Сноска. Проект закона отозван из Парламента РК постановлением Правительства РК от 03.10.2014 № 1054.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации контроля и надзора за работой объектов электроэнергетики».
Премьер-Министр
Республики Казахстан С. Ахметов
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам организации контроля и
надзора за работой объектов электроэнергетики
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; 2001 г., № 8, ст. 52; № 15-16, ст. 239; № 21-22, ст. 281; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 10, ст. 49; № 14, ст. 109; № 15, ст. 138; 2004 г., № 5, ст. 25; № 17, ст. 97; № 23, ст. 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 13, ст. 53; № 24, ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72; № 13, ст. 86; 2007 г., № 3, ст. 20; № 4, ст. 28; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 13, ст. 99; 2008 г., № 13-14, ст. 56; № 15-16, ст. 62; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 81; № 24, ст. 127, 130; 2010 г., № 1-2, ст. 4; № 3-4, ст. 12; № 7, ст. 28, 32; № 17-18, ст. 111; № 22, ст. 130; № 24, ст. 151; 2011 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 28; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 23, ст. 179; 2012 г., № 2, ст. 14; № 6, ст. 43, 44; № 8, ст. 64; № 13, ст. 91; № 14, ст. 93; № 21-22, ст. 124; 2013 г. № 10-11, ст. 56; № 13, ст. 64; № 14, ст. 72, 74; № 15, ст. 76):
1) оглавление дополнить заголовками главы 34-2 и статьями 312-7, 312-8, 312-9 и 312-10 следующего содержания:
«Глава 34-2. Рассмотрение дел о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией
Статья 312-7. Рассмотрение дел о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией
Статья 312-8. Подача заявления о введении и досрочном завершении временного управления
Статья 312-9. Рассмотрение заявления
Статья 312-10. Решение суда по заявлению»;
2) статью 237 дополнить подпунктом 7) следующего содержания:
«7) о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией.»;
3) пункт 1 статьи 289 дополнить подпунктом 4-2) следующего содержания:
«4-2) о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией;»;
4) дополнить главой 34-2 и статьями 312-7, 312-8, 312-9, 312-10 следующего содержания:
«Глава 34-2. Рассмотрение дел о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией
Статья 312-7. Рассмотрение дел о введении и досрочном
завершении временного управления
энергопроизводящей или энергопередающей
организацией
Дела о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией рассматриваются судом по общим правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике.
Статья 312-8. Подача заявления о введении и досрочном
завершении временного управления
1. Заявление о введении и досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией подается в суд уполномоченным органом в области электроэнергетики.
2. К заявлению о введении временного управления, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания, а также начало и срок введения временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией, прилагаются акт проверки организации и другие документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом оснований введения временного управления.
3. К заявлению о досрочном завершении временного управления, в котором указывается дата завершения временного управления, прилагаются акт проверки организации и отчет временного управляющего о результатах деятельности за период действия временного управления организацией.
Статья 312-9. Рассмотрение заявления
Суд рассматривает заявление о введении либо досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией в течение пяти дней со дня его принятия к производству суда.
Статья 312-10. Решение суда по заявлению
1. По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение о введении или досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией.
Решение суда о введении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией должно содержать:
1) наименование энергопроизводящей или энергопередающей организации;
2) основание введения временного управления;
3) начало и срок действия временного управления.
Решение суда о досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией должно содержать:
1) наименование энергопроизводящей или энергопередающей организации;
2) дату завершения временного управления.
2. Копия решения суда о введении или досрочном завершении временного управления энергопроизводящей или энергопередающей организацией в течение трех дней со дня его вынесения направляется судом энергопроизводящей или энергопередающей организации, уполномоченному органу в области электроэнергетики и в территориальные органы исполнительного производства.».
2. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24, ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 1, 4, 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19, 25, 26, 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 115, 116; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 17, ст. 136; № 19, ст. 145; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 11, 13, 14, 16; № 3, ст. 21, 22, 25, 26, 27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35, 36; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 12, ст. 84, 85; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 93, 94; № 15, ст. 97; № 20, ст. 121; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 10, 11, 13; № 4, ст. 21; № 7, ст. 36; № 10-11, ст. 54, 56; № 13, ст. 62, 63, 64; № 14, ст. 72):
1) в оглавлении:
заголовок статьи 223-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 223-1. Нарушение требований к паспорту готовности»;
дополнить заголовками статей 225-2, 225-3, 225-4 и 225-5 следующего содержания:
«Статья 225-2. Нарушение норм эксплуатационных запасов топлива
Статья 225-3. Нарушение установленных правил организации
технического обслуживания и ремонта оборудования,
зданий и сооружений электростанций, тепловых и
электрических сетей, а также порядка вывода и
сроков ремонта энергетического оборудования
Статья 225-4. Нарушение установленных требований к выдаче
технических условий
Статья 225-5. Нарушение установленных требований к проведению
энергетической экспертизы»;
2) статью 223 изложить в следующей редакции:
«Статья 223. Нарушение утвержденных правил технической
эксплуатации электрических станций и сетей,
техники безопасности при эксплуатации
тепломеханического оборудования электростанций и
тепловых сетей, технической эксплуатации
электроустановок потребителей, а также нарушение
установленных режимов энергопотребления
Нарушение утвержденных правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей, технической эксплуатации электроустановок потребителей, приведшее к состоянию, угрожающему аварией, загрязнением окружающей среды, пожаром или опасному для жизни обслуживающего персонала, а также установленных режимов энергопотребления, повлекшее ограничения и (или) отключения других потребителей энергии, -
влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностных лиц, - в размере двадцати пяти, на индивидуальных предпринимателей, - в размере семидесяти пяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением или запрещением деятельности, связанной с эксплуатацией оборудования и электроустановок либо без такового.»;
3) статью 223-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 223-1. Нарушение требований к паспорту готовности
1. Нарушение энергопроизводящими, энергопередающими организациями установленного срока уведомления о соответствии требованиям к паспорту готовности, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, - в размере ста месячных расчетных показателей.
2. Предоставление энергопроизводящими, энергопередающими организациями недостоверных сведений о соответствии требованиям к паспорту готовности, а равно осуществление энергопроизводящими, энергопередающими организациями деятельности в осенне-зимний период без соответствия требованиям к паспорту готовности, -
влечет штраф на должностных лиц в размере сорока месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере тысячи, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей с исключением из реестра организаций, получивших паспорт готовности.»;
4) статью 225-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 225-1. Производство работ в охранных зонах линий
электрических и тепловых сетей,
объектов систем газоснабжения
Производство строительных, монтажных, земляных, погрузочно-разгрузочных работ, поисковых работ, связанных с устройством скважин и шурфов, обустройство площадок, стоянок автомобильного транспорта, размещение рынков, складирование материалов, сооружение ограждений и заборов, сброс твердых бытовых отходов, сброс и слив едких коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов в охранных зонах линий электрических и тепловых сетей, объектов систем газоснабжения без согласования с организацией, в ведении которой находятся электрические или тепловые сети либо объекты систем газоснабжения, –
влечет штраф на физических и должностных лиц в размере двадцати пяти, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, - в размере ста месячных расчетных показателей.»;
5) дополнить статьями 225-2, 225-3, 225-4 и 225-5 следующего содержания:
«Статья 225-2. Нарушение норм эксплуатационных запасов топлива
Нарушение энергопроизводящими организациями установленных норм эксплуатационных запасов топлива, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере тысячи, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере двух тысяч месячных расчетных показателей.
Статья 225-3. Нарушение установленных правил организации
технического обслуживания и ремонта оборудования,
зданий и сооружений электростанций, тепловых и
электрических сетей, а также порядка вывода и
сроков ремонта энергетического оборудования
в ремонт
1. Нарушение энергопроизводящими, энергопередающими организациями установленных правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей, -
влечет штраф на должностных лиц в размере двадцати, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, - в размере двухсот месячных расчетных показателей.
2. Нарушение энергопроизводящими, энергопередающими организациями сроков ремонта основного оборудования электростанций, линий электропередачи, подстанций и тепловых сетей, повлекшее угрозу ограничения и (или) отключения потребителей энергии, -
влечет штраф на должностных лиц в размере ста, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, - в размере тысячи месячных расчетных показателей.
3. Нарушение системным оператором установленного порядка согласования ремонтов основного оборудования электростанций, линий электропередачи, подстанций, -
влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на юридическое лицо в размере двухсот месячных расчетных показателей.
