2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Профессиональный стандарт "Бухгалтер" (далее – Стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" и определяет общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда, является многофункциональным документом, характеризующим квалификации в сфере бухгалтерского учета, необходимые для осуществления профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, которые применяются: - в системе профессионального образования - при разработке и актуализации образовательных программ в части профессиональной составляющей, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ; в том числе для обучения персонала на предприятиях, разработки материалов для сертификации работников и выпускников организаций образования, решения широкого круга задач в области управления персоналом - в сфере труда - для управления персоналом, формирования кадровой политики; - при независимой оценке квалификации.
1) знания – информация, нормы, используемые в индивидуальной и профессиональной деятельности;
2) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций.
3) уровень квалификации – степень соответствия требованиям к знаниям, умениям, навыкам и личностным и профессиональным компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
4) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
7) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующая определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
8) профессиональная группа/подгруппа – сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
9) компетенция – способность работника применять знания, умения и опыт в профессиональной и трудовой деятельности;
10) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
11) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
12) мидл-офис – общее наименование группы подразделений или процессов, отвечающих за проверку и непосредственную обработку клиентских операций;
13) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
14) национальная рамка квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
15) Национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
16) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
10) НПА Республики Казахстан – нормативные правовые акты Республика Казахстан;
69.2 Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению
69.20 Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению
69.20.5 Деятельность в области бухгалтерского, налогового учета и казначейских операций для национального управляющего холдинга
7. Краткое описание профессионального стандарта: Описание компетенций, необходимых при осуществлении бухгалтерского учета на предприятии, а также внутреннего контроля за использованием имущества предприятий, выполнением обязательств и хозяйственных операций.
8. Перечень карточек профессий:
9. Карточка профессии "Бухгалтер третьей категории":
|
Код группы:
|
2411-1
|
Код наименования занятия:
|
-
|
Наименование профессии:
|
Бухгалтер третьей категории
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
3
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС типовых квалификационных характеристик:
|
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 "(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
Бухгалтер третьей категории Раздел 2, параграф 19, страница 229.
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
-
|
Специальность:
-
|
Квалификация:
-
|
Уровень образования:
ТиПО (специалист среднего звена)
|
Специальность:
Менеджмент (по отраслям и областям применения)
|
Квалификация:
|
Уровень образования:
основное среднее образование
|
Специальность:
-
|
Квалификация:
-
|
Уровень образования:
-
|
Специальность:
-
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
Общее среднее с практическим опытом работы по соответствующему профилю (профессии, специальности) не менее одного года.
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Курсы по программам подготовки до одного года или обучение на предприятии, при наличии общего среднего образования, 1С бухгалтерия.
|
Другие возможные наименования профессии:
|
Помощник бухгалтера;
Бухгалтер-кассир;
Служащие по бухгалтерским операциям и учету;
Служащие на складе.
|
Основная цель деятельности:
|
Осуществление бухгалтерского учета компании в соответствии с законодательством Республики Казахстан и формирование полной, достоверной информации по отдельным видам учета.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1.Систематизация первичных учетных документов в соответствии с учетной политикой и нормативно правоввых актов Республики Казахстан;
2. Соблюдение форм и требований, применяемых для оформления операций или событий в соответствии с законодательством.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
Понимание назначения и классификации первичных документов.
|
Трудовая функция 1:
Систематизация первичных учетных документов в соответствии с учетной политикой и нормативно правовыми актами Республики Казахстан
|
|
|
Навык 1:
Работа с первичными документами, с банковскими счетами компании и их проверка
|
Умения:
1. Проверка правильности оформления и ведения документов и записей, касающихся платежей, квитанций и других бухгалтерских операций.
2. Выполнение бухгалтерских и связанных с ними расчетов на компьютере с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.
3. Понимание метода начисления, бухгалтерских проводок.
4. Умение составлять бухгалтерские проводки, математические пропорции, рассчитывать проценты, формулы от обратного.
5.Понимание разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан от "О Национальном архивном фонде и архивах", Закон Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 "Об утверждении форм первичных учетных документов" (зарегистрирован Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8265), Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, учетная политика хозяйствующего субъекта, внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения первичных учетных документов, план счетов и корреспонденция счетов.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Хранение документации по бухгалтерскому и налоговому учету и кассовым операциям
|
Умения:
1. Обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи в архив.
2. Подготовка документации для сдачи в архив.
3. Прием, учет, выдача и хранение денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.
4. Ведение на основе приходных и расходных документов кассовой книги, сверка фактического наличия денежных сумм с остатком.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" Статья 12 "Тайна бухгалтерской информации", Закон Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", приказ Министра финансов Республика Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 "Об утверждении форм первичных документов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов года под № 8265), Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров учетная политика хозяйствующего субъекта, внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения первичных учетных документов, порядок ведения кассовой книги, составление кассовой отчетности.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Трудовая функция 2:
Соблюдение форм и требований, применяемых для оформления операций или событий в соответствии с законодательством
|
Навык 1:
Оформление и контроль первичной документации
|
Умения:
1. Осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов: формы, полноты оформления, реквизитов.
2. Составлять на основе первичных учетных документов сводные учетные документов.
3. Выявлять случаи нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы.
|
Знания:
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения, документального оформления долгосрочных активов, запасов на предприятии. Порядок оформления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах деятельности компании. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой. Правило хранения документов и правило ведения архивов.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Учет операций в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета под руководством старших бухгалтеров
|
Умения:
1. Своевременное внесение полученных документов в учетную систему.
2. Оформление на основе внесенных в учетную программу документов корреспонденции по счетам бухгалтерского учета.
