қызметтеріне уәкілетті орган республикалық бюджет қаражаты есебінен ақы төлейді.";

      9-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "9. Жұмыс істеп тұрған кәсіпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық гранттар беру рәсімі мынадай кезеңдерді қамтиды:

      1) ұлттық институттың осы Қағидалардың 21-тармағында көрсетілген қоса берілген құжаттармен бірге берілген осы Қағидаларға 1-қосымшаға сәйкес нысан бойынша өтінімді (бұдан әрі – өтінім) қабылдауы, тіркеуі, олардың толықтығын алдын ала тексеруі өтінімді алған күннен бастап 5 (бес) жұмыс күні ішінде жүзеге асырылады.

      Өтінімдерді алдын ала тексеру аяқталғаннан кейін ұлттық институт өтінімде көрсетілген өтінім берушінің электрондық поштасына анықталған ескертулер туралы хабарламаны (олар болған жағдайда) жібереді.

      Өтінім беруші хабарламада көрсетілген ескертулерді оларды алған сәттен бастап 10 (он) жұмыс күні ішінде жояды.

      Өтінім беруші ескертулерді көрсетілген мерзімде жоймаған жағдайда, ұлттық институт өтінімді одан әрі қараусыз қалдырады.

      Өтінім берушінің ескертулерді жою кезеңінде, өтінімді қарау мерзімі өтінім берушіге анықталған ескертулер туралы ресми хабарлама автоматтандырылған жүйе арқылы жіберілген сәттен бастап тоқтатыла тұрады және олар жойылғаннан кейін қайтадан жаңартылады;

      2) өтінім берушінің құжаттарын ұлттық институт алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде қайта тексеру (анықталған ескертулер туралы өтінім берушіге хабарлама жіберілген кезде) жүзеге асырылады.

      Ұлттық институт инновациялық гранттар беру процесіне қатыстырылмаған үшінші тұлғаларға, ұлттық институттың акционерін және уәкілетті органды қоспағанда, өтінім туралы ақпаратты жарияламауды қамтамасыз етеді;

      3) ұлттық институттың 20 (жиырма) жұмыс күні ішінде осы Қағидаларға 2-қосымшаға сәйкес Сараптама жүргізу рәсіміне қойылатын талаптарда көрсетілген жобаларды бағалау өлшемшарттары негізінде өтінімге сараптама жүргізуі;

      4) сараптама қорытындысын алған күннен бастап 5 (бес) жұмыс күні ішінде өтінімге сараптама жүргізу нәтижелері бойынша қорытындыны қалыптастыру және Кеңестің қарауына жіберу;

      5) Кеңестің отырысын ұйымдастыру және инновациялық грантты беру не бермеу туралы шешім қабылдау.

      Өтінімдерді ашық және жан-жақты қарау және инновациялық грантты беру не бермеу туралы шешім қабылдау мақсатында ұлттық институтта Кеңес құрылады. Кеңестің қызметін ұйымдастыру, оның мүшелерінің еңбегіне ақы төлеу және құрамы ұлттық институттың актісімен реттеледі.

      Осы Қағидалардың 9-тармағының 5) тармақшасында көрсетілген рәсімдердің жалпы мерзімі 20 (жиырма) жұмыс күнін құрайды;

      6) ұлттық институт жұмыс істеп тұрған кәсіпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық грант беруден мынадай:

      өтінім беруші инновациялық грант алу үшін ұсынған құжаттардың және (немесе) оларда қамтылған деректердің (мәліметтердің) дәйексіздігі анықталған;

      өтінім берушінің және (немесе) инновациялық грант беру үшін қажетті ұсынылған материалдардың, объектілердің, деректер мен мәліметтердің осы Қағидалардың талаптарына сәйкес келмеуі;

      егер инновациялық жобаға бұрын мәлімделген мақсаттарға мемлекеттік қаржылық қолдау көрсетілген болса;

      Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес төлеу мерзімі ұзартылған жағдайларды қоспағанда, салық берешегінің және міндетті зейнетақы жарналары, міндетті кәсіптік зейнетақы жарналары мен әлеуметтік аударымдар бойынша берешегінің болуы;

      инновациялық грант беруден бас тарту туралы Кеңестің дәлелді шешімі;

      технология иесінің немесе өтінім берушімен технология бойынша құқықтарды беруді жүзеге асыратын тұлғаның аффилиирленуі жағдайында бас тартады.

