Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования и метрологии".
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
технического регулирования и метрологии
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24; ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5, № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № и, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; Закон Республики Казахстан от 15 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 30 июля 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования внешнего государственного финансового контроля", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции населения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.):
1) статью 317 изложить в следующей редакции:
"Статья 317. Нарушение законодательства в области технического
регулирования
1. Нарушение законодательства в области технического регулирования, совершенное в виде:
1) выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
2) выпуска на продажу в розничных торговых организациях, рынках продукции, не соответствующей требованиям нормативного документа по стандартизации;
3) импорта и (или) реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии, а также в случае их подделки, истечения или приостановления срока действия;
4) нарушения правил проведения работ по подтверждению соответствия и аккредитации;
5) необоснованной выдачи или подтверждения действия сертификата соответствия, а равно необоснованное принятие или регистрация декларации о соответствии, заявления-декларации;
6) осуществления работ в сфере подтверждения соответствия в государственной системе технического регулирования без аккредитации, -
влекут штраф на физических лиц в размере от пятнадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, - в размере от тридцати до пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от ста пятидесяти до двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением аттестата аккредитации, аттестата эксперта-аудитора либо без такового.
2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, кроме случаев, предусмотренных статьей 317-1 настоящего Кодекса, -
влечет штраф на физических лиц в размере от двадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, - в размере от сорока до шестидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от шестидесяти до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двухсот пятидесяти до трехсот месячных расчетных показателей с лишением аттестата аккредитации, аттестата эксперта-аудитора либо без такового.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой, второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф на физических лиц в размере от тридцати до сорока пяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, - в размере от сорока пяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от ста пятидесяти до двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от трехсот пятидесяти до четырехсот месячных расчетных показателей с лишением аттестата аккредитации, аттестата эксперта-аудитора либо без такового.";
2) статью 317-2 изложить в следующей редакции:
"Статья 317-2. Нарушение порядка выдачи сертификата о
происхождении товара и (или) для внутреннего
обращения, заключения форм товара Таможенного
союза или иностранного товара
1. Составление экспертом-аудитором по определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара и выдача экспертной организацией акта экспертизы о происхождении товара, об определении статуса товара Таможенного союза или иностранного товара, в котором данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны, -
влекут штраф на экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей с приостановлением квалификационного аттестата эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара на срок шесть месяцев либо без такового, на экспертные организации - в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности либо без таковой.
2. Отказ в выдаче сертификата о происхождении товара и (или) для внутреннего обращения, в случае представления надлежаще оформленного акта экспертизы о происхождении товара и (или) для внутреннего обращения и документов, подтверждающих происхождение товара по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, или отказ в выдаче заключения форм товара Таможенного союза или иностранного товара в случае представления надлежаще оформленного акта экспертизы об определении статуса товара Таможенного союза или иностранного товара и сведений, документов, подтверждающих статус товара Таможенного союза или иностранного товара, -
влечет штраф на территориальные торгово-промышленные палаты, уполномоченного органа (организации) по выдаче сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара в размере от тридцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.
3. Выдача территориальной торгово-промышленной палатой сертификата о происхождении товара, уполномоченным органам (организацией) сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара, в которых данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны, -
влечет штраф на территориальную торгово-промышленную палату, уполномоченного органа (организации) по выдаче сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей.
4. Нарушение территориальной торгово-промышленной палатой, уполномоченным органам (организацией) по выдаче сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара срока выдачи сертификата о происхождении товара и (или) для внутреннего обращения, заключения форм товара Таможенного союза или иностранного товара или письменного мотивированного решения об отказе в его выдаче -
влечет штраф на территориальную торгово-промышленную палату, уполномоченного органа (организации) по выдаче сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей.
5. Представление фальсифицированных и (или) недостоверных документов, подтверждающих происхождение товара по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, для получения сертификата о происхождении товара, документов, подтверждающих происхождение товара для внутреннего обращения для получения сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, а также сведений, документов, подтверждающих статус товара Таможенного союза или иностранного товара, для получения заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от пяти до десяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей.
6. Совершение действий, предусмотренных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара в размере от тридцати до сорока месячных расчетных показателей с лишением квалификационного аттестата эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара либо без такового, территориальные торгово-промышленные палаты, филиалы уполномоченного органа (организации) по выдаче сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключений форм товара Таможенного союза или иностранного товара - в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей, на экспертные организации - в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности.";
3) дополнить статьей 317-3 следующего содержания:
"Статья 317-3. Нарушение законодательства в области обеспечения
единства измерений
1. Нарушение законодательства в области обеспечения единства измерений, совершенное в виде:
1) несоблюдения правил при расфасовке и реализации фасованных товаров в упаковках любого вида, если количество содержимого не соответствует заявленному на упаковке;
2) нарушения правил проведения торговых операций, а именно, несоответствия массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеству товара, указанному в кассовом, товарном чеке или ином документе, подтверждающем покупку проверяемого товара;
3) поверки и калибровки средств измерений, метрологической аттестации методик выполнения измерений без аккредитации;
4) выпуск в обращение, применение, реализация и реклама средств измерений и стандартных образцов, не прошедших испытания для целей утверждения типа или метрологическую аттестацию, а также поверку и (или) не включенных в реестр государственной системы обеспечения единства измерений;
5) применения методик выполнения измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и не прошедших метрологическую аттестацию и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, -
влекут штраф на физических лиц в размере от пятнадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, - в размере от тридцати до пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от ста пятидесяти до двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением аттестата аккредитации, аттестата технического-эксперта, сертификата поверителя либо без такового.
2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обеспечения единства измерений, -
влечет штраф на физических лиц в размере от двадцати до тридцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, - в размере от сорока до шестидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от шестидесяти до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двухсот пятидесяти до трехсот месячных расчетных показателей с лишением аттестата аккредитации, аттестата эксперта-аудитора, сертификата поверителя либо без такового.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой, второй настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф на физических лиц в размере от тридцати до сорока пяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, - в размере от сорока пяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от ста пятидесяти до двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от трехсот пятидесяти до четырехсот месячных расчетных показателей с лишением аттестата аккредитации, аттестата эксперта-аудитора, сертификата поверителя либо без такового.";
4) пункт 3 статьи 356 после цифр "317-1," дополнить цифрами "317-3,";
5) часть первую статьи 541 после цифр "317-2," дополнить словами "317-3 (частями второй и третьей),";
6) часть первую статьи 566 после слов "317 (частью первой)," дополнить словами "317-3 (частью первой),";
7) абзац сорок подпункта 1) пункта 1 статьи 636 изложить в следующей редакции:
"органов в области технического регулирования и обеспечения единства измерений и его территориальных органов (статьи 161 (часть четвертая), 338-1 (части третья, девятая, десятая и двенадцатая), 317 (части вторая и третья), 317-1, 317-2, 317-3 (части второй и третьей), 356,496 (часть вторая), 501);".
2. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; № 22, ст. 130, 132; № 24, ст. 145, 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; Закон Республики Казахстан от 15 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 30 июля 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических зон", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции населения", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 6 августа 2011 г.):
подпункт 3) части второй пункта 2 статьи 135 изложить в следующей редакции:
"3) деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности, работы по разработке нормативных документов по стандартизации), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;".
3. В Закон Республики Казахстан от 7 июня 2000 г. "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 7, ст. 165; 2004 г., № 11-12, ст. 62; № 23, ст. 142; 2006 г., № 3, ст. 22; № 24, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 60; 2009 г., № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; Закон Республики Казахстан от 15 июля 2011 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 30 июля 2011 г.):
1) подпункты 11) и 17) статьи 1 изложить в следующей редакции:
"11) технический эксперт в области обеспечения единства измерений - физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном уполномоченным органом, на право проведения работ в области обеспечения единства измерений;"
"17) калибровка средства измерений - совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений, и соответствующим значением величины, определенным с помощью эталона, в целях определения действительных значений метрологических характеристик средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю;";
2) в пункте 2 статьи 5:
подпункт 11-1) изложить в следующей редакции:
"11-1) устанавливает порядок аттестации, переаттестации, периодичности аттестации, технических экспертов и поверителей средств измерений, а также квалификационные требования к ним;";
подпункт 13) исключить;
3) часть вторую пункта 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
"По решению уполномоченного органа к применению допускаются единицы величин, не входящие в Международную систему единиц.";
4) подпункт 4) статьи 13 изложить в следующей редакции:
"4) технических экспертов в области обеспечения единства измерений;";
5) подпункт 2) статьи 14 изложить в следующей редакции:
"2) государственного научного метрологического центра, который обеспечивает создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов единиц величин, создание систем передачи размеров единиц величин, разрабатывает нормативные документы по обеспечению единства измерений, проводит сличение эталонов единиц величин, участвует в сличениях результатов поверки и калибровки средств измерений, осуществляет испытания, метрологическую аттестацию, поверку эталонов единиц величин и средств измерений, научно-исследовательские работы, повышение квалификации и переподготовку кадров, аттестацию, переаттестацию технических экспертов и поверителей средств измерений.";
6) статью 16-1 изложить в следующей редакции:
"Статья 16-1. Технические эксперты в области обеспечения
единства измерений
1. Технические эксперты в области обеспечения единства измерений осуществляют работы в области обеспечения единства измерений.
2. Деятельность технических экспертов в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с нормативными документами по обеспечению единства измерений.";
7) заголовок и пункт 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Производство, ремонт средств измерений и
аккредитация в области обеспечения единства измерений
1. Производство и ремонт средств измерений, а также производство стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, аттестованных смесей осуществляется физическими и юридическими лицами в соответствии с нормативными документами в области обеспечения единства измерений.";
8) пункты 4 и 5 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"4. Юридические лица, аккредитованные на поверку средств измерений, должны осуществлять электронный учет данных о поверяемых средствах измерений и их передачу в орган по аккредитации в порядке, установленном уполномоченным органом за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О государственных секретах".
5. Поверка средств измерений осуществляется поверителями государственной метрологической службы или метрологических служб аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений. Аттестация поверителей осуществляется один раз в три года в порядке, установленном уполномоченным органом.";
9) в статье 23:
подпункты 2) и 6) изложить в следующей редакции:
"2) осуществление деятельности в области охраны окружающей среды, геологии и гидрометеорологии;"
"6) производстве вооружения, военной техники;";
подпункты 8) и 12) исключить;
10) подпункт 4) пункта 1 статьи 31 изложить в следующей редакции:
"4) расходы на создание и содержание государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан, эталонов единиц величин, принадлежащих государственной метрологической службе.".
4. В Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 21, ст. 124; 2006 г., № 3, ст. 22; № 15, ст. 92; № 24, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 60; 2009 г., № 17, ст. 80; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 26;№ 11, ст. 102):
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования, направленного на обеспечение безопасности продукции, услуг и процессов в Республике Казахстан.";
2) в статье 1:
подпункты 12), 13), 14), 16), 34), 36), 47), 49) и 51) изложить в следующей редакции:
"12) национальный стандарт - стандарт, утвержденный уполномоченным органом и доступный широкому кругу потребителей;
13) государственная система технического регулирования - совокупность государственных органов, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области технического регулирования в пределах своей компетенции, а также нормативных правовых актов, стандартов и нормативных технических документов;
14) реестр государственной системы технического регулирования - документ учета технических регламентов и нормативных технических документов, стандартов, классификаторов технико-экономической информации, органов по подтверждению соответствия, испытательных лабораторий, технических комитетов по стандартизации, экспертов-аудиторов, экспертов по стандартизации и выданных документов в сфере подтверждения соответствия;"
"16) обязательная сертификация - процедура подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, с участием органов по подтверждению соответствия;"
"34) документ в сфере подтверждения соответствия - сертификат соответствия, выданный аккредитованным органом по подтверждению соответствия, или декларация о соответствии, принятая изготовителем, поставщиком продукции и зарегистрированная аккредитованным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;"
"36) эксперт-аудитор по подтверждению соответствия, определению страны происхождения товара - специалист, аттестованный в порядке, установленном уполномоченным органом;"
"47) единый государственный фонд технических регламентов, стандартов и нормативных технических документов - совокупность специализированных фондов технических регламентов, стандартов и иных документов государственных органов, формируемых в пределах их компетенции;"
"49) национальный классификатор технико-экономической информации - документ, который представляет собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации;"
"51) стандарт иностранного государства - стандарт иностранного государства, принятый его уполномоченным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей;";
дополнить подпунктами 14-1), 36-1) и 44-1) следующего содержания:
"14-1) система каталогизации продукции - организационно-техническая информационная система о характеристиках и изготовителях продукции;"
"36-1) эксперт по стандартизации - физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном уполномоченным органом на право проведения работ по стандартизации;"
"44-1) нормативный технический документ - нормативный документ, содержащий технические и технологические нормы и не содержащий нормы права;";
3) подпункты 8) и 9) статьи 5 изложить в следующей редакции:
"8) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, определению страны происхождения товара, эксперты по стандартизации;
9) единый государственный фонд технических регламентов, стандартов и нормативных технических документов.";
4) подпункт 5) статьи 6 исключить;
5) в статье 7:
в части первой:
подпункты 6), 9) и 11) изложить в следующей редакции:
"6) взаимодействует с экспертными советами по разработке технических регламентов, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;"
"9) организует и координирует работу единого государственного фонда технических регламентов, стандартов и нормативных технических документов;"
"11) определяет порядок и организует аттестацию экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, подтверждению соответствия, экспертов по стандартизации, а также организует их профессиональную подготовку и переподготовку;";
дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
"8-1) устанавливает порядок предоставления нормативных правовых актов в области технического регулирования, нормативных технических документов и информации о них для формирования единого государственного фонда технических регламентов, стандартов и нормативно технических документов, а также обеспечения ими пользователей;";
в части второй:
подпункт 1), 3) и 4) изложить в следующей редакции:
"1) устанавливает порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации;"
"3) устанавливает порядок учета и применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан;"
"4) организует издание и распространение официальных изданий национальных, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, публикует информацию о них;";
часть третей:
в подпункте 7) слова "(сличениям)" заменить словом "(сличении)";
дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
"8) устанавливает порядок подготовки, переподготовки, повышение квалификации и оценки знаний специалистов в области технического регулирования и систем менеджмента.";
6) подпункт 3) статьи 8 изложить в следующей редакции:
"3) организацию работ по разработке технических регламентов и национальных стандартов в соответствии с принимаемыми в Республике Казахстан планами и программами;";
7) подпункты 2) и 3) пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"2) участие в разработке и экспертизе национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в установленном порядке;
3) подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке технических регламентов и национальных стандартов.";
8) подпункты 2) и 5) пункта 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"2) проводят работы по обязательному и добровольному подтверждению соответствия;"
"5) проводят согласно схеме подтверждения соответствия инспекционный контроль продукции, прошедшей обязательное подтверждение соответствия, в случае выявления их несоответствия установленным требованиям приостанавливают или отменяют действие выданных сертификатов соответствия или действие регистрации декларации о соответствии в порядке, установленном уполномоченным органом;";
9) подпункт 1) пункта 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"1) подготавливают предложения по разработке, внесению изменений, отмене технических регламентов и национальных стандартов, проекты нормативных правовых актов в области технического регулирования, стандартов;";
10) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Единый государственный фонд технических
регламентов, стандартов и нормативных технических документов
1. Единый государственный фонд технических регламентов, стандартов и нормативных технических документов формируется уполномоченным органом и государственными органами в пределах их компетенции.
2. Официальная информация о разрабатываемых и принятых технических регламентов, нормативных технических документах, национальных, иностранных, международных, региональных стандартах и классификаторах технико-экономической информации, стандартах организаций и рекомендациях по стандартизации, а также указанные документы должны быть доступны для пользователей, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
3. Издание и обеспечение пользователей стандартами и нормативными документами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогами и указателями стандартов и информацией о них осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом.
4. Информация о принятии каждого стандарта и иного нормативного документа по стандартизации, а также нормативного технического документа и один их экземпляр направляются лицом, разработавшим документ, в уполномоченный орган для формирования единой справочно-библиографической базы данных.";
11) в статье 16:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Компетенция экспертов-аудиторов по подтверждению
соответствия, экспертов по стандартизации.";
дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Эксперты по стандартизации участвуют в работах по разработке и экспертизе стандартов и нормативных документов по стандартизации.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Квалификационные требования, порядок подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, выдачи, приостановки или аннулирования аттестата эксперта-аудитора, а также экспертов по стандартизации устанавливаются уполномоченным органом.";
12) статью 17 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. Технические регламенты могут содержать санитарные требования.";
13) в пункте 1 статьи 20:
подпункт 3) и 6) изложить в следующей редакции:
"3) национальные стандарты и классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;"
"6) стандарты иностранных государств, классификаторы технико-экономической информации, правила нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств";
подпункт 4) исключить;
14) статью 21 изложить в следующей редакции:
"Статья 21. Национальные стандарты Республики Казахстан
1. Порядок разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены национальных стандартов устанавливается уполномоченным органом.
2. Национальные стандарты подразделяются на:
1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования;
2) стандарты на продукцию, услугу, которые устанавливают требования к однородным группам продукции, услуги и при необходимости к конкретной продукции, услуге;
3) стандарты на процессы;
4) стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов.
3. Основополагающие национальные стандарты разрабатываются предприятиями уполномоченного органа.
4. Нормы и стандарты иностранных государств, международных организаций применяются в качестве основы при разработке национальных стандартов Республики Казахстан полностью или частично, за исключением случаев, когда данные стандарты являются неэффективными или неподходящими для достижения целей, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
5. В национальных стандартах могут устанавливаться:
1) необходимые требования по безопасности продукции, процессов, обеспечивающие соблюдение требований, установленных техническими регламентами;
2) требования к классификации продукции, услуги;
3) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;
4) термины и определения;
5) показатели функционального назначения, включая потребительские свойства и характеристики продукции, услуги, определяющие уровень их качества;
6) правила приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, утилизации и уничтожения;
7) методы испытаний качества и безопасности;
8) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;
9) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента;
10) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.
6. Национальные стандарты применяются в равной мере независимо от места происхождения продукции, услуги.";
15) статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Национальные классификаторы технико-экономической
информации Республики Казахстан
"1. Классификации и кодированию подлежит технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики и подлежащая учету.
2. Разработка национальных классификаторов технико-экономической информации проводится в соответствии с планами и программами работ по национальной стандартизации.
3. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют разработку, ведение и актуализацию национальных классификаторов технико-экономической информации.
Реестр национальных классификаторов технико-экономической информации ведется уполномоченным органом.
4. Координация работ по созданию и контролю за функционированием в Республике Казахстан системы классификации и кодирования технико-экономической информации устанавливается уполномоченным органом.";
16) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
"1. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно на объекты технического регулирование применяемые внутри организации, в том числе на составные части продукции, терминологию, систему приемки и контроля, технологическую оснастку, инструмент, а также управление деятельностью в организации в рамках системы менеджмента, разработки и постановки на производство, учету и регистрации не подлежит.
Стандарты организаций устанавливающие требования безопасности, не должны противоречить требованиям технических регламентов и гармонизированных с ними стандартов.
Стандарты организаций не принимаются для обязательного подтверждения в соответствия.";
17) статью 24 изложить в следующей редакции:
"Статья 24. Применение международных, региональных стандартов,
стандартов иностранных государств и нормативных
документов по стандартизации иностранных государств
1. На территории Республики Казахстан могут применяться международные и региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, руководства и рекомендации, стандарты иностранных государств, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств, отвечающие целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
2. Необходимыми условиями для применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в качестве государственных стандартов Республики Казахстан являются:
1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации;
2) наличие международных договоров Республики Казахстан о сотрудничестве в области стандартизации;
3) наличие договора (соглашения) между уполномоченным органом по стандартизации и международной или региональной организацией о сотрудничестве в области стандартизации.
3. Применение физическими и юридическими лицами Республики Казахстан стандартов международных и региональных организаций, членами которых Республика Казахстан не является, осуществляется при условии наличия ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах.
4. Порядок применения международных и региональных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций, а также стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан устанавливается уполномоченным органом.
5. Международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами, действующими в Республике Казахстан, и гармонизированными с ними стандартами, быть по качественным показателям не ниже национальных стандартов и подлежат, согласованию с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию.
6. Международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств применяются на территории Республики Казахстан одинаковым образом и в равной степени с национальными стандартами Республики Казахстан.";
18) дополнить статьей 25-1 следующего содержания:
"Статья 25-1. Система каталогизации продукции
1. Система каталогизации продукции создается с целью обеспечения субъектов технического регулирования информацией о характеристиках и изготовителях отечественной продукции.
2. Регистрации в системе каталогизации подлежит продукция, выпускаемая в Республике Казахстан.
Регистрация осуществляется путем внесения в систему каталогизации сведений для целей указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. Производители продукции, подлежащей регистрации в системе каталогизации продукции, представляют сведения о произведенной (производимой) продукции до момента ее реализации в уполномоченный орган.
Порядок регистрации в системе каталогизации продукции определяется Правительством Республики Казахстан.";
19) подпункт 2) пункта 2 статьи 29 изложить в следующей редакции:
"2) наименование сертифицированной продукции и информация позволяющая ее идентифицировать;";
20) статью 30 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Продукция, маркированная знаком соответствия, может не сопровождаться копиями сертификата соответствия.";
21) подпункт 5) пункта 1 статьи 40 изложить в следующей редакции:
"5) выдавать предписания об устранении нарушений требований, установленных техническими регламентами, и (или) запрете реализации продукции в срок, определенный с учетом характера нарушения, в случаях:
несоответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами;
отсутствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, сертификатов соответствия (копий сертификатов соответствия), деклараций о соответствии (копий деклараций о соответствии);
маркировки продукции знаком соответствия без наличия на это права;";
22) пункт 1 статьи 46 изложить в следующей редакции:
"1. До введения в действие технических регламентов в соответствии с настоящим Законом на территории Республики Казахстан требования соответствующих нормативных документов по стандартизации, направленных на достижение целей безопасности, установленных в пункте 1) статьи 4 настоящего Закона, являются обязательными.".
5. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года "Об аккредитации в области оценки соответствия" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 15-16, ст. 59; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84); 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102):
1) статью 1:
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
"11) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений - специалисты, аттестованные в порядке, установленном уполномоченным органом;";
дополнить подпунктами 25-1) и 25-2) следующего содержания:
"25-1) отзыв аттестата аккредитации - решение органа по аккредитации о возврате аттестата аккредитации, в случае не соответствие требованиям аккредитации, на соответствие которым он аккредитовался, до устранения причин, послуживших основанием для отзыва аттестат аккредитации;
25-2) повторная аккредитация - очередная процедура официального признания органом по аккредитации компетентности заявителя выполнять работы в определенной области оценки соответствия.";
2) подпункт 5) статьи 4 изложить в следующей редакции:
"5) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений, технические эксперты.";
3) в статье 7:
абзац второй подпункта 1) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"привлекать экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений, технических экспертов и других специалистов к участию в работе по аккредитации;";
часть вторую пункта 3 изложить в следующей редакции:
"Количественный состав комиссии должен быть нечетным, состоять не менее чем из трех человек.";
4) подпункт 8) пункта 5 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"8) в случае прекращения либо отзыва аттестата аккредитации возвратить аттестат аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня получения решения о прекращении либо отзыве аттестата аккредитации;";
5) статью 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, в
области обеспечения единства измерений и
технические эксперты
1. Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений и технические эксперты участвуют в проведении работ по аккредитации в области оценки соответствия в соответствии с настоящим Законом.
2. Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, в области обеспечения единства измерений и технические эксперты осуществляют свою деятельность на основе трудового либо гражданско-правового договора.";
6) пункт 2 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"2. Повторная аккредитация проводится с соблюдением всех этапов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Заявка на повторную аккредитацию подается заявителем не позднее шести месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации.";
7) пункт 1 статьи 15 дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания:
"3-1) руководство по качеству;
3-2) положение об аккредитуемом органе по подтверждению соответствия или испытательной, калибровочной и поверочной лабораторий (центр), в составе юридического лица и их филиалов;";
8) подпункт 4) пункта 4 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"4) обнаружения органом по аккредитации при повторной экспертизе документов или при повторном обследовании по месту нахождения заявителя несоответствий, указанных соответственно в первоначальном заключении или в отчете группы по обследованию;";
9) статью 17 изложить в следующей редакции:
"1. Экспертиза представленных документов осуществляется в срок не более тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента заключения договора.
2. Заключение должно содержать:
1) оценку соответствия представленных документов критериям аккредитации;
2) указания на несоответствие документов по конкретным критериям (при наличии несоответствий);
3) рекомендации по корректировке представленных документов (при необходимости) и порядок подтверждения заявителем выполнения этих рекомендаций;
4) выводы о соответствии или несоответствии представленных документов критериям аккредитации.
3. На основании заключения орган по аккредитации принимает одно из следующих решений:
1) об обследовании заявителя по месту нахождения;
2) об устранении заявителем выявленных несоответствий. Копия решения направляется заявителю.
4. Заявитель в течение тридцати рабочих дней с момента получения копии решения устраняет выявленные несоответствия и извещает об этом орган по аккредитации. Орган по аккредитации в семидневный срок с момента получения извещения проводит при необходимости повторную экспертизу документов.";
10) пункты 3 и 10 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"3. Группа по обследованию должна состоять не менее чем из трех человек, руководителем группы назначается ответственный специалист, проводивший экспертизу документов."
"10. Заявитель в течение двадцати рабочих дней с момента получения копии решения устраняет выявленные при обследовании несоответствия и извещает орган по аккредитации об их устранении, после чего орган по аккредитации при необходимости проводит его повторное обследование. Срок повторного обследования не должен превышать пять рабочих дней, исчисляемых с момента прибытия группы по обследованию к месту нахождения заявителя.";
11) статью 21 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1. При проведении повторной аккредитации срок действия ранее выданного аттестата аккредитации продлевается на срок не более трех месяцев, в случае соблюдения срока установленного в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона.";
12) в статье 23:
подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1) внесения изменений и (или) дополнений в нормативный документ, указанный в документах субъекта аккредитации, и (или) введения в действие нового нормативного документа;";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Орган по аккредитации рассматривает документы в срок не более десяти рабочих дней с момента их поступления.
В случае положительного решения и при отсутствии оснований для переоформления аттестата аккредитации орган по аккредитации принимает внесенные изменения к сведению, при необходимости переутверждает документ, определяющий область аккредитации, о чем письменно извещает субъекта аккредитации.";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Решение об отказе в актуализации материалов аккредитации принимается органом по аккредитации при выявлении в представленных документах и сведениях недостоверной информации и (или) информации касающейся расширения области аккредитации.";
13) пункт 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
"1. Инспекционная проверка осуществляется на основании постаккредитационного договора. Первая инспекционная проверка проводится не позднее двенадцати месяцев с даты выдачи аттестата аккредитации. Последующие инспекционные проверки проводятся не ранее двенадцати месяцев, но не позднее двадцати четырех месяцев с момента проведения предыдущей инспекционной проверки.
В случае поступления заявления физического или юридического лица о допущении субъектом аккредитации нарушений в деятельности по оценке соответствия, за исключением анонимных заявлений, орган по аккредитации вправе провести внеочередную инспекционную проверку.";
14) в статье 26:
в пункте 1:
дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
"3-1) сообщения уполномоченного органа о допущении субъектом аккредитации нарушений в деятельности по оценке соответствия;";
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) не устранения выявленных отрицательных результатов сравнительных испытаний и (или) сличений результатов поверки, калибровки средств измерений.";
пункт 5 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) наличие письменного заявления субъекта аккредитации;".
Статья 2. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением абзаца четвертого подпункта 13) пункта 4 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2012 года.
Президент
Республики Казахстан