3. Оформление регистров учета для обобщения поступившей информации.
|
Знания:
1. Порядок оформления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах деятельности компании
2. Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Дополнительная трудовая функция 1:
Понимание назначения и классификации первичных документов
|
Навык 1:
Участие в работе по оптимизации процесса сбора, проверки и ввода первичной документации в систему учета
|
Умения:
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "О Национальном архивном фонде и архивах", Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, нормативно-правовые акты компании, регламентирующие порядок составления, хранения и передачи в архив первичных учетных документов, компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Ответственность;
Дисциплинированность;
Аккуратность;
Аналитическое мышление;
Выносливость и усердие;
Способность к обучению и самообучению;
Компьютерная грамотность;
Способен практиковать самостоятельное обучение для раскрытия индивидуального потенциала.
Способен оценивать и учитывать принципы социальной ответственности и этические последствия.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
-
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
3
|
3413 Агент по продаже имущества, 3418 Аукционист, 3322 Агенты по коммерческим продажам, 3334 Агенты по операциям с недвижимостью и другой собственностью.
|
10. Карточка профессии "Бухгалтер второй категории":
|
Код группы:
|
2411-1
|
Код наименования занятия:
|
-
|
Наименование профессии:
|
Бухгалтер второй категории
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
4
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС типовых квалификационных характеристик:
|
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
Бухгалтер второй категории Раздел 2, параграф 19, страница 229.
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
ТиПО (специалист среднего звена)
|
Специальность:
Учет и аудит
|
Квалификация:
|
Уровень образования:
ТиПО (специалист среднего звена)
|
Специальность:
Бизнес, управление и право
|
Квалификация:
|
Уровень образования:
ТиПО (специалист среднего звена)
|
Специальность:
Менеджмент (по отраслям и областям применения)
|
Квалификация:
|
Требования к опыту работы:
|
Опыт работы по соответствующему профилю (профессии, специальности, квалификации) не менее двух лет.
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Курсы по программам подготовки до одного года Курсы 1С Бухгалтерия.
|
Другие возможные наименования профессии:
|
Бухгалтеры;
Служащие по учету рабочего времени и расчету заработной платы;
Служащие по страхованию.
|
Основная цель деятельности:
|
Ведение бухгалтерского и налогового учета компании в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и формирование полной, достоверной информации о деятельности компании.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах в регистрах бухгалтерского учета. Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам
2. Отражение в учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.
|
Трудовая функция 1:
Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах в регистрах бухгалтерского учета. Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам
|
Навык 1:
Соблюдение в работе норм своевременности, конфиденциальности и других параметров, заданных в соответствующей внутренней документации
|
Умения:
1. Оформление платежных документов: на перечисление денежных средств по налогам и обязательным платежам в бюджет; на перечисление денежных средств во внебюджетные фонды; на перечисление денежных средств поставщикам и подрядчикам; на перечисление заработной платы и подотчетных сумм.
2. Обработка выписки банка.
3. Ввод в автоматизированную систему учета данных по операциям текущего банковского счета.
4. Использование системы интернет-банкинг.
5. Отражение на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно – материальные ценности и денежных средств.
6. Участие в проверке правильности ввода в автоматизированную систему учета данных по всем операциям.
7. Проведение инвентаризации активов и обязательств в соответствии с учетной политикой.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", правовых вопросов, налогообложению, регламентирующие внутренние документы Мидл-Офиса, компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета, учет валютных операций, таможенные платежи.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Текущая группировка трансакций объектов бухгалтерского учета и их измерение
|
Умения:
1. Комплектование первичных учетных документов и учетных регистров по установленной номенклатуре бухгалтерских документов.
2. Применение правил стоимостного измерения объектов учета, способы начисления амортизации, принятые в учетной политике предприятия.
3. Отражать результаты оценки и переоценки объектов учета.
4. Составлять бухгалтерские записи в соответствии с Планом счетов предприятия.
5. Производить расчет заработной платы, пособий и отражение операций по начислению и удержаниям из заработной платы на счетах.
6. Оформлять на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с поставщиками и подрядчиками и их расчетами.
7. Ведение операций по учету, связанных с налогообложением.
8. Составление актов сверки с дебиторами и кредиторами.
9. Понимание метода начисления, бухгалтерских проводок.
10. Умение составлять бухгалтерские проводки, математические пропорции, рассчитывать проценты, формулы от обратного.
11. Понимание разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности, Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №10954), приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 "Об утверждении форм первичных учетных документов"(зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8265), Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, нематериальным активам, долгосрочным активам. внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления, хранения, документального оформления долгосрочных активов, запасов на предприятии, требования в области начисления заработной платы, расчета зарплаты сотрудников, работающих в различных режимах, практика применения законодательства Республики Казахстан по бухгалтерскому учету, правовых вопросов, налогообложению. Компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Трудовая функция 2:
Отражение в учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета
|
Навык 1:
Проверка и подготовка справок документов, подготовленных сотрудниками в области расчетов с персоналом и прочими контролирующими органами
|
Умения:
|
Участвовать в инвентаризации имущества, наблюдение за процессом и инвентаризации и оформлением результатов. Принимать участие в осуществлении проверок документов и записей, правильности исчисления налогов и обязательных платежей в бюджет. Проводить своевременное и правильное отнесения затрат на себестоимость продукции, работ и услуг. Применять установленные нормы и методы амортизации основных средств и нематериальных активов. Уметь распределять накладные расходы в соответствии с учетной политикой. Осуществлять процедуры списания недостач, дебиторской задолженностей и др. потерь. Участвовать в составлении актов сверок с поставщиками и подрядчиками, выявлять и устранять отклонения в расчетах.
|
Знания:
Закона Республика Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10954), Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, система контрольных действий по проверке законности, обоснованности, правильности отражения операций в бухгалтерском учете в соответствии с учетной политики предприятия, общие принципы работы автоматизированной системы учета и программного обеспечения, НСФО.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Составление отчетных калькуляций продукции (работ и услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой
|
Умения:
Составлять и обрабатывать учетную документацию по затратам на производство продукции, работ, услуг. Применять методы калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг, составлять отчетные калькуляции; осуществлять расчет себестоимости продукции. Распределять накладные расходы и включать их в себестоимость продукции. Оценивать и прогнозировать возможные последствия изменений затрат предприятия.
