Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 249 "Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы" следующие изменения и дополнения:
пункт 3 исключить;
в Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы, утвержденной указанным постановлением:
в содержании:
заголовки направлений 1, 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"Направление 1. Детский сад – территория комфорта и развития";
"Направление 2. Каждая школа – лучшая школа";
"Направление 3. Техническое и профессиональное образование – ключевое звено подготовки рабочих кадров";
строку 4 раздела "1. Паспорт (основные параметры)" изложить в следующей редакции:
"
";
в разделе "2. Анализ текущей ситуации":
в главе "1. Дошкольное воспитание и обучение":
часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Кроме того, данный период жизни является наиболее эффективным с точки зрения развития человека и "упущенное время" имеет более серьезные последствия как для развития ребенка, так и для экономики в целом. Игнорирование этого факта приведет к потере ВВП до 3-7 % в год. Результаты исследования PISA показывают, что ранний охват детей ДВО оказывает положительное влияние на успеваемость ребенка в школе. В PISA-2022 cредний балл казахстанских обучающихся, посещавших детский сад от трех и более лет, составил 433 балла, в то время как обучающиеся, посещавшие детский сад менее одного года, показали результат на уровне 391 балла.";
в главе "2. Среднее образование":
часть четырнадцатую изложить в следующей редакции:
"Вместе с тем сохраняется разрыв в качестве знаний между городскими и сельскими обучающимися. Исследованием PISA циклично подтверждается разница между городскими и сельскими школами. К примеру, разница по читательской грамотности PISA-2022 составила 37 баллов в пользу городских.";
в главе "3. Техническое и профессиональное образование":
части одиннадцатую и двенадцатую изложить в следующей редакции:
"В международном исследовании PISA-2022 приняли участие 15-летние студенты из 83 колледжей страны. Результаты исследования показали, что обучающиеся организаций ТиПО отстают от своих сверстников из школ по базовым навыкам, которые формируются в процессе обучения по предметам общеобразовательного цикла, что в перспективе не позволит им адаптироваться или повысить уровень своих навыков, или обучиться новой профессии.
К примеру, по математике студенты колледжей на 27 баллов отстают от своих сверстников, обучающихся в школах. Данная ситуация требует принятия мер по развитию базовых знаний студентов организаций ТиПО для ликвидации существующего разрыва между результатами обучения в школах и колледжах, актуализации вопроса модернизации содержания и повышения качества ТиПО. Тем не менее по сравнению с результатами PISA-2018 их собственные результаты увеличились на 8 баллов.";
дополнить частью четырнадцатой следующего содержания:
"Подготовка кадров в ТиПО имеет практико-ориентированный характер, требующий больших финансовых затрат на организацию практики. Из выделенных средств 85 % тратится на текущее содержание зданий и зарплату педагогов. И только 15 % остается на учебные расходы по организации практики.";
в главе "4. Безопасность детей, защита их прав и интересов":
дополнить частью третьей следующего содержания:
"При этом по данным Бюро национальной статистики к 2027 году ожидается увеличение количества казахстанских детей до 8 млн. Существует риск, что с увеличением детского населения будут увеличиваться проблемы, поднимаемые обществом.";
часть двадцать вторую дополнить абзацами первым и вторым следующего содержания:
"- проблемы семейного неблагополучия, рост социального сиротства, вопросы профилактики жестокого обращения в отношении детей, их безнадзорности и беспризорности;
- усиленное проявление негативных явлений в детской среде – буллинг, лудомания, игромания, употребление вейпов, электронных сигарет, психоактивных веществ и др.;";
в разделе "3. Обзор международного опыта":
дополнить частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой следующего содержания:
"Охват дошкольным воспитанием и обучением
Одним из успешных примеров решения проблемы с дефицитом мест дошкольного образования является опыт европейских стран и США.
В целях привлечения и создания комфортных условий для сотрудников в развитых странах мира распространены корпоративные детские сады.
Корпоративный детский сад – это специально организованное работодателем пространство для временного пребывания детей в офисе или вблизи его, где родители могут оставить ребенка на несколько часов или целый день.
Широкое распространение эта модель организации дошкольного образования получила в крупных компаниях в Европе и США. Корпоративные детские сады и детские комнаты существуют у таких международных гигантов, как Google, Apple, BMW. По данным компании Bright Horizons, крупнейшей мировой сети корпоративных детских садов, 94 % опрошенных родителей готовы сменить место работы ради детского сада, а 23 % отказались работать в компаниях, в которых нет детского сада или развивающего центра.
Данный международный опыт с привлечением потенциала крупных работодателей может применяться и в Казахстане для обеспечения доступа к дошкольному воспитанию и обучению.";
в разделе "5. Основные принципы и подходы":
в направлении "1. Создание равных стартовых возможностей":
заголовок изложить в следующей редакции:
"Направление 1. Детский сад – территория комфорта и развития";
параграф "1. Расширение доступа к дошкольному воспитанию и обучению":
дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"Будут разработаны механизмы взаимодействия между детским садом и родителями в части гарантированности целевого назначения и эффективного использования государственных средств. Будет проработан механизм повышения ответственности родителей детей, получивших образовательный ваучер.
Будет проработан вопрос создания ведомственных (корпоративных) дошкольных организаций при крупных организациях по модели Google, Apple.";
дополнить частями шестой, седьмой и восьмой следующего содержания:
"Будет проведена синхронизация работы дошкольных организаций и начальной школы с обеспечением преемственности в содержании, подходах обучения и воспитания детей младшего возраста. На каждом этапе будут учитываться задачи, потребности и возрастные возможности детей.
На основе карты развития ребенка будет определена индивидуальная траектория его обучения, также раскрыта психолого-эмоциональная готовность к школе, с последующей передачей в начальную школу с обеспечением конфиденциальности личных данных. Для поступления в школы не будут проводиться входные тесты с целью отбора.
Для детей, по различным причинам не посещавших детский сад или, по мнению педагога и родителей, не готовых к школе, но достигших возраста поступления в 1 класс, в школах будут работать программы адаптации.";
параграф "2. Модернизация содержания в дошкольных организациях в рамках Модели развития дошкольного воспитания и обучения":
дополнить частями четвертой и пятой следующего содержания:
"При этом в соответствии с возрастными особенностями детей будут разрабатываться и внедряться персонализированные образовательные программы с применением искусственного интеллекта. ИКТ-компетентность педагога предполагает создание образовательных ресурсов, в т.ч. визуализированных, компьютерных, электронных, с использованием уникальных материалов и заданий в соответствии с уровнем способностей и интересов каждого ребенка. Действенным методом станет разработка педагогами в рамках обобщения передового педагогического опыта интерактивных образовательных игр и приложений, основанных на искусственном интеллекте, которые помогут развивать когнитивные навыки, логику, языковое и математическое мышление. Применение в воспитательно-образовательном процессе технологий, основанных на искусственном интеллекте, позволит отслеживать прогресс развития каждого ребенка, выявлять сильные и слабые стороны, а также определять области, требующие дополнительной поддержки.
Помимо этого в дошкольных организациях с русским и другими языками обучения будет предусмотрена программа языкового погружения в казахский язык. В каждой возрастной группе в течение всего дня формируется необходимый словарный запас на казахском языке для формирования языковых компетенций. Это позволит детям с раннего возраста изучать и применять в речи обиходный словарный запас, словосочетания и целые фразы на казахском языке, приучая ребенка не только к пониманию, но и к мелодичности казахской речи. Вместе с языком ребенок проникается культурой и традициями казахского народа, таким образом программа формирует казахстанскую идентичность у наших маленьких граждан.";
дополнить частью восьмой следующего содержания:
"Формат работы консультационных пунктов при традиционных институтах дошкольного воспитания и обучения планируется дополнить такими новыми формами, как детские клубы, центры игровой поддержки детей и ранней социализации, которые также направлены на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей с учетом возрастных особенностей.";
параграф "3. Повышение эффективности управления сферой дошкольного воспитания и обучения на основе лидерства" дополнить частью пятой следующего содержания:
"Будут выявлены целевые дошкольные организации с низкими результатами и им будет оказана адресная методологическая поддержка. Для распространения передовых практик дошкольного воспитания и обучения и методического сопровождения получат дальнейшее развитие центры компетенций на базе лучших дошкольных организаций, при методических кабинетах – мобильные группы. Их задача – оказывать методическую помощь педагогам в выявлении точечных проблем и путей их решения.";
в направлении "2. Формирование сознательного и всесторонне развитого гражданина через систему среднего образования":
заголовок изложить в следующей редакции:
"Направление 2. Каждая школа – лучшая школа";
параграф "1. Совершенствование содержания среднего образования" изложить в следующей редакции:
"В 2021 – 2022 учебном году завершено внедрение обновленного содержания образования, основанного на изменении ГОС среднего образования, учебных программ и планов, методик преподавания и обучения, введении системы критериального оценивания.
Дальнейшее совершенствование содержания среднего образования будет осуществляться через определение концептуальных и методологических основ. Каждые 5–7 лет на основе анализа будут пересматриваться учебные программы и учебники. Регулярный пересмотр считается инструментом для необходимых и положительных изменений, а также целесообразной мерой, для того чтобы отвечать потребностям времени.
Научно-теоретической основой создания современной модели образования являются личностно-деятельностные и компетентностные подходы, ориентированные на реализацию концептуальных идей гуманистической парадигмы.
Реализация компетентностного подхода в содержании образования страны значима, так как показатели обучающихся на международных исследованиях TIMSS, PISA, которые определяют уровень функциональной грамотности обучающихся, сравнительно низкие.
Компетентностный подход включает в себя основной концепт деятельностного подхода – "учение через деятельность" и усиливает его требованием о том, что ученик должен уметь применять освоенные знания на практике. В содержании учебных программ будет усилен принцип интеграции предметов, разделов, тем. Так, в начальном образовании в содержании всех предметов отражаются единые сквозные темы. В основной школе обеспечиваются горизонтальные и вертикальные межпредметные связи. В старшей школе осуществляется профилизация через интеграцию предметов и содержание учебных программ. Интеграция на всех уровнях будет осуществляться на основе STEAM-подходов.
STEM-подход является расширением и модификацией интегрированного формата личностно-деятельностного и компетентностного подходов в контексте требований инженерно-технологического тренда системы образования, т.е. инновационной составляющей новой парадигмы развития данной сферы.
Реализация на практике новой методологии образования, личностно-деятельностного, компетентностного подходов и интегрирующий их инновационный потенциал STEM-подхода предполагает трансформацию содержательно-методических основ школьного образования.
Содержание образования нацелено на формирование предметных, метапредметных и ключевых компетенций выпускника школы.
Совершенствование содержания образования предполагает снижение учебной нагрузки на обучающегося, упор на академические знания, развитие функциональной грамотности, ориентацию содержания на развитие навыков и компетенций с учетом потребностей обучающихся, повышение эффективности обучения по естественно-математическим предметам на основе STEM-подходов, а также усиление воспитательного компонента на основе национальных ценностей и культуры казахского народа. В содержание образования будет интегрирована концепция "Адал азамат", которая берет свое начало от учения Абая о "Совершенном человеке", озвученная Главой государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана". Философскую основу среднего образования составит культурное и духовное наследие просветителей: Абу Насра аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда аль-Кашгари, Аль-Хорезми, Ходжа Ахмеда Ясауи и других великих мыслителей.
Государство поддерживает широкий выбор направлений обучения в средней школе. В ГОСО будут определены необходимое количество обязательных учебных часов и разные направления вариативного компонента. Вариативный компонент будет увеличиваться постепенно по уровням среднего образования. При этом школа через расширение автономии обеспечит раннюю профилизацию и выбор обучающимися собственной образовательной траектории, индивидуального профильного направления.
Будут внесены изменения в ГОСО, предусматривающие интеграцию элементов искусственного интеллекта в содержание образования (с формированием критического мышления, информационной и компьютерной грамотности у обучающихся).
Также будут учтены социальные и этические последствия применения искусственного интеллекта в образовании, проведен анализ возможности использования для оценки эффективности учебных программ среднего образования.
В целом структурные основы действующего ГОСО, учебных планов и программ сохранятся. Вносятся изменения в содержание целей обучения и ожидаемые результаты по учебным предметам. В ГОС начального, основного среднего и общего среднего образования пересматриваются ценности, которые будут интегрированы в систему целей обучения и долгосрочный план по реализации типовой учебной программы каждого предмета. В содержании будет усилен акцент на реализацию полиязычного образования, обеспечение поэтапного и уровневого усвоения казахского, русского и иностранного языков.
С целью повышения качества изучения казахского языка, а также для быстрого вхождения детей, не говорящих на казахском языке, в учебный процесс, в школах на экспериментальной основе планируется внедрение программы раннего погружения в казахский язык. Программа апробирована на базе Интеллектуальных школ, разработаны учебники и учебные материалы.
В учебных программах предусматриваются дополнительные часы на повторение и закрепление учебного материала по предметам в рамках вариативных часов. Все типовые учебные планы и программы пройдут обязательную экспертизу и апробацию до их внедрения. Программы будут внедряться поэтапно.
Так, в школах с казахским языком обучения первоклассники изучают "Казахский язык", во 2-м классе в программу включается "Русский язык", в 3-м – "Английский язык". В школах с русским языком обучения в 1-м классе изучают "Казахский язык" и "Русский язык", с 3-го класса добавляется "Английский язык". Основным принципом обучения является развитие четырех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Обучающиеся 5-8-х, 10-х классов вне зависимости от языка обучения будут сдавать экзамен по учебному предмету "Казахский язык", в 10-11-х классах вводится дополнительно 1 час на изучение предмета "Английский язык" с делением на группы, что позволит свободно владеть казахским/английским языками обучения.
Будет проработан вопрос по введению отдельного учебного предмета "Мировая литература" с 5-го по 11-й классы в школах с казахским языком обучения.
В содержании учебной программы предмета "География" будет усилен казахстанский компонент. В целях совершенствования содержания школьного исторического образования в учебных программах по предметам "История Казахстана" и "Всемирная история" будут пересмотрены хронология, периодизация исторических фактов и сведений.
Преподавание предметов ЕМН реализуется через содержание учебных предметов "Естествознание", "Математика", "Алгебра", "Геометрия", "Алгебра и начала анализа", "География", "Биология", "Физика" и "Химия". При этом основной задачей является формирование у обучающихся навыков и компетенций, основанных на междисциплинарном, творческом, проектном подходах к обучению, сохранении преемственности, расширении и углублении знаний о естественно-математических предметах, усилении межпредметной связи.
В содержание учебного курса "Глобальные компетенции" для 5-9-х классов включен раздел "Безопасность жизнедеятельности", который направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, сохранение индивидуальности, права на личную жизнь и неприкосновенность, защиту от буллинга и насилия.
Предмет "Начальная военная и технологическая подготовка" будет переименован в "Начальную военную подготовку". В содержании учебного предмета будут усилена практическая часть, увеличено количество часов на изучение раздела "Основы безопасности жизнедеятельности".
Программа основной средней школы будет направлена на предпрофильную подготовку и продолжение обучения в колледжах или старшей школе. В старших классах будет осуществляться профилирующее обучение с использованием часов на предметы вариативного компонента типового учебного плана для обеспечения профессиональной ориентации выпускников школ.
