Об утверждении Правил разработки, применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2021 года № 775.

      В соответствии с пунктом 6 статьи 113 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Мамин

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 28 октября 2021 года № 775

Правила разработки, применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки, применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 113 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года (далее – Кодекс) и устанавливают порядок разработки, применения, мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам, а также порядок проведения комплексного технологического аудита.

      2. В Правилах используются следующие понятия:

      1) наилучшие доступные техники – наиболее эффективная и передовая стадия развития видов деятельности и методов их осуществления, которая свидетельствует об их практической пригодности для того, чтобы служить основой установления технологических нормативов и иных экологических условий, направленных на предотвращение или, если это практически неосуществимо, минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. При этом:

      под техниками понимаются как используемые технологии, так и способы, методы, процессы, практики, подходы и решения, применяемые к проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации, управлению и выводу из эксплуатации объекта;

      техники считаются доступными, если уровень их развития позволяет внедрить такие техники в соответствующем секторе производства на экономически и технически возможных условиях, принимая во внимание затраты и выгоды, вне зависимости от того, применяются ли или производятся ли такие техники в Республике Казахстан, и лишь в той мере, в какой они обоснованно доступны для оператора объекта;

      под наилучшими понимаются те доступные техники, которые наиболее действенны в достижении высокого общего уровня охраны окружающей среды как единого целого.

      В качестве наилучших доступных техник не могут быть определены технологические процессы, технические, управленческие и организационные способы, методы, подходы и практики, при применении которых предотвращение или сокращение негативного воздействия на один или несколько компонентов природной среды достигается за счет увеличения негативного воздействия на другие компоненты природной среды;

      2) справочник по наилучшим доступным техникам – документ, разработанный для определенных видов деятельности и включающий уровни эмиссий, объемов образования, накопления и захоронения основных производственных отходов, уровни потребления ресурсов и технологические показатели, связанные с применением наилучших доступных техник, а также заключения, содержащие выводы по наилучшим доступным техникам, и любые перспективные техники;

      3) заключение по наилучшим доступным техникам – документ, утвержденный Правительством Республики Казахстан на основании справочников по наилучшим доступным техникам, который включает положения, предусмотренные пунктом 5 статьи 113 Кодекса, а также определяет маркерные загрязняющие вещества, уровни эмиссий маркерных загрязняющих веществ и уровни потребления энергии и (или) иных ресурсов, связанных с применением наилучших доступных техник;

      4) технические рабочие группы по вопросам разработки справочников по наилучшим доступным техникам (далее – технические рабочие группы) – это технические рабочие органы, созданные при Бюро по наилучшим доступным техникам на основе участия и паритета интересов всех заинтересованных сторон в целях разработки и рассмотрения проектов справочников по наилучшим доступным техникам. В состав технических рабочих групп включаются представители:

      субъектов промышленности;

      научных организаций в соответствующих областях применения наилучших доступных техник;

      экологических ассоциаций;

      уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и промышленной безопасности;

      общественности, независимых отечественных и зарубежных экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом по соответствующим областям применения наилучших доступных техник;

      6) Комитет по вопросам разработки справочников по наилучшим доступным техникам (далее – Комитет) – консультативно-совещательный орган, созданный при уполномоченном органе в области охраны окружающей среды в целях осуществления деятельности по рассмотрению и согласованию проектов справочников по наилучшим доступным техникам. В состав Комитета входят представители уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, индустрии и индустриального развития; энергетики; бюджетной политики; науки; цифрового развития; агропромышленного комплекса, не ниже уровня директоров департаментов, а также представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", экологических ассоциаций;

      7) комплексный технологический аудит – процесс экспертной оценки применяемых на предприятиях техник (технологий, способов, методов, процессов, практики, подходов и решений), направленных на предотвращение и (или) минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе путем сбора соответствующих сведений и (или) посещений объектов, подпадающих под области применения наилучших доступных техник;

      8) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга;

      9) Бюро по наилучшим доступным техникам – подведомственная организация в области охраны окружающей среды уполномоченного органа, осуществляющая свою деятельность в соответствии с положениями, предусмотренными Кодексом и настоящими Правилами;

      10) маркерные загрязняющие вещества – наиболее значимые для эмиссий конкретного вида производства или технологического процесса загрязняющие вещества, которые выбираются из группы характерных для такого производства или технологического процесса загрязняющих веществ и с помощью которых возможно оценить значения эмиссий всех загрязняющих веществ, входящих в группу;

