Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 N 303.
В целях создания новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики в Республике Казахстан, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу "30 корпоративных лидеров Казахстана" (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям, принять меры по реализации Программы.
3. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 ноября 2007 года N 1097
Программа
"30 корпоративных лидеров Казахстана"
1. Паспорт Программы
Наименование Программа "30 корпоративных лидеров Казахстана"
Программы
Основание для Пункт 3 Указа Президента Республики Казахстан от
разработки 13 апреля 2007 года N 314 "О мерах по
Программы модернизации экономики Республики Казахстан"
Разработчик Министерство экономики и бюджетного планирования
Программы Республики Казахстан
Цель Программы Консолидация усилий бизнеса и государства в
создании новых и модернизации существующих
производств, обеспечивающих диверсификацию и
развитие экспортного потенциала несырьевого
сектора экономики страны
Задачи 1. Содействие созданию в Казахстане
Программы конкурентоспособных, экспортоориентированных
отраслей и производств несырьевого сектора путем
формирования корпоративных лидеров регионального
и мирового масштаба.
2. Формирование благоприятной бизнес-среды и
инвестиционного климата.
3. Развитие конкурентоспособной индустриально-
инновационной инфраструктуры, соответствующей
международным стандартам и адекватной требованиям
бизнеса
Сроки реализации 2007-2030 годы
Программы
Необходимые Для реализации Программы будут задействованы
ресурсы и собственные средства участников Программы,
источники отечественных и иностранных инвесторов, банков
финансирования второго уровня, государственных холдингов,
Программы институтов развития, средства республиканского и
местных бюджетов
Ожидаемые Формирование в Казахстане корпораций,
результаты от конкурентоспособных на региональном и мировом
реализации рынках товаров и услуг;
Программы увеличение доли несырьевого сектора в структуре
ВВП;
рост объема и расширение географии несырьевого
экспорта;
формирование казахстанских брендов;
развитие системы биржевой торговли, выход
компаний на мировые фондовые и товарные биржи;
создание и развитие работающего механизма
государственно-частного партнерства;
увеличение производительности труда в несырьевых
секторах и развитие наукоемких и
энергоэффективных производств;
развитие инфраструктуры в соответствии с
международными требованиями;
достижение мультипликативного и синергетического
эффекта на смежные отрасли
2. Введение
Программа "30 корпоративных лидеров Казахстана" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года N 314 "О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан".
Программа устанавливает схему взаимодействия государства и бизнеса в рамках реализации перспективных инвестиционных проектов. В настоящем документе:
приведен полный перечень возможных мер государственной поддержки подготовки и реализации проектов;
установлен механизм оценки экономической эффективности проектов;
приведена схема взаимодействия всех заинтересованных сторон;
определен механизм мониторинга реализации Программы;
определен механизм государственного финансирования проектов, включенных в Программу.
Основными принципами Программы являются:
транспарентность - перечень участников Программы, мастер-планы, запросы заявителей, утвержденные меры государственной поддержки, меморандумы между государством и бизнесом, а также результаты мониторинга проектов подлежат опубликованию, за исключением соответствующих положений, имеющих конфиденциальный характер; принятие решений в рамках Программы осуществляется коллегиально при участии всех заинтересованных сторон;
партнерство - реализация Программы осуществляется на основе взаимодействия государства с частным сектором, где государство фокусируется на проведении маркетингового анализа, создании и развитии инфраструктуры, формировании благоприятного бизнес-климата;
равный доступ - участником Программы может являться как отечественная, так и иностранная компания;
организация центра прибыли в Республике Казахстан - компании, созданные для реализации инвестиционных проектов в рамках Программы, должны быть резидентами Республики Казахстан;
трансфертность (эффект распространения) - меры государственной поддержки, касающиеся совершенствования нормативной правовой базы (улучшения бизнес-среды), распространяются на всех субъектов экономической деятельности;
преемственность - меры государственной поддержки, механизмы реализации инвестиционных проектов и другие инструменты, указанные в Программе будут также применяться социально-предпринимательскими корпорациями для реализации проектов регионального и межрегионального значения;
разделение рисков - основные инвестиционные риски берет на себя частный сектор;
долгосрочность - действия Программы направлены на реализацию долгосрочных стратегических задач государства.
