ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 220 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных органов органов внутренних дел Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10761):
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Инструкции по организации деятельности и осуществлению процессуального контроля за работой сотрудников подразделений следствия и дознания органов внутренних дел Республики Казахстан";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации деятельности и осуществлению процессуального контроля за работой сотрудников подразделений следствия и дознания органов внутренних дел Республики Казахстан";
Инструкцию по организации деятельности подразделений следствия, дознания и военно-следственных органов органов внутренних дел Республики Казахстан, утвержденную указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Следственному департаменту Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа направление его в электронном виде на казахском и русском языках в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) направление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 1) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Адилова С.А. и Следственный департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Кожаев М.Ж.).
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.
Исполняющий обязанности Министра внутренних дел Республики Казахстан полковник полиции |
Б. Аленов |
Приложение 1 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 января 2025 года № 57 |
|
Утверждена приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 6 апреля 2018 года № 267 |
ИНСТРУКЦИЯ
по организации деятельности и осуществлению процессуального контроля за работой сотрудников подразделений следствия и дознания органов внутренних дел Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее - УК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее - УПК), Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" (далее - Закон), другими нормативными правовыми актами и устанавливает порядок организации деятельности и процессуального контроля подразделений следствия и дознания органов внутренних дел.
2. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие основные термины и их определения:
1) процессуальный контроль – система мер, направленных на эффективное выполнение задач уголовного процесса при досудебном расследовании;
2) методика – определенная область систематизированных знаний, решающих вопросы обеспечения организации досудебного расследования путем разработки и реализации наиболее оптимальных и эффективных рекомендаций;
3) методическое обеспечение – управленческий процесс отбора, аккумулирования, передачи и сохранения ценностной профессиональной информации в сфере досудебного расследования, с помощью которого обеспечивается использование передовых идей, рекомендаций, новаторских практик и методик в служебной деятельности подразделений следствия и дознания;
4) методические рекомендации и информационные письма – документы методического характера внутриведомственного или межведомственного пользования, подготовленные по результатам обобщения следственной и судебной практики, изучения отдельных уголовных дел либо вопросов правоприменительной практики;
5) передовой опыт – положительный опыт следственной работы, обобщение и распространение которого осуществляется с целью повышения профессионального уровня и эффективности работы следователя, дознавателя (подразделения), решения поставленных перед ним задач и возникающих проблем, устранения недостатков в деятельности следственного аппарата и повышения его роли в борьбе с преступностью.
6) следственный аппарат органов внутренних дел - система следственных подразделений: Следственный департамент (далее - СД) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД) и в территориальных органах внутренних дел - следственные управления, отделы, отделения, группы;
7) штатное дознание – Управление организации работы дознания СД МВД в центральном аппарате, управления (отделы, отделения, группы) дознания в территориальных органах полиции.
Глава 2. Организация деятельности следственного аппарата и дознания органов внутренних дел
3. В пределах компетенции подразделения следствия и дознания осуществляют функции уголовного преследования.
4. Процессуальный и ведомственный контроль следственного аппарата и дознания осуществляет:
в центральном аппарате полиции - заместитель министра внутренних дел, курирующий следствие, начальник СД МВД и его заместители, начальники управлений СД МВД и их заместители, начальники отделов;
в департаментах полиции городов республиканского значения, областей, столицы и на транспорте (далее – ДП), городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел (далее - горрайлинорганы) - заместитель начальника ДП, курирующий следствие, начальник следственного управления и управления дознания, его заместители, начальники отделов.
5. Основными задачами процессуального контроля являются:
1) обеспечение соблюдения норм уголовно-процессуального законодательства;
2) повышение качества досудебного расследования, оказание методической и практической помощи в расследовании правонарушений;
3) выявление негативных тенденций в следственной практике и принятие своевременных форм и методов организации досудебного расследования;
4) организация взаимодействия следственных подразделений и других служб органов внутренних дел, в том числе с другими государственными органами и иными организациями при осуществлении досудебного расследования.
6. Основными формами и методами процессуального контроля являются:
изучение находящихся в производстве следователей и дознавателей уголовных дел, дача по ним указаний о проведении следственных и иных процессуальных действий, принятии процессуальных решений;
внесение ходатайства прокурору об отмене необоснованных постановлений следователей, органа дознания;
мониторинг суточных оперативных сводок;
постановка уголовных дел на контроль;
подготовка методических рекомендаций, информационно-аналитических обзоров, справок и обобщений, мероприятий по повышению квалификации следователей и дознавателей;
проведение в пределах компетенции служебных расследований;
рассмотрение в пределах компетенции обращений граждан и юридических лиц;
рассмотрение в пределах компетенции актов реагирования, вынесенных прокурором или судом;
проведение в подразделениях СД проверок по вопросам осуществления производства по уголовным делам;
рассмотрение на оперативных совещаниях (совещаниях) хода и результатов досудебного расследования, рассмотрения заявлений или сообщений о правонарушениях по уголовным делам.
7. Основными направлениями работы подразделений следствия и дознания являются:
1) пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие и расследование уголовных дел, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших;
2) соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса;
3) соблюдение учетно-регистрационной дисциплины;
4) соблюдение процессуальных сроков досудебного расследования и содержания лиц под стражей;
5) обеспечение качества досудебного расследования, в т.ч. при прерывании срока расследования и прекращении уголовного дела;
6) своевременность и полнота принятых мер при обеспечении возмещения ущерба, причиненного уголовным правонарушением;
7) направление уголовных дел в суд в порядке ускоренного досудебного производства;
8) обеспечение своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан в ходе расследования уголовного дела;
9) выявление и обеспечение устранения обстоятельств, способствующих совершению уголовного правонарушения и других нарушений Закона.
8. В случае необходимости с учетом оперативной обстановки и штатных возможностей следователи и штатные дознаватели закрепляются за отдельными участками (зонами) или специализируются на расследовании отдельных видов уголовных правонарушений.