      7) шартқа қол қою немесе өтінім берушіге инновациялық грантты беруден дәлелді бас тартуды жіберу.

      Кеңес шешім қабылдаған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде ұлттық институт өтінім берушіні шартқа қол қою қажеттілігі туралы хабардар етеді немесе инновациялық грант беруден негізделген бас тартуды жібереді.

      Осы Қағидалардың 9-тармағында көрсетілген рәсімдердің жалпы мерзімі 56 (елу алты) жұмыс күнінен аспайды.

      Егер тиісті қаржы жылына инновациялық гранттар алуға мәлімделген соманың жалпы мөлшері уәкілетті орган тиісті қаржы жылына бөлген сомадан асып кетсе, грант алушылардың тізімін қалыптастыру өтінім беру кезектілігі қағидаты бойынша жүзеге асырылады;

      8) грант алушының ұсынылған инновациялық грант бойынша қарсы міндеттемелерді қабылдауы.

      Грант алушы келісімшартқа қол қойылған сәттен бастап жобаны аяқтау туралы ұлттық институт шешімі қабылданғанға дейін өнімнің жаңа түрін өндіру үшін өндірісті құруға және (немесе) өндіріс процес(тер)ін автоматтандыруға немесе оңтайландыруға бағытталған қарсы міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз етеді.

      Грант алушы ұлттық институт жобаны аяқтау туралы шешім қабылдаған сәттен бастап 3 (үш) жыл ішінде жыл сайын өткізілген инновациялық өнім көлемін инновациялық грант сомасының кемінде 10 %-ына ұлғайтуға және инновациялық өнім экспортының көлеміне инновациялық грант сомасының кемінде 10 %-ына қол жеткізуге бағытталған қарсы міндеттемелерді қабылдайды.

      Грант алушы "Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар" басым бағыты бойынша грант алған және тәжірибесін кеңейткен кезде, грантты игеру мерзімі ішінде Сенім білдірілген бағдарламалық қамтылым және электрондық өнеркәсіп өнімдері тізіліміне іріктеуден өтуі немесе өнеркәсіптік сертификат алуы тиіс.";

      10-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "10. Кеңес отырысына өтінім беруші өзінің жобасын бетпе-бет немесе аудио және бейне тіркеуі бар телекоммуникациялар құралдары арқылы таныстыру үшін шақырылады.

      Қарау нәтижелері бойынша Кеңес өтінім берушіге инновациялық грант беру туралы немесе оны беруден бас тарту туралы шешім қабылдайды.";

      14-тармақ мынадай редакцияда мазмұндалсын:

      "14. Жұмыс істеп тұрған кәсіпорындарды технологиялық дамытуға инновациялық грант лицензиялық келісімшарт бойынша негізделген шығындардың 70 (жетпіс) пайызына дейінгі және (немесе) бағдарламалық қамтылымды, жинақтауыштарды және (немесе) құрал-жабдықтарды сатып алу үшін негізделген шығындардың 50 (елу) пайызына дейінгі мөлшерде, басым бағыттар бойынша 400 000 000 (төрт жүз миллион) теңгеден аспайтын сомада беріледі, соның ішінде мынадай мақсаттар үшін шығындарды өтеу үшін бөлінеді:

      1) бағдарламалық қамтылымды және электрондық өнеркәсіп өнімін сатып алу, оның ішінде өтінім берушінің персоналын кастомизациялау, енгізу және оқыту бойынша шығындар;

      2) жұмыс істеп тұрған кәсіпорын бұлтты технологиялар арқылы провайдер қызмет көрсететін дайын бағдарламалық қамтылымды пайдаланатын SaaS моделі бойынша бағдарламалық қамтылымды жалға алу бойынша қызметтер;

      3) технологияның меншік иесінен сатып алынатын технологияның ажырамас бөлігі болып табылатын техникалық құжаттаманы және (немесе) құрал-жабдықтарды сатып алу;

      4) енгізілген технологияны одан әрі пайдаланумен байланысты инженерлік-техникалық персоналды оқыту, оның ішінде шетелдік мамандарды тарта отырып оқыту;

      5) өнімің өнеркәсіптік дизайнын әзірлеу;

      6) технологиялық процесті сынақтан өткізу;

      7) өнімді сертификаттау.