В настоящей Программе используются следующие термины и определения:
Государственная Государственная комиссия по вопросам модернизации
комиссия экономики Республики Казахстан, утвержденная
Указом Президента Республики Казахстан от 13
апреля 2007 года N 314 "О мерах по модернизации
экономики Республики Казахстан";
Уполномоченный Государственный орган, уполномоченный
орган Правительством Республики Казахстан представлять
интересы государства в рамках решения задач,
определенных в Программе;
Оператор(ы) Юридическое лицо, уполномоченное в соответствии
Программы с постановлением Правительства Республики
Казахстан на реализацию функций по Программе;
Экспертный совет Группа экспертов, выполняющая функции
консультативно-совещательного органа,
сформированная из представителей бизнеса, бизнес-
ассоциаций, институциональных инвесторов и
заинтересованных государственных органов,
утвержденная распоряжением Премьер-Министра
Республики Казахстан;
Корпоративный Участник Программы, занимающий устойчивые
лидер позиции на мировом и/или региональном рынках,
доля экспорта которой составляет не менее 2 % от
общего объема несырьевого экспорта Республики
Казахстан;
Мастер-план План мероприятий по созданию комплекса
интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих
производств и инфраструктуры (физической и
интеллектуальной), включающий предварительное
технико-экономическое обоснование по каждому
проекту и рекомендации по совершенствованию
законодательства для успешной реализации
инвестиционных проектов;
Заявитель Юридическое лицо, заинтересованное в реализации
инвестиционного проекта в рамках Программы;
Участник Юридическое лицо, реализующее инвестиционный
проект в рамках Программы.
Для обеспечения информационной поддержки Программы будет проведена следующая работа:
открытие веб-сайта поддержки реализации Программы, где будут детально разъяснены основные критерии отбора инвестиционных проектов, расчета возможного уровня государственной поддержки, механизмы подачи заявок и реализации инвестиционных проектов;
проведение конференций и семинаров с участием отечественного и иностранного бизнеса;
привлечение средств массовой информации для освещения основных положений Программы и хода ее реализации.
3. Анализ современного состояния проблемы
За период реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы государственными институтами развития была проведена определенная работа по поддержке частных инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики. При этом основными инструментами государственной поддержки являлись финансирование проектов и торговых операций, предоставление лизинговых услуг, страхование экспортных операций и другие.
Однако в настоящее время несырьевые сектора экономики не могут конкурировать по доходности с добывающим сектором и строительством. Кроме того, существуют ряд факторов, которые оказывают существенное негативное влияние на инвестиционную активность в обрабатывающих секторах.
Во-первых, в связи с тем, что окупаемость проектов в несырьевых секторах экономики может занимать длительное время, а для обеспечения международной конкурентоспособности продукции требуются значительные инвестиции (приобретение современного производственного оборудования, технологий, обучение кадров), существенно снижается инвестиционная привлекательность данных секторов.
Во-вторых, слабое развитие производственной инфраструктуры (железнодорожная инфраструктура, электроэнергетика и линии электропередач, услуги телекоммуникаций, водоснабжение, газоснабжение и прочая инфраструктура) и логистических центров негативно влияет на конкурентоспособность продукции.
В-третьих, существующая система государственного администрирования экспортных операций является неэффективной и снижает привлекательность инвестиций в несырьевые экспортоориентированные сектора экономики.
В-четвертых, так как большинство добывающих предприятий уже сформировали устойчивую сеть потребителей и связаны обязательствами по долгосрочным контрактам, существует определенный дефицит сырьевых ресурсов на внутреннем рынке.
В-пятых, дефицит квалифицированных кадров и наличие множества административных барьеров создают дополнительные трудности при организации производств.
Как показывает мировая практика, наибольшего успеха в завоевании внешних рынков достигают транснациональные корпорации (корпоративные лидеры), а формирование корпоративных лидеров в несырьевых секторах экономики в условиях глобализации и жесткой международной конкуренции зачастую происходит не без помощи стимулирующих мер государства.
Согласно данным журнала Форбс (Forbes) лишь 35 компаний из 100 крупнейших корпораций оперируют в ненефтяном и нефинансовом секторах. В тоже время необходимо отметить что, если 15-20 лет назад крупнейшие корпорации мира представляли страны Западной Европы, Соединенных Штатов Америки и Японии, то в 2006 году среди 100 крупнейших корпораций мира присутствовали компании из Южной Кореи, Китая, России и Бразилии. При этом южно-корейская компания Samsung Electronics занимает 63 место в общем рейтинге компаний и 19 место среди несырьевых и нефинансовых компаний и является крупнейшим в мире производителем электробытовых приборов.
Настоящая Программа направлена на решение вышеуказанных проблем путем разработки и внедрения новых инструментов государственного стимулирования реализации инвестиционных проектов в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики на основе партнерства государства и бизнеса.
