Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 N 302.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007-2015 годы.
2. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан принять меры, вытекающие из настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Миниcтр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 6 октября 2006 года N 963
Концепция
развития рыбного хозяйства
Республики Казахстан
на 2007-2015 годы
Астана, 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Современное состояние рыбного хозяйства Республики Казахстан
и его роль в экономике государства
1.1. Состояние рыбного хозяйства
1.2. Рыбохозяйственный фонд
1.3. Воспроизводство
1.4. Товарное рыбоводство (аквакультура)
1.5. Научное обеспечение отрасли
1.6. Государственное управление и охрана рыбных ресурсов
2. Основные проблемы рыбного хозяйства на современном этапе
3. Цель и задачи Концепции развития рыбного хозяйства
4. Меры и этапы по реализации Концепции
5. Ожидаемые результаты
Введение
Концепция развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на период 2007-2015 годы (далее - Концепция) определяет основные направления формирования единой государственной политики в области устойчивого развития рыбного хозяйства Казахстана на период до 2015 года.
В данной Концепции сформулированы основные цели и задачи, направленные на формирование, сохранение, воспроизводство и рациональное использование рыбных и других водных биологических ресурсов рыбохозяйственных водоемов, развитие рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли, товарного рыбоводства с учетом применения новейших методов и современных технологий в области развития рыбного хозяйства в мировой практике.
1. Современное состояние рыбного хозяйства
Республики Казахстан и его роль в экономике государства
1.1. Состояние рыбного хозяйства
Казахстан располагает богатым рыбохозяйственным водным фондом и благоприятными условиями для интенсивного развития рыбоводства и рыболовства.
Учитывая прогнозируемый прирост населения республики и, исходя из рекомендуемой наукой нормы (14,6 кг на человека), для удовлетворения потребности населения в рыбе и рыбной продукции, необходимо довести объем вылова, выращивания товарной рыбы и импорта рыбы до 272,0 тысяч тонн в год.
В целом экспорт рыбы и рыбной продукции за последние годы, по отдельным позициям превышает импорт, за исключением консервированной продукции.
В республику рыба и рыбная продукция поступает из 43 зарубежных стран. К основным поставщикам рыбы относятся Россия, Норвегия и Китай.
Импорт рыбы и рыбной продукции за последние пять лет, как по объему, так и по стоимости был самым высоким в 2005 году и достигал соответственно 41,9 тысяч тонн и 23,3 миллиона долларов США, против 34,7 тысяч тонн и 16,0 миллионов долларов США по сравнению с 2001 годом. Основной объем завозимой продукции в 2005 году приходился на мороженную, готовую и консервированную рыбу, что составляло почти 95 % от завезенной продукции.
В целях восстановления и обновления потенциала добывающей и обрабатывающей составляющей рыбной отрасли, а также для вывода на проектную мощность предприятий воспроизводственного комплекса, постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года N 1344 утверждена Программа развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы.
В качестве основных задач данной Программы было определено:
усовершенствование нормативной правовой базы для эффективного развития рыбного хозяйства;
создание эффективной системы государственного управления рыбной отраслью;
формирование эффективной системы охраны, воспроизводства рыбных ресурсов;
формирование и пополнение промысловых запасов ценных видов рыб и создание условий для развития озерно-товарных хозяйств;
научное обеспечение развития рыбного хозяйства.
Принятие Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", в новой редакции, создало условия для развития отрасли в современных экономических условиях. В целях его реализации постановлениями Правительства Республики Казахстан были утверждены более пятидесяти нормативных правовых актов, основными из которых являются:
Правила рыболовства от 18 марта 2005 года N 246;
Программа развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы от 29 декабря 2003 года N 1344;
Правила ведения рыбного хозяйства в Республике Казахстан от 31 декабря 2004 года N 1456;
Правила проведения конкурса по закреплению рыбохозяйственных водоемов (участков) и квалификационные требования, предъявляемые к участникам конкурса от 4 февраля 2005 года N 102;
Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных от 10 апреля 2002 года N 408 и другие.
1.2. Рыбохозяйственный фонд
В состав рыбохозяйственного фонда входят значительная акватория Каспийского и Аральского морей, озеро Балхаш, Алакольская система озер, Бухтарминское, Капшагайское, Шардаринское водохранилища, и другие водоемы международного, республиканского и местного значения.
