Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 07.02.2019 № 37.
Вводится в действие с 1 января 2016 года.
В соответствии с подпунктом 2-1) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о местной полицейской службе органов внутренних дел.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1142 |
Положение
о местной полицейской службе органов внутренних дел
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с подпунктом 2-1) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" и определяет статус, полномочия местной полицейской службы органов внутренних дел, а также полномочия местных исполнительных органов в вопросах организации деятельности местной полицейской службы органов внутренних дел (далее – МПС).
2. МПС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. МПС состоит из подразделений участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, дорожно-патрульной полиции, природоохранной полиции, приемников-распределителей и специальных приемников и входит в единую систему органов внутренних дел.
4. Сотрудники МПС имеют единый правовой статус сотрудников правоохранительных органов, включая условия прохождения службы.
5. Материальное обеспечение и социальная защита сотрудников МПС регламентируются законодательством Республики Казахстан.
6. Координация деятельности местной полицейской службы осуществляется Министерством внутренних дел Республики Казахстан в соответствии с единой нормативной правовой и методической базой, регламентирующей деятельность органов внутренних дел, на основе принципа единоначалия и субординации (подчиненности).
7. Финансирование МПС осуществляется из местного бюджета областей, города республиканского значения, столицы.
2. Основные задачи, функции, права и обязанности МПС
8. Задачи МПС:
1) профилактика правонарушений;
2) охрана общественного порядка;
3) обеспечение безопасности дорожного движения;
4) производство по делам об административных правонарушениях;
5) предупреждение и пресечение уголовных правонарушений;
6) досудебное расследование по уголовным проступкам в протокольной форме;
7) содержание лиц в приемниках-распределителях и специальных приемниках органов внутренних дел;
8) иные задачи, которые ставят перед МПС акимы областей, города республиканского значения столицы по обеспечению правопорядка на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
9. Функции МПС:
1) осуществляют комплекс мер, направленных на выявление, изучение, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
2) осуществляют комплекс мер по охране общественного порядка;
3) осуществляют государственный контроль и надзор за дорожным движением и обеспечением его безопасности;
4) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
5) осуществляют расследование уголовных проступков;
6) обеспечивают прием и условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту и лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
10. Права и обязанности МПС:
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" в пределах своей компетенции имеет право:
1) требовать от физических и юридических лиц соблюдения законодательства Республики Казахстан, прекращения противоправных действий, а в случае невыполнения этих требований, применять соответствующие меры принуждения;
2) проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел;
3) вызывать в органы внутренних дел физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам и делам, получать от них объяснения и показания, документы, их копии, а при неявке подвергать в установленном порядке приводу;
4) вносить физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных или административных правонарушений;
5) поощрять граждан, отличившихся в охране общественного порядка;
6) пресекать незаконные формы выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста;
7) проводить освидетельствование лиц на предмет установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, а при невозможности – доставлять в медицинские учреждения для освидетельствования;
8) останавливать и досматривать транспортные средства, отстранять от управления транспортными средствами лиц, запрещать эксплуатацию транспортных средств, временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов;
9) производить оцепление участков местности при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, проведении антитеррористической операции, охранных, массовых, карантинных мероприятий, задержании разыскиваемых лиц, освобождении заложников, преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, проверке сведений об обнаружении взрывчатых материалов, боеприпасов и взрывных устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, пресечении массовых беспорядков и иных групповых действий, угрожающих безопасности физических лиц, жизнедеятельности объектов инфраструктуры, нарушающих общественный порядок;
10) производить при входе (въезде) в места проведения охранных, массовых мероприятий досмотр физических лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств, не допускать в места их проведения лиц и транспортные средства с запрещенными предметами и вещами;
11) устанавливать контрольно-пропускные пункты при проведении оперативно-профилактических, розыскных и иных специальных мероприятий;
12) принимать участие в карантинных, санитарно-противоэпидемических и природоохранных мероприятиях;
13) привлекать для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, средства связи и химической защиты организаций;
14) использовать любой вид транспорта (кроме транспортных средств представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для преследования лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, прибытия к месту происшествия, в период действия чрезвычайного или военного положения, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в медицинские организации, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения, в порядке определяемом Правительством Республики Казахстан;