9. Не допускается привлекать следователей и штатных дознавателей к выполнению задач, не связанных с расследованием уголовных дел.
10. Следователям и штатным дознавателям при исполнении ими служебных обязанностей разрешено ношение гражданской одежды.
Глава 3. Организация работы СД
11. Деятельность СД организуется по зональному и предметному принципу на основе операционных (МВД) и оперативных (СД) планов работы в тесном взаимодействии с другими службами МВД.
12. Для выполнения поставленных задач СД:
1) координирует деятельность всех следственных подразделений и органов дознания территориальных органов полиции в сфере досудебного расследования и осуществляет организационно-методическое руководство ими;
2) разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации и методики досудебного расследования, обобщает и распространяет положительный опыт и методику расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику.
Алгоритм осуществления методического обеспечения досудебного расследования включает в себя две взаимосвязанных стадии:
систематизированное накопление, анализ и обобщение информации о различных аспектах досудебного расследования, осуществляемые в формах:
изучения практики расследования уголовных дел в территориальных подразделениях;
непосредственного изучения зарубежного положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации досудебного расследования, в том числе в ходе участия во внутригосударственных и международных конференциях, семинарах и иных мероприятиях, связанных с повышением квалификации, переподготовки и иными формами обмена опытом;
изучения и систематизации сведений по вопросам осуществления досудебного расследования, изложенных в научно-практической литературе, периодических изданиях и иных литературных источниках;
обмена информацией с научно-педагогическими кадрами учреждений образования, в том числе в рамках совместного участия в научно-исследовательских работах;
участия в разработке и корректировке законодательных и нормативно-правовых актов;
участия в рецензировании курсовых и дипломных работ, изучения и оценки диссертационных исследований, представленных учреждениями высшего образования;
организации и координации научно-практической деятельности СД;
участия в итоговых учебных занятиях (собеседование, зачет, экзамен) и учебно-организационных мероприятиях (защита преддипломной практики, выпускной работы) учреждений образования, работе государственных экзаменационных комиссий с последующим обобщением результатов и внесением предложений по корректировке учебного процесса, содержания образовательных и учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
иных формах получения знаний и навыков;
внедрение в практику работы следственных подразделений и подразделений дознания полученных знаний в формах:
разработки и распространения методических рекомендаций, информационных писем и иных форм методических пособий;
подготовки материалов и издания информационного бюллетеня СД;
проведения учебных занятий в учреждениях образования в рамках повышения квалификации, переподготовки кадров СД или иных заинтересованных органов и организаций;
организации и проведения тренингов, семинаров, конференций, в том числе международных, на базе центрального аппарата;
организации и проведения научно-консультативного совета при центральном аппарате (далее – НКС);
обобщения и систематизации содержания научной и иной литературы по вопросам, относящимся к компетенции СД, предоставления сотрудникам СД возможности пользования справочно-информационным фондом;
3) осуществляет контроль, в пределах своих полномочий, за соблюдением законности в деятельности подразделений следствия и дознания, вносит предложения по структуре аппарата, подбору, расстановке и повышению профессионального мастерства;
4) осуществляет инспектирование и целевые проверки, по результатам которых вносит предложения руководству МВД о принятии мер по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности работы и соблюдению законности следственных подразделений и органов дознания при досудебном расследовании;
5) осуществляет информационно-аналитическую деятельность и информационно-методическое сопровождение досудебного расследования;
6) контролирует расследование правонарушений, имеющие особую значимость, оказывает практическую и методическую помощь в ходе следствия и дознания.
Принимает решение о снятии с контроля уголовного дела, когда необходимость в нем отпала, по согласованию с лицом, его установившим. Данное решение может быть принято на стадии досудебного расследования;
7) организует расследование уголовных дел межрегионального, международного характера, совершенных организованной преступной группой, особой важности, вызвавших широкий общественный резонанс в стране, а также предусмотренные подпунктом 10 пункта 12 настоящей инструкции непосредственно следователями СД;
8) координирует работу при реализации международных договоров в сфере уголовного судопроизводства, разрабатывает, а также вносит предложения по проектам нормативных правовых актов, касающихся вопросов международного сотрудничества.
9) основными направлениями информационно-аналитической деятельности являются:
мониторинг, анализ состояния и оценка качественных и количественных показателей деятельности следственных подразделений и дознания;
анализ состояния взаимодействия Следственного департамента с иными правоохранительными и другими государственными органами;
прогнозирование основных факторов, влияющих на деятельность следственных подразделений и дознания, и их оценка;
выявление резервов повышения эффективности деятельности подразделений ОВД;
построение выводов и предложений с целью определения приоритетных направлений в планировании деятельности СД;
системное изучение выявленных в ходе расследования по уголовным делам нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, своевременное информирование организаций, принятие адекватных мер в области профилактики правонарушений.
10) ежемесячно анализирует эффективность следственной работы и дознания, принимает решения о постановке процессуального контроля за ходом производства по уголовным правонарушениям:
совершенным в отношении депутатов всех уровней, если они связаны с исполнением депутатских полномочий;
совершенным представителями дипломатического корпуса и иными лицами, имеющими иммунитет или в отношении них;
совершенным бандами и в составе организованных преступных групп;
убийствам и преступлениям сексуального характера в отношении малолетних детей;
совершенным приверженцами нетрадиционных религиозных организаций, повлекшим человеческие жертвы или иные тяжкие последствия;
убийствам заказного характера;
убийствам более 2-х лиц, вызвавшим общественный резонанс;
убийствам сотрудников правоохранительных и специальных органов;
экологическим преступлениям, повлекшим человеческие жертвы или иные тяжкие последствия;
массовым беспорядкам или групповым столкновениям, повлекшим тяжкие последствия;
крушениям, пожарам или авариям на транспорте (воздушном, железнодорожном, водном), повлекшим человеческие жертвы или причинившим существенный материальный ущерб;
массовым беспорядкам, групповым неповиновениям и хулиганствам с участием 10 и более человек, либо иные действия, дезорганизующие работу учреждений уголовно-исполнительной системы и мест предварительной изоляции;
киберпреступлениям;
транснациональным преступлениям;
совершенным на почве межэтнических отношений;
хищениям в составе преступной группы, в особо крупных размерах;
находящимся на контроле Администрации Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан, Министра внутренних дел и его заместителей;
об уголовных правонарушениях, связанных с неисполнением судебных решений;
о дорожно-транспортных происшествиях с гибелью двух и более человек, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД.