      11) основные производственные отходы – наиболее значимые для конкретного вида производства или технологического процесса отходы, с помощью которых возможно оценить значение основного негативного воздействия на окружающую среду;

      12) объект – антропогенные объекты, которыми признаются объекты материального мира, созданные или измененные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов;

      13) оператор объекта – физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и подлежащий проведению комплексного технологического аудита;

      14) отрасли промышленности – часть промышленности, представленная единичным предприятием или объединяющая группу предприятий, производящая однородную, специфическую продукцию, имеющая однотипные или схожие технологии и определенный круг потребителей, для которой запланирована разработка отдельных отраслевых справочников по наилучшим доступным техникам в соответствии с положениями межотраслевых справочников по наилучшим доступным техникам;

      15) задача межотраслевого характера (далее – межотраслевая задача) – совокупность подходов, методов, мер и мероприятий, направленных на решение конкретной задачи межотраслевого характера, прямо или косвенно определяющей уровень ресурсной эффективности и (или) воздействия на окружающую среду при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг.

Глава 2. Порядок разработки и применения справочников по наилучшим доступным техникам

Параграф 1. Принципы разработки справочников по наилучшим доступным техникам

      3. Справочники по наилучшим доступным техникам разрабатываются на основе следующих принципов:

      1) открытости и прозрачности процесса разработки справочников по наилучшим доступным техникам на основе участия и паритета интересов всех заинтересованных сторон;

      2) обязательности участия представителей общественности, независимых отечественных и зарубежных экспертов, обладающих необходимыми знаниями и опытом по соответствующим областям применения наилучших доступных техник, представителей бизнеса и отраслевых ассоциаций;

      3) ориентированности на наилучший мировой опыт;

      4) цикличности, динамичности и опережающего развития;

      5) широкого охвата общественного мнения, в том числе обязательности проведения общественных слушаний;

      6) необходимости достижения консенсуса всех заинтересованных сторон.

Параграф 2. Содержание, виды и структура справочников по наилучшим доступным техникам

      4. Справочники по наилучшим доступным техникам содержат:

      1) общую информацию о конкретной области применения наилучших доступных техник, включая описание отрасли, части отрасли, вида деятельности, технологических процессов и техник;

      2) описание основных экологических проблем, характерных для области применения наилучших доступных техник, включая текущие уровни эмиссий, объемов образования, накопления и захоронения отходов, а также потребления энергетических и водных ресурсов;

      3) методологию определения наилучших доступных техник;

      4) описание существующих техник для конкретной области применения наилучших доступных техник, которые предлагаются для рассмотрения в целях определения наилучших доступных техник;

      5) методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

      6) оценку преимуществ внедрения наилучших доступных техник для окружающей среды;

      7) данные об ограничениях в применении наилучших доступных техник;

      8) экономические показатели, характеризующие наилучшие доступные техники;

      9) информацию о новейших техниках, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;

      10) иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучших доступных техник;

      11) заключение, содержащее выводы по наилучшим доступным техникам, включая технологические показатели, связанные с применением таких наилучших доступных техник;

      12) дополнительные комментарии и рекомендации технической рабочей группы для дальнейшей работы над справочником по наилучшим доступным техникам.

      5. Справочники по наилучшим доступным техникам подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

      6. Отраслевые справочники по наилучшим доступным техникам предназначены для одной или нескольких смежных видов деятельности в соответствующих отраслях промышленности.

      7. Межотраслевые справочники по наилучшим доступным техникам предназначены для ряда видов деятельности в отдельных отраслях промышленности.

      8. Отраслевые и межотраслевые справочники по наилучшим доступным техникам содержат следующие основные структурные элементы:

      1) оглавление;

      2) предисловие;

      3) область применения;

      4) принципы применения;

      5) общую информацию;

      6) методологию определения наилучших доступных техник;

      7) применяемые процессы: технологические, технические решения, используемые в настоящее время;

      8) общие наилучшие доступные техники для предотвращения и/или сокращения эмиссий и потребления ресурсов;

      9) техники, которые рассматриваются при выборе наилучших доступных техник;

      10) заключение, содержащее выводы по наилучшим доступным техникам;

      11) перспективные техники;

      12) дополнительные комментарии и рекомендации;

      13) библиографию.

      9. При разработке справочников по наилучшим доступным техникам структура отраслевых и (или) межотраслевых справочников по наилучшим доступным техникам может дополнительно включать разделы, посвященные различным видам деятельности, подотраслям, подвидам технологий, сырьевым базам и другим ресурсам, и (или) видам продукции, включенным в область применения справочников по наилучшим доступным техникам.

      В таком случае, структура каждого раздела отраслевых и (или) межотраслевых справочников по наилучшим доступным техникам должна включать структурные элементы, установленные пунктом 12 настоящих Правил.

      10. При необходимости допускается включать в отраслевые и (или) межотраслевые справочники по наилучшим доступным техникам дополнительные структурные элементы, не нарушая при этом последовательность основных структурных элементов.

      11. Отраслевой и межотраслевой справочники по наилучшим доступным техникам могут быть разбиты на отдельные части по видам деятельности, подотраслям, подвидам технологий, сырьевым базам и другим ресурсам, и (или) видам продукции. Структура и содержание каждой части отраслевого и межотраслевого справочников по наилучшим доступным техникам должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

      12. В содержании основных структурных элементов отраслевых и межотраслевых справочников по наилучшим доступным техникам указывается следующее:

      1) в предисловии указывают:

      краткое описание содержания справочника по наилучшим доступным техникам: взаимосвязь с международными аналогами;

      информацию о сборе данных;

      взаимосвязь с другими справочниками по наилучшим доступным техникам.

      При разработке межотраслевого справочника по наилучшим доступным техникам в предисловии указывают описание конкретной задачи межотраслевого характера, решаемой справочником по наилучшим доступным техникам.

      2) "Область применения" отраслевого справочника по наилучшим доступным техникам содержит общую информацию о конкретной области применения наилучших доступных техник, включая перечень основных и дополнительных видов деятельности и технологических процессов, рассматриваемых в рамках справочника по наилучшим доступным техникам. В области применения указывают виды деятельности и технологические процессы, на которые справочник по наилучшим доступным техникам не распространяется. В разделе "Область применения" отраслевого справочника по наилучшим доступным техникам приводят информацию о непосредственно связанных видах деятельности и технологических процессах, смежных с определенными в справочнике по наилучшим доступным техникам, и соответствующих этим видам деятельности справочников по наилучшим доступным техникам. При разработке межотраслевого справочника по наилучшим доступным техникам в области применения приводят основные отрасли промышленности (по видам экономической деятельности), на которые распространяется действие межотраслевого справочника по наилучшим доступным техникам. Область применения справочника по наилучшим доступным техникам определяется соответствующей технической рабочей группой;

      3) в разделе "Принципы применения" указывают:

      статус документа;

      положения, обязательные к применению;

      рекомендательные положения.

      4) в разделе "Общая информация" приводят общую информацию:

      о конкретной области применения наилучших доступных техник, включая описание отрасли, части отрасли, вида деятельности, технологических процессов и техник;

      о структуре отрасли, в том числе количестве предприятий отрасли, их географическом расположении;

      об основной и побочной продукции, выпускаемой отраслью;

      об использовании производственных мощностей предприятий отрасли;

      об основных экономических показателях отрасли, например, доле в валовом внутреннем продукте и промышленном производстве, объемах экспорта/импорта, среднегодовых биржевых ценах на продукцию;

      описание основных экологических проблем, характерных для области применения с общими данными о выбросах и потреблении энергоресурсов в качестве справочной информации.

      Раздел "Общая информация" имеет информативный характер и не содержит информацию или показатели, подлежащие обязательному применению.

      При разработке межотраслевого справочника по наилучшим доступным техникам следует привести общую информацию о рассматриваемой межотраслевой задаче;

      5) в разделе "Методология определения наилучших доступных техник" описываются подходы идентификации наилучших доступных техник, в соответствии с которыми оператор объекта в любой отрасли промышленности добивается материало-, ресурсосбережения с одновременным снижением негативной техногенной нагрузки на окружающую среду, и критерии отнесения техник, технологических и управленческих решений к наилучшим доступным техникам, экономические показатели, характеризующие наилучшие доступные техники;