      Өтінім берушіге мынадай өлшемшарттар белгіленеді:

      мәлімделген салада 3 (үш) жылдан кем емес коммерциялық қызмет етуі;

      біліктіліктің қажетті деңгейі бар инженерлі-техникалық персоналдың болуы;

      өтінім берушінің жалпы жылдық табысы соңғы 3 (үш) жылда жобаның толық сомасынан кем емес болуы.";

      мынадай мазмұндағы 15-1-тармақпен толықтырылсын:

      "15-1. Инновациялық грант беруден бас тарту негіздері мынадай:

      1) өтінім берушінің, инновациялық грант алу үшін өтінім беруші ұсынған құжаттардың және (немесе) оларда қамтылған деректердің (мәліметтердің) дәйексіздігін осы Қағидалардың талаптарына сәйкессіздіктерін анықтау;

      2) Гранттық қаржыландыру жөніндегі кеңестің теріс шешімі.";

      18-1-тармақ алып тасталсын;

      21-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "21. Өтінім беруші ұлттық институтқа автоматтандырылған жүйе арқылы мынадай құжаттарды қамтитын өтінімдерді ұсынады:

      1) беру шарттарын көрсете отырып, технологияларды беру немесе тиісті шарттарды көрсете отырып, әзірлемені және (немесе) электрондық өнеркәсіп өнімін енгізу туралы тараптардың ниетін растаушы құжат көшірмесі;

      2) осы Қағидалардың 3-қосымшасына сәйкес нысан бойынша құрылымы бойынша жобаның бизнес-жоспары;

      3) соңғы 3 жылдағы қаржылық есептілік (қаржылық есептіліктің жыл сайынғы аудитін жүргізуге міндетті тұлғалар да көрсетілген уақыт кезеңі үшін аудиторлық есептерді ұсынады);

      4) жобаны іске асыру үшін қаражаттың болуын (екінші деңгейдегі банктерден алынған анықтамалар мен шоттардан үзінді көшірмелерді қоса алғанда) немесе екінші деңгейдегі банктің кредит/кредит желісін беруге дайындығын растайтын құжаттар;

      5) лицензиялық шартта көзделген жабдықты, жиынтықтауыштарды және көрсетілетін қызметтерді қоспағанда, коммерциялық ұсыныстар алынған жобаның құрамдас бөліктері (іс-шаралары) бойынша кемінде үш коммерциялық ұсыныс пен техникалық ерекшелік;

      6) соңғы 12 (он екі) айдағы қаржы моделі. Даму жоспары болған жағдайда (Excel форматында).

      7) болжамдарды ескере отырып іске асыру бойынша 5 (бес) жылға арналған қаржы моделі (Excel форматында).

      8) өтінім берушінің аффилирленген тұлғаларының тізімі.

      Өтінім беруші Қағидалардың осы тармағында көрсетілген құжаттардың толық емес топтамасын және (немесе) қолданылу мерзімі өткен құжаттарды ұсынған жағдайда ұлттық институт өтінімді қабылдаудан бас тартады.";

      Мынадай мазмұндағы 24-тармақпен толықтырылсын:

      "24. Лицензиялық шартты, ерекше құқықтарды (басқаға беру) беру туралы шартты Қазақстан Республикасының зияткерлік меншік саласындағы уәкілетті органында тіркеу жобаны іске асыру аяқталғанға дейін өткізіледі.".

      көрсетілген Қағидаларға 3-қосымшаның 1-тармағы 6) тармақшасы мынадай редакцияда жазылсын:

      "6) саладағы жұмыс тәжірибесі;".

      2. Қазақстан Республикасы Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің Инновацияларды дамыту департаменті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты ресми жарияланғаннан кейін Қазақстан Республикасы Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды;

      3) осы бұйрық мемлекеттік тіркелгеннен кейін он жұмыс күні ішінде Қазақстан Республикасы Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің Заң департаментіне осы тармақтың 1) және 2) тармақшаларында көзделген іс-шаралардың орындалуы туралы мәліметтер беруді қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Цифрлық даму, инновациялар және
аэроғарыш өнеркәсібі министрі
Б. Мусин

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Индустрия және инфрақұрылымдық

      даму министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Қаржы министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Ұлттық экономика министрлігі

  Қазақстан Республикасының
Цифрлық даму,
инновациялар және
аэроғарыш өнеркәсібі министрі
2023 жылғы 24 мамырдағы
№ 107/НҚ Бұйрыққа
қосымша
  Жұмыс істеп тұрған
кәсіпорындарды технологиялық
дамытуға инновациялық
гранттар беру қағидаларына
2-қосымша

Сараптама жүргізу рәсіміне қойылатын талаптар

      1. Жобаларға сараптама жүргізуді ұлттық институт жүзеге асырады, қажет болған жағдайда сараптама жүргізу үшін отандық және (немесе) шетелдік жеке және (немесе) заңды тұлғалар тартылады.

      2. Жобаларды бағалау өлшемшарттары келесідей құрылған:

      1) ғылыми техникалық артықшылықтар;

      жүйелік проблемаларға жүгіну дәрежесі: енгізілетін технологияны пайдаланатын компаниялар саны, ауқымдылығы және индустриясы/әлеуетті қолдану үшін нарық көлемі;

      инновациялығы;

      зияткерлік меншік;

      2) экономикалық қайтарым;

      әлеуетті экономикалық нәтиже (құрылымы бойынша бизнес-жоспар және қаржылық моделі негізінде).

      3) өтінім берушінің мүмкіндіктері, ресурстары және материалдық базасы:

      персоналдың біліктілігі мен басқару қабілеті;

      елеулі зерттеу жұмыстары;

      зияткерлік меншік (патенттер, авторлық құқықтар және куәліктер);

      сериялық өндіріске енгізілген технологиялар;

      әзірленген өнеркәсіптік процестер мен өнімдер;

      шығу тегіне, көлемі мен мақсатына ұқсас жобаларды басқару тәжірибесі;

      ресурстар және материалдық база;

      халықаралық серіктестер, ресурстар және кәсіпорындар;

      4) өтінім берушінің өндірістік процестерінің технологиялылық өлшемшарттары:

      жоғары технологиялық;

      жоғары деңгейдегі орташа технологиялық;

      төмен деңгейдегі орташа технологиялық;

      төмен деңгейдегі технологиялық;

      5) жобаны іске асырудың құқықтық аспектілері:

      жобаны іске асырудың ерекше шарттары мен шектеулері;

      құқықтық тәуекелдер (салықтық берешектер, сотта іс қаралуы, үлестес болуы, уәкілетті мемлекеттік органдар бекіткен заңды тұлғаның қызметін шектейтін тізілімдерде болу және т.б.);

      6) өтінім берушінің ағымдағы қаржылық жағдайы:

      активтердің өтімділік деңгейі;

      қаржылық тәуелділік коэффициенті;

      инвестицияларды қайтару көрсеткіші (соңғы есепті жыл үшін).

      Сарапшылар мынадай бағыттар бойынша жобаға сараптама жүргізеді:

      1) технологиялық сараптама аналогтармен салыстырғанда, жобаның техникалық іске асырылуы мен технологиялық орындылығын белгілеу мақсатында жүргізіледі;

      2) қаржы-экономикалық сараптама нарықты, жобаның экономикалық орындылығын, бәсекеге қабілеттілік өлшемшарттарын, маркетингтік стратегияны, жұмыстарды мәлімделген мерзімдерге, көлемі мен мазмұнына және қаржыландырудың сұратылып отырған сомасына бөлу мақсатында жүргізіледі;

      3) құқықтық сараптама ұсынылған құжаттардың мазмұнын қолданыстағы заңнамаға сәйкестігі тұрғысынан жан-жақты құқықтық талдау мақсатында жүргізіледі.

      Технологиялық, қаржылық-экономикалық және құқықтық сараптамалар жобалар бойынша бір мезгілде жүргізіледі.

      3. Ұлттық институт сыртқы отандық және шетелдік сарапшылар мен сараптамалық ұйымдардың тізбесін, оның ішінде Қазақстан Республикасы "Атамекен" ұлттық кәсіпкерлер палатасының, салалық қауымдастықтардың ұсынымдары негізінде қалыптастырады.

      4. Әрбір сарапшымен өтінімдерге сараптама жүргізу үшін сарапшыларды тартқан кезде ұлттық институт сараптамалық қызметтер көрсетуге шарт жасасады, оның нысаны ұлттық даму институтының актілерімен реттелетін болады.

      5. Сараптама жүргізу тәртібі және бағалау парағының нысаны ұлттық институттың актілерімен регламенттеледі.

      6. Өтінімді дайындауға тікелей қатысқан, сондай-ақ өтінім берушімен үлестес болып табылатын сарапшының өтінімді бағалауды жүргізуіне жол берілмейді.

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 370/НҚ "Об утверждении Правил предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий"

Приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 24 мая 2023 года № 107/НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 мая 2023 года № 32565

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 5 октября 2020 года № 370/НҚ "Об утверждении Правил предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21380) следующие изменения и дополнения:

      В Правилах предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий, утвержденных указанным приказом:

      в пункте 2:

      подпункт 6) исключить;

      подпункт 16) исключить;

      части вторую и третью пункта 3 изложить в следующей редакции:

      "При этом уполномоченный орган проводит конкурс по предоставлению инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий по всем или отдельным приоритетным направлениям из числа определенных приоритетных направлений путем привлечения национального института развития в области инновационного развития.

      Инновационный грант не предоставляется субъектам инновационной деятельности, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Остатки средств на текущем счете национального института, числящиеся на конец финансового года, не подлежат возврату уполномоченному органу и, соответственно, в государственный бюджет, а расходуются на предоставление инновационных грантов в следующем финансовом году.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Услуги национального института по предоставлению инновационных грантов оплачиваются уполномоченным органом за счет средств республиканского бюджета.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Процедура предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий включает в себя следующие этапы:

      1) прием, регистрация и предварительная проверка национальным институтом заявки по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – заявка) с приложенными документами, указанными в пункте 21 настоящих Правил, на их полноту осуществляется в течение 5 (пять) рабочих дней со дня получения заявки.

      После окончания предварительной проверки заявки национальный институт направляет на адрес электронной почты заявителя, указанный в заявке, уведомление о выявленных замечаниях (при их наличия).

      Заявитель устраняет указанные в уведомлении замечания в течение 10 (десять) рабочих дней с момента их получения.

      При не устранения заявителем замечаний в указанный срок, национальный институт оставляет заявку без дальнейшего рассмотрения.

      В период устранения заявителем замечаний срок рассмотрения заявки приостанавливается с момента отправки посредством автоматизированной системы заявителю официального уведомления о выявленных замечаниях и возобновляется вновь после их устранения;

      2) осуществление повторной проверки документов заявителя в течение 3 (три) рабочих дней со дня получения национальным институтом (при направлении уведомления заявителю о выявленных замечаниях).

      Национальный институт обеспечивает неразглашение информации о заявке третьим лицам, незадействованным в процессе предоставления инновационных грантов, за исключением акционера национального института и уполномоченного органа;

      3) проведение экспертизы заявки национальным институтом в течение 20 (двадцать) рабочих дней на основании критериев оценки проектов, указанных в Требованиях к процедуре проведения экспертизы согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

      4) формирование и направление заключения по результатам проведения экспертиз заявки на рассмотрение Совету в течение 5 (пять) рабочих дней со дня получения заключений экспертиз;

      5) организация заседаний Совета и принятие решения о предоставлении либо не предоставлении инновационного гранта;

      В целях прозрачного и всестороннего рассмотрения заявок и принятия решения о предоставлении либо не предоставлении инновационного гранта в национальном институте создается Совет. Организация деятельности Совета, оплата труда его членов и состав регулируется актом национального института.

      Общий срок процедур, указанных в подпункте 5) пункта 9 настоящих Правил, составляет 20 (двадцать) рабочих дней;

      6) национальный институт отказывает в предоставлении инновационного гранта на технологическое развитие действующих предприятий в следующих случаях:

      установления недостоверности документов, представленных заявителем для получения инновационного гранта, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

      несоответствие заявителя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для предоставления инновационного гранта, требованиям настоящих Правил;

      если инновационному проекту ранее была оказана государственная финансовая поддержка на заявленные цели;

      наличие налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      мотивированного решения Совета об отказе в предоставлении инновационного гранта;

      при аффилированности собственника технологии или лица, осуществляющего уступку прав по технологии с заявителем;

      7) подписание договора или направление заявителю обоснованного отказа в предоставлении инновационного гранта.

      В течение 3 (три) рабочих дней с даты принятия решения Советом, национальный институт уведомляет заявителя о необходимости подписания договора или направляет обоснованный отказ в предоставлении инновационного гранта.

      Общий срок процедур, указанных в пункте 9 настоящих Правил, составляет не более 56 (пятьдесят шесть) рабочих дней.

      Если на соответствующий финансовый год общий размер сумм, заявленных на получение инновационных грантов, будет превышать сумму, выделенную уполномоченным органом на соответствующий финансовый год, формирование списка грантополучателей осуществляется по принципу очередности поступления заявки;

      8) принятие грантополучателем встречных обязательств по предоставленному инновационному гранту.

      Грантополучатель с момента подписания договора и до решения национального института о завершении проекта обеспечивает исполнение встречных обязательств, направленные на создание производства по выпуску нового вида продукта и (или) автоматизации или оптимизацию производственного процесса(-ов).

      Грантополучатель в течение 3 (трех) лет с момента принятия решения национальным институтом о завершении проекта принимает встречные обязательства, направленные на увеличение объема реализованной инновационной продукции ежегодно не менее чем на 10% от суммы инновационного гранта и достижение объема экспорта инновационной продукции не менее чем на 10 % от суммы инновационного гранта.

      Грантополучатель, при получении гранта по приоритетному направлению "Информационно-коммуникационные технологии" и масштабирования опыта в срок освоения гранта, должен пройти отбор в Реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности или получить индустриальный сертификат.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. На заседание Совета приглашается заявитель для презентации своего проекта очно или посредством средств телекоммуникаций с аудио и видеофиксацией.

      По результатам рассмотрения Совет принимает решение о предоставлении инновационного гранта или об отказе в его предоставлении заявителю.";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Инновационный грант на технологическое развитие действующих предприятий предоставляется в размере до 70 (семидесяти) процентов обоснованных затрат по лицензионному договору и (или) до 50 (пятидесяти) процентов обоснованных затрат на приобретение программного обеспечения, комплектующих и (или) оборудования, но не более 400 000 000 (четыреста миллионов) тенге по приоритетным направлениям, включая оплату расходов на следующие цели:

      1) приобретение программного обеспечения и продукции электронной промышленности, включая затраты по кастомизации, внедрению и обучению персонала заявителя;

      2) на услуги по аренде программного обеспечения по модели SaaS, при которой действующее предприятие использует готовое программное обеспечение, обслуживаемое провайдером, посредством облачных технологий;

      3) приобретение технической документации и (или) оборудования, являющегося неотъемлемой частью приобретаемой технологии у собственника технологии;

      4) обучение инженерно-технического персонала, в том числе с привлечением зарубежных специалистов, связанное с дальнейшей эксплуатацией внедренной технологии;

      5) разработка промышленного дизайна, продукта;

      6) испытание технологического процесса;

      7) сертификация продукции.

      К заявителю устанавливаются следующие критерии:

      осуществляющие коммерческую деятельность в заявленной отрасли не менее 3 (три) лет;

      наличие инженерно-технического персонала с необходимым уровнем квалификации;

      суммарный годовой доход заявителя за последние 3 (три) года не менее полной стоимости проекта.";

      дополнить пунктом 15-1 следующего содержания:

      "15-1. Основания для отказа в предоставлении инновационного гранта:

      1) установление несоответствия заявителя, недостоверности документов, представленных заявителем для получения инновационного гранта, и (или) данных (сведений), содержащихся в них требованиям настоящих Правил;

      2) отрицательное решение Совета по грантовому финансированию.";

      пункт 18-1 исключить;

      пункт 21 изложить в следующей редакции:

      "21. Заявитель представляет в национальный институт заявку посредством автоматизированной системы, включающую следующие документы:

      1) копию документа, подтверждающего намерение сторон о передаче технологии с указанием условий передачи или внедрения разработки и (или) продукции электронной промышленности с указанием соответствующих условий;

      2) бизнес-план проекта по структуре по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      3) финансовая отчетность за последние 3 года (лица, для которых обязательно проведение ежегодного аудита финансовой отчетности представляют также аудиторские отчеты за указанный период времени);

      4) документы, подтверждающие наличие средств для реализации проекта (включая справки с банков второго уровня и выписки со счетов) или решение банка второго уровня предоставить кредит/кредитную линию;

      5) не менее трех коммерческих предложений по компонентам (мероприятиям) проекта и технические спецификации, по которым получены коммерческие предложения, за исключением оборудования, комплектующих и услуг, определенных лицензионным договором;

      6) финансовая модель за последние 12 (двенадцать) месяцев. При наличии План развития (в формате Excel);

      7) финансовая модель на 5 (пять) лет с учетом прогнозов по реализации (в формате Excel);

      8) список аффилированных лиц заявителя.

