Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Принять к сведению информацию члена Коллегии Евразийской экономической комиссии – Министра по экономике и финансовой политике Сулейменова Т.М.
2. Принять за основу с учетом состоявшегося обсуждения и высказанных замечаний проект Концепции разработки проекта Соглашения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (прилагается).
3. Руководителю Рабочей группы, члену Коллегии Евразийской экономической комиссии – Министру по экономике и финансовой политике Сулейменову Т.М. доложить о ходе разработки Соглашения, указанного в пункте 2 настоящего Решения, на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии в октябре 2012 года.
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
Председатель В.Б. Христенко
Приложение
к решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 7 июня 2012 г. № 69
Концепция
разработки проекта Соглашения об обороте этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой
таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом
пространстве
Введение
В настоящее время существует ряд проблемных вопросов в части оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (далее – ТС и ЕЭП).
Имеются многочисленные обращения участников ВЭД о барьерах при обороте алкогольной продукции, произведенной в государствах-членах ТС и ЕЭП при ее перемещении по единой таможенной территории, включающих обеспечительный платеж, различные механизмы администрирования акцизных марок, требования при регистрации в информационных системах, введение института «специмпортеров» и др.
Во исполнение Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2012 г. № 7 Коллегией Евразийской экономической комиссии 15 марта 2012 года создана Рабочая группа по подготовке проекта международного договора об обороте алкогольной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, обеспечивающего унификацию законодательства с целью создания основ единого рынка алкогольной продукции.
Цель разработки
Целью разработки Соглашения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (далее – Соглашение) является гармонизация нормативно-правовой базы государств-членов ТС и ЕЭП в целях создания основ единого рынка алкогольной продукции, обеспечения равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, снятия имеющихся барьеров во взаимной торговле.
Проект структуры Соглашения сформирован на базе сравнительного анализа нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП и правовых актов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции государств-членов ТС и ЕЭП.
В основу проекта Соглашения будут положены правоотношения хозяйственных субъектов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП, направленные на устранение несогласованностей и противоречий нормативного правового регулирования.
Разработка проекта Соглашения должна проводиться с учетом разграничения полномочий в рамках национального законодательства Сторон и наднационального уровня.
Основные принципы
К основным принципам разработки проекта Соглашения относятся: обеспечение национального режима для всех участников, обеспечение единых принципов и правил лицензирования, конкуренции, а также согласованных видов и порядка применения ограничительных мер в отношении оборота указанной продукции.
Структура проекта Соглашения
Предлагаемая структура проекта Соглашения:
1. Общая часть
1.1. Преамбула.
1.2. Понятия и термины.
2. Особенная часть
2.1. Национальный режим.
Данный раздел Соглашения предусматривает установление нормы, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты одной Стороны, осуществляющие деятельность на территории другой Стороны в условиях национального режима данной Стороны, пользуются на основе взаимности всеми юридическими преимуществами, что и хозяйствующие субъекты данной Стороны.
2.2. Уполномоченные (компетентные) органы.
Справочно:
В Республике Беларусь:
Органы, ответственные за политику в указанной сфере: Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Министерство торговли; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Государственный таможенный комитет; Государственный комитет по стандартизации, концерн «Белгоспищепром».
Регулирующий орган: Министерство по налогам и сборам.
В Республике Казахстан:
Органы, ответственные за политику в указанной сфере: Министерство финансов; Министерство экономического развития и торговли; Министерство здравоохранения; Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий.
Регулирующий орган: Налоговый комитет Министерства финансов.
В Российской Федерации:
Органы, ответственные за политику в указанной сфере: Министерство финансов; Министерство экономического развития; Министерство промышленности и торговли; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба.
Регулирующий орган: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
2.3. Единые принципы и правила регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Разработку данного раздела Соглашения предполагается осуществлять на основе анализа договорно-правовой базы государств-членов Таможенного союза и ЕЭП в части регулирования оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Кроме того, целесообразно предусмотреть статьи, закрепляющие осуществление гармонизации национального законодательства Сторон и наднациональных международных правовых актов в данной сфере, а также создание и ведение интегрированной базы данных о производителях и участниках внешнеэкономической деятельности.
2.4. Единые принципы и правила конкуренции.
Во всех государствах-членах ТС и ЕЭП принято законодательство, предусматривающее возможность введения монополии государства на производство и оборот алкогольной продукции. Так в Республике Беларусь ст. 5 Закона РБ от 27.08.2008 г. № 429-З за государством закреплено исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции; в Республике Казахстан возможность введения государственной монополии оговорена в ст. 32 Закона РК от 25.12.2008 г. № 112-III «О конкуренции»; в Российской Федерации – ст.4 ФЗ РФ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, с 01.01.2013 г. может быть введена государственная монополия на производство и оборот этилового спирта (проект ФЗ подготовлен).
2.5. Основания, виды и порядок применения ограничительных мер.
Необходимо проведение анализа ограничительных мер в сфере оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции государств-членов ТС и ЕЭП.
2.6. Налоговое регулирование.
Алкогольная продукция, происходящая с территории одной Стороны и ввозимая на территорию другой Стороны, не должна облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к аналогичной продукции отечественного происхождения. Также и условия налогообложения, применяемые Стороной в отношении продажи, предложения о продаже, покупки, транспортировки, хранения, распределения и использования алкогольной продукции этой Стороны не должны быть более благоприятными, чем условия налогообложения в отношении продажи, предложения о продаже, покупки, транспортировки, хранения, распределения и использования аналогичной продукции других Сторон.
2.7. Маркировка акцизными марками.
Государства-члены ТС и ЕЭП применяют различные механизмы администрирования оборота акцизных марок в отношении алкогольной продукции. Отсутствие единых норм, правил выдачи и контроля за использованием акцизных (специальных) марок для маркировки алкогольной продукции создает проблемы для участников рынка алкогольной продукции при ее обороте на единой таможенной территории ТС и ЕЭП.
В Российской Федерации условием приобретения акцизных марок является предоставление таможенным органам обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении алкогольной продукции, для маркировки которой приобретаются акцизные марки. При этом размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенной пошлины и косвенных налогов (НДС и акциз), так как на момент выдачи марок неизвестна страна происхождения ввозимой продукции. После ввоза промаркированного товара таможенному органу предоставляется отчет об использовании приобретенных акцизных марок.
В Республике Беларусь механизм выдачи акцизных марок импортерам и контроль за их использованием аналогичен механизму, применяемому в Российской Федерации.
В Республике Казахстан в настоящее время при ввозе алкогольной продукции из государств-членов Таможенного союза применяется иной порядок выдачи специальных марок, при котором размер обеспечения исполнения обязательства импортера не включает в себя сумму таможенных пошлин, как это установлено в Республике Беларусь и Российской Федерации. Администрирование указанных марок ведет налоговый орган Республики Казахстан.
Принимая во внимание необходимость исключения имеющихся различий в механизмах администрирования акцизных марок, в данном разделе Соглашения будут определены единые концептуальные подходы по регулированию маркировки товаров Таможенного союза акцизными марками с целью возможного перехода на акцизную марку единого образца для маркировки алкогольной продукции, предназначенной для оборота на территории государств-членов ТС и ЕЭП, а также условия выпуска (производства) акцизных марок.
2.8. Техническое регулирование.
Разработка данного раздела Соглашения будет осуществляться во взаимосвязи и взаимодействии с техническим регламентом, определяющим требования к пищевой безопасности этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Нормы разрабатываемых Соглашения и технического регламента должны быть взаимоувязаны: они должны дополнять, но не дублировать друг друга. В Соглашении предусматривается отсылочная норма на технический регламент.
2.9. Информационный обмен.
В данном разделе предполагается предусмотреть следующие вопросы:
- информационный обмен между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (приложение к Соглашению – межведомственный протокол об информационном обмене);
- информационное сопровождение баз данных, а также информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП;
- интеграция информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП в ИИСВВТ;
- согласование порядков, требований и регламентов информационного обмена между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (приложение к Соглашению или межведомственные документы).
В Российской Федерации функционирует Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В целях обеспечения полноты и достоверности учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также межведомственного взаимодействия уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП целесообразно предусмотреть интеграцию с аналогичными автоматизированными информационными системами Республики Беларусь и Республики Казахстан.
3. Заключительная часть
3.1. Правовые аспекты действия Соглашения.
3.2. Наднациональные функции (необходим правовой анализ).
3.3. Депозитарий.
3.4. Ратификация и вступление в силу.
Заключение
Ожидаемые результаты разработки проекта Соглашения:
- гармонизация законодательства Сторон в указанной сфере;
- создание нормативно-правовой базы единого рынка алкогольной продукции на единой таможенной территории;
- обеспечение равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории ТС и ЕЭП;
- снятие имеющихся барьеров во взаимной торговле;
- унифицированная нормативно-правовая база ТС и ЕЭП (требуется подробный анализ).
Принятие данного международного акта потребует осуществления пересмотра и/или принятия новых межведомственных документов, приложений к Соглашению (межведомственного Протокола об информационном обмене, а также совместно с принимаемым проектом Технического регламента, пересмотра действия нормативных правовых документов в рамках национальных законодательств Сторон).
(на данном этапе потребуется дополнительная правовая экспертиза).
Нормы Соглашения будут направлены на обеспечение взаимодействия информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП в целях недопущения производства и поставки на единую таможенную территорию контрафактной алкогольной продукции, а также позволят создать новые возможности для использования в полной мере экономического потенциала ТС и ЕЭП.
Приложение: на 2 л.
Приложение
к решению Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 7 июня 2012 г. № 69
Структура
международного правового договора об обороте алкогольной
продукции на единой таможенной территории Таможенного союза
Рабочее название: «Соглашение об обороте этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на
единой таможенной территории Таможенного
союза и Едином экономическом пространстве».
I. Общая часть:
1.1. Преамбула:
- в целях создания единого рынка алкогольной продукции;
- в целях создания конкурентной среды в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве.
- в целях снятия имеющихся барьеров во взаимной торговле;
- в целях совершенствования нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП.
1.2. Понятия и термины:
- уполномоченные (компетентные) органы;
- алкогольная продукция;
- акцизы, акцизная марка;
- оборот;
- перемещение;
- пункты пропуска;
- другие понятия и термины.
II. Особенная часть:
2.1. Национальный режим:
- режим, в силу которого на основе взаимности юридическим лицам государства-партнера предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным юридическим лицам.
2.2. Уполномоченные (компетентные) органы:
- сферы регулирования;
- права и обязанности.
2.3. Единые принципы и правила регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.4. Единые принципы и правила конкуренции.
2.5. Основания, виды и порядок применения ограничительных мер.
2.6. Налоговое регулирование.
2.7. Маркировка акцизными марками:
- формирование баз данных по акцизным маркам;
- переход на единую акцизную марку ТС и ЕЭП.
2.8. Техническое регулирование:
- определение требований к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части требований по безопасности, определяющих потребительские свойства (качество) алкогольной и спиртосодержащей продукции (отсутствию недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью человека);
- отсылочная норма на отдельный технический регламент (техническое регулирование в обеспечении качества и безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции).
2.9. Информационный обмен:
- информационный обмен между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (разработка отдельного межведомственного протокола об информационном обмене – в качестве приложения к Соглашению);
- информационное сопровождение баз данных, а также автоматизированных информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП;
- интеграция информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП;
- ведение реестров лицензиатов;
- согласование порядков, требований и регламентов информационного обмена между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (разработка соответствующих нормативных правовых актов в качестве приложения к Соглашению или отдельных межведомственных документов).
III. Заключительная часть:
3.1. Правовые аспекты.
3.2. Наднациональные функции (требуется правовой анализ).
3.3. Депозитарий.
3.4. Ратификация и вступление в силу.