Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 18 февраля 2003 года N 168
Программа
развития отрасли телекоммуникаций
Республики Казахстан на 2003-2005 годы <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 апреля 2004 г. N 417 .
1. Паспорт Программы
-------------------------------------------------------------------
Наименование Программа развития отрасли телекоммуникаций
Программы Республики Казахстан на 2003-2005 годы
Основание для Постановления Правительства Республики
разработки Казахстан от 4 декабря 2001 года N 1564 "О
Концепции развития отрасли телекоммуникаций
Республики Казахстан на период с 2001 по 2005
год" и от 24 апреля 2002 года N 470 "О Плане
мероприятий по реализации Программы
Правительства Республики Казахстан на 2002-2004
годы"
Основной Министерство транспорта и коммуникаций
разработчик Республики Казахстан
Срок реализации 2003-2005 годы
Цели и задачи Основной целью Программы развития
Программы отрасли телекоммуникаций является создание
условий и формирование механизмов,
направленных на дальнейшее развитие
телекоммуникационного сектора экономики
Казахстана, конкурентно-интегрированного в
глобальную информационную инфраструктуру.
В соответствии с указанной целью Программы
предусмотрено решить следующие задачи:
Социально-политические задачи:
повсеместное обеспечение физическим и
юридическим лицам универсального доступа к
общедоступным услугам телекоммуникаций;
удовлетворение растущих потребностей в
разнообразных услугах телекоммуникаций
населения и развивающейся экономики, а также
государственных органов, в том числе и органов,
обеспечивающих безопасность, оборону и
правопорядок;
создание условий для доступа потребителей к
последним достижениям информационных технологий
и глобальным информационным ресурсам;
обеспечение национальной информационной
безопасности.
Технико-технологические задачи:
ускоренное развитие современной национальной
телекоммуникационной инфраструктуры,
функционирующей на основе единой
организационной и технической идеологии,
обеспечивающей высококачественный внутренний и
международный информационный обмен, мощную базу
для развития всех видов услуг телекоммуникаций;
развитие отраслевой системы стандартизации и
сертификации, соответствующей мировому уровню;
обеспечение централизованного управления
национальными ресурсами: радиочастотным
ресурсом и ресурсом нумерации.
Экономические задачи:
повышение эффективности использования
телекоммуникационной инфраструктуры и
инвестиционной привлекательности отрасли;
максимальная реализация возможностей
транзитного потенциала Казахстана;
совершенствование механизма государственного
регулирования и контроля, направленного на
развитие рынка телекоммуникационных услуг и
создание условий для эффективной работы
операторов связи, устойчивого и динамичного
развития всех субъектов рынка телекоммуникаций;
развитие добросовестной конкурентной среды на
рынке услуг связи и обеспечение равных прав
для всех операторов связи.
Основные Создание нормативной правовой базы,
мероприятия адекватно регулирующей взаимоотношения
Программы субъектов в сфере телекоммуникаций - разработка
проекта Закона Республики Казахстан "О внесении
изменений и дополнений в Закон Республики
Казахстан "О связи", других нормативных актов
государственных органов, разработка новых
нормативных правовых актов в области
телекоммуникаций.
Совершенствование государственного
регулирования отрасли.
Модернизация и развитие местных сетей
телекоммуникаций на базе современного цифрового
оборудования, включая системы радиодоступа,
оптимизация сети и ее эксплуатации.
Создание механизма обеспечения универсального
доступа (определение критериев и объема
общедоступных услуг телекоммуникаций,
разработка и реализация программы обеспечения
универсальным доступом населенных пунктов,
разработка механизмов финансирования
универсального доступа).
Создание условий, стимулирующих активные
инвестиции в развитие телекоммуникационной
инфраструктуры.
Совершенствование механизмов тарифного
регулирования в отрасли телекоммуникаций.
Поэтапная либерализация рынка телекоммуникаций
как необходимое условие развития конкуренции в
планируемом и последующих периодах.
Разработка и внедрение в организациях
телекоммуникаций системы качества в рамках
Республиканской программы "Качество" на
2001-2005 годы, соответствующей международным
требованиям.
Источники На финансирование в 2003-2005 годы из
финансирования республиканского бюджета планируется направить
5844,3 млн. тенге, в том числе 2003 году -
40,4 млн. тенге, 2004 году - 5792,9 млн. тенге,
2005 году - 11 млн. тенге. При этом ежегодные
объемы уточняются при формировании
республиканского бюджета на соответствующий
финансовый год
Ожидаемый Создание инфраструктурной части
конечный информационного пространства Республики
результат Казахстан, полностью обеспечивающей потребности
органов государственного управления,
юридических лиц и населения в получении всех
видов телекоммуникационных услуг, - современной
сети телекоммуникаций, функционирующей и
развивающейся на основе единой технической и
организационной идеологии.
Обеспечение лидирующих позиций Республики
Казахстан в телекоммуникационной инфраструктуре
Центральноазиатского региона. Становление
Казахстана как международного транзитного узла
по обеспечению значительных информационных
потоков на направлениях Юго-Восточная Азия -
Европа и Центральная Азия - Россия.
Становление и развитие конкурентного рынка
телекоммуникационных услуг.
Совершенствование нормативной правовой базы в
области телекоммуникаций.
-------------------------------------------------------------------
2. Введение
Программа развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470, с учетом положений Концепции развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на период с 2001 по 2005 год, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 1564.
Стратегия развития отрасли, направленная на достижение основной цели Программы, будет опираться на следующие принципы государственной политики:
взаимоувязанность развития отрасли телекоммуникаций с развитием экономики страны в целом;
обеспечение интересов национальной безопасности, суверенитета и обороноспособности Республики Казахстан;
нормативная база, способствующая развитию рынка телекоммуникаций;
обеспечение возможности проведения эффективной государственной политики, усиление роли государства в стратегических сферах;
обеспечение универсального доступа граждан республики к общедоступным услугам телекоммуникаций;
стимулирование и обеспечение свободной и равноправной конкуренции для всех участников рынка телекоммуникаций;
стимулирование и поощрение инвестиций;
стимулирование и поощрение создания новых рабочих мест;
применение на сетях единых технических стандартов и внедрение международных стандартов качества для субъектов отрасли.
3. Анализ современного состояния отрасли
Республики Казахстан, проблемы
Телекоммуникации являются динамично развивающейся отраслью экономики, которая постоянно наращивает объем оказываемых услуг.
Текущее состояние сетей телекоммуникаций в Республике Казахстан можно характеризовать следующими ключевыми цифрами:
средняя телефонная плотность в Казахстане на начало 2002 года составила 14,4 телефонов на 100 жителей страны, в том числе в городах - 21,7, в сельской местности - 5,2. Плотность основных телефонных аппаратов на 100 семей составила 50,9, в том числе в городах - 69,2, в сельской местности - 21,8;
местная сеть телекоммуникаций представлена более чем 3000-и станций, из которых лишь шестая часть расположена в городах. Только у ОАО "Казахтелеком" общая монтированная емкость станций составляет 2,4 млн. номеров, задействованная - 2 млн. номеров. Уровень цифровизации составляет 34 процента.
Протяженность междугородных каналов составляет 246 599 221 кан.км, из них протяженность каналов, образованных цифровыми системами передачи - 202 612 351 кан.км (82% от общей протяженности телефонных каналов), в том числе с применением оптического кабеля - 186 650 031 кан.км (75,7% от общей протяженности телефонных каналов).
Техническая база.