      6) в разделе "Применяемые процессы: технологические, технические решения, используемые в настоящее время" приводят описание основных этапов производственного процесса или производства конечного продукта. Для каждого этапа производственного процесса указывают входные и выходные материальные потоки, основные энергетические потоки, условия проведения процесса или основные операции, основные эмиссии, объемы образования, накопления, захоронения основных производственных отходов;

      7) в разделе "Общие наилучшие доступные техники для предотвращения и/или сокращения эмиссий и потребления ресурсов" приводят методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

      8) в разделе "Техники, которые рассматриваются при выборе наилучших доступных техник" приводят описание существующих техник для конкретной области применения, которые предлагаются для рассмотрения в целях определения наилучших доступных техник. Описание существующих техник включает в себя:

      техническое описание;

      экологическую эффективность, включая информацию о текущих уровнях эмиссий маркерных веществ, объемах образования, накопления и захоронения основных производственных отходов и потребления сырья, материалов, энергетических ресурсов, полученных в том числе на основании проведенных комплексных технологических аудитов с учетом текущего технического состояния отрасли промышленности, экономических, экологических составляющих, а также доступности в применении одного или нескольких в совокупности наилучших доступных техник;

      экономические показатели и эксплуатационные данные применяемых техник;

      информацию, необходимую для оценки применимости наилучших доступных техник, с указанием целесообразности и возможности применения техники для всех предприятий отрасли промышленности, входящей в область применения справочника по наилучшим доступным техникам. При наличии ограничений использования техники указывают тип установок или процессов, в отношении которых не может быть применена данная техника, возможность взаимодействия с уже установленными техниками, производственную мощность промышленного предприятия, тип используемого топлива или сырья, или погодные условия, являющиеся ограничением;

      9) в разделе "Заключение, содержащее выводы по наилучшим доступным техникам" приводят сгруппированную в соответствии с основными этапами производственного процесса или производства конечного продукта информацию с описанием наилучших доступных техник, определенных решением соответствующей технической рабочей группы:

      данные об ограничениях в применении наилучших доступных техник;

      технологические показатели, связанные с применением одной или нескольких в совокупности наилучших доступных техник для технологического процесса, полученные в том числе на основании проведенных комплексных технологических аудитов и определенные соответствующей технической рабочей группой;

      уровни эмиссий, объемы образования, накопления, захоронения, управления основными производственными отходами, связанные с применением одного или нескольких в совокупности наилучших доступных техник для конкретного технологического процесса. Определение для конкретного справочника по наилучшим доступным техникам перечня загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества), осуществляется соответствующей технической рабочей группой;

      иные технологические показатели, связанные с применением одного или нескольких в совокупности наилучших доступных техник для конкретного технологического процесса, в том числе уровни потребления энергетических, водных и иных ресурсов;

      экономические показатели и аспекты внедрения, а также оценку преимуществ внедрения наилучших доступных техник для окружающей среды;

      справочные материалы;

      иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучших доступных техник; описание особенностей производственного экологического контроля для рассматриваемой отрасли промышленности, в том числе особенности измерения, включая измерения системами автоматического контроля;

      10) в разделе "Перспективные техники" указываются новейшие техники, имеющие потенциал перехода в наилучшие доступные техники, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение:

      наименование перспективных техник;

      описание перспективных техник;

      степень проработки;

      достигаемые экологические преимущества;

      экономические показатели и аспекты внедрения;

      справочные материалы;

      11) в разделе "Дополнительные комментарии и рекомендации" приводятся:

      сведения о лицах, принимавших участие в разработке справочника по наилучшим доступным техникам;

      рекомендации о проведении дальнейших работ и сборе информации в области применения наилучших доступных техник для рассматриваемой отрасли промышленности;

      дополнительные комментарии и рекомендации технических рабочих групп для дальнейшей работы над справочником по наилучшим доступным техникам (при наличии);

      12) в разделе "Библиография" указывают ссылки на источники, использованные при разработке справочника по наилучшим доступным техникам.

Параграф 3. Порядок разработки и согласования проектов справочников по наилучшим доступным техникам

      13. При разработке справочников по наилучшим доступным техникам учитывается наилучший мировой опыт в данной сфере, в том числе должны использоваться аналогичные и сопоставимые справочники, официально применяемые в государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, с учетом необходимости обоснованной адаптации под существующие производственные, технические и технологические особенности, финансовые, материальные, климатические и экологические условия Республики Казахстан, обуславливающие техническую и экономическую доступность наилучших доступных техник в конкретных областях их применения.

