В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 15) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Костанайский городской маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по управлению коммунальными отходами города Костанай на 2024-2029 годы.
2. Настоящее решение вводится в действие со дня его официального опубликования.
Председатель Костанайского городского маслихата | О. Байгабулов |
Утверждена | |
решением Костанайского | |
городского маслихата | |
от "10" октября 2024 года | |
№ 124 |
ПРОГРАММА по управлению коммунальными отходами города Костанай на 2024-2029 годы
Содержание
Список сокращений | 4 | |||
Термины и определения | 5 | |||
Паспорт Программы | 6 | |||
Введение | 8 | |||
1 | Общие сведения | 10 | ||
1.1. | Административно-территориальное деление | 10 | ||
1.2 | Мероприятия по управлению коммунальными отходами, заложенные в действующих программных документах, планах развития территории | 11 | ||
2 | Анализ текущего состояния управлениями коммунальными отходами | 12 | ||
2.1 | Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в городе Костанай | 12 | ||
2.2 | Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами | 13 | ||
2.3 | Морфологический состав коммунальных отходов | 13 | ||
2.4 | Количественные и качественные показатели текущей ситуации с образованием, накоплением, восстановлением и удалением отходов | 15 | ||
2.5 | Анализ управления коммунальными отходами по классификации и способам накопления коммунальных отходов | 22 | ||
3 | Цели, задачи и целевые показатели | 27 | ||
3.1 | Цель и задачи Программы | 27 | ||
3.2 | Целевые показатели Программы | 27 | ||
4 | Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач | 28 | ||
4.1 | Пути достижения поставленных целей и задач | 28 | ||
4.2 | Меры по обеспечению достижения установленных целевых показателей, а также поддержка и создание условий для реализации Программы | 29 | ||
4.3 | Мониторинг деятельности субъектов, осуществляющих сбор, транспортировку, восстановление и удаление коммунальных отходов | 31 | ||
4.4 | Анализ действующей политики государственного регулирования развития Программы и моделирование прогнозных расчетов | 33 | ||
5 | Необходимые ресурсы | 35 | ||
6 | План мероприятий по реализации Программы | 35 | ||
7 | Мониторинг реализации Программы | 40 |
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ИП | Индивидуальный предприниматель |
МИО | Местный исполнительный орган |
Отдел ЖКХ | Государственное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная" |
Программа | Программа по управлению коммунальными отходами города Костанай |
ПЭТ | Полиэтилентерефталат |
ТБО | Твердые бытовые отходы |
ТОО | Товарищество с ограниченной ответственностью |
ТЭО | Технико-экономическое обоснование |
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:
1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;
2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.
Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.
Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.
Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Введение
Настоящая Программа разрабатывается на 2024-2029 годы и направлена на совершенствование системы обращения с ТБО, разработку плана мероприятий по реализации установленных целей, задач и показателей, предусматривающего внедрение раздельного сбора, повышение доли утилизации и переработки отходов, уменьшение объемов отходов, подвергаемых захоронению на полигонах, развитию инфраструктуры по обращению с отходами, улучшению административного управления системой обращения с отходами, повышению осведомленности общественности по управлению отходами и другие.
В Программе описаны:
1) сбор и систематизация данных об объемах и составе отходов, скорости образования, классификации, способах накопления, сбора, транспортировки, сортировки, обезвреживания, восстановления и удаления коммунальных отходов, существующей инфраструктуры по обращению с коммунальными отходами на соответствующей территории;
2) сведения о существующей инфраструктуре по управлению коммунальными отходами, пунктами сбора, сортировки и переработки вторсырья, полигонах коммунальных отходов, а также несанкционированных местах накопления отходов;
3) существующая ситуация со сбором и вывозом строительных, крупногабаритных, пищевых, медицинских отходов и других отходов от населения. Соответствующая инфраструктура по управлению данными видами отходов и текущие меры по развитию системы восстановления данных отходов;
4) сведения о количестве населения в городе на рассматриваемой территории, динамике его роста и развития территорий;
5) анализ проводимой информационной разъяснительной работы и способов предоставления информации, ориентированной на образователей отходов по системе раздельного сбора отходов, увеличения доли утилизации и переработки коммунальных отходов, информирования о проводимых работах со стороны местных исполнительных органов;
6) определение целей, задач и показателей Программы, предусматривающих снижение негативного воздействия коммунальных отходов на окружающую среду, становление целевых показателей Программы, которые представлены в виде количественных или качественных значений;
8) разработка плана мероприятий по реализации установленных целей, задач и показателей, предусматривающего внедрение раздельного сбора, повышение доли утилизации и переработки отходов, уменьшение объемов отходов, подвергаемых захоронению на полигонах, развитию инфраструктуры по обращению с отходами, улучшению административного управления системой обращения с отходами, повышению осведомленности общественности по управлению отходами и другие.
Реализация Программы повысит качество предоставляемых услуг в сфере обращения с ТБО, увеличит количество собираемых и перерабатываемых вторичных материальных ресурсов, позволит максимально использовать энергетический потенциал ТБО, а также минимизировать негативное влияние на окружающую среду, оказываемое в результате обращения с ТБО. Тем самым, Программа будет способствовать существенному улучшению качества и условий жизни жителей города Костанай.
1. Общие сведения
1.1. Административно-территориальное деление
Город Костанай расположен в степной зоне на северо-востоке Тургайского плато, в юго-западной части Западно-Сибирской равнины, на реке Тобол, в 571 километрах к северо-западу от Астаны (по трассе 704 километра) и 529 километрах к северо-востоку от города Актобе (по трассе 706 км). Ближайшим городом-миллионником является российский Челябинск, расположенный в 260 километрах (по трассе более 300 км) к северо-западу от города Костаная. Город Костанай расположен в холмистой части тучных степей Тургайского плато на левом берегу реки Тобол. Этот край характеризуется холодными зимами и относительно прохладными летними сезонами.
Площадь составляет 242 км2.
Средняя температура января от -12,9 ºС до -22,2 ºС. С 15 ноября по 27 марта, то есть 133 дня на территории сохраняются устойчивые морозы. В апреле температура воздуха достигает положительных значений, а в мае они уже превышают +10 ºС. Самый жаркий месяц – июль, средняя температура которого от +13,5 ºС до +20,2 ºС. Абсолютный максимум составляет +41 ºС. Продолжительность безморозного периода составляет от 115 до 180 дней.
Город Костанай – урбанистический центр, один из опорных городов северного макрорегиона; административный, торговый, индустриальный и социально-культурный центр Костанайской области.
Конкурентными преимуществами города являются развитая транспортная инфраструктура, создание наукоемких, высокотехнологичных, экспортоориентированных производств, наличие высококвалифицированных кадров, удобные транспортные связи с Российской Федерацией.
Костанай является одним из региональных центров отраслевой специализации в области сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии.
В областном центре создается индустриальная зона с перспективой развития отраслей пищевой и легкой промышленности. Активно развиваются объекты торговли, малого и среднего бизнеса, здравоохранения, предприятия по обслуживанию транзитных грузов и оптовой торговли.
Численность населения на 01.09.2024 года – 270 921 человек.
Средняя плотность населения – 1 119 человек на 1 кв. км.
Рисунок 1. Ситуационная схема города Костанай
Динамика демографических процессов города Костанай в перспективе будет определяться взаимодействием всей совокупности факторов общественного развития как традиционных, давно сложившихся, так и новых, формирующихся в ходе нарастающих социально-экономических изменений и преобразований в жизни общества.
Характер демографического развития города Костаная будет определяться естественным и миграционным приростом населения, масштабы и направленность которых будут зависеть от результатов социально-экономических преобразований:
1) развития экономического потенциала города;
2) развития рынка жилья;
3) занятости и уровня оплаты труда;
4) государственной и местной социальной политики и других факторов.
1.2. Мероприятия по управлению коммунальными отходами заложенные в действующих программных документах, планах развития территории
Основными нормативными правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, утвержденные приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов, утвержденная приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377, Методические рекомендации местным исполнительным органам по разработке Программы по управлению коммунальными отходами, утвержденные приказом Министра экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154-п.
Программа управления отходами на 2024-2029 годы разработана в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан: местные исполнительные органы городов областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа управления отходами становится основным документом по обращению с отходами и является неотъемлемой частью экологического разрешения.
2. Анализ текущего состояния управлениями коммунальными отходами
2.1. Оценка текущего состояния управления коммунальными отходами в городе Костанай
Описание и оценка существующих методов обращения с отходами проводились на основе данных, встреч и обсуждений с представителями МИО, а также посещений объектов и пунктов сбора отходов.
На сегодняшний день по городу Костанай отсутствует система управления фильтратом и свалочным газом. Также отсутствуют сортировочные станции.
Система раздельного сбора отходов и сортировки у источников образования ТБО минимальная, так как нет мест сбыта. Система мониторинга полигонов и свалок недостоточна. Мусоровозы не оснащены уплотняющим устройством, имеют низкую степень вместимости, что увеличивает количество поездок и эксплуатационные расходы.
Количество контейнеров является недостаточным. На территории, на которой сбор отходов осуществляется контейнерным методом, применяются контейнеры различной вместимостью и материала.
Повсеместно установлены контейнеры 5-и видов: евро контейнеры; железные контейнеры на 0,75 кубических метров; сетчатые для ПЭТ отходов; железные для стекла, пластика, пивной банки и бумаги; для люминистентных ламп, батереек и прочее. Евроконтейнеры при возгорании сгорают; крышки ломаются. Мусорные площадки в большинстве случаев ограждены.
Кроме того, существует проблема неплательщиков, пользующихся услугами ТБО: жители частных домов размешают отходы в находящихся по соседству контейнерах многоэтажных домов.
Также имеется проблема переполнения контейнерных площадок и образования несанкционированных свалок рядом с площадками. Часть отходов складируется в неустановленных местах. В частности, жители частного сектора оставляют крупногабаритные отходы (траву, ветки, строительный мусор, мебель, технику) на контейнерных площадках, оплачиваемых жителями многоквартирных домов, а жители многоквартирных домов оставляют ненужные двери или рамы на лестничной площадке или во дворе. При этом, вывоз крупногабаритных отходов происходит раз в десять дней подрядными организациями.
Удалением отходов вокруг мусорной площадки и очисткой прилегающих к ней участков занимаются подрядные организации.
Бродячие животные питаясь отходами рядом с площадками сбора, являются угрозой безопасности.
Анализ исходной информации при разработке настоящей Программы показал проблемы в управлении сферой обращения с отходами, включая отсутствие должного контроля.
