В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, Есильский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Есильскому району Акмолинской области на 2024-2029 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Есильского районного маслихата | А.Адильбаева |
"СОГЛАСОВАНО"
Аким Есильского района
С.Балжанов
7 февраля 2024 года
Приложение к решению Есильского районного маслихата от 7 февраля 2024 года № 8С - 16/3 |
Программа по управлению коммунальными отходами по Есильскому району на 2024-2029 годы Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ
1.1. Оценка текущего состояния управления отходами
1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года
1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи Программы
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач
2.3. Целевые показатели Программы
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Есильский район – административная единица Акмолинской области. Наименование районного центра – город Есиль, расстояние до областного центра – 350км., до столицы – 420 км.
Всего административно-территориальных единиц 15, в том числе: городов районного значения – 1, сел – 4, поселков – 1, сельских округов – 9.
Численность населения на 1 января 2023 года составила 20834 человек.
Есильский район расположен в юго-западной части Акмолинской области. На востоке граничит с Жаксынским районом, на юге с Жаркаинским районом, на Западе с Карасуским районом Костанайской области.
Рельеф местности представляет собой типичную для Северного Казахстана равнину (минимальное колебание высот).
Климат резко континентальный. Зима продолжительная, холодная и малоснежная, с сильными ветрами и метелями, резкими сменами температур в пределах суток (средняя температура от -15°С до -20°С). Среднегодовое количество атмосферных осадков: 200–280 мм., в горах до 400 мм. Среднегодовая скорость ветра 5,3 м/сек. Большая часть зимних осадков выпадает в январь–февраль месяцы.
Теплый период длится с середины апреля до середины сентября. Продолжительность безморозного периода 110-120 дней в году. Заморозки начинаются во второй половине сентября. Снежный покров появляется в конце ноября.
Растительность. На территории Есильского района в почвенном покрове преобладают южные малогумусовые черноземы, глинистые и суглинистые, часто в комплексе с солонцами, разнотравно - красноковыльная растительность, в южной части - полупустынные полынно - ковыльные степи, в поймах рек - луговая растительность. В северной части растут осинно-березовые околки.
Гидрография. По территории района протекают реки: Ишим (Есиль), Кызыл-су, Каракол, Жаныспай.
Экономика. Представлена отраслями сельского хозяйства, сориентировано на предприятиях, основывающихся на частной собственности, как производителей сельхозпродукции, так и ее переработчиков.
Описание мероприятий по управлению коммунальными отходами. Система управления с коммунальными отходами включают в себя потребителей (физических и юридических лиц), организаций, представляющих услуги сбора, вывоза, переработки, утилизации и удаления коммунальных отходов, местных исполнительных органов и других уполномоченных органов. Согласно принципу "загрязнитель платит" все расходы, связанные с управлением коммунальными отходами, обязаны возместить потребители – источники образования коммунальных отходов. Из этого следует, что единственным источником модернизации и развития системы управления с коммунальными отходами являются средства, оплачиваемые потребителями за предоставленные услуги.
Отсутствие приборов учета, позволяющих измерить потребленные услуги сбора, вывоза, переработки и удаления коммунальных отходов с территории населенного пункта, требует наличия норм накопления коммунальных отходов от всех объектов образования коммунальных отходов (население, объекты социального назначения и т.д.).
Программа управления отходами сформирована в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан, Концепции экологической безопасности Республики Казахстан. Программа разрабатывается в соответствии с принципом иерархии и должна содержать сведения об объеме и составе образуемых и (или) получаемых от третьих лиц отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
Настоящая программа по управлению отходами разработана в соответствии с требованиями:
- пп.1 п.3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года №400-VI ЗРК;
- Методическими рекомендациями местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами, утвержденными приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п;
- Приказа исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 06 августа 2021 года № 314 "Об утверждении Классификатор отходов";
- Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 22 июня 2021 года № 206 "Об утверждении методики расчета лимитов накопления отходов и лимитов захоронения отходов".
Настоящая Программа управления отходами разрабатывается на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
Основной целью программы является достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов и (или) уровня опасных свойств накопленных и образуемых отходов, а также отходов, находящихся в процессе обращения.
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ 1.1. Оценка текущего состояния управления отходами
Сохранение окружающей среды, входит в основные требования жизни человека. Переработать и утилизировать отходы, сократить объемы вывоза на полигоны, снизить негативное влияние захоронений, а также изучать и применять новые способы и технологии, обеспечивающие безопасность в области охраны окружающей среды, в целях постоянного улучшения показателей жизнедеятельности. Существующая ситуация показывает, что доля захоронения составляет – 96%, на энергетическую утилизацию и вторичное сырье приходится – по 2%. Реализация Программы предполагает увеличение доли энергетической утилизации, вторичного использования, переработки органических отходов до 20-22%, и снижение процента захоронения до 30-40%.