Разработанные Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина учебные программы пройдут поэтапную апробацию и внедрение. На основе систематического наблюдения за процессом реализации учебных программ будут осуществляться мониторинговые исследования и проводиться широкомасштабные консультации с педагогической общественностью до и после внедрения учебных программ. Это позволит разработчикам определить суть проблем и области для их улучшения.
Организациям образования будет предоставлена самостоятельность в выборе инноваций через внедрение лучших отечественных и мировых практик, разработку и внедрение вариативных программ.
Внедрение инновационных способов преподавания предметов реализуется через электронные платформы для педагогов и обучающихся, что приведет к цифровизации всего учебного процесса.
Содержательные платформы, качественные учебники и учебно-методические комплексы, использование электронных ресурсов в учебном процессе позволят последовательно и системно развивать навыки по формированию у обучающихся функциональной грамотности, обеспечат наглядность, доступность, индивидуальность материалов, самостоятельность школьников.
Во всех классах будет 100 %-й охват инвариантных предметов цифровыми учебниками, имеющими мультимедийный (аудио, видео), интерактивный контент и функции с элементами геймификации.
Все школы получат доступ к платформам с качественным цифровым интерактивным обучающим контентом и оцифрованными школьными процессами. При этом цифровой контент пройдет соответствующую экспертизу.
Будут уточнены цели обучения и образовательные результаты, разработаны новые педагогические инструменты и обновлены педагогические практики с использованием цифровых технологий на базе результатов исследований.
В информационной системе будут обеспечены доступность управления учебным процессом, информации об учебных достижениях и обратной связи родителям, объеме изучаемого материала, наборе тем по предметам, домашних заданиях, данных педагогов и др. Безопасность участников образовательного процесса в цифровой среде станет первостепенной задачей.
Данные по учебным достижениям обучающихся будут агрегированы в Национальную образовательную базу данных путем интеграции с системами управления обучением (LMS) и электронными журналами для обеспечения историчности, полноты, неизменности и защиты персональных данных обучающихся. Данный подход обеспечит возможность для анализа и улучшения образовательной траектории ребенка.
В результате повысится конкурентоспособность обучающихся, усовершенствуется учебно-воспитательный процесс, снизится нагрузка на детей, педагогов, повысится качество образования в целом.
Процесс разработки и тиражирования учебников и УМК передан в конкурентную среду. В результате используемые учебники и УМК разработаны авторскими коллективами, формируемыми издательствами. Государство регулирует качество учебных изданий через обязательную экспертизу и одобрение альтернативных учебников, а также через предъявление и проверку обязательных требований к структуре и содержанию учебников и УМК и процедуру внутрииздательской экспертизы.
Внедрение альтернативных учебников в начальных классах позволит повысить вариативность образования и качество учебников в ближайшие годы.
Для повышения качества учебников будет проработан вопрос внедрения электронных платформ экспертизы содержания образования и по выбору учебников педагогами.
Внедряется система ранней профориентации школьников для выбора будущей профессии. В результате внедрения должности "педагог-профориентатор" в школах более 4 тыс. педагогов-профориентаторов приступили к своим обязанностям и обеспечивают комплекс действий по выявлению у школьников склонностей к определҰнным видам профессиональной деятельности. Педагоги-профориентаторы будут консультировать родителей и обучающихся по вопросам региональной и национальной структуры экономики и перспектив развития, массовых профессий и востребованности в специалистах региона и страны в соответствии с атласом профессий, возможностей поступления в колледжи и вузы по выбранным направлениям, доступности разных видов грантов. В случае непоступления в колледжи и вузы профориентаторы информируют о действующих программах и проектах поддержки молодежи.
Для работы педагогов-профориентаторов будут разработаны методические рекомендации, определены концептуальные основы развития профориентационной работы в организациях среднего образования. Будет выстроена система непрерывной профориентационной работы среди обучающихся, учитывающая психологические, социальные, экономические и другие аспекты. В учебных программах будут предусмотрены ранняя социализация и профессиональная ориентация обучающихся и получение первичной профессиональной квалификации на уровне старшей школы. В программу подготовки педагогических кадров бакалавриата и магистратуры будет включено профориентационное направление.
Развитию интеллектуального потенциала детей и выбору будущей профессии будут способствовать сетевые школы, которые реализуют единую специализированную общеобразовательную учебную программу. Во всех регионах будут функционировать инженерные школы имени К. Сатпаева, IT-школы имени О. Жаутыкова, гуманитарные школы имени Абая.
Будут приняты меры для развития различных форм обучения, в том числе с использованием информационных технологий в рамках установленных правил. В школах будет организован индивидуальный подход в обучении, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся. Будет оказана особая поддержка слабоуспевающим детям. Планируется внедрение проекта "Цифровой учитель" по восполнению потерь знаний обучающихся с низкой успеваемостью, а также из социально уязвимых семей путем организации дополнительных занятий в режиме онлайн по основным предметам. Проект обеспечит реализацию адаптивной методики обучения через информационную систему с учетом индивидуальных особенностей обучения слабоуспевающих детей.
Повышению качества образовательных услуг в сельских МКШ, сокращению разрыва между городом и селом будет способствовать проект "Цифровая сельская школа". В рамках проекта сельские МКШ будут обеспечены востребованными квалифицированными педагогами, которые будут проводить уроки в дистанционном формате. Будет решен вопрос дефицита педагогов по предметам "Химия", "Физика", "Математика", "Английский язык" и др. Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина обеспечит методическое и методологическое сопровождение, Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" – подготовку педагогов для работы в цифровом формате. Значительно укрепится информационно-коммуникационная инфраструктура МКШ.
В целях повышения эффективности управления школой будет усовершенствована система внутришкольного контроля, где особое внимание уделяется повышению уровня профессиональной компетентности субъектов контроля, прежде всего за счет передачи контрольных полномочий заместителям директоров школ, методическим объединениям учителей. Разработано положение внутришкольного контроля с указанием цели, теоретических подходов, критериев оценки и методики обработки результатов. Постоянный анализ и оценка на основе контроля успешных результатов и недостатков по направлениям внутришкольного контроля позволят повысить качество деятельности управления школой и достичь высоких результатов. В вопросах повышения качества знаний детей будет использован внутренний ресурс каждой школы. Педагоги, кроме традиционных методик и приемов, будут применять методы "исследования урока", "исследования в действии", посещать уроки, предоставлять обратную связь, осуществлять совместное планирование и модерацию уроков и т.д.";
в параграфе "3. Развитие инфраструктуры и модернизация школ":
части первую и вторую изложить в следующей редакции:
"В целях решения проблем трехсменного обучения, аварийных школ и дефицита ученических мест к 2030 году планируется ввод 1,5 млн новых ученических мест.
В рамках национального проекта "Комфортная школа" в период с 2023 по 2025 годы будут построены 369 новых школ на 740000 ученических мест (в две смены: 2024 год – 461 тыс. мест, 2025 год – 279 тыс. мест).";
дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:
"Все школы будут обеспечены доступом к скоростному безопасному Интернету в соответствии с минимальными международными требованиями с использованием специального шлюза, с блокировкой потенциально опасного, "взрослого" контента. При этом Интернет должен быть доведен не только до населенного пункта, так называемая "последняя миля" должна быть проложена к школе, а в школе – развернута соответствующая локальная сеть. Школы будут обеспечены необходимым набором интерактивного оборудования в соответствии с особенностями организации образования и контингента учащихся.";
в направлении "3. Интеграция молодежи в обучение и на рынок труда":
заголовок изложить в следующей редакции:
"Направление 3. Техническое и профессиональное образование – ключевое звено подготовки рабочих кадров";
в параграфе "1. Обеспечение качественного и безбарьерного доступа технического и профессионального образования":
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Для обеспечения качественного и безбарьерного доступа к ТиПО продолжится работа по полному охвату желающих выпускников 9-х классов бесплатным обучением в организациях ТиПО по востребованным специальностям через увеличение объема государственного заказа на подготовку кадров с ТиПО до 150 тыс. мест к 2026 году. Также будет увеличена целевая подготовка кадров по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства (ежегодно более 10 тыс. абитуриентов), получением нескольких квалификаций в рамках одной образовательной программы. Помимо получения первой рабочей профессии будет рассмотрен вопрос необходимости бесплатного получения второй профессии, востребованной на рынке труда.
С целью повышения качества подготовки кадров будет проработан вопрос увеличения норматива подушевого финансирования ТиПО в два раза. Для поддержания сельских территорий, формирования кадрового потенциала в аулах и поддержки сельской молодежи будет налажена работа мобильных учебных центров ("обучение на колесах"). Работа центра предназначена для краткосрочной курсовой подготовки лиц, проживающих в сельских районах. Кроме того, эти центры будут обучать учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ в населенных пунктах, не имеющих колледжей.";
часть восьмую изложить в следующей редакции:
"Планируется разработка механизмов, позволяющих обучающимся с ООП приобрести профессии, востребованные на современном рынке труда, с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей. Продолжится работа по обеспечению равных условий и безбарьерного доступа для лиц с ООП.
К 2025 году планируется создать условия для инклюзивного образования во всех государственных организациях ТиПО.";
дополнить частью тринадцатой следующего содержания:
"Будет проработан вопрос мотивации победителей международных чемпионатов WorldSkills и подготовивших их преподавателей и мастеров, что позволит повысить престиж рабочих профессий и будет способствовать повышению привлекательности технического и профессионального образования.";
часть пятнадцатую изложить в следующей редакции:
"В колледжах будут созданы студенческие центры "Бизнес-стартап" для поддержки предпринимательских навыков и открытия собственного дела. Данные студенческие центры будут работать совместно с социальными партнерами и предоставлять студентам возможность реализовать собственные бизнес-идеи и молодежные стартапы.";
параграф "2. Модернизация содержания и повышение качества технического и профессионального образования" изложить в следующей редакции:
"Продолжится работа по методологической поддержке и сопровождению организаций ТиПО при внедрении стандартов WorldSkills в учебный процесс и разработке рабочих учебных программ, проведении профориентации, курсового обучения педагогов и демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills.
Продолжится работа по расширению академической самостоятельности в определении содержания образования и сроков обучения совместно с работодателями. В целях формирования единой информационной среды учета и качества образовательных программ продолжится работа по ведению реестра образовательных программ и совершенствованию процесса их экспертизы. На основе реестра образовательных программ будет сформирован Национальный портфель образовательных программ ТиПО с последующей интеграцией с цифровой платформой Национальной системы квалификаций. Национальный портфель обеспечит непрерывность обучения в колледжах и вузах, станет основой для перезачета ранее освоенных результатов обучения. Информация будет полезна для работодателей и желающих получить профессию, особенно в вопросах опережающей подготовки кадров с учетом развития экономики.
Продолжатся совершенствование и обновление образовательных программ, где будут предусмотрены модули, направленные на развитие предпринимательских навыков, ключевых гибких навыков (soft skills).
В образовательные программы будут внедрены дополнительные микроквалификации и (или) minor-программы на основе добровольности и выборности, позволяющие обучающимся осваивать квалификации в смежных областях, достаточных для выполнения отдельной трудовой функции. В этой связи отраслевыми государственными органами будет пересмотрена структура профстандарта с учетом декомпозиции профессии до квалификаций, включая микроквалификации. Государственный образовательный заказ будет размещаться в колледжах, которые реализуют образовательные программы на основе профессиональных стандартов (при наличии).
Продолжится работа по внедрению модульно-компетентностного подхода, позволяющего обучиться по востребованным навыкам в короткие сроки. Будут предоставляться возможности освоить один модуль по специальности либо получить микроквалификации в рамках краткосрочного профессионального обучения, пройти сертификацию и трудоустроиться. Подготовка кадров по краткосрочному профессиональному обучению будет осуществляться местными исполнительными органами.
Программы прикладного бакалавриата высших колледжей будут согласованы с профильными вузами для обеспечения перезачета академических кредитов и сокращения срока получения степени бакалавра в вузах. При этом уполномоченными гоударственными органами совместно с местными исполнительными органами будут приняты меры по развитию уровня послесреднего образования на основе международного опыта третичного образования с принятием соответствующих НПА.
Продолжится работа по совершенствованию кредитной системы обучения с учетом принципов европейской кредитной технологии.
Продолжится актуализация классификатора специальностей и квалификаций ТиПО с учетом требований работодателей и Атласа новых профессий.
В типовых учебных программах по общеобразовательным дисциплинам ТиПО будут решены задачи по формированию общей культуры личности, созданию основ функциональной грамотности обучающихся, адаптации молодежи к жизни в обществе. Обучающиеся организаций ТиПО будут участвовать в международных сопоставительных исследованиях PISA-2025, PISA-2029, направленных на определение уровня функциональной грамотности 15-летних обучающихся.
При трудоустройстве выпускников, в первую очередь, решающее значение имеют навыки и уровень квалификации молодого специалиста. В качестве дополнительного документа к диплому об образовании будет выдаваться карта компетенций выпускника. Карта компетенций выпускника отображает уровень профессиональной подготовки и владения теми или иными компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии.
Для работодателей карта компетенций выпускника станет шаблоном, представляющим детальные критерии оценивания достижения результатов обучения, освоенных студентами в рамках профессиональных компетенций.
Будут проведены инвентаризация колледжей и их профилизация. Это позволит сконцентрировать все академические и производственные мощности в отраслевых учебных заведениях.
Планируется объединять малокомплектные сельские колледжи с ведущими колледжами, совместно с социальными партнерами создавать современные учебные хозяйства и мини-предприятия в аграрной сфере, также стимулировать государственные заказы в этой области и поддерживать партнерство между крупными предприятиями и колледжами.
Будет продолжена работа по развитию отраслевых центров компетенций в колледжах как базы для формирования лучших практик на предприятиях региона и реализации профессиональных модулей опережающего обучения. Центры компетенций будут расширять доступ граждан к множеству квалификаций, переквалификации, неформальному обучению и развитию мягких навыков. Полученные компетенции будут подтверждаться центрами признания квалификаций. Те колледжи, которые обладают подобными центрами компетенций, смогут выполнять функции отраслевых центров повышения квалификации и переобучения действующих сотрудников предприятий. Этот подход соответствует принципу обучения в течение всей жизни.";
в параграфе "4. Повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций технического и профессионального образования":
часть первую изложить в следующей редакции:
"Прорабатывается переход к гибкой модели финансирования не только за счет государственного образовательного заказа, но и за счет доходов от реализации собственной продукции, произведенной колледжем, и средств от работодателей. Продолжится работа по укреплению МТБ государственных организаций ТиПО, в том числе за счет средств бизнеса. Колледжи будут модернизированы и оснащены современным оборудованием, в том числе за счет средств бизнеса.";
в параграфе "5. Цифровизация технического и профессионального образования":
часть пятую изложить в следующей редакции:
"Для широкомасштабного внедрения онлайн и гибридного обучения будут проработаны меры по модернизации цифровой инфраструктуры (обновление компьютерного парка, мультимедийных и интерактивных средств обучения, разработка систем управления обучением, проведение международной сертификации) и развитию цифровых навыков кадрового состава (сертифицированные тренинги). Онлайн и гибридное обучение повысят конкурентоспособность колледжей, будут способствовать мобильности и высоким результатам, а студентам сэкономить время и расходы, обучаясь на рабочем месте.";
дополнить частью восьмой следующего содержания:
"Продолжится работа по открытию 20 региональных IT-центров на базе современных колледжей. Планируется, что региональные IT-центры станут точками притяжения и зоной роста для высокотехнологичных проектов.
IT-специалисты, как технические специалисты, так и бизнесмены от цифровой индустрии, смогут пройти здесь обучение, прокачать свои компетенции.";
часть девятую изложить в следующей редакции:
"В результате принятых мер к 2030 году доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений ТиПО достигнет 89 %.";
в направлении "4. Защита прав и интересов детей, обеспечение условий безопасной жизнедеятельности ребенка":
в параграфе "2. Охрана прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей":
дополнить частью третьей следующего содержания:
"Будет усовершенствована система учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.";
часть шестую изложить в следующей редакции:
"Будет проводиться поэтапное укомплектование центров поддержки детей психологами, социальными педагогами и работниками. Будет установлен норматив штатной численности специалистов органов опеки и попечительства.";
в направлении "5. Воспитание нового поколения казахстанцев":
параграф "2. Развитие способностей ребенка по интересам через дополнительное (неформальное) образование" изложить в следующей редакции:
"Основная задача системы дополнительного образования – это предоставление детям более широкого спектра услуг для их всестороннего развития.
Поэтапное увеличение государственного образовательного заказа на дополнительное образование за счет МИО создаст конкуренцию между государственными и частными организациями, условия для расширения сети кружков и секций в шаговой доступности от места жительства детей, как в городах, так и в сельской местности, улучшит качество дополнительного образования детей. МИО примут меры по укреплению МТБ, оснащению современным оборудованием государственных организаций дополнительного образования детей, в том числе для создания безбарьерных условий для детей с ООП.
За счет размещения государственного образовательного заказа в частных организациях дополнительное образование детей станет доступным во внешкольных организациях, школах и частных организациях. До конца 2027 года будут построены не менее 100 новых крупных объектов для развития творческого и интеллектуального потенциала детей: дворцы школьников, станции юных техников, детские технопарки, музыкальные и художественные школы. Каждому желающему ребенку будет предоставлена возможность бесплатно посещать спортивные секции или творческие кружки, также по инженерно-техническим, IT-направлениям и программированию и др.
В дополнительном образовании для детей появляются новые направления (квантовая информатика, программирование, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, машинное обучение, финансовая грамотность, биотехнология и нейротехнология, космические исследования, астроинженерия и др.) и, чтобы отвечать изменяющимся интересам и потребностям обучающихся, необходимы определение и расширение направлений дополнительного образования, способствующих интеллектуальному развитию детей. Для расширения спектра услуг в сельской местности будет реорганизовано 87 музыкальных и художественных сельских школ в школы искусств с многопрофильной деятельностью. В сельской местности школам, имеющим соответствующую материально-техническую базу, будет присвоен статус организаций дополнительного образования и комьюнити-центров.
Введение уведомительного порядка о начале или прекращении осуществления деятельности для организаций дополнительного образования, получающих государственный заказ, позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг, обеспечивая соответствие требованиям, а также эффективно использовать государственные ресурсы и повысить ответственность внешкольных учреждений перед обществом за развитие детей.
Будет проработан вопрос создания единой платформы дополнительного образования, которая объединит различные образовательные программы и ресурсы в одном месте, что упростит поиск и обеспечит доступ к образовательным услугам для обучающихся и их родителей, предложит им широкий выбор образовательных курсов и программ.
Будет проработан вопрос внедрения норматива подушевого финансирования в системе дополнительного образования.
Наблюдать за развитием индивидуальных навыков и компетенций каждого обучающегося, его внеурочными достижениями и вовлеченностью в общественное движение, а также отслеживать активности, связанные с отдыхом и оздоровлением в период летних каникул, позволит создание модулей в Национальной образовательной базе данных, где будут отражены карта индивидуальных компетенций обучающегося с внеурочными достижениями и карта охвата отдыхом и оздоровлением в летний период.
Внеурочные достижения, зафиксированные в карте индивидуальных компетенций выпускника общеобразовательной школы, будут отражены в приложении к его аттестату об основном и общем среднем образовании. Данная мера будет демонстрировать широкий спектр навыков, интересов и достижений выпускника, которые не всегда могут быть отображены только через академические успехи. Это может помочь при поступлении в учебные заведения, трудоустройстве или подаче заявок на стипендии и конкурсы.
В период 2023 – 2025 годов в сельской местности, где создание крупных объектов дополнительного образования нерентабельно, планируется открывать комьюнити-центры или филиалы внешкольных организаций для обеспечения шаговой доступности детей к различным видам кружков и секций. Также планируется предусмотреть комьюнити-центры в рамках национального проекта "Комфортная школа".
В ближайшие три года планируются модернизация 193 внешкольных организаций, проведение капитального ремонта и оснащение МТБ.
В целях популяризации и дальнейшего развития дебатного движения среди школьников МИО будут разработаны региональные планы по обеспечению необходимых научно-методических, организационно-педагогических, информационных условий.
Школьные библиотеки будут трансформированы в дополнительные образовательные площадки с базой электронных информационных ресурсов, в том числе: коллекции оцифрованных документов, веб-сайты, веб-порталы и др.
Проведение анализа по определению образовательных потребностей детей, педагогов, разработка показателей и индикаторов, оценивающих качество услуг по дополнительному образованию детей, разработка образовательных программ, системное повышение квалификации педагогов обеспечат качественный уровень образовательных услуг.";
в направлении "6. Преумножение профессионального и культурного капитала педагогов":
в параграфе "2. Обеспеченность педагогами и модернизация педагогического образования в колледжах":
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Колледжи будут обеспечивать педагогов дошкольного образования, начальных классов, а также других некоторых направлений работы организаций образования. В организациях ТиПО будет осуществляться подготовка педагога-ассистента для психолого-педагогического сопровождения и оказания содействия в учебно-воспитательной деятельности обучающихся с ООП. Будет разработана современная модель подготовки педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, основанная на лучших международных практиках. Образовательные программы будут полностью соответствовать профессиональному стандарту "Педагог" и обеспечивать синхронизацию образовательных программ педагогических колледжей и вузов.";
часть шестую изложить в следующей редакции:
"Планируются усовершенствование подходов, актуализация содержания и программы обучения педагогов ДВО, особенно по тематике раннего развития и обучения детей. При организациях ТиПО, ведущих подготовку педагогов ДВО, создадутся ресурсные центры (центры компетенции) для обеспечения единства теории и практики в подготовке кадров. Будет проработан вопрос включения в перечень приоритетных направлений для присуждения международной стипендии "Болашак" специальностей сферы раннего развития детей.";
часть десятую изложить в следующей редакции:
"В соответствии с изменившимися реалиями и передовой образовательной практикой планируется внедрение "рамки компетенций педагога" – профессионального стандарта "Педагог", который станет единым ориентиром траектории профессионального развития педагогов всех уровней образования. Также в профессиональном стандарте "Педагог" для педагогов дошкольного воспитания и обучения, среднего, дополнительного, а также технического и профессионального образования будут предусмотрены нормы, акцентирующие внимание на развитии информационной и компьютерной грамотности по опыту Европейской рамки цифровых компетенций. С учетом профессионального стандарта будут разрабатываться и обновляться образовательные программы, проводиться процедуры сертификации и аттестации, обновляться содержание непрерывного профессионального развития педагога.";
дополнить частями тринадцатой и четырнадцатой следующего содержания:
"Основными показателями эффективности педагогических организаций ТиПО должны стать независимая сертификация выпускников и их трудоустройство по специальности. Независимая сертификация выпускников будет способствовать повышению качества педагогического состава и выступит важным инструментом для оценки их академических знаний и профессиональных педагогических компетенций. Право на работу в школе должно предоставляться только после получения такого сертификата.
Успешное будущее колледжа зависит от развития его кадрового потенциала. В вузах в рамках основной образовательной программы студентам будут предлагаться minor-программы и (или) микроквалификации по изучению методики профессионального обучения для получения достаточного объема компетенций, необходимых для работы в колледжах мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин. Студентам будет предоставлена возможность в рамках дуального обучения проходить производственную практику в колледже в качестве преподавателей специальных дисциплин или мастеров.";
параграф "3. Непрерывное профессиональное развитие педагога" изложить в следующей редакции:
"Актуальной задачей является дальнейшее продвижение парадигмы непрерывного профессионального развития педагога, когда каждый этап этого процесса (профориентация; педагогическая подготовка; школа; повышение квалификации) основывается на принципе преемственности и последовательном выполнении своих функций по профессиональному развитию педагога. В соответствии с новой парадигмой планируется углубление концептуальных подходов непрерывного профессионального развития педагога.
Планируется внедрение единого подхода к обеспечению непрерывного профессионального развития педагога с использованием цифровых решений.
На основе результатов тестирования будут разработаны специальные обучающие программы, направленные на углубление знаний педагогов в сложных или уязвимых темах, а также расширение их педагогической компетентности, которые будут доступны как в онлайн-, так и в офлайн-форматах.
Важно обеспечить возможность непрерывного профессионального развития педагогов, разработав разветвленную сеть их регулярного взаимодействия как внутри школ, так и через межрегиональные и общенациональные площадки трансляции опыта лучших педагогов.
Содержание программ курсов повышения квалификации педагогов будет включать оптимальное соотношение предметных, психолого-педагогических, социальных, цифровых и других компетенций, необходимых педагогу для реализации всех видов педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог".
Будет пересмотрено содержание образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов для повышения профессиональной компетентности педагогов. Будут внедряться практико-ориентированные курсы повышения квалификации как основы формирования профессиональных компетенций. Также по предметам будут включены модули, предусматривающие изучение специфики преподавания в инклюзивной среде в рамках реализации всех учебных программ.
Повышение квалификации педагогов для работы в условиях инклюзивного образования будет осуществляться на основе принципа универсального дизайна обучения (умение применять дифференцированные задания, адаптировать учебные программы, организовать необходимую поддержку детям с ООП). Будут разработаны правила сертификации педагогов-ассистентов и программы сертификационных курсов (учет психолого-педагогических особенностей и потребностей детей, умение правильно организовать дифференцированную помощь, знание шрифта Брайля для детей с нарушением зрения, знание дактилологии для детей с нарушением слуха, знание специальных технологий для детей с аутизмом и др.).
Продолжатся работа по развитию компетенций педагогов через курсы повышения квалификации (предметные, IT-компетенции, инклюзивные и др.), трансляция лучших практик педагогов на межрегиональном и республиканском уровнях.
Для решения проблемы оттока начинающих педагогов из профессии будет продолжено обучение наставников и лиц с педагогическим образованием, не работавших по специальности и не преподававших длительное время (3 года и более). Эти меры обеспечат решение проблемы потребности в учителях.
Методическая работа в организациях образования тесно связана с профессиональным развитием педагога. В этой связи организациями, занимающимися повышением квалификации, продолжатся посткурсовая поддержка и методическое сопровождение организаций дошкольного и среднего образования. Посткурсовое сопровождение будет выстроено на основе "исследования урока", "исследования в действии", что позволит усилить профессиональное взаимодействие педагогов и фокус на росте академических достижений обучающихся разного уровня успеваемости. В результате методическая работа, направленная на качество образования воспитанников и обучающихся всех уровней, будет связана с качеством деятельности педагогов и обретет постоянный и непрерывный характер.
Будет проработан вопрос трансформации деятельности методических кабинетов. Будет пересмотрена деятельность областных методических кабинетов с возложением на них функций учебно-методической и научно-методической работы как составной части непрерывного профессионального развития педагога и улучшения качества образования. В этой связи методические кабинеты будут работать под руководством Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина. Методическим кабинетам (центрам) будут предоставлены необходимые условия и приняты соответствующие меры для качественного выполнения поставленных задач, в том числе право участвовать в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ.
Продолжится проведение курсов повышения квалификации для методистов государственных организаций образования. Целью курсов является ознакомление с приоритетами государственной образовательной политики, новшествами и актуальными тенденциями в образовании, а также развитие навыков для оказания качественной методической поддержки.
Повышение квалификации педагогов будет осуществляться не менее одного раза в три года организациями, соответствующими утвержденным характеристикам качества в рамках внешней оценки качества курсов повышения квалификации, на основе прозрачности и четких индикаторов эффективности обучения педагогов и основываться на парадигме "обучение на протяжении всей жизни". Будут внедрены требования по подтверждению качества организаций повышения квалификации через прохождение международной аккредитации/сертификации.
При этом линейка форм профессионального развития педагогов будет расширяться на основе запросов самих педагогов и требований профессионального стандарта "Педагог", приоритетов образовательной политики на страновом и региональном уровнях. Это означает, что педагог будет совершенствовать свой профессионализм не только на курсах повышения квалификации, но, в первую очередь, в педагогической среде, через взаимодействие внутри коллектива, исследования уроков, модерацию, обратную связь, путем улучшения ежедневной практики преподавания, а также в ходе обучения на тренингах, семинарах, мастер-классах различных организаций.
Будут обновлены действующие программы повышения квалификации, разработаны новые образовательные программы. Планируется разработка программ на основе исследований, определяющих индивидуальные потребности руководителей организаций среднего образования по развитию лидерских и управленческих компетенций, с привлечением тренеров бизнес-школ.
Особенное внимание будет уделяться внедрению инновационных практик профессионального развития школьных коллективов на основе общешкольного подхода ("Whole school approach"). Это позволит достигнуть общего целостного понимания инноваций и передовых образовательных практик, поддержки внедряемых методик на уровне руководства школ.
Международные исследования академической успеваемости обучающихся демонстрируют успешность применения форм внутришкольного развития педагогов. Это предполагает взаимное обучение и обмен профессиональным опытом. Такие практики получат свое дальнейшее распространение для повышения качества обучения и роста профессионализма педагогов.
Качество образования неразрывно связано с качеством менеджмента организаций образования. Поэтому будет реализован прорывной проект по созданию республиканского кадрового резерва директоров школ.
Будут созданы широкие возможности для карьерного роста талантливых молодых педагогов, заместителей руководителей организаций образования. Программы обучения будущих директоров будут включать в себя практические кейсы и задания актуального характера. В результате ежегодно будет формироваться республиканская база данных резервистов, доступная для региональных органов управления образованием для привлечения в качестве руководителей и заместителей организаций образования.
Будут организованы зарубежные стажировки для руководителей и педагогов организаций образования в рамках международной стипендии "Болашак".
Будет также создана республиканская база данных высокопрофессиональных педагогов для формирования штата вновь создаваемых организаций образования и восполнения кадрового дефицита. Этой базой смогут пользоваться родители для получения дополнительных образовательных услуг для детей.
В ТиПО будут пересмотрены формат и структура курсов повышения квалификации в сторону большей практико-ориентированности и обучения в условиях реального производства, стажировка в ведущих учебных заведениях и на предприятиях, менторство и другие формы самообразования.
Также будут обновлены образовательные программы курсов повышения квалификации с учетом потребностей рынка труда, профессиональных стандартов и стандартов Worldskills.
С целью формирования качественного состава педагогов и руководителей колледжей предоставляются возможности "бокового входа в профессию" (PGCE), тем самым будут приняты меры по привлечению преподавателей специальных дисциплин и мастеров с производства. Соответствующие условия труда и гибкая система оплаты обеспечат приход и закрепление в профессии.
Формат аттестации будет учитывать специфику педагогов общеобразовательных дисциплин, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Квалификационная оценка предусматривает специфику и профиль специальности по отраслям.
С целью повышения эффективности деятельности организаций образования и качества образовательных услуг, обеспечения эффективного использования профессионального потенциала и управленческого опыта руководителей продолжится ротация первых руководителей государственных организаций образования. Ротация проводится для руководителей, проработавших в одной организации образования 7 лет.
Для обеспечения прозрачности и устранения коррупционных рисков планируется полностью автоматизировать процедуры приема на работу и аттестации педагогов.
Все эти меры в целом станут основой для совершенствования и повышения уровня профессионализма руководителей организаций образования, педагогов и как результат – повышение качества образования на всех уровнях.";
в направлении "7. Обеспечение качества образования на системном уровне":
дополнить частями восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой следующего содержания:
"Для распространения успешных практик на всю систему образования предлагается дальнейшее развитие Национальной системы оценки качества образования (далее – НСОКО). Требуется систематизировать в ней действующие механизмы оценивания и определить результативные способы ее улучшения.
Важен общий подход к оценке качества образовательных услуг на всех уровнях, необходимо уменьшить разрывы между внутренними и внешними видами оценки, интегрировать процессы обучения и социального развития детей. Для этого все участники образовательного процесса должны действовать совместно ради достижения цели – роста конкурентности человеческого потенциала.
Структурными элементами НСОКО в зависимости от источника, сферы применения и цели оценки являются внутреннее и внешнее оценивание, в том числе международное.
Ключевой составляющей НСОКО может стать аккредитационный орган как независимый механизм обеспечения качества.";
в параграфе "1. Система внутреннего обеспечения качества":
часть первую изложить в следующей редакции:
"Воспитание и обучение ребенка от рождения до достижения им пяти (шести) лет осуществляются в семье, дошкольных организациях, центрах развития детей.";
часть третью изложить в следующей редакции:
"На уровне ДВО дошкольные организации и предшкольные классы организаций среднего образования обеспечивают качество освоения типовой учебной программы, разработку и применение вариативных и дополнительных методик и технологий.";
часть шестую изложить в следующей редакции:
"В процессе мониторинга ведутся наблюдение за развитием детей дошкольного возраста, оценка сформированности навыков и умений у детей в соответствии с возрастными особенностями с последующим внесением педагогом корректирующих действий в план работы. Уровень сформированных умений и навыков отражается в индивидуальной карте развития ребенка.";
часть восьмую изложить в следующей редакции:
"Переход на критериальное оценивание эксперты ОЭСР оценили как позитивный шаг на пути к модернизации системы образования в целом. Будет продолжен процесс его систематизации и дальнейшего развития, для качественной и объективной практики оценивания в классе будут разработаны и утверждены единые подходы, устанавливающие набор требований и руководств для педагогов. Формативное оценивание выполняет формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции, определяет соответствие достижений обучающихся целям обучения согласно учебной программе.";
часть двенадцатую изложить в следующей редакции:
"Таким образом, результаты ВШК будут иметь большое значение в определении соответствия оценок образовательных достижений обучающихся, поставленных педагогом, реальным полученным знаниям и степени обученности детей. Будет усилен контроль качества проведения итоговой аттестации в школах.";
в параграфе "2. Система внешнего обеспечения качества":
часть третью изложить в следующей редакции:
"На уровне ДВО внешняя оценка включает независимую оценку посредством государственной аттестации и добровольной институциональной аккредитации, которые в том числе включают опрос родителей.";
дополнить частями шестой, седьмой и восьмой следующего содержания:
"Добровольная институциональная аккредитация позволит обеспечивать и заявлять высокий уровень предоставления услуг. Аккредитация дошкольных организаций будет проводиться независимыми национальными или международными аккредитационными организациями. Аттестация и аккредитация будут осуществляться на основе признанных стандартов и регламентов по трем ключевым направлениям: качество организации образовательной среды, качество педагогического процесса, качество результата.
Будет создана система гарантии качества дошкольного образования, включающая определение уровня подготовленности педагогов, допуска взрослых к работе с детьми и созданных условий для раннего развития детей.
Таким образом, будет сформирована комплексная система независимой национальной оценки качества дошкольного воспитания и обучения.";
части седьмую и восьмую изложить в следующей редакции:
"Проведение МОДО для обучающихся 4-х и 9-х классов позволит определить уровень освоения учебной программы и функциональной грамотности обучающихся. Также для обеспечения реализации мер по достижению более высоких результатов школьников в национальных и международных исследованиях качества образования процедура МОДО будет аккредитована сертифицированным центром. Таким образом, МОДО будет признанным национальным инструментом оценки качества образования. Обновленный МОДО будет проводиться с привлечением независимых экспертов национальным координатором, определяемым Правительством Республики Казахстан. По итогам МОДО будут определены целевые школы с низкими результатами в разрезе регионов для принятия точечных и адресных мер поддержки.
По результатам МОДО будет проводиться комплексный анализ, Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина совместно с методическими кабинетами будет оказана методологическая помощь организациям образования с выработкой рекомендаций по улучшению качества образования. Целевым школам потребуются кардинальные меры, чтобы изменить свои результаты. Поэтому для них будут установлены сроки от одного до трех лет, чтобы повысить качество образования. Педагоги данной школы пройдут тестирование по предмету, методике и технологии преподавания, знанию психологии и возрастных особенностей детей. Также будут организованы посещения уроков учителей и их анкетирование. Эти процедуры необходимы для выявления потребности педагогического коллектива в повышении квалификации.";
дополнить частью двадцатой следующего содержания:
"Составным элементом системы обеспечения качества ТиПО станет независимая оценка результатов обучения выпускников через систему признания квалификаций. При этом ответственность колледжей за подготовку кадров будет повышаться через признание квалификаций их выпускников по регулируемым профессиям. Необходима актуализация перечня регулируемых профессий с техническим и профессиональным образованием.";
дополнить частями тридцатой, тридцать первой и тридцать второй следующего содержания:
"В школе будет развиваться культура долгосрочного планирования, важным компонентом которой станет Программа ее развития. Она включает меры по улучшению системы управления, вовлечению педагогов в управление школой, достижению ключевых показателей эффективности. Программа также будет предусматривать профессиональное обучение педагогов, модернизацию инфраструктуры, качественное преподавание и обучение, а также связь между школой и сообществом.
Для повышения качества образования будет проработан вопрос создания опорных и магнитных организаций образования, образовательных округов.
Также планируется разработать гибкую финансовую модель для сферы образования. Она будет включать дифференцированный бюджет, обеспечивающий финансирование в зависимости от потребностей организаций образования, а также предоставлять автономию в распределении средств для более гибкого реагирования на изменения в образовательных приоритетах. При этом расходы, направляемые на поддержание материально-технической базы государственных школ (пристройки, капитальный и текущие ремонты), будут финансироваться за счет средств местного бюджета.";
в параграфе "3. Формирование культуры качества и академической честности":
часть вторую изложить в следующей редакции:
"Непрерывное совершенствование культуры качества достигается посредством обеспечения качества на всех этапах и процессах деятельности организации образования. Неотъемлемым компонентом культуры качества будет выступать культура академической честности. Будут разработана политика академической честности на всех уровнях образования, определена ответственность за еҰ нарушение обучающимися, педагогами, администрацией учебных заведений и другими участниками процесса.";
дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:
"На основе данных, собираемых через электронный журнал, планируется разработать многоуровневую систему отчҰтности о текущем оценивании
с использованием принципов "умной аналитики". Это позволит отслеживать уровень прогресса в качестве знаний на разных уровнях в режиме реального времени, сопоставлять результаты внутреннего школьного и внешнего независимого оценивания, выявлять закономерности и формировать дальнейшую образовательную политику на основе этих данных.
Использование цифровых технологий и возможностей искусственного интеллекта будет направлено, прежде всего, на создание качественного контента, условий для персонализированного обучения и оценивания, совершенствования образовательного процесса с учетом потребностей каждого учащегося, учителя и организации. Искусственный интеллект будет применяться для эффективного управления организациями образования на основе анализа и прогноза данных.";
в разделе "6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты":
в части первой:
подпункты 4), 5) и 6) изложить в следующей редакции:
"4) оценка качества школьного образования по результатам теста PISA (по математике средний балл: PISA-2022 – 430 (уровень 2), PISA-2025 – 435 (уровень 2), PISA-2029 – 445 (уровень 2); по чтению средний балл: PISA-2022 – 392 (уровень 1а), PISA-2025 – 396 (уровень 1а), PISA-2029 – 406 (уровень 1а); по естествознанию средний балл: PISA-2022 – 402 (уровень 1а), PISA-2025 – 433 (уровень 2), PISA-2029 – 443 (уровень 2);
5) доля сельских обучающихся, преодолевших пороговый уровень функциональной грамотности по результатам международного исследования PISA (PISA-2025: математика – 45 %, чтение – 25 %, естествознание – 47 %; PISA-2029: математика – 46 %, чтение – 26 %, естествознание – 48 %);
6) доля обучающихся, преодолевших пороговый уровень функциональной грамотности по результатам международного исследования PISA (PISA-2025: математика – 54 %, чтение – 38 %, естествознание – 56 %; PISA-2029: математика – 57 %, чтение – 40 %, естествознание – 57 %);";
подпункты 10) и 11) изложить в следующей редакции:
"10) доля школ, охваченных высокоскоростным Интернетом (2023 год – 55 %, 2024 год – 80 %, 2025 год – 90 %, 2026 год – 100 %, 2027 год – 100 %, 2028 год – 100 %, 2029 год – 100 %);
11) количество введенных новых ученических мест (2023 год – 137000, 2024 год – 535000, 2025 год – 329000, 2026 год – 160000, 2027 год – 160000, 2028 год – 160000, 2029 год – 160000);";
подпункт 14) изложить в следующей редакции:
"14) доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания организаций ТиПО (2023 год – 70 %, 2024 год – 79 %, 2025 год – 81 %, 2026 год – 83 %, 2027 год – 85 %, 2028 год – 87 %, 2029 год – 89 %);";
подпункт 18) изложить в следующей редакции:
"18) количество созданных центров компетенций, соответствующих международным отраслевым требованиям (стандартам) (2024 год – 8 единиц, 2025 год – 9 единиц, 2026 год – 8 единиц);";
подпункт 20) изложить в следующей редакции:
"20) доля воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей данной категории (2023 год – 16,4 %, 2024 год – 17,0 %, 2025 год – 16,5 %, 2026 год – 16,0 %, 2027 год – 15,5 %, 2028 год – 15,0 %, 2029 год – 14,5 %);";
подпункт 27) исключить;
подпункт 29) изложить в следующей редакции:
"29) доля организаций образования, прошедших процедуру государственной аттестации, от количества организаций образования, подлежащих аттестации (2023 год – 35 %, 2024 год – 65 %, 2025 год – 85 %, 2026 год – 100 %, 2027 год – 20 %, 2028 год – 40 %, 2029 год – 60 %).";
пункт 5 части второй изложить в следующей редакции:
"5. 89 % выпускников организаций ТиПО востребованы на рынке труда.";
План действий по реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан |
О. Бектенов |
План действий
по реализации Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы
№ п/п | Наименование реформ /основных мероприятий | Форма завершения | Срок завершения | Ответственные исполнители |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ИКТ | – | информационно-коммуникационные технологии |
АО | – | акционерное общество |
США | – | Соединенные Штаты Америки |
РПП "Атамекен" | – | региональная палата предпринимателей "Атамекен" |
НПП "Атамекен" | – | Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" |
МОДО | – | мониторинг образовательных достижений обучающихся |
МОН | – | Министерство образования и науки Республики Казахстан |
СОР | – | суммативное оценивание по предметам за раздел |
НСОКО | – | Национальная система оценки качества образования |
ООН | – | Организация Объединенных Наций |
МСКО | – | Международная стандартная классификация образования |
МНВО | – | Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан |
МЗ | – | Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
ООП | – | особая образовательная потребность |
МТСЗН | – | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан |
МИО | – | местные исполнительные органы |
ОВПО | – | организации высшего и (или) послевузовского образования |
ЕМН | – | естественно-математическое направление |
ВУЗ | – | высшие учебные заведения |
ВВП | – | валовой внутренний продукт |
НАО | – | некоммерческое акционерное общество |
МФ | – | Министерство финансов Республики Казахстан |
МО | – | Министерство обороны Республики Казахстан |
МКИ | – | Министерство культуры и информации Республики Казахстан |
ДО | – | дошкольные организации |
ГЧП | – | государственно-частное партнерство |
ГОС | – | государственный общеобязательный стандарт |
ГОСО | – | государственный общеобязательный стандарт образования |
АДГС | – | Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы |
МТБ | – | материально-техническая база |
ДВО | – | дошкольное воспитание и обучение |
ВШК | – | внутришкольный контроль |
НИШ | – | Назарбаев Интеллектуальные школы |
АОО "НИШ" | – | автономная организация образования "Назарбаев Интеллектуальные школы" |
НПА | – | нормативный правовой акт |
УМК | – | учебно-методический комплекс |
МП | – | Министерство просвещения Республики Казахстан |
РЦ | – | реабилитационный центр |
МПС | – | Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан |
ПМПК | – | психолого-медико-педагогическая консультация |
КППК | – | кабинет психолого-педагогической коррекции |
БНС АСПиР | – | Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан |
РГП на ПХВ "РНПЦЭСО" | – | республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования" |
РГУ | – | республиканское государственное учреждение |
СОЧ | – | суммативное оценивание по предметам за четверть |
ТиПО | – | техническое и профессиональное образование |
МЧС | – | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан |
МТС | – | Министерство туризма и спорта Республики Казахстан |
НАО | – | Национальная академия образования |
НОБД | – | Национальная образовательная база данных |
МНЭ | – | Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
МЦРИАП | – | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
МКШ | – | малокомплектная школа |
МВД | – | Министерство внутренних дел Республики Казахстан |
МЭ | – | Министерство энергетики Республики Казахстан |
МЭПР | – | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан |
ОЭСР | – | Организация экономического сотрудничества и развития |
ЮНЕСКО | – | The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization |
ЮНИСЕФ | – | United Nations International Children’s Emergency Fund |
ECERS-R | – | Early Childhood Environtment Rating Scales-Revised |
ICILS | – | International Computer and Information Literacy Study |
IT | – | Information Technology |
LMS | – | Learning management system |
NEET | – | Not in Education, Employment or Training |
PGCE | – | Postgraduate Certificate in Education |
PIRLS | – | The Progress in International Reading Literacy Study |
PISA | – | Programme for International Student Assessment |
STEM | – | Science, Technology, Engineering and Mathematics |
STEAM | – | Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics |
TALIS | – | Teaching and Learning International Survey |
TIMSS | – | Trends in Mathematics and Science Study |
_______________________________