Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения в форме обмена письмами между Правительством Республики Казахстан и Азиатским Банком Развития о Технической Помощи по поддержке реформ местных органов власти в Казахстане.
2. Уполномочить вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Исаева Батырхана Арысбековича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Республики Казахстан и Азиатским Банком Развития о Технической Помощи по поддержке реформ местных органов власти в Казахстане, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ
12 ноября 2004 года
Г-ну Б. Исаеву
вице-министру экономики и
бюджетного планирования
(заместителю Управляющего АБР)
г. Астана, 473000
пр. Победы, 33
Факс:(3172)718545
Проект Технической Помощи по поддержке реформ местных
органов власти в Казахстане (ТП N 4190-KAZ)
Уважаемый г-н Исаев,
Мы рады сообщить Вам, что 6 октября 2003 года Азиатским банком развития (АБР) было одобрено предоставление технической помощи (ТП) Правительству Республики Казахстан (Правительство) на сумму, не превышающую эквивалент 250000 долларов США на поддержку реформ местных органов власти. Данная ТП будет финансироваться и осуществляться в соответствии с Рамочным соглашением по предоставлению технической помощи между Правительством и АБР, подписанным 5 октября 1995 года (Рамочное соглашение), и механизмами, описанными в параграфах 16-18, и в приложениях 2 и 3 отчета о ТП, прилагаемого к данному письму в виде приложения 1. Исполнительным агентством реализации данной ТП будет являться Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП).
ТП будет полностью финансироваться на основе гранта из средств Фонда сотрудничества по вопросам государственного управления (ФСГУ) и программы финансирования ТП АБР.
Если такой механизм приемлем для Вас, просим Вас подписать данное письмо от имени Правительства в двух экземплярах. Просим Вас один экземпляр оставить себе и другой подписанный оригинал вернуть в АБР.
Подписавшийся ниже представитель АБР несет ответственность за все вопросы, связанные с реализацией данной ТП. Следовательно, вся корреспонденция должна быть адресована ей.
C уважением,
Ной Сиакхачанх
Директор Управления
государственного управления,
финансов и торговли
Департамент Восточной
и Центральной Азии
Подтверждаю:
От имени Правительства
______________________________
Уполномоченный представитель
(подпись и фамилия печатными буквами)
Должность: ________________
Дата: ___ ________________
Копии: Г-ну Кайрату Келимбетову,
Министру экономики и бюджетного планирования
Факс (7-3172) 717712
Г-ну Казухико Хигучи,
Директору, Постоянное представительство АБР в Казахстане
Факс (7-3172) 328343
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ TAR: KAZ-36403-02
Техническая помощь
(финансируемая Фондом сотрудничества по
вопросам государственного управления)
Правительству Республики Казахстан
по
поддержке реформ местных органов власти в Казахстане
Октябрь 2003 г.
Соотношение валют
(по состоянию на 2 сентября 2003 года)
Единица измерения валют - Тенге (Т)
1,00Т = $0,007
$1,00 = 147,69 Т
Сокращения, принятые в тексте
АБР - Азиатский банк развития
ЕС-ТАСИС - Техническая помощь Европейского Союза странам Содружества независимых государств (СНГ)
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
ТП - Техническая помощь
ЮСАИД - Агентство Соединенных Штатов по международному развитию
Примечание
В данном документе знак "$" означает доллары США.
___________________________________________________________________
Данный отчет был подготовлен С. Шреста, Управление по государственному управлению, финансам и торговле, Департамент Восточной и Центральной Азии
___________________________________________________________________
I. Введение
1. В ходе программной Миссии Азиатского банка развития (АБР) в 2002 году Правительство Республики Казахстан выразило заинтересованность в предоставлении ему технической помощи (ТП) с целью реформирования местных органов власти. В ходе последующих программных миссий и миссий, связанных с оценкой системы государственного управления 1 , было получено подтверждение, что реформы в этой области актуальны и необходимы. Данная ТП была включена в уточненный вариант Страновой Стратегии и Программы для Казахстана на 2002 год. Было также согласовано, что данная ТП будет осуществляться в два этапа.
2. Данная ТП представляет собой первый этап помощи АБР и направлена на разработку среднесрочной стратегии реформирования местных органов власти посредством разрешения основных структурных проблем административных и финансовых отношений между центральным Правительством и местными органами государственного управления. В ходе ІІ этапа будет предоставлена ТП для. реализации рекомендаций, которые будут подготовлены в результате реализации I этапа. Миссия по подтверждению фактов, которая была направлена АБР с 25 июня по 10 июля 2003 года, достигла договоренности с Правительством Республики Казахстан в отношении целей, масштаба и механизмов реализации первого этапа 2 . Основа данной ТП представлена в приложении 1.
_____________________________
1 АБР. 2001 г. Техническая помощь Республике Казахстан по изучению системы государственного управления и формирования возможностей для осуществления административных реформ . Манила.
2 Первое упоминание о ТП появилось в ADB Business Opportunities в марте 2003 года
II. Проблемные вопросы
3. Территориальное государственное управление Республики Казахстан осуществляется трехуровневой структурой. Государственное управление областного уровня представляет 14 областей и города Астану и Алматы, имеющие статус отдельных территориальных единиц. Органы государственного управления районного уровня представляют 195 районов и городов. Государственное управление 2 285 сельских округов осуществляется сельскими органами управления. Распределение функций и полномочий между этими уровнями осуществляется на усмотрение областных органов управления и зачастую управление осуществляется централизованно на областном уровне.
4. Закон "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" (N 148-II, январь 2001 г.) предусматривает юридическую основу деятельности областных органов управления. Исполнительным органом является областной акимат, возглавляемый акимом. В соответствии с этим законом акимы являются представителями Президента и Правительства Республики Казахстан (Статья N 87 Конституции Республики Казахстан) и назначаются Президентом. В каждой области есть также избираемый совет, называемый маслихатом. Областной аким назначает акимов районов, а районные акимы, в свою очередь, назначают акимов сельских округов. Государственные служащие местного уровня подчиняются как центральной власти, так и местному акимату в рамках так называемой системы "двойного подчинения".
5. Областные органы управления обычно отвечают за строительство, эксплуатацию и содержание типовых муниципальных услуг, таких как транспортная инфраструктура, водоснабжение и электроэнергия, а также за охрану правопорядка. Кроме того, они являются администраторами программ по здравоохранению, образованию и снижению бедности. Однако четкого разграничения функций между Республиканскими и местными органами государственного управления не существует. В результате происходит дублирование некоторых функций, осуществляемых местными отделами центральных правительственных ведомств, и тех функций, которые выполняют местные органы управления, отвечающие за предоставление подобных услуг. Кроме растрачивания ресурсов, такие накладки и дублирование функций создают неопределенность в вопросах подотчетности.
6. Финансовые отношения между центральными и местными органами власти были в некоторой степени официально оформлены за последние несколько лет через принятие законов Республики Казахстан " О бюджетной системе ", " О местном государственном управлении ", " О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге ". Однако стабильная и эффективная основа еще требует доработки. Местный бюджет составляется акимом и соответствующими сотрудниками акимата. Бюджет должен быть соответствовать Закону "О бюджетной системе", и после его одобрения он входит в состав республиканского бюджета. Несмотря на то, что изначальный прогноз доходов составляется на областном уровне, они зачастую пересматриваются/изменяются республиканскими органами. Если вносимые изменения существенны, у местных акиматов возникают сложности с наличием средств для покрытия расходов.
7. Разница в уровне вкладов и темпах развития приводит к неравномерному распределению источников доходов между регионами. Например, в 2002 году соотношение доходов на душу населения в самой богатой и в самой бедной областях составляло 11,5 раз. Поэтому необходим реальный механизм выравнивания доходов, чтобы обеспечить равный доступ к общественным услугам для населения. Однако существующий механизм межведомственных финансовых трансфертов не совсем эффективен. В результате объем расходов на социальные услуги на душу населения, таких как здравоохранение и образование, показывает явный дисбаланс между регионами.