Морфологический состав отходов определены из места складирования отходов:
- пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)
- электронные отходы;
- бой стекла;
- отходы тканных материалов;
- шкуры;
- строительные отходы;
- навоз;
- птичий помет;
- зола.
Следующие отходы местными жителями используются в быту:
- пластик типа PET(E);
- стеклотара;
- бумага;
- дерево;
- зола;
- птичий помет;
- отходы подстилки из соломы;
-навоз.
Программой управления отходами на 2024-2029 годы предусмотрены показатели и меры постепенного снижения объемов и уровня опасных свойств накопленных и образуемых отходов.
1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года
Предпринимаемые меры по сокращению объемов образуемых отходов, соблюдение правил экологической безопасности при накоплении отходов, их сборе и транспортировке, меры по сортировке, повторному использованию, переработке и уменьшению опасных свойств и объемов отходов, их безопасное для окружающей среды захоронение, способствуют значительному снижению негативного влияния на людей и окружающую среду.
В сельских округах отсутствует организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов. Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 11 из 31 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета. В этой связи определить объемы отходов штучных изделий не представляется возможным.
Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении целей и задач настоящей Программы.
Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза.
Город Есиль
Количество анкетируемых: 239 человек (абонентов), что составляет 11,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 24 | 6 | 61 | 9 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 82 | 18 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 12 | 0 | 88 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 67 | 33 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 64 | 36 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 61 | 39 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 21 | 76 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 88 | 0 | 6 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 36 | 0 | 6 | 55 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 18 | 6 | 3 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 15 | 6 | 12 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 55 | 0 | 15 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 12 | 0 | 3 | 15 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 15 | 21 | 0 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 12 | 0 | 0 | 24 |
Зола | 0 | 0 | 12 | 0 | 0 | 24 |
село Аксай:
Количество анкетируемых: 32 человека (абонента), что составляет 11,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 47 | 0 | 0 | 53 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 3 | 97 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 44 | 0 | 88 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 13 | 88 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 3 | 97 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 75 | 0 | 25 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 6 | 0 | 0 | 94 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 3 | 44 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 28 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 22 | 0 | 47 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 0 | 0 | 41 | 22 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 0 | 16 | 44 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 0 | 0 | 31 | 19 |
Зола | 0 | 0 | 0 | 0 | 53 | 25 |
Бузулукский сельский округ:
Количество анкетируемых: 19 человек (абонентов), что составляет 8,5% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 58 | 0 | 0 | 42 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 16 | 84 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 47 | 0 | 53 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 5 | 95 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 5 | 95 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 84 | 0 | 16 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 11 | 5 | 84 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 37 | 21 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 37 | 26 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 53 | 0 | 47 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 37 | 0 | 26 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 21 | 11 | 58 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 26 | 0 | 37 | 16 |
Зола | 0 | 0 | 32 | 0 | 26 | 42 |
Двуреченский сельский округ:
Количество анкетируемых: 37 человек (абонентов), что составляет 15,1% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных, % | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 68 | 0 | 0 | 32 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 8 | 92 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 57 | 0 | 38 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 95 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 3 | 97 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 78 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 41 | 0 | 46 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 5 | 0 | 8 | 81 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 0 | 73 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 73 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 46 | 0 | 35 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 62 | 0 | 8 | 30 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 68 | 0 | 14 | 5 |
Навоз | 0 | 0 | 65 | 0 | 3 | 14 |
Зола | 0 | 0 | 62 | 0 | 3 | 19 |
Жаныспайский сельский округ:
Количество анкетируемых: 30 человек (абонентов), что составляет 11,4% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 7 | 93 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 7 | 0 | 0 | 93 |
Бутылки из стекла | 17 | 0 | 83 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 13 | 87 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 10 | 90 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 67 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 20 | 77 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 87 | 0 | 10 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 97 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 63 | 10 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 40 | 7 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 80 | 0 | 17 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 7 | 0 | 7 | 87 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 7 | 3 | 90 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 6 | 0 | 7 | 87 |
Зола | 73 | 0 | 20 | 0 | 7 | 0 |
Село Орловка:
Количество анкетируемых: 15 человек (абонентов), что составляет 12,6% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 47 | 0 | 14 | 40 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 27 | 0 | 13 | 60 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 33 | 0 | 67 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 20 | 80 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 47 | 53 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 67 | 0 | 33 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 13 | 87 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 20 | 53 | 27 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 67 | 33 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 53 | 0 | 47 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 0 | 0 | 80 | 13 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 13 | 13 | 73 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 0 | 0 | 87 | 7 |