Статья 225-4. Нарушение установленных требований к выдаче
технических условий
1. Нарушение установленных требований к порядку и срокам выдачи технических условий на присоединение к электрическим и тепловым сетям -
влечет предупреждение на должностных и юридических лиц.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на должностных лиц в размере пятнадцати, на юридических лиц, – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
3. Незаконный отказ в выдаче технических условий на присоединение к электрическим и тепловым сетям -
влечет штраф на должностных лиц в размере сорока, на юридических лиц – в размере ста месячных расчетных показателей.
Статья 225-5. Нарушение установленных требований к проведению
энергетической экспертизы
1. Нарушение лицами, осуществляющими энергетическую экспертизу, установленных законодательством Республики Казахстан требований к ее проведению, -
влечет предупреждение на физических и юридических лиц.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на юридических лиц, – в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением действия свидетельства об аккредитации.
3. Выдача заключения энергетической экспертизы, содержащего недостоверные сведения по предмету экспертизы, повлекшие причинение материального ущерба, -
влечет штраф на физических лиц в размере ста месячных расчетных показателей с лишением свидетельства об аккредитации, на юридических лиц, - в размере ста процентов от дохода (выручки), полученного в результате совершения административного правонарушения, с лишением свидетельства об аккредитации.
Примечание. Под доходом (выручкой), полученным в результате совершения административного правонарушения, понимается доход (выручка) юридического лица, совершившего административное правонарушение, который оно получило или должно было получить за проведение энергетической экспертизы.»;
6) часть первую статьи 541 изложить в следующей редакции:
«1. Судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 79-1, 79-3, 79-4, 79-5, 79-6, 80 – 84, 85 (частями четвертой и пятой), 85-1 (частью второй), 85-2 (частью второй), 85-3, 86, 86-1, 87 (частями 2-1 и 2-2), 86-2, 87 (части пятая и шестая), 87-2, 87-3, 87-4, 87-5, 95 – 110-1, 122, 124 (частью первой), 127, 129, 130, 135-1, 136 – 136-2, 140 (частью второй), 141-1, 143, 143-1, 143-2, 144-1, 145, 146-1, 147, 147-1 (частью второй), 147-6 (частью 2-1), 147-10 (частями второй, четвертой, пятой, шестой, седьмой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, четырнадцатой), 147-11 (частями седьмой и девятой), 147-12, 147-13, 151, 151-1, 153, 154, 154-1, 155, 155-1 (частью четвертой), 155-2, 156, 157, 157-1, 158, 158-3, 158-4, 158-5, 159, 161 (частями первой, четвертой и пятой), 162, 163 (частями третьей, четвертой, шестой, седьмой и девятой), 163-2, 163-3, 163-4, 163-6, 167-1 (частями второй и третьей), 168-1, 168-3, 168-5, 168-8, 175 (частью второй) (в части правонарушений, совершенных частными нотариусами, частными судебными исполнителями, аудиторами и аудиторскими организациями), 176 (частями первой и третьей), 177-3, 177-4, 177-5, 179 (частями первой и второй), 179-1, 183, 184, 184-1, 185, 187, 188 (частью второй), 190, 192, 200, 202, 203, 206-2, 208-1, 209, 213 (частями четвертой – шестой), 214, 219-6, 219-8 (частями второй и третьей), 222 – 223-1 (часть вторая), 224, 225, 225-1 (по нарушениям в охранных зонах линий электрических и тепловых сетей), 225-5 (части вторая, третья), 226, 228 – 229, 230-1, 230-2, 231 (частью второй), 232, 233, 234-1, 235 (частью второй), 235-1 (частью четвертой), 237, 237-1, 240-2, 246 (частью второй), 275-1, 278 (частью первой), 283 (частями первой, третьей), 298 (частями второй, третьей), 298-1 (частью второй), 302 (частью третьей), 303 (частью второй), 304 (частью второй), 305 (частью второй), 306 (частью второй), 306-1 (частью третьей), 306-2, 306-3 (частями второй и третьей), 308, 309-1 (частями седьмой, восьмой), 309-2 (частью четвертой), 309-4 (частями восьмой, девятой), 309-5, 310-1 (частями 1-1 и второй), 311-1 (частью седьмой), 312-1, 314, 315, 316, 317 (частями второй и третьей), 317-1, 317-2, 317-4 (частями второй и третьей), 318, 319, 319-1, 320 (частями первой и 1-1), 321, 322 (частями третьей, четвертой и пятой), 323 (частью второй), 324 (частями второй и третьей), 324-1, 324-2, 326, 327 (частью первой), 328, 328-2 (частью второй), 330, 330-1 (частью второй), 332 (частями первой, второй, четвертой), 335, 336 (частями третьей и четвертой), 336-1 (частью третьей), 336-2 (частью третьей), 338 (частью первой), 338-1, 339, 340, 341-1, 342 – 344, 346 – 357, 357-1, 357-2 (частью второй), 357-3, 357-4, 357-5, 357-6, 357-7 (частью второй), 359, 361, 362, 362-1, 363, 365, 366, 367, 368, 368-1, 369 (частью второй), 370 (частью второй), 371 (частью второй), 372 – 376, 380 (частью второй), 380-2, 381-1, 386 (частью третьей), 388, 388-1, 389-1, 390 (частью второй), 391 (частью второй), 391-1 (частями второй и третьей), 393, 394 (частями второй, третьей и четвертой), 394-1, 396 (частью четвертой), 400-1, 400-2, 405 (частью первой), 409, 410, 413, 413-1, 413-2, 414, 415, 417, 417-1, 418, 421, 423, 424, 425-1, 426 – 430, 433, 442, 443 (частью пятой), 445, 453 (частью второй), 454 (частями первой – третьей), 461 (частью 3-1), 463-3 (частью пятой), 464-1 (частями первой и второй), 465 (частью второй), 466 (частью второй), 467, 468 (частями первой и второй), 468-1, 468-2, 469, 471 (частями 1-1, 1-2 и второй), 473 (частью третьей), 474-1, 477 (частью третьей), 484, 492 (частью второй), 494 (частью второй), 494-1 (частями третьей и пятой), 496 (частью второй), 501, 512-1 – 512-5, 513 – 518, 520 – 537-1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.»;
7) часть первую статьи 548-1 изложить в следующей редакции:
«1. Органы по государственному энергетическому надзору и контролю рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 219-1, 219-2, 219-3, 219-4, 219-5, 219-7, 219-8 (часть первая), 219-10, 223-1 (часть первая), 225-2, 225-3, 225-4, 225-5 (часть первая) настоящего Кодекса.»;
8) абзац сорок первый подпункта 1) части первой статьи 636 изложить в следующей редакции:
«органов по государственному энергетическому надзору и контролю (статьи 127 (часть первая), (147-13, 219-8 (части вторая и третья), 223, 223-1 (часть вторая), 224, 225, 225-1 (по нарушениям в охранных зонах линий электрических и тепловых сетей), 225-5 (части вторая, третья), 356, 357-1);».
3. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 17, ст. 102; 2006 г., № 3, ст. 22; № 7, ст. 38; № 13, ст. 87; № 24, ст. 148; 2007 г., № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г., № 13-14, ст. 62; № 15-16, ст. 74; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 5, ст. 43; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 21; № 12, ст. 85; № 14, ст. 92; № 15, ст. 97; 2013 г., № 4, ст. 21; № 14, ст. 75; № 15, ст. 79):
1) в статье 1:
дополнить подпунктами 2-3) и 2-4) следующего содержания:
«2-3) капитальный ремонт – плановый ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному (не менее 80 %) восстановления ресурса энергетического оборудования или сети путем замены или восстановления любых частей оборудования, включая базовые, проверки и регулировки отремонтированных частей и оборудования в целом, замены или восстановления изношенных конструкций и участков сети или замены их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов;
2-4) осенне-зимний период – отопительный сезон, начало, прохождение и завершение которого устанавливаются местным исполнительным органом;»;
подпункт 15-1) изложить в следующей редакции:
«15-1) уполномоченный орган в области коммунального хозяйства – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области электроснабжения (электросетевые объекты 0,4 киловольт) и теплоснабжения, кроме теплоэлектроцентралей и котельных с установленной мощностью 100 гигакалорий/час и более, в пределах населенных пунктов;»;
дополнить подпунктами 25-1), 47-1) и 47-2) следующего содержания:
«25-1) крупный потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее потребление электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватт среднесуточной (базовой) мощности»;
«47-1) экспертная организация - организация, аккредитованная в установленном порядке на проведение энергетической экспертизы по соответствующей категории;
47-2) эксперт - работник экспертной организации, прошедший квалификационную проверку знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности и аккредитованный в установленном порядке на проведение энергетической экспертизы по соответствующей категории;»;
2) подпункт 4) пункта 3 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«4) государственный надзор и контроль за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии;»;
3) в статье 4:
подпункт 3) исключить;
подпункты 17), 31), 34), 37) изложить в следующей редакции:
«17) утверждает инструкцию по составлению акта аварийной и технологической брони энергоснабжения;»;
«31) утверждает правила аттестации, рационализации, учета и планирования рабочих мест в электроэнергетике;»;
«34) утверждает правила согласования ограничений электрической мощности тепловых электростанций и мероприятий по их сокращению;»;
«37) утверждает правила проведения квалификационных проверок знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности в сфере электроэнергетики;»;
дополнить подпунктом 37-1) следующего содержания:
«37-1) утверждает перечень лиц, подлежащих квалификационной проверке знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности в сфере электроэнергетики;»;
подпункты 38) и 38-5) изложить в следующей редакции:
«38) утверждает правила проведения периодического обследования технического состояния энергетического оборудования, зданий и сооружений электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также энергетического оборудования потребителей с привлечением экспертных организаций;»;
«38-5) утверждает правила подготовки к работе и прохождения энергопроизводящими и энергопередающими организациями осенне-зимнего периода;»;
дополнить подпунктами 38-8) и 38-9) следующего содержания:
«38-8) утверждает правила аккредитации организаций, экспертов на проведение энергетической экспертизы;
38-9) утверждает правила установления охранных зон объектов электрических сетей до 1000 и свыше 1000 вольт и тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;»;
4) в статье 5:
подпункты 7), 13), 14-1), 23), изложить в следующей редакции:
«7) разрабатывает и утверждает нормативные технические документы в области электроэнергетики;»;
«13) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан, годовые планы проведения проверок, осуществляемых в соответствии с настоящим Законом;»;
«14-1) разрабатывает правила подготовки к работе и прохождения энергопроизводящими и энергопередающими организациями осенне-зимнего периода;»;
«23) разрабатывает правила аккредитации организаций, экспертов на проведение энергетической экспертизы;»;
подпункт 24) исключить;
подпункты 39) и 45)изложить в следующей редакции:
«39) разрабатывает правила аттестации, рационализации, учета и планирования рабочих мест в электроэнергетике;»;
«45) разрабатывает правила проведения квалификационных проверок знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности в сфере электроэнергетики;»;
дополнить подпунктами 45-1), 46-8) и 46-9) следующего содержания:
«45-1) разрабатывает перечень лиц, подлежащих квалификационной проверке знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности в сфере электроэнергетики;»;
«46-8) утверждает правила регистрации актов о назначении проверок, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков и изменении состава участников проверок, осуществляемых в соответствии с настоящим Законом;
46-9) разрабатывает правила установления охранных зон объектов электрических сетей до 1000 и свыше 1000 вольт и тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон;»;
5) статью 6 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Государственный энергетический надзор и контроль
1. Надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются государственным органом по государственному энергетическому надзору и контролю.
2. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю осуществляет надзор и контроль за:
1) соблюдением технических требований нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере электроэнергетики;
2) эксплуатацией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, электрических установок потребителей.
3. Государственный энергетический надзор и контроль в области электроэнергетики осуществляются в форме проверки и иных формах.
Проверки, за исключением проверок, осуществляемых в соответствии со статьей 6-1 настоящего Закона, осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы государственного энергетического надзора и контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
4. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю:
1) осуществляет в пределах своей компетенции организацию расследований технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций и электрических и тепловых сетей и ведение их учета;
2) осуществляет организацию периодического обследования технического состояния энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, энергетического оборудования крупных потребителей;
3) осуществляет организацию квалификационной проверки знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию, ремонт и наладку энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также покупку электрической и тепловой энергии, в целях энергоснабжения;
4) осуществляет аккредитацию организаций и экспертов на проведение энергетической экспертизы;
5) выдает разрешение на подключение к электрическим сетям электроустановок потребителей с установленной мощностью свыше 100 киловатт и напряжением свыше 1000 вольт;
6) выдает обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений требований законодательства Республики Казахстан в области электроэнергетики, в том числе об отстранении от работы лиц, не имеющих соответствующего доступа к осуществлению деятельности по эксплуатации энергетического оборудования, а также не прошедших квалификационную проверку знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности;
7) запрещает или приостанавливает эксплуатацию энергетического оборудования, представляющего угрозу жизни и здоровью людей, на период до устранения неисправностей;
8) обращается в суд и участвует при рассмотрении судом дел по нарушениям законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике;
9) привлекает к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в области использования электрической и тепловой энергии.