15) проводить проверки мест хранения гражданского оружия и патронов к нему, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
16) использовать технические средства для фиксации фактов совершения уголовных или административных правонарушений и действий сотрудников органов внутренних дел;
17) проводить мероприятия по задержанию лиц, совершивших уголовные или административные правонарушения;
18) доставлять в органы внутренних дел физических лиц за совершение административных правонарушений;
19) задерживать военнослужащих, совершивших уголовные или административные правонарушения, и передавать их органам военной полиции, командирам воинских частей или начальникам местных органов военного управления;
20) изымать оружие, боеприпасы, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также иные запрещенные предметы и вещества;
21) входить беспрепятственно, осматривать жилые и иные помещения, территории и земельные участки (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) при преследовании подозреваемых в совершении уголовных или административных правонарушений, угрожающих безопасности физических лиц, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается уголовное или административное правонарушение, произошел несчастный случай, для обеспечения личной безопасности физических лиц и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
22) ограничивать, временно запрещать физическим лицам доступ или пребывание в жилищах, определенных участках местности, если их нахождение создает угрозу жизни и здоровью человека, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспортных средств и пешеходов, а также в случаях проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и массовых мероприятий;
23) для постановки на криминалистические учеты лиц, содержащихся в приемниках-распределителях и специальных приемниках, состоящих на профилактических учетах, фотографировать, дактилоскопировать, производить звукозапись, кино- и видеосъемку;
24) привлекать средства массовой информации для освещения деятельности МПС;
25) осуществлять сбор и обработку персональных данных;
26) осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
МПС в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" в пределах своей компетенции обязана:
1) защищать жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина от противоправных посягательств;
2) принимать, регистрировать и рассматривать заявления или сообщения о происшествии, совершенном или готовящемся уголовном или административном правонарушении, информировать заявителя о принятом решении в установленном законодательством порядке;
3) оказывать помощь физическим лицам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
3) осуществлять общие и индивидуальные меры профилактики правонарушений;
5) осуществлять патрулирование;
6) осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения и нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, регулировать дорожное движение;
7) выявлять и пресекать административные правонарушения, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
8) доставлять в медицинские организации или органы внутренних дел лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
9) осуществлять поиск, задерживать и доставлять в специальные медицинские учреждения лиц, уклоняющихся от назначенных решением суда принудительных мер медицинского характера;
10) доставлять в центры адаптации несовершеннолетних безнадзорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
11) обеспечивать охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий;
12) пресекать массовые беспорядки, групповые неповиновения;
13) осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и гражданской обороны, обеспечению режима чрезвычайного или военного положения;
14) контролировать соблюдение иностранцами и лицами без гражданства установленных правил пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан;
15) осуществлять контроль за соблюдением физическими лицами установленных правил оборота гражданского оружия и патронов к нему;
16) принимать участие в проведении антитеррористических операций и охранных мероприятий;
17) задерживать лиц, совершающих уголовные или административные правонарушения;
18) устанавливать причины и условия, способствующие совершению уголовных проступков, принимать меры, направленные на их устранение;
19) осуществлять досудебное производство по уголовным проступкам;
20) исполнять судебные акты, требования судей, постановления, предписания и требования прокурора в ходе досудебного производства по уголовным делам;
21) оказывать содействие судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов;
22) содержать лиц в приемниках-распределителях и специальных приемниках органов внутренних дел, обеспечивать их охрану;
23) обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья лиц, содержащихся в приемниках-распределителях и специальных приемниках органов внутренних дел;
24) обеспечивать защиту сведений, составляющих государственные секреты, и ведомственный контроль за соблюдением режима секретности;
25) обеспечивать соблюдение требований информационной безопасности;
26) обеспечивать защиту персональных данных;
27) осуществлять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
3. Организация деятельности МПС
11. МПC является структурным подразделением территориальных органов внутренних дел, к компетенции которого относятся вопросы профилактики правонарушений, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения и пресечения уголовных правонарушений.
