Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемый проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Обзор национальной статистической системы Казахстана".
2. Уполномочить Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан Иргалиева Асета Армановича подписать от имени Правительства Республики Казахстан Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Обзор национальной статистической системы Казахстана".
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
А. Смаилов |
Одобрен постановлением правительства Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 551 |
|
Проект |
Соглашение
между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации проекта "Обзор Национальной статистической системы Казахстана"
Правительство Республики Казахстан и Организация экономического сотрудничества и развития, далее именуемые по отдельности "Сторона" и совместно "Стороны", согласились о нижеследующем:
Статья 1. Предмет соглашения
1. Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) осуществляет проект "Обзор национальной статистической системы Казахстана" (далее – "Проект"), описанный в Приложении 1 и Приложении 2 к настоящему Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.
2. Ответственным государственным органом за реализацию Проекта от казахстанской Стороны является Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее – Бюро).
3. Правительство Республики Казахстан соглашается финансировать работу, которую ОЭСР будет проводить в рамках Проекта.
4. Продолжительность Проекта составляет 36 месяцев со дня подписания настоящего Соглашения обеими Сторонами.
Статья 2. Бюджет и механизмы финансирования
1. Правительство Республики Казахстан обязуется предоставить ОЭСР взнос в сумме 620000 (шестьсот двадцать тысяч) евро (далее – "Взнос") в счет покрытия расходов на реализацию Проекта.
2. Расчет бюджета представлен в Приложении 1 к настоящему Соглашению.
3. Взнос будет выплачен в три этапа следующим образом:
1) первый взнос в размере 280000 (двести восемьдесят тысяч) евро в течение 30 (тридцать) дней после подписания настоящего Соглашения и получения соответствующего счета-фактуры от ОЭСР;
2) второй взнос в размере 170000 (сто семьдесят тысяч) евро в течение 12 месяцев после подписания и получения финансового отчета о первом годе реализации Проекта с приложением соответствующего счета-фактуры от ОЭСР;
3) третий взнос в размере 170000 евро (сто семьдесят тысяч) в течение 24 месяцев после подписания и получения финансового отчета о втором годе реализации Проекта с приложением соответствующего счета-фактуры от ОЭСР.
4. ОЭСР распоряжается этим взносом в соответствии с финансовыми положениями и другими соответствующими правилами, политикой и процедурами ОЭСР, которые в настоящее время предусматривают оплату возмещения административных затрат в размере 8,08 % от общей суммы взноса.
5. Расход отражается на счетах ОЭСР согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета и может проверяться во время аудита в соответствии со стандартными правилами аудита ОЭСР.
Статья 3. Описание работ и отчетность
1. ОЭСР осуществляет Проект в соответствии с техническим заданием, приведенным в Приложении 2 к настоящему Соглашению.
2. В течение трех месяцев после окончания каждого завершенного года Проекта ОЭСР предоставляет в Правительство Республики Казахстан промежуточный отчет о ходе реализации в повествовательной форме, в котором кратко представлены основные мероприятия, проведенные в предыдущем году в связи с настоящим Соглашением.
3. В течение трех месяцев после окончания Проекта ОЭСР предоставляет в Правительство Республики Казахстан заключительный отчет в повествовательной форме.
4. ОЭСР предоставляет Правительству Республики Казахстан финансовый отчет о расходах в течение трех месяцев после окончания каждого 12-месячного периода Проекта и заключительный финансовый отчет о расходах в течение трех месяцев после окончания периода Проекта.
5. Правительство Республики Казахстан соглашается, что требования к финансовой отчетности соблюдаются путем предоставления отчета о расходах в соответствии со стандартным форматом отчетности ОЭСР.
Статья 4. Обмен информацией
1. Стороны предоставляют друг другу взаимное содействие и необходимую информацию в целях реализации Проекта на одном из официальных языков ОЭСР, т.е. на английском или французском языках.
2. Любая корреспонденция между Сторонами направляется по следующим адресам:
в адрес Бюро: г-н Жандос Шаймарданов, руководитель Бюро, город Астана, проспект Мангилик Ел, дом № 8, административное здание "Дом министерств", 4 подъезд, тел.: +7 (7172) 74-90-16, +7 (7172) 74-90-19, электронный адрес: zh.shaimardanov@aspire.gov.kz;
в адрес ОЭСР: г-н Жюльен Дюпон, Глобальные отношения, Директорат статистики и данных ОЭСР, 75775, Франция, город Париж, Седекс 16, улица Андре-Паскаль, 2, электронный адрес: julien.dupont@oecd.org.
