В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3834 "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию приватизации объектов образования и науки в Республике Казахстан на 2000-2005 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 11 апреля 2000 года N 555
Концепция
приватизации объектов образования и науки
в Республике Казахстан на 2000-2005 годы
Введение <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 27 ноября 2003 г. N 1191 .
Новым направлением экономической реформы с 1 января 1999 года явилась бюджетная реформа, направленная на снижение финансирования содержания государственных учреждений, при сохранении объема предоставляемых услуг за счет государственного бюджета путем перехода к системе государственного заказа и целенаправленного создания конкурентной среды.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 357 "О бюджетной системе" объекты (организации) образования и научно-технической сферы в ограниченном количестве представлены как государственные учреждения и в основном как государственные казенные предприятия.
Государственными учреждениями образования являются только школы, школы-интернаты, детские дома. Все другие организации преобразованы в государственные казенные предприятия.
В научно-технической сфере государственными учреждениями являются Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция, Мемориальный музей академика К.И. Сатпаева, Высшая аттестационная комиссия Республики Казахстан, а более 200 объектов преобразованы в государственные казенные предприятия.
Проведенная институциональная реформа подготовила объекты образования и научно-технической сферы к активной приватизации. Вместе с тем, итоги секторной приватизации 1997-1999 годов объектов образования коммунальной собственности имеют негативный характер.
Изменение общих экономических условий, проведение бюджетной реформы, изменение состава приватизируемых объектов требуют периодической корректировки государством его политики по распоряжению государственным имуществом и совершенствования действующего законодательства с учетом накопленного опыта.
Настоящая Концепция приватизации объектов образования и науки в Республике Казахстан на 2000 - 2005 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, от 23 декабря 1995 года N 2721 "О приватизации" (далее - Указ), от 28 января 1998 года N 3834 "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" и во исполнение 9 пункта Мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., изложенных на открытии V сессии Парламента 1 сентября 1999 года.
1. Социально-экономическая оценка предыдущих
этапов приватизации
Объекты дошкольного и среднего образования
Реформирование системы дошкольного и среднего образования в 1997-1999 годах, направленное на оптимизацию сети, развитие частного сектора, в основном завершило формирование государственного сектора дошкольного и среднего образования, при этом на приватизацию было выведено 1600 организаций образования коммунальной собственности.
В результате оптимизации объектов среднего образования на 1 сентября 1999 года в 573 сельских населенных пунктах республики нет ни одной общеобразовательной школы, причем в 510 населенных пунктах проживает 11473 детей школьного возраста. Расстояние от указанных населенных пунктов до ближайшей школы доходит до 175 километров.
Динамика развития частных школ за период с 1997 по 1999 год выглядит следующим образом: 1997 год - 124 ед., 1998 год - 180 ед., 1999 - 194 ед. Основная доля действующих частных школ приходится на городскую часть населения. В текущем году на селе функционирует всего 10 школ или 5.2% от 194 частных школ по республике, где обучаются 635 детей.
Сеть интернатных организаций образования за последние годы также имеет тенденцию к сокращению (из 1364 объектов после приватизации действуют только 461).
Оптимизация сети дошкольных учреждений привела к тому, что из 8526 организаций 7368 (87%) были объявлены как пустующие, затем закрыты и выставлены на приватизацию. При этом не все пустующие объекты имели спрос. В результате государственное имущество пустующих объектов пришло в негодность и утеряно. На начало 1999/2000 учебного года действуют всего 1043 государственных дошкольных организаций образования.
Следует также отметить, что тенденция развития негосударственных дошкольных организаций ведет к снижению: 1996 - 319 ед., 1997 - 282 ед., 1998 - 224 ед., 1999 - 115 ед. На сегодняшний день деятельность частных дошкольных организаций образования не рентабельна из-за высоких тарифов на коммунальные услуги, неплатежеспособности населения, жесткой налоговой политики. Кроме того, переход на статус казенного предприятия для государственных дошкольных организаций образования отрицательно повлиял на их экономическое положение, на посещаемость детей и формирование контингента. Таким образом, государственная сеть дошкольных организаций вместе с частными организациями не может произвести полный охват детей указанного возраста для обучения и воспитания.
Вместе с тем, на основании статьи 23 Закона Республики Казахстан "Об образовании" от 7 июня 1999 года (далее - Закон) предшкольная подготовка пяти-шестилетних детей является обязательной и бесплатной, соответственно возрастает роль государственных дошкольных организаций образования. И Указом Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3834 "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" (раздел 4 приложения N 3) Правительству поручено последовательно улучшать доступность дошкольного воспитания для малообеспеченных слоев населения.
Динамика развития сети государственных внешкольных организаций образования протекает так же, как и развитие государственных дошкольных организаций образования. Как правило, после приватизации объекты в дальнейшем использовались не по профилю, в результате сужается сфера обслуживания, растет наполняемость и нагрузка на действующие государственные организации.
Государственную поддержку указанного профиля обеспечивает статья 19 Закона, которая заключается в сохранении доступности образовательных услуг государственных внешкольных организаций.
Оптимизация организаций начального и среднего профессионального образования привели к резкому сокращению сети государственных профессионально-технических училищ - с 404 на 1 октября 1996 года до 245 на 1 октября 1999 года. Количество обучающихся снизилось от 127185 в 1996 году до 85380 человек в 1999 году. Ежегодно сокращается план приема учащихся.
Частный сектор указанного уровня образования развивается неоднозначно. Негосударственные организации начального профессионального образования составляют всего - 8.5% к государственному, среднего профессионального образования - 40%.
В странах СНГ для развития малого и среднего бизнеса приняты мероприятия по значительному расширению государственной сети начального и среднего профессионального образования.
И в нашей стране в рамках развития малого предпринимательства Законом ставится задача ранней профессионализации учащейся молодежи через сеть организаций начального и среднего профессионального образования.
В связи с вышеизложенным действующую сеть объектов дошкольного и среднего образования планируется сохранить в государственной собственности.
Объекты высшего профессионального образования,
научно-технической сферы
До бюджетной реформы 1999 года объекты высшего профессионального образования и научно-технической сферы, находящиеся в республиканской собственности были отнесены к объектам, не подлежащим приватизации.
Бюджет 2000 года, осуществленные институциональные перемены организаций образования и научно-технической сферы вызвали углубление процессов приватизации в указанных сферах.
Во исполнение поручений Президента и политики государства объекты высшего профессионального образования и научно-технической сферы, находящиеся в республиканской собственности, планируется преобразовать в акционерные общества или передать с правом последующего выкупа в доверительное управление в установленном законодательством порядке, за исключением объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством.
Не подлежит приватизации ряд объектов, имеющих особый статус, региональный признак, выпускающих остро дефицитных специалистов и осуществляющих фундаментальные исследования.
Объекты особо крупные и уникальные по статусу и потенциалу подлежат приватизации по индивидуальным проектам, принятым решениями Правительства Республики Казахстан на основании статьи 7 Указа с учетом интересов работников предприятий.
2. Основные цели и задачи Концепции
На основании выявления особенностей, присущих деятельности объектов образования и научно-технической сферы, уникальности объектов республиканской собственности целью Концепции является определение основных направлений приватизации в установленном законодательством порядке.
Статьей 30 Конституции Республики Казахстан гражданам гарантировано бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Масштабы государственной сети среднего образования и нормы прироста определены действующим законодательством.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
разработка единой концептуальной основы направлений и границ приватизации в сферах образования и науки;
определение основных принципов вывода объектов образования и науки на приватизацию;
создание рабочей комиссии по определению сроков и видов приватизации;
выработка условий приватизации организаций образования и науки;
определение этапов приватизации;
разработка Перечней объектов образования и науки:
а) сохраняемых в собственности государства (не подлежащих приватизации);
б) подлежащих приватизации;
разработка Перечней высших учебных заведений, объектов научно-технической сферы, находящихся в республиканской собственности и приватизируемых по индивидуальным проектам в установленном законодательством порядке.
3. Основные принципы приватизации объектов
образования и научно-технической сферы
При проведении приватизации основными ее принципами являются: гласность, конкурентность, правопреемственность, ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность предоставленных данных об объектах, выставляемых на приватизацию. Кроме того, с учетом особенностей сфер образования и науки к основным принципам относятся:
соблюдение конституционных прав граждан на бесплатное обязательное среднее образование и на бесплатное на конкурсной основе высшее образование;
соблюдение прав трудовых коллективов.
4. Основные виды и условия приватизации
Приватизацию объектов образования и научно-технической сферы республиканской, коммунальной собственности в установленном законодательством порядке осуществляют уполномоченные на это государственные органы.
Объектами приватизации являются следующие виды государственного имущества: предприятия, учреждения как имущественный комплекс; структурные единицы предприятия, приватизация которых не нарушает замкнутого технологического цикла.
Из предварительных стадий приватизации как действий, непосредственно не ведущих к продаже, но предусматривающих его последующую продажу, для сфер образования и науки применяются:
1) передача предприятия как имущественного комплекса в доверительное управление с правом последующего выкупа в установленном порядке;
2) преобразование предприятия в акционерное общество с последующей продажей государственного пакета акций.
Учитывая социальную значимость объектов образования, планируется внести изменения в действующее законодательство по процедуре вывода объектов образования коммунальной собственности на приватизацию, в соответствии с которыми местным исполнительным органам необходимо предварительно согласовывать Перечни объектов, подлежащих приватизации, с центральным исполнительным органом в области образования.
Специально созданная рабочая комиссия определяет виды и сроки приватизации объектов образования и научно-технической сферы.
5. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предусматривает два этапа.
На первом этапе (2000-2001 годы) необходимо провести следующие мероприятия:
анализ действующих правовых норм в области приватизации;
проведение организационных предприватизационных работ;
разработки:
нормативно-правовых актов;
Перечней объектов высшего профессионального образования и научно-технической сферы, подлежащих приватизации;
Перечней объектов образования и научно-технической сферы, не подлежащих приватизации;
условий приватизации организаций образования и науки;
широкое обсуждение Концепции среди трудовых коллективов организаций образования и науки, на страницах массовой печати, освещение по радио и телевидению;
осуществление приватизации ряда объектов образования и научно-технической сферы в установленном законодательством порядке.
Второй этап (2002-2005 годы):
подведение результатов 1 этапа приватизации;
совершенствование основных направлений Концепции с учетом результатов 1 этапа приватизации;
с учетом политических и экономических перемен выработка предложений по приватизации.
(Специалисты: Мартина Н.А.
Чунтонов В.В.)