В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2019 года № 501 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 17 июня 2019 года № 24 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение республиканского государственного учреждения "Комитет искусственного интеллекта и развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан".
2. Департаменту развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан" в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии на казахском и русском языках в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
3) принять иные меры вытекающие из настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего первого вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр | Ж. Мадиев |
Утверждено приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от "__" мая 2024 года № __ |
Положение республиканского государственного учреждения "Комитет искусственного интеллекта и развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан"
Глава 1. Общие положения
1. Комитет искусственного интеллекта и развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее – Комитет) является ведомством Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее – Министерство), осуществляющим руководство в сферах искусственного интеллекта, государственной поддержки инновационной деятельности, развитие внутристрановой ценности в сфере инновационной деятельности, научно-технического развития, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.
6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждается в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
8. Местонахождение Комитета: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район Есиль, проспект Мангилик Ел, здание № 55/5.
9. Полное наименование Комитета – республиканское государственное учреждение "Комитет искусственного интеллекта и развития инноваций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан".
10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.
12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета.
Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.
Глава 2. Основные задачи, функции, права и обязанности Комитета
13. Задачи Комитета:
1) формирование и реализация государственной политики в сферах искусственного интеллекта, технологической политики, развития инновационной системы, научно-технического развития, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий;
2) создание условий для стимулирования инновационной и научно-технической деятельности, развития искусственного интеллекта, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий;
14. Права и обязанности:
1) обеспечивает реализацию возложенных на Комитет задач и функций;
2) вносит предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;
3) запрашивает и получает от иных государственных органов и должностных лиц информацию, документы и материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Комитета;
4) вносит предложения по всем вопросам своей деятельности;
5) обеспечивает доступность подзаконных актов, определяющие порядок оказания государственных услуг;
6) обеспечивает информированность потребителей государственных услуг о порядке оказания государственных услуг;
7) не разглашает информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;
8) вносит предложения по созданию консультативно-совещательных органов (рабочих групп, комиссий, советов) по курируемым направлениям деятельности;
9) проводит совещания, семинары, конференции, круглые столы, конкурсы и иные мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
10) привлекает соответствующих специалистов для участия в экспертизах по вопросам, отнесенным к своей компетенции;
11) участвует в предоставлении соответствующей информации некоммерческим организациям, проводящим общественный мониторинг, в установленном законодательством порядке;
12) принимает и рассматривает обращения физических и юридических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
13) осуществляет иные права и обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
15. Функции Комитета:
1) обеспечение формирования и реализации государственной политики в сферах искусственного интеллекта, технологической политики, развития инновационной системы, научно-технического развития, электронной промышленности, цифровых активов и информационных технологий (далее - регулируемых сферах);
2) выработка и реализация нормативного правового регулирования в регулируемых сферах;
3) обеспечение работы по утверждению состава и положения о деятельности экспертных советов в регулируемых сферах;
4) обеспечение работы по согласованию документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан в регулируемых сферах;
5) осуществление межотраслевой координации в регулируемых сферах;
6) организация и обеспечение деятельности консультативно-совещательных органов в регулируемых сферах;
7) обеспечение определения приоритетных направлений предоставления инновационных грантов;
8) разработка правил предоставления инновационных грантов на коммерциализацию технологий;
9) разработка правил предоставления инновационных грантов на технологическое развитие действующих предприятий;
10) разработка правил предоставления инновационных грантов на технологическое развитие отраслей;
11) обеспечение выделения на основе договора, заключаемого с национальным институтом развития в области инновационного развития, средств на предоставление инновационных грантов;
12) разработка методики и критериев осуществления технологического прогнозирования, функционирования отраслевых центров технологических компетенций, организации технологических платформ и разработки целевых технологических программ;
12-1) разработка целевых технологических программ;
13) разработка методики по определению критериев инновационности проектов;
13-1) разработка правил инициирования экспериментальных режимов для апробирования инновационных проектов;
13-2) разработка методики расчета национального индекса развития инновационной деятельности;
13-3) разработка классификации инновационной деятельности;
14) разработка методики оценки эффективности реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности;
15) разработка методики и критериев осуществления технологического прогнозирования, функционирования отраслевых центров технологических компетенций, организации технологических платформ и разработки целевых технологических программ;
16) согласование стратегий и планов развития юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, аффилированных с ними юридических лиц, национальных управляющих холдингов (за исключением Фонда национального благосостояния), национальных холдингов, национальных компаний (за исключением национальных компаний, входящих в группу Фонда национального благосостояния) и аффилированных с ними юридических лиц в части развития искусственного интеллекта, технологической политики, развития инновационной системы, научно-технического развития, электронной промышленности, цифровых активов и развития отрасли информационных технологий;
17) заключение с национальными управляющими холдингами, национальными холдингами, национальными компаниями и аффилированными с ними юридическими лицами технологических меморандумов, содержащих вопросы развития искусственного интеллекта, технологической политики, развития инновационной системы, научно-технического развития, электронной промышленности, цифровых активов информационных технологий; 18) разработка правил оказания услуг по содействию в развитии бизнес-инкубирования;