|
Знания:
Методы учета затрат продукции и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Процесс организации учета затрат на производство. Анализировать затраты предприятия. Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие порядок составления отчета, калькуляции себестоимости продукции, распределения затрат. Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Дополнительная трудовая функция 1:
Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей
|
Навык 1:
Проведение инвентаризации и фиксирование ее результатов
|
Умения:
Подготовка учетных документов, необходимых для проведения инвентаризации. Оформлять результаты инвентаризации. Участвовать в составе комиссии по ревизии по ведению бухгалтерского учета. Осуществлять своевременное и правильное отражение операции в регистрах бухгалтерского учета. Отражать на счетах бухгалтерского учета операций по недостаче, излишкам, пересортице запасов. Предоставлять предложения по устранению выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. Обеспечивать надежность системы регистрации и сквозной нумерации кассовых и банковских документов.
|
Знания:
Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров. Виды и задачи инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации. Документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета операций по недостаче, излишков запасов. Внутренние организационные распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление инвентаризации.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Ответственность;
Умение быстро принимать решения;
Дисциплинированность;
Аккуратность;
Аналитическое мышление;
Концентрация и управление вниманием;
Способность к обучению и самообучению;
Компьютерная грамотность;
Способен влиять на действия и поведение лиц, принимающих решения, демонстрируя устные и письменные коммуникативные навыки, и умение работать в команде.
Способен практиковать самостоятельное обучение для раскрытия индивидуального потенциала.
Способен оценивать решения, анализируя актуальную информацию, используя разнообразные аналитические методы, учитывая принципы корпоративной социальной ответственности и этические последствия.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
МСФО, МСФО для МСБ и НСФО.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
4
|
3443 Инспектор по пенсионному обеспечению, 3321 Страховые агенты, 3411 Брокер, 3323 Закупщики.
|
11. Карточка профессии "Бухгалтер первой категории":
|
Код группы:
|
2411-1
|
Код наименования занятия:
|
-
|
Наименование профессии:
|
Бухгалтер первой категории
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС типовых квалификационных характеристик:
|
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
Бухгалтер первой категории Раздел 2, параграф 19, страница 229.
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
-
|
Специальность:
-
|
Квалификация:
-
|
Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
Опыт работы в финансово-экономической деятельности не менее трех лет
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Национальная профессиональная сертификация бухгалтеров
|
Другие возможные наименования профессии:
|
Служащие по учету рабочего времени и расчету заработной платы;
Руководители (управляющие) специализированных подразделений по финансовым операциям и страхованию
Аудитор;
Бухгалтер по налогообложению;
Управляющий в финансово-экономических подразделениях (службах).
|
Основная цель деятельности:
|
Обеспечение представления финансовой, управленческой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Организация, планирование, координация и контроль текущей деятельности бухгалтерской службы. Ведение бухгалтерского и налогового учета. Составление финансовой отчетности, проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками компании. Обеспечение представления финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Обеспечение достижения целей и выполнения задач деятельности всех участков бухгалтерской службы Мидл-Офиса: Полнота и достоверность учета затрат и расходов; Полнота и достоверность учета доходов; Полнота и достоверность учета имущества и обязательств. Обеспечение представления финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
Осуществление внутреннего и внешнего контроля, внутреннего и внешнего аудита.
|
Трудовая функция 1:
Организация, планирование, координация и контроль текущей деятельности бухгалтерской службы. Ведение бухгалтерского и налогового учета. Составление финансовой отчетности, проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками компании. Обеспечение представления финансовой отчетности в соответствии с нормативно правовыми актами Республики Казахстан
|
Навык 1:
Владение полной и достоверной информацией о финансовом положении компании Участие в разработке учетной политики компании и нестандартных форм документов в своей области ответственности Координация взаимодействия работников бухгалтерской службы
|
Умения:
|
Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе учетную политику компании. Выработать методику ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику. Раскрывать последствия изменений в учетной политике. Управление повышением квалификации сотрудников бухгалтерской службы. Определять полномочия, обязанности и ответственность работников за выполнение процедур и осуществлять проверку их выполнения. Проводить оценку состояния и эффективности бухгалтерской службы.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, процедуры закрытия счетов доходов и расходов, итоговой прибыли (убытка) предприятия, требования законодательства о правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан, экспортно-импортные операции и информационные системы в государственных органах.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Составление финансовой отчетности, проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками компании
|
Умения:
Оценивать существенность информации в соответствии с установленными правилами показателей в отчетах, входящие в состав финансовой отчетности. Применять методы управленческого учета в отношении качественной и количественной информации с целью планирования, оценки результатов работы и контроля. Идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налоговую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные и внебюджетные фонды. Оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность предприятия. Применять методы финансового анализа информации, содержащиеся в финансовой отчетности; оценивать потенциальные риски. Применять результаты финансового анализа для целей бюджетирования и управления денежными потоками. Составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", финансовый менеджмент, компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности, классификации затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли, современные методы анализа отклонений и учета затрат, методы финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Трудовая функция 2:
Обеспечение достижения целей и выполнения задач деятельности всех участков бухгалтерской службы Мидл-Офиса: Полнота и достоверность учета затрат и расходов; Полнота и достоверность учета доходов; Полнота и достоверность учета имущества и обязательств. Обеспечение представления финансовой отчетности в соответствии с нормативно правовыми актами Республики Казахстан
|
Навык 1:
Обеспечение достижения целей и выполнения задач деятельности всех участков бухгалтерской службы Мидл-Офиса: Полнота и достоверность учета затрат и расходов; Полнота и достоверность учета доходов; Полнота и достоверность учета имущества и обязательств
|
Умения:
|
Владеть методикой распределения накладных расходов, учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Мониторинг расходования материальных ресурсов и соблюдение сметы расходов. Составлять управленческую отчетность о затратах. Контроль полноты исполнения договорных условий покупателей и заказчиков, и правильность отражения доходов от реализации.