      14. Бюро по наилучшим доступным техникам обеспечивает разработку проектов справочников по наилучшим доступным техникам путем привлечения независимых исполнителей в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      15. Бюро по наилучшим доступным техникам обеспечивает организационную, методическую и экспертно-аналитическую поддержку деятельности уполномоченного органа, Комитета и технических рабочих групп.

      16. Перечень и график разработки проектов справочников по наилучшим доступным техникам утверждаются уполномоченным органом.

      17. В первую очередь разрабатываются проекты справочников по наилучшим доступным техникам для объектов I категории с точки зрения наибольшего совокупного воздействия на окружающую среду по видам деятельности (энергетическая, химическая, горно-металлургическая, нефтедобывающая, нефтегазоперерабатывающая), включенных в перечень пятидесяти объектов I категории, наиболее крупных по суммарным выбросам загрязняющих веществ на 1 января 2021 года, утвержденный Правительством Республики Казахстан.

      18. Состав и положение технических рабочих групп утверждаются решением Бюро по наилучшим доступным техникам по согласованию с уполномоченным органом.

      19. Технические рабочие группы формируются в соответствии с квалификационными требованиями, разработанными с учетом отрасли, утвержденными Бюро по наилучшим доступным техникам по согласованию с уполномоченным органом (далее – квалификационные требования).

      20. Для формирования технических рабочих групп Бюро по наилучшим доступным техникам направляет запрос заинтересованным сторонам, а также размещает на своем интернет-ресурсе:

      1) объявление о формировании технических рабочих групп;

      2) форму заявки на участие в технических рабочих группах;

      3) квалификационные требования.

      21. Прием заявок на участие в технических рабочих группах осуществляется в течение 10 (десять) рабочих дней с момента направления запроса и размещения объявления.

      22. Заявка на участие в формируемой технической рабочей группе подается в Бюро по наилучшим доступным техникам нарочно или посредством электронной почты либо путем заполнения формы на сайте Бюро по наилучшим доступным техникам.

      23. Бюро по наилучшим доступным техникам в течение 5 (пять) рабочих дней с момента поступления заявки направляет ответ заявителю о включении либо отказе во включении его в состав технических рабочих групп.

      24. Бюро по наилучшим доступным техникам отказывает во включении в состав технической рабочей группы, если кандидат не соответствует квалификационным требованиям.

      25. Заявители, получившие отказ во включении в состав технической рабочей группы, могут обжаловать действия Бюро по наилучшим доступным техникам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      26. Исключение члена из состава технической рабочей группы осуществляется в следующих случаях:

      1) по инициативе члена технической рабочей группы путем подачи письменного заявления;

      2) регулярного отсутствия члена технической рабочей группы (более двух раз подряд) без уважительных причин на заседаниях технической рабочей группы.

      27. Комитет создается в соответствии с требованиями к составу Комитета, утвержденными уполномоченным органом, и функционирует на основе принципов, установленных пунктом 6 статьи 113 Кодекса. Состав и положение Комитета утверждаются решением уполномоченного органа.

      28. Для создания Комитета уполномоченный орган размещает на своем интернет-ресурсе:

      1) объявление о формировании Комитета;

      2) форму заявки для включения в состав Комитета;

      3) требования к составу Комитета.

      29. Прием заявки заинтересованных сторон с представлением кандидатур в состав Комитета осуществляется уполномоченным органом в течение 10 (десять) рабочих дней с момента размещения на своем интернет-ресурсе объявления о формировании Комитета.

      30. Уполномоченный орган в течение 5 (пять) рабочих дней с момента поступления заявки направляет ответ заявителю о включении либо отказе во включении его в состав Комитета.

      31. Уполномоченный орган отказывает во включении в состав Комитета, если кандидат не соответствует установленным требованиям к составу Комитета.

      32. Заявители, получившие отказ во включении в состав Комитета, могут обжаловать действия уполномоченного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      33. Исключение члена из состава Комитета осуществляется в следующих случаях:

      1) по инициативе члена Комитета путем подачи письменного заявления;

      2) регулярного отсутствия члена Комитета (более двух раз подряд) без уважительных причин на заседаниях технической рабочей группы.

