В целях профилактики массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и угодий, осуществления борьбы с ними Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать средства для реализации Программы.
3. Министерствам и ведомствам, акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
4. Контроль и координацию по обеспечению выполнения Программы возложить на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 22 мая 2000г. N 772
Республиканская программа по профилактике
массового размножения и распространения особо
опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных
культур и борьбе с ними
1. Введение
Государственная программа по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними (далее - Программа) разработана Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан с участием заинтересованных министерств и агентств в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 августа 1999 года N 1183 P991183_ .
2. Анализ состояния проблемы
На территории Казахстана распространено множество вредных организмов, наносящих ущерб сельскохозяйственному производству. В различных регионах сельскохозяйственным культурам причиняют вред около 50 видов многоядных и свыше 100 видов специализированных вредителей, более 70 видов болезней и 300 видов сорняков. В республике находятся крупнейшие очаги таких опасных вредителей как саранчовые, серая зерновая совка, клоп-черепашка, периодически отмечаются вспышки массового размножения лугового мотылька, колорадского жука, эпифитотии ржавчинных заболеваний зерновых культур.
В последние годы в результате повсеместного изменения структуры и оптимизации посевных площадей, несоблюдения технологии возделывания сельскохозяйственных культур, увеличения площадей брошенных земель, а также невыполнения всего комплекса защитных мероприятий в совокупности с благоприятными погодно-климатическими условиями для развития и распространения вредных организмов, на территории республики сложилась крайне сложная фитосанитарная обстановка.
Отмечается резкое увеличение площадей сельскохозяйственных культур и угодий, заселенных особо опасными вредителями и болезнями растений, мероприятия по борьбе с которыми финансируются, в соответствии с Законом Республики Казахстан Z931700_ "О кредитовании отраслей агропромышленного комплекса и финансировании государственных мероприятий", за счет средств государственного бюджета.
Особое распространение получили многие виды саранчовых насекомых, из которых наибольшей вредоносностью отличаются: мароккская саранча, азиатская (перелетная) саранча, итальянский прус и некоторые нестадные виды.
Так, если в 1995 году заселенная саранчовыми площадь выше экономического порога вредоносности составляла около 1 млн.га, то в 1999 году - 4,7 млн.га.
В 1999 году в результате массового размножения и распространения саранчовых вредителей в республике повреждены посевы сельскохозяйственных культур на площади около 220 тыс.га.
По данным обследования в настоящее время площадь, заселенная саранчовыми, составляет 12,0 млн.га, в том числе с численность выше экономического порога вредоносности - 5,7 млн.га, на которых необходимо будет провести в 2000 году мероприятия по химической борьбе с ними.
Возросло распространение и вредоносность таких вредителей зерновых культур, как серая зерновая совка, вредная черепашка, гессенская муха, пшеничный трипс и др. В годы массового размножения гессенская муха уничтожает урожай до 3,5 центнера с одного гектара. На сильно заселенных вредной черепашкой полях урожай также снижается, одновременно резко ухудшаются технологические и хлебопекарные качества зерна, особенно твердых и сильных сортов пшеницы.
Из трех видов ржавчинных болезней (стеблевая, бурая, желтая), встречающихся в республике, наиболее доминирующим является бурая ржавчина. В отдельные годы она распространяется в северном регионе на площади до 1,5-2 млн.га и снижает урожай яровой пшеницы до 15-20%. Стеблевая ржавчина отличается более высокой вредоносностью, проявляется значительно реже, чем бурая.
Широко распространены на посевах пшеницы септориозно-гельминтоспориозные пятнистости, вызывающие преждевременное отмирание листьев, сокращение сроков вегетации растений, а также щуплость зерна.
В связи с тяжелым финансовым положением сельских товаропроизводителей защитные мероприятия против вредителей и болезней и сорных растений на посевах сельскохозяйственных культур проводятся в недостаточно полном объеме.
В случае непринятия необходимых мер площади, зараженные особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, имеют тенденцию к дальнейшему росту, что создает реальную угрозу причинения значительного ущерба экономике страны.
3. Цель Программы
Целью Программы является разработка и осуществление мероприятий по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними, предотвращение ущерба от них и обеспечение благоприятной фитосанитарной обстановки на территории республики.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих основных задач:
выявление очагов появления, развития и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и угодий;
определение объемов защитных мероприятий и порядка использования средств защиты растений с учетом складывающейся фитосанитарной обстановки;
определение годовой и перспективной потребности химических средств защиты растений для борьбы с особо опасными вредителями и болезнями, а также средств механизации для их применения;
разработка предложений о финансировании мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями растений, распределение средств с учетом складывающейся фитосанитарной обстановки и контроль за целевым их использованием;
организация своевременного проведения полномасштабных и централизованных мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями растений в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, рационального и безопасного применения пестицидов, широкого использования агротехнических и других методов;
осуществление государственного контроля за качеством проведения мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.
4. Долгосрочные мероприятия
Создание нормативной правовой базы
На сегодняшний день в республике нет достаточной нормативной правовой базы для осуществления деятельности в области защиты растений, что создает определенные трудности выполнения в полной мере задач и функций, возложенных на службу защиты растений.
Агроформирования различных форм собственности, вследствие ограниченности финансовых средств, не проводят даже минимума обязательных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками или проводят их с нарушением сроков, технологии и регламентов применения пестицидов, а также с использованием некачественных пестицидов, чем способствуют увеличению их численности и площадей заселения.
Имеют место случаи поставки, нарушения условий хранения и реализации потребителям некачественных, незарегистрированных и запрещенных к применению пестицидов, в результате нарушается экологическая безопасность страны.
В связи с этим, в целях защиты интересов сельхозтоваропроизводителей, также усиления контроля за выполнением государственных мероприятий необходимо разработать и принять Закон Республики Казахстан "О защите растений", создающий правовую основу для равноправного сотрудничества с зарубежными странами и регулирующий отношения между государственными органами, производителями и поставщиками пестицидов, исполнителями работ и услуг по защите растений, землепользователями и землевладельцами.
Кадровое и материально-техническое обеспечение
Решение проблем защиты растений, как и в любой отрасли экономики, зависит от кадров, их уровня квалификации, а также технической оснащенности службы. К сожалению за последние годы наблюдается большая текучесть кадров, идет сокращение штатной численности службы по защите растений. В результате реорганизации службы ослаблены районные звенья, непосредственно обслуживающие сельских товаропроизводителей, которые не оснащены необходимыми приборами, оборудованием и техникой.
Финансовое состоянии товаропроизводителей в настоящее время не позволяет им приобретать пестициды и услуги по защите растений от вредителей, болезней и сорняков. Все это приводит к значительному ухудшению фитосанитарной обстановки и созданию благоприятных условий для развития вредных организмов.
Для улучшения фитосанитарной обстановки в республике необходимо совершенствовать структуру службы защиты растений на всех уровнях, создать необходимые условия для работы службы, повышать знания фермеров путем проведения регулярных семинаров и Дней поля.
Осуществление этих мероприятий даст возможность вести постоянный мониторинг за развитием вредных организмов на всей территории республики, разрабатывать более достоверные прогнозы распространения вредителей, болезней и сорняков, формировать информационную базу данных.
Научно-методическое обеспечение
Совершенствование техники, технологии и методов защиты растений требует учета особенностей природно-климатических и экономических условий каждой зоны республики. Это связано с тем, что растения и почва в сочетании с климатом, определяют видовой состав вредных организмов, а вредоносность и агрессивность последних определяется условиями обитания. Кроме того, развитие вредителей, болезней и сорняков зависит не только от систем земледелия, но и от факторов окружающей среды, особенно от температуры и влажности воздуха. В этой связи возникает необходимость изучения особенностей экологии каждого вредителя, возбудителя болезней и сорного растения. В частности, для оперативной фитосанитарной диагностики и прогноза развития ржавчинных заболеваний зерновых культур необходимо проводить дополнительные обследования посевов.
Для эффективного проведения научных исследований по актуальным проблемам защиты растений Министерство сельского хозяйства на конкурсной основе определяет исполнителей научных работ, финансируемых по программе "Прикладные исследования в области сельского, водного (разработка водного кадастра), лесного хозяйства и охраны окружающей среды".
По результатам исследований должны издаваться методические рекомендации и проспекты, оказываться конкретная консультативная помощь сельским товаропроизводителям.
Развитие отечественного производства пестицидов
В Казахстане, ввиду отсутствия собственного производства пестицидов, их импорт создает сложности с доставкой и приводит к удорожанию стоимости химических обработок. В этой связи важной задачей является налаживание отечественного производства пестицидов, которое нужно начинать с импорта только действующих веществ отдельных видов пестицидов с дальнейшей формуляцией их на имеющихся производственных мощностях республики, что позволит снизить их стоимость, а также организовать их выпуск в наиболее оптимальные сроки.
Следующим этапом является налаживание синтеза новых пестицидов научными учреждениями республики и организация их производства на отечественных предприятиях.
Использование специальной аппаратуры для
применения пестицидов
Экономическая, биологическая эффективность и экологическая безопасность проведения защитных работ зависит от многих факторов, в первую очередь, от максимального покрытия целевого объекта необходимым количеством препаратов, размера их капель, нормы расхода рабочей жидкости, концентрации и т.д.
Обеспечение указанных условий применения средств защиты растений во многом определяется используемой аппаратурой. Имеющийся в республике парк опрыскивателей морально и физически устарел, в связи с этим не выдерживаются агротехнические и экологические регламенты применения средств защиты растений.
Поэтому необходимо осуществлять принципиальную научно-техническую политику по использованию специальной аппаратуры по применению пестицидов в республике. В этих целях следует способствовать оснащению сельских товаропроизводителей более совершенной специальной аппаратурой для внесения пестицидов, позволяющих сократить нормы расхода препаратов, увеличить объемы защитных мероприятий, уменьшить уровень попадания вредных химических веществ в окружающую среду.
5. Оперативные мероприятия
Оперативные мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур предусматривают ежегодные выполнение работ, идентичных по своему содержанию, но отличающихся только сроками их проведения.
Проведение мониторинговых исследований
Мониторинговые исследования проводятся с целью выявления очагов размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и угодий, составления научно-обоснованных краткосрочных и долгосрочных прогнозов их развития и распространения определения объемов проведения защитных мероприятий. Они проводятся в течение всего фенологического периода развития вредителей и болезней в соответствии со специальными методиками обследований.
Так, фенологические наблюдения по саранчовым проводятся:
- в весенний период - для определения выживаемости;
- в весенне-летний период - по отрождающимся личинкам;
- в летне-осенний период - в период спаривания и яйцекладки;
- в осенний период - по отложенным кубышкам.
Мониторинговые исследования проводятся специалистами службы защиты растений с привлечением научно-исследовательских и производственных учреждений республики, имеющих необходимую для проведения работ специальную технику и оборудование.
Обеспечение средствами защиты растений
Для проведения химической борьбы используются средства защиты растений, зарегистрированные на территории Республики Казахстан и внесенные в Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, дефолиантов и регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском, лесном хозяйствах Республики Казахстан на 1997-2001 годы, и дополнения к нему.
Для определения объемов и ассортимента пестицидов Министерство сельского хозяйство, исходя из объемов выделяемых финансовых средств на текущий год, в январе-феврале в соответствии с Законом Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан организует и проводит конкурс на их закупку.
При закупках пестицидов, кроме ценового показателя, учитываются биологическая и хозяйственная эффективность, экономическая целесообразность и экологическая безопасность, а также условия, исключающие возникновение резистентных популяций особо опасных вредителей и болезней растений.
Оформление таможенных процедур, хранение и
транспортировка пестицидов к местам проведения
химических работ
Закупаемые средства защиты растений проходят таможенную очистку, хранение в специализированных складах и доставляются по распределению Министерства сельского хозяйства в зависимости от складывающейся фитосанитарной обстановки к местам проведения работ на специализированном транспорте для транспортировки ядохимикатов. Услуги по выполнению указанных видов работ осуществляются фирмами-исполнителями, имеющими опыт в проведении данных работ, соответствующие складские помещения и транспортные средства. Исполнитель этих услуг определяется в соответствии с Законом Республики Казахстан Z970163_ "О государственных закупках" на основании конкурсов, ежегодно проводимых Министерством сельского хозяйства.
Проведение химических обработок
Химические обработки проводятся в местах заселения вредителями и заражения болезнями выше экономического порога вредоносности. В борьбе с вредителями и болезнями растений применяется специальная аппаратура. Фирмы-исполнители работ по защите растений также определяются на основании конкурса. Мероприятия по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, финансируемые в соответствии с Законом Республики Казахстан Z931700_ "О кредитовании отраслей агропромышленного комплекса и финансировании государственных мероприятий" из государственного бюджета, проводятся в первую очередь на землях государственного запаса и территориях, граничащих с сопредельными государствами. Объемы проведения химических мероприятий ежегодно определяются на основании мониторинговых исследований (Приложение 1).
Проведение агротехнических мероприятий
Агротехнические мероприятия проводятся с целью снижения плотности заселения (заражения) вредителями и болезнями силами и за счет средств самих сельхозтоваропроизводителей.
Для борьбы с саранчовыми проводятся в осенний и весенний периоды в зависимости от применяемой системы земледелия, схемы севооборота - культивация или дискование, или боронование игольчатыми боронами. Кроме того, осенью можно проводить зяблевую обработку.
Объемы проведения агротехнических мероприятий также определяются на основании проводимых обследований в летне-осенний период (Приложение 1).
6. Источники финансирования
Финансовое обеспечение Программы ввиду массовости и особой опасности указанных вредителей и болезней осуществляется за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых в республиканском бюджете на указанные цели. В зависимости от масштабов возникающих угроз борьба должна вестись и за счет средств местных бюджетов.
Кроме того, в условиях недостаточного бюджетного финансирования было бы справедливо привлечь (по согласованию) собственников посевов в реализацию Программы.
Для выполнения Программы необходимо также привлекать гуманитарную помощь со стороны международных организаций, целевые займы и финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи международных финансовых институтов.
7. Механизм реализации
Программой предусматривается ежегодное поэтапное выполнение Плана мероприятий по профилактике и борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и угодий (Приложение 2).
Программа позволяет в максимальной степени интегрировать интересы и возможности всех структур центрального и регионального уровней, занимающихся сельскохозяйственным производством.
В целях обеспечения эффективной и целенаправленной реализации Программы координация деятельности центральных и региональных органов исполнительной власти возлагается на Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.
О ходе выполнения Программы Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан ежегодно представляет отчет в Правительство Республики Казахстан.
8. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
предотвратить дальнейшее увеличение площадей, заселяемых особо опасными вредителями и болезнями, и свести их численность до уровня естественного распространения в природе;
снизить ущерб от особо опасных вредителей и болезней до хозяйственно неощутимого уровня;
создать благоприятную фитосанитарную обстановку на территории республики.
Приложение 1
к Республиканской программе по профилактике
массового размножения и распространения особо
опасных вредителей и болезней
сельскохозяйственных культур и борьбе с ними
Прогнозируемые объемы проведения мероприятий
по борьбе с саранчовыми в 2000 году
тыс.га
------------------------------------------------------------------------- |
Акмолинская 2929,7 2094,5 1153,7 853,7 300,0
Актюбинская 683,0 401,0 136,0 136,0
Алматинская 646,8 455,0 333,0 333,0
Атырауская 632,3 424,8 296,1 296,1
В-Казахстанская 861,9 669,5 550,0 450,0 100,0
Жамбылская 655,9 365,9 141,1 141,1
З-Казахстанская 1980,3 1121,7 795,0 785,0 10,0
Карагандинская 646,6 439,7 388,0 388,0
Костанайская 3384,2 1528,5 700,0 600,0 100,0
Кызылординская 306,8 167,1 129,2 129,2
Мангистауская 110,0 60,0 12,0 12,0
Павлодарская 3124,0 2807,0 1046,0 835,0 211,0
С-Казахстанская 1121,4 1314,7 860,0 600,0 260,0
Ю-Казахстанская 1036,0 194,0 160,0 160,0
г.Астана 25,0 18,3 18,3 18,3
Итого 18143,9 12061,7 6718,3 5737,4 981,0
-------------------------------------------------------------------------
* Агротехнические мероприятия проведены в осенний период 1999 года.
Приложение 2
к Республиканской программе по профилактике
массового размножения и распространения особо
опасных вредителей и болезней
сельскохозяйственных культур и борьбе с ними
План мероприятий
по профилактике и борьбе с особо
опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и угодий
-------------------------------------------------------------------------
N ! Наименование мероприятия !Сроки выпол-!Ответствен-
п/! !нения !ные за
п ! ! !исполнение
-------------------------------------------------------------------------
Долгосрочные мероприятия
-------------------------------------------------------------------------
1 Разработка и внесение на рассмотрение
Правительства Республики Казахстан проекта
Закона Республики Казахстан "О защите
растений" 2001г. Минсельхоз
2 Совершенствование структуры и укрепление
материально-технической базы службы защиты
растений Постоянно Минсельхоз
3 Проведение научных исследований по Постоянно Минсельхоз,
актуальным вопросам защиты растений Минобр и
науки
4 Содействие развитию отечественного Постоянно Минсельхоз,
производства и формуляции пестицидов МЭИиТ
5 Содействие оснащению сельских Постоянно Минсельхоз,
товаропроизводителей современной акимы
спецаппаратурой для применения пестицидов областей
-------------------------------------------------------------------------
Оперативные мероприятия
-------------------------------------------------------------------------
6 Организация проведения летне-осенних Ежегодно, Минсельхоз,
обследований на выявление очагов август- Минобр. и
размножения в предстоящем году сентябрь науки,
акимы
областей
7 Составление уточненных научно-обоснованных Ежегодно, Минсельхоз,
прогнозов развития и распространения особо октябрь- Минобр. и
опасных вредителей и болезней растений ноябрь науки
на предстоящий год
8 Привлечение средств международных финансовых Постоянно Минсельхоз
организаций для борьбы с особо опасными
вредителями и болезнями
9 Выделение финансовых средств для закупки Ежегодно, Минфин,
товаров, работ и услуг по борьбе с январь- акимы
вредителями и болезнями из республиканского февраль областей,
и местных бюджетов городов
Астаны и
Алматы
10 Проведение конкурса на закупку пестицидов, Ежегодно, Минсельхоз,
работ и услуг, связанных с проведением январь- акимы
мероприятий по борьбе с вредителями и февраль областей
болезнями
11 Заключение договоров на проведение весенне- Ежегодно, Минсельхоз,
летних и летне-осенних мониторинговых февраль- акимы
исследований, закупку пестицидов, оформление март областей
таможенных процедур, хранение, транспортировку
пестицидов и выполнение услуг по проведению
мероприятий
12 Организация проведения весенне-летних Ежегодно, Минсельхоз,
мониторинговых исследований и выявления апрель- акимы
очагов массового размножения особо опасных июнь областей,
вредителей и болезней городов
Астаны и
Алматы
13 Организация проведения весенних Ежегодно, Минсельхоз,
агротехнических мероприятий март- акимы
апрель областей
14 Организация проведения химических работ по Ежегодно, Минсельхоз,
борьбе с саранчовыми и другими вредителями апрель- акимы
август областей,
городов
Астаны и
Алматы
15 Организация проведения химических работ по Ежегодно, Минсельхоз,
борьбе с болезнями зерновых культур июль- акимы
август областей
16 Организация проведения осенних Ежегодно, Минсельхоз,
агротехнических мероприятий сентябрь- акимы
октябрь областей
------------------------------------------------------------------------