Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
"Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан"
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, определяет права и обязанности граждан и медицинских работников в области охраны здоровья.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в
настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) анатомический дар - пожертвование органов и тканей;
2) биологическая смерть - прекращение жизнедеятельности организма, при которой жизненно важные функции необратимо угасли;
3) донор - человек, труп человека, животное, от которых производится забор донорской крови, ее компонентов, иного донорского материала (спермы, яйцеклетки), а также изъятие ткани и (или) органов (части органов) для трансплантации к реципиенту;
4) инвазивные методы диагностики - методы диагностики заболеваний с помощью исследований, осуществляемых путем проникновения во внутреннюю среду организма человека;
5) консилиум - исследование больного с целью установления диагноза, определения тактики лечения и прогноза заболевания с участием не менее трех врачей;
6) медицинский учет - регистрация в организации здравоохранения обращений пациента к медицинскому работнику в профилактических целях, в связи с заболеванием, беременностью и другими случаями, связанными с жизнью и здоровьем;
7) межсекторальное взаимодействие - скоординированная совместная работа государственных органов, организаций и общественных объединений, направленная на охрану здоровья населения и обеспечение функционирования медицинских служб;
8) реципиент - пациент, которому производится переливание донорской крови или ее компонентов, введение мужского или женского донорского материала (спермы или яйцеклетки) либо трансплантация органа (части органа) или ткани от донора;
9) тканевая совместимость - биохимическое свойство органических тканей, способствующее их приживлению к тканям другого организма;
10) тканевые компоненты - составные части ткани или органа, используемые при приготовлении лекарственных средств и других биологически активных добавок;
11) трансплантация - пересадка, приживление тканей и (или) органов (части органов) на другое место в организме или в другой организм;
12) уполномоченный орган в области здравоохранения - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия, в сфере обращения лекарственных средств, по контролю за качеством медицинских услуг, медицинской и фармацевтической науки и образования (далее - уполномоченный орган);
13) эвтаназия - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе введением лекарственных или иных средств, а также прекращением искусственных мер по поддержанию его жизни в случаях неблагоприятного исхода заболевания.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об
охране здоровья граждан
1. Законодательство Республики Казахстан об охране здоровья граждан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в
области охраны здоровья граждан
Государственная политика Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан проводится на основе следующих основных принципов:
1) доступности оказания медицинской помощи;
2) солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья;
3) обеспечения оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам Республики Казахстан;
4) профилактической направленности медицинской помощи;
5) межсекторального взаимодействия.
Статья 4. Организация охраны здоровья граждан
1. Охрана здоровья граждан в Республике Казахстан обеспечивается государственными органами, а также организациями, независимо от формы собственности и физическими лицами.
2. Доступность и получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечиваются уполномоченным органом, местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы), организациями здравоохранения и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими соответствующий государственный заказ.
Статья 5. Общественные объединения в сфере охраны
здоровья граждан в Республике Казахстан
Профессиональные союзы, ассоциации врачей и провизоров, средних медицинских работников, производителей медицинской и фармацевтической продукции, Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан и другие общественные объединения в соответствии с их уставами принимают участие в обеспечении охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 6. Ответственность работодателей за создание
условий, обеспечивающих сохранение и
укрепление здоровья работников
1. Работодатели, независимо от форм собственности, ответственны за создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья работников в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
2. Работодатели несут ответственность за организацию проведения обязательных и периодических медицинских осмотров работников.
Статья 7. Обеспечение санитарно-эпидемиологического,
экологического благополучия и радиационной
безопасности населения
1. Санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационная безопасность населения обеспечиваются проведением мероприятий государственными органами и работодателями в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы) Республики Казахстан, с целью предупреждения и профилактики заболеваний, обеспечивают через средства массовой информации информирование населения о влиянии на жизнь и здоровье людей выявленных факторов медико-санитарного, экологического, природного, техногенного, производственного характера.
3. Военно-медицинские и медицинские службы уполномоченных органов в области внутренних дел, обороны, чрезвычайной ситуации, национальной безопасности о выявленных факторах, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, информируют уполномоченный орган, местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) Республики Казахстан.