2.2. Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами
На сегодняшний день по городу насчитывается 550 мусорных площадок, на которых расположено 1 984 контейнера. Сбор, вывоз и переработку твердых бытовых отходов производят несколько организаций: ТОО "Тазалык-2012", ТОО "Горизонт-2014" и ТОО "Экопром". Основной целью является поддержание жизнеобеспечения инфраструктуры города Костаная, осуществляющие хозяйственную деятельность по вывозу, утилизации, переработке и захоронению ТБО, жидких, строительных и иных видов отходов в области жилищно-коммунального хозяйства.
В свою очередь, сортировку твердых бытовых отходов в городе Костанай производят ТОО "2*2", ИП "Дорофеева" (eco-city), ТОО "НПК ЭКОПРОМ", ТОО "Атамекен 4 плюс" и ИП "Ибрагимова".
2.3. Морфологический состав коммунальных отходов
По итогам 2022 года объем накопления ТБО в г. Костанай составил 99 926 тонн.
Ниже представлен морфологический состав ТБО.
Диаграмма 1 - Морфологический состав ТБО, 2022 г
Как видно из графика, наибольшие объемы мусора приходятся на пластик и стекло.
По результатам морфологического анализа мусора в г. Костанай выявлены следующие ценные фракции ТБО, пригодные для дальнейшей сортировки/переработки:
- Пластик;
- Бумажные отходы;
- Стекло.
В процессе жизнедеятельности населения образуются различные виды отходов (пластик, жестяная тара, бумага, картон, стекло, пищевые отходы и т.д.). Однако их состав и объем претерпевает изменения. К примеру, в частном секторе, некоторые виды отходов утилизируются населением самостоятельно (сжигание в бытовых печах, использование в виде корма для животных). Вывозятся лишь те отходы, которые не могут быть утилизированы в домашних условиях (жестяная тара, стекло). Нельзя забывать данный фактор при подсчете количества отходов.
Рисунок 2. Морфологический состав ТБО
2.4. Количественные и качественные показатели текущей ситуации с образованием, накоплением, восстановлением и удалением отходов
К коммунальным отходам относятся ТБО и отходы потребления, образующиеся в населенных пунктах, в том числе в результате жизнедеятельности человека, а также отходы производства, близкие к ним по составу и характеру образования.
Нормы накопления ТБО — это количество отходов, образующихся на расчетную единицу в единицу времени (год, день).
Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или в объеме (кубический метр). Количество образуемых отходов, зависит от степени благоустройства жилых домов (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, системы отопления), этажности, уровня жизни населения, специфики обеспечения населения товарами первой необходимости и других исторически сложившихся факторов.
Ежегодная статистическая отчетность предполагает два вида отчетов для компаний, работающих в сфере:
- Сбора и вывоза ТБО (индекс – отходы) от домашних хозяйств, учреждений, компаний и организаций;
- Сортировки, утилизации и депонировании (хранение, размещение на полигонах) ТБО (индекс 2- отходы).
Под объемами работ в сфере обращения с отходами понимается количество ТБО, которое необходимо собрать, транспортировать и утилизовать. Анализ этих объемов показывает, что по разным причинам отчетные данные далеки от действительности, в том числе за счет вывоза значительной части отходов на несанкционированные свалки, загрязняя окружающую среду.
В г. Костанай объем собранных коммунальных отходов от населения в 2022 году составил 99 926 тонн, более подробная информация представлена в таблице ниже.
Таблица 1. Объем собранных коммунальных отходов города Костанай по данным РГУ "Департамент статистики Костанайской области"
Таблица 2. Объем отходов, направленных сторонним организациям для переработки
тонн | ||||||||||||
Год | Всего | В том числе | ||||||||||
пищевые отходы | макулатура, картон и отходы бумаги | стеклобой | отходы пластмассы, пластика, полиэтилена и ПЭТ упаковка | электронное и электрическое оборудование | лом цветных и черных металлов | шины | дерево, листья | одежда, текстиль | прочие отходы | |||
2021 | 4 889 | - | - | - | 3 | - | - | - | 2 078 | - | 2 808 | |
2022 | 5 149 | - | 73 | - | 26 | - | - | - | 2 100 | - | 2 950 |
Таблица 3. Общий объем утилизированных и захороненных отходов
тонн | ||||||
Год | Объем утилизированных отходов, тонн | В том числе | Наличие отходов, находящихся в местах временного хранения отходов (площадках, складах, хранилищах), в тоннах | |||
объем отходов, направленных на строительные мероприятия полигона | объем отходов, направленных на инсинуацию (сжигание) с извлечением энергии | объем отходов, направленные на прочие виды утилизации | ||||
г. Костанай | 2021 | 775 | 775 | - | - | - |
2022 | 336 | 336 | - | - | 274 |
Таблица 4. Нормы образования и накопления коммунальных отходов по городу Костанай
№ | Виды объектов накопления коммунальных отходов | Расчетная единица | Годовая норма накопления коммунальных отходов, м3 |
1 | Домовладения благоустроенные и неблагоустроенные | 1 житель | 1,92 2,29 |
2 | Общежития, интернаты, детские дома, дома престарелых и другие подобные объекты | 1 место | 1,75 |
3 | Гостиницы, санатории, дома отдыха | 1 место | 2,51 |
4 | Детские сады, ясли и другие дошкольные учреждения | 1 место | 0,43 |
5 | Учреждения, организации, офисы, конторы, банки, отделения связи | 1 сотрудник | 1,15 |
6 | Поликлиники, медицинские центры | 1 посещение | 0,01 |
7 | Больницы, прочие лечебно-профилактические учреждения | 1 койко-место | 1,92 |
8 | Школы и другие учебные заведения | 1 учащийся | 0,19 |
9 | Рестораны, кафе, прочие увеселительные заведения и учреждения общественного питания | 1 посадочное место | 1,68 |
10 | Театры, кинотеатры, концертные залы, ночные клубы, казино, залы игровых автоматов, интернет-кафе, компьютерные клубы | 1 посадочное место | 0,38 |
11 | Музеи, выставки | 1 м2 общей площади | 0,04 |
12 | Стадионы, спортивные площадки | 1 место по проекту | 0,14 |
13 | Спортивные, танцевальные и игровые залы | 1 м2 общей площади | 0,16 |
14 | Продовольственные и промышленно-товарные магазины, смешанные магазины | 1 м2 торговой площади | 0,55 |
15 | Торговля с машин | 1 м2 торгового места | 3,07 |
16 | Рынки, торговые павильоны, киоски, лотки | 1 м2 торговой площади | 0,32 |
17 | Оптовые базы, склады промышленных, продовольственных товаров | 1 м2 общей площади | 0,03 |
18 | Дома быта: обслуживание населения | 1 м2 общей площади | 0,07 |
19 | Вокзалы, автовокзалы, аэропорты | 1 м2 общей площади | 0,13 |
20 | Пляжи, уличные сметы с дорог | 1 м2 общей площади | 0,01 |
21 | Аптеки | 1 м2 торговой площади | 0,87 |
22 | Автостоянки, автомойки, АЗС | 1 машино-место | 4,90 |
23 | Автомастерские | 1 работник | 6,57 |
24 | Гаражные кооперативы, гаражи, паркинги | на 1 гараж | 0,27 |
25 | Парикмахерские, косметические салоны | 1 рабочее место | 1,62 |
26 | Прачечные, химчистки, ремонт бытовой техники, швейные ателье | 1 м2 общей площади | 0,16 |
27 | Мастерские ювелирные, по ремонту обуви, часов | 1 м2 общей площади | 1,03 |
28 | Мелкий ремонт и услуги (изготовление ключей и так далее) | 1 рабочее место | 2,15 |
29 | Бани, сауны | 1 м2 общей площади | 0,10 |
30 | Юридические, организующие массовые мероприятия на территории города, парковые отходы | 1000 участников | 0,09 |
31 | Садоводческие кооперативы | 1 участок | 0,52 |
2.5. Анализ управления коммунальными отходами по классификации и способам накопления коммунальных отходов
Коммунальными отходами являются следующие отходы потребления: смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы.
Смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Коммунальные отходы не включают отходы производства, сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, септиков и канализационной сети, а также от очистных сооружений, включая осадок сточных вод, вышедшие из эксплуатации транспортные средства или отходы строительства.
ТБО – коммунальные отходы в твердой форме.
Отходы потребления – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства продукты и (или) изделия, их упаковка и иные вещества или их остатки, срок годности либо эксплуатации которых истек независимо от их агрегатного состояния, а также от которых собственник самостоятельно физически избавился, либо документально перевел в разряд отходов потребления.
Специализированные организации – индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке, транспортировке, восстановлению и (или) удалению коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 327 Экологического Кодекса специализированные организации обязаны выполнять соответствующие операции таким образом, чтобы не создавать угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью людей, экологического ущерба, и, в частности, без:
1) риска для вод, в том числе подземных, атмосферного воздуха, почв, животного и растительного мира;
2) отрицательного влияния на ландшафты и особо охраняемые природные территории.
Раздельный сбор коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Требованиями к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года № 482 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 25595).
Раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:
1) "сухая" (бумага, картон, металл, пластик и стекло);
2) "мокрая" (пищевые отходы, органика и иное).
Сбор "сухой" фракции отходов может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов или путем размещения контейнеров для раздельного сбора на контейнерных площадках для сбора ТБО.
Рисунок 3. Контейнеры для сбора "сухой" и "мокрой" фракции
Вывоз коммунальных отходов осуществляется по графику. Для минимизации затрат на транспортировку коммунальных отходов принимается минимальная частота вывоза отходов, соответствующая при этом установленным санитарным и природоохранным требованиям.
При установлении частоты вывоза следует принимать во внимание объемы образования коммунальных отходов, их морфологический состав, тип и количество применяемых для сбора контейнеров (при сборе посредством контейнеров).
Система вывоза коммунальных отходов выстраивается с целью минимизации потребления топлива, включая, но не ограничиваясь, следующее:
1) маршруты движения транспортных средств разрабатываются с учетом минимизации расстояний и задержек в пути;
2) транспортные средства регулярно проходят техническое обслуживание, давление в шинах поддерживается на рекомендуемом уровне, а оборудование для прессования отходов регулярно обслуживается.
Если коммунальные отходы собираются раздельно, для каждой категории (фракции) отходов определяется своя периодичность вывоза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 365 Кодекса опасные составляющие коммунальных отходов (электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным организациям.
Согласно пункту 1 статьи 336 Кодекса специализированные организации для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов получают лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды по соответствующему подвиду деятельности.
Персонал, задействованный при сборе коммунальных отходов, проходит инструктаж и обучение по безопасному обращению с контейнерами и коммунальными отходами, а также по правильной эксплуатации оборудования для сбора коммунальных отходов.
Также персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты (перчатки, специализированная одежда, защитные очки, обувь, и при необходимости респираторы) в соответствии с требованиями по охране труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 368 Экологического Кодекса субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по транспортировке ТБО, при оказании соответствующих услуг соблюдают следующее:
1) использовать специально оборудованные транспортные средства, предназначенные для транспортировки ТБО;
2) оборудовать транспортные средства спутниковыми навигационными системами, подключенными к информационной системе "Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан", и поддерживать эти системы постоянно в рабочем состоянии;
3) заключать договоры с собственниками ТБО;
4) соблюдать требования действующего законодательства Республики Казахстан.
Данные спутниковых навигационных систем по отслеживанию движения транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО, включаются в подраздел информационной системы "Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан", организуемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 3 статьи 368 Экологического Кодекса.
Требования к транспортировке ТБО, окраске, снабжению специальными отличительными знаками и оборудованию транспортных средств, а также к погрузочно-разгрузочным работам устанавливаются национальными стандартами Республики Казахстан, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 367 Кодекса при самостоятельном вывозе коммунальных отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования Экологического Кодекса, а также заключить договоры с субъектами предпринимательства, осуществляющими переработку и (или) захоронение коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 367 Экологического Кодекса субъекты предпринимательства, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, или собственник отходов, осуществляющий самостоятельный вывоз ТБО, обеспечивают доставку таких отходов субъектам предпринимательства, осуществляющим восстановление ТБО.
При транспортировании коммунальных отходов не допускается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортировке коммунальных отходов.
Физическим и юридическим лицам, осуществляющим строительство и (или) ремонт недвижимых объектов, необходимо производить самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные отведенные места.
При выборе технологий управления коммунальными отходами приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта вторичного сырья, доступного для применения в технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью.
При выборе технологий обработки коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки коммунальных отходов.
При осуществлении вспомогательных операций при управлении коммунальными отходами необходимо обеспечить извлечение из них опасных составляющих коммунальных отходов (электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы и прочие опасные компоненты) с целью исключения их попадания в новую продукцию, на объекты захоронения и (или) сжигания коммунальных отходов.
МИО проводят информационные кампании для населения по осведомлению о рациональной системе сбора, утилизации и переработке коммунальных отходов, включая раздельный сбор вторичных ресурсов (сырья), предотвращение несанкционированного сжигания компонентов коммунальных отходов (бумага, пластик, органические отходы и другое) и внедрения компостирования органических отходов в секторе индивидуальной жилой застройки (частный сектор).
МИО выделяют земельные участки под строительство и (или) размещение объектов по управлению коммунальными отходами, в том числе для обустройства контейнерных площадок и пунктов приема вторичного сырья, и обеспечивают оформление границ земельных участков.
МИО осуществляют контроль за деятельностью физических и юридических лиц в области обращения с коммунальными отходами в пределах соответствующей территории, а также принимает решение о разработке ТЭО на строительство перерабатывающего или мусоросжигающего завода.
Управление отдельными видами коммунальных отходов:
1) управление отходами бумаги и картона:
при сборе отходов бумаги и картона необходимо предотвратить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений;
помещения для накопления отходов бумаги и картона обеспечиваются влагонепроницаемостью и исключением атмосферного воздействия;
отходы бумаги и картона транспортируют всеми видами транспорта;
восстановление отходов бумаги и картона осуществляется физическими, химическими и другими способами для производства новых изделий (бумаги и картона, эковаты, строительных материалов);
2) управление отходами пластика:
отходы пластика следует хранить в крытых помещениях или на открытом воздухе на изолированном полу. При накоплении отходов пластика под открытым небом обеспечивается их защита от несанкционированного доступа, загрязнения или порчи вследствие погодных условий с помощью изолирующей пленки;
отходы пластика транспортируются всеми видами транспорта;
восстановление отходов пластика осуществляются специализированными организациями с применением технологий и оборудования, которые обеспечивают экологическую безопасность технологических процессов;
3) управление отходами стеклянной тары:
на площадке для накопления не размещаются материалы и вещества, загрязняющие отходы стеклянной тары (кислоты, щелочи, соли, органические растворители, краски, лаки, строительные растворы и другие);
отходы стеклянной тары транспортируются любыми видами транспорта с принятием мер, направленных на исключение повреждения;
при транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклянной тары следует принимать меры, обеспечивающие их сохранность, защиту от механических воздействий.
Восстановление отходов стеклянной тары осуществляется с условием соблюдения требований безопасности для окружающей среды:
подготовка отходов стеклянной тары для повторного использования (сортировка по цвету, мойка, обработка);
механическими и термическими методами с производством новой продукции (стекловата, стеклянная тара, стекловолокно, плитки).
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, как собственник ртутьсодержащих отходов при выборе специализированного предприятия обеспечивает исключение санитарно-эпидемиологических и экологических рисков при транспортировке, путем обеспечения минимального перемещения отходов от источника их образования к месту переработки.
В частности, вторсырье, полученное из различных видов пластика, помимо изготовления из него различных пластиковых изделий, используется при производстве некоторых видов тканей, утеплителей для одежды, наполнителей для подушек, одеял, прокладочных материалов для мягкой мебели, при производстве отдельных видов строительных материалов.
Макулатура используется при производстве различных бумажных изделий таких как бумага, картон, упаковочные изделия, а также некоторых видов строительных материалов.
Из стекла можно производить стекловату, а также использовать при производстве стеклянной тары.
Таким образом, можно сделать вывод, что потребителями вторсырья / сортированного мусора будет широкий круг предприятий – от переработчиков мусора до производителей готовой продукции.
В настоящее время в г. Костанай есть предприятие по переработке бумаги, но нет перерабатывающего завода, в настоящее время решается вопрос отправки вторсырья в другие города Казахстана. В перспективе разработка ТЭО и строительство перерабатывающего или мусоросжигающего завода.
3. Цели, задачи и целевые показатели
3.1. Цель и задачи Программы
Целью разработки настоящей Программы является создание системы интегрированного управления коммунальными отходами в городе Костанай, обеспечивающей охрану окружающей среды и условия санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проживающего в нем.
Задачами являются:
- организация регулярного вывоза коммунальных отходов;
- создание и функционирование необходимой инфраструктуры, предусматривающей их раздельный сбор;
- развитие системы переработки и утилизации ТБО;
- обеспечение безопасного захоронения коммунальных отходов;
- повышение осведомленности населения, государственных учреждений и других юридических лиц по правильному обращению с коммунальными отходами.
3.2. Целевые показатели Программы
- организация системы мониторинга отходов с возможностью их контроля;
- переход к системе раздельного сбора ТБО;
- реконструкция действующих санитарных полигонов;
- разработка ТЭО мусоросжигающего завода или мусороперегрузочных станций или новое строительство полигона;
- ликвидация несанкционированных свалок;
- внедрение автоматизированной геоинформационной системы "Обращение с отходами" в городе Костанай;
- сбор и анализ исходных данных по морфологическому составу ТБО для обоснования выбора технологии глубокой переработки ТБО;
- охват населения сбором и вывозом ТБО и сбором оплаты за услуги до 80%.
4. Основные направления, пути достижения поставленных целей и задач
4.1. Пути достижения поставленных целей и задач
Программа нацелена на многогранные улучшения в области сбора, транспортировки, утилизации и захоронения ТБО. В первую очередь, Программа стремится к повышению эффективности системы, внедряя оптимизированные процессы с целью снижения затрат и обеспечения общей эффективности. Дополнительно, акцент делается на обеспечении стабильности и надежности услуг, предоставляемых в рамках управления отходами.
Важным аспектом Программы является стремление к экологической и социальной приемлемости. Это включает внедрение экологически чистых технологий и активное вовлечение общественности через образовательные Программы, и поддержку социальных инициатив в сфере управления отходами.
Одной из ключевых задач является увеличение доли переработки ТБО, что достигается развитием инфраструктуры для сортировки и переработки отходов. В городе Костанай необходимо строительство перерабатывающего завода.
Наконец, Программа стремится к обеспечению безопасного захоронения отходов. Это включает в себя соблюдение санитарных норм при захоронении и внедрение технологий, направленных на предотвращение загрязнения грунтовых вод. Общими усилиями в рамках Программы должны предприниматься шаги для создания устойчивой и ответственной системы обращения с коммунальными отходами, учитывая комплекс различных аспектов и интересов общества.
Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.
Важным направлением является поощрение раздельного сбора отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.
Программа будет активно содействовать переработке и утилизации отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.
Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.
Достижение поставленных целей обеспечивается комплексом мероприятий, среди которых:
- организация вывоза отходов частного сектора, предприятий, торговых точек и т.д. коммунальной организацией;
- применение механизма государственно-частного партнерства в соответствии со статьей 366 Экологического кодекса Республики Казахстан, предусматривающей сотрудничество между государством и субъектами частного предпринимательства.
Важное значение для улучшения экологической обстановки имеет устранение ущерба, вызванного деятельностью по обращению с отходами. Среди показателей, характеризующих эту деятельность встречаются:
- доля (количество) ликвидированных свалок от их общего числа;
- уменьшение количества несанкционированных мест размещения коммунальных отходов;
- доля приведенных в нормативное состояние мест сбора и накопления коммунальных отходов (контейнерная площадка).
Среди экономических показателей встречаются такие как:
- создание новых рабочих мест в сфере переработки коммунальных отходов;
- объем привлеченных инвестиций, направленных на продвижение системы раздельного сбора коммунальных отходов, проведение акций по сбору вторсырья, производимых инвесторами (ПЭТ бутылка, полиэтилен, упаковка картонная, лотки от яиц и т.д.);
- дополнительные налоговые поступления от вывоза мусора и их захоронения.
Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.
Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.
Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора отходов с использованием ГИС-технологий. Также открытие пунктов приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага).
4.2. Меры по обеспечению достижения установленных целевых показателей, а также поддержка и создание условий для реализации Программы
Согласно требований статьи 37 Экологического кодекса Республики Казахстан, под целевыми показателями качества окружающей среды понимается совокупность количественных и качественных характеристик состояния отдельных компонентов окружающей среды и иных показателей, характеризующих уровень обеспечения мер по охране окружающей среды и эффективному управлению отходами, которые должны быть достигнуты за определенный период времени. Целевые показатели качества устанавливаются на уровне каждой области, города республиканского значения и столицы.
В перечень минимальных индикаторов, для которых устанавливаются целевые показатели качества, в обязательном порядке включаются показатели по видам коммунальных отходов – доля их раздельного сбора, подготовки к повторному использованию, переработки, утилизации и удаления (уничтожения и (или) захоронения).
Целевые показатели разрабатываются для снижения количества отходов, попадаемых на полигон, увеличения объемов извлекаемых отходов, пригодных для вторичного использования и переработки, увеличения доли раздельного сбора отходов, вовлечение большего числа жителей региона и предпринимателей в процессы сокращения отходов и их вторичного использования.