|
Знания:
Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Гражданский кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, производственные технологии и структуру предприятия, современные системы и методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, распределения накладных расходов, методику формирования ценообразования, НСФО, МСФО для МСБ, учетный цикл и его этапы.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Обеспечение представления финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан
|
Умения:
Формировать данные по учету доходов и расходов для составления отчета о прибылях и убытках. Составлять смету доходов и расходов. Мониторинг дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе сверка взаимных расчетов с контрагентами, налоговым комитетом. Контроль за соблюдением финансовой и кассовой дисциплины. Обеспечение руководителей и заинтересованных лиц учетной информацией по соответствующим участкам учета Мидл-Офиса.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Гражданский кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, процедуры закрытия счетов доходов и расходов, итоговой прибыли (убытка) предприятия, требования законодательства о правилах использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Дополнительная трудовая функция 1:
Осуществление внутреннего и внешнего контроля, внутреннего и внешнего аудита
|
Навык 1:
Координация взаимодействия работников бухгалтерской службы в процессе проведения внутреннего и внешнего контроля, внутреннего и внешнего аудита
|
Умения:
|
Осуществлять внутренний контроль (внутренний аудит) ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Разрабатывать документы, регламентирующие работу внутреннего контроля (внутренний аудит). Осуществлять мониторинг соответствия внутреннего контроля (внутренний аудит) целям деятельности компании. Выявлять и оценивать риски, влияющие на достоверность бухгалтерской информации и риски от злоупотреблений.
|
Знания:
Методики внутреннего контроля (внутреннего аудита) и организации бухгалтерского учета. Отечественный и зарубежный опыт в сфере осуществления внутреннего контроля (внутреннего аудита). Понимание основ применения МСА внешним аудитором.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Самостоятельность и ответственность;
Сотрудничество и взаимодействие;
Умение быстро принимать решения;
Дисциплинированность;
Аналитическое мышление;
Способность к обучению и самообучению;
Инициативность;
Компьютерная грамотность;
Способен влиять на действия и поведение как лиц, принимающих решения, так и заинтересованных сторон организации демонстрируя устные и письменные коммуникативные навыки, и умение работать в команде.
Способен оценивать решения, анализируя актуальную информацию, используя разнообразные аналитические методы, учитывая принципы корпоративной социальной ответственности и этические последствия.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
МСФО, МСФО для МСБ, НСФО и МСА.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
5
|
2411 Аудитор, 3411 Логистик, 3441 Инспектор таможенный 3442, Инспектор налоговый, 3444 Инспектор лицензионного отдела, службы.
|
12. Карточка профессии "Бухгалтер первой категории":
|
Код группы:
|
2411-1
|
Код наименования занятия:
|
-
|
Наименование профессии:
|
Бухгалтер первой категории
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
6
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС типовых квалификационных характеристик:
|
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
Бухгалтер первой категории Раздел 2, параграф 19, страница 227
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
Опыт работы в финансово-экономической деятельности не менее трех лет.
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Национальная профессиональная сертификация бухгалтера.
|
Другие возможные наименования профессии:
|
Главный бухгалтер;
Аудиторы;
Руководители (управляющие) специализированных подразделений по финансовым операциям и страхованию.
|
Основная цель деятельности:
|
Организация, планирование, координация и контроль текущей деятельности бухгалтерской службы.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Контроль за ведением бухгалтерского учета, расчетов за оказанные услуги, движением денежных средств на валютных и тенговых счетах, составлением бухгалтерской документации для формирования бухгалтерской отчетности. Участие в разработке учетной политике компании. Мониторинг своевременности и корректности учетных операций. Своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о со
2. Оформление соответствующих документов по работе бухгалтерии Контроль за хранением необходимых финансовых документов Участие в проведении расчетов с контрагентами, а также в контроле уровня дебиторской и кредиторской задолженности Контроль корректности анализа деятельности компании.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
1. Замещение главного бухгалтера в случае необходимости Участие от лица фирмы в рабочих встречах с внешними агентами.
|
Трудовая функция 1:
Контроль за ведением бухгалтерского учета, расчетов за оказанные услуги, движением денежных средств на валютных и тенговых счетах, составлением бухгалтерской документации для формирования бухгалтерской отчетности. Участие в разработке учетной политике компании. Мониторинг своевременности и корректности учетных операций. Своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации
|
Навык 1:
Контроль за ведением бухгалтерского учета, расчетов за оказанные услуги, движением денежных средств на счетах, составлением бухгалтерской документации для формирования бухгалтерской отчетности. Участие в разработке учетной политике компании
|
Умения:
|
Формировать объем работы бухгалтерской службы, структуру и численность сотрудников, а также определения финансовых, материально-технических ресурсов. Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе учетную политику компании. Раскрывать последствия изменений в учетной политике. Управление повышением квалификации сотрудников бухгалтерской службы. Контроль за ведением бухгалтерского учета, расчетов за оказанные услуги, движением денежных средств на валютных и тенговых счетах, составлением бухгалтерской документации для формирования бухгалтерской отчетности.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, в сфере деятельности экономического субъекта, методы: финансового анализа; внутреннего контроля, современные технологии автоматизированной обработки информации.
|
Возможность признания навыка:
|
-
|
Навык 2:
Мониторинг своевременности и корректности учетных операций. Своевременное представление, контроль корректности бухгалтерской информации Участие сдачи годовой и квартальной отчетности Участие в проведении аудиторских и инвентаризационных мероприятий
|
Умения:
Осуществлять внутренний контроль (внутренний аудит) ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Разрабатывать документы, регламентирующие работу внутреннего контроля (внутренний аудит). Осуществлять мониторинг соответствия внутреннего контроля (внутренний аудит) целям деятельности компании. Выявлять и оценивать риски, влияющие на достоверность бухгалтерской информации и риски от злоупотреблений. Умение проведения переговоров, управления конфликтными ситуациями, имеет навыки управления изменениями и выявления мошенничества. Определять полномочия, обязанности и ответственность работников за выполнение процедур внутреннего контроля (внутренний аудит), осуществлять проверку их выполнения. Проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля (внутренний аудит). Навыки применения аудиторских (в том числе аналитических) процедур.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан от "Об аудиторской деятельности, Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Гражданский кодекс Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, методы: финансового анализа; внутреннего контроля, современные технологии автоматизированной обработки информации.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Трудовая функция 2:
Оформление соответствующих документов по работе бухгалтерии Контроль за хранением необходимых финансовых документов Участие в проведении расчетов с контрагентами, а также в контроле уровня дебиторской и кредиторской задолженности Контроль корректности анализа деятельности компании
|
Навык 1:
Составление и представление финансовой отчетности, проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками
|
Умения:
|
Оценивать существенность информации в соответствии с установленными правилами показателей в отчетах, входящие в состав финансовой отчетности; Применять методы управленческого учета в отношении качественной и количественной информации с целью планирования, оценки результатов работы и контроля; Подготовка информации для принятия управленческих решений; Идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налоговую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные и внебюджетные фонды; Оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность предприятия. Применять методы финансового анализа информации, содержащиеся в финансовой отчетности; оценивать потенциальные риски. Применять результаты финансового анализа для целей бюджетирования и управления денежными потоками. Составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, в сфере деятельности экономического субъекта, методы: финансового анализа, внутреннего контроля, современные технологии автоматизированной обработки информации.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Обеспечение достижения целей и выполнения задач деятельности всех участков бухгалтерской службы Мидл-Офиса: Полнота и достоверность учета затрат и расходов; учета доходов; учета имущества и обязательств
|
Умения:
Владеть методикой распределения накладных расходов, учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Мониторинг расходования материальных ресурсов и соблюдение сметы расходов. Составлять управленческую отчетность о затратах на производство. Определять себестоимость продукции, работ и услуг. Контроль полноты исполнения договорных условий покупателей и заказчиков, и правильность отражения доходов от реализации.
|
Знания:
Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров. Производственные технологии и структуру предприятия. Современные системы и методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, распределения накладных расходов. МСФО. Учетный цикл и его этапы. Основы гражданского, налогового, трудового законодательства Республики Казахстан.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Дополнительная трудовая функция 1:
Замещение главного бухгалтера в случае необходимости участие от лица фирмы в рабочих встречах с внешними агентами
|
Навык 1:
Отслеживание изменений норм и законов в зоне своей ответственности и информирование руководства по данным изменениям
|
Умения:
|
Формировать данные по учету доходов и расходов для составления отчета о прибылях и убытках. Составлять смету доходов и расходов. Мониторинг дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе сверка взаимных расчетов с контрагентами, налоговым комитетом. Контроль за соблюдением финансовой и кассовой дисциплины. Обеспечение руководителей и заинтересованных лиц учетной информацией по соответствующим участкам учета Мидл-Офиса.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Гражданский кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, требования законодательства о правилах использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Самостоятельность и ответственность;
Умение быстро принимать решения;
Умение работать в команде;
Аналитическое мышление;
Поиск и анализ информации;
Способность к обучению и самообучению;
Инициативность;
Компьютерная грамотность;
Способен влиять на действия и поведение как лиц, принимающих решения, так и заинтересованных сторон организации демонстрируя устные и письменные коммуникативные навыки, и умение работать в команде.
Способен самостоятельно обосновывать решения по выбору организационной формы бухгалтерского учета, разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы и решать практические задачи, связанные с организацией постановки, ведения и восстановления бухгалтерского учета.
Способен оценивать решения, анализируя актуальную информацию, используя разнообразные аналитические методы, учитывая принципы корпоративной социальной ответственности и этические последствия.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
МСФО, МСФО для МСБ, НСФО и МСА.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
6
|
2411 Аудитор внутренний, 2411 Главный специалист в банковской системе, 2441 Экономист.
|
13. Карточка профессии "Бухгалтер высшей категории":
|
Код группы:
|
1221-1
|
Код наименования занятия:
|
-
|
Наименование профессии:
|
Бухгалтер высшей категории
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
7
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и типовых квалификационных характеристик:
|
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22003).
Бухгалтер высшей категории, главный бухгалтер раздел 1, параграф 12, страница 25.
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
послевузовское образование (магистратура, резидентура)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
С опытом практической работы в финансово-экономической сфере не менее пяти лет
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Национальная профессиональная сертификация бухгалтеров. Квалификационное свидетельство аудитора. Международные сертификационные программы, признанные регулирующими органами и работодателями.
|
Другие возможные наименования профессии:
|
Главный бухгалтер;
Финансовый аналитик;
Аудиторы;
Финансовый директор.
|
Основная цель деятельности:
|
Учет и контроль всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, формирование финансовой отчетности. Формирование документированной и систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Организация, планирование, координация и контроль ведения бухгалтерского и налогового учета, налоговых расчетов и деклараций компании. Подготовка и представление финансовой отчетности для отдельных предприятий и группы компаний в соответствии с МСФО, НСФО. Формирование внутренних организационно-распорядительных документов компании, устанавливающие порядок сбора, проверки, обработки и представления
2. Применять методики управленческого учета в отношении качественной и количественной информации с целью планирования, принятия решений, оценки результатов работы и контроля. Организация и методология системы управленческого учета. Формирование информации о затратах в целях осуществления поддержки системы управления хозяйствующими субъектами в вопросах планирования и принятия управленческих решений.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
Взаимодействие с внешними аудиторами для оценки внутреннего контроля (внутреннего аудита).
