Об утверждении Программы по управлению коммунальными отходами по Есильскому району Акмолинской области на 2024-2029 годы

Новый

Решение Есильского районного маслихата Акмолинской области от 7 февраля 2024 года № 8С-16/3

      В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, Есильский районный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Есильскому району Акмолинской области на 2024-2029 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Есильского районного маслихата А.Адильбаева

      "СОГЛАСОВАНО"

      Аким Есильского района

      С.Балжанов

      7 февраля 2024 года

 
  Приложение к решению
Есильского районного маслихата
от 7 февраля 2024 года
№ 8С - 16/3

Программа по управлению коммунальными отходами по Есильскому району на 2024-2029 годы Оглавление

      ВВЕДЕНИЕ

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ

      1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами

      1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

      2.1. Цели и задачи Программы

      2.2. Пути достижения поставленных целей и задач

      2.3. Целевые показатели Программы

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

      Есильский район – административная единица Акмолинской области. Наименование районного центра – город Есиль, расстояние до областного центра – 350км., до столицы – 420 км.

      Всего административно-территориальных единиц 15, в том числе: городов районного значения – 1, сел – 4, поселков – 1, сельских округов – 9.

      Численность населения на 1 января 2023 года составила 20834 человек.

      Есильский район расположен в юго-западной части Акмолинской области. На востоке граничит с Жаксынским районом, на юге с Жаркаинским районом, на Западе с Карасуским районом Костанайской области.

      Рельеф местности представляет собой типичную для Северного Казахстана равнину (минимальное колебание высот).

      Климат резко континентальный. Зима продолжительная, холодная и малоснежная, с сильными ветрами и метелями, резкими сменами температур в пределах суток (средняя температура от -15°С до -20°С). Среднегодовое количество атмосферных осадков: 200–280 мм., в горах до 400 мм. Среднегодовая скорость ветра 5,3 м/сек. Большая часть зимних осадков выпадает в январь–февраль месяцы.

      Теплый период длится с середины апреля до середины сентября. Продолжительность безморозного периода 110-120 дней в году. Заморозки начинаются во второй половине сентября. Снежный покров появляется в конце ноября.

      Растительность. На территории Есильского района в почвенном покрове преобладают южные малогумусовые черноземы, глинистые и суглинистые, часто в комплексе с солонцами, разнотравно - красноковыльная растительность, в южной части - полупустынные полынно - ковыльные степи, в поймах рек - луговая растительность. В северной части растут осинно-березовые околки.

      Гидрография. По территории района протекают реки: Ишим (Есиль), Кызыл-су, Каракол, Жаныспай.

      Экономика. Представлена отраслями сельского хозяйства, сориентировано на предприятиях, основывающихся на частной собственности, как производителей сельхозпродукции, так и ее переработчиков.

      Описание мероприятий по управлению коммунальными отходами. Система управления с коммунальными отходами включают в себя потребителей (физических и юридических лиц), организаций, представляющих услуги сбора, вывоза, переработки, утилизации и удаления коммунальных отходов, местных исполнительных органов и других уполномоченных органов. Согласно принципу "загрязнитель платит" все расходы, связанные с управлением коммунальными отходами, обязаны возместить потребители – источники образования коммунальных отходов. Из этого следует, что единственным источником модернизации и развития системы управления с коммунальными отходами являются средства, оплачиваемые потребителями за предоставленные услуги.

      Отсутствие приборов учета, позволяющих измерить потребленные услуги сбора, вывоза, переработки и удаления коммунальных отходов с территории населенного пункта, требует наличия норм накопления коммунальных отходов от всех объектов образования коммунальных отходов (население, объекты социального назначения и т.д.).

      Программа управления отходами сформирована в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан, Концепции экологической безопасности Республики Казахстан. Программа разрабатывается в соответствии с принципом иерархии и должна содержать сведения об объеме и составе образуемых и (или) получаемых от третьих лиц отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.

      Настоящая программа по управлению отходами разработана в соответствии с требованиями:

      - пп.1 п.3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года №400-VI ЗРК;

      - Методическими рекомендациями местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами, утвержденными приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п;

      - Приказа исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 06 августа 2021 года № 314 "Об утверждении Классификатор отходов";

      - Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 22 июня 2021 года № 206 "Об утверждении методики расчета лимитов накопления отходов и лимитов захоронения отходов".

      Настоящая Программа управления отходами разрабатывается на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.

      Основной целью программы является достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов и (или) уровня опасных свойств накопленных и образуемых отходов, а также отходов, находящихся в процессе обращения.

1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ 1.1. Оценка текущего состояния управления отходами

      Сохранение окружающей среды, входит в основные требования жизни человека. Переработать и утилизировать отходы, сократить объемы вывоза на полигоны, снизить негативное влияние захоронений, а также изучать и применять новые способы и технологии, обеспечивающие безопасность в области охраны окружающей среды, в целях постоянного улучшения показателей жизнедеятельности. Существующая ситуация показывает, что доля захоронения составляет – 96%, на энергетическую утилизацию и вторичное сырье приходится – по 2%. Реализация Программы предполагает увеличение доли энергетической утилизации, вторичного использования, переработки органических отходов до 20-22%, и снижение процента захоронения до 30-40%.

      Морфологический состав отходов определены из места складирования отходов:

      - пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)

      - электронные отходы;

      - бой стекла;

      - отходы тканных материалов;

      - шкуры;

      - строительные отходы;

      - навоз;

      - птичий помет;

      - зола.

      Следующие отходы местными жителями используются в быту:

      - пластик типа PET(E);

      - стеклотара;

      - бумага;

      - дерево;

      - зола;

      - птичий помет;

      - отходы подстилки из соломы;

      -навоз.

      Программой управления отходами на 2024-2029 годы предусмотрены показатели и меры постепенного снижения объемов и уровня опасных свойств накопленных и образуемых отходов.

1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года

      Предпринимаемые меры по сокращению объемов образуемых отходов, соблюдение правил экологической безопасности при накоплении отходов, их сборе и транспортировке, меры по сортировке, повторному использованию, переработке и уменьшению опасных свойств и объемов отходов, их безопасное для окружающей среды захоронение, способствуют значительному снижению негативного влияния на людей и окружающую среду.

      В сельских округах отсутствует организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов. Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 11 из 31 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета. В этой связи определить объемы отходов штучных изделий не представляется возможным.

      Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении целей и задач настоящей Программы.

      Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза.

      Город Есиль

      Количество анкетируемых: 239 человек (абонентов), что составляет 11,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

24

6

61

9

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

82

18

0

0

Бутылки из стекла

12

0

88

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

67

33

0

0

Отходы бумаги

0

0

64

36

0

0

Отходы дерева

0

0

61

39

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

21

76

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

88

0

6

0

Пищевые отходы

0

0

36

0

6

55

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

18

6

3

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

15

6

12

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

55

0

15

0

Птичий помет

0

0

12

0

3

15

Отходы подстилки из соломы

0

0

15

21

0

0

Навоз

0

0

12

0

0

24

Зола

0

0

12

0

0

24

      село Аксай:

      Количество анкетируемых: 32 человека (абонента), что составляет 11,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

47

0

0

53

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

3

97

0

0

Бутылки из стекла

44

0

88

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

13

88

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

3

97

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

100

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

75

0

25

0

Пищевые отходы

0

0

6

0

0

94

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

3

44

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

0

28

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

22

0

47

0

Птичий помет

0

0

0

0

41

22

Отходы подстилки из соломы

0

0

0

16

44

0

Навоз

0

0

0

0

31

19

Зола

0

0

0

0

53

25

      Бузулукский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 19 человек (абонентов), что составляет 8,5% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