12. Управление силами и средствами МПС осуществляется начальником местной полицейской службы, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МПС задач и осуществление ею своих функций.
13. Начальник МПС (области, города республиканского значения, столицы, района, города, района в городе) назначается на должность и освобождается от должности акимом области, города республиканского значения, столицы с согласия соответствующего маслихата.
Кандидатура на должность начальника МПС области, города республиканского значения, столицы представляется Министром внутренних дел, на должность начальника МПС района (города, района в городе) – начальником МПС области, города республиканского значения, столицы.
Кандидаты на должности начальников МПС выдвигаются из числа сотрудников полиции, состоящих в кадровом резерве органов внутренних дел, в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
14. Порядок согласования и назначения начальника МПС области, города республиканского значения, столицы:
1) Министр внутренних дел вносит представление акиму области, города республиканского значения, столицы о назначении кандидата на должность начальника МПС области, города республиканского значения, столицы;
2) аким, в течение пяти рабочих дней, в случае одобрения представленной Министром внутренних дел Республики Казахстан кандидатуры вносит представление о ее согласовании на сессию соответствующего маслихата области, города республиканского значения, столицы, в случае отказа – информирует о принятом решении Министра внутренних дел с обоснованием причин отказа;
3) при получении положительного решения маслихата аким области, города республиканского значения, столицы издает распоряжение о назначении на должность начальника МПС в двух экземплярах. Второй экземпляр распоряжения в течение суток направляется в адрес Министерства внутренних дел для проведения внутриведомственных процедур. При отказе маслихатом в согласовании представленной кандидатуры аким области, города республиканского значения, столицы в течение пяти рабочих дней с момента вынесения решения маслихата информирует Министра внутренних дел.
15. Порядок согласования и назначения начальника МПС района (города, района в городе):
1) начальник МПС области, города республиканского значения, столицы вносит представление акиму области, города республиканского значения, столицы о назначении кандидата на должность начальника МПС района (города, района в городе);
2) аким области, города республиканского значения, столицы, в течение пяти рабочих дней, в случае одобрения представленной начальником МПС области, города республиканского значения, столицы кандидатуры вносит представление о ее согласовании на сессию соответствующего маслихата района (города, района в городе), в случае отказа – информирует о принятом решении начальника МПС области, города республиканского значения, столицы с обоснованием причин отказа.
В случаях, когда на соответствующей административно-территориальной единице маслихат не образован, представление вносится на рассмотрение маслихата следующего вышестоящего уровня;
3) при получении положительного решения маслихата аким области города республиканского значения, столицы издает распоряжение о назначении на должность начальника МПС района (города, района в городе) в двух экземплярах. Второй экземпляр распоряжения в течение одного рабочего дня направляется в адрес Департамента внутренних дел для проведения внутриведомственных процедур. При отказе маслихатом в согласовании представленной кандидатуры аким области, города республиканского значения, столицы в течение пяти рабочих дней с момента вынесения решения маслихата информирует начальника МПС области, города республиканского значения, столицы.
16. Порядок проведения сессии маслихата регламентируется Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".
17. Общий срок рассмотрения кандидатур на должности начальников МПС акимами областей, города республиканского значения, столицы не превышает тридцати календарных дней, с момента поступления в акимат представления органов внутренних дел.
18. Должность начальника МПС приравнивается к должности заместителя начальника территориального органа внутренних дел.
19. Срок нахождения в должности начальника МПС не должен превышать пяти лет с момента назначения.