13. СД на основе анализа уголовно-процессуальной деятельности подразделений следствия и дознания:
вырабатывает меры, направленные на улучшение качества досудебного расследования;
принимает участие в проведении проверок состояния уголовно-процессуальной деятельности подразделений ОВД, разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков, контролирует их исполнение;
готовит информационные письма, обзоры о результатах уголовно-процессуальной деятельности территориальных подразделений, рекомендации по совершенствованию досудебного расследования, тактике и методике расследования отдельных составов уголовных правонарушений, обобщает и распространяет передовой опыт, обеспечивает их внедрение в практику;
осуществляет сбор, обработку, обобщение статистических данных основных показателей штатного дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, для выработки комплексного анализа их деятельности, с указанием недостатков и упущений по отдельным направлениям служебной деятельности, влияющие на состояние выполняемых ими задач и требующие принятия комплексных мер по их устранению;
рассматривает обращения граждан по вопросам деятельности подразделений следствия и дознания.
Глава 4. Организация работы следственного управления ДП городов республиканского значения, областей, столицы и на транспорте
14. Организация следственной работы в территориальных органах полиции возлагается на следственные управления ДП, а в представительстве МВД в городе Байконыр – непосредственно на руководителей представительства.
15. Деятельность следственного управления ДП организуется по предметно-зональному принципу во взаимодействии с другими службами ДП и соответствующими правоохранительными, контролирующими ведомствами, основанном на уголовно-процессуальном законодательстве, ведомственных нормативных актах, на принципах координации усилий в борьбе с преступностью.
16. Следственное управление ДП совместно с другими подразделениями и службами:
1) разрабатывает согласованные мероприятия, направленные на усиление работы по предупреждению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, укреплению законности;
готовит проекты приказов, указаний и методические документы;
выезжает в нижестоящие подразделения для проверки состояния работы следственных подразделений и оказания практической помощи в еҰ организации, а также в раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам усиления борьбы с преступностью, совершенствования работы следственных и оперативно-розыскных служб;
2) контролирует:
взаимодействие следователей, дознавателей и подразделения, выполняющих функции дознания для быстрого и полного раскрытия уголовных правонарушений;
своевременный выезд следователей совместно с работниками соответствующих оперативных, криминалистических и других служб на места происшествий;
выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;
своевременность назначения и проведения экспертиз, полноту использования полученных результатов, обмен информацией о ходе расследования уголовных правонарушений и совместное обсуждение собранных по делу доказательств;
своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;
принятие следователями своевременных мер по наложению ареста на имущества в соответствии со статьей 161 УПК, в целях своевременного обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска либо других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, и соблюдение сроков временного ограничения на распоряжение имуществом;
3) проверяет организацию работы подчиненных аппаратов по уголовным делам прошлых лет, своевременность принятия мер к установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает необходимую помощь в устранении выявленных недостатков;
4) контролирует расследование уголовных дел и дел, по которым объявлен розыск скрывшихся преступников;
6) осуществляет подбор и расстановку следственных кадров, вносит предложения об их поощрении либо наказании, перемещении по службе.
17. Следственными управлениями ДП на постоянной основе осуществляется сбор и накопление информации о состоянии преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений, для чего заводятся специальные папки по видам соответствующей информации. На основе анализа полученной информации ежемесячно составляются справки с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности.
18. Инспектирование и целевые проверки, вызовы с отчетами руководителей следственных подразделений проводятся следственным управлением ДП самостоятельно или совместно с другими службами в соответствии с планами работы ДП или в порядке реагирования на недостатки в работе следственного подразделения.
Проверки планируются и производятся на основе тщательного анализа состояния деятельности следственного подразделения, особенностей региона, уровня преступности. Независимо от тематики проверки, проверяется соблюдение следователями законодательства о борьбе с коррупцией. Оказывается методическая и практическая помощь в улучшении результатов их деятельности.
19. На основании комплексного анализа данных о состоянии борьбы с преступностью, результатов следственной работы, материалов инспектирования, проверок и другой информации, следственными управлениями ДП разрабатываются ежеквартальные планы. В соответствии с ними проводятся мероприятия, направленные на повышение качества следствия и уровня ведомственного контроля, обеспечивается своевременное принятие решений и практических мер по устранению недостатков в следственной работе.
20. Следственное управление ДП расследует уголовные правонарушения, имеющих общественный резонанс, носящие межрайонный характер или совершенные на нескольких участках транспортной магистрали, а также:
1) осуществляет контроль:
уголовных дел, находящихся на контроле МВД;
уголовных дел, взятых на контроль начальником ДП и его заместителем, курирующим следствие;
уголовных дел о нераскрытых умышленных убийствах;
убийств и уголовных правонарушений сексуального характера в отношении малолетних детей;
убийств заказного характера;
убийств более двух лиц, вызвавших общественный резонанс;
массовых беспорядков или групповых столкновений, повлекших тяжкие последствия;
киберпреступлений вызвавших большой общественный резонанс;
совершенных иностранцами и в отношении них;
уголовных дел, возвращенных прокурором для производства дополнительного расследования;
по которым продлены сроки следствия либо содержания подозреваемых под стражей;
писем, жалоб граждан, поступивших из МВД и органов прокуратуры, взятых ими на контроль;
2) ежемесячно изучает уголовные дела:
срок досудебного расследования по которым прерван по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК. Проверяет полноту и объективность следствия, обоснованность и своевременность объявления розыска, избрание меры пресечения, наличие розыскного дела, наличие сверки с данными аппаратов розыска и Управления по правовой статистики и специальным учетам региона;
о нераскрытых уголовных правонарушениях. Проверяет полноту следствия, качество расследования, необходимые принятые меры для раскрытия уголовного правонарушения, наличие вещественных доказательств, их исследование и использование в раскрытии уголовного правонарушения.
проверяет объективность, законность принятого решения, направляется указание об устранении нарушений законности либо, в случае несогласия, готовит ходатайство уполномоченному прокурору об отмене или изменении принятого решения;
по результатам изучения уголовных дел этой категории ежемесячно составляет справку с указанием выявленных нарушений, недостатков и упущений в работе, причин и условий, способствовавших этому, предлагаемые варианты реализации результатов изучения, пути и способы их устранения;
3) изучает уголовные дела, направляемые в суд. В целях повышения профессионального уровня следователей и повышения их роли в борьбе с преступностью обобщается и распространяется положительный опыт успешного раскрытия и расследования уголовных правонарушений;
4) представляет в установленном порядке и сроки в СД:
21. информацию по конкретным уголовным делам и отдельным направлениям следственной работы, о состоянии законности при задержании, избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и привлечении граждан к уголовной ответственности;
22. информацию по обращениям и жалобам граждан, учреждений, организаций и должностных лиц, взятых на контроль МВД;
1) направляет информацию в течении суток по каждому факту совершения следователями коррупционных уголовных правонарушений, нарушений конституционных прав граждан, в том числе незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей информация в течение суток направляется в СД.
Проводит служебные расследования по всем фактам нарушения конституционных прав граждан на стадии следствия, результаты представляет в СД МВД не позднее 7 календарных дней, с приложением приказа начальника ДП(Т) о принятых мерах к виновным лицам.
6) направляет спецсообщение в дежурные сутки по сводкам, в котором отражает информацию об (о):
известных обстоятельствах происшествий и преступлений;
времени прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы и ее составе;
обнаруженных и изъятых в ходе осмотра места происшествия следах, предметах, документах и иных объектах;
изъятых вещественных доказательствах, в том числе транспортных средствах, похищенных предметах, а также денежных средствах и иных материальных ценностях, приобретенных преступным путем, и иных предметах (объектах), имеющих отношение к уголовному делу;
назначенных экспертизах либо проведенных экспресс-анализах по изъятым следам и объектам;
произведенных неотложных следственных и иных процессуальных действиях;
личности подозреваемого (подозреваемых) и примененной к нему (к ним) мере процессуального принуждения или пресечения;
квалификации преступления, поручении предварительного следствия и дознания по уголовному делу следственной группе.
23. Готовит проекты приказов, указаний и методические документы. Издает документы методического характера с учетом требований уголовно-процессуального законодательства и направляет в низовые следственные подразделения. В них отражает способы совершения, характерные методы их раскрытия, рациональные приемы расследования.
24. Определяет наиболее квалифицированного и подготовленного сотрудника (сотрудников), возложив на него (них) обязанности по изучению просьб об оказании правовой помощи, контролю за своевременным заполнением карточек учета поручений ЕРДР, за исполнением просьб об оказании правовой помощи, а также ведению соответствующих учетов, в том числе направлении и получении просьб через органы прокуратуры.
На системной основе информирует СД о проблемных вопросах, возникающих при реализации международного сотрудничества, и вносит предложения по их разрешению.
Организуют работу по прибывшим сотрудникам компетентных органов иностранных государств для присутствия при осуществлении следственных действий на территории Республики Казахстан, при необходимости непосредственно участвуют на мероприятиях.
25. Предоставляет в СД ежемесячно к 25 числу сведения по Фонду потерпевших (акт сверки, реестр УФО), закрепив за конкретным ответственным сотрудником учет и анализ выплат компенсации потерпевшим, ведет журнал (в том числе в электронном формате) учета заявлений о назначении компенсаций потерпевшему, номенклатурное дело с приобщением комплекса соответствующих документов, организует сверку сведений журнала учета заявлений с реестрами финансовых служб на соответствие назначения компесанции потерпевшим.
26. Повышение профессионального мастерства следственных работников осуществляет по двум линиям: централизованное повышение квалификации следственных кадров, организуемое МВД, и обучение в системе служебной подготовки в ДП по тематическому плану МВД.
27. Начальник следственного управления обеспечивает своевременное и полное разрешение жалоб от участников процесса на действие и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство.
Глава 5. Организация работы следственных подразделений в горрайлинорганах
Параграф 1. Организация деятельности начальников городских и районных управлений (отделов), линейных отделов внутренних дел
28. Начальник горрайлиноргана внутренних дел наряду с руководителями следственных подразделений организовывает взаимодействие следователей с другими службами ОВД по предупреждению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений и розыску скрывшихся преступников.
29. Начальник горрайлиноргана:
1) организует своевременный выезд следственно-оперативных групп на место происшествия, в том числе с принятием личного участия по особо тяжким преступлениям и вызвавшим общественный резонанс;
2) обеспечивает контроль за объективностью и достоверностью выставляемых информационно-учетных документов, в том числе в рамках расследования уголовных дел в электронном формате, в отношении лиц, совершивших уголовные правонарушения, а также сведений о квалификации уголовного правонарушения;
3) организует своевременное и качественное рассмотрение представлений следователя, внесенных в порядке статьи 200 УПК;
4) создает все необходимые условия для работы следователя, в том числе материально-техническое оснащение (выделение автотранспорта, компьютерной техники и другие);
5) обеспечивает своевременное и полное рассмотрение и разрешение жалоб от участников процесса на действия или бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство;
6) организует размещение информации в доступных для ознакомления местах о графике приема граждан руководителями структурных подразделений горрайлиноргана по вопросам, связанным с досудебным производством по уголовным делам, а также осуществить их личный прием в случаях обращений;
7) организует, в соответствии с частью 2 статьи 62 УПК качественное и своевременное проведение необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, в том числе негласных следственных действий (далее – НСД) и в установленном порядке предоставить за своей подписью органу досудебного расследования результаты, оформленные в виде соответствующих процессуальных документов;
8) обеспечивает хранение результатов НСД, признанных не имеющими доказательственного значения в уголовном процессе, в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц, до окончательного разрешения вопросов, предусмотренных частями 1-1 и 6 статьи 240 УПК, и их последующее уничтожение с уведомлением прокурора в установленные сроки и контролировать уведомление в установленном порядке лица, в отношении которого проводились НСД;
9) до принятия окончательного процессуального решения по уголовным делам, а также направления их в суд с обвинительным актом, оказывает необходимую практическую помощь следователю при назначении и проведении судебных экспертиз;
10) по уголовным делам, расследованным в протокольной форме и в приказном порядке, в соответствии с полномочиями, предусмотренными УПК:
утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копию протокола прокурору;
отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания (в порядке приказного производства уполномочен прекращать уголовное дело по основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 УПК);
11) о результатах работы, в том числе о расследовании уголовных проступков еженедельно проводит заслушивания руководителей горрайлинорганов и служб.
Параграф 2. Организация работы следственных подразделений в районных управлениях (отделах), линейных и городских отделах внутренних дел
30. Следственная работа в горрайлинорганах организуется руководителями следственных подразделений.
31. Деятельность следственных подразделений осуществляется на основе ежеквартальных и годовых планов работы, разрабатываемых с учетом оперативной обстановки и требований МВД. В ходе исполнения планов допускается их корректировка. Решение о внесении изменений и дополнений принимается руководителем подразделения, утвердившим план.
В плане предусматриваются:
1) горрайлиноргана - комплексные мероприятия, направленные на своевременное реагирование по сообщениям об уголовных правонарушениях, обеспечение выезда на места происшествий следственно-оперативных групп, укрепление взаимодействия следственного подразделения с другими службами, обеспечение оперативно-криминалистической, организационной и иной техники, создание соответствующих условий труда для успешного выполнения возложенных на них задач;
2) следственного подразделения – конкретные мероприятия (при необходимости - согласованные с другими службами), направленные на улучшение организации следственной работы, повышение уровня ведомственного контроля, мероприятия по совершенствованию методики расследования уголовных правонарушений и тактики проведения следственных действий, оказанию практической и методической помощи следователям, распространению и внедрению положительного опыта работы, современных научных методов, повышению профессиональной подготовки следователей.
32. Руководители следственных подразделений несут полную ответственность за правильную организацию следственной работы и взаимодействие следователей с другими службами органов внутренних дел по раскрытию, расследованию уголовных правонарушений.
33. Руководители следственных подразделений контролируют:
1) принятие мер к повышению уровня процессуального контроля, результативности работы следователей, повышению качества расследования уголовных дел;
2) разрешение жалоб от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство, а также осуществление личного приема граждан;
3) обеспечение в подразделениях антикоррупционных условий деятельности следователей и соблюдения ими этики государственного служащего;
4) учет уголовных дел, по которым производство осуществляется в электронном формате;
5) учет негласных следственных действий и своевременность направления уведомления лицу, в отношении которого проводились негласные следственные действия в срок не позднее шести месяцев с момента вынесения итогового решения по уголовному делу, с соблюдением требований, установленных частью 1-1 статьи 240 УПК;
6) своевременное представление поручений об оказании правовой помощи, в соответствии с законодательством и международными договорами;
7) законность начисления компенсации потерпевшим из Фонда.
34. Руководитель следственного подразделения, в соответствии с компетенцией, установленной УПК, в случае непосредственного приема информации об уголовном правонарушении обеспечивает принятие незамедлительных мер по уведомлению, в том числе с использованием средств связи, уполномоченного лица, которое на основании полученного уведомления производит регистрацию в ЕРДР.
35. Заместитель начальника горрайлиноргана, курирующий деятельность следственных подразделений:
1) контролирует выполнение планов работы следственным подразделением и контрольных поручений, поступивших из вышестоящих органов;
2) координирует деятельность следственного подразделения, его взаимодействие с оперативными и иными службами органов внутренних дел, а также иными правоохранительными органами и ведомствами;
3) создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений как руководитель органа дознания (статья 194 УПК);
4) направляет в следственное подразделение заявления и сообщения об уголовных правонарушениях для принятия решений, отнесенных к подследственности органов внутренних дел (статьи 179-180, 187 УПК);
5) контролирует своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи;
6) обеспечивает реализацию прав следователей на ознакомление с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий, контролирует своевременность передачи в установленном порядке следователям сведений и материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для использования их при расследовании уголовных дел в качестве доказательств;
7) контролирует деятельность следственных подразделений при расследовании уголовных правонарушений, всесторонность и объективность исследования обстоятельств дел;
8) лично выезжает на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, контролирует качественное производство осмотра места происшествия и сбора материала досудебного расследования, при необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств;
9) обеспечивает своевременное и качественное исполнение органами дознания поручений и указаний следователей по расследуемым уголовным делам;
10) с учетом складывающейся оперативной обстановки вносит предложения начальнику горрайлиноргана о рассмотрении актуальных вопросов служебной деятельности на оперативных совещаниях, а также об устранении недостатков и улучшении деятельности подразделений следствия;
11) обеспечивает рациональное использование рабочего времени следователей, исключает выполнение несвойственных функций, сосредоточив все силы и средства на расследовании преступлений;
12) рассматривает и разрешает, в пределах своей компетенции, жалобы на действия и решения подчиненных следователей. В установленном порядке вносит представления о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий, перемещений следователей и других работников отдела (отделения, группы);
13) принимает меры по защите следователей при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью;
14) требует соблюдения служебно-воинской дисциплины.
36. Начальник следственного отдела (отделения), старший следователь группы помимо полномочий, определенных установленным законодательством (статья 59 УПК РК), в пределах своей компетенции:
1) совместно с руководителями оперативных и криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает следователей, оперативных сотрудников, криминалистов и при необходимости сотрудников других служб о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных уголовных правонарушений, оказывает практическую помощь в проведении следственных действий, реализации оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;
2) лично выезжает на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, обеспечивает качественное производство осмотра места происшествия, сбора материалов досудебного расследования;
3) контролирует своевременное направление на исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии уголовных правонарушений;
4) осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, соблюдение законности при производстве следственных действий;
5) ежемесячно проверяет обоснованность прерывания сроков досудебного расследования по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 45 УПК, полноту принятых мер в раскрытии уголовного правонарушения;
6) обеспечивает внедрение в работу следователей практику научной организации труда, современной криминалистической техники и передового опыта расследования уголовных правонарушений;
7) совместно с кадровой службой осуществляет подбор и расстановку кадров следственных работников, исходя из их профессиональных и деловых качеств;
8) систематически анализирует следственную практику и данные, характеризующие работу отдела (отделения, группы), разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению качества и эффективности предварительного следствия, вносит предложения руководству горрайлиноргана и следственного управления ДП;
8) создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений (статья 194 УПК);
9) осуществляет планирование работы и контроль за выполнением намеченных мероприятий;
10) контролирует организацию и результаты работы органа следствия, объективность сведений, в том числе о квалификации правонарушения, предоставляемых в Управление по правовой статистике и специальным учетам региона, обоснованность прекращения и прерывания сроков досудебного расследования уголовных дел;
11) изучает прекращенные уголовные дела на предмет обоснованности и законности принятого решения;
12) осуществляет личный прием граждан по вопросам, связанным с досудебным производством по уголовным делам;
13) рассматривает и разрешает жалобы от участников процесса на действия и бездействие лиц, осуществляющих досудебное производство в установленном законодательством порядке. Если жалоба касается нарушения закона при задержании, признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, отстранения от должности – в течение 3 суток с момента их получения;
14) обеспечивает организацию служебной подготовки следователей, своевременное изучение ими новых законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность органов следствия;
15) принимает меры по предупреждению незаконного вмешательства в процессуальную деятельность следователей.
37. При смене начальника горрайлиноргана или его заместителя, курирующего следствие, начальника следственного отдела (отделения), старшего следователя группы, осуществляется прием-передача дел, в том числе дел, с прерванным сроком расследования. Результаты сверяются с данными подразделений Управления правовой статистики и специальным учетам прокуратуры района (города).
38. На следователя возлагается производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований, в том числе с использованием средств связи, принятие уголовного дела к своему производству, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний, и принятие законного процессуального решения.
Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:
следственные и розыскные версии;
данные, подлежащие установлению для их проверки;
перечень следственных действий;
обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;
сроки и исполнителей.
План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так оперативным сотрудникам.
39. В соответствии с пунктом 3 статьи 60 УПК следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств и составления отчета о завершении досудебного расследования. При установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение уведомляет об этом прокурора. При наличии предусмотренных оснований применяет приказное производство.
40. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия (пункт 4 статьи 60 УПК).
При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц (пункт 5 статьи 60 УПК).
41. Следователь лично производит осмотр места происшествия и несет персональную ответственность за его качество. Указания следователя в процессе осмотра места происшествия неукоснительно исполняются сотрудниками других служб.
42. Взаимодействие следователя с другими службами органов внутренних дел при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.
43. В зависимости от видов преступлений и лиц, их совершивших, выявляет иные причины и условия, нарушения закона, способствовавшие совершению преступления, принимает меры по их устранению.
1) при этом в случае совершения преступлений:
несовершеннолетними, наряду с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу в соответствии со статьей 113 УПК, – оценивать деятельность уполномоченных лиц соответствующих государственных органов и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые в силу своих должностных обязанностей или в пределах компетенции должны принимать меры по предупреждению совершения уголовных правонарушений (органы образования, акимат, административная полиция);
гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, – устанавливать, был ли обеспечен соответствующий контроль за их прибытием к избранному месту жительства, приняты ли местными исполнительными и распорядительными органами меры по обеспечению жилыми помещениями и трудоустройству данных граждан (органы уголовно-исполнительных учреждений, административная полиция, органы здравохранения);
гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,– устанавливать, проводились ли в отношении данных граждан компетентными государственными органами, иными организациями или уполномоченными должностными лицами (далее – субъекты профилактики правонарушений) соответствующие профилактические мероприятия, не носили ли они формальный характер (органы здравоохранения, административная и криминальная полиция, подразделения по противодействию наркопреступности);
против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности – устанавливать, проводились ли субъектами профилактики правонарушений, соответствующие профилактические мероприятия (в зависимости от обстоятельств преступления), в том числе по выявлению владельцев оружия, подвергавшихся административным взысканиям за совершение административных правонарушений, являющимися основаниями для аннулирования разрешений на хранение и ношение оружия; была ли обеспечена безопасность хранения оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и иных средств поражения; приняты ли надлежащие меры по предотвращению несанкционированного доступа граждан в пустующие жилые дома и на чердаки жилых домов, обеспечению безопасности перевозок пассажиров, организации надлежащей освещенности улиц и дворовых территорий, оборудованию общественных мест массового пребывания граждан, общественных мест, где наиболее часто совершаются правонарушения, системами видеонаблюдения и устройствами экстренной связи, контролируемыми органами внутренних дел (органы образования, акимат, административная полиция);
против собственности – устанавливать, принимались и были ли достаточными принятые субъектами профилактики правонарушений, меры по обеспечению сохранности государственной и частной собственности (оборудование помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения; строительство охраняемых платных стоянок; оборудование и поддержание в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств; выделение в жилых комплексах при их проектировании и строительстве мест под гаражи и стоянки для транспортных средств) (акимат, административная полиция);
связанных с насилием в семье – устанавливать, принимались и были ли достаточными принятые субъектами профилактики правонарушений, меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих; оказывалась ли необходимая медицинская и психологическая помощь жертвам насилия; обобщались и систематизировались ли сведения о правонарушениях, связанных с насилием в семье; своевременно ли инициировалась и осуществлялась подготовка материалов для принятия в установленном порядке решений о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, о применении принудительных мер безопасности и лечения граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), привлечении к административной или уголовной ответственности (органы образования, акимат, административная полиция);.
2) установив при производстве по уголовному делу нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления, руководствуясь статьей 200 УПК, вносить в соответствующие государственные органы, иные организации или должностному лицу представление о принятии мер по их устранению (далее – представление).
При наличии оснований представление вносить на любом этапе производства по уголовному делу, не дожидаясь окончания досудебного расследования;
3) представление направлять в государственные органы, иные организации или должностным лицам в соответствии с их компетенцией.
В описательно-мотивировочной части представления кратко указывать обстоятельства совершенного преступления, причины и условия, способствовавшие его совершению, установленные нарушения нормативных правовых и иных актов, должностных инструкций.
В резолютивной части представления формулировать требования (предложения) о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления, привлечению должностных лиц, допустивших нарушения закона, к ответственности, указывать предусмотренный статьей 200 УПК срок и обязательность письменного уведомления о принятых мерах, а также разъяснять положения статьи 664 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП) об ответственности за оставление должностным лицом без рассмотрения представления либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений, несвоевременный ответ на представление.
В резолютивной части представлений, вносимых по уголовным делам о наиболее значимых, имеющих широкий общественный резонанс преступлениях, предлагать информировать соответствующее следственное подразделение о дате, времени, месте рассмотрения представления с целью последующего возможного участия в его рассмотрении должностного лица следственного подразделения;
4) копии представлений приобщать к материалам уголовных дел и помещать в накопительное производство;
5) в целях обеспечения принятия государственными органами, иными организациями или должностными лицами, рассматривающими представления по уголовным делам о наиболее значимых, имеющих широкий общественный резонанс преступлениях, надлежащих мер по недопущению впредь выявленных нарушений закона, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, направлять копии представлений соответствующему прокурору для принятия им при необходимости мер прокурорского реагирования;
6) принципиально и своевременно реагировать на факты непринятия мер по рассмотрению представлений, в том числе путем составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 664 КоАП. Информировать о таких фактах органы прокуратуры;
44. При установлении в процессе следствия недостатков в служебной деятельности работников органов внутренних дел следователь направляет представление соответствующему начальнику.
45. В случае доставления к следователю лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, подследственного органам внутренних дел, он проверяет наличие, предусмотренных статьями 180-184 УПК, поводов к началу досудебного расследования и оснований задержания этого лица в порядке статьи 128 УПК, и принимает соответствующее решение.
46. При освобождении подозреваемого, обвиняемого из-под стражи в ходе расследования по причине прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава уголовного правонарушения) или вынесения оправдательного приговора, заместитель начальника горрайлиноргана по следствию, начальник следственного отдела, отделения, старший следователь группы, в течение двадцати четырех часов направляет через следственное управление ДП информацию в СД.
47. Грубые факты нарушения уголовно-процессуального законодательства подлежат рассмотрению на оперативном совещании горрайлиноргана.
48. В случае необходимости, с учетом оперативной обстановки и штатных возможностей, следователи закрепляются за отдельными участками (зонами) или специализируются на расследовании отдельных видов уголовных правонарушений.
49. В соответствии с частью 7 статьи 60 УПК все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, суда или решения суда, и обеспечивает их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.
Постановление по уголовному делу, вынесенное следователем в пределах своих полномочий, а также поручения и указания в ходе досудебного расследования по уголовному делу подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
50. Следователь в любой момент своим постановлением принимает дело к производству и приступает к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий (часть 6 статьи 60 УПК).
51. Согласно части 9 статьи 60 УПК по расследуемым им делам следователь знакомится с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий органов дознания, относящимися к расследуемому делу, истребует их для приобщения в установленном порядке к делу, дает органам дознания для исполнения поручения и указания о производстве розыскных следственных и негласных следственных действий, требует от них содействия в производстве следственных действий.
Глава 6. Организация досудебного расследования уголовных правонарушений штатного дознания в органах внутренних дел
52. Досудебное расследование уголовных правонарушений в форме дознания и протокольной форме осуществляется в строгом соответствии с УПК в пределах полномочий по выявлению, установлению, закреплению совокупности обстоятельств уголовных правонарушений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
53. Сотрудниками подразделений штатного дознания (далее - подразделения дознания) и служб, наделенных функциями по производству дознания осуществляется досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 191 УПК, подследственных органам внутренних дел.
54. В случаях необходимости (отсутствие соответствующих должностей, отдаленность района совершения уголовного правонарушения) сотрудники служб, наделенных функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по другим составам уголовных проступков в протокольной форме.
Параграф 1. Организация работы Управления (отдела) дознания ДП
55. На Управление (отдел) дознания ДП (далее - Управление дознания) возлагается организационно-методическое обеспечение и проведение регулярного анализа деятельности по досудебному расследованию в форме дознания и протокольной форме (ст.189 УПК РК).
56. Управление дознания:
1) разрабатывает квартальные планы на основании анализа данных
осостоянии процессуальной деятельности подразделений дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, материалов инспектирования, проверок и другой информации, проводит мероприятия, направленные на улучшение качества досудебного расследования и уровня процессуального контроля, своевременно принимает решения и практические меры по устранению недостатков в работе.
2) проводит самостоятельно или совместно с другими службами комплексные, целевые проверки горрайлинорганов в соответствии с планами работы ДП, а также в порядке реагирования на осложнение оперативной обстановки, недостатки и нарушения в процессуальной деятельности, по согласованию с руководством ДП.
3) осуществляет контроль по уголовным делам, в том числе находящимся на контроле МВД, руководства ДП:
с продленными сроками досудебного расследования и содержания под стражей подозреваемых;
об уголовных правонарушениях, совершенных иностранцами и в отношении них;
о фактах дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД, несовершеннолетних;
о пожарах с гибелью людей и причинением крупного ущерба;
об уголовных правонарушениях, получивших общественный резонанс;
об уголовных правонарушениях, связанных с неисполнением судебных решений.
4) взаимодействует по вопросам досудебного расследования с отраслевыми службами, другими государственными органами, в частности:
5) разрабатывает и согласовывает совместные мероприятия по расследованию уголовных правонарушении, укреплению законности, готовит проекты приказов, указаний, иных нормативных правовых актов, методические рекомендации, макеты уголовных дел, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам совершенствования уголовно-процессуальной деятельности;
6) обеспечивает эффективное взаимодействие подразделений дознания с другими службами, организует совместное обсуждение вопросов касательно качества досудебного расследования, исполнения отдельных поручений по уголовным делам, совместную с представителями заинтересованных служб проверку организации работы по установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает помощь в устранении выявленных недостатков;
7) проводит служебные расследования по фактам нарушения законности и дисциплины. Вопросы соблюдения законности и дисциплины рассматриваются не реже одного раза в квартал;
8) регулярно проводит мероприятия по повышению профессионального уровня дознавателей, обобщает и распространяет передовой опыт, совместно с кадровым аппаратом осуществляет подбор и расстановку сотрудников для работы в подразделениях дознания. При выездах в служебные командировки в горрайлинорганы, сотрудники Управления дознания проверяют работу в данном направлении, оказывают помощь в ее улучшении.
Предоставляет в СД:
информацию о практике досудебного расследования уголовных проступков;
информацию о состоянии учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях дознания и результаты служебного расследования с приложением копии приказа ДП(Т) о наказании;
информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями;
информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с неисполнением судебных решений;
информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с пожарами;
информацию по уголовным делам, взятым на контроль МВД;
информацию о состоянии расследования новых составов уголовных нарушений по линии дознания, имеющихся проблемных вопросах и предложения по их устранению.
57. Управление дознания незамедлительно направляет спецсообщение в СД по каждому факту возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников подразделений дознания, пожаров с гибелью людей и крупным ущербом, а также дорожно-транспортного происшествия с гибелью двух и более лиц, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД, несовершеннолетних.
58. Иная информация представляется по мере необходимости в сроки, установленные Управлением организации работы дознания Следственного департамента МВД.
Параграф 2. Организация досудебного расследования в форме дознания и протокольной форме в горрайлинорганах внутренних дел
59. Полномочиями начальника органа дознания в ОВД обладают начальник Департамента, управления, отдела внутренних дел и их заместители.
60. Начальник органа дознания обеспечивает своевременность регистрации заявлений, сообщений об уголовных правонарушениях в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи, передачу по подследственности, качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, принятие окончательного решения по делу.
61. В целях полного и всестороннего контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, учета и рассмотрения заявлений, сообщений и иной информации об уголовных правонарушениях начальник органа дознания возглавляет Комиссию по контролю за учетно-регистрационной дисциплиной и обеспечивает ее деятельность.
62. Начальник органа дознания контролирует состояние работы по досудебному расследованию уголовных правонарушений, производимых в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме, соблюдению законности и конечные результаты.
63. В целях обеспечения эффективной работы в данном направлении начальник органа дознания:
организует в системе служебной подготовки занятия по вопросам досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме, привлекая к их проведению сотрудников Управлений ДП, следователей, дознавателей, работников прокуратуры, судов, специалистов и ученых;
принимает меры к обеспечению дознавателей служебными кабинетами, инвентарем, бланками, транспортом, оргтехникой и средствами связи;
не допускает привлечения дознавателей к выполнению работ, не связанных с досудебным расследованием;
создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений (статья 194 УПК);
организует взаимодействие дознавателей и других должностных лиц, осуществляющих досудебное расследование, с сотрудниками отраслевых служб ОВД, государственными и иными органами и организациями по вопросам досудебного расследования уголовных правонарушений;
организует планирование работы подразделения дознания, утверждает графики дежурств дознавателей, контролирует их выполнение;
организует и контролирует аналитическую работу по вопросам досудебного расследования в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме;
принимает организационные меры по улучшению этой работы, вносит предложения в Управление дознания и руководству ДП;
заслушивает руководителей служб и дознавателей по вопросам взаимодействия при досудебном расследовании в форме дознания, в порядке приказного производства и протокольной форме;
обеспечивает внедрение научной организации труда, использование современной криминалистической техники и передового опыта;
организует в пределах компетенции рассмотрение заявлений и жалоб граждан на действия и решения сотрудников при досудебном расследовании в форме дознания и протокольной форме;
в установленном порядке вносит представления о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников подразделений дознания.
64. Досудебное расследование уголовных правонарушений в форме дознания, протокольной форме и приказном порядке осуществляется в строгом соответствии с УПК в пределах полномочий по выявлению, установлению, закреплению совокупности обстоятельств уголовных правонарушений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
65. Контроль за качеством досудебного производства осуществляемого службами, наделенными функциями по производству дознания обеспечивает руководитель следственного подразделения и начальник отдела (отделения) дознания.
66. В случаях необходимости (отсутствие соответствующих должностей, отдаленность района совершения уголовного правонарушения) сотрудники служб, наделенных функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по другим составам уголовных проступков в протокольной форме, в порядке приказного производства, а также уголовных правонарушений в форме дознания.
67. Подразделения дознания являются структурными подразделениями и подчиняются начальнику СД, начальникам ДП, горрайлинорганов и их заместителям, курирующим следствие и дознание.