Зола | 7 | 0 | 40 | 0 | 53 | 0 |
Юбилейный сельский округ:
Количество анкетируемых: 23 человека (абонента), что составляет 10,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 17 | 0 | 9 | 70 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 17 | 0 | 83 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 4 | 96 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 96 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 87 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 78 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 52 | 0 | 30 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 17 | 0 | 9 | 57 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 9 | 48 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 52 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 57 | 0 | 30 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 26 | 0 | 48 | 9 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 26 | 9 | 48 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 13 | 0 | 39 | 35 |
Зола | 17 | 0 | 9 | 0 | 43 | 0 |
Свободненский сельский округ:
Количество анкетируемых: 30 человек (абонентов), что составляет 10,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 33 | 0 | 17 | 50 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 20 | 77 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 7 | 0 | 90 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 20 | 80 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 23 | 77 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 27 | 73 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 3 | 0 | 93 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 80 | 0 | 13 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 43 | 0 | 13 | 40 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 13 | 23 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 17 | 17 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 63 | 0 | 0 | 7 |
Птичий помет | 0 | 0 | 13 | 0 | 7 | 53 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 10 | 30 | 20 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 17 | 0 | 13 | 27 |
Зола | 3 | 0 | 23 | 0 | 20 | 0 |
Красногорский сельский округ:
Количество анкетируемых: 35 человек (абонентов), что составляет 19,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 43 | 0 | 0 | 57 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 49 | 0 | 51 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 3 | 0 | 94 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 40 | 0 | 60 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 9 | 0 | 14 | 74 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 0 | 40 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 40 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 20 | 0 | 57 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 0 | 0 | 54 | 17 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 0 | 14 | 51 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 0 | 0 | 34 | 26 |
Зола | 31 | 0 | 0 | 0 | 69 | 0 |
Село Московское:
Количество анкетируемых: 26 человек (абонентов), что составляет 12,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 8 | 92 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 23 | 77 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 0 | 0 | 85 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 23 | 54 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 54 | 0 | 46 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 23 | 15 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 23 | 23 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 15 | 0 | 62 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 15 | 0 | 15 | 46 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 8 | 46 | 15 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 8 | 15 | 0 | 46 |
Зола | 0 | 0 | 31 | 0 | 15 | 0 |
Красивинский сельский округ:
Количество анкетируемых: 47 человек (абонентов), что составляет 8,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 29 | 0 | 2 | 69 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 2 | 96 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 85 | 0 | 15 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 94 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 79 | 0 | 13 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 6 | 0 | 2 | 90 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 0 | 88 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 79 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 79 | 0 | 10 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 79 | 0 | 13 | 6 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 73 | 0 | 13 | 10 |
Навоз | 0 | 0 | 73 | 0 | 13 | 10 |
Зола | 10 | 0 | 73 | 0 | 15 | 0 |
Каракольский сельский округ:
Количество анкетируемых: 28 человек (абонентов), что составляет 16,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 4 | 0 | 96 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Зола | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Интернациональный сельский округ:
Количество анкетируемых: 45 человек (абонентов), что составляет 24,4% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 69 | 0 | 11 | 18 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 13 | 0 | 36 | 51 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 67 | 0 | 33 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 20 | 80 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 9 | 91 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 11 | 89 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 24 | 76 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 73 | 0 | 27 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 20 | 0 | 0 | 80 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 7 | 93 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 7 | 93 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 71 | 0 | 29 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 49 | 0 | 2 | 49 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 62 | 31 | 2 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 73 | 0 | 2 | 24 |
Зола | 24 | 0 | 71 | 0 | 5 | 0 |
Зареченский сельский округ:
Количество анкетируемых: 15 человек (абонентов), что составляет 4,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 0 | 0 | 7 | 93 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 7 | 93 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 7 | 7 | 87 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 13 | 87 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 87 | 0 | 0 | 13 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 13 | 80 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 7 | 93 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Птичий помет | 67 | 0 | 33 | 0 | 0 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 13 | 80 | 7 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 60 | 0 | 0 | 40 |
Зола | 47 | 0 | 47 | 0 | 0 | 0 |
Село Знаменка:
Количество анкетируемых: 15 человек (абонентов), что составляет 10,0% от количества домов (абонентов).
