1. Одобрить Рекомендации по развитию использования национальных валют во взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза.
2. Просить Евразийскую экономическую комиссию совместно с правительствами и центральными (национальными) банками государств - членов Евразийского экономического союза информировать Совет Евразийской экономической комиссии раз в полгода о ходе реализации Рекомендаций.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия.
Члены Евразийского межправительственного совета:
От Республики |
От Республики |
От Республики |
От Кыргызской |
От Российской |
ОДОБРЕН распоряжением Евразийского межправительственного совета от 26 августа № 20 |
РЕКОМЕНДАЦИИ
по развитию использования национальных валют во взаимной
торговле государств-членов Евразийского экономического союза
Развитие Евразийского экономического союза и последовательный рост взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС сопровождаются повышением доли национальных валют во взаимных расчетах. За прошедшие с момента создания Союза семь лет, их доля превысила 70%, достигнув к 2022 году показателя в 74%.
Расширение использования национальных валют способствует укреплению кооперационных связей государств-членов ЕАЭС, а также повышению независимости национальных экономик от внешних факторов.
Изменение архитектуры международной торговли, глобальная перестройка логистических цепочек создает условия для дальнейшего качественного увеличения расчетов в национальных валютах. Роль таких расчетов, как значимого фактора обеспечения экономического суверенитета национальных экономик, в дальнейшем, будет последовательно возрастать.
На сегодняшний день, несмотря на значительную долю национальных валют, а также благоприятную экономическую конъюнктуру, расчеты в рамках взаимной торговли государств-членов Союза нередко сталкиваются с ограничениями, препятствующими дальнейшему развитию экономических связей. Это создает риски для взаимной торговли, повышает фактор неопределенности, что, в конечном итоге, негативно сказывается на хозяйствующих субъектах и потребителях государств-членов ЕАЭС.
Помимо этого, существенный потенциал для развития имеют биржевые инструменты, номинированные в национальных валютах государств-членов Союза.
В целях организации согласованной работы государств-членов ЕАЭС по развитию расчетов в национальных валютах, настоящие Рекомендации выделяют ключевые направления и приоритетные задачи данной работы, а также индикаторы их достижения.
В качестве приоритетных направлений следует выделить:
1. Развитие в рамках ЕАЭС независимых платежных инфраструктур.
На данном направлении рекомендуется:
1.1 Обеспечение межсистемного взаимодействия национальных систем платежных карт государств-членов ЕАЭС.
На сегодняшний день в государствах-членах Союза функционируют следующие национальные системы платежных карт, между которыми организовано межсистемное взаимодействие - "Армениан Кард" в Республике Армения, "Белкарт" в Республике Беларусь, "Элкарт" в Кыргызской Республике и "Мир" в Российской Федерации. Помимо этого, в Республике Казахстан ведется работа по созданию национальной Межбанковской системы платежных карт.
Последовательно возрастающая доля трансграничных платежей и расчетов в национальных валютах в рамках Союза, а также риски, связанные с использованием зарубежных платежных систем, обуславливают необходимость организации межсистемного взаимодействия функционирующих национальных систем платежных карт стран ЕАЭС.
Индикатором реализации данной рекомендации является обеспечение взаимного приема национальных платежных карт государств-членов ЕАЭС.
1.2 Функционирование достаточной сети корреспондентских счетов банков стран ЕАЭС в национальных валютах.
Трансграничные расчеты хозяйствующих субъектов стран Союза в рамках ЕАЭС на сегодняшний день осуществляются с использованием развитой сети корреспондентских счетов, открытых банками государств-членов Союза. Корреспондентские отношения установлены между более чем 200 коммерческими банками государств- членов ЕАЭС. Созданная сеть корреспондентских счетов, в целом, обеспечивает осуществление расчетов в рамках взаимной торговли стран Союза.
При этом дальнейшее развитие расчетов с использованием корреспондентских счетов, с учетом последовательного увеличения доли национальных валют во взаиморасчҰтах, предполагает сохранение функционирования сформированной корреспондентской сети с последовательным увеличением доли счетов, открываемых в национальных валютах.
Индикатором реализации данной рекомендации является осуществление расчетов между экономическими операторами стран Союза через созданную систему корреспондентских счетов в национальных валютах стран ЕАЭС.
1.3 Обеспечение возможности обмена финансовой информацией без использования SWIFT в рамках трансграничных расчетов по взаимным корреспондентским счетам.
Бесперебойное осуществление расчетов по открытым корреспондентским счетам в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС прямо зависит от возможности использования независимых от SWIFT каналов обмена финансовой информацией.
На сегодняшний день государствами-членами Союза проводится активная работа по подключению национальных (центральных) банков стран Союза к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России, обеспечивающей гарантированную передачу финансовой информации, необходимой для осуществления расчетов хозяйствующих субъектов в рамках взаимной торговли.
Кроме того, расширению возможностей беспрепятственной передачи финансовой информации между государствами - членами ЕАЭС способствовало бы также подключение коммерческих финансовых организаций государств-членов ЕАЭС к СПФС Банка России, в том числе, в форме сервис-бюро.
Индикатором реализации данной рекомендации является обеспечение возможности использования кредитными организациями, обслуживающими внешнеторговую деятельность, альтернативных SWIFT каналов для обмена финансовой информацией, в том числе СПФС Банка России, при осуществлении трансграничных расчҰтов по взаимным корреспондентским счетам (до конца 2022 года).
2. Развитие организованной торговли в национальных валютах.
На данном направлении рекомендуется:
2.1 Развитие торгов валютными парами национальных валют ЕАЭС
Последовательное увеличение доли расчҰтов в национальных валютах в рамках Союза формирует долгосрочный спрос на операции по покупке (обмену) соответствующих валют. Одним из ключевых механизмов, обеспечивающих приобретение валюты для использования во взаимных расчетах по заключенным контрактам, является биржевой валютный рынок.
Показателем потенциала развития биржевой торговли валютными парами национальных валют государств-членов ЕАЭС может, в частности, служить рост ежемесячных объемов торговли валютных пар национальных валют. Например, объем операций по валютной паре российский рубль - казахстанский тенге на Московской бирже за 1 полугодие 2022 года по отношению ко 2 полугодию 2021 года увеличился в 3,05 раз.
Несмотря на то, что объемы биржевых торгов валютными парами валют стран Союза на сегодняшний день сравнительно невелики по сравнению с валютными парами резервных валют, потенциал их роста, фундаментально обусловленный структурой взаимных расчҰтов в рамках ЕАЭС, а также возрастающей долей взаимной торговли, оценивается как высокий.
Необходимо обеспечить ликвидность таких торгов, а также формирование взаимных котировок в национальных валютах, путем создания условий для участия в них крупных банков стран Союза - поставщиков ликвидности по соответствующим валютам, а также заключения двусторонних соглашений между биржами стран ЕАЭС в целях взаимного допуска участников торгов и, прежде всего, обеспечением спроса на эти валюты со стороны реального сектора экономик государств - членов ЕАЭС.
Индикатором реализации данной рекомендации является:
- запуск на биржах государств-членов ЕАЭС торгов валютными парами национальных валют ЕАЭС;
2.2 Запуск организованной торговли товарно-сырьевыми активами с участием хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС в национальных валютах.
Организованная (биржевая) торговля служит одним из ключевых инструментов обеспечения недискриминационного доступа к товарносырьевым активам, а также справедливого ценообразования на них.
Развитие данного направления прямо предусмотрено Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 12), определяющими в качестве одной из перспективных целей развития ЕАЭС формирование общего организованного рынка товаров.
На сегодняшний день приоритетным направлением практической реализации данной задачи является поэтапная работа по формированию правовой и организационной основ для взаимного справедливого допуска субъектов торговой деятельности на товарные биржи государств-членов ЕАЭС в соответствии со Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Реализация данной задачи позволит адаптировать национальные рынки государств-членов ЕАЭС к новым условиям организации торгов на товарных биржах.
Индикаторами реализации данной рекомендации являются:
- подготовка Программы развития общего биржевого рынка товаров, в том числе включающей мероприятия, направленные на формирование условий для запуска на организованных торгах государств-членов ЕАЭС торговли товарно-сырьевыми активами с участием хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС.
3. Активизация взаимодействия с бизнес сообществом по вопросам расширения использования национальных валют.
Важным направлением совместной работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и уполномоченных органов государств- членов ЕАЭС является доведение до хозяйствующих субъектов государств- членов Союза информации о преимуществах и возможностях расчетов в национальных валютах в рамках взаимной торговли, а также выработка совместных предложений (в том числе на базе Делового совета ЕАЭС) по развитию расчетов в национальных валютах государств-членов ЕАЭС.
Государствам-членам ЕАЭС рекомендуется активнее вовлекать национальные бизнес-ассоциации в проводимую государствами-членами работу по расширению использования национальных валют в рамках взаимной торговли.
Проводимая совместная работа создаст условия для поэтапного расширения взаиморасчетов хозяйствующих субъектов государств-членов Союза в национальных валютах в рамках взаимной торговли.