5. Орган по государственному энергетическому надзору и контролю в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, вправе:
1) иметь беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемого субъекта (объекта);
2) привлекать экспертов (специалистов) при проведении обследования подконтрольного энергетического оборудования, комплексных проверок энергетических организаций и расследовании технологических нарушений в работе энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей;
3) вносить предложения собственникам или органам управления организаций о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, выявленных по результатам проверок и иных форм контроля и надзора, а также направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике.»;
8) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:
«Статья 6-1. Порядок организации и проведения проверок
1. Настоящей статьей регулируются отношения, возникающие при осуществлении государственного энергетического надзора и контроля за соблюдением требований по эксплуатации и техническому состоянию энергетического оборудования электрических станций единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, электрических сетей напряжением свыше 0,4 киловольта, магистральных тепловых сетей и котельных с установленной мощностью более 100 гигакалорий/час.
2. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановая проверка – проверка, назначаемая в отношении конкретного проверяемого субъекта, на основании плана проверок, утвержденного уполномоченным органом, и проводимая по комплексу вопросов соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике к предмету проверки.
Внеплановая проверка – проверка, назначаемая в отношении конкретного проверяемого субъекта по инициативе органа по государственному энергетическому надзору и контролю в случаях причинения либо угрозы причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Внеплановая проверка проводится по отдельным вопросам соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан к предмету проверки.
Внеплановая проверка не проводится в случаях анонимных обращений.
3. План проверок составляется на календарный год и должен содержать перечень территориальных подразделений органа по государственному энергетическому надзору и контролю, объекты проверяемых субъектов и периоды проведения проверок.
В план проверок включаются проверяемые субъекты – энергопроизводящие, энергопередающие организации и крупные потребители.
В срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, план проверок подлежит опубликованию на официальном интернет-ресурсе органа по государственному энергетическому надзору и контролю.
4. Проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
Внеплановая проверка может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в случаях необходимости пресечения нарушений или установления обстоятельств их совершения.
5. Регистрация актов о назначении проверки, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, изменении состава участников проверки осуществляется в порядке, определенном уполномоченным органом.
6. Акты о назначении проверки и результатах проверки, предписания об устранении нарушений требований законодательства об электроэнергетике, уведомления о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, изменении состава участников проверки составляются по утвержденным уполномоченным органом формам.
Указанные акты и уведомления, а также извещение проверяемого субъекта о начале проведения проверки направляются проверяемому субъекту в форме электронного документа, заверенного цифровой подписью руководителя, назначившего проверку органа по государственному энергетическому надзору и контролю, либо иным способом. Началом проведения проверки считается следующий за днем направления акта о назначении проверки рабочий день.
7. В течение суток с момента получения актов проверочной деятельности, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проверяемый субъект обязан направить назначившему проверку органу по государственному энергетическому надзору и контролю в форме электронного документа или иным способом уведомление об их получении.
В случае изменения информационной системы, посредством которой осуществляется передача уведомлений в электронном виде, проверяемые субъекты немедленно информируют об этом орган по государственному энергетическому надзору и контролю.
8. О начале проведения плановой проверки орган по государственному энергетическому надзору и контролю извещает проверяемого субъекта не менее чем за десять календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и проверяемых объектов.
При назначении внеплановой проверки, за исключением случаев, связанных с проверкой информации о нарушениях требований законодательства Республики Казахстан об электроэнергетике, извещение о начале проведения проверки направляется не менее чем за сутки до начала проверки.
9. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки.
Началом проведения проверки считается следующий за днем направления акта о назначении проверки рабочий день.
Государственные технические инспекторы, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить акт о назначении проверки и служебное удостоверение. Требования о предъявлении иных документов не допускаются.
В случае воспрепятствования доступу на проверяемый объект государственным техническим инспектором составляется протокол. Отказ в доступе на проверяемый объект не является основанием для отмены проверки.
Проверка проводится только указанным в акте о назначении проверки государственным техническим инспектором. Состав государственных технических инспекторов, проводящих проверку, может изменяться по решению органа по государственному энергетическому надзору и контролю, о чем проверяемому субъекту до начала участия в проверке лиц, не указанных в акте о назначении проверки, направляется уведомление.
10. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ и не должен превышать тридцать рабочих дней.
Срок проведения проверки может быть продлен один раз руководителем органа по государственному энергетическому надзору и контролю на срок не более тридцати рабочих дней.
В случае продления сроков проверки проверяемому субъекту до истечения срока проверки направляется уведомление о продлении проверки.
Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. В случае необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней, срок проведения проверки приостанавливается до их получения либо выполнения.
В случае приостановления либо возобновления проверки проверяемому субъекту не менее чем за один день до приостановления либо возобновления проверки направляется соответствующее уведомление.
Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.
Повторное проведение проверки проверяемого субъекта, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные в настоящей статье сроки, не допускается.
11. По результатам проверки государственным техническим инспектором составляется акт о результатах проверки.
Возражения проверяемого субъекта по результатам проверки излагаются в письменном виде и прилагаются к акту о результатах проверки, о чем делается соответствующая отметка.
В случае отсутствия нарушений установленных требований к предмету проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.
Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у проверяемого субъекта, направляется проверяемому субъекту.
12. В случае выявления по результатам проверки нарушений установленных требований к предмету проверки орган по государственному энергетическому надзору и контролю направляет проверяемому субъекту предписание об устранении нарушений.
По выявленным в результате проверки нарушениям проверяемый субъект при отсутствии возражений обязан не позднее трех рабочих дней предоставить информацию о мерах по устранению выявленных нарушений с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем проводившего проверку органа по государственному энергетическому надзору и контролю.
Проверяемый субъект вправе в течение трех рабочих дней с момента получения предписания внести в выдавший предписание орган по государственному энергетическому надзору и контролю свои возражения, которые подлежат рассмотрению в течение пяти рабочих дней.
Проверяемый субъект в течение пяти рабочих дней с момента получения результатов рассмотрения возражений на предписание вправе обжаловать предписание в вышестоящий орган по государственному энергетическому надзору и контролю или в суд.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение предписания.
Вышестоящий орган по государственному энергетическому надзору и контролю рассматривает жалобу на предписание в течении десяти рабочих дней и выносит решение о полной или частичной отмене предписания либо об отказе в удовлетворении жалобы. По ходатайству заявителя исполнение предписания может быть приостановлено на период рассмотрения жалобы, о чем заявитель извещается в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства.
13. Проверяемые субъекты вправе:
1) не допускать к проверке государственных технических инспекторов, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:
отсутствия проверяемого объекта в плане проверок органа по государственному энергетическому надзору и контролю при назначении плановой проверки;
истечения указанных в акте о назначении проверки сроков проведения проверки либо продления сроков проверки свыше срока, установленного пунктом 10 настоящей статьи;
грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, установленных пунктом 15 настоящей статьи;
2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте о назначении проверки;
3) обжаловать акт о назначении проверки, акт о результатах проверки и действия (бездействие) государственных технических инспекторов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
14. Проверяемые субъекты обязаны:
1) обеспечить беспрепятственный доступ государственных технических инспекторов для проведения проверки на свою территорию и в помещения;
2) представлять государственным техническим инспекторам документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
3) обеспечить безопасность государственных технических инспекторов, прибывших для проведения проверки на объект, от воздействия вредных и опасных производственных факторов в соответствии с установленными для данного объекта нормативами.
15. Основаниями признания проверки недействительной являются:
1) отсутствие оснований проведения проверки;
2) отсутствие акта о назначении проверки.
Признание проверки недействительной является основанием для отмены акта о результатах данной проверки и предписания об устранении нарушений.
Рассмотрение органом по государственному энергетическому надзору и контролю заявления проверяемого субъекта об отмене акта о результатах проверки в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявления.
Нарушение установленного срока рассмотрения заявления решается в пользу проверяемого субъекта.»;
7) в статье 12:
пункт 2 дополнить подпунктом 7) следующего содержания:
«7) в установленном порядке информировать орган по государственному энергетическому надзору и контролю о возникших технологических нарушениях и несчастных случаях.»;
8) статью 13 дополнить пунктами 8, 9, 10 и 11 следующего содержания:
«8. Персонал организаций, осуществляющих эксплуатацию, ремонт и наладку энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей, а также покупку электрической и тепловой энергии в целях энергоснабжения, обязан пройти в установленном порядке квалификационную проверку знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности и (или) иметь соответствующий доступ к осуществлению деятельности по эксплуатации энергетического оборудования.
9. Персонал, осуществляющий эксплуатацию, ремонт и наладку электрических и теплоиспользующих установок крупных потребителей, обязан пройти в установленном порядке квалификационную проверку знаний правил технической эксплуатации и правил безопасности и иметь соответствующий доступ к осуществлению деятельности по эксплуатации энергетического оборудования.
10. Энергопроизводящая организация вправе осуществлять продажу электрической энергии за пределы Республики Казахстан в случае профицита электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан по цене не ниже стоимости электрической энергии, реализуемой энергопроизводящей организацией для потребителей Республики Казахстан.
11. Приобретение электроэнергии, производимой за пределами Республики Казахстан, осуществляется исключительно в случае дефицита электроэнергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан.»;
9) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:
«Статья 20-1. Временное управление энергопроизводящей или
энергопередающей организацией
1. Временное управление энергопроизводящей или энергопередающей организацией (временное управление) представляет собой проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур, направленных на бесперебойное обеспечение потребителей электрической и тепловой энергией в осенне-зимний период, и вводится только в случаях приостановки эксплуатации основного энергетического оборудования, повлекшей прекращение поставки электрической или тепловой энергии для потребителей, а также непринятия надлежащих мер по предотвращению аварий или ликвидации ее последствий в течение пяти суток и более.
2. Временное управление энергопроизводящей или энергопередающей организацией вводится решением суда на срок до шести месяцев по заявлению уполномоченного органа на основании представления органа по государственному энергетическому надзору и контролю.
3. Представление органа по государственному энергетическому надзору и контролю о введении временного управления с приложением акта о проведении проверки организации, содержащего данные о наличии оснований для введения временного управления, подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней с момента его внесения.
4. Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня принятия судом решения о введении временного управления публикует за счет средств организации не менее чем в двух газетах республиканского, областного значений на государственном и русском языках объявление о введении временного управления организацией.
5. Временное управление в период его действия осуществляется за счет средств организации, назначенной уполномоченным органом и подотчетным ему временного управляющего.
6. На период действия временного управления организацией:
1) все полномочия по управлению организацией переходят к временному управляющему;
2) приостанавливаются полномочия органов управления организации и его руководящих работников;
3) все сделки, совершенные от имени и за счет энергопроизводящей или энергопередающей организации после введения временного управления без письменного согласия временного управляющего, признаются недействительными;
4) приостанавливается удовлетворение всех требований кредиторов, за исключением требований, вытекающих из возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.
7. Временный управляющий:
1) осуществляет все полномочия исполнительного органа управления организации;
2) заключает договоры и подписывает документы, направленные на решение вопросов, связанных с введением временного управления, за исключением сделок по отчуждению, передаче в залог и имущественный найм имущества организации;
3) осуществляет представительство от имени и в интересах организации;
4) издает обязательные для исполнения приказы и иные акты в пределах своей компетенции;
5) представляет в уполномоченный орган в период действия временного управления ежемесячный и по завершении временного управления окончательный отчеты о своей деятельности и деятельности организации;
6) вносит в уполномоченный орган предложение о досрочном завершении временного управления.
8. Временный управляющий и назначенные им должностные лица организации несут установленную законами Республики Казахстан ответственность за ущерб, причиненный организации их незаконными действиями в период временного управления.
9. Временное управление прекращается по следующим основаниям:
1) истечение установленного решением суда срока временного управления;
2) принятие судом решения о досрочном завершении временного управления.
10. Основанием досрочного завершения временного управления является устранение организацией причин, повлекших введение временного управления.
11. Завершение временного управления влечет отмену всех ограничений в отношении организации.».
4. В Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 1, ст. 1; № 2, ст. 26; № 11, ст. 102; № 15, ст. 120; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 9, 14; № 3, ст. 21, 25, 27; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 11, ст. 80; № 13, ст. 91; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; № 20, ст. 121; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 88; № 10-11, ст. 56; № 14, ст. 72; № 16, ст. 83):
1) подпункт 18) пункта 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
«18) соблюдением требований по эксплуатации и техническому состоянию энергетического оборудования электрических станций единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, электрических сетей напряжением свыше 0,4 киловольт, магистральных тепловых сетей и котельных с установленной мощностью более 100 гигакалорий/час;»;
2) в приложении к указанному Закону:
пункт 2 дополнить подпунктом 18) следующего содержания:
«18) в области электроэнергетики.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан