В соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № 493 "О создании Научно-технического совета по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ Министерства энергетики Республики Казахстан";
2) приказ исполняющего обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 2 мая 2024 года № 183 "О внесении изменений в приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № 493 "О создании Научно-технического совета по рассмотрению проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ Министерства энергетики Республики Казахстан".
3. Департаменту цифровизации Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его копии в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после подписания настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра энергетики Республики Казахстан |
А. Жамауов |
Утверждено приказом И.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 24 октября 2024 года № 382 |
Положение о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о научно-техническом совете Министерства энергетики Республики Казахстан (далее – Положение) разработано в соответствии с подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике".
2. Настоящее Положение определяет правовые и организационные основы деятельности научно-технического совета Министерства энергетики Республики Казахстан (далее – НТС).
3. НТС является консультативно-совещательным органом при Министерстве энергетики Республики Казахстан (далее – Министерство) и создается в целях выработки предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), а также оценки научно-технических проектов и программ в регулируемых сферах Министерства.
4. В своей деятельности НТС руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Глава 2. Основные задачи и функции НТС
5. Деятельность НТС направлена на решение следующих основных задач:
1) разработка предложений и содействие в реализации государственной политики в области науки и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
2) выработка предложений по формированию реализации научно-технических проектов и программ;
3) выработка предложений по совершенствованию законодательных актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
4) рассмотрение проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ в регулируемых сферах Министерства;
5) разработка предложений и реализация мер по обеспечению прозрачности отчислений и распределений средств, направляемых недропользователями на финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ.
6) выработка предложений и участие в развитии отраслевых научных организаций и организации технологической и инновационной деятельности.
6. В соответствии с возложенными на него задачами, НТС выполняет следующие функции:
1) по вопросам финансирования научных исследований, научных, научно-технических проектов и программ, НИОКР и технологических работ, а также проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) из средств государственного бюджета:
вырабатывает предложения по формированию научно-технических и научно-технологических задач и программ Министерства;
вырабатывает предложения по формированию специализированных направлений в целях реализации приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности;
вырабатывает предложения при разработке конкурсных документаций по грантовому и программно-целевому финансированию проектов и программ, а также проектов по коммерциализации РННТД;
вырабатывает предложения при разработке технических заданий по программно-целевому финансированию;
рассматривает заявки, направляемые в уполномоченный орган в области науки для определения форм и объемов финансирования, выделяемых для реализации проектов и программ;
рассматривает и вырабатывает рекомендации научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования;
2) по вопросам государственной технологической политике и мерам государственной поддержке инновационной деятельности:
разрабатывает предложения по основным направлениям государственной технологической политики;
вырабатывает предложения по определению приоритетов технологического развития и основных направлений государственной технологической политики;
вырабатывает рекомендации по вопросам инновационного и технологического развития страны;
вырабатывает предложения по совершенствованию инновационной системы и деятельности субъектов инновационной системы, участвующих в государственной поддержке инновационной деятельности;
рассматривает и вырабатывает предложения по государственной технологической политики по отраслевым направлениям;
вырабатывает предложения по определению ключевых (приоритетных) технологий, отраслевых центров технологических компетенций, целевых технологических программ и организации технологических платформ в отраслях;
вырабатывает предложения по формированию и развитию системы поиска технологий, их идентификации и оказания содействия в их продвижении на рынок;
вырабатывает предложения по определению приоритетных направлений предоставления инновационных грантов, для дальнейшего предоставления в уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности.
3) по вопросам финансирования из средств недропользователей в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 129, подпунктом 2) пункта 1 статьи 178 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 212 Кодекса Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" в размере 1% (одного процента) от затрат на добычу полезных ископаемых на поддержку и развитие науки и технологий:
формирование перечня приоритетных отраслевых направлений (далее - Перечень) для проведения научных исследований и проектов цифровизации в регулируемых сферах Министерства и его актуализация;
рассмотрение и согласование программ научных исследований и проектов цифровизации, представленных недропользователями;
выработка рекомендаций по дальнейшему их использованию выполненных научных исследований и проектов цифровизации;
рассмотрение и рекомендация к принятию промежуточных и/или итоговых отчетов о ходе исполнения программ научных исследований и проектов цифровизации, представленных недропользователями;
рассматривает и согласовывает вопросы недропользователей на привлечение иностранных поставщиков для проведения НИОКР и последующего внедрения полученных результатов на территории Республики Казахстан.
4) иные вопросы в рамках выполнения задач Министерства:
рассматривает и согласовывает стратегические и программные документы подведомственных научных организаций;
заслушивает отчеты о научной, научно-технической и производственной деятельности подведомственных научных организаций;
рассматривает вопросы сотрудничества с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, высшими учебными заведениями, недропользователями, предпринимателями, субъектами квазигосударственного сектора с целью создания совместных производств, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции и (или) внедрение новых технологий;
рассматривает и вырабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, а также в регулируемых сферах Министерства;
рассматривает другие вопросы с выработкой соответствующих рекомендаций по поручению первого руководителя Министерства.
Глава 3. Организация деятельности НТС
7. Состав НТС формируется Министерством с учетом предложений и рекомендаций государственных органов, научного сообщества и субъектов частного предпринимательства, а также юридическими лицами, в том числе недропользователями, и утверждается первым руководителем Министерства.
8. НТС состоит из Председателя, двух заместителей, постоянных членов и независимых экспертов. В состав НТС входят ведущие ученые по отраслям, представители государственных органов и институтов развития, Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", национальных холдингов и компаний, члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, недропользователей, а также профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.
9. Для формирования состава НТС в Министерство направляются резюме кандидата в произвольной форме с указанием сведений, подтверждающих соответствие кандидата требованиям пунктам 10 и 11 настоящего Положения.
10. В состав НТС избираются ученые:
1) являющиеся гражданами Республики Казахстан;
2) имеющие степень доктора (PhD), доктора по профилю, доктора или кандидата наук, являющиеся работниками аккредитованных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в течение 3 (трех) лет до даты формирования состава НТС или занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в зарубежных научных организациях или научных организациях и организациях высшего и (или) послевузовского образования;
3) имеющие стаж научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы в регулируемых сферах Министерства 5 (пять) лет.
11. Семьдесят процентов (70 %) от состава НТС состоит из работников и (или) экспертов, имеющих стаж работы 5 (пять) лет:
1) государственных органах;
2) национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, рекомендованных соответствующими организациями в регулируемых сферах Министерства;
3) члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, недропользователей, профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.
4) субъектов частного предпринимательства и их объединений, рекомендованных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".
12. НТС состоит из постоянных членов НТС и независимых экспертов:
1) члены НТС участвуют на заседаниях НТС на постоянной основе с правом голоса;
2) независимые эксперты НТС по приглашению Председателя НТС или заменяющего его лица принимают участие в заседаниях НТС без права голоса, по вопросам, касающимся их направлений деятельности с правом представления рекомендаций и (или) особого мнения по рассматриваемому вопросу.
13. Председатель НТС и его два заместителя избираются членами НТС из числа членов НТС посредством открытого голосования на первом заседании НТС.
14. Председатель НТС:
1) председательствует на заседаниях и руководит его деятельностью;
2) обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;
3) определяет повестку дня, дату, время, место и форму проведения заседаний НТС;
4) подписывает протоколы заседаний НТС;
5) осуществляет общую координацию над реализацией решений НТС.
15. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.
16. Состав НТС утверждается сроком на 3 (три) года и состоит из нечетного числа членов в количестве 9 (девять) и 25 (двадцать пять) человек.
17. Работу НТС организует Рабочий орган. Рабочим органом НТС является организация, находящаяся в ведении Министерства акционерное общество "Ситуационно-аналитический центр топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан" (далее – Рабочий орган).
18. Рабочий орган в целях обеспечения деятельности НТС осуществляет:
1) организационно-техническое обеспечение работы НТС;
2) сбор предложений по формированию Перечня от членов НТС на ежегодной основе;
3) сбор материалов, направляемых членам НТС за 5 (пять) рабочих дней до проведения заседания;
4) составление и координация выполнения планов и отчетов о работе НТС.
5) приглашает на заседания НТС представителей государственных органов и организаций (по согласованию);
6) запрашивает необходимую информацию от государственных органов и организаций (по согласованию).
19. Секретарь, являющийся должностным лицом рабочего органа НТС, осуществляет:
1) подготовку, сбор и систематизацию материалов к заседаниям;
2) своевременное направление членам НТС и приглашенным лицам уведомлений о проведении заседаний НТС;
3) формирование повестки дня заседаний, протоколирование заседаний;
4) подготовку проектов решений НТС и оформление протоколов после заседаний.
20. Заседания НТС проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
21. Решения НТС принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано 2/3 голосов от общего количества членов, присутствующих на заседании НТС. При равенстве голосов решающим является голос Председателя. Секретарь не является членом НТС и не голосует при принятии решений. При наличии у членов НТС и независимых экспертов особого мнения по вынесенному на голосовании вопросу, Секретарь вносит в протокол соответствующую запись.
22. Работа НТС осуществляется в форме проведения очных и заочных заседаний. Заседания НТС могут проводится с использованием инфокоммуникационных технологий и систем связи Министерства. Протоколы заседания, материалы по вопросам повестки дня, отчеты, акты передаются в Министерство и хранятся в соответствии с приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 236 "Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33339).
23. Решение НТС оформляется протоколом и подписывается Председателем, членами НТС и Секретарем. Копии протоколов рассылаются членам НТС.
24. Рабочий орган НТС ежегодно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным годом, представляет в Министерство и в уполномоченный орган в области науки информацию о работе НТС по итогам отчетного периода.