19) проведение правового мониторинга в отношении нормативных-правовых актов, разработчиком которых является Комитет, либо относящихся к их компетенции;
20) выработка предложений по развитию искусственного интеллекта, технологической политики, развития инновационной системы, научно-технического развития и цифровых активов в Республики Казахстан, в том числе на основе международного опыта, осуществление мониторинга и координация ее элементов;
21) разработка положения о Совете по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан и обеспечивает внесение в Правительство Республики Казахстан предложения по формированию его состава;
22) внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по определению национального института развития в области инновационного развития и перечня иных юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченных на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
23) обеспечение утверждения отчетов по выполненным программам содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли, финансируемым за счет бюджетных средств и из других источников;
24) предоставление информации о реализации мер по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли в уполномоченный орган;
25) методологическое обеспечение коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
26) планирование, реализация мер по стимулированию коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
26-1) реализация государственной политики в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
26-2) участие в реализации программы по подготовке, переподготовке кадров и повышению квалификации в области коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
27) обеспечение представления информации об эффективности и реализации мер по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли в уполномоченный орган в области науки;
28) обеспечение привлечения в пределах компетенции субъектов промышленно-инновационной деятельности к участию в бизнес-форумах, конференциях и семинарах по инвестиционной тематике;
29) обеспечение поиска и проведения в пределах компетенции переговоров с потенциальными инвесторами, в том числе иностранными, с целью привлечения их к участию в реализации промышленно-инновационных проектов;
30) обеспечение оказания содействия субъектам промышленно-инновационной деятельности по вхождению в глобальные цепочки добавленной стоимости, в том числе путем применения технической документации на производство новых видов товаров и мировых производственных франшиз ведущих мировых производителей, лидирующих по конкретным товарам;
31) внесение предложений по определению отраслевых центров технологических компетенций в курируемых отраслях по рекомендациям Совета по технологической политике;
32) обеспечение разработки в пределах компетенции мер по продвижению несырьевого экспорта с учетом международных обязательств Республики Казахстан и осуществление его продвижения;
33) обеспечение распространения в пределах компетенции информации о промышленно-инновационных проектах в средствах массовой информации, в том числе иностранных, посредством загранучреждений, а также через иностранные дипломатические и приравненные к ним представительства и консульские учреждения на территории Республики Казахстан;
34) обеспечение стимулирования в пределах компетенции действующих инвесторов на осуществление реинвестирования;
35) обеспечение привлечения в пределах компетенции инвесторов, в том числе иностранных, для создания совместных производств;
36) обеспечение привлечения в пределах компетенции транснациональных корпораций для вхождения в глобальные цепочки добавленной стоимости;
37) обеспечение внесения предложений по определению в курируемых направлениях отраслевых центров технологических компетенций, целевых технологических программ и организации технологических платформ для рассмотрения на Совете по технологической политике;
38) координация и мониторинг проекта "Стимулирование продуктивных инноваций" реализуемый совместно с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), финансируемых из республиканского бюджета и внешнего займа;
39) разработка правил оплаты услуг национального института развития в области инновационного развития при предоставлении инновационных грантов;
40) предоставление инновационных грантов с привлечением национального института развития в области инновационного развития;
41) оценка эффективности мер государственной поддержки инновационной деятельности;
42) исключен приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 10.12.2024 № 784/НҚ;43) обеспечение осуществления мониторинга реализации программ содействия коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в соответствующей отрасли;
44) разработка Правил лицензирования деятельности по цифровому майнингу;
45) разработка Правил оказания государственной услуги "Аккредитация цифровых майнинговых пулов";
46) разработка Правил учета и ведения реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга;
47) разработка Правил представления сведений о доходах цифровых майнеров и цифровых майнинговых пулов для целей их налогообложения;
48) разработка проверочных листов в сфере цифровых активов в отношении цифровых майнеров и цифровых майнинговых пулов;
49) разработка квалификационных требований для осуществления деятельности по цифровому майнингу и перечня документов, подтверждающих соответствие им;
50) выдача лицензии на осуществление деятельности по цифровому майнингу;
51) проведение аккредитации цифровых майнинговых пулов;
52) осуществление государственного контроля в сфере цифровых активов, а также за соблюдением лицами, осуществляющими выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов, законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
52-1) разработка перечня видов обеспеченных цифровых активов, признаваемых на территории Республики Казахстан;
52-2) разработка порядка выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов;
52-3) ведение государственного реестра лиц, осуществляющих деятельность по выпуску обеспеченных цифровых активов;
52-4) разработка правил оформления решения о выпуске обеспеченных цифровых активов;
52-5) выдача разрешения на выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов;
53) ведение реестра аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга;
54) составление протоколов, рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях в сфере цифровых активов;
55) обеспечение реализации проектов и программ в области электронной промышленности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
55-1) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и внедрение современных технологий;
56) осуществление отраслевой экспертизы проектов в сфере электронной промышленности;
57) разрабатывает требования к унифицированному рабочему месту или терминальной системе государственных органов и местных исполнительных органов, а также требований по унификации компонентов объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;