4. Цель и задачи Программы
Целью Программы является консолидация усилий бизнеса и государства в создании новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики страны.
Задачами Программы являются:
1. Содействие созданию в Казахстане конкурентоспособных, экспортоориентированных отраслей и производств несырьевого сектора путем формирования корпоративных лидеров регионального и мирового масштаба.
2. Формирование благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата.
3. Развитие конкурентоспособной индустриально-инновационной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и адекватной требованиям бизнеса.
Прямым результатом реализации Программы будет являться формирование корпоративных лидеров. Корпоративным лидером будет признана компания:
доля экспорта которой составляет не менее 2 % от общего объема несырьевого экспорта Казахстана;
имеющая узнаваемый "брэнд" на внутреннем, региональном и/или мировом рынках;
с высоким уровнем инвестиций в НИОКР;
акции, которой имеют котировки на фондовых биржах (IPO) не позднее, чем через 3 года после ввода в эксплуатацию объекта, реализованного в рамках Программы.
Косвенным эффектом от реализации Программы будет являться совершенствование институциональных механизмов государственно-частного партнерства в части отбора и управления инвестиционными проектами, определения доли и условий участия каждого инвестора в его реализации, а также ответственности за выполнение работ и распределении конечных результатов деятельности.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Направления реализации Программы
Программа включает в себя два направления по реализации совместных инвестиционных проектов государства и бизнеса в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики.
Базовыми требованиями для отбора перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации Программы являются:
1. Участниками Программы могут быть инвесторы, заинтересованные в реализации проектов в следующих секторах:
организация производств по освоению следующих, от существующих в Казахстане, переделов;
модернизация и создание экспортоориентированных перерабатывающих производств;
развитие транспортно-логистических центров.
2. Уставный капитал создаваемой для реализации инвестиционного проекта компании не может быть ниже 20 % от общей стоимости реализуемого проекта.
В целях поддержки реализации Программы государство будет уделять большое внимание развитию объектов инфраструктуры на основе концессионных механизмов, для обеспечения возрастающих потребностей несырьевого сектора. Уполномоченным органом будет разработан механизм согласованного финансирования проектов в рамках Программы и соответствующих проектов инфраструктуры.
5.1.1. Первое направление
Первое направление предусматривает оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, предлагаемым бизнесом к реализации. Роль государства в этом случае заключается в оценке проектов, а также определении и предоставлении конкретных мер и объемов государственной поддержки. Первое направление реализации Программы рассчитано на период 2007-2010 годы.
Особое внимание будет уделено построению эффективного механизма сотрудничества государства и бизнеса в рамках реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Одним из результатов такого взаимодействия станет приведение нормативной правовой базы Республики Казахстан в соответствие с потребностями нового этапа экономического развития.
Дополнительными требованиями для окончательного отбора перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации первого направления являются:
наличие технико-экономического обоснования проекта;
стоимость проекта - не менее 100 млн. долл. США;
наличие от проекта мультипликативного и системообразующего эффекта;
экспортоориентированность проекта - не менее 30 % произведенной продукции будет направляться на экспорт;
использование современных технологий;
взаимосвязь со специализацией регионов;
использование местного сырья и комплектующих;
самоокупаемость проекта - положительная чистая приведенная стоимость (NPV) и эффективность других показателей. Конкретные предельные значения показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики разрабатываются Уполномоченным органом и одобряются Государственной комиссией.
5.1.2. Второе направление
Второе направление основано на совместной работе частного сектора и государства по определению конкурентоспособных, экспортоориентированных товаров (услуг). Частный сектор совместно с государством определит и будет реализовывать проекты по созданию интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств в приоритетных несырьевых экспортоориентированных секторах экономики Казахстана, которые обеспечат прорывной сконцентрированный эффект для выхода казахстанских товаров на международные рынки. Второе направление реализации Программы рассчитано на период 2008-2030 годы.
Дополнительными требованиями для перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации второго направления являются:
наличие экспортного потенциала и перспективы роста мирового рынка с учетом жизненного цикла товара (услуги);
перспективы создания интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств;
высокая добавленная стоимость;
низкая трудоемкость;
наличие страновых конкурентных преимуществ.
5.2. Механизмы реализации Программы
5.2.1. Механизм реализации первого направления
Для реализации первого направления предусмотрен следующий механизм (Приложение 1):
1. Предварительная заявка на реализацию проекта предоставляется заявителем оператору (операторам) Программы (далее - Оператор Программы). Форма заявки и перечень необходимых документов для предварительного рассмотрения проекта определяются Уполномоченным органом. К данной заявке прилагается предварительное технико-экономическое обоснование проекта, включающее в себя следующую информацию:
общая информация по проекту (наименование проекта и сфера функционирования производства, описание производимой продукции);
стоимость проекта;
характеристики производства (производственные мощности, возможные дальнейшие переделы);
предположительная структура продаж (экспорт, внутренний рынок);
запрашиваемый уровень государственной поддержки;
иные необходимые сведения.
2. Рассмотрение заявки и осуществление предварительной оценки проекта Оператором Программы. Вынесение результатов предварительной оценки проекта на рассмотрение Экспертного совета. Предоставление Оператором Программы результатов предварительной оценки проекта и рекомендаций Экспертного Совета в Уполномоченный орган.
3. Подготовка решения Правительства Республики Казахстан о содействии государственных органов и иных организаций с участием государства, в сборе необходимой информации, для разработки окончательного технико-экономического обоснования предварительно одобренного проекта, по представлению Уполномоченного органа.
4. Предоставление заявителем полной информации по проекту Оператору Программы в виде технико-экономического обоснования проекта, которое включает в себя:
календарный план реализации проекта;
финансово-экономическую модель проекта;
оценку финансово-экономических результатов реализации проекта по трем вариантам (базовый, пессимистический, оптимистический) на основе финансово-экономической модели проекта;
структуру реализации проекта, включая размер долевого участия и другие сведения;
показатели эффективности инвестиционного проекта, такие как чистая приведенная стоимость проекта (NPV), внутренняя норма доходности проекта (IRR), период окупаемости проекта (РВР), индекс прибыльности (PI), другие показатели эффективности реализации проекта;
запрашиваемый уровень государственной поддержки;
SWOT-анализ;
оценка рисков реализации проекта;
техническая экспертиза проекта;
экологическая экспертиза проекта;
правовая экспертиза проекта;
оценка внешних условий реализации проекта;
проектно-изыскательные работы, в ходе которых должны быть определены:
перечень необходимых в рамках реализации проекта производственных объектов и объектов инфраструктуры;
источники необходимого сырья;
качественные характеристики производимой продукции;
объем производства;
объем капитальных затрат на реализацию проекта;
объем эксплуатационных затрат на производство продукции.
Полный перечень необходимых документов определяется Уполномоченным органом.
В случае наличия у заявителя полного комплекта документов по проекту, включая технико-экономическое обоснование, не требуются осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 1-3 настоящего подраздела и заявка по такому проекту представляется в соответствие с пунктом 4 настоящего подраздела.
5. Оценка проекта осуществляется Оператором Программы.
6. Оператор Программы совместно с заявителем проекта и Уполномоченным органом анализируют параметры проекта и оценивают возможный уровень государственной поддержки. Методика расчета возможного уровня государственной поддержки разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. При расчете возможного уровня государственной поддержки также будет учитываться прогнозируемый объем налоговых поступлений от реализации проекта и предлагаемый заявителем объем социальных обязательств.
7. Оператор Программы выносит результаты оценки проекта, возможного уровня государственной поддержки на рассмотрение Экспертного совета для получения соответствующих рекомендаций.
8. Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы по каждому проекту составляет "паспорт проекта", который включает в себя:
общие характеристики проекта;
показатели эффективности проекта;
расчет социально-экономического эффекта от реализации проекта (в табличной форме);
прогнозируемый объем налоговых поступлений от реализации проекта;
рекомендуемый уровень государственной поддержки;
рекомендации Экспертного совета.
9. Уполномоченный орган выносит перспективные проекты на рассмотрение Государственной комиссии с приложением "паспортов проектов".
10. Государственная комиссия рассматривает и принимает решение по включению проекта в перечень проектов к реализации и определяет окончательный уровень государственной поддержки по каждому проекту.
11. Уполномоченный орган заключает меморандум с Оператором Программы и участником проекта, где указываются:
основные характеристики проекта, включая показатели эффективности;
сроки реализации проекта;
обязательства государства и бизнеса, в том числе социальные;
ответственность сторон за неисполнение обязательств;
механизм корректировки проекта;
условия выхода из проекта;
другие положения, необходимые для успешной реализации совместного проекта.
Форма меморандума разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. Общий порядок осуществления корректировки проекта и определения условий выхода участника Программы из проекта одобряется Государственной комиссией.
12. Обязательства государства по реализации проекта оформляются постановлением Правительства Республики Казахстан с указанием четких механизмов и сроков предоставления государственной поддержки. В данном постановлении также принимаются решения по распространению согласованных изменений и дополнений нормативной правовой базы на всех субъектов экономической деятельности.
13. Уполномоченный орган формирует бюджетную заявку на государственную поддержку проекта по представлению Оператора Программы.
После окончания проекта и введения объекта в эксплуатацию, государство будет реализовывать на фондовых биржах свою долю участия в уставном капитале. Реализация принадлежащих государству акций возможна после достижения компанией, реализующей проект в рамках Программы, критериев корпоративного лидера или по решению Государственной комиссии.
5.2.2. Механизм реализации второго направления
В рамках реализации второго направления Программы будут разработаны конкретные инвестиционные проекты, в виде мастер-планов. Механизм реализации второго направления предусматривает следующую последовательность (Приложение 2):
1. Государством совместно с частным сектором будут определены приоритетные несырьевые экспортоориентированные сектора экономики с выделением конкретных товаров (услуг).
2. Перечень перспективных товаров (услуг), отобранных на основе дополнительных критериев, изложенных в подразделе 5.1.2. и соответствующих отраслевых стратегий, будет одобрен Государственной комиссией.
3. По каждому утвержденному товару (услуге) Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы, Экспертным советом и международными экспертами обеспечивает разработку мастер-планов. Мастер-план будет представлен в виде плана мероприятий по реализации проектов для создания интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств и инфраструктуры, включающего:
рекомендуемое месторасположение производственного комплекса с учетом специализации регионов;
этапы и последовательность создания производств;
финансово-экономические модели проектов;
внутренняя норма доходности (IRR), чистая приведенная стоимость (NPV), период окупаемости, а также другие показатели эффективности проектов;
необходимая индустриально-инновационная инфраструктура (электроэнергия, транспортная инфраструктура, транспортно-логистические центры, лаборатории) и ее интеграция в существующие инфраструктурные сети;
возможные рынки сбыта продукции и каналы дистрибуции;
расчет потребности в трудовых ресурсах в разрезе специализаций, а также меры по обеспечению проектов квалифицированными кадрами;
возможный объем государственной поддержки;
другие факторы, необходимые при реализации инвестиционных проектов.
4. Уполномоченный орган выносит мастер-планы на рассмотрение Государственной комиссии.
5. На базе утвержденных мастер-планов Оператор Программы проводит открытые конкурсы по каждому проекту.
6. Заявитель предоставляет Оператору Программы окончательное технико-экономическое обоснование и предложения по дополнительным мерам и объемам государственной поддержки, сверх предусмотренных мастер-планом.
7. Уполномоченный орган и Оператор Программы производят оценку технико-экономического обоснования проекта и оценивают объем государственной поддержки, в том числе возможность совершенствования нормативной правовой базы. Результаты оценки проекта и рекомендуемый уровень государственной поддержки выносятся на рассмотрение Экспертного совета.
8. Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы по каждому проекту составляет "паспорт проекта", который включает в себя основные показатели проекта и запрашиваемый уровень государственной поддержки.
9. Уполномоченный орган выносит проекты на рассмотрение Государственной комиссии с приложением "паспортов проектов".
10. Государственная комиссия одобряет проекты и окончательный уровень государственной поддержки, с учетом:
вклада частного сектора в реализацию проекта;
степени социальной ответственности бизнеса;
уровня прибыльности и других показателей эффективности проекта;
срока реализации и стоимости проекта.
11. Уполномоченный орган заключает меморандум с Оператором Программы и участником проекта, где указываются:
основные характеристики проекта, включая показатели эффективности;
сроки реализации проекта;
обязательства государства и бизнеса, в том числе социальные;
ответственность сторон за неисполнение обязательств;
механизм корректировки проекта;
условия выхода из проекта;
другие положения, необходимые для успешной реализации совместного проекта.
Форма меморандума разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. Общий порядок осуществления корректировки проекта и определения условий выхода участника Программы из проекта одобряется Государственной комиссией.
12. Обязательства государства по реализации проекта оформляются постановлением Правительства Республики Казахстан с указанием четких механизмов предоставления государственной поддержки. В данном постановлении также принимаются решения по распространению согласованных изменений и дополнений нормативной правовой базы на всех субъектов экономической деятельности.
13. Уполномоченный орган формирует бюджетную заявку на государственную поддержку проекта по представлению Оператора Программы.
После окончания проекта и введения объекта в эксплуатацию государство будет реализовывать на фондовых биржах свою долю участия в уставном капитале. Реализация принадлежащих государству акций возможна лишь после достижения компанией, реализующей проект в рамках Программы, критериев корпоративного лидера или по решению Государственной комиссии.
5.3. Возможные меры государственной поддержки
Возможные меры государственной поддержки:
участие государства в финансировании проекта - не более 50 % от общей стоимости проекта;
участие в уставном капитале компании, создаваемой для реализации проекта, - не более 50 % минус 1 акция, но не менее доли участия в финансировании проекта;
предоставление долгосрочных займов;
предоставление государственных гарантий и поручительств;
предоставление налоговых и таможенных преференций в рамках существующего законодательства;
обеспечение необходимой инфраструктурой и/или участие в проекте государственных инфраструктурных компаний;
содействие в осуществлении экспортных операций, в том числе политическая поддержка в рамках торговых соглашений;
предоставление прав недропользования на профильные сырьевые месторождения в объемах, необходимых для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании, либо организация разработки необходимых месторождений и предоставление сырья для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании;
устранение (снижение) административных барьеров, в том числе в части упрощения процедур предоставления лицензий и иных разрешений на осуществление деятельности, прохождения таможенных процедур и налогового администрирования, препятствующих реализации проекта и дальнейшему функционированию производства;
обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами, в том числе за счет развития объектов образования, организации курсов по подготовке и переподготовке кадров, формирования условий для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы;
развитие научно-исследовательской инфраструктуры, в том числе софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для реализации проекта;
предоставление государственных заказов;
приобретение лицензий и патентов с целью их последующей передачи в пользование участнику Программы;
выделение земельных участков, необходимых для реализации проекта.
При этом совокупный уровень государственной поддержки не должен превышать общей стоимости проекта, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие производственных комплексов, включающих в себя множество взаимосвязанных и сопутствующих производств.
5.4. Органы, принимающие непосредственное
участие в реализации Программы
Государственная комиссия
Деятельность Государственной комиссии заключается в следующем:
одобрение перечня перспективных отраслей и продуктов, мастер-планов и конкретных инвестиционных проектов;
одобрение конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики;
одобрение методики расчета уровня государственной поддержки по проектам;
определение окончательного уровня государственной поддержки;
рассмотрение отчетов Оператора Программы о ходе реализации проектов;
одобрение общего порядка корректировки проектов и выхода сторон из проектов;
одобрение методики мониторинга проектов;
контроль хода исполнения обязательств, взятых на себя государством и бизнесом по реализации проектов;
принятие иных решений, вытекающих из положений настоящей Программы.
Уполномоченный орган
Деятельность Уполномоченного органа заключается в следующем:
разработка конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики;
разработка и утверждение детальных критериев по отбору проектов;
утверждение формы заявки и перечня документов для предварительного рассмотрения проектов;
утверждение полного перечня документов, необходимых для окончательной оценки проектов;
разработка методики расчета возможного уровня государственной поддержки;
разработка механизма взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций;
разработка механизма согласованного финансирования проектов Программы и соответствующих проектов инфраструктуры;
определение общего порядка корректировки проектов и выхода сторон из проектов;
разработка типового меморандума;
согласование проектов и уровня их государственной поддержки с Экспертным советом;
составление совместно с Оператором Программы "паспортов проектов";
участие в определении совместно с частным сектором и независимыми внешними экспертами приоритетных секторов экономики и конкретных товаров (услуг);
обеспечение разработки мастер-планов;
вынесение на рассмотрение Государственной комиссии проектов, соответствующих критериям Программы;
подписание от лица государства меморандумов между государством и бизнесом;
формирование бюджетных заявок на государственную поддержку;
разработка методики мониторинга проектов.
Оператор Программы
Важная роль по построению диалога между государством и частным бизнесом отведена Оператору Программы, который определяется Правительством Республики Казахстан. В рамках отбора и реализации проектов будет использоваться принцип "одного окна", когда частный бизнес подает заявку Оператору Программы, и в дальнейшем все действия осуществляются через Оператора Программы, что позволит сделать все процедуры максимально понятными и прозрачными. Деятельность Оператора Программы заключается в следующем:
разъяснение бизнесу основных положений Программы;
разработка детальных критериев по оценке проектов;
сбор и первичное рассмотрение заявок частного сектора;
анализ целесообразности реализации проекта, эффекта от проекта и оптимального пакета государственной поддержки;
совместно с Уполномоченным органом составление "паспортов проектов";
представление в Уполномоченный орган запроса на формирование бюджетной заявки;
реализация инвестиционных проектов (совместно с частным сектором);
осуществление мониторинга реализации проектов и представление ежеквартальных отчетов о ходе реализации проектов на рассмотрение Уполномоченного органа и Государственной комиссии;
оперативное информирование Государственной комиссии об изменениях в проекте (стоимость проекта, сроки реализации) с указанием их причин;
формирование отчета о проблемах при реализации проектов.
Социально-предпринимательские корпорации
Для вовлечения социально-предпринимательских корпораций в процесс реализации Программы, Уполномоченным органом будет определен механизм взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций при отборе, реализации и мониторинге проектов. Кроме того, для реализации социально-предпринимательскими корпорациями проектов регионального и межрегионального значения стоимостью менее 100 млн. долл. США Правительством будет утверждена соответствующая программа.
Экспертный совет
С целью осуществления общественного контроля над целесообразностью и справедливостью распределения государственной поддержки будет сформирован Экспертный совет в качестве консультативно-совещательного органа, в состав которого войдут представители бизнеса, отраслевых ассоциаций и других заинтересованных сторон. Таким образом, все проекты, реализуемые в рамках Программы, до рассмотрения Государственной комиссией будут согласовываться с Экспертным советом.
5.5. Мониторинг хода реализации Программы
Мониторинг будет состоять из следующих этапов:
определение разрывов между планируемым и фактическим уровнем прибыли, экспортной выручки, налоговых платежей и других показателей эффективности реализации проекта;
определение разрывов в реализации календарного плана и бюджета проекта;
выявление причин этих разрывов;
принятие мер по их устранению.
Система мониторинга реализации проектов будет организована на ежеквартальной основе.
Методика мониторинга проектов будет разработана Уполномоченным органом и одобрена Государственной комиссией.
При реализации Программы необходимо учитывать возможные системные риски.
Во-первых, существует вероятность выбора и реализации неэффективных проектов, которые после прекращения государственной поддержки не смогут быть конкурентоспособными на мировом и региональных рынках.
Во-вторых, строительство дополнительной производственной, социальной и интеллектуальной инфраструктуры предполагает большой объем инвестиций, но, в случае неудачной реализации проектов, данная инфраструктура будет не окупаемой.
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Для реализации Программы будут задействованы собственные средства участников Программы, отечественных и иностранных инвесторов, банков второго уровня, государственных холдингов, институтов развития, средства республиканского и местных бюджетов.
Для финансирования строительства сопутствующей инфраструктуры и доли участия государства в проектах в рамках мер государственной поддержки будут формироваться соответствующие бюджетные программы на среднесрочный период.
7. Результаты от реализации Программы
Ожидается, что в результате реализации Программы будут получены следующие результаты:
формирование в Казахстане корпораций, конкурентоспособных на региональном и мировом рынках товаров и услуг;
увеличение доли несырьевого сектора в структуре ВВП;
рост объема и расширение географии несырьевого экспорта;
формирование казахстанских брендов;
развитие системы биржевой торговли, выход компаний на мировые фондовые и товарные биржи;
создание и развитие работающего механизма государственно-частного партнерства;
увеличение производительности труда в несырьевых секторах и развитие наукоемких и энергоэффективных производств;
развитие инфраструктуры в соответствии с международными требованиями;
достижение мультипликативного и синергетического эффекта на смежные отрасли.
Размещение ценных бумаг корпоративных лидеров даст импульс развитию фондового рынка в Казахстане: увеличение активности юридических и физических лиц-участников рынка, рост объема фондового рынка. Выход корпоративных лидеров на фондовые рынки Европы, Америки и Азии привлечет дополнительный поток инвестиций в Казахстан.
8. План мероприятий по реализации Программы
"30 корпоративных лидеров Казахстана"
N |
Мероприятия |
Форма |
Ответ- |
Сроки |
Пред- |
Источ- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Разработка формы |
Приказ |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
2. |
Разработка перечня |
Приказ |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
3. |
Создание Экспертного |
Распоря- |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
4. |
Разработка |
Приказ |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
5. |
Разработка конкретных |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
6. |
Разработка методики |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
7. |
Разработка механизма |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
8. |
Разработка типовой |
Типовая |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
9. |
Разработка общего |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
10. |
Разработка методики |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
11. |
Информация о измене- |
Отчет в |
МЭБП, |
Еже- |
Не тре- |
|
12. |
Разработка механизма |
Приказ МЭБП |
МЭБП, |
Февраль |
Не тре- |
|
13. |
Определение приори- |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
|
14. |
Разработка |
Решение ГК |
МЭБП, |
Декабрь |
Не тре- |
Примечание: расшифровка аббревиатур :
ГК - Государственная комиссия по вопросам модернизации
экономики Республики Казахстан;
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
Республики Казахстан;
МИТ - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан;
МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики
Казахстан;
АО "ФУР - акционерное общество "Фонд устойчивого развития "Қазына";
"Қазына"
СПК - Социально-предпринимательская корпорация.
Приложение 1
Механизм реализации первого направления Программы
_________________________________________________________________
| Отбор проектов |
| ____________ ____________ _____________ |
| | Заявитель | | Оператор | __________ | Заявитель | |
| | Предвари- | | Программы | | ППРК* о | |Представление| |
| | тельная | | и | |содействии| | полной | |
| | заявка, |->| Экспертный |->| в сборе |->|документации | |
| | по форме | | совет | |информации| | по проекту, | |
| |утвержденной| | | |__________| | согласно | |
| |Уполномочен-| |Рассмотрение| | перечню | |
| |ным органом | | заявки | |Уполномочен- | |
| |____________| |____________| | ного органа | |
| |_____________| |
| ____________________________________________________| |
| | |
| V |
| ____________ ____________ ____________ ____________ |
| | Оператор | | Оператор | |Уполномочен-| |Уполномочен-| |
| | Программы | | Программы, | | ный орган, | |ный орган и | |
| | |->|Уполномочен-|->| Экспертный |->| Оператор | |
| | Оценка | | ный орган | | совет | | Программы | |
| | проекта | |Рассмотрение| |Согласование| | Подготовка | |
| | ___________| | параметров | | мер и | | "Паспорта | |
| | проекта и | | объемов | | проекта" | |
| |определение | |господдержки| |____________| |
| | уровня | |____________| |
| |господдержки| |
| |____________| |
_________________________________________________________________|
|
________________________|
|
V
____________
| Государст- |
| венная |
| комиссия |
| Выбор |
| проектов и |________________________
| утверждение| |
| уровня | |
|господдержки| |
|____________| V
________________________________________________
| Реализация проекта |
| _____________ ____________ ____________ |
|| ППРК по | | Меморандум | | Подготовка | |
||обязательствам| | между | | бюджетной | |
|| Государства | |государством| | заявки | |
||______________| | и бизнесом | |Уполномочен-| |
| |____________| |ным Органом | |
| |____________| |
|________________________________________________|
* Постановление Правительства Республики Казахстан
Приложение 2
Механизм реализации второго направления Программы
__________________ ___________________________________________
Разработка | Проведение открытых конкурсов |
мастер-планов | |
_________________ | __________ __________ __________ |
| Государство и | || Заявитель | | Оператор | | Уполно- | |
| частный сектор | || Оконча- | |Программы | | моченный | |
|_________________| ||тельное ТЭО| ->|и Эксперт-|->| орган и | |
|N 1. Определение | || проекта и | | |ный совет | | Оператор | |
| приоритетных | || запрос | | | Оценка | | Программы| |
| секторов | || дополни- | | | ТЭО | |Подготовка| |
| экономики | || тельной | | | проекта | |"Паспорта | |
|_________________| || государ- | | |__________| | проекта" | |
| N 2. Выбор |->|| ственной | | ____________ |__________| |
| перспективных | || поддержки |-> |Уполномочен-| ^ |
|товаров и услуг | ||__________ | | ный орган и|--| |
|_________________| | | Экспертный| |
| N 3. Разработка | | | совет | |
| планов | | | Обработка | |
| мероприятий по | | | запроса по | |
| созданию | | |предоставле-| |
| комплексов | | |нию дополни-| |
| интегрированных | | | тельной | |
| производств по | | |господдержки| |
| каждому | | |____________| |
| перспективному | | | |
| товару и | | _____________________ |
| услуги | | | Государственная | |
|_________________| | | комиссия | |
| | |Утверждение проекта и| |
V | | уровня господдержки | |
_________________ | |_____________________| |
| Государственная | |____________________________________________|
| комиссия | |
| Утверждение | |
| результатов | |
| работ N 1-3 | |
|_________________| |
V
________________________________________________
| Реализация проекта |
| _____________ ____________ ____________ |
|| ППРК* по | | Меморандум | | Подготовка | |
||обязательствам| | между | | бюджетной | |
|| государства | |государством| | заявки | |
||______________| | и бизнесом | |Уполномочен-| |
| |____________| |ным Органом | |
| |____________| |
|________________________________________________|
* Постановление Правительства Республики Казахстан