Глава 2. Государственное регулирование отношений в
сфере охраны здоровья граждан
Статья 8. Компетенция Правительства Республики
Казахстан в области охраны здоровья граждан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны здоровья граждан;
2) обеспечивает разработку государственных программ в области охраны здоровья граждан;
3) утверждает отраслевые (секторальные) программы в области охраны здоровья граждан;
4) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области охраны здоровья граждан;
5) утверждает перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
6) утверждает перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
7) утверждает правила направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счет бюджетных средств.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области
здравоохранения
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области охраны здоровья граждан;
2) осуществляет межотраслевую координацию, а также взаимодействие с общественными организациями по реализации государственных, отраслевых (секторальных) программ по охране здоровья и формированию здорового образа жизни;
3) утверждает порядок проведения профилактических медицинских осмотров;
4) утверждает перечень видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и специализированные продукты детского и лечебного питания отпускаются по рецептам бесплатно или на льготных условиях;
5) утверждает перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе здравоохранения;
6) устанавливает порядок выдачи листа или справки о временной нетрудоспособности;
7) утверждает правила медицинского освидетельствования и проведения смены пола для лиц с расстройствами половой идентификации;
8) определяет порядок применения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
9) разрабатывает и утверждает периодические протоколы диагностики и лечения;
10) определяет порядок проведения доклинических испытаний, медико-биологических экспериментов и клинических исследований;
11) утверждает порядок и условия изъятия, консервации, проведения трансплантации тканей и (или) органов (части органов) от человека к человеку, от трупа к человеку и от животных к человеку;
12) определяет перечень медицинских противопоказаний к помещению детей в дома ребенка и учебно-воспитательные организации общего назначения.
Статья 10. Компетенция местных исполнительных органов
областей (города республиканского значения,
столицы) в области охраны здоровья граждан
Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) Республики Казахстан:
1) осуществляют мероприятия, необходимые для укрепления здоровья, воспроизводства здорового потомства, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия на соответствующей территории;
2) организуют развитие массового физкультурно-оздоровительного движения и участие населения в ведении здорового образа жизни;
3) реализуют государственные, отраслевые (секторальных), региональные программы в области охраны здоровья в пределах своей компетенции;
4) организуют оказание населению первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи, в том числе профилактику и лечение социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включая лекарственное обеспечение, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Глава 3. Права и обязанности граждан, иностранных лиц и
лиц без гражданства в области охраны здоровья
Статья 11. Право граждан на медицинскую помощь
1. Граждане Республики Казахстан имеют право на:
1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан;
2) дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет своих личных средств, средств организаций, системы добровольного медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Оказание платных медицинских услуг в медицинских организациях и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;
3) обеспечение лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
4) получение медицинской помощи за рубежом за счет бюджетных средств;
5) удостоверение факта временной нетрудоспособности. Факт временной нетрудоспособности удостоверяется документом - листом или справкой нетрудоспособности;
Лист нетрудоспособности предоставляет гражданам право на освобождение от работы и получение пособия по временной нетрудоспособности.
Справка о временной нетрудоспособности предоставляет гражданам право на освобождение от работы без получения пособия;
6) санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационную безопасность.
Государство обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, которая не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья настоящего и будущего поколений.
2. Граждане бесплатно обеспечиваются скорой медицинской помощью при состояниях, угрожающих жизни и здоровью.
3. Лица с расстройствами половой идентификации имеют право на смену пола.
4. Права граждан в области охраны репродуктивного здоровья регулируются отдельным законом.
Статья 12. Право беременных женщин и матерей на охрану
здоровья
1. Материнство в Республике Казахстан охраняется и поощряется государством.
2. Беременные женщины имеют право на бесплатные консультацию, обследование, лечение и диспансерное наблюдение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по сохранению беременности и рождению здорового ребенка.
Беременные женщины обеспечиваются лекарственными средствами бесплатно для лечения отдельных видов заболеваний на амбулаторном уровне, влияющих на репродуктивное здоровье и здоровье ребенка в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
3. Женщина, не состоящая в браке, имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве и, в целях планирования семьи и охраны ее здоровья, свободного выбора современных методов предупреждения нежелательной беременности.
4. Охрана материнства обеспечивается:
1) проведением ежегодных медицинских осмотров, диспансеризации и оздоровлением женщин репродуктивного возраста;
2) предоставлением работающим женщинам отпусков по беременности и родам;
3) лечением по медицинским показаниям основных заболеваний, непосредственно влияющих на репродуктивную функцию женщин и здоровье детей, при поступлении в стационар по уходу за больным ребенком.
5. Режим рабочего времени и условия труда беременных женщин и кормящих матерей устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Право детей на охрану здоровья
1. Государство обеспечивает охрану здоровья детей в приоритетном порядке, реализует их право на условия жизни, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
2. Государственные органы, работодатели обеспечивают развитие сети специальных медицинских и детских реабилитационных, оздоровительных организаций и создают необходимые условия для их деятельности.
3. Дети имеют право на обязательные периодические медицинские осмотры и постоянное диспансерное наблюдение, лечение и оздоровление в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
4. При амбулаторном лечении отдельные категории детей по отдельным видам заболеваний обеспечиваются лекарственными средствами в порядке, предусмотренном законодательством о лекарственных средствах.
5. При стационарном лечении детей:
1) матери (отцу) или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за детьми в возрасте до 3 лет, нуждающимся по заключению врачей в дополнительном уходе, предоставляется возможность находиться с ними в медицинской организации с выплатой пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за заболевшим членом семьи;
2) кормящая грудью мать обеспечивается бесплатным питанием в медицинской организации на весь период пребывания в стационаре по уходу за ребенком.
6. Дети школьного возраста в период стационарного, восстановительного, санаторного лечения имеют право на непрерывное образование в условиях стационара, реабилитационного центра, санатория.
7. Дети с дефектами физического или психического развития, а также ВИЧ-инфицированные дети, имеют право на получение бесплатной медико-социальной, психологической, дефектологической, педагогической, логопедической помощи в специализированных детских организациях.
8. Дети в Республике Казахстан имеют право на получение знаний и воспитания в области охраны их репродуктивного здоровья.
9. ВИЧ-инфицированные дети имеют право на пребывание в домах ребенка и учебно-воспитательных организациях общего назначения.
Статья 14. Право граждан на информацию о состоянии
своего здоровья и факторах, влияющих на
здоровье
1. Граждане имеют право на:
1) получение необходимой информации о состоянии своего здоровья, здоровья супруга (супруги), своих детей и родителей, если иное не установлено законами Республики Казахстан;
2) безвозмездное получение от государственных органов, организаций и лечащего врача, в пределах их компетенции, достоверной информации о методах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, факторах, влияющих на здоровье, включая состояние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха;
3) получение от объектов фармацевтической деятельности, занимающихся розничной реализацией лекарственных средств, а также медицинских организаций информации о качестве, безопасности и эффективности лекарственных средств;
4) получение информации от организаций здравоохранения о возможных методах, способах лечения и последствиях клинических исследований.
2. Информацию о состоянии здоровья гражданина представляет врач, проводящий обследование и лечение.
Статья 15. Право граждан на отказ от оказания
медицинской помощи
1. Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от оказания медицинской помощи, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона.
2. При отказе от оказания медицинской помощи, гражданину или его законному представителю, в доступной для него форме, должны быть разъяснены возможные последствия.
3. Отказ от оказания медицинской помощи, с указанием возможных последствий, оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
В случае не подписания гражданином либо его законным представителем отказа от оказания медицинской помощи, соответствующая запись об этом в медицинской документации осуществляется и подписывается медицинским работником.
Статья 16. Оказание медицинской помощи без согласия
граждан
1. Оказание медицинской помощи без согласия гражданина допускаются в отношении лиц:
1) находящихся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю;
2) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) страдающих психическими расстройствами (заболеваниями) и совершившим общественно опасное деяние, в порядке, определяемом уполномоченным органом.
2. Согласие на медицинскую помощь в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение об оказании медицинской помощи принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно медицинский работник с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей.
3. Оказание медицинской помощи без согласия граждан продолжаются до исчезновения оснований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, или по решению суда.
Статья 17. Обязанности граждан по сохранению и
укреплению здоровья
1. Для предупреждения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, граждане обязаны выполнять предписания медицинских работников, органов и организаций здравоохранения.
2. Лица, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении, обязаны соблюдать режим, действующий в медицинских организациях.
3. Граждане Республики Казахстан обязаны проходить бесплатные профилактические медицинские осмотры.
4. Беременные женщины в сроки до 12 недель беременности обязаны становиться на медицинский учет.
Статья 18. Обязанности граждан, больных заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих
1. Граждане, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны по требованию медицинских организаций проходить обследование и лечение.
2. В случае уклонения от обследования и лечения граждане, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, подвергаются освидетельствованию и лечению в принудительном порядке.
3. Основания и порядок направления граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, на принудительное лечение регулируются законами Республики Казахстан.
4. Граждане, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и осведомленные об этом, обязаны при обращении за медицинской помощью информировать медицинский персонал о своем заболевании.
Статья 19. Права и обязанности иностранцев и лиц без
гражданства на охрану здоровья в Республике
Казахстан
1. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, получают медицинскую помощь на платной основе в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
2. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, несут те же обязанности в сфере охраны здоровья, что и граждане Республики Казахстан.
Глава 4. Особенности оказания медицинской и
медико-социальной помощи отдельным категориям
граждан
Статья 20. Оказание медицинской помощи военнослужащим,
работникам органов внутренних дел и
национальной безопасности
Военнослужащим, работникам органов внутренних дел и национальной безопасности медицинская помощь оказывается военно-медицинскими и медицинскими организациями этих ведомств. При их отсутствии по месту прохождения службы или месту жительства или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях соответствующих отделений, специалистов либо специального оборудования медицинская помощь оказывается в медицинских организациях уполномоченного органа и местных исполнительных органов области (города республиканского значения, столицы) Республики Казахстан, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Статья 21. Оказание медицинской помощи больным
туберкулезом
1. Больные туберкулезом подлежат обязательному медицинскому наблюдению и лечению, обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
2. Больные заразной формой туберкулеза подлежат обязательной госпитализации и лечению.
Статья 22. Оказание медицинской помощи больным диабетом
и злокачественными опухолевыми заболеваниями
Больные диабетом и злокачественными опухолевыми заболеваниями подлежат обязательному медицинскому наблюдению, лечению и обеспечению необходимыми лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Статья 23. Оказание медицинской помощи больным
инфекциями, передаваемых преимущественно
половым путем, СПИДом и ВИЧ-инфицированным
1. Медицинская помощь больным инфекциями, передаваемых преимущественно половым путем, оказывается в порядке, определяемом уполномоченным органом.
2. Медицинская помощь больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным осуществляется в соответствии с отдельным законом Республики Казахстан.
Статья 24. Оказание медико-социальной помощи лицам,
страдающим психическими расстройствами
(заболеваниями)
Оказание медико-социальной помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), и их реабилитация осуществляются в порядке, установленном отдельным законом Республики Казахстан.
Статья 25. Оказание медицинской помощи гражданам,
свобода которых ограничена
Гражданам, отбывающим наказание по приговору суда вне места лишения свободы, помещенным в специальные учреждения (изолятор временного содержания, следственный изолятор), медицинская помощь оказывается в порядке, определяемым уполномоченным органом и уполномоченными органами в области внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, национальной безопасности и обороны.
Глава 5. Права и обязанности медицинских работников при
оказании медицинской помощи
Статья 26. Профессиональные права медицинских
работников
1. Медицинские работники имеют право на профессиональную деятельность по специальности и в соответствии с уровнем квалификации.
2. Вмешательство в профессиональную деятельность медицинских работников со стороны государственных органов и других организаций, а также граждан запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Статья 27. Профессиональные обязанности медицинских
работников
Медицинские работники обязаны:
1) информировать пациента о возможности выбора методов и способов лечения, а также используемых средствах и изделиях медицинского назначения, если таковой выбор предусмотрен результатами обследования;
2) оказывать медицинскую помощь в соответствии со своими служебными обязанностями;
3) соблюдать тайну сведений о болезнях, интимной и семейной жизни граждан, ставших им известными при исполнении профессиональных обязанностей. Раскрытие этой информации допускается в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;
4) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Глава 6. Регулирование отдельных отношений в
медицинской деятельности
Статья 28. Порядок хирургического вмешательства,
переливания крови и применения инвазивных
методов диагностики
1. Хирургические операции, переливание крови, инвазивные методы диагностики применяются с письменного согласия больных.
Больным, страдающим психическими расстройствами, признанным судом недееспособными, лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, хирургические операции, переливание крови, инвазивные методы диагностики проводятся с письменного согласия их законных представителей.
2. Согласие может быть отозвано за исключением тех случаев, когда медицинские работники по жизненным показаниям уже приступили к медицинскому вмешательству и его прекращение невозможно в связи с угрозой для жизни и здоровья данного лица.
3. В случаях, когда промедление выполнения хирургического вмешательства, переливания крови, инвазивных методов диагностики угрожает жизни больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возможным, решение принимает врач или врачебная комиссия.
Статья 29. Проведение доклинических испытаний и
медико-биологических экспериментов,
клинических исследований, применение новых
методов и средств профилактики, диагностики,
лечения и медицинской реабилитации
1. Доклинические испытания и медико-биологические эксперименты проводятся на животных.
2. Клинические исследования на человеке могут проводиться только с его письменного согласия либо по договору между ним и организацией здравоохранения, при условии получения положительных результатов доклинических испытаний и медико-биологических экспериментов на животных.
Клинические исследования прекращаются на любом этапе по требованию испытуемого, а также в случаях возникновения угрозы его жизни, здоровью.
3. Применение новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации возможно при условии получения положительных результатов клинических исследований.
Статья 30. Определение биологической смерти. Условия
отключения поддерживающей жизнь аппаратуры
1. Констатация смерти осуществляется врачом или фельдшером.
2. Биологическая смерть констатируется на основании совокупности следующих признаков:
1) остановки сердечной деятельности;
2) прекращения дыхания;
3) прекращения функций центральной нервной системы.
3. Искусственные меры по поддержанию жизни могут быть отключены только:
1) в случае констатации биологической смерти;
2) при необратимой гибели головного мозга, зафиксированной консилиумом врачей-специалистов, при условии письменного единогласного согласия близких родственников и (или) законных представителей.
4. Запрещается участие лиц, обеспечивающих изъятие органов и тканей для последующей трансплантации, в констатации биологической смерти.
Статья 31. Эвтаназия
Осуществление эвтаназии запрещается независимо от любых обстоятельств.
Статья 32. Проведение патологоанатомического вскрытия
1. Патологоанатомическое вскрытие проводится в целях получения данных о причинах смерти и уточнения диагноза заболевания.
2. При отсутствии подозрения на насильственную смерть и наличии письменного заявления родственников или иных законных представителей, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, выдача трупа разрешается без проведения вскрытия.
3. По требованию близких родственников или законного представителя умершего патологоанатомическое вскрытие может быть произведено независимыми организациями здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 33. Анатомический дар
1. Анатомический дар может быть сделан дарителем посредством нотариально заверенного завещания и становится действительным после его смерти.
2. Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат.
3. В качестве анатомического дара, помимо пожертвованных органов и тканей, признаются также трупы лиц, неопознанные и невостребованные в течение 45 дней.
4. Анатомический дар может быть использован в научных, научно-практических и учебных целях для проведения биомедицинских исследований.
Статья 34. Изъятие тканей и (или) органов (части
органов) для трансплантации
1. Донором по трансплантации тканей и (или) органов (части органов) может быть человек, труп человека, а также животное.
2. Принудительное изъятие тканей и (или) органов (части органов) человека и их пересадка запрещаются. Лица, допустившие такие деяния, привлекаются к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Ткани и (или) органы (части органов) человека для трансплантации не могут быть предметом сделок.
4. Вывоз тканей и органов (части органов) человека за пределы Республики Казахстан запрещается.
5. Живым донором может быть лицо, находящееся с реципиентом в генетической связи или имеющее с ним тканевую совместимость, прошедшее всестороннее медицинское обследование и получившее заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него тканей и (или) органов (части органов).
У живого донора с его письменного согласия, с нотариально засвидетельственной подписью, может быть изъят для трансплантации один из парных органов, часть органа или ткани, отсутствие которых не повлечет за собой необратимого расстройства здоровья.
6. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) у умерших лиц для целей трансплантации может быть произведено только при констатации биологической смерти, зафиксированной консилиумом врачей-специалистов, при условии наличия данного при жизни письменного согласия, с нотариально засвидетельственной подписью, на изъятие после смерти своих тканей и (или) органов (части органов) для трансплантации.
7. Медицинское заключение о необходимости трансплантации тканей и (или) органов (части органов) дается консилиумом врачей соответствующей организации здравоохранения.
8. Трансплантация тканей и (или) органов (части органов) осуществляется с письменного согласия реципиента либо законного представителя несовершеннолетнего реципиента либо реципиента, признанного судом недееспособным.
Реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящей трансплантацией.
9. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) от трупов производится в организациях здравоохранения. Консервация и трансплантация тканей и (или) органов (части органов) допускается только в государственных организациях здравоохранения.
10. Лицо, изъявившее согласие на изъятие своих тканей и (или) органов (части органов), вправе требовать от организаций здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию тканей и (или) органов (части органов).
11. Донор имеет право получать лечение, в том числе медикаментозное, в организации здравоохранения в связи с проведенной операцией по изъятию тканей и (или) органов (части органов) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
12. Трансплантация инфицированных тканей и (или) органов (части органов) запрещается.
13. Реципиент, изъявивший согласие на пересадку тканей и (или) органов (части органов), вправе требовать от организаций здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по трансплантации тканей и (или) органов (части органов).
14. Реципиент имеет право получать лечение, в том числе медикаментозное, в организации здравоохранения в связи с проведенной операцией в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
15. Врачам и иным сотрудникам организаций здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 35. Ответственность за нарушение
законодательства Республики Казахстан об
охране здоровья граждан
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан об охране здоровья граждан, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 36. Порядок введения в действие настоящего
Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 10, ст. 109; 1998 г., N 14, ст. 201; N 24, ст. 434; 1999 г., N 8, ст. 247; N 23, ст. 927; 2002 г., N 6, ст. 71; 2004 г., N 2, ст. 9).
Президент
Республики Казахстан