В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302 "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, акимами областей, городов Астаны и Алматы обеспечить надлежащее и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, национальным холдингам, компаниям и организациям (по согласованию) представлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки и мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 "Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых программ".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Исекешева А.О.
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2009 года № 485 "Об утверждении Плана мероприятий по развитию легкой промышленности".
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1003 |
Программа
по развитию легкой промышленности
в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы
1. Паспорт Программы
Сноска. Раздел 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.11.2013 № 1285.
Наименование Программа развития легкой промышленности
в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы
Основание Поручение Президента Республики Казахстан
для разработки Назарбаева Н.А., данное на внеочередном
XII съезде НДП "Нур Отан" 15 мая 2009
года;
План мероприятий по реализации поручений
Президента Республики Казахстан Назарбаева
Н.А., данных на внеочередном XII съезде
НДП "Hуp Отан" 15 мая 2009 года,
утвержденный распоряжением Президента
Республики Казахстан от 2 июня 2009 года
№ 326;
протокол заседания Государственной
комиссии по вопросам модернизации
экономики Республики Казахстан от 1 июня
2009 года;
форсированному индустриально-
инновационному развитию Республики
Казахстан на 2010 - 2014 годы,
утвержденная Указом Президента Республики
Казахстан от 19 марта 2010 года № 958
Ответственный Министерство индустрии и новых технологий
исполнитель Республики Казахстан
Цель Обеспечение диверсификации и повышение
конкурентоспособности продукции легкой
промышленности в долгосрочном периоде с
усилением ее социальной эффективности
Задача Удовлетворение потребности внутреннего
рынка в продукции легкой промышленности за
счет переработки сырья, производства
продукции с высокой добавленной стоимостью
и перспективой ее выхода на внешние рынки,
а также снижение социальной напряженности
путем обеспечения занятости
трудоспособного населения
Сроки 2010 - 2014 годы
реализации
Объемы Источниками финансирования являются
и источники средства Институтов развития, а также
финансирования частные внутренние и зарубежные
инвестиции.
Кроме того, в рамках, предусмотренных в
республиканском бюджете средств,
предполагается осуществление
финансирования отрасли в части развития
предпринимательства, обеспечения
квалифицированными кадровыми ресурсами,
содействия по реализации продукции легкой
промышленности, вопросов технического
регулирования
Целевые 1. Увеличение валовой добавленной
индикаторы стоимости в легкой промышленности в 2014
году не менее чем на 9 % в реальном
выражении к уровню 2008 года.
2. Увеличение экспорта готовой продукции в
2,5 раза к уровню 2008 года.
3. Увеличение производительности труда в
легкой промышленности в 1,5 раза в
реальном выражении к уровню 2008 года.
2. Введение
Программа развития легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы разработана в соответствии с Планом мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстане данных на внеочередном XII съезде НДП "Hуp Отан" 15 мая 2009 года, утвержденным распоряжением Президента Республики Казахстан от 2 июня 2009 года № 326, поручением Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 июня 2009 года № 22-14/3853, 001-319 по закреплению вышеуказанного Плана мероприятий, протоколом заседания Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан от 1 июня 2009 года и Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 (далее - ГПФИИР).
Программа является этапом практической реализации мероприятий по развитию производства конкурентных потребительских товаров легкой промышленности высокого качества и в широком ассортименте.
В предстоящий период основные направления развития отрасли связаны с созданием стимулов для модернизации и диверсификации производств по переработке местного сырья (хлопок, шерсть, кожа) в текстильной, швейной, кожевенной и обувной промышленности.
Разработка Программы является последовательным продолжением предпринимаемых государством мер по реформированию и обеспечению устойчивого, сбалансированного роста в отрасли.
3. Анализ текущей ситуации
3.1. Оценка современного состояния отрасли
Легкая промышленность любой страны - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики.
По уровню потребления продукция легкой промышленности стоит на втором месте после продовольственных товаров, что определяет ее значимость. Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку.
В мировом производстве товаров потребительского сектора действует четкое разделение труда. Одни продают сырье, другие его перерабатывают, третьи производят конечную продукцию, четвертые продают. Исходя из этого, необходимо определить приоритеты в этом процессе, на основании которых появится матрица эффективного развития, в которую должны быть заложены проекты, имеющие рыночную перспективу, и проекты, обеспечивающие национальную безопасность.
На сегодняшний день в легкой промышленности Казахстана более 80 % предприятий представлено субъектами малого и среднего бизнеса, при этом около 80 % предприятий отрасли оснащены устаревшим оборудованием, загруженность которых составляет 30 - 40 %.
Общая тенденция развития отрасли характеризуется снижением ее доли в объеме промышленности страны, что сопряжено с сокращением рабочих мест, вытеснением отечественного товаропроизводителя с внутреннего рынка зарубежными производителями, что приняло катастрофический характер.
Крайне остро стоит вопрос с обеспечением занятости населения. Если в 2005 году число работающих в легкой промышленности составляло 20,0 тыс. человек, то по состоянию на 1 января 2010 года оно сократилось до 13,7 тыс. человек, что обусловливает рост социальной напряженности.
Учитывая, что легкая промышленность технологически наиболее связана с аграрным сектором, ее развитие будет в значительной мере способствовать восстановлению и развитию важнейших направлений сельскохозяйственного производства, благодаря чему повысится платежеспособный спрос внутри страны и емкость внутреннего рынка.
Решение этих вопросов предусматривается осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите казахстанского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использовании субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитии государственно-частного партнерства.
Затянувшийся кризис, которым можно охарактеризовать ситуацию в легкой промышленности, сопровождается падением объемов производства. Только за период с 2005 по 2009 годы доля отрасли в структуре промышленности республики снизилась с 0,8 % до 0,2 %, при этом доля промышленности во внутреннем валовом продукте снизилась с 0,62 % в 2005 году до 0,27 % в 2008 году.
По состоянию на 1 января 2010 года в легкой промышленности страны зарегистрировано 1591 предприятий, из них активно действующих 526, в том числе 449 малых, 60 средних и 17 крупных.
Из общего количества действующих предприятий 54 % составляют предприятия по производству одежды, 31 % предприятий текстильной и швейной промышленности (производящие текстильные и швейные изделия, кроме одежды), предприятия по производству кожи и обуви составляют 9 %, по производству одежды из кожи и меха - 6 % (рис. 1.).
Распределение предприятий легкой промышленности по регионам представлено на рис. 2.
Рис. 1. Структура предприятий легкой промышленности по видам
деятельности
Рис. 2. Предприятия легкой промышленности по областям.
Диаграмма 1
Рис. 3. Динамика экспорта и импорта продукции леткой промышленности
С 2006 года наблюдается динамика роста экспорта продукции легкой промышленности. Если в 2006 году экспорт составлял 63 млрд. тенге, то в 2008 году он увеличился до 82 млрд. тенге. В 2009 году наблюдается падение показателя экспорта на 22 % по сравнению с предыдущим годом, что связанно с уменьшением спроса на данный вид товара вследствие мирового экономического кризиса, при этом до 90 % доли экспорта составляет сырье (хлопок сырец, шерсть, шкуры крупнорогатого скота и мелкорогатого скота) (рис. 3.).
В показателе импорта наблюдается динамика, как роста, так и падения. Если в 2006 году импорт составлял 27 млрд. тенге, то в 2007 году импорт вырос до 37 млрд. тенге. Также если 2008 году импорт составил 29 млрд. тенге, то в 2009 году он вырос на 56 %, при этом увеличение связано с спросом более чем 50 % на такие товары как верхняя одежда, одежда и прочие готовые изделия (рис. 4.).
Диаграмма 2
Рис. 4. Объем промышленного производства в легкой промышленности
С 2007 года происходит падение объема промышленного производства. Если в 2007 году объем составлял 31,1 млрд. тенге, то в 2008 году наблюдается падение на 11 % и в 2009 году этот показатель уже составляет 27,9 млрд. тенге.