Процесс модернизации затронул все уровни и составные элементы национальной сети телекоммуникаций. За последние три года произошли существенные изменения, заложившие основу полномасштабного обновления и расширения сети:
построены Транс-Азиатско-Европейская волоконно-оптическая линия связи (далее - ТАЕ) протяженностью 1750 км по территории Республики Казахстан, Северная волоконно-оптическая линия связи (далее - ВОЛС) Петропавловск - Кормиловка (Россия) протяженностью 137 км; цифровая радиорелейная линия Алматы - Караганда протяженностью 1140 км, по которой обеспечен цифровой выход на Россию по радиальной ветке Алматы - Астана - Петропавловск - Россия, позволяющий организовать транзит каналов Центральная Азия - Россия на качественно новом уровне;
для соединения цифровых телефонных станций городов Алматы и Астаны по аналоговой радиорелейной линии Астана - Усть-Каменогорск - Алматы организован цифровой поток 34 Мбит/с для пропуска по цифровым каналам транзитного трафика и для нужд сотовой связи стандарта GSM;
завершены строительство Западной ветки Национальной информационной супермагистрали (далее - НИСМ) (Кызылорда - Актобе - Кандыгаш - Атырау - Ганюшкино - граница России протяженностью 864 км), проектно-изыскательские работы на строительство Восточной ветки НИСМ (Петропавловск - Астана - Усть-Каменогорск - Талдыкорган), а также проведен тендер на выбор поставщика для строительства Восточной ветки. Начато строительство Восточной ВОЛС;
произведена реконструкция спутниковой станции "Орбита" в городе Алматы, а также установлены станции международной спутниковой системы Интелсат в городах Алматы, Актау, Атырау, организованы магистральные каналы спутниковой связи между ними и открыты новые направления на Германию, Великобританию, Швейцарию, Россию, Объединенные Арабские Эмираты, Канаду и другие страны;
ведется строительство спутниковой сети сельской связи, обеспечивающей связь в труднодоступных и малонаселенных районах республики. По данным на 31 декабря 2001 года с 1998 года введены в эксплуатацию 207 цифровых спутниковых станций ДАМА (система предоставления каналов по требованию), в том числе 184 в населенных пунктах таких районов, за девять месяцев 2002 года - 29 станций;
завершена модернизация оборудования Международного центра коммутаций (далее - МЦК) города Алматы и автоматических междугородных телефонных станций (далее - АМТС) в городах Уральске, Таразе, Актобе, на базе АМТС города Астаны построен второй МЦК. Завершено создание цифровой междугородной сети телекоммуникаций. На сегодняшний день 100% АМТС - цифровые, на сети работают 2 МЦК.
Структура рынка.
Рынок телекоммуникационных услуг республики с каждым годом становится все более динамичным и конкурентным. Имеет место значительный рост числа операторов связи, внедряются новые технологии, увеличивается спектр предоставляемых услуг.
Емкость рынка возросла с 350 млн. долларов США в 1998 году до 500 млн. долларов в 2001 году, при этом доля национального оператора связи сократилась с 90% до 68% в основном за счет бурного роста операторов мобильной связи. За 4 последних года их доля на рынке возросла с 2,8% до 26,1%.
На 1 мая 2002 года Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан выдано 770 лицензий на занятие предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг телекоммуникаций - от базовых услуг до услуг сотовой связи и интеллектуальных сетей (аудиотекст). Из них 237 лицензий на услуги местных сетей телекоммуникаций и связанных с ними, 146 - услуг подвижной радиосвязи и пейджинга, 125 - радиовещания и телевидения, 36 - услуг выделенных спутниковых сетей связи и аренды каналов. Наиболее быстроразвивающимся является рынок передачи данных и Интернет, в настоящее время операторам выдана 131 лицензия на этот вид деятельности.
Половину рынка занимают услуги междугородной, международной связи, причем 25% рынка формируют услуги междугородной связи. Объемы продаж услуг международной телефонии на страны СНГ и дальнего зарубежья имеют равные удельные веса.
Сотовая связь занимает более четверти всего рынка телекоммуникационных услуг, что превышает даже объем рынка междугородной связи. Вследствие острой конкуренции, наблюдающейся на рынке услуг подвижной связи в последние годы в мире, эволюция всех трех основных технологий, а именно: GSM, D-AMPS, СDМА, осуществляется по следующим основным направлениям: увеличение количества дополнительных услуг, наращивание емкости сети и площади перекрытия, снижение стоимости и расширение полосы пропускания радиоинтерфейса. Услуги сотовой связи стандартов GSM и AMPS - D-AMPS в Казахстане предоставляют 4 оператора связи, число пользователей приближается к 800-тысячной отметке.
Услуги местной телефонной связи формируют 14% всего рынка. Вдвое меньше объем услуг передачи данных и Интернет.
Высокая степень конкурентности существует сейчас на рынках услуг передачи данных, Интернет, мобильной радиосвязи, услуг телекоммуникаций для корпоративных клиентов.
Формально только рынок международной и междугородной связи для сети телекоммуникаций общего пользования (далее - СТОП) является монополией ОАО "Казахтелеком", однако фактически на нем функционируют операторы, которые в качестве операторов IP-телефонии пропускают международный и междугородный трафик иначе, чем это предусмотрено действующими нормативными актами.
В то же время, на рынке местной связи, который формально является полностью открытым сектором, развитие конкуренции ограничивается с одной стороны наличием низких регулируемых государством тарифов на местную связь, а с другой стороны высокими тарифами национального оператора ОАО "Казахтелеком" на присоединение к СТОП и транзит междугороднего и международного трафика.
Финансовое состояние.
Совокупные доходы операторов связи за 2000 год составили 45,1 млрд. тенге, за 2001 год - 63,44 млрд. тенге, в том числе национального оператора - соответственно 38,3 млрд. тенге и 45,8 млрд. тенге.
Среднюю рентабельность рынка можно оценить в 15%.
Объем инвестиций в отрасль телекоммуникаций в 2001 году составил 15,06 млрд. тенге, причем национальным оператором инвестировано - 11,03 млрд. тенге, в 2002 году ОАО "Казахтелеком" предполагает профинансировать проекты на сумму 14,187 млрд. тенге.
Проблемы.
Вместе с тем, остаются нерешенными многие проблемы как внешние (развитие экономики страны в целом), так и внутриотраслевые. Основными из них являются:
Отставание нормативной базы, регулирующей общественные отношения и сбалансированную техническую политику в области телекоммуникаций от темпов развития отрасли.
Нет системного подхода из-за слабой научно обоснованной методологической основы. Практически вся специальная научно-техническая и проектная база в области связи традиционно расположена в России. Остро стоит проблема создания и обеспечения государственной поддержки отечественных организаций, специализирующихся на проектировании, маркетинговых и научных исследованиях, разработке научно-методической базы. В действующем законодательстве отсутствуют многие нормы, необходимые для урегулирования отношений на современном этапе развития отрасли и обеспечивающие ее развитие на перспективу. Требуют разработки и усовершенствования нормативные акты, регулирующие взаимоотношения между операторами связи, провайдерами услуг, регулятором рынка, потребителями.
Для решения проблемы планируется разработать и утвердить ряд нормативных правовых актов.
Разрыв между ростом телефонной плотности и развитием экономики. Уровень развития связи в стране несколько отстает от уровня развития экономики в целом. Вместе с тем, в результате постепенной урбанизации Казахстана происходит перераспределение плотности населения как между регионами, так и между городом и селом. Одновременно повышается объем платежеспособного спроса на услуги связи. При такой ситуации стратегия увеличения доходов отрасли должна опираться не только на увеличение числа задействованных телефонных линий, но и на модернизацию местных сетей телекоммуникаций, прежде всего в наиболее перспективных в экономическом плане районах, на естественный рост трафика, внедрение новых видов услуг, в том числе услуг с добавленной стоимостью.
Учитывая этот фактор, в процессе реализации программы необходимо не допустить уменьшения существующей емкости сети и уровня телефонной плотности и ориентироваться на цель - обеспечить его прирост, максимально удовлетворяющий платежеспособный спрос потребителей.
Монополия на сети телекоммуникаций общего пользования.
Монополия на СТОП возникла в силу исторических причин, а на ее сохранение в настоящем оказывает большое влияние и традиционно сложившаяся практики регулирования тарифов на социально значимые услуги, использование до настоящего времени в отрасли механизма перекрестного субсидирования - как между услугами (убыточные услуги поддерживаются за счет высокодоходных), так и между категориями пользователей (на одни и те же услуги установлено несколько тарифов в зависимости от статуса пользователя). Не отражается в большинстве регулируемых тарифов и разница уровня эксплуатационных затрат в зависимости от регионов (с развитой экономикой, депрессивных, и т.д.). Такие тарифы не возмещают обоснованные затраты операторов связи на их производство и предоставление. В 2001 году ОАО "Казахтелеком" совместно с консалтинговой фирмой "Андерсен Менеджмент Интернэшнл" (Дания)" был проведен предварительный анализ себестоимости услуг местной телефонной связи (одной из общедоступных), результаты которого показали, что для покрытия убытков в отрасль телекоммуникаций необходимо ежегодно направлять минимум 2 млрд.тенге. Однако необходимое ребалансирование тарифов возможно корректно осуществить только после внедрения монополистом раздельного учета затрат по многим параметрам.
Для изменения положения на телекоммуникационном рынке планируется проведение мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования, разработка и реализация Плана ребалансирования тарифов на регулируемые услуги телекоммуникаций.
Отсутствие механизма раздельного учета затрат. Себестоимость услуг телекоммуникаций различна не только для отдельных услуг, но и для разных регионов страны. Отсутствие механизма раздельного учета затрат по элементам сети и по отдельным услугам не способствует расчету экономически обоснованных тарифов, что в свою очередь приводит к недополучению доходов и, как следствие, к некомпенсируемому износу основных фондов.
Для решения проблемы будут разработаны соответствующие Правила и методики.
Устаревшая техническая база. Основным источником финансирования для модернизации и развития национальной сети телекоммуникаций являются доходы, получаемые от предоставленных услуг. Учитывая несбалансированность тарифов, темпы модернизации недостаточно высоки. До настоящего времени на сети телекоммуникаций общего пользования используется большой объем оборудования, устаревшего физически и морально. Особенно высок процент износа на сетях доступа местных сетей телекоммуникаций. Следствием недостаточно высокого уровня цифровизации являются высокие эксплуатационные расходы и, опять же, недополучение доходов от предоставления новых услуг телекоммуникаций.
До конца 2005 года планируется уровень цифрового оборудования на СТОП довести до 50-60%, от общей емкости, продолжить строительство линий связи с использованием волоконно-оптических кабелей.
Недостаточность радиочастотного спектра. В недалекой перспективе в Казахстане начнется работа по выбору и внедрению стандартов третьего поколения подвижной связи IMT-2000 (W-CDMA, СDМА-2000), которые позволяют в одном канале 5 МГц организовать несколько различных служб, скорость передачи которых лежит в пределах от 8 кбит/с до 2 Мбит/с. Кроме того, в одном и том же канале могут передаваться сигналы от служб коммутации пакетов, обеспечивая передачу действительно мультимедийной информации, требующей передачи речи и данных на один и тот же терминал. В настоящее время Международный Союз Электросвязи (далее - МСЭ) решает вопросы закрепления за этими системами связи необходимого радиочастотного ресурса в интересах всех стран. Несмотря на то, что уже сейчас рассматривается возможность внедрения в Казахстане переходных к 3-му поколению стандартов (так называемых стандартов 2, 5), проблемы выделения необходимых диапазонов частот решаются очень медленно.
Остро стоит вопрос использования беспроводных систем на фиксированных сетях связи в связи с отсутствием свободных радиочастот. Особенно неприемлема такая ситуация для операторов СТОП, поскольку она сдерживает развитие сельской связи и процесс удешевления затрат на организацию последней мили (линия доступа от оборудования сети до абонентской установки) в сельских населенных пунктах.
Медленно и трудоемко проводятся согласования радиочастот, используемых операторами связи и силовыми ведомствами. Отсутствие разграничения полномочий по использованию радиочастотного спектра, регламентированного порядка проведения согласований нередко приводит к необоснованным отказам.
Кроме того, отсутствует экономически обоснованная методика определения размера взимаемой платы за использование радиочастотного спектра. Внедрение новых технологий сдерживается в связи с тем, что основными пользователями большей части радиочастотного спектра являются силовые ведомства, а программа конверсии спектра отсутствует.
Программой предусматривается выполнение ряда мероприятий, направленных на решение поднятых проблем.
Отсутствие высококвалифицированных специалистов по ряду направлений. Процесс обучения кадров отрасли телекоммуникаций проходит без согласования с планами модернизации и развития сетей, несвоевременно проводится переподготовка специалистов, что обуславливает значительное отставание подготовки кадров от темпов развития отрасли. Необходимо констатировать слабую связь производства с вузами, ведущими подготовку инженеров и специалистов высшей квалификации (магистратура и аспирантура) по направлению радиоэлектроники и телекоммуникаций.
Проблема подготовки и переподготовки специалистов отрасли будет решаться во взаимодействии с высшими учебными заведениями Казахстана, а также через сотрудничество с МСЭ.
Отсутствие отраслевых систем стандартизации и сертификации. На текущий момент в отрасли практически не проводится работа в области стандартизации и сертификации. Нормативно не закреплен запрет на использование в отрасли оборудования, не прошедшего сертификацию на техническое соответствие. Использование таких технических средств или средств, сертифицированных только по параметрам безопасности, приводит к использованию в отрасли оборудования низкого качества.
Для решения проблем будет активизирована работа по стандартизации и сертификации в отрасли телекоммуникаций.
4. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы развития отрасли телекоммуникаций является создание условий и формирование механизмов, направленных на дальнейшее развитие телекоммуникационного сектора экономики Казахстана, конкурентно-интегрированного в глобальную информационную инфраструктуру. Для обеспечения перехода к информационному обществу выделяются три основных направления государственной политики: социально-политическое, технико-технологическое и экономическое. По каждому из направлений необходимо решить ряд первоочередных задач.
Социально-политические задачи:
повсеместное обеспечение физическим и юридическим лицам универсального доступа к общедоступным услугам телекоммуникаций;
удовлетворение растущих потребностей в разнообразных услугах телекоммуникаций населения и развивающейся экономики, а также государственных органов, в том числе и органов, обеспечивающих безопасность, оборону и правопорядок;
создание условий для доступа потребителей к последним достижениям информационных технологий и глобальным информационным ресурсам;
обеспечение национальной информационной безопасности.
Технико-технологические задачи:
ускоренное развитие современной национальной телекоммуникационной инфраструктуры, функционирующей на основе единой организационной и технической идеологии, обеспечивающей высококачественный внутренний и международный информационный обмен, мощную базу для развития всех видов услуг телекоммуникаций;
развитие отраслевой системы стандартизации и сертификации, соответствующей мировому уровню;
обеспечение централизованного управления национальными ресурсами: радиочастотным ресурсом и ресурсом нумерации.
Экономические задачи:
повышение эффективности использования телекоммуникационной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности отрасли;
максимальная реализация возможностей транзитного потенциала Казахстана;
совершенствование механизма государственного регулирования, направленного на развитие рынка телекоммуникационных услуг и создание условий для эффективной работы операторов связи, устойчивого и динамичного развития всех субъектов рынка телекоммуникаций;
развитие добросовестной конкурентной среды на рынке услуг связи и обеспечение равных прав для всех операторов связи;
оказание поддержки социально защищаемых граждан при ребалансировании тарифов на регулируемые услуги телекоммуникаций.
5. Основные направления и механизмы реализации
Программы
Развитие телекоммуникационной отрасли, постоянное совершенствование технической и технологической сторон отрасли влечет за собой и постоянную корректировку механизмов регулирования.
В силу международной экономической интеграции телекоммуникационной среды, разрабатываются и устанавливаются общие модели регулирования отношений на рынках связи. Международная информационно-телекоммуникационная среда, являясь не только следствием международной экономической интеграции, но в значительной степени и ее причиной, заставляет отрасль связи раньше других секторов экономики реагировать на общемировые, наднациональные (зарубежные) тенденции регулирования отношений, направленные на повышение экономической эффективности деятельности организаций связи и выражающиеся в поиске общего регулятивного языка.
Применение наиболее эффективных механизмов государственного регулирования телекоммуникаций невозможно в условиях отсутствия представлений о проблемах и коллизиях, возникающих в зарубежном опыте регулирования телекоммуникаций, а также и о современных проблемах реализации действующих правовых норм в Казахстане. В связи с этим, только всесторонний учет всего спектра вопросов позволит выработать оптимальные подходы в регулировании отношений в телекоммуникационной отрасли.
В рамках настоящей Программы необходимо реализовать целый ряд мероприятий по следующим основным направлениям:
1. Создание и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей на новом уровне взаимодействие уполномоченного органа, операторов связи и потребителей в области телекоммуникаций.
Основополагающим нормативным правовым актом является Закон Республики Казахстан "О связи", в который необходимо внести изменения и дополнения для установления более гибкой системы правового регулирования, рассчитанной на своевременный учет возможных изменений правоотношений в сфере телекоммуникаций.
Действующая система правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг включает в себя нормативные правовые акты и нормативные акты, содержащие технические и технологические нормы, правила и стандарты (нормативно-технические акты). Эти акты в совокупности регулируют процессы формирования и развития рынка телекоммуникационных услуг, деятельность участников рынка, а также устанавливают соответствующие формы государственного регулирования.
Изменения и дополнения, вносимые в закон, будут учитывать теорию и практику правового регулирования телекоммуникационной сферы, а также позитивные результаты мирового опыта.
Кроме того, будут разработаны и приняты нормы, требования и правила, обеспечивающие целостное и надежное функционирование взаимоувязанной сети связи, качество оказываемых услуг, их доступность, защиту государственных интересов и потребителей, равенство участников рынка.
Основные нормативно-правовые и нормативно-технические акты включают документы:
регламентирующие технологическую целостность взаимоувязанной сети, совместимость и порядок присоединения сетей телекоммуникаций;
регламентирующие взаимодействие операторов связи, осуществляющих свою деятельность на рынке телекоммуникаций, порядок взаиморасчетов между ними за взаимное использование сетевых ресурсов и пропуск трафика;
учитывающие современные тенденции в вопросах лицензирования в области связи;
регламентирующие организацию и предоставление универсального доступа, понятие оператора универсального доступа;
регламентирующие взаимоотношения операторов связи и пользователей;
регламентирующие порядок использования ограниченных ресурсов, принадлежащих государству (радиочастотный спектр, нумерация и др.);
определяющие порядок технической эксплуатации сетей и систем связи;
регулирующие механизм создания и поддержки отраслевой системы стандартизации и сертификации средств, систем и услуг телекоммуникаций.
В целом планируется разработать и утвердить около двух десятков нормативных правовых и нормативно-технических актов, касающихся регулирования деятельности субъектов рынка телекоммуникаций и технической эксплуатации сетей и систем.
2. Совершенствование государственного регулирования отрасли.
Для реализации государственной политики в области телекоммуникаций предусматривается трансформация существующих государственных органов, регулирующих область связи, с передачей части их функций регулирования новому государственному органу (Регулятору).
Как показывает мировая практика, именно такие Регуляторы в наибольшей степени обеспечивают разработку действенных регулирующих механизмов и могут гарантировать справедливое, равноправное и прозрачное их использование в интересах всех операторов связи.
Для гарантирования независимости Регулятора необходимо, чтобы он был функционально независим от всех операторов связи. Там, где государство сохраняет владение или значительную степень контроля относительно действующих операторов связи (ОАО "Казахтелеком", ОАО "Казпочта" и др.), должно иметься эффективное структурное разделение государственной регулирующей функции от деятельности, связанной с владением или контролем действующих операторов.
Регулятор также наделяется полномочиями, позволяющими получать информацию, необходимую для исполнения его функций.
В 2004 году будет рассмотрена возможность создания такого Регулятора до начала полной либерализации с учетом финансирования в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий год.
3. Совершенствование принципов оказания услуг присоединения.
Учитывая международный опыт, а также рекомендации МСЭ, в основу механизма государственного регулирования деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения планируется заложить следующие базовые принципы:
обязательность подключения сетей;
отсутствие дискриминации;
прозрачность расчета цен на услуги присоединения, ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности.
4. Обеспечение универсального доступа к услугам телекоммуникаций.
В целях повсеместного обеспечения населения универсальным доступом к услугам телекоммуникаций необходимо определение критериев и объема универсального доступа, разработка и реализация мероприятий по обеспечению универсальным доступом, разработка механизма финансирования универсального доступа.
Универсальный доступ - это техническая и ценовая возможность реализации права любого пользователя в любой момент обратиться к социально необходимым (общедоступным) услугам телекоммуникационных сетей Казахстана.
Мероприятия по обеспечению универсальным доступом населения будут базироваться на следующих принципах:
минимизация барьеров для входа на рынок операторам, предоставляющим соответствующие гарантии обеспечения универсального доступа;
сведение к минимуму любых административных нагрузок и затрат;
невмешательство во внутренние дела хозяйствующих субъектов вне рамок предоставления универсального доступа;
базирование на объективной, прозрачной, пропорциональной и недискриминационной процедуре;
создание среды, которая стимулирует повышение эффективности и технологичности для того, чтобы обеспечить со временем снижение затрат на универсальный доступ;
приоритетности в предоставлении универсального доступа государственным органам и структурам, обеспечивающим безопасность, оборону и правопорядок.
Механизм финансирования универсального доступа будет трансформироваться в ходе либерализации рынка от внутреннего перекрестного субсидирования до создания общенационального механизма солидарного финансового участия всех операторов и государства.
Конечная форма обеспечения общедоступными услугами населения будет базироваться на следующих механизмах государственного регулирования:
нормативное определение доступного для всех слоев населения минимального базового пакета услуг в технических и стоимостных показателях;
определении уполномоченного органа, в компетенцию которого входят вопросы организации и финансирования универсального доступа;
поддержании регулируемых государством доступных тарифов;
компенсации затрат операторам, предоставляющим нерентабельные услуги;
раздельном учете операторами связи сети телекоммуникаций общего пользования затрат по видам услуг и по регионам;
конкурентном подходе к выбору операторов универсального доступа;
распределении финансовой нагрузки между всеми участниками рынка телекоммуникаций либо за счет государственного бюджета.
Для реализации универсального доступа должны быть определены оператор (операторы) связи, оказывающие общедоступные услуги в каждом регионе Республики Казахстан. Оператор сети связи общего пользования, уполномоченный на оказание общедоступной услуги, обязан обеспечить предоставление этих услуг всем желающим того лицам через соответствующую сеть связи на определенной территории.
Право на осуществление универсального доступа будет выдаваться по результатам конкурса между операторами сети телекоммуникаций общего пользования. В случае отсутствия заявок на оказание общедоступной услуги в области связи на определенной территории, либо недостаточности ресурсов и средств связи операторов, предоставляющих заявки, государство принимает на себя обязательство назначить такого оператора самостоятельно.
При определении оператора, осуществляющего универсальный доступ, основными критериями являются: масштабы деятельности, способность предоставлять общедоступные услуги с заданными характеристиками (объемы, виды, качество, охват обслуживаемой территории), способность обеспечивать выполнение программ поддержки социально незащищенных слоев населения, а также программ поддержки учреждений здравоохранения и образования, находящихся на обслуживаемой оператором территории.
Внедрение механизма финансирования универсального доступа создаст условия, обеспечивающие инвестиционную привлекательность построения местных сетей телекоммуникаций во всех регионах страны, включая районы с низкой плотностью населения и депрессивные территории. В Казахстане 2790 нетелефонизированных населенных пунктов с числом проживающих не менее 200 человек, для обеспечения телефонной связью которых требуется около 4 684,38 млн. тенге.
Технические подходы к решению данной проблемы в зависимости от демографических, географических и иных условий различны - строительство традиционных кабельных линий связи, использование радиоудлинителей и систем беспроводного радиодоступа, установка спутниковых станций ДАМА, включенных в спутниковую сеть сельской связи, использование других систем и новых технологий.
В связи с тем, что на выполнение программы телефонизации требуются большие объемы финансирования, проблема телефонизации всех населенных пунктов с числом проживающих 200 человек и более будет решена к 2006 году наполовину.
5. Совершенствование механизмов тарифного регулирования в отрасли телекоммуникаций.
Тарифное регулирование будет осуществляться по общедоступным услугам телекоммуникаций, а в конкурентном рынке услуг связи путем регулирования деятельности доминирующих операторов в установленном законодательством порядке.
Основным инструментом, обеспечивающим справедливое тарифное регулирование, станет введение всеми операторами связи сети телекоммуникаций общего пользования раздельного учета затрат по видам услуг, а также введение повременного учета.
В этом направлении будут:
проведен экономический анализ отрасли телекоммуникаций с определением себестоимости услуг;
разработаны и утверждены Правила раздельного учета затрат по видам услуг и регионам;
операторами связи сети телекоммуникаций общего пользования внедрен раздельный учет затрат по видам услуг и регионам;
разработан и реализован План ребалансирования тарифов на регулируемые услуги телекоммуникаций.
6. Поэтапная либерализация рынка телекоммуникаций как необходимое условие развития конкуренции.
Целью либерализации рынка связи является создание конкурентной среды, приводящей к быстрому насыщению рынка качественными и доступными услугами, росту совокупной национальной конкурентоспособности, являющейся неотъемлемым элементом общего вектора преобразования экономики Республики Казахстан.
Либерализация рынка телекоммуникаций будет осуществляться поэтапно.
Этап 1. Подготовительный.
До начала либерализация рынка телекоммуникаций в течение 2003-2004 годов необходимо провести ряд системных подготовительных мероприятий, которые могут продолжаться в процессе либерализации.
Прежде всего, необходимо произвести оценку реальной себестоимости основных видов услуг телекоммуникаций в целом по республике и по ее регионам. После проведения экономического анализа будет проведена сертификация его результатов совместным приказом уполномоченных органов в области связи и регулирования естественных монополий об утверждении Правил раздельного учета затрат по видам услуг телекоммуникаций. Эти Правила будут предназначены для использования всеми субъектами рынка и государственными органами в целях эффективного тарифного регулирования. В результате анализа рынок будет разделен на конкурентный и дотационный сегменты.
На этом этапе будет разработан План ребалансирования тарифов на регулируемые услуги телекоммуникаций, который будет базироваться на следующих принципах:
1) доступность для всех пользователей независимо от их платежеспособности общедоступных услуг, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности (доступ к органам правопорядка, экстренной медицинской помощи, службе спасения, определенным справочно-информационным службам и т.п.);
2) обеспечение эффективности деятельности операторов связи в процессе оказания услуг путем установления тарифов, компенсирующих эксплуатационные затраты и обеспечивающих необходимую прибыль;
3) устранение различий в принципах формирования тарифов для различных категорий абонентов;
4) компенсация при повышении тарифов абонентской платы за телефон социально защищаемым гражданам, являющимся абонентами городских сетей телекоммуникаций.
Ребалансирование тарифов на регулируемые услуги связи будет осуществляться постепенно, путем согласованного с уполномоченным государственным органом в области регулирования естественных монополий и защите конкуренции увеличения тарифов на услуги, не обеспечивающих приемлемую рентабельность, и снижения тарифов на международную связь.
Одновременно должны быть определены объемы дотаций по видам услуг и регионам. Для этого государство определит социальные цели в области связи в форме утвержденных критериев, объемов, регионов и цен универсального доступа.
На этом же этапе должно пройти внедрение повременного учета услуг местной связи как важнейшего элемента, позволяющего провести ребалансирование тарифов на местную связь без существенного и массового поднятия фиксированных тарифов.
Для обеспечения объективности в отражении затрат при установлении тарифов операторы связи сети телекоммуникаций общего пользования будут внедрять раздельный учет по видам деятельности в соответствии с утвержденными Правилами.
К концу подготовительного этапа должна быть утверждена вся необходимая для преобразований нормативно-правовая база и, прежде всего, внесены необходимые изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О связи".
Таким образом, основные мероприятия первого этапа включают:
1) экономический анализ отрасли;
2) разработку Плана и осуществление ребалансирования тарифов на регулируемые (общедоступные) услуги телекоммуникаций;
3) ввод повременного учета услуг местной связи;
4) внедрение операторами связи раздельного учета затрат по видам деятельности;
5) разработку механизма организации и финансирования универсального доступа на основе солидарного участия всех субъектов рынка;
6) разработку Правил присоединения сетей телекоммуникаций, включая порядок предоставления сетевых ресурсов при совместном оказании операторами услуг связи, а также взаиморасчетов при обмене и транзите трафика.
Этап 2. Частичная либерализация рынка телекоммуникаций.
В первом квартале 2004 года осуществляется первый этап либерализации рынка телекоммуникаций путем предоставления права оказания услуг международной и междугородной связи всем операторам, отвечающим соответствующим лицензионным требованиям, на базе следующих основных условий:
1) возложение обязательств по обеспечению универсального доступа на альтернативных операторов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) предоставление права взаимного подключения сетей телекоммуникаций любых альтернативных операторов (как транзитных, так и операторов доступа);
3) обеспечение требований по приему и передаче трафика только между сетями одного уровня в рамках СТОП (международный - через МЦК, междугородный и зоновый - через АМТС, местный - через транзитные узлы местных сетей);
4) сохранение исключительного права национального оператора связи ОАО "Казахтелеком" на предоставление услуг международной и междугородной телефонной связи абонентам (физическим или юридическим лицам), подключенным к его сети телекоммуникаций в соответствии с заключенными договорами;
5) сохранение эксклюзивного права ОАО "Казахтелеком" на транзит международного трафика операторов сотовой связи;
6) урегулирование вопросов, связанных с досрочной отменой ранее предоставленного ОАО "Казахтелеком" эксклюзивного права на предоставление услуг междугородной, международной связи.
До открытия рынка международной и междугородной связи для конкуренции необходимо начать ребалансирование тарифов и утвердить механизм организации и финансирования универсального доступа (общедоступных услуг).
Кроме того, необходимо рассмотреть возможность введения ограничений по коммерческому присутствию (менее 50%) иностранных юридических и физических лиц в капитале операторов связи до 2008 года или на согласованный с ВТО срок от даты вступления Республики Казахстан в эту организацию.
На данном этапе альтернативные операторы связи будут появляться на основе операторов выделенных сетей связи путем перевода их сетей в категорию сетей телекоммуникаций общего пользования с правом предоставления услуг международной и междугородной связи (при условии выполнения технических требований по присоединению).
Одновременно будут созданы условия для вхождения на рынок телекоммуникаций новых участников.
Этап 3. Полная либерализация рынка телекоммуникаций.
Полную либерализацию отрасли планируется осуществить к концу 2005 года (при условии выполнения мероприятий первого этапа) на следующих принципах:
1) обеспечение (в т.ч. техническое) права потребителя (физическое или юридическое лицо) на выбор любого оператора связи при предоставлении услуг связи;
2) обеспечение права свободного доступа на рынок связи (без ограничения видов деятельности в сфере телекоммуникаций) любого оператора связи (за исключением случаев отсутствия свободных радиочастотных ресурсов, если требуется их использование);
3) отсутствие ограничений по взаимному подключению сетей телекоммуникаций операторов.
Несмотря на конкуренцию, которая появится в результате либерализации рынка междугородной и международной связи, ОАО "Казахтелеком" еще долго останется монополистом в силу наличия у него развитой инфраструктуры как магистральной, так и местных сетей, будет меняться структура его доходов, и одним из приоритетных направлений деятельности станет оказание сетевых услуг другим операторам связи, а именно:
предоставление магистральных каналов в аренду и транзитные услуги;
присоединение местных сетей к СТОП для доступа абонентов к услугам связи альтернативных операторов.
Такая ситуация продлится до момента появления новых альтернативных операторов связи, которые со временем смогут составить конкуренцию ОАО "Казахтелеком".
Учитывая вышеизложенное, а также то, что на ОАО "Казахтелеком" законодательно будут возложены обязанности по предоставлению общедоступных услуг связи и функции обеспечения услугами связи органов управления обороны, безопасности и охраны правопорядка, за ним сохранится статус национального оператора связи сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан.
7. Обеспечение технической базы.
Расширение спектра современных информационно-телекоммуникационных услуг, доступных всем слоям общества, решение вопросов информационной безопасности, обеспечение национальной конкурентоспособности в регионе требует развития соответствующей технической базы. В данном направлении необходимо следующее:
1) внедрение нового нумерационного плана, соответствующего емкости национальной сети и особенностям ее структуры. Внедрению Плана должны предшествовать разработка и утверждение руководящего документа "Система и план нумерации сети телекоммуникаций РК" и Правил распределения и использования ресурсов нумерации сетей телекоммуникаций;
2) строительство и модернизация национальной телекоммуникационной сети, включающей в себя построение Национальной информационной супермагистрали (НИСМ), цифровизацию местной сети (как городской, так и сельской) до уровня 60%, модернизацию сетей абонентского доступа, что в комплексе обеспечит возможность расширения спектра телекоммуникационных и информационных услуг;
3) повсеместное внедрение СПУС, являющейся неотъемлемым условием либерализации телекоммуникационного рынка, способствующей реализации общепринятых принципов взаиморасчетов между операторами связи взаимоувязанных сетей телекоммуникаций.
СПУС рассматривается как важнейший инструмент повышения рентабельности местной связи, позволяющий на основе справедливых подходов к оплате услуг перенести повышение доходов на платежеспособную часть населения, оставив социально незащищенной части населения возможность не увеличивать расходы на связь для первоочередных нужд;
4) внедрение всеми операторами сети телекоммуникаций общего пользования посекундной тарификации междугородных вызовов и трафика между операторами.
Решение о переходе на посекундную тарификацию должно распространяться на всех операторов связи и вводиться одновременно. При этом непосредственно до ввода посекундной тарификации необходимо произвести перерасчет тарифов, учитывая изменение принципа тарификации.
Посекундная тарификация будет введена после проведения всех сертификационных процедур, которые распространяются как на аппаратные, так и на программные средства;
5) разработка технических требований и внедрение на взаимоувязанной сети телекоммуникаций Казахстана сертифицированного оборудования для обеспечения информационной безопасности и проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).
8. Реформа лицензирования деятельности в сфере телекоммуникаций.
Лицензирование станет основным инструментом реализации государственной политики в развитии отрасли телекоммуникаций в целом и отдельных ее сегментов, повышении конкуренции и увеличении числа участников рынка. Для практического достижения этой цели, обеспечения четкой и прозрачной процедуры получения лицензий, контроля за соблюдением условий лицензий, внедрения обязательств по развитию инфраструктуры необходимо доработать и дополнить нормативную правовую базу по лицензированию в области телекоммуникаций. Для этого необходимо следующее:
1) внесение изменений в Закон Республики Казахстан "О связи" и другие нормативные правовые акты, касающихся лицензирования в сфере телекоммуникаций;
2) нормативное закрепление уровней регулирования по категориям услуг телекоммуникаций и операторов связи в целях концентрации усилий на развитии телекоммуникационной инфраструктуры страны. При этом из сферы обязательного лицензирования деятельности в области связи исключаются провайдеры (поставщики) услуг, не владеющие информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;
3) разработка предложений по изменению действующего законодательства Республики Казахстан, касающегося лицензионных платежей.
9. Реформа радиочастотного регулирования.
В целях увеличения потенциального объема рынка услуг связи, создания благоприятных условий для развития новых радиотехнологий будет осуществляться:
1) гармонизация использования радиочастотного спектра в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и международными соглашениями;
2) конверсия радиочастотного спектра;
3) оптимизация системы распределения и контроля радиочастотного спектра, создание отдельной радиочастотной службы;
4) разработка экономических методов распределения частот, способствующих конверсии радиочастотного спектра и развитию новых технологий;
5) разработка методики формирования ставок за использование радиочастотного спектра (далее - РЧС), обеспечивающей их экономическую разумность и гибкость.
10. Создание системы стандартизации и сертификации в отрасли телекоммуникаций.
Основным механизмом создания такой системы станет технический комитет по стандартизации в отрасли телекоммуникаций. Это негосударственный рабочий орган, создаваемый на базе заинтересованных юридических лиц, на который можно возложить функции формирования фонда нормативных документов по стандартизации и других нормативных актов в сфере связи, включая их разработку, утверждение и регистрацию в установленном законодательством порядке и тиражирование.
Необходимо создать отраслевую электронную базу государственных и межгосударственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, технических регламентов, правил, рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.
Предусматривается:
разработка предложений по внесению изменений в Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, а также разработка механизма сертификации на соответствие специальным требованиям обеспечения информационной безопасности и проведения СОРМ при сертификации оборудования телекоммуникаций и информационных систем;
внедрение в организациях телекоммуникаций системы качества в рамках Республиканской программы "Качество" на 2001-2005 годы, соответствующей международным требованиям;
укрепление связей с международными организациями по стандартизации (МСЭ, МОС, ВПС, ЕТСИ и др.). Это будет способствовать принятию наилучших технических решений, прошедших аккредитацию в международном масштабе.
11. Организация подготовки и переподготовки кадров по перспективным направлениям в области телекоммуникаций.
Телекоммуникационная отрасль является динамически развивающейся отраслью. В настоящее время в отрасли телекоммуникаций работают в основном инженеры классического образца, в то время как в последние 10 лет через каждые два года менялись или усовершенствовались технологии в телекоммуникациях, а современная аппаратура реализуется на микропроцессорах, и управление осуществляется компьютерами. Все это требует кардинального изменения программ обучения.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Программы
Для реализации Программы будут привлечены собственные средства и заемные средства операторов связи, займы и кредиты отечественных и зарубежных инвесторов, средства, выделяемые из республиканского и местных бюджетов (в качестве возможного варианта субсидирования (дотирования) убыточных услуг телекоммуникаций), гранты и другие не запрещенные законодательством финансовые средства. На финансирование в 2003-2005 годы из республиканского бюджета планируется направить 5844,3 млн. тенге, в том числе 2003 году - 40,4 млн. тенге, 2004 году - 5792,9 млн. тенге, 2005 году - 11 млн. тенге. При этом ежегодные объемы уточняются при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
Инвестиционная политика в сфере телекоммуникаций должна стимулировать развитие здоровой конкуренции, основанной на увеличении числа операторов связи и расширении многообразия услуг, путем создания базовой телекоммуникационной инфраструктуры. Создание инфраструктур и сетей станет приоритетом государственной инвестиционной политики в сфере телекоммуникаций.
Усилия государства, направленные на внедрение прозрачных механизмов взаимодействия субъектов телекоммуникационного рынка, постепенную либерализацию при сохранении социальных гарантий и стабильности управления взаимоувязанной сети телекоммуникаций Казахстана, обеспечат привлечение инвестиций непосредственно операторами.
Механизм финансирования убытков операторов связи, возникающих в связи с предоставлением универсальных (общедоступных) услуг, будет трансформироваться путем отказа от использования внутреннего перекрестного субсидирования национального оператора связи в более прозрачные варианты, такие как например: а) создание специального отраслевого резерва (фонда), накопление которого возможно за счет отчислений всех участников рынка телекоммуникаций, международных грантов и других не запрещенных законодательством источников; б) субсидирования из республиканского и местных бюджетов; в) определение групп потребителей (населения), требующих прямой государственной поддержки из республиканского или местного бюджетов.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Отрасль телекоммуникаций из обычной обслуживающей, инфраструктурной отрасли национального хозяйства превращается сегодня в опору экономики, поскольку несет в себе не только привычные и усовершенствованные виды услуг, но и служит проводником всех происходящих в обществе социальных политических и экономических изменений. В настоящее время идет процесс становления информационного общества, которое становится реальным образом современного общества.
В результате реализации Программы в Казахстане будут созданы экономические условия и система государственного регулирования, гарантирующие безболезненный переход к полностью конкурентному рынку телекоммуникаций без негативных последствий для доступности услуг связи для населения, государственной информационной безопасности, национальной конкурентоспособности в сфере телекоммуникаций.
В результате реализации Программы произойдет:
обеспечение бесперебойного функционирования и оптимальной управляемости взаимоувязанной сети телекоммуникаций;
расширение доступа населения к базовым услугам телекоммуникаций;
расширение спектра предоставляемых услуг телекоммуникаций;
обеспечение лидирующих позиций Республики Казахстан в коммуникационной инфраструктуре Центральноазиатского региона. Становление Казахстана как международного транзитного узла по обеспечению значительных информационных потоков на направлениях Юго-Восточная Азия - Европа и Центральная Азия - Россия;
создание единой нормативной правовой базы в области телекоммуникаций, обеспечивающей повышение эффективности государственного регулирования в сфере телекоммуникаций;
создание условий для инвестирования в телекоммуникационную инфраструктуру как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
формирование конкурентной среды на рынке телекоммуникаций, рост возможностей для развития местных сетей доступа и рынка добавленных услуг связи;
повышение эффективности работы отрасли и снижение структурных диспропорций потребления услуг связи;
создание и обеспечение системы и процесса обучения специалистов в условиях динамичного развития отрасли.
Будет устранено непрозрачное кросс-субсидирование нерентабельных услуг внутри одного оператора путем внедрения раздельного учета расходов и постепенной замены на прозрачный и справедливый механизм равномерного распределения бремени на всех участников рынка.
Ребалансирование и установление экономически обоснованных тарифов на услуги связи приведет к появлению конкуренции на секторах рынка, ранее непривлекательных для операторов, что несомненно существенно повысит качество и разнообразие услуг.
В целом, будут созданы условия и обеспечена институциональная реструктуризация, позволяющие трансформировать этот сектор национального хозяйства в полностью рыночный, заложены предпосылки для устойчивого развития отрасли телекоммуникаций в долгосрочной перспективе.
Реализация Программы к концу 2005 года будет направлена на достижение следующих целевых индикаторов :
плотность фиксированных телефонных линий - 17 на 100 жителей страны;
плотность абонентов мобильной связи - 11 на 100 жителей страны;
плотность общественных телефонов (электронных таксофонов) в областных центрах - 8 на 10 тыс. жителей, 6,5 в 2003 году;
плотность пользователей Интернет - 30 на 1000 жителей страны, 17 в 2003 году;
уровень цифровизации местных сетей телекоммуникаций - 60 процентов, к 2004 году - до 50 процентов;
уровень цифровизации магистральных сетей - 100 процентов, 90% к 2004 году.
8. План мероприятий по реализации Программы развития отрасли
телекоммуникаций Республики Казахстан на 2003-2005 годы <*>
Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 апреля 2004 г. N 417 .
-------------------------------------------------------------------
N ! ! Форма !Ответствен-!Срок !Пред- !Источник
п/п ! Мероприятие !завер- !ные за ис- !испол-!пола- !финанси-
! !шения !полнение !нения !гаемые!рования
! ! !(реализа- !(реа- !расхо-!
! ! !цию) !лиза- !ды, !
! ! ! !ции) !млн. !
! ! ! ! !тенге !
-------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7
-------------------------------------------------------------------
1. Создание и совершенствование нормативной правовой базы
-------------------------------------------------------------------
1.1. Разработать приказ Приказ МТК I Не
об утверждении квар- тре-
"Системы и плана тал буется
нумерации сети 2003
телекоммуникаций года
Республики
Казахстан"
1.2. Разработать Правила Приказ МТК I Не
распределения и квар- тре-
использования тал буется
ресурсов нумерации 2003
сетей телекоммуни- года
каций Республики
Казахстан
1.3. Разработать проект Проект МТК, II 2,2 Средства
Закона Республики Закона АРЕМЗК, квар- респуб-
Казахстан "О КНБ (по тал ликан-
внесении изменений согласо- 2003 ского
и дополнений в ванию) года бюджета
Закон Республики
Казахстан "О связи"
1.4. Разработать Приказ МТК II 2,2 Средства
классификатор услуг квар- респуб-
телекоммуникаций тал ликан-
2003 ского
года бюджета
1.5. Разработать и Приказ МТК, АС III 2,2 Средства
утвердить формы квар- респуб-
статистических тал ликан-
наблюдений в 2003 ского
отрасли телекомму- года бюджета
никаций
1.6. Разработать Правила Приказ МТК, IV 2,2 Средства
присоединения сетей АРЕМЗК, КНБ квар- респуб-
телекоммуникаций, (по согла- тал ликан-
включая порядок сованию) 2003 ского
предоставления года бюджета
сетевых ресурсов
при совместном
оказании операто-
рами услуг связи, и
взаиморасчетов
операторов связи
1.7. Разработать Правила Проект МТК, КНБ II Не
лицензирования в поста- (по согла- квар- тре-
области связи, новлен- сованию) тал буется
использования ния 2004
радиочастотного Прави- года
спектра в Респуб- тель-
лике Казахстан ства
1.8. Разработать Правила Приказ МТК, IV 2,2 Средства
оказания услуг АРЕМЗК, КНБ квар- респуб-
телефонной связи (по согла- тал ликан-
сованию) 2003 ского
года бюджета
1.9. (исключена - N 417 от 15 апреля 2004 г.)
1.10.Внести изменения Приказ АИС IV 2,2 Средства
и дополнения в квартал республи-
Правила 2003 канского
технической года бюджета
эксплуатации в IV 14,9
области квартал
телекоммуникаций 2004
года
IV 3,26*
квартал
2005
года
-------------------------------------------------------------------
2. Создание механизма обеспечения универсального доступа
-------------------------------------------------------------------
2.1. Разработать Проект МТК, АРЕМЗК II Не
перечень поста- квар- тре-
универсальных услуг новления тал буется
телекоммуникаций Прави- 2004
телсьтва года
2.2. Подготовить Предло- МТК, АРЕМЗК IV Не
предложения по жения квар- тре-
назначению Прави- тал буется
уполномоченного тель- 2003
органа по вопросам ству года
организации и
финансирования
универсального
доступа (обще-
доступных услуг)
2.3. Разработать и Приказ АИС, АРЕМ II Не -
утвердить (по согла- квартал требу-
конкурсные сованию) 2004 ется
документы по года
выбору операторов
связи,
обеспечивающих
универсальные
услуги
телекоммуникаций
2.4. Разработать Правила Приказ АИС, МФ, I 2,2* Средства
организации и МЭБП, квар- респуб-
финансирования АРЕМ тал ликан-
универсального 2004 ского
доступа (обще- года бюджета
доступных услуг)
2.5. Разработать и Приказ АИС, АРЕМ IV Не
утвердить План квар- тре-
телефонизации тал буется
населенных пунктов 2004
с числом жителей года
200 человек и более
2.6. Обеспечить Инфор- АИС, АРЕМ 2004- 3,74* Средства
проведение тендера, мация (по согла- 2005 еже- респуб-
оформить лицензии Прави- сованию) годы, годно ликан-
на организацию и тель- де- ского
предоставление ству кабрь бюджета
универсального
доступа к услугам
телекоммуникаций
2.7 Обеспечить Инфор- АИС IV 2511,962 Средства
компенсацию убытков мация квартал республи-
операторам сельской в Пра- 2004 канского
связи по витель- года бюджета
представлению ство
универсальных
услуг
телекоммуникаций
2.8. Предусмотреть Инфор- АИС IV 958,865 Средства
целевые трансферты мация квартал республи-
областным бюджетам, в Пра- 2004 канского
бюджетам городов витель- года бюджета
Астаны и Алматы ство
на компенсацию
повышения тарифа
абонентской платы
за телефон социально
защищаемым гражданам,
являющимся абонентами
городских сетей
телекоммуникаций
-------------------------------------------------------------------
3. Совершенствование механизмов тарифного
регулирования в отрасли телекоммуникаций
-------------------------------------------------------------------
3.1. Разработать Правила Приказ МТК, АРЕМЗК IV 2,2 Средства
раздельного учета квар- респуб-
затрат по видам тал ликан-
услуг телекоммуни- 2003 ского
каций года бюджета
3.2. Разработать Правила Приказ МТК, АРЕМЗК IV 2,2 Средства
формирования квар- респуб-
тарифов на услуги тал ликан-
телекоммуникаций 2003 ского
года бюджета
3.3. Утвердить План Проект АРЕМ II Не -
ребалансирования поста- (по согла- квар- требуется
тарифов на новле- сованию), тал
универсальные ния АИС 2004
услуги Прави- года
телекоммуникаций тельства
3.4. Разработать Приказ АРЕМ (по III 2,2* Средства
Методику расчета согласованию),квар- респуб-
ставки прибыли на АИС тал ликан-
регулируемую базу 2004 ского
активов в отрасли года бюджета
телекоммуникаций
-------------------------------------------------------------------
4. Мероприятия по созданию условий либерализации
отрасли телекоммуникаций
-------------------------------------------------------------------
4.1. Провести Инфор- АИС, АРЕМ де- 4,0* Средства
экономический мация кабрь еже- респуб-
анализ отрасли Прави- еже- годно, ликан-
телекоммуникаций тель- годно начи- ского
ству ная с бюджета
декаб-
ря
2004
года
4.2. Подготовить Предло- МТК, IV Не
предложения по жения АРЕМЗК, МФ, квар- тре-
урегулированию Прави- МЭиБП, МЮ тал буется
вопросов, связанных тель- 2003
с досрочной отменой ству года
эксклюзивного права
ОАО "Казахтелеком"
на предоставление
услуг междугород-
ной, международной
связи
4.3. Отменить Проект АИС, АРЕМ I 2299,5 Средства
эксклюзивные права поста- квар- республи-
ОАО "Казахтелеком" новле- тал канского
на предоставление ния 2004 бюджета
услуг международной Прави- года
и междугородной тель-
связи с компенса- ства
цией ему убытков
4.4. Обеспечить Инфор- АИС, ОАО де- Средства
цифровизацию мация "Казахтеле- кабрь, операто-
местных сетей Прави- ком" (по еже- ров
телекоммуникаций до тель- согласова- годно связи
60-ти процентного ству нию)
уровня
4.5. Обеспечить переход Приказ АИС, АРЕМ I Средства
операторов связи на квар- операто-
посекундную тарифи- тал ров
кацию междугородных 2004 связи
соединений и года
трафика между
взаимодействующими
сетями телекоммуни-
каций
4.6. Подготовить Предло- АИС, АРЕМ II Не
предложения по жения квар- тре-
созданию отдельного Прави- тал буется
регулирующего тель- 2004
государственного ству года
органа в области
связи и информати-
зации (независимый
Регулятор)
4.7. Обеспечить переход Инфор- АИС IV Средства
на новый План мация квар- операто-
нумерации Прави- тал ров
тель- 2004 связи
ству года
4.8. Разработать Приказ АИС II Не -
уточненный План- квартал требуется
график введения 2004
системы повременного года
учета стоимости
местных телефонных
соединений на сетях
телекоммуникаций
Республики Казахстан,
увязанный с Планом
ребалансирования
тарифов на
универсальные услуги
телекоммуникаций
4.9. Обеспечить введение Инфор- АИС, АРЕМ IV Средства
раздельного учета мация квар- операто-
затрат по видам Прави- тал ров
услуг и элементам тель- 2004 связи
сети операторам ству года
связи сети
телекоммуникаций
общего пользования
4.10 Согласовать планы Инфор- АИС, МО, 2003- Не
модернизации и мация МВД, КНБ, 2004 тре-
развития ведомст- Прави- ОАО "Казах- годы, буется
венных сетей тель- телеком" по
телекоммуникаций ству (по согла- мере
сованию) разра-
ботки
4.11 Обеспечить выполне- Инфор- АИС, КНБ де- Средства
ние мероприятий мация (по согла- кабрь, операто-
по модернизации Прави- сованию) еже- ров
телекоммуникацион- тель- годно связи
ного оборудования ству
операторов связи по
требованиям СТ РК
N 1071-2002 для
обеспечения прове-
дения специальных
оперативно-розыск-
ных мероприятий
4.12 Обеспечить заверше- Инфор- АИС, ОАО 2005 16830,0 Средства
ние строительства мация "Казахтеле- год, нацио-
национальной инфор- Прави- ком" (по де- нального
мационной супер- тель- согласова- кабрь, операто-
магистрали ству нию) еже- ра
годно связи
-------------------------------------------------------------------
5. Реформа радиочастотного регулирования
-------------------------------------------------------------------
5.1. Разработать Правила Приказ МТК, МО, КНБ II Не
распределения и (по согласо- квар- тре-
назначения ванию) тал буется
(присвоения) 2004
радиочастот для года
радиоэлектронных
средств всех
назначений в
Республике
Казахстан
5.2. Обеспечить выполне- Проект АИС, ГМКРЧ По Не-
ние мероприятий по поста- РК**, КНБ мере тре-
гармонизации новле- (по согла- необ- буется
использования ния сованию) ходи-
радиочастотного Прави- мости
спектра в соответ- тель-
ствии с рекоменда- ства
циями Международ-
ного союза электро-
связи, международ-
ными соглашениями и
внесение изменений
в Национальную
таблицу радиочастот
5.3. Создать радио- Проект МТК, МО, КНБ II Объемы и
частотную службу поста- (по согласо- квар- источни-
уполномоченного новле- ванию) тал ки фи-
органа по регулиро- ния 2003 нансиро-
ванию в области Прави- года вания
связи в форме тель- будут
государственного ства опреде-
предприятия лены на
стадии
разра-
ботки
5.4. Выделить полосы Инфор- МТК, МО II Объемы и
радиочастот в мация квар- источни-
диапазоне 450-470 Прави- тал ки фи-
МГц, 824-890 МГц и тель- 2004 нансиро-
1850-1990 МГц для ству года вания
использования на будут
территории Респуб- опреде-
лики Казахстан лены в
систем беспровод- ходе
ного абонентского проведе-
радиодоступа (WLL) ния
анализа
5.5. Разработать План Проект МО, КНБ II Не
мероприятий по поста- (по согласо- квар- тре-
конверсии радио- новле- ванию), тал буется
частотного спектра, ния АИС 2004
включая: Прави- года
- оптимизацию сис- тель-
темы распределения ства
и контроля исполь-
зования радиочас-
тотного спектра;
- разработку
экономических
методов распреде-
ления частот,
способствующих
конверсии
радиочастотного
спектра и развитию
новых технологий
5.6. Разработать мето- Приказ МТК, МО, IV 2,2 Средства
дику формирования Мининформ квар- респуб-
ставок за использо- АРЕМЗК тал ликан-
вание РЧС***, 2003 ского
обеспечивающей их года бюджета
экономическую
целесообразность
-------------------------------------------------------------------
6. Мероприятия по стандартизации, сертификации,
повышению качества услуг телекоммуникаций
-------------------------------------------------------------------
6.1. Создать технический Приказ Комитет по III Не
комитет по стандар- стандарти- квар- тре-
тизации в отрасли зации, ме- тал буется
телекоммуникаций тодологии 2003
и сертифи- года
кации МИТ,
МТК, КНБ
(по согла-
сованию)
6.2. Обеспечить Норма- АИС, КНБ 2003- Средства
совершенствование тивные (по согла- 2005 операто-
нормативной доку- сованию) годы ров
правовой базы по менты связи
стандартизации и (ГОСТы,
сертификации в ОСТы и
области телекомму- другие)
никаций.
Разработать
предложения по
внесению дополнений
в Перечень продук-
ции и услуг, подле-
жащих обязательной
сертификации
6.3. Обеспечить проведе- Инфор- АИС, КНБ 2003- Средства
ние сертификации мация (по согла- 2005 операто-
технических средств в Пра- сованию), годы ров
связи городских витель- операторы связи
сетей телекоммуни- ство связи
каций (областные
центры, г.Астана и
г. Алматы) на
соответствие требо-
ваниям действующих
стандартов по обес-
печению информа-
ционной безопас-
ности и проведению
специальных опера-
тивно-розыскных
мероприятий
6.4. Разработать и Инфор- АИС, ОАО 2003- Средства
внедрить в органи- мация "Казахтеле- 2005 операто-
зациях телекомму- в Пра- ком" (по годы ров
никаций системы витель- согласова- связи
качества в соответ- ство нию), орга-
ствии с международ- ны по сер-
ными стандартами тификации
ISO серии 9000 отрасли
связи
-------------------------------------------------------------------
7. Мероприятия по организации подготовки
и переподготовки кадров
-------------------------------------------------------------------
7.1 (исключена - N 417 от 15 апреля 2004 г.)
7.2. Разработать Предло- МОН, АИС I Не
перечень научно- жения квар- тре-
технических прик- Прави- тал, буется
ладных исследований тель- еже-
и инноваций в ству годно,
отрасли телекомму- начи-
никаций ная с
2004
года
7.3. Разработать Предло- МОН, АИС I Не
предложения по жения квар- тре-
совершенствованию Прави- тал, буется
Государственных тель- еже-
образовательных ству годно,
стандартов по начи-
специальностям ная с
телекоммуникаций с 2004
учетом развития от- года
расли и требований
рынка
-------------------------------------------------------------------
Примечание
* - Средства, выделяемые из республиканского бюджета по реализации мероприятий Плана, подлежат уточнению при формировании республиканского бюджета.
* - Государственная межведомственная комиссия по радиочастотам Республики Казахстан.
** - Радиочастотный спектр.