Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об органах военной полиции".
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Мамин |
Проект |
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об органах военной полиции
Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности органов военной полиции Вооруженных Сил, Комитета национальной безопасности и Национальной гвардии Республики Казахстан (далее - органы военной полиции).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Статус органов военной полиции
Органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, входящими в состав Вооруженных Сил Республики Казахстан (далее - Вооруженные Силы), Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее - Комитет национальной безопасности), Национальной гвардии Республики Казахстан (далее - Национальная гвардия) и осуществляющими обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (далее - другие войска и воинские формирования) в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов военной полиции
1. Правовую основу деятельности органов военной полиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы деятельности органов военной полиции
Деятельность органов военной полиции строится на принципах:
1) законности;
2) единоначалия и субординации;
3) гласности;
4) равенства всех перед законом;
5) защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Статья 4. Структура органов военной полиции
1. Органы военной полиции создаются в Вооруженных Силах, Комитете национальной безопасности и Национальной гвардии.
2. Министр обороны Республики Казахстан (далее - Министр обороны), Министр внутренних дел Республики Казахстан, Председатель Комитета национальной безопасности осуществляют руководство деятельностью органов военной полиции, принимают решения о проведении организационно-штатных мероприятий, утверждают структуру и штатную численность, а также принимают нормативные правовые акты в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 5. Задачи органов военной полиции
1. Задачами органов военной полиции являются:
1) обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях;
2) осуществление мер профилактики, выявление, пресечение и раскрытие уголовных и административных правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан, а также выявление обстоятельств, способствовавших их совершению;
3) предупреждение коррупции и выявление коррупционных правонарушений в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
4) производство досудебного расследования в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством Республики Казахстан;
5) розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших часть или место службы;
6) обеспечение безопасности дорожного движения транспортных средств органов национальной безопасности Республики Казахстан (далее - органы национальной безопасности), Вооруженных Сил, Национальной гвардии;
7) исполнение в предусмотренных законодательством случаях задержания и меры пресечения в виде содержания под стражей, исполнение уголовного наказания в виде ареста и административного взыскания в виде административного ареста с содержанием военнослужащих на гауптвахте;
8) осуществление государственной регистрации механических транспортных средств и прицепов к ним Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, за исключением Сил особого назначения Службы государственной охраны Республики Казахстан, с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков;
9) проведение обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в органах военной полиции;
10) производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан;
11) осуществление иных задач, возложенных на них настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан.
2. Задачами органов военной полиции Комитета национальной безопасности также являются:
1) производство досудебного расследования по делам об уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими и сотрудниками специальных государственных органов, в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством Республики Казахстан;
2) производство по делам об административных правонарушениях (в части нарушений правил дорожного движения лицами, управляющими транспортными средствами органов национальной безопасности, сотрудниками, военнослужащими и работниками органов национальной безопасности, являющимися участниками дорожного движения, а также должностными лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств органов национальной безопасности);
3) охрана объектов органов национальной безопасности, в том числе с использованием вооружения, специальных средств, систем безопасности и иных технических средств, а также обеспечение на указанных объектах пропускного и внутриобъектового режимов в порядке и пределах, определяемых Председателем Комитета национальной безопасности;
4) координация деятельности органов национальной безопасности в сфере производства по делам об административных правонарушениях в порядке и пределах, определяемых Председателем Комитета национальной безопасности.
3. Задачами органов военной полиции Вооруженных Сил также являются:
1) осуществление внутреннего контроля за организацией службы суточного наряда, внутренней и гарнизонной служб, противодиверсионной безопасности, антитеррористической защищенности, эксплуатацией технических средств охраны воинских частей и учреждений Вооруженных Сил;
2) обеспечение режима и безопасности здания Министерства обороны Республики Казахстан (далее - Министерство обороны) и прилегающих к нему территорий и сооружений, в том числе с использованием вооружения, специальных средств, систем безопасности и иных технических средств охраны (в период проведения охранных мероприятий на объектах, охраняемых органами военной полиции, или на объектах, где обеспечиваются режим и безопасность органами военной полиции, Служба государственной охраны Республики Казахстан (далее - Служба государственной охраны) является организующим и координирующим органом в решении вопросов обеспечения безопасности охраняемых лиц);
3) осуществление ведомственного контроля за организацией мероприятий по обеспечению безопасности воинской службы в воинских частях и учреждениях;
4) участие в миротворческой деятельности Республики Казахстан.
Статья 6. Взаимодействие органов военной полиции с государственными органами и организациями, должностными лицами
1. Органы военной полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными и другими государственными органами Республики Казахстан в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.
Порядок организации и осуществления взаимодействия органов военной полиции с государственными органами, их структурными подразделениями и подведомственными организациями определяется совместными нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.
2. Командование воинских формирований, органы военного управления и военнослужащие обязаны оказывать содействие органам военной полиции в решении возложенных на них задач.
Глава 2. Полномочия органов военной полиции
Статья 7. Полномочия органов военной полиции Национальной гвардии
1. Производство досудебного расследования в отношении военнослужащих Национальной гвардии в пределах полномочий, установленных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, осуществляется органами военной полиции Национальной гвардии.
2. Органы военной полиции Национальной гвардии для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе останавливать, досматривать, а также задерживать транспортные средства Национальной гвардии, запрещать их эксплуатацию до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан, запрещать эксплуатацию транспортных средств Национальной гвардии, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, а также поддельные либо измененные государственные регистрационные номерные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, отстранять от управления транспортными средствами Национальной гвардии лиц, подозреваемых в употреблении психоактивных веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, и направлять их на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Полномочия органов военной полиции Комитета национальной безопасности
1. Производство досудебного расследования в отношении сотрудников и военнослужащих специальных государственных органов осуществляется органами военной полиции Комитета национальной безопасности в соответствии с компетенцией, предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством.
2. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе останавливать, досматривать, а также задерживать транспортные средства органов национальной безопасности, запрещать их эксплуатацию до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан, запрещать эксплуатацию транспортных средств органов национальной безопасности, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо подложные или поддельные государственные регистрационные номерные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, отстранять от управления транспортными средствами органов национальной безопасности лиц, подозреваемых в употреблении психоактивных веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, и направлять их на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.
3. Органы военной полиции Комитета национальной безопасности в установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях порядке вправе осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на объекты, охраняемые органами военной полиции Комитета национальной безопасности, проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей, документов, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.
Статья 9. Полномочия органов военной полиции Вооруженных Сил
1. Производство досудебного расследования в пределах, полномочий, установленных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан в отношении военнослужащих Вооруженных Сил, органов военного управления и воинских частей гражданской обороны уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, осуществляется органами военной полиции Вооруженных Сил.
2. Органы военной полиции Вооруженных Сил в установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях порядке вправе осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на объекты, на которых обеспечиваются режим и безопасность органами военной полиции Вооруженных Сил, проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей, документов, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств.
3. Органы военной полиции Вооруженных Сил для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе останавливать, досматривать, а также задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, запрещать их эксплуатацию до устранения причин, послуживших основанием для такого запрета, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан, запрещать эксплуатацию транспортных средств Вооруженных Сил, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо подложные или поддельные государственные регистрационные номерные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, отстранять от управления транспортными средствами Вооруженных Сил лиц, подозреваемых в употреблении психоактивных веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, и направлять их на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан.
4. Органы военной полиции Вооруженных Сил разрабатывают меры по совершенствованию деятельности военной полиции, участвуют в координации деятельности Вооруженных Сил, по вопросам организации службы суточного наряда, внутренней и гарнизонной служб, противодиверсионной безопасности, антитеррористической защищенности, эксплуатации технических средств охраны воинских частей и учреждений, а также обеспечения безопасности воинской службы.
Органы военной полиции Вооруженных Сил участвуют в научной работе по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции, в разработке образцов вооружения и военной техники, специальных средств, специальных технических средств и оборудования.
Статья 10. Права органов военной полиции
Органы военной полиции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законодательством, вправе:
1) требовать от лиц, имеющих статус военнослужащих (далее - военнослужащие), а также лиц гражданского персонала воинских частей и учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей соблюдения общественного порядка, правил ношения военной формы одежды (за исключением лиц гражданского персонала), прекращения противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению задач и функций органов военной полиции, а также направлять на медицинское освидетельствование в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, лиц на предмет определения факта употребления психоактивных веществ и состояния опьянения;
2) требовать соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах, охраняемых органами военной полиции, или на объектах, где обеспечиваются режим и безопасность органами военной полиции;
3) при совершении правонарушений военнослужащими и иными лицами на территории воинских частей и учреждений (военных объектов) и военных городков проверять документы, удостоверяющие их личность, принимать меры, обеспечивающие прекращение правонарушения;
4) по имеющимся в производстве уголовным делам вызывать военнослужащих и иных граждан в органы военной полиции, получать от них объяснения, документы или их копии, производить допросы и иные следственные действия, а также в установленном законом порядке подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки без уважительной причины;
5) проводить в установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан порядке личный досмотр задержанных лиц, указанных в подпункте 4) настоящей статьи, досмотр их вещей, документов, транспортных средств, изымать предметы, находящиеся в незаконном обороте;
6) задерживать и доставлять в учреждения органов военной полиции или по месту службы военнослужащих, грубо нарушающих воинскую дисциплину или общественный порядок;
7) передавать материалы о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, на рассмотрение соответствующих командиров (начальников) воинских частей и учреждений в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, утвержденным Президентом Республики Казахстан;
8) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении уголовных правонарушений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, юридических лиц, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения государственных органов и организаций (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом, охраняемых Службой государственной охраны объектов);
9) беспрепятственно и безвозмездно получать по находящимся в производстве уголовным делам информацию и материалы от физических, юридических и должностных лиц с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан;
10) вносить в пределах своей компетенции командованию воинских частей и учреждений и иным должностным лицам представления по устранению обстоятельств, способствующих совершению уголовных и административных правонарушений;
11) в безотлагательных случаях в служебных целях пользоваться средствами связи независимо от их местонахождения и принадлежности (за исключением принадлежности указанных средств представителям иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом);
12) при проведении мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской части с оружием, по согласованию с правоохранительными органами самостоятельно устанавливать контрольно-пропускные пункты с последующим уведомлением правоохранительных и специальных государственных органов;
13) при проведении мер по задержанию лиц, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, а также при обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, по согласованию с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог и других территориях;
14) в координации с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения регулировать дорожное движение во время прохождения колонн военных транспортных средств, организовывать и обеспечивать сопровождение этих колонн и транспортных средств специального назначения (прохождение колонн военных транспортных средств, транспортных средств специального назначения в зоне проведения охранных мероприятий согласовывается со Службой государственной охраны и Комитетом национальной безопасности);
15) проверять в воинских частях и учреждениях исполнение контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
16) проверять в воинских частях и учреждениях соблюдение военнослужащими требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
17) при отсутствии иных возможностей использовать воинский транспорт для проезда к месту происшествия, доставления в лечебные учреждения военнослужащих и граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи;
18) осуществлять проверку на территории военных городков, частей, учреждений и объектов, у военнослужащих и лиц гражданского персонала документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, ведомственный контроль за выполнением которых возложен на органы военной полиции;
19) производить при входе (въезде) в места проведения массовых мероприятий с участием войск проверку лиц, их вещей, транспортных средств и провозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных;
20) использовать технические средства фиксации противоправных действий физических лиц, при исполнении служебных обязанностей;
21) использовать технические средства для обнаружения и изъятия
ограниченных к вносу (выносу), ввозу (вывозу) вещей, предметов, документов и иного имущества на объекты, охраняемые органами военной полиции, или объекты, где органы военной полиции обеспечивают режим и безопасность;
22) осуществлять проверку у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, находящихся при них вещей, при их входе (выходе) и въезде (выезде) на объекты, охраняемые органами военной полиции, или объекты, где органы военной полиции обеспечивают режим и безопасность.
Органы военной полиции также осуществляют деятельность, предусмотренную настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Кроме того, органы военной полиции Комитета национальной безопасности вправе проверять в органах национальной безопасности Республики Казахстан исполнение контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 11. Обязанности органов военной полиции
Органы военной полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах полномочий обязаны:
1) защищать права и свободы военнослужащих и других граждан от противоправных посягательств;
2) обеспечивать правопорядок в военных городках, воинских частях и учреждениях (военных объектах), предупреждать, выявлять, раскрывать и пресекать уголовные и административные правонарушения, устанавливать обстоятельства, способствующие их совершению;
3) анализировать информацию об уголовных и административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, а также происшествиях в гарнизонах, воинских частях и учреждениях;
4) во взаимодействии с другими правоохранительными органами осуществлять розыск военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской части или мест службы, совершивших уголовные правонарушения, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) производить в установленном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан порядке досудебное расследование по делам об уголовных правонарушениях, совершенных военнослужащими, лицами гражданского персонала воинских частей и учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или находящимися в расположении этих частей и учреждений;
6) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении уголовного правонарушения, а также обвиняемых или подсудимых, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
7) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за дорожным движением военных транспортных средств и соблюдением правил их эксплуатации;
8) выполнять в установленном законом порядке поручения следователя, указания прокурора, решения суда;
9) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов военной полиции;
10) в установленном законодательстве порядке обеспечивать правопорядок и безопасность при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведении массовых мероприятий с участием войск;
11) оказывать содействие командованию воинских частей и учреждений в обеспечении воинской дисциплины среди военнослужащих;
12) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств, происшествий и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
13) участвовать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения, выполнять отдельные задачи в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;
14) задерживать военнослужащих в предусмотренных законодательством случаях с содержанием их на гауптвахте;
15) по письменным требованиям органов, ведущих уголовный процесс, обеспечивать конвоирование военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, для проведения следственных действий;
16) осуществлять неотложные действия по спасению людей на месте дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, в том числе принимать меры по эвакуации людей и оказанию им неотложной медицинской помощи, содействовать в эвакуации поврежденных транспортных средств, а также охране ‘ военного имущества Вооруженных Сил на месте дорожно - транспортного происшествия;
17) обеспечивать режим и безопасность гауптвахт для содержания военнослужащих, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, исполнение уголовного наказания в виде ареста и административного взыскания в виде административного ареста;
18) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан.
Статья 12. Компетенция уполномоченных органов
1. Министерство обороны разрабатывает и утверждает:
1) правила организации деятельности органов военной полиции Вооруженных Сил по обеспечению безопасности дорожного движения транспортных средств Вооруженных Сил;
2) правила организации и обеспечения сопровождения колонн военных транспортных средств и транспортных средств специального назначения, регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения этих колонн;
3) правила внутреннего распорядка и порядка содержания подозреваемых и обвиняемых на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил;
4) правила отбывания военнослужащими административного ареста на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил;
5) правила внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил;
6) правила организации деятельности патрульно-постовой службы органов военной полиции Вооруженных Сил;
7) правила осуществления мер безопасности органами военной полиции Вооруженных Сил;
8) правила служебной этики военнослужащих органов военной полиции Вооруженных Сил;
9) правила организации службы войск в Вооруженных Силах;
10) правила организации розыска военнослужащих Вооруженных Сил, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей, мест несения службы.
2. Комитет национальной безопасности разрабатывает и утверждает:
1) правила отбывания военнослужащими административного ареста на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности;
2) правила организации и проведения патрулирования органами военной полиции Комитета национальной безопасности;
3) правила организации и обеспечения сопровождения колонн транспортных средств органов национальной безопасности и транспортных средств специального назначения, регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения этих колонн.
3. Министерство внутренних дел разрабатывает и утверждает:
1) перечень специальных транспортных средств органов военной полиции Национальной гвардии;
2) правила государственной регистрации механических транспортных средств и прицепов к ним Национальной гвардии;
3) правила проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в органах военной полиции Национальной гвардии.
Статья 13. Ответственность военнослужащих органов военной полиции
1. Военнослужащие органов военной полиции за совершение правонарушений несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Порядок привлечения военнослужащих органов военной полиции к ответственности за нарушения воинской дисциплины устанавливается общевоинскими уставами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
2. Действия (бездействие) военнослужащих органов военной полиции могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Применение военнослужащими органов военной полиции огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы
Статья 14. Применение огнестрельного оружия
1. Применение огнестрельного оружия является крайней мерой и допускается в случае, когда другие меры оказались неэффективными или если по условиям обстановки применение других мер является невозможным.
2. Военнослужащие органов военной полиции имеют право применять огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных статьей 6-1 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих".
Статья 15. Применение специальных средств и физической силы
1. Военнослужащие органов военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и специальные средства, а также специальные транспортные средства, перечень которых определяется Министром обороны, Председателем Комитета национальной безопасности и Министром внутренних дел, в случаях, предусмотренных статьей 6-1 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих".
Кроме того, военнослужащие органов военной полиции вправе применять специальные средства для проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и выявление фактов незаконного хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, хищения" и утраты оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, розыск военнослужащих, а также в иных случаях, предусмотренных законами и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 16. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия
Военнослужащие органов военной полиции имеют право на ношение, хранение и применение оружия, специальных средств, а также физической силы. Военнослужащий органов военной полиции не несет ответственность за моральный, имущественный и физический вред, причиненный в связи с применением в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств, оружия, если защита соответствует характеру и степени опасности посягательства на охраняемые объекты или самого военнослужащего органов военной полиции.
Применение физической силы, специальных средств и оружия военнослужащими органов военной полиции с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Военнослужащие органов военной полиции обязаны проходить специальную подготовку, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного и иного оружия, специальных средств и физической силы.
Глава 4. Кадровый состав, социальная и правовая защита личного состава органов военной полиции
Статья 17. Кадровый состав органов военной полиции
1. Органы военной полиции комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Кандидаты для прохождения службы в органах военной полиции перед назначением на должности проходят обязательную специальную проверку в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Лица, впервые поступающие на службу в органы военной полиции, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку, для них может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия прохождения ими испытательного срока и стажировки определяются Министром обороны, Министром внутренних дел, Председателем Комитета национальной безопасности.
3. На службу в органы военной полиции не могут быть приняты лица в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, регламентирующими прохождение воинской службы или службы в соответствующих органах, в структуру которых входит орган военной полиции.
4. Вопросы приема на работу и условия труда гражданского персонала органов военной полиции регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
5. Военнослужащие органов военной полиции Вооруженных Сил проходят переподготовку в военных учебных заведениях и учебных центрах Министерства обороны.
6. Военнослужащие, переведенные из других войск и воинских формирований, специальных государственных органов, правоохранительных органов, а также перемещенные из структурных подразделений Вооруженных Сил в органы военной полиции Вооруженных Сил, проходят обязательную переподготовку в военных учебных заведениях и учебных центрах Министерства обороны, за исключением лиц, ранее проходивших службу в органах военной полиции.
Статья 18. Социальная и правовая защита личного состава органов военной полиции
1. На военнослужащих органов военной полиции распространяется законодательство Республики Казахстан, регламентирующее прохождение воинской службы, устанавливающее правовые и социальные гарантии, льготы, медицинское, пенсионное и другие виды обеспечения, а также не противоречащее этим условиям законодательство Республики Казахстан, регламентирующее прохождение службы в соответствующих органах, в структуру которых входит орган военной полиции.
2. Военнослужащие органов военной полиции являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства, в целях выполнения возложенных задач им выдаются служебные удостоверения и жетоны, а также обмундирование, при необходимости специальные средства и оружие.
Военнослужащим срочной службы органов военной полиции служебные удостоверения и жетоны не выдаются, для подтверждения принадлежности военнослужащих срочной службы к органам военной полиции им выдаются форменная одежда и знаки различия установленного образца.
3. Воспрепятствование выполнению служебного долга и служебных обязанностей, возложенных на военнослужащих органов военной полиции, а также оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Законные требования военнослужащих органов военной полиции обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами.
Статья 19. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции
Высший надзор за соблюдением законности в деятельности органов военной полиции осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему военные прокуроры.
Статья 20. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной полиции
Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной полиции осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых, соответственно, Министерству обороны, органам национальной безопасности и Национальной гвардии.
Обособленные структурные подразделения органов военной полиции Комитета национальной безопасности обеспечиваются служебными помещениями, средствами связи, автотранспортом, горюче-смазочными материалами, вооружением, жильем и другими материально-техническими средствами, необходимыми для службы и жизнедеятельности, за счет органов национальной безопасности и их подразделений в местах дислокации.
Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 года "Об органах военной полиции".
Президент Республики Казахстан |