Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы (далее – Концепция).
2. Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:
1) принять необходимые меры по реализации Концепции;
2) представлять информацию о ходе реализации Концепции в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 961 |
Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы
Раздел 1. Паспорт Концепции (основные параметры)
Наименование | Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы (далее – Концепция) |
Основание для разработки |
1. Указ Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 1008 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года "Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество". |
Государственный орган, ответственный за разработку Концепции | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции | Министерство национальной экономики, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство индустрии и инфраструктурного развития, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство информации и общественного развития, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и спорта, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Комитет национальной безопасности, Агентство по стратегическому планированию и реформам, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, акиматы областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента, АО "ФНБ "Самрук-Қазына", НПП "Атамекен", НАО "Фонд Отандастар", РОО "Всемирная ассоциация казахов", ОЮЛ "Национальная конфедерация работодателей Республики Казахстан", Международная организация по миграции (МОМ), Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН). |
Сроки реализации | 2023 – 2027 годы |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
В современной экономике Республики Казахстан важное место занимают вопросы миграционной политики. В истории независимого Казахстана можно выделить три основных периода в развитии миграционной политики.
Первый период (1991 – 2000 гг.), начало которого характеризуется ухудшением социально-экономической ситуации в стране, обусловленным сменой административного режима и распадом СССР. В этот период демографический профиль страны значительно изменился, под влиянием миграционных процессов произошло резкое снижение численности населения страны с 16,5 млн человек в 1991 году до 14,8 млн человек в 2000 году, уровень рождаемости снизился до 14,9 на 1,0 тыс. человек, а уровень смертности вырос до 10,6 на 1,0 тыс. человек.
Миграционная государственная политика этого периода была ориентирована на репатриацию этнических казахов, что нашло отражение в законодательных актах по регулированию миграционных процессов: в 1995 году принята Государственная программа поддержки казахской диаспоры, в 1997 году – первый Закон Республики Казахстан "О миграции населения", создано Агентство по миграции и демографии, в 1993 году установлена первая годичная квота иммиграции казахов (10 тыс. семей или 40 тыс. человек), в 1998 году принята Концепция репатриации этнических казахов на историческую родину.
Второй период (2001 – 2010 гг.) характеризуется экономическим ростом, динамичными социально-политическими преобразованиями и реформами.
Государственные программы, целенаправленно ориентированные на поддержку материнства и детства, снижение бедности, оказание адресной социальной помощи малообеспеченным семьям, а также репатриация этнических казахов положительно повлияли на демографические показатели страны.
В этот период численность населения достигла 16,4 млн человек или увеличилась на 1,5 млн человек за счет роста рождаемости (коэффициент превысил 22,53 на 1,0 тыс. человек), заметного снижения уровня смертности и прибытия этнических казахов (около 1 млн человек).
Впервые с 2004 года отмечено положительное сальдо по всем миграционным потокам, достигшее к 2006 году +33,0 тыс. человек и сохранившееся до конца периода.
Отмечается рост привлекательности страны для иностранных специалистов, максимальный приток легальных трудовых мигрантов (58,8 тыс. человек) в страну был зафиксирован в 2007 году.
Также отмечается оживление внутренней миграции, число ее участников превысило 300 тыс. человек за счет перетока сельского населения в крупные города и новую столицу.
Вместе с тем массовый приток населения страны в крупные города и добровольное расселение оралманов в южных регионах усугубили проблему демографического дисбаланса в стране.
В целях разрешения этих проблем были приняты новая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001 – 2010 годы, Концепция миграционной политики Республики Казахстан и Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004 – 2010 годы. В этих документах впервые был предусмотрены переселение жителей населенных пунктов с особо неблагоприятными условиями проживания в опорные села и увеличение квоты на привлечение этнических казахов до 20 тыс. семей.
Третий период (2011 – 2022 гг.) обозначил характерные условия глобализации, доминирующего влияния внешних социальных и социально-экономических факторов, под воздействием которых снизились показатели этнической репатриации и усилился отток квалифицированных кадров.
В 2012 году в стране впервые после кризиса 1990-х годов сформировалось отрицательное сальдо миграции (-1,4 тыс. человек), которое в дальнейшем имело нарастающий тренд как в абсолютных показателях, так и по отношению к общей численности населения страны.
В целом за период с 2011 по 2022 годы на постоянное место жительство за рубеж выехали 367,1 тыс. человек в основном трудоспособного возраста с высшим (38 %) и техническо-профессиональным (34%) образованием. Только в 2019 - 2021 годах из страны на постоянное место жительство за рубеж выехало 106,5 тыс. человек (2019 год – 45,2 тыс. человек, 2020 год – 29,1 тыс. человек, 2021 год – 32,3 тыс. человек), из них 90 % - в страны Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), в целях трудоустройства или репатриации на историческую родину.
Динамика миграционных потоков последних лет показывает рост численности эмигрантов с высшим образованием и сокращение встречного притока в страну высокообразованных иммигрантов: за 10 лет число въехавших в страну лиц с высшим образованием сократилось более чем вдвое и составило 1,9 тыс. человек в 2020 году.
Это свидетельствует о том, что эмиграция в значительной степени охватывает образованную молодежь и квалифицированных специалистов, что влияет на качество человеческого капитала Республики Казахстан.
По возрастным группам в 2019 году доля лиц в возрасте от 0 до 15 лет в числе выбывающих за пределы страны составляет 25,8 %, в то время когда эти данные в численности прибывающих составляют 13,8 %, в 2020 году они составляли 25,6 % и 15,7 %, соответственно, что свидетельствует о высокой доле уезжающих детей и молодежи совместно с родителями.
Предварительной стадией эмиграции казахстанцев является учеба в зарубежных учебных заведениях. Республика Казахстан является активным участником глобального рынка образовательных услуг.
В 2021 году 89,3 тыс. граждан Республики Казахстан получали образование в университетах 55 зарубежных стран, в том числе 71,4 тыс. человек в Российской Федерации (далее – РФ), 2,2 тыс. человек в Турецкой Республике (далее – Турция), 2,1 тыс. человек в Кыргызской Республике (далее – Кыргызстан), 1,8 тыс. человек в Соединенных Штатах Америки (далее – США).1
Основными стимулами для выезда за рубеж с целью получения высшего образования для казахстанской молодежи являются более высокое качество и престижность зарубежного образования, желание увидеть мир и расширить свой кругозор, изучение иностранных языков, для определенной части студентов – дальнейшее трудоустройство и проживание за рубежом.
Здесь проявляется "оборотная сторона" образовательной миграции из Республики Казахстан: утрата страной части интеллектуального потенциала из-за желания определенной части мигрантов остаться жить и работать в других странах после завершения обучения.
Происходящие миграционные процессы обозначили проблему необходимости развития "человеческого капитала", и государственная политика формировалась с целью воздействия на модернизацию страны.
В этом контексте в 2011 году принят новый Закон Республики Казахстан "О миграции населения", приоритет привлечения квалифицированных иностранных работников отражен в Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы.
В результате миграционных перемещений, которые направлены преимущественно из северных областей вглубь страны и из южных регионов в мегаполисы, происходят разнонаправленная динамика численности населения областей Республики Казахстан и изменение распределения населения по территории страны.
Прирост численности населения в городах Астане, Алматы и Шымкенте опережает остальные регионы и составляет к августу 2022 года 23,1 %, 15,1 % и 16,8%, соответственно, по сравнению с началом 2019 года, а их доля в общей численности населения страны увеличилась с 21,4 % до 23,6 % в аналогичном периоде.
Среди областных центров есть динамично развивающиеся городские центры, такие как: Актобе, Костанай, Караганда, Павлодар.
Крупные города Казахстана привлекательны для мигрантов своей инфраструктурой и возможностями, все больше граждан Казахстана отдают предпочтение жизни в городах. С точки зрения государства урбанизация является катализатором развития, экономика становится более эффективной и диверсифицированной, возникают новые формы производства, расширяется сфера услуг, углубляются профессиональные знания, активизируется инновационная деятельность.
Однако массовая стихийная миграция из сельской местности в города вызывает проблемы как для сельских районов, где возникает нехватка рабочих рук, так и для городов. В городах эти проблемы связаны с жилищным строительством, развитием городской транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимостью развития сферы социальных услуг, обеспечением экологической безопасности жителей.
Благодаря естественному и миграционному приросту в Мангистауской области, численность населения с 2019 года по сентябрь 2022 года выросла на 12,0 %, в Атырауской – на 8,6 %, в Жамбылской области – на 7,9 %, в Алматинской области – на 7,6 %, в Актюбинской – на 6,3 %.
В то же время центральные, северные и восточные регионы страны в силу низкого естественного демографического прироста, не обеспечивающего восполнение численности населения и покрытия миграционного оттока, понесли потери численности населения.
Наиболее значительные в Костанайской области (-4,6 %), в Северо-Казахстанской области (- 3,5 %) и Восточно-Казахстанской области (- 2,7 %).
Меры по решению проблем внутри региональной диспропорции расселения населения были конкретизированы в рамках программ занятости, реализованных с 2011 по 2021 годы.
Необходимо отметить, что только за период 2017 – 2020 годы в рамках этих программ в Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Костанайскую, Павлодарскую и Северо-Казахстанскую области были переселены порядка 32 тыс. человек, половина из них составили лица трудоспособного возраста.
_________________________________________________
1http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow
Вместе с тем в переселении граждан в трудодефицитные регионы имелись проблемы по качеству строительства жилья, недостаточным мерам по оказанию адаптационных услуг, что приводило к выезду переселенцев в регионы выбытия.
С 2014 года реализуется образовательный проект "Мәңгілік ел жастары – Индустрияға" – "Серпін – 2050", направленный на предоставление возможностей получения высшего и послевузовского, технического и профессионального образования для молодежи из трудоизбыточных регионов и их трудоустройство в трудодефицитных регионах.
Вместе с тем имеются проблемы закрепления выпускников проекта "Серпін – 2050" в регионах обучения в связи с низким уровнем трудоустройства в северных регионах, а также отсутствием четкой координации между центральными и местными государственными органами в реализации проектов.
Кроме того, по проекту "С дипломом в село" имеются проблемы отсутствия дифференцированного подхода при определении размеров социальной поддержки (подъемное пособие и бюджетный кредит), т.е. не учитываются региональные особенности и уровень жизни в разных регионах при распределении средств, что делает малопривлекательным данный проект для молодежи.
На развитие внутреннего переселения и выравнивание региональной диспропорции большое влияние оказывает пересмотр подходов предоставления образовательных грантов исходя из принципа территориального расселения.
Увеличение образовательных грантов для учебных заведений северных регионов даст стимул молодежи как высокомобильной категории граждан, шире участвовать во внутрирегиональном перемещении в северные регионы, обеспечит взаимообмен местными традициями и минимизацию этнокультурных различий.
Для поддержки внутренней миграции населения одновременно с реализацией государственных мер в рамках национального проекта "Сильные регионы – драйвер развития страны" необходимо развитие содействия на местном уровне, особенно в части экономической, социальной и культурной интеграции переселенцев и кандасов на местах.
В этой связи необходимы институциональное обновление функции центров занятости населения, пересмотр подходов работы и обеспечение координации миграционных мероприятий на местах.
Одним из ключевых компонентов миграционных процессов для Республики Казахстан является этническая иммиграция — возвращение на историческую Родину этнических казахов.
С 1991 года по 1 октября 2022 года на историческую родину вернулись и получили статус кандаса 379 тыс. семей, или 1 млн 101 тысяча этнических казахов, преимущественно из Республики Узбекистан (далее – Узбекистан), Китайской Народной Республики (далее – КНР), Туркменистана и Монголии.
За последние годы в связи с социально-экономическими факторами численность прибывающих казахов снизилась. Если в 2016 году прибыло 33,7 тыс. кандасов, в 2019 году – 17,7 тыс., а в 2021 году – чуть более 14 тыс. человек.
Тем не менее лица казахской национальности составляют большинство иммигрантов – их удельный вес в общем потоке переезжающих в нашу страну всегда превышал отметку в 50 %.
На сегодня государство оказывает большую поддержку этническим казахам - кандасам, которые уже переехали в Казахстан.
Вместе с тем казахи, которые постоянно проживают на территории зарубежных стран и в ближайшей перспективе не собираются переезжать на историческую Родину, остаются вне поля зрения государственных органов.
С учетом этого необходимо выстроить государственную политику в отношении этнических казахов, проживающих за рубежом, для использования их потенциала в целях развития нашей страны.
Механизм привлечения иностранной рабочей силы (далее – ИРС) приведен в соответствие с международными стандартами, были внедрены упрощенный порядок получения разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов, принцип свободного перемещения сотрудников для транснациональных корпораций.
Наряду с этим также урегулированы условия по обеспечению пропорции казахстанских и иностранных специалистов и равной оплаты труда за равный труд. Система квотирования переориентирована на отраслевой формат, введена дифференцированная ставка сборов за ИРС в зависимости от их категории и отрасли.
Максимальный предел численности трудящихся мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность по квоте, пришелся на 2015 и 2016 годы (37,9 тыс. и 36,8 тыс. человек, соответственно).
В последующие годы произошло их существенное сокращение – в 2 раза – до 18,3 тыс. человек (в 2017 – 23,2 тыс., в 2022 – 10,5 тыс.), если в 2016 году их доля составляла 0,43 % от численности рабочей силы в Республике Казахстан, то в 2022 году она сократилась до 0,31 %.
Дополнительно приняты меры по регулированию потока миграции из стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
В рамках этих мер выдано более 1 618,9 тыс. разрешений трудовым иммигрантам из стран с безвизовым режимом для осуществления трудовой деятельности в домашних хозяйствах, при этом ими в бюджет Республики Казахстан уплачен индивидуальный подоходный налог в размере более 29,9 млрд тенге.
В ближайшей перспективе с учетом геополитической ситуации в сопредельных странах Республика Казахстан останется привлекательной для трудящихся мигрантов, и прежде всего из стран ЕАЭС.
Важной задачей является обеспечение учета и мониторинга иностранных работников, прежде всего осуществляющих трудовую деятельность вне квоты и по патенту у физических лиц.
Одним из основных направлений в области управления миграционными процессами является борьба с нелегальной миграцией, осуществляемая на национальном и международном уровнях.
Наблюдается тенденция роста нелегальной трудовой миграции за счет "сезонных мигрантов", в первую очередь, из Узбекистана, Кыргызстана и Республики Таджикистан.
Причина нелегальной миграции в Республике Казахстан связана чаще всего с нарушениями мигрантами и работодателями трудового законодательства, в том числе в области трудоустройства либо найма низкоквалифицированных иностранных граждан без оформления трудового договора и с нарушением условий труда и его оплаты.
Также к росту объемов нелегальной миграции привело установление моратория на проверки субъектов малого и среднего бизнеса и недостаточный контроль со стороны миграционной службы и инспекции по труду в объектах (строительство, услуги, торговля), широко привлекающих ИРС.
Одной из проблем в сфере миграции является отсутствие требования по наличию страховки по репатриации как для граждан, приезжающих в нашу страну, так и для граждан Республики Казахстан, выезжающих за рубеж.
Нередко в случае наступления ситуаций форс-мажора расходы по выдворению иностранных граждан из страны или возвращение казахстанцев из-за рубежа несет государство.
В основном на сегодня развита система медицинского страхования, когда граждане несут ответственность за возможные действия путем приобретения полисов. Механизм по наличию страховки по репатриации необходим для обеспечения гарантированного возврата граждан или выдворения иностранцев за счет средств самих граждан.
Необходимо принятие комплекса мер, обеспечивающих защиту прав казахстанских работников, работающих за рубежом. Это – заключение соглашений, направленных на обеспечение условий для трудоустройства и защиты прав трудящихся мигрантов, создание центров взаимопомощи, разработка мобильных приложений для казахстанских трудовых эмигрантов, предусматривающие различные справочные материалы о стране пребывания.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и связанные с ней ограничения на передвижение людей и трансграничное транспортное сообщение, которые были введены в 2020 году, практически повсеместно в мире на продолжительное время снизили миграционные потоки. COVID-19 серьезно ограничил деловую активность, передвижение внутри страны (внутри региона), что привело к потере рабочих мест, снижению доходов населения и потоков внутренней межрегиональной миграции. При этом выявлена еще одна проблема – взаимосвязь миграции и общественного здоровья населения.
Текущая геополитическая ситуация, глобальное санкционное противостояние, влияющие на мировую экономику и современные миграционные процессы, обуславливают изменения миграционной ситуации в Республике Казахстан.
В первую очередь это обусловлено притоком трудовых мигрантов из Средней Азии за счет перетока из РФ, увеличением количества мигрантов из самой РФ и числа беженцев и лиц, ищущих убежище, а также использованием мигрантами Казахстана как транзитной территории для выезда в третьи страны.
Кроме того, наблюдаются миграционное давление с РФ на приграничные регионы Казахстана, рост стоимости аренды жилья и отдельных видов услуг.
По оценочным данным, в случае ухудшения ситуации в РФ численность россиян в возрасте 18-35 лет, желающих временно или постоянно покинуть свою страну и пересечь границу с Казахстаном, составит 818 тыс. человек, в том числе 145 тыс. в приграничных регионах.
При избыточном росте численности мигрантов трудоспособного возраста имеются риски сужения рынка труда для казахстанских граждан и возникновения социальной напряженности.
С другой стороны, с учетом миграционной ситуации снижается поток граждан, уезжающих за пределы Казахстана. С 1 января по 1 сентября 2022 года из страны выбыло 18,3 тыс. граждан, что по сравнению с аналогичным периодом 2021 года ниже на 14% (на 1 сентября 2021 года выбыло 21,2 тыс. человек, за весь 2021 год – 32,2 тыс. человек), при этом в 2019 году за пределы Республики Казахстан выехало 45,2 тыс. человек.
Вместе с тем в текущем году наблюдается поток приезжающих в Республику Казахстан, за 8 месяцев 2022 года прибыло на 49% больше граждан по сравнению с аналогичном периодом прошлого года или 9 595 человек к 6 339 человек.
Последние геополитические события несут и перспективы для развития экономики Казахстана – это релокация производств, новых технологий, переезд квалифицированных специалистов прежде всего в IT-сфере.
С учетом этого необходимо введение специальной визы для "цифровых кочевников", гарантирующей ее обладателю право проживать и работать в Республике Казахстан в течение длительного периода.
"Цифровые кочевники" – IT-специалисты, как правило, имеют высокие доходы, и государствам выгодно, когда человек тратит эти деньги на их территории – на аренду жилья, питание, оплату получаемых услуг, отдых, тем самым увеличивая доходы предпринимателей страны проживания.
Здесь важно создать такие условия для интеграции в экосистему страны, чтобы эффект от присутствия специалистов в IT-сфере, пусть даже временный, был максимальным.
В этой связи необходимо привлекать приезжих специалистов, создавая специальные программы поддержки, предоставляя доступ к инфраструктуре для инноваций и работе с локальными начинающими стартапами.
В результате текущих демографических и миграционных тенденций численность населения страны на 1 сентября 2022 года составила 19 666,8 тыс. человек и по сравнению с началом 2019 года (18 395,6 тыс. человек) численность населения возросла на 1 271,2 тыс. человек или 6,9 %.
Возрастная структура населения благоприятна для экономического развития: доля населения в трудоспособном возрасте (15-62 (65) лет) на начало 2022 года составила 57,7 %. В связи с этим в ближайшие десятилетия Республика Казахстан должна воспользоваться преимуществами демографической структуры населения.
Таким образом, в целом на сегодня можно выделить следующие основные проблемы и тенденции:
в сфере внешней миграции – это отрицательное сальдо внешней миграции (в 2019 году – минус 32 970 человек в 2020 году в период ограничительных мер по выезду и въезду – минус 17 718 человек), отток квалифицированных работников с их замещением низко профессиональными кадрами и рост дисбаланса на рынке труда, нехватка квалифицированных специалистов, а также снижение доли миграционного прироста в росте численности населения Республики Казахстан, а также рост миграционных настроений среди населения, особенно среди молодежи;
в сфере внутренней миграции – усиление внутрирегиональной диспропорции расселения населения, включая кандасов, перенаселенность южных регионов и фокусировка основных объемов внутренних миграционных потоков на города Астане, Алматы и Шымкенте, отсутствие точного внутреннего миграционного учета, неконтролируемая и нерегулируемая внутренняя миграция, и обострение социально-экономических вопросов, развитие предпринимательства в северных регионах;
в сфере этнической миграции – значительная региональная диспропорция расселения кандасов, предпочтения проживания их в южных регионах, низкая интеграция этнических репатриантов по причине социокультурных различий, языкового барьера, недостаточных стимулов и снижение потенциала переезда на историческую родину;
в сфере трудовой миграции – несовершенство системы контроля за трудовыми иммигрантами и рост нелегальной трудовой миграции, увеличение численности трудовых иммигрантов из стран ЕАЭС и сопредельных стран, отсутствие системы учета казахстанцев, выезжающих за пределы страны для осуществления трудовой деятельности, и соглашений о сотрудничестве с основными странами приема трудящихся казахстанцев и рост числа нарушений прав казахстанских трудовых эмигрантов.
Раздел 3. Обзор международного опыта
Накопленный положительный мировой опыт управления миграционными процессами и решения ее проблем актуален для использования в Республике Казахстан.
Регулирование внутренних миграционных процессов
РФ
В рамках Государственной программы повышения трудовой мобильности российским гражданам, переселяющимся в регионы, расположенные на севере, востоке и ряде областей европейской части страны, предоставляются меры государственной поддержки в виде компенсации затрат на переезд, льгот при предоставлении жилья и обучении, надбавок к заработной плате, выплате единовременных пособий и гарантированного трудоустройства.
Комплекс мер поддержки на 80 % финансируется из федерального и регионального бюджетов и на 20% – работодателями.
КНР
Управление миграционными потоками является одним из инструментов повышения эффективности развития экономики КНР, а также одним из факторов выравнивания социально-экономического развития регионов и повышения качества человеческого капитала.
Экономические реформы стимулируют потоки сельских мигрантов в динамично развивающиеся промышленные и городские районы. Правительство регулировало эти потоки, увеличивая и сокращая их в зависимости от экономической ситуации и потребностей на городских рынках труда, с помощью системы "Hukou" (семейной регистрации по месту жительства).
Данная система, жестко разделяя население КНР на сельское и городское, сдерживает мобильность населения и является работающим инструментом контроля роста численности городского населения. Система "Hukou" неоднократно реформировалась в сторону либерализации, но ее основной принцип классификации населения по месту регистрации сохраняется до сих пор.
Регулирование внешних миграционных процессов
США
Опыт США в сфере внешней миграции интересен способностью государства принять и ассимилировать значительные потоки мигрантов, не подвергая опасности основы демократической власти. Изменения политики последних лет характеризуются повышением внимания к вопросам безопасности в миграционной сфере.
Важным механизмом регулирования миграции стала Green Card (Зеленая карта), которая предоставляет мигранту право на постоянное место жительство и трудоустройство в США, не меняя своего гражданства, и при этом пользоваться правами граждан США (кроме избирательного). Через пять лет постоянного проживания обладатели карты могут получить американское гражданство.
Эстонская Республика, Кыргызстан
В целях стимулирования переезда и проживания в стране специалистов в IT-сфере в Эстонии и Кыргызстане принимаются действенные меры по послаблению визового-миграционного законодательства.
Виза "цифровой кочевник" (Digital Nomad Visa, сокращенно DNV) — это абсолютно новая разновидность визы для удаленных работников. Эстония оказалась одной из первых стран, где стали доступны визы такого рода.
Эта виза выдается на срок до 1 года и позволяет удаленно работать из Эстонии в качестве сотрудника зарубежной компании или в качестве фрилансера. DNV дает право на проживание в Эстонии в течение 1 года и визу можно использовать в качестве стартовой площадки для получения постоянного места жительства.
В Эстонии виза "цифровой кочевник" существует в двух вариантах: виза типа С (краткосрочное пребывание сроком до 90 дней; сбор составляет 80 евро) и виза типа D (долгосрочное пребывание сроком до 12 месяцев; сбор составляет 100 евро).
Эстония настолько развита в области цифровых технологий, что граждане могут делать большинство вещей в Интернете, включая голосование. Фактически популярная служба для звонков и обмена сообщениями Skype была создана в Эстонии, что свидетельствует об инновационном характере страны.
Кыргызстан предоставил "цифровым кочевникам", планирующим переезд в страну для удаленной работы, право на релокацию без визы и ряд льгот.
Они имеют право въезжать/пребывать на территории Кыргызстана без предварительного получения визы/выполнения иных иммиграционных процедур, на выполнение рабочих обязанностей/предоставление услуг в удаленном режиме иностранным заказчикам без предварительного получения разрешительных документов для легального выполнения трудовой деятельности (разрешение на работу), имеют возможность инициирования регистрации юридического лица, а также упразднена обязательная регистрация по месту фактического проживания.
При этом перечень стран происхождения Digital Nomad, которым доступна новая программа в Кыргызстане, ограничена шестью странами.
Федеративная Республика Германия
В Федеративной Республике Германия существует большой спрос на квалифицированную рабочую силу. В частности, требуется квалифицированный персонал в области здравоохранения, а также в области IT.
С 1 марта 2020 года принят новый закон об облегчении трудоустройства для кадров из стран, не входящих в Евросоюз.
К примеру, иностранные IT-специалисты с уровнем немецкого хотя бы B1 (или знаниями английского) смогут работать, не подтверждая в Германии диплом, – им достаточно иметь как минимум три года опыта работы в своей сфере (за последние семь лет) и трудовой договор с зарплатой не менее 4 140 евро в месяц.
Регулирование этнической миграции
Федеративная Республика Германия
Переселенцам предоставляются разовые выплаты при въезде и ежемесячные пособия на каждого члена семьи до получения работы, помощь в трудоустройстве, оплата социального жилья, добровольные интеграционные и языковые курсы.
При этом при расселении из централизованного лагеря для переселенцев "Friedland" учитываются их пожелания и наличие проживающих в Германии родственников, но в большей степени – ресурсные возможности отдельных германских территорий, наличие общежитий для переселенцев, ситуация на местных рынках труда, которые закреплены в квотах по приему переселенцев и беженцев.
Израиль
Израиль имеет наиболее открытую для соотечественников и единоверцев, четко артикулированную политику репатриации. Действующий закон о возвращении поддерживает неограниченную репатриацию и предоставляет каждому переезжающему еврею статус гражданина Израиля.
В стране созданы центры абсорбции, условия жизни в которых соответствовали жизненному укладу переселенцев. Репатрианты получают выплаты по "корзине абсорбции", имеют право на индивидуальные программы трудоустройства, надбавку к заработной плате, если она ниже определенного уровня, на бесплатные языковые курсы, пособие по старости, а также льготы на образование, уплату налогов и получение кредита на приобретение социального жилья.
Особые льготы программой абсорбции предусмотрены для отдельных категорий въезжающих репатриантов: врачей и медсестер в возрасте до 33 лет, граждан в возрасте от 33 до 42 лет, пенсионеров.
Регулирование образовательной миграции
КНР
Расценивая экспорт образования как один из стратегических приоритетов и часть политики "мягкой силы", КНР активно привлекает иностранных студентов к обучению в китайских университетах, одновременно создавая необходимые условия для возвращения обучающихся в зарубежных ВУЗах молодых граждан своей страны.
В рамках образовательной миграции, под эгидой Китайской академии наук, вернувшимся ученым предоставляются преференции в организации научной работы, обеспечиваются специальные условия для их адаптации – долгосрочные визы с целью сохранения иностранного паспорта, двуязычные школы для обучения их детей.
Австралия
Страна реализует Национальную стратегию интернационализации образования на 2015 – 2025 годы и имеет самый высокий процент иностранных студентов на душу населения.
Международные студенты, имеющие хорошие академические показатели, могут претендовать на получение стипендии по линии Австралийской правительственной организации по оказанию материальной помощи (AusAID). В ВУЗах реализуются стратегии набора и удержания студентов. После завершения обучения иностранные студенты могут получить австралийскую рабочую визу на срок от 2 до 4 лет в зависимости от уровня обучения.
Канада
Страна проводит политику иммиграции через обучение. В 2020 году Канада вышла на третье место в мире по количеству иностранных студентов.
Привлекательными преимуществами являются: возможность переезда, обучающегося в Канаду с семьей и официальной подработки в период обучения. Также и супругам иностранных студентов предоставляется право подать заявление на получение открытого разрешения на работу в Канаде (Open Work Permit).
Регулирование трудовой миграции
Республика Филиппины
Порядка 2,5 млн филиппинских граждан работают в других странах. Страна сумела создать всеобъемлющую систему трудоустройства своих граждан на рынках труда других стран и обеспечения защиты их трудовых и социальных прав в период зарубежного трудоустройства.
В стране создана надежная институциональная система защиты прав трудовых мигрантов. При Министерстве труда и занятости существуют Администрация по вопросам трудоустройства за рубежом, Администрация по вопросам социальной помощи филиппинцам за рубежом и Центр реинтеграции мигрантов. В 135 странах при посольствах Филиппин работают трудовые атташе, в странах, где число филиппинских трудовых мигрантов особенно велико, открыты представительства Министерства.
Филиппинцы выезжают на работу за рубеж исключительно через посредничество государственного или частного (лицензированного) агентства занятости, либо их контракты должны быть одобрены Администрацией по вопросам трудоустройства за рубежом.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций мигранты могут рассчитывать на финансовую помощь Фонда поддержки филиппинцев за рубежом.
Узбекистан
Страна является крупнейшим в Центральной Азии экспортером трудовых мигрантов и основной страной назначения в регионе для денежных переводов мигрантов, проживающих за рубежом.
В целях управления внешней трудовой миграцией Узбекистан делает упор на расширение организованных форм найма рабочей силы путем заключения двухсторонних соглашений с РФ, Республикой Казахстан, Республикой Корея и Турцией.
Проводится политика открытия представительств Агентства по вопросам внешней трудовой миграции в странах назначения и аккредитация иностранных компаний для найма узбекских трудящихся-мигрантов.
В рамках защиты прав трудовых мигрантов учрежден фонд для поддержки и защиты мигрантов, который предоставляет правовую и социальную защиту узбекским мигрантам, чьи трудовые права за рубежом были нарушены.
Раздел 4. Видение политики в сфере миграции
Итоги реализации миграционной политики за прошедшие периоды, последствия пандемии коронавируса, а также основные мировые тенденции определили следующие приоритетные направления:
1. Миграция как естественный механизм повышения доходов населения и решения вопроса занятости должна быть направлена на:
развитие целенаправленной внутренней межрегиональной миграции и этнической иммиграции с целью обеспечения рабочей силой трудодефицитные регионы и равномерной плотности расселения в стране. При этом необходимо обеспечить миграционные перемещения в регионы с открытием новых производств и созданием новых рабочих мест; повысить миграционную привлекательность населенных пунктов и городов принимающих территорий за счет развития инфраструктуры и сферы услуг; оказать государственную поддержку переселенцам на их первичную адаптацию, приобретение жилья и материальную помощь с учетом стоимости жизни в трудодефицитных регионах.
2. Миграция как фактор развития "человеческого капитала" должна быть направлена на:
снижение миграционного оттока и создание условий для привлечения квалифицированных специалистов. Необходимо принять меры по сдерживанию роста эмиграции высокообразованной молодежи и квалифицированных кадров; проработать программу привлечения высококвалифицированных специалистов, обладающих дефицитными компетенциями; разработать гибкий и прозрачный механизм въезда и занятия трудовой деятельностью привлекаемых специалистов.
3. Миграция как фактор интеграции в мировой миграционный процесс обеспечения национальной безопасности должна быть направлена на:
взаимодействие с международными институтами и странами Европейского Союза, СНГ и США для обмена информацией со странами исхода трудовых мигрантов и странами приема казахстанских граждан, принятия совместных мер по снижению уровня нелегальной миграции, создания институциональной системы защиты прав граждан Казахстана, выехавших с целью трудоустройства, и борьбы с нелегальными мигрантами.
Новая миграционная политика страны будет базироваться на лучших мировых практиках, адаптированных под национальную специфику, и способствовать развитию отечественной экономики через решение следующих ключевых задач:
1) формирование условий для преобразования Казахстана в центр притяжения квалифицированных кадров с предоставлением возможности комфортной интеграции отдельной, востребованной категории иммигрантов в казахстанское общество с учетом внутристрановых дисбалансов и международных обязательств государства;
2) создание системы эффективной защиты прав граждан Казахстана, находящихся за пределами страны;
3) внедрение эффективных инструментов и механизмов для регулирования накапливаемых демографических дисбалансов.
Решение указанных задач обеспечит преобразование Казахстана в:
1) привлекательный региональный образовательный хаб как для учащейся молодежи, магистрантов, докторантов, так и профессорско-преподавательского состава, научных работников в рамках образовательной иммиграции;
2) востребованный объект вложения инвестиций для создания современных конкурентоспособных производств и предприятий сферы услуг, в том числе в приоритетных отраслях, с разработкой специальных кейсов, через призму бизнес-иммиграции;
3) государство, привлекательное для квалифицированных трудовых ресурсов, в рамках направления "трудовая иммиграция", в том числе путем переосмысления процесса репатриации в рамках этнической иммиграции;
4) надежного партнера по исполнению международных обязательств в рамках работы с беженцами и лиц без гражданства;
5) гаранта защиты прав граждан Казахстана за рубежом (трудовая эмиграция), принимая во внимание безусловное право на свободное передвижение граждан Казахстана, неизбежное в условиях глобализации рынков труда;
6) территорию, на которой отсутствует демографический дисбаланс между трудоизбыточными и трудодефицитными регионами, за счет пересмотра программ переселения в рамках программы внутренней мобильности населения.
Государственная политика в сфере миграции будет сопровождаться современными информационными системами и технологиями обработки больших массивов данных для разработки прогнозных сценариев развития событий на кратко-, средне- и долгосрочный периоды и формирования максимально транспарентной системы принятия решений. Это позволит повысить как качество прогнозирования, так и эффективность планируемых и реализуемых решений, а также обеспечит постоянный контроль хода реализации мероприятий.
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития
Миграционная политика Республики Казахстан базируется на соблюдении следующих основных принципов:
1) признание и гарантирование прав и свобод мигрантов в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами и международными договорами;
2) защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
3) сочетание интересов личности, общества и государства;
4) прозрачность регулирования миграционных процессов на основе обновления и многократности используемой информации;
5) дифференцированный подход государства к регулированию различных видов иммиграции;
6) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики;
7) мобильность как право человека. Создание четких и понятных правил.
Новые вызовы, возникающие исходя из текущей ситуации в мире и происходящих глобальных геополитических изменений, наряду с выявленными внутренними рисками предопределили необходимость поиска решений в рамках трех ключевых блоков (внешняя иммиграция и эмиграция, а также внутренняя миграция или мобильность) по семи основным направлениям.
Их реализация предусматривает:
стимулирование притока в страну квалифицированных кадров;
защиту прав, работающих за рубежом граждан Казахстана;
содействие кандасам и иным категориям мигрантов в развитии бизнеса на территории нашей страны;
повышение эффективности механизмов устранения демографических дисбалансов между регионами Казахстана.
В рамках предлагаемых мер предусматривается привлечение лучших специалистов по дефицитным профессиям.
Первое направление миграционной политики – образовательная иммиграция, целью которой является позиционирование Казахстана как регионального образовательного хаба – "Казахстан – центр академической мобильности и притяжения ведущих ученых и специалистов по наиболее востребованным специальностям".
Предпосылками к этому являются:
высокая степень интегрированности образовательной системы Казахстана в глобальный международный рынок образовательных услуг;
принимаемые меры по расширению образовательной инфраструктуры и привлечению в страну ведущих зарубежных ВУЗов;
текущая геополитическая ситуация в регионе и сужение действия Болонской системы на пространстве СНГ;
успешный опыт Казахстана по привлечению иностранного преподавательского состава;
конкурентоспособность сферы образования в Республике Казахстан в сравнении со странами СНГ;
проблема нехватки высших учебных заведений в странах Центральной Азии наряду с одной из основных закономерностей миграционного процесса – мигранты перемещаются на небольшие расстояния.
Реализация данного направления обеспечит формирование стратегического резерва для кадрового обеспечения ускоренного экономического развития нашей страны при минимизации затрат на интеграцию иммигрантов в казахстанское общество и станет проводником культурной экспансии в те страны, куда будут возвращаться выпускники казахстанских учебных заведений.
Структурирование объектов образовательной системы, предоставляющих услуги обучения по примеру лучших международных практик, в среднесрочной перспективе будет содействовать общему росту качества образовательных услуг, а также содействовать устранению демографических дисбалансов при принятии дополнительных мер.
В рамках данного направления будут реализованы следующие инициативы.
Инициатива 1: академическая мобильность.
Данная инициатива будет реализована за счет:
расширения страновой образовательной инфраструктуры через вовлечение ведущих зарубежных образовательных учреждений в программу академической мобильности и дальнейшее развитие практики двух дипломного образования;
вовлечения в учебный процесс ведущих мировых ВУЗов, расширения сфер их взаимодействия, методологического обмена и трансферта лучших методик в целях повышения качества образования в целом.
Реализация этой стратегической задачи принципиально важна для развития экономики, основанной на знаниях, повышения престижа казахстанской высшей школы и науки, повышения интеллектуального и творческого потенциала казахстанцев, компенсации возможных потерь от "утечки умов" и в конечном итоге создания условий для инновационного развития человеческого капитала Республики Казахстан.
Инициатива 2: высокое качество обучения за счет успешной модели привлечения зарубежных преподавателей.
Будут приняты меры по привлечению лучших преподавателей по востребованным специальностям и ученых по востребованным технологиям, при этом для иностранных ученых и преподавателей будут предусмотрены долгосрочные визы с предоставлением права получения вида на жительство.
Такие же возможности будут распространены для магистрантов и бакалавров из числа талантливых иностранных студентов, обучающихся по дефицитным профессиям, с возможностью предоставления ограниченного разрешения на работу.
Это позволит повысить конкурентоспособность казахстанских учебных заведений и будет содействовать повышению привлекательности казахстанского образования для талантливой молодежи из-за рубежа, планирующей связать свое будущее с нашей страной.
Инициатива 3: расширение образовательной инфраструктуры.
Планируется создание отраслевых университетов с современными кампусами, лучшими научными лабораториями, производственными площадками и образовательной инфраструктурой в областных центрах и ряде моногородов.
Выбор новых площадок для объектов образовательной инфраструктуры будет осуществляться исходя из востребованности, устранения демографических дисбалансов и равномерного развития всех регионов страны.
Инициатива 4: формирование экосистемы: "центр знаний и центр притяжения".
В целях привлечения учащихся в казахстанские ВУЗы и колледжи будут изучены возможности увеличения количества грантов для иностранных учащихся и изменения сроков проведения вступительных экзаменов, а также организации выездных профориентационных и приемных комиссий от учебных заведений в страны Центральной Азии по опыту РФ.
Будет выработано предложение по модернизации системы аккредитации отечественных ВУЗов для предоставления услуги в рамках образовательной иммиграции с целью оценки возможностей и готовности инфраструктуры, создания дополнительных стимулов повышения качества образования.
Второе направление миграционной политики – бизнес-иммиграция, которую необходимо стимулировать на фоне усиливающейся в мире глобальной конкуренции за инвестиции – "Казахстан – территория свободной экономической, финансовой активности и новых возможностей".
Планомерная и целенаправленная работа по формированию комфортной бизнес-среды в Казахстане:
реализация инициатив по формированию Республики Казахстан в качестве финансового и инвестиционного "хаба" региона через визово-миграционные инструменты,
разработка доступных механизмов предоставления преференций в рамках соглашения об инвестиционных обязательствах,
централизация содействия инвесторам по принципу "одного окна",
последовательная либерализация налоговой и контрольно-разрешительной сфер,
внесение изменений и дополнений в законодательство в области недропользования, в сфере правового положения иностранцев, а также жилищных отношений и иных сферах деятельности,
дальнейшее развитие проекта "е-Visa", в рамках которого иностранные граждане могут получать электронные визы категорий "деловая", "туризм" и "на лечение" без обращения в загранучреждения Республики Казахстан;
цифровизация сектора государственных услуг, развитие коммуникационной инфраструктуры, которые существенно улучшили инвестиционный климат Казахстана.
Вместе с тем усиление глобальной конкуренции за финансовые ресурсы и происходящие геополитические изменения диктуют необходимость принятия дополнительных шагов.
В этой связи будет реализована инициатива 5: инвесторская виза.
В рамках инициативы будут привлечены лучшие бизнесмены, в том числе для развития креативной индустрии (четвертый сектор экономики), целиком основанной на интеллектуальной деятельности. Это даст значительный толчок в сторону развития человеческого капитала, формирования культуры ценности знаний и будет содействовать росту качества образовательных услуг.
Будут пересмотрены условия получения инвесторских виз для иностранных граждан, единовременно инвестировавших в экономику Казахстана сумму, эквивалентную 300 тысячам долларов США.
Владелец визы сможет регистрировать бизнес, владеть имуществом, в том числе жильем, проводить финансовые операции, а также получить вид на жительство.
Инициатива будет реализована в том числе на базе программы инвестиционного налогового резидентства Международного финансового центра "Астана".
Предлагаемая либерализация требований позволит расширить возможности прибытия в страну иностранных инвесторов, создать дополнительные рабочие места для казахстанцев, осуществлять трансферт новых технологий.
Третье направление – привлечение квалифицированных трудовых мигрантов в Казахстан с акцентом на иностранных специалистов по дефицитным профессиям, имеющих высокую степень профессиональной квалификации, которые обеспечат трансферт технологий и подготовку национальных кадров – "открытость для квалифицированных кадров".
Негативная тенденция оттока квалифицированных кадров в течение последнего десятилетия наряду с сокращением встречного притока образованных иммигрантов, а также недостаток квалификации у выпускников учебных заведений требуют реализации новых подходов в вопросах трудовой иммиграции для компенсации возникающих потерь на рынке труда.
Кроме того, для сокращения нелегальной миграции будет создана система учета трудовых мигрантов, в первую очередь низкоквалифицированных для повышения качества администрирования.
Указанные задачи предусматривается решить путем реализации следующих инициатив:
Инициатива 6: виза для востребованных профессий.
Для востребованных профессионалов в сфере науки, здравоохранения, промышленности, IT государством будут введены послабления и предоставляться визы с правом получения вида на жительство.
Будут пересмотрены "визы для востребованных профессий" с видом на жительство для иностранцев, в том числе для этнических казахов, имеющих ценные для нашей страны навыки в науке, образовании, промышленности, информационных технологиях, спорте и культуре. Будут привлечены мастера в сфере искусства, спорта, литературы, с предоставлением условий для открытия авторских школ.
Инициатива 7: рейтинг ключевых компетенций.
Запланирована разработка рейтинга ключевых компетенций (динамично актуализирующийся перечень дефицитных профессий, специальностей) для ежегодного обновления отраслевых квот на трудовых иммигрантов с категоризацией по приоритетности профессий и полной автоматизацией процесса.
Инициатива 8: Neo Nomad Visa
Наряду с этим будет введена специальная виза для "цифровых кочевников "Neo Nomad Visa", гарантирующая ее обладателю право проживать в Республике Казахстан в течение длительного периода без возможности трудоустройства на территории страны.
Специальная виза "Neo Nomad Visa" предназначена для граждан иностранных государств, имеющих трудовой договор с компанией, зарегистрированной за пределами Республики Казахстан (или владеющих собственной компанией, зарегистрированной за границей), работающих фрилансерами для клиентов по большей части за пределами Республики Казахстан, имеющих ежемесячный доход в течение последних 6 месяцев в сумме, эквивалентной 3 тысячам долларов США.
Виза "Neo Nomad Visa" будет выдаваться на 1 год с возможностью продления срока и запретом на трудоустройство в местные компании.
Внедрение данной меры позволит улучшить имидж Республики Казахстан, увеличить доступность страны, привлечь высококвалифицированных специалистов/трудовые ресурсы (интеллектуальная миграция), увеличить внутреннее потребление в стране за счет платежеспособного спроса участников проекта.
Инициатива 9: трансфер знаний и подготовка казахстанцев.
Будут привлечены лучшие иностранные специалисты по дефицитным профессиям для опережающей подготовки отечественных кадров и создания национальных (международных/региональных) центров компетенций в сотрудничестве с ведущими мировыми компаниями.
Для приглашаемых специалистов предполагаются: удобный режим трудовой деятельности, упрощение получения всех разрешительных процедур, предоставление визы для востребованных профессий с выдачей вида на жительство.
Предусматривается расширение сотрудничества с Конфедерацией работодателей в контексте соответствия знаний и навыков выпускников учебных заведений, а также образовательных программ современным требованиям работодателей.
Инициатива 10: рейтинг ценных навыков.
Планируется принятие мер по формированию и обновлению рейтинга ценных навыков (дефицитные профессии и специальности) для опережающей подготовки отечественных кадров в соответствии с ними.
Инициатива 11: внедрение интеллектуальной системы регистрации (и отслеживания) трудовых мигрантов.
Будут приняты меры по развитию информационных систем государственных органов по автоматизации процессов миграции путем интеграции имеющихся систем и доработки в части реализации новых функций, а также реинжиниринга бизнес-процессов миграционной системы.
Итогом принятых мер станет внедрение цифровой системы регистрации, учета и контроля пребывания мигрантов, соответствующей лучшим международным стандартам, система, которая позволит проводить цифровую идентификацию мигранта, отслеживать его финансовые операции, при необходимости мониторить его местонахождение и маршруты передвижения.
Система будет предусматривать также предоставление мигрантам специального пакета услуг (банковская карточка, сим-карта и др.) и возможности осуществления денежных переводов на родину от своего имени.
Кроме того, автоматизированная система миграции будет вести учет по беженцам, внутренней трудовой мобильности, кандасам и визовой поддержке иностранцев.
Инициатива 12: страховка по репатриации.
Будет проработан вопрос введения обязательного страхования ответственности по репатриации для граждан Республики Казахстан, выезжающих более чем на 90 дней, и иностранных граждан, въезжающих в нашу страну на аналогичный период.
Сумма страховки по репатриации как для граждан, приезжающих в нашу страну, так и для граждан Республики Казахстан, выезжающих за рубеж, должна покрывать расходы на приобретение выездных документов, оплаты штрафа за нарушение визового или миграционного законодательства.
Механизм по наличию страховки по репатриации особенно необходим для трудовых мигрантов, которые потенциально могут осуществлять нелегальную трудовую деятельность, и для одиноко проживающих граждан Республики Казахстан.
Четвертое направление – переосмысление регулирования этнической миграции – "Сохранение национальных традиций и укрепление экономических связей с исторической родиной через вовлечение этнических казахов – граждан других стран в развитие Казахстана".
Необходимо использовать потенциал этнических казахов, проживающих в конкретной стране, с учетом потребностей национальной экономики и усовершенствовать механизмы регулирования миграции прибывающих кандасов.
Кроме того, необходимо усовершенствовать порядок присвоения статуса "кандас" в рамках региональных квот приема переселенцев и кандасов для получения гражданства Республики Казахстан.
Инициатива 13: внедрение карты "Ата жолы".
В целях укрепления связи с исторической родиной будет внедрена карта "Ата жолы" с выдачей ее этническим казахам (гражданам других стран), в первую очередь являющимся профессионалами высокого уровня или реализовавшим успешные бизнес-кейсы в своих странах и желающим масштабировать их в Казахстане.
Ее обладатель будет иметь возможность упрощенного въезда в страну, идентичные с правом на получение на жительство, за исключением политических прав.
Инициатива 14: ежегодная Президентская премия обладателям карты "Ата жолы" и кандасам-предпринимателям.
В целях культивирования успешных примеров среди обладателей карты "Ата жолы" и кандасов, добившихся успехов в бизнесе и поддерживающих сообщество, будут приняты меры по установлению ежегодной Президентской премии в рамках ежегодного конкурса "Парыз". Эта мера простимулирует меценатство и усилит их интеграцию в отечественную бизнес-среду.
Инициатива 15: бизнес и культурные гранты для казахов за рубежом.
Будет проработан вопрос по внедрению мер поддержки в сфере культуры, образования и совместного бизнеса для бизнесменов – казахов, живущих за рубежом, через уполномоченные организации.
Меры поддержки в сфере культуры, образования и совместного бизнеса позволят казахам, живущим за рубежом, упрочить связи с исторической родиной.
Данная мера позволит продвигать через этнических казахов национальную культуру, расширить образовательные связи и наладить взаимодействие по ведению бизнеса, в том числе в Республике Казахстан.
Введение бизнес- и культурных грантов для этнических казахов, проживающих за рубежом, расширит межстрановой обмен за счет стимулирования казахов по получению мер поддержки в сфере культуры, образования и совместного бизнеса, а также они станут проводниками казахстанских ценностей за рубежом.
Инициатива 16: пересмотр политики расселения кандасов.
Будет внедрен принцип "одного окна" для этнических казахов, изъявивших желание переехать на историческую Родину. При этом функцию "одного окна" будут выполнять загранучреждения Республики Казахстан.
Этнические казахи, обратившиеся в загранучреждения Республики Казахстан, будут получать не только визу для въезда, но и решение о предоставлении им статуса "кандаса", территорию расселения и информацию о видах государственной поддержки, предоставляемой в местах расселения, а также приоритетных секторах экономики и программах, направленных на развитие предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
В целях оптимального расселения будет разработана "Интерактивная карта расселения кандасов" в разрезе регионов (по районам и населенным пунктам) с ранжированием по зонам.
Пятое направление – выполнение международных обязательств по работе с беженцами, лицами, ищущими убежище, а также лицами без гражданства и оказание помощи беженцам, лицам, ищущим убежища, и лицам без гражданства на территории Республики Казахстан, принимая во внимание вопросы национальной безопасности, в соответствии с положениями Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года, общепризнанными принципами и нормами международного права и конвенций, участницей которых является Республика Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан.
Нестабильная геополитическая ситуация, а также прохождение глобальных транспортных коридоров по территории Республики Казахстан предполагают необходимость принятия исчерпывающих мер по исполнению международных обязательств по вопросам беженцев. В этой связи предполагается реализация ряда инициатив.
Инициатива 17: поддержка и содействие работе Многостранового Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в городе Алматы
Будут приняты меры по укреплению сотрудничества и развитию совместных усилий с Многострановым Представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в городе Алматы с основными задачами по содействию защите прав и поддержке беженцев, лиц, ищущих убежища, и лиц без гражданства.
Инициатива 18: создание гуманитарного резерва в соответствии со стандартами ООН.
Планируется создание отдельного резерва для поддержки беженцев в структуре Государственного материального резерва в соответствии со стандартами ООН с возможностью использования для нужд ООН и пополнения из внебюджетных источников, включая фонды ООН.
Инициатива 19: имплементация международных обязательств по беженцам и заключение международных договоров по защите прав лиц без гражданства в Казахстане.
Предполагаются гармонизация национального законодательства в соответствии с положениями Конвенции 1951 года о статусе беженцев и Протокола к ней 1967 года и рассмотрение вопроса о целесообразности присоединения к Конвенции 1954 года о статусе апатридов и Конвенции 1961 года о сокращении лиц без гражданства.
Шестое направление – защита прав трудовых мигрантов (эмигранты), являющихся гражданами Казахстана.
В условиях глобализации трудовая эмиграция рассматривается как данность, присущая всем открытым экономикам. Задача государства сводится к защите прав своих граждан, работающих за рубежом, и использованию отдельных категорий эмигрантов (высококвалифицированных работников) как ресурсов развития и носителей инновационных знаний.
Инициатива 20: Легальная трудовая миграция.
Обеспечение легальной трудовой миграции эмигрантов из Казахстана на первом этапе будет предусмотрено за счет реализации Плана организационных мероприятий (Дорожная карта) по активизации работы в сфере трудовой миграции населения на 2021 – 2023 годы.
Дорожная карта содержит организационные, подготовительные и практические мероприятия, конечной целью которых является создание условий для подписания соглашений, направленных на обеспечение условий для трудоустройства и защиты прав трудящихся мигрантов из Республики Казахстан.
Будут изучены вопросы содействия казахстанцам в трудоустройстве у иностранных работодателей и помощи в получении разрешения на трудовую деятельность вне Казахстана с определением Министерства труда и социальной защиты населения как ответственного государственного органа.
В целях качественного исполнения мер по защите социально-трудовых прав граждан за рубежом функция Министерства труда и социальной защиты населения будет дополнена компетенцией по разработке и утверждению порядка и условий оказания посреднической помощи гражданам по трудоустройству за рубежом.
Планируются принятие мер поддержки при заключении трудовых контрактов (договоров) с иностранными работодателями и обеспечение защиты прав, условий труда соотечественников при работе за рубежом.
Будут пересмотрены механизмы регулирования деятельности частных агентств занятости в части организации трудовой деятельности граждан Казахстана за рубежом.
Также будет разработано мобильное приложение для казахстанских трудовых эмигрантов, предусматривающее различные справочные материалы о стране пребывания, чат группы соотечественников, вакансии страны пребывания (с указанием необходимой квалификации), возможность денежных переводов, контакты служб, предоставляющих помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и т.д.
Разработка механизмов взаимодействия с высококвалифицированными соотечественниками – трудовыми эмигрантами для использования их потенциала в развитии национальной экономики.
Инициатива 21: подписание двухсторонних соглашений по защите трудовых прав казахстанцев со странами, привлекающими значительное число казахстанских граждан.
Будут проработаны вопросы с Объединенными Арабскими Эмиратами (далее – ОАЭ), Государством Катар (далее – Катар), Республикой Корея и другими странами с большим количеством трудовых эмигрантов из Казахстана по заключению соглашений, направленных на обеспечение условий для трудоустройства и защиты прав трудящихся мигрантов.
Инициатива 22: центры взаимопомощи трудовых мигрантов.
Будет организовано содействие в функционировании общественных организаций по взаимопомощи в странах пребывания трудовых эмигрантов из Казахстана через казахские общины и уполномоченные организации.
Эта мера позволит обеспечить защиту трудовых прав казахстанских эмигрантов, вовлечь казахские общины по обеспечению оказания правовой помощи, взаимопомощи по возврату эмигрантов на родину, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Седьмое направление миграционной политики – стимулирование внутренней мобильности казахстанцев для выравнивания демографических дисбалансов между трудоизбыточными и трудодефицитными регионами за счет пересмотра программ переселения.
Суть обновленной программы – организация регулируемого перемещения граждан в северные и центральные регионы с созданием рабочих мест через трансферт и расширение действующих бизнес-проектов, уже основанных в других областях страны.
Инициатива 23: сертификат экономической мобильности.
Будет внедрен сертификат экономической мобильности с правом на финансовую помощь в размере 50 % от стоимости жилья на новом месте для переселенцев при наличии подтвержденного работодателем факта трудоустройства. Эта сумма может быть направлена на строительство или покупку жилья, либо на внесение первоначального взноса в АО "Отбасы банк".
Также предполагается принятие дополнительных прямых и косвенных мер стимулирования работодателей к найму переселенцев из трудоизбыточных регионов.
Сертификат экономической мобильности будет предоставляться взамен действующих льгот по выплате субсидий по найму жилья и оплате коммунальных расходов для переселенцев и кандасов, участвующих в государственных мерах по стимулированию добровольного переселения.
Инициатива 24: внутренняя экономическая мобильность.
Будет разработана и реализована региональная Дорожная карта по стимулированию переселения, направленная на создание полюсов экономического роста за пределами основных агломераций (Астана, Алматы, Шымкент), посредством:
развития приоритетных секторов экономики и видов производств, требующих привлечения дополнительной рабочей силы;
формирования кейса из лучших бизнес-проектов для северных и центральных регионов через соответствующий конкурс бизнес-идей, имеющих максимальный потенциал по созданию рабочих мест;
адаптации положительного опыта Жамбылской области по повышению доходов сельского населения через льготное кредитование личных подсобных хозяйств по направлениям животноводства и растениеводства путем кооперации;
создания центров адаптации и интеграции в регионах расселения для предоставления кандасам и переселенцам консультационных, информационных, переводческих и образовательных услуг;
предоставления образовательных грантов, исходя из принципа территориального расселения.
Информационное сопровождение реализации региональных дорожных карт предусматривает создание персонифицированной социальной рекламы для каждого региона страны, а также серию материалов в республиканских и региональных средствах массовой информации, в социальных сетях в рамках государственного информационного заказа.
Инициатива 25: покрытие дефицита кадров в селах.
Планируется повысить привлекательность осуществления трудовой деятельности в сельской местности для молодых специалистов путем принятия дополнительных стимулирующих мер социальной поддержки, что будет реализовано за счет установления дополнительной надбавки в рамках проекта "Молодежная практика" сверх заработной платы для молодых специалистов, привлекаемых для работы в сельскую местность
Это позволит обеспечить привлечение молодежи для работы в сельской местности, переток молодежи в северные и восточные регионы страны, заполнение населенных пунктов в приграничных территориях, возрождение сел, находящихся на грани закрытия, сохранение социальной и инженерной инфраструктуры малых сел.
Инициатива 26: центр трудовой мобильности.
Будут созданы региональные центры трудовой мобильности для разработки прогнозных сценариев развития событий на кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
Центры трудовой мобильности будут созданы на региональном уровне для организации, координации работы и обеспечения реализации миграционных мероприятий на местах.
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Целями миграционной политики Республики Казахстан являются эффективное законодательное регулирование и управление миграционными процессами, направленными на обеспечение общегосударственных приоритетов в области демографического, экономического, социального, политического и культурного развития Республики Казахстан.
Достижение целей будет измеряться целевыми индикаторами, указанными в приложении 1 к настоящей Концепции.
Основные ожидаемые результаты к 2028 году:
1. Эффективное законодательное регулирование и управление миграционными процессами.
2. Качественный рост уровня человеческого капитала в технической, образовательной и культурной сферах деятельности с дальнейшим потенциалом развития.
3. Создание оптимальной модели стимулирования кандасов по выбору и проживанию в северном и центрально-восточном макрорегионе со 100 % интеграцией в казахстанское общество.
4. Система защиты трудовых прав казахстанцев, работающих за рубежом, с охватом до 100 %.
5. Сокращение дисбаланса миграционных показателей между северными и южными регионами до коэффициента с 1,75 в 2021 году до 1,65.
6. Электронная система учета и мониторинга трудовых мигрантов, работающих в Республике Казахстан, с охватом до 95 %.
Примечание:
Мероприятия по реализации Концепции будут осуществлены в соответствии с Планом действий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023 - 2027 годы согласно приложению 2 к настоящей Концепции.
Приложение 1 к Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы |
Целевые индикаторы на 2023 – 2027 годы
№ | Целевые индикаторы | Ед. изм. |
Источник | Прогноз | Ответственные за исполнение | |||||
2022 год факт* | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Сальдо внешней миграции населения | тыс. чел | БНС | - 21,2* | - 18,0 | - 12,3 | -7,2 | -3,1 | +0,1 | МТСЗН, МВД, МИД, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
2 | Доля иностранных обучающихся от общей численности обучающихся | % | БНС | 7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 11,0 | 11,5 | МНВО, МТСЗН, МИД |
3 | Количество выданных виз для востребованных профессий (ежегодно) |
тыс. | МИД | - | 5 | 10 | 15 | 30 | 40 | МИД, МТСЗН |
4 |
Количество выданных инвесторских виз |
тыс. | МИД | - | 5 | 10 | 15 | 30 | 40 | МИД, МТСЗН |
5 | Доля квалифицированных кадров с высшим и среднепрофессиональным образованием от общего числа прибывших лиц (старше 15 лет) | % | БНС | 58,3 | 61,1 | 63,5 | 66,5 | 70,0 | 73,5 | МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
6 | Охват системой электронного мониторинга трудовых мигрантов | % | МТСЗН | - | 10 | 25 | 50 | 75 | 95 | МТСЗН, МВД, МЦРИАП, НБРК, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента |
7 | Число лиц, обладателей карты "Ата жолы" (ежегодно) |
тыс. | МТСЗН | - | 5 | 10 | 15 | 30 | 40 | МТСЗН, МИД, НАО "Отандастар" (по согласованию) |
8 | Уровень занятости трудоспособных қандасов и переселенцев, в том числе с развитием предпринимательской инициативы | % | МТСЗН | 80 | 83 | 85 | 87 | 90 | 95 |
МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, |
9 | Подписание Соглашения по защите трудовых прав казахстанцев, работающих за рубежом | ед. | МТСЗН | - | - | 1 | 1 | 2 | 2 | МТСЗН, МИД |
10 | Уровень внутренней мобильности, доля прибывших в северные и восточные регионы от общего числа лиц в рамках межрегиональной миграции | % | МТСЗН | 12,6* | 13,2 | 13,7 | 14,3 | 15,0 | 16,2 | МТСЗН, акиматы областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
*-показатели 2021 года
Приложение 2 к Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы |
План действий по реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИОР | - | Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан |
НПП "Атамекен" | - | Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" |
МСХ | - | Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан |
МФЦА | - | Международный финансовый центр "Астана" |
МЮ | - | Министерство юстиции Республики Казахстан |
УВКБ ООН | - | Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев |
МНВО | - | Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан |
МЗ | - | Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
МТСЗН | - | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МИО | - | местные исполнительные органы |
МИИР | - | Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
МОМ | - | Международная организация по миграции |
МФ | - | Министерство финансов Республики Казахстан |
НБРК | - | Национальный Банк Республики Казахстан |
МКС | - | Министерство культуры и спорта Республики Казахстан |
МП | Министерство просвещения Республики Казахстан | |
НАО "Отандастар" | - | некоммерческое акционерное общество "Фонд Отандастар" |
ФНБ Самрук-Казына | - | Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" |
АСПиР | - | Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан |
МИД | - | Министерство иностранных дел Республики Казахстан |
АО "НИТ" | - | акционерное общество "Национальные информационные технологии" |
КНБ | - | Комитет национальной безопасности Республики Казахстан |
БНС | - | Бюро национальной статистики |
МНЭ | - | Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
МЦРИАП | - | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
РГП на ПХВ "ЦПЦП" | республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Центр поддержки цифрового правительства" | |
МВД | - | Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
МЭГПР | - | Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
МЭ | - | Министерство энергетики Республики Казахстан |