|
Трудовая функция 1:
Организация, планирование, координация и контроль ведения бухгалтерского и налогового учета, налоговых расчетов и деклараций компании. Подготовка и представление финансовой отчетности для отдельных предприятий и группы компаний в соответствии с МСФО, НСФО. Формирование внутренних организационно-распорядительных документов компании, устанавливающие порядок сбора, проверки, обработки и представления
|
Навык 1:
Совершенствование финансовой, учетной политики, налоговой учетной политики компании. Контроль доходов и расходов и обеспечение эффективного использования ресурсов. Составление и предоставление финансовой и управленческой отчетности.
|
Умения:
|
Руководить бухгалтерской службой: самостоятельность; аналитический склад ума; умение работать с большим объемом информации; умение работать в режиме многозадачности; требовательность к себе и подчиненным; умение аргументировать и отстаивать свою позицию. Обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления учетной документации. Уметь применять прогрессивные формы и методы ведения бухгалтерского учета на основе специализированных бухгалтерских программ. Осуществлять финансовый контроль, анализировать риски, обобщать финансовую и управленческую информацию. Применять методы финансового анализа и финансовых вычислений. Составлять отчеты об экономическом анализе деятельности компании, налогового планирования, формируя системы ключевых показателей и их плановых значений. Использовать методы принятия решений с целью оценки перспектив развития бизнеса. Взаимодействовать с банками, налоговыми службами и другими внешними пользователями финансовой информации для минимизации рисков компании. Самостоятельно выражать профессиональное суждение в принятии важных управленческих решений.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Гражданский кодекс Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан , Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя. Кодекс корпоративного управления.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Формировать и представлять финансовую отчетность для отдельных предприятий и группы компаний в соответствии с МСФО, НСФО и/или МСФО для МСБ.
|
Умения:
Разрабатывать методические указания, внутренние нормативные документы и рекомендации по ведению бухгалтерского и налогового учета. Определять содержание основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации. Анализировать и интерпретировать финансовую отчетность. Составлять финансовую отчетность, в том числе консолидированную отчетность по стандартам МСФО. Контроль по формированию и хранению базы данных бухгалтерской информации. Разграничение прав доступа для пользователей учетной системы.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, кодекс корпоративного управления. Компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Трудовая функция 2:
Применять методики управленческого учета в отношении качественной и количественной информации с целью планирования, принятия решений, оценки результатов работы и контроля. Организация и методология системы управленческого учета. Формирование информации о затратах в целях осуществления поддержки системы управления хозяйствующими субъектами в вопросах планирования и принятия управленческих решений
|
Навык 1:
Ведение управленческого учета в отношении качественной и количественной информации с целью планирования, принятия решений, оценки результатов и контроля
|
Умения:
|
Подготовка и представление управленческой отчетности для руководства компании. Умение выделять значимые и незначимые факторы, обеспечивать руководство своевременной и полезной информацией. Контроль и анализ экономических показателей бизнеса, находить точки роста компании. Мониторинг и корректировка плановых значений. Навыки в области применения методов управления хозяйственной деятельностью, охватывающие современные методы принятия решений, бюджетирования, применения ключевых показателей эффективности и контроля.
|
Знания:
Кодекс корпоративного управления. Учетная политика компании. Компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Формирование информации о затратах и генерирование данных о носителях затрат в целях осуществления поддержки системы управления хозяйствующими субъектами в вопросах планирования и принятия управленческих решений.
|
Умения:
Сбор данных в отношении объекта учета затрат в целях осуществления поддержки системы управления хозяйствующими субъектами в вопросах планирования и принятия управленческих решений. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции и услуг. Выявление внутрихозяйственных резервов, выработка предложений по устранению потерь и непроизводительных затрат. Применение методов формирования затрат и калькулирования себестоимости, утвержденных в учетной политике и ее контроль. Прогнозирование прибыли компании.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, кодекс корпоративного управления. компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Дополнительная трудовая функция 1:
Взаимодействие с внешними аудиторами для оценки внутреннего контроля (внутреннего аудита)
|
Навык 1:
Оценка информационных систем для определения риска контролей, оценки их потенциального эффекта, подготовки необходимых рекомендаций. Предоставление пояснений событиям после отчетной даты и принципа непрерывности деятельности.
|
Умения:
|
Выделять и описывать объем необходимой работы и доказательств для выполнения задач аудиторского проекта, и исполнения требований МСА. Понимать: значение, принципы, структуру построения международных стандартов аудита в обеспечении пользователей достоверной информацией; основные стандарты МСА, порядок и технику их применения для обеспечения пользователей достоверной информацией, для сокращения информационного риска пользователей, и снижения предпринимательского и финансового рисков; - оценивать аудиторские риски. Уметь использовать системы внутреннего контроля для целей аудита. Имеет навыки применения аудиторских (в том числе аналитических) процедур. Умение проведения переговоров, управления конфликтными ситуациями, навыки управления изменениями, а также навыки выявления мошенничества. Обеспечивать стратегическое и текущее планирование деятельности компании по оказанию консультационных услуг. Обеспечивать соблюдение соглашения о конфиденциальности.
|
Знания:
Кодекс корпоративного управления. Международные конвенции, договоры, а также иные различные аспекты международного договорного права, создания, управления и ликвидации международных корпорации, а также международных трудовых отношений. Компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя. Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность компании: профиль, специализация, особенности структуры (филиалов). Принципы, структуру построения МСА в обеспечении пользователей достоверной информацией; порядок и технику их применения. Международные конвенции, договоры, а также иные различные аспекты международного договорного права, создания, управления и ликвидации международных корпорации, а также международных трудовых отношений. Внутренний аудит и корпоративное управление и различия между внутренним и внешним аудитом. Системы внутреннего контроля и их использование для целей аудита.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Понимание бизнеса;
Самостоятельность и ответственность;
Сотрудничество и взаимодействие;
Стратегическое мышление;
Умение быстро принимать решения;
Умение работать в команде;
Аналитическое мышление;
Устные коммуникативные навыки;
Поиск и анализ информации;
Инициативность;
Лидерство;
Многозадачность;
Способен принимать и нести ответственность за решения задач и оценивать их последствия, анализируя актуальную информацию, используя разнообразные аналитические методы, учитывая принципы корпоративной социальной ответственности и этические последствия.
Способен влиять на действия и поведение как лиц, принимающих решения, так и заинтересованных сторон организации, демонстрируя устные и письменные коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Способен анализировать и представлять финансовую и управленческую информацию для внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Способен проявлять лидерские качества и практиковать самостоятельное обучение как для раскрытия индивидуального потенциала и формирования предпринимательского мышления, так и на благо служению обществу.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
МСФО, МСФО для МСБ, НСФО и МСА.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
7
|
1110 Глава представительства НБРК, 1231 Банкир ,2411 Главный специалист в банковской системе, 1346 Руководители служб и подразделений в сфере финансовой деятельности и страхования, 3311 Дилеры и брокеры по продаже ценных бумаг и финансовых документов, 2631 Экономисты.
|
14. Карточка профессии "Бухгалтер высшей категории":
|
Код группы:
|
0
|
Код наименования занятия:
|
-
|
Наименование профессии:
|
Бухгалтер высшей категории
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
8
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС типовых квалификационных характеристик:
|
Бухгалтер высшей категории
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
послевузовское образование (докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, степень доктора PhD по профилю, кандидата наук, доктора наук)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Уровень образования:
послевузовское образование (магистратура, резидентура)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность:
Бизнес и управление
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
Опыт работы: Управленческий опыт работы в крупных компаниях пять из последних семи лет.
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
Национальная профессиональная сертификация бухгалтеров. Квалификационное свидетельство аудитора. Международные сертификационные программы, признанные регулирующими органами и работодателями.
|
Другие возможные наименования профессии:
|
Директор по экономике;
Главный аудитор;
Финансовый аналитик;
Финансовый директор.
|
Основная цель деятельности:
|
Деятельность головных (материнских) компаний и/или группы компаний; консультации по вопросам управления; Стратегическое управление финансовыми ресурсами компании, способствующее повышению эффективности их использования, обеспечение экономической безопасности компании и объектов учета и контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Оценка и анализ влияния внешней среды на финансово-экономическую деятельность компании. Применение показатели методов управления оборотным капиталом. Проведение эффективной инвестиционной оценки. Выявление и оценка альтернативных источников финансирования бизнеса. Применение и комментирование принципов оценки бизнеса и активов. Применение методов управления рисками в бизнесе.
2. Финансовый анализ и планирование финансовых данных, разработка финансовой стратегии и ее реализации, управление инвестициями и финансовыми рисками, контроль за бухгалтерскими отчетами, работа в области налоговой системы, в том числе процедуры проведения налогового мониторинга, выпуска мотивированного мнения для налогового органа и проводить взаимосогласительные процедуры.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
Демонстрирует системное понимание в области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области.
|
Трудовая функция 1:
Оценка и анализ влияния внешней среды на финансово-экономическую деятельность компании. Применение показатели методов управления оборотным капиталом. Проведение эффективной инвестиционной оценки. Выявление и оценка альтернативных источников финансирования бизнеса. Применение и комментирование принципов оценки бизнеса и активов. Применение методов управления рисками в бизнесе.
|
Навык 1:
Отслеживание актуальной информации и изменений законодательства в экономической, налоговой и трудовой сферах
|
Умения:
|
Координировать и разрабатывать предложения по интегрированию информационных систем дочерних предприятий в информационную систему основного общества (субъекта консолидированной отчетности). Унифицировать методы бухгалтерского учета в рамках группы организаций в соответствии с МСФО. Решать нестандартные задачи на основе применения умений и знаний из смежных областей.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Гражданский кодекс Республики Казахстан , Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, международные конвенции, договоры, а также иные различные аспекты международного договорного права, создания, управления и ликвидации международных корпорации, а также международных трудовых отношений, финансов, маркетинга, международных рынков. МСФО, МСА, Кодекс корпоративного управления, компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Организация учета в компании, контроль соответствия фактических показателей плановым и анализ отклонений, координация информационного обмена между всеми подразделениями
|
Умения:
Определять цели, задачи и порядок организации методического обеспечения бухгалтерской службы головной компании (материнских) компаний и/или группы компаний. Разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы головной компании (материнских) компаний и/или группы компаний, устанавливающие порядок сбора, проверки, обработки и представления информации о деятельности группы организаций и учетную политику. Оценивать эффективность работников бухгалтерской службы. Определять рентабельность, окупаемость, вероятные риски по сравнению с потенциальной прибылью, в целом общую эффективность проекта.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Гражданский Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, кодекс корпоративного управления , методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности, компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Трудовая функция 2:
Финансовый анализ и планирование финансовых данных, разработка финансовой стратегии и ее реализации, управление инвестициями и финансовыми рисками, контроль за бухгалтерскими отчетами, работа в области налоговой системы, в том числе процедуры проведения налогового мониторинга, выпуска мотивированного мнения для налогового органа и проводить взаимосогласительные процедуры
|
Навык 1:
Мониторинг и корректировка плановых значений.