      34. Бюро по наилучшим доступным техникам направляет предварительный вариант проекта справочника по наилучшим доступным техникам на рассмотрение членам технической рабочей группы не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты проведения заседания.

      35. В течение 10 (десять) рабочих дней со дня получения проекта справочника по наилучшим доступным техникам члены технической рабочей группы рассматривают и направляют замечания и предложения по проекту справочника по наилучшим доступным техникам в Бюро по наилучшим доступным техникам с приложением подтверждающих документов и расчетов (при необходимости).

      36. Бюро по наилучшим доступным техникам организовывает заседание технической рабочей группы, на котором большинством голосов его членов принимается решение о доработке либо одобрении проекта справочника по наилучшим доступным техникам.

      37. В случае принятия технической рабочей группы решения о доработке проекта справочника по наилучшим доступным техникам, Бюро по наилучшим доступным техникам организует доработку проекта справочника по наилучшим доступным техникам и его повторное рассмотрение членами технических рабочих групп. Срок повторного рассмотрения членами технических рабочих групп проекта справочника по наилучшим доступным техникам составляет 5 (пять) рабочих дней.

      38. Бюро по наилучшим доступным техникам направляет на рассмотрение Комитета проект справочника по наилучшим доступным техникам, одобренный технической рабочей группой.

      39. Члены Комитета в течение 10 (десять) рабочих дней со дня поступления проекта справочника по наилучшим доступным техникам рассматривают и направляют замечания и предложения в Бюро по наилучшим доступным техникам.

      40. Бюро по наилучшим доступным техникам организовывает заседание Комитета, в котором принимается решение большинством голосов его членов о согласовании или доработке проекта справочника по наилучшим доступным техникам.

      41. В случае принятия Комитетом решения о доработке проекта справочника по наилучшим доступным техникам, Бюро по наилучшим доступным техникам организует доработку проекта справочника по наилучшим доступным техникам и его повторное рассмотрение членами Комитета.

      42. Замечания и предложения Комитета рассматриваются в соответствующих технических рабочих группах в порядке, установленном настоящими Правилами.

      43. Срок повторного рассмотрения Комитетом проекта справочника по наилучшим доступным техникам составляет 5 (пять) рабочих дней.

      44. Цикл пересмотров проектов справочников по наилучшим доступным техникам и количество редакций не превышает двух раз.

      45. Согласованный Комитетом проект справочника по наилучшим доступным техникам направляется в уполномоченный орган.

      46. Решения Комитета и технических рабочих групп оформляются в виде протоколов в соответствии с положениями Комитета и технических рабочих групп.

Параграф 4. Порядок проведения комплексного технологического аудита

      47. Комплексный технологический аудит является первым этапом разработки и (или) пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам.

      48. Целью проведения комплексного технологического аудита является оценка текущего состояния предприятий на соответствие принципам наилучших доступных техник, определение внедренных технологий, способов, методов, процессов, практики, подходов и решений, направленных на предотвращение и (или) минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и выявление потенциала на предприятии для возможного внедрения наилучших доступных техник.

      49. Комплексный технологический аудит осуществляется Бюро по наилучшим доступным техникам путем посещения и (или) сбора и анализа соответствующих сведений объектов, в том числе:

      1) технологические процессы и их показатели;

      2) экологические показатели и эксплуатационные данные (данные об эмиссиях загрязняющих веществ, отходах, потреблении и иные);

      3) экономические показатели в отношении технологического оборудования (данные о капитальных вложениях, доходной и расходной части и иные);

      4) данные об энергоэффективности.

      50. Комплексный технологический аудит проводится согласно утвержденному соответствующей технической рабочей группой перечню объектов.

      51. Бюро по наилучшим доступным техникам для проведения комплексного технологического аудита в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, может привлекать независимых экспертов в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными профильной технической рабочей группой, и осуществлять комплексный технологический аудит за счет средств лиц (заказчиков), заинтересованных в его проведении.

Параграф 5. Порядок применения справочников по наилучшим доступным техникам

      52. Справочник по наилучшим доступным техникам предназначен для информирования операторов объекта, уполномоченных государственных органов и общественности о наилучших доступных техниках и любых перспективных техниках, относящихся к области применения конкретного справочника по наилучшим доступным техникам с целью стимулирования перехода операторов объекта/объектов на принципы "зеленой" экономики и наилучших доступных техник.

      53. Заключения по наилучшим доступным техникам утверждаются Правительством Республики Казахстан на основании справочников по наилучшим доступным техникам.

      54. Уровни эмиссий, связанные с применением наилучших доступных техник, определяются как диапазон уровней эмиссий (концентраций загрязняющих веществ), которые могут быть достигнуты при нормальных условиях эксплуатации объекта с применением одной или нескольких наилучших доступных техник, описанных в заключении по наилучшим доступным техникам, с учетом усреднения за определенный период времени и при определенных условиях. В заключениях по наилучшим доступным техникам также приводится описание условий, при которых могут быть достигнуты уровни эмиссий на нижней границе диапазона.

      55. При проведении производственного экологического контроля на объектах, получивших комплексное экологическое разрешение на основании внедрения наилучших доступных техник, должны использоваться условия и рекомендации, установленные для каждой отрасли, подотрасли, подвидов технологий, с учетом сырьевых баз и других ресурсов, видов продукции в соответствующих справочниках по наилучшим доступным техникам.

      56. До утверждения Правительством Республики Казахстан заключений по наилучшим доступным техникам операторы объектов вправе при получении комплексного экологического разрешения и обоснования технологических нормативов ссылаться на справочники по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения, а также на заключения по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения, разработанные в рамках Европейского бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды, а также на решения Европейской комиссии об утверждении заключений по наилучшим доступным техникам по соответствующим областям их применения.

      57. При утверждении заключения по наилучшим доступным техникам оценка его соответствия нормативам, установленным комплексным экологическим разрешением, выданным до 1 июля 2021 года, осуществляется по итогам полной реализации программы по внедрению наилучших доступных техник в соответствии с Кодексом. При этом под полной реализацией программы по внедрению наилучших доступных техник понимается внедрение всех наилучших доступных техник, указанных в такой программе, в соответствии с комплексным экологическим разрешением.

      58. Бюро наилучших доступных техник обеспечивает разработку справочников по наилучшим доступным техникам по всем областям применения наилучших доступных техник до 1 июля 2023 года.

Глава 3. Порядок мониторинга и пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам

      59. Мониторинг справочников по наилучшим доступным техникам выполняется путем анализа эффективности справочников по наилучшим доступным техникам, который проводится Бюро по наилучшим доступным техникам в рамках регулярных пересмотров справочников по наилучшим доступным техникам по итогам проведения комплексного технологического аудита по каждому отобранному предприятию (объекту).

      60. Мониторинг справочников по наилучшим доступным техникам включает в себя:

      проведение промежуточного анализа на предмет появления в мире новых наилучших доступных техник в рамках подготовки актуализации справочников по наилучшим доступным техникам;

      анализ актуальности и работоспособности справочников по наилучшим доступным техникам;

      анализ степени внедрения наилучших доступных техник;

      анализ достигнутого эффекта от внедренных наилучших доступных техник;

      выработку рекомендаций по пересмотру справочников по наилучшим доступным техникам.

      61. По результатам мониторинга и анализа эффективности справочника по наилучшим доступным техникам Бюро по наилучшим доступным техникам предоставляется отчет уполномоченному органу в срок не позднее, чем за три года до пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам.

      62. Пересмотр справочников по наилучшим доступным техникам осуществляется каждые восемь лет после утверждения предыдущей версии соответствующего справочника и исключительно в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, повышения ресурсоэффективности, способствования переходу Республики Казахстан к "зеленой" экономике и низкоуглеродному развитию с учетом научно-технического развития и повышения уровня технической и (или) экономической доступности тех или иных техник.

      63. Пересмотр и разработка нового справочника по наилучшим доступным техникам вместо предыдущей версии соответствующего справочника осуществляются не позднее, чем за три года до истечения срока, указанного в пункте 10 статьи 113 Кодекса.

      64. Уполномоченный орган ежегодно предоставляет в Бюро по наилучшим доступным техникам результаты мониторинга программ повышения экологической эффективности для выбора предприятий, подлежащих комплексному технологическому аудиту.

      65. Пересмотр справочников по наилучшим доступным техникам осуществляется путем разработки новых справочников по наилучшим доступным техникам или пересмотра отдельных разделов справочников по наилучшим доступным техникам.

      66. Инициатором пересмотра справочников по наилучшим доступным техникам являются уполномоченный орган, операторы объекта и общественность.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.