58) разработка правил формирования и ведения реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, а также критерии по включению программного обеспечения и продукции электронной промышленности в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности;
59) формирование и ведение реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности;
60) разработка правил осуществления отраслевой экспертизы в сфере электронной промышленности;
61) разработка перечня приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий и критериев собственного производства;
61-1) создание условий для развития отрасли информационно-коммуникационных технологий;
61-2) разработка правил осуществления мониторинга реализации государственной технологической политики в регионах;
61-3) формирование предложений по определению перечня специальностей, по которым требуется подготовка специалистов для приоритетных секторов экономики, на основе представляемых субъектами промышленно-инновационной деятельности сведений о потребностях в специалистах и направление в уполномоченный орган по вопросам занятости населения;
61-4) управление, ведение, сопровождение, обеспечение функционирования и использования информационной системы "Единое окно" национальной инновационной системы;
61-5) выработка и реализация нормативного правового регулирования в области развития технологий искусственного интеллекта;
62) разработка перечня товаров, импорт которых освобождаются от налога на добавленную стоимость;
63) утверждение правил деятельности международного технологического парка "Астана Хаб", включая порядок оказания услуг и определения их стоимости;
64) осуществление координации деятельности международного технологического парка "Астана Хаб";
65) утверждение правил представления сведений о привлеченных иностранцах и лицах без гражданства международным технологическим парком "Астана Хаб", представляемых уполномоченному органу по вопросам миграции населения и Комитету национальной безопасности Республики Казахстан, их состава и периодичности по согласованию с уполномоченным органом по вопросам миграции населения и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан;
66) обеспечение на ежегодной основе по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям внесение предложений в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций по внесению изменений и дополнений в реестр профессий в пределах компетенции Комитета;
67) обеспечение на ежегодной основе по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям разработка предложений по разработке и (или) актуализации профессиональных стандартов и направление их в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций в пределах компетенции Комитета;
68) внесение предложений по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям внесение предложений в уполномоченный орган в области признания профессиональных квалификаций по условиям признания профессиональных квалификаций для рассмотрения на заседании Национального совета по профессиональным квалификациям в пределах компетенции Комитета; 69)внесение предложений по разработке и (или) актуализация отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций в пределах компетенции Комитета;
70) внесение предложений по разработке и (или) актуализация профессиональных стандартов на основе Национального классификатора занятий Республики Казахстан, отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций в пределах компетенции Комитета;
71) внесение предложений по утверждению профессиональных стандартов по согласованию с отраслевым советом по профессиональным квалификациям и уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций с учетом заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан;
72) внесение предложений на ежегодной основе по согласованию с местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы формирование потребности рынка труда в признании профессиональных квалификаций с учетом актуальности профессий в текущем и будущем периодах в порядке, определенном уполномоченным органом в области признания профессиональных квалификаций в пределах компетенции Комитета;
73) осуществление международного сотрудничества в сферах искусственного интеллекта, технологической политики, развития инновационной системы, научно-технического развития, цифровых активов и отрасли информационных технологий, представление интересов Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах;
73-1) осуществление международного сотрудничества в сфере электронной промышленности и представление интересов Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах;
74) обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
75) осуществление иных полномочий в пределах компетенции Комитета в регулируемых сферах.
Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 10.12.2024 № 784/НҚ.Глава 3. Статус и полномочия Председателя Комитета при организации его деятельности
16. Руководство Комитетом осуществляется председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих полномочий.
17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Полномочия председателя Комитета:
1) определяет обязанности и полномочия руководителей структурных подразделений Комитета;
2) утверждает положение о структурных подразделениях Комитета;
3) по вопросам своей компетенции издает приказы;
4) представляет Комитет в государственных органах, иных организациях;
5) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины;
6) утверждают конкурсные документации для проведения процедур государственных закупок, утверждают технические спецификации, согласуют план государственных закупок Министерства, подписывают договора о государственных закупках, договора о гражданско-правовых сделках, утверждают акты выполненных (оказанных) услуг, работ товаров.
7) назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
8) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказание материальной помощи, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников Комитета;
9) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников Комитета за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
10) разрабатывает и представляет на утверждение руководству Министерства ежегодный план работы Комитета и ежегодный отчет о результате его деятельности;
11) обеспечивает подготовку бюджетной заявки Комитета, представление бюджетной заявки Руководителю аппарата Министерства, который представляет его Министру для внесения ее на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;
12) обеспечивает разработку плана финансирования Комитета и вносит на утверждение Руководителю аппарата Министерства;
13) организует разработку проектов нормативных правовых актов в пределах компетенции Комитета;
14) принимает решения по другим вопросам, отнесенных к его компетенции;
15) в пределах своей компетенции принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Комитете, и несет персональную ответственность;
16) осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством Республики Казахстан.
Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.
20. Председатель определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.
Глава 4. Имущество Комитета
21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.
Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.
23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета
24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.