20. Срок нахождения в должности руководителей местной полицейской службы органов внутренних дел может быть продлен акимом области, города республиканского значения, столицы с согласия соответствующего маслихата соответственно по представлению Министра внутренних дел, руководителя местной полицейской службы области, города республиканского значения, столицы.
21. Начальники МПС несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе" и особенностями, установленными Законом Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".
22. В случае признания акимом и (или) маслихатом работы начальника МПС неудовлетворительной, влекущей в качестве меры дисциплинарного взыскания освобождение от занимаемой должности, аким области, города республиканского значения, столицы информирует соответственно Министра внутренних дел, начальника МПС области, города республиканского значения, столицы для рассмотрения на дисциплинарной комиссии органов внутренних дел вопроса о дальнейшем пребывании в должности начальника МПС.
Решение дисциплинарной комиссии в трехдневный срок направляется акиму области, города республиканского значения, столицы.
23. Увольнение начальников МПС осуществляется в порядке, определяемом Законом Республики Казахстан от 6 января 2011 года "О правоохранительной службе".
24. Назначение сотрудников подразделений, входящих в состав МПС, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере деятельности правоохранительной службы и органов внутренних дел Республики Казахстан.
25. Осуществление контроля за состоянием дисциплины, законности и противодействия коррупции в подразделениях местной полицейской службы обеспечивается территориальными подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел.
26. В случае возникновения кризисных, чрезвычайных ситуаций природного, социального или техногенного характера, руководство подразделениями МПС осуществляется начальниками территориальных органов внутренних дел при координации Министерства внутренних дел.
27. Аким соответствующей административной-территориальной единицы в целях организации деятельности МПС в соответствии с законодательством Республики Казахстан в пределах своей компетенции:
1) обеспечивает финансирование МПС, в том числе материально техническое оснащение;
2) организует обеспечение охраны общественного порядка и безопасности на соответствующей территории и несет ответственность за ее состояние;
3) совместно с маслихатом не реже двух раз в год заслушивает соответствующие отчеты начальника МПС и оценивает его деятельность;
4) принимает меры по вовлечению граждан в охрану общественного порядка;
5) осуществляет координацию деятельности субъектов профилактики правонарушений;
6) несет ответственность за достижение целевых индикаторов программы развития соответствующей территории в области охраны общественного порядка, дорожной безопасности, профилактики правонарушений, бытовой, рецидивной и подростковой преступности;
7) ставит перед местной полицейской службой задачи по обеспечению правопорядка на территории соответствующей административно-территориальной единицы, контролирует их исполнение.
28. Не допускается привлечение сотрудников МПС к выполнению задач, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
29. Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке.
30. Полномочия начальника МПС:
1) дает обязательные к исполнению сотрудниками МПС указания, распоряжения, в пределах своей компетенции издает приказы от имени органов внутренних дел;
2) рассматривает дела об административных правонарушениях, налагает административные взыскания, согласовывает процессуальные документы по досудебным расследованиям в протокольной форме по уголовным проступкам;
3) утверждает положение о структурных подразделениях МПС и должностные инструкции сотрудников МПС;
4) организует воспитательную работу среди сотрудников структурных подразделений МПС, обеспечивает соблюдение ими дисциплины, законности, режима секретности и повышение профессионального уровня;
5) вносит представление акиму области, города республиканского значения, столицы о назначении начальников МПС района, района в городе, города областного значения;
6) осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы и заявления, принимает по ним решения, назначает служебные расследования по фактам нарушений дисциплины и законности;
7) принимает меры, направленные на противодействие коррупции в МПС, и несет ответственность за реализацию антикоррупционных мер;
8) утверждает служебные расследования по дисциплинарным проступкам, совершенным сотрудниками МПС;
9) отчитывается не реже двух раз в год перед представительными и исполнительными органами, один раз в год – перед населением;
10) определяет полномочия своих заместителей;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
31. Исполнение полномочий начальника МПС в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим.
4. Реорганизация и упразднение МПС
32. Реорганизация и упразднение МПС осуществляются Министром внутренних дел Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан".