Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу усиления борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и 2 раза в год, не позднее 20 января и 20 июля, представлять информацию о ходе их реализации в Министерство здравоохранения Республики Казахстан.
3. Министерству здравоохранения Республики Казахстан два раза в год, к 1 февраля и 1 августа, по итогам полугодия представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Айтимову Б.С.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Исполняющий обязанности
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 13 августа 2004 года N 850
Программа
усиления борьбы с туберкулезом
в Республике Казахстан на 2004-2006 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программа усиления борьбы с туберкулезом в
Республике Казахстан на 2004-2006 годы
Основание для Указ Президента Республики Казахстан от 16
разработки ноября 1998 года N 4153 "О Государственной
программе "Здоровье народа",
постановление Правительства Республики
Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903
"Об утверждении Плана мероприятий по
реализации Программы Правительства
Республики Казахстан на 2003-2006
годы" (пункт 6.2.1).
Основные Министерство здравоохранения Республики
разработчики Казахстан
Цель Стабилизация эпидемиологической ситуации по
туберкулезу к концу 2006 года, снижение
заболеваемости, смертности, инвалидности.
Задачи Разработка первоочередных мер, направленных на
стабилизацию и улучшение ситуации по туберкулезу
в стране;
организация лечебно-оздоровительных и
профилактических мероприятий на всех этапах
ведения больных туберкулезом с привлечением сети
первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП)
с соблюдением единых протоколов ведения больных
туберкулезом;
интеграция противотуберкулезной службы с другими
государственными органами;
социальная поддержка больных туберкулезом и
медицинских работников противотуберкулезных
организаций;
повышение квалификации, уровня знаний
специалистов, задействованных в
противотуберкулезной службе.
Объемы и Республиканский, местные бюджеты и иные средства,
источники не противоречащие законодательству Республики
финансирования Казахстан.
Реализация Программы требует финансирования из
средств республиканского и местных бюджетов в
сумме 15693,8 млн. тенге.
Общий объем финансирования из республиканского
бюджета (млн. тенге):
2004год - 443,5
2005 год - 434,9
2006 год - 500,6
Общий объем финансирования из местных бюджетов
(млн. тенге):
2004 год - 6943,1
2005 год - 4103,7
2006 год - 3268,0
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым
за счет средств государственного бюджета на 2005-
2006 годы, будут определяться (уточняться) в
соответствии с Законом Республики Казахстан "О
республиканском бюджете" на соответствующий
финансовый год.
Ожидаемые Реализация программы позволит добиться
результаты стабилизации эпидемиологической ситуации по
туберкулезу, снижение заболеваемости, смертности
от туберкулеза и инвалидности.
В результате максимальной мобилизации всех
ресурсов и возможностей по выявлению,
диагностике и лечению туберкулеза в 2004-2006
годах ожидается стабилизация и снижение
заболеваемости туберкулезом по республике в 2004
году до 155,3 случаев на 100 тыс.населения, в
2005 году - до 154,4 случаев на 100 тыс.
населения, к 2006 году - до 152,4 случаев на 100
тыс. населения, снижения смертности от
туберкулеза в республике в 2004 году до 21,0
случаев на 100 тыс. населения, в 2005 году - до
20,6 на 100 тыс. населения, в 2006 году - до
20,1 случаев на 100 тыс. населения.
В 2006 году возрастет охват контролируемой
химиопрофилактикой детей до 95-98%, сократятся
сроки диагностики активного туберкулеза,
уменьшится число поздно выявленных форм
туберкулеза.
В 2006 году повысится эффективность лечения
(закрытие полостей распада у впервые выявленных
больных с деструкцией в легких, абациллирование
составят 85% и 95% соответственно), снизится
число рецидивов за счет активации работы уровня
ПМСП и пропаганды здорового образа жизни.
Срок реализации 2004-2006 годы
2. Введение
Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов здоровье и благополучие граждан.
Указом Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153 "О Государственной программе "Здоровье народа", пунктом 6.2.1 постановления Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 года N 903 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы" определена разработка отраслевой программы на 2004-2006 годы, направленной на усиление борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан.
Туберкулез - заболевание, зависящее от социального и экономического уровней развития страны. Перепады, прошедшие за период экономических преобразований последних лет, сказались на показателях заболеваемости туберкулезом.
Туберкулез является важнейшей медико-социальной проблемой, наносящей невосполнимый материальный урон из-за потери трудоспособности и преждевременной смерти наиболее продуктивной части населения. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) провозгласила туберкулез глобальной опасностью для человечества и призвала правительства всех стран принять неотложные меры для решения этой проблемы, поскольку ни одна страна не может игнорировать опасность эпидемии туберкулеза для здоровья своего народа.
Период социально-экономических реформ, переживаемый нашей страной, отразился на качестве и объеме противотуберкулезных мероприятий.
В 1998 году в сравнении с 1992 годом смертность от этого заболевания увеличилась в 3,3 раза, а заболеваемость в 1,8 раза. Страна нуждалась в принятии срочных и энергичных мер, чтобы остановить рост заболевания. В связи с этим был принят Указ Президента Республики Казахстан от 18 мая 1998 года N 3956 "О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан" и постановление Правительства Республики Казахстан от 4 сентября 1998 года N 839 "О неотложных мерах защиты населения от туберкулеза в Республике Казахстан".
Казахстан стал одной из первых стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), взявший на вооружение новые методы борьбы с туберкулезом.
С 1998 года начата реформа противотуберкулезной службы, предусматривающая внедрение *DОТS-стратегии. Внедренная стратегия лечения и ведение больного туберкулезом без адаптации к условиям республики выявила ряд негативов в виде исключения из диспансерного учета лиц, больных туберкулезом с хроническими формами заболевания, выписки из стационаров недолеченных больных на амбулаторное лечение, отсутствие контроля лечения на данном этапе, что определило дальнейшую тактику ведения больных туберкулезом.
С 2001 года проведена адаптация DOTS-стратегии к условиям Казахстана, согласованная с ВОЗ.
Но вместе с тем, отсутствие отраслевой программы по туберкулезу в Казахстане не позволяет добиться коренных изменений.
Необходимо последовательное комплексное выполнение всех намеченных пунктов данной Программы с внедрением эффективных рентабельных методов выявления, диагностики, лечения, профилактики, улучшение материально-технической базы и оснащения противотуберкулезных учреждений соответствующим оборудованием. При этом следует адаптировать новые направления с рациональным сохранением прежних наработок в общую структуру социально-экономических реформ.
3. Анализ современного состояния проблемы
На сорок четвертой сессии ВОЗ было запланировано достижение следующих двух основных целей:
обеспечить своевременное выявление 70% всех случаев заболевания открытыми формами туберкулеза;
добиться излечения 85% своевременно выявленных больных туберкулезом.
Доступ к системе DOTS уже к 2000 году был обеспечен в отношении 55% населения земли и внедрен в 148 странах. Тем не менее, из-за несовершенства противотуберкулезных служб в здравоохранении мирового масштаба, по этой системе в полной мере лечились не более 27% впервые заболевших. Именно из-за этого представляется нереальным достижение поставленных целей в кратчайшие сроки. Туберкулез - заболевание, зависящее не только от системы здравоохранения, а в первую очередь от социально-экономического потенциала государства.
Казахстан относится к числу государств с неблагополучной эпидемиологической ситуацией.
На сегодняшний день среди стран СНГ по уровню заболеваемости и смертности от туберкулеза республика занимает ведущее место. За последнее десятилетие заболеваемость населения туберкулезом возросла в целом по стране в 2,8 раза. Ежегодно в Казахстане заболевают 20-25 тысяч человек и умирают от туберкулеза более трех тысяч. Показатель смертности от туберкулеза увеличился с 17,6 случаев в 1994 году до 38,4 в 1998 году, а в 2003 году он снизился до 22,4 случаев на 100 тыс. населения. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время от туберкулеза среди взрослого населения умирает больных больше, чем от всех других инфекционных заболеваний вместе взятых.
В 1990-1998 годах химиотерапия не была стандартизована, прежние методы диагностики, лечение и профилактика не соответствовали изменившейся социально-экономической ситуации, накопилось большое число хронических больных.
На диспансерном учете на 1 января 2004 года в противотуберкулезных учреждениях состоит 72359 больных активным туберкулезом.
Эпидемиологическая ситуация в стране усложняется ежегодным увеличением количества больных туберкулезом, находящихся в исправительных учреждениях.
Заболеваемость активным туберкулезом среди этого контингента более чем в 30 раз выше, а смертность - в 9 раз, чем среди гражданского населения республики.
Особую тревогу вызывает стремительный рост заболеваемости среди детей и подростков. В 2003 году показатель заболеваемости детей составил 47,2 на 100 тысяч населения. В клинической структуре заболевших детей повысился удельный вес остротекущих, диссеминированных, милиарных и деструктивных форм туберкулеза, а также туберкулезного менингита.
Более 21,9% случаев больных туберкулезом умирают на дому, а в ряде областей и городов этот показатель достигает 31,6-40%. Процент обеспечения больных туберкулезом жильем составляет всего 10,3%. Изоляция детей из очагов туберкулезной инфекции осуществляется только в четверти случаев, в результате чего увеличилось количество осложненных и запущенных форм туберкулеза у детей. В большинстве областей, из-за нехватки средств на содержание, закрыты санаторные школы-интернаты, дошкольные санаторные группы, тогда как в изоляции и оздоровлении нуждаются более 43% случаев детей из очагов инфекции, более 70% - из групп "риска".
Определенную опасность представляют больные туберкулезом из социально- дезадаптированных групп населения, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией.
В настоящее время наиболее актуальными в республике являются проблемы выявления, диагностики и лечения мультирезистентного туберкулеза (лекарственно устойчивых микобактерий туберкулеза). По данным Национального центра проблем туберкулеза Республики Казахстан (далее - НЦПТ) за 2002 год среди больных с новыми случаями туберкулеза отмечена устойчивость микобактерий туберкулеза к основным противотуберкулезным препаратам изониазиду и рифампицину (MDR) в 12,7% случаях, а среди повторных случаев заболевания - в 36,8% случаях.
В ряде областей республики эпидемиологическая ситуация усугубляется за счет пораженного туберкулезом крупного рогатого скота. Проблема снижения заболеваемости туберкулезом не может быть успешно решена без учета роли дополнительных источников инфекции, к которым в первую очередь относятся больные туберкулезом сельскохозяйственные животные.
Но вместе с тем, в настоящее время совместно с международными организациями проводится работа по обучению принципам стратегии организаторов здравоохранения, специалистов противотуберкулезной службы, общей лечебной сети, санитарно-эпидемиологических и ведомственных служб. Учреждения общей лечебной сети, системы Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции (далее - КУИС МЮ), Министерства внутренних дел (далее - МВД), Министерства обороны (далее - МО) Республики Казахстан обеспечены бинокулярными микроскопами высокой разрешающей способности, расходным материалом и реактивами, позволяющими своевременно выявлять заразные формы заболевания. Улучшены материально-техническая база бактериологических лабораторий областных и региональных противотуберкулезных диспансеров и оснащение их современными лабораторным оборудованием и аппаратурой, что позволило улучшить лабораторную диагностику, проведение культуральных исследований, определение лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам. За последние 4 года на 5,8% случаев улучшилась выявляемость заболевания.
Для обеспечения лечения больных туберкулезом на амбулаторном этапе в штаты семейных врачебных амбулаторий, самостоятельных городских и поселковых поликлиник введено 678 ставок химизаторов.
Референс-лаборатория Национального Центра проблем туберкулеза, единственная в странах СНГ, прошла проверку на контроль качества в супранациональной лаборатории (Германия), и ВОЗ рекомендовала включить ее в Реестр международных лабораторий контроля качества бактериологических исследований.
Для учета, контроля лечения и наблюдения больных туберкулезом, включая хронические и мультирезистентные формы заболевания, в республике внедряется компьютерная программа "Национальный регистр больных туберкулезом".
На международной арене укрепился авторитет Казахстана как страны, чутко реагирующей на новые веяния в мировой медицине. Главный эксперт ВОЗ по глобальной проблеме туберкулеза - доктор Марио Равильони отметил, что соответствующие программы по борьбе с туберкулезом наиболее активно внедряются в Казахстане.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу к концу 2006 года, снижение заболеваемости, смертности, инвалидности.
В числе наиболее важных задач Программы следует выделить:
1) разработку первоочередных мер, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации по туберкулезу в стране;
2) организацию лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий на всех этапах ведения больных туберкулезом с привлечением сети ПМСП с соблюдением единых протоколов ведения больных туберкулезом;
3) интеграцию противотуберкулезной службы с другими государственными органами;
4) социальную поддержку больных туберкулезом и медицинских работников противотуберкулезных организаций;
5) повышение квалификации, уровня знаний специалистов противотуберкулезной службы.
5. Основные направления и механизм реализации Программы
1. Разработка первоочередных мер, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации по туберкулезу в стране:
1) создание Национального регистра больных туберкулезом (компьютерная система эпидемиологического мониторинга и банк данных на больных туберкулезом в республике) с целью анализа и оценки эффективности проводимых мероприятий по реализации Программы;
2) усовершенствование учета и мониторинга эффективности выявления, лечения и наблюдения больных туберкулезом всех форм заболеваний с учетом больных системы КУИС МЮ, МВД, МО;
3) продолжить научные исследования с внедрением новейших методов диагностики, лечения в практическое здравоохранение;
4) укрепление материально-технической базы организаций всех звеньев противотуберкулезной службы, в том числе в пенитенциарной системе, путем обеспечения противотуберкулезных учреждений республики рентгенодиагностическим оборудованием, микроскопами высокой разрешающей способности, рентгенфлюоорографическими пленками и химическими реактивами;
5) поэтапное открытие специализированных отделений при областных противотуберкулезных диспансерах для лечения больных с хроническими формами туберкулеза с постоянным бактериовыделением;
6) реорганизация специализированных отделений, имеющихся на базе областных противотуберкулезных учреждений, для принудительного лечения больных туберкулезом, страдающих заразной формой заболевания, уклоняющихся от лечения.
2. Лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия на всех этапах ведения больных туберкулезом с привлечением сети ПМСП:
1) организация контролируемой химиотерапии больных туберкулезом на всех этапах лечения;
2) применение основных методов выявления и диагностики туберкулеза (бактериоскопия, ежегодное дифференцированное флюорографическое обследование населения, туберкулинодиагностика среди детей и подростков);
3) обеспечение полного курса химиотерапии больным с впервые выявленным туберкулезом, рецидивами заболевания, неудачами лечения и ранее нелеченных хронических случаев;
4) проведение централизованного мониторинга эффективности выявления, лечения и наблюдения больных туберкулезом на основе компьютеризированных программ, новых научных разработок;
5) обеспечение специфической профилактикой туберкулеза путем вакцинации новорожденных и ревакцинации детей в возрасте 6-7, 11-12 лет с охватом не менее 95% подлежащего контингента;
6) химиопрофилактика контактных лиц из очагов туберкулезной инфекции, ВИЧ-инфицированных лиц;
7) изоляция детей и подростков в специализированные детские школьные и дошкольные учреждения санаторного типа;
8) комплексное проведение санитарно-просветительной работы среди гражданского населения и в пенитенциарной системе.
3. Интеграция противотуберкулезной службы с другими государственными органами.
4. Социальная поддержка больных туберкулезом и медицинских работников противотуберкулезных организаций:
1) организация и проведение исполнительными местными органами социальной поддержки больным туберкулезом из социально неимущих слоев населения;
2) социальная поддержка больных туберкулезом с бактериовыделением;
3) социальная поддержка больных туберкулезом и работников противотуберкулезных служб.
5. Организация соблюдения единых протоколов ведения больных туберкулезом.
6. Повышение квалификации, уровня знаний специалистов противотуберкулезной службы:
1) обеспечение повышения квалификации специалистов противотуберкулезной службы;
2) обучение специалистов, задействованных в проведении противотуберкулезных мероприятий, принципам выявления, диагностики и лечения адаптированной *DOTS стратегии, широкое привлечение медицинских работников сети ПМСП для контроля за лечением больных туберкулезом на амбулаторном этапе.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Реализация данной Программы будет осуществляться за счет республиканского, местных бюджетов и иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Реализация Программы требует финансирования из средств республиканского и местных бюджетов в сумме 15693,8 млн. тенге.
Предполагаемые финансовые затраты государственного бюджета на реализацию Программы:
(млн. тенге)
____________________________________________________________________
Средства |2004 год | 2005 год | 2006 год
________________________|_____________|________________|____________
Республиканский бюджет 443,5 434,9 500,6
Местные бюджеты 6943,1 4103,7 3268,0
Итого 7386,6 4538,6 3768,6
____________________________________________________________________
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств государственного бюджета на 2005-2006 годы, будут определяться (уточняться) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год и решениями маслихатов о местных бюджетах на соответствующий год.
7. Ожидаемый результат от реализации Программы
Внедрение разработанного комплекса противотуберкулезных мероприятий позволит стабилизировать в 2006 году и в последующем снизить показатели заболеваемости, распространенности, инвалидности и смертности от туберкулеза, повысить эффективность лечения (показатель "излечиваемости" среди новых случаев заболевания с бацилловыделением, закрытие полостей распада у впервые выявленных больных с деструкцией в легких).
В результате максимальной мобилизации всех ресурсов и возможностей по выявлению, диагностике и лечению туберкулеза в 2004-2006 годах ожидается стабилизация и снижение заболеваемости туберкулезом по республике в 2004 году до 155,3 случаев на 100 тыс.населения, в 2005 году - до 154,4 случаев на 100 тыс. населения, к 2006 году - до 152,4 случаев на 100 тыс. населения, снижения смертности от туберкулеза в республике в 2004 году до 21,0 случаев на 100 тыс. населения, в 2005 году - до 20,6 на 100 тыс. населения, в 2006 году - до 20,1 случаев на 100 тыс. населения.
В 2006 году возрастет охват контролируемых химиопрофилактикой детей до 95-98%, сократятся сроки диагностики активного туберкулеза, уменьшится число поздно выявленных форм туберкулеза.
В 2006 году повысится эффективность лечения (закрытие полостей распада у впервые выявленных больных с деструкцией в легких, абациллирование к 2006 году составит 85% и 95% соответственно), снизится число рецидивов за счет активации работы уровня ПМСП и пропаганды здорового образа жизни.
*DOTS - в переводе с английского означает непосредственно наблюдаемое лечение, краткосрочный курс.
8. План мероприятий по реализации Программы
____________________________________________________________________
N | Мероприятия | Форма | Ответственные| Срок
| |завершения | исполнители | исполнения
| | | |
| | | |
______|_____________|___________|_______________|___________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5
______|_____________|___________|_______________|___________________
1. Первоочередные меры, направленные на стабилизацию и улучшение
ситуации по туберкулезу в стране
____________________________________________________________________
1.1 Создать Информация МЗ 4кв.2004 г.
Национальный Правитель- Акимы 4кв.2004 г.
регистр ству Акмолинской,
больных Республики Алматинской,
туберкулезом Казахстан Карагандин-
в республике ской,
и обеспечить Восточно-
мониторинг Казахстанской,
слежения за Северо-
больными, Казахстанской,
включая Костанайской,
больных Южно-
КУИС МЮ, Казахстанской,
МВД,МО областей
Республики
Казахстан
____________________________________________________________________
1.2 Перепро- Информация МЗ 4кв.2004 г.
филировать Правитель- Акимы 4кв.2005 г.
специ- ству Алматинской, 4кв.2006 г.
ализирован- Республики Атырауской
ные Казахстан Карагандин-
стационары ской,
для принуди- Восточно-
тельного Казахстанской,
лечения Жамбылской,
больных с Костанайской,
заразной Южно-
формой Казахстанской,
туберкулеза, областей
уклоняющихся
от лечения,
в стационары
для лечения
больных с
хроническими
формами с
бацило-
выделе-
нием (БК+),
за исключе-
нием:
Актюбинского
областного
противо-
туберкулез-
ного
диспансера
(для
западного
региона),
областного
противо-
туберкулез-
ного
диспансера
г. Усть-
Каменогорска
(для
восточного
региона),
Сайрамской
противо-
туберкулез-
ной больницы
(для южного
региона),
областного
противо-
туберкулез-
ного
диспансера
города
Петро-
павловска
(для
северного
региона)
____________________________________________________________________
1.3 Обеспечить, Информация Акимы ежегодно
с целью Правитель- Акмолинской,
раннего ству Актюбинской,
выявления Республики Алматинской,
туберкулеза, Казахстан Атырауской,
учреждения Восточно-
общей Казахстанской,
лечебной Северо-
сети Казахстанской,
крупно- Жамбылской,
кадровыми Мангистауской,
стационар- Павлодарской,
ными и Костанайской,
передвижными Южно-
флюоро- Казахстанской
графическими областей, гг.
установками, Астаны и Алматы
флюоро-
графическими
пленками,
химреакти-
вами
____________________________________________________________________
1.4 Укрепить Информация МЮ 4кв.2004 г.
материально- Правитель- 3кв.2005 г.
техническую ству 4кв.2006 г.
базу Республики
противо- Казахстан МЗ 4кв.2004 г.
туберкулез- Акимы 4кв.2004 г.
ных Акмолинской,
учреждений, Актюбинской, 3кв.2005 г.
следствен- Алматинской, 3кв.2006 г.
ных Атырауской,
изоляторов, Карагандин-
исправитель- ской,
ных учрежде- Восточно-
ний (осна- Казахстанской,
щение мягким Северо-
и твердым Казахстанской,
инвентарем, Кызылордин-
оргтехникой, ской,
рентгено- Жамбылской,
томогра- Мангистауской,
фическими Павлодарской,
установками, Костанайской,
флюорографи- Южно-
ческими Казахстанской
установками и областей, гг.
другим Астаны и Алматы
медицинским
оборудованием,
дезинфицирующими
средствами,
санитарным
автотранспортом,
проведение
капитального и
текущего ремонта).
____________________________________________________________________
1.5 Строитель- Информация МЗ 4кв.2005 г.
ство мало- Правитель-
комплектной ству
школы при Республики
Республи Казахстан
канском
детско-
подростковом
туберкулез-
ном санато-
рии
"Боровое"
____________________________________________________________________
1.6 Обеспечить Информация МЗ 4кв.2006 г.
начало Правитель- Аким Северо-
строитель- ству Казахстанской
ства Республики области
противо- Казахстан
туберкулез-
ного
диспансера
на 50 коек с
поликлиникой
на 90
посещений в
г. Булаево
Северо-
Казахстанской
области
____________________________________________________________________
1.7 Строитель- Информация МЗ 4кв.2004 г.
ство Нацио- Правитель- 4кв.2005 г.
нальной ству 4кв.2006 г.
референц- Республики
лаборатории Казахстан
при Нацио-
нальном
центре
проблем
туберкулеза
Республики
Казахстан
____________________________________________________________________
1.8 Обеспечить Информация МЮ 3кв.
микроскопами Правитель- ежегодно
высокой ству
разрешающей Республики
способности Казахстан
исправи-
тельных Акимы 3кв.2004 г.
учреждений Акмолинской, 3кв.2005 г.
КУИС МЮ РК, Актюбинской,
а также сеть Алматинской, 3кв.2006 г.
первичной Атырауской,
медико- Карагандин-
санитарной ской,
помощи Восточно-
Акмолинской, Казахстанской,
Актюбинской, Северо-
Алматинской, Казахстанской,
Восточно- Жамбылской,
Казахстан- Павлодарской,
ской, Костанайской
Жамбылской, областей
Карагандин-
ской,
Кызылордин-
ской,
Павлодар-
ской,
Северо-
Казахстан-
ской
областей
химическими
ингредиен-
тами для
микро-
скопии и
определения
лекарствен-
ной
чувствитель-
ности,
а также
расходным
материалом
(пробирки,
предметные
стекла,
маски,
перчатки)
____________________________________________________________________
1.9 Обеспечить Информация Акимы 4кв.2004 г.
оздоровление в МЗ Актюбинской,
и реабили- Восточно- 2кв.2005 г.
тацию детей Казахстанской,
из очагов Северо- 2кв.2006 г.
туберкулез- Казахстанской,
ной Жамбылской,
инфекции, Костанайской,
путем Южно-
открытия Казахстанской
детских областей,
дошкольных г. Астаны
и школьных
учреждений
санаторного
типа
(санатории,
детские
сады,
санаторные
группы,
школы-
интернаты
санаторного
типа).
____________________________________________________________________
1.10 Принять меры Информация Аким 4кв.2005 г.
по открытию в МЗ Акмолинской
санатория на области
бесплатное
содержание
детей 11
районных
детских
дошкольных
учреждений и
открытие
школы-
интерната в
Акмолинской
области
____________________________________________________________________
1.11 Принять меры Информация Аким 4кв.2004 г.
по открытию в МЗ Павлодарской
школы- области
интерната
для детей,
переболевших
туберкулезом
на 200 мест
в п. Шалдай
Щербак-
тинского
района
Павлодар-
ской
области
____________________________________________________________________
1.12 Принять меры Информация Аким 4кв.2004 г.
по рас- в МЗ Северо-
ширению Казахстанской 4кв.2005 г.
санаторной области
школы- 4кв.2006 г.
интернат
на 450 мест
для реа-
билитации
тубер-
кулезно-
инфецирован-
ных детей
со
строитель-
ством
спального
корпуса
на 150 мест,
мастерских,
реконструк-
ция здания
под столовую
на 150 мест
в г. Мамлют-
ка Мамлю-
тинского
района
Северо-
Казахстан-
ской области
____________________________________________________________________
1.13 Принять Информация Аким 4кв.2004 г.
меры по в МЗ Мангистауской
открытию области 4кв.2005 г.
санаторной
школы-
интерната
в г.Актау
____________________________________________________________________
1.14 Проводить Приказ МЗ 2004 г.
научные
исследования 2005 г.
в области
туберкулеза, 2006 г.
в том числе:
____________________________________________________________________
1.14.1 Изучить и Приказ МЗ 2004 г.
научно
обосновать 2005 г.
эффектив-
ность 2006 г.
диагностики
и лечения
больных с
лекарствен-
но-устойчи-
вым тубер-
кулезом
легких при
патологии
желудочно-
кишечного
тракта,
бронхов и
сахарного
диабета
II типа,
а также
остро
текущего
впервые
выявлен-
ного
тубер-
кулеза,
про-
текающего
на фоне
дисбакте-
риоза.
____________________________________________________________________
1.14.2 Изучить и Приказ МЗ 2004 г.
научно
обосновать 2005 г.
эпиде-
миологию 2006 г.
рецидивов
и неудач
лечения,
совершен-
ствовать
диспансер-
ное
наблюдение
при лекар-
ственно-
устойчивом
туберкулезе
у больных
с сопутству-
ющей патоло-
гией
желудочно-
кишечного
тракта.
____________________________________________________________________
1.14.3 Изучить и Приказ МЗ 2004 г.
научно
обосновать 2005 г.
особенности
клинического 2006 г.
течения и
комплекс-
ного лечения
лекар-
ственно-
устойчивых
форм
туберкулеза
у детей и
подростков
с неспеци-
фическим
эндо-
бронхитом
____________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
N |Ответственные|Предполагаемые расходы, тыс. тенге| Источник
|исполнители |__________________________________|финансирования
| | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
______|_____________|__________|__________|____________|______________
1 | 4 | 6 | 7
______|_____________|__________________________________|______________
1.1 МЗ 2687,00 Республикан-
ский бюджет
Акимы 15150,10 Местные
Акмолинской, бюджеты
Алматинской,
Карагандин-
ской,
Восточно-
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей
____________________________________________________________________
1.2 МЗ 91144,00 Местные
Акимы 75767,00 бюджеты
Алматинской,
Атырауской 66949,00
Карагандин-
ской,
Восточно-
Казахстанской,
Жамбылской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей
____________________________________________________________________
1.3 Акимы 352995,00 539555,00 547055,00 Местные
Акмолинской, бюджеты
Актюбинской,
Алматинской,
Атырауской,
Восточно-
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей, гг.
Астаны и Алматы
____________________________________________________________________
1.4 МЮ 248311,00 Республикан-
249695,00 ский бюджет
251005,00
МЗ 138699,00
Акимы 2536480,80 Местные бюджеты
Акмолинской,
Актюбинской, 1005428,00
Алматинской, 800984,00
Атырауской,
Карагандин-
ской,
Восточно-
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Кызылордин-
ской,
Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей, гг.
Астаны и Алматы
____________________________________________________________________
1.5 МЗ 8,00 84000,00 Республикан-
ский бюджет
____________________________________________________________________
1.6 МЗ 97870,00 Республикан-
Аким Северо- ский бюджет
Казахстанской
области
____________________________________________________________________
1.7 МЗ 1500,00 Республикан-
ский бюджет
55250,00
104750,00
____________________________________________________________________
1.8 МЮ 22145,00 23252,00 24298,00 Республикан-
ский бюджет
Акимы 34111,00 Местные
Акмолинской, 19459,70 бюджеты
Актюбинской,
Алматинской,
Атырауской, 14700,00
Карагандин-
ской,
Восточно-
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Жамбылской,
Павлодарской,
Костанайской
областей
____________________________________________________________________
1.9 Акимы 974147,00 Местные
Актюбинской, бюджеты
Восточно- 729817,00
Казахстанской,
Северо- 117433,00
Казахстанской,
Жамбылской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей,
г. Астаны
____________________________________________________________________
1.10 Аким 260000,00 Местные
Акмолинской бюджеты
области
____________________________________________________________________
1.11 Аким 450000,00 Местные
Павлодарской бюджеты
области
____________________________________________________________________
1.12 Аким 76100,00 Местные
Северо- бюджеты
Казахстанской 76000,00
области 76000,00
____________________________________________________________________
1.13 Аким 400000,00 Местные
Мангистауской бюджеты
области 308900,00
____________________________________________________________________
1.14 МЗ 20000,00 Республикан-
ский бюджет
20900,00
20900,00
____________________________________________________________________
1.14.1 МЗ 6666,00 Республикан-
ский бюджет
6966,00
6966,00
____________________________________________________________________
1.14.2 МЗ 6666,00 Республикан-
ский бюджет
6966,00
6966,00
____________________________________________________________________
1.14.3 МЗ 6668,00 Республикан-
ский бюджет
6968,00
6968,00
____________________________________________________________________
2. Лечебно-оздоровительные и профилактические мероприятия
____________________________________________________________________
2.1 Осуществлять Информация Акимы ежегодно
обследование в МЗ Акмолинской,
на туберкулез Актюбинской
всех граждан, Алматинской,
прибывших в Восточно-
Республику Казахстанской,
Казахстан на Северо-
постоянное Казахстанской,
место Жамбылской,
жительство. Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской
Южно-
Казахстанской
областей, АМД
____________________________________________________________________
2.2 Обеспечить Информация Аким 4кв.2004 г.
проведение в МЗ Павлодарской
профилак- области 3кв.2005 г.
тических
осмотров 3кв.2006 г.
среди
контингента
с высоким
"риском"
заболевания
в Павлодар-
ской области
____________________________________________________________________
2.3 Обеспечить Информация Акимы 1-4кв.
больных в МЗ областей, гг. 2004 г.
туберкулезом Астаны и
в соответ- Алматы
ствии со
списком
жизненно
важных
лекарствен-
ных средств
лекарствен-
ными
средствами
без учета
противо-
туберкулез-
ных
препаратов
____________________________________________________________________
2.4 Усилить Информация Акимы ежегодно
санитарно- в МЗ Акмолинской,
просвети- Актюбинской,
тельскую Атырауской,
работу среди Карагандин-
населения с ской, Западно-
использова- Казахстанской,
нием средств Жамбылской,
массовой Мангистауской,
информации Павлодарской,
(СМИ) Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей,
гг. Астаны и
Алматы
____________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
N |Ответственные|Предполагаемые расходы, тыс. тенге| Источник
|исполнители |__________________________________|финансирования
| | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
______|_____________|__________|__________|____________|______________
1 | 4 | 6 | 7
______|_____________|__________________________________|______________
2.1 Акимы 4848,00 4878,00 4198,00 Местные
Акмолинской, бюджеты
Актюбинской
Алматинской,
Восточно-
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской
Южно-
Казахстанской
областей, АМД
____________________________________________________________________
2.2 Аким 7250,00 Местные
Павлодарской бюджетные
области 7250,00
7250,00
____________________________________________________________________
2.3 Акимы 1255181,00 Местные
областей, бюджетные
гг. Астаны
и Алматы
____________________________________________________________________
2.4 Акимы 9524,00 6520,00 6470,00 Местные
Акмолинской, бюджетные
Актюбинской,
Атырауской,
Карагандин-
ской, Западно-
Казахстанской,
Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей,
гг. Астаны и
Алматы
____________________________________________________________________
3. Интеграция противотуберкулезной службы с другими
государственными органами
____________________________________________________________________
3.1 Разработать Информация МЗ 4кв.2004 г.
порядок Правитель- МЮ
взаимо- ству
действия Республики МВД
органов, Казахстан
задейство- МСХ
ванных в
реализации
мероприятий
по борьбе с
туберкулезом
____________________________________________________________________
3.2 Обеспечить Информация МЗ 1-4кв.
преемствен- Правитель- МВД 2004 г-
ность в ству МЮ 2006 г.г.
лечении и Республики МО
наблюдении Казахстан Акимы
больных областей,
туберкулезом гг.Астаны
противо- и Алматы
туберкулез-
ной службой
гражданского
здраво-
охранения и
учреждениями
ПМСП, МВД,
МЮ, МО
____________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
N |Ответственные|Предполагаемые расходы, тыс. тенге| Источник
|исполнители |__________________________________|финансирования
| | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
____|_____________|__________|__________|____________|______________
1 | 4 | 6 | 7
____|_____________|__________________________________|______________
3.1 МЗ Не требует финансовых затрат
МЮ
МВД
МСХ
____________________________________________________________________
3.2 МЗ Не требует финансовых затрат
МВД
МЮ
МО
Акимы
областей,
гг. Астаны
и Алматы
____________________________________________________________________
4. Социальная поддержка больных туберкулезом и медицинских
работников противотуберкулезных организаций
____________________________________________________________________
4.1 Разработать Информация МЗ 4 кв.2004 г.
меры по Правитель- Акимы
выплате ству Акмолинской, 3 кв.2005 г.
денежных Республики Актюбинской,
средств для Казахстан Алматинской, 3 кв.2006 г.
обеспечения Атырауской,
дополнитель- Карагандин-
ного питания ской,
и проезда Восточно-
малоимущих Казахстанской
больных Северо-
туберкулезом Казахстанской,
на период Западно-
амбулаторного Казахстанской,
лечения Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской
областей,
г. Астаны
____________________________________________________________________
4.2 Обеспечить Информация Акимы 4 кв.
полноценным в МЗ Акмолинской, ежегодно
питанием Актюбинской,
больных Алматинской,
туберкулезом Атырауской,
на весь Северо-
период Казахстанской,
стационар- Кызылордин-
ного ской, Западно-
лечения и Казахстанской,
медикаментами Жамбылской,
для пато- Мангистауской,
генетической Павлодарской,
терапии Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей, г.
Астаны
____________________________________________________________________
4.3 Принять Информация МЗ ежеквартально
меры по Правитель- Акимы
трудо- ству областей,
устройству Республики гг. Астаны
трудо- Казахстан и Алматы
способных
больных
туберкулезом
с БК+,
имеющих
заключение
организации
здраво-
охранения
____________________________________________________________________
4.4 Принять Информация Акимы ежеквартально
меры по в МЗ Акмолинской,
улучшению Актюбинской,
жилищных Мангистауской,
условий Павлодарской,
семье, Южно-
член Казахстанской
которой областей,
болен г. Астаны
туберкулезом
и обеспече-
ние больных
с БК+(бацилло-
выделителей)
изолирован-
ной жилой
площадью
____________________________________________________________________
4.5 Оказать Информация Акимы 1-4 кв.
социальную в МЗ Актюбинской, 2004 г.
поддержку Восточно-
работникам Казахстанской,
ПМСП, Северо- 1-4 кв.
задейство- Казахстанской, 2005 г.
ванных в Западно- 1-4 кв.
реализации Казахстанской, 2006 г.
мероприятий Мангистауской,
противо- Павлодарской,
туберкулез- Костанайской
ной службы областей,
республики г. Астаны
____________________________________________________________________
4.6 Обеспечить Информация Акимы 1-4 кв.
дополни- в МЗ Акмолинской, 2004 г.
тельным Мангистауской 1-4 кв.
питанием областей 2005 г.
лиц, 1-4 кв.
больных 2006 г.
тубер-
кулезом,
находящихся
на под-
держивающей
фазе лечения
из социально
не имущих
слоев
населения
____________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
N |Ответственные|Предполагаемые расходы, тыс. тенге| Источник
|исполнители |__________________________________|финансирования
| | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
____|_____________|__________|__________|____________|______________
1 | 4 | 6 | 7
____|_____________|__________________________________|______________
4.1 МЗ 169544,10 Местные
Акимы бюджеты
Акмолинской, 176091,00
Актюбинской,
Алматинской, 171432,00
Атырауской,
Карагандин-
ской,
Восточно-
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Западно-
Казахстанской,
Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской
областей,
г. Астаны
____________________________________________________________________
4.2 Акимы 1365161,00 1410002,00 1422222,00 Местные
Акмолинской, бюджеты
Актюбинской,
Алматинской,
Атырауской,
Северо-
Казахстанской,
Кызылордин-
ской, Западно-
Казахстанской,
Жамбылской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей, г.
Астаны
____________________________________________________________________
4.3 МЗ Не требует финансовых затрат
Акимы
областей,
гг. Астаны
и Алматы
____________________________________________________________________
4.4 Акимы 95400,00 Местные
Акмолинской, бюджеты
Актюбинской, 84700,00
Мангистауской,
Павлодарской,
Южно- 77000,00
Казахстанской
областей,
г. Астаны
____________________________________________________________________
4.5 Акимы 11342,00 Местные
Актюбинской, бюджеты
Восточно-
Казахстанской,
Северо- 24537,00
Казахстанской,
Западно- 12324,00
Казахстанской,
Мангистауской,
Павлодарской,
Костанайской
областей,
г. Астаны
____________________________________________________________________
4.6 Акимы 6567,00 Местные
Акмолинской, бюджеты
Мангистауской 6567,00
областей
6566,00
____________________________________________________________________
5. Осуществление контроля за соблюдением единых протоколов
ведения больных туберкулезом
____________________________________________________________________
5.1 Осуществлять Информация Акимы 1-4кв.
контроль за в МЗ Восточно- 2004г.
соблюдением Казахстанской,
единых Костанайской 1-4кв.
протоколов областей 2005г.
ведения
больных 1-4 кв.
туберкулезом 2006г.
____________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
N |Ответственные|Предполагаемые расходы, тыс. тенге| Источник
|исполнители |__________________________________|финансирования
| | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
____|_____________|__________|__________|____________|______________
1 | 4 | 6 | 7
____|_____________|__________________________________|______________
5.1 Акимы 2101,00 Местные
Восточно- бюджеты
Казахстанской,
Костанайской 1113,00
областей
1123,00
____________________________________________________________________
6. Повышение квалификации, уровня знаний специалистов
противотуберкулезной службы
____________________________________________________________________
6.1 Обеспечить Информация Акимы 4 кв.2004 г.
обучение Правитель- Акмолинской,
специалистов ству Актюбинской,
сети пер- Республики Алматинской, 1 кв.2005 г.
вичной Казахстан Атырауской,
медико- Восточно- 4 кв.2006 г.
санитарной Казахстанской,
помощи Северо-
принципам Казахстанской,
выявления, Кызылординской,
диагностики Западно-
и лечения Казахстанской,
адаптирован- Жамбылской,
ной *DOTS Павлодарской,
стратегии в Костанайской,
республике Южно-
Казахстанской
областей
МЗ 4 кв.2004 г.
МЮ 4 кв.2004 г.
4 кв.2005 г.
4 кв.2006 г.
Итого: 1379016,00 в т.ч. по годам:
республикан-
ский бюджет
Итого: 14314764,46 в т.ч. по годам:
местные
бюджеты
Всего: 15693780,46 в т.ч. по годам:
____________________________________________________________________
(продолжение таблицы)
____________________________________________________________________
N |Ответственные|Предполагаемые расходы, тыс. тенге| Источник
|исполнители |__________________________________|финансирования
| | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
____|_____________|__________|__________|____________|______________
1 | 4 | 6 | 7
____|_____________|__________________________________|______________
6.1 Акимы 12141,50 Местные
Акмолинской, бюджеты
Актюбинской,
Алматинской, 12002,10
Атырауской,
Восточно- 12284,16
Казахстанской,
Северо-
Казахстанской,
Кызылординской,
Западно-
Казахстанской,
Жамбылской,
Павлодарской,
Костанайской,
Южно-
Казахстанской
областей
МЗ 8539,00 Республикан-
ский бюджет
МЮ 1657,00
1740,00
1818,00
443538,00 434837,00 500641,00
6943087,50 4103686,80 3267990,16
7386625,50 4538523,80 3768631,16
____________________________________________________________________
Краткий справочник по написанию наименований государственных органов и использованию терминов и словосочетаний при подготовке Программы:
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
МСХ - Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
КУИС МЮ - Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан
АМД - Агентство Республики Казахстан по миграции и демографии