Об утверждении Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2007 года N 1097. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года N 303.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 N 303.

      В целях создания новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики в Республике Казахстан, Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемую Программу "30 корпоративных лидеров Казахстана" (далее - Программа).

      2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям, принять меры по реализации Программы.

      3. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Шукеева У.Е.

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

       Премьер-Министр
       Республики Казахстан

Утверждена        
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 19 ноября 2007 года N 1097

  Программа
"30 корпоративных лидеров Казахстана"

  1. Паспорт Программы

Наименование      Программа "30 корпоративных лидеров Казахстана"
Программы

Основание для     Пункт 3  Указа Президента Республики Казахстан от
разработки        13 апреля 2007 года N 314 "О мерах по
Программы         модернизации экономики Республики Казахстан"

Разработчик       Министерство экономики и бюджетного планирования
Программы         Республики Казахстан

Цель Программы    Консолидация усилий бизнеса и государства в
                  создании новых и модернизации существующих
                  производств, обеспечивающих диверсификацию и
                  развитие экспортного потенциала несырьевого
                  сектора экономики страны

Задачи            1. Содействие созданию в Казахстане
Программы         конкурентоспособных, экспортоориентированных
                  отраслей и производств несырьевого сектора путем
                  формирования корпоративных лидеров регионального
                  и мирового масштаба.
                  2. Формирование благоприятной бизнес-среды и
                  инвестиционного климата.
                  3. Развитие конкурентоспособной индустриально-
                  инновационной инфраструктуры, соответствующей
                  международным стандартам и адекватной требованиям
                  бизнеса

Сроки реализации  2007-2030 годы
Программы

Необходимые       Для реализации Программы будут задействованы
ресурсы и         собственные средства участников Программы,
источники         отечественных и иностранных инвесторов, банков
финансирования    второго уровня, государственных холдингов,
Программы         институтов развития, средства республиканского и
                  местных бюджетов

Ожидаемые         Формирование в Казахстане корпораций,
результаты от     конкурентоспособных на региональном и мировом
реализации        рынках товаров и услуг;
Программы         увеличение доли несырьевого сектора в структуре
                  ВВП;
                  рост объема и расширение географии несырьевого
                  экспорта;
                  формирование казахстанских брендов;
                  развитие системы биржевой торговли, выход
                  компаний на мировые фондовые и товарные биржи;
                  создание и развитие работающего механизма
                  государственно-частного партнерства;
                  увеличение производительности труда в несырьевых
                  секторах и развитие наукоемких и
                  энергоэффективных производств;
                  развитие инфраструктуры в соответствии с
                  международными требованиями;
                  достижение мультипликативного и синергетического
                  эффекта на смежные отрасли

  2. Введение

      Программа "30 корпоративных лидеров Казахстана" (далее - Программа) разработана в соответствии с  Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2007 года N 314 "О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан".
      Программа устанавливает схему взаимодействия государства и бизнеса в рамках реализации перспективных инвестиционных проектов. В настоящем документе:
      приведен полный перечень возможных мер государственной поддержки подготовки и реализации проектов;
      установлен механизм оценки экономической эффективности проектов;
      приведена схема взаимодействия всех заинтересованных сторон;
      определен механизм мониторинга реализации Программы;
      определен механизм государственного финансирования проектов, включенных в Программу.
      Основными принципами Программы являются:
      транспарентность - перечень участников Программы, мастер-планы, запросы заявителей, утвержденные меры государственной поддержки, меморандумы между государством и бизнесом, а также результаты мониторинга проектов подлежат опубликованию, за исключением соответствующих положений, имеющих конфиденциальный характер; принятие решений в рамках Программы осуществляется коллегиально при участии всех заинтересованных сторон;
      партнерство - реализация Программы осуществляется на основе взаимодействия государства с частным сектором, где государство фокусируется на проведении маркетингового анализа, создании и развитии инфраструктуры, формировании благоприятного бизнес-климата;
      равный доступ - участником Программы может являться как отечественная, так и иностранная компания;
      организация центра прибыли в Республике Казахстан - компании, созданные для реализации инвестиционных проектов в рамках Программы, должны быть резидентами Республики Казахстан;
      трансфертность (эффект распространения) - меры государственной поддержки, касающиеся совершенствования нормативной правовой базы (улучшения бизнес-среды), распространяются на всех субъектов экономической деятельности;
      преемственность - меры государственной поддержки, механизмы реализации инвестиционных проектов и другие инструменты, указанные в Программе будут также применяться социально-предпринимательскими корпорациями для реализации проектов регионального и межрегионального значения;
      разделение рисков - основные инвестиционные риски берет на себя частный сектор;
      долгосрочность - действия Программы направлены на реализацию долгосрочных стратегических задач государства.

      В настоящей Программе используются следующие термины и определения:

Государственная   Государственная комиссия по вопросам модернизации
комиссия          экономики Республики Казахстан, утвержденная
                   Указом Президента Республики Казахстан от 13
                  апреля 2007 года N 314 "О мерах по модернизации
                  экономики Республики Казахстан";

Уполномоченный    Государственный орган, уполномоченный
орган             Правительством Республики Казахстан представлять
                  интересы государства в рамках решения задач,
                  определенных в Программе;

Оператор(ы)       Юридическое лицо, уполномоченное в соответствии
Программы         с постановлением Правительства Республики
                  Казахстан на реализацию функций по Программе;

Экспертный совет  Группа экспертов, выполняющая функции
                  консультативно-совещательного органа,
                  сформированная из представителей бизнеса, бизнес-
                  ассоциаций, институциональных инвесторов и
                  заинтересованных государственных органов,
                  утвержденная распоряжением Премьер-Министра
                  Республики Казахстан;

Корпоративный     Участник Программы, занимающий устойчивые
лидер             позиции на мировом и/или региональном рынках,
                  доля экспорта которой составляет не менее 2 % от
                  общего объема несырьевого экспорта Республики
                  Казахстан;

Мастер-план       План мероприятий по созданию комплекса
                  интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих
                  производств и инфраструктуры (физической и
                  интеллектуальной), включающий предварительное
                  технико-экономическое обоснование по каждому
                  проекту и рекомендации по совершенствованию
                  законодательства для успешной реализации
                  инвестиционных проектов;

Заявитель         Юридическое лицо, заинтересованное в реализации
                  инвестиционного проекта в рамках Программы;

Участник          Юридическое лицо, реализующее инвестиционный
                  проект в рамках Программы.

      Для обеспечения информационной поддержки Программы будет проведена следующая работа:
      открытие веб-сайта поддержки реализации Программы, где будут детально разъяснены основные критерии отбора инвестиционных проектов, расчета возможного уровня государственной поддержки, механизмы подачи заявок и реализации инвестиционных проектов;
      проведение конференций и семинаров с участием отечественного и иностранного бизнеса;
      привлечение средств массовой информации для освещения основных положений Программы и хода ее реализации.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      За период реализации  Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы государственными институтами развития была проведена определенная работа по поддержке частных инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики. При этом основными инструментами государственной поддержки являлись финансирование проектов и торговых операций, предоставление лизинговых услуг, страхование экспортных операций и другие.
      Однако в настоящее время несырьевые сектора экономики не могут конкурировать по доходности с добывающим сектором и строительством. Кроме того, существуют ряд факторов, которые оказывают существенное негативное влияние на инвестиционную активность в обрабатывающих секторах.
      Во-первых, в связи с тем, что окупаемость проектов в несырьевых секторах экономики может занимать длительное время, а для обеспечения международной конкурентоспособности продукции требуются значительные инвестиции (приобретение современного производственного оборудования, технологий, обучение кадров), существенно снижается инвестиционная привлекательность данных секторов.
      Во-вторых, слабое развитие производственной инфраструктуры (железнодорожная инфраструктура, электроэнергетика и линии электропередач, услуги телекоммуникаций, водоснабжение, газоснабжение и прочая инфраструктура) и логистических центров негативно влияет на конкурентоспособность продукции.
      В-третьих, существующая система государственного администрирования экспортных операций является неэффективной и снижает привлекательность инвестиций в несырьевые экспортоориентированные сектора экономики.
      В-четвертых, так как большинство добывающих предприятий уже сформировали устойчивую сеть потребителей и связаны обязательствами по долгосрочным контрактам, существует определенный дефицит сырьевых ресурсов на внутреннем рынке.
      В-пятых, дефицит квалифицированных кадров и наличие множества административных барьеров создают дополнительные трудности при организации производств.
      Как показывает мировая практика, наибольшего успеха в завоевании внешних рынков достигают транснациональные корпорации (корпоративные лидеры), а формирование корпоративных лидеров в несырьевых секторах экономики в условиях глобализации и жесткой международной конкуренции зачастую происходит не без помощи стимулирующих мер государства.
      Согласно данным журнала Форбс (Forbes) лишь 35 компаний из 100 крупнейших корпораций оперируют в ненефтяном и нефинансовом секторах. В тоже время необходимо отметить что, если 15-20 лет назад крупнейшие корпорации мира представляли страны Западной Европы, Соединенных Штатов Америки и Японии, то в 2006 году среди 100 крупнейших корпораций мира присутствовали компании из Южной Кореи, Китая, России и Бразилии. При этом южно-корейская компания Samsung Electronics занимает 63 место в общем рейтинге компаний и 19 место среди несырьевых и нефинансовых компаний и является крупнейшим в мире производителем электробытовых приборов.
      Настоящая Программа направлена на решение вышеуказанных проблем путем разработки и внедрения новых инструментов государственного стимулирования реализации инвестиционных проектов в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики на основе партнерства государства и бизнеса.

  4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является консолидация усилий бизнеса и государства в создании новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики страны.
      Задачами Программы являются:
      1. Содействие созданию в Казахстане конкурентоспособных, экспортоориентированных отраслей и производств несырьевого сектора путем формирования корпоративных лидеров регионального и мирового масштаба.
      2. Формирование благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата.
      3. Развитие конкурентоспособной индустриально-инновационной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и адекватной требованиям бизнеса.
      Прямым результатом реализации Программы будет являться формирование корпоративных лидеров. Корпоративным лидером будет признана компания:
      доля экспорта которой составляет не менее 2 % от общего объема несырьевого экспорта Казахстана;
      имеющая узнаваемый "брэнд" на внутреннем, региональном и/или мировом рынках;
      с высоким уровнем инвестиций в НИОКР;
      акции, которой имеют котировки на фондовых биржах (IPO) не позднее, чем через 3 года после ввода в эксплуатацию объекта, реализованного в рамках Программы.
      Косвенным эффектом от реализации Программы будет являться совершенствование институциональных механизмов государственно-частного партнерства в части отбора и управления инвестиционными проектами, определения доли и условий участия каждого инвестора в его реализации, а также ответственности за выполнение работ и распределении конечных результатов деятельности.

  5. Основные направления и механизмы реализации Программы

  5.1. Направления реализации Программы

      Программа включает в себя два направления по реализации совместных инвестиционных проектов государства и бизнеса в несырьевых экспортоориентированных секторах экономики.
      Базовыми требованиями для отбора перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации Программы являются:
      1. Участниками Программы могут быть инвесторы, заинтересованные в реализации проектов в следующих секторах:
      организация производств по освоению следующих, от существующих в Казахстане, переделов;
      модернизация и создание экспортоориентированных перерабатывающих производств;
      развитие транспортно-логистических центров.
      2. Уставный капитал создаваемой для реализации инвестиционного проекта компании не может быть ниже 20 % от общей стоимости реализуемого проекта.
      В целях поддержки реализации Программы государство будет уделять большое внимание развитию объектов инфраструктуры на основе концессионных механизмов, для обеспечения возрастающих потребностей несырьевого сектора. Уполномоченным органом будет разработан механизм согласованного финансирования проектов в рамках Программы и соответствующих проектов инфраструктуры.

  5.1.1. Первое направление

      Первое направление предусматривает оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, предлагаемым бизнесом к реализации. Роль государства в этом случае заключается в оценке проектов, а также определении и предоставлении конкретных мер и объемов государственной поддержки. Первое направление реализации Программы рассчитано на период 2007-2010 годы.
      Особое внимание будет уделено построению эффективного механизма сотрудничества государства и бизнеса в рамках реализации крупномасштабных инвестиционных проектов. Одним из результатов такого взаимодействия станет приведение нормативной правовой базы Республики Казахстан в соответствие с потребностями нового этапа экономического развития.
      Дополнительными требованиями для окончательного отбора перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации первого направления являются:
      наличие технико-экономического обоснования проекта;
      стоимость проекта - не менее 100 млн. долл. США;
      наличие от проекта мультипликативного и системообразующего эффекта;
      экспортоориентированность проекта - не менее 30 % произведенной продукции будет направляться на экспорт;
      использование современных технологий;
      взаимосвязь со специализацией регионов;
      использование местного сырья и комплектующих;
      самоокупаемость проекта - положительная чистая приведенная стоимость (NPV) и эффективность других показателей. Конкретные предельные значения показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики разрабатываются Уполномоченным органом и одобряются Государственной комиссией.

  5.1.2. Второе направление

      Второе направление основано на совместной работе частного сектора и государства по определению конкурентоспособных, экспортоориентированных товаров (услуг). Частный сектор совместно с государством определит и будет реализовывать проекты по созданию интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств в приоритетных несырьевых экспортоориентированных секторах экономики Казахстана, которые обеспечат прорывной сконцентрированный эффект для выхода казахстанских товаров на международные рынки. Второе направление реализации Программы рассчитано на период 2008-2030 годы.
      Дополнительными требованиями для перспективных инвестиционных проектов в рамках реализации второго направления являются:
      наличие экспортного потенциала и перспективы роста мирового рынка с учетом жизненного цикла товара (услуги);
      перспективы создания интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств;
      высокая добавленная стоимость;
      низкая трудоемкость;
      наличие страновых конкурентных преимуществ.

  5.2. Механизмы реализации Программы

  5.2.1. Механизм реализации первого направления

      Для реализации первого направления предусмотрен следующий механизм (Приложение 1):
      1. Предварительная заявка на реализацию проекта предоставляется заявителем оператору (операторам) Программы (далее - Оператор Программы). Форма заявки и перечень необходимых документов для предварительного рассмотрения проекта определяются Уполномоченным органом. К данной заявке прилагается предварительное технико-экономическое обоснование проекта, включающее в себя следующую информацию:
      общая информация по проекту (наименование проекта и сфера функционирования производства, описание производимой продукции);
      стоимость проекта;
      характеристики производства (производственные мощности, возможные дальнейшие переделы);
      предположительная структура продаж (экспорт, внутренний рынок);
      запрашиваемый уровень государственной поддержки;
      иные необходимые сведения.
      2. Рассмотрение заявки и осуществление предварительной оценки проекта Оператором Программы. Вынесение результатов предварительной оценки проекта на рассмотрение Экспертного совета. Предоставление Оператором Программы результатов предварительной оценки проекта и рекомендаций Экспертного Совета в Уполномоченный орган.
      3. Подготовка решения Правительства Республики Казахстан о содействии государственных органов и иных организаций с участием государства, в сборе необходимой информации, для разработки окончательного технико-экономического обоснования предварительно одобренного проекта, по представлению Уполномоченного органа.
      4. Предоставление заявителем полной информации по проекту Оператору Программы в виде технико-экономического обоснования проекта, которое включает в себя:
      календарный план реализации проекта;
      финансово-экономическую модель проекта;
      оценку финансово-экономических результатов реализации проекта по трем вариантам (базовый, пессимистический, оптимистический) на основе финансово-экономической модели проекта;
      структуру реализации проекта, включая размер долевого участия и другие сведения;
      показатели эффективности инвестиционного проекта, такие как чистая приведенная стоимость проекта (NPV), внутренняя норма доходности проекта (IRR), период окупаемости проекта (РВР), индекс прибыльности (PI), другие показатели эффективности реализации проекта;
      запрашиваемый уровень государственной поддержки;
      SWOT-анализ;
      оценка рисков реализации проекта;
      техническая экспертиза проекта;
      экологическая экспертиза проекта;
      правовая экспертиза проекта;
      оценка внешних условий реализации проекта;
      проектно-изыскательные работы, в ходе которых должны быть определены:
      перечень необходимых в рамках реализации проекта производственных объектов и объектов инфраструктуры;
      источники необходимого сырья;
      качественные характеристики производимой продукции;
      объем производства;
      объем капитальных затрат на реализацию проекта;
      объем эксплуатационных затрат на производство продукции.
      Полный перечень необходимых документов определяется Уполномоченным органом.
      В случае наличия у заявителя полного комплекта документов по проекту, включая технико-экономическое обоснование, не требуются осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 1-3 настоящего подраздела и заявка по такому проекту представляется в соответствие с пунктом 4 настоящего подраздела.
      5. Оценка проекта осуществляется Оператором Программы.
      6. Оператор Программы совместно с заявителем проекта и Уполномоченным органом анализируют параметры проекта и оценивают возможный уровень государственной поддержки. Методика расчета возможного уровня государственной поддержки разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. При расчете возможного уровня государственной поддержки также будет учитываться прогнозируемый объем налоговых поступлений от реализации проекта и предлагаемый заявителем объем социальных обязательств.
      7. Оператор Программы выносит результаты оценки проекта, возможного уровня государственной поддержки на рассмотрение Экспертного совета для получения соответствующих рекомендаций.
      8. Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы по каждому проекту составляет "паспорт проекта", который включает в себя:
      общие характеристики проекта;
      показатели эффективности проекта;
      расчет социально-экономического эффекта от реализации проекта (в табличной форме);
      прогнозируемый объем налоговых поступлений от реализации проекта;
      рекомендуемый уровень государственной поддержки;
      рекомендации Экспертного совета.
      9. Уполномоченный орган выносит перспективные проекты на рассмотрение Государственной комиссии с приложением "паспортов проектов".
      10. Государственная комиссия рассматривает и принимает решение по включению проекта в перечень проектов к реализации и определяет окончательный уровень государственной поддержки по каждому проекту.
      11. Уполномоченный орган заключает меморандум с Оператором Программы и участником проекта, где указываются:
      основные характеристики проекта, включая показатели эффективности;
      сроки реализации проекта;
      обязательства государства и бизнеса, в том числе социальные;
      ответственность сторон за неисполнение обязательств;
      механизм корректировки проекта;
      условия выхода из проекта;
      другие положения, необходимые для успешной реализации совместного проекта.
      Форма меморандума разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. Общий порядок осуществления корректировки проекта и определения условий выхода участника Программы из проекта одобряется Государственной комиссией.
      12. Обязательства государства по реализации проекта оформляются постановлением Правительства Республики Казахстан с указанием четких механизмов и сроков предоставления государственной поддержки. В данном постановлении также принимаются решения по распространению согласованных изменений и дополнений нормативной правовой базы на всех субъектов экономической деятельности.
      13. Уполномоченный орган формирует бюджетную заявку на государственную поддержку проекта по представлению Оператора Программы.
      После окончания проекта и введения объекта в эксплуатацию, государство будет реализовывать на фондовых биржах свою долю участия в уставном капитале. Реализация принадлежащих государству акций возможна после достижения компанией, реализующей проект в рамках Программы, критериев корпоративного лидера или по решению Государственной комиссии.

  5.2.2. Механизм реализации второго направления

      В рамках реализации второго направления Программы будут разработаны конкретные инвестиционные проекты, в виде мастер-планов. Механизм реализации второго направления предусматривает следующую последовательность (Приложение 2):
      1. Государством совместно с частным сектором будут определены приоритетные несырьевые экспортоориентированные сектора экономики с выделением конкретных товаров (услуг).
      2. Перечень перспективных товаров (услуг), отобранных на основе дополнительных критериев, изложенных в подразделе 5.1.2. и соответствующих отраслевых стратегий, будет одобрен Государственной комиссией.
      3. По каждому утвержденному товару (услуге) Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы, Экспертным советом и международными экспертами обеспечивает разработку мастер-планов. Мастер-план будет представлен в виде плана мероприятий по реализации проектов для создания интегрированных, взаимосвязанных и сопутствующих производств и инфраструктуры, включающего:
      рекомендуемое месторасположение производственного комплекса с учетом специализации регионов;
      этапы и последовательность создания производств;
      финансово-экономические модели проектов;
      внутренняя норма доходности (IRR), чистая приведенная стоимость (NPV), период окупаемости, а также другие показатели эффективности проектов;
      необходимая индустриально-инновационная инфраструктура (электроэнергия, транспортная инфраструктура, транспортно-логистические центры, лаборатории) и ее интеграция в существующие инфраструктурные сети;
      возможные рынки сбыта продукции и каналы дистрибуции;
      расчет потребности в трудовых ресурсах в разрезе специализаций, а также меры по обеспечению проектов квалифицированными кадрами;
      возможный объем государственной поддержки;
      другие факторы, необходимые при реализации инвестиционных проектов.
      4. Уполномоченный орган выносит мастер-планы на рассмотрение Государственной комиссии.
      5. На базе утвержденных мастер-планов Оператор Программы проводит открытые конкурсы по каждому проекту.
      6. Заявитель предоставляет Оператору Программы окончательное технико-экономическое обоснование и предложения по дополнительным мерам и объемам государственной поддержки, сверх предусмотренных мастер-планом.
      7. Уполномоченный орган и Оператор Программы производят оценку технико-экономического обоснования проекта и оценивают объем государственной поддержки, в том числе возможность совершенствования нормативной правовой базы. Результаты оценки проекта и рекомендуемый уровень государственной поддержки выносятся на рассмотрение Экспертного совета.
      8. Уполномоченный орган совместно с Оператором Программы по каждому проекту составляет "паспорт проекта", который включает в себя основные показатели проекта и запрашиваемый уровень государственной поддержки.
      9. Уполномоченный орган выносит проекты на рассмотрение Государственной комиссии с приложением "паспортов проектов".
      10. Государственная комиссия одобряет проекты и окончательный уровень государственной поддержки, с учетом:
      вклада частного сектора в реализацию проекта;
      степени социальной ответственности бизнеса;
      уровня прибыльности и других показателей эффективности проекта;
      срока реализации и стоимости проекта.
      11. Уполномоченный орган заключает меморандум с Оператором Программы и участником проекта, где указываются:
      основные характеристики проекта, включая показатели эффективности;
      сроки реализации проекта;
      обязательства государства и бизнеса, в том числе социальные;
      ответственность сторон за неисполнение обязательств;
      механизм корректировки проекта;
      условия выхода из проекта;
      другие положения, необходимые для успешной реализации совместного проекта.
      Форма меморандума разрабатывается Уполномоченным органом и одобряется Государственной комиссией. Общий порядок осуществления корректировки проекта и определения условий выхода участника Программы из проекта одобряется Государственной комиссией.
      12. Обязательства государства по реализации проекта оформляются постановлением Правительства Республики Казахстан с указанием четких механизмов предоставления государственной поддержки. В данном постановлении также принимаются решения по распространению согласованных изменений и дополнений нормативной правовой базы на всех субъектов экономической деятельности.
      13. Уполномоченный орган формирует бюджетную заявку на государственную поддержку проекта по представлению Оператора Программы.
      После окончания проекта и введения объекта в эксплуатацию государство будет реализовывать на фондовых биржах свою долю участия в уставном капитале. Реализация принадлежащих государству акций возможна лишь после достижения компанией, реализующей проект в рамках Программы, критериев корпоративного лидера или по решению Государственной комиссии.

  5.3. Возможные меры государственной поддержки

      Возможные меры государственной поддержки:
      участие государства в финансировании проекта - не более 50 % от общей стоимости проекта;
      участие в уставном капитале компании, создаваемой для реализации проекта, - не более 50 % минус 1 акция, но не менее доли участия в финансировании проекта;
      предоставление долгосрочных займов;
      предоставление государственных гарантий и поручительств;
      предоставление налоговых и таможенных преференций в рамках существующего законодательства;
      обеспечение необходимой инфраструктурой и/или участие в проекте государственных инфраструктурных компаний;
      содействие в осуществлении экспортных операций, в том числе политическая поддержка в рамках торговых соглашений;
      предоставление прав недропользования на профильные сырьевые месторождения в объемах, необходимых для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании, либо организация разработки необходимых месторождений и предоставление сырья для реализации проекта и дальнейшего функционирования компании;
      устранение (снижение) административных барьеров, в том числе в части упрощения процедур предоставления лицензий и иных разрешений на осуществление деятельности, прохождения таможенных процедур и налогового администрирования, препятствующих реализации проекта и дальнейшему функционированию производства;
      обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами, в том числе за счет развития объектов образования, организации курсов по подготовке и переподготовке кадров, формирования условий для привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы;
      развитие научно-исследовательской инфраструктуры, в том числе софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для реализации проекта;
      предоставление государственных заказов;
      приобретение лицензий и патентов с целью их последующей передачи в пользование участнику Программы;
      выделение земельных участков, необходимых для реализации проекта.
      При этом совокупный уровень государственной поддержки не должен превышать общей стоимости проекта, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие производственных комплексов, включающих в себя множество взаимосвязанных и сопутствующих производств.

  5.4. Органы, принимающие непосредственное
участие в реализации Программы

       Государственная комиссия
      Деятельность Государственной комиссии заключается в следующем:
      одобрение перечня перспективных отраслей и продуктов, мастер-планов и конкретных инвестиционных проектов;
      одобрение конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики;
      одобрение методики расчета уровня государственной поддержки по проектам;
      определение окончательного уровня государственной поддержки;
      рассмотрение отчетов Оператора Программы о ходе реализации проектов;
      одобрение общего порядка корректировки проектов и выхода сторон из проектов;
      одобрение методики мониторинга проектов;
      контроль хода исполнения обязательств, взятых на себя государством и бизнесом по реализации проектов;
      принятие иных решений, вытекающих из положений настоящей Программы.
       Уполномоченный орган
      Деятельность Уполномоченного органа заключается в следующем:
      разработка конкретных предельных значений показателей эффективности реализации проектов в разрезе секторов экономики;
      разработка и утверждение детальных критериев по отбору проектов;
      утверждение формы заявки и перечня документов для предварительного рассмотрения проектов;
      утверждение полного перечня документов, необходимых для окончательной оценки проектов;
      разработка методики расчета возможного уровня государственной поддержки;
      разработка механизма взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций;
      разработка механизма согласованного финансирования проектов Программы и соответствующих проектов инфраструктуры;
      определение общего порядка корректировки проектов и выхода сторон из проектов;
      разработка типового меморандума;
      согласование проектов и уровня их государственной поддержки с Экспертным советом;
      составление совместно с Оператором Программы "паспортов проектов";
      участие в определении совместно с частным сектором и независимыми внешними экспертами приоритетных секторов экономики и конкретных товаров (услуг);
      обеспечение разработки мастер-планов;
      вынесение на рассмотрение Государственной комиссии проектов, соответствующих критериям Программы;
      подписание от лица государства меморандумов между государством и бизнесом;
      формирование бюджетных заявок на государственную поддержку;
      разработка методики мониторинга проектов.
       Оператор Программы
      Важная роль по построению диалога между государством и частным бизнесом отведена Оператору Программы, который определяется Правительством Республики Казахстан. В рамках отбора и реализации проектов будет использоваться принцип "одного окна", когда частный бизнес подает заявку Оператору Программы, и в дальнейшем все действия осуществляются через Оператора Программы, что позволит сделать все процедуры максимально понятными и прозрачными. Деятельность Оператора Программы заключается в следующем:
      разъяснение бизнесу основных положений Программы;
      разработка детальных критериев по оценке проектов;
      сбор и первичное рассмотрение заявок частного сектора;
      анализ целесообразности реализации проекта, эффекта от проекта и оптимального пакета государственной поддержки;
      совместно с Уполномоченным органом составление "паспортов проектов";
      представление в Уполномоченный орган запроса на формирование бюджетной заявки;
      реализация инвестиционных проектов (совместно с частным сектором);
      осуществление мониторинга реализации проектов и представление ежеквартальных отчетов о ходе реализации проектов на рассмотрение Уполномоченного органа и Государственной комиссии;
      оперативное информирование Государственной комиссии об изменениях в проекте (стоимость проекта, сроки реализации) с указанием их причин;
      формирование отчета о проблемах при реализации проектов.
       Социально-предпринимательские корпорации
      Для вовлечения социально-предпринимательских корпораций в процесс реализации Программы, Уполномоченным органом будет определен механизм взаимодействия Оператора Программы и социально-предпринимательских корпораций при отборе, реализации и мониторинге проектов. Кроме того, для реализации социально-предпринимательскими корпорациями проектов регионального и межрегионального значения стоимостью менее 100 млн. долл. США Правительством будет утверждена соответствующая программа.
       Экспертный совет
      С целью осуществления общественного контроля над целесообразностью и справедливостью распределения государственной поддержки будет сформирован Экспертный совет в качестве консультативно-совещательного органа, в состав которого войдут представители бизнеса, отраслевых ассоциаций и других заинтересованных сторон. Таким образом, все проекты, реализуемые в рамках Программы, до рассмотрения Государственной комиссией будут согласовываться с Экспертным советом.

  5.5. Мониторинг хода реализации Программы

      Мониторинг будет состоять из следующих этапов:
      определение разрывов между планируемым и фактическим уровнем прибыли, экспортной выручки, налоговых платежей и других показателей эффективности реализации проекта;
      определение разрывов в реализации календарного плана и бюджета проекта;
      выявление причин этих разрывов;
      принятие мер по их устранению.
      Система мониторинга реализации проектов будет организована на ежеквартальной основе.
      Методика мониторинга проектов будет разработана Уполномоченным органом и одобрена Государственной комиссией.
      При реализации Программы необходимо учитывать возможные системные риски.
      Во-первых, существует вероятность выбора и реализации неэффективных проектов, которые после прекращения государственной поддержки не смогут быть конкурентоспособными на мировом и региональных рынках.
      Во-вторых, строительство дополнительной производственной, социальной и интеллектуальной инфраструктуры предполагает большой объем инвестиций, но, в случае неудачной реализации проектов, данная инфраструктура будет не окупаемой.

  6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

      Для реализации Программы будут задействованы собственные средства участников Программы, отечественных и иностранных инвесторов, банков второго уровня, государственных холдингов, институтов развития, средства республиканского и местных бюджетов.
      Для финансирования строительства сопутствующей инфраструктуры и доли участия государства в проектах в рамках мер государственной поддержки будут формироваться соответствующие бюджетные программы на среднесрочный период.

  7. Результаты от реализации Программы

      Ожидается, что в результате реализации Программы будут получены следующие результаты:
      формирование в Казахстане корпораций, конкурентоспособных на региональном и мировом рынках товаров и услуг;
      увеличение доли несырьевого сектора в структуре ВВП;
      рост объема и расширение географии несырьевого экспорта;
      формирование казахстанских брендов;
      развитие системы биржевой торговли, выход компаний на мировые фондовые и товарные биржи;
      создание и развитие работающего механизма государственно-частного партнерства;
      увеличение производительности труда в несырьевых секторах и развитие наукоемких и энергоэффективных производств;
      развитие инфраструктуры в соответствии с международными требованиями;
      достижение мультипликативного и синергетического эффекта на смежные отрасли.
      Размещение ценных бумаг корпоративных лидеров даст импульс развитию фондового рынка в Казахстане: увеличение активности юридических и физических лиц-участников рынка, рост объема фондового рынка. Выход корпоративных лидеров на фондовые рынки Европы, Америки и Азии привлечет дополнительный поток инвестиций в Казахстан.

               8. План мероприятий по реализации Программы
                  "30 корпоративных лидеров Казахстана"

N
п/п

Мероприятия

Форма
завершения

Ответ-
ственные
испол-
нители

Сроки
испол-
нения

Пред-
пола-
гаемые
расходы

Источ-
ник
финан-
сиро-
вания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Разработка формы
заявки и перечня до-
кументов для предва-
рительного рассмотре-
ния проектов

Приказ
МЭБП

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


2.

Разработка перечня
документов, необходи-
мых для окончатель-
ной оценки проектов

Приказ
МЭБП

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


3.

Создание Экспертного
совета

Распоря-
жение
Премьер-
Министра
Республики
Казахстан

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


4.

Разработка
детальных критериев
по отбору проектов

Приказ
МЭБП

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


5.

Разработка конкретных
предельных значений
показателей эффектив-
ности реализации
проектов в разрезе
секторов экономики

Решение ГК

МЭБП,
МИТ, АО
"ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


6.

Разработка методики
расчета возможного
уровня государствен-
ной поддержки по
проектам

Решение ГК

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


7.

Разработка механизма
согласованного финан-
сирования проектов
Программы и соответ-
ствующих проектов
инфраструктуры

Решение ГК

МЭБП,
МИТ, АО
"ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


8.

Разработка типовой
формы меморандума
между Уполномоченным
органом, Оператором
Программы и
участником проекта

Типовая
форма ме-
морандума

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


9.

Разработка общего
порядка осуществления
корректировки проекта
и условий выхода
участника Программы
из проекта

Решение ГК

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


10.

Разработка методики
мониторинга проекта

Решение ГК

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2007
года

Не тре-
буются


11.

Информация о измене-
ниях нормативной пра-
вовой базы и рекомен-
дации по ее дальней-
шему совершенство-
ванию

Отчет в
Правитель-
ство

МЭБП,
МИТ, МЮ,
МТК, АО
"ФУР
"Қазына"

Еже-
квар-
тально
2008-
2015

Не тре-
буются


12.

Разработка механизма
взаимодействия Опера-
тора Программы и
социально-предприни-
мательских корпораций
при отборе, реализа-
ции и мониторинге
проектов

Приказ МЭБП

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазы-
на", СПК

Февраль
2008
года

Не тре-
буются


13.

Определение приори-
тетных несырьевых
экспортоориентирован-
ных отраслей экономи-
ки с выделением
конкретных товаров
(услуг)

Решение ГК

МЭБП,
АО "ФУР
"Қазына"

Декабрь
2008
года

Не тре-
буются


14.

Разработка
мастер-планов

Решение ГК

МЭБП,
МИТ, АО
"ФУР
"Қазына"

Декабрь
2009
года

Не тре-
буются


   Примечание: расшифровка аббревиатур :

ГК       - Государственная комиссия по вопросам модернизации
           экономики Республики Казахстан;
МЭБП     - Министерство экономики и бюджетного планирования
           Республики Казахстан;
МИТ      - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан;
МЮ       - Министерство юстиции Республики Казахстан;
МТК      - Министерство транспорта и коммуникаций Республики
           Казахстан;
АО "ФУР  - акционерное общество "Фонд устойчивого развития "Қазына";
"Қазына"
СПК      - Социально-предпринимательская корпорация.

Приложение 1

  Механизм реализации первого направления Программы

_________________________________________________________________
|                       Отбор проектов                           |
|  ____________    ____________                  _____________   |
| |  Заявитель |  |  Оператор  |   __________   |  Заявитель  |  |
| |  Предвари- |  | Программы  |  |  ППРК* о |  |Представление|  |
| |   тельная  |  |     и      |  |содействии|  |   полной    |  |
| |   заявка,  |->| Экспертный |->| в сборе  |->|документации |  |
| | по форме   |  |   совет    |  |информации|  | по проекту, |  |
| |утвержденной|  |            |  |__________|  |  согласно   |  |
| |Уполномочен-|  |Рассмотрение|                |   перечню   |  |
| |ным органом |  |   заявки   |                |Уполномочен- |  |
| |____________|  |____________|                | ного органа |  |
|                                               |_____________|  |
|         ____________________________________________________|  |
|        |                                                       |
|        V                                                       |
|  ____________    ____________    ____________    ____________  |
| |  Оператор  |  |  Оператор  |  |Уполномочен-|  |Уполномочен-| |
| | Программы  |  | Программы, |  | ный орган, |  |ный орган и | |
| |            |->|Уполномочен-|->| Экспертный |->|  Оператор  | |
| |   Оценка   |  | ный орган  |  |   совет    |  | Программы  | |
| |  проекта   |  |Рассмотрение|  |Согласование|  | Подготовка | |
| | ___________|  | параметров |  |    мер и   |  | "Паспорта  | |
|                 | проекта и  |  |   объемов  |  |  проекта"  | |
|                 |определение |  |господдержки|  |____________| |
|                 |   уровня   |  |____________|                 |
|                 |господдержки|                                 |
|                 |____________|                                 |
_________________________________________________________________|
                                 |
         ________________________|
        |
        V
  ____________
| Государст- |
|   венная   |
|  комиссия  |
|   Выбор    |
| проектов и |________________________
| утверждение|                        |
|   уровня   |                        |
|господдержки|                        |
|____________|                        V
               ________________________________________________
              |                 Реализация проекта             |
              | _____________    ____________    ____________  |
              ||    ППРК по   | | Меморандум |  | Подготовка | |
              ||обязательствам| |    между   |  |  бюджетной | |
              || Государства  | |государством|  |   заявки   | |
              ||______________| | и бизнесом |  |Уполномочен-| |
              |                 |____________|  |ным Органом | |
              |                                 |____________| |
              |________________________________________________|

* Постановление Правительства Республики Казахстан

Приложение 2

  Механизм реализации второго направления Программы

__________________     ___________________________________________
   Разработка        |     Проведение открытых конкурсов          |
мастер-планов       |                                            |
_________________   | __________      __________    __________   |
|  Государство и  |  || Заявитель |   | Оператор |  | Уполно-  |  |
| частный сектор  |  ||  Оконча-  |   |Программы |  | моченный |  |
|_________________|  ||тельное ТЭО| ->|и Эксперт-|->| орган и  |  |
|N 1. Определение |  || проекта и | | |ный совет |  | Оператор |  |
|   приоритетных  |  ||   запрос  | | | Оценка   |  | Программы|  |
|     секторов    |  || дополни-  | | |   ТЭО    |  |Подготовка|  |
|    экономики    |  || тельной   | | | проекта  |  |"Паспорта |  |
|_________________|  || государ-  | | |__________|  | проекта" |  |
|   N 2. Выбор    |->|| ственной  | |  ____________ |__________|  |
|  перспективных  |  || поддержки |-> |Уполномочен-|  ^           |
|товаров и услуг  |  ||__________ |   | ный орган и|--|           |
|_________________|  |                |  Экспертный|              |
| N 3. Разработка |  |                |    совет   |              |
|      планов     |  |                |  Обработка |              |
| мероприятий по  |  |                | запроса по |              |
|    созданию     |  |                |предоставле-|              |
|   комплексов    |  |                |нию дополни-|              |
| интегрированных |  |                |  тельной   |              |
| производств по  |  |                |господдержки|              |
|     каждому     |  |                |____________|              |
| перспективному  |  |                      |                     |
|    товару и     |  |           _____________________            |
|     услуги      |  |          |  Государственная    |           |
|_________________|  |          |      комиссия       |           |
       |             |          |Утверждение проекта и|           |
       V             |          | уровня господдержки |           |
_________________   |          |_____________________|           |
| Государственная |  |____________________________________________|
|   комиссия      |                        |
|  Утверждение    |                        |
|  результатов    |                        |
|  работ N 1-3    |                        |
|_________________|                        |
                                           V
               ________________________________________________
              |                 Реализация проекта             |
              | _____________    ____________    ____________  |
              ||    ППРК* по  | | Меморандум |  | Подготовка | |
              ||обязательствам| |    между   |  |  бюджетной | |
              || государства  | |государством|  |   заявки   | |
              ||______________| | и бизнесом |  |Уполномочен-| |
              |                 |____________|  |ным Органом | |
              |                                 |____________| |
              |________________________________________________|

* Постановление Правительства Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.