8. Понимая эти проблемы, Правительство Республики Казахстан считает реформирование местных органов государственного управления одним из приоритетных направлений своей деятельности. Проект Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении", представленный недавно на рассмотрение в Парламент Республики Казахстан, рассматривает местные органы власти как самостоятельные юридические единицы. Правительство Республики Казахстан создало Государственную комиссию по разграничению полномочий между уровнями государственного управления и по совершенствованию межбюджетных отношений (Государственная комиссия), которую возглавляет Премьер-Министр и, которой руководит рабочая группа из числа представителей ключевых министерств. Государственная комиссия уже разработала Концепцию разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межведомственных финансовых отношений (далее - Концепция). Данная Концепция, выявляя слабые стороны существующего распределения обязанностей между разными уровнями управления и методами межведомственных финансовых трансфертов, предусматривает, что каждому уровню управления отводятся четко определенные функции и выделяются соответствующие финансовые ресурсы. Эта Концепция была одобрена Президентом и принята Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147. Несмотря на то, что разработка Концепции является хорошей отправной точкой, Правительство вполне понимает, что процесс реформ будет длительным и сложным, и что необходима хорошо разработанная стратегия реализации реформ. Данная ТП поможет Правительству Республики Казахстан в разработке функциональных и финансовых отношений между разными уровнями государственного управления и в определении более подробной стратегии последовательного и поэтапного осуществления реформ.
9. АБР провел всестороннюю оценку системы государственного управления в Казахстане в тесном сотрудничестве с Правительством Республики Казахстан (см. сноску 1). Проведенная оценка подчеркивает актуальность реформирования местных органов управления и соответственно предлагает помощь АБР в процессе осуществления реформ.
10. Свою работу АБР постоянно координировал с другими партнерами Казахстана по развитию. Ранее в разработке Закона "О государственной службе" и в проведении функционального анализа определенных отраслевых министерств принимала участие Программа развития ООН. Проекты Технической помощи ЕС странам Содружества независимых государств (ЕС-ТАСИС) сосредоточены на обучении государственных служащих, в том числе в рамках текущего крупного проекта, направленного на обучение преподавателей во всех областях. В рамках Проекта финансовой реформы Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (ЮСАИД) оказывает серьезную поддержку реализации планирования бюджета для программ, при разработке усовершенствованного бюджетного кодекса и улучшении управления бюджетными программами. ЮСАИД также предоставляет техническую помощь в усилений прозрачности межведомственных финансовых трансфертов через разработку моделей подготовки расчетов способностей генерировать доход и потребностей в расходах для каждой области. Учитывая важность этой работы, АБР продолжит тесное взаимодействие с ЮСАИД в ходе реализации данной ТП. Однако усилия АБР будут сосредоточены на более широких межведомственных функциях и финансовых отношениях, поскольку они связаны с децентрализацией, и на разработке стратегии реализации необходимых реформ в среднесрочном будущем.
III. Техническая помощь
А. Цель и ожидаемые результаты
11. Данная ТП поможет Правительству Республики Казахстан в разработке среднесрочной стратегии реформирования местных органов власти через разрешение базовых вопросов структуры отношений между центральными и местными органами власти. Результаты работы будут включать: функциональную основу для улучшения разделения обязанностей между разными уровнями управления; финансовую основу для улучшения возможностей местных органов в целях эффективного осуществления ими своих обязанностей по расходованию средств и среднесрочную стратегию реализации реформ местных органов власти.
В. Методология и основные направления работы
12. Основные направления работы в рамках данной ТП будут включать следующее:
1. Разработка функциональной основы
13. Это направление работы будет предусматривать:
проведение функционального анализа предоставления государственных услуг в некоторых областях и выявление существующих проблем и ограничений;
обзор разделения обязанностей между разными уровнями управления в свете Концепции, разработанной Правительством;
подготовку рекомендаций, выявление особых условий и критериев для оптимального делегирования полномочий среди разных уровней управления;
подготовку рекомендаций для управления традиционной системой "двойного подчинения" государственных служащих и для улучшения отчетности на каждом уровне управления.
2. Разработка финансовой основы
14. Это направление работы будет предусматривать:
обзор расходов и доходов в отобранных областях;
определение существующих процедур распределения доходов между областями, вертикальных и горизонтальных финансовых трансфертов между органами управления, межведомственных займов и рыночных заимствований местными органами управления;
обзор возможных путей улучшения налогового администрирования на местном уровне и расширение доходной базы для снижения зависимости местных органов государственного управления от финансовых трансфертов;
подготовку конкретных предложений по определению источников доходов в свете планируемых расходов на каждом уровне управления.
3. Разработка среднесрочной стратегии для реализации
реформ местных органов власти
15. Это направление работы будет предусматривать:
определение альтернативных путей перехода для децентрализации и реформирования местных органов управления с использованием направлений (1) и (2) и с учетом необходимого международного опыта;
детальную разработку юридических и институциональных изменений, которые необходимы для каждого пути перехода;
разработку последовательности этапов реализации реформ по каждому переходному пути;
проведение семинара с участием представителей центральных и местных органов управления и других местных представителей с целью обсуждения стратегии перехода и среднесрочных мероприятий.
С. Стоимость и финансирование
16. Общая сметная стоимость ТП составляет эквивалент $358.000, в том числе $210.000 в иностранной валюте и эквивалент $148.000 в местной валюте. Правительство попросило АБР выделить финансирование в размере $250.000, включая полностью затраты в иностранной валюте в размере $210.000 и эквивалент $40.000 для оплаты затрат в местной валюте. Данная ТП будет финансироваться на грантовой основе из средств Фонда сотрудничества в сфере государственного управления 3 ($100.000) и программы финансирования ТП АБР ($150.000). Правительство будет финансировать оставшуюся сумму $108.000 в эквиваленте. Подробная смета затрат представлена в приложении 2.
_____________________________
3 Фонд сотрудничества по вопросам государственного управления - это объединенный фонд, состоящий из средств, выделяемых Канадским и Норвежским правительствами, и управляемый АБР
D. Механизм реализации
17. Исполнительным агентством будет являться Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП), которое предоставит всю необходимую организационную поддержку, все необходимое для проведения семинара и партнерский персонал. Данная ТП будет реализована за 8 месяцев, начиная с ноября 2004 года. Для реализации ТП потребуется 6,5 человекомесяцев работы международного консультанта и 10 человекомесяцев местных консультантов. Международный консультант должен быть экспертом в вопросах децентрализации, имеющим большой опыт работы в странах с переходной экономикой. В числе трех местных консультантов должен быть эксперт по местным органам государственного управления, эксперт по финансовым реформам и эксперт по реформированию нормативно-правовой базы. Консультанты будут отбираться и наниматься на работу АБР индивидуально в соответствии с руководством АБР по привлечению консультантов и другими механизмами, устраивающими АБР, для отбора и найма местных консультантов. Закупки будут осуществляться в соответствии с руководством АБР по закупкам . Техническое задание консультантов представлено в приложении 3.
18. Международный консультант будет осуществлять координацию работы консультантов. По прошествии 3 недель после начала предоставления услуг будет подготовлен отчет о начале работ. Группа экспертов подготовит также среднесрочный отчет о ходе выполнения работ по данной ТП. Консультанты представят проект окончательного отчета по всем аспектам данной ТП за 2 недели до окончания данной ТП. Проект отчета затем будет доработан с учетом замечаний со стороны Правительства и АБР.
IV. Решение Президента
19. Президент, в рамках полномочий, предоставленных ему Советом директоров, одобрил управление АБР частью финансирования Технической помощи на сумму, не превышающую эквивалент $100.000, предоставляемой на грантовой основе Фондом сотрудничества по вопросам государственного управления, и выделение АБР технической помощи на сумму не более $150.000 в эквиваленте в виде гранта Правительству Республики Казахстан в поддержку реформирования местных органов государственного управления и настоящим докладывает об этом действии Совету директоров.
Приложение 1
Основа Технической помощи
____________________________________________________________________
Краткое описание| Показатели/цели | Механизмы |Предпосылки и
| работы | мониторинга | риски
________________|__________________|______________|_________________
1 | 2 | 3 | 4
____________________________________________________________________
Цель
____________________________________________________________________
Эффективное и Обязанности каждого Страновые Макроэкономичес-
равноправное уровня управления отчеты кая и
предоставление будут четко политическая
государственных определены. стабильность
услуг
У местных органов Консультации Устойчивая
управления будет с Правитель- политическая воля
достаточно финансо- ством и и готовность
вых средств для другими идти на реформы
выполнения своих агентствами,
обязанностей по предоставляю-
расходованию щими помощь
средств.
Подотчетность
местных органов
управления будет
лучше.
____________________________________________________________________
Задачи
____________________________________________________________________
Разработка До июля 2003 года: Отчет по ТП Политическое
среднесрочной Основа для оптималь- волеизъявление в
стратегии ного разделения пользу
реформирования полномочий между осуществления
местных органов разными уровнями необходимых
власти через управления реформ
решение базовых определена
проблем
межведомствен-
ных функцио-
нальных и
финансовых
отношений
Финансовая основа, Оценочная Незначительные
позволяющая местным миссия по организационные
органам управления реализации ТП изменения и
исполнять свои перестановки в
обязательства по органах
расходам,
разработана
Определены
альтернативные пути
реформирования
местных органов
управления.
Правительство
принимает стратегию
для реализации
необходимых реформ.
____________________________________________________________________
Результаты
____________________________________________________________________
Функциональная Подробный обзор Отчет по ТП Предоставление
основа для предоставления необходимой
оптимального общественных услуг информации и
разделения в отобранных поддержки со
обязанностей областях стороны
между разными исполнительного
уровнями агентства и
государствен- соответствующих
ного местных органов
управления управления
Условия и критерия Оценочная
оптимального миссия по
делегирования реализации ТП
полномочий
Конкретные рекомен-
дации по улучшению
отчетности на
каждом уровне
управления
Финансовая Анализ механизмов
основа для распределения
выделения расходов и
источников доходов в отобран-
доходов с ных областях
учетом необхо-
димых расходов
Оценка возможностей
для улучшения
налогового
администрирования и
расширения доходной
базы на местных
уровнях
Особые предложения Готовность
по распределению властей учитывать
доходов с учетом рекомендации
необходимых расходов данной ТП
на местном уровне
Среднесрочная Определение
стратегия альтернативных путей
реализации перехода с необходи-
реформ местных мыми организацион-
органов ными и нормативными
управления реформами
Определение
последовательности и
этапов реализации
реформ
Проведение семинара
для согласования и
принятия стратегии
реформирования
____________________________________________________________________
Необходимые ресурсы
____________________________________________________________________
Услуги $162.000 на 6,5
консультантов человекомесяцев
международного
консультанта и
$17.000 на 10
человекомесяцев
местных консультан-
тов
Компьютер и $10.000
факс-аппарат
Семинар $40.000
Сотрудники $47.000
Министерства
Финансирование $108.000
Правительства
АБР $250.000, в том
числе: ФСГУ:
$100.000 ФТП:
$150.000
____________________________________________________________________
Итого: $358.000
____________________________________________________________________
Приложение 2
Смета затрат и план финансирования
(тысяч $)
____________________________________________________________________
Описание |Иностранная | Местная |Итого
| валюта | валюта |затрат
_____________________________________|____________|_________|_______
А. Финансирование Азиатского банка
развития а
1. Консультанты
а. Зарплата и суточные
i. Международный консультант 162 0 162
ii. Местные консультанты 0 17 17
b. Зарубежные и местные поездки 14 3 17
2. Офисное помещение b 0 10 10
3. Оборудование с 10 0 10
4. Услуги перевода и разные затраты 4 5 9
5. Непредвиденные затраты 20 5 25
Итого по разделу (А) 210 40 250
В. Финансирование со стороны
Правительства
1. Организационная поддержка 0 21 21
2. Зарплата сотрудников Министерства 0 47 47
3. Семинар 0 40 40
Итого по разделу (В) 0 108 108
Всего 210 140 358
____________________________________________________________________
а Финансирование выделяет Фонд сотрудничества в области государственного управления ($100.000) и программа финансирования ТП АБР ($130.000).
b В связи с отсутствием свободных офисных помещений, Правительство попросило АБР выделить офисное помещение.
с Включает компьютер и факсимильный аппарат. Закупка оборудования будет осуществляться в соответствии с Руководством АБР по закупкам по процедуре прямого закупа с получением расценок минимум из трех источников.
Источник: Расчеты Азиатского банка развития.
Приложение 3
План технического задания для консультантов
А. Международный эксперт по децентрализации
(6,5 человекомесяцев)
1. Консультант должен быть экспертом по децентрализации, иметь большой опыт работы консультантом в вопросах административных и фискальных реформ в экономиках переходного периода. Рабочее знание русского языка будет желательным. Этот консультант будет являться Руководителем группы консультантов и координировать всю работу в рамках данной ТП в тесном сотрудничестве с сотрудниками Министерства и другими консультантами. Консультант будет также координировать свою деятельность с другими донорскими организациями, выполняющими работу в подобных направлениях в Казахстане.
2. Техническое задание международного консультанта должно включать, но не ограничиваться, следующими задачами:
1) определение критериев и условий для оптимального делегирования полномочий и обязанностей для каждого уровня управления и степени необходимой консолидации и децентрализации. Указать, как эта основа улучшит качество предоставляемых государственных услуг на местном уровне;
2) разработка рекомендаций по реформированию системы "двойного подчинения" и по требованиям к отчетности государственных служащих, а также по переходным методам отчетности на местном уровне;
3) уточнение доходов и расходов на местных уровнях, в том числе межведомственных финансовых трансфертов и займов, а также рыночных заимствований местными органами управления;
4) обзор масштаба для усовершенствования налогового администрирования и для расширения неналоговых источников поступлений средств на местном уровне с целью снижения необходимости финансовых трансфертов;
5) учет вопросов равноправия и эффективности, рекомендуемых конкретных мер для распределения источников доходов с учетом обязательств местных органов управления по расходованию средств;
6) учет соответствующего международного опыта, определение альтернативных путей перехода, разработка для каждого случая конкретных мер, методов реализации и последовательности и этапов осуществления необходимых реформ;
7) организация семинара с участием представителей центральных и местных органов государственного управления с целью согласования и принятия среднесрочной стратегии для осуществления децентрализации и местных реформ.
В. Местный эксперт по организации местных
органов государственного управления
(4 человекомесяца)
3. Этот консультант должен иметь большой опыт в вопросах администрирования местных органов управления и проведения институциональных реформ. При проведении функционального обзора консультант будет напрямую сотрудничать с отобранными органами управления на местном уровне. Техническое задание данного консультанта включает следующие виды работ, но не ограничивается ими:
- ознакомление с основными вопросами, выделенными в Концепции разделения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, подготовленной Правительством;
- проведение подробного анализа оперативной среды местных органов управления. В частности, определение конкретных проблем, связанных с отсутствием четкого разграничения функций и с недостаточностью источников доходов;
- уточнение последствий существования традиционной системы "двойного подчинения" государственных служащих и предложение альтернативных механизмов совершенствования отчетности и стимулирования для местных органов государственного управления;
- помощь международному консультанту в организации семинаров и подготовке отчетов по ТП.
С. Местный эксперт по финансовым реформам
(4 человекомесяца)
4. Этот консультант должен быть экспертом по финансовым реформам, быть компетентным в вопросах бюджетной системы, межведомственных финансовых отношений и местных финансов. При проведении финансового обзора консультант будет тесно сотрудничать с отобранными местными органами управления. Техническое задание данного консультанта включает следующие виды работ, но не ограничивается ими:
- ознакомление с основными вопросами, выделенными в Концепции разделения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межведомственных финансовых отношений, подготовленной Правительством;
- обзор механизмов распределения доходов и расходов на местном уровне;
- определение существующих процедур предоставления межведомственных кредитов и финансовых трансфертов, а также рыночных заимствований местными органами управления;
- уточнение финансовых последствий существования системы "двойного подчинения" местных ответственных за сбор налогов и выявление других неэффективных результатов в местном администрировании налогов;
- помощь международному консультанту в организации и проведении семинаров и подготовке отчетов.
D. Местный эксперт по юридическим вопросам и
вопросам регламентирования
(2 человекомесяца)
5. Этот консультант должен иметь большой опыт в реформировании нормативно-правовой базы. Обязанности данного консультанта включают следующие виды работ, но не ограничиваются ими:
- обзор и подготовка рекомендаций по соответствующей нормативно-правовой базе, в том числе по законам " О местном государственном управлении в Республике Казахстан ", "О местном самоуправлении", " О бюджетной системе " и " О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге ";
- рекомендации по основным юридическим вопросам, связанным с местными реформами и децентрализацией, а также выявление конкретных юридических реформ, необходимых для стратегий перехода, рекомендуемых в рамках данной ТП.