Общая площадь водоемов, без учета Каспийского моря составляет порядка 5 миллионов гектаров. Общий вылов рыбы в водоемах республики в 1965 году составлял 111, 9 тысяч тонн. С 1990 по 2004 годы наблюдается резкое снижение объема вылова рыбы с 80,9 тысяч тонн до 36,6 тысяч тонн. В 2005 году за счет усиления контроля за охраной и рациональным использованием рыбных запасов общий вылов рыбы в водоемах республики по сравнению с 2004 годом, увеличился на 12,2 % и составил 44,9 тысяч тонн.
1.3. Воспроизводство
В целях компенсации ущерба, наносимого антропогенным воздействием (зарегулирование стоков рек и другая хозяйственная деятельность) в республике действуют 7 рыбопитомников, 2 нерестово-выростных хозяйств. 2 осетровых рыбоводных хозяйства и Казахская производственная акклиматизационная станция, которые являются республиканскими государственными казенными предприятиями и занимаются выращиванием молоди ценных видов рыб и выпуском их в естественные водоемы (осетровые, карп, сазан, толстолобик, белый амур, личинки сиговых видов рыб). Ежегодный выпуск молоди и личинок рыб достигает 143,6 миллионов штук, в том числе более 6,0 миллионов молоди осетровых в Каспийское море.
Деятельность предприятий финансируется за счет средств государственного заказа и доходов от хозяйственной деятельности самих предприятий.
1.4. Товарное рыбоводство (аквакультура)
До 90-х годов прошлого столетия успешно развивались следующие направления товарного рыбоводства: прудовое рыбоводство (полносистемное и нагульное), садковое, озерно-товарное, бассейновое и выращивание рыбы в приспособленных водоемах и на теплых водах теплоэлектроцентрали и гидро-релейных электростанциях (далее - ТЭЦ, ГРЭС). В приспособленных водоемах выращивалась товарная рыба в однолетнем, двух- и трехлетнем нагуле. В период с 1970 по 1990 годы объем выращивания товарной рыбы возрос с 0,6 тысяч тонн до 9,8 тысяч тонн или увеличился в 14,2 раза. Таких темпов роста по выращиванию товарной рыбы не было ни в одной из республик бывшего Союза. Так, к примеру, при вылове рыбы в озере Балхаш с 1 гектара от 3 до 5 кг, в прудовом хозяйстве этот показатель колебался от 1,5 тысяч кг. до 1,8 тысяч кг. При переводе прудовых хозяйств на современные интенсивные технологии выращивание товарной рыбы с одного гектара можно довести до 10,0 тысяч кг и более.
Республика Казахстан располагает достаточно большим потенциалом по развитию товарного рыбоводства в различных областях Казахстана, включая осетроводство, однако в связи с рядом причин, препятствующих его развитию, данное направление на сегодняшний день не развито.
С 1990-2005 годы товарное рыбоводство фактически не развивалось. Вылов товарной рыбы в последующие годы в прудовых хозяйствах сократился до 150 тонн, тогда как к 1990 году производство товарной рыбы достигало почти 10 тысяч тонн. В период перехода республики на новые экономические отношения не была отработана система государственного регулирования товарного рыбоводства. Отсутствие каких-либо программ по развитию данного направления не позволило субъектам рыбного хозяйства осуществить полноценную деятельность в этом секторе отрасли.
Учитывая, что в настоящее время используются устаревшие технологии, низкий уровень международного сотрудничества, товарное рыбоводство и воспроизводство рыбных запасов, как составная часть рыбной отрасли, в республике развита весьма слабо.
К основным причинам резкого снижения объемов товарного рыбоводства можно отнести высокую стоимость специализированных кормов, удобрений, лечебных препаратов, электроэнергии, использование водных ресурсов и земли, а также высокие таможенные пошлины при ввозе рыбопосадочного материала (личинок, молоди рыб и других) и кормовых организмов на территорию республики.
1.5. Научное обеспечение отрасли
Анализ современного состояния рыбосырьевых ресурсов и принятие научно-обоснованных мер по их рациональному использованию имеют особое значение. Не решался ряд проблем, в том числе выдачи конкретных рекомендаций в вопросах регулирования рыболовства, применения новых орудий лова, развития воспроизводственного комплекса и международного сотрудничества в части выработки конкретной стратегии по осетроводству, борьбы с чужеродными вселенцами и другие. Принятие управленческих решений требуют от уполномоченных органов серьезной ответственности за принятые решения и их последствия, как в сфере гражданско-правовых отношений, так и в части воздействия на окружающую среду, в связи с чем, роль научного обеспечения отрасли трудно переоценить.
