О Концепции разработки проекта Соглашения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве

Новый

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2012 года № 69

      Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
      1. Принять к сведению информацию члена Коллегии Евразийской экономической комиссии – Министра по экономике и финансовой политике Сулейменова Т.М.
      2. Принять за основу с учетом состоявшегося обсуждения и высказанных замечаний проект Концепции разработки проекта Соглашения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (прилагается).
      3. Руководителю Рабочей группы, члену Коллегии Евразийской экономической комиссии – Министру по экономике и финансовой политике Сулейменову Т.М. доложить о ходе разработки Соглашения, указанного в пункте 2 настоящего Решения, на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии в октябре 2012 года.
      4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

      Председатель                               В.Б. Христенко

Приложение             
к решению Коллегии        
Евразийской экономической комиссии
от 7 июня 2012 г. № 69      

Концепция
разработки проекта Соглашения об обороте этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой
таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом
пространстве

      Введение
      В настоящее время существует ряд проблемных вопросов в части оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (далее – ТС и ЕЭП).
      Имеются многочисленные обращения участников ВЭД о барьерах при обороте алкогольной продукции, произведенной в государствах-членах ТС и ЕЭП при ее перемещении по единой таможенной территории, включающих обеспечительный платеж, различные механизмы администрирования акцизных марок, требования при регистрации в информационных системах, введение института «специмпортеров» и др.
      Во исполнение Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 25 января 2012 г. № 7 Коллегией Евразийской экономической комиссии 15 марта 2012 года создана Рабочая группа по подготовке проекта международного договора об обороте алкогольной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, обеспечивающего унификацию законодательства с целью создания основ единого рынка алкогольной продукции.
      Цель разработки
      Целью разработки Соглашения об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве (далее – Соглашение) является гармонизация нормативно-правовой базы государств-членов ТС и ЕЭП в целях создания основ единого рынка алкогольной продукции, обеспечения равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, снятия имеющихся барьеров во взаимной торговле.
      Проект структуры Соглашения сформирован на базе сравнительного анализа нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП и правовых актов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции государств-членов ТС и ЕЭП.
      В основу проекта Соглашения будут положены правоотношения хозяйственных субъектов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП, направленные на устранение несогласованностей и противоречий нормативного правового регулирования.
      Разработка проекта Соглашения должна проводиться с учетом разграничения полномочий в рамках национального законодательства Сторон и наднационального уровня.
      Основные принципы
      К основным принципам разработки проекта Соглашения относятся: обеспечение национального режима для всех участников, обеспечение единых принципов и правил лицензирования, конкуренции, а также согласованных видов и порядка применения ограничительных мер в отношении оборота указанной продукции.
      Структура проекта Соглашения
      Предлагаемая структура проекта Соглашения:
      1. Общая часть
      1.1. Преамбула.
      1.2. Понятия и термины.
      2. Особенная часть
      2.1. Национальный режим.
      Данный раздел Соглашения предусматривает установление нормы, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты одной Стороны, осуществляющие деятельность на территории другой Стороны в условиях национального режима данной Стороны, пользуются на основе взаимности всеми юридическими преимуществами, что и хозяйствующие субъекты данной Стороны.

      2.2. Уполномоченные (компетентные) органы.
      Справочно:
      В Республике Беларусь:
      Органы, ответственные за политику в указанной сфере: Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Министерство торговли; Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Государственный таможенный комитет; Государственный комитет по стандартизации, концерн «Белгоспищепром».
      Регулирующий орган: Министерство по налогам и сборам.
      В Республике Казахстан:
      Органы, ответственные за политику в указанной сфере: Министерство финансов; Министерство экономического развития и торговли; Министерство здравоохранения; Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий.
      Регулирующий орган: Налоговый комитет Министерства финансов.
      В Российской Федерации:
      Органы, ответственные за политику в указанной сфере: Министерство финансов; Министерство экономического развития; Министерство промышленности и торговли; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба.
      Регулирующий орган: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
      2.3. Единые принципы и правила регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
      Разработку данного раздела Соглашения предполагается осуществлять на основе анализа договорно-правовой базы государств-членов Таможенного союза и ЕЭП в части регулирования оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
      Кроме того, целесообразно предусмотреть статьи, закрепляющие осуществление гармонизации национального законодательства Сторон и наднациональных международных правовых актов в данной сфере, а также создание и ведение интегрированной базы данных о производителях и участниках внешнеэкономической деятельности.
      2.4. Единые принципы и правила конкуренции.
      Во всех государствах-членах ТС и ЕЭП принято законодательство, предусматривающее возможность введения монополии государства на производство и оборот алкогольной продукции. Так в Республике Беларусь ст. 5 Закона РБ от 27.08.2008 г. № 429-З за государством закреплено исключительное право на осуществление импорта алкогольной продукции; в Республике Казахстан возможность введения государственной монополии оговорена в ст. 32 Закона РК от 25.12.2008 г. № 112-III «О конкуренции»; в Российской Федерации – ст.4 ФЗ РФ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, с 01.01.2013 г. может быть введена государственная монополия на производство и оборот этилового спирта (проект ФЗ подготовлен).
      2.5. Основания, виды и порядок применения ограничительных мер.
      Необходимо проведение анализа ограничительных мер в сфере оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции государств-членов ТС и ЕЭП.
      2.6. Налоговое регулирование.
      Алкогольная продукция, происходящая с территории одной Стороны и ввозимая на территорию другой Стороны, не должна облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к аналогичной продукции отечественного происхождения. Также и условия налогообложения, применяемые Стороной в отношении продажи, предложения о продаже, покупки, транспортировки, хранения, распределения и использования алкогольной продукции этой Стороны не должны быть более благоприятными, чем условия налогообложения в отношении продажи, предложения о продаже, покупки, транспортировки, хранения, распределения и использования аналогичной продукции других Сторон.
      2.7. Маркировка акцизными марками.
      Государства-члены ТС и ЕЭП применяют различные механизмы администрирования оборота акцизных марок в отношении алкогольной продукции. Отсутствие единых норм, правил выдачи и контроля за использованием акцизных (специальных) марок для маркировки алкогольной продукции создает проблемы для участников рынка алкогольной продукции при ее обороте на единой таможенной территории ТС и ЕЭП.
      В Российской Федерации условием приобретения акцизных марок является предоставление таможенным органам обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении алкогольной продукции, для маркировки которой приобретаются акцизные марки. При этом размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенной пошлины и косвенных налогов (НДС и акциз), так как на момент выдачи марок неизвестна страна происхождения ввозимой продукции. После ввоза промаркированного товара таможенному органу предоставляется отчет об использовании приобретенных акцизных марок.
      В Республике Беларусь механизм выдачи акцизных марок импортерам и контроль за их использованием аналогичен механизму, применяемому в Российской Федерации.
      В Республике Казахстан в настоящее время при ввозе алкогольной продукции из государств-членов Таможенного союза применяется иной порядок выдачи специальных марок, при котором размер обеспечения исполнения обязательства импортера не включает в себя сумму таможенных пошлин, как это установлено в Республике Беларусь и Российской Федерации. Администрирование указанных марок ведет налоговый орган Республики Казахстан.
      Принимая во внимание необходимость исключения имеющихся различий в механизмах администрирования акцизных марок, в данном разделе Соглашения будут определены единые концептуальные подходы по регулированию маркировки товаров Таможенного союза акцизными марками с целью возможного перехода на акцизную марку единого образца для маркировки алкогольной продукции, предназначенной для оборота на территории государств-членов ТС и ЕЭП, а также условия выпуска (производства) акцизных марок.
      2.8. Техническое регулирование.
      Разработка данного раздела Соглашения будет осуществляться во взаимосвязи и взаимодействии с техническим регламентом, определяющим требования к пищевой безопасности этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Нормы разрабатываемых Соглашения и технического регламента должны быть взаимоувязаны: они должны дополнять, но не дублировать друг друга. В Соглашении предусматривается отсылочная норма на технический регламент.
      2.9. Информационный обмен.
      В данном разделе предполагается предусмотреть следующие вопросы:
      - информационный обмен между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (приложение к Соглашению – межведомственный протокол об информационном обмене);
      - информационное сопровождение баз данных, а также информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП;
      - интеграция информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП в ИИСВВТ;
      - согласование порядков, требований и регламентов информационного обмена между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (приложение к Соглашению или межведомственные документы).
      В Российской Федерации функционирует Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
      В целях обеспечения полноты и достоверности учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также межведомственного взаимодействия уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП целесообразно предусмотреть интеграцию с аналогичными автоматизированными информационными системами Республики Беларусь и Республики Казахстан.
      3. Заключительная часть
      3.1. Правовые аспекты действия Соглашения.
      3.2. Наднациональные функции (необходим правовой анализ).
      3.3. Депозитарий.
      3.4. Ратификация и вступление в силу.

      Заключение
      Ожидаемые результаты разработки проекта Соглашения:
      - гармонизация законодательства Сторон в указанной сфере;
      - создание нормативно-правовой базы единого рынка алкогольной продукции на единой таможенной территории;
      - обеспечение равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории ТС и ЕЭП;
      - снятие имеющихся барьеров во взаимной торговле;
      - унифицированная нормативно-правовая база ТС и ЕЭП (требуется подробный анализ).
      Принятие данного международного акта потребует осуществления пересмотра и/или принятия новых межведомственных документов, приложений к Соглашению (межведомственного Протокола об информационном обмене, а также совместно с принимаемым проектом Технического регламента, пересмотра действия нормативных правовых документов в рамках национальных законодательств Сторон).
      (на данном этапе потребуется дополнительная правовая экспертиза).
      Нормы Соглашения будут направлены на обеспечение взаимодействия информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП в целях недопущения производства и поставки на единую таможенную территорию контрафактной алкогольной продукции, а также позволят создать новые возможности для использования в полной мере экономического потенциала ТС и ЕЭП.

      Приложение: на 2 л.

Приложение           
к решению Коллегии       
Евразийской экономической комиссии
от 7 июня 2012 г. № 69     

Структура
международного правового договора об обороте алкогольной
продукции на единой таможенной территории Таможенного союза

      Рабочее название: «Соглашение об обороте этилового спирта,
                          алкогольной и спиртосодержащей продукции на
                          единой таможенной территории Таможенного
                          союза и Едином экономическом пространстве».

      I. Общая часть:
      1.1. Преамбула:
      - в целях создания единого рынка алкогольной продукции;
      - в целях создания конкурентной среды в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве.
      - в целях снятия имеющихся барьеров во взаимной торговле;
      - в целях совершенствования нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП.
      1.2. Понятия и термины:
      - уполномоченные (компетентные) органы;
      - алкогольная продукция;
      - акцизы, акцизная марка;
      - оборот;
      - перемещение;
      - пункты пропуска;
      - другие понятия и термины.
      II. Особенная часть:
      2.1. Национальный режим:
      - режим, в силу которого на основе взаимности юридическим лицам государства-партнера предоставляется такой же режим, какой предоставляется отечественным юридическим лицам.
      2.2. Уполномоченные (компетентные) органы:
      - сферы регулирования;
      - права и обязанности.
      2.3. Единые принципы и правила регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
      2.4. Единые принципы и правила конкуренции.
      2.5. Основания, виды и порядок применения ограничительных мер.
      2.6. Налоговое регулирование.
      2.7. Маркировка акцизными марками:
      - формирование баз данных по акцизным маркам;
      - переход на единую акцизную марку ТС и ЕЭП.
      2.8. Техническое регулирование:
      - определение требований к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части требований по безопасности, определяющих потребительские свойства (качество) алкогольной и спиртосодержащей продукции (отсутствию недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба здоровью человека);
      - отсылочная норма на отдельный технический регламент (техническое регулирование в обеспечении качества и безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции).
      2.9. Информационный обмен:
      - информационный обмен между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (разработка отдельного межведомственного протокола об информационном обмене – в качестве приложения к Соглашению);
      - информационное сопровождение баз данных, а также автоматизированных информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП;
      - интеграция информационных систем уполномоченных (компетентных) органов государств-членов ТС и ЕЭП;
      - ведение реестров лицензиатов;
      - согласование порядков, требований и регламентов информационного обмена между уполномоченными (компетентными) органами государств-членов ТС и ЕЭП (разработка соответствующих нормативных правовых актов в качестве приложения к Соглашению или отдельных межведомственных документов).
      III. Заключительная часть:
      3.1. Правовые аспекты.
      3.2. Наднациональные функции (требуется правовой анализ).
      3.3. Депозитарий.
      3.4. Ратификация и вступление в силу.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.