В соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы действий
Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденным
постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N
367
, Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа
Президента Республики Казахстан "О Государственной программе Республики
Казахстан "Питьевые воды" на 2001-2030 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Указ
Президента Республики Казахстан
О Государственной программе Республики Казахстан
"Питьевые воды" на 2001-2030 годы
В целях устойчивого обеспечения населения страны питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества, улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики
Казахстан "Питьевые воды" на 2001-2030 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и
утвердить План мероприятий по реализации Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на
Администрацию Президента Республики Казахстан.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания и подлежит
опубликованию.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" _______ 2001 года
N _____
Государственная программа Республики
Казахстан "Питьевые воды" на 2001-2030 годы
Паспорт Программы
Наименование Государственная программа Республики Казахстан
"Питьевые воды" на 2001-2030 годы (далее -
Программа)
Краткое В настоящей Программе дан анализ современного
содержание состояния водообеспечения населения страны питьевой
водой, намечен комплекс конкретных мероприятий в
разрезе областей, планы их реализации,
совершенствования нормативно-правовой базы,
определены следующие приоритеты:
1) особо важные объекты, требующие неотложного
решения вопросов финансирования строительства;
2) реабилитация и децентрализация действующих
систем и сооружений водоснабжения;
3) строительство новых систем и сооружений
питьевого водоснабжения городов и сельских
населенных пунктов;
4) улучшение качества воды;
5) интенсификация использования подземных вод;
6) формирование рынка услуг по подаче воды
населению;
7) рациональное использование и охрана водных
ресурсов;
8) создание высокотехнологичных производственных
мощностей по выпуску оборудования для
водоснабжения;
9) нормативно-правовое обеспечение;
10) информирование и просвещение населения по
проблемам рационального использования водных
ресурсов питьевого качества, формирование
экологической культуры у населения;
11) усиление роли научно-исследовательских и
проектно-изыскательских институтов и
образовательной базы;
а также основные направления и механизм
реализации, объемы необходимых инвестиций и
источники их финансирования.
Сроки реализации 2001-2030 годы.
Программы
Введение
Государственная программа "Питьевые воды" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153 U984153_ "О государственной программе "Здоровье народа" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ "О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы".
Разработка настоящей Программы обусловлена возросшим уровнем заболеваемости населения различными болезнями и инфекциями, связанными с водным фактором их передачи, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимостью снабжения населения питьевой водой гарантированного качества.
1. Анализ современного состояния проблемы
Согласно переписи населения на 1 января 1999 года в республике проживало 14,96 млн. человек, из них 8,38 млн. человек в городах и поселках, 6,58 млн. человек в сельских населенных пунктах.
Около 300 тыс. человек сельского населения проживало в мелких поселках, где отсутствует комплекс учреждений культурно-бытового обслуживания и не налажено на должном уровне обеспечение качественной питьевой водой.
Обеспеченность водой для хозяйственно-питьевых нужд населения городов находится в пределах 62-90% и в среднем по республике составляет 83%, обеспеченность населения сельских населенных пунктов - 70-76%.
Обустройство жилищного фонда городов водопроводами в разных областях составляет от 35 до 85%. В среднем по республике 70-75% городского населения обеспечивается водопроводной водой, 15-18% - водой децентрализованных водоисточников, остальная часть населения пользуется привозной водой (более 500 тыс. человек) и водой открытых водоемов.
Серьезная проблема существует с обеспечением питьевой водой сельского населения. Централизованное водоснабжение сельских поселков решалось путем строительства локальных (для одного поселка) и групповых (для группы поселков) водопроводов.
В районах с ограниченными водными ресурсами осуществлялось строительство групповых водопроводов протяженностью от 50 до 2000 км, обслуживающих десятки и сотни населенных пунктов. Общая протяженность построенных групповых водопроводов к началу 90-х годов достигала 17,1 тыс. км., ими обеспечивалось 1276 сельских поселков.
На протяжении более двух десятилетий в северных областях республики эксплуатировались уникальные по своим параметрам Ишимский, Пресновский, Булаевский и Беловодский групповые водопроводы общей протяженностью более 6 тыс. км.
