В целях информирования широкой общественности страны о социально-экономической политике Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан и прогнозируемых основных экономических макропоказателях на 2004 год Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемое Заявление Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической и социальной политики и прогнозе экономических показателей на 2004 год.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 5 февраля 2004 года N 137
Заявление
Правительства Республики Казахстан и Национального Банка
Республики Казахстан об основных направлениях экономической и
социальной политики и прогнозе экономических показателей
на 2004 год
Основными целями экономической политики Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан в 2004 году будут: создание условий для сохранения высоких темпов роста экономики, замедление темпов инфляции и снижение зависимости экономики от конъюнктурных факторов.
Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан в своих действиях будут исходить из необходимости реализации Послания Президента народу Казахстана (апрель 2003 года), Программы Правительства на 2003-2006 годы, а также других стратегических программных документов.
В 2004 году проведение экономической и социальной политики будет осуществляться в соответствии со следующими приоритетами:
дальнейшее повышение благосостояния населения;
реализация Стратегии индустриально-инновационного развития страны до 2015 года;
реализация Государственной агропродовольственной программы, Государственной программы развития сельских территорий и на их основе качественное улучшение условий жизни в ауле (на селе), формирование эффективной и конкурентоспособной системы агробизнеса;
проведение дальнейшей либерализации и структурных преобразований в отраслях экономики.
Исходя из анализа внешних и внутренних факторов, Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан считают, что в базовом варианте реальный рост валового внутреннего продукта в 2004 году составит 7-7,5 %.
Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан нацелят свои усилия на улучшение инвестиционного климата путем укрепления и защиты прав частной собственности, сокращения административного вмешательства в хозяйственную деятельность, развития финансовых рынков и институтов.
Для обеспечения достижения намеченных целей в 2004 году деятельность Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на:
обеспечение стабильности финансовой системы;
реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих либерализацию валютного режима и подготовку к переходу финансовой системы на международные стандарты;
завершение подготовительных мероприятий по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО);
создание законодательных и тарифных условий, стимулирующих внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
продолжение работы по разграничению полномочий и финансовых ресурсов между центральными и местными органами управления;
создание условий для повышения продуктивности сельскохозяйственного производства;
улучшение уровня развития производственной и социальной инфраструктуры аула (села);
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в несырьевые сектора экономики;
проведение комплекса мер по снижению доли теневой экономики.
1. Дальнейшее повышение благосостояния населения
Политика в области повышения благосостояния населения будет направлена на увеличение размера минимальной заработной платы, размеров пенсионных и социальных выплат.
С 1 января 2004 года будет проведена индексация размеров пенсий и пособий на прогнозируемый уровень инфляции - 5,4 %. Минимальный размер пенсии в 2004 году составит 5800 тенге. Минимальный размер заработной платы составит 6600 тенге.
Таким образом, рост минимального размера заработной платы в текущем году по сравнению с 2003 годом составит 32 %.
В текущем году заработная плата работников бюджетной сферы будет увеличена в среднем на 20 %, а государственных служащих, в том числе военнослужащих, в среднем на 50 %.
Правительством Республики Казахстан будет продолжена работа по выполнению конституционной нормы обеспечения граждан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. В этих целях в 2004 году в расходах местных бюджетов предусмотрены дополнительные средства в сумме 15 млрд. тенге.
В 2004 году в области социальной сферы будут реализовываться следующие государственные и отраслевые программы:
Государственная программа "Здоровье народа";
Государственная программа "Культурное наследие" на 2004-2006 годы;
Государственная программа "Образование";
Комплексная программа "Здоровый образ жизни";
Программа по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2001-2005 годы;
Программа по усилению борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан на 2004-2006 годы;
Программа "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы.
В целях обеспечения доступности к финансовым ресурсам малого и среднего бизнеса, дальнейшего развития финансовой инфраструктуры, а также создания благоприятного предпринимательского климата в 2004 году будет разработана Программа развития микрокредитования.
Для обеспечения жильем широких слоев населения в 2004 году будет разработана Программа жилищного строительства и жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан на 2004-2006 годы. Это позволит также решить такие вопросы как снос ветхого и аварийного жилья, развитие инженерных сетей в городах, дальнейшее совершенствование системы управления жилищным фондом.
Активное развитие жилищного строительства позитивно повлияет и на другие сектора экономики, что в конечном итоге окажет положительное воздействие на динамику роста валового внутреннего продукта. Широкомасштабное жилищное строительство послужит стимулом для роста доходов населения и изменения структуры потребительских расходов.
2. Реализация Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
2004 год станет определяющим в осуществлении подготовительных мероприятий по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
Действия Правительства Республики Казахстан по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития в 2004 году будут направлены на:
совершенствование предпринимательского климата;
создание условий для развития в республике многоуровневой инновационной системы (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, научных парков) и стимулирование развития венчурного финансирования;
координацию деятельности государственных институтов развития в целях обеспечения эффективного инвестирования ресурсов в приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики;
создание условий для подготовки профессиональных кадров и специалистов;
стимулирование деятельности свободной экономической зоны "Парк информационных технологий" на территории поселка Алатау города Алматы и свободной экономической зоны "Морпорт Актау".
В части повышения конкурентоспособности казахстанской экономики предполагается начать реализацию проекта "Национальная идея перехода на международные стандарты". Осуществление Стратегии индустриально-инновационного развития требует проведения массового технического перевооружения предприятий, ускоренного внедрения систем менеджмента качества и экологического менеджмента по стандартам ИСО серии 9000 и 14000.
Начнется реализация Программы развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 2004-2006 годы, основной целью которой является обеспечение перехода Республики Казахстан на международную практику в области технического регулирования.
На реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития из республиканского бюджета в 2004 году выделены средства в размере 21,8 млрд. тенге.
3. Реализация Государственной агропродовольственной программы и Государственной программы развития сельских территорий
В сельском хозяйстве предстоит решить задачу по формированию эффективной и конкурентоспособной системы агробизнеса.
В 2004 году на финансирование Государственной агропродовольственной программы из бюджета будет выделено 49,8 млрд. тенге.
Будут расширены программы по стимулированию развития земледелия. Более чем в 3 раза возрастут объемы субсидирования на закупку минеральных удобрений, в 1,2 раза - объемы кредитования местных бюджетов на проведение весенне-полевых и уборочных работ.
Объемы государственного закупа зерна за счет бюджетных средств для обновления государственного резерва составят около 450-500 тыс. тонн. Объемы коммерческого закупа за счет кредитных и заемных средств определятся в зависимости от ситуации на зерновом рынке.
В системе сельскохозяйственного машиностроения будут приняты меры стимулирования производства сельскохозяйственной техники и запасных частей.
Продолжится кредитование лизинга сельскохозяйственной техники. Планируется развернуть программу создания сети государственных машинно-технических станций и сервис-центров.
В рамках реализации Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы будет проводиться работа по созданию нормальных условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимальной модели сельского расселения. В 2004 году на инвестиции в сельское образование, здравоохранение и сельские объекты водоснабжения в республиканском бюджете предусмотрены средства в размере 19,6 млрд. тенге.
4. Проведение дальнейшей либерализации и структурных преобразований в отраслях экономики
В целях развития производственной инфраструктуры, отвечающей задачам Стратегии индустриально-инновационного развития, будет продолжена работа по либерализации рынка телекоммуникаций.
В ходе либерализации рынка телекоммуникаций планируется перейти от внутреннего перекрестного субсидирования к созданию общенационального механизма солидарного участия всех операторов и государства. Эта задача будет решена путем распределения финансовой нагрузки между всеми участниками рынка телекоммуникаций.
В целях недопущения ущемления интересов малоимущих слоев населения от либерализации тарифов на услуги связи в республиканском бюджете на 2004 год предусмотрены компенсационные средства в сумме 958,8 млн. тенге.
В 2004 году в электроэнергетике будут созданы оптовый и розничный рынки электроэнергии.
С целью увеличения транзитного потенциала Национальной электрической сети будет начато строительство второй линии электропередачи "Север-Юг" напряжением 500 кВт. В среднесрочной перспективе эта линия обеспечит покрытие дефицита электроэнергии на Юге Казахстана.
В 2004 году будет введена железнодорожная линия "Алтынсарин - Хромтау", которая станет одним из звеньев формирования национальной железнодорожной сети.
Для завершения строительства этой линии в республиканском бюджете на 2004 год запланировано 8,1 млрд. тенге. Ввод линии позволит сократить дальность перевозок грузов в среднем на 1500 км.
Важными проектами для повышения транзитного потенциала станут реконструкции автомобильных дорог международных автотранспортных коридоров Самара - Шымкент, Ташкент - Шымкент - Алматы - Хоргос, Астана - Костанай - Челябинск и Омск - Павлодар - Майкапчагай.
Необходимость рационального использования ресурсов Казахстанского сектора Каспийского моря требует проведения геологического изучения отдельных перспективных структур.
В текущем году начнутся работы по геологическому изучению следующих структур: Абай, Нурсултан и Сатпаев. Общие прогнозные ресурсы запасов нефти по данным структурам составляют 164 млн. тонн.
Предусматривается проведение работ по консервации и ликвидации затопленных нефтяных скважин и самоизливающихся гидрогеологических скважин в прибрежной зоне.
В республиканском бюджете на 2004 год на реализацию Государственной программы по освоению Казахстанского сектора Каспийского моря предусмотрены средства в сумме 2,1 млрд. тенге.
Налоговая политика государства предусматривает дальнейшее снижение налоговой нагрузки с целью стимулирования потребительского спроса населения, снижения налогового бремени для предприятий, увеличения внутренних инвестиций. Для реализации указанных целей с 1 января 2004 года снижены ставки налогов, базой исчисления которых являются доходы работников, выплачиваемые им в виде оплаты труда, а также снижена ставка налога на добавленную стоимость с 16% до 15%.
Начиная с 2004 года, вводится новый режим налогообложения нефтяных операций, что позволит в перспективе существенно увеличить долю Казахстана в разделении дохода. Новый режим налогообложения нефтяных операций будет касаться только новых заключаемых контрактов.
С 2004 года также вводится льготный режим обложения корпоративным подоходным налогом для организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической промышленности, что будет способствовать реализации основных направлений Стратегии индустриально-инновационного развития по созданию новых высокотехнологичных производств по углубленной переработке углеводородного сырья.
Начиная с 2004 года, введен отдельный налоговый режим для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых являются научные разработки, создание и развитие информационных технологий.
С целью дополнительного стимулирования научной и инновационной деятельности в 2004 году будут выработаны предложения по внесению изменений в налоговое законодательство в части стимулирования научных и инновационных исследований и работ, а также внедрения в производство научных достижений и инновационных разработок.
Принятие в 2004 году Бюджетного кодекса позволит перейти на среднесрочное бюджетное планирование и формировать бюджет на основе новых принципов.
В 2004 году будет разработана среднесрочная фискальная политика на 2005-2007 годы, принятие которой позволит проводить налогово-бюджетную политику с учетом основных направлений социально-экономического развития страны, проводимой денежно-кредитной, валютной и инвестиционной политики, дальнейшей либерализации экономики.
В целях реализации основных целей бюджетной политики в 2004 году будет продолжена работа по дальнейшей гармонизации стратегического, индикативного и бюджетного планирования, упорядочению бюджетного законодательства в соответствии с нормами, предусмотренными Бюджетным кодексом.
Будет проводиться политика, направленная на совершенствование механизмов эффективного управления активами Национального фонда.
Предусматривается постепенное сокращение дефицита бюджета в процентном отношении к валовому внутреннему продукту и оптимизация структуры государственного долга.
Дефицит государственного бюджета в текущем году не превысит 1,9 % от валового внутреннего продукта.
Будут приняты меры по повышению своевременности и эффективности реализации процедур государственных закупок.
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом будет усилена работа по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью государственных предприятий, акционерных обществ и товариществ, пакеты акций (доли участия) которых находятся в государственной собственности, за выполнением ими плановых показателей, по обеспечению оптимизации административных расходов.
Планируется продолжить процесс разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления. С целью усиления ответственности в решении вопросов территориального развития местному уровню государственного управления будут переданы функции в хозяйственной сфере, а также в области лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.
Внешнеэкономическая политика будет направлена на совершенствование внешнеторгового режима в соответствии с требованиями ВТО, снятие барьеров во взаимной торговле, создание оптимальных условий для доступа казахстанских экспортеров на зарубежные рынки, стимулирование экспорта готовой продукции.
Будет развиваться тесное сотрудничество по созданию зоны свободной торговли в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).
Проведение Года России в Казахстане будет способствовать усилению экономической интеграции двух стран. Сотрудничество с Российской Федерацией продолжает оставаться приоритетным направлением во внешнеэкономической политике республики, и в свою очередь, акцент в данном сотрудничестве будет направлен на создание совместных проектов в реальном секторе экономики.
В соответствии с поручениями Главы государства, данными на 10 и 11 Форумах предпринимателей Казахстана, в 2004 году Правительству Республики Казахстан предстоит работа по сокращению лицензируемых видов деятельности и других предусмотренных законодательством разрешений, а также совершенствование процедуры и порядка их выдачи.
Основной целью деятельности Национального Банка Республики Казахстан с 2004 года будет обеспечение стабильности цен.
В условиях усиления ответственности за целевые показатели по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан будет в дальнейшем устанавливать ориентиры по инфляции, исходя из индекса "базовая инфляция", который будет отражать основные направления инфляционных тенденций.
Продолжатся работы по разработке модели трансмиссионного механизма, которая позволит оценивать изменение базовой инфляции под воздействием основного оперативного показателя, в качестве которого будет принята ставка по операциям репо. Такая модель позволит обеспечить строгое соблюдение обязательств по инфляции и будет способствовать повышению доверия к проводимой денежно-кредитной политике.
Основной целью денежно-кредитной политики в 2004 году будет удержание среднегодовой "базовой инфляции" в пределах 4 % - 6 %.
Снижение инфляции позволит в 2004 году снизить официальную ставку рефинансирования до 6 % - 6,5 % годовых. При этом ожидается повышение экономической роли данной ставки, поскольку переучет векселей будет производиться именно в соответствии с официальной ставкой рефинансирования.
Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный Банк Республики Казахстан намерен сохранить режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Соответственно, Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры по обменному курсу тенге и вмешиваться в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке только при необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.
Основными инструментами денежно-кредитной политики будут операции открытого рынка - продажа и покупка ценных бумаг, и, прежде всего, операции репо и выпуск краткосрочных нот. Кроме того, Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять регулирование официальных ставок и рефинансирование банков путем переучета векселей, предоставления банкам краткосрочных кредитов (дневных и овернайт), а также приема депозитов для регулирования краткосрочной ликвидности банков.
В плане подготовки к планируемому переходу к инфляционному таргетированию, Национальный Банк Республики Казахстан в 2004 году продолжит реализацию мер, направленных на усиление регулирующей роли своих официальных ставок. Будут активно приниматься меры по расширению регулирования ликвидности операциями открытого рынка, в частности, содействие развитию вторичного рынка ценных бумаг. Будут приняты меры по увеличению портфеля ценных бумаг Национального Банка Республики Казахстан и развитию новых финансовых инструментов, что позволит увеличить регулирующие возможности Национального Банка Республики Казахстан и повысить гибкость финансового рынка.
Будет продолжена работа по развитию вексельного обращения: формирование списка первоклассных эмитентов векселей, совершенствование нормативной правовой базы вексельного обращения и разработка процедуры учета векселей через центральный депозитарий.
Золотовалютные резервы Национального Банка Республики Казахстан будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и услуг. В 2004 году золотовалютные резервы Национального Банка Республики Казахстан вырастут по сравнению с 2003 годом на 6,3 % и превысят 5 млрд. долл. США.
Годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение высоких темпов экономического роста. В частности, денежная база в 2004 году вырастет на 31,6 %, а денежная масса на 29,1 %.
Сохранится тенденция роста монетизации экономики. При этом, опережение темпов роста денежной массы не будет представлять угрозу усиления инфляционных процессов, если рост производительности труда будет превышать темпы роста заработной платы, особенно в секторах, не связанных с добычей нефти.
В области валютного регулирования и валютного контроля приоритетным направлением будет либерализация валютного режима. Это предполагает смягчение режима валютного регулирования и устранение чрезмерных административных преград при осуществлении резидентами операций с иностранными активами. Для отслеживания и контроля рисков, связанных с валютными операциями, будут приниматься меры в направлении повышения эффективности пруденциального регулирования и управления рисками в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях.
В целях дальнейшего совершенствования валютного законодательства в 2004 году планируются разработка и принятие нового закона, в большей мере отвечающего современным требованиям финансового рынка и предусматривающего более активное участие Казахстана на международных рынках капитала. Он послужит законодательной основой для реализации программы второго этапа либерализации валютного режима, которая ориентировочно будет начата в 2005 году и завершена к 2007 году полной либерализацией валютных отношений. Меры по ослаблению валютных ограничений будут способствовать росту отечественного финансового рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных финансовых ресурсов для реального сектора.
В области обеспечения функционирования платежных систем приоритетным направлением будет более полное их приближение к стандартам Европейского союза. Будут развиваться новые виды платежных инструментов.
Особое внимание будет уделено созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек путем внедрения и развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорной технологии. В рамках ее внедрения в 2004 году начнет свою практическую деятельность по обслуживанию межбанковских транзакций по платежным карточкам ЗАО "Процессинговый центр".
Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Особое внимание будет уделено дальнейшему развитию страхового рынка, рынка ценных бумаг и укреплению устойчивости банковской системы, созданию условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики, а также совершенствованию накопительной пенсионной системы.
Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики.
В 2004 году ожидаются дальнейший рост депозитной базы банков, расширение кредитной деятельности банков и дальнейшее снижение ставок вознаграждения по кредитам экономике. Ожидается, что в 2004 году депозиты резидентов вырастут почти на 25 %, кредиты экономике - более чем на 30 %, а ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам к концу 2004 года снизится до уровня 12,0 - 13,5 %.
Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по финансовому регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
В целях совершенствования механизмов и процедур надзора за финансовым рынком будут продолжены мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка. Будет разработана схема оперативных действий при нарастании системного риска и/или возникновении кризисных ситуаций. Также, в целях повышения прозрачности деятельности банков, будет продолжена работа по переходу банков к международным стандартам финансовой отчетности, что обеспечит адекватность и надежность составляемой банками финансовой отчетности.
С 2004 года права на прием депозитов населения будут предоставляться только банкам, являющимся участниками системы гарантирования вкладов физических лиц.
Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Правительством Республики Казахстан и Палатой аудиторов Казахстана будет продолжена работа по созданию института сертифицированных бухгалтеров. Будут разработаны единая стратегия развития аудита и единые подходы и требования к аудиту банков, основанные на международных стандартах аудита.
Планируется дальнейшее совершенствование трехуровневой системы кредитования, состоящей из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и микрокредитных организаций.
Будет реализован ряд мер, направленных на дальнейшее развитие системы ипотечного кредитования. Среди них: создание Казахстанского фонда гарантирования ипотечных кредитов (КФГИК), увеличение сроков ипотечного кредитования до 20 лет, дальнейшее снижение ставок вознаграждения по ипотечным кредитам. Кроме того, меры Национального Банка Республики Казахстан будут направлены на отмену процедуры листинга агентских облигаций на Казахстанской фондовой бирже, стимулирование роста объемов ипотечного кредитования населения.
Национальный Банк Республики Казахстан будет содействовать работе Правительства Республики Казахстан по развитию системы жилищных строительных сбережений.
Будет продолжено совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом рекомендаций Международной ассоциации страхователей депозитов. В частности, будут разработаны методики по оценке рисков банков-участников в целях определения дифференцированных ставок страховых взносов. С целью оказания понижающего влияния на рыночные ставки по депозитам и кредитам будет проводиться политика, направленная на снижение максимальных ставок вознаграждения по гарантируемым депозитам.
В ближайшие годы будут совершенствоваться система государственного регулирования и надзора страховой деятельности, приниматься меры по созданию условий для развития добросовестной конкуренции на страховом рынке.
Будет определена единая государственная политика в области экологического страхования и страхования других рисков чрезвычайного характера. Будет создана система государственной поддержки обязательного страхования в сельском хозяйстве. Продолжится работа по развитию таких видов страховой деятельности, как обязательное страхование, страхование жизни и иных социально значимых видов страхования, перестрахование и расширение иностранного присутствия на страховом рынке. Будет проведена работа по формированию полноценной страховой статистики, а также созданию отраслевого мониторинга и оценке производственных рисков.
Одной из главных задач развития рынка ценных бумаг остается совершенствование механизмов привлечения сбережений населения через коллективные формы инвестирования. Основные усилия государства будут направляться на развитие инвестиционных фондов. Реализации данной задачи будут способствовать принятие нового Закона Республики Казахстан "Об инвестиционных фондах" и совершенствование нормативной базы организаций, осуществляющих деятельность по управлению портфелем ценных бумаг.
Для расширения спектра финансовых инструментов будут осуществлены мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности казахстанских акций и облигаций, развитию рынка долговых обязательств, развитию рынка производных ценных бумаг и других финансовых инструментов. Будут запущены рынки обращаемых депозитных сертификатов и коммерческих бумаг, агентских облигаций.
Для совершенствования системы защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг будут осуществляться переход к международным стандартам раскрытия информации, совершенствоваться регулирование лицензируемых субъектов, стимулироваться добросовестная конкуренция, совершенствоваться листинговые требования.
Для развития технической инфраструктуры национального рынка ценных бумаг будут развиваться сеть трансфер-агентов, совершенствоваться информационные системы, расширяться перечень операций и повышаться уровень капитализации брокерских и дилерских организаций. Будет также создана организация, выполняющая функции центрального депозитария, регистратора, платежного агента.
В предстоящие годы Национальный Банк Республики Казахстан продолжит совместно с центральными банками стран ЕврАзЭС проведение работы по организации общей платежной системы стран ЕврАзЭС и другим направлениям интеграции финансовых рынков.
Кроме того, Правительство Республики Казахстан и Национальный Банк Республики Казахстан намерены активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).
Реализация намеченной экономической и социальной политики позволит достичь намеченных темпов роста валового внутреннего продукта в 2004 году.
Инвестиции в основной капитал в реальном выражении вырастут на 9-10 %. Рост объема промышленного производства ожидается на уровне 8-8,5 % к уровню 2003 года, валовой продукции сельского хозяйства - 2,5-3 %.
Положительная динамика роста экономики создаст условия для повышения оплаты труда и улучшения благосостояния населения.
Реальная заработная плата в текущем году увеличится на 6,8 %.
Прогноз основных макроэкономических показателей на 2004 год приведен в приложении к настоящему Заявлению.
Приложение
к Заявлению
Правительства Республики Казахстан
и Национального Банка Республики Казахстан
об основных направлениях экономической и
социальной политики и прогнозе экономических
показателей на 2004 год
Основные макроэкономические показатели на 2004 год
-------------------------------------------------------------------
! 2004 год
Показатель ! прогноз
-------------------------------------------------------------------
Валовой внутренний продукт в реальном выражении, в % к 7-7,5
предыдущему году
Объем промышленной продукции (работ, услуг) в 8-8,5
реальном выражении, в % к предыдущему году
Валовая продукция сельского хозяйства в реальном 2,5-3
выражении, в % к предыдущему году
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году 9-10
Экспорт, млн, долл. США 11414
Импорт, млн, долл. США 9705
Поступления республиканского бюджета в % к ВВП 18
Расходы республиканского бюджета в % к ВВП 19,9
Дефицит республиканского бюджета в % к ВВП 1,9
Базовая инфляция, % 4-6
Ставка рефинансирования на конец года, % 6-6,5
Валовые золотовалютные резервы, млн. долл. США 5156
изменение в % 6,3
Денежная база, млрд. тенге 411
изменение в % 31,6
Денежная масса, млрд. тенге 1325
изменение в % 29,1
Депозиты резидентов в банковской системе, млрд. тенге 972
изменение в % 24,6
Кредиты банков экономике, млрд. тенге 1225
изменение в % 30,3
Средневзвешенная ставка вознаграждения по срочным 9,0-10,5
тенговым депозитам физических лиц, %
Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным 12,0-13,5
тенговым кредитам юридических лиц, %
Минимальный размер заработной платы, тенге 6600
Минимальный размер пенсий, тенге 5800
-------------------------------------------------------------------