3.2. Использование инфокоммуникационных технологий
Создание современного экономически успешного предприятия невозможно без использования глобального информационного пространства, доступа к мировым информационным ресурсам, эффективного информирования персонала, взаимодействия персонала на основе инфокоммуникационных технологий (далее - ИКТ). Рынок информации и знаний, как фактор превращения информации в товар широко используется, в том числе и в производстве.
В настоящее время предприятия легкой промышленности применяют так называемое, "интеллектуальное" оборудование, которое, используя возможности технологических процессов, предоставляет полную информацию о проходящем производственном процессе.
Также внедрена система автоматизированного проектирования одежды (далее - САПР одежды), позволяющая значительно сократить сроки разработки и внедрения новых моделей, повысить конкурентоспособность продукции.
Стратегия развития IT-служб на предприятиях легкой промышленности подразумевает эффективное решение задач бизнеса по повышению уровня автоматизации существующих бизнес-процессов, повышению производительности, внедрению систем управления качеством и оптимизации планирования.
В различных сегментах отрасли - от 34 % до 67 % руководителей IT-служб привлекаются в качестве экспертов для выработки рекомендаций, обоснований инвестиций и в 7 - 14 % случаев они участвуют в управлении предприятием.
В то же время, значительна доля предприятий отрасли с низким статусом IТ-службы (от 22 % до 54 %, в зависимости от вида деятельности), при этом, только на 7 % предприятий статус IT - службы характеризуется ниже среднего.
В целом представленные данные характеризуют уровень использования IT-служб на предприятиях отрасли, как недостаточно развитый.
3.3. Сильные и слабые стороны
Для развития легкой промышленности Казахстан обладает достаточным потенциалом, в республике имеются благоприятные факторы и предпосылки.
При этом анализ состояния отрасли позволил выявить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (таблица № 1).
SWOT-анализ состояния легкой промышленности
Таблица № 1
Сильные стороны: • наличие сырьевых ресурсов • близость к крупнейшим рынкам (Россия, Китай, Индия) • растущий спрос на внутреннем и мировом рынках • наличие транспортной и энергетической инфраструктуры • наличие производственного потенциала • сравнительно дешевая рабочая сила (на юге страны) | Слабые стороны: • низкое качество шерстяного и кожевенного сырья • низкий уровень конкурентоспособности продукции • отсутствие капиталовложений в отрасль • высокая доля экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью • практически полное отсутствие отечественных брендов • недостаток квалифицированных кадров • значительный износ основных фондов |
Возможности: • расширение рынка за счет вступления в таможенный союз ЕврАзЭС • развитие производств по переработке сырья (хлопок, шерсть, кожа) • развитие толлинга, производства на давальческом сырье • трансферт технологий путем организации производства с использованием опыта технологических лидеров | Риски: • уровень производства отечественной продукции ниже порогового уровня экономической безопасности • недостаточное привлечение инвестиций в отрасль • усиление экспансии контрабандной и контрафактной продукции • высокая конкуренция со стороны мировых лидеров |
3.4. Количественные и качественные характеристики
Согласно государственному Классификатору видов экономической деятельности легкая промышленность Республики Казахстан представлена тремя видами экономической деятельности - производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожаной и относящейся к ней продукции и 14 подвидами.
В структуре выпускаемой продукции, наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, головных уборов высок удельный вес производства хлопка волокна, вещевого имущества для силовых ведомств. Отрасль обеспечивает также потребности населения в изделиях медицинского назначения и хозяйствующих субъектов в специальной, рабочей одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты. Среди особенностей отрасли можно выделить быструю и высокоэффективную отдачу вложенных средств, традиционное использование женского труда, высокую социальную значимость.
3.4.1. Текстильная промышленность делится на прядильное, ткацкое и отделочное производства.
По состоянию на 1 января 2010 года в текстильной промышленности республики зарегистрировано 497 предприятий, из них активно действующие 155 предприятий, в том числе 12 крупных, 24 средних и 119 малых, на которых работает 7200 человек.
Традиционно выращивание хлопка осуществляется в Южно-Казахстанской области (далее - ЮКО), в связи с чем, основные предприятия по переработке хлопка сконцентрированы именно здесь, кроме того, среди натуральных текстильных волокон, хлопок волокно составляет самую большую группу по объему производства в стране.
На сегодняшний день к наиболее крупным предприятиям текстильной промышленности относятся такие, как корпорация "Textiles.kz" (АО "Ютекс"/ АО "Меланж"), товарищество с ограниченной ответственностью "South Textiline.kz" (ЮКО), которые перерабатывают 18,8 тыс. тонн хлопкового волокна в год.
В компаниях используется новейшее оборудование известных фирм "Rieter", "Benninger", "LTG Air Engineering" (Швейцария); "Domier", "Thies Monforts" (Германия); "Savio" (Италия) с выпуском конкурентоспособной продукции, состоящей из 100 % хлопчатобумажной пряжи, суровые и готовые хлопчатобумажные ткани с использованием отечественного сырья.
Объем производства текстильной продукции в Республике Казахстан
Таблица № 2
Наименование продукции | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Производство текстильных изделий | 39,6 | 28,5 | 24,7 | 13,5 |
Пряжа шерстяная кардо- и гребнечесанная, не расфасованная для розничной продажи, тонн | 195,0 | 148,0 | 79,0 | 134,0 |
Пряжа хлопчатобумажная из волокон гребнечесанных и негребнечесанных, не расфасованная для розничной продажи, тонн | 13391,0 | 11578,0 | 12661,0 | 8679,0 |
Ткани, тыс.кв.м. | 56459,6 | 43325,3 | 43479,6 | 35490,9 |
в том числе: | ||||
ткани хлопчатобумажные, тыс.кв.м. | 47639,0 | 424233 | 42013,9 | 35335,4 |
ткани из нитей синтетических и искусственных комплексных, тыс.кв.м. | 8705,9 | 32,2 | 57,0 | - |
ткани из шерсти кардочесанной, тыс.кв.м. | 110,1 | 74,5 | 75,7 | 155,5 |
ткани ворсовые, махровые и ткани специальные прочие, тыс.кв.м. | 4,6 | 365,0 | 994,0 | - |
Изделия текстильные готовые, прочие, тыс. шт. | 44761,8 | 84580,5 | 69871,1 | 79591,4 |
Белье постельное, тыс.шт. | 1608,8 | 1177,7 | 1251,5 | 1454,2 |
Ковры и изделия ковровые, тыс.кв.м. | 101,5 | 36,1 | 2,0 | 2,0 |
Материалы нетканые и изделия из материалов нетканых, тыс.кв.м. | 1484,3 | 1237,8 | 1291,1 | 1178,1 |
3.4.2. Швейная промышленность включает производство спецодежды, верхней одежды, нижнего белья, прочих видов одежды и аксессуаров, меховых изделий, пошив трикотажных изделий, а также чулочно-носочных изделий.
По состоянию на 1 января 2010 года в швейной промышленности зарегистрировано 952 предприятия, из них активно действующих 329 предприятий, в том числе 4 крупных, 29 средних и 296 малых, на которых работает 5600 человек.
В рамках государственной поддержки в 2005 году создана специальная экономическая зона "Оңтүстік" (далее - СЭЗ) в Южно-Казахстанской области с общей территорией около 200 гектар, основной целью которой является создание условий для развития текстильной и швейной промышленности, а также предпосылок для перехода к производству конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.
Объем производства швейной продукции в Республике Казахстан
Таблица № 3
Наименование продукции | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Производство одежды, млрд. тенге | - | - | 9,6 | 11,7 |
Чулки и гольфы женские трикотажные машинного или ручного вязания линейной плотности нити менее 6,7 текс, тыс. пар | 17,8 | 10,0 | 12,6 | 5,6 |
Носки трикотажные машинного или ручного вязания, тыс.пар | 2348,7 | 1911,1 | 1846,5 | 1233,5 |
Свитера, джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и изделия аналогичные трикотажные машинного или ручного вязания, шт. | 146293,0 | 206662,0 | 222715,0 | 98409,0 |
Одежда верхняя трикотажная машинного или ручного вязания, штук | 27182,0 | 17385,0 | 17841,0 | 32538,0 |
Одежда верхняя прочая, кроме трикотажной, мужская и для мальчиков, шт. | 155658,0 | 166606,0 | 179846,0 | 158123,0 |
Одежда верхняя прочая, кроме трикотажной, женская и для девочек, шт. | 371647,0 | 150481,0 | 159885,0 | 161460,0 |
Белье нижнее трикотажное машинного или ручного вязания, тыс. шт. | 39,9 | 49,2 | 55,4 | 99,1 |
Одежда для грудных детей, одежда прогулочная и прочая, аксессуары и детали одежды, трикотажные, машинного или ручного вязания, тыс. тенге | 42197,0 | 27530,0 | 37146,0 | 47338,0 |
Костюмы спортивные, лыжные и купальные и одежда прочая, трикотажные, тыс. шт. | 80,4 | 78,7 | 1,4 | 93,2 |
Одежда для грудных детей, одежда прочая и аксессуары одежды прочие, кроме трикотажных, тыс. тенге | 1994161,0 | 1924546,0 | 1921585,0 | 2295128,0 |
3.4.3. Производство кожи, изделий из кожи и обуви включает производство товарной кожи, шубно-меховых изделий и обуви.
По состоянию на 1 января 2010 года в производстве кожи, изделий из кожи и обуви зарегистрировано 142 предприятий, из них активно действующих 42 предприятий, в том числе 1 крупное, 7 средних и 34 малых на которых работает 900 человек.
К наиболее крупным предприятиям по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви относятся: ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат", ТОО "Тыныс-V" (ВКО), ТОО "Рудненский кожевенный завод" (Костанайская область), ТОО "Петропавловский кожевенный завод" (СКО), ТОО "ТаразКожОбувь" (Жамбылская область), ТОО "Гекко" (г. Алматы).
Объем производства кожи, изделий из кожи и обуви в
Республике Казахстан
Таблица № 4
Наименование продукции | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Производство кожаной и относящейся к ней продукции, млрд. тенге | 2,1 | 2,6 | 3,0 | 2,8 |
Шкуры меховые, дубленные или выделанные, тыс. кв. дц | 1528,9 | 2420,7 | 2404,0 | 1761,6 |
Кожа из шкур скота крупного рогатого или шкур животных семейства лошадиных без волосяного покрова, тыс. кв. дц | 115401,2 | 202728,3 | 286731,1 | 244976,0 |
Кожа из шкур овечьих, козьих или свиных без волосяного покрова, тыс. кв. дц | 1079,4 | 295,6 | 754,3 | 249,0 |
Изделия шорно-седельные; чемоданы, саквояжи, сумки, портфели и изделия аналогичные; изделия кожаные прочие, тыс. тенге | 9358 | 10065 | 9146 | 15184 |
Обувь, кроме спортивной, защитной и ортопедической, тыс. пар | 780,7 | 1107,5 | 1213,1 | 719,2 |
в том числе: | ||||
обувь с подошвой и верхом из резины или материалов полимерных, кроме обуви водонепроницаемой, тыс. пар | 460,4 | 590,9 | 676,7 | 91,6 |
обувь с верхом из кожи, кроме спортивной обуви, обуви с подноском защитным металлическим и обуви специальной разной, тыс. пар | 314,4 | 508,4 | 531,7 | 622,8 |
3.5. Основные проблемы развития отрасли
В отрасли легкой промышленности существует ряд нерешенных проблем, таких как:
1) значительный износ основных фондов и низкий уровень конкурентоспособности продукции;
2) низкая доля экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
3) незначительная доля потребления отечественной отраслевой продукции;
4) недостаток квалифицированных кадровых ресурсов из-за непривлекательных условий труда.
Значительный износ основных фондов и низкий уровень
конкурентоспособности продукции
Одной из главных проблем является значительный износ основных фондов (до 80 %) на предприятиях легкой промышленности. Отраслевые предприятия не имеют достаточных средств для обновления основных фондов и продолжают работать на устаревшем оборудовании производя неконкурентоспособную продукцию.
В условиях экономического кризиса достаточно остро встал вопрос ликвидности, в том числе на предприятиях легкой промышленности. В результате чего банками второго уровня и институтами развития прекращено предоставление долгосрочного льготного кредитования. В сложившейся ситуации отраслевые предприятия решают вопрос текущей операционной деятельности.
Незначительная доля экспорта продукции с высокой
добавленной стоимостью
Значительной долей казахстанского экспорта продукции легкой промышленности составляет необработанное сырье, либо продукты низких переделов, что пагубно влияет на развитие отрасли в целом, так как переработанное отечественное сырье возвращается в виде готовой продукции на внутренний рынок страны из-за границы. В значительной мере данную ситуацию вызвал мировой кризис, так как высокий уровень риска заставляет отечественных предпринимателей не подвергать собственное сырье переработке, а реализовывать его в необработанном виде.
Низкая доля потребления отечественной отраслевой продукции
Низкая конкурентоспособность продукции отечественной легкой промышленности и наличие большого количества импортной продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья ставит отечественных товаропроизводителей в уязвимое положение. Импортируемая продукция, в основном из стран Юго-Восточной Азии и Китая, значительно ниже по цене и качеству, но при этом отвечает современным тенденциям моды и потому более конкурентоспособна.
В сложившейся ситуации при осуществлении закупа государственные органы, национальные холдинги и компании ориентируются на цену в ущерб качеству.
Недостаток квалифицированных кадровых ресурсов из-за
непривлекательных условий труда
Одной из потенциальных проблем будущего роста производства продукции легкой промышленности является дефицит квалифицированных кадров.
Это вызвано как оттоком кадров из-за непривлекательных условий труда и невысокой заработной платы, так и естественным процессом старения - большинство работников пенсионного и предпенсионного возраста, при этом приток молодежи в отрасль пока остается незначительным из-за непривлекательных условий труда.
В настоящее время в высших учебных заведениях страны обучается малое количество студентов по инженерно-техническому направлению в высших и средне-специальных учебных заведениях, к тому же отмечается слабая подготовка кадров, в связи с тем, что оборудование, на котором проходит процесс обучения студентов, технически устарело.
3.6. Обзор позитивного зарубежного опыта по решению проблем, который может быть адаптирован к условиям Республики Казахстан
Основными поставщиками товаров легкой промышленности в Казахстан являются Китай, Турция, Россия, Кыргызстан, развитие отрасли в которых заслуживает внимания.
Китай
Китай демонстрирует определенную парадигму развития: заимствуй все лучшее в мире, учись и создавай свое.
В Китае действует достаточно сложный импортный тариф, предусматривающий две шкалы импортных пошлин - минимальная, применяемая к товарам, ввозимым из стран, с которыми имеются торговые соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и общая к ввозимым товарам из стран, не имеющих подобных соглашений.
Государством применяются определенные меры поддержки малого и среднего бизнеса (далее - МСБ), среди которых:
прямая финансовая помощь, включая предоставление льготных кредитов, ссуд, целевых грантов;
льготное налогообложение: в первый год работы предприятие освобождается от уплаты налогов полностью, во-второй и третий год - от налога на предпринимательскую деятельность и подоходного налога с сотрудников;
государственное поощрение инноваций (внедрение новых технологий, опытного и серийного выпуска новой продукции), в том числе путем предоставления предприятиям прав на дополнительную отмену налогов;
экспортная ориентация и поощрение развития внешнеэкономической деятельности, которая включает помощь в страховании, организации и участии в международных выставках, предоставление информации о рынке, содействие в поисках зарубежных партнеров;
информационное обеспечение МСБ, включая предоставление комплексной информации, пропаганду достижений науки в сфере создания новых технологий и материалов, методик их использования и конкретных адресатов получения.
В Китае развитие отрасли проводится успешно вследствие того, что во-первых, практикуется субсидирование экспорта, во-вторых, средняя зарплата в Китайской Народной Республике по отрасли порядка 120-140 долларов США, что значительно ниже, чем в нашей стране, в-третьих, китайцы практикуют нулевые ставки по кредитам на закупку оборудования, в четвертых, широко используется административная и таможенная поддержка в части ограничения импорта.
Турция
В Турции была разработана стратегия, основной целью которой явилось создание специальных экономических структур, ориентированных на экспорт которые бы функционировали в условиях свободного рынка и интегрировались с мировыми рынками товаров. Новая стратегия включала ряд стимулирующих мер с целью интенсификации экспорта, а также в отношении либерализации внешней торговли.
Начиная со второй половины 1995 года Турция учредила государственную помощь экспортерам, но наибольшие изменения состоялись в 1996 году, когда страна стала членом Европейского союза (далее - ЕС), поскольку это заставило правительство привести свою политику в этой сфере в соответствие с нормами и принципами ЕС. Новый режим экспорта в частности предусматривает получение сырья и материалов по мировым ценам для изготовления экспортных товаров в Турции.
В Турции используется также такая форма поддержки экспортеров, как возвращение налога на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом НДС возвращается как непосредственному производителю, экспортирующему собственный товар, так и посредническим структурам, экспортирующим закупленный в стране товар. Как правило, возвращение НДС осуществляется на протяжении одного месяца, но для этого экспортер должен предоставить в один из уполномоченных Национальным банком коммерческих банков не только экспортную декларацию, но и решение независимого присяжного аудитора о достоверности, заявленной к возвращению суммы. Кроме прямого возвращения экспортерам НДС, в Турции существует также взаимозачет НДС, то есть, соответствующий перерасчет налоговым органам по этой статье с учетом задолженностей предприятия.
Кроме этого, турецким компаниям оказывается значительная информационная поддержка через посольства в зарубежных странах, в частности через советника по экономическим вопросам, а также специально созданный в Турции государственный орган - Центр по развитию экспорта (IGEME). Значительную поддержку оказывают промышленные и торговые палаты, объединенные в Союз торговых и промышленных палат Турции, а также созданные государством 13 отраслевых Союзов экспортеров. Согласно турецкому законодательству, без членства в торговой палате, одной или нескольких таких Союзов (в зависимости от перечня экспортных товаров, которые желает поставлять компания) фирма не может осуществлять экспортные поставки.
Турция вытесняется с рынка массовой продукции и сохраняет определенное влияние только в премиум-сегменте. Причина проста - зарплата в отрасли начала расти. Аналогичная ситуация может повториться и в Китае по мере роста уровня жизни.
В настоящее время турецкая текстильная промышленность по оснащенности современным оборудованием занимает одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, обеспечение отрасли качественным сырьем способствовало тому, что в последнее время текстильная продукция турецкого производства конкурентоспособна с продукцией традиционных мировых лидеров - Италии и Германии.
В последние годы большинство крупных турецких фирм объединяется в холдинги, что выгодно экономически и стратегически. Как правило, в холдингах осуществляется замкнутый производственный цикл - от изготовления (переработки) волокон и нитей до производства готовых швейных изделий, что позволяет удерживать цены на конкурентном уровне.
Следует отметить, что турецкие швейные компании работают с известными зарубежными фирмами также и по толлинговым схемам, в том числе на давальческом сырье (как некоторые российские предприятия).
Россия
В России отсутствует НДС и пошлины на ввозимое сырье, а также существуют дотации на модернизацию оборудования предприятий и новые технологии, которые составляют не менее 100 млн. рублей субсидий для организаций легкой и текстильной промышленности. Правительством Российской Федерации (далее - РФ) утверждены Правила предоставления субсидий в 2008 - 2010 годы, ежеквартально в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ (далее - ЦБ РФ), действующей на дату получения кредита.
На протяжении последних трех лет активно проводится защита рынка путем введения акцизных пошлин.
В федеральном бюджете предусмотрены средства для предприятий текстильной промышленности на закуп сырья и вспомогательных материалов под 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Определенные меры защиты предпринимаются по защите внутреннего рынка, к ним можно отнести принятое постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 года № 863, установившее жесткие правила провоза товаров через таможенную границу путем повышения ставок импортных пошлин при ввозе на территорию РФ на условиях карго-перевозок.
Также одним из основных направлений развития легкой промышленности в РФ является кожевенно-обувная отрасль, в которой проводится достаточно гибкая тарифная политика.
Правительство РФ включило кожевенно-обувную отрасль в перечень отраслей, предприятия которых имеют статус добросовестных экспортеров с упрощенным порядком возврата НДС при экспорте продукции, кроме того, распоряжением Правительства РФ № 999 Р кожа (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности - 4107) включена в перечень, позволяющий получить государственную гарантию под зарубежные кредиты.
В 2009 году принята Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 года № 853, предусматривающая определенные меры, направленные на реализацию данной стратегии:
повышение конкурентных преимуществ легкой промышленности (спроса и покупательских предпочтений, техническое регулирование);
техническое перевооружение и модернизация производства, институциональные преобразования;
развитие инновационной деятельности легкой промышленности;
защита внутреннего рынка и российского производителя от незаконного теневого оборота товаров, формирование цивилизованного рынка потребительских товаров, создание справедливых условий для конкуренции российской и импортной продукции;
совершенствование системы обеспечения легкой промышленности сырьевыми ресурсами;
развитие трудовых ресурсов, сохранение имеющихся кадров, привлечение молодых специалистов и рабочих.
Кроме того, в рамках принятой Стратегии разработаны Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты в 2011 - 2013 годах, предусматривающие следующие меры:
предоставление субсидий на приобретение оборудования и реализацию проектов на основе развития частно-государственного партнерства;
возмещение не более 90 процентов произведенных затрат на организацию работ по продвижению товаров на рынок (участие в отечественных и зарубежных выставках, ярмарках, расходы на аренду оборудованных выставочных площадей без учета налога на добавленную стоимость).
Кыргызстан
Легкая промышленность находится на втором месте в Киргизии по численности промышленно-производственного персонала, а по валовой продукции - на первом месте.
Толчком для развития отрасли стало принятое в 2000 году двухсторонне соглашение по поставкам продукции из Кыргызстана в Россию не челночным способом, а большими консолидированными поставками.
Кроме того, успешно реализуется совместный проект с Германским обществом технического содействия в рамках проекта "Содействие частной экономике", при поддержке которого в городе Бишкек был открыт учебный центр по подготовке специалистов необходимых для данной отрасли, а также организованы курсы по повышению квалификации.
В целях развития отрасли и достижения, поставленных в Программе целей и задач наиболее перспективными для применения в казахстанской экономике являются следующие меры поддержки:
прямая финансовая помощь, включая предоставление льготных кредитов, ссуд, целевых грантов;
государственное поощрение инноваций (внедрение новых технологий, опытного и серийного выпуска новой продукции);
экспортная ориентация и поощрение развития внешнеэкономической деятельности, которая включает помощь в страховании, организации и участии в международных выставках, предоставление информации о рынке;
информационное обеспечение МСБ, включая предоставление комплексной информации, пропаганду достижений науки в сфере создания новых технологий и материалов, методик их использования и конкретных адресатов получения;
нулевые ставки по кредитам на закупку оборудования;
организация работы с известными зарубежными фирмами по толлинговым схемам;
субсидирование закупа сырья и вспомогательных материалов для предприятий легкой промышленности;
предприятиям экспортерам возврат НДС при экспорте продукции в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Вместе с этим, так как основной задачей Программы является насыщение внутреннего рынка качественной продукцией с высокой добавленной стоимостью и перспективой выхода ее на внешние рынки, Казахстану необходимо создавать предприятия с современными технологиями на всех этапах производства. Показателен пример Турции, где в 90-х годах была проведена техническая модернизация легкой промышленности с выделением финансовых субсидий со стороны государства, в результате чего текстильный сектор начал производить продукцию, отвечающую европейским стандартам качества.
4. Цель Программы, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации Программы
Сноска. Раздел 4 с изменениями, внесенным постановлением Правительства РК от 29.11.2013 № 1285.
4.1. Цель
Обеспечение диверсификации и повышение конкурентоспособности легкой промышленности в долгосрочном периоде с усилением ее социальной эффективности.
4.2. Основная задача
Удовлетворение потребности внутреннего рынка в продукции легкой промышленности за счет переработки сырья, производства продукции с высокой добавленной стоимостью и перспективой ее выхода на внешние рынки, а также снижение социальной напряженности путем обеспечения занятости трудоспособного населения.
4.3. Целевые индикаторы
Программа предусматривает следующие индикаторы, представленные в приложении 2 к настоящей Программе:
увеличение валовой добавленной стоимости в легкой промышленности в 2014 году не менее чем на 9 % в реальном выражении к уровню 2008 года;
увеличение экспорта готовой продукции в 2,5 раза к уровню 2008 года;
увеличение производительности труда в легкой промышленности в
1,5 раза в реальном выражении к уровню 2008 года.
4.4. Ожидаемые результаты от реализации Программы
В соответствии с запланированными целевыми индикаторами Программы возрастут объемы производства легкой промышленности, и увеличится количество занятых в отрасли (таблица № 5).
Таблица № 5
Наименование показателя | ед. изм. | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
факт | факт | план | план | план | план | план | ||
Количество занятых в отрасли | чел. | 15932 | 13700 | 13800 | 13985 | 14270 | 14555 | 15140 |
Объем производства текстильных изделий | млрд. тенге | 24,7 | 13,5 11,6 | 13,7 | 13,8 | 14,0 | 14,4 | 20,0 |
Объем производства одежды | млрд. тенге | 11,8 | 12,2 | 12,6 | 13,2 | 20,2 | ||
Объем производства кожаной и относящейся к ней продукции | млрд. тенге | 3,0 | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 3,0 | 3,1 | 3,1 |
В результате предпринятых мер, улучшится сырьевая база швейной отрасли за счет производства в стране тканей, пряжи, нитей.
Увеличится производство швейных изделий, имеющих зарегистрированные отечественные марки.
За счет расширения производственных мощностей и организации торговых сетей с использованием франчайзинга увеличится экспорт.
Сократится количество документов и времени на их оформление при экспорте товаров, простой транспорта, что обеспечит ускорение оборачиваемости денежных средств.
Гармонизация систем сертификации и взаимное признание сертификатов соответствия продукции в странах Таможенного союза позволит сократить время и затраты на обслуживание поставок.
Формирование Единого Реестра отечественных производителей обеспечит прозрачность процедуры и оптимизацию государственных закупок с учетом производственной базы и номенклатуры производимой продукции.
Вместе с этим увеличится поступление средств в государственный бюджет за счет сокращения теневого производства швейных изделий.
4.4.1. Материальные и нематериальные изменения,
которые могут быть достигнуты в результате реализации Программы
в целом и поэтапно
В результате реализации Программы планируется увеличение выпуска продукции по следующим наименованиям:
Таблица № 6
Наименование продукции | ед. изм. | года | ||||||
2008 г. (фак- т) | 2009 г. (факт) | 2010 г. (про- гноз) | 2011 г. (про- гноз) | 2012 г. (про- гноз) | 2013 г. (про- гноз) | 2014 г. (про- гноз) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Пряжа шерстяная кардо и гребнечесанная, не расфасованная для розничной продажи | тонн | 79,0 | 134,0 | 136,0 | 138,0 | 140,0 | 143,0 | 145,0 |
Ткани из шерсти кардочесанной или гребнечесанной или из волоса животных грубого или волоса конского | тыс. кв. м. | 75,7 | 155,5 | 156,0 | 158,1 | 161,2 | 163,5 | 165,0 |
Пряжа хлопчатобумажная из волокон гребнечесанных, не расфасованная или расфасованная для розничной продажи | тыс. тонн | 12,6 | 8,7 | 8,9 | 9,1 | 9,3 | 9,9 | 12,7 |
Ткани хлопчатобумажные | млн. кв.м | 42,0 | 35,3 | 35,9 | 36,7 | 38,5 | 40,0 | 42,6 |
Ковры и изделия ковровые | тыс. кв.м | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,4 |
Обувь с верхом из кожи, кроме спортивной обуви, обуви с подноском защитным металлическим и обуви специальной разной | тыс. пар | 531,7 | 622,8 | 625,0 | 630,0 | 640,0 | 655,0 | 688,2 |
Одежда верхняя трикотажная машинного или ручного вязания | тыс. штук | 17,8 | 32,5 | 33,0 | 33,5 | 34,1 | 34,7 | 35,5 |
Свитера, джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и изделия аналогичные трикотажные машинного или ручного вязания | тыс. штук | 222,7 | 98,4 | 101,0 | 103,0 | 105,0 | 107,0 | 110,5 |
Чулки и гольфы женские трикотажные, машинного и ручного вязания, линейной плотности одиночной нити | тыс. пар | 12,6 | 5,6 | 5,9 | 6,2 | 6,7 | 7,3 | 7,9 |
Изделия текстильные готовые, кроме одежды | млн. штук | 2,1 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 |
Швейные изделия | тыс. штук | 327,2 | 348,1 | 349,0 | 351,0 | 353,0 | 356,0 | 360,3 |
Ответственные государственные и иные органы
Сноска. Подраздел в редакции постановления Правительства РК от 29.11.2013 № 1285.
Для реализации Программы необходимо содействие следующих государственных органов и организаций: министерств индустрии и новых технологий, финансов, экономики и бюджетного планирования, регионального развития, сельского хозяйства, образования и науки, труда и социальной защиты населения, обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Республиканской гвардии, Комитета национальной безопасности, акиматов областей, городов Астаны и Алматы, акционерных обществ "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", "Банк Развития Казахстана", "Казахстанский институт развития индустрии", "Национальное Агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST", "Национальное агентство по развитию местного содержания "NadLoC", Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана, Ассоциации переработчиков кожевенного сырья и меха Казахстана.
5. Этапы реализации Программы
В предстоящий период основные направления развития отрасли связаны с созданием стимулов для модернизации и диверсификации производств по переработке местного сырья (хлопок, шерсть, кожа) в текстильной, швейной, кожевенной и обувной промышленности. Данные по ресурсам и использованию отдельных видов продукции легкой промышленности приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
5.1. Основные направления работы по реализации Программы
Среди основных направлений работы по развитию легкой промышленности Казахстана, необходимо выделить следующие:
модернизация производств с использованием современных технологий;
реализация системных мер экономической политики;
обеспечение отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами;
проектные меры реализации Программы.
5.2. Перечни механизмов и инструментов
Сноска. Подраздел 5.2 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 29.11.2013 № 1285.
Направление 1. Модернизация производств с использованием современных технологий
модернизация предприятий легкой промышленности в рамках бюджетной программы "Дорожная карта бизнеса 2020";
повышение производительности, путем внедрения инновационных технологий в рамках направления "Производительность 2020".
Направление 2. Реализация системных мер экономической политики
разработка механизма заключения среднесрочных контрактов при осуществлении закупок национальными компаниями, с отечественными предприятиями, локализация производства которых составляет 30 % от стоимости конечной цены продукции легкой промышленности;
гармонизация и признание внутренних сертификатов соответствия странами-членами Таможенного Союза;
продвижение и поддержка экспорта продукции легкой промышленности;
совершенствование мер технического регулирования.
Направление 3. Обеспечение отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами
создание отраслевого совета по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров, а также для проведения мониторинга и научно обоснованного прогнозирования потребностей в квалифицированных кадрах в сфере легкой промышленности;
строительство межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров для обрабатывающей отрасли на 700 мест в г. Шымкент;
размещение местными исполнительными органами государственного образовательного заказа на подготовку специалистов. Данные по потребности в кадрах для реализации инвестиционных проектов приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
Направление 4. Проектные меры реализации Программы
В целях осуществления поставленных перед отраслью задач в рамках ГПФИИР будут реализованы следующие инвестиционные проекты:
проработанные:
в Восточно-Казахстанской области:
ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат" - реконструкция и модернизация кожевенного производства, что обеспечит 404 человек рабочими местами;
в Южно-Казахстанской области:
АО "Ютекс-KZ" - организация современного текстильного производства на территории СЭЗ "Оңтүстік", что обеспечит 1041 человек рабочими местами;
ТОО "Хлопкопром - Целлюлоза" - выпуск гигроскопической ваты и целлюлозы, что обеспечит 237 человек рабочими местами;
ТОО "Оху Textile" - организация современного производства по выпуску гребенной и кардной хлопчатобумажной пряжи, что обеспечит 260 человек рабочими местами.
"нишевые" проекты:
производство геотекстиля для использования в строительстве дорог, мостов, жилья;
производство полуфабриката, используемого в качестве сырья для кожевенно-меховых предприятий.
5.3. Система обратной связи с представителями бизнеса
Эффект от предлагаемых государственных мер по поддержке легкой промышленности в рамках индустриально-инновационного развития возможен при активной позиции и большой степени заинтересованности представителей бизнеса в реализации данной Программы.
В связи с чем, Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан будут предприниматься меры по обеспечению обратной связи с представителями бизнеса для учета мнения предпринимателей по принимаемым государством мерам, их эффективности, адекватности потребностям представителей легкой промышленности, а также для принятия своевременных корректирующих действий по проблемам, возникающим в ходе реализации Программы.
Для обеспечения обратной связи с представителями бизнеса будут предприниматься следующие меры:
информационная поддержка по обращениям всех заинтересованных сторон поступивших на сайт Министерства;
на постоянной основе будут проводиться конференции, встречи и заседания отраслевых рабочих групп, связанных с изучением проблем и перспектив развития отрасли и выработкой по ним решений;
сотрудниками Министерства будут поддерживаться прямые, телефонные и посредством электронной почты контакты с потенциальными и действующими участниками Программы;
на регулярной основе будут проводиться телевизионные программы, посвященные проблемам и перспективам развития отрасли, при участии представителей бизнеса и власти;
представители бизнеса смогут направлять на обычную почту Министерства письма с имеющимися проблемами, предложениями и видениями перспектив развития отрасли, а также информацию по предлагаемым проектам организации новых производств, внедрению новых технологий.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
На реализацию Программы будут направлены средства Институтов развития, а также частные внутренние и зарубежные инвестиции.
Кроме того, в рамках предусмотренных средств республиканского и местных бюджетов предполагается осуществление финансирования отрасли в части развития предпринимательства, обеспечения квалифицированными кадровыми ресурсами, содействия реализации продукции легкой промышленности, а также вопросы технического регулирования согласно Плану мероприятий по реализации Программы.
7. План мероприятий по реализации Программы по развитию
легкой промышленности в Республике Казахстан
на 2010 - 2014 годы
Сноска. Раздел 7 в редакции постановления Правительства РК от 29.11.2013 № 1285.
№ п/ п | Мероприятие | Форма завершения | Ответственные за исполнение | Сроки исполнения | Предполагаемые расходы (млн. тенге) | Источники финансирования | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Модернизация производств с использованием инфокоммуникационных технологий | |||||||||||
1 | Поддержка предприятий легкой промышленности в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020" | Информация в МИНТ | МРР, акиматы областей и г.г. Астаны, Алматы, АО "НУХ "Байтерек" (по согласованию) | 2010 -2014 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 013 "Целевые текущие трансферты областным бюджетам городов Астаны и Алматы на поддержку частного предпринимательства в рамках "Дорожной карты бизнеса 2020" | ||||||
2 | Повышение производительности путем внедрения инновационных технологий в рамках направления "Производительность 2020" | Информация в МИНТ | Акиматы областей и г.г. Астаны, Алматы, КИРИ (по согласованию), БРК (по согласованию) | 2010 -2014 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 011 "Поддержка, создание новых, модернизация и оздоровление действующих производств в рамках направления "Производительность 2020" | ||||||
2. Реализация системных мер экономической политики | |||||||||||
3 | Оказание консультационных услуг предприятиям легкой промышленности | Размещение информации на сайте МИНТ | МИНТ | 2010 -2014г.г. | Не предполагается | ||||||
4 | Подготовить предложения по беспошлинному импорту высокотехнологичного оборудования для легкой промышленности, комплектующих и запасных частей к нему, не производимых на территории Республики Казахстан | Информация в МИНТ | МЭБП (созыв), МИНТ, АПЛП (по согласованию), АПКСМ (по согласованию) | 2014 г. IV квартал | Не предполагается | ||||||
5 | Подготовить предложения по беспошлинному импорту ресурсов (фурнитуры, химических продуктов) для производства продукции легкой промышленности не производящейся в Казахстане | Информация в МИНТ | МЭБП (созыв), МИНТ, АПЛП (по согласованию), АПКСМ (по согласованию) | 2014 г. IV квартал | Не предполагается | ||||||
6 | Регистрация продукции легкой промышленности за рубежом | Информация в МИНТ | KAZNEX (по согласованию), АПЛП (по согласованию) | 2010 - 2013 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 022 "Содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки" | ||||||
7 | Сертификация продукции легкой промышленности за рубежом | Информация в МИНТ | KAZNEX (по согласованию), АПЛП (по согласованию) | 2010 - 2013 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 022 "Содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки" | ||||||
8 | Участие отечественных предприятий легкой промышленности в международных специализированных выставках (аренда площади, регистрационный взнос) | Информация в МИНТ | KAZNEX (по согласованию), АПЛП (по согласованию), АПКСМ (по согласованию) | 2010-2014 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 022 "Содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки" | ||||||
9 | Продвижение товаров легкой промышленности за рубежом (брендинг, реклама товара) | Информация в МИНТ | KAZNEX (по согласованию), АПЛП (по согласованию), АПКСМ (по согласованию) | 2010- 2014 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 022 "Содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки" | ||||||
10 | Разработка и принятие стандартов, отвечающих требованиям технического регламента и/или соответствующих международным стандартам | Приказ Комитета по техническому регулированию и метрологии МИНТ | МИНТ, АПЛП (по согласованию), АПКСМ (по согласованию) | 2011-2014 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 013 "Услуги в сфере технического регулирования и метрологии" | ||||||
11 | Проведение переговоров заинтересованных сторон о признании внутренних сертификатов странами Таможенного Союза | Информация в МИНТ | МЭБП, МИНТ, АПЛП (по согласованию) | 2012 г. | Не предполагается | ||||||
12 | Подготовка предложений по разработке механизма среднесрочных закупок между предприятиями легкой промышленности, национальными компаниями и систем о образующими предприятиями | Информация в МИНТ | Самрук-Казына (по согласованию), АПЛП, (по согласованию) | 2014 г. IV квартал | Не предполагается | ||||||
13 | Проработать вопрос по интеграции реестров отечественных товаропроизводителей (Автоматизированная интегрированная информационная система "Электронные государственные закупки", Информационная система Интернет-портал "Казахстанское содержание", Реестр отечественных товаропроизводителей группы АО "ФНБ "Самрук-Казына") | Предложения в МИНТ | МИНТ, МФ, Самрук-Казына (по согласованию), NadLoC (по согласованию) | 2014 г. I квартал | - | - | - | - | - | - | Не предполагается |
14 | Заключить договора в рамках государственного оборонного заказа на приобретение военной и специальной формы одежды, знаков различия и средств индивидуальной защиты для военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и сотрудников специальных государственных органов | Информация в МИНТ | МО, МВД, МЧС, РГ (по согласованию), КНБ, АПЛП (по согласованию) | 2014 г. II квартал | - | - | - | - | - | - | Не предполагается |
15 | Рассмотреть вопрос по ограничению экспорта тонкой шерсти | Предложения в МИНТ | МСХ, МЭБП, АПЛП (по согласованию) | 2014 г. II квартал | - | - | - | - | - | - | Не предполагается |
16 | Проработать вопрос совершенствования механизма государственного регулирования экспорта хлопковолокна, исходя из потребности отечественных переработчиков | Предложения в МИНТ | МСХ, МЭБП, МФ, Акимат ЮКО, АПЛП (по согласованию) | 2014 г. II квартал | - | - | - | - | - | - | Не предполагается |
17 | Проработать вопрос субсидирования затрат предприятий легкой промышленности на закуп сырья – шкуры, мытую шерсть, хлопок-волокно отечественного производства | Предложения в МИНТ | МЭБП, МСХ, МФ, МРР, акиматы областей и г.г. Астаны, Алматы, АПЛП (по согласованию) | 2014 г. I квартал | - | - | - | - | - | - | Не предполагается |
3. Обеспечение отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами | |||||||||||
18 | Размещение областными местными исполнительными органами государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с техническим и профессиональным, послесредним образованием | Информация в МИНТ | Акиматы ВКО, ЮКО, Жамбылской, Алматинской областей | 2010 -2014 г.г. | 425,8 | 499,4 | 540,3 | 586,0 | 624,8 | 2676,4 | МБ в рамках бюджетной программы 024 "Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального образования" |
19 | Организация разработки профессиональных стандартов по приоритетным специальностям легкой промышленности | Приказ МИНТ | МИНТ, МТСЗН, МОН, АПЛП (по согласованию) | 2012- 2013 г.г. 2013-2014 г.г. | 5,25 | 6,3 6,0 | 2,6 | В рамках финансирования, выделяемого Всемирным Банком В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 146 "Обеспечение разработки профессиональных стандартов" | |||
20 | Содействие внедрению независимой системы сертификации квалификаций выпускников технического и профессионального образования по специальностям легкой промышленности | Информация в МИНТ | МОН, акиматы областей и г.г. Астаны, Алматы, АПЛП (по согласованию) | 2011- 2014 г.г. | Не предполагается | ||||||
21 | Создание отраслевого совета по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров в сфере легкой промышленности | Информация в МОН | МИНТ, МОН, акиматы областей и г.г. Астаны, Алматы, АПЛП (по согласованию) | 2012 г. | Не предполагается | ||||||
22 | Совершенствование государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования в сфере легкой промышленности | Информация в МИНТ | МОН, АПЛП (по согласованию) | 2011 - 2012 г.г. | В рамках утвержденных сумм в республиканском бюджете на соответствующие годы по бюджетной программе 025 "Методологическое обеспечение системы образования и анализ качества образовательных услуг" | ||||||
4. Проектные меры реализации отраслевой программы | |||||||||||
23 | Реализация инвестиционного проекта "Реконструкция и модернизация кожевенного производства" | Информация в МИНТ | Акимат ВКО, ТОО "Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат" (по согласованию) | 2011 г. | 3757 | Заемные средства – заемщик - БРК | |||||
24 | Реализация инвестиционного проекта "Организация современного текстильного производства" | Информация в МИНТ | Акимат ЮКО, АО "Ютекс-KZ" (по согласованию) | 2014 г. | 11172,4 | Заемные средства – заемщик - БРК | |||||
25 | Реализация инвестиционного проекта "Выпуск гигроскопической ваты и целлюлозы" | Информация в МИНТ | Акимат ЮКО, ТОО "ХлопкопромЦеллюлоза" (по согласованию) | 2010 г. | 2190,0 | Заемные средства – заемщик - БРК - Лизинг | |||||
26 | Реализация инвестиционного проекта "Организация современного производства по выпуску гребенной и кардной хлопчатобумажной пряжи" | Информация в МИНТ | Акимат ЮКО, ТОО "ОхуTextile" (по согласованию) | 2010 г. | 3731,1 | Заемные средства – заемщик - БРК - Лизинг |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИНТ | – | Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан |
МЭБП | – | Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан |
МРР | – | Министерство регионального развития Республики Казахстан |
МФ | – | Министерство финансов Республики Казахстан |
МСХ | – | Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан |
МТСЗН | – | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МОН | – | Министерство образования и науки Республики Казахстан |
МО | – | Министерство обороны Республики Казахстан |
МВД | – | Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
МЧС | – | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
РГ | – | Республиканская гвардия Республики Казахстан |
КНБ | – | Комитет национальной безопасности Республики Казахстан |
ВКО | – | Восточно-Казахстанская область |
ЮКО | – | Южно-Казахстанская область |
Самрук-Казына | – | акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" |
БРК | – | акционерное общество "Банк Развития Казахстана" |
БРК-Лизинг | – | акционерное общество "БРК-Лизинг" |
КИРИ | – | акционерное общество "Казахстанский институт развития индустрии" |
АО "НУХ "Байтерек" | – | акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" |
KAZNEX | – | акционерное общество "Национальное Агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" |
NadLoC | – | акционерное общество "Национальное Агентство по развитию местного содержания "NadLoC" |
АПЛП | – | Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан |
АПКСМ | – | Ассоциация переработчиков кожевенного сырья и меха Казахстана |
АО | – | акционерное общество |
ТОО | – | товарищество с ограниченной ответственностью |
Приложение 1 к Программе развития легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы |
Ресурсы и использование отдельных видов продукции
легкой промышленности
Наименование продукции | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ткани хлопчатобумажные, тыс. кв. м. | ||||
Ресурсы | 72 649,2 | 54 149,4 | 53 854,6 | 54 351,8 |
Производство | 47 639,0 | 42 423,3 | 42 013,9 | 35 335,4 |
Импорт | 25 010,2 | 11 726,1 | 11 840,7 | 19 016,4 |
Использование | 72 649,2 | 54 149,4 | 53 854,6 | 54 351,8 |
Экспорт | 38 374,2 | 33 700,7 | 43 410,5 | 33 326,2 |
Реализация на внутреннем рынке | 34 275,0 | 20 448,7 | 10 444,1 | 21 025,6 |
Ткани из шерсти кардочесанной, тыс. кв. м. | ||||
Ресурсы | 619,1 | 638,4 | 756,9 | 841,9 |
Производство | 110,1 | 74,5 | 75,7 | 155,5 |
Импорт | 509 | 563,9 | 681,2 | 686,4 |
Использование | 619,1 | 638,4 | 756,9 | 841,9 |
Экспорт | 0,0 | 0,0 | - | 0,4 |
Реализация на внутреннем рынке | 619,1 | 638,4 | 756,9 | 841,5 |
Ковры и изделия ковровые, тыс. кв. м | ||||
Ресурсы | 3 034,8 | 2 862,2 | 3 091,2 | 3 520,1 |
Производство | 101,5 | 36,1 | 2,0 | 2,0 |
Импорт | 2 933,3 | 2 826,1 | 3 089,2 | 3 517,2 |
Использование | 3 034,8 | 2 862,2 | 3 091,2 | 3 519,2 |
Экспорт | 20,3 | 34,2 | 31,1 | 19,9 |
Реализация на внутреннем рынке | 3 014,5 | 2 828,0 | 3 060,1 | 3 499,3 |
Обувь, кроме спортивной и защитной, тыс. пар | ||||
Ресурсы | 10 980,0 | 4 100,8 | 5 071,4 | 3 245,8 |
Производство | 780,7 | 1 107,5 | 1 213,1 | 1 218,0 |
Импорт | 10 199,3 | 2 993,3 | 3 858,3 | 2 027,8 |
Использование | 10 980,0 | 4 100,8 | 5 071,4 | 3 245,8 |
Экспорт | 1 200,3 | 342,8 | 292,1 | 372,6 |
Реализация на внутреннем рынке | 9 779,7 | 3 758,0 | 4 779,3 | 2 873,2 |
Колготы, рейтузы, чулки, носки и изделия чулочные прочие трикотажные, машинного или ручного вязания, тыс. тенге | ||||
Ресурсы | 502 471,3 | 591 792,5 | 739 410,7 | 896 755,0 |
Производство | 212 865,0 | 214 232,0 | 223 320,0 | 158 819,0 |
Импорт | 289 606,3 | 377 560,5 | 516 090,7 | 737 936,0 |
Использование | 502 471,3 | 591 792,5 | 739 410,7 | 896 755,0 |
Экспорт | 2 382,0 | 2 193,3 | 7 934,4 | 81 249,9 |
Реализация на внутреннем рынке | 500 089,3 | 589 599,2 | 731 476,3 | 815 505,1 |
Свитеры, джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и изделия аналогичные, трикотажные машинного или ручного вязания, тыс. штук | ||||
Ресурсы | 542,9 | 1042,3 | 1011,7 | 936,2 |
Производство | 146,3 | 206,7 | 222,7 | 98,4 |
Импорт | 396,6 | 835,6 | 789,0 | 837,8 |
Использование | 542,9 | 1042,3 | 1011,7 | 936,2 |
Экспорт | 56,7 | 53,0 | 99,0 | 76,2 |
Реализация на внутреннем рынке | 486,2 | 989,3 | 912,7 | 860,0 |
Одежда верхняя трикотажная, машинного или ручного вязания, штук | ||||
Ресурсы | 516 030 | 517 635 | 798 841 | 601 238 |
Производство | 27 182 | 17 385 | 17 841 | 32 538 |
Импорт | 488 848 | 500 250 | 781 000 | 568 700 |
Использование | 516 030 | 517 635 | 798 841 | 601 238 |
Экспорт | 79 195 | 15 439 | 11 000 | 35 300 |
Реализация на внутреннем рынке | 406 835 | 502 196 | 787 841 | 565 938 |
Белье нижнее, трикотажное, машинного или ручного вязания, тыс. штук | ||||
Ресурсы | 690,7 | 1839,5 | 4268,3 | 1850,1 |
Производство | 39,9 | 49,2 | 55,4 | 99,1 |
Импорт | 650,8 | 1790,3 | 4212,9 | 1751 |
Использование | 690,7 | 1839,5 | 4268,3 | 1850,1 |
Экспорт | 42,9 | 3,4 | 62,4 | 635,3 |
Реализация на внутреннем рынке | 647,8 | 1836,1 | 4205,9 | 1214,8 |
Одежда для грудных детей, одежда прогулочная и прочая, аксессуары и детали одежды, трикотажные, машинного или ручного вязания, тыс. тенге | ||||
Ресурсы | 488 172,5 | 362 563,3 | 443 946,0 | 646 844,1 |
Производство | 42 197,0 | 27 530,0 | 37 146,0 | 47 338,0 |
Импорт | 445 975,5 | 335 033,3 | 406 800,0 | 599 506,1 |
Использование | 488 172,5 | 362 563,3 | 443 946,0 | 646 844,1 |
Экспорт | 2 714,8 | 248,9 | 2 700,0 | 24 123,8 |
Реализация на внутреннем рынке | 485 457,7 | 362 314,4 | 441 246,0 | 622 720,3 |
Костюмы спортивные, лыжные и купальные; прочая одежда, трикотажные, тыс. штук | ||||
Ресурсы | 499,5 | 170,3 | 198,4 | 235,2 |
Производство | 80,4 | 78,7 | 1,4 | 93,2 |
Импорт | 419,1 | 91,6 | 197,0 | 142,0 |
Использование | 499,5 | 170,3 | 198,4 | 235,2 |
Экспорт | 3,4 | 0,0 | 21,0 | 6,0 |
Реализация на внутреннем рынке | 496,1 | 170,3 | 177,4 | 229,2 |
Приложение 2 к Программе по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы |
Целевые индикаторы
Сноска. Приложение 2 в редакции постановления Правительства РК от 27.02.2015 № 100.
Целевой индикатор | Ед. изм. | 2008 г. (факт) | 2009 г. (факт) | 2010 г. (факт) | 2011 г. (факт) | 2012 г. (факт) | 2013 г. (прогноз) | 2014 г. (прогноз) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Увеличение валовой добавленной стоимости в легкой промышленности в 2014 году не менее чем на 9 % в реальном выражении к уровню 2008 года | % к 2008 г. | 100,0 | 92,5 | 95,8 | 95,2 | 105,1 | 106,0 | 109,0 |
Увеличение экспорта готовой продукции в 2,5 раза к уровню 2008 года | % к 2008 г. | 100,0 | 80,8 | 71,8 | 223,5 | 232,5 | 241,7 | 250 |
Увеличение производительности труда в легкой промышленности в 1,5 раза в реальном выражении к уровню 2008 года | % к 2008 г. | 100,0 | 159,8 | 130,7 | 118,4 | 150,4 | 150,4 | 150,5 |
Приложение 3 к Программе развития легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы |
Потребность в кадрах для реализации инвестиционных
проектов на период 2010 - 2014 годы
человек
Наименование проекта | Регион | Заявитель проекта | От- вет- ст- вен- ный госу- дар- ст- вен- ный орган | Наименова- ние профессии (специаль- ности) | Уро- вень ква- лифи- кации (раз- ряд) | Потребность в разрезе периодов | |||||
Итого | в период реализации | ||||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1942 | 1942 | - | - | - | - | ||||||
Реконструк- ция и модернизация кожевенного производства | Восточ- но- Казах- станс- кая область | ТОО "Семипала- тинский кожевенно- меховой комбинат" | МИО | 404 | 404 | - | - | - | - | ||
Инженер- технолог | в/о | 20 | 20 | - | - | - | |||||
Модельер- дизайнер | в/о | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Специалист отделочно- го произ- водства | ТиПО | 178 | 178 | - | - | - | - | ||||
Мастер- технолог | ТиПО | 200 | 200 | - | - | - | - | ||||
Медработ- ник | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Охранник | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Организация современного текстильного производства | Южно- Казах- станс- кая область | АО "Ютекс-KZ" | МИО | 1041 | 1041 | - | - | - | - | ||
Инженер- технолог | в/о | 44 | 44 | - | - | - | - | ||||
Мастер- технолог текстиль- ного производ- ства | ТиПО | 883 | 883 | - | - | - | - | ||||
Модельер- дизайнер | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Вспомога- тельный персонал | ТиПО | 108 | 108 | - | - | - | - | ||||
Медработ- ник | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Специалист по охране труда | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Выпуск гигроскопи- ческой ваты и целлюлозы | Южно- Казах- станс- кая область | ТОО "Хлопко- пром- Целлюлоза" | МИО | 237 | 237 | - | - | - | - | ||
Инженер- технолог | в/о | 34 | 34 | - | - | - | - | ||||
Химик | в/о | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Мастер- технолог | ТиПО | 60 | 60 | - | - | - | - | ||||
Медработ- ник | ТиПО | 1 | 1 | - | - | - | - | ||||
Охранник | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Вспомога- тельный персонал | ТиПО | 138 | 138 | - | - | - | - | ||||
Организация современного производства по выпуску гребенной и кардной хлопчатобу- мажной пряжи | Южно- Казах- станс- кая область | ТОО "Оху Textile" | МИО | 260 | 260 | - | - | - | - | ||
Инженер- технолог | в/о | 25 | 25 | - | - | - | - | ||||
Инженер- красильщик | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Мастер производс- твенного цеха | ТиПО | 90 | 90 | - | - | - | - | ||||
Химик | в/о | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Медработ- ник | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Охранник | ТиПО | 2 | 2 | - | - | - | - | ||||
Вспомога- тельный персонал | ТиПО | 137 | 137 | - | - | - | - |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИО - местные исполнительные органы
в/о - высшее образование
ТиПО - техническое и профессиональное образование