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | Складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 7 | 0 | 13 | 80 | 0 | 0 |
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Бутылки из стекла | 7 | 0 | 93 | 0 | 0 | 0 |
Текстильные отходы | 0 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
Отходы дерева | 0 | 0 | 13 | 87 | 0 | 0 |
Отходы бумаги | 0 | 0 | 13 | 87 | 0 | 0 |
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Пищевые отходы | 0 | 0 | 53 | 0 | 0 | 47 |
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 0 | 0 | 20 | 53 | 0 | 0 |
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 0 | 0 | 20 | 53 | 0 | 0 |
Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна) | 0 | 0 | 73 | 0 | 13 | 0 |
Птичий помет | 0 | 0 | 87 | 0 | 7 | 0 |
Отходы подстилки из соломы | 0 | 0 | 60 | 7 | 20 | 0 |
Навоз | 0 | 0 | 60 | 0 | 13 | 0 |
Зола | 13 | 0 | 73 | 0 | 13 | 0 |
В таблице 1 приведены данные организаций района, где ведется учет образования отходов.
Таблица 1.
№ | Наименование отходов | Ед.изм | Объем образования | Операция с отходами | ||
2021 | 2022 | 2023 | ||||
1 | смешанные отходы | тонн | 1315,4 | 1323,1 | 1332,4 | Накопление в полигоне |
2 | отходы бумаги и картона | тонн | 1,7 | 1,2 | 1,7 | Переданы в сторонние организации |
3 | отходы пластика | тонн | 1,5 | 1,5 | 1,5 | Переданы в сторонние организации |
4 | отходы стеклянной тары | тонн | 1,5 | 1 | 1 | Переданы в сторонние организации |
Как показывает предварительный анализ деятельности населенных пунктов, где отсутствуют полигоны для размещения отходов, необходимо составление планов по реализации Программу управления отходами. Так населенные пункты расположенные относительно близко друг к другу могут при составлении планов работы по строительству полигонов объединиться по территориальности и осуществлять процесс строительства единого полигона. Таким образом, будут эффективно и целесообразно реализованы необходимые мероприятия и денежные средства, что в свою очередь будет иметь положительный эффект для данного населения.
1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами
На территории Есильского района под полигоны твердых бытовых отходов отведено 11 земельных участков.
Полигоны расположены в следующих населенных пунктах: г.Есиль, с.Заречное, с.Юбилейное, с.Ковыльное, с.Орловка, с.Караколь, с.Московское, с.Сурган, с.Приишимка, с.Раздольное, с.Биртал. Площадь данных полигонов от 0,7 до 7,0 Га.
Оформлены в полном объеме только 4 полигона: г.Есиль – собственник ГКП на ПХВ "Есильский горкомхоз", с.Заречное – собственник ТОО "Заречное", с.Ковыльное – собственник ТОО "Алтын ДЭН", с.Сурган – ТОО "Жасыбай ХХI".
Сортировочных линий на полигонах ТБО не имеется.
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
Ежегодно аппаратом акима города, сел и сельских округов предусматриваются средства на улучшение уровня благоустройства, а именно ликвидацию несанкционированных свалок:
2021 год – предусмотрено 6 186,9 тысяч тенге. Вывезено в общем объеме 2,8 тыс. м3 отходов.
2022 год – 5 500,0 тысяч тенге. Вывезено в общем объеме 2,5 тыс. м3 отходов.
2023 год – предусмотрено 5 269,8 тысяч тенге. Вывезено в общем объеме 2,28 тыс. м3 отходов.
В 2022 году из средств областного бюджета на обустройство, изготовление и монтаж 25 мусорных площадок на территории города Есиль выделено 4, 9 млн. тенге.
В 2023 году из средств областного бюджета на обустройство, изготовление и монтаж 50 мусорных площадок на территории города Есиль выделено 10,21 млн. тенге.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ 2.1. Цели и задачи Программы
Для комплексного решения вопросов управления коммунальными отходами разрабатывается Программа управления отходами на плановый период, являясь инструментом в достижении организации и эффективном управлении коммунальными отходами в своем регионе.
Целью Программы является улучшение качества предоставляемых услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, повышение охвата сбором и вывозом, увеличение количества раздельного сбора и переработки твердо-бытовых отходов, позволит минимизировать негативное влияние отходов на окружающую среду, и повысит целевые показатели нашего региона.
Основная задача Программы – эффективное управление приемом отходов: учҰт отходов, планирование количества отходов, контроль вывоза отходов, при необходимости использование вторичной переработки, планирование экономической рентабельности и создание при этом условий для социально-экономического роста и процветания участников процесса, принцип бережного отношения к природе. Снижение негативного воздействия на окружающую среду, экономику и социальное благополучие населения, комплексный подход к процессу принятия решений охраны и приумножения экологических ресурсов.
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач
Система управления коммунальными отходами сложна и многогранна, но она лежит в основе всех процессов и обеспечивает систему и порядок.
Осуществление участниками Программы качественных, эффективных действий направленных на достижение положительных результатов процесса.
Осуществление количественного контроля за движением отходов в целях учета объемов захоронения, а также объҰмов и времени накопления отходов вклад в выполнении следующих условий:
- снижение потенциального негативного воздействия и максимальное увеличение возможностей, связанных с хозяйственной деятельностью населения;
- учет долгосрочных последствий решений, принимаемых в ходе применения Программы;
- привлечение заинтересованных сторон к конструктивному диалогу;
- внедрение передовых методов организации производства и обеспечение прозрачности ведения Программы;
- переработка и захоронение отходов;
- получение достоверных сведений от специализированных предприятий об объемах сбора, сортировки, захоронения, утилизации для составления корректного анализа и формирования плана работы и проведения мероприятий.
2.3. Целевые показатели Программы
Сохранение положительного эффекта от реализации Программы в течение всего срока действия и после его окончания позволит укреплять потенциал и добиться положительного влияния проекта Программы на благосостояние общества.
Требования безопасности при управлении твердыми бытовыми отходами является обязательным для всех физических лиц и юридических, независимо от формы собственности.
Установление общих технических требований к оборудованию по уничтожению и обезвреживанию опасных медицинских отходов, правил управления и осуществления операций со строительными отходами, строительство новых мест размещения отходов, мусороперерабатывающих заводов, мест проведения термической обработки не предусматривается.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Соблюдение всей законодательной базы, действующие Законы и нормативные акты при осуществлении реализации Программы управления отходами. Соблюдение и проведение аналитического, экологического мониторинга.
Планирование. Составление и внедрение планов, направленных на пути достижения лимитов образований и накоплений у источников образования отходов.
Основными компонентами Программы управления отходами выступают информационные, экономические, организационно-управленческие методы. Таким образом, использование всех вышеуказанных процессов позволит осуществить поставленные задачи и цели.
Выполнение запланированных мероприятий по Программе управления отходами на 2024-2029 годы, в том числе раздельный сбор, сортировка, повторное использование, переработка, уменьшение объемов и опасных свойств отходов.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
На реализацию Программы управления отходами будут использованы бюджетные средства.
План финансирования по реализации Программы управления отходами представлен в таблице 4.1.
Наименование мероприятия | Период реализации | Объем финансирования, тыс. тенге |
Оплата труда | 2024-2029гг. | Согласно бюджету* |
Содержание и обслуживание транспортных средств | 2024-2029гг. | Согласно бюджету* |
Прочие расходы | 2024-2029гг. | Согласно бюджету* |
*примечание – объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета на соответствующий год.
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
План мероприятий является составной частью Программы и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач Программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию Программы и источников финансирования.
Целью Программы управления отходами является достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов образуемых отходов производства и потребления, а также сокращение воздействия образуемых отходов на окружающую среду.
План мероприятий по реализации Программы управления отходами на 2024-2029 годы включает в себя:
- своевременную разработку нормативных документов;
- проведение мониторинга для выявления объемов и ведение учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага);
- корректировка программы по управлению коммунальными отходами по Есильскому району на основании мониторинговых данных;
- строительство новых полигонов твердых бытовых отходов и узаконение имеющихся;
- организация сортировки твердых бытовых отходов на действующих полигонах твердых бытовых отходов.
- повышение экологической культуры физических и юридических лиц, а также создание необходимые условия для их привлечения на добровольной основе к реализации государственной экологической политики обеспечит экологическую безопасность при управлении отходами в быту, защиту жизни и здоровья людей, животных, растений и окружающей среды.
Пути снижения воздействия на окружающую среду в результате своей жизнедеятельности региона, регулярный диалог и взаимодействие с заинтересованными сторонами, реализация политики на местном уровне путем информирования и предоставления соответствующей информации, взаимодействие с местными сообществами, стремление выслушивать и реагировать своевременно имеет важное значение для достижения результатов Программы.
В соответствии с Приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482, утверждены Требования к раздельному сбору отходов, которыми необходимо руководствоваться в целях реализации Программы.