|
Умения:
|
Навыки формирования информации о затратах и объектах калькуляции в целях осуществления поддержки системы управления в вопросах планирования и принятия управленческих решений; углубленно теоретические основы управленческого учета, организация и методология системы управленческого учета. Обсуждать и применять методы управления оборотным капиталом. Проводить эффективную инвестиционную оценку. Выявлять и оценивать альтернативные источники финансирования бизнеса и применять принципы оценки бизнеса и активов. Объяснять и применять методы управления риском в бизнесе.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года "О валютном регулировании и валютном контроле", Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, кодекс корпоративного управления, компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя, различные методы бюджетирования и методы планирования и контроля, использовать стандартные системы калькуляции себестоимости с целью оценки и контроля результатов деятельности, и с целью принятия корректирующих мер, методы финансового анализа и финансовых вычислений, использование методов принятия решений с целью оценки перспектив развития бизнеса, повышения эффективности использования, применение методов оценки и анализа инвестиционных проектов, применение профессионального суждения в принятии важных управленческих решений, методы повышения доходности компании.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Навык 2:
Применение методов в области управления хозяйственной деятельностью, бюджетирования, ключевых показателей эффективности и контроля
|
Умения:
Понимание бюджетного процесса — деятельность государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению проектов бюджетов государственных и внебюджетных фондов, утверждению, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением. Основное назначение бюджетирования, заключающее в умении прогнозировать финансовое состояние компании, выраженное в виде лимитов расходов и затрат, оценка нормативов использования ресурсов, а также движения денежных, материальных и трудовых потоков. Применение Методов экспертного прогнозирования, Индексный метод, балансовый метод, Метод бюджетирования, ориентированного на результат, Метод экономического анализа, Метод экстраполяции, Программно-целевой метод.
|
Знания:
Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", Закон Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности, Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Гражданский кодекс Республики Казахстан, Бюджетный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", Социальный Кодекс Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Этики профессиональных бухгалтеров, МСФО, МСА, кодекс корпоративного управления, компьютерные программы в сфере финансово-экономической деятельности на уровне продвинутого пользователя. Выявлять и применять различные методы бюджетирования и методы планирования и контроля, использовать стандартные системы калькуляции себестоимости с целью оценки и контроля результатов деятельности, и с целью принятия корректирующих мер. Применять методы финансового анализа и финансовых вычислений. в использовании методов принятия решений с целью оценки перспектив развития бизнеса, повышения эффективности использования. Применение методов оценки и анализа инвестиционных проектов. Применение профессионального суждения в принятии важных управленческих решений, методы повышения доходности компании.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Дополнительная трудовая функция 1:
Демонстрирует системное понимание в области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области
|
Навык 1:
Планирует, разрабатывает, реализовывает и корректирует комплексный процесс научных исследований. Вносит вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые могут заслуживать публикации на национальном или международном уровне.
|
Умения:
|
Демонстрирует навыки разработки стратегии деятельности предприятия, перемен и непредсказуемости, умение справляться с долгосрочными и трудоемкими задачами. Умеет анализировать разнородную информацию, взвешивать риски, без потери мотивации и без ущерба для качества. Умеет формировать и развивать команды разного уровня. Умение генерировать идеи, прогнозировать результаты инновационной деятельности, осуществлять широкомасштабные изменения в профессиональной и социальной сфере, руководить сложными производственными и научными процессами.
|
Знания:
Знаний о предмете исследования в процессе его выполнения и цикле соответствующих исполнительских действий. Знание стратегии, управления процессами и деятельностью (в том числе инновационной), организации деятельности на уровне крупных институциональных структур. Знания на самом передовом уровне в области профессиональной деятельности. Применяет специальные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на самом передовом рубеже науки. Оценка профессиональной деятельности и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Методологические знания в области инновационно-профессиональной деятельности. Цифровая грамотность на уровне продвинутого пользователя.
|
Возможность признания навыка:
|
целиком
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Понимание бизнеса;
Самостоятельность и ответственность;
Сотрудничество и взаимодействие;
Стратегическое мышление;
Умение быстро принимать решения;
Умение работать в команде;
Управление изменениями;
Аналитическое мышление;
Устные коммуникативные навыки;
Поиск и анализ информации;
Способность к обучению и самообучению;
Инициативность;
Лидерство;
Многозадачность;
Способен принимать и нести ответственность за решения задач и оценивать их последствия, анализируя актуальную информацию, используя разнообразные аналитические методы, учитывая принципы корпоративной социальной ответственности и этические последствия.
Способен использовать соответствующие цифровые технологии, инструменты и теории, осуществляя профессиональные функции в сфере бизнеса и управления.
Способен влиять на действия и поведение как лиц, принимающих решения, так и заинтересованных сторон организации, демонстрируя устные и письменные коммуникативные навыки, и умение работать в команде.
Способен интегрировать ключевые концепты, парадигмы и теоретические разработки в функциональных областях менеджмента, маркетинга, прогнозирования будущего и аналитике данных для осуществления профессиональных функций в сфере управления и бизнеса.
Способен анализировать и представлять финансовую и управленческую информацию для внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Способен проявлять лидерские качества и практиковать самостоятельное обучение как для раскрытия индивидуального потенциала и формирования предпринимательского мышления, так и на благо служению обществу.
Способен решать проблемы методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных и научных процессов.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
МСФО, МСФО для МСБ, НСФО и МСА.
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
8
|
2412 Консультанты по финансовым вопросам и капиталовложениям, 1211 Управляющие финансовой деятельностью, 1219 Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы, 1223 Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам, 2120 Математики, актуарии и статистики, 2412 Консультанты по финансовым вопросам и капиталовложениям, 2413 Финансовые аналити.
|
8
|
1346 Руководители служб и подразделений в сфере финансовой деятельности и страхования, 2351 Специалисты по методике обучения, 2359 Специалисты-профессионалы в области образования, не входящие в другие группы.
|
15. Наименование государственного органа:
16. Организации (предприятия) участвующие в разработке:
Миржакыпова Седеп Токтамуратовна д.э.н., профессор, Директор товарищества с ограниченной ответственностью "Профессиональная сертификация бухгалтеров и финансистов"
17. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: №2, 04.12.2023 года
18. Национальный орган по профессиональным квалификациям: 20.10.2023 года
19. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": 29.08.2023 года
20. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 года
21. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2027 года