58

0

0

42

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

16

84

0

0

Бутылки из стекла

47

0

53

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

5

95

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

5

95

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

100

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

84

0

16

0

Пищевые отходы

0

0

0

11

5

84

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

37

21

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

37

26

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

53

0

47

0

Птичий помет

0

0

37

0

26

0

Отходы подстилки из соломы

0

0

21

11

58

0

Навоз

0

0

26

0

37

16

Зола

0

0

32

0

26

42

      Двуреченский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 37 человек (абонентов), что составляет 15,1% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных, %

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

68

0

0

32

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

8

92

0

0

Бутылки из стекла

57

0

38

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

0

95

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

3

97

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

78

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

41

0

46

0

Пищевые отходы

0

0

5

0

8

81

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

0

73

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

0

73

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

46

0

35

0

Птичий помет

0

0

62

0

8

30

Отходы подстилки из соломы

0

0

68

0

14

5

Навоз

0

0

65

0

3

14

Зола

0

0

62

0

3

19

      Жаныспайский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 30 человек (абонентов), что составляет 11,4% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

0

0

7

93

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

7

0

0

93

Бутылки из стекла

17

0

83

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

13

87

0

0

Отходы дерева

0

0

10

90

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

67

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

20

77

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

87

0

10

0

Пищевые отходы

0

0

0

0

3

97

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

63

10

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

40

7

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

80

0

17

0

Птичий помет

0

0

7

0

7

87

Отходы подстилки из соломы

0

0

7

3

90

0

Навоз

0

0

6

0

7

87

Зола

73

0

20

0

7

0

      Село Орловка:

      Количество анкетируемых: 15 человек (абонентов), что составляет 12,6% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

47

0

14

40

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

27

0

13

60

0

0

Бутылки из стекла

33

0

67

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

20

80

0

0

Отходы дерева

0

0

0

100

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

47

53

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

67

0

33

0

Пищевые отходы

0

0

0

0

13

87

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

20

53

27

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

67

33

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

53

0

47

0

Птичий помет

0

0

0

0

80

13

Отходы подстилки из соломы

0

0

13

13

73

0

Навоз

0

0

0

0

87

7

Зола

7

0

40

0

53

0

      Юбилейный сельский округ:

      Количество анкетируемых: 23 человека (абонента), что составляет 10,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

17

0

9

70

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

0

100

0

0

Бутылки из стекла

17

0

83

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

4

96

0

0

Отходы дерева

0

0

0

96

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

87

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

78

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

52

0

30

0

Пищевые отходы

0

0

17

0

9

57

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

9

48

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

0

52

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

57

0

30

0

Птичий помет

0

0

26

0

48

9

Отходы подстилки из соломы

0

0

26

9

48

0

Навоз

0

0

13

0

39

35

Зола

17

0

9

0

43

0

      Свободненский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 30 человек (абонентов), что составляет 10,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

33

0

17

50

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

20

77

0

0

Бутылки из стекла

7

0

90

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

20

80

0

0

Отходы дерева

0

0

23

77

0

0

Отходы бумаги

0

0

27

73

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

3

0

93

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

80

0

13

0

Пищевые отходы

0

0

43

0

13

40

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

13

23

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

17

17

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

63

0

0

7

Птичий помет

0

0

13

0

7

53

Отходы подстилки из соломы

0

0

10

30

20

0

Навоз

0

0

17

0

13

27

Зола

3

0

23

0

20

0

      Красногорский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 35 человек (абонентов), что составляет 19,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

43

0

0

57

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

0

100

0

0

Бутылки из стекла

49

0

51

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

0

100

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

3

0

94

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

40

0

60

0

Пищевые отходы

0

0

9

0

14

74

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

0

40

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

0

40

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

20

0

57

0

Птичий помет

0

0

0

0

54

17

Отходы подстилки из соломы

0

0

0

14

51

0

Навоз

0

0

0

0

34

26

Зола

31

0

0

0

69

0

      Село Московское:

      Количество анкетируемых: 26 человек (абонентов), что составляет 12,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

0

0

8

92

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

23

77

0

0

Бутылки из стекла

0

0

85

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

0

100

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

23

54

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

54

0

46

0

Пищевые отходы

0

0

0

0

0

100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

23

15

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

23

23

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

15

0

62

0

Птичий помет

0

0

15

0

15

46

Отходы подстилки из соломы

0

0

8

46

15

0

Навоз

0

0

8

15

0

46

Зола

0

0

31

0

15

0

      Красивинский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 47 человек (абонентов), что составляет 8,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

29

0

2

69

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

2

96

0

0

Бутылки из стекла

85

0

15

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

0

100

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

94

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

79

0

13

0

Пищевые отходы

0

0

6

0

2

90

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

0

88

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

0

79

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

79

0

10

0

Птичий помет

0

0

79

0

13

6

Отходы подстилки из соломы

0

0

73

0

13

10

Навоз

0

0

73

0

13

10

Зола

10

0

73

0

15

0

      Каракольский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 28 человек (абонентов), что составляет 16,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

0

0

0

100

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

0

100

0

0

Бутылки из стекла

100

0

0

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

0

100

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

0

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

0

0

100

0

Пищевые отходы

0

0

0

0

0

100

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

4

0

96

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

0

100

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

100

0

0

0

Птичий помет

0

0

0

0

0

100

Отходы подстилки из соломы

0

0

0

100

0

0

Навоз

0

0

0

0

0

100

Зола

100

0

0

0

0

0

      Интернациональный сельский округ:

      Количество анкетируемых: 45 человек (абонентов), что составляет 24,4% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

69

0

11

18

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

13

0

36

51

0

0

Бутылки из стекла

67

0

33

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

20

80

0

0

Отходы дерева

0

0

9

91

0

0

Отходы бумаги

0

0

11

89

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

24

76

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

73

0

27

0

Пищевые отходы

0

0

20

0

0

80

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

7

93

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

7

93

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

71

0

29

0

Птичий помет

0

0

49

0

2

49

Отходы подстилки из соломы

0

0

62

31

2

0

Навоз

0

0

73

0

2

24

Зола

24

0

71

0

5

0

      Зареченский сельский округ:

      Количество анкетируемых: 15 человек (абонентов), что составляет 4,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

0

0

7

93

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

7

93

0

0

Бутылки из стекла

7

7

87

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

13

87

0

0

Отходы дерева

0

0

0

100

0

0

Отходы бумаги

0

0

0

100

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

100

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

100

0

0

0

Пищевые отходы

0

0

87

0

0

13

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

13

80

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

7

93

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

100

0

0

0

Птичий помет

67

0

33

0

0

0

Отходы подстилки из соломы

0

0

13

80

7

0

Навоз

0

0

60

0

0

40

Зола

47

0

47

0

0

0

      Село Знаменка:

      Количество анкетируемых: 15 человек (абонентов), что составляет 10,0% от количества домов (абонентов).

Вид отхода


Способ утилизации, доля анкетированных

Повторно использует

Сдает в пункт приема

Складирует для вывоза в полигон

Сжигает

Размещает на прилегающем участке

Использует для компоста или корма

Бутылки пластика

7

0

13

80

0

0

Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика

0

0

0

100

0

0

Бутылки из стекла

7

0

93

0

0

0

Текстильные отходы

0

0

0

100

0

0

Отходы дерева

0

0

13

87

0

0

Отходы бумаги

0

0

13

87

0

0

Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы

0

0

100

0

0

0

Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.)

0

0

100

0

0

0

Пищевые отходы

0

0

53

0

0

47

Шкуры крупно рогатого скота/лошади

0

0

20

53

0

0

Шкуры мелко-рогатого скота/свиней

0

0

20

53

0

0

Строительные отходы (бой кирпича и бетона, пластиковые окна)

0

0

73

0

13

0

Птичий помет

0

0

87

0

7

0

Отходы подстилки из соломы

0

0

60

7

20

0

Навоз

0

0

60

0

13

0

Зола

13

0

73

0

13

0

      В таблице 1 приведены данные организаций района, где ведется учет образования отходов.

      Таблица 1.

Наименование отходов

Ед.изм

Объем образования

Операция с отходами

2021

2022

2023

1

смешанные отходы

тонн

1315,4

1323,1

1332,4

Накопление в полигоне

2

отходы бумаги и картона

тонн

1,7

1,2

1,7

Переданы в сторонние организации

3

отходы пластика

тонн

1,5

1,5

1,5

Переданы в сторонние организации

4

отходы стеклянной тары

тонн

1,5

1

1

Переданы в сторонние организации

      Как показывает предварительный анализ деятельности населенных пунктов, где отсутствуют полигоны для размещения отходов, необходимо составление планов по реализации Программу управления отходами. Так населенные пункты расположенные относительно близко друг к другу могут при составлении планов работы по строительству полигонов объединиться по территориальности и осуществлять процесс строительства единого полигона. Таким образом, будут эффективно и целесообразно реализованы необходимые мероприятия и денежные средства, что в свою очередь будет иметь положительный эффект для данного населения.

1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами

      На территории Есильского района под полигоны твердых бытовых отходов отведено 11 земельных участков.

      Полигоны расположены в следующих населенных пунктах: г.Есиль, с.Заречное, с.Юбилейное, с.Ковыльное, с.Орловка, с.Караколь, с.Московское, с.Сурган, с.Приишимка, с.Раздольное, с.Биртал. Площадь данных полигонов от 0,7 до 7,0 Га.

      Оформлены в полном объеме только 4 полигона: г.Есиль – собственник ГКП на ПХВ "Есильский горкомхоз", с.Заречное – собственник ТОО "Заречное", с.Ковыльное – собственник ТОО "Алтын ДЭН", с.Сурган – ТОО "Жасыбай ХХI".

      Сортировочных линий на полигонах ТБО не имеется.

1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года

      Ежегодно аппаратом акима города, сел и сельских округов предусматриваются средства на улучшение уровня благоустройства, а именно ликвидацию несанкционированных свалок:

      2021 год – предусмотрено 6 186,9 тысяч тенге. Вывезено в общем объеме 2,8 тыс. м3 отходов.

      2022 год – 5 500,0 тысяч тенге. Вывезено в общем объеме 2,5 тыс. м3 отходов.

      2023 год – предусмотрено 5 269,8 тысяч тенге. Вывезено в общем объеме 2,28 тыс. м3 отходов.

      В 2022 году из средств областного бюджета на обустройство, изготовление и монтаж 25 мусорных площадок на территории города Есиль выделено 4, 9 млн. тенге.

      В 2023 году из средств областного бюджета на обустройство, изготовление и монтаж 50 мусорных площадок на территории города Есиль выделено 10,21 млн. тенге.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ 2.1. Цели и задачи Программы

      Для комплексного решения вопросов управления коммунальными отходами разрабатывается Программа управления отходами на плановый период, являясь инструментом в достижении организации и эффективном управлении коммунальными отходами в своем регионе.

      Целью Программы является улучшение качества предоставляемых услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, повышение охвата сбором и вывозом, увеличение количества раздельного сбора и переработки твердо-бытовых отходов, позволит минимизировать негативное влияние отходов на окружающую среду, и повысит целевые показатели нашего региона.

      Основная задача Программы – эффективное управление приемом отходов: учҰт отходов, планирование количества отходов, контроль вывоза отходов, при необходимости использование вторичной переработки, планирование экономической рентабельности и создание при этом условий для социально-экономического роста и процветания участников процесса, принцип бережного отношения к природе. Снижение негативного воздействия на окружающую среду, экономику и социальное благополучие населения, комплексный подход к процессу принятия решений охраны и приумножения экологических ресурсов.

2.2. Пути достижения поставленных целей и задач

      Система управления коммунальными отходами сложна и многогранна, но она лежит в основе всех процессов и обеспечивает систему и порядок.

      Осуществление участниками Программы качественных, эффективных действий направленных на достижение положительных результатов процесса.

      Осуществление количественного контроля за движением отходов в целях учета объемов захоронения, а также объҰмов и времени накопления отходов вклад в выполнении следующих условий:

      - снижение потенциального негативного воздействия и максимальное увеличение возможностей, связанных с хозяйственной деятельностью населения;

      - учет долгосрочных последствий решений, принимаемых в ходе применения Программы;

      - привлечение заинтересованных сторон к конструктивному диалогу;

      - внедрение передовых методов организации производства и обеспечение прозрачности ведения Программы;

      - переработка и захоронение отходов;

      - получение достоверных сведений от специализированных предприятий об объемах сбора, сортировки, захоронения, утилизации для составления корректного анализа и формирования плана работы и проведения мероприятий.

2.3. Целевые показатели Программы

      Сохранение положительного эффекта от реализации Программы в течение всего срока действия и после его окончания позволит укреплять потенциал и добиться положительного влияния проекта Программы на благосостояние общества.

      Требования безопасности при управлении твердыми бытовыми отходами является обязательным для всех физических лиц и юридических, независимо от формы собственности.

      Установление общих технических требований к оборудованию по уничтожению и обезвреживанию опасных медицинских отходов, правил управления и осуществления операций со строительными отходами, строительство новых мест размещения отходов, мусороперерабатывающих заводов, мест проведения термической обработки не предусматривается.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      Соблюдение всей законодательной базы, действующие Законы и нормативные акты при осуществлении реализации Программы управления отходами. Соблюдение и проведение аналитического, экологического мониторинга.

      Планирование. Составление и внедрение планов, направленных на пути достижения лимитов образований и накоплений у источников образования отходов.

      Основными компонентами Программы управления отходами выступают информационные, экономические, организационно-управленческие методы. Таким образом, использование всех вышеуказанных процессов позволит осуществить поставленные задачи и цели.

      Выполнение запланированных мероприятий по Программе управления отходами на 2024-2029 годы, в том числе раздельный сбор, сортировка, повторное использование, переработка, уменьшение объемов и опасных свойств отходов.

4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      На реализацию Программы управления отходами будут использованы бюджетные средства.

      План финансирования по реализации Программы управления отходами представлен в таблице 4.1.

Наименование мероприятия

Период реализации

Объем финансирования, тыс. тенге

Оплата труда

2024-2029гг.

Согласно бюджету*

Содержание и обслуживание транспортных средств

2024-2029гг.

Согласно бюджету*

Прочие расходы

2024-2029гг.

Согласно бюджету*

      *примечание – объем финансирования будет уточняться при формировании бюджета на соответствующий год.

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      План мероприятий является составной частью Программы и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач Программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию Программы и источников финансирования.

      Целью Программы управления отходами является достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов образуемых отходов производства и потребления, а также сокращение воздействия образуемых отходов на окружающую среду.

      План мероприятий по реализации Программы управления отходами на 2024-2029 годы включает в себя:

      - своевременную разработку нормативных документов;

      - проведение мониторинга для выявления объемов и ведение учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага);

      - корректировка программы по управлению коммунальными отходами по Есильскому району на основании мониторинговых данных;

      - строительство новых полигонов твердых бытовых отходов и узаконение имеющихся;

      - организация сортировки твердых бытовых отходов на действующих полигонах твердых бытовых отходов.

      - повышение экологической культуры физических и юридических лиц, а также создание необходимые условия для их привлечения на добровольной основе к реализации государственной экологической политики обеспечит экологическую безопасность при управлении отходами в быту, защиту жизни и здоровья людей, животных, растений и окружающей среды.

      Пути снижения воздействия на окружающую среду в результате своей жизнедеятельности региона, регулярный диалог и взаимодействие с заинтересованными сторонами, реализация политики на местном уровне путем информирования и предоставления соответствующей информации, взаимодействие с местными сообществами, стремление выслушивать и реагировать своевременно имеет важное значение для достижения результатов Программы.

      В соответствии с Приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482, утверждены Требования к раздельному сбору отходов, которыми необходимо руководствоваться в целях реализации Программы.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.