На территории Западно-Казахстанской области эксплуатировались такие крупные групповые водопроводы как Фурмановский, Тайнакский и Каменский, общей протяженностью 1,7 тыс.км., которые обслуживали более 100 поселков. 73 сельских населенных пункта Акмолинской области обеспечивали водой Нуринский и Селетинский групповые водопроводы, протяженностью соответственно 1125,6 и 406,6 км.
Все крупные водопроводы на селе эксплуатировались с государственной дотацией на их содержание.
Локальными водопроводами были обеспечены 2,6 тысяч сельских населенных пунктов. Общая протяженность внутрипоселковых сетей составила 29,0 тыс. км. В целом по республике около 3,5 млн. человек (до 60% сельского населения) обеспечивалось водопроводной водой. Остальное население пользовалось водой трубчатых и шахтных колодцев, а также открытых водоемов и привозной водой. Степень технической и санитарной надежности такого водообеспечения крайне низка.
Следует отметить также, что практически все водопроводы введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20-25 лет назад. Срок службы ряда водопроводов и отдельных их веток истек, а у остальных водопроводов износ труб и сооружений достиг 70 и более процентов. Поэтому участилось количество аварий. Только в 2000 году зарегистрировано 7097 аварий, в том числе в Карагандинской области - 4818, Атырауской - 1022, Жамбылской - 688. Высокая аварийность способствует вторичному загрязнению, длительным перебоям в подаче воды, большим утечкам в сети, достигающим в отдельных случаях 30 и более процентов, непроизводительным потерям воды, что ведет к перерасходу электроэнергии и, в конечном счете, к увеличению себестоимости 1 куб. м. воды.
В результате большое количество сельских населенных пунктов отказалось от услуг групповых водопроводов. Многие населенные пункты отключены от водоснабжения эксплуатирующими организациями из-за хронических неплатежей. Население отдельных регионов испытывает острый дефицит в воде или потребляет для питья некондиционную воду.
В силу экономических трудностей в настоящее время полностью перестал эксплуатироваться Беловодский групповой водопровод ранее обеспечивавший водой более 100 поселков в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях.
Из-за неплатежеспособности потребителей и выхода из строя отдельных веток не работают Фурмановский, Каратобинский и Тайпакский групповые водопроводы в Западно-Казахстанской области, Дарбазинский и Джетысайский в Южно-Казахстанской области и ряд других в различных областях.
Наличие громоздкой системы групповых водопроводов и крайне неудовлетворительное их техническое состояние, высокие эксплуатационные затраты и затраты на ежегодную реконструкцию при наличии разведанных месторождений подземных вод для водоснабжения населенных пунктов свидетельствуют о малоэффективности управления этим водохозяйственным комплексом и требуют выполнения мероприятий по его реорганизации.
Достигнутый к 1991 году уровень обеспечения населения страны питьевой водой в силу указанных причин, а также из-за отсутствия в последнее десятилетие инвестиционной поддержки для функционирования водопроводов резко упал. Из групповых водопроводов в настоящее время обеспечивается только 513 сельских поселков, из локальных - 2,1 тыс. поселков. Ежегодное падение среднего республиканского показателя обеспеченности населения питьевой водой достигает 3-5%.
В ряде городов имеющиеся системы водоснабжения в силу длительного срока эксплуатации, устаревшей технологии водоочистки не обеспечивают подачу воды нормативного качества. Поэтому многие действующие в республике водопроводы не отвечают санитарным требованиям. Из числа действующих по республике не отвечают санитарным требованиям - 25,8%, а в Жамбылской области до 89,7%, Павлодарской - 57,1%, Восточно-Казахстанской - 50,8%, Западно-Казахстанской - 46%, Карагандинской - 36%. Не лучшее положение складывается в городах Астаны и Алматы, где соответственно 50% и 31,2% водопроводов не отвечают санитарным нормам.
Неблагополучная ситуация с питьевым водоснабжением не могла не повлиять на состояние инфекционной заболеваемости населения отдельных регионов страны. В первую очередь это инфекции с водным фактором передачи: дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит А.
По данным Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения в последнее время групповая инфекционная заболеваемость, связанная с водопроводной водой, приобрела системный характер. Если в 1992 году зарегистрированы 4 вспышки заболеваемости кишечными инфекциями с числом пострадавших 181 человек, то в 1995 году зарегистрированы 5 случаев с числом пострадавших 305 человек, а в 2000 году уже 7 случаев с 3220 пострадавшими. При этом в 2000 году зарегистрированы 3 вспышки острых кишечных инфекций с числом пострадавших 1,5 тысячи человек (что в три раза больше, чем за 1995-1997 годы вместе взятые), связанные с употреблением водопроводной воды в Карагандинской (г. Шахтинск, г. Абай) и Восточно-Казахстанской (с. Фыколка, Катон-Карагайского района) областях. Только в феврале месяце 2001 года зарегистрированы две вспышки заболеваемости кишечными инфекциями в г. Аркалыке Костанайской области и г. Темиртау Карагандинской области с общим числом пострадавших 448 человек.
В 2000 году по республике заболеваемость вирусными гепатитами по сравнению с 1999 годом увеличилась в 1,8 раза, в том числе в Кызылординской области в 5,4 раза, Южно-Казахстанской в 4,1 раза, Мангистауской и Жамбылской в 1,7 раза, городе Алматы в 1,9 раза.
Установлено, что в среднем по республике удельный вес заболеваемости вирусным гепатитом, передаваемым водным путем, составляет 22,6%, этот показатель в Акмолинской области составляет 47,9%, Кызылординский - 41,8%, Костанайской - 31,1%, Карагандинской - 27,6%.
В 2000 году возникло 4 эпидемиологических осложнения по заболеваемости вирусными гепатитами с числом пострадавших 1720 человек, против 867 человек в сумме за 1994-1997 годы, причиной которого явилось неудовлетворительное качество воды и ее недостаточность.
Самая крупная вспышка вирусного гепатита зарегистрирована среди населения Шиелийского района Кызылординской области. В результате отключения Жиделинского водопровода, питающего населенные пункты, население использовало воду из случайных источников водоснабжения. Показатель заболеваемости в районе достиг 1995,9 на 100 тыс. населения.
Имела место вспышечная заболеваемость вирусными гепатитами в п. Сартогай Акжаикского района Западно-Казахстанской области, где в октябре-ноябре месяце заболело 81 человек (показатель составил 9293,6 на 100 тыс. населения) по причине употребления воды в питьевых целях из технического водопровода.
В Жалыойском районе Атырауской области заболеваемость вирусными гепатитами также приняла вспышечный характер, где одномоментно заболели 1342 человека. Причина - недостаточное обеспечение населения питьевой водой.
В районе имени М. Жумабаева Северо-Казахстанской области с 20 августа по 3 октября 2000 года зарегистрирована групповая заболеваемость вирусными гепатитами с количеством заболевших 20 человек, в результате неудовлетворительного обеспечения населения доброкачественной питьевой водой.
Сложившаяся ситуация является закономерным следствием нарастающего загрязнения водоисточников, неудовлетворительного санитарно-технического состояния водопроводных сооружений и разводящих сетей, отсутствия на ряде водопроводов необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок, слабой материально-технической базы организации коммунального хозяйства, отсутствия технических эксплуатационных бригад, особенно в сельских населенных пунктах.
По мнению Агентства по делам здравоохранения фактическая заболеваемость острыми кишечными инфекциями среди населения республики была бы еще выше, если бы не проводились своевременные профилактические противоэпидемические мероприятия (вакцинация, фагирование населения в сложных эпидемиологических регионах, активное выявление больных, приостановка или закрытие объектов с имеющимися санитарно- эпидемиологическими нарушениями). Также необходимо отметить, что в связи со сложным социально-экономическим положением населения, особенно в сельской местности, не все заболевшие обращаются за медицинской помощью, поэтому имеющиеся статистические данные недостаточно точно отражают динамику роста заболеваемости.
По объему речного стока Казахстан относится к числу наименее водообеспеченных стран. Удельная водообеспеченность составляет 37 тыс. куб. м на квадратный км территории и 6,7 тыс. куб. м на одного человека в год. Ресурсы поверхностных вод в средний по водности год составляют 100,5 куб. км, из которых 56,5 куб. км формируется на территории республики. Остальной объем поступает из сопредельных государств (Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Россия).
Располагаемый объем водных ресурсов, возможных для хозяйственного использования в средний по водности год, за вычетом обязательных затрат стока на потери, удовлетворение экологических, санитарных, транспортно-энергетических требований не превышает 46 куб. км. В маловодные годы общий объем водных ресурсов снижается до 58 куб. км, а располагаемый, соответственно - до 26 куб. км. Кроме того, ресурсы поверхностных вод распространены крайне неравномерно, что обуславливает большие затраты на их транспортировку.
Обеспеченность подземными водами республики в целом достаточно высокая, хотя отдельные регионы испытывают острый дефицит как в общих ресурсах, так и в воде питьевого качества.
На территории республики для различных целей разведано 623 месторождения подземных вод с суммарными эксплуатационными запасами 15,84 куб. км в год. В их числе пресные воды составляют 12,68 куб. км в год. Непосредственно для хозяйственно-питьевых целей разведано 494 месторождения подземных вод с суммарными запасами 6,13 куб. км в год.
Потребление воды на хозяйственно-питьевые нужды составило 1,89 куб. км. в 1991 году и 0,83 куб. км. в 1999 году, что в пределах 4-6% от общего потребления всеми отраслями экономики страны.
В целом разведанные эксплуатационные запасы питьевых вод более чем в 2 раза превышают суммарную потребность республики и составляют 1,12 куб. м в сутки на 1 человека. Вместе с тем эксплуатационные запасы распространены неравномерно: удельная водообеспеченность изменяется от 0,8 куб м/сут в Атырауской, Северо-Казахстанской до 1,6-2,3 куб. м/сут в Жамбылской, Алматинской и Павлодарской областях.
Ограниченное распространение прогнозных ресурсов и наличие разведанных запасов, пригодных для хозпитьевого водоснабжения, позволяют отнести к плохо и частично обеспеченным территории Атырауской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей, отдельные районы Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской, Кызылординской и Карагандинской областей.
Несмотря на общий дефицит пресных подземных вод, обусловленный неравномерностью распределения их запасов, подземные воды даже на разведанных месторождениях используются далеко не в полном объеме (от 0,2 до 10% от величины разведанных запасов), что сказывается на степени водообеспеченности как отдельных потребителей (город, поселок), так и целых регионов. Из общего количества разведанных месторождений (623) эксплуатируется не более 330 с суммарным водоотбором, составляющим порядка 7% от разведанных запасов.
В настоящее время остро стоит проблема загрязнения поверхностных и подземных вод.
На значительной части территории республики подземные воды, используемые для сельскохозяйственного водоснабжения, имеют повышенную минерализацию, а также повышенное или пониженное содержание других нормируемых показателей.
Так, Кызылординский Правобережный групповой водопровод базируется на месторождении подземных вод с минерализацией 1,3-1,4 г/л. По Каменскому групповому водопроводу в Западно-Казахстанской области вода подается с повышенным содержанием железа, превышающим предельно-допустимую концентрацию (далее - ПДК) в 1,5-2,5 раза. На месторождениях подземных вод - источниках Зерендинского и Яблоновского групповых водопроводов Акмолинской области содержание фтора выше допустимой нормы. На Уральском месторождении содержание марганца в исходной воде превышает ПДК в 3-5 раз.
Качество поверхностных вод практически по всем крупным водотокам не соответствует стандартам питьевой воды. Крупнейшие реки Иртыш, Или, Урал, Сырдарья, являющиеся трансграничными, сильно загрязнены и не могут быть использованы для хозпитьевого водоснабжения без предварительной подготовки.
Воды реки Урал загрязнены фенолами (3 ПДК), синтетическими поверхностно активными веществами (1,4 ПДК). Острой экологической проблемой остается загрязнение поверхностных вод реки Илек бором (21,8 ПДК) и шестивалентным хромом (14 ПДК). Реки Нура и Шерубай-Нура перешли в категорию объектов "вторичного загрязнения ртутью". По уровню концентрации ртути в донных отложениях, ее содержанию в воде и взвесях река Нура является самой загрязненной в республике. По-прежнему остается высоким загрязнение воды реки Иртыш медью (2 ПДК) и цинком (25 ПДК).
В настоящее время более половины населения употребляют для питья воду, не отвечающую нормативам качества, или испытывают дефицит в воде.
Таким образом, основными причинами сложившейся критической ситуации в стране с питьевым водоснабжением населения являются:
критическое техническое состояние систем водоснабжения;
несовершенство механизма и недостатки управления водным хозяйством, а также ценовой политики по использованию водных ресурсов;
общее техногенное загрязнение водных ресурсов, особенно поверхностных вод;
низкая обеспеченность и неудовлетворительное качество потребляемой воды;
недостаточное использование специально разведанных для хозяйственно-питьевого водоснабжения месторождений и нецелевое использование пресных подземных вод;
отсутствие в отдельных регионах Казахстана местных источников питьевого водоснабжения.