      При предоставлении заявителем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия, указанных в настоящем пункте Правил, национальный институт отказывает в приеме заявки.";

      дополнить пунктом 24 следующего содержания:

      "24. Регистрация лицензионного договора, договора о передаче исключительных прав (уступка) в уполномоченном органе Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности проводится до завершения проекта.";

      подпункт 6) пункта 1 приложения 3 к указанным Правилам изложить в следующей редакции:

      "6) опыт работы в отрасли;".

      2. Департаменту развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
Б. Мусин

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Министр цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан
от 24 мая 2023 года № 107/НҚ
  Приложение 2
к Правилам предоставления
инновационных грантов
на технологическое развитие
действующих предприятий

Требования к процедуре проведения экспертиз

      1. Проведение экспертиз проектов осуществляется национальным институтом, в случае необходимости привлекаются отечественные и (или) зарубежные физические и (или) юридические лица.

      2. Критерии оценки проектов выстроены следующим образом:

      1) научные технические преимущества:

      степень обращения к системным проблемам: количество компаний, использующих внедряемую технологию, масштабируемость и индустрия/размер рынка для потенциального применения;

      инновационность;

      интеллектуальная собственность;

      2) экономическая отдача:

      потенциальный экономический результат (на основании бизнес-плана по структуре и финансовой модели);

      3) возможности, ресурсы и материальная база заявителя:

      квалификация и управленческие способности персонала;

      значительные исследовательские работы;

      интеллектуальная собственность (патенты, авторские права и свидетельства);

      технологии, запущенные в серийное производство;

      разработанные промышленные процессы и продукты;

      опыт управления проектами, схожими по природе, цели и объему;

      ресурсы и материальная база;

      международные партнеры, ресурсы и предприятия;

      4) критерий технологичности производственных процессов заявителя:

      высокотехнологичные;

      среднетехнологичные высокого уровня;

      среднетехнологичные низкого уровня;

      низкотехнологичные;

      5) Правовые аспекты реализации проекта:

      особые условия реализации и ограничения по проекту;

      правовые риски (налоговые задолженности, судебные разбирательства, аффилированность, нахождение в ограничивающих деятельность юридического лица реестрах, утвержденных уполномоченными государственными органами и т.д.);

      6) текущее финансовое состояние заявителя:

      уровень ликвидности активов;

      коэффициент финансовой зависимости;

      показатель возврата инвестиций (за последний отчетный год).

      Эксперты проводят экспертизу проекта по следующим направлениям:

      1) технологическая экспертиза проводится с целью установления преимуществ по сравнению с аналогами, технической реализуемости и технологической целесообразности проекта;

      2) финансово-экономическая экспертиза проводится с целью оценки рынка, экономической целесообразности проекта, критериев конкурентоспособности, маркетинговой стратегии, распределения работ заявленным срокам, объему и содержанию работ, и запрашиваемой сумме финансирования;

      3) правовая экспертиза проводится с целью всестороннего правового анализа содержания представленных документов на предмет соответствия действующему законодательству.

      Технологическая, финансово-экономическая и правовая экспертизы проводятся по проектам одновременно.

      3. Национальный институт формирует перечень внешних отечественных и зарубежных экспертов и экспертных организаций, в том числе на основании рекомендаций Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", отраслевых ассоциаций.

      4. При привлечении экспертов для проведения экспертизы заявок с каждым экспертом национальный институт заключают договор на оказание экспертных услуг, форма которого регулируется актами национального института.

      5. Порядок проведения экспертизы и форма оценочного листа регламентируются актом национального института.

      6. Не допускается проведение оценки заявки экспертом, принимавшим непосредственное участие в ее подготовке, а также являющимся аффилированным с заявителем.