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 37 Экологического кодекса целевые показатели качества устанавливаются для административно-территориальных единиц, территорий, на которых не соблюдаются экологические нормативы качества, они должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить поэтапное достижение экологических нормативов качества в срок, не превышающий десяти лет. На территориях соответствующих административно-территориальных единиц, на которых соблюдаются экологические нормативы качества, могут быть установлены целевые показатели качества, обеспечивающие более высокий уровень качества окружающей среды по сравнению с экологическими нормативами качества.
В качестве показателей, характеризующих деятельность по обращению с коммунальными отходами и динамики роста/падения, определены следующие показатели:
Целевые показатели реализации Программы управления коммунальными отходами
№ | целевой показатель | текущий показатель | плановый показатель | ||||
2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | |||
1 | доля раздельного сбора отходов, % | 10 | 10 | 15 | 20 | 25 | 31 |
2 | количество компаний, вывозящих отходы на полигон, шт | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | охват населения по вывозу коммунальных отходов, % | 60 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 |
4.3. Мониторинг деятельности субъектов, осуществляющих сбор, транспортировку, восстановление и удаление коммунальных отходов
ТОО "Тазалык-2012"
Действует на основании договора от 7 августа 2018 года № 4 о доверительном управлении, заключенный между ГУ "Отдел государственных активов и закупок акимата г.Костанай", Отделом ЖКХ и ТОО "Тазалык – 2030 и К" с передачей 100% доли участия в уставном капитале в доверительное управление.
На балансе предприятия находятся спецавтотехника в количестве 120 единиц, 1769 контейнеров для ТБО, цех по переработке полиэтилена с выпуском продукции "канализационные смотровые люки" и "внутренние решетки безопасности", боксы, административное здание, полигон ТБО "Северный" (основан в 1999 году, расположенный на 5-м км. от Федоровской трассы, общая площадь которого составляет 30, 9 га).
На полигоне "Северный" имеется административное здание (ангар холодного типа); электроосвещение; сетчатое ограждение с 4-х сторон (траншея).
По состоянию на октябрь 2022 года объем ТБО на полигоне составляет 5 814 198 015 м3, что в процентном соотношении составляет 85% заполняемости полигона.
На вывоз и переработку строительного мусора имеется лимит, строительный мусор размещается на полигоне не больше 4-х тысяч тонн, согласно договорным обязательствам с юридическими лицами (лимит строительного мусора установлен РГУ "Департамент экологии по Костанайской области").
По состоянию на октябрь месяц 2023 года на полигон вывезено 438,56 тонн (274,1 м3) строительного мусора.
Во дворах жилых и не жилых помещений города, предприятием установлено 496 контейнерных площадок из них: на 347 площадках установлено – 1283 железных контейнеров, на 149 площадках – 457 евроконтейнеров; 10 бункер контейнеров и 19 сеток для сбора ПЭТ-бутылок.
В свою очередь, общее количество абонентов ТОО "Тазалык-2012" составляет 220 981 (количество проживающих 270 921), из них: физические лица – 97110, юридические лица – 3 390.
ТОО "Горизонт-2014"
На балансе предприятия так же находится Полигон с общей площадью 37 Га, расположенный в Юго-Восточной части города Тобыл. На полигоне имеется сортировочная линия.
По состоянию на 14 октября 2022 года объем ТБО на полигоне – 156 127 тонн, что в процентном соотношении составляет 19% заполняемости полигона.
ТОО "Горизонт-2014" осуществляет хозяйственную деятельность по вывозу, сортировке и захоронению твердых бытовых отходов. Предприятие производит вывоз у населения с 54 контейнерных площадок из 215 контейнеров.
Общее количество потребителей ТОО "Горизонт-2014" составляет 11 176 абонентов, из них: физические лица – 10 276 абонентов, юридические лица – 900.
При этом, в зону оказания услуг ТОО "Горизонт-2014" входят: поселок Заречный, поселок Мичурина, город Тобыл, микрорайон Кунай и город Костанай. В городе Костанай со 167 мест осуществляется вывоз 292 контейнеров (в том числе не принадлежащих ТОО) 2-3 раза в неделю по мере поступления заявки.
В свою очередь, в городе Костанай ТОО "Горизонт-2014" оказывает услуги ТБО лишь юридическим лицам, а в микрорайоне Кунай, поселке Заречный, поселке Мичурина, городе Тобыл, в том числе и физическим лицам.
ТОО "ЭкоСити KST"
В наличии Пресс гидравлический ПГГ-7 – 1 штука
года | Кол-во работников | Итого доход за год | Реализовано Бумаги (тонн) | Реализовано Картона (тонн) | Итого реализовано Макулатуры (тонн) |
2021 | 1 | 42 348 019 | 270 | 256,582 | 526,582 |
2022 | 4 | 96 758 456 | 139,88 | 797,501 | 937,381 |
2023 | 3 | 22 348 928 | 80 | 233,415 | 313,415 |
2024 | 2 | 625 ООО | 14 | о | 14 |
ИП "Clean City"
В наличии Пресс гидравлический ПГГ-10 – 1 штука
Кол-во работников | Итого доход за год | Реализовано Бумаги (тонн) | Реализовано Картона (тонн) | Итого реализовано Макулатуры (тонн) | |
2021 | 9 | 77 320 099 | 1 167,414 | 353,847 | 1 521,261 |
2022 | 8 | 59 915 228 | 775,622 | 95,589 | 871,211 |
2023 | 5 | 49 008 824 | 451,489 | 364,479 | 815,968 |
2024 | 4 | 14225614 | 190,632 | 90,341 | 280,973 |
4.4. Анализ действующей политики государственного регулирования развития Программы и моделирование прогнозных расчетов
В Костанайской области разработаны целевые показатели качества окружающей среды для городов и районов на 2024-2028 годы.
Целевой показатель раздельного сбора до 2028 года установлен в размере 31% от всего объема образуемых отходов. Доля раздельного сбора рассчитывается по формуле = объем отсортированных отходов, тонн или м3/объем образованных отходов, тонн или м3 *100%.
Чтобы оценить эффективность принимаемых мер необходимо формировать отчетность, предложенную в следующей таблице:
5. Необходимые ресурсы
Источниками финансирования Программы могут быть местный бюджет, собственные средства заинтересованных организаций в сборе, вывозе, утилизации и переработке отходов, оператор расширенных обязательств производителей (импортеров) (со средств поступивших на его банковский счет от производителей и импортеров в виде утилизационного платежа в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 388 Экологического Кодекса Республики Казахстан), гранты отечественных, международных финансовых экономических организаций или стран-доноров, кредиты банков второго уровня, и другие, не запрещенные законодательством Республики Казахстан источники.
Одним из источников оплаты мероприятий по сокращению коммунальных отходов, их управлению могут быть средства местного бюджета, поступающие в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункта 1 статьи 64 Бюджетного кодекса Республики Казахстан "Норматив направления средств на мероприятия по охране окружающей среды принимается в размере не менее ста процентов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей в местный бюджет в течение трех лет, предшествовавших году разработки и утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренного Экологическим Кодексом Республики Казахстан".
План финансирования в рамках реализации Программы по управлению отходами
Год | Объем финансирования, тыс. тенге |
2024 - 2029 | Согласно бюджету * |
6. План мероприятий по реализации Программы
Для достижения целей и выполнения задач разработан План мероприятий по реализации Программы, который приведен ниже.
План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны сроки и ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.
Корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.
По результатам мониторинга Отдел ЖКХ выносит решения, нацеленные на:
1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;
2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
Отдел ЖКХ, как заказчик Программы осуществляет следующие функции:
1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории города Костаная, координируя действия всех исполнителей Программы;
2) взаимодействует с акиматом Костанайской области по финансовым затратам на реализацию Программы за счет бюджетных средств;
3) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения заместителю акима города Костаная, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами;
4) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;
5) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;
6) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте акимата города Костаная.
п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Средства для реализации мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Своевременная разработка нормативных документов | 2024 г. | Не требует финансирования | |
2 | Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объемов и ведение учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага) | 2024-2026 гг. | Местный бюджет | |
3 | Определение необходимого числа внештатных сотрудников, проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объемов отходов | Март 2025 г. | Местный бюджет | |
4. | Оплата труда внештатным сотрудникам, проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объемов отходов | 2024-2026 гг. | Местный бюджет | |
5 | Корректировка Программы на основании мониторинговых данных за последние 2 года | 2026 г. (4 квартал) | Местный бюджет | |
6 |
Открытие пунктов приема отходов. | 2024-2026 гг. | Местный бюджет Отдел ЖКХ | |
7 | Расширение перечня услуг существующего собственника полигона ТБО | 2025-2026 гг. | Областной бюджет, Республиканский бюджет | |
8 | Внедрение раздельного сбора отходов у источника образования (на сухую и мокрую фракции, крупногабаритные отходы, отходы электронного и электрического оборудования, ртутьсодержащие, медицинские, строительные и другие отходы, предусмотренные статьей 351 экологического кодекса). | 2024-2029 гг. | Акиматы, Отдел ЖКХ, государственные и частные медицинские учреждения | (Каждая бюджетная и государственная организация, каждый частный двор, владельцы объектов торговли, социальных объектов, владельцы производственных помещений самостоятельно и за свой счет устанавливают контейнеры для сбора ТБО и заключают договор с коммунальной организацией на их регулярный вывоз) |
9 | Модернизация и совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор, транспортировку, подготовку к сортировке, обработку, переработку и (или) утилизацию отходов, а также системы сбора и транспортировки ТБО, закупа мусоровывозящей техники | 2025 -2026 гг. | Собственные средства предприятия, организации | |
10 | Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости несанкционированного размещения отходов в необорудованных местах населением | 2024-2029 гг. | Не требует финансирования | |
11 | Сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды | 2025-2029 гг. | Не требует финансирования МИО | |
12 | Вывоз и утилизация отходов по Договору сторонними организациями с мест образования | 2026-2029 гг. | Собственные средства акимата города | |
13 | Установление справедливых тарифов, их регулярный пересмотр | 2024-2029 гг. |
Решение маслихата. | |
14 | Разработка ТЭО на строительство нового полигона или мусоросжигающего завода | 2025 г. | Собственные средства акимата города |
7. Мониторинг реализации Программы управления отходами
Мониторинг Программы осуществляется путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.
По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных цели, задач и целевых показателей, руководство предприятия или местного исполнительного органа выносит решения, нацеленные на:
1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) для достижения установленных цели и задач Программ;
2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
Контроль за реализацией Программы по управлению коммунальными отходами осуществляется на постоянной основе заместителем первого руководителя МИО, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами на основе мониторинга выполнения плана мероприятий.
В целях информирования населения и общественности на Интернет-ресурсе акимата города Костаная будут размещаться промежуточный отчет о реализации Программы (раз в полгода до 15 июля текущего года) и годовой отчет (до 30 января следующего года). Годовой отчет формируется по итогам предыдущего года.