Анализ современного состояния обеспечения населения питьевой водой, химическое и микробиологическое загрязнение источников водоснабжения, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки показывает, что непринятие срочных мер приведет к дальнейшему ухудшению и эта проблема требует программного решения.
2. Цель и основные задачи Программы
Цель Программы - устойчивое обеспечение населения Республики Казахстан питьевой водой гарантированного качества и придание ей статуса стратегического ресурса.
Предусмотренные Программой меры и пути решения проблемы полностью
учитывают ранее принятые государством направления в области социальных и
экономических преобразований.
Основными задачами Программы являются:
разработка мероприятий по улучшению состояния обеспечения населения
питьевой водой гарантированного качества, определение приоритетов по их
реализации;
создание нормативной правовой базы обеспечения населения питьевой
водой;
определение необходимого объема инвестиций и источников
финансирования для реализации Программы.
3. Основные направления и механизм реализации Программы
Основными направлениями и путями решения проблемы обеспечения
населения питьевой водой являются:
восстановление, усовершенствование, строительство новых и расширение
существующих систем водоснабжения;
улучшение качества потребляемой воды;
интенсификация использования подземных вод;
рациональное использование и охрана водных ресурсов;
создание высокотехнологичных производств по выпуску оборудования для
водоснабжения;
укрепление материально-технического, кадрового и финансового обеспечения служб, занимающихся слежением за качеством питьевой воды;
государственная поддержка малого предпринимательства в области питьевого водоснабжения;
информирование и пропагандирование экономного использования питьевых вод;
разработка новых и совершенствование существующих нормативно-правовых актов в области обеспечения населения питьевой водой.
Все вышеназванные приоритеты необходимо рассматривать во взаимной увязке и реализовывать в мероприятиях для решения проблемы на республиканском и региональном уровнях.
Очередность реализации мероприятий по обеспечению населения питьевой водой обосновывается необходимостью снятия напряженности с водообеспечением отдельных регионов и потребителей и предусматривается в ежегодных планах государственных инвестиций по строительству и реконструкции водопроводов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 1999 года N 561 P990561_ "Об оказании помощи районам с депрессивной экономикой" к числу приоритетных отнесены мероприятия по строительству водопроводов для обеспечения качественной питьевой водой населенных пунктов этих районов.
Ключевым вопросом является проведение инвентаризации систем и источников водоснабжения, результаты которой позволят оценить масштабы проблемы и наметить альтернативные пути ее решения.
Устойчивое развитие экономики страны определяется наличием и состоянием водных ресурсов. Стратегическая их значимость возрастает с каждым годом, поскольку от их качества зависит здоровье и благосостояние народа.
Программой предусматривается расширение использования подземных вод как более чистого, хорошо защищенного источника, расположенного в непосредственной близости от потребителя, что значительно снижает эксплуатационные затраты.
Необходимо задействовать определенный механизм по формированию ценовой базы услуг по водообеспечению населения на коммерческой основе. Важной движущей силой на рынке услуг должна стать добросовестная конкуренция, позволяющая потребителю сделать свой выбор. Цена на воду должна быть доступна населению, а затраты на подачу воды должны быть возмещены за счет платежей водопотребителей.
Нормативы, стандарты и различного рода методические указания используемые при разработке технико-экономических обоснований и проектов водоснабжения городов и сельских населенных пунктов устарели и не учитывают специфику изменившихся в результате рыночных преобразований условий республики. Поэтому необходимо разработать "Целевую программу по водосбережению", пересмотреть "нормативы водопотребления населения" и ряд других нормативных актов, в том числе регламентирующих деятельность по бутылированию питьевой воды.
Государственная политика в данной области должна быть направлена на создание в республике мощностей по промышленному выпуску современного оборудования по водоподготовке и очистке воды, труб, различного сантехнического и другого вспомогательного оборудования, а также восстановление сети научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, работающих в области водоснабжения.
Необходимо усилить подготовку и переподготовку специалистов по узким специальностям в связи с потребностями отрасли.
Ввиду острого дефицита пресных вод в отдельных регионах страны необходимо шире внедрять водосберегающую технологию по использованию водных ресурсов питьевого качества.
Отношение человека к природе, особенно водным объектам, напрямую связано с качеством и стоимостью потребляемой им воды.
Существенным моментом создания предпосылок в области рационального использования и охраны водных ресурсов, недопущения загрязнения водных объектов, является формирование у населения общей санитарно-гигиенической и экологической культуры путем углубления его информированности в этих вопросах.
Предусматривается следующий механизм реализации Программы:
объекты водоснабжения республиканского и межобластного значения финансируются в соответствии с Программой государственных инвестиций Республики Казахстан на соответствующие годы;
объекты водоснабжения областного, районного и местного значения финансируются на основе целевых программ, утвержденных местными органами государственного управления или принятыми негосударственными организациями, за счет средств местного бюджета, займов, прямых иностранных и/или отечественных инвестиций и других небюджетных средств.
Реализацию программных мероприятий осуществляют областные подразделения Комитета по водным ресурсам, Комитета геологии и охраны недр, областные департаменты строительства и коммунального хозяйства, городские управления "Водоканал" и другие водохозяйственные организации негосударственного сектора.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным планом мероприятий, что позволит сосредоточить внимание исполнительных органов, водохозяйственных организаций на основных проблемах в области снабжения населения питьевой водой, реагировать на изменения ситуации в этой области, обеспечить эффективность мер и получения реальных результатов.
Реализация мероприятий Программы намечается в 3 этапа:
I этап (2001-2005 годы) - продолжение строительства объектов республиканского и областного значения по водообеспечению населения питьевой водой. Проведение инвентаризации сооружений водоснабжения, месторождений и водозаборов подземных вод. Реанимация и децентрализация крупных групповых водопроводов. Реконструкция городских сетей в г.г. Астане, Алматы, Атырау и других. Создание отраслевой базы, новых технологических производств по выпуску оборудования, приборов и комплектующих для водоснабжения. Мероприятия по интенсификации использования подземных вод.
II этап (2006-2015 годы) - восстановление и децентрализация работы групповых водоводов; создание новых локальных систем водоснабжения; реконструкция городских водопроводных систем; внедрение новых систем очистки поверхностных и подземных вод с учетом новых технологий. Реализация мероприятий по охране и рациональному использованию питьевых вод.
III этап (2016-2030 годы) - дальнейшее продолжение работ по внедрению новых достижений передовых технологий в строительство систем водоснабжения и подготовку вод питьевого качества. Строительство и реконструкция систем и сооружений для полного обеспечения населения страны качественной питьевой водой.
4. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Общий объем инвестиций, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы "Питьевые воды" предполагается в размере 118,168 млрд. тенге. В общем объеме капвложений затраты на развитие и реконструкцию городских систем водоснабжения предполагаются в размере 66,528 млрд. тенге, на строительство и реконструкцию систем водоснабжения сельских населенных пунктов - 51,64 млрд. тенге. На реализацию первоочередных программных мероприятий (I этап: 2001-2005 годы) предполагается объем инвестиций в размере 60,378 млрд. тенге. Объем необходимых средств для реализации мероприятий Программы прилагается.
На реализацию мероприятий Программы кроме средств республиканского и местных бюджетов, внешних займов и грантов могут быть привлечены различные внебюджетные источники, включая средства организаций, эксплуатирующих водопроводы, независимо от форм собственности.
Доля участия тех или иных инвестиций может быть разной и зависит от
направленности и структуры затрат в определенные системы и сооружения
водоснабжения.
Внешние займы целесообразно направить на реализацию долгосрочных
проектов по строительству водопроводов в зонах экологического бедствия, а
также уникальных и первоочередных объектов водоснабжения.
Финансирование Программы из республиканского и местных бюджетов будет
осуществляться в пределах средств, выделенных на эти цели.
Объем необходимых ресурсов и источники финансирования реализации
мероприятий Программы "Питьевые воды"
млн.тенге
---------------------------------------------------------------------------
Всего в том числе по этапам
I этап Финансирование по годам
2001-
2005 гг. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004-
2005гг.
---------------------------------------------------------------------------
1. Общий объем 118168 60378 6423 11686 12630 29639
в т.ч. по источникам:
а) республиканский бюджет 70048 37718 5458 9721 7430 15109
всего
из них:
б)республиканский бюджет 41773 11343 2648 4940 1146 26090
в)внешние займы 25834 23934 2708 3715 5011 12500
г)софинансирование 1220 1220 2 478 740 -
д)гранты 1221 1221 100 588 533 -
е)местный бюджет 19300 7990 520 960 1840 4670
ж)внебюджетные средства 28820 14670 445 1005 3360 9860
2.Водообеспечение городов 66528 50388 5807 10111 10530 23940
в т.ч. по источникам:
а)республиканский бюджет 33048 29418 4937 8351 5630 10500
всего
из них:
б)республиканский бюджет 10123 6493 2227 4120 146 -
в)внешние займы 20584 20584 2708 3165 4211 10500
г)софинансирование 1220 1220 2 478 740 -
д)гранты 1121 1121 - 588 533 -
е)местный бюджет 11300 6570 450 800 1600 3720
ж)внебюджетные средства 22180 14400 420 960 3300 9720
3. Водообеспечение
сельских населенных
пунктов 51640 9990 616 1575 2100 5699
в т.ч. по источникам:
а) республиканский
бюджет всего 37000 8300 521 1370 1800 4609
из них:
б)республиканский бюджет 31650 4850 421 820 1000 2609
в)внешние займы 5250 3350 - 550 800 2000
г)софинансирование - - - - - -
д) гранты 100 100 100 - - -
местный бюджет 8000 1420 70 160 240 950
внебюджетные средства 6640 270 25 45 60 140
---------------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы
--------------------------------------
N II этап III этап !
2006-2015 гг. 2016-2030 гг. !
-------------------------------------
1. 31500 26290
а) 14330 18000
б) 12430 18000
в) 1900 -
г) - -
д) - -
е) 8090 3220
ж) 9080 5070
2. 16140 -
а) 3630 -
б) 3630 -
в) - -
г) - -
д) - -
е) 4730 -
ж) 7780 -
3. 15360 26290
а) 10700 18000
б) 8800 18000
в) 1900 -
г) - -
д) - -
е) 3360 3220
ж) 1300 5070
-------------------------------------
Примечание: Расходы на реализацию Программы на 2001 год приняты в
соответствии с Законом РК
"О республиканском бюджете
на 2001 год".
Расходы на последующие годы подлежат уточнению при
формировании республиканского и местных бюджетов на
соответствующий год.
5. Ожидаемый результат от реализации Программы
Программой рассмотрено состояние водоснабжения 298 городов и поселков, 7845 сельских населенных пунктов, в которых проживает 14,95 млн. человек.
В силу природных, экономических и хозяйственных факторов, а также экологических условий состояние водообеспечения отдельных областей и регионов республики не отвечает социальным, экономическим и санитарным требованиям.
Нехватка или загрязнение воды являются одной из главных причин ухудшения здоровья населения и снижения уровня жизни в целом ряде регионов.
Создание новых систем водоснабжения, реконструкция и реорганизация работы существующих, ресурсное и нормативное правовое обеспечение отрасли, формирование рынка услуг по подаче питьевой воды населению и ряд других мер, предусмотренных Программой, позволят:
обеспечить питьевой водой все население страны, что повысит уровень обеспеченности в целом на 65%;
повысить долю населения, использующего воду централизованных источников водоснабжения, в целом по стране на 20-25%, а по отдельным регионам на 40% и более;
повысить санитарную надежность водоисточников и систем водоснабжения путем обеспечения полного соблюдения требований стандарта качества питьевой воды;
максимально привлечь местные подземные воды питьевого качества;
исключить централизованное использование для питьевых целей вод поверхностных источников, качество которой в основном характеризуется бактериальным загрязнением;
снизить заболеваемость населения, связанную с водным фактором передачи по группе острых кишечных инфекций на 80-90%, по вирусному гепатиту А на 70-80%, что обеспечит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
предотвратить возможность негативного экологического воздействия на источники водоснабжения;
создать оперативные системы слежения за качеством питьевой воды по отдельным регионам и бассейнам рек;
создать дополнительно около 200 тысяч рабочих мест.
Позитивные изменения в обеспечении населения питьевой водой создадут удовлетворительные социально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия жизни и, в конечном итоге, положительно скажутся на физическом и духовном здоровье населения страны.
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Склярова И.В.)