Статья 5. Использование результатов Проекта
1. Результаты Проекта в любой форме являются исключительной собственностью ОЭСР.
2. С учетом прав третьих сторон, а также правил и политики ОЭСР относительно засекречивания и рассекречивания документов (если это применимо), ОЭСР передает Правительству Республики Казахстан право на использование, копирование и распространение в некоммерческих целях заключительного отчета, подготовленного в рамках деятельности, которая финансируется из средств текущего взноса. Правительство также имеет право размещать заключительный отчет на своем веб-сайте и/или веб-сайтах министерств и других государственных органов, а также делиться полным текстом в формате, допускающем только чтение (html 5).
3. Правительство всегда должным образом признает и указывает авторское право ОЭСР везде, где это необходимо.
4. Заключительный отчет включает в себя признание вклада Правительства Республики Казахстан в Проект. Символ Правительства Республики Казахстан размещается внутри отчета рядом с указанным выше признанием.
5. Любые данные или информация, являющиеся собственностью Правительства Республики Казахстан, предоставленные ОЭСР в ходе Проекта, остаются собственностью Правительства Республики Казахстан. ОЭСР имеет право использовать и/или включать указанные данные и информацию с целью подготовки своего отчета и для осуществления Проекта.
Статья 6. Разрешение споров
1. Любой спор, разногласие или претензия, возникающие из настоящего Соглашения или касающиеся его, в том числе его нарушения, прекращения или недействительности, которые не могут быть урегулированы мирным путем, должны разрешаться путем арбитражного разбирательства в соответствии с Арбитражным регламентом Постоянной палаты арбитражного суда 2012 года. Количество арбитров должно быть равно одному. Язык арбитражного разбирательства – английский. Место проведения арбитражного разбирательства – Париж, Франция. Настоящим Стороны отказываются от своего права оспаривать любое решение арбитражного суда с целью его отмены или признания не подлежащим исполнению.
Статья 7. Привилегии и иммунитеты
1. Ничто в настоящем Соглашении не должно трактоваться как отказ от привилегий и иммунитетов, которыми пользуется ОЭСР в качестве международной организации.
Статья 8. Изменения и дополнения
1. По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью и оформляемые отдельными протоколами.
Статья 9. Вступление в силу
1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты подписания обеими сторонами. Оно остается действительным и сохраняет полную силу до тех пор, пока обе Стороны не выполнят все обязательства, вытекающие из него.
2. Совершено в городе ___________ "__" _______ 2023 года, в двух подлинных экземплярах, каждый на казахском, русском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения между текстами настоящего Протокола Стороны обращаются к тексту на английском языке.
За Правительство |
За Организацию экономического |
Приложение 1 к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации Проекта "Обзор национальной статистической системы Казахстана" |
Оценка использования бюджета
Сметные расходы | Евро |
• Расходы на персонал (штатное время ОЭСР) | 451,058 |
• Возврат/возмещение средств на каждого человека | 55,743 |
• Миссии (командировочные расходы) | 35,000 |
• Консультирование (интеллектуальные услуги) | 24,000 |
• Прочие операционные расходы | 4,103 |
• Плата за администрирование добровольных взносов ОЭСР (8,08 %) | 50,096 |
Общие сметные расходы | 620,000 |
Примечание: любой перерасход по одной статье бюджета может быть компенсирован недорасходом по другой статье бюджета, оставаясь при этом в рамках общего бюджета.
Приложение 2 к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Организацией экономического сотрудничества и развития о реализации Проекта "Обзор национальной статистической системы Казахстана" |
Техническое задание по проекту
"Обзор национальной статистической системы Казахстана"
A. Цель и сфера охвата Обзора
Основная цель Обзора ОЭСР национальной статистической системы Казахстана (далее – Обзор) будет заключаться в оценке соответствия национальной статистической системы (НСС) официальной статистики в Казахстане Рекомендациям Совета ОЭСР по надлежащей статистической практике1 (далее – Рекомендация), а также изучении качества официальной статистической информации, собираемой и распространяемой Бюро национальной статистики (далее – Бюро) и другими соответствующими производителями официальной статистической информации в Казахстане.
Обзор будет охватывать следующие области:
i. Правовая и институциональная основа государственной статистики;
ii. Статистическая инфраструктура (базовые переписи, обследования, регистры и классификации), включая перепись населения и жилого фонда, сельскохозяйственную перепись, экономическую перепись, регистр предприятий (статистический бизнес-регистр), обследования рабочей силы и обследования домашних хозяйств, обследования предприятий, международные стандарты и классификации;
iii. Качество и сопоставимость данных в следующих основных статистических предметных областях/отраслях/сферах ОЭСР:
a. Национальные счета (включая таблицы ресурсов и использования) и статистика государственного долга
b. Структурная и демографическая статистика предприятий (статистический бизнес-регистр)
c. Международная торговля товарами и услугами и торговля с разбивкой по характеристикам предприятий
d. Статистика цен и паритеты покупательной способности
e. Статистика платежного баланса и статистика международной торговли услугами
f. Краткосрочная статистика труда и статистика оплаты труда
g. Индексы производства и спроса – реальные показатели
h. Краткосрочная финансовая статистика
i. Опросы бизнес-тенденций и мнений потребителей
j. Распределение доходов
k. Показатели благосостояния
Окончательный охват компонента (iii) может отличаться от перечисленных выше, после того как будут определены области/отрасли/сферы данных и производители официальной статистической информации в Казахстане.
Результатом обзора правовой и институциональной базы станет письменный вклад в Глобальную оценку национальной статистической системы Казахстана, проведенную ЕЭК ООН, ЕАСТ, Евростат и ОЭСР (далее – Глобальная оценка национальной статистической системы Казахстана). Обзор также приведет к составлению письменного отчета, в котором будут представлены выводы и рекомендации по политике, выявленные во всех других областях.
___________________________________________
1 http://www.oecd.org/statistics/good-practice-toolkit/Brochure-Good-Stat-Practices.pdf
Процесс обзора
Обзор будет координироваться исследовательской группой Директората статистики и данных ОЭСР (ДСД). Бюро, являясь основным государственным органом, отвечающим за формирование и распространение официальной статистической информации, считается координатором Национальной статистической системы. Бюро официально назначит внутреннего координатора, ответственного за координацию и последующие действия по Обзору, а также за качественный и своевременный обмен с исследовательской группой ОЭСР. Важно, чтобы координатор был уполномочен мобилизовать необходимый персонал на оперативном уровне и обеспечить, чтобы у этих сотрудников было достаточно времени для проведения Обзора. После этого Обзор будет проходить в три этапа, как описано ниже.
Этап 1: Сбор информации
На данном этапе Исследовательской группе ОЭСР необходимо, чтобы органы государственной статистики Казахстана заполнили различные вопросники:
• Совместный вопросник ЕЭК ООН-ОЭСР используется для сбора информации о правовой и институциональной основе официальной статистики в Казахстане.
• Исследовательская группа ОЭСР отправляет другие вопросники в Бюро в конце первого года.
Для подтверждения и дополнения этой информации организуются миссии по установлению фактов и встречи:
• Совместная миссия по установлению фактов с ЕЭК ООН для получения полной информации о правовой и институциональной основе.
• В ходе миссии по установлению фактов казахстанские эксперты по охваченным Обзором областям/отраслям/сферам статистики предоставляют информацию о статистических наблюдениях, включая подробную информацию о процессах планирования, производства и распространения статистической информации, источниках, охвате, используемых методах и системах классификации, институциональных и правовых полномочиях, а также планах на будущее в отношении областей/отраслей/сфер статистики.
i. Правовая и институциональная основа государственной статистики
Правовая и институциональная база государственной статистики оценивается в соответствии с Рекомендацией Совета ОЭСР по надлежащей статистической практике, которая включает двенадцать конкретных рекомендаций, охватывающих следующие вопросы:
• Четкая правовая и институциональная основа;
• Профессиональная независимость;
• Достаточность ресурсов;
• Защита конфиденциальности;
• Право на доступ к административным данным;
• Беспристрастность, объективность и прозрачность;
• Надежная методология и профессиональные стандарты;
• Качество статистических показателей и процессов;
• Удобный для пользователя доступ и распространение данных и метаданных, обязательство реагировать на неверное толкование данных пользователями;
• Координация статистической деятельности;
• Международное сотрудничество;
• Изучение новых и альтернативных источников данных и методов.
Каждая конкретная рекомендация дополняется набором показательных примеров надлежащей статистической практики ОЭСР, которые в совокупности обеспечивают основу для изучения законодательства, институциональной структуры в области статистики и их практического применения.
Для этой оценки ОЭСР собирает все статистические законодательные акты и использует совместный вопросник ЕЭК ООН-ОЭСР для сбора информации, касающейся их применения на практике. В завершение ОЭСР передает вопросники координатору Бюро, который обеспечивает их заполнение и отправку обратно в ОЭСР в течение трех месяцев.
Бюро также предлагается предоставить исследовательской группе ОЭСР документацию о распределении обязанностей между различными производителями официальной статистической информации, а также о методах и полномочиях для координации работы этих производителей. Эта информация предоставляется Бюро на английском языке (за любой необходимый перевод национальных документов отвечает Республика Казахстан). Исследовательская группа ОЭСР также собирает все соответствующие оценки и комментарии к статистической системе страны от национальных и международных органов (например, ОЭСР, Евростат, ЕЦБ, МВФ, Всемирный банк, ЕЭК ООН и т. д.) по мере необходимости, насколько это возможно.
После этого Исследовательская группа ОЭСР принимает участие в обзорах и анализе информации, собранной с помощью совместного вопросника ЕЭК ООН-ОЭСР, и участвует в разработке проекта главы о правовых и институциональных основах Глобальной оценки национальной статистической системы Казахстана, которая впоследствии будет предоставлена Бюро и другим производителям официальной статистической информации в НСС для проверки фактов ЕЭК ООН.
ii. Статистическая инфраструктура
Статистическая инфраструктура охватывает деятельность, которая рассматривается как горизонтальная в рамках деятельности органа государственной статистики, и которая в большинстве случаев оказывает непосредственное влияние на сбор и распространение проводимых статистических наблюдений и имеет жизненно важное значение для их сбора
• Перепись населения и жилищного фонда
• Сельскохозяйственная перепись
• Экономическая перепись
• Статистический регистр предприятий, регистр населения (статистический бизнес-регистр)
• Обследования рабочей силы и обследования домашних хозяйств
• Обследования предприятий
• Обследования использования времени
• Международные стандарты и классификации
В некоторых случаях, таких как классификации, статистические показатели напрямую не собираются. Однако другие, такие как регистры предприятий, переписи населения, сельского хозяйства и экономические переписи имеют свои собственные показатели, а также являются ключевыми компонентами при составлении других статистических данных.
iii. Качество и сопоставимость данных
Данный компонент Обзора охватывает основные области/отрасли/сферы статистики, которые имеют основополагающее значение для работы ОЭСР, как описано выше. Другие конкретные области/отрасли/сферы также могут быть охвачены в соответствии с решением ОЭСР после консультации с координатором от Казахстана. "Требования" ОЭСР (т.е. данные и метаданные, обычно предоставляемые странами-членами ОЭСР) доводятся до сведения координатора Казахстана, и Исследовательская группа ОЭСР собирает информацию об охвате и детализации статистической информации в различных областях/отраслях/сферах, а также информацию об источниках, методах и используемых системах классификаций.
Этап 2: Оценка и предварительный отчет об оценке
Исследовательская группа ОЭСР рассматривает и анализирует информацию, собранную на этапе 1, оценивает, как страна сравнивается со странами-членами ОЭСР, и определяет области, в которых улучшения позволят привести официальную статистику и статистическую систему Казахстана в соответствие с передовой международной практикой. Отдельные главы проекта оценки разрабатываются для каждой из рассматриваемых предметных областей, а глава о правовых и институциональных основах официальной статистики составляется в сотрудничестве с ЕЭК ООН. Проекты глав предоставляются в Бюро и другим официальным производителям в стране для замечаний и обратной связи/проверки фактов. После рассмотрения полученных замечаний и соответствующих исправлений Исследовательская группа ОЭСР завершает подготовку предварительного отчета об оценке, который впоследствии предоставляется Бюро и другим производителям официальной статистической информации в НСС для проверки фактов.
Этап 3: Миссия по оценке и подготовка итогового отчета
Заключительная оценочная миссия в Казахстан организуется в течение третьего года для обсуждения предварительного отчета об оценке и устранения пробелов. После этой оценочной миссии Исследовательская группа ОЭСР готовит итоговый отчет, объединяющий результаты миссии, который передается в Бюро и другим производителям официальной статистической информации в НСС для проверки фактов и указания на любые фактические ошибки или упущения. После рассмотрения полученных замечаний Исследовательская группа ОЭСР дорабатывает проект отчета.
На протяжении всего этого процесса Исследовательская группа ОЭСР и координатор от Казахстана регулярно общаются, информируя друг друга о прогрессе, а также передавая вопросы и отвечая на них. Бюро предлагается своевременно предоставлять всю необходимую информацию, чтобы Исследовательская группа ОЭСР могла провести Обзор, принять все меры, необходимые для эффективной разработки и достижения цели Обзора.
При условии, что ОЭСР своевременно получит всю необходимую информацию и ответы от Бюро, ожидается, что Обзор будет завершен в течение трех лет с момента вступления в силу соглашения о предоставлении гранта. Все расходы, включая время персонала, миссии, встречи, документацию, координацию, управление и администрирование, будут финансироваться за счет добровольного взноса Казахстана в размере 620 000 евро.