В период 2004-2006 годы была заложена научная основа проведения государственного учета и кадастра рыбных ресурсов. Исследования проводились по всем крупным рыбохозяйственным водоемам международного, республиканского значения, а также на водоемах местного значения. В результате была сформирована единая информационная система состояния рыбных ресурсов, разработаны рекомендации по развитию рыбохозяйственного воспроизводственного комплекса.
Большую актуальность приобрели исследования, направленные на разработку биотехники товарного рыбоводства.
Рыбохозяйственная наука в настоящий момент испытывает острый дефицит квалифицированных кадров.
Качество проведения ихтиологических, в том числе рыбоводных исследований требует улучшения, и акцентирования в прикладную плоскость исследований в части выдачи рекомендаций для принятия управленческих решений. Также из-за отсутствия специализированных проектных организаций не разрабатываются проектные биолого-рыбоводные и технико-экономические обоснования по созданию рыбоводных хозяйств, в том числе товарных осетровых.
1.6. Государственное управление и охрана рыбных ресурсов
Комитет рыбного хозяйства, как уполномоченный орган в области рыбного хозяйства был образован постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2003 года N 714, в целях осуществления функций государственного управления рыбным хозяйством. Для эффективной охраны и управления рыбными ресурсами крупных рыбохозяйственных водоемов были созданы структурные подразделения Комитета. При бассейновых и областных территориальных органах, в целях осуществления постоянного ихтиологического мониторинга за состоянием рыбных ресурсов, среды их обитания, а также оперативного принятия управленческих решений, созданы службы ихтиологического мониторинга.
В то же время, функции Комитета рыбного хозяйства ограничены в части регулирования вопросов рыбной промышленности. Не в полной мере осуществляется мониторинг рыбного промысла, видового состава выпускаемой продукции, переработки рыбы и безопасности рыбной продукции. Требуют также государственного регулирования вопросы маркетинга на внутреннем и внешнем рынках, доступа на рынок конкурентно-способных товаров с высокой добавленной стоимостью и другое. В этой связи необходимо расширение полномочий уполномоченного органа в области рыбного хозяйства и совершенствование его структуры.
С момента образования Комитета рыбного хозяйства, в рамках реализации Программы развития рыбного хозяйства на 2004-2006 годы утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года N 1344 улучшено материально-техническое оснащение территориальных органов, однако необходимо продолжать дальнейшее оснащение территориальных органов. Созданные для осуществления ихтиологического мониторинга Службы не имеют специального лабораторного оборудования и оснащения для проведения необходимых замеров, контрольных ловов и работ по спасению молоди.
2. Основные проблемы рыбного хозяйства на современном этапе
Анализ современного состояния рыбного хозяйства страны позволяет определить основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию.
Рамки действующей нормативно-правовой базы не позволяют получать информацию по производственной мощности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, видам и объемам выпускаемой продукции, каналам поставок сырья, и сбыта продукции, численности персонала, экономическим показателям, а также по предприятиям, занимающихся закупом и сбытом рыбной продукции, оптовой и розничной реализацией. Отсутствуют маркетинговые исследования в сфере производства, недостаточна информация по потенциальному спросу (потребности) на рыбу и рыбную продукцию по видам, по областям, безопасности рыбной продукции. Требуют исследования вопросы маркетинга на внутреннем и внешнем рынках, доступ на рынок конкурентно-способных товаров с высокой добавленной стоимостью и другие. Не выявлены факторы, влияющие на ценообразование, рентабельность рыбоперерабатывающих предприятий, их ассортимент и конкурентоспособность видов рыбной продукции, представленных на рынке республики.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективную реализацию государственной политики в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов является наличие квалифицированных профессиональных кадров с высшим и средним профессиональным образованием. По мере развития рыбной отрасли, возрастает потребность в профессиональной и технической квалификации управленцев данного направления и техников, задействованных в рыбном хозяйстве.
На объектах стратегического назначения (ГЭС, ГРЭС) и крупных водозаборах, таких как Тасмурунский и Баканасский магистральные каналы Акдалинского рисового массива, отсутствие или несоответствие требованиям рыбозащитных сооружений наносит огромный ущерб рыбным запасам на реках Или, Урал, Иртыш, Сырдарья, Шу, Каратал, Тобол, Ишим и других. В нерестовый период молодь рыбы из-за неэффективности рыбозащиты проходит на рисовые чеки, где погибает в больших объемах. Гидроэлектростанции, из-за несогласованных режимов попусков и сработок также наносят огромный вред нерестующей популяции. Кроме того, сами станции в районе плотины не оборудованы рыбопропускными устройствами, отвечающими современным требованиям, и не ограждены от попадания в них рыбы.
Несмотря на принимаемые меры по ужесточению законодательства существует незаконный промысел рыбных ресурсов. По данным независимых исследований доля теневого вылова достаточно высока и требуются достаточно серьезные меры по его уменьшению.
Экспорт рыбной продукции в республике имеет явно выраженную сырьевую направленность, выражающаяся в экспорте свежемороженой не переработанной рыбы. Из переработанного сырья по данным Агентства Республики Казахстан по статистике превалирует филе судака, имеющего коммерческую ценность на европейском рынке. По данным вышеназванного Агентства за 2005 год вывоз рыбной продукции за пределы республики составил свыше 33 тысяч тонн, в том числе, не переработанной 22,4 тысячи тонн, переработанной 11,2 тысячи тонн.
Потенциал перерабатывающей базы отрасли до 1993 года находился на достаточно высоком уровне. Продукция переработки пользовалась большим спросом и реализовывалась практически во всех странах СНГ. Только продукции консервированного производства выпускалось до 44,8 миллионов банок в год, что составляло 11,2 тысяч тонн готовой консервированной продукции.
Однако, в период экономического спада, существовавшие предприятия значительно сократили объем и ассортимент основных видов продукции. Как следствие, моральный и физический износ оборудования, применение устаревших технологий привело к несоответствию выпускаемой продукции современным стандартам качества. Высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств добывающего и перерабатывающего оборудований привел к тому, что на сегодня оборудование по глубокой переработке рыбной продукции требует почти 100 % обновления или модернизации.
В результате наиболее крупные предприятия, выпускающие консервированную продукцию, такие как акционерное общество "Атыраубалык" прекратил выпуск готовой продукции к 2005 году, а товарищество с ограниченной ответственностью "Балхашбалык" - с 2003 года. Оборудование консервных производств поставлено на консервацию из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и по причине отсталых технологий, не могут конкурировать на рынке продукции, в связи, с чем идет замещение продукцией импортного производства (морепродукты, океаническое сырье, пресервы и консервы прибалтийских и российских производителей).
Некогда мощный морской флот прекратил свое существование, на протяжении последних 5 лет отсутствует промысел кильки, сельди, кефали, не проводится бой взрослого тюленя и белька. Потери морского промысла за данный период составили: до 25 тысяч тонн кильки, 2,5 тысяч тонн частиковых и свыше 25 тысяч голов каспийского тюленя.
Одной из причин сложившейся ситуации была краткосрочность закрепления рыбохозяйственных водоемов (участков) и, как результат, отсутствие у предпринимателей гарантированного постоянного доступа к рыбным ресурсам, неуверенности в завтрашнем дне, что сдерживало приток инвестиций в отрасль и порождало потребительское отношение к биологическим ресурсам.
В период с 1993 по 2003 годы наблюдалось резкое снижение товарно-денежных отношений, произошел разрыв экономических связей предприятий добывающего и перерабатывающего сектора, что привело к потере рынков сбыта готовой продукции. В условиях новых рыночных отношений, продукция, выпускаемая на устаревшем морально и физически оборудовании, не смогла выдержать конкуренцию. Высокие кредитные ставки банков второго уровня и отсутствие механизмов льготного кредитования и лизинга затормозили процесс технического перевооружения и развития отрасли.
Потенциал товарного рыбоводства можно оценить по объемам выращиваемой рыбы до 1990 года. Так в период с 1970 по 1990 годы объем выращиваемой товарной рыбы возрос с 0,7 тысяч тонн до 9,8 тысячи тонны, то есть увеличился в 14,2 раза. В соответствии с Программой первоочередных мер на 2006-2008 годы по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2006 года N 149, в период до 2008 года планируется организация 238 озерно-товарных, прудовых и других рыбоводных хозяйств. Потребность в рыбопосадочном материале составит более 30 миллионов штук молоди различных видов рыб. Однако, высокая себестоимость рыбопосадочного материала, отсутствие достаточных мощностей ограничивает развитие товарного рыбоводства.
К основным причинам резкого снижения объемов товарного рыбоводства можно отнести высокую стоимость специализированных кормов, удобрений, лечебных препаратов, электроэнергии, использование водных ресурсов и земли, а также ставки таможенных пошлин при ввозе рыбопосадочного материала (личинок, молоди рыб и других) и кормовых организмов, на территорию республики.
При обращении к опыту других государств результаты исследований ученых-специалистов показывают, что в мировом масштабе ежегодные эксплуатационные расходы по промыслу значительно превышают стоимость произведенной продукции на флоте. Мировой рыболовный флот продолжает расти при высоких капитальных затратах; его остаточная стоимость превышает 400 миллиардов долларов; эксплуатационные расходы (труд, топливо, ремонт, страхование, орудия лова и снабжение) составляют приблизительно 100 миллиардов долларов; капитальные затраты - 40 миллиардов долларов в год, в то время как доходы от рыболовства, например в 1997 году, были около 80 миллиардов долларов. Даже без учета капитальных затрат мировой рыбный промысел является убыточным.
Следовательно, крупномасштабное промышленное рыболовство во многих случаях возможно лишь благодаря субсидиям или другим видам государственной поддержки. Значительной финансовой поддержкой пользуется сегодня рыбное хозяйство во многих странах, включая ЕС, Японию и Норвегию.
В зависимости от источников финансирования субсидии имеют различные формы: бюджетные (внутренние - дотации на развитие, государственные инвестиции; внешние - финансирование доступа в иностранные зоны, стимулирование развития рынка), внебюджетные (льготное кредитование, гарантия и реструктуризация займов, освобождение от налога на топливо, ускоренная амортизация), межотраслевые (финансовая помощь судостроению, развитию производственной инфраструктуры), субсидии, направленные на снижение внутренних рентных платежей (дотации пользователя ресурсов). Размер субсидий составляет 20 - 25 % всего дохода мирового рыболовства. Для сравнения: на производство пищевой продукции из пшеницы средние мировые субсидии (включая торговые меры) составляют 48 % стоимости продукции, из риса и других зерновых - 36 %, из масличных - 24 %, из сахара - 24 %, из говядины - 35%, свинины - 22 %, птицы - 4 %, баранины - 45 %, яиц - 14 %.
Большая часть субсидий в рыболовство приходится на развитые страны. Доля этих стран и КНР в общих объемах субсидий в рыбохозяйственный сектор составляет 75 %.
3. Цель и задачи Концепции развития рыбного хозяйства
Целью развития рыбного хозяйства Республики Казахстан является повышение конкурентоспособности отрасли на основе устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса за счет сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов естественных водоемов, создание условий развития товарного рыбоводства. Одновременно должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбных товаров, обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, соответствующей требованиям стандартов стран Евросоюза и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.
Достижение сформулированной цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению и развитию рыбохозяйственного комплекса Республики Казахстан и предусматривает решение следующих задач:
дальнейшее совершенствование системы управления рыбным хозяйством;
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы развития отрасли;
организация и развитие товарного рыбоводства (аквакультура), включая осетроводство и достижение объемов выращивания до 10 тысяч тонн к 2015 году;
формирование устойчивой сырьевой базы промышленного рыболовства и создание современной добывающей и перерабатывающей базы отрасли;
совершенствование проведения научно-исследовательских работ и кадровое и научно-методическое обеспечение отрасли.
4. Меры и этапы по реализации Концепции
В целях достижения основной цели и реализации вышеуказанных задач, необходимо принятие комплекса мер по основным направлениям, в рамках соответствующей отраслевой программы и плана мероприятий по их реализации:
совершенствование законодательной базы, в том числе внесение изменений и дополнений в законодательство об охране, воспроизводстве и использовании рыбных и других водных биологических ресурсов, рыбного хозяйства, административное, водное законодательство;
маркетинговые исследования рыбного хозяйства;
в целях распространения на рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия, рыбоводные хозяйства, в том числе, занимающиеся товарным рыбоводством мер государственной поддержки приравнять их к сельхозпроизводителям;
кадровое обеспечение отрасли (увеличение государственных грантов и кредитов в ВУЗах страны, подготовка специалистов в ССУЗах) в рамках государственного заказа на подготовку специалистов рыбного хозяйства;
разработка требований и норм к специальным рыбозащитным сооружениям на водозаборах. Оснащение современными специальными рыбозащитными сооружениями объектов стратегического назначения (ГЭС, ГРЭС) и крупных водозаборов, в том числе сельскохозяйственного предназначения;
ужесточение мер по борьбе с незаконным выловом и контрабандой рыбы и рыбной продукции;
государственное регулирование и поддержка рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей рыбного хозяйства, товарного рыбоводства;
стимулирование экспорта рыбной продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью;
увеличение рыбодобывающего флота. Стимулирование и государственная поддержка развития судостроительной, сетеснастной и иной инфраструктуры рыбного хозяйства;
создание условий для воспроизводства рыбных и других водных биологических ресурсов;
стимулирование отлова малоценных видов рыб с целью замещения наиболее ценными в пищевом и хозяйственном отношении видами рыб. Принято мер по регулированию численности судака, который из-за возрастающего в последнее время спроса не превышает 10-14 % от общих уловов;
развитие товарного рыбоводства, переработки рыбы;
создание "казахстанского брэнда". Рассмотрение вопроса введения государственпой монополии на закуп, переработку и реализацию икры осетровых видов рыб;
передача в конкурентную среду предприятий воспроизводственного значения;
усиление научного обеспечения отрасли. Организация подготовки кадров рыбохозяйственной науки, повышения их квалификации, в том числе и за рубежом. Разработка учебных пособий по ихтиологии и рыбоводству.
В целях реализации Концепции разрабатывается и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан соответствующая отраслевая (секторальная) программа в области рыбного хозяйства, охраны, воспроизводства и использования рыбных и других водных биологических ресурсов, в котором вырабатываются основные цели и задачи, а также определяются конкретные меры и механизмы по их реализации.
Первый этап (2007-2009 годы)
Данный этап должен быть реализован в рамках Программы развития рыбного хозяйства на 2007-2009 годы, включающей принятие следующих мер:
разработка мероприятий и выработка механизма государственной поддержки развития перерабатывающей базы, морского промысла кильки, сельди и морского тюленя в Каспийском море, товарного рыбоводства и осетроводства;
выработка предложений по развитию рыбного хозяйства Арало-Сырдарьинского региона;
повышение роли ихтиологических служб территориальных органов уполномоченного органа, в проведении ихтиологического мониторинга и наблюдений на рыбохозяйственных водоемах, водозаборных сооружениях и обеспечение ее современным лабораторным и другим оборудованием, приборами, техникой и плавательными средствами. Создание ихтиологических лабораторий в бассейновых и областных управлениях рыбного хозяйства;
утверждение порядка перевода естественных водоемов в разряд озерно-товарных и других приспособленных хозяйств и режима их эксплуатации, а также разработка нормативно-правовой базы по созданию и развитию товарного рыбоводства (садкового, прудового, бассейнового, в замкнутых системах, и другие);
проведение реконструкции и модернизации осетровых заводов Атырауской области, с доведением объемов выращивания молоди осетровых до 12-15 миллионов штук ежегодно и выпуском ее в предустьевое пространство;
создание на базе нерестово-выростных хозяйств и рыбопитомников воспроизводственного комплекса с инфраструктурой ориентированных на искусственное выращивание рыбопосадочного материала и передачей в конкурентную среду некоторых предприятий, деятельность и виды выпускаемой продукции которых не отвечают стратегическим интересам государства;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров (ихтиологи, технологи рыбных продуктов, инженера промышленного рыболовства, госрыбинспектора, ихтиопатологи, гидробиологи, рыбоводы), путем выделения и дальнейшего увеличения грантов на целевую подготовку специалистов рыбного хозяйства;
внесение дополнений в действующее законодательство по регулированию отношений в области развития рыболовного туризма, спортивного, в том числе по принципу "поймал-отпустил" и любительского рыболовства, товарного рыбоводства и производства рыбной продукции;
разработка и законодательное утверждение механизмов предоставления льготного налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса по производству рыбных кормов, организации и эксплуатации озерно-товарных, прудовых, садковых и других приспособленных хозяйств по искусственному выращиванию рыб и кормовых организмов;
разработка и согласование межгосударственного Соглашения по совместному освоению и охране биологических ресурсов Каспийского моря и других трансграничных водоемов, проработка вопроса по созданию международной инспекции по защите осетровых видов рыб и среды их обитания;
проведение мелиоративных работ на основных рыбохозяйственных реках республики;
разработка биотехнологий сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов рыб в селекционно-генетическом центре рыбного хозяйства, образованного на базе Казахской производственно акклиматизационной станции.
Второй этап (с 2010 по 2012 годы)
В этот период предполагается создание устойчивой рыбопромысловой базы водоемов, повышение роли предпринимателей по ведению рыбного хозяйства и улучшению качества выпускаемой продукции, экспорта рыбной продукции соответствующей стандартам Европейского Союза, эффективного управления товарными рыбоводными хозяйствами, развития аквакультуры, создание рыбных кластеров, товарного осетроводства, совершенствования системы охраны и воспроизводства рыбохозяйственных водоемов.
Программа развития на период от 2010 до 2012 года требует принятия следующих мер:
дальнейшее совершенствование законодательства в области рыбного хозяйства;
создание устойчивой береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса;
разработка и реализация механизмов развития биржевой, опционной и фьючерсной торговли рыбной продукцией;
ввод на полную производственную мощность Атырауского и Урало-Атырауского осетровых рыбоводных заводов по выращиванию молоди осетровых до 12-15 миллион штук ежегодно;
создание в различных регионах Казахстана товарных осетровых хозяйств и обеспечение их молодью осетровых. Формирование ремонтно-маточного поголовья осетровых;
обеспечение воспроизводственным комплексом принципиально новых направлений в рыбоводстве;
совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для рыбного хозяйства в соответствии с международными стандартами;
разработка и реализация мероприятий по борьбе с чужеродными вселенцами Каспийского моря. Участие в совместных межгосударственных исследованиях по борьбе с ними;
содействие предпринимательской деятельности по производству в республике орудий лова, плавательных средств, рыбоводного оборудования и комбикормов, путем выделения субсидий на погашение затрат на покупку необходимого оборудования и льготного налогообложения в течение первых трех лет с момента пуска в эксплуатацию;
проведение международных выставок "Рыба и рыбопродукты", семинаров по проблемам охраны, воспроизводству, добыче рыбы, развитию производства новых видов продукции и аквакультуры;
обеспечение режима эксплуатации водохранилищ и законодательное установления порядка расходов воды, отвечающих требованиям рыбного хозяйства;
разработка комплексных мероприятий по искусственному воспроизводству ценных видов рыб, находящихся под угрозой исчезновения и рыб, занесенных в Красную Книгу республики. Формирование генофонда коллекций ценных видов рыб, с образованием селекционно-генетических центров и условий по содержанию маточного стада рыб для проведения научных исследований;
разработка положения об использовании пользователями водоемов (участков) по добыче, выращиванию и использованию артемии Салины, раков и других гидробионтов и определить порядок их экспорта;
разработка научных основ направленного формирования ихтиоценозов крупных рыбохозяйственных водоемов при участии специалистов сопредельных в водных бассейнах стран.
Третий этап (с 2013 по 2015 годы)
На данном этапе будут обеспечены условия устойчивого развития рыбного хозяйства и рационального использования рыбных ресурсов и других водных животных за счет принятия следующих мер:
достижение и сохранение баланса между существующими запасами водных биоресурсов и промысловыми мощностями, по добыче и переработке рыбной продукции естественных водоемов и развитию и эксплуатации товарных рыбоводных хозяйств;
дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области рыбного хозяйства, адекватной задачам эффективного и устойчивого развития;
дальнейшая реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биоресурсами на основе их рационального использования;
формирование устойчивой сырьевой базы промышленного рыболовства за счет сохранения и рационального использования имеющихся запасов рыб естественных водоемов и усиления мероприятий по искусственному воспроизводству и товарному рыбоводству;
дальнейшее развитие биотехники разведения рыб в озерно-товарных, прудовых и садковых хозяйствах и достижения объемов искусственного выращивания до 10 тысяч тонн к 2015 году;
внедрение передовых технологий, научных исследований и разработок в области рыбного хозяйства;
создание условий для формирования внутреннего рынка рыбной продукции и его функциональной структуры;
разработка стратегии и мероприятий по управлению рыбными ресурсами крупных рыбохозяйственных водоемов.
5. Ожидаемые результаты
В области совершенствования системы управления рыбным хозяйством будут организованы маркетинговые исследования рыбного хозяйства, мониторинг рыбных ресурсов, усовершенствованы методы управления рыбными ресурсами. Приняты меры по сохранению и восстановлению численности редких и исчезающих видов рыб, по регулированию отношений в области развития и функционирования товарных рыбоводных хозяйств и индустриальных предприятий по искусственному выращиванию рыб и других водных животных.
В направлении совершенствования нормативно-правовой базы развития отрасли будет проведена работа по совершенствованию законодательства в области охраны, воспроизводства и использования рыбных и других водных биологических ресурсов, путем внесения изменений и дополнений в административное, уголовное, налоговое, водное законодательства. Будет усилена роль уполномоченного и территориальных органов в управлении рыбным хозяйством, в частности по контролю за водозаборными сооружениями, проведению мелиоративных работ и спасению молоди рыб, урегулированы отношения в области развития рыболовного туризма, любительского и спортивного рыболовства, создана нормативно-правовая база по созданию и развитию товарного рыбоводства (садкового, прудового, бассейнового, в замкнутых системах, и другие), а также по переводу естественных водоемов в разряд озерно-товарных и других приспособленных хозяйств и режима их эксплуатации.
Необходимость развития товарного рыбоводства обусловлена ограниченностью ресурсов в крупных естественных водоемах, испытывающих все возрастающий пресс рыболовства. В то же время не используется потенциал многочисленных малых водоемов республики, не развито озерно-товарное, прудовое и другие виды рыбоводства, которые могут производить рыбу по интенсивным технологиям. В этой связи будут приняты меры государственной поддержки развития данного направления, в частности путем разработки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в данной области, установлением льгот на ввоз (импорт) рыбоводного технологического оборудования, рыбных кормов и биодобавок и рыбопосадочного материала. Данные меры позволят довести уровень искусственного выращивания в республике до 10 тысяч тонн товарной продукции к 2015 году.
В сфере совершенствования проведения научно-исследовательских работ, принятия мер по сохранению и восполнению редких и исчезающих видов рыб и других водных животных, будут внедрены биотехнологии сохранения и воспроизводства редких и исчезающих видов рыб в селекционно-генетическом центре рыбного хозяйства. Также Казахстан примет участие в совместных межгосударственных исследованиях и мероприятиях по оценке состояния морских объектов промысла, борьбе с чужеродными вселенцами, охране, воспроизводству и использованию рыбных ресурсов.
В целях создания современной добывающей и перерабатывающей отрасли для выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции будут приняты меры по урегулированию и оказанию государственной поддержки рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли рыбного хозяйства, производства рыбных кормов и биодобавок, судостроительной, сетеснастной и иной инфраструктуры рыбного хозяйства. В связи с этим, будет выработан механизм государственной поддержки развития перерабатывающей базы, морского промысла кильки, сельди и морского тюленя в Каспийском море, товарного рыбоводства и осетроводства, путем субсидирования отдельных направлений, установления пониженной или нулевой ставки платежей или налоговых пошлин на ввозимые товары и услуги, а также других преференций в соответствии с действующим законодательством, что в целом будет способствовать созданию конкурентоспособной, с высокой добавленной стоимостью продукции и имиджа качества отечественной рыбной продукции.
В результате реализации данной Концепции предполагается систематизировать государственное регулирование и контроль в сфере управления водными биологическими ресурсами, завершить разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач сформулированных в Концепции, скоординировать на республиканском и региональном уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития рыбного хозяйства Республики Казахстан, систематизацию анализа и оценки информации о текущем состоянии отрасли. В результате будут созданы условия для роста промышленного производства, формирования конкурентной рыночной среды и повышения роли Казахстана, как конкурентоспособной страны на внешнем рынке.
Будет усовершенствована законодательная база отрасли, в том числе в вопросах, касающихся рыбоводства и регулирования рыболовства. Станет возможным единообразное